автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социализация младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности
- Автор научной работы
- Ларин, Александр Николаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Тамбов
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Социализация младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности"
На правах рукописи
ЛАРИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СТУДИЯХ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13,00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
005570250
Тамбов 2015
005570250
Работа выполнена на кафедре социокультурных коммуникаций и актерского мастерства ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор МАНГЕР Татьяна Эдуардовна
МОЗДОКОВА Юлия Степановна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальных технологий ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» НАГОРНОВЛ Лариса Анатольевна, кандидат педагогических наук, преподаватель МБОУ ДОД «ДМШ № 2 г. Тамбова»
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»
Защита состоится 24 апреля 2015 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д.212.261.07 в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, б, зал заседаний диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» и на сайте suimb.ru.
Автореферат разослан 23 марта 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Н.Н. Иванова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Развитие новых прогрессивных тенденций в современном обществе все более связывают с процессами гуманизации и гуманитаризации образования, основу которых составляют изменения во всех его сферах и социальных институтах. Возрастание важности индивидуально-личностного начала во всех проявлениях жизнедеятельности человека - одна из характерных особенностей современного общества, приковывающая внимание педагогической науки к проблеме формирования личности нового типа - гуманистической личности. Важнейшей задачей современного российского общества является само-ндентификацня и духовно-культурное самоопределение личности в соответствии с реалиями социума, целевая ориентация, с одной стороны, на настоящее н будущее, с другой - анализ опыта прошлого, традиций отечественной и мировой культуры.
Развитие личности зависит от меняющихся условий его взаимодействия с окружающим миром, с социумом. Данный процесс можно определить как процесс социализации - процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, процесс самоизменения и самореализации личности, обусловленный конкретными социальными условиями. В современных условиях образование личности рассматривается в качестве основного способа трансляции, воспроизводства и порождения культуры, где личность социализируется, благодаря, в том числе, и присвоению культуры. Именно в период младшего школьного возраста, когда происходят качественные изменения личности, связанные с ее становлением, ростом самосознания, закладываются основы взаимодействия личности с окружающим социумом, реализуется творческий потенциал ребенка как активного субъекта общества, познающего мир и самого себя.
В современных условиях образование перестает быть только внешне организованным процессом. Его роль, в значительной степени, сводится к социокультурному образованию личности. Динамизм социума, усиление роли личности, гуманизация и демократизация отношений в нем, выход образовательного процесса за стены учебных заведений, за рамки традиционно сложившихся норм позволяет образовательной среде органично вписаться в систему культурно-образовательной инфраструктуры общества.
Нарушение процесса преемственности ценностных ориентации в обществе, культуре приводит к системному кризису. Многообразные изменения в различных сферах жизнедеятельности социума обусловили широкий интерес и вскрыли социальную важность проблемы социализации личности, актуализировали задачу изучения механизмов социализации.
Проблемам социализации подрастающего поколения, воспитания в личности целостной системы исторически сложившихся культурных и социальных ценностей сегодня уделяется большое внимание государством, что находит отражение в законодательных документах, среди которых Федеральная Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015, Национальная доктрина образования Российской федерации на период до 2025 г., Основы законодательства РФ о культуре, Федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018) и др., где определяется важность социализации личности через вхождение ее в культуру, где подчеркивается, что жизнестойкость культуры народа зависит от непрерывного процесса передачи ее стержневых принципов из поколения в поколение и от их осознания представителями данной культуры.
Стратегические цели образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса общества, с воспитанием граждан, способных к социализации в условиях гражданского общества.
Многообразные изменения в различных сферах жизнедеятельности социума обусловили широкий интерес и вскрыли социальную важность проблемы социализации личности, актуализировали задачу изучения механизмов социализации. Сегодня, когда в обществе огромное значение уделяется развитию личности, когда основным направлением в реформировании отечественной системы образования и воспитания становится активизация ее творческого потенциала, проблема социализации младших школьников приобретает особую актуальность.
Младший школьный возраст является качественно новым этапом в жизни индивида и, на наш взгляд, наиболее актуальным для решения задач социализации личности. В этом возрасте у детей происходит закладывание ценностных ориентации, в том числе культурных и музыкально-эстетических вкусов, изменения отношения к миру и самому себе. Дополнительное образовательное пространство в социально-культурной сфере способствует формированию внутренней образовательной среды (интересов и склонностей) самих детей, которое происходит в опыте каждого из них. Так, начальный этап приобщения младших школьников к лучшим образцам культуры и искусства связан с интенсивным, но еще несистематизированным вбиранием индивидом новых знаний, творческого присвоения социокультурного опыта. Образование на данном уровне преследует цель формирования элементарных художественных фиксированных установок, необходимых для общего музыкального развития в современных условиях, и ставит перед собой задачи, направленные на формирование у личности элементарной и функциональной грамотности в сфере культуры и искусства, заложение основ первоначальных мировоззренческих и поведенческих качеств личности. Данные технологии несут в себе мировоззренческую, развивающую, воспитывающую и адаптационную функции, способствующие получению общего музыкального воспитания.
Однако, несмотря на большой теоретический и практический материал, накопленный в педагогике, проблема социализации младших школьников в учреждениях дополнительного образования, в частности, в детских музыкальных студиях не является предметом широкого исследования, в научной литературе еще не накоплен достаточный фактический и эмпирический исследовательский опыт, необходимый для ее решения.
В настоящее время еще остается открытым вопрос педагогического обоснования необходимости разработки механизмов данного процесса, достижение названных приоритетов осложняется неразвитостью программного оснащения.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью научного обоснования организационно-педагогических условий, а также созданием и реализацией теоретической модели и комплексной педагогической программы по социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Для настоящего исследования важное значение имеют работы, в которых раскрывается проблематика социализации Ф.Г. Гиддингса, Д.И. Гофмана, Ф. Знаненского, И.С. Кона, Г. Мида, JI.B. Мардахаева, A.B. Мудрик, Ф.А. Мустаевой, Б.Д. Парыгина, Ч.И. Томаса, Д.И. Фельдштейна, Я. Щепапского и др.
Важное место в формировании концептуальной базы исследования занимают труды Дж. Бнррена, Н.В. Алешиной, Ш.А. Амонашвили, К.Г. Берсеньевой, П.П. Блонского, Л.И. Божович, H.A. Ветлутнной, В.В. Давыдова, Т.Г. Казаковой, Б.В. Никитина, В.А. Петровского, Н.С. Пряжникова, О.М. Сахаровой, Н.Е. Щур-ковой др.
Возрастным закономерностям психического развития младших школьников посвящены исследования К. Роджерса, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, A.B. Запорожца, Д.И. Фельдштейна, Ю.П. Щекочихнна, Д.Б. Эльконина н др.
Феномен «культура» подробно рассмотрен в исследованиях B.C. Бнблера, И. Гердера, Г.В. Елизаровой, Р. Линтон, Э.С. Маркарян, А.П. Садохина Э. Тейлора и др.
