Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Словесное действие: развитие современных интенсивных методик обучения в студиях и любительских объединениях молодежи

Автореферат по педагогике на тему «Словесное действие: развитие современных интенсивных методик обучения в студиях и любительских объединениях молодежи», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Пасечник, Виктория Максовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Словесное действие: развитие современных интенсивных методик обучения в студиях и любительских объединениях молодежи"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи ПАСЕЧНИК Виктория Максовна

СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ: РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ В СТУДИЯХ И ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ШДЦОШ

13.00.05 - теория, методика и организация * культурно-просветительной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ' диссертации на соискание ученой' степени кандидата педагогических наук

Москва ~ 1992

Работа выполнена в Нооковеком ордена Трудового Красного Знамени государственной институте культуры

Научный руководитель

Официальные оппоненты:

Ведущая'организация

- кандидат философских наук, доцент

B.Я.Матвиевский

доктор педагогических наук, профессор

C.П.Азаров

кандидат педагогических наук, доцент 11. Г. Попов

- Кипиневский государственный педагогический институт им.И.Крянгэ

" Залита диссертации состоится О* —1992 г.

в / ^^^асов на заседании специализировало г о'с о в е." а по присуждению ученой степени кандидата наук при Московском ордена '[рудового Красного Знамени .государственном институте культуры по адресу: 141400, Московская область, Химки-6, ул.Библиотечная, 7.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института культуры.

Автореферат разослан

г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук, доцент

и-

Э.И.ПЕТРОВА

Актуальность исследования интенсивных методик обучения словесному действию в студиях и любительских объединениях определяется новыми, значительно возросшими требованиями'к речевому багажу той категории людей, чья профессиональная или общественная деятельность тесно связана со словом - режиссеров народных коллективов и массовых представлений, методистов-организаторов, руководителей и участников, художественной самодеятельности, пропагандистов и агитаторов. Эти возросшие требования диктуются, в первую очередь, теми принципиально новыми задачами в области культурного строительства, духовного совершенствования личности, которые поставили в повестку дня широкая демократизация нашего общества, раскрепощение человеческого фактора, неизмеримо возросший в народе интерес к яивому слову.

Это с одной стороны. А с другой - мощные процессы национального духовного возрождения, генерированные перестройкой во всех республиках нашей страны, обострили вникание к запущенный за »шо-гие десятилетия проблемам национальной рультуры и языка. К числу регионов, где это явленно особенно актуально, относится, несомненно, и Нолдова. В последнее время здесь отмечено появление многих новых самодеятельных студий и коллективов, возроздасщих национальную культуру, фольклор, традиции, что требует кардинальной перестройки традиционных методов обучения словесному действию, создания более эффективных, интенсивных. Особую актуальность приобретает исследование и свете бурного роста, социального'и грая-данского самосознания напей молодежи, острого яелання юноши и де-вупки (студийца, студента, круяковца) быстрее найти и выразить себя профессионально, что требует все более разнообразных, увлекательных и действенных форм и методов их вовлечения в процесс обучения живому слову, профессионального становления, совершенствования и художественного воспитания.

Целью исследования является научное обоснование новых, более интенсивных средств и методов обучения словесному действия з условиях студийной деятельности'и художественной сякодеятельности.

Задачи исследования:

I. Определение современных особенностей процесса обучения словесному действию, обусловленных новыми объехтивтш и субъективными обстоятельствами - как не зависящими, так и зависгц!!!«! от участников этого процесса.

2. Изучение принципов соверненствованин процесса обучения словесному действию на основе интенсивных современных методик.

3. Выработка методов и средств, технологии внедрения интенсивных методик в учебную практику студий, кружков, групп.

Объектом исследования являются , самодеятельные и студийные коллективы, студенческие группы, кружки.

Предмет исследования - практика различных студийных и самодеятельных групп, обучающихся в ходе освоения как традиционных, так и современных методик овладения искусством живого слова.

