Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии

Автореферат по педагогике на тему «Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Лыкова, Рима Рафиковна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Челябинск
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии"

На правах рукописи

ЛЫКОВА Рима Рафиковна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ

13.00.05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

12 СЕН 2013

Челябинск 2013

005532807

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Литвак Римма Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Серегин Николай Васильевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой народных инструментов и оркестрового дирижирования ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия культуры и искусств»

Ивлева Любовь Дмитриевна, кандидат педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина»

Защита состоится 3 октября 2013 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 210.020.02 при ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 454091, г.Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а, ауд.206 (конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств».

Электронная версия автореферата размещена «30» августа 2013 г. на официальных сайтах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации: http://vak.ed.gov.ru и ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»: http://www.chgaki.ru Автореферат разослан « 30 » августа 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

Руссак Зоя Витальевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Кризисные явления в жизни страны затронули такие важные аспекты человеческой жизни как идеология, право, мораль, нравственность. В то же время высокая степень воздействия средств массовой информации на сознание молодого человека создала угрозу формирования ложных ценностей, упадка уровня социальных знаний и культуры у подрастающего поколения. В этой ситуации становятся важными вопросы, касающиеся социализации личности младших школьников, подготовка их к взаимодействию с социумом, к решению многоаспектных проблем личностного и социального плана.

Проблема социализации личности младших школьников становится одной из актуальных, приобретает современное осмысление и новые подходы к ее решению в таких важных аспектах, как жизненное самоопределение, самореализация. Социальное развитие ребенка немыслимо без освоения им культурного наследия. Важным средством развития этого процесса является общение и деятельность, течение которых наиболее интенсивно происходит в младшем школьном возрасте. Рассматриваемый возрастной период в соответствии с психологическим и физиологическим развитием организма является благоприятным для начала занятий ребенка в хореографической студии учреждения дополнительного образования детей. Психологи подтверждают, что в этом возрасте происходит активная адаптация ребенка к нормам жизни в социуме, закладываются основы его духовно-нравственной ориентации, формируются основы социального, гражданственного поведения, которые определяют в последующем характер трудовой, общественной и творческой деятельности младшего школьника.

Использование социализирующего и образовательного потенциала детской хореографической студии приобретает сегодня особое значение в системе дополнительного образования детей, деятельность которого нацелена на успешность рассматриваемого процесса, что подтверждается положениями Закона Российской Федерации «Об образовании», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. В этих нормативных документах подчеркивается значение дополнительного образования современных школьников не только как способа организации содержательного досуга населения, но и как совокупности средств приобщения детей к социокультурным ценностям общества, направленных на формирование у них коммуникативных, духовно-нравственных, эстетических и созидательных качеств личности, с помощью которых и происходит процесс социализации.

За последние годы проведен ряд исследований, в которых раскрываются научно-теоретические аспекты социализации школьников в условиях как общего образования (А. Г. Асмолов, И. Г. Бозина, М. А. Галагузова, Р. Д. Гера, Н. Ф. Голованова, А. Н. Нестеров, М. В. Никитаева, Л. Г. Пак, Н. Ю. Шепелева и др.), так и дополнительного образования детей (А. А. Ерамакова, Р. А. Канатов, А. В. Ли-повцева, Г. А. Наседкина, Е. Г. Семенова, И. В. Собянина, А. Н. Шобонова и др.). Отдельные аспекты социализации школьников затронуты в исследованиях, рас-

сматривающих деятельность хореографических коллективов: воспитание волевой устойчивости подростков (Н. В. Каневская, Г. В. Монохин), нравственное воспитание средствами хореографии (Л. Ф. Майстрова, И. Н. Щугарева и др.), творческое развитие личности (Е. Н. Домбровская, О. В. Опарина, Е. Н. Фокина и др.).

Подчеркивая диалектическую связь деятельности детских хореографических студий с профессиональным искусством, современные педагоги-исследователи обращаются к общетеоретическим основам хореографической подготовки, изложенным в трудах Н. ГГ. Базаровой, А. Я. Вагановой, Т. М. Дуб-ских, Р. В. Захарова, Ю. В. Никитина, И. В. Смирнова, Н. И. Тарасова, С. В. Устя-хина, Ю. В. Чурко и др. Специфика деятельности хореографических коллективов, вопросы формирования, становления и развития танцевальных объединений представлены в диссертационных работах А. Н. Бруснициной, Л. Д. Ивлевой, Г. В. Монохина, Р. С. Попова, И. Д. Сироткиной, А. А. Черноштана и др.

Приоритетную значимость в ходе нашего исследования имели работы М. А. Ариарского, Т. И. Баклановой, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, В. М. Рябкова, В. В. Туева, Н. Н. Ярошенко и др., в которых изучаются возможности социально-культурной деятельности по приобщению подрастающего поколения к социокультурным ценностям.

Несмотря на широкое освещение вопросов, связанных с социализацией личности, недостаточно рассмотрен процесс социализации младших школьников в деятельности хореографической студии, не изучены особенности влияния хореографии на процесс социализации обучающихся, не раскрыты механизмы педагогического обеспечения развития процесса социализации в хореографической студии, а также такие признаки этого процесса, как саморазвитие, самореализация детей в социуме. Не выявлены критерии успешности процесса социализации в условиях обучения танцевальному искусству. Проявление такой рассогласованности требует интенсификации внимания исследователей к данному процессу, что актуализирует исследуемую проблему.

Таким образом, в теории и практике педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии сложилась ситуация, характеризующаяся рядом противоречий:

- на социально-педагогическом уровне - между объективной необходимостью общества в воспитании социально активной и ответственной личности, успешно адаптирующейся в современном социуме и недостаточной реализацией социализирующих возможностей воспитательной системы хореографических студий;

- на научно-теоретическом уровне - между потребностью педагогической теории и практики в научно-методическом обеспечении процесса социализации младших школьников и слабой разработанностью соответствующих научно обоснованных содержательных организационно-педагогических условий рассматриваемого процесса;

- на научно-методическом уровне - между социализирующим потенциалом хореографической студии учреждения дополнительного образования детей и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы реальные возможности педагогического обеспечения, включающего содержание, технологии, средства и педагогические условия успешного развития социализации младших школьников в детской хореографической студии?

Названные противоречия и выявленная проблема обусловили выбор и актуальность темы исследования: «Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии».

Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить модель педагогического обеспечения процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии.

Объект исследования: социализация младших школьников.

Предмет исследования: развитие процесса социализации младших школьников средствами педагогического обеспечения в социально-культурной среде хореографической студии.

Гипотеза исследования состоит в том, что научно-методическое обеспечение будет выступать средством повышающим эффективность социализации младших школьников в детской хореографической студии, если:

— в качестве методологической основы решения научной проблемы использовать интеграцию системно-деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного и социокультурного подходов. Первый подход выявляет структурные компоненты процесса социализации в детской хореографической студии; второй — обуславливает формирование ценностных установок личности в системе социальных отношений; третий подход выступает ведущим при определении принципов организации процесса социализации; четвертый - направлен на выявление социально-культурного потенциала хореографических студий при осуществлении педагогического обеспечения социализации младших школьников;

— разработана и реализована структурно-функциональная модель педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии, представленная взаимосвязью целевого, инструментально-содержательного, функционального и аналитико-результативного блоков;

— эффективность реализации модели педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии будет определяться педагогическими условиями: а) создание в детской хореографической студии социализирующего пространства игровой деятельности, способствующей творческой актуализации социального опыта младших школьников; б) обоснование и внедрение программы по социализации младших школьников в детской хореографической студии; в) поэтапное включение младших школьников в различные виды социальной деятельности хореографической студии.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой ставились следующие задачи исследования:

1) осуществить анализ современного состояния проблемы социализации личности в педагогической теории и практике, определить подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования;

2) сконструировать модель педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии;

3) выявить и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирование модели педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии;

4) разработать научно-методические рекомендации по результатам опытно-экспериментальной работы.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- социологические, психологические и педагогические положения о процессе социализации личности (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Ю. К. Бабанский, Н. Ф. Голованова, И. С. Кон, И. Б. Котова, Р. А. Литвак, Д. Г. Мид, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Е. М. Николаева, А. В. Петровский, Б. Д. Парыгин, М. И. Рожков, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.);

