Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Региональные особенности традиционной художественной культуры Белгородчины в системе учебно-воспитательного процесса колледжа культуры и искусств

Автореферат по педагогике на тему «Региональные особенности традиционной художественной культуры Белгородчины в системе учебно-воспитательного процесса колледжа культуры и искусств», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Жиров, Михаил Семенович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1996
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Региональные особенности традиционной художественной культуры Белгородчины в системе учебно-воспитательного процесса колледжа культуры и искусств"

О)

на правах рукописи

ЖИРОВ Михаил Семенович

ЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ СУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЕЕЛГОРОДЧИНЫ В ИСТЕМЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕОСА КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Специальность 13.00.05 - теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1996

Работа рцпсщне^а ца кафедре теории и Историй народ! художественной культуры Московского государственн университета культуры.

Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор Т.ИЛэаклэноца

Официальные оппоненты - доктор (педагогических наук,

профессор Т.ЯЛИпикалова - кандидат педагогических наук, ' профессор Г.Я.Никитина

Ведущая: организация - Белгородский государственный

университет

Защита состоится " У У^куг^Ее!996 г, в часов

заседании диссертационного совета д 092.07.02 по присужден ученой степени доктора наук в Московском государствен} университете культуры.

Адрес: 141400, Московская область, Химю ул.Библиотечная,7.

С диссертацией можно ознакомиться в науч:

библиотеке Московского государственного универст культуры.

Автореферат разослан .Г- 1996г.

Ученый секретарь специализированного совета,

кандидат педагогических наук, Э.И.Петрова

доцент /гЗ

1. Ы>ЩАЛ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

уг|льндф>. исследования обусловлена сов^емйо^цми :вдет^и4ши й персйегстйвами воарряЫйняя траДици^ народной удо^есггВенной культуры России. : | '' ■ /

На путях реформирования рЬсЬиис^сого общастра едва ли не шьш ощупЫ^лм достижением Н9- сегоднк ¿вляется.осо!шрние Истины, го без опоры на ^ущакедТ^Льнре ценности отечественной Культуры.не оуёг быть успййдогб развития гаобой сс^еры аахрей ¡кцзни. .',...-. >

■ ИзДрозДе народная Художественнай ку^Гу^а определяла .рормы оведенщ в сс^нуие и семье/мо/рДи^юэ&ла-вз^^оотиощецнй раЬдых околе^кй, прмогайэ. форкйррвкт^ депноср и иДеаДы йшЫойтй, йебла в ебе ¿елехтнвные и норматдайо-ззристичгскшз функции,

В сЬвремекных; условиях особое значение Придается осрт'айрвлЬнаю сложивши*^- веками социально-культурных функций аро^щой художественной культуры.' Однако, к рояцленрю, решение той задачи затруднено радом к&к теоретических,1 Тай' н методйческих робеем: едабо Изучена природа и сущность традиционной народной удожественной культуры, ее история й педагогический потенциал. )собенно актуальном' Является Изучение региональных . традиций ароДрой художественной культуры' и, опора на них при подготовке пециалистов соответствующего профиля. I . , .

' Этой проблеме уДеДейо специальное внимание й Федеральной елевой программе развития и сохранения культуры (1996г.), в изданном едайно Указе президента '"О мерах, государственной поддержки :аро]щых художественных йроыыслов" (1994г.), в решении рада оллёпий Министгрстйа культуры # : ОДипИстерртва образЬвания 'оссййЬкрй'Федерацйш В Московским государственной университете уяьтуры создай первая в стране ?сафедра Теория и истории народной удо&ествейной кулвтуря. Разработана ,.кондепщш и Федеральный осуДарс!венный образовательный . стандарт нойой спеййальносга Народная художественная культура" полной мере соотретсггву&щая педйфиКе вуза и. предсТаВлздшая огрбмшлй йн^е^ес для . средних пециаль1шх учебньхх заведений кулЬтур1ь1. ,

В Белгородской • области принята. целевая программа озрсждения региональных традиций • народной художественной уль^уры на 1995-2000 годы, в-которой одро из. центральных мест ¿шшкает подготовка кадров для культурнЬ-ДОсуговых и бразоватеяьных учреждений: в 'Белгородской колледже куД^Туры и скусс!^] Это уч^бйое заведение выйуЦает оданм И^ гарантов

сохранения ёогё'тейхреЬ)' '• ;нацй6пальнбго достояция к^^я, готовя специалистов по цародной художестзекной культуре для Домов и школ народного тво^честваи фольклора;: центров традиционной культуры, йародокх промыслов и ремеЬе^, школ ь|астар6в по изготовлению народнбй одежды и музыкального йнструМ^нгария.

: КЬлледо^ культуры и искусств - единственное учебйое заведение е областй, наиболее гпубокЬ и; системно занимающееся изучением, сохранением к развитием тр&ДИйвй народной художественно^ кудьтуры в регаоне. Одновременно ой выпс1лйяет роль методического центра пс народной худЬжественнс)й, культуре для Енетйкольных, образовательных и досух^вш уЧреткденйй области. ,

Однако,' далеко не Полностью йзучены Многие аснекть: традиционно!! художественной культуры'края - уникального региона юга России, своеобразного заповедника народной культуры с богатейшей й ! многожанровой • . ^есенноосорсографической и з^узьйсайькой трг1д«одями, самобытной обрядностью, многоцветной палитрой Народной одекды, многообразием народных ; промыслов ремесел, народнопоэтического творчества. Традиционная народная художественная культура Белгородского региона - явление чрезвычайно сложное и многЪгранное, требузЬщее адекватного Отражения в системе учебНо-восгштаТеяьной деятельйостй колледжа культуры и искусств, Знание характерных особенностей бытования Народной художественной культуры Край Необходимо в первую очередь для Четкой йрофессибнальной ориентации выпускников колледжа, ' для их дальнейшего профессионального с&моопределе^шя, нйучнЬй й пр^ктичейкой;Деятрльностй в релноые, - ;

С^ейейь научной разработанности Проблемы.

