автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социальная адаптация детей на материале русскойнародной инструментальной музыки
- Автор научной работы
- Ермолова, Светлана Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Социальная адаптация детей на материале русскойнародной инструментальной музыки"
На правах рукописи
ЕРМОЛОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА
на материале русской народной инструментальной музыки
Специальность 3.00.05. Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Социальная адаптация детей
Москва -1996
Работа выполнена на кафедре теории и истории народной художественной культуры Московского государственного университета культуры
' Научный руководитель
Официальные оппоненты
1
Ведущая организация
- доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации Т.И. Бакланова
- доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО В.Г. Бочарова
- кандидат педагогических наук, профессор В.И. Закутский
-Московский государственный открытый педагогический университет
Зашита состоится "Я" IЛ Шбг. в 1т часов на заседании диссертационного совета Д 092.07.02 по присуждению ученой степени доктора наук при Московском государственном университете К^льтурь? по адресу: 141400, Московская область, г. Хнмки-6, ул. Библиотечная, 7.
С^ссерзацией можно ознакомиться в научной библия иже университета.
Автореферат разослан "6" "И 1996г.
^чгный секретарь к
диссертационного ровета,- л . /
кандидат педагогических и// '
наук, доцент Л^ ' Э.И. Петрова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность исследования. Развитие цивилизации, ее технической и коммуникационной базы на современном этапе практически во всех странах усилило интерес к глубинным историческим корням больших н малых этносов. Не обошла эта тенденция к Россию.
В настоящее время наметило, ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной художественной культуры в регионах, внедряются художественно-образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России, открываются новь.е специализации по народной художественной культуре в средних специальных и высших учебных заведениях страны.
Вместе с тем, в педагогнческ й работе с детьми и подростками пока недостаточно используются широкие социально-педагогические' возможности народной инструментальной музыки, в том числе - в эздоровленни детей.
Программы возрождения национальных культурных традиций юсят не только чисто познавательный или образовательный характер. Возрастающее значение они приобретают в контексте проблем с>ци-шьно-пснхологического климата общества, вопросов духовного и фавственного воспитания молодого поколения. Существенную роль радицион;;ая культура способна сыграть и в процессах социально-(сихологической реабилитации детей и подростков. Данная проблема тановится все более актуальной для современного мира.
По данным Всемирной организ-чин здравоохранения на 1988 г. ост числа детей с различными функциональными и нервно-психичес-IIми отклонениями составил 25%, а в 1994 г. -30%. И эта тенденция родолжает нарастать. В связи со сложившейся тревожной ситуацией в ачале 90-х гг. активизировались научные исследования в обллсти эт-опсихологии и этнопедагогики. Академия проблем сохранения жиз-и (г. Москва) в 1995 г. провела семинар по фольклору, рассматривая о как "золотой ключик" к подсознательной сфере человека, его на-юналыюму менталитету, к его интуиции и направленности духовных юцсссои. По данной проблеме проходит ежегодно ряд семинаров и жференцнй в Российской Академии Образования, Центре социаль->й педагогики и т.д. В МГУК с 1993 г. ведется комплексное иссле-тание преемственности систем этнохудожественного образования.
Одним из важных средств социальной адаптации и реабшшта-щ детей, укрепления их психического и физического здоровья может
стать русская народная инструментальная музыка. Русские народные инструменты, а так же процесс приобретения первоначальных навыков игры на них рассматриваются автором не только как один из фактов, необходимых для развития интереса детей к русскому народному творчеству, но и как средство их социальной адаптации. Специальное» внимание в исследовании обращено на детей с нерушениями речи.
Оепсмь научном разработаннеста проблемы. Специального социально-педагогического исследовании социальной адаптации детей на материале русской народной инс;румеиталыюн музыки до настоящего времени не проводилось. Решая чадачи, поставленные в диссертации,, автор опирался на богатый иссж човатсльский материал, накопленный в отечественной и зарубежной философии, ссциологни, психолого-педагогической, культурологической и мучыковедческой литературе.
Философские аспекты проблемы социальной адаптации затрагиваются в современной литературе с пошлин формирования целостной личности, взаимодействия ее со спецификой среды (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.С. Мансуров, СЛ. Рубинштейн .. др.). В работах ученых-культурологов находят отражение проблемы разшпия коммуникативных навыков ребенка, способствующих его интеграции п общество (А.И. Араольдов, J1.H. Коган, Ю.А. Лукин и др.).
Существенный вклад в научное осмысление и развитие социально-культурной деятельности, педагогики социальной работы, культурно-просветительной работы, самодеятельного творчества внесли Ю.П. A: ipoB, Т.И. Бакланова, В.Г. Бочарова, А.Л. Карамышев, A.C. Картин, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.А. Сластешш, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин.