Изучение отдельных сторон сложного и многогранного феномена «музыкальная культура» осуществлялось, многими отечественными учеными (Б.В. Асафьев, В.М. Беляев, М.В. Бражников; В.П. Бобровский, НА. Гарбузов, Р.И. Грубер, Ю.В. Келдыш, Ю.А. Кремлев, Г.Э. Конюс, Л.А. Мазель, Е.А. Мальцева, В.В. Медушевский; Е.В. Назайкинский, В.В. Протопопов, С.Х. Раппопорт, С.С. Скребков, Б.М. Теплов, 10.Н. Холопов, В.А. Цуккерман и др.). Ю.Б. Алиев, H.H. Гришанович, Е.Е. Данилова, А.П. Мальцев, М.И. Найдорф, М.Г. Рыцарева,
A.Н. Сохор, Л.А. Тарасова, Р.Н. Шафеев и др. считали возможным определять музыкально-эстетическую культуру как некую целостность, включающую совокупность духовных ценностей в области музыкального искусства в их многообразном проявлении, а также деятельность людей по созданию, хранению и потреблению музыкальных ценностей. Ц.Г. Арзаканьян, С.Б. Байрамов, A.B. Гор-деева, JI.B. Горюнова, Л.Н. Дорогова, Ю.А. Лукин, A.B. Пирадов, Л.А. Рапацкая,
B.Б. Чурбанов и др. рассматривали музыкальную культуру с позиций культуры общества и культуры личности. Музыкально-эстетическую культуру рассматривали с позиций формирования духовной культуры и общечеловеческих ценностей (Е.В. Батолина-Корнева, Е.В. Ванина, JI.A. Кузьмичев, Ю.А. Левченко), развития слушательской культуры (Н.С. Ломакина), мотивационной сферы (H.A. Тараканова), музыкального кругозора (C.B. Попова), индивидуальности (Н.С. Архангельская), самостоятельности (Д.В. Харнчева).
Проблема развития и формирования музыкально-эстетической культуры личности разрабатывалась в трудах философов (Аристотель, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Платон, А. Швейцер, В. Шестаков, А. Шопен! гауер и др.), психологов (Л.С. Выготский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Неменский, В.И. Петрушин, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.), музыкантов-педагогов (O.A. Апраксина, М.М. Берлянчик, Е.В. Боякова, H.A. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, И.В. Груздова, А.И. Демченко, Е.А. Дубров! екая, М.Б. Зацепина, Д.Б. Кабалевский, Л.Н. Комисарова, К.В. Тарсова, Б.Л. Яворский и др.), музыковедов (Б.В. Асафьев, В. Васина-Гроссман, Г.Г. Ко-ломиец, В.В. Медушевский, В.Н. Холопова и др.).
В педагогических трудах К. Клакхон, А.И. Кравченко, Л.А. Нагорновой, K.M. Хорунженко отмечается взаимосвязь формирования музыкально-эстетической культуры личности с процессами социализации.
Особое значение для настоящего исследования имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: Г.А. Аванесовой, М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красилышкова, Е.В. Литов-кина, Т.Э. Мангер, Ю.С. Моздоковой, В.Е. Новаторова, Е.Ю. Стрельцовой,
Ю.А. Стрельцова, В .Я. Суртаева, В.Е. Триодина, В.В. Туева, Н.В. Шарковской, H.H. Ярошенко и др.
Признавая большую значимость идей и выводов авторов для исследования заявленной темы, тем не менее, необходимо отметить, что до сих пор не проводились систематические исследования по социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности как целостного феномена. В данном диссертационном исследовании сделана попытка обобщить и систематизировать комплекс подходов, теорий и представлений, связанных с изучением процессов социализации младших школьников в детских музыкальных студиях, раскрыть потенциал средств социально-культурной деятельности в решении данной проблемы.
В ходе теоретического и практического обоснования темы исследования нами был выявлен ряд противоречий между:
• потребностью выхода общества из социально-культурного кризиса, возрождения национальной и духовной культуры человека, гуманизации образования и углубляющимся разрывом между стремительным развитием социально-экономического потенциала нации и образовательной средой, не успевающей приспособиться к быстрому темпу изменений условий социализации;
• современной социально-культурной обстановкой, требующей совмещения профессиональных интересов и высокой духовной культуры личности, и отставанием оперативного реагирования образовательных и досуговых комплексов по внедрению новых социально-культурных услуг;
• объективной необходимостью в диверсификации системы дополнительного образования в социально-культурной сфере, в формировании качественно нового уровня мышления и инновационного стиля жизнедеятельности и отсутствием в данной системе научных подходов социального воздействия на формирование и развитие творческого потенциала личности.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования, которая заключается в выявлении потенциала детских музыкальных студий для социализации младших школьников средствами социально-культурной деятельности.
Объект исследования — социализация младших школьников в детских музыкальных студиях.
Предмет исследования — использование средств социально-культурной деятельности в процессе социализация младших школьников.
Цель исследования — научное обоснование педагогического потенциала детских музыкальных студий и средств социально-культурной деятельности в социализации младших школьников.
Задачи исследования:
• осуществить анализ основных теоретических подходов к проблеме социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности; обосновать сущность и выявить специфику социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности;
• разработать и апробировать теоретическую модель социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности;
• выявить и экспериментально обосновать совокупность организационно-педагогических условий социализации младших школьников в детских музы-
кальных студиях средствами социально-культурной деятельности;
• разработать критерии, уровни, показатели уровня сформированное™ социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности;
• разработать и апробировать комплексную программу по социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности.
Исходя из поставленной цели и предмета исследования, на основе анализа философской, культурологической, социологической, пенхолого-педагогической литературы и эмпирического опыта была сформулирована гипотеза исследования, которая основывается на предположении, что процесс социализации младших школьников в детских музыкальных студнях средствами социально-культурной деятельности будет эффективным, если:
• рассматривать социализацию младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности как целенаправленный процесс развития младших школьников через специально организованную образовательную и социально-культурную среду, обеспечивающую обогащение культуротворческого и социального опыта, познавательных потребностей, максимальную реализацию творческих способностей и художественно-творческой активности младших школьников, сохранение и укрепление irx духовно-нравственного потенциала; наделение их социальными ролями;
• учитывать преемственность и поэтапность содержания образовательной деятельности в целях социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности;
• целенаправленно и упорядочение использовать разнообразные средства социально-культурной деятельности;
• применять интегратнвное методическое обеспечение сопровождения социализации младших школьников в детских музыкальных студнях средствами социально-культурной деятельности с учетом разработанной модели и программы;
• реализовывать организационно-педагогические условия по внедрению средств социально-культурной деятельности с целью оптимизации процесса социализации младших школьников;
• вести подготовку специалистов к осуществлению деятельности по педагогической программе и с учетом выявленных организационно-педагогических условий.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— философско-культурологические и социологические идеи о системообра-зущей роли культуры в развитии общества и личности М.А. Ариарского, B.C. Библера, П.С. Гуревича, С.Н. Иконникова, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Э.В. Соколова и др.;
— социально-педагогические концепции активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (Г.М. Андреев, У. Бронфенбреннер, Э. Дюркгейм, Л.В. Мардахаев, A.B. Мудрик, Ф.А. Мустаева, B.C. Мухина, A.B. Петровский, Н. Смелзер, Я. Щепанский и др.);
— методологическим ориентиром исследования послужили концепции: системного (Р. Даве, Б.С. Гершунский, Т.А. Ильина, Ю.А. Конаржевский, В.А. Ядов и др.), личностно ориентированного (А. Маслоу, К. Роджерс, A.B. Батаршев, Ю.А. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова, H.A. Липский и др.), личностно дея-
тельностного (М. Вейт, Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.С. Каган и др.), программно-целевого (Г.Г. Гранатов, М.И. Махмутов, А.Я. Найн, Г.Н. Сериков, Е.Г. Силаев и др.) подходов;
— психологические концепции личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Анаьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
— исследования по возрастной педагогике и психологии Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, Л.С. Выготского, P.C. Немова, И.П. Подласого и других, выявляющие закономерности формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников;
— специальные научные разработки, посвященные педагогическим возможностям социально-культурной деятельности в формировании личности, особенностям и специфике организации современных технологий социально-культурной деятельности В.П. Беспалько, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовкина, Т.Э. Мангер, Г.К. Селевко, ЕЛО. Стрельцовой, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, H.H. Ярошенко и др.