' П^Обдейам теории и йсториИ народной художественной культурыпосвяаенр немало фундаментальных, исследований Известных рос!сийск1|Х ученых-этнологов, этнографов, историков, фольклористов, искусствоведов: П-Г. Богатырева, кМ.Васйленкр, Т.Д.ГаЧева, Л.Н.Гумилева, В.Е.Гусева, М.Забьшйна, Н.С.Кохановсрй. Е.Э.Линевой, Н.М.ЛоПатина> В^П.ПрОкунина, Б. А. Рыбакова. А.Й.Соболевского, И..Й.Сщ|герввЬ..-■

1 Существенную роль в определении теоретической позиции автора1 сыграЛй исследования^ по.свяй1ей[ные проблемам сохранения и возрйжДейия традиционной художественной культуры, Э.Е.Алексеева, А.Й.Вайийа, О.П.Исёнкс/, А.С.Каргинй., К.Б,Квитки, А.М.Мехнецова, Г.М.Н¿умейко,, М^НекрасовоЙ, А.Ф.Некрьщовой, Б.Н.Путилова. А.Б.РуДневЬй> Й.В.1л?кна.

Ч> 3

Из научнЬй Источников, рассматривающих ПрЬблему э'шоХудожестВецпого образования в Россйи, проблематику настоящей диссертации во Ынйгом опредедилй ■ труды Т.И.Бакладдвой, М.кЭ.Новицкой, Т. К. Руленой, {-{.М.Сокольникаврй, Л.В.Ша&йнои, Т,.Й.Шшйсалорой йдрушх.

Благодаря координирующей функции Министерства, Жуйьтуры Российский Федерации, кафедре теории и истории народной художественной культуры Московского государственного университета культуры, лаборатории культуры института философий Российской аЫдемки наук,, Республиканскому центру русской^ фолв^слорак йаучцо-[(сследовйтельскому институту культурологии Российской Федерации в йослйдние годы появилось немало сборнйков научных трудов, Тезисов конференций, учебных пособий по актуальный проблемам народной художественной культурьь

Проблемы традиционной художественной культурк на региональной уровне исследуются в диссертациях Н.М. Волбкйтина , О.Н.Йрокопец, Л.В.Фибех.

. Региональной специфике народной художественной культуры Белгородской области, самобытным традициям южйорусского Песенного, инструментального, хореографического творчеству, истории народной одеЖдц, обрядов и праздников посвящены Исследования И.И.ВеретеаникоВа, А.Н.Иванова, И.Н.Карачаррва, А.СКошелева, В.Н.Медведевой, Д.Н.Чижяковой, В.М.Щурова,

Однако системного исследования основных направлений, видов, жанров и форм региональной народной художественной культуры и Кадрового обеспечения ее развития в современных условиях до Настоящего времени не проводилорь. Мало изучены ресеано-хореографические, инструментальные традиции отдельны! зааовеДных уголков храя, история традиционной одежды Белгородско-Курского и Беягородско-Оскодьско^ регионов области. Вес еще Достаточна изучены механизмы участия государственных органов управления в возрождении и развитии традиционной народйор культуру как на федеральном, так и на региональном уррвнйх. Отмененные Обстоятельства позволяют автору определить основную цель и задачи исследования.

Целью исследования явилось проведение целостного культурологического и педагогического анализа региональных особенностей традиционной художественной культуру и разработка на этой основе экспериментальной преемственной сйстемы

этвохУдожестбейного образования на базе коллёд&а культуры : искусств.

Задачи исследования:

1. Изучить региональные особенности традиционно! художественной культуры {Зелгородчины, осмыслить ее современно состояние, выявить фак!оры, способствующие ее возрождению ] развитию.

2. Выработать адекватную реальной ситуации Белгородской региона педагогическую систему кадрового обеспечения йозровдЬни традиционной художественной культуры края как основйоп компонента многдуройневого этнохудожественйого образования.

: 3. Апробировать эффективность этой системы и дать научно метЬдическйе рехоМёнДации по ее внедрению.

Предмет исследования - процесс подготовки специалистов в; основе региональных традиций народной художественной культуры.

Объект исследования - региональный компонент содержать среднего специального эТнохудожествешого образования.

Базами исследований явились Белгородский колледж культуры 1 искусств, аутентичные коллективы области, досуговые учреждена нового типа.: Дома народного творчества, фольклора., традиционно! культуры, промыслов и ремесел, мастера, любительские коллективы I объединений, трррческий союзы.

Гипотр^- исследований: региональная модель Ьреднеп специального 5тпохудожес1иенного образования должна отражал региональную специфику народной художественной куйьт}>ры и был одним Из компонентов преемственной системы этнохудожественноп образования.

Методологическую основу данного исследования составил труды русских мыслителей! Н.А.Бердяева, Н.Я.Данилевского, В.С Соловьева, П.А.Флоренского, ученых: Г.Д.Гачева, Г.П.Федотова касающийся национальных традиций в культуре.

В исследовании использовались следующие методы: - анализ философской, психолого- педагогической, методической этнографической, искусствоведческой литературы; учебно программного материала внешкольных, образовательных и ддсуговы: учреждений по музыкально-эстетическому воспитанию средствам! народного искусства, а также программ предметов специального цикл: отделения народного музыкального творчества колледжа; наблюд^ши за процессом усвоения студентами основ традиционной народной

$

художественно^ культуры; анкетирование, беседы, тестирование, ацализ результатов творческой деятельности студентов; экспертная оценка.

Организация исследование Исследование проходило с 1992 по 199 6 годы. а осуществлялось в три этапа.

Первый этап . исследования (1992-1993 гг.) носил констатирующий характер и включал в себя теоретический анализ проблемы, определение степени ее изученности, разработку программы и методики исследования. Это позволило сформулировать его основные Положения, цедь, задачи а гипотезу. В этот период были изучены государственные архивные материалы области о развитии отрасли культуры с 1927 по 1989 годы в аспекте исследуемой йами проблемы, организовано 12 музыкально-этнографических экспедиций в разные регионы края, проведено анкетирование и опрос 314 жителей Корочанского, Борисовского, Шебекйнского районов области.

На втором этапе исследования (1993-1994 гг.) была проведена опытно-экспериментальная работа. В этот период была создана материально-техническая и научно-методическая база обеспечения учебного процесса,проведено тестирование 310 абитуриентов колледжа 1995,1994 годов, анкетирование 50 студентов 1 курса отделения народного музыкального творчества, 30 учащихся 1 года обучения музыкального эстетического центра колледжа, осуществлена экспертная оценка учебно- программного материала ряда внешкольных, образовательных, и досуговых учреждений области, скорректированы и внедрены инновационные планы и программы, разработанные с учетом региональных* особенностей традиционной художественной культуры края, открыта новая специальность "декоративно-прикладное искусство", введены в учебный -процесс предметы по народной художественной культуре: "Областные певческие стили", "Народно-бытовая хореография", "Краеведение", "Народная художественная культура", "История народного костюма Белгородчины" и др. Начали действовать в регионе учебно-творческие подразделения экспериментальной преемственной системы этнохудожественного образования -"детский сад - школа - колледж: - вуз".

Третий этап исследования начался в 1994 году и продолжается по настоящее время. Его основу составляет работа но совершенствованию учебно-воспитательного процесса в условиях экспериментальной преемственной системы этнохудожественного образования на базе колледжа, организации научно-исследовательской деятельности, осуществлению новых форм сотрудничества с внешкольными,

образовательными й досуговыми учреждениями области, созданию *

педагогической системы кадрового обеспечения возрождения традиционной культуры края. В исследуемый период проведен анкетный опрос 50 выпускников отделения народного музыкального творчества и 20 учащихся IV года обучения музыкально-эстетического центра, сделан анализ результатов творческой деятельности студентов, организованы учебные репрезентации, отснятые на видеопленку: зимние Святки на Белгородчине, широкая Масленица, "Поэзия народной одежды края", "Белгородские карагоды"," Возрождая традиции края "(по материалам выставки творческих работ студентов отделений художественного и декоративно-прикладного творчества в: залах областного художественного музея), проведена экспертная оценка профессионального уровня подготовки студентов, •

Обобщены результаты исследования, сформулирован^ выводы и научно-методическйе рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем: ■

- раскрыты региональная специфика народной художественной культуры Белгородского края в совокупности ее основных видов, жанров, направлений и форм организации;

- обобщен опыт работы культурно-досуговых и образовательных учреждений области по возрождению народной художественной культуры;

- разработана адекватная реальной ситуации Белгородского региона педагогическая система кадрового обеспечения возрождения традиционной художественной культуры края как основного компонента многоуровневого этнохудожественного образования.

Практическая значимость'исследования состоит в разработке научно-практических рекомендаций для органов управления культуры, досуговых учреждений, учебных заведений по оптимизации творческого поиска рациональных путей поддержки и развития элементов традиционной художественной культуры.

Разработаны основные направления совершенствования практики подготовки специалистов по народной художественной культуре в средних специальных учебных заведениях. ■; •

; х-Результаты исследования щироко внедрены в Белгородском крае в процессе реализации региональной программы Возрождения народной художественной культуры на 1995-2000 годы. •

Положения и выводы, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы в педагогическом процессе колледжей и училищ культуры в других регионах, в общеобразовательных школах, в

Ъ 7

этпопедагогических и фольклорных центрах, а также при разработке и реализации, комплексных региональных программ возрождения народной художественной культуры. : , : .

Материалы исследования могут найти отражение в про^ра^мах по таким дисциплинам, как "Народна^ художественная ку^гьтура", "Регионоведенне", "Народное,цузыкально^ творчество1', "Областные певческие стили", "Этнография", . "Фольклористика", ."История народной одежды", "Народно-бытовая хореография'', "Народные музыкальные инструменты" и другие.

Апробации результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены на международной, межвузовской и региональной научно-практических конференциях:

- "Новые пути наук о культуре'' (Москва, 1995г.);

"Особенности народной художественной культуры Белгородчины и ее развитие в современных условиях" (Белгород, 1995г.);

- "Культура, образование и современное общество: состояние, проблемы, поиски" (Орел, 1996г.)

Материалы и результаты исследования . автора находили отражение на региональных, областных совещаниях преподавателей и аспирантов учебных заведений культуры:

- "О роли среднего звена в реализации системы многоуровневой подготовки кадров социально-культурной сферы" / Доклад на региональном совещании. г.Брянск, 1996г./;

- "О роли колледжа культуры я искусств в реализации региональной программы возрождения традиционной народной культуры Белгородчины". /Выступление на совместном заседании коллегии управления культуры и совета ио народной художественной культуре администрации области. г.Белгород, 1996г,/;

- "О комплексной программе развитая Белгородского государственного колледжа культуры и искусств на 1996-2000 годы". /Доклад на педагогическом совете, г.Белгород, 1996г./.

Материалы исследования освещались в выступлениях автора на заседаниях учебно-мётодического объединения, по народной художественной культуре .. Министерства. • культуры Российской Федерации (г.Москва, 1994г.^.Белгород, 1995г:; г.Орел, 1995г.; Г.Тула, 1996г.>, обсуждались В дискуссиях "крутых столов", Педагогических и методических советах колледжа культуры и искусств, областных семинарах и курсах повышения квалификации работников культуры.

Экспериментальная педагогическая. деятельность автрра освещалась в центральном журналЬ "Встреча" ("Культурно-

s

прорветительная работа"), JM5 4, 1996г., на страницах местной Печати, в репортажах областного радио й телевидения. •

Результаты диссертационного исследования автора внедрены в практику учебно-воспитательного процесса Белгородского государственного колледжа культуры ,и искусств, ряда внешкольных, образовательных и досуговых учреждений городов и районов области.

На зайшту выносятся следующие положения:

- об исторической Ц национально-культурной обусловленности региональной специфики всех основных видов народной художественной культуры ¡Белгородского края (народной музыки, хореографий, художественных промыслов и ремесел, традиционных народных праздников и Обрядов, народного костюма);

- о ведущей роли профессионально подготовленных специалистов по народной художественной культуре в разработке и реализации основных направлений государственно^ .образовательной а культурной политики, связанных с возрождением фундаментальных духовно-нравственных ценностей отечественной культуры как на федеральном, так и на региональном уровнях;

- об основных уровнях и компонентах преемственной системы э^похудожественного образования (от Дошкольного уровня до среднего специального учебного заведения) на материале региональных традиций народной художественной культуры Белгородского края.

Структура диссертаций: ввеДенир, две гИавы: "Современное состояние и проблемы возрождения народной художественной культуры Белгородского края" й "Соцнйльно-иедагошческие факторы кадровой обеспечения возрождения традиционной художественной культурь: региона", заключение, список использованной литературь!, приложения.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, показаш сгепень научной и теоретической разработанности, сформулировань цёль, задачи ИсследЬваНий, выделены объект и предмет исследования yfcaàaHbi элементы новизны и практическая значимость работы озонные этаяы опытно-экспериментальной работы.