- основные положения психологии развития и формирования детей младшего школьного возраста (Г. С. Абрамова, А. С. Белкин, Л. И. Божович, Е. П. Ильин, В. С. Мухина, Т. В. Склярова, Э. Эриксон и др.);

- теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности (М. А. Ариарский, Т. И. Бакланова, Е. И. Григорьева, А. Д. Жарков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, В. М. Рябков, Ю. Д. Стрельцов, В. В. Туев, Н. Н. Ярошенко и др.);

- идеи системно-деятельностного подхода в образовании (А. Г. Асмолов,

B. В. Гладких, А. К. Дусовицкий, Е. М. Кондратюк, В. П. Сухов, И. Н. Толмачева, Ф. В. Резакова, А. В. Хуторский, Э. Г. Юдин и др.), психологической теории деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,

C. Л. Рубинштейн и др.);

- положения аксиологического подхода (Б. Г. Ананьев, С. Ф. Анисимов, С. В. Богдан, Н. А. Иванова, К. М. Кантеева, А. В. Кирьякова, Н. Б. Крылова, С. И. Маслов, А. А. Ручка и др.);

- методологические позиции личностно-ориентированного подхода (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, И. А. Колесникова, В. В. Краевский, А. В. Петровский, В. В. Сериков, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.);

- теоретические основания социокультурного подхода (А. Г. Асмолов,

A. С. Ахиезер, Л. П. Буева, Е. Г. Ефимов, С. Г. Кирдина, Н. И. Лапин,

B. В. Сильвестров, П. Сорокин, Е. А. Тюгашев, В. П. Фофанов и др.).

Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон РФ «Об образовании»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (на период до 2015); Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г.; Государственная программа РФ «Развитие образования» на 20132020 г.; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.; Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 г.; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов; Примерная программа воспитания и социализации младших школьников в рамках проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Сочетание теоретико-методического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов.

Теоретические методы: а) изучение нормативно-правовых документов в области образования сделало возможным определение государственного заказа к системе образования; б) историко-педагогический анализ использовался для того, чтобы определить состояние развития проблемы социализации детей младшего школьного возраста в научных исследованиях; в) теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; г) понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики понятийного поля проблемы; д) моделирование использовалось для построения модели исследуемого процесса.

Эмпирические методы: а) обобщение и изучение эффективного педагогического опыта социализации младших школьников в учреждениях дополнительного образования; б) педагогическая экспертиза, метод экспертных оценок; в) наблюдение, анкетирование, собеседование, тестирование; г) статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.

Экспериментальная база и этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе хореографических студий г. Челябинска: «Магия» при МАОУ СОШ № 104; «Экзерсис» при МБОУ Лицей №11; младшая группа «Еженки» ансамбля танца «Евгения» при МАОУ СОШ № 56; студия эстрадного танца НОУ ОАО РЖД № 67.

Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, проводившегося в три этапа (2008—2013 гг.).

На первом этапе — поисковом (2008-2009 гг.) — посредством анализа научной, учебно-методической литературы, результатов диссертационных исследований и оценки состояния практической деятельности детских хореографических студий и объединений был осуществлен выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его исходные позиции (цель, рабочая гипотеза, задачи). Определена методологическая основа, уточнены сущность и содержание понятийного поля проблемы, компоненты, критерии и показатели исследуемого процесса. Разработана и обоснована модель педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии. Проведен констатирующий этап экспериментальной работы, обобщены его результаты.

На втором этапе - экспериментальном (2009-2012 гт.) - осуществлялась опытно-экспериментальная работа, которая и послужила основой для уточнения рабочей гипотезы, были определены педагогические условия эффективного функционирования модели, разработана и внедрена программа «Жизнь в танце», направленная на социализацию детей младшего школьного возраста в хореографической студии. Данные действия позволили апробировать модель педагогического обеспечения социализации младших школьников в детских хореографических студиях.

На третьем этапе исследования — обобщающем (2012-2013 гг.) - анализировались, обобщались и оформлялись результаты опытно-экспериментальной работы, систематизировались результаты исследования, были уточнены положения, выносимые на защиту, проходило оформление текста диссертационной работы и автореферата, формулировались выводы и разрабатывались методические рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в доказательстве возможности педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии как перспективного направления деятельности и заключаются в следующем:

1. Определена теоретико-методическая стратегия исследования педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии, основу которой образуют системно-деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный и социокультурный подходы.

2. Сконструирована структурно-функциональная модель педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии, включающая целевой, инструментально-содержательный, функциональный и аналитико-результативный блоки. Доказана системность модели (взаимосвязь ее блоков), определена логика процесса социализации (последовательность применения принципов, содержания и методов, в совокупности составляющих педагогическое обеспечение процесса социализации младших школьников); сформулирована диагностическая цель и система анализа, которые позволяют проследить динамику исследуемого процесса.

3. Определены и экспериментально проверены педагогические условия эффективной реализации данной модели, включающие: а) создание в детской хореографической студии социализирующего пространства игровой деятельности, способствующей творческой актуализации социального опыта младших школьников; б) обоснование и внедрение программы по социализации младших школьников в детской хореографической студии; в) поэтапное включение младших школьников в различные виды социальной деятельности хореографической студии.

4. Разработаны методические рекомендации по результатам опытно-экспериментальной работы, включающие педагогическое обеспечение (цель, модель исследуемого процесса, содержание, функции, диагностическую программу, критерии, результаты). Методические рекомендации успешно внедрены в социокультурную деятельность хореографических студий.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- уточнено содержание понятий «социализация младших школьников в детской хореографической студии», «педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии», которые расширяют педагогические положения о содержании, средствах педагогического обеспечения исследуемой проблемы и имеют значение для социализации младших школьников, приобретения социального опыта, адаптации и взаимодействия личности с окружающей средой;

- доказана перспективность избранных подходов (системно-деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный, социокультурный) как методологической стратегии исследования проблемы, расширяющей представления о характере педагогического обеспечения социализации младших школьников, что вносит вклад в теорию исследуемого процесса;

- обоснованы педагогические принципы социализации младших школьников в детской хореографической студии (сочетания организации и самоорганизации, гуманизации педагогического процесса, интеграции в развитии когнитивной и эмоционально-волевой сфер личности, холистический принцип), углубляющие теоретико-методологическое представление о сущности и характерных особенностях процесса социализации младших школьников;

- разработана модель педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии и педагогические условия ее эффективного функционирования, которые оказывают влияние на формирование основных компонентов социализации (когнитивного, аксиологического, рефлексивного, социально-ориентированного), обогащают теоретические разработки и могут быть рассмотрены как элемент педагогической теории.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации обеспечивают успешную социализацию младших школьников при внедрении в социокультурную практику хореографических студий, а именно:

- педагогического обеспечения, включающего: 1) программу по социализации младших школьников «Жизнь в танце»; 2) методические рекомендации для руководителей хореографических объединений «Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии»; 3) программу работы с родителями; 4) методы, отражающие содержательные, организационные, инструментальные средства

социализации младших школьников в детской хореографической студии;

- пакета диагностических методик для определения уровня социализации, которые использованы педагогами дополнительного образования совместно с педагогами-руководителями детских хореографических студий в практике проведения методических семинаров.

Полученные результаты могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований, в системе повышения квалификации работников дополнительного образования, а также в практической деятельности специалистов учреждений образования и социально-культурной сферы, руководителей хореографических объединений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии рассматривается как совокупность модели, авторских программ, средств, методов и приемов, направленных на успешное усвоение младшими школьниками социального опыта, на расширение возможности их самореализации посредством воспроизводства системы социальных отношений, присвоения ценностей культуры в социокультурной деятельности хореографической студии.

2. Структурно-функциональная модель педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии сконструирована на основе системно-деятельностного, аксиологического, лично-стно-ориентированного, социокультурного подходов и представлена блоками: целевым (определение целей и задач социализации младших школьников в хореографической студии); инструментально-содержательным . (выявление технологической составляющей педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии); функциональным, аналитико-результативным (включает в себя критериально-оценочный инструментарий, описание уровней социализации младших школьников и предполагаемый результат внедрения модели).

3. Педагогические условия эффективного функционирования модели выступают как необходимые и достаточные: 1) создание в хореографической студии социализирующего пространства игровой деятельности, способствующей творческой актуализации социального опыта младших школьников; 2) обоснование и внедрение программы по социализации младших школьников в детской хореографической студии; 3) поэтапное включение младших школьников в различные виды социальной деятельности хореографической студии.

4. Научно-методическое обеспечение способствует успешности процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии и включает авторскую программу «Жизнь в танце», программу работы с родителями, методические рекомендации для руководителей хореографических объединений (ориентированные на повышение успешности процесса социализации младших школьников с учетом специфики социально-культурной деятельности хореографической студии), выделенные группы методов, стимулирующие исследуемый процесс (учебно-познавательные, методы самоорганизации деятельности, воспитательные, креативные, методы вовлечения в социокультурную деятельность и формирования опыта общественного поведения).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается проведением исследования с опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наук; обоснованной логикой исследования; применением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследования; организацией опытно-экспериментальной работы в соответствии с целями, задачами и условиями ее проведения; многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в статьях и выступлениях на международных (Челябинск 2009, 2010, 2011, 2012, Таганрог 2010, Краснодар 2011, Санкт-Петербург 2012, Штутгарт 2013), всероссийских (Саратов 2011) и региональных (Челябинск 2010, 2012) научно-практических конференциях; ежегодных научно-практических конференциях преподавателей МБОУ Лицей № 11 (Челябинск 2010, 2011), МАОУ СОШ № 104 (Челябинск 2011, 2012); преподавателей и аспирантов ЧГАКИ, УралГУФК (Челябинск 2010-2013 гг.); публикациях в журналах «Современная русская школа: инновационный аспект», «Мир науки, культуры, образо-

вания», «Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой», «Гуманитарные науки и образование»; в отчетах на заседаниях кафедры педагогики и психологии ЧГАКИ, кафедры теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета УралГУФКа.

Основные результаты исследования, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в 20 публикациях автора.

Архитектоника диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список цитируемой и использованной литературы, содержащий 227 наименований. Текст занимает 218 авторских листов, содержит 1 рисунок, 10 гистограмм, 31 таблицу.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновываются выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель, объект и предмет, формулируются гипотеза и задачи исследования, описываются этапы и методы работы, рассматривается теоретико-методологическая^ основа, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, указываются сведения об апробации и внедрении результатов.

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы социализации личности младших школьников в системе деятельности хореографической студии» проводится анализ исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; уточняются основные понятия исследования; обосновываются принципы социализации младших школьников в детской хореографической студии; описывается создание на основе системно-деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного и социокультурного подходов структурно-функциональной модели и педагогических условий ее эффективного функционирования.

Теоретический анализ процесса социализации свидетельствует о многовариантности подходов к решению вышеназванной проблемы. В этой связи исследуемое понятие рассмотрено в Западной науке с позиций различных концепций. Представители адаптивной концепции (Дж. Дьюи, Т. Парсонс и др.) понятие социализации трактовали как приспособление или адаптацию личности к существующему образу жизни. В ролевой концепции (Р. Дарендорф, К. Лэнгтон) данный термин понимается как процесс интеграции молодого поколения в систему социальных ролей через усвоение норм своей референтной группы. Ученые, работающие в рамках критической концепции (А. Маслоу, К. Рождерс), полагают, что каждая личность сама себя творит, сама является архитектором своего жизненного опыта, а не создается окружающим социумом. Для нашего исследования данное предположение является весьма важным, так как сформированные личностные качества могут обеспечить идентификацию как осознание социальных норм; индивидуализацию как эмоционально-волевую устойчивую сферу развития личности; персонализацию как самостоятельность, открытость, уровень мышления, которые играют ведущую роль в социализации личности.

Проведенный теоретический анализ исследуемой проблемы в эволюционном аспекте отечественной педагогической теории и практики позволил (опираясь

на периодизацию М. А. Галагузовой, Г. Н. Штиновой) выделить три взаимосвязанных этапа, демонстрирующих прямую зависимость развития представлений о сущностных особенностях процесса социализации от социально-экономических и политических условий жизни общества в отдельный период: начало XX века -1960-е годы; 1960-е годы — середина 1980-х годов; конец XX века — настоящее время.

Первый этап характеризуется тем, что выдающиеся отечественные педагоги и психологи начала XX в. (К. Н. Вентцель, Л. С. Выготский, П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко и др.), не используя термин «социализация», касались в своих трудах вопросов приобщения ребенка к культуре общества, влияния окружающей среды на становление личности, адаптации индивида к существующим социальным условиям, развития самоосознания личности.

Второй этап (1960-е годы — середина 1980-х годов) определяется творческим поиском исследователей: Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, В. А. Караков-ский, А. Н. Леонтьев, С. Н. Лысенкова, Б. Д. Парыгин, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталова и др. На этой стадии показаны различные подходы к раскрытию сущности социализации, в которых акцент был сделан на процесс приобщения личности к обществу, включающий в себя как биологические предпосылки, так и социальные.

Третий этап (конец XX века - настоящее время) представлен работами ученых: Н. Ф. Голованова, М. Е. Дуранов, Р. А. Литвак, А. В. Мудрик, Е. М. Николаева, М. И. Рожков, Е. Н. Шиянов и др., которые раскрыли ведущие идеи процесса социализации относительно среды, где происходит этот процесс. Данный этап характеризуется социально-практической направленностью, а именно: происходит интенсификация внимания государства к подготовке социальных педагогов и социальных работников, раскрываются возможности детских социальных организаций не только как реабилитационных, но и как досуговых центров.

Таким образом, каждый новый период в изучении процесса социализации творчески соотносится с предыдущим опытом и теоретическими положениями о способности человека взаимодействовать с социальным миром, другими людьми.

В современных условиях понятие «социализация» по содержанию и обозначению стало междисциплинарным, рассматривается в категориальном аппарате множества наук и понимается в соответствии с их особенностями, предметом и объектом.

Проведенный научно-исторический анализ позволил нам констатировать, что представители педагогической науки рассматривают социализацию в воспитательном пространстве как процесс усвоения личностью социальных норм и проявление ее готовности к активной деятельности. В психологии (Г. М. Андреева, И. Б. Котова, В. С. Мухина, А. В. Петровский и др.) процесс социализации характеризуется в основном как двусторонний, включающий в себя, во-первых, усвоение индивидом социального опыта, во-вторых, процесс активного воспроизводства младшим школьником системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.. Психологи

анализируют механизм социализации в соответствии с усвоением человеком общественного опыта (адаптацией), оценочными отношениями личности к приобретенным знаниям (интериоризацией) и самореализацией (интеграцией).

В социологии (Э. Гидденс, Дюркгейм, Н. Смелзер, Т. Парсонс, Е. А. Якуба и др.), где постигаются закономерности развития и функционирования разных социальных систем, под социализацией, как правило, понимают процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей, культуры того общества, где он живет.

Ученые, анализирующие социализацию в рамках социально-культурной деятельности (М. А. Ариарский, Е. И. Григорьева, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красиль-ников, Н. Н. Ярошенко и др.), определяют ее как процесс и результат включения человека в определенный социум, освоения и воспроизводства им социального опыта.

Анализ теоретических исследований позволил сделать вывод, что процесс социализации в рамках социологии, педагогики, психологии и социально-культурной деятельности следует рассматривать в двух направлениях. Во-первых, как воспитание, его перспективы, тенденции и течения в современных социально-культурных условиях; во-вторых, как организацию или выявление оптимальной социализирующей среды, обладающей возможностями поиска путей усиления позитивных влияний общества на ребенка и нивелирования, компенсации, коррекции негативных.

Изучение характеристик исследуемого процесса (М. А. Галагузова, Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова, В. А. Никитин и др.): соотношение понятий «социализация», «социальное воспитание», «социализация и воспитание» и «социализированность» (как результат социализации), усвоение ребенком норм, ценностей, овладение социальными ролями и адаптация к жизни в обществе -позволило определить педагогическую сущность социализации как последовательность трех фаз этого процесса:

1. Адаптация человека в обществе (развитие способностей, принятие ценностей данного общества, овладение социальными ролями и опытом).

2. Индивидуализация в социальной среде (культура поведения, социокультурное развитие, личностная и социальная активность, развитие эмоционально-волевой сферы и др.).

3. Саморазвитие потребностей (ни один из видов деятельности не возникает раньше потребности в ней).

Выделение данных фаз социализации является условным, поскольку развитие всех трех вышеописанных процессов может происходить в комплексе в результате какого-либо вида деятельности. В диссертации доказано, что выпадение одной из составляющих приводит к нарушению механизмов социализации, к дезадаптации личности или другим отклонениям. Результатом состоявшегося процесса социализации является социализированность, то есть сформированные способности и качества личности, которые служат признаками успешности данного процесса.

Особой стадией социализации в онтогенезе человека, согласно определениям психологов (Г. С. Абрамова, Л. И. Божович, В. С. Мухина, Э. Эриксон и др.),

является младший школьный возраст, характеризующийся расширением диапазона знаний, норм и способов общественного взаимодействия, накоплением социального опыта, формированием системы компетенций. Вместе с тем эта возрастная группа, благодаря особенностям физиологического и психологического развития ребенка, является наиболее подходящим периодом для начала занятий в хореографической студии.

Исследователи танцевальной самодеятельности (М. С. Боголюбская, М. Н. Жиленко, О. В. Опарина, Р. С. Попов, В. И. Уральская, С В. Устяхин и др.) сходятся во мнении, что танец с древнейших времен используется во многих культурах мира, как эффективное средство воспитания и включения подрастающего поколения в сферу общественных отношений.

Сопоставляя позиции В. В. Туева, определяющего социально-культурную деятельность как «организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения человека в этот процесс» и Т. Г. Киселевой, считающей, что «...учреждения дополнительного образования являются центрами мотивационного развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения», можно сделать вывод о большом социализирующем потенциале социально-культурной деятельности хореографических студий.

Проведенный анализ литературы (Л. Д. Ивлева, Н. Г. Крылова, Р. С. Русанова, Е. И. Смирнова, В. В. Туев, Н. Н. Ярошенко и др.), позволил рассматривать хореографическую студию как учебно-воспитательный тип досугово-го самодеятельного коллектива, выполняющего личностно-значимую деятельность и предоставляющего возможность овладения танцевальным искусством.

На основании теоретического анализа и обобщения практики социализацию младших школьников в детской хореографической студии будем понимать как сложный процесс гармонизации отношений ребенка с социальной средой, способствующий его успешной адаптации, социальному развитию, формированию индивидуальных особенностей, что позволяет младшему школьнику усваивать социальный опыт, нормы, ценности той среды, в которой он осуществляет различные виды социокультурной деятельности.

В контексте данных положений был рассмотрен социализирующий потенциал детской хореографической студии с позиций четырех методологических подходов, в рамках каждого из которых определена цель социализации, что послужило основанием определения единой цели социализации младших школьников в детской хореографической студии.

Системно-деятельностный подход (А. Г. Асмолов, А. К. Дусовицкий, А. Н. Леонтьев, Е. М. Кондратюк, С. В. Маланов, В. А. Сластенин, А. В. Хутор-ский, В. С. Швырев, Э. Г. Юдин и др.) позволил рассмотреть влияние различных форм деятельности в хореографической студии на развитие личности обучающихся в рамках исследуемого процесса.

С позиций аксиологического подхода (Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, А. Я. Данилюк, М. Е. Дуранов, А. В. Кирьякова, А. А. Леонтьев и др.) с учетом специфики обучения танцевальному искусству проанализированы такие парамет-

ры социализации как присвоение культурных норм, формирование духовных ценностей, нравственное воспитание детей.

Рассмотрение деятельности хореографической студии с позиций личностно-ориентированного подхода (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. В. Краев-ский, С. В. Кульневич, И. С. Якиманская и др.) позволило выделить в качестве основополагающих принципы социализации младших школьников: сочетание организации и самоорганизации деятельности; гуманизация педагогического процесса; интеграция в развитии когнитивной и эмоционально-волевой сфер личности; холистический принцип.

В рамках социокультурного подхода (А. С. Ахиезер, Л. П. Буева, Е. Г. Ефимов, Н. И. Лапин, В. Н. Сагатовский, В. В. Сильвестров, П. А. Сорокин и др.) были определены группы функций социокультурной деятельности хореографической студии в процессе социализации младших школьников: когнитивно-эмпирические, регулятивно-аксиологические, художественно-креативные, направленные на формирование у обучающихся способности взаимодействовать с социокультурным миром, быть источником собственной активности, творческого отношения к социально значимой деятельности.

Итак, целью социализации младшего школьника в детской хореографической студии является приобщение ребенка к социокультурным ценностям в сочетании с его саморазвитием, самореализацией, ориентацией на деятельностное преобразование социокультурной среды.

Для обоснования эффективности результатов осуществления поставленной цели выделены структурные компоненты, критерии и показатели социализации.

Содержание когнитивного компонента социализации младших школьников соответствует познавательному критерию и определяется наличием социальных знаний и хореографических компетентностей (знания об отношении к семье, обществу, труду, природе, к другому человеку и его культуре, к самому себе; умения и навыки в области танцевального искусства в соответствии с годом обучения; стремление к самообразованию).

Аксиологический компонент, ориентированный на наличие духовно-нравственных установок младших школьников, их эмоциональное вовлечение в осуществляемые виды деятельности, предполагает формирование эмоционально-ценностного критерия (внутренняя настроенность на определенное поведение при выполнении учебных, творческих задач; развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств личности; проявление ответственности; наличие альтруистических установок и желания участвовать в общем деле; потребность в освоении новых знаний, умений, навыков).

Рефлексивный компонент социализации включает в себя анализ обучающими результатов взаимоотношений и деятельности и определяется развитием коммуникативно-деятельностного критерия (самооценка, анализ деятельности, наличие навыков социального поведения, развитые коммуникативные качества личности, наличие чувства ответственности, удовлетворенность межличностными отношениями, определение своего места в коллективе, целеполагание в деятельности, самоорганизация).

Социально-ориентированный компонент предполагает развитие критерия «социальная активность», показателями которого выступают: активное вовлечение в процесс обучения; потребность в самореализации, самоутверждении; установка на активные и целесообразные действия; способность к саморазвитию; творческая актуализация опыта; умение организовать других людей для выполнения социально-значимых целей).

По каждому из выделенных компонентов социализации определены уровни сформированности: адаптационный, деятельностный, творческий - и разработана система диагностики. Данные компоненты мы рассматриваем в единстве и взаимосвязи, а динамика их развития в деятельности хореографической студии во многом определяется педагогическим обеспечением социализации детей младшего школьного возраста.

Научное знание о педагогическом обеспечении (В. А. Беликов, А. В. Волохов, Р. А. Литвак, А. Н. Шобонова и др.) социализации младших школьников дополнено положениями, раскрывающими сущность понятия «педагогическое обеспечение» как единство содержательно-функционального и инструментального компонентов, направленных на успешное осуществление процесса социализации с учетом возрастных особенностей младших школьников в детской хореографической студии.

Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в хореографической студии понимаем как совокупность модели, авторских программ, средств, методов и приемов, направленных на успешное усвоение младшими школьниками социального опыта, на расширение возможности их самореализации посредством воспроизводства системы социальных отношений, присвоения ценностей культуры в социокультурной деятельности хореографической студии.

Целенаправленный процесс педагогического обеспечения социализации младших школьников в хореографической студии представлен в диссертационном исследовании в виде модели. Методологическим основанием спроектированной модели являются системно-деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный, социокультурный подходы и выявленные принципы (сочетания организации и самоорганизации деятельности, гуманизации, интеграции в развитии когнитивной и эмоционально-волевой сфер личности, холистический принцип), позволившие определить структуру и содержание процесса социализации младших школьников, обозначившие главные направления проектирования модели, ее основные компоненты.

Модель структурно-функционального типа наиболее отвечает целям нашего исследования: целостность модели обеспечивается единством структурных и функциональных компонентов. Спроектированная модель представлена четырьмя блоками.

Первый блок — целеполаганш — включает в себя определенные цели и задачи педагогического обеспечения социализации младших школьников в соответствии с социальным заказом общества, государства.

