автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы целостного процесса музыкальной подготовки режиссеров театрализованных представлений в вузе культуры
- Автор научной работы
- Зотова, Людмила Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Педагогические основы целостного процесса музыкальной подготовки режиссеров театрализованных представлений в вузе культуры"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО ЬРШ-ГОГО ■ ГСШ71,АРСТВЕ11НЬ^: ПНОТи^Т
РГ8 ОД
На. по&эах ъуногкол
ЗОТОВА. ЛЩЙША аШШШйРОВНА
ШДАГОЕВДЁСКЙЗ ОСНОВЫ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА МУШКМШСЙ подготовь; РЕЖИССЕРОВ- Ш1РА.Ш20ВЩ&Х ЛРЕДСТШЕМШ В КШ ШЕЫШГ -
13.00.05 - теория,, методика и организация культурно-просветительной деятельности
; А В ТО РЕ ФЕЕ АТ диссертации яа соискашш ученой степени.' кандидата педагогически наук
:: Д.::. Москва - 1993 •
Работа Енполненг ка яайедре педггогот 'В пезгелопкЕ о
еснеого Еястнгуте. культура
Московского скена Трздогсго • Красного 5ек:гяс государ!
лаучниг руководитель -
кацдгс&т педагопгческЕх наук, доцент ,- Н#К..БахяаноЕа
ойацз1адьгае оплояенхы -
Эедукся. организация - -
доктор дедагсггче сипс наук, ггрооессор- П.А.Черзатнк
заэдздат педагогических наук - А.В.Кшжшц
Санкт-Летербургский государст-
ВвНЯКл 2НСГ2ТУГ КуЛЬТуТЫ .
Зщота состоится '7^" МлэЛрА 1593 г. в/У^л
часов
на заседанги спациализироваяного совета К.092..07.01 ш присуждения ученой степени кандидата наук в Московском ордена Трудового Красного 5шкени государственном институте ^тьтури по адресу: 141400, Московская область, Химки— 6, ул.' Библиотечная, 7. '..
С диссе,ртадис£ ^огаю ознакомиться в. научной библиотеке института. . , ,
Авторгфер&г разослан "/5" Ост&ФрЛ*1993 года.
Учет.. секретарь сЕе^&сн^цро^аннсгэ совета
. кагшщат. педагогических наук, доцент ^. /^-¿-'¿С-/ ''Ь.Я.Петрова
/
ОВШАЯ хлрлк1Ъ?1:"Т;:КА пссх:ША^:й
Актуальность исследования. Социально-зкокогАЧчаокис ftföO<5-разования в России обусловливают необходимость повышай* ^фиктивности деятельности учреждений культуш.
Духозное обновление общества, воарозушие нациокшькых традиций, яагодкнх праздников усиливают социальную знача,'.ость деятельности регассбров театрализованных представлений делают проблему совзрвенствоваяпя их подготовка весь.'.« актуапкой.
Оанако, анализ практики показывает наличие оукист2£шй.'Х противоречий в организация этого процесса: тду характером учебкой деятельности и реальной профессиональной деятельность*) режиссера »еатрачизоэаншх представлений: теоретической под- .. готовкой, недостаточно ориентированной на профессионал ыае за» дачи, и практической,'- не отрашизй в полной мере MHoroKOiMö« яенгную деятельность режиссера; Спетемныи использованием &на-ний й "разязеенлостьа" их. усвоения по разным учебным дисциплинам.
Таким образом, наругается единство обааго и про^ессаонаяь« ного развития личности будущего специалиста.
Указанные недостатки относятся и к музыкальной' подготовке студентов данной специализации, Огоутстяйв в настоящее грен« ее обоснованной концепций еувйствекко виааае* йффектгЕносгь профессиональной подготовки pesaeeepofl ^еатра-шзованшх представлений в вузе культур«.
Степень научной разработанное?« .проблему, Вопросам организации учебно-воспитательного процесса а.высзэй кжоле как целостного, системного посвящены расчет Ю.П.Аогроза.Ю.К.Бабан-ского.В.С.Мльина, В.З,Краевского,Б.А.Сластенина,
Важное значение для разработки нреолш культур но-яроезз-тптельного образования. имеют исследования Д.^Гаш-ина, Т,Я.Баклановой, А. Л ,1ар*сша, 3. И, Закутокого, А., В, Каме нца, А. О, Каргина, Ю.А.Стрзльцога,
Вопросы музыкальной подготовки студентов з вуза культуры на примере музыкальных специализаций и. отдельных музыкальных . дисциплин рассматривают В.Г,Кузнецов, Ю.А,Лагутин,Л» А,Чариатак,
При изучении литература по резиссурс театрализованных представлений, профессиональной подготовке специалистов а втой области мы опирались на работы А,И,Мазаа£л,Б.Н.Петроал,Л-В«?и-х0Мирова,В,А,Триадского,Г,И,Черного,А,И,Чвчв1ика,Й,Г.№.ровва,
о
— I* —
Музыкальной подготовке студентов данной специализации ло - • свякеш исследования Д.М.Марголкна.З.Ы.Лензока.В.Р.Кнопка, М.В.'Ололяшшкова.
