автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие культурной самодеятельности масс в Народной Республике Бангладеш
- Автор научной работы
- Шах-Джалал, Мохаммад
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шах-Джалал, Мохаммад, 1984 год
В в е д е н и
Глава I. Социально-историческая обусловленность развития культурной самодеятельности в Бангладеш.
§ I. Историко-культурные предпосылки развития народного творчества.
§ 2. Влияние социально-экономических и культурных факторов на развитие культурной активности масс в современных условиях.
§ 3, Анализ деятельности центров по изучению и распространению народного творчества в Бангладеш.
Глава П. Народные праздники как фактор развития культурной самодеятельности в стране.
§ I. Роль массовых праздников в сохранении и распространении культурных традиций.
§ 2. "Мела" - праздник народных масс в Бангладеш
Глава Ш. Организованные формы культурной самодеятельности масс.
§ I. Традиционный театр "Джатра" как явление народной культуры.
§ 2, Культурно-просветительная деятельность современных театральных коллективов.
§ 3. Возможность использования советского опыта в организации культурной самодеятельности в Бангладеш.
3 а к л ю ч е н и е.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие культурной самодеятельности масс в Народной Республике Бангладеш"
Актуальность проблемы. Крах колониальной системы империализма и достижение ранее угнетенными народами государственной независимости выдвигает перед развивающимися странами в числе первостепенных задач коренных преобразований во всех сферах как социально-экономической и общественной жизни, так и в области культуры. Это диктуется настоятельной необходимостью преодоления отсталости, доставшейся от колониального прошлого и проведения преобразований, направленных на обеспечение социального и духовного прогресса. При этом огромное значение для развивающихся государств приобретает изучение и творческое использование с учетом местных условий передового опыта других стран, прежде всего - Советского Союза.
Все это имеет прямое отношение и к Народной Республике Бангладеш, которая на протяжении двух веков являлась колонией Великобритании, с 1947 г. оказалась под тяжелым гнетом Пакистана и лишь в 1971 г. в результате героической борьбы народа против национального угнетения обрела независимость.
Особое место в современной общественно-политической жизни страны принадлежит культурной самодеятельности масс. Это объясняется рядом причин. С одной стороны, наличием богатых художественных традиций, в которых отразились свободолюбивые чаяния народа, его длительная борьба против социального и национального угнетения, против сил колониализма и местной реакции. С другой - большими возможностями эмоционального и воспитательного воздействия на массы в целях пропаганды прогрессивных идей и приобщения народа, в значительной мере остающегося неграмотным, к активному участию в общественной жизни. В совокупности культурная самодеятельность приобретает в условиях Бангладеш роль коллективного организатора, способствует укреплению чувства патриотизма в интересах борьбы за национальный и социальный прогресс.
Однако этот процесс не протекает стихийно. Он нуждается в изучении, обобщении, целенаправленном государственном руководстве. Все это вместе взятое и придает актуальность избранной теме диссертации.
Основной целью исследования является определение путей использования потенциала народной культуры для развития культурной самодеятельности и придание ей организованного, целенаправленного характера.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:
1. Выявить социально-историческую обусловленность и историко-культурные предпосылки развития культурной самодеятельности в Бангладеш.
2. Дать анализ деятельности специфических культурно-просветительных учреждений страны - центров по изучению и распространению народного творчества.
3. Рассмотреть массовые народные праздники как явление традиционной культуры и фактор культурной самодеятельности.
4. Изучить существующие организованные формы и определить пути совершенствования самодеятельного художественного творчества как компонента системы культурно-просветительной работы.
5. Обосновать возможность использования советского опыта в организации культурной самодеятельности масс в Бангладеш.
Объектом исследования является культурная самодеятельность в Бангладеш в ее разнообразных проявлениях.
Предметом исследования являются состояние, проблемы, тенденции и пути совершенствования культурной самодеятельности в Бангладеш.
Гипотеза. Культурная самодеятельность, базирующаяся на традициях народной культуры и использующая критически осмысленный опыт прогрессивной мировой культуры, может явиться важным средством решения задач просвещения народных масс, повышения их культурного уровня, включения в современную социальную жизнь.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые с учетом историко-культурных предпосылок, а также современных социально-экономических и культурных условий развития страны осуществлено комплексное рассмотрение культурной самодеятельности масс в Бангладеш в единстве ее организованных и неорганизованных форм (центры по изучению и распространению народного творчества, календарные народные праздники, массовый праздник "Мела", самодеятельные художественные объединения и др.). Культурная самодеятельность рассматривается как фактор решения общекультурных задач, повышения общественной активности населения, приобщения его к современным социальным проблемам.
Также впервые в работе исследованы и обоснованы возможности использования советского опыта в организации культурной самодеятельности в Бангладеш.
Рассматривая художественное самодеятельное творчество как один из аспектов культурной самодеятельности масс, автор проанализировал с культурно-просветительных позиций деятельность традиционного театра "Джатра", а также самодеятельных театральных объединений.
Методологической основой исследования являются основополагающие положения и выводы классиков марксизма-ленинизма об обусловленности задач культурного строительства в стране особенностями ее исторического развития, характером социально-экономических и культурно-политических условий.
Применительно к развивающимся странам, сбросившим с себя оковы колониализма, важное методологическое значение имеет положение В.И.Ленина о развитии национального самосознания,стремления освободившегося народа к строительству своей национальной культуры, активной деятельности по ее сохранению и распространению^. Принципиально важными явились идеи В.И.Ленина о культурной революции, которые в условиях возрождения национальных культур и развития их прогрессивных традиций в независимых государствах Азии имеют международное значение.
Рассматривая вопросы приобщения широких народных масс к самостоятельной, активной культурной деятельности, автор основывался на трудах видающихся деятелей Советского государства, в частности, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского.
Диссертант опирался также на результаты теоретических исследований советских авторов по вопросам культурно-просветительной работы (М.А.Ариарский, С.Н.Иконникова, А.Г.Соломоник, Ю.А.Стрельцов и др.), а также народной культуры (С.Н.Артанов-ский, Ю.В.Бромлей, Г.Н.Волков, В.Е.1^сев, Ю.Ю.Земцовский, М.С. Каган, Г.К.Мишуров, А.С.Мыльников, К.В.Чистов, Л.И.Щулунова и др.). При анализе массовых форм самодеятельного творчества были использованы положения, содержащиеся в работах В.С.Аксенова, Д.М.Генкина, А.М.Керженцева, Л.С.Лаптевой, А.И.Мазаева, А.П. Обертинской, Л.Рощина, Е.Рюмина, И.В.Суханова и др. Особое значение для нашей темы имеют работы А.Алексеевой, М.И.Баскина, В.Г.Велединского, В.П.Ильина, М.К.^узьминой, Ю.Д.Кустова, Т.В. Лавровой, А.Г.Михайлика, А.В.Сасыхова, Е.И.Смирновой, Ф.А.Соло См.: Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.42, с.326. моника, Т.Г.Томашевской, В.Чурбанова по вопросам методики и организации художественной самодеятельности.