В работе над экспериментальной социально-педагогической программой социальной адаптации детей на материале русской народное» «нсгрудаитальной музыки мы опирались на труды по общей педнгагике'и психологии детского возраста Л.С. Выготского, В.А. Су-Хо^ямнсцого, К. Д. Ушииского, С.Т. Шацкого, Д.Б. Эльконина; музыковедческие труды Б.В, Астафьева, А.Н. Сохора; исследования, поевя-tueiWMC- русской трэдпоП инструментальной культуре и музыкальному фольклору В.В, Андреева, Г.Ф. Брнтанова, К.А. Вррткова, М.И. Ямхайнцкого, ЕМ. Максимова, A.M. Мирека, И.В. Мациевсхого, A.C. Фимйг-цина; изучение зарубежных методов музыкального воспитания с использованием музыкальных инструментов 3. Ко^ан (Венгрия), К. Орфп (Австрия); теоретические работы, посвященные проблемам развития детей в музыкальной деятельности Л.А. Баренбойма, H.A. Вет-лугиной; 11<;следоиш1ия, рассматривающие проблемы социальной
адаптации детей дошкольного и младшего игольного возраста Н.М. Аксарипа, Н.В. Ватутина, А.Н. Жмырнков, Р.В. Тонкова--Ямпольская. С проблемой социальной, социалыш-психологнческой н социально-культурной адаптацией детей (U.M. Аксарипа, Т.В. Бутенко, Н.В. Ватутина, А.Н. Жмырнков, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) соприкасаются также исследования, посвященные их музыкальному развитию, воспитанию и образованию. Отдельные аспекты музыкального воспитания и развития аномальных детей содержатся в исследованиях A.A. Айдарбековой, В.И. Кондрашина, французских педагогов-музыкантов С. Агосги-Гербана, Рапп-Эсс и др.
В работе Г.А. Гусева, посвященной социальной'адаптации и педагогической реабилитации несовершеннолетних, содержится важный вывод об отношении фундаментами ной науки к адаптации как к живому общечеловеческому процессу, который содержит элементы, характеризующие развитие личности.
Наконец, рассмотрим, как в литературе раскрывается проблема социальной адаптации детей применительно к русской народной инструментальной музыке. В большинстве методических н учебно-методичсскнх изданий освещаются глазным образом вопросы учебно-репетиционной работы с коллективом оркестра русских народных инструментов и инструментального обучения участников. Имеется также ряд работ, где некоторым из аспектов социальной адаптации детей с использованием русских народных инструментов уделено более пристальное внимание. Среди них исследование Д.А. Рытова1 , в котором автор отмечает, что с глубокой древ! >сги инструменты-игрушки были своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка в условиях традиционной культуры, а народная музыка и народные инструменты способствуют процессу социализации детей.
Наибольший интерес в связи с целью исследования для час представлял ряд работ, подчеркивающих в контексте проблемы формирования музыкальности и первоначальной ориентации в музыке, важность развития интеллектуальных способностей ребенка, в частности речи (А. Арнсменди, Л.И. Айдарова, И.П. Манакова).
Особое внимание было обращено на ранее осуществленные исследования, связанные с изучением различных вопросов музыкального образования и использования русских народных инструментов в про' Д.А. Рытов Традиции народной инструментальной культуры в рганиза-ции детского музыкального досуга. Автореф.дисс...каид.ред.иаук, С-Петербург, 1995.-17с.
цессе творческого развития личности ребенка (Л.И. Баренбойм, Л.Г. Дмитриева, И.Г. Лаптев, A.A. Пличаускас, К.В. Тарасова, Г.И.Шатковский, В.В.Шульгина и др.).
Таким образом, анализ литературы показывает, что в музыкознании, психологин, музыкальной педагогике созданы необходимые предпосылки для специального рассмотрения вопросов социальной адаптации детей на материале русской народной инструментальной музыки.
Проведенные исследования, однако, не прояснили особенности протекания процесса социальной адаптации детей на материале русской народной инструментальной музыки в совокупности его целей, задач, содержания, форм и методов, не выявили пути его активизации. Поэтому во многих детских учебных учреждениях такая работа отсутствует.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная изученность проблемы социальной адаптации детей на материале русской народной инструментальной му зыки определили выбор ее в качестве проблемы диссертационного исследования.
Цель исследования: -разработать социально-педагогические основы повышения влияния русской народной инструментальной музыки на процессы художественного воспитания и социальную адаптацию детей в совремсиш ix условиях.
Для достижения указанно'■ цглн было намечено решить следующие задачи:
1. Выявить состояние теории и практики приобщения детей к русскому народному инструментальному творчеству.
2. Обобщить современные отечественные и зарубежные концепции социальной адаптации детей средствами музыки.
3. Разработать и внедрить педагогическую программу приобщения детей к русскому народному инструментальному творчеству в со-киально-адаптационном контексте.