Следует отмстить, что проблема музыкальной подготовки режиссеров театрализованных представлений как целостный процесс специально не исследовалась, что и обусловило ее выбор.;
Объест исследования: музыкальная подготовка режиссеров театрализованных представлений в вуза ::ультуры.
Предмет- исследования: организация целостного процесса . . музыкальной подготовки режиссеров театрализованных представлений в вузе культуры, .
Цель исследования: разработать педагогические основы целостного процесса музыкалькой подготовки режиссеров театр али-зован-шх представлений .в вузе культура.
Задач?. исследования: :
' I. Провести теоретический анализ проблемы музыкальной .подготовки режиссеров театрализованных представлений.
2. На основе анализа профессиональной, деятельности режиссеров театрализованных представлений выявить специфику их музыкальной подготовь в вузе культуры.
3. Определить систему уровней музыкальной подготовленности студентов данной специализации.
. 4. Разработать содержание музыкальной подготовки режиссеров театрализованных представлений в вузе культуры, ' ■
5. Апробировать специально разработанную методику музыкальной подготовки студентов-режиссеров театрализованных цред- ■ стаЕланий. ..."•■■'"''
■ Гипотезой исследования является предположение о том, что эффективность мугыкальной подготовки режиссеров театрализованных представлений в вуза культуры возрастает при условии: I - соответствия модели музыкальной подготовки модели музыкальной деятельности режиссеров данной специализации, что обусловливает необходимость специальной организации учебной музыкально-образовательной, музыкально-актерской и музыкально-режиссерской деятельности студентов; 2 - организации музыкальной подготовки й&к цэлосгного процесса, обеспечквавдегося взаимодействием трех подсистем: организационно-педагогической, ооциально-пеяхо-яогаческой, пснхолого-Еедагогической в условиях не только па-
раздельного, но п "аккордного" изучения ирод?.: ^тоз спецгал::-зацли ( "Режиссуры к актерского .тастерспза", "Музыгс: в театрализованном предстяэ.текии'*, "Искусства зиучазго сло;а","Ллас-такк", "Хореографии" и др.); 3 - использования специальной методики, осногаякой на синтеза искусств в лроциссе г/угиклль-ко-образовательной, .чузнкальлс-актерской и »фэнкалько-регис-серской учебкой деятельности.
Методологической основой диссертационного исследования послуzil.i;i классичз окне представления о един с та с сознакяял. деятельности, духовном развитии индивида, самоценности хаз-дой личности, рола чувственного в познании, в частности, работы Л.С.Екготского, Л.Н.Леонтьева о .развитии личности; идеи русских мыслителей; Н.А.Бердяева - философия позааяид себя; B.C.Соловьева - взгляда насбщай смысл .искусства и нравственнув миссию художника; Н.О.Оедорова - о русской национальной традиция использования синтеза искусств а обучены!; пифагорийская система "мусическогэ" воспитания.
Теоретической осново* исследования являются:
1) деятельностаый подход к обучанЕо, предаолагаюздй -формирование заняла, умений, навыков и профессионально ваг-ннх качеств личности специалиста а процесс-; специально организованной учебной деятельности (Я.Ф.Талызина);
2) целостный подход, ооеспечивагеий единство обвей и профессиональной подготовки личности специалиста (й. П. Азаров). Использованы теоретические разработки комплексного исследования "Совершенствование общей и профессиональной подготовка специалистов в вузе культуры", проведенного яа кабедрз , педагогики и психологии Московского института культура (Н.К.Бахланове.,1.И.БеЛяеза, К.К.Грнгорян,А.А.ЧзршЕов;Т.Г, Бортнихова, А.А.УаЯор,Н.Н.Яро2вшсо). '
Методы исследования состояла з следутеш: ; : - теоретический анализ психолсго-педагогаческой, музыкально-. педагогЕчзской, иснусстзоводчвокой литературы,, работ по проблемам культурно-просветительной деятельности, регшееуры теат~-рализованках представлений;
- анализ учебных планов и учебных программ на специализациях: "Pexsccep гаубккх массовых представлений", "Организатор массовых праздников","Pesmcoep театрализованных представдаккк"; ..
— анкетирование преподавателей а студентов Московского к s:у-.
. дентсв Минского институтов культуры;
- беседы о преподавателями Московского и Ленинградского шаштутоа культуры, резассеради-драктиками;
- изучай» срофоссиоаальяо-педагогичвского одата преподавателей предотов специализации;
- кабдщенке за едзыкадьной подготовкой режиссеров театрали-зоэацдах представлений m предметах специализации; 'Текцссу-ре к актерском мастерстве", "Искусстве зэучаи^го слова", "11;:а':такз","ХореограЛ:ш","%зы1'.е в театрализованном представлена"
ошгтно-экслержеетальяая работа;
- педагогически? эксперимент.
На первом отапе исследования (1973-1985 гг. У проводк-ллоъ на&гадения за ходок профессиональной подготовка студентов ка]?едры 'TesKccypa театрализованных представлений" Московского института культуры, где автор работает в качестве старшего, преподавателя. В этот период определялись место и-ролл музыкальной подготовки в профессиональном обучении будущих режиссеров; формулировались рабочая гипотеза, задачи к обитай закксел исследования; разрабатывалась теоретическая модель музыкальной подготовки режиссеров театрализованных представлений (содержание,методика) в вузе культуры,
Ка втором этапе (I9S5-J992 гг.) проводилась опытно-экс-пери/анта^ьная г,або^а, педагогдчзский эксперимент.
В эмпирическом исследовании было занято 190 студентов <140 - дневного отделения культурно-просветительного факультета Московского института культуры специализации "Режиссер
------------ ----------------театратазэваших представлений" и 50 - заочного отделения .....
названной специализации) в течение всего периода их обучения: на днегном отделении'с I по IY курс, на заочном -с I по У курс. Кроме того, 231 человек ( преподаватели и студенты Московского и студенты Минского институтов культу-, ры) участвовал? в анкетировании, 133 студента - в письменных опросах о вышиванием специально разработанных заданий.
Научная новизна к теоретическая значимость исследова-;;г.я закачается в разработке педагогических основ целостного процесса музыкальной-подготовки режиссеров театрализованных представлений в вузе культуры:
-' на основе анализа црс*ессиояальяой деятельности решс-сера театрачпзоваяшх представлений выделена ее структура, вкяичаххдая кузыкакьну», музчкальнс—актегскую и кузикально-ре-Епссерскуго деятельность и составлявшие их коьшонгкта; .
- определеш структура, содержание а кетодяка учебной музыкальной деятельности студентов саецислиз.-цда: "Ре:;:пссер театрализованных предста2ла»шЯ"; _
- создана модель музыкальной подготовки студентов данной специализации. В .разработанной модели реализовано единство деятельностного к целостного лсдлОдое, предполагающее ровагаю з процессе специально организованной учебной деятельности организационно-педагогических, соп^алько-псдологических Е..псгасолого-педагспгчесгсих комнокзнтоз целостного процесса;
- определена система уровней музыкальной иодготовлешгос-ти-студентов-рветссеров: музыкально-образовательный, музыкально-актерский и &;уэд>:эльно-реаиссгрскЕй ( кагдаЯ из уровней вкеет.три педурезкя: эяекентарннГ:, средний, высокий);
- разработана •орпга.чалыхе учвбяс-срофессаояальныс задания, основанные на использовании синтеза искусств. .
Практическая значимость исследования состоит 2 тогл.что разработанные и апробированные э ходе ассяе,;;оэаяпя педагогические основа целостного процесса музыкальней подготовки ре-гиссеров театрализованных представлений внедрена з практику общения студентов специализации "Режиссер театрализованных представлений" я Московском институте культуры;
- создана программа нового курса "%знка в театрал::;зов?!шом представлении", которая используется, .та дневном и заочно« отделениях Московского института культуры зри подготоькз сту-даятов-региссеров театрализованных представлений-г
- издано и используется в учебном процессе методическое пособие "Режиссура з актерохоо мгастзретво. кущ^а ч тз?.тра?ь;-зоаанном представлении",отражающее авторски методику кузакаль-кой содготозки студентов данной специализации; .
- внедрена в учебный процесс Косковского института культур*. Ыоскозского Колледкз .Современного Искусства, Театрал7)яого ли-цйя (при МКСИ) оригинальная авторская мэтоднка музыкальной подготовки студентов-режиссеров;
- апробированы и внедрены в учзвный процесс Московского ш$сти-
~ G -
. туга культуры на специализации "Режиссура театрализованных.. предстязленяй" учебно-профессиональные задания ( музыкально-офазовательннй, музкхалыю^ктерскиа,- кузикаяьно-решссер-скпе); .
- разработанной автором исследования проект 'врограша. по музыкальном! коопзтаяию учяшхса русской гимназии аклотен в реиомендгтеяьную уюяцешцс:, адресована?» создателям русской национально" школк.
Апдэбацил результатов исследования проводилась нарез публикации яаучно-йгтодг.ческях материалов, Основные полсиге-ш:я дпспзтп'алиь бил:; изложены из XIX научной конференции (Москва, -гчрлль К33 г.), на научной конфереациа'а Московском институте культура (1387 г.), ка областной научно-практической конференции в Куйбыаезском институте куя мура (1987 г.), 'Экспериментальная методика апробировалась в цикле сов-кестетх учебных занятий со студентами Московского и Ленинградского институтов культуры (март-декабрь 1989 г.); в по;сазат9лш« уроках для заведующих кайедр культуры речи и преподавателей инотитугоа культуры России на уровне взоамс-дойствйй предметов специализации м%а:ка в те атрализеванном представлении" и "Искусство звучашго слова" (1903 г.).
На семинаре директоров икол России ( февраль 1993 г.) продемонстрирована методика музыкального воспитания учшдях-оя русской гимназии.
На зь.щту выносятся пологе¡шя, харАктервзугш» систему взгляде? автора на музыкальную подготовку рвааосеров те-атралагованш.ч представлений в вузе куяьтуры, в том числа:
1. модель музыкальной подготовка реаиссерой театрата----
зеванных представлений в вуов куш-утю долгана соответствовать модели ах профеоеиональной деятельности и включать в себя: музь«шно-обрезогательиую,. музыкально-«йстерскув и дазйкально-реапссерскуа учабнуэ деятельность,
я. 'Куа:кнльлуй подготовку рекиезеров театрализованных представлений следует отроить кр.к целостный процесс, обес-нечивашкй едркстэо обйзго и аоо-|вйсиоаяяшого развития Лйч-ко;уи будущего опечатаете, что требует организации и взаимосвязи трех ссдопотем vrt-ro процесса: оргайизационно-йедаго-Гдчеекой, социально-асахолопг1есяой и психолого-педагогической при параллельно« я "ьх&рдяш"' азучеяиа кредитов едэ-'
цналязацки.
3. Эффективность музыкальной подготовки режиссеров "о-атралазозаяних представлений возрастает при условии использования специально разработанной методика, соноваяной ка синтезе искусств и оркектярогашо.': 25?. формирование целостной личности сткентг-рехнесага.
Цель и задачи исследования определит структуру диссертации, которая состоит из введедая, двух глав, заключения, списка литератур" и приложений.
СТРУКТУРА И ОСНОЗНОЗ СОЕЗГОШ ДИССЕРТАЦИЙ
Во введении диссертации обосновываются актуальность проблему цель, методология, методика и организация исследования, его научная новизна, теоретическая к практическая значимость.
Первая глава "¡¿уз^кальаая подготовка реетссеров театрализованных представлений в Бузе культуры как, целостный процесс" состоит из двух параграфов. В первом параграф обсуа-дается теоретические проблема музыкальной подготовка релепо-сероз театрализованных прсдстззяенкй, проводится анакиз вспхолого-педэгогической, музнкяльно-педаг с*.'кч5сг.с?1, культурологической, пскусстгоЕедпеск'оИ литературы, работ по вопросам подготовки специалистов л вузах культура.
Исследователи отмечают сутщствупстз противоречия 2 учебно-воспитательном процессе.июлей .школы, в чпсткоста: несогласованность реальной практической деятагъносги специалиста и подготовкой к этой деятельности з вузе, отсутствие' едлнех-' ва мегду теоретической а практической подготовкой студентов.
'Для яреодолегаот противоречий в уче^но-воспитателт :юм процессе вуза предлагается совершенствовать техчулогкчеекке основы его оргакяаяцая '(В.Л.Кусаанич), » топ числе, макск-тяъяо приблизить учебнуа деятельность студеитоа ч СудушоЙ фесопояалькой деятельности посредством профклирогалия содгр-гашя,- форм, методой обучения (Н. К,Бактаяоиа,3,А.Решпч>ва); пршззять игроЕЬ'о (А.А .Вербицкий,З.К.Чарвггля-
г.о); кспользогать учебюкгфоеессаоязльдае, задавая, способ-стлушке форг'ированиэ у 'студеиго? яроЗелекоагдыш: нотшгоэ деягеяькрс¿и (м.и Д^енко.ЛД.Кзндабович),.
кссяедователей подчеркивают значение органиазцви кегличностяих отношений в учебно-воспитательном процессе (А.Е.До«5роЕкч, 3.А.Кан-Калкк), профессионального общения в ооу :: •::: .
Значительная часть учешх видит возмокность совершенствования учебного процесса в усилении внимания к формированию духовно-личностных качеств» воспитанна целостной личности специалиста (д.С.Лихачев,З.Г,?ааникоа).'
Наиболее перспективной, на наш взгляд, является концепция полостного подхода к подготовке специалиста (Ю.П.Азаров), . позгодяг;гал обьадапдть- ред направлений совершенствования учабно-гаспятат^льиого процесса в вузе, реализувзая единство обзеп и профессиональной подготовки студентов, благодаря, единству трех подсистем: органкзацконио-педагогической (ка-®ерЕа.-|ьно-техкпчеогез правовое обеспечение учебно-воспитательного процесса; учебные пяаны, программа, содержание, форкы.и метода обучения); соцаалько-психологпчесхсой (систе- •■' та откошеячГ! к миру, себе, свое": профессии, .ладям; ушшш и кавыки общения); психолсго-педагогической ( индивидуальнс-психологические и профессиональнее качества личности).
. Деятельнсстний подход предполагает формирование системы знаний, умений,навыков и профессионально в алых' качеств личности специалиста в процессе специально организованной учебной деятельности, в процессе решения задач, которые требуют этих знаний, умений, навыков и качеств личности.
Анализ профессиональной деятельности режиссера театрализованных представлений позволил выделить три ее вида: — ¿гузакадьяую,,.музыкально-актерскую имузыкально-региссерскую. •— В этом- специфика' деятельности релшесера данной специализации.
В процессе профессиональной деятельности решссер теат-. рализов'аяных- представлений является не только ретассероы-постановщаком, но и сценаристом представления, автором его музыкальной драматургии, Важной з этой деятельности являвтся конструктивно-драматургическая функция, шявлярдая суть профессии при создании оригинальной форма и содержания представления с использованием музыки как части содержания и как . главной моатаккой единицы.
Специфика деятельности релсассера театрализованных пред-
Ьтавлегшй, его Функций во многом обусловлены синтезом ;лузн-ки, .слога, движения и др., так как зк ыуслгя, кп сдочЬ, нл дви.т.е1Г«:е 2 представлен не пслользуате;: изолированно длу/ от друга. Уто требует практического взаимодействия пг.сд>ж?оз специализации ("Регмсеура и -питерское уястерссво", и«узкг? в театралпзогакнои предо-тавлеили", "искусство з'зуча^'го' слоза", "Пластика", "Хореография") в процессе про ресспскальной подготовки студентов. & предположите, что "вчздренне" музыки в основные предмета специализации позволит преодолеть разрыв ме-ду' музыка! ьной я профессиональной подготовкой, оудат '. способствовать единству .общего и профессиональногб развития специалистов.
Второй параграф посвяпен специфике музигчльяон додго-товкн рекяссеров театрализованных преде?:* -'лекий, обусловленной спецификой их профессиональной дея-ел ыгссти. Сравним практическую деятельность театрального у. .«услначького регдгс-серов с деятельностью регпссера театрализованных предстаало-гг/.-:':.
У театрального ре:л:ссера ость пьеса, у иузщялкгого -партитура. ¡^^.офссспбкадгняя деятельность вкдзчзвт: знакомство с пьесой ' партитуро£)-возкикно?'е;ке загасла -его вошки® кие. \
' У ренкссера театрализованных предст&мгвап?. деятельность прикцрпи&чьно другая: замысел-создание партитуры-гоисцете. Специфика'ее в том, что рзглссер сги сочпняст ь;узыкая»яу» драматурга» (партитуру) представления на основе собственного сцеларно-региссерского закндла. :
Анализ профессионально!: деятельности репкссера театрализованных представлений'позволил наметить следующую структуру и содепавяке музыкальной подготовки студентов:
- музыкально-образовательная учебная деятельность (элементарная музыкачьно-тзоретачвская, анализ музыкальных произведений, даркхирова.кне, воральная, инструментальная);
- музыкально-актерская учебная деятельность ( вокальная: соло, ансамбль, хор - в драматических отравках; номерах, гппзс-дах; музыкально-словесная, музикальнс-пластическая:, музыкально-хореографическая, инструментальная);
- мугшшлько-регжссерекая учебная деятельность ( муси~
галько-сце паркая, уузккадьно-слове екая, мугикалько-пластиче с-кая, ;,:узь:ка'- г.не-хореограгкчз с хая, ЗЕукоре.тлссарская, «узналь-
Е соответствии со структурой учебно?. музыкальной деятельности урозки кузккаяьисй подготовленности студентов раесыатри-вается как музыка-ьно-обрасовательниЕ, г.<узикаяьно~актерскиЙ к 1!уз:гл:-^нс-ре™.ссегси1£, Кандай из уровней имеет три подуровня: ьлемоктар средний, гасокай.
мугикэдьной подготогка регзгссеров театратазовая-я:х гр'.'дгсрлекий в эуг-е кулмут-и когшт бить представлена в следувсвк виде ( Оа, схему 1,' I).
"/ щ б пая. аг ^. ПОДГОЮВКН \ Кузнкально-ооразова-тельная деятельность ¡¿у^кально-актерская деятель-кос ть Музикаль-яо-резко-серс^ая деятельность
От'? оацио нно-п едаго-гкческая подсистегд ( те/яслогяя - Т ) ■ *2 т3
Соц1' гс! ьно-пс ::хологи-ч-ч скак подске тс на ( отнотекня - 0 ) .,,,............'Г,,, °2 - °3
ПсЕХолого-ведагох-ачес-кая подсистема ( личность - Л ; ^ - ¿2
Савка I. Модель кузижиыюа подготовь рс;;;!ссет!оа тевт-рзлкзовг.лшх лтядставле-нхк з нусе культура
0р?а'кз!цщо!!яо-педкгогзче.с1ая подсистема (технология ~Т) Цслоегкого процесса ; узикалькой подостовкк вкяачав*' освоение технолога ¡(з-ягкельяо-обраговатадьксЕ деятельности (Т^, му-сачиьчо-иа-ерскс?. деятельности ( к музика.тьяо-реайссвр--
.•$к«*-й дсст^лжсств ( Х3). . '
Соц::^гл;!хо-чс1с;ологкчсская подсистека (отношения- 0) предполагает ^гмиросачце отлссзкк!? будущего саецетт/ота в процес-
и музакалыю-региссорской (Од) уччбной делтсдлкос?::.
Псахолого-аедпгоглчаокая поделстекл (лтглоеть - -1 },г.'плп-В5&Ш1 цель» и результатом целостного процесса 1-/сиу-.-,ьг^Л подготовки, вкяа'-тае? воспитание качеств личности с ту.:;. : эта в уолоршас муалгаяьно-ойрааова^'Злькой { Л* '» ¡саакальгю-йгг:* с кой ( Лз ) я кусакакьда-реллссгрсхой (Л0) учебно?, дея^е.тз-нсста,
3 предлагаемой модели процесс »угикальисй под-о-гедгл режиссеров театрализованных преде таг: л« ш;Г. в вузе 1-.у.тьтда ■ ограничивается традиционно пгакятой , кой, а вклкгсавт еще муггп-яльяо-як'герску» а мус&калкю-? серсную деятельность, Прк^то!.: ка-дай вид деятел-л-о^ги ¡г^д-полагазт фогчйлровакяа кошоде.пог трек групп целостного процесса (оргаш:Ж1;!ОКйОппедагсг5Г!еск11Х,соц5:д.,1ыю--пс::хслог.:чос-ких и психолого-педагсгических),
Во зюрой главе днееврта.'ка . "Оргышлция целостного процесса музыт'аи:гоЛ подготовка рог:!ссероэ театратазоваших представлен э вуг.е ху-ьтуры" азлохвя ход :: гвпультатк ричеокого асследозатш. Первый параграф по^ря^п оиределззге» содарсгнкя музпкатьноГ; подготот: студенте*? дла:ой опецпали.'Зй-шш. Излагается анализ результатов бесед с пгопсдякг«,ш,:: сГ-едри режиссуры театрализованных представлен:!1. Московского института культуры, ремсоерамд-праттакк, студента® дневного я заочного отделений Козковского, Леикшгредского п Минского институтов культуры, найладвЯЕй за деятельностью ройлесеров, со<5отвеиного озлта по созданий мужкадымй дралатугпш театр&тязовйшш предо ляле №$, гжгхоитх л уст--них опросов режиссеров тездр&гког'ОДЦх предотчазекзЕ, ош'.тяо-зкеперт,ментальной работы.
Адаляз отязтоа ка вопрос "Ё чей »иегдазтел специфика дэятелькэотп рз:гиссера театра-лзоланшх -тггоп";:^" цо?-
золия сделать швод о 'том, что по ¡палате студеятагяг «пецк&пш профессии гаяпсат ст их участи.-: р лр-.ктячееко? доямльчлгдн е возрастает к старгаа: курсам.
То? Лчкт, что 'Ш' н одной ответе ; опрочм-. £3* ^..гот^г ) 2 определении саедСики профессиональной деягелакэоит .сора театралхзойакныу аредот&пло аяБ но наат.'? м?-»т,чт. '••го пуда--кагь.чрл де.цельность, асд'.'Вврддает ичгр »о азос'-.
гго^еосколалькой ка:равленности, профилирования" содерт и;;-: иуз^калыго?. подготовки студентов • к вклзчьгдзх з наго в 'соответствии со структурой куз1тальяЫ: деятельности ре.".:ссерч театратезог-акнпх пгедстпглеяп2 музакально-образо-.»гсельно?., музигетльно-вктерской п му^ыкатьио-ре^кссерскоВ учебно:' деятельности.
;'о::рое о содержании ку^кплъкоР: подготовки будуют ре-аяссеров оказался трудам не только для студентов/ но к-для преподавателей и региссеров-практиког, что свидетельствует, о его объективной алогщости. Аяал::з ответов та этот вопрос позволяет•сказать, что больпая чаэть опрошенных (53,4£) от-да:от предпочтение -технологическим основа.'.: организации со-дйрглния- кукляльной подготовки студентов-резиссеров; на втором '.«ста группа (30.6;»), которая считает глав.щм в содержанки- ¿орккровзяие. зздсгздуальних к пройесоионалышх. качеств личности будущего режиссера; на третьем месте самая уаг/чпеле ннач группа ( 7;» )- гыдетяе? нрофессиональше отно-иения. Ответа всех трех групп не. содержат целостного подхода к организации содержания кузнкяльной подготовь стузентов-региссеров театралкзог&гних представлений:. '.'
'¿мпирическое исследование выявило вагность включения
• в содержание, 'наряду с технологией кузпкально-образователь-ной деятельности, технологии музикатько-актерской ( куза-кадьно-слогесная.^знкальнс^-шгастическая.музцкшгьно-хореог-'
•рафачестал, вокальная,инструмента*ьная) и муэдкальжнреяис-серской (:зк кал ьно-драматургиче с кая, ку эй кат ько-р ече в ая, му. зыкальногптастичоская,кузас'аладот-хорерх^.^ческая, музыкаль- ' но-органазаторская, звукогегпссерская) учебкой деятельности;'"■" отнозоязй: г процессе указанных видов деятельности к системи цеяе направле нного формирования кндивидуазьйс-психологпческйх и профессионально вяенкх качеств личности будущего режиссера, то есть, целостного подхода к организации содерглния муза-
• кально'/. подготовки'студентов.
•Проведенная оаытко-зкеперимеятатьная работа позволит диссертанту разработать программу нового учетного курса . пузика в театрализованном представлении" для студентов спе-' циализации "Региссура театракизованнкх представлений". Ода • :шеет. трк раздела: история кузюя в театрализованных пред-
ставлениях, музыка да, компонент театрализованного представления, методика использования музыки я театрализованном представлении.
Традиционно содержание музыкальной подготовка студентов-реяиссеров театрализованных предсуазлений вкадчяло ыуааиад*-но-образовательлу» учебную деятельность ( выполнение элементарных музыкально-теоретических заданий, анализ музыз:агыих произведений, дирижирование; вокальные и инструментальные упражнения ).
Б ходе опктно-зксперикентялькоС работы музыкальная под. готовка студентов, зангкаэзихся по экспериментально-"! прсгрс»®» не ограничивалась только музыкально-образовательной деятельностью при изучении курса "Музыка в театрализованном представлении", а включала такте музыкально-актерскую и кузькяль-но-ре-лссерскуто учебную деятельность, которая осуществлялась в процессе изучения основных предметов специализации, ¡-то обеспечивалось единством действий педагогов, вздутах профессиональную подготовку студентов. Таким образом в профессиональной, подготовке была реализована специфическая особенность профессиональной деятельности реглссера театрализованных представлений, обусловленная синтезом кузыки-слова-дви-гения и др.
Экспериментальная музыкальная подготовка будущих режяссе-ров включала выполнение специально разработанных заданий: музыкально—слове сных.му зыкал ыю—пластических, музыкально—хореографических, музыкально—драматургических, му зыкал ьно-юргаки-заторских,авукорвЕиссерскад.
В ходе опытнс-экспериментальноЯ работы для формирования музыкально-актерских умений выла выявлена необходимость включения а качестве учебного материала - народной пески (обязательного жанра театрализованного представления и массового праздника). Работа показала, что использование русской народной песни ('древнерусского канта, православной молитвы) помимо выполнения задачи освоения национальной музыкальной культуры и традиций народного праздника, вызывает профессиональный интерес, активизирует учебную деятельность студентов, что в целом способствует повышению "эффективности профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений.
«.го подтверждает ка~е предположение о необходимости вкяв-чекпя э сслег-'-а-гле профессиональной подготовки студентов данной спец.чрлззации изучения национальжх ¡."'гп-алькых традиций народного праздника, кузикально-культовых ттлдиций.
Во тторок параграфе описана методика музыкальной подготовка рсгл'СоероЕ театратазовачшх представлений в вузе культуры, при разработке которой ш использовали идеи построения • "от учегска'ЧЗ.Г.Рагкиноа); "погружения" в учзбнвй материал (Г.Л.^дг-йгородскоя); систему алгоритмов -в музыкальном обучена (Д.^.игородяоа) при единстве деятелькостного и целостного подходов.
3 педагогическом эксперименте участвовали студенты дневного отдаления культурно-проенетительяого факультета Московского института культура специализации "Репк^сура теат-радизоезжох представлений" -2 учебных группы (по 20 человек к каздей), эксперикенталыая и -асатрольная.
ЫатеггА-ом констатируалего зкоаерикёнта аослугшш результата _ вступнтелыггх экзаменов. Эясперпместальная и контроль- ; .чая группа били состаэлеш такки образа;.:, что в экспериментальной - только 20' студеатоа. имело довузовскую кузакадьяу» подготовь,а в контрольной -количество студентов с довузовской музыкальной подготовкой било а два раза больше-60^.
Организация' музыкальной подготовят студентов контрольной групп: традиционно ограничивалась продетом "Музыка в театрализованном представлении" г. вкяачала лекции и цракти- : ? чесхие музикааьяо-образовательяае задания.-Цель такой подготовки - обеее музыкальное развитие студентов,, позтоьту и ке^ тодика обучения а этой группе была направлена' на организации мук:к?лш>-образоватэльяо2 учебной деятельности и специально нз связывалась с подготовкой на предметах специализации.