В связи с рассмотрением жанровой специфики самодеятельности в Бангладеш возникла необходимость более детального изучения работ советских театроведов - А.Д.Авдеева, М.П.Бабкина, И.Б. Закшевера и др. Одновременно в диссертации широко использованы труды советских индологов, в которых рассматриваются вопросы истории культуры народов Индийского субконтинента (К.А.Антонова, К.З.Апграфян, А.П.Баранников, Г.М.Бонгард-Левин, А.В.Герасимов, Г.Ф.Ильин, Э.Н.Комаров, М.П.Котовская, Г.Т.Котовский,
A.Осипов, И.В.Сахаров и др.). Принципиально важным явились для нас и работы советских авторов по проблемам современного развития Народной Республики Бангладеш (С.С.Баранов, Ю.В.Гантовский,
B.П.Цучков, С.И.Тансыкбаева, А.Тер-Григорян, Ф.А.Тринин, С.А. Ухина, А• В•Филиппов, Л.М.Чевкина, В.А.Шагаев, В.Г.Шур, И.Щед-ров). В диссертации использованы также работы О.К.Дрейера, Г.М. Кима, Г.Е.Скорова, А.Г.Смирнова и других советских авторов по вопросам культурных преобразований в развивающихся странах.
Наряду с творческим использованием трудов советских авторов при написании диссертации были привлечены работы ученых Бангладеш, Великобритании, Индии, Чехословакии. Эти работы касаются различных аспектов исследуемой темы. Так, работы ученых Бангладеш (Ашраф Сидцики, Авдул Хай, Абдул Хафиз, Борханудцин Хан Джахангир, Лутфур Рафхман, Масуда Рапщд Чаудхуры, Мохаммад Шахидуллах, Мазхарул Ислам, Самиул Ислам, Вакил Ахмед и др.) посвящены в основном вопросам народной культуры, ее настоящему и прошлому. Некоторые из этих работ касаются театральной самодеятельности, в частности народного театра "Дасатра" и современных драматических коллективов (Амеленду Вишваш, Атаур Рахман,
Бродендро Кумар Де, Милон Канти Де, Сиравдул Иолам Чаудхры, Аб-дул Али Мамун, Али Дкакер, Гази Самсур Рахман, Кабир Чаудхури, Мунтасир Мамун, Мохаммед Джакерия, Раменду Маджувдар, Шантош 1^пто, Тофадаал Хуссейн и др.).
Из ученых других стран наибольший интерес для избранной нами темы имеют работы чехословацкого бенгалиста Д.Збавителя и труды индийских авторов, посвященные общим вопросам истории и культуры народов Индии (Аджит Кумар Гхош, Джаяти Сэн Гупта, Д.Д.Касомби, Дж.Неру, Р.С.Моджрщар, Радакамал Мукарди, Н.К. Синха, Сунит Кумар Чатарджи и др.) и развитию театрального искусства (Анаыд Мулк Рада, Абонт Кумар Шаннал, Ашутош Бхоттаче-рия, Г.М.Дас 1упта, Харекршно Мукападхая Варананда Монохар Лакшман).
Вместе с тем были привлечены и некоторые работы английских ученых, в которых содержатся фактические материалы по фольклору Бангладеш и по общим вопросам историко-культурного развития Индии (Брадлей Бирт, Д.Т.Далтон, Г.Х.Давдут, Д.1£иерсон, Р.Реве вернд Хэбер, В.Крук, В.Маккулох).
Базой исследования послужили центры по изучению и распространению народного творчества в Бангладеш, традиционные театральные коллективы "Джатра" в г.Дакка, самодеятельные театральные объединения (в общей сложности в круг исследования было включено 48 театральных коллективов). Автор анализировал деятельность кинолюбительских клубов (всего 37), а также 25 рели- о гиозных, народных и советских праздников.
Методика исследования была построена в соответствии с целями и задачами работы.
Наряду с обширным кругом советской и мировой литературы по проблемам диссертации автором была использована документация центров по изучению и распространению народного творчества в Бангладеш, а также материалы, связанные с проведением различных смотров, фестивалей, праздников народного искусства.
Автор в ходе исследования применял методы интервьюирования (всего взято 8 интервью), паспортизации самодеятельных коллективов (всего 48 коллективов), экспериментальной работы по созданию и организации деятельности кинолюбительского объединения в г.Дакка. Для проведения этой работы были составлены вопросы, позволившие обеспечить равномерный сбор сведений по проблемам культурной самодеятельности (программа работы центров, квалификационные требования, предъявляемые к преподавателям и студентам; состав и финансирование драматических коллективов, социальная принадлежность их участников, репертуар и т.д.). Наряду с руководителями центров по изучению и распространению народного творчества были проинтервьюированы работники радио, телевидения, периодической печати. Сбор полевых материалов по проблемам культурной самодеятельности в Бангладеш был проведен диссертантом в г.Дакка в декабре 1983 г.
Одним из ведущих методов исследования явилось изучение передового опыта организации культурно-просветительной работы в СССР, что дало возможность выдвинуть ряд теоретических положений для разработки практических рекомендаций применительно к условиям Бангладеш.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем дан многосторонний анализ функционирования культурной самодеятельности в ее разнообразных формах с учетом наследия народной культуры, а также советского опыта, что может стать отправной точкой для будущей работы по развитию и совершенствованию этой важнейшей сферы проявления активности населения. Автор предлагает научно обоснованные и реально осуществимые организационно-методические мероприятия, направленные на развитие самодеятельного творчества в стране, превращение его в действенное средство повышения культурного уровня населения и приобщения его к важнейшим социальным проблемам.
Вместе с тем, собранный и обобщенный в диссертации материал культурного развития Бангладеш может быть использован в учебно-педагогической работе и при подготовке обобщающих трудов по теории и истории культуры.
Апробация работы осуществлялась путем выступления автора на межвузовской городской конференции молодых ученых в Ленинграде (1983 г.), а также в публикации по теме диссертации. Отдельные положения диссертации (связанные с организацией клубов кинолюбителей) были проверены в одном из культурных центров г.Дакка в 1982 г.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Культурная самодеятельность как способ реализации творческой активности масс в специфических условиях социально-экономического и культурно-политического развития Бангладеш служит делу воспитания и повышения культурного уровня населения, включения его в борьбу за социальный и духовный прогресс.
2. Соединение многогранных проявлений культурной самодеятельности с работой государственных учреждений и общественных организаций придает им целенаправленный характер. Дня этого необходимо расширение деятельности центров по изучению и распространению народного творчества, придание им статуса комплексных институтов, совмещающих учебную, воспитательную и организационно-исследовательскую работу; координацию их деятельности; создание культурных центров нового типа, совмещающих информационное обслуживание, обучение грамоте, организацию библиотечного дела, досуга и самодеятельного творчества.
3. Максимальное использование разнообразных массовых праздников способствует популяризации народного искусства, усилению его воспитательного воздействия на массы, вовлечению трудящихся в самодеятельное творчество; усилению художественной активности масс, просветительской деятельности в процессе их проявления.
4. Развитие культурной самодеятельности масс требует неотложных мер по сохранению и совершенствованию деятельности традиционных театров "Джатра", оказания им материальной помощи, улучшения условий жизни и деятельности исполнителей; развития сети самодеятельных театров "Джатра", усиления методической помощи в выборе репертуара и организации их исполнительской деятельности. Совершенствование самодеятельного творчества театральных коллективов предполагает улучшение работы, расширение их сети, помощь в исполнительской пропагандоютской деятельности; привлечение к участию в фестивалях театрального искусства в различных районах страны; создание условий для обучения театральному искусству; поощрение деятельности коллективов; расширение жанров самодеятельного творчества.
5. Для дальнейшего развития культурной самодеятельности в Бангладеш принципиальное значение имеет соединение традиций народной культуры с творчески осмысленным передовым опытом, опора на опыт СССР и других социалистических стран в организации культурной самодеятельности как особой культурно-просветительной системы, которая приобщает массы к художественной деятельности, дает им возможность приобретения навыков и умений в этой области, имеет многоплановое культурное воздействие, помогает в решении важнейших социально-культурных задач.
Диссертация состоит из введения, трех глав ("Социально-историческая обусловленность развития культурной самодеятельности в Бангладеш", "Народные праздники как фактор развития культурной самодеятельности в стране", "Организованные формы культурной самодеятельности масс"), заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
Выводы
1. Анализ традиционных и современных форм самодеятельного творчества (театров "Джатра", самодеятельных театральных коллективов, клубов кинолюбителей и т.д.) убедительно показал, что в Бангладеш имеются реальные предпосылки для подъема культурной самодеятельности на более высокий уровень, а именно: для осуществления перехода от массовых, но стихийных проявлений народной художественной активности к ее организованным и целенаправленным формам, способствующим пропаганде идей национального самосознания, патриотизма и социального прогресса.
2. Традиционный народный театр "Джатра" - важнейшее средство идейного и эстетического воздействия на зрителя. Его комплексный характер, включающий оперу, песню, само театральное действие, пантомиму, танец, в большой степени способствуют распространению этих жанров художественной самодеятельности в стране. Репертуар "Джатры" - соединение патриотических, нравственных и религиозных начал бенгальцев.
Анализ деятельности "Джатры" позволил сформулировать ряд требований к совершенствованию его работы. Эти требования связаны с ликвидацией финансовых затруднений, предоставлением больших свобод творческой деятельности, расширением сферы функционирования "Джатры": создание самодеятельных коллективов данного жанра.
3. Самодеятельные театральные коллективы составляют подавляющее большинство в структуре культурной самодеятельности
Бангладеш. Их возникновение и развитие обусловлено социально-историческими, этнографическими, национально-религиозными условиями развития страны. Основной взлет театральной самодеятельности связан с периодом независимости страны.
Дели самодеятельных театральныхк коллективов - воспитание масс в духе патриотизма и интернационализма, уважения к своей национальной культуре, борьба против колониализма, за мир и социальный прогресс. Эти цели четко прослеживаются в репертуаре коллективов, посвященном национально-освободительной борьбе, острым проблемам современности, протесту против милитаризма. Как положительное явление можно отметить возрастающий интерес театральных коллективов к сокровищам мировой классики (А.Чехов, М.Горышй, В.Шекспир, Ж.-Б.Мольер, Б.Брехт и др.).
4. Исследование позволило сформулировать ряд принципиальных положений о возможности и целесообразности использования советского опыта в организации культурной самодеятельности в Бангладеш:
- положение марксистко^ленин ской науки о соединении творческой активности народных масс в процессе культурных преобразований с политикой государства, направленной на реализацию этой активности. В частности, речь идет об активности трудящихся в области художественной жизни;
- целенаправленное использование просветительно-образовательных возможностей художественно-творческой деятельности масс является важнейшим подспорьем в решении общегосударственной задачи ликвидации неграмотности в стране;
- самодеятельное творчество как один из существенных факторов культурной самодеятельности масс в современных условиях Бангладеш реализует свою основную функцию - воздействие на маесы, вовлечение их в активную деятельность. Это определяет учет реальных потребностей населения, а также требования к репертуару, исполнительской деятельности самодеятельных объединений;
- разработанная советскими авторами структура самодеятельности позволяет в комплексе охватить все явления самодеятельного творчества в Бангладеш, выявить их специфику, реальные условия функционирования отдельных видов самодеятельности (авторской, исполнительской, ситуативной и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что культурная самодеятельность, базирующаяся на традициях народной культуры и использующая критически осмысленный опыт прогрессивной мировой культуры, может явиться важным средством решения задач просвещения народных масс, повышения их культурного уровня, включения в современную социальную жизнь.
Материалы диссертации позволили придти к следующим основным выводам:
I. В ходе длительного исторического развития Бангладеш, которое было связано с этническими процессами,возникновением новых народов и их ассимиляцией с местным населением, происходило взаимовлияние и взаимопроникновение элементов различных этнических культур, взаимообогащение и возникновение новых культурных явлений. Эти процессы, существенно обогащая местную культурную традицию, придавали ей черты специфики, в то же время не лишая местный культурно-исторический процесс отчетливо выраженной самобытности.
Развитие культурной самодеятельности как явления духовной жизни страны всецело определялось историко-культурными факторами, социально-экономическим укладом имеющихся общественно-исторических формаций, характером производительных сил и производственных отношений, а также указанными этнографическими влияниями.
История страны богата достижениями в области искусства, что послужило основой развития его различных ветвей (профессиональное, народное, самодеятельное), а также отдельных жанров, видов. Высокий уровень драматического, танцевального и музыкального искусства древней Индии явился источником развития этих жанров вплоть до наших дней. Литература и поэзия, музыка и танец, театр и пантомима, народно-прикладное искусство - традиционные виды, сохранившиеся на протяжении всей многовековой истории Бангладеш и определившие современное функционирование искусства в стране.