4. Исследовать эффективность этой программы для социальной Адаптации и художественного воспитания детей.
5. Дать научно-методические рекомендации по приобщению детей к русской народной инструментальной музыке в системе культур-но-лосуговых и образовательных учреждений.
В исследовании были выдвинуты следующие гипотезы:
I. Недостаточное внимание к сфере общего детского художественного образования и воспитания к русскому народному инструментальному нюрчегтву негативно влияет на музыкальные интересы дегей.
2. Изучение детьми основ русского народного инструментального творчества способствует развитию их интересов ж народному искусству , а так же является одним из средств социальной адаптации детей с психофизиологичегчими нарушениями.
«Объектом исследовании были дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс социальной адаптации детей на материале русской народной инструментальной музыки с использованием экспериментальной пррграммы "Семейство русских народных инструментов".
Базами исследования стали: учебно-воспитатеЛьные комплексы №1667, №1659 Международного благотворительного фонда "Экопо: лис, культура, здоровье"/ в которых интегрированы формы культурно-просветительной и учебной деятельности детей. Кроме того, на констатирующем этапе исследование проводилось среди детей Бузулука, Краснодара, Москвы, Костромы, Новомосковска, Ростова-на-Дону, Самары, п. Красное, п. Шолохове.
Методологической основой исследования послужило учение о человеке, получившее свое развитие в отечественной и зарубежной ф!ишсо-фии (H.A. Бердяев, B.C. Соловьев и др.), социологи», культурологии и психолого-педагогических дисциплинах, а также ведущие теоретические положения о личности, социальной детерминации ее развития, роли активной деятельности человека в его личном саморазвитии и самозащите, взаимодействии личности с семьей и окружающей средой.
Организация исследования: исследование проводилось 1Ц протяжении 1993-1996 гг., включало пять этапов, на каждом из которых применялись различные исследовательские методы, соответствующие характеру решаемых задач.
На подготовительном этапе (1993 г.) определялось состилние теории и практики преподавания игры на русских народных инструментах цетям дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме изучения гоответствующей литературы была проанализирована деятельность ггудии народных инструментов Дома пионеров г. Одинцово Москов-жой области и школы нскуссг г. Долгопрудный Московской области. В детских оркестрах народных инструментов особоь внимание обра-далось на особенности музыкально-образовательной работы, направ-leniion на интеллектуальное н коммуникативное развитие участников, i так же на ее цели, задачи, содержание, формы, методы и приемы. 1рн этом использовались методы включенного наблюдения занятий, пучение документации коллективов: планов учебно-воспитательной
работы, журналов посещаемости, афиш и других материалов. Проводилось интервью и беседы с руководителями и участниками оркестров, а так же анкетирование 55 учащихся.
На первом этапе исследования (1993-1994 гг.) с целью выявления знаний и интересов дет ей в области народного музыкального народного творчества было проведено анкетирование 650 детей на экспериментальных базах по анкете "Русская народная музыка в нашей жизни". Кроме того, на двух экспериментальных площадках использовались следующие методы: наблюдение занятий, изучение доку-
ментации, интервью, беседы и опрос род/ггеяей, воспитателей - наставников и педагогов. '
Второй этан (1994-1995 гг.) был направлен на разработку, апробацию и внедрение авторской программы "Семейство русских народных инструментов", интегрированную в целостном образовательном процессе УВК №1667 и взаимосвязанную с педагогическими задачами специалистов дефектологов, логопедов и социальных работников по социальной реабилитации учащихся.
Третий этап (1995-1996 гг.) заключался в экспериментальной работе на основе авторской- программы в логопедических грУппа* экспериментального УВК. В процессе опытной музыкальной работы широко использовался метод молоченного. наблюдения, Позволяй ций проследить динамику музыкального и коммуникативного развития участников экспериментальных 1-рупп. Результаты наблюдения фиксировались в магнитофонных записях и протоколах занятий П01 опедических групп, на различных этапах работы составлялись характеристики участников, проводились индивидуальные беседы.
-''Япгйертый этап (1996 г.) был посвящен сравнительному анализу результатов экспериментальной работы с использованием 650 анкет, 15 протоколов занятий, интервью и индивидуальных бесед. На этом этапе были сфо0и»улировж<ы основные выводы исследования и научно-метогшчеемкрекомендации по его практическому использованию.
Шэучи^я' (¡птпня II «юретмческая значимость исследования состоит а следующем:
определены основные критерии социальной адаптации детей на мюериазе р>! окой няродной инструментальной музыки (эффектив-нопь учебной деятгиыюсти в облает русского народного инструмен-1Япыкно исполни!ельства, усвоение общественных норм поведения, угнанное»- социальных контякюв, эмоциональное благополучие ребенка, пузикалычо творческая я'ктлпость, развитие музыкального» ся^ка и речиЛ-
разработана н внедрена авторская программа приобщения детей к русскