автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие общих творческих способностей студентов вузов культуры
- Автор научной работы
- Найденко, Михаил Константинович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1989
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Развитие общих творческих способностей студентов вузов культуры"
Министерство культуры РСФСР Ленинградский ордена Дружбы народов государственный институт культуры имени Н.К.Крупской
На правах рукописи НАЙДЕНКО Михаил Константинович
уда'
/37.036-057.87:378.6008/(043.3)
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОШОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ
Специальность 13.00.05 -"Культурно-просветительная работа"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Ленинград 1989
Диссертация выполнена на кафедре культурно-просветительной работы Ленинградского ордена Дружбы народов государственного института культуры имени Н.К.Крупской
Научный руководитель - доктор психологических наук,
профессор В.Л.ДРАНКОВ
Официальные оппоненты - доктор психологических наук,
профессор Г.С.СУХОБСКАЯ
кандидат педагогических наук, доцент А.II.ХАЧАТУРЯН
Ведущая организация - Куйбышевский государственный институт культуры.
. Защита диссертации состоится " 1989 г.
в 14 час. на заседании специализированного совета Д 092.01.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при Ленинградском ордена Дружбы народов государственном институте культуры имени'Н.К.Крупской по адресу: 191С65, Ленинград, Дворцовая наб., 2.
С диссрр'П'лей можно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан " X" 1989 г.
Учений секретар1-специализированного совета
Сергеева II.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. В ходе социалистического строительства 8адача развития творческого потенциала трудящихся, способностей каждого человека к активному и созидательному участию в глубоких преобразованиях, происходящих в нашем обществе, становится одним из решающих факторов интенсификации и ускорения научного, технического и социального прогресса в целом.
Эта закономерность получила всестороннее и глубокое обоснование в материалах ХХУП съезда КПСС, где подчеркивается, что решение многих задач экономического, технического, социального характера сегодня угсе невозможно, если оно не опирается на творческую инициатив/, преодолевающую силу инерции, традиций и привычек, сложившихся в тот период, когда на первый план выступала не столько качественная, сколько количественная сторона развития всех сфер общественного бытия.
В Политическом докладе ЦК КПСС ПУП съезд/ КПСС этот процесс характеризуется как атмосфера творчества, которую партия утверждает во всех областях казни. "Добиваясь радикальных, перемен в этой области, ваяно построить всю культурно-воспитательную ра-5оту так, чтобы она все полнее удовлетворяла духовные потребности июдей, шла навстречу их интересам"I/.
Эффективность этого процесса во многом зависит от' качества подготовки кадров культурно-просветительной работы, призванных "удовлетворять возрастающие запросы различных категорий населения, обеспечивать необходимые возможности дня самодеятельного художественного творчества народа, развивать способности, формировать здоровые потребности и Еысокие эстетические вкусы"2/.
Однако анатиз литературных источников, обобщение практики ра-*оты клубных: учреждений по развитию творческих способностей учасг-шков самодеятельности, опыт институтов культуры по подготовке :тудентов к педагогическому процессу такого развития обнаруживают фотиворечие меяду потребностями практики в квалифицированном эуководстве самодеятельным творчеством и уровнем педагогической юдготовки выпускников вузов культуры.
!. Материалы ХХУП съезда КПСС. -М.¡Политиздат, 1986. - С.90, >. Там не, с. 169.
Это противоречие выражается в несоответствии между специфи- ■ кой художественна специализаций," трсбупщих от студента преиму-' цественного развития специальных способностей к избранному виду искусства и отсутствием установки на применение етих способностей в педагогике самодеятельного творчества.
Исследования Н.Ю.Арефикой, О.И.Даниленко, В.Е.Новаторова, Е.И.Фирновой, В.Л.Фомина и других позволяет сделать вывод о том чю учебные заведения культуры не выпускают сегодня руководителей самодеятельности, гармонично ориентированных как на худокест венный, так и на социально-педагогический эффект своей работы.
Потребность преодоления данного противоречия в процессе перестройки высшей школы культуры определила актуальность настоящего исследования.
Цель исследования заключается в выявлении объективных возможностей и путей эффективного развития общих творческих способностей будущих руководителей коллективов художественной самодеятельности.
Выдвигаемая нами цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Обосновать содержание и структуру исследуемых творческих . способностей, общность механизма их проявления в собственно художественной и педагогической деятельности культпросветра-ботника^
2. Разработать и апробировать педагогические методы развития общих творческих способностей студентов на основе психологических закономерностей творческого процесса^
3. Рассмотреть особенности и возможности педагогического обще ния в процессе развития творческих способностей}
4. Выработать диагностические методы и.проследить динамику развития общих творческих способностей студентов.
Объект исследования - учебно-творческий процесс подготовки студентов институтов культуры к руководству коллективами художественной самодеятельности.
Предмет исследования - педагогические условия повышения эффек тивности развития общих творческих способностей студентов.
Исследование проводилось на базе Краснодарского государственного института культуры, культурно-просветительных училищ Махачкалы, Ростова-на-Дону, Элисты.
В- основу исследования положена следующая гипотеза.
1. Педагогическая эффективность подготовки руководителей самодеятельности значительно повысится, если развитие способностей студентов будет осуществляться на основе объективных психологических закономерностей творческого процесса и в методике преподавания дисциплин художественных специализаций обязательное развитие получат обшие способности.
2. Наиболее эффективное сочетание задач художественной и еоц.п-льно-педагогической деятельности руководителя самодеятельного коллектива обеспечивает развитие общих способностей творческого восприятия, продуктивного воображения и эмлатии как эмоциональной идентификации при условии их использования в структуре педагогического общения.
Научная новизна исследования состоит в опыте теоретического обоснования преимущественного разлития обших творческих способностей студентов вузов культуры, при котором понятно обпих способностей приобретает в педагогике культурно—просвотитслытсш работы профессиональный характер. Определены основные этапы развития и взаимодействия способностей творческого восприятия, продуктивного воображения и эмпатии в процессе художественного творчества и педагогического общения.
Результаты-теоретического анализа и эмпирического исследования позволили автору разработать и экспериментально проверить методику развития основных элементов общих творческих способностей, определяющих успешность деятельности, будущих руководителей самодеятельности в художественном творчестве /специализация/, в педагогике самодеятельного творчества /специальность/ и в культурно-просветительной работе /профессия/.
Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогической программы развития основных' элементов обших творческих способностей студентов вузов культуры. В исследовании
- £ -•
содержался конкретные рекомендации по совершенствованию структуры педагогического общения в процессе подготовки будущих руко--. водителей самодеятельна коллективов.
Самостоятельное практическое значение имеет методика диагностики общих способностей творческого "восприятия продуктивного воображения и эмпатии, сочетающая серии разработанных автором диагностических аиданий на основе объегаивчих психофизических критериев.
Методологическую основу исследования составили положения марксистско-ленинской теории всестороннего и гармоничного развития личности в условиях свободного времени, о творчестве как деятельности по преобразованию не только природы и общества, но и самой деятельности.
На современном отнпе указанные положения получили развитие и конкретизацию в материалах ХХУП съезда КПСС, последующих Постановлениях ЦК I11CC, статьях и выступлениях руководителей партии и праштеяьсгва по актуальным вопросам идеологического воспитания, развития творческого потенциала трудящихся, перестрой ке сиг-емц среднего г. • гдтто <,0рзго1!:шия.
Важную p""i. 1! разработке методологических основ исследования сыграли тру,-,Ei советских учеиьк, рассматривающих философскую концепцию творческой дэятсльност":Н.А. Амосова, П.К. Анохина, Л.И. Лрнольдова, O.A. Fq-j ра, В.Г.. Библера, М.С. Кагана, М.С. Кветаого, Л.Н. Koran«, Туровского и других.
Значение, вводящее далеко за рамки задач психологических исследований имеют в отоы отношении *.рудн JI.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.В. Симонова.
В работах М.А. Ариарского, Д.М. Генкина, Э.А. Ьуруленко, Н.Г. Михайловой, В.Е. Новаторова раскрывается ряд важных для данного исследования проблем руководства культурно-просветктель-
' работой.