2. Развитие культурной самодеятельности в Бангладеш в современных условиях всецело определяется рядом современных социально-экономических и культурных особенностей страны: а) население Бангладеш отличается этническим и национальным единством. Чувство национальной гордости является мощной побудительной силой в сохранении, развитии и распространении саоего искусства. Этот специфический для данной страны фактор может явиться отправной точкой для вовлечения населения в культурную самодеятельность на базе осознания необходимости сохранения, распространения и развития самобытного народного творчества; б) на социально-культурное развитие страны влияет преобладание сельского населения. Исторически сложившаяся картина общинной дифференциации и интеграции в жизни сельского населения Бангладеш указывает на наличие органичных контактов сельского населения и объективных возможностей передачи культурных ценностей, в том числе и народного искусства. Указанные взаимосвязи во многом предопределили распространение народного искусства - его содержания, форм, отдельных жанров, в особенности прикладных видов танцев, театрального творчества; в) важным фактором развития художественной культуры является целостность в языковом отношении. Это обстоятельство создавало и создает прекрасные возможности коммуникаций, распространения общественно-политических и культурных идей по всей стране. Особенности языковой ситуации Бангладеш позволяют в равной степени использовать возможности как невербальных, так и вербальных знаковых систем. В результате этого народному искусству страны свойственна сравнительно большая многожанро-вость. Эти же особенности явились основой развития жанра театрального искусства; г) несомненным фактором, влияющим на развитие самодеятельного искусства, является искусство профессиональное, получившее в Бангладеш большое признание и имеющее многовековые традиции; д) одной из острейших проблем страны, сдерживающих развитие ее экономики и культуры, является чрезвычайно низкий уровень грамотности населения. Повседневная культурная жизнь населения в подавляющем большинстве не связана с чтением, учебой. Вследствие этого основу культурной жизни населения составляют народные праздники, народное искусство, самодеятельное творчество.
3. В условиях тяжелого социально-экономического положения страны, острейших проблем жилья и здравоохранения государство находит возможность уделять внимание сфере культуры, народного творчества, свидетельством чему является ряд своеобразных культурно-просветительных учреждений - центров по изучению и распространению народного творчества. Школы народного искусства им.Бул-Була и "Чаянот", Бенгальская Академия и Академия искусств - важнейшие центры изучения и распространения народной культуры (песни, танца, театрального искусства, ремесленного творчества), обучения населения, активной организации культурной жизни страны, пропаганды ценностей народного искусства и на этой основе патриотического воспитания трудящихся.
4. При рассмотрении массовых праздников в Бангладеш теоретической основой является ряд положений классиков марксизма-ленинизма, выдающихся деятелей КПСС, известных советских ученых по сущностным вопросам массовых праздников: праздник как особый тип социального единения лодей, форма их социально-культурной самодеятельности; специфика коммуникаций в процессе праздника; взаимоотношения праздника и искусства; творческое участие масс. Все эти положения органично приводят к необходимости включения в массовый праздник творческих самодеятельных объединений с целью взаимообогащения групповых форм функционирования самодеятельных масс.
5. Специфика проявления религии в массовых праздниках Бангладеш состоит в том, что в единении людей в процессе праздника национальное превалирует над религиозным. За религиозной формой многих индуистских и мусульманских праздников кроются реалистические жизненные представления. Это позволяет включаться в праздники многим видам и жанрам искусства, которые не могли иметь место в "чисто религиозных" праздниках, не допускающих танец, песню, живопись и т.д.
6. Анализ ряда религиозных по форме праздников (индуистских и мусульманских) позволил изучить многогранное проявление культурной самодеятельности в ее разнообразных формах и показал, что ей в большой степени свойственна синкретичность, состоящая в неразрывности искусства с бытом, религией, неразделимости на жанры, неотделимости художественного производства от художественного потребления. Государственные и общественные организации (центры по изучению и распространению народного творчества, школы, университеты и т.д.) используют ситуацию праздника для пропаганды различных жанров народного искусства, проведение массовой культурно-просветительной работы.
7. Традиционные народные праздники "Мела" являются устоявшейся формой проявления культурной самодеятельности масс, в них принимает участие подавляющее большинство населения страны. Это празднество - истинный праздник народного искусства и ремесел. Праздники "Мела" определены жизнью и бытом бенгальцев и тесно связаны с определенными, специфическими формами бытования искусства различных жанров: народные песни в исполнении бродячих музыкантов-певцов - баулов, песни-рассказы, состязания поэтов, театр "Джатра" и т.д. Повсеместная распространенность и необычайная популярность "Мела" среди всех слоев населения позволяет рассматривать эти народные праздники как мощную педагогическую систему, которая обладает внутренними культурно-просветительными функциями и может быть использована в организации просветительской деятельности.
8. Традиционный народный театр "Джатра" - важнейшее средство идейного и эстетического воздействия на зрителя. Его комплексный характер, включающий оперу, песню, само театральное действие, пантомиму, танец, в большой степени способствует распространению этих жанров художественной самодеятельности в стране. Репертуар "Джатры" - соединение патриотических, нравственных и религиозных начал бенгальцев.
Анализ деятельности "Джатры" позволил сформулировать ряд требований к совершенствованию его работы. Эти требования связаны с ликвидацией финансовых затруднений, предоставлением больших свобод творческой деятельности, расширением сферы функционирования "Джатры" - создание "чисто самодеятельных" коллективов данного жанра.
9. Самодеятельные театральные коллективы составляют подавляющее большинство в структуре самодеятельности Бангладеш. Их возникновение и развитие обусловлено социально-историческими, этнографическими, национально-религиозными условиями развития страны. Основной взлет театральной самодеятельности связан с периодом независимости страны.
Цели самодеятельных театральных коллективов - воспитание масс в духе патриотизма и интернационализма, уважения к своей национальной культуре, борьба против колониализма за мир и социальный прогресс. Эти цели четко прослеживаются в репертуаре коллективов, посвященном национально-освободительной борьбе, острым проблемам современности, протесту против милитаризма. Как положительное явление можно отметить возрастающий интерес театральных коллективов к сокровищам мировой классики (А.Чехов, М.Горышй, В.Шекспир, Ж.Мольер, Б.Брехт и др.).
10. Исследование позволило сформулировать ряд принципиальных положений о возможности и целесообразности использования советского опыта в организации культурной самодеятельности в Бангладеш:
- положение марксистско-ленинской науки о соединении творческой активности народных масс в процессе культурных преобразований с политикой государства, направленной на реализацию этой активности. В частности, речь идет об активности трудящихся в области художественной жизни;
- целенаправленное использование просветительно-образовательных возможностей художественно-творческой деятельности масс является важнейшим подспорьем в решении общегосударственной задачи ликвидации неграмотности в стране;
- самодеятельное творчество как один из существенных факторов культурной самодеятельности масс в современных условиях Бангладеш реализует свою основную функцию - воздействия на массы, вовлечения их в активную деятельность. Это определяет учет реальных потребностей населения, а также требование к репертуару, исполнительской деятельности самодеятельных объединений;
- разработанная советскими авторами структура самодеятельности позволяет в комплексе охватить все явления самодеятельного творчества в Бангладеш, выявить их специфику, реальные условия функционирования отдельных видов самодеятельности (авторской, исполнительской, ситуативной и т.д.).