В первой |главе "Срвременное Состояние и проблемь возрождений Народйой Художественной культуры Белгородского, края' иссйейовая^ ^еГнойаЛьнай ' специфика Тфадкционной художественно] культ^фЫ 1 Йелгдр^д^ины s этнической,;- истрршсочггадиёльно] шюгйсЛоЙносга ее пНастов, жанров, направлении и форм организации

Определена роль народной художественной культурь* в современном социокультурном процессе. Выявлены факторы, способствующие ее возрождению и развитию.

В первом параграфе "Роль и место народной художественной Культуры в современной государственной образовательной И культурной политике" Подчеркивается, что отказ от культурного наследия прошлого воспринимается сегодня как один из основополагающих факторов, ведущих к системному кризису общества. Именно в таком Контексте проблема возрождения традиционной народной культуры требует глубокого изучения и анализа.

Опираясь на научные работы, посвященные рассмотрению этих Проблем, диссертант обосновывает необходимость уточнения понятия "культура", определяя суть понятия "Традиционной Народной художественной культуры") как стержневой основы всего "древа" культуры, поддерживая позицию автора данного определения "Мы склонны рассматривать народную художественную культуру как целостную саморазвивающуюся систему художественной жизни того или иного народа, детерминированную его менталитетом, своеобразной картиной мира, народной верой, архетипами коллективного бессознательного, то есть всем тем, что можно образно назвать "душой народа*.1

На основе анализа архивного материала области о развитии отрасли культуры автор показывает расчленение и уничтожение этой системы за Годы советской влёсги на примере Белгородского региона- В стране провозгааЩен "великий перелом" культурной революции, а в регионе около 40% неграмотных. К концу йервоЙ пятилетки только в рамках профсоюзного движения в крае действовало 17,9 тысяч кружков самодеятельного творчества. Однако, анализ программ смотров народного творчества со жанрам с 1927 по 1955 годы позволяет автору утверждать, что истинно народное творчество в них Практически не представлено.2

Несколько десятилетий оно подвергалось жесточайшей переделке и модернизации как несовместимое и даже' враждебное новой советской действительности в своих исконных началах и формах, в самом фундаментальном пласте деревенского творчества. Не нашлось

1 Т.И.Бакланова. Основные направления развития традиционной художественной культуры России. Материалы наумной-практической конфербнЦйи. 1-2 Декабря 1995г. беЛ город., с.11.

2 ГАБОФР-141, ОП1,9.518, Мв36-КОПИЯ.

еку, "места" и в деятельности досуговнх учреждений области. Эп утверждения сдела^щ авторЬм на, основе анализа программ районных I областных смотров, конкурсов, фестивалей, результате! социологических исследований, йррврдешщх им в ряде регионов }срая I п^рйод с 1985 по ¡990 годы- tak, традиционный Цесенно-музыкальньп материал на областном фестивале народной песни в 1989 году бы: представлен в репертуаре лйдаь в 5-ти из 17 участвующих в нем коллективов. Большинство респондентов Корочанского, Щебскзшского Борисовского районов хотели бы осваивать традиционные видь; декоративно-прикладного творчества края, знать традиционные праздники и обряды села, изучать богатейшее народно-музыкальное наследие Края.

Резюмируя сказанное, автор обосновывает необходимость новых поДхбдов к традиционной культуре в инстанциях непосредственно формирующих и осуществляющих государственную образовательную и культурную политику, в качестве основополагающих факторов перемен отмечает роль принятого в 1992 году Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", акта включения России в Программу Всемирного Десятилетия (1988-1997 гг.) развития культуры под эгидой ООН и ЮНЕСКО, Указа президента "О мерах государственной поддержки народных художеств ейяых промыслов" (1994 г.); Федеральной Целевой программы развития и возрождения культуры (1996г.), концепции развития культуры и искусства Российской Федерации в среднесрочной перспективе (19971999 гг.), государственных региональных программ возрождения народной, художественной культуры, возникновение фольклорных центров, пх^од Нг1раднь1х ремесел, русских национальных культурных центров и обществ, создания и внедрения целостной, многоуровневой, многоаспектной а варйативной этнохудожественной образовательной системы на основе традиционной художественной культуры, государственного федерального образовательного стандарта новой специальности . "Народная художественная культура". Всемерная поддержка этих программ й начинаний со стороны Российских министерств образования н куаь+уры - свидетельство особой значимости и- роди народной художественной культуры в государственной образовательной й культурной политике.

Втррой ицрагр^ф "К проблеме региональных особенностей традиционной хуДо*ест1|енноЙ кущлуры края'1 цосвяпхеа ее генезису и анализу' ихе^фич^ых . черт местных традйццй, обрядов, говора, фольклора, одеяедк и так далее. Отмечая» 'что традиННояная

художественная культура Белгородчины - явление чрезвычайно сложное н многогранное, обладакодйе; большим Внутренним единством, автор указывает на ее глубоко индивидуальные и специфические особенности. В ходе исследований автор не раз замечал своеобразие песен, инструментальной музыки, хореографической пластики, говора, обычаев, одежды в селах, расположенных но соседству. Еще более явственнее обнаруживаются эти отличительные свойства в отдаленных друг от друга местностях. Поэтому наряду с выявлением целостной этнографической культурной зоны края, по мнению диссертанта, важно выделить ее главные региональные очаги: Белгородско-Курский, Белгородско-Воронежскин, Белгородско-Оскольский, обусловленные географическими, этнографическими особенностями, социально-бытовым и хозяйственным укладом жизни коренного населения. Синтез этих факторов способствовал, формированию стилевой общности н единства нapoдIíoй художественной культуры региона. Разумеется, в ряду этих региональных традиций имеют место и самостоятельные самобытные явления, требующие отдельного разговора (двуххорное песнопение каноном в селе.- Фощеватово Волоконовского района, "пересек"- уникальный хореографический элемент Алексеевского и Красногвардейского районов). Поэтому автор не находит возможным останавливаться на частных явлениях внутри региональных традиций. Свою задачу он видит в том, чтобы рассмотреть региональную специфику традиционной художественной культуры края в ее целом, в историческом разветви, в совокупности исторнко-социальных, административно-территориальных, природно-климатических й хозяйственных факторов, выделяя этнические и хозяйственные, как наиболее устойчивые и долговечные. Это утверждение дается на основе сопоставления материалов Белгородского государственного архива и комплексных исследований историков, археологов, антропологов, лингвистов,3 которые показывают, что несмотря на весьма разнородный состав населения краеугольный камень в становление и развитие народной художественной культуры края заложили прямые потомки аборигенов края "степняки!1,, возвратившиеся из северных районов России, куда их предал были оттеснены татарским нашествием. По данным писцовых книг, в "Списках населенных мест" городов Белгородской засечной черты упоминаются "севрюки". А. И.Соболевский считает их потомками старых северян, уцелевших от Татарских набегов в северном Полесье. Утверждения о том, что именно "севрюкв" и другие потомки аборигенов края оказали решающее

. Библиография дана в диссертации в виде ссылок.

п

воздействие на формирование южнорусской культуры, согласуются с выводами лингвистов. По мнению Р.И.Аванесова , "акающий" и "якающий" диалект, характерный для нашего края, сложился на его территории еще до монголо-татарского нашествия. В современных говорах сел Еелгородчины этот диалект выражен в яркой подчеркнутой форме. Как указывает диалектолог Л.Ф.Бузник, в фонетической системе южнорусского говора обращает на себя внимание ряд архаических черт (характерное "яканье"), почти полное отсутствие редуцированных гласных в безударных позициях, губно-губной характер фонемы <'&>". Неоднократно лингвистами отмечался тот факт, что в юго-восточной части Курской области (куда до 1954 года входила Белгородская область) встречаются говоры, знающре произношение особых звуков / е и ей/ в соответствии с древним "ятЬ". В аннотации к граммофонной пластинке, Посвященной искусству фощеватовского хора, А.В.Руднева отмечает архаические типы диссимилятивного "яканья". Наличие архаичных черт в современных "акающих" говорах края дают возможность предполагать, что южнорусский диалект сложился преимущественно под влиянием вернувшихся в степи потомков аборигенов-края. Диалектолога обнаруживают в южнорусских говорах некоторые общие черты с украинским и белорусским языком, что объясняется украинской и белорусской колонизацией южных рубежей Московского государства. "Памятники" этой культуры прослеживаются и сегодня в народной одежде населения ряда районов области, где встречается вышивка красно-черными нитями. Миграция украинцев способствовала возникновению украинских поселений в крае ( вторая половина ХУН-ХУШ вв.) в бассейнах рек Валуя, Айдара, Ворсклы (Валуйсзшй, Ровеньской, Грайворонсккй районы). Как показывают материалы первой Всеобщей переписи населения 1897 года, украинское насеиеиие в них составляло от 51 процента до 60,4 процента. Эхо способствовало смешению и взаимопроникновению двух культур, что особенно заметно в устройстве дома, в традициях кухни, диалекте, фольклоре, обрядах и праздниках. Однако многие самобытные черты сохранились в ярко выраженной форме. На это обратил внимание еще А. И. Со б о лев евзш в работе "Русский царод как этнографическое Целое". "Точная граница может бьггь проведена только между великорусами и малоруссами в тех местах, где и те и другие - поздние пришельцы, где они

столкнулись нс раньше XVII века,"4 Об этом свидетельствуют и материалы музыкально-этнографических экспедиций в селах Белгородчины, где традиционная народная культура сохранила свои индивидуальные особенности. Прямое украинское воздействие на нее ощущается только в более поздние исторические периоды. И, напротив, типичные признаки южнорусской традиции на территории Украины зафиксировали участники экспедиций Московской консерватория. Это еще одно из предположений того, что только потомки славян-степняков могли принести с собой в южнорусские пограничные города традиции, корни которых уходят ко временам единства юго-восточных славян в эпоху образования Киевского государства. Существенным подтверждением этого предположения является народная одежда края, в композиции, орнаменте, цветовой гамме которой отложилось родство человека с богатейшей природой края, опытом предков - землепашцев. "Род женской одежды типа поневы встречается у всех трех восточнославянских народов (запаска у украинцев, плахта у белорусов)".5 Все эти признаки, взятые в комплексе, доказывают верность предположения о преобладающем влиянии потомков аборигенов края - северян - на развитие традиционной народной культуры края. Отзвуки этого сословия прослеживаются в деталях народной одежды, в текстах песен, в названиях местностей. Отмечая самобытность традиционной народной культуры края, автор обращает внимание на ряд причин, способствующих ее консервации внутри одного села или района. Это почитание традиций и обычаев своих предков, особенности землепользования, уклад жизни.

В третьем параграфе " Виды народного искусства и формы его бытования в регионе", основываясь на исследованиях И. И. В ер етенникова, А.Н. Иванова, А.С.Кошелева, И.Н.Карачарова, А.В. Рудневой, Л.Н.Чижцковой, В.М.Щурова, автор отмечает живую активную форму и силу народной художественной культуры края, многообразие ее видов. По ряду проблем традиционного бытования народного искусства в регионе, автор представляет исследования, полученные им в ходе музыкально-этнографических экспедиций. Изложение материала дается диссертантом в соответствии с существованием главных региональных очагов культуры края: Белгородско - Воронежского, Белгородско - Курского и Белгородско -

4 Соболевский А.И. Русский народ как этнографическое целое. - Харьков. 1907, с. 12

5 Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция - М..1987,0.45

Оскольского, что дозволяет наиболее полно представить градационны виды народного искусства и выявить их хараетсрныр особенности.

Анализируя песенный фольклор области в целом, автор отмечае многообразие его жанров* акцентирует внимание на бьгтованш наиболее архаичных, связанных со старинными обрядами I праздниками. Характеризуя песенно-музыкальную традицию края в е< целом, диссертант выделяет наиболее общие, характерные для каждой рсцтюна особенности бытования фольклора. Это прежде всего: опора н; хореографию, приуроченность хороводов к различным периодам I датам крестьянского календаря, бытование особой разновидносп хороводных песен - "танков" и "карагодов", широкое расиространент "алелешных" песен, чрезвычайно импульсивная ритмика песен. Дале« автор отмечает особенности хороврй партитуры, своеобразие местНогс ладового мышления, исполнительскую традицию, Вместе с тем диссертант считает- .целесообразным,., обозначу характерны« особенности музыкальных традиций каждого из трех регионов. Е Белгородско-Курском автор отмечает бытование свадебных "говеенских", подблюдных песен с припевом "виноградье краснозеленое", традиции межсельскях игр, плясок, вождения "танков' на '"гранях", почти подное отсутствие протяжной лйрической песни нал(£Чие большого числа песен с узким диапазоном мелодий гетерофоНной фактурой.

Далее автор анализирует жанрово-стилевые особенности песенного фольклора Белгородско-Воррнсжского региона, подчеркивав прежде всего наличие всех 3-х родов: эпоса! лирики, драмы. В местно! лирике чрезвычайно существенную роль играет мужское начало. £ данном регионе мало песен, имеющих календарную обрядавук приуроченность. Вместе с тем, он обращает внимание На обилие песен < пляской, наличие потешного фольклора, колыбельных. Характеризуй песенный фольклор Белгородско-Оскольского региона, диссертаи выделяет сезонные песни и уникальное двуххорное пение канонов (с.Фощеватово Волоконовского района).

В аналогичной последовательности автор рассматривает друго! не менее уникальный пласт традиционной художественной культуры инструментальную музыку. В Белгородско-Воронежском отмечае двойнук)1 жалейку ("пищаки"), калюку, дудки-свистушки, балалайку ("балабайка"), обертоновую флейту (травяную дудку),

В Белгородско-Курском репюне автор представляет ины« инструменты: дудкй^ рожки, кугиклы, ударные: лезвие косы, ложкя гребни, трещотки. .

w

Аяализаруя богатейший хореографический фольклор края, автор отмечает яркие специфические особенности каждого из 3-х рассматриваемых регионов. Диссертант показывает влияние природных условий, специфику труда, одездьК, обычаев, обрядов на формирование пластического стиля движений, раскрывает принцип исполнения наиболее уникальных из них - "иересека", "хода крылом", "вертушки", разновидностей карагодаых плясок : "Акулинка", "Матаня", "Семеновна".

Анализируя особенности народной одежды, автор подчеркивает, что на БелГородчине ее называют нарядом "срядой", что очень близко понятию "обряд", то есть тому, Что включает в себя музыку И действие. Примечательно и то, что в селах, где разнится песенно-инструмйнтально-хореографйческий фольклор, несходны й наряды. Й неудивительно, ибо судьба одежды - зто история заселения Края, которая напрямую связана с Природными, этническими, социально-бытовыми факторами. Поэтому автор представляет материал исследований по регионам, раскрывая уникальные образцы традиционной одежды - подлинные шедевры народного искусства, связанные с семейными традициями и мастерством каждой мастерицы (понева, сарафан, завеска, подпояска, рубала, головные уборы: платок "бухарка", "кочаток", "бархатняк", "сорока").

Исследования по традиционным промыслам и ремеслам края дают основание утверждать, что в середине прошлого века, в каздом селе six количество достигало порядка 15-20. О масштабах их развития можно гудить, анализируя Даяйые товарооборота местных ярмарок. Например, з Старом ОскоЛе он составлял более 150 тысяч рублей, в Ракитном - 120 гысяч рублей, в Короче - 100 тысяч рублей. Изделий белгородских мастеров пользовались большим спросом на "коренной" ярмарке под Курском, куда съезжались купцы из Германия. Польши, Греции. Готовые изделия белгородских умельцев вывозились на ярмарки в Цонскую область, Поволжье, Крым, ж1 Украину, Кавказ.

Многообразная обрядовая драматургия народных праздников, збьгчаез, ритуалов края представлена авторскими исследованиями, ^ализируя Назначение, содержание их в обрядовой кулЬтуре края в 1елом, диссертант отмечает ей региональные особенности, подчеркивая -есную взаимосвязь со всеми видами народного искусства, бытующими ! крае.

Во второй гдаве '''Социалыю-пёдагогкческие факторы кадрового ¡бесЦечения возрождения традиционной художественной культуры тегиона" дай анализ деятельнбсти досуговых и образовательных ?чре±деций по возрождещпо традиционной художественной культуры и

ff

результаты педагогического эксперимента по созданий преемственной многоуровневой систбмы эткохудожественного образования н4 (5азс колледж^.

. В первом параграфе "Народная художественная культура в деятельности культурно-досуговых учреждений области" автор анализирует их деятельность в аспе?оГе рассматриваемой проблемы, даез хцрактфйстику сети и структура учреждений культуры и искусства области (областной драматический театр им- М.С. Щепкина, театр кукол, областная филармония, 800 клубных учреждений, 718 библиотеь всех ведомств, '24 кинотеатра, 655 киноустановок, 63 видеосалона, 2С государственных музеев и фшшалов( 39 общественных и 80 щкояьиш музеев, $4 народных и образцовых коллектива, 7 парков культуры i отдыха, 9 отделений творческих союзов и обществ, 197 Домов мастера t ремесел| Народного творчества, центров традиционной художественно! кулВтурь1). В общей сложности на одну тысячу жителей облаете приходится 120 посадочных мест в учреждениях культуры* Дл* сравнения: в среднем по Российской Федерации - 94 посадочных места.

Многолетний опыт практической работы в сфере культурь Белгородской, области (директор Дома культуры, заведующий районным отделом Культуры, заместитель директора Государственного цешрг народного творчества, директор колледжа культуры и искусств позволяет автору Видеть многие проблемы этих учреждений "изнутри" обозначить проблемы качественного совершенствования ш деятельности tía основе традиционной культуры края.

Сегодня Белгородчину по праву называют одник а энергетических центров преображения России на осНове восстановлена памяти народной о многовековом опыте предков. Эти утвержденИ; обоснованы определенными наработками и начинаниям белгородцав i области возрождения и сохранения традиционной художественно! кулЪтурь* края средствами культурно-досуговых учреждений на основ реализации целевой программы возрйждения региональных традйцш художественной культуры на 1995-2000 годы и ряда постаковленш главы администрации области :"0 мерах государственной поддержю народных художественных промыслов области" (i 995 г.У, "С дополнительных мерах по изучению, сохранению и развитии традиционной народной культуры области" (1996 г.). ^ечь Идет i разработке й утверждении статуса национальных центров возрождени народного Искусства, своего рода Историко-культурных: заповедников : населенных пунктах, которые и сегодня являются местами бытовани художествешшх промыслов, ремесел,1 фольклора и других эйдо]

У/

тародаогЬ творчества., В рамках областного смотра учреждений культуры по возрождению исторического и культурного наследия край эрганнзуются акции по восстановлению исторических сел, старинных усадеб, историко-культурных,; Природно-лаидшафтных й садово-парковых памятников, возрождению забытых имен, народных промыслов, традиций и обрядов.

Далее автор анализирует опыт работы культурно-досуговых учреждений на организационно-методическом и практическом уровнях по следующим направлениям:

■ организация комплексных исследований в области традиционной культуры края;

■ издание на этой основе методического, репертуарного материала; . •

• организация творческого освоения традиционной художественной культуры края посредством занятий в кружках, студиях, любительских! объединениях и коллективах художественного творчества;

- использование Многообразия форм досуговой деятельности: конкурса а выставки; аукционы, игры, ярмарки,. народнее гуляния, этнографические концерты, театрализованные представления на основе традиционных праздников, смотры - конкурсы, фестивали народного искусства региона.

Диссертант называет: адреса новых культурно-досуговых формирований области: ДомЬв народного творчества, традиционной культуры?, фольклора, художественных промыслов, ремесел, гЛкол мастеров, анализирует их Возможности, практические результаты^ перспективы развития. Некоторые из них, возглавляемые выпускниками колледжа, автор рассматривает в качестве базисной основы для преемственной системы этнохудожественного образования, учебно-^ методической базы практиков культурпо-досуговон сферы области а студентов колледжа.

Анализируя работу культурно-досуговых уфеждейий области по сохранению И возрождению нароДной художественной культуры, автор делает вывод, Что исследуемая проблема является одним из важных направлений их деятельности ввиду того, что :

- во первых, народная художественная культура способна^ наиболее полно удовлетворять потребности людей в художественно-Творческом осмыслении действительности;

- во втфых, народная художественная культура больше Всего реализует потребность населения в социально-культурной активности.

Во ¿тором параграфе "Современное . состояние этнохуДойсественного образования в Ьбластии его перспективы" аВтОр

обосйовывает необходимость интеграции образования и культурь} н: основе региональных традиций народного творчества, рассматривая : качестве первоосновы деятельность Белгородских ■ п!кол-комплексов получивших широкую известность б йашей стране на рубеже .70-80-: годрв. В нартоящее время первоначальная идея получила развитие,: региональной программе возрождения 'Традиционной художественно) культуры Белгородчинъг, где представлена целостная преемственна модель деятельности дошкольных учреждений, школ, учреждены; дополнительного образования, Белгородского колледжа культуры ! искусств на основе русских национальных культурных традиций. Важно место в этой программе отводится кадровому, материально техническому, экономическому и организационному обеспеченш функционирования этих учреждений и, что особенно важно, и взаимодействию с наукой. Автор подчеркивает, что формирована целостной системы этнохудожествениого образования в облает проходит процесс становления и апробации, поэтому многие теоретике методические проблемы далйого процесса ждут свой отработгз Однако, анализируя результаты исследования, автор считает возможны] уже сегодня обозначить основные направления этой работы:

комплексный подход К разработке содержали этнографических,гуманитарных дисциплин и методики их преподаванш

- историко-культурологическое направление. Оно должн изучать различные составляющие народной художественной культуры их совокупности и историческом развитии;

- художественно-эстетический подход; позволяющий выявил специфику художественно-образной системы различных виде народного искусства;

-подготовка и переподготовка специалистов к профессионалы^ деятельности на всех образовательных уровнях в контексте концепц* гуманитаризации образования и воспитания.

Анализируя состояние этнохудожествениого образования области за последние пять лет, автор,вцдедяет в качеств^ положительнь факторов - создание областного совета'по народной художественнс культуре (членом которого является диссертант). Этот совет провод] экспертизу действующих учебных планов и программ, разработку создание новых, издает учебно-методические пособия и рекомендации.

Диссертант отмечает особую роль музеев, театров, библиотс средств массовой информации, радио и телевидейия, социальн культурных и досуговых учреждений в этнохудожественнс образовании населения области . В качестве основополагающих звенье

I общей системе этнохудожествёняого образования автор видит 1утенткчные коллективы края',' на: базе которых дейс твуют детские исамбли-епугашси, знакомит с опытом работы ряда руководителей, реди которых выпускники колледжа(Р.М,Малахова, Р.Я.Пупынпна, •.И.Жукова.). Исследуя методику работы с детьми О.И.Маничюшой из ела Подсереднее - подлинного знатока региональных традиций края -втор представляет зафиксированные им основные компоненты ее рограммы занятий с подростками.''

Используя результаты собственного практического опыта, автор арактерюует действенные средства и формы привлечения детей, голодежи, взрослого населения к народному пению, музицированию, радиционным формам развлечений, обрядам, промыслам И ремеслам, нализируя в этом аспекте опыт работы Майского Дома народного ворчества, Грайворонского' -Дома фольклора, Многогранную еятельность творческих коллективов колледжа культуры и искусств и редких школ № 39,46.

В третьем параграфе "Экспериментальная модель в системе ¡ногоуровневого этнохудожественного образования на базе колледжа ультуры и искусств" обосновывается необходимость создания реемственной модели этнохудожественного образования, определяются |ушшии и содержание каждой его ступени и экспериментально оказывается ее эффективность.'

В основу эксперимента положено проектирование, разработка и пробахщя системы йо тийу "детский сад - школа - колледж - вуз". Для еализацки этой задачи были определены учебно-творческие одразделения системы, куда вошли народно-музыкальное объединение Радужата" областного Дворца детского творчества, детский сад № 59 орода Белгорода, общеобразовательные школы № 40,46 с углубленным зучением предметов художественно-эстетического цикла, музыкально-стетический центр колледжа, художественные специализации. Развивая :ысль о целостной преемственной системе . этнохудожественного бразования на базе колледжа, диссертант проводит идею комплексного, осЯедовательного подхода к ' ее реализации, которая на уровне гхяошзгаи учебно-воспитате1й>й0го процесса предполагает:

- йа первой ступени (догйкольные учреждения, музыкально-стегический центр, общеобразовательные школы) приобщить и увлечь ётей пациональным нкродзгкш искусством, вызвать у них иоциональный интерес, дать!некоТорые практические навыки и Знания, ыявюгь индивидуальйре способности каждого ребенка к тому или

ло

иному виду традиционной культуры, а наиболее способных цет. отобрать для дальнейшего профессионального обучения;

- на второй ступени (колледж культуры и искусств) пройрхрдо процесс профессионального комплексного, : эгнохудожественно! образования студентов на основе региональных традиций нцродног творчества {срая. Основу учебно-воспитательного процесса составлж блочно-модульная система обучения, разработанная автором;

- на третьей ступени (высшие, учебные заведения культуры искусств) осуществляется подготовка высокопрофессиональны специалистов сферы культуры высшей квалификации. Для ее реализаци разработаны сквозные учебные планы с Орловским государственны институтом искусств и культуры, исключающие дублирован» материала. Вся учебно-методическая документация был скоординирована с вузом по названию специальностей и специализащо по содержанию форм и методов процесса. Деятельность учебног комплекса регулируется Ученым Советом института и педагогически советом колледжа через деканат факультета социально-культурно деятельности, учебную часть колледжа, культуры и искусств.

Решая проблемы настоящего исследования, диссертант особ выделяет важность новых подходов к. преподавательскому состав колледжа, его педагогическому мастерству и. научно-теоретическо подготовке. Поставленная цель достигается через Организацию учеб) кадров в аспирантуре, стажировку и курсовую переподготовку привлечение к работе профессорско-преподавательского состава вузо города Белгорода. Многие преподаватели занимаются сегодн проблемами возрождения традиционной фактуры края, работая на программами специальных дисциплин к (часть из которых успещн прошла рецензирование профессорско-преподавательским, со став о: МГУКа), учебно-методическими поробиями, репертуарным сборниками, научно-исследовательскими работами, осушествля руководство творческими коллективами колледжа, внешкольньи образовательных и досуговых учреждении города.

В ходе исследования была создана научно-методическая Материально-техническая основа обеспечения функционировали системы "детский сад - школа - колледж г вуз". В результате опыта экспериментальной работы по совершенствованию этнохудожесгвеяног образования появились новые формы щ методы его организации: урою показы, этнографические лекции, и концерты, творческие, отчеты лаборатории "Мастер-класс" (с участием аутентичных ансамблей края выставки й конкурсы творческих работ, проведение праздников I

обрядов, зтндграфический экскурсий, организация музкйально-этнографйческого абонемента" Народное творчество БелгорОдчийы."

В ходе этой работы была выявлена необходимость создания новых учебнй-творЧескнх подразделений! фольклорного театра, инструментального ансамбля народной музыкй, театра кукол, определены оптимальные условия их функционирования. Они стали органическим звеном учебного процесса по отработке Педагогических, исполнительских и организаторских навыков будущих специалистов по народной художественной культуре. Действенность этой сйстемы подтверждается устойчивой тенденцией поступления выпускников колледжа в высший учебные заведения культуры и искусств и характеризуемой следующей динамикой: 1994 г. -12 Человек, 1995 г. - 18 Человек, 1996 г. - 27 человек. На основе материалов социологических исследований, данных анкетного опрос! Дается качественная характеристика результатов этнографического образования на всех уровнях системы.

Другим критериям, определившим эффективность Подготовки специалистов по народной художественной куль1уре в Белгородском колледже культуры и искусств, стало Заключенно Государственной аттестационной комиссии (1995г.), результаты выпускных государственных экзаменов (На "хорошо" н "отлично" - 87% ) и, Что :амое главное, востребованностью и закрепляемостыо выпускников колледжа в культурно-досуговых, внешкольных и образовательных /чреждениях области.

Таким образом, на основе изучения региональных особенностей градиционНой художественНой культуры, использования преемственной многоуровневой моДсЛи зтйоХудожественНого образования создана тедагопгческая система кадрового обеспечения возрождения градационной художественной культуры края.

В заключение дается обобщающий констатирующий анализ троблематйки исследований, делается вывод о том, что'-исследование юдтвердило правильность исходной гипотезы и Ноставленпых задач.

В диссертации предложены практические рекомендаций по ;овершенстаован1по профессиональной Подготовки специалистов по ¡ародпой художественной культуре:

[. Считать целесообразный йолбжИтЪ в Основу подготовки специалистов |ля данной сферы целостную преемственную модель >тнохудожественного образйванйя в интегрированной структуре: 'деТский сад- школа - колледж - высшее учебное заведение*',

разработанную в. результате проведенного исследования. Соотнеси содержание среднего ^специального образования с вузовское специальностью OdJOjOO "^ародйое хуДо&ешфеЦное творчество". 2. . Управлению культуры администрации области создан межведомственный coi»et по народной художественной культуре с целью

- разработки ,плаков программ, церояриятцй научйь!х исследований учебво^мётодической литературы, проведения экспертизы Действующи; и Новых учебных таланов, программ, рукописей, учебно-методически: пособий по проблемам развития народной художественной культуры;

- последовательного введения в учебно-воспитательный процесс все: образовательных Ьфуктур предмета "Народная художественна! культура"; . ■

- приведения комплексных фояыиюрно-этнографическйх экспедиций систематизации,) Цаучной обработки и изданий фольклорно этнографических мктёрНалов по мйогоцелевой программе (научные уч ебн о-меюдичсские, популярные публикации, репертуарные сборники видеофильмы и т.д.);

- создания с целью популяризации традиционной народной кулЫурь Белгородского края специальных, постоянно действующих программ н; обДастйом радио и телевидении.

06нЬвнь?е ролржениЯ диссертаций отражень! в публикациях: 1.0 сохрайеш/и традиционной культуры Белгородского края. Материалы международно!! научно-праКтической конференции "Новы пути Наук о культура", г! Москва, 27*29 Марта 1995г.

2. Роль и mI'cto народной художественной культуры в систем профессиональной подготовки кадров. Тезисы докладов И ВыстулленИ: на ^¿утао-йракт-ической конференции "Особенности народно: художествен»ой1> культуры Белгородчины и ее развише в современны условиях",г. Белгород,

I дйк^б£я.1993г. ci ¿8-32. 1 I

3. Проблемы йародной художественной культуры Беягородс^ог края .- !В . оЬнЬву учебно-йоепитательного процесса колледжа. Тезва докладов и срОбщерйй на межвуйодской научно- йрактическо конфер^иа "Kyrtbiypa, образований и современное обществ« coctokiffld, проблемы, поиски", г. Орел,|21 ь!арт& 1996г. с. 111-118.

4. Наследии //Встреча.-199б.-МЬ4.-с.1б-17.