№ Социальный заказ: воспитание духовно-нравственной, инициативной личности

X а

Блок юл а г; Цель, реализация педагогического обеспечения по развитию процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии

1

и Задачи: формирование компонентов социализации

когнитивный | аксиологический | рефлексивный | социально-ориентированный

Теоретико-методологическое основание: положения системно-деятельностного, аксиологического, лично-стно-ориентированного, социокультурного подходов

Принципы социализации: сочетание организации и самоорганизации; гуманизация педагогического процесса интирация в развитии когнитивной и эмоционально-волевой сфер личности; холистический

И

Содержапне

программа «Жизнь в танце»;

программа работы с родителями; - методические рекомендации для педагогов -руководителей хореографических объединений:

Формы работы

Детская хореографическая студия

- художественно-продуктивные: репетиции, игры; выступления;

художественно-развивающие: беседа, рассказ, видеопросмотр, посещение театра, участие в фестивалях, создание группы в социальных сетях в Интернете;

- направленные на самоактуализацию, рефлексию: анализ деятельности

Группы методов:

- «Учись учиться» (обучение),

- «Воспитание — путь к успеху» (воспитание),

- «Вдохновение» (креативное развитие),

- «Я - сам» (самоорганизация)

- «Интересно жить активно» (формирование социальной активной)

Средства;

- обучающе-образовательной деятельности: репетиции, игры, танцевальные произведения, музыкальное сопровождение, правила поведения;

- воспитательно-развивающей деятельности: создание воспитывающих ситуаций и ситуаций «успеха», тематические уроки, просмотр танцевальных программ, привлечение к пошиву костюмов, поиску информации

Этапы:

- целеполагающий: анализ теории и практики проблем социализации, диагностика; •содержательно-процессуальный организация деятельности на основе программы «В ритме танца»

аналитико-корректирующий: диагностика учащихся, констатация результатов

2 ев

* 2 ье в = -а

>> 5 е г

когнитивно-

эмпирические, реализуемые в рамках теоретического и практического обучения

регулятивно-аксиологические, направленные на усвоение культурных норм, ценностей, правил поведения в социуме, формирование ценност-но-мотивационной базы личности

художественно-креативные, сопровождающие развитие обучающихся на основе усвоения художественных ценностей и формирования навыков творческой деятельности

Педагогические условия: создание в хореографической студии социализирующего пространства игровой деятельности, способствующей творческой актуализации социального опыта младших школьников; разработка и реализация программы социализации младших школьников; поэтапное включение обучающихся в различные виды социальной деятельности детской хореографической студии

г а

Ё I

Критерии социализации младших школьников: познавательный, эмоционально-ценносшый, _коммуникативно-деятельностный. социальная активность

X

Уровни: адаптационный деятельностный, творческий

Аналитический инструментарий: тест Кетелла, методики Р. Немова, Р. Жиля, Дембо-Рубинштейна, Н. П. Фетискина, опрос «Почему я занимаюсь хореографией», игровые методики «Цифра-группа» «Корабль-капитан», «Зеркало», «Отвечай за себя», система поручений «Ответственный помощник»

Результат: повышение уровня социализации младших школьников

Рис. 1. Модель педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии

Второй блок - инструментально-содержательный - отражает предметное наполнение, на основе которого осуществляется педагогическое обеспечение социализации младших школьников. Содержательной базой этого блока явилась программа «Жизнь в танце», программа работы с родителями, методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, формы, методы и этапы осуществления педагогического обеспечения социализации детей в хореографической студии.

В третьем - функциональном блоке - отражены основные функции модели: когнитивно-эмпирические (овладение знаниями, умениями), регулятивно-аксиологические (процесс усвоения культурных норм, формирования ценностно-мотивационной базы личности), художественно-креативные (творческое развитию детей, их самореализация).

Четвертый блок - аналитико-результативный - включает критериально-оценочный инструментарий, критерии и показатели уровней социализации и предполагаемый результат внедрения материалов опытно-экспериментальной работы.

Динамика достижения цели разработанной модели определяется реализацией педагогических условий, которые будучи относительно самостоятельными, взаимосвязаны, включены в модель и поддерживают ее успешное функционирование.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по педагогическому обеспечению социализации младших школьников в детской хореографической студии» описывается логика и содержание педагогического эксперимента, технология диагностики его результатов, раскрывается методика реализации педагогических условий в рамках разработанной модели, анализируются и обобщаются результаты экспериментального исследования, формулируются выводы.

Целью опытно-экспериментальной работы являлась проверка эффективности функционирования модели педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии при реализации педагогических условий. Цель обусловила выдвинутые задачи: 1) выявить этапы опытно-экспериментальной работы, определить задачи и методы на каждом этапе- 2) создать условия для проведения педагогического эксперимента;

3) экспериментально проверить влияние педагогических условий на развитие социализации младших школьников в детской хореографической студии;

4) апробировать научно-методическое обеспечение социализации младших школьников в хореографической студии, обобщить и проанализировать полученные данные.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась нами в естественных условиях учебно-воспитательного процесса с 2008 по 2013 гг. на базе хореографических студий г.Челябинска: «Магия» при МАОУ СОШ №104; «Экзерсис» при МБОУ Лицей № 11; младшая танцевальная группа «Еженки» ансамбля танца «Евгения» при МАОУ СОШ № 56; студия эстрадного танца НОУ ОАО РЖД №67. Всего исследованием на формирующем этапе эксперимента было охвачено 180 участников хореографических коллективов, 40 педагогов дополнительного образования.

Положения гипотезы проверялись в ходе констатирующего и формирующего экспериментов в трех экспериментальных (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3) и одной контрольной (КГ) группе. В ЭГ-1 развитие социализации осуществлялось на основе

трех педагогических условий. В ЭГ-2 было внедрено первое педагогическое условие. В ЭГ-3 процесс социализации обучающихся осуществлялся на основе второго и третьего педагогических условий, так как включение детей в решение поставленных задач в хореографической студии необходимо проводить поэтапно и в соответствии с программой..В КГ социализация участников хореографической студии осуществлялась в естественных условиях.

Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, позволили сделать выводы: в деятельности педагогов-хореографов уделяется мало внимания научно-методическому обеспечению социализации детей; существует проблема разработки методик социализации младших школьников в детских хореографических студиях; развитие процесса социализации обучающихся в танцевальном студии не всегда носит направленный характер.

С учетом данных факторов в ходе формирующего эксперимента была проверена эффективность педагогического обеспечения. Апробация проходила во взаимодействии с родителями, педагогами учреждений дополнительного образования; внедрялись новые формы и технологии работы в хореографических студиях, реализовывались педагогические условия.

Методика реализации первого педагогического условия опиралась на создание социализирующего пространства игровой деятельности, способствующей творческой актуализации опыта младших школьников. При этом создание социализирующего пространства игровой деятельности в детской хореографической студии мы понимаем как: 1) организацию социализирующей среды игровой деятельности (проигрывание сложных жизненных ситуаций в танцевально-игровой форме; проведение совместных акций учащихся школ «Подари улыбку», «Учимся красоте танца»; фотовыставки «Мисс грация»; наличие альбома предложений «Радуга фантазий» для детей и родителей); 2) выделение комплекса игровых методик, включающего в себя следующие формы работы: ассоциативные упражнения, проведение урока по игровому сценарию, цикл уроков «Золушка», урок-сказка, урок-путешествие, урок-загадка, развивающие подвижные игры; 3) создание определенного внутреннего психологического настроя (формирование игрового состояния, отношения к танцу как к игре; организация игрового общения; организация игрового действия).

Внедрение второго педагогического условия эффективного функционирования модели исследуемого процесса было основано на обосновании и внедрении программы по социализации младших школьников в хореографической студии «Жизнь в танце» (рассчитанной на три года).

Актуальность программы определяется целостным подходом к обучению, воспитанию и развитию детей посредством хореографии с выделением в качестве приоритетной цели социализацию младших школьников. Для реализации был выбран синтез классического танца и танца модерн. Программа рассчитана на три года, состоит из семнадцати разделов, внедряемых на каждом году обучения. Эти разделы направлены на формирование когнитивного, аксиологического, рефлексивного и социально-ориентированного компонентов социализации, которые мы рассматриваем в их единстве.

Результатом внедрения данной программы явилось повышение уровня развития компонентов социализации и овладение младшими школьниками определенными хореографическими компетенциями.

Реализация третьего педагогического условия заключалась в поэтапном включении участников образовательного процесса в различные виды социальной деятельности хореографической студии. Этапами выступили стадии развития коллектива (по А. Н. Лутошкину), фазы социализации: адаптация, индивидуализация и саморазвитие потребностей. Видами деятельности, осуществленными в детской хореографической студии стали: репетиционные и обучающие занятия, концертные выступления, показ достижений («танцевальный марафон», открытые уроки, выставки), посещение концертов, фестивалей; участие в социальных программах (выступление на праздничных мероприятиях в детских домах, больницах, дошкольных учреждениях); создание собственного сайта или группы по интересам в социальных сетях в интернете; формирование традиций группы; поиск информации по проблемам искусства; самостоятельное составление танцевальных комбинаций и проведение, урока; создание проектов праздников (открытого урока, концерта, новогоднего праздника), занятия старших с младшими группами, «мастерская вдохновения» (совместное с педагогом сочинение

танцевального номера, костюмов).

Результатом внедрения модели педагогического обеспечения социализации младших школьников в детские хореографические студии явилось то, что дети стали больше внимания уделять внешнему виду, красоте одежды, осанке, здоровью манерам и характеру поведения в студии. Проявились потребности не только личного плана, но и социального аспекта: в привлечении к деятельности студии родственников, друзей, родителей, социальных партнеров, в организации совместных праздников и конкурсных программ, также повысилась потребность в изучении различных видов искусств (танец, музыка, фотография, рисунок, дизаин и др.), отчетливо сформировались навыки самоорганизации деятельности участников студии.

Третий этап опытно-экспериментальной работы - итоговый, на котором был осуществлен анализ экспериментальных данных и их интерпретация (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение результатов констатирующего и формирующего

Груп па Этап Адаптационный Деятельност-ный Творческий Средний балл X х2 Стандартное отклонение Э

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

КГ 11 39,29 15 53,57 2 7,14 0,85 - 0,36

конец 9 32,14 15 53,57 4 14,28 0,96 - 0,38

ЭГ-1 9 33,33 17 62,96 1 3,7 0,85 0,71 0,38

конец 1 3,7 12 44,44 14 51,85 1,5 10,49 0,67

ЭГ-2 12 42,86 15 53,57 1 3,57 0,84 0,36 0,36

конец 3 10,71 14 50 11 39,29 1,36 6,3 0,54

ЭГ-3 начало 10 38,46 15 57,69 1 3,85 0,86 0,56 0,39

конец 2 7,69 13 50 11 42,3 1,47 8,64 0,62

Использованные методы математической статистики позволили установить наличие статистически значимого влияния определенных нами педагогических условий. Динамика показателей развития уровней социализации младших школьников свидетельствует о том, что количество детей с творческим уровнем возросло в ЭГ-3 на 38 %, в ЭГ-2 на 36 %, в ЭГ-1 на 48 %; в то же время снизилось количество младших школьников на адаптационном уровне: ЭГ-3 на 31 %, в ЭГ-2 на 32 %, в ЭГ-1 на 30 %.

Результаты эксперимента показывают, что обоснованные педагогические условия являются эффективными при функционировании разработанной модели; как в отдельности, так и в совокупности стимулируют повышение уровня социализации детей.

В заключении диссертации обобщены теоретические и экспериментальные результаты, изложены основные выводы.

В ходе исследования было выявлено, что существует проблема недостаточного развития уровня социализации младших школьников в детских хореографических студиях, в связи с чем процесс социализации личности в учреждениях дополнительного образования требует теоретического осмысления и апробации педагогического обеспечения социализации личности.

Исходным методологическим положением в исследовании стал анализ понятий «социализация», «педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии», «социализация младших школьников в детской хореографической студии». Степень разработанности названных категорий рассматривается на междисциплинарном уровне.

На основе теоретического анализа установлено, что социализация младших школьников в детской хореографической студии есть сложный процесс гармонизации отношений ребенка в социальной среде, способствующий его успешной адаптации, формированию индивидуальных особенностей и саморазвитию, что позволяет ему усвоить социальный опыт, нормы, ценности той культурной среды, в которой он осуществляет различные виды социокультурной деятельности.

В контексте данного определения был проведен анализ процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии с позиций систем-но-деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного и социокультурного подходов. Теоретический анализ позволил выделить принципы социализации младших школьников (сочетание организации и самоорганизации деятельности; гуманизация педагогического процесса; интеграция в развитии когнитивной и эмоционально-волевой сфер личности; холистический принцип) и сконструировать модель педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии, которая представлена четырьмя блоками: целеполагающим (определенный целями, задачами и методологической основой); инструментально-содержательным (авторскими программами социализации, этапами реализации модели, формами и методами педагогического обеспечения социализации); функциональным; аналитико-результативным (включающим уровни, критерии, показатели и диагностические методики).

Доказано, что эффективность структурно-функциональной модели обеспечивается реализацией педагогических условий.

Разработано и апробировано научно-методическое обеспечение процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии, включающее спроектированную нами модель, педагогические условия ее успешного функционирования, методику реализации педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии (состоящую из: положений теоретико-методологических подходов; принципов социализации младших школьников; форм, средств осуществления педагогической деятельности; социализирующих методик; методических рекомендаций для педагогов-хореографов; программы работы с детьми и их родителями; организации социокультурной среды хореографической студии).

Мы полагаем, что диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Актуальной представляется работа по следующим направлениям: разработка вариативных авторских краткосрочных и долгосрочных программ социализации участников хореографических объединений; поиск, определение и внедрение новых методов, педагогических условий и технологий' развития социализации младших школьников; подготовка педагогов-руководителей хореографических коллективов к педагогическому обеспечению процесса социализации при осуществлении хореографической деятельности.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах:

1. Лыкова, Р. Р. Модель развития процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии / Р. Р. Лыкова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 1 (32). - С. 83-86 (0,2 п.л.) (Издание по перечню ВАК МОиНРФ).

2. Лыкова, Р. Р. Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии / Р. Р. Лыкова // Вестник академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2012. - № 27. - С. 72-82 (0,6 п.л.) (Издание по перечню ВАК МОиН РФ).

3. Лыкова, Р. Р. Педагогические условия социализации младших школьников в детской хореографической студии / Р. Р. Лыкова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 3 (11). - С.131 - 135 (0,2 п.л.) (Издание по перечню ВАК МОиНРФ).

4. Сибгатова, Р. Р. Развитие эмоциональной сферы личности в хореографическом коллективе / Р. Р. Сибгатова // Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы международ, науч.-творч. форума, Челябинск, 2-3 ноябр. 2009 г. -Челябинск, 2009. - С. 324-327 (0,2 пл.).

5. Сибгатова, Р. Р. Воспитание культуры поведения и основ нравственности на уроках хореографии в начальной школе / Р. Р. Сибгатова // Вестник института культуры детства. Вып. 12. Теория и практика формирования культуры детей и подростков; ред. кол.: Р. А. Литвак, Н. А. Жернокова. - Челябинск, 2009. -С. 82-85 (0,2 пл.).

6. Сибгатова, Р. Р. Танец как средство социализации младших школьников на уроках хореографии / Р. Р. Сибгатова // Муниципальная система образования

(содержание, технологии, перспективы развития): материалы I международ, науч.-практ. конф., Таганрог, 30 июня 2010 г. - Москва : Спутник + 2010 -С. 219-223 (0,3 п.л.).

7. Сибгатова, Р. Р. Применение эмоционально-нравственных педагогических технологий в хореографическом коллективе / Р. Р. Сибгатова // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы международ, науч.-творч. форума, Челябинск, 2-3 ноябр. 2010 г. - Челябинск, 2010. - Ч. II. - С. 174-176 (0,2 п.л.).

8. Сибгатова, Р. Р. К вопросу о социализации младших школьников на уроке хореографии / Р. Р. Сибгатова // Корпоративная культура организации: формирование инновационной образовательно-профессиональной среды лицея: опыт инновационной деятельности. - Челябинск: Цицеро, 2010. - С 225-230 (0,3 п.л.).

9. Сибгатова, Р. Р. Социализация младших школьников в детской хореографической студии с позиций деятельностного подхода / Р. Р. Сибгатова // Актуальные проблемы психологии и педагогики : материалы всерос. науч. конф. с международ, участием, Саратов, 19 мая 2011 г. - Саратов, 2011. - С. 160-162 (0,2 п.л.).

10. Сибгатова, Р. Р. Системный подход к социализации младших школьников в хореографической студии / Р. Р. Сибгатова // Современная русская школа: инновационный аспект. - 2011. - № 2. - С. 76-80 (0,3 п.л.).

11. Сибгатова, Р. Р. Социализация младших школьников в детском хореографическом коллективе с позиций личностно-ориентированного подхода / Р. Р. Сибгатова // Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы международ, науч.-творч. форума, Челябинск, 2-3 ноябр. 2011 г. - Челябинск, 2011. - С 210-212(0,2 п.л.).

12. Лыкова, Р. Р. Теоретические подходы к социализации младших школьников в детской хореографической студии / Р. Р. Лыкова // Модернизация российского образования: проблемы и перспективы: сб. материалов II международ, заоч. научно-практич. конф., Краснодар, 1 дек. 2011г. - Краснодар, 2011. - С. 60-62 (0,2 п.л.).

13. Лыкова, Р. Р. Социализация личности в детском хореографическом коллективе с позиций аксиологического подхода / Р. Р. Лыкова // Вестник института культуры детства. Вып. 13. Теория и практика формирования культуры детей и подростков. - Челябинск : ЧГАКИ, 2012. - С. 85-89 (0,2 п.л.).

14. Лыкова, Р. Р. К вопросу об определении комплекса педагогических условий социализации младших школьников в детской хореографической студии / Р. Р. Лыкова // Теория и практика образования в современном мире : материалы международ, заоч. науч. конф., Санкт-Петербург, февр. 2012 г. - Санкт-Петербург : Реноме, 2012. - С. 252-256 (0,3 п.л.).

15. Лыкова, Р. Р. Социализация детей младшего школьного возраста в детской хореографической студии / Р. Р. Лыкова // Оптимизация учебного процесса по подготовке специалистов художественных направлений : материалы межкафедральной научно-практич. конф., Челябинск, 20 апр. 2012 г. - Челябинск 2012.-С. 25-28 (0,2 п.л.).

16. Лыкова, Р. Р. Применение инфромационно-коммуникационных технологий как средство социализации личности в детской хореографической студии / Р. Р. Лыкова // Информационно-коммуникационные технологии и электронные ресурсы в системе культурно-цивилизационных преобразований: опыт и проблемы использования в вузах культуры и искусств : тез. докл. II Всерос. науч. конф., Челябинск, 23 окт. 2012 г. - Челябинск, 2012. - С. 97-102 (0,3 п.л.).

17. Лыкова, Р. Р. Синергетический подход к социализации младших школьников в детской хореографической студии / Р. Р. Лыкова // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы международ, науч.-творч. форума, Челябинск, 1-2 ноябр. 2012 г. - Челябинск, 2012. - С. 85-88 (0,2 п.л.).

18. Лыкова, Р. Р. Компоненты социализации младших школьников в детской хореографической студии / Р. Р. Лыкова // European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches : papers of the 1st International Scientific Conference. Volume 2, Stuttgart, 17 february 2013 - Stuttgart, Germany, 2013. - P. 83-85 (0,2 п.л.).

19. Лыкова, P. P. Общие положения программы по социализации младших школьников в детской хореографической студии / Р. Р. Лыкова // Вопросы взаимодействия хореографии и спорта : материалы первой научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Челябинск, 18 апр. 2013 г. - Челябинск, 2013.-С. 60-65 (0,3 п. л.).

20. Лыкова, Р. Р. Социализация младших школьников в детской хореографической студии: методические рекомендации / Р. Р. Лыкова. - Челябинск : Уральская академия, 2013. - 78 с. (6,1 п.л.).

ЛЫКОВА Рима Рафиковна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности»

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Отпечатано а Челябинской государственной академии культуры и искусств. Ризограф 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, Зба

Формат 60x84 1/16 Заказ № 1359

Объем 1,4 п.л. Тираж 100 экз.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лыкова, Рима Рафиковна, Челябинск

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

На правах рукописи

04201361892

ЛЫКОВА РИМА РАФИКОВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной

деятельности

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Литвак Римма Алексеевна

Челябинск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социализации личности младших школьников в системе деятельности хореографической

студии....................................................................................17

§ 1.1 Теоретические подходы к проблеме социализации младших

школьников в хореографической студии..........................................17

§ 1.2. Модель педагогического обеспечения социализации младших

школьников в детской хореографической студии...............................64

§ 1.3. Педагогические условия реализации модели педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской

хореографической студии.............................................................ВО

Выводы по первой главе............................................................101

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа но педагогическому обеспечению социализации младших школьников в детской

хореографической студии.......................................................104

§ 2.1. Цель, задачи и организация опытно-экспериментальной

работы.....................................................................................104

§ 2.2. Реализация педагогических условий по успешному функционированию модели педагогического обеспечения социализации

младших школьников в детской хореографической студии.................126

§ 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы......149

Выводы но второй главе............................................................162

Заключение............................................................................165

Список используемой литературы...............................................171

Приложение............................................................................198

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследовании обусловлена ноной образовательной парадигмой, внедряемой в российские школы и в систему дополнительного образования детей. В рамках данных преобразований пересмотрено отношение к социализации ребенка как к ведущей задаче школьных и внешкольных образовательных учреждений.

Проблема социализации личности младших школьников становится одной из актуальных, приобретает современное осмысление и новые подходы к ее решению в таких важных аспектах, как жизненное самоопределение, самореализация. Социальное развитие ребенка немыслимо без освоения им культурного наследия. Важным средством развития этого процесса является общение и деятельность, которые происходят наиболее интенсивно в младшем школьном возрасте. Рассматриваемый период в соответствии с психологическим и физиологическим развитием организма является благоприятным для начала занятий ребенка в хореографической студии учреждения дополни тельного образования детей. Психологи подтверждают, что в этом возрасте происходит активная адаптация ребенка к нормам жизни в социуме, осуществляется его духовно-нравственная ориентация, формируются основы социального, гражданственного поведения, которые определяют в последующем характер трудовой, общественной и творческой деятельности младшего школьника.

Использование социализирующего и образовательного потенциала детской хореографической студии приобретает сегодня особое значение и системе дополнительного образования детей, деятельность которого нацелена на успешность рассматриваемого процесса, что подтверждается положениями Закона Российской Федерации «Об образовании», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., Концепции долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации па период до 2020 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и др. В этих нормативных документах подчеркивается значение дополнительного образования современных школьников не только как способа организации содержательного досуга населения, но и как средства приобщения детей к социокультурным ценностям общества, направленных на формирование у них коммуникативных, духовно-нравственных, эстетических и созидательных качеств личности, с помощью которых и происходит процесс социализации.

За последние годы проведен ряд исследований, в которых раскрываются научно-теоретические аспекты социализации школьников в условиях как общего образования (А. Г. Асмолов, И. Г. Бозина, М. А. Галагузова, Р. Д. Гера, Н. Ф. Голованова, О. Л. Карпова, А. I I. Нестеров, Л. Г. Пак, I I. Ю. Шепелева и др.), так и дополнительного образования детей (А. А. Ерамакова, Р. А. Канатов, А. В. Липовцева, Г. А. Наседкина, Е.Г.Семенова, И. В. Собянина, А. Н. Шобопова и др.). Отдельные аспекты социализации школьников затронуты в исследованиях, рассматривающих деятельность хореографических коллективов: воспитание волевой устойчивости подростков (II. В. Каневская, Г. В. Мопохин), нравственное воспитание средствами хореографии (Л. Ф. Майстрова, И. И. Щугарева и др.), творческое развитие личности (Е. II. Домбровская, О. В. Опарина, Е. I I. Фокина и др.).

Подчеркивая диалектическую связь деятельности детских хореографических студий с профессиональным искусством, современные педагоги-исследователи обращаются к общетеоретическим основам хореографической подготовки, изложенным в -трудах Н. П. Базаровой, А. Я.Вагановой, Т. М. Дубских, Р.В.Захарова, Ю.В.Никитина, И. В. Смирнова, II. И. Тарасова, С. В. Устяхина, 10. В. Чурко и др. Специфика деятельности хореографических коллективов, вопросы формирования, становления и развития танцевальных объединений

представлены в работах А. И. Брусничиной, Л. Д. Ивлевой, Г. В. Мопохина, Р. С. Попова, И. Д. Сироткиной, А. А. Черноштана и др.

Приоритетную значимость в ходе нашего исследования имели работы М. А. Ариарского, Т.И.Баклановой, Е.И.Григорьевой, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красилышкова, В. М. Рябкова, В. В. Туева, Н. И. Ярошенко и др., в которых изучаются возможности социально-культурной деятельности по приобщению подрастающего поколения к социокультурным ценностям.

Несмотря на широкое освещение вопросов, связанных с социализацией личности, недостаточно рассмотрен процесс социализации младших школьников в деятельности хореографической студии, не изучены особенности влияния хореографии на процесс социализации обучающихся, не раскрыты механизмы педагогического обеспечения по развитию процесса социализации в хореографической студии, а также такие признаки этого процесса, как саморазвитие, самореализация детей в социуме. Не выявлены критерии успешности процесса социализации в условиях обучения танцевальному искусству. Проявление такой рассогласованности требует усиления внимания исследователей к данному процессу, что актуализирует исследуемую проблему.

Таким образом, в теории и практике педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии сложилась ситуация, характеризующаяся рядом противоречий:

- на социально-педагогическом уровне - между объективной необходимостью общества в воспитании социально активной и ответственной личности, уснешно адаптирующейся в современном социуме, и недостаточной реализацией социализирующих возможностей воспитательной системы хореографических студий;

- на научно-теоретическом уровне - между потребностью педагогической теории и практики в научно-методическом обеспечении процесса социализации младших школьников и слабой разработанностью

соответствующих научно обоснованных содержательных организационно-педагогических условий рассматриваемого процесса;

- на научно-методическом уровне - между социализирующим потенциалом хореографической студии учреждения дополнительного образования детей и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследовании: каковы реальные возможности педагогического обеспечения, включающего содержание, технологии, средства и педагогические условия успешного развития социализации младших школьников в детской хореографической студии?

Названные противоречия и выявленная проблема обусловили выбор и актуальность темы исследования: «Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии».

Цель исследовании: обосновать и экспериментально проверить модель педагогического обеспечения процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии.

Объект исследования: социализация младших школьников.

Предмет исследовании: развитие процесса социализации младших школьников средствами педагогического обеспечения в социально-культурной среде хореографической студии.

Гипотеза исследования состоит в том, что научно-методическое обеспечение будет выступать средством, повышающим эффективность социализации младших школьников в детской хореографической студии, если:

- в качестве методологической основы решения научной проблемы использовать интеграцию системно-деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного и социокультурного подходов. Первый подход выявляет структурные компоненты процесса социализации в

детской хореографической студии; второй - обуславливает формирование ценностных установок личности в системе социальных отношений; третий подход выступает ведущим при определении принципов организации процесса социализации; четвертый - направлен на выявление социально-культурного потенциала хореографических студий при осуществлении педагогического обеспечения социализации младших школьников;

- разработана и реализована структурно-функциональная модель педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии, представленная взаимосвязью целевого, инструментально-содержательного, функционального и аналитико-результативного блоков;

- эффективность реализации модели педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии будет определяться педагогическими условиями: а) создание в детской хореографической студии социализирующего пространства игровой деятельности, способствующей творческой актуализации социального опыта младших школьников; б) обоснование и внедрение программы по социализации младших школьников в детской хореографической студии; в) поэтапное включение младших школьников в различные виды социальной деятельности хореографической студии.

В соответствии с поставленной целыо и гипотезой ставились следующие задачи исследования:

1) осуществить анализ современного состояния проблемы социализации личности в педагогической теории и практике, определить подходы к сс решению, уточнить понятийный аппарат исследования;

2) сконструировать модель педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии;

3) выявить и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное функционирование модели педагогического

обеспечения социализации младших школьников в детской хореографи ческой студи и;

4) разработать научно-методические рекомендации по результатам опытно-экспериментальной работы.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- социологические, психологические и педагогические положения о процессе социализации личности (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, 10. К. Бабанский, II. Ф. Голованова, И. С. Коп, И. Б. Котова, Р. А. Литвак, Д. Мид, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Б. М. Николаева, А. В. Петровский, Б. Д. Парыгин, М. И. Рожков, В. А. Сластепин, Е. II. Шиянов и др.);

- основные положения психологии развития и формирования детей младшего школьного возраста (Г. С. Абрамова, А. С. Белкин, Л. И. Божович, Е. П. Ильин, В. С. Мухина, Т. В. Склярова, Д. Б. Эльконип, Э. Эриксон и др.);

- теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности (М. А. Ариарский, Т. И. Бакланова, Е. И. Григорьева,

A. Д. Жарков, Т. Г. Киселева, 10. Д. Красильпиков, В. М. Рябков, 10. Д. Стрельцов, В. В. Туев, Н. Н. Ярошенко и др.);

- идеи системно-деятельпостпого подхода в образовании (А. Г. Асмолов, В. В. Гладких, А. К. Дусовицкий, Е. М. Кондратюк,

B. П. Сухов, И. II. Толмачева, Ф. В. Резакова, А. В. Ху горский, Э. Г. Юдин и др.), психологической теории деятельности (К. А. Абульхапова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

- положения аксиологического подхода (Б. Г. Ананьев,

C. Ф. Анисимов, С. В. Богдан, И. А. Иванова, К. М. Каптеева, А. В. Кирьянова, И. Б. Крылова, С. И. Маслов, А. А. Ручка и др.);

- методологические позиции личпостпо-ориентированного подхода (III. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, И. А. Колесникова, В. В. Краевский, А. В. Петровский, В. В. Сериков, Е. II. Шиянов, И. С. Якиманская и др.);

- теоретические основания социокультурного подхода (Л. Г. Асмолов, А. С. Ахиезер, Л. П. Буева, Е. Г. Ефимов, С. Г. Кирдина, II. И. Лапин, В. В. Сильвестров, Г1. Сорокин, Е. А. Тюгашев, В. П. Фофанов и др.).

Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (на период до 2015); Национальная стратегия действий в интересах, детей на 2012-2017 г.; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 г.; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов; Примерная программа воспитания и социализации младших школьников в рамках проекта Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Сочетание теоретико-методического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов.

Теоретические методы: а) изучение нормативно-правовых документов в области образования сделало возможным определение государственного заказа к системе образования; б) историко-педагогический анализ использовался для того, чтобы определить состояние развития проблемы социализации детей младшего школьного возраста в научных исследованиях; в)теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; г) понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики понятийного поля проблемы; д) моделирование использовалось для построения модели исследуемого процесса.

Эмпирические методы: а) обобщение и изучение эффективного педагогического опыта социализации младших школьников в учреждениях дополнительного образования; б) педагогическая экспертиза, метод экспертных оценок; в) наблюдение, анкетирование, собеседование, тестирование; г) изучение локальных документов и методических разработок; д) статистические мечоды обработки данных и проверки выдвигаемых гипо'1 ез.

Экспериментальна}! база и эта им исследования. Опытно-экснериментальное исследование проводилось на базе хореографических студий г.Чслябинска: «Магия» при МАОУ COLII № 104; «Экзерсис» при МБОУ Лицей №11; младшая группа «Пженки» ансамбля танца «Квгения» при МАОУ СОШ № 56; студия эстрадного танца 110У ОАО РЖД № 67.

Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, проводившегося в три этапа (2008-2013 гг.).

IIa первом этане - поисковом (2008-2009 гг.) - посредством анализа научной, учебно-методической литературы, результатов диссертационных исследований и оценки состояния практической деятельности детских хореографических студий и объединений был осуществлен выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его исходные позиции (цель, рабочая гипотеза, задачи). Определена методологическая основа, уточнены сущность и содержание понятийного поля проблемы, компоненты, критерии и показатели исследуемого процесса. Разработана и обоснована модель педагогического обеспечения социализации младших школьников в детской хореографической студии. Проведен констатирующий этап экспериментальной работы, обобщены его результаты.

IIa втором этане - экспериментальном (2009-2012 гг.) -осуществлялась опытно-экспериментальная работа, которая и послужила основой для уточнения рабочей гипотезы, были определены

педагогические условия эффективного функционирования модели, разработана и внедрена программа