Таким образом, проведенное исследование со всей очевидностью подтвердило, что культурная самодеятельность масс при условии учета социально-экономических и культурных особенностей развития Бангладеш и специфики ее функционирования в конкретных общественно-исторических условиях может явиться важнейшим средством решения общекультурных задач, консолидации населения на основе осознания ценностей национальной художественной культуры и активного приобщения народа к этим ценностям.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шах-Джалал, Мохаммад, Ленинград
1. Маркс К. Британское владычество в Индии. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.9, с.130-136.
2. Маркс К. Индийский вопрос. Ирландское арендное право. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.9, с.161-167.
3. Маркс К. Военный вопрос. Парламентские дела. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.9, с.216-223.
4. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.9, с.224-230.
5. Маркс К. Конспект книги М.Ковалевского "Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разобщения'.'. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.45, с.153-226.
6. Маркс К. Хронологические выписки по истории Индии. -М., 1947. 179 с.
7. Маркс К. Конспект книги Д.Фира. Арийская деревня в Индии и на Цейлоне. Народы Азии и Африки, 1966, И 5, с.127-141.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1983, т.1-2.
9. Ленин В.И. Пробуждение Азии. Полн.собр.соч., т.23, с.145-146.
10. Ленин В.И. Задачи Союзов Молодежи. Полн.собр.соч., т.41,с.298-318.
11. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.336-337.
12. Ленин В.И. I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Полн.собр.соч., т.32, с.261-291.
13. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше. Полн.собр.соч., т.45, с.389-406.
14. Ленин В.И. Индийской Революционной ассоциации. Полн.собр.соч., т.41, с.122.
15. Ленин В.И. Культурные европейцы и дикие азиаты. Полн. собр.соч., т.23, с.89-90.
16. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981. - 223 с.
17. Конституция СССР (Основной Закон); М., 1977. - 62 с.
18. Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытно-общинном строе. М.-Л., 1959. - 267 с.
19. Андреева Т.Н. Социальная психология. М., 1980. -414 с.
20. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. Краткий очерк. М., 1973. - 558 с.
21. Артановский С.Н. К вопросу о соотношении национального и фольклорного в художественной культуре. В кн.: Ленинизм и развитие социалистической культуры. М.-Ташкент, 1971, с.258-263.п
22. Бабкина М.И., Потабенко С.И. Народный театр Индии. -М., 1964. 167 с.
23. Бабкина М.П. Развитие и социальное значение народного театра Северной Индии: Автореф. дисс. . канд.ист.наук. М., 1963. - 20 с.
24. Бараников Х.А. Бхарат-Индия. Л., 1977. - 205 с.
25. Баранов С.С. Восточная Бенгалия: особенности экономического развития. I947-I97I. -М., 1976. 223 с.
26. Баранов С.С. "Политика в деревне" и "деревня в политике". В кн.: Народная Республика Бангладеш. М., 1979, с.91-121.
27. Баскин М.И. Педагогические проблемы формирования и деятельности молодежного клуба любителей музыки: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Л., 1974. - 25 с.
28. Бонгард-Левин Г.М. Хараппская цивилизация и "арийская проблема". Сов.этнография, 1962, № I, с.44-58.
29. Бонгард-Левин Г.М. Некоторые особенности государственного устройства империи маурьев. /Источники и проблематика/. -В кн.: История и культура древней Индии. М., 1963, с.15-67.
30. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи маурьев. М., 1973. -407 с.
31. Вартанов А. Самодеятельное художественное творчество и профессиональное искусство. В кн.: Искусство и народ. М., 1966, с.129-152.
32. Ганковский Ю.В.,Гордон-Полонская, Л.Р. История Пакистана. М., 196I. - 382 с.
33. Ганковский Ю.В. Народы Пакистана (Основные этапы этнической истории). М., 1964. - 280 с.
34. Ганковский Ю.В. Некоторые особенности бенгальского национального движения в колониальную эпоху. В кн.: Экономика и история Индии и Пакистана. М., 1966, с.100-123.
35. Генкин Д.М. Массовые праздники. М., 1975. - 140 с.
36. Генкин Д.М. Социально-педагогические основы массового праздника: Дисс. . докт.пед.наук. Л., 1981. - 359 с.
37. Грибов Ю. Краски новой жизни (0 поездке в Бангладеш). -Огонек, 1974, J& 17, с.18-19.
38. Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970. -263 с.
39. ItyceB Е.В. О критериях фольклорности современного народного творчества. В кн.: Современный русский народный фольклор. М., 1966, с.7-28.
40. Диаб-Эль-Фатих Эль Тахир. Народное искусство Судана как фактор становления культурно-просветительной работы в стране: Дисс. . канд.пед.наук. Л., 1980. - 149 с.
41. Дрейер O.K. Культурные преобразования развивающихсястран. М., 1972. - 269 с.
42. Захожая А.Н. Бангладеш: становление и развитие государственности. М., 1984. - 106 с.
43. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982. - 280 с.
44. Ерасов Б.и. Относительно динамики культуры и цивилизации в историческом процессе на Востоке. В кн.: Цивилизация и исторический процесс. М., 1983, с.66-73.
45. Збавитель Д. Два Пакистана. М., 1966. - 199 с.
46. Земцовский И.Ф. Фольклор и современность. Сов.музыка, 1972, № 5, C.I05-III.
47. Индия 1980: Ежегодник. - М., 1982. - 335 с.
48. История Индии в средние века /Ред. Алеев Л.Б., Антонова K.AL, Атрофен К.З. М., 1968. - 720 с.
49. Калинин В. Бангладеш: борьба с бедностью. Правда, 1982, 7 июня.
50. Калягин Б.А., Скосырев В.А. Бенгальский дневник. (Рождение республики). М., 1973, - 96 с.
51. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. -Л., 1971. 766 с.
52. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. - 440 с.
53. Комаров М.Н. Материал к лекции на тему: "Карл Маркс и В.И.Ленин о борьбе индийского народа щютив колониального гнета за свою свободу и независимость. М., 1956. - 47 с.
54. Коршунов Е. Сердце страны Бангладеш /Из путевых впечатлений. Азия и Африка сегодня, 1973, № 7, с.22-24.
55. Котовская М.П. Синтез искусства. Зрелищное искусство Индии. М., 1982. - 253 с.
56. Кочнев В. И. Этнополитическая обстановка на Индостан-ском полуострове. В кн.: Расы и народы. М., 1975, т.5, с.126-133.
57. Крупская Н.К. О культурно-просветительной работе: Избранные статьи и речи. М., 1965.
58. Крупская Н.К. О работе в деревне в области внешкольного образования. (Доклад на I Всероссийском севещании по работе в деревне). Лед.соч., т.7. - М., 1959, с.50-57.
59. Крупская Н.К. Текущий момент и внешкольное образование. (Доклад на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию). Пед.соч., т.7. -М., 1959, с.32-38.
60. Культура древней Индии. М., 1975. - 429 с.
61. Кузьмина М.К. А.В.Луначарский о народном художественном творчестве. В кн.: Тезисы докладов научной конференции, посвященной 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Л., 1967, с.49-51.
62. Кузьмина М.К. Тенденция развития художественной самодеятельности в клубных учреждениях современного села: Дисс. . канд.пед.наук. Л., 1973. - 172 с.
63. Куцобин П.В. Ленин и Индия. В кн.: Индия - 1980 / Ежегодник. М., 1982, с.8-22.
64. Луначарский А.В. О театре и драматургии. М., 1959, т.1. - 141 с.
65. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. - 392 с.
66. Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951. - 143 с. (пер. с англ.).
67. Методологические проблемы изучения культуры: Сб.статей. Л., 1978. - 140 с.п
68. Минаев И.П. Народные драматические представления в праздниках Холи в Алаторе. В кн.: Записки Вост. отделения имп. русск. археол. об-ва. СПб., 1891, т.5, с.290-300.
69. Михайлик А.Г. Развитие художественной самодеятельности в условиях научно-технической революции. В кн.: Клуб и гармоническое развитие личности. Л., 1976, с.20-30.
70. Мыльников А,С. Народная культура и генезис национального самосознания. Сов.этнография, 1981, № 6, с.3-13.
71. Мыльников А.С. 0 понятии "культурно-исторический тип": Вопросы историографии. В кн.: Методологические проблемы исследования истории культуры /Сб.научн.тр. Л., 1982, с.57-84.
72. Народная Республика Бангладеш: Справочник. М., 1972.- 71 с.
73. Народная Республика Бангладеш: Справочник. М., 1974.- 198 с.
74. Народная Республика Бангладеш: Экономика, история. -М., 1979. 190 с.
75. Народное искусство в Бангладеш: Культура самобытность и многообразие. - 1983, № 2, с.93-121.
76. Народы Южной Азии: Индия, Пакистан, Непал, Сикким, Бутан, Цейлон и Мальтийские острова. М., 1963. - 963 с.
77. Неру Де. Открытие Индии. М., 1955. - 650 с.
78. Осипов A.M. Краткий очерк истории Индии до X века. -М., 1948. 98 с.
79. Сахаров И.В. Западная Бенгалия: Этнодемографический и этногеографический очерк /Под ред. Б.Н.Семевского. Л., 1977.- 370 с.
80. Свердлов Л. Бангладеш в борьбе за социальный прогресс,- Сов.профсоюзны, 1979, $ 9, с.42-43.
81. Селезнев Л.И. Народная Республика Бангладеш. Л., 1973. - 31 с.
82. Синха Н.К., Банерцжи А.Г. История Индии. М., 1954.44 с.
83. Смирнова Е.И. Проблема изучения художественной самодеятельности как социально-педагогическое явление. В кн.: Педагогические.; условия организации самодеятельного творчества. Л., 1982, с.3-11.
84. Смирнова Е.И. Теория и методика самодеятельного творчества трудящихся в КПУ. М., 1983. - 192 с.
85. Страны мира: Справочник. М., 1983. - 463 с.
86. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький, 1973. - 256 с.
87. Талукдар А. Институт исследований проблем развития Бангладеш и его деятельность по распространению социально-экономической информации. Бюллетень КНЕСКО, 1978, май-июнь,с.132-135.
88. Тер-Григорян А. Бенгальские огни надежды: Зарисовки из Бенгальского блокнота. М., 1980, с.195-199.
89. Тер-Григорян А. Молнии над пустырем. Театр, 1979, гё 4, с.140-143.
90. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. М., 1981. - 183 с.
91. Тринич Ф.А. Бангладеш: Экономико-географический очерк. М., 1974. - 256 с.
92. Триодин В.Е. Педагогические основы культурно-просветительной работы. Л., 1980,
93. Цуккерман B.C. Художественная самодеятельность как сфера и средства развития личности. В кн.: Культура и всестороннее развитие социалистической личности. Свердловск, 1980, с.94-102.
94. Филиппов А.В. Порывая с прошлым. Пакистанские заметки. М., 1976. - 302 с.
95. Хан М.Т. История становления и развития советско-банг-ладешских отношений (1970 нач. 1980 гг.): Автореф. дисс. . канд.ист.наук. - М., 1982. - 20 с.
96. Хан Бадрул Алан. Философско-социологический анализ социально-классового развития Бангладеш: Автореф. дисс. . канд. филос.наук. М., 1982. - 20 с.
97. Хок Мофизул. Возрождение театра. Азия и Африка сегодня, 1984, № 2, с.49-50.
98. Чурбанов В. Талантлив каждый. Мол.коммунист, 1978, № 12, с.
99. Шулунова Л.И. Работа клуба по пропаганде и освоению традиционного народного творчества. Л., 1982. - 82 с.
100. Щур В.Г. Молодежное движение в Бангладеш М., 1983. -133 с.
101. Щедров И. Бангладеш утро новой жизни: Из блокнота корреспондента. - М., 1973. - 127 с.
102. Шур В.Г. Народное образование в Бангладеш. В кн.: Народная Республика Бангладеш. М., 1979, с.165-175.
103. Литература на бенгальском языке:
104. Абдул-Ал-нанды. Бангладеше наттокарер шамоша акти шо-никха. (Проблема драматурга в Бангладеш: Обзор). - Шилпакала, Дакка, 1977, № 2, с.25-30.
105. Али Джакер. "Джатрай" чай джибонер шур. ("Джатра" нуждается в мелодии жизни). В кн.: Национальный фестиваль "Джатpa" 1979-1980 гг. - Дакка, 1980, с.49-52.
106. Али Джакер. Наттошилпер Шадхинота прошонге. (О свободе театрального искусства). Шилпакала, Дакка, 1977, т.1, № I, с.63-67.
107. Ахмед Момтаджудцин. Бангла театрарер бибортон. (Эволюция бенгальского театра). Шилпакала, Дакка, т.1, № I.,с.36-62.
108. Ахмед Момтаджудцин. Джатрар бибидхо артхо. (Различие аспекты "Джатра"). Национальный фестиваль "Джатра", Дакка, 1980, с.46-48.
109. Ахмед Вакил. Банглар локочпанкскриты. (Народная культура Бенгалии). Дакка, 1974. - 515 с.