3 экспериментальной группе ставилась цель- обеспечить единство общего и профессионального развития студентов, что потребовало включения в процесс музыкальной подготовки будущее реаассероа, наряду с музыкально-образовательной, музыкально- ,. актерской и' кузыкпльно-регзссерской' учебной деятельности. Все три вида деятельности осуществлялись на основных предметах специализации прг выполнена« специально разработанных задаю«: ' музыкально-речевых (на предметах пузика я театрализованной • ••••*,
представлении" л "Искусство звучащего слова"), уугикал-мго-еде нарных (на предметах • 'Кузнка в театрализованном пгедптг.в~енип" и "Сценарное мастерство"), музыкально-гпастпческих в театрализованно:.: представлении" "Пластика"), «узикалъпо-хореографпческих ("%зака в театрализованном прсдетазлеяге" и "Хореография"), З1л-:сльн0-ангерских (з ггзтгалкзеванном представленкх" и "Актерское мастерство") и кузикалько-ре-гкссерских (" Музика а театрализованном представлении" и "Ре-яяссура театрала зованнах прегстав.сний").
Результаты контрольного эксперикента,•.•атеряалом для ко-• торого послугшш дплломнио работы студентов следуз;кле:
в контрольной .груше высокого .'.^жкпльно-ре.^ссерского ■ уровня достигло 10% студентов, средне го-25,1, на элементарном уровне осталось 55%, хотя довузовскую му-.птальнув подготовку в этой группе тлело в два раза больше ст;дектов,чен в экспериментальной; '
в экспериментальной группе высокого музыкально-режиссерского уровня достигло ВО/, студентов, средяего-^ЗЕ?', элементарного- 5% .сто говорит о более высоких результатах.
Эксперимент показал, что студента зкспериконтадьной группы в больпей степени овладели музыкально-рег-лссерскими зданиями,умениями,навыками. Б этой группе 9$ дипломных работ - это массовые представления, в том числе,' представления на открытой воздухе на нетрадиционных пловэдках - 40£,Дяи города-35^, фольклорные праздники- 102, выпускные вечера - 5%. 3 60^ дипломных работ экспериментальной группы музыкальное ро-иениэ выполнено на уровне музыкальной драматургия.
В контрольной группе чаае использовались касерше форук (60;' - устные журналы,30^- вечера-портретн, ГСй-детские празд-нихи). Музикалыгое решение дшшомнкх работ этой группы выполнено на уровне музыкального оформления, только в ЮД ( з детских праздниках ) есть музыкальная драматургия.
Таким образом, студенты экспериментальной группа продемонстрировали яе только более высокий уровень, но и более вк-сокое качество музыкально-режиссерской подготовки.
Результате педагогического эксперимента показа® эффективность разработанной црограьда 'и методики музыкальной подготовки режиссеров театрализованных подставлений в вуза культура.
м. —
*
£мпзрг.чвское исследование подтьердкло целесообразность разра-Сотзгшой модели музыкальной подготовки студектов-ре&иссеров, реалгзувеей Д8*яг8йьйост1Шй и цьяостный подхода.
Ь .заклятая содержатся заводу исследования и практические рекскевдзедш по оргшк&ации целостного процесса музыкальной подготовка режиссеров театрализованных представлений в вуье культуры.
СодерглкиЕ диссертецш отражено и следуших публикациях: 1.1.1уал,йлы!ое оформление шлюзиций // Колодеаиая естрада,-1035.- К 3.- 0.115-118.
2. Музыкальнее содержание клубных массовых представлений как фактор идейно-яраястьсаного ггспитшшя молодеа* // Теаиш докладов областной научно-практической конференции (3-4 февраля 1937 г.)- Куй&кей, 198?;- С.92-94. .
3. Ыушкаяьно~рСЕ2ссерокоо реаение литературной коиао задай-пс памятникам древнерусской литератур« // -бучащее слово Древней Руси,- Сог.Росоия.-1988.-С. ПВ-133.
4. Музыка в театрализованном представлении: Pad.nporpai.aia для студентов-заоч; гиков культ.-просвет.фак. (саец."Рекиссер театрализоааших представлений")/Сост. ;В.Г.Кузаецов,Л,3,Зотова.-М.$ ШЖ, 1930.,- 16 с.
В. Рекиссура и актерскоа мастерство.Музыка в театрализованном кр-здетавлекии: Мотод.рагработка для студентов I курса культ.-иросЕет.фак. (спец. "Рейиссура театрализованных представлений*.- М.:МРККД58Э,- 24 с.
О. Проект программы во музыкальному воспитанию учаяь-.ся рус-01.0?. гсш.нйяий // Русская школа. Создателям русской н&цк-.'^чальней школы.- М, .'Роман-газета, 1993,-С.50-53.