Методы исследования. Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: теоретические — изучение философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; теоретический анализ и синтез научных концепций; эмпирические - опытно-экспериментальная работа, включающая диагностический, констатирующий и формирующий эксперименты, контент-анализ, моделирование, педагогическое наблюдение, опрос, беседы, интервью, тестирование, математические методы обработки результатов эксперимента.
База исследования. МБУ «Дворец культуры города Котовска» Тамбовской области, МУК Дом культуры «Придонской» г. Воронеж, МУК Дом культуры «Мир» г. Тамбова, МБОУ ДОД дома пионеров и школьников г. Елец.
Этапы исследования. Исходя из предмета и задач исследования, последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:
На первом этапе (2011—2012 гг.) изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования; разрабатывались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет, и сформулирована рабочая гипотеза; обосновывалась сущность и выявлялась специфика социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности.
На втором этапе (2012—2013 гг.) осуществлялся поиск авторских подходов к решению проблемы; были проведены констатирующий и формирующий эксперименты; разрабатывался комплекс организационно-педагогических условий, теоретическая модель социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности; определялись критерии, с помощью которых изучался качественный рост уровня сформированно-сти социализации младших школьников; была разработана и апробирована авторская комплексная программа по социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности.
На третьем этапе (2013-2014 гг.) были обобщены результаты опытно-экспернменталыюн работы; проводилась интерпретация полученных данных, осуществлена нх проверка; подведены итоги теоретических и практических результатов исследования; разработаны методические рекомендации по совершенствованию деятельности учреждений социально-культурной сферы в процессе социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в теории, методике и организации социально-культурной деятельности детские музыкальные студии рассмотрены как значимое педагогическое средство социализации младших школьников, при этом:
• расширены педагогические знания о возможностях использования потенциала детских музыкальных студий в процессе социализации младших школьников за счет обоснования сущности и специфики данного процесса;
• научно обоснована, разработана и апробирована теоретическая модель социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности, представляющая собой совокупность принципов, форм, методов, средств и технологий социально-культурной деятельности и включающая концептуально-целевой, содержательно-технологический и крите-риально-результативн ый блоки;
• раскрыт педагогический потенциал средств социально-культурной деятельности, который открывает новые возможности для духовного роста личности младшего школьника, преодоления в определенной степени дефицита общения, эмоционального отчуждения и наличия дискомфорта у младших школьников по приобретению социальных ролей, способствует развитию творческих способностей детей, вызывает улучшение физического и психического состояния младшего школьника путем благотворного влияния на его эмоциональную сферу;
• обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности, который направлен на создание соответствующей культуросообразной среды, стимулирующей творческое взаимодействие субъектов воспитательно-образовательной деятельности во внеурочное время;
• исходя из возрастных особенностей младших школьников, с учетом компонентов социализации младших школьников средствами социально-культурной деятельности выделены критерии, показатели и уровни социализации младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению возможностей использования средств социально-культурной деятельности в процессе социализации младших школьников посредством детских музыкальных студий.
Выявленные специфика и сущностная характеристика социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности позволяет рассматривать данный процесс в единстве и взаимообусловленности целенаправленных педагогических воздействий на личность младшего школьника, характеризующихся относительной устойчивостью, неделимостью, полифункциональностыо, вариативностью.
В контексте исследования уточнены ведущие понятия: «социализация младших школьников», «социализация младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности».
Научно обоснованные блоки и компоненты модели, организационно-педагогические условия социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности способствуют системной и рациональной организации педагогической деятельности, результатом которой будет повышение уровня социализации личности.
Разработанный критериальный аппарат позволяет объективно выявлять уровень социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты в ходе теоретической и экспериментальной части диссертационного исследования позволяют сделать научно обоснованные выводы и рекомендации, эффективно осуществлять процесс социализация младших школьников в учреждениях социально-культурной сферы.
Результаты проведенного исследования предоставляют возможность сделать научнообоснованные выводы и рекомендации по организации процесса социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности.
Разработанная и апробированная комплексная авторская программа «С музыкой растем, играем и живем», включающая в себя хореографический, театральный, музыкальный и вокальный блоки, позволяет интегрировать в деятельность детских музыкальных студий средствами социально-культурной деятельности, что способствует обеспечению единства культурного пространства для духовного, коммуникативного и художественно-творческого роста личности, развитию у учащихся художественно-творческой активности, эмоциональной отзывчивости, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, получен™ социальных ролей.
Материалы диссертационного исследования позволяют сделать научно обоснованные выводы и рекомендации по организации педагогического процесса, направленного на социализацию младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности, а также могут быть применены в деятельности учреждений социально-культурной сферы.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечены исходными методологическими позициями; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования; количественной и качественной обработкой репрезентативного материала, перепроверкой полученных результатов; согласованностью основных теоретических положений с данными экспериментального исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущность социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности представляет собой системный, целенаправленный, поэтапный, развивающий и обучающий процесс, направленный на усвоение младшими школьниками определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, с целью познания культурного наследия, расширения социально-культурного пространства, развития активности и коммуникативности, удовлетворения познавательных потребностей и запросов, самоорганизацию и саморегуляцию.
2. Специфика социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности определяется ее особым развивающим потенциалом, который базируется на формах, средствах п методах социально-культурной деятельности, направленных на приобретение культурных ценностей, развитие художественно-творческих способностей, повышение уровня самооценки, стабилизации эмоциональных переживаний, проявления художественно-творческой активности, эффективное овладение знаниями и способами художественно-творческой деятельности, выработку навыков самоопределения и самоорганизации.
3. Модель социализации младших школьников в детских музыкальных студнях средствами социально-культурной деятельности, которая представляет собой комплекс тематически объединенных и композиционно выстроенных блоков и включает в себя: принципы, цели, задачи, факторы, функции, виды, формы, методы, средства, технологии, организационно-педагогические условия, показатели и критерии оценки уровня социализации младших школьников, ориентированные на обеспечение единства культуросообразного пространства для духовного, коммуникативного и художественно-творческого роста личности.
4. Критериальный аппарат, включающий качественные параметры и значимые компоненты, а именно: показатели (музыкально-эстетическое восприятие, художественно-творческая активность, творческое мышление, творческое воображение); значимые компоненты (мотивационный, деятелыюстный, когнитивный, операциональный); уровни (низкий (репродуктивный), средний (эвристический), высокий (творческий).
5. Комплекс организационно-педагогических условий социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности включает:
• организацию предметно-развивающей среды в учреждениях социально-культурной сферы;
• преемственность, поэтапность и инновационно-вариативное обновление содержания образовательной деятельности;
• удовлетворение познавательных потребностей каждого участника процесса с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей;
• построение деятельности по социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности на основе разработанной модели и комплексной педагогической программы;
• наличие подготовленных педагогов к организации процесса социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности.