Изучение процесса педагогического развития творческих способностей потребовало анализа психологических оснований подхода к проблеме. Методологическую функцию по отношению к настоящему ■/сследовонио выполняли основные положения и выводы теоретически*
исследований психологических закономерностей творческой деятельности и анализа общих способностей к ней в работах В.Г. Ананьева, В.Л. Дранкова, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.Ii. Теплова.
Существенную роль в определении теоретической позиции автора сыграли работы, рассматривающие педагогику как творчество в обучении и воспитании: В.А. Кан-Калика, М.О. Кнебель, A.C. Макаренко, К.С. Станиславского, В.А. Сухоглинского, С.Т. Шацкого и др.
Из исследований, посЕЯщённых проблема;.: обучения ст-удентоз вузов культуры и изучение личностных качеств культпросветработника, проблематику настоящей работы во многом определили исследования Н.Ю. Аре^иной, Д.Б. Богоявленской, Л.И. Глха.ловой, Е.И. Смирновой, С.И. Торичной, В.П. фомина, А.П. Хачатурян, В.Ф. Чабанного, Г.Б. Черущевой.
Цель и задачи исследования обусловили его методи:^'. В ходе исследования был применен комплекс методов: анализ документальных источников /учебные планы и nporpat.au творческих специализаций вузов культуры, статистические и текстовые отчеты/; анкетирование преподавателей и студентов вузов культуры; программированное интервью абитуриентов и выпускников художественных специализаций ; контент-анализ публикаций периодической печати по проб-1емам творческого обучения; системный анализ "преимущественных зриентаций" /Е.И. Смирнова/ руководителей самодеятельных коллек-сивов на основе экспертные оценок ik участников; вкл.оченное наб-юдение и анализ педагогического процесса творческих специализаций ]фаснодарского государственного института культуры.
Исследование проходило с 1980 по IPS3 год и осущестЕЧЯЛОсь з три основных этапа.
Первый этап носил констатирующий характер и включал в себя :еоретический анализ проблемы, определение степени ее изученности (Заработку программы и методики исследования, что позволило ¡формулировать основные положения, цель и задачи, исходную гипо-■езу исследования.
На втором этапе проводился поисково-констатирующи.й эксперимент :о .диагностике и исследования взаимодействия творческого воспри-
яш, продуктивного воображения и экпатии на различных фазах процеаса художественного творчества, при помощи экспериментально разработанное диагностических заданий сопоставлялись уровни реализации общих творчески: способностей студентов контрольной и экспериментальной групп в их учебно-творческой деятельности и вузовском опыте педагогического общения /учебная практика, самостоятельная организационная и творческая работа в студенческом коллективе/.
Результаты поисково-констатирущего эксперимента послужили основой для (¡армирующего педагогического, в котором наиболее эффективнее приемы и элементы педагогической программы развития общих творчески:: способностей студентов составили целостную систему кх реализации, включающую профессиональную направленность. На этом этап:: исследования у студентов била сформирована психолого-педагогпческая установка на сознательное использование и развитие способностей творческого восприятия, продуктивного вообра-еигл и оплатим как в процессе творчества, так и в процессе педагогического общения в самодеятельном коллективе.
Не» третьем этапе исследования систематизировались и обобщались дапнг,: от ¡;о-о;;с :epr;r.r ni г >й работа, выявлялось влияние её результЕ на дина:с-;ку " общих творческих способно-
стей. С D'x ' -ль:о проведе повторный замер различных параметров, oipiunx^frx изменения способностей по психофизиологическим методикам гсгректурнс про.'ы, парных вербальных и цветовых ассоциаций. Осуществлен ерха.а-;. лнй анализ результатов контрол ной и экспериментальной групп. .
В итоге сделаны теоретические вывода и разработаны практические рекомендации.
На защиту выносятся следующие положения: I. Развитие общих творческих способностей студентов в вузах куль туры позволяет избегать узкой направленности художественных специализаций, способствует не только овладении системой teo¡: ческого познания в определенном виде художественной деятельности, но и развитию индивидуальности культпросветработника в коммуникативной, конструктивной и организаторской сферах ег профессии',
2. Наиболее благоприятным условием развития общих творческих способностей является формирование их на основе психологических закономерностей последовательности процесса художественного творчества, поскольку руководителю самодеятельного коллектива необходимо не только овладение собственным творческим самочувствием, но и понимание механизмов его возникновения, сознательное использование их в работе с самодеятельным коллективом}
3. Для студентов вузов культуры наиболее эффективным и целесообразным является развитие таких компонентов общих способностей как творческое восприятие, продуктивное воображение и эмпатия. Природа этих способностей в большей степени подвержена направленному педагогическому развитию и диагностике, определяет успешность не только предметно-художественной, но и направленно-педагогической деятельности руководителя самодеятельного коллектива^
4. Эффективность развития общих творческих способностей студентов вузов культуры во многом зависит от специфики педагогического общения. Стиль этого общения в процессе обучения руководителя самодеятельного коллектива должен представлять своеобразную модель его будущей профессии, предполагать эффект "коммунмкативного зеркала" "доминанту на собеседнике'.1 1/
Апробация работы. Основные положения исследования освещались з публикациях по теме диссертации. Результаты исследования докладывались и обсуждались на межвузовских научно-практических гонференциях /Краснодар, 1987 - 1988/.
Структура диссертации:введение, две главы: "О- творческой (рироде образования студентов вузов культуры" и "Процесс раз-¡ития общих творческих способностей студентов вузов культуры',' включение, список использованной лиаературы и приложения, иражающие инструментарий исследования.
I. Центральное педагогическое и психологическое пи >тие в исследованиях A.A. Ухтомского.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрывается актуальность темы, анализируется современное состояние проблемы и степень ее разработанности, определяются цели и задачи исследования, формируются методологические основы, характеризуются новизна и практическая значимость работы.
В первой главе: "О творческой природе образования студентов вувов культуры" анализируется современное состояние теории развития творческих способностей личности и многообразие трактовок этой проблемы у различные авторов.
В главе'отмечается, что наиболее плодотворным является изучение процессуальной стороны творчества, под которой подразумевается закономерность многоступенчатости творческого процесса, в*факагащаяся не только в последовательной "мпогофазности" но и в изменениях функций творческих способностей личности в каждой из этих фаз.
С этой точки зрения целесообразным представляется рассмотрение процесса художественного агорчгства, поскольку здесь открывается психологическая однотипность творческого процесса у всех художников и его конкретная неповторимость у каждого в отдельности. Основанием для такого рассмотрения является ряд исследований /S.A. Баллср, UX. Бсрншт'^н, B.C. Библер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.Л. Драпкои, А.Р. Зись, Н.С. Лейтес и др./ позволяющих судить о достаточной близости процесса художественного творчества всем видам творческой деятельности, рассматривающих его как наиболее полное, интегративное выражение сущностных сил человека.
Работы В.А. Кан-Калика, И.О. Мебель, A.C. Макаренко, А.П. Лш кевича, К.С. Станиславского, В.А. Сухоылинского, С.Т. Шацкого даот основания рассматривать педагогический процесс как специфическую творческую деятельность, в основе которой лежит структурная модель процесса художественного творчества.
Такой подход наиболее близок педагогике вузов культуры и профессиональным требованиям к руководству самодентпльни-л .•гудо/f'ci • венным творчеством.
Образование по структуре творческого процесса создает дополнительные возможности не только в овладении студентами вузов культуры технологией творческого познания в избранной специализации, но и з развитии индивидуальности, психологической культуры личности, формировании способностей к педагогической деятельности.
Это обусловлено тем, что специальные способности к определенно^ виду художественного творчества и успех конечного результата их применения будут зависить здесь от включения и сознательного использования возможностей общих, базовых способностей к творческой деятельности.
В диссертации рассматриваются основ:п:э фазы процесса художественного творчества и общие способности пзаимодействующие на этих фазах, дается обоснование профессиональной направленности • педагогического рлзвп^яя этих способкосга: в вузах культуры.
1. Фаза обобщений :;:г.зкенного штсриала и производство в воображении :<удо:;;ествек..:о;1 идеи.
Ведущую роль :.а отом этапе играет способность творческого наблюдения, совмещающего в себе как синтетическое так и аналитическое восприятие, создаощего условия для работы продуктивного воображения.
В педагогике работы с самодеятельном коллективом зта фаза соответствует моделированию и прогнозированию предстоящего творческого и педагогического общения с коллективом. Способности творческого наблюдения и воображения на отом зтапе помогают руководителю в постижении психологических состояний личности каждого из участников самодеятельного коллектива, определяют успешность педагогического общения с участниками.
2. Фаза кристатлизацчи идей и замыслов, целеполагание.
На этой фазе происходит осмысление значимости первоначального образа, углубление его новые структур и совершенствование прежних. В целеполагании проявляется упорядоченность процесса работы воображения, контроль его деятельности.
В педагогическом аспекте ценность этой способности определяет то, что цслыкнпгэнис шот.упает п сфере рсооЯщей культуры
личности. Оно 1фисталлизует не субъективные позиции, а социально аначимые, в высоком смысле типические.
Устремленность к социально значимой цели, определяемая втой. способностью, помимо эадач учебно-творческого порядка решает и некоторые проблемы нравственного воспитания студентов.
3. Фаза воплощения. Здесь конструируется идеальная модель предстоящего предметного перевоплощения художественной идеи. Сложность этого этапа состоит в необходимости сознательной концентрации волевых усилий доя поддержания творческого самочувствия. Важным условием создания . такого самочувствия выступает такой психологический феномен как раскрепощенность в процессе творчества.
Состояние раскрепощенности выступает в одинаково значимом отношении как дня руководителя самодеятельного коллектива, так И для его участников.
В качестве психологической доминанты состояние рас1фепощенно-сти способно оптимизировать процесс обучения студентов, а при определенных условиях обеспечить и само творческое самочувствие, -выступающее в педагогических исследованиях как "увлечение".
4. Фаза предметно-деятельной реализации художественной идеи. В этой фазе происходит материализация опорного образа внутреннего видения в выразительных средствах конкретного вида художественного творчества. Именно на этом этапе специальные способности играют ведущую роль обеспечивая предметный результат процесса художественного творчества.
■ В педагогической практике вузов культуры этот этап получил преимущественное развитие, ориентирован на модель профессионального художественного образования.
Однако если студенты вузов искусств, по крылатому выражению К.С. Станиславского, должны научиться "любить искусство в себе" то цель творческого образования руководителя самодеятельного коллектива - любить искусство в другом человеке. Именно на этой нравственной основе отношений "от другого" проявляются его педагогические способности. Поскольку на первых этапа,, своей самостоятельной работы выпускник ву8а культуры моделирует в ней свой вузовский опыт педагогического общения, необходимо максимально
- гг -
приблизить специфику такого общения к задачам педагогики самодеятельного творчества.
В исследовании рассматриваются три стороны педагогического Мщения /коммуникативная, интерактивная и перцептивная/ и спе-|нфика прояЕлеши ¡.х в процессе развития общих творческих способностей студентов вузов культуры.
Коммуникативная сторона связана прегде всего с созданием педагогом собственного стиля общения со студентами, "коммуникативной атмосферы" учебного процесса. Для творческой педагогики неприемлем фэрмачьно-авторптарнг." стиль требований усвоения определенного объема информации и способности "сдать" этот объем.
Itypc на индивидуалкзацго высшего образования предполагает эффект "коммуникативного зеркала" в педагогическом стиле'общения. В этом случае кокмуникативныэ средства педагога не требуот от студентов приспособления и подчинения собственному стили, а сами выступаот в качестве приспособления к объекту общения.
Такой стиль отличается искренней заинтересованностью личность:-.) студента, в нем присутствует сознательная установка на "соавторство" с объектом педагогического общения.
Интерактивная сторона педагогического общения рассматривается как способ объединения ицдоввдуалышх усилий в сошссгг'уз деятельность. При этом в педагогике творчества наиболее cio.-:ii;'¡ моментом является создание единой, общей реакции, объединяющей индивидуумов в эффектном моменте их повод:::;:',л.
Анализируя эту особенность интерактивной стороны педагсгичс • кого общения, автор приходит к вглоду, что в педагогкпе твор-■пстга менее всего спрацгьтг.ет себя цель объединения студентов "в коллективе и через ::гч1л<з;лиг:' Более плодотворней т<р<?,г,Р7«п.™ч еася путь н,п.у"'";;т ^чп'одзрг-зенгл: процесса oípnnoaairn г"т;тг групп, выявления snopw.irn; лидеров n стпх груп'"1"-
Интерактивная сторонп noTrop'wworo с'?;;а:[Ич рггетупает при этом как умение создать скту-пп-: коог&одг.'остп соединения на момент творчества, объяснить стулеихач объешшнкй характер такой необходимости.
Перцептивная сторона педагогического общения в творческом процессе связана презэде всего со способностью педагога не только
рационально, но и эмоционально воспринимать личность студента.
В исследовании рассматриваются травмирующие последствия эмоциональной индифферентности преподавателя по отношению к студентам, выясняется существование психологической зависимости состояний утомляемости, напряженности, закрепощения и импульсивности от эмоциональных и характерологических дефектов педагогического общения.
Автор освеиает зависимость развития общих творческих способностей студентов от нравственной культуры педагогического общения, обеспечивающего взаимопонимание, индивидуальный подход и всемерное проявление творческих возможностей каждого студента, выявляет преимущественное значение в этом процессе таких элементов обших способностей, как творческая наблюдательность, воображение и эшатия.
Отмечая объективней характер взаимодействия этих элементов в процессе художественного творчеотва, он рассматривает их роль в формировании педагогических способностей руководителя самодеятельности.
Во второй главе: "Процесс развитая общих творческих способностей студентов вузов культуры" излагается педагогическая программа развития общих творческих способностей студентов и методика диагностики этих способностей.
Еще до введения в психологию категории предметной деятельности и, соответственно, появления деятельностного подхода в психодиагностике, исследователи психологии и педагогики творчества эмпирически рассматривали в качестве своеобразной модели искусство актера. Исслв' дования проблемы игровой деятельности, ролевого подхода в процессе обучения во многом обязаны театральной педагогике.
Однако искусство актера, шгшо как и систему его обучения, ■ нельзя рассматривать как эталон структура творческих способностей. Эти способности связангц не с тем, что является особенным для искусства актера, а с тем, что в нем есть общего для каждой творческой деятельности.
Такой подход позволил автору использовать в педагогической программа развития творческих способностей.и методах диагностики отдельные положения театральной педагогики.
В главе описаны три серии диагностических заданий, разработанных в процессе исследования и позволяющих проследить уровень и
динамику развития общих творческих способностей студентов.
В основу диагностических заданий первой серии был положен "л.'нт описания студентами по памяти нескольких репродукций картин известных художников. Выполнение заданий оценивалось по следующим параметрам: общее воспроизведите сюжета - "плохо", попытка воспроизведения образних характеристик - "удовлетворительно", последовательное описание внешних структурных характеристик образа - "хорошо" подробный анализ и проникновение во внутреннюю структуру /"характер портрета", "настроение пейзажа"/ - оценка "отлично'.'
Для проверки объективности полученных оценок использовались метода определения психофизиологических параметров восприятия /корректурные пробы Ландольта, тест избирательности внимания Юосси/
Диагностические задания второй серии ставили целью опознание внешнего облика персонажа художественной литературы на основе авторского описания.
С этой целью студентам предлагались фрагменты литературных произведений, а затем комплект иллюстраций выполнение раглич-ными художниками, среди которые одна относилась непосредственно к данному фрагменту.
Результаты оценивались относительно среднего коллкчества верных опознаний для обеих групп. Проверка оцено;: по психофизиологическим критериям способности продстгсшого воображения проводилась ьо методике парных ассоцпац;-...
Третья серия заданий включала просмотр фрагментов художественных фильмов /без звукового сопровождения/ художественных фотопортретов, фотографий мастеров сцена в той или иной роли.
Студентам предлагалось определить эмоциональное состояние героев на основе увиденного, попытаться идентифицировать с ними свое психофизическое самочувствие. Результаты оценивались с учетом сложности степени внешней выразительности кино-фото матери • элов.
Известную сложность представил поиск объективных психофизиологических критериев способности эмоциональной идентификации, '".нако в пользу существояш./я т-к'"" критериев говорили
положения работ Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева о чувственной, наглядно образной природе определенных; уровней человеческих отношений. Поэтому для оценки степени развития способности эмпатии нами была использована методика цветоассоциативного эксперимента, разработанная A.M. Эткиндом и базирующаяся на том, что существенные характеристики невербальных отношений к другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях с ними I/.
Воспользовались разработанным A.M. Эткиндом медико-психоло-гическиы методом исследования эмоциональные отношений ш частично интерпретировали его в соответствии с задачами исследования, применяя цветовые характеристики наряду с вербальными.
В завершении данного этапа исследования были систематизированы результаты, полученные как на основе диагностических заданий, так и объективные психофизиологических критериев.
Совпадение оценок позволило сделать вывод о том, что с определенными допусками оценки диагностических заданий достаточно обоснованы с точки зрения объективных психофизиологических критериев.
Результаты данной части эксперимента определили позиции его формирующего периода, который молю условно разделить на три этапа: 1 - создание установки на преимущественное развитие общих творческие способностей, как условие успеха в специальной творческой деятельности; 2 - цорюрошние устойчивой самостоятельности в подходе студентов к выполнение учебшг: заданий с использованием психологических закономерностей творческого процесса; 3 - сознательное использование общих творческих способностей в педагогике культурно-просветительной работы.
Анализ динамики развития общих творческих способностей обнаружил, что качественные изменения в контрольной группе были не-оначительны и отражали процесс спонтанного развития, в то время как в экспериментальной произошел значительный рост степени развития данных способностей.
В течение дипломной практики и первого года самостоятельной работы выпускников осуществлялась связь с большинством студентов контрольной и экспериментальной групп, что позволило проверить влияние степени развития общих творческих способностей на iop-
1. Гаг,работка тпкопоп.чиокг.к методом исследсшиния
J'mc... к.чмд.г.спг. наук.
мирование педагогических навыков работы с самодеятельным коллективом, сопоставить преимущественные ориентации студентов на первых этапах самостоятельной работы /методика "преимущественных ориентаций" Е.И.Смирновой, Г.Н. Голованова, E.H. Гфхиной/.
Преимущественные ориентации выпускников экспериментальной группы отражают связь их творческой деятельности с педагогикой самодеятельного творчества, в большинстве случаев эти стороны не обособляются выпускниками и рассматриваются как единый творческий процесс.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, систематизируются еыеоды, обосновываются положения, выносимые на защиту, даются научно-методические рекомендации.
В диссертации научно и экспериментально проверен процесс развития общих творческих способностей студентов как эффективное направление совершенствования подготовки кадров в вузах культуры. Исследование подтвердило правильность исходной гипотезы и поставленных задач, показало, что педагогически направленное раз-, витие общих творческих способностей восприятия, продуктивного воображения и эмпатии обеспечивает наиболее эффективнее и гармоничное сочетание художественной и социалы-: '-педагогической дея-телыюсти руководителя самодеятельного коллектива.
Вместе с тем, следует констатировать, что исследование положило начало лишь первому этапу изучения интеграции общих творческих способностей и их влияния на профессиональную направленность выпускников вузов культуры-
Зто определяет возможности дальнейшей разработки путей развития общих творческих способностей в системе вузовского образования руководителей самодеятельных коллективов, расширение рамок взаимодействия этих способностей в широкой сфере культурно-просветительной работы, совершенствование его методики. Наиболее результативным в этом отношении представляется процесс развития способности эмпатии.
Весь ход исследования процесса развития общих творческих способностей студентов вузов культуры свидетельствует о том, что многоаспектная проблегя требует активной педагогической г. еследэвстельской починки ртлкчнш cn~i кзипацвЗ.
Основные положения диссертации отражены в публикациях:
1. Развитие творческой природы общения. Краснодар: КНЩ, - 1988.
- 0,5 п.л.
2. Творческие способности культпросветработника и возможности их • развития^ Орджоникидзе, 1988. - 1.п.л.
3. Педагогические особенности общения в самодеятельном коллективе.
- Моздок, Г988. - I п.л.