В основу гипотезы исследования положено представление о том} что резервные психофизические возможности личности, ныне в большинстве своем невостребованные, начинают в последнее время находить все более широкое применение во всех сферах человеческой деятельности. В учебно-воспитательном процессе это направление до сих пор больше связывается с традиционным стремлением к элементарному улуч шеншо запоминаемости в ходе обучения. Между тем, современные иссле дования и рекомендации психологов, физиологов,, суггестологов выяви ли уже средства и методы, нами пути куда более широкого и эффективного использования внутренних резервов личное-и. Наложенные на задачи еовершенс/вования процесса обучения словесном^ действию,эти прогрессивные средства и методы существенно согаршенствуют учебно-воспитательный процесс, позволят обучающимся оыстрее и¿бaвитьcя от речеголосовых недостатков, лучше и полнее используя при этом свои индивидуальные психофизические свойства.

Методологическая основа исследования и степень изученности его темы. В основу исследования положены анализ и переосмысление богатого Наследия виднейших отечественных специалистов сценической речи - З.Чарели, А.Метровой, И.Козяяпшювой, Е.Саричевой, 0.Сиротиной и др., а также творческое наследие таких известных мастерог русской и советской сцены как К.Станиславского и В.Немирокича-Дянченко, Ы.Кнебель и Ы.Чехова, ['.Товстоногова и Н.У})рп<;е, утверждавших в отечественной школе обучения словесному действию гармоническое единство художественного мышления и профессиональной техники и выводчввшх отсюда всю методику работы над голпе.ом, дикцией, дыханием.

Вместе с тш, в своем подходе к проблеме мы основывались и па том обстоятельств, что практически все илпрстнмп литерчтуршл; источники обучения ел^лесиому действию, рпвмпюми»» культуры р«чи

- О -

так или иначе основываются на традиционноЯ театральной практике, опита обучения в театральных вузах. И направлено псе ото на обучение, воспитание, повышение профессионального мастерства, культур« речи, прежде всего, актера. Между тем, процесс обучения ре-яиссеров народных коллективов и массовых- представлений, руководителей самодеятельных коллективов и их участников, культурологов имеет, несомненно, свои особенности, связанные, в первую очередь, с игам культурным уровнем субъектов обучения, меньшим удельным весом обучения слову в учебном процессе, куда более скромными ресурсами учебного времени. С другой сторон», применительно к художественной самодеятельности и вообще культурологии мы не мопем в полной мере воспользоваться и, имеет,имея научным опытом интенсификации учебного процесса в педагогике, т.к. последнее, как уяе отмечалось пыле ориентируется при этем скорее на элементарное развитие памяти з тех или иных предметных обстоятельствах. В то сречк как самодеятельность и культурология обра^енм более к дуло человека, к его личности а процессе постоянного свмоеоверпрнстзойакдя.

Эти основопологгг.7,пе, концептуальные лрмтлпн подходя к самодеятельности учтены п кивал исследовании и через ряд внзодоз на робот А.Г.Ковалева, И.С.Кона, Л.И.Рур.кнскэго, В.А.Сухомлчпс^ого по пеихолого-педягогическим вопроса;? самовоспитания, сяморчэггигнг!, сч-пообразован.чя. ilp:i анализе проблем обучении словесному деПстг^я п практике самодеятельных коллективов нг.са работа восприняла методологические позиции исследования, выполненных извсстньми специалис-та!«1-исследоватсллаи самодеятельности как категории педагоги:;1! и психологии К.А.АбульхяновоП-СлявскоП, В.Г.Ананьева, С.С.Блтенлна, В.С.Виблера и других.

' В основу нашего noiашпния проблем и путей кобадизоцдл резерв-них психофизических возможностей обучаеднхея словесг.опу действии легли, главным образом, идеи известного болгарского ученого, профессора, врача-печхотерппевта Г .Гозяновз, ллодотгорно примечгс'-.'о и развиваемые в условиях оточествонко.1 npra?m\t о^осс;-".';-. кандидатом педагогических наук А.Востриковыи, п та;лэ исследования К.Рудестама - американского пснхолоГа с мировым именем, чьи фундаментальные груды в области группового интенсивного общения ориентированы на оказание действенной помехи в самосопер"енгтговзни:т личности, ее человеческом и профессиональном становлении.

Эти идеи, гармонично сочетаициеся с новаторскими приемами известного русского актера М.Чехова, с получившими в последнее время широкое распространение восточными системами {изичеслюго и духовного самосовершенствования личности, оказались способны но многое качественно изменить процесс обучения словесному действии, итенои • фицировать его, сделать более хивым и увлекателышм, а значит, и более действенным, эффективным.

Немалый интерес для данной работы представили материалы и схь тнстичечкие данные республиканского Центра самодеятельного тнор-чества, ряд методических разработок Московского гисудтротиенного института культуры и Молдавского государственного института искусст информационный материал, собранный в раде самодеятелпшх коллекти вов' и групп, текущие материалы департамента культуры Молдовы.

Организация и методика исследования. И ходе нсслеповании автором использовелись как эмпирические, таи. и теоретические методы. К ЧИСЛУ lleptiUX С ПОЛНЫМ ОСИОДОНИШ МОйНО ОТНыСТИ ш-.ьскагыя источниковедческого характера, классификации и анализ подходов, концепций, методик. Это дало воамокность построить ьс!и рабоуу по та^им основньы отапцм: наметить приоритеты в изучении проблемы, выделить особенности его современного толкования, установить направления поиска, определить, что из имеющегося опыта ysv не соответствует задачам дня и что моа:ет быть использовано в арсенале современного учебно-воспитательного процесса, каким образом распорядиться соб-. ранним материалом в соответствии с целями и задачами исследования.

В числе второй группы методов, применявшихся в ходе исследования, следует, предде всего, назвяп, метод генетического анализа, ориентированный на выявление общей динамики учобно-воспитнтельного процесса, а также метод сравнительного анализа, позволивший выявить состояние объектов исследования на разных этапах внедрения новых интенсивных методик в разных обследуемых группах обуч.чюцихо1 Применялся в нншем исследовании и метод синтбзо, дчвврший возможность объединять данные из разных источников, обобщить нпкоияечшыП материал, выявлять закономерности и выстраивать их в соответтгии с общей концептуальной основой работы. Исиольэорпн ь работе трк*п и метод аналогии, который позволил в ряде случен! уподоблять исследуемый обт.екти^И прядмег другим, более изученном, и«г-г»ци« бчлг'-

четко Сформировании" гтруртурн И СВОЙСТВО,

При анализе современных проблем обучения сценической речи в самодеятельных коллективах был использован метод контент-анализа публикаций периодической печати, а также некоторых статистических данных. Была применена методика фиксации художественных занятий в двух срезах - в статистике и в динамике, а также в реальной практике и в проективной ситуации. При участии и под руководством автора осуществлялся педагогический формирующий эксперимент в форме двух и трехсеместровых занятий по всему курсу словесного действия в студенческих группах и соответственно годовых или полуторвгодо-вых занятий в кружках или студийных коллективах.

А в общем целостная совокупность эмпирических и теоретических методов дала возможность: .выстроить всю картину взаимосвязи н преемственности традиционных и нетрадиционных методик обучения словесному 'действии -в самодеятельных коллективах и студенческих группах; четко определить весь диапазон исследовательской проблематики, подчиненной общей концепции работы; уяснить сущность И динамику современного учебно-воспитательного процесса.

К участию в исследовании привлекались студенте Молдавского государственного института искусств и крузковцм Кияинвского государственного университета, студия дикторов Цалдявовдго видеоцентра, молодые актеры театров-студий, руководители И участники ряда самодеятельных коллективов - всего более 80 человек, Применялись такие • формы работы, как: монографические описания практики учебы коллдек-тивов и групп по методикам автора, программированное наблюдение занятий, фиксация и изучение динамики результатов, из-ученне художественной практик;! коллективов, беседы с участниками студий, хруп я коллективов.

'Типология участников исследований встраивалась з соответствии с фактом существования в их массива двух довольно рсзличсгчихся типая по систсив копшашт нлп ориентации на деятельность.

Первый тип - студента филфака Кташопского госушверситзга и студийцы республиканского видеоцентра - характеризуется гкнМинпич-efl социально-психологических н худояоетвеншх потребностей, гд-.) художеств ентшз но доминируют. Художественная допгп.чыпегь для кчх является скорое средством реления проблем реялкзецчи личности, про-фессионалыих проблем и т.д.

Второй тип - студентн-ротиюсорн кассовых представления и методисты института искусств - хароктсраэуотся г.оиплоксом мотироэ н

- о -

ориентация на деятельность с довольна отчетливо аиралешшы доминированием художественных принципов, когда художественная деятельность выступает как средство решения, прежде всего, художественно творческих проблем.

Источилки, которые автор взяла в качестве основной б^зы для изучения и исследования, били следующие: методические а педагогические материалы, курсовые и дипломные работы из практики Московского института культуры и Молдавского института искусств, монографии, учебные пособия, учебники, справочные и другие издании, касающиеся проблем обучения словесному действии в отечественной практике, материалы специальной литературы и прессы, диссертационный массив (докторские и кандидатские диссертации по профилю изучаемой проблемы); ыестныы стаг/стичеаше данные из архивов департамента культуры Молдовы и республиканского центра самодеятельного творчества. Бее указанные материалы были подвергнуты изучению, анализу, обобщению, сопоставлению и оценке.

Научная новизна исследования определяется том- что:

- впервые осуществлена попытка разработки и внедрения нетрадиционных интенсивных методик в процесс обучении ¿лоаесному действию в студийных и самодеятельных коллективах; , •

- реализовзк подход, позволяющий выявлять ютеициел резервных психофизических возможностей обучавшихся и пут<; его использования для интенсификации обучения слову;

• - впервые получена объективная характеристика состояния и проблем обучении словесному действию в самодеятельных и студийных коллективах региона;

- выпалены некоторые механизмы применения методов суггестивной педагогики в процессе речевого обучения студийцев, участников ' художественной самодеятельности и студентов:

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для:

- совершенствования процесса обучения речи р студийных и самодеятельных коллективах на основе внедрения разработанных интенсивных методик;

- применения современных методов при изучении индивидуальных психофизических возможностей обучагщихся и формировании у них на-выкор образно-чувственного мышления;

- интенсификации программ обучения на курсах повышения квалификации преподавателей речевого цикла и рукпродит(?л»й кудожпст-гг"цой еямодчятг'лмюг'ти;

\

- более развернутого исследования мобилизации резервных психофизических возможностей обучающихся для интенсификации учебно-педагогического процесса.

Апробация результатов и их внедрение

Материалы диссертационного исследования стали основой для:

- практического чтения автором курса обучения словесному действии в Молдавском государственном институте искусств в 1988-1990 гг.;

- занятий по сценической речи, дикции и дыханию с актерами ряда театров республики: "Ликурич", "На улице Роз", "Данко" и др.;

- занятий по обучении словесному действию в самодеятельных и студийных коллективах Кишинева, в 1986-1990 гг.;

. - подготовки и выпуска в 1990 году методического пособия "Этвдно-игровые методы обучения словесному действию", используемого при подготовке студентов режиссеров массовых представлений и ыегодисгов-организагоров клубной работы;

- выступления на двух научно-практических конференциях, проводимых в МГИИ в 1989 и 1990 гг.;

- выступления на заседании Всесоюзного "круглого стола", про- . веденного в октябре 1990 г. в Кишиневе по проблемам национально-культурного возроядения в республиках страны;

- публикации в издательстве "Картя Нолдовеняскэ", в гуриалах "Русское слово" н "Кодры", газетах "Народное образование", "Советская Молдова" и других 15 печатных работ, подготовки сценария

.документально го фильма, снятого на' киностудии "Нолдова-фштыл".

Основные положения диссертации,. выносимые на защиту

1. Традиционные пколы и системы, вытеиапцле из них средства

п методы обучения.словесному действия в студийных и самодеятельных коллективах усе но отвечапт задачьн дня - как с точки зрения объективно изменившихся условий, так и с позиций динамично канстшхсл субъектов обучения. Кардинально перестроить, Модернизировать учебны!! процесс возможно путем его максималь-ноП интенсификации на базе использования резервных психофизических возмокносте?. обучающихся.

2. Рассматривая во взаимосвязи всо элементы интенсивного обучения - педагогические, лннгвистлчесгкэ, психофизические, методологические, - необходимо отметить особую роль своевременного и эффективного выявления индивидуальных творческих способностей обуй-',о-

- в -

щмхся на основе применения разработанных автором зтшдно-игроьых ш-тодов, формирования у них навыков образно-чувстьенного мышлений-

3. Широкое использование принципов суггестивной педагогики и современных психоаналитических приемов в грутюьих и индивидуальных занятиях по речи существенно цнтенсифицйрует учебный процесс, делает его аивым, увлекательным, а значит, и более действенным.

4. Наиболее полно отвечают современным требованиям обучении словесному действию в студийных, самодеятельных и студенческих коллективах предложенные методики пластико-речевого тренинге на основе комплекса китайской гимнастики ушу, а также ситуативно-игрового тренинга по методу Михаила Чехова.

Структура работы

Диссертационная работа излокена на 15Ь страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 4 таблицы и 10 рисунков. Список использованной литературы включает 53 наименования работ.

Основное содержание работы

Во введении излагается обоснование темы исследования, подчеркивается ее актуальность, определяются цели и основные задачи. Подробно излагается концепция работы и указываются множественные словные связи меяду различными факторами, определяющими условия и особенности современного процесса обучения словесному действия в самодеятельных и студийных коллективах, студенческих группах региона.

В первой главе подробно анализируются принципы и тенденции совершенствования методологии обучения«словесному действию. На основе собранного автором.материала, анализа и интерпретации трудов известных отечественных специалистов речи, мастеров русской и советской сцены, рдца диссертационных исследований, а также собственных опубликованных работ получили оценку основные факторы современного процесса речевого обучения в самодеятельных коллективах и объединениях, в студенческих аудиториях.

К числу таких факторов, потребовавших модернизации всего учебно-воспитательного процесса, придания ему более целенаправленного и интенсивного характера, относятся, прежде всего, демократ«--папия нашего обцвста и вызванное ею раскрепощение чрлорчпоскоги

фактора, рост гразданского самосознания нашей молодежи и ее явное стремление к более быстрому профессиональному и личностному ста- • новлению, переориентация ее на общечеловеческие и более ярко выраженные культурные ценности, стремительные процессы национального культурного и духовного возрождения в республиках.

В первом параграфе проанализированы состояние и основные проблемы речевого обучения в самодеятельных коллективах Молдовы. Рассматриваются они, прежде всего, сквозь призму общего состояния художественной самодеятельности в регионе. Отмечено, что, как и по всей стране, это состояние характеризуется явным отставанием перемен в данной сфере от общих процессов перестройки. Самое главное -и это отчетливо чувствуется на местах - нет новой, прогрессивной концепции изменения всей системы художественной самодеятельности, концепции, учитывающей происходящие в обществе реальные процессы духовного обновления, новую социальную и эстетическую миссию самодеятельного творчества.

Сада добавляются и местные, сугубо специфические особенности -еще недавняя ориентация худоаественной самодеятельности республики на создание дорогостоящих коллективов и программ, обслуживрние главным образом помпезных политических мероприятий. Во многом отсюда проистекают и беды искусства слова в этой деятельности - немногочисленность коллективов, бедност» репертуара, дефицит кадров специалистов, отсутствие четких программ, новых оригинальных методик в работе над словом.

Во второй параграфе рассматриваются речевое общение и структурные особенности современной речи в учебной практике самодеятельных и студенческих групп. Анализируется, прежде всего, проблема раскрытия сложной структуры речевого общения, в которой своеобразными координатами являются форма и содержание, текст и подтекст, значение и смысл. Гармоническая взаимосвязь между ними в немалой степени определяют закономерности функционирования отдельных составляющих речи и, как следствие, современные тенденции методологии обучения словесному действию. Привлечено внимание к двум главным факторам, выводящим на такую методологию: а) овладение общими основами и пониманием самого предмета; б) освоение механизма современного учебного процесса. При этом своего рода сверхзадачей является необходимость связать техническую сторону дела с главными целями творчеств^, делающими осмысленным и целенаправленным каждое занятие, каждое упражнение.

Ь контексте этой сверхзадачи, на основе анализа практики ряда коллективов /рассматриваются проблемы речевого общения, связанные с количественными и качественными параметрами групп обучающихся, их мотивации, дефицитом учебного времени, усложнением программ и т.д.

В выводах второго параграфа звучит мысль о том, что нужно, прежде всего, брать из каждой традиционной методики, каждого комплекса обучения и воспитания техники речи их здоровую первооснову, с учетом новых проблем и новых требований развивать ее, применять по принципу динамического нарастания сложности, интенсификации всего учебно-воспитательного процесса.

В третьем параграфе "Лринципы суггестивной педагогики в учебно-воспитательном процессе" анализируется одно из важнейших, по мнению автора, направлений такой интенсификации обучения живому слову. Здесь дан подробный анализ практической значимости концепции о резервных возможностях психики человека, исследованной в разработанной болгарским ученым с мировым именем Г.Лозановым, а также плодотворно развитой рядом отечественных специалистов.

Разработанная ими суггестопедическая система, основанная на явлении суггестии - внушения без гипноза,- положила начало целому комплексу интенсивных методов обучения, которые позволили, с одной стороны,в несколько раз увеличить возмоиности памяти, воображения, мышления, а с другой - на основе этих повышенных возможностей применять методики освоения в необычно короткие сроки различных учебных дисциплин, перекрывая обычную практику порой в 3-5 рао.

На основе сравнительного анализа экстенсивной и интенсивной педагогики автор формирует принципы интенсификации педагогического процесса, которая возмбкна лиыь через оптимизацию всех компонентов обучения и воспитания, полноценного, эффективного использования всех резервных воэмокноствН личности. В параграфа подробно проанализированы такие специальные понятия как суггестивная подс-гогика, интенсивное педагогическое внушение и самовнушение, суггестивная установка, приводятся экспериментальные данные по их практическому использованию, обрисовываются применяемые при этом особые психотехнические приемы. В выводах по параграфу подчеркивается необходимость и возможность раздвинуть горизонт резервных возможностей психики человека, помочь ему поверить в свои силы, п реальность существенного ускорения процесса совершенствования.

Как показал анализ всего массива современных специально- методических истичаикпв по обучению словеснэму действию, своего род...! "бел™ потном" л:/есь остается проблема психоаналитического изучении личности обучавшегося, многомерности различных проявлений личности в групповой деятельности. Л. ведь, к примеру, последнее лбстоятель-стго приобретает' в плане нашей работы особое значение. Им«, стел :> гиду, прежде всего, особенности учебио-воспигйтельного прлцесса, связанные большей частью с групповым характером обучения речи и самодеятельных коллективах, студиях и кружках, дефицитом времени для индивидуальных занятий, сокращением объемов учеб!шх. программ, занятостью участников и т.д.

■ В четвертом параграфе "Некоторые психоаналитические основы групповых интенсивных методик обучения словесному действию" на основе собственного опыта, проведенных изысканий, интерпретации положений ряда известных отечественных и зарубежных специалистов -психоаналитиков и педагогов автор исследует эти проблемы. Сформулированы общие закономерности отношений при групповых занятиях обучения словесному действию и вытекающие из них функции ролей обучавшихся .! их емзка, поведенческие мотивы, корректировка личностных качеств, переосмысление собственных оценок п ходе учебно-воспитательного процесса. Приведены примеры наиболее широко применяющихся автором типов психокоррекционных тренингов, интенсификации общения, пэяимопонямания и взаимодействия в группах - от простейших диалогов до такого' сложного психотерапевтического группового процесса, как психодрамп. Л все вместе эти психотехнические средства и приемы, долаотсл пхвод п параграфе, долями способствовать тому, чтобы круд-ковец или студчец научился осознавать и коррегировать собственные чупстпа, перенимания, внутренние ощущения, соотносить их с деятельностью других участников учебных групп, катализируя процессы творчества и художественного воображения, то есть, тот основной "материал", на котором и построена суггестивная педагогика, интенсивные методики.

Во второй главе на основе изучения и интерпретации специально-методических источников и полученных в ходе экспериментов данных, собственных разработок ачтора рассматриваются суть, форма и средства интенсирнчх методик обучения словесному деЛстпип,

Вопросы'исправления речеголосовых недостатков, постановки, воспитания голоса, предупреждения его профессиональной изношенности достаточно хорошо разработаны в специальной литературе. Однако нельзя при этом не признать тот очевидный факт, что практически вся специально-методическая литература ориентирована, глнв-ным образом, на учеОу или профессиональную практику актеров и исполнителей. А ведь соответствующий процесс в приложении к практике руководителей и участников самодеятельных коллективов, студийцев, лекторов и т.д. имеет, свои особенности, требующие иного подхода, иных средств и методов.

В первом параграфе второй главы - "Исследование индивидуальных речевых особенностей обучающихся и работа с ними" исследуются вопросы изучения проблем мотивации обучающихся при работе со специальной литературой, анализируется теоретический и практический багаж становления речеголосового аппарата, его анатоыо-физиологи-ческих особенностей, рассматриваются в этом плане разные школы и направления, вытекающие из них приемы и методы работы. Важными представляются основанные на собственном опыте и экспериментах автора выводы 00 особенностях изучения речеголосовых недостатков обучающихся с обязательным при этом отделением,образно выражаясь, психологии от физиологии.

Анализируя проблемы постановки речегосового аппарата и пути их решения, автор делает один из акцентов на этюдно-игровые методы обучения, вносящие живой творческий элемент в чисто технические речевые и голосовые упражнения, оживляющие, делающие увлекательными и интересные самые сложные психофизиологические приему, то есть, обеспечивающие постоянное оочетание технического начале,что, как известно, составляет один из краеугольных камней системы К.С. Станиславского. В заключение параграфа приводятся заимствованные из разных школ комплексы упражнений по подготовке к работе речеголосового аппарата, его тренажу к исправлении недостатков. И делается практический вывод о том, что к концу курса занятий каядиЯ студиец, кружковец, студент должен не только выбрать именно для~ него подходящий индивидуальный комплекс работы с голосом, не только его освоить, но и получить, опять же, исходя из ицдкшшуальных особенностей, рекомендации я советы по всей дальнейшей работе над своим голосок.

Во втором лпраграГ-.е, озаглавленном "Выявление творческих способностей обучающихся и формирование у них ияпыкоя образно-чувственного мышления", рсследовзн«". конкретных ситуаций и практики сту-

ций, кружков и групп позволило обосновать теЗис о первоочередности задач тесного, знакомства преподавателя с личностью каддого обучающегося, анализа атрибутивных способностей общения, индивидуальных особенностей мишки и психологической контактности, а в целой -исследовать интеллект человека, его спосбность мыслить художественными образами, возбулдаемыми словом.

Анализ немалого массива эмпирического материала из собственной педагогической практики дал автору право говорить об эффективности и полезности ряда применяемых приемов, средств и методов изучения творческих способностей обучающегося. Это автобиографические рассказы, сочинения и другие "домашние заготовки", обзоры любимой литературы, блиц-турниры, этюды и т.д., не только анализирующие личность, но и подталкивающие ее к свмоахтуализации. Все это позволило нам сформулировать м обосновать принципы воспитания у обучающихся навыков образно-чувствительного мышления. Из практики психологии автором введен специальный термин "Эйдетизм", то есть, способность, совсем по-разному формулировать когда-то перепитые нами ощущения и образы. Приводятся разработанные автором йрио-мы изучения уровня эйдетизма обучающихся, а такие трепана по его развитию. В заключении подчеркивается., что только синтез всех соответствующих средств, методов-и приемов - глубокое изучение личности каядого студийца или , кружковца, формирование у него навыков об-.разно-чузственного мышления, выполнение конкретных рекомендаций по их развитию - дают возможность п ходе учебно-воспитательного процесса раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося и активно включать его в освоение интенсивных методик.

В третьем параграфе "Интенсивный пластико-речевой тренинг на основе китайской гимнастики по системе ушу" диссертантом изложены принципы и сущность принципиально новой интенсивной методики, разработанной в ходе экспериментов по обучению словесному действию. При атом использован пробуждающийся интерес наших людей, особенно молодежи, к культурам Востока, тяга обучающихся к награди- ^ ционннм подходим и организации учебно-воспитлтольного процесса. Выработанный п ходе' полуторагодичных рксперимептчльнмх иполгпорл-ний комплекс пнчхофичликого тренинга по устр"Н"Мчи н^достчг1 пп ро-

чеголосового алппрата и его становлению, приведенный в параграфе автором, показал свою высокую эффективность, стал популярен среди обучающихся. И еще один немаловажный вывод: зафиксировано явственное положительное воздействие данной методики и на духовное здоровье юношей и девушек. И это неудивительно. Ушу, как доказано многими его современными исследователями, - это путь не только к физическому, но и нравственному оздоровлению человека, формированию гармонического его единстве с окружающим миром.

В четвертом параграфе "Ситуативно-игровой тренинг речи по ме- . тоду Михаила Чехова" излагается еще одна оригинальная интенсивная методика обучения словесному действии. Ретроспективный анализ творческого нзследия великого русского актера (к сожалению, более популярного в первой половине этого века на Западе, чем у нас), проведенный диссертантом, позволил применить на практике выработан- ■ ныо Михаилом Чеховым методы работы над голосом и дикцией, основан-ныо но-максимальном задействовании воображения обучающихся, своеобразном "окислении" звуков, слов, понятий, оригинальной этюдно-игро-шй трактовке работы над речь». Эту основу автор прослеживает через рлд приведенных апробированных приемов и мезодов обууения словесному деКстви» "по-чеховски", выделял их несомненную эффективность в сравнении с традиционными подходами. В выводах к параграфу сформирована ыысль о том, что такие занятия имеют многоцелевой, по выражения социологов, эффект, не только совервенствуя и интенсифицируя учебный процесс, но н резвнвоят художественную'фантазию обуспчихсл, учат их профессиональному отношению к делу, любви к звука« и словам родной речи.

Пятый пкраграф главы - "Ход и особенности эксперимента по интенсивны:.! нетодиком обучении словесному действие в самодеятельных и студенческих коллективах". Здесь автор подводит итоги экспериментальных изысканий в группах,,по которым велся сравнительны" анализ эффективности обучения на основе разных методик. Для усиления практической полезности экспериментальных проработок дается подробное описание наиболее интересных, с точки зрения автора и самих обучающихся, форм занятий, конкретных ситуаций, положительных психокорре-

ляционных моментов в практике групповых занятий, полученные в ходе эксперимента результаты позволяют диссертанту сделать однозначный вывод о несомненных преимуществах интенсивных методик обучения словесному действию по сравнению с традиционными.

В шестом^заключительном параграфе главы - "Литературно-тренировочный материал в интенсивных методах обучения словесному действию-рассматривается, образно выражаясь, роль слова в обучении словесному действию. По мнению автора, эта часть учебного процесса остается на сегодня больше традиционной. Как правило, применяемые тексть' большей частью замкнуты на отдельных участниках групп обучения, звучат автономно, изолированно друг от друг.а. А групповые тексты, сценки, пьесы и т.д. работают скорее на декламационную сторону дела, чем на процесс обучения «сивому слову. Это становится тормозом в обучении вообще, а при интенсивных методах - тем более. Приводя на основе своего опыта и педагогического эксперимента опробирование тексты, этюды, сценки, композиции, автор анализирует конкретны»' ситуации их использования не для привития "чтецКих" навыков, а для решения общих проблем обучения словесному действию, постановки ре-чеголосового аппарата. В выводах обобщается роль литературно-тренировочного материала ■ в современных нетрадиционных методиках, подчеркивается большая роль этого своеобразного методически- организационного каркаса учебного процесса.

В заключении' подытоживаются, результаты диссертационного исследования,-обобщаются выводы по теме, касающиеся путей оптимизации и •интенсификации процесса обучения словесному действию. Главно» направление здесь, делается вывод, состоит в максимальном задействовании всего творческого потенциала обучающегося, всех резервных возможностей его личности.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Утгцто-игровые методы обучения словесно.чу действию: Метод, роком. - Кишинеч: изаЛСГУ, Т990. 3,6 п.л.

2. Практика внедрения интенсивных методик в обучении продмог-тям речевого цикла// Сб.выст.на няучн.-прякт. конф.М'ИИ. - Кишинпп: изд.ИГУ, 1990. - С:72-79.

3. Некоторые принципы интенсификации процесса обучения словесному действию// Сб.выст.на научн.-практ.конф.МГИИ. - Кишинев: изд.ИГУ, 1991. - С.113-115.

4. Учатся будущие режиссеры// Русское слово, » 4, 1990. -С.59-63.

5. Двкгмтедь добра и справедливости//.Сб.Второй сроз. -Кишинев: Картя Молдовеняска, 1989. - С.271-184.

6. Поиски и находки// Кодры, * II, 1978. - С.122-126.