6. Комплексная программа по социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности «С музыкой растем, играем и живем» направлена на расширение художественно-творческих и музыкальных знаний, приобретение опыта овладения социальными ролями, способами познавательной, художественно-творческой и исполнительской деятельности; формирование гармонически развитой личности с широким культурным кругозором, осознающей себя в роли составной и неотъемлемой части социума; воспитание эмоциональной сферы, художественного вкуса, устойчивой потребности общения с лучшими образцами мировой культуры через участие в художественно-творческой деятельности; формирование внутренней мотивации
ребенка к развитию собственного творческого потенциала и социально значимых качеств; превращение богатства мировой культуры во внутреннее богатство личности путем развития познавательных мотивов и интересов, ценностное отношение к полученным знаниям и приобретенным социальным ролям; развитие познавательных интересов, музыкально-эстетического восприятия, творческого мышления, творческого воображения через включение в художественно-творческую и исполнительскую деятельность; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, познавательных потребностей младших школьников во внеурочное время; формирование художественно-творческой активности, способности ответственно относиться к любому делу.
Апробация и впедрепие результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:
а) выступления соискателя перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах в городах Воронеж, Елец, Омск, Орел, Тамбов и других городах России;
б) разработка и внедрение авторской комплексной педагогической программы по социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности «С музыкой растем, играем и живем» в процесс учебно-воспитательной деятельности МБУ «Дворец культуры города Котовска» Тамбовской области, МУК Дом культуры «Придонской» г. Воронеж, МУК Дом культуры «Мир» г. Тамбова, МБОУ ДОД дома пионеров и школьников г. Елец;
в) выступления с докладами и лекциями для аспирантов и студентов ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», преподавателей и учителей учреждений дополнительного образования Тамбовской области.
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 13 научных публикациях автора в виде научных статей и учебно-методических публикаций общим объемом 9,4 п.л., в том числе в трех статьях в научно-реферируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, обозначены объект, предмет, цель, выдвинута гипотеза, определены задачи и методы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, представлены данные об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы социализации младших школьников в детских музыкальных студиях» содержится теоретический анализ состояния исследуемой проблемы, в ходе которого рассмотрены основные подходы к процессу социализации младших школьников; рассмотрен основной терминологический аппарат, определяются основополагающие понятия; исследуется педагогический потенциал социально-культурной деятельности в процессе социализации младших школьников в детских музыкальных студиях; определены сущность и специфика социализации младших школьников в детских
музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности, иа их базе разработана теоретическая модель данного процесса.
В первом параграфе «Социализации .младших школьников в детских музыкальных студиях как научно-педагогическая проблема» рассмотрены различные теоретические подходы к проблеме социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности, систематизированы наиболее известные концепции, включающие общую оценку различных теорий и их вклада в изучение социализации как социокультурного феномена.
Для определения содержания понятия «социализация» применялся контент-анализ, включающий в себя анализ концептуальных, организационных и методических процессов, который позволил не только достичь четкости в определении самого понятия, выявить как его признаки, так и области применения, но и рассмотреть социализацию с позиций социально-культурной деятельности.
В работе обосновывается, что понимание социализации как процесса развития и становления человека во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и активного воспроизводства этим человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному коллективу, предполагает ее двусторонний процесс. С одной стороны, в процессе социализации индивид усваивает социальный опыт, входя в данную систему социальных связей, а с другой — он активно воспроизводит эту систему социальных связей, т. е. не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на окружающих его людей, на всю социальную среду.
Данный подход позволил рассматривать социализацию личности младших школьников в социально-культурной сфере как процесс формирования новой парадигмы образовательной функции в социально-культурной сфере, позволяющей обеспечить конкурентное преимущество гуманистической личности, способной к адекватному ответу на духовно-нравственные и культурные потребности социума.
Анализ научной литературы показал, что социализация представляет собой продукт длительного исторического познания, содержание которого меняется и обогащается по мере углубления познания человеком объективной действительности.
Проведенный контент-анализ, включающий в себя анализ концептуальных, организационных и методических процессов, позволил не только достичь четкости в определении самого понятия «социализация», выявить как его признаки, так и области применения, но и рассмотреть данное понятия с позиций социально-культурной деятельности в качестве самостоятельного направления в учебно-воспитательной работе для решения задач, направленных на формирование художественно-творческой культуры младших школьников, наделение их определенными социальными ролями.
Использование метода ретроспективного анализа социализации младших школьников в детских музыкальных студиях позволил сделать вывод о том, что данный процесс следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный.
В качестве инструментов социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности в исследовании определены факторы, механизмы, компоненты, условия, этапы и стадии социализации.
Таким образом, систематизация и обобщение теоретических источников позволило выделить основные смысловые значения содержания понятия «социали-
зация». Социализация представляет собой качественно новое явление и составную часть структуры образовательной и социально-культурной сферы. Социализация рассматривается как развитие и самоизменение личности в процессе усвоения и воспроизводства духовно-нравственных и культурных ценностей, как расширение услуг по приобретению знаний, умений и навыков, социальных норм и установок, определенных образцов поведения, как приобретение социально-культурного опыта. Социализация позволяет усилить активность образования и профессиональной деятельности, развитие комбинированного воспроизводства, конструировать индивиду свою собственную субъективную реальность.
Данные значения позволяют утверждать, что многозначность термина свидетельствует о непрерывном развитии понятия «социализация», о насыщении его особыми признаками, переводящими данное понятие в многоуровневую, непрерывную образовательную систему становления гуманистической личности, что имеет исключительное значение и позволяет эффективно организовать познавательную, художественно-творческую и коммуникативную деятельность младших школьников, в процессе которой они получают достаточные для социокультурной ориентации знания.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что социально-культурная деятельность, в процессе социализации младших школьников, представляет собой органическую составную часть единого педагогически значимого процесса и выступает в роли посредника между культурной средой и микромиром личности.
Во втором параграфе «Сущность и специфика социализации младших школьников в детских музыкальных студнях средствами социально-культурной деятельности» путем анализа философской, исторической, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы было выявлено состояние изучаемой проблемы с учетом различных подходов; проведен анализ педагогических концепций и положении о методологических и организационных основах формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников в процессе социализации в исторической ретроспективе; выявлены основные компоненты формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников; определен потенциал детских музыкальных студий в исследуемой проблеме.
Значительное место в параграфе уделено ретроспективному анализу феномена «музыкально-эстетическая культура» с позиций антропологического, социологического, философского, культурологического подходов, который позволил рассматривать данный феномен как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс.
На основе проведенного исследования по операционализации определения «музыкально-эстетическая культура» автором дано определение: музыкально-эстетическая культура — это сфера распространения, трансляции, передачи исторически сложившихся ценностей, норм, традиций, включающая в себя результаты познания, произведения мирового искусства, нормы нравственности и права, реализуемые в нравственном и эстетическом развитии личности, в потребности общения в мире культуры и искусства, а также через нее познания окружающей жизни и самого себя с целью формирования художественно-культурного информационного мировоззрения.
В диссертации последовательно раскрыто содержание понятий «художественно-творческая активность», «музыкально-эстетическое восприятие», «творческое мышление», «творческое воображение», представляющих собой основные компо-
ненты социализации младших школьников в детских музыкальных студиях.
В исследовании установлено, что дополнительное образование представляет собой особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений; выступает одной из форм организации свободного времени младших школьников, которое затрачивается личностью на удовлетворение художественно-творческих потребностей, приобретение специфических знаний, умений, навыков, с целью постижения и освоения мировых культурных ценностей, национальных традиций, социальных ролен и т. д. Данный подход позволил с уверенностью утверждать, что детская музыкальная студия, как представитель учреждений дополнительного образования, играет одну из главных ролей в социализации младших школьников.