110. Бангладешер Локо-мелар кхошра талика. (Предварительный список традиционного праздника "Мела" в Бангладеш). Дакка, 1976. - 12 с.
111. НО. Баулган о Дуду шах. (Песни баула и Дуду шах). Дакка, 1964. - 170 с.
112. Бишваш Амоленду. Бангладеше Джатра. ("Джатра" в Бангладеш). -Национальный фестиваль "Джатра". 1978-1979. Дакка, 1979, с.23-26.
113. Бишваш Муталлиб и Банглар натьябойшишто. (Особенности театрального искусства в Бенгалии). Национальный фестиваль драмы. - Дакка, 1980, с.100-151.
114. Бондхопади Бирешор. Джатраганер итибритты. (История "Джатры"). Калькутта, 1977. - 109 с.
115. Бхоттачария Ашутош. Банглар локо-шахиттия. (Бенгальский фольклор). Калькутта, 1957. - 635 с.
116. Бхоттачария Ашутош. Бонгло локо шонгитер ратнакар. (Энциклопедия бенгальских народных песен). Калькутта, 1966,t.I. 511 с.
117. Бхоттачарджо Упендранатх. Банглар баул о баулган. (Бенгальский баул и песни баула). Калькутта, 1971. - 1159 с.
118. Бхоттачарджо Шамал. Натьячорча даккар байре. (Театральное движение за пределами Дакки). Шилпакала, Дакка, 1977, т.1, & 2, с.41-49.
119. Групп театр джелай джелай. (Театральные труппы в районах). Театр, Дакка, 1982, JS 2, с. 154-178.
120. Гупта Шантош. Театр: бороф гола нади хое утхук. (Пусть театр станет рекою с тающего снега). Фестиваль драмы 1977-1978, Дакка, 1978, с.1-12.
121. Гхош Аджит Кумар. Бангла натокер итихаш. (История бенгальского театра). Калькутта, 1970, т.5. - 650 с.
122. Де Броджендро Кумар. Джатра пала. (Представления "Джатры"). Национальный фестиваль "Джатры", Дакка, 1979, с. 3135.
123. Де Милон Канти. Джатра шилпа Бангладешер прекхите. (Искусство "Джатры" в Бангладеш). - Национальный фестиваль "Джатры" 1978-1979, Дакка, 1979, с.27-30.
124. Джакерия Мохаммад. Опешадар натьяандолон. (Непрофессиональное театральное движение). Шилпакала, Дакка, 1977, т.1, J£ 2, с.31-26.
125. Джаман Ашрафиз. Амадер наттошамадж о Джибонбодх. (Наше театральное общество и мировоззрение). Шилпакала, Дакка, 1977, т.1, № 2, с.37-40.
126. Джассимуддин. Джариган. (Песни "Джары"). Дакка, 1968, - 334 с.
127. Ислам Маджхарул. Локакахини шангрохер итихаш. (История изучения фольклора). Дакка, 1969. - 323 с.
128. Ислам Маджхарул. Фоклор паричты о локашанскритир по-тхон-патхон. (Подробное знакомство с исследованием фольклора). Дакка, 1974. - 547 с.
129. Ислам Пареш. Могол читракалар шилпакала тотто. (Сведения о могольском изобразительном искусстве). Шилпакала, Дакка, 1978, т.1, № 2, с.П-18.
130. Ислам Самиул. Уттор банглар локашахитто. (Фольклор Северной Бенгалии). Дакка, 1973. - 288 с.
131. Лока-шахитто. (Фольклор). Дакка, 1969, т.7. - 112 с.
132. Лока-шахитто шанкалон. (Сборник фольклора). Дакка, 1981, т.19. - 163 с.
133. Лалон шах о Лалон гитика. (Лалон шах и его песни). -Дакка, 1968, т.2. 360 с.
134. Маймансингхер шахитта о шанскриты. (Литература и искусство Маймансингха). Маймансингх, 1978. - 660 с.
135. Мамун Мунтасир. Упиш шотоке Даккар театр. (Театр в Дакке XIX в.). Дакка, 1979. - 135 с.
136. Патронбиш Дургаш Нетроконай натычарча. (Театр в Нет-рокона). Театр, Дакка, 1982, № 4, с.136-144.
137. Рахим М.А. Банглар шамаджик о шанскритик итихаш. (История общества и культуры Бенгалии). Дакка, 1982, т.1. -526 с.
138. Рахман Атаур. Джатра натьякарер дриштикон тхеке. ("Джатра" с точки зрения драматурга). - Национальный фестиваль драмы. - Дакка, 1980, с.35-40.
139. Рахман Атаур. Лалон гитир бойвов о бойчитро. (Богатство и разнообразие песен Лалона). Шилпакала, Дакка, 1982, т.З, Я> 12, с.41-107.
140. Рахман Гаджи. Прошонго наток эбонг айн. (Отеатре изаконе). Шилпакала, Дакка, 1978, т.1, № I, с.108-124.
141. Рахман Саидур. Коллолито пурбобангла. (Возроздавдая-ся Восточная Бенгалия). Дакка бишвабидциялая чатрика. - Дакка, 1982, № 16, с.262-336.
142. Равдц Абдур Роб. Банглар натыбойшашто. (Особенности развития театрального искусства в Бангладеш). Национальный фестиваль драмы, Дакка, 1980, с.100-108.
143. Самад Ибне Гулам. Бангладеше ислами жилпакала. (Мусульманское искусство в Бангладеш). Шилпакала, Дакка, 1979, т.2, № I, с.20-29.
144. Саркар о Джатин. Бангладешер Кабиал. (Исполнители песен "кабиган" в Бангладеш). Шилпакала, Дакка, 1979, т.2, & I, с.51-68.
145. Сиддики Ашраф. Кингбодонтир бангла. (Легенды и предания Бенгалии). Дакка, 1975. - 216 с.
146. Сиддики Ашраф. Лока шахитта. (Фольклор). - Дакка, 1963. - 399 с.
147. Хайдар Джиа. Джатрар упостхапана подхаты. (Постановка "Джатры"). Национальный фестиваль "Джатры". - Дакка, 1979, с.16-22.
148. Халдар Гопал. Бангали шанскритир руп. (Очерк о бенгальской культуре). Дакка, 1975. - 196 с.
149. Хан Борхануддин Джахангир. Бангладешер локашилла. (Народное искусство Бангладеш). Дакка, 1982. - 84 с.
150. Хан мубарок Хуссейн. Шангит прошонго. (О музыке). -Дакка, 1980. 173 с.
151. Ханон Рахиджа. Нриттошилла. (Искусство танца). -Дакка, 1979. 197 с.
152. Хатун Санджида. Бангладеше Рабиндронат Тин амоле.
153. Рабиндранат Тагор в период трех правлений Бангладеш). Барома-шичпородия шанкха-80, Калькутта, 1982, с.263-265.
154. Хафиз Абдул. Бангладешер лаокик ойтиджа. (Фольклорные традиции Бангладеш). Дакка, 1975. - 314 с.
155. Хафиз Абдул. Локакахинир дик-диганто. (Все о фольклоре). Дакка, 1976. - 204 с.
156. Хок Аминул. Бангладешер нриттокала. (Танцевальное искусство Бангладеш). Шилпакала, Дакка, 1982, т.4, с.164-175.
157. Хуссейн Тофаджол. Бангладеше наттияшикха о натиячар-ча. (Изучение и исследование театрального искусства, в Бангладеш). Национальный фестиваль "Джатры". - Дакка, 1980, с.25-28.
158. Чаянот шангит бидаян. (Школа музыки "Чаянот"). Дакка, 1973. - 39 с.
159. Чаудхуры Кабир. Протиродаер наток. (Пьесы протеста).- Шилпакала, Дакка, 1978, т.2, № I, с.13-19.
160. Чаудхуры Кабир. Прошонго Джатра. (О "Джатре"). Национальный фестиваль "Джатры". - Дакка, 1979, с.7-10.
161. Чаудхуры Нараон. Банглар шанскриты. (Культура Бенга-лии). Калькутта, 1956. - 192 с.
162. Чаудхуры Сираджул Ислам. Джатрар Джатрапотх. (Путь "Джатры"). Национальный фестиваль "Джатры". - Дакка, 1980, с.30-34.
163. Шейкх Аскар. Джатра о наток. С Джатра" и драма). Национальный фестиваль драмы. - Дакка, 1980, с.9-17.
164. Шанскритик "Мела". ("Мела" культуры). Дакка, 1981.- 30 с.
165. Шаннал Абонти кумар. Пратин натия прошонго. (О древнем театре). Калькутта, 1970. - 147 с.
166. Шилпакала бюллетин. Дакка, 1980-1982, т.1-2.
167. Шилпакала Шангбад. Дакка, 1980, т.1, № I. - 13 с.
168. Литература на английском языке:
169. Abbasi Mustafa Zaman. Mela or folk festivals of Bangladesh. "Shilpakala", Dacca, 1978, vol.1, p.12-25.
170. Abdus Satter. Tribal culture in Bangladesh. Dacca, 1975, 256 p.
171. Adit M. Folk art of Bengal. Culcutta, 1946, 71 p.
172. Ahmed Perveen. The craft of Bangladesh. "Shilpakala", Dacca, 1979, vol.2, p.57-63.
173. Asian regional seminar on equality of educational opportunity for women and girl. Dacca, 1979, Feb, 84 p.
174. Bengoli folklore collection and studies 1800-1947. "Bangla Academy Journal", vol.YII, N XIII, Jan., 1979 Dec -1980, 207 p.
175. Bhattacharyya. Haridas. The cultural herritage of India, vol.T, Calcutta, 1973, 346 p.
176. Brandon James R. Theatre in Southeast Asia. Cambridge, 1967, 370 p.
177. BulBul Academy of fine arts (BAFA), Dacca, 1968, 9 p.
178. BulBul Academy of fine arts, fifteenth foundationanniversory. Dacca, 1970, 28 p.
179. Chand Тага. Influence of islam on Indian Culture. Bombay, 1946, 327 p.- 170
180. Chowdhury Kabir. Bangladesh theatre. The perspective of comedy. "Shilpakala", Dacca, 1981,vol.4, p.47-54.
181. Chowdhury Kabir. Plays in resistance. "Shilpakala", Dacca, 1980, vol.3, p.14-19.
182. Chowdhury Masuda M. Rasid. Toys and dolls of Bangladesh. "Shilpakala", Dacca, 1979, vol.2, p.71-82.
183. Chowdhury Masuda M. Rasid. Socio-Economic empact on art and craft in Bangladesh. "Shilpakala", Dacca, 1981,vol.4, p.72-80.
184. District census reports. Dacca, 1961, vol.6, p.17-39.
185. Ghuznavi Sayyada R. Lakshala a collection of designs of Bangladesh. - Dacca, 1981, 139 p.
186. History and culture of the Indian people, vol.1, London, 1951. p.315.
187. Hoque Khondekar Reajul. Mystic poet Lalon Shah. "Folklorie Bangladesh", Dacca, 1979, vol.1, p.54-60.
188. Gupta Jyati Sen. History of freedom movements in
189. Bangladesh 1947-1973. Calcutta, 1974, 506 p.
190. Khan МоЪагак Hossain» Song of the land song of the people. "Shilpakala", Dacca, 1981, vol.4, p.90-97.
191. Karim Anwarul. Folk dances in Bangladesh. "Shilpakala", Dacca, 1979, vol.2, p,41-45.- 171
192. Qureshi Mahmud Shah. Lalon shahi order of Bangladesh, perspectives in folk religion. "Shilpakala", Dacca,1980, vol.3, P.30-40.
193. Ramendu Majumdar. Our theatre today. "Shilpakala", Dacca, 1979, vol.2, p.100-107.
194. Raj Anand Mulk. The Indian theatre. London, 1950,62 p.
195. Ranganathanda Swami. The essence of Indian culture. -Delhi, 1965, 29 p.
196. Saojad s* Hussain. East Pakistan (a profile). -Dacca, 1962, 347 p.
197. Serajuddin Asma. Mughal artist Manuhar and his portrait of Muhammad Husayn Irrinqalam. "Shilpakala", Dacca, 1979, vol.2, p.20-29.
198. Siddiqui Ashraf. Folkloric Bangladesh, Dacca, 1976,93 P.
199. Siddiqui Ashraf. Our Ballade Songs. "Folkloric Bangladesh", Dacca, 1979, vol.1, p.1-19.
200. Shushtery A.M.A. Outlines of islamic culture. Historical and cultural espects. Banglore, 1954, 608 p.
201. Sinha S.K. Synthesis of cultures in encient India. Hydrabad, 1977, 144 p.- 172
202. Theatre in Asia. Folk, ritual, classic and proletarian theatre, aesthetics, social change, cinema, music,dance, the empact of the west. New York, 1971, 344 p.
203. Thomas P. Festivals and holidays of India. Bombay, 1971, 715 P.
204. Tofail Ahmed. Folk art and crafts of Bangladesh (part I). "Shilpakala", Dacca, 1981, vol.4, p.65-71.
205. Twelfth foundation day anniversary of BAFA. -Dacca, 1968, 24 p.
206. Zaman Neaz. Kanthas of Bangladesh. "Shilpakala",
207. Dacca, 1979, vol.2, p.64-70.
208. Varapande Monohar Lakshman. Traditions of Indiantheatre. New Delhi, 1979, 104 p.