Анализ междисциплинарных подходов к исследованию проблемы позволил выявить сущность и обосновать специфику социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности.
В третьем параграфе «Модель социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности», с учетом изложенных ранее теоретических положений о социализации младших школьников и специфике использования средств социально-культурной деятельности, представлена теоретическая модель социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально культурной деятельности.
Теоретическая модель выступает как совокупность взаимосвязанных компонентов, состоит из трех блоков, определяющих эффективность данного процесса, и включает в себя концептуально-целевой, содержательно-технологический и критериально-результативный блоки. В модели определены цели и задачи данного процесса, представлены предпосылки и факторы, принципы и функции, на которых базируется деятельность данной системы, средства, формы, методы, виды и технологии социально-культурной деятельности, рассмотрены организационно-педагогические условия (рис. 1).
В исследовании подчеркивается, что социализация младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности имеет свои внешние и внутренние предпосылки, которые, с одной стороны, формируют определенные потребности социума, с другой - находят свое отражение в образовательной, познавательной и практической деятельности, обусловливающие художественно-творческую активность всех субъектов образовательного процесса.
Возникшие предпосылки определили цель организации деятельности по социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально культурной деятельности - усвоение определенной системы знаний, социальных норм, образцов поведения, соответствующих выполнению назначенных социальных ролей, приобщение к духовно-нравственным и культурным ценностям средствами социально-культурной деятельности, позволяющих личности младшего школьника функционировать с позиций полноправного члена общества. Построение процесса социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально культурной деятельности основано на традиционных и специфических принципах образования и социально-культурной деятельности, которые определяют методологию и содержание основополагающих функций социально-культурной деятельности.
КОНЦЕПТУ АЛЬНО-ЦЕЛЕВОИ клок
Цель: усвоение определенной системы знаний, социальных норм, образцов повеления, соответствующих выполнению назначенных социальных ролен, приобщение к духовно-нравственным и культурным ценностям
Социальный заказ: социализация младших школьников в детских музыкальных студиях
Внешние предпосылки: политические, экономические и социокультур-ныс. Внутренние предпосылки: информационные, коммуникационные, обра-
Внешние факторы: институты социализации, социокультурная среда, культурные ценности, традиции общества.
Принципы: демократизации, гуманизма, системности и последовательности, наглядности, сознательности и активности, творческой направленности, рефлексивного управления, междисциплинарной интеграции, добровольности и общедоступности, развития инициативы, дифференцированного подход, взаимообусловленности воспитательной и образоватсльно-культуротворчсской деятельности, природосообразности и культуросообразности, эмоциональной насыщенности, целостности, информационно-просветительский
Функции : мировоззренческая, социализирующая, мотивационная, адаптационная, коммуникативная, культуротворческая, информационно-просветительская, ценностно-гедонистическая, образовательно-развивающая. эмоциогенная
Задачи: расширение художественно-творческих и музыкальных знаний, приобретение опыта овладения социальными ролями, способами познавательной, художественно-творческой и исполнительской деятельности: формирование гармонически развитой личности с широким культурным кругозором, осознающей себя в роли составной и неотъемлемой части социума; воспитание эмоциональной сферы, художественного вкуса, устойчивой потребности общения с лучшими образцами мировой культуры через участие в художественно-творческой деятельности: формирование внутренней мотивации ребенка к развитию собственного творческого потенциала и социально значимых качеств; превращение богатства мировой культуры во внутреннее богатство личности путем развития познавательных мотивов и интересов, ценностное отношение к полученным знаниям и приобретенным социальным ролям;
развитие познавательных интересов, музыкально-эстетического восприятия, творческого мышления, творческого воображения через включение в художсствснно-творчсскую и исполнительскую деятельность; организация условий для самореализации в социально-культурной сфере; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, познавательных потребностей младших школьников во внеурочное время: формирование художественно-творческой активности, способности ответственно относиться к любому делу
Результат: социализация младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной дс тсчьнпгти
КРИТЕРИАЛЬНО.РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
Компоненты — мотивационнй. деятель-ностный, когнитивный, операциональный
Уровни - низкий, средний, высокий
Параметры — музыкально- эстетическое восприятие, художествен но-творческая активность, творческое мышление, творческое воображение.
СОДЕ РЖ АТ ЕЛ Ь Н ат ЕХ Н ОЛ ОГИ Ч ЕСКИ И Б Л О К
Технологии: развития процессов восприятия: развития ассоциативно-образного мышления; сотрудничества; развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности: саморазвития; культуровоспи-
Формы: организационные - индивидуальные, групповые, массовые;
методические — танцевальные, театральные, вокальные, музыкальные композиции, игровая им-
Методы: моделирования образовательного процесса; организации творческой деятельности; формирования культурного сознания личности; стимулирования; мотивации: проблемно-творческого характера; учебно-познавательной и самообразовательной деятельности: включения в социально-культурную деятельность: объясне-
Средства: живое слово: печатные; наглядные: художественные: технические: психолого-педагогические
Показатели-знание и понимание духовн<^нравственных ценностей, традиций, мировой культуры: уважительное отношение к мировой культуре, принятие общечеи ловеческих ценностей на базе национально-культурного компонента; владение технологическими навыками коммуникативной культуры, умение адаптироваться и ориентироваться в социальной среде, проявление интереса к инструментальному, театральному, хореографическому, вокальному искусству: наличие творческой активности, стремление к получению информации и познанию культуротворческих ценностей мирового искусства; осознание себя как носителя и транслятора мировой культуры, носителя свойств национального характера, определяющих особенности мировоззрения, социальную позицию и роль
Виды: информационно-познавательный: коммуникативный; художественно-творческий
Условия: организация предметно-развивающей среды в учреждениях социально-культурной сферы: преемствен-ность и поэтапность содержания образовательной деятельности в целях социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности; инновационно-вариативное обновление содержания образования на основе внедрения технологий социально-культурной деятельности; использование потенциала художественно, творческой деятельности в социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности; построение деятельности по социализации младгпих школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности на основе комплексной педагогической программы; наличие подго-товленных педагогов к организации процесса социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности: активизация творческих интересов личности в рамках единого культу рного пространства, механизмов устойчивой потребности младших школьников в приобщении к лучшим образцам мировой культу, ры; педагогически-опосредованное воздействие на младших школьников при их включенности в художественно-творческую деятельность с опорой на личностно-деятельностную компоненту
Рис. 1. Модель социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами
социально-культурной деятельности
В качестве инструментов социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности нами использован комплекс технологий социально-культурной деятельности, включающий в себя: технологию развития процессов восприятия, технологию развития ассоциативно-образного мышления, технологию сотрудничества, культуротвор-ческую технологию, технологию развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, технологию саморазвития.
В исследовании определены организационно-педагогические условия социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности, обеспечивающие эффективность данного процесса.
Таким образом, разработанная теоретическая модель социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально культурной деятельности представляет собой целенаправленный педагогический процесс комплексного развития всей совокупности принципов, форм, методов, видов, средств, технологий, организационно-педагогических условий данного процесса, ориентированного на социально-культурную и музыкальную грамотность младших школьников и стимулирование их позитивной социальной и художественно-творческой активности.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности» посвящена рассмотрению особенностей деятельности учреждений социально-культурной сферы по социализации младших школьников в России и за рубежом и описанию результатов опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
В первом параграфе «Анализ деятельности детских музыкальных студий по социализации младших школьников средствами социально-культурной деятельности в России и за рубежом» представлен практический опыт социализации младших школьников в процессе деятельности учреждений социально-культурной сферы в России и за рубежом, а также анализируются данные, полученные в результате констатирующего этапа эксперимента.
Социализация младших школьников подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт личности, обуславливающий возникновение высоких музыкально-эстетических потребностей. Комплексное воздействие художественно-творческой деятельности на младшего школьника поднимает личность со ступени потребителя духовных ценностей до ступени их создателя, способствует проявлению и росту творческих способностей ребенка, совершенствованию талантов в искусстве, развивает коммуникативные навыки, формирует особое творческое пространство для самореализации ребенка, развития и совершенствования его творческих возможностей с учетом предыдущего опыта и новых достижений, формирует систему знаний, компетентность, помогающую справляться с различными ситуациями. Занятия в группе позволят научиться существовать вместе, понимая другого и ощущая взаимозависимость осуществлять общие проекты и быть готовым к урегулированию конфликтов в условиях взаимопонимания и мира. Музыкально-эстетическое образование младших школьников - эффективное средство социализации личности, при условии грамотного, внимательного педагогического руководства, когда обучение рассматривается в первую очередь как средство нравственного воспитания, при этом каждый обучающийся
получает возможность понять, что сделанный им выбор не препятствует в будущем продолжению образования в других областях. Художественно-творческая деятельность позволяет реализовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов. Использование возможностей искусства, музыкально-эстетической деятельности в целях психофизического оздоровления детей посредством внедрения современных педагогических технологий социально-культурной деятельности позволяет эффективно социализировать младших школьников.
В диссертации показано, что с целью эффективной социализации младших школьников необходима интеграция всех видов художественно-творческой деятельности (музыкальной, вокальной, театральной, хореографической), комплексно-интегрированное приобщение младших школьников к лучшим образцам мировой художественной культуры, отображающих гуманистические и демократические тенденции в развитии дополнительного образования, что позволит значительно шире раскрыть потенциал младших школьников и сформировать всесторонне развитую личность, наделенную определенными социальными ролями.
Экспериментальная часть нашего исследования была посвящена проверке выдвинутой нами гипотезы. На каждом этапе эксперимента были определены вспомогательные задачи, являющиеся промежуточными на пути к достижению основной цели.
Исходя из предмета и задач исследования, последовательность проведения этапов опытно-экспериментальной работы была выстроена следующим образом:
/ этап эксперимента (констатирующий) включал в себя анализ состояния исследуемой проблемы в деятельности разного рода учреждений социально-культурной сферы; формирование контрольной и экспериментальной групп участников эксперимента; определение методов диагностики уровня социализации младших школьников в детских музыкальных студиях; оценку уровня исходного состояния социализации младших школьников в детских музыкальных студиях на основе выделенных критериев и показателей; разработку программы следующего этапа эксперимента.
II этап эксперимента (формирующий) заключался в апробировании теоретической модели социализации младших школьников в детских музыкальных студиях, а также разработку комплексной педагогической программы в соответствии с разработанным организационно-педагогическими условиями осуществления педагогической деятельности; в проведении повторной диагностики уровня социализации младших школьников в детских музыкальных студиях.
III этап эксперимента (контрольный) состоял в качественном и количественном анализе и математической обработке полученных экспериментальных данных; систематизации и обобщении результатов опытно-экспериментальной работы; обосновании достоверности и эффективности применения теоретической модели социализации младших школьников в детских музыкальных студиях и комплексной программы.
Экспериментальное исследование осуществлялось с 2011 по 2014 гг. на базе МБУ «Дворец культуры города Котовска» Тамбовской области, МУК Дом культуры «Придонской» г. Воронежа, МУК Дом культуры «Мир» г. Тамбова, МБОУ ДОД дома пионеров и школьников г. Елеца.
В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняло участие 499 чел.: 16 педагогов, 247 школьников в возрасте от 7 до 10 лет, посещающих учреждения дополнительного образования, 236 родителей.
Технология эксперимента предполагала проведение диагностического исследования, направленного на выявление следующих аспектов: интересов, потребностей, ценностных ориентации личности, отношения к художественной культуре; степени включенности в художественно-творческую деятельность; наличие творческих способностей.
С этой целью использовались диагностические методики Д. Гилфорда, А.И. Божович, И.К. Марковой, Л.В. Школяра, О.М. Дьяченко, соответствующие задачам исследования: анкетирование, диагностика творческого мышления, творческого воображения, музыкально-эстетического восприятия, выявления их художественно-творческой активности.
Так, методика А.И. Божович И.К. Марковой направлена на выявление мотивации (художественно-творческой активности) у младших школьников, с целью активизации их социокультурных потребностей. Тест построен на вопросах, раскрывающих желание и активное участие младших школьников в каких-либо процессах.
Возможность измерения креативности, творческого мышления позволила модифицированная методика Д. Гилфорда, направленная на исследование таких факторов, как беглость (легкость, продуктивность), гибкость, оригинальность, точность. Методика включает семь субтестов, диагностирующих творческое мышление посредством использования предметов и словесных ассоциаций, разбора ситуаций, спрятанных форм с применением слов и изображений.
Диагностика музыкально-эстетического восприятия (сравнительная рефлексия эмоциональной отзывчивости) проводилась на основе метода Л.В. Школяр «Выбери музыку». Данный метод позволяет выявить способности младших школьников к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений.
Методика «Дорисовывание фигур » О.М. Дьяченко позволила исследовать уровень сформированное™ у младших школьников творческого воображения. Методика включает в себя работу с нарисованными незаконченными фигурами и оценивается по таким показателям воображения, как оригинальность, беглость, гибкость.
Также нами проводилось анкетирование педагогов и родителей по методикам А.И. Савенкова, Хаана и Каффа. Методика А.И. Савенкова характеризует оценку родителей степени развития у ребенка таких творческих направленностей, как музыкальная, артистическая, хореографическая. С помощью методики Хаана и Каффа количественно оценивается степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определяется, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех полученных оценок позволяет увидеть индивидуальный, свойственный только конкретному ребенку «портрет» развития его дарований.
На основе системного обобщения автором разработан критериальный аппарат диагностики уровня социализации младших школьников, включающий в себя показатели сформированное™ (художественно-творческая активность, музыкально-эстетическое восприятие, творческое мышление, творческое воображение), значимые компоненты (мотивационный, деятельностный, когнитивный, операциональный) и качественные параметры - низкий (репродуктивный), средний (эвристический), высокий (творческий) уровни сформированное™ познавательной культуры младших школьников.
Индивидуальная оценка выявленного уровня познавательной культуры каждого участника осуществлялась по следующим ступеням: если критерий реализо-
ван на 70 % и более, то уровень считается высокий. При реализации критерия от 30 до 70 % — средний, до 30 % - низкий.
Для выявления уровней развития каждого компонента мы использовали совокупность методов: а) наблюдение за проявлениями младших школьников в разных ситуациях; б) изучение продуктов художественно-творческой деятельности; в) специально разработанные задания, позволяющие выявить особенности формирования структурных компонентов социализации младших школьников через приобщение их к лучшим образцам мировой художественной культуры.
В качестве основного метода исследования было выбрано анкетирование респондентов. Опрос проводился в учреждениях: МУК Дом культуры «Мир» г. Тамбов (51 чел.); Дом культуры «Придонской» г. Воронеж (77 чел.); МБУ «Дворец культуры города Котовска» Тамбовской области (78 чел.), МБОУ ДОД дома пионеров и школьников г. Елец (41 чел.).
Для реализации опытно-экспериментальной работы были выбраны экспериментальная (77 чел.) группа на базе Дома культуры «Придонской» г. Воронеж и контрольная (78 чел.) группа на базе МБУ «Дворец культуры города Котовска» Тамбовской области.
Обработка данных позволила нам представить следующие полученные результаты, приведенные на рисунке 2.
Рис. 2. Общая средняя оценка уровня социализации младших школьников в контрольной и экспериментальной группах (констатирующий этап эксперимента)
Проведенное диагностическое исследование (констатирующий этап эксперимента) позволило сделать вывод о том, что большинство учащихся к началу эксперимента как в экспериментальной, так и в контрольной группах имеют
средний и низкий уровни социализации, что обусловлено отсутствием целенаправленного систематического процесса обучения младших школьников на основе использования технологий социально-культурной деятельности и квалифицированной помощи педагога.
Диагностика выявила проблемные аспекты, заключающиеся в: неразвитости мотивации к получению знаний, умении и навыков познавательной, художественно-творческой и коммуникативной деятельности; неспособности проанализировать эмоциональное отношение к принятию духовно-нравственных, культурных ценностей, отсутствии эмпатнйных установок; отрывочности и эклектичности представлений о конструировании процесса познания, осознания внутренних источников и механизмов саморазвития; пассивности в освоении новых технологий, отсутствии стремления совершенствовать свою познавательную культуру и др.
Общая диагностика выявила наиболее проблемные аспекты социализации младших школьников, заключающиеся в: почти полном отсутствии мотивации к получению знаний, умений и навыков познавательной, художественно-творческой и коммуникативной деятельности; неумении оценивать взаимоотношения и поступки других людей в соответствии с приоритетными ценностями; непонимании личностной гражданской позиции; инертности к художественно-творческой и исполнительской деятельности; неспособности проанализировать эмоциональное отношение к принятию духовно-нравственных, культурных ценностей, отсутствии эмпатийных установок, елабовыраженной социальной коммуникации; отрывочности и эклектичности представлений о конструировании процесса познания, осознания внутренних источников и механизмов саморазвития и пр.
Таким образом, проведенное диагностическое исследование на констатирующем этапе эксперимента позволило сделать вывод о том, что социализация младших школьников сопровождается сложной адаптацией к художественно-творческой и исполнительской деятельности на основе средств социально-культурной деятельности, оказывающей мощное эмоционально-психологическое воздействие на духовно-нравственный мир личности через художественный текст, систему ценностных и культурных ориентации, художественно-творческой, коммуникатнвной и исполнительской деятельности.
Во втором параграфе «Реализация оргатпацпонно-педагогпческих условии социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности» был проведен сравнительный анализ данных формирующего и контрольного этапов эксперимента, обобщены и систематизированы результаты, на основании чего были сделаны выводы.
Формирующий этап экспериментальной работы заключался в апробировании теоретической модели социализации младших школьников в детских музыкальных студиях, а также разработке комплексной педагогической программы «С музыкой растем, играем и живем» в соответствии с разработанными организационно-педагогическими условиями осуществления педагогической деятельности, с использованием технологий и форм социально-культурной деятельности, модифицирован ных с учетом возрастных особенностей младших школьников; в проведении повторной диагностики уровня социализации младших школьников в детских музыкальных студиях.
На этапе формирующего эксперимента в работе принимали участие те же младшие школьники, что и на констатирующем: 77 младших школьников, посещающих МУК Дом культуры «Придонской» г. Воронежа, составили экспериментальную группу, а с остальными участниками эксперимента, составившими кон-
трольную группу (78 чел., посещающих МБУ «Дворец культуры города Котов-ска» Тамбовской области), педагогическая работа по авторской программе не проводилась. Кроме того, на формирующем этапе экспериментальной работы принимали участие 16 чел. педагогов-организаторов.
Разработанная нами комплексная педагогическая программа «С музыкой растем, играем и живем» предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее социокультурным интересам младших школьников. Исходя из принципов гармоничности образования, она предусматривает занятия школьников по различным направлениям художественно-творческой деятельности — музыкальной, вокальной, хореографической, театральной. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
Цель программы — развитие творческого воображения, мышления, музыкально-эстетического восприятия, художественно-творческой активности через включение в исполнительскую деятельность.
Задачи программы: вовлечение детей в художественно-творческую деятельность; развитие творческих способностей в области театра, музыки, хореографии, вокала; формирование внутренней мотивации ребенка к развитию собственного творческого потенциала и социально значимых качеств; обучение детей навыкам передачи собственных ощущений, а также преобразованию имеющихся представлений; приобретение учащимися социального опыта; развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в поведении, поступках; воспитание эмоциональной сферы младших школьников и их художественного вкуса; воспитание устойчивой потребности общения младших школьников с народными, классическими образцами современной творческой деятельности; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, познавательных потребностей младших школьников во внеурочное время.
Основным результатом программы явился уровень социализации младших школьников в детских музыкальных студиях.
Программа носит поэтапный характер образовательной деятельности и содержит четыре блока, каждый из которых посвящен развитию музыкально-эстетического восприятия, творческого мышления, творческого воображения, художественно-творческой активности посредством хореографической, театральной, музыкальной и вокальной деятельности. Программа рассчитана на 1 год (144 часа), в зависимости от направления включающая в себя различное количество теоретических и практических часов работы. Занятия проводятся с учащимися по 2 раза в неделю.
После проведения педагогической работы по программе «С музыкой растем, играем и живем», внедрения средств социально-культурной деятельности и разработанных организационно-педагогических условий, удовлетворяющих требования системности, структурированности и планируемой эффективности данного процесса, для оценки эффективности педагогического воздействия мы повторно провели изучение уровня социализации младших школьников с помощью анкет, применяемых нами на констатирующем этапе эксперимента.
Повторная диагностика респондентов в экспериментальной группе, после окончания формирующего этапа эксперимента, показала, что уровень социализации младших школьников в детских музыкальных студиях на формирующем эта-
пе эксперимента возрос в среднем на 29,3 %. После проведения целенаправленной систематической работы количество детей с низким уровнем социализации снизилось до 29 %, число детей со средним уровнем повысилось до 15 %, а число детей с высоким уровнем увеличилось до 15 %, что, безусловно, свидетельствует об эффективности использования разработанной нами программы и внедрения средств социально-культурной деятельности. У большинства учащихся, прошедших обучение, появились: уверенность в своих силах (они четко представляют себе, какие задачи и возникающие проблемы предстоит им решать и каким образом их можно преодолеть); стремление к познанию через лучшие образцы мировой культуры к эффективному овладешио знаниями и способами художественно-творческой деятельности; сформировались приемы коммуникативной деятельности и свободный перенос ее в новые условия; они научились видеть проблему, проводить глубокий анализ, приобрели навыки исполнения социальных ролей.
Таким образом, анализ результатов педагогической деятельности по социализации младших школьников в детских музыкальных студиях в экспериментальной группе позволил подтвердить эффективность внедрения организационно-педагогических условий и предложенной комплексной программы «С музыкой растем, играем и живем».
Для получения объективных результатов на третьем этапе (контрольный этап эксперимента) был проведен сравнительный анализ данных контрольных и экспериментальных групп, обобщены и систематизированы результаты, на основании чего были сделаны выводы. Динамика изменения показателей уровня социализации младших школьников в детских музыкальных студиях в контрольных и экспериментальных группах (контрольный этап эксперимента) убедительно доказывает эффективность предложенной теоретической модели социализации младших школьников в детских музыкальных студиях и комплексной программы «С музыкой растем, играем и живем» (табл. 1).
Таблица 1.
Динамика уровня социализации младших школьников
в экспериментальной и контрольной группах (в %) _(контрольный этап эксперимента)_
Критерии Уровнн
Высокий Средний Нщкнй
Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная
До После До После До После До После До После До После
Мотива-ционный 12,9 18,1 12,4 27,7 35,4 40,5 35,6 50,1 51,7 41,4 51,5 22,2
Когнитивный 17,3 22,7 17,4 31,4 28,7 34,1 28,6 43,6 54 43,2 54 25
Деятель-ностный 18,8 23,8 18,7 33,5 35,5 40,8 35,7 50,4 45,7 35,4 45,6 16,1
Операциональный 16,6 21,5 16,8 31,3 34,8 39,7 34,9 49,7 48,6 38,8 48,3 19
Общая средняя оценка 16,4 21,5 16,5 31 33,6 38,8 33,7 48,5 50 39,7 49,8 20,5
Таким образом, данные диагностического исследования выявили повышение всех показателей художественно-творческой активности, музыкально-эстетического восприятия, творческого мышления, творческого воображения. Это связано с тем, что проведенная целенаправленная работа по реализации комплексной педагогической программы «С музыкой растем, играем и живем» способствовала развитию культуротворческих ценностей и социально-нравственных качеств личности, ее художественно-творческих, познавательных и коммуникативных умений и навыков, воображения, мышления, памяти и интеллектуальных способностей. Результатом экспериментальной работы явилось повышение мотивации к получению знаний, умений и навыков социально-познавательной, художественно-творческой и коммуникативной деятельности, оценке взаимоотношений и поступков людей в соответствии с приоритетными ценностями мировой культуры, пониманию личностной позиции в сохранении и приумножении культурного богатства страны, трансляции социокультурного опыта.
Данные контрольного эксперимента позволили подтвердить эффективность предложенной нами комплексной педагогической программы «С музыкой растем, играем и живем». Наиболее высокие показатели были продемонстрированы участниками эксперимента в рамках исследования деятельностного и когнитивного компонентов. Это в полной мере подтверждается умением использовать художественно-творческие знания в учебной и общественной деятельности, в способности личностного воспроизводства культуротворческих ценностей, в самореализации и самоактуализации в условиях современной социокультурной среды.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила верность всех результатов проведенного социально-педагогического эксперимента. Приведенные факты в совокупности могут служить достаточным подтверждением достоверности сделанных ранее теоретических выводов и выдвинутой гипотезы. Таким образом, в ходе экспериментального исследования были реализованы поставленные цели, задачи, подтверждена рабочая гипотеза.
В заключении подводятся итоги проведенного научного исследования, доказывается достижение поставленных задач, подтверждается выдвинутая гипотеза, обобщаются полученные результаты, формулируются выводы.
На основе анализа научно-теоретических подходов к исследованию проблемы социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально культурной деятельности определены сущность и специфика данного процесса.
Определена совокупность организационно-педагогических условий, являющихся необходимыми и достаточными для успешной реализации цели и задач социализации младших школьников на основе комплексного использования средств социально-культурной деятельности в музыкальных студиях.
Разработанная и апробированная теоретическая модель социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности позволяет эффективно организовать педагогическую работу в детских музыкальных студиях, результатом которой будет: формирование гармонически развитой личности с широким культурным кругозором, осознающей себя в роли составной и неотъемлемой части социума; расширение художественно-творческих и музыкальных знаний; приобретение опыта овладения социальными ролями, способами познавательной, художественно-творческой и исполнительской деятельности.
Разработанный критериальный аппарат позволяет определить уровень сформированное™ социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности и объективно оценить эффективность проведенной целенаправленной работы.
Разработана и экспериментально апробирована авторская комплексная программа «С музыкой растем, играем и живем», позволяющая осуществлять успешную педагогическую деятельность по социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально культурной деятельности за счет решения познавательных, эмоционально и музыкально развиваюЩих, социально и творчески активизирующих задач в процессе организации коллективной и индивидуальной работы в детской музыкальной студни.
Настоящее диссертационное исследование открывает путь к новым научным работам по социализации личности, рассмотрению потенциала различных технологий социально-культурной деятельности по социализации подрастающего поколения в различного рода учреждениях социально-культурной сферы, рассмотрению возможностей социально-культурной деятельности в повышении творческих потребностей людей, изучению проблемы подготовки педагогов дополнительного образования осуществлению педагогической деятельности по социализации личности.
Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях автора.
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:
1. Ларин А.Н. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема // Социально-экономические явления и процессы Тамбов, 2014. Вып. 3. (0,75 п.л.)
2. Ларин А.Н. Концептуальные основы формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Вып. 4. (0,8 п.л.)
3. Ларин А.Н. Сущность и специфика социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Вып. 5. (1,2 п.л.)
Публикации в электронных научных изданиях, зарегистрнрованых в НТЦ «Информрегнстр» в порядке, согласованном с ВАК:
4. Ларин А.Н. Междисциплинарные подходы к проблеме социализации младших школьников // Актуальные инновационные исследования: паука и практика. 2014. № 1. (0,5 п.л.)
5. Ларин А.Н. Механизмы социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средства социально культурной деятельности // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2014. № 2. (1 п.л.)
6. Ларин А.Н. Модель социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2015. № 1. (1,6 п.л.)
Статьи в сборниках научных трудов, тезисы докладов на научно-практических конференциях:
7. Ларин А.Н. Формирование музыкалыю-эстетнческон культуры младших школьников в исторической ретроспективе // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сборник трудов / отв. ред. Е.И. Григорьева, Н.В. Рыбкина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. Вып. 7. 223 с. (0,7 н.л.)
8. Ларин А.Н. Программа по социализации младших школьников «С музыкой растем, играем и живем» и ее методическое сопровождение в детских музыкальных студиях. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. 26 с. (1,6 п.л.)
9. Ларин А Н. Основное содержание деятельности музыкальных студий в процессе социализации младших школьников: мат-лы Всерос. науч.-практ. Ин-тернет-конф. 25 марта 2014 г. / под. ред. О.Б. Мурзина. URL: http://\\Avw.tsutmb.ru/soczialno-kulturnaya-deyatelnost-kak-sfera-realizaczii-novyix-pedagogicheskix-texnologij (0,5 п.л.)
11. Ларин А.Н. Основные теоретические подходы к проблеме социализации личности // Межкультурное взаимодействие в современном обществе: проблемы и перспективы развития: мат-лы Межрегион, науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей. Орел, 12-13 февраля 2014 г. / гл. ред. H.A. Паршиков. Орел: ООО «Горизонт», 2014. С. 13-17. (0,43 п.л.)
12. Ларин А.Н. Содержание деятельности музыкальных студий в процессе социализации младших школьников // Основные подходы в современном художественном образовании: мат-лы VII Междунар. науч.-практ. конф. Апрель 2014. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. С. 115-119. (0,43 пл.)
13. Ларин А.Н. Технологии формирования музыкальной культуры младших школьников в музыкальных студиях // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: сборник науч. трудов. Воронеж: ВГПУ, 2014. Вып. 33. С. 48-52. (0,5 п.л.)
Подписано в печать 11.03.2015 г. Формат 60*84/16. Обьем 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 0037.
392000 г. Тамбов, ул. Советская, 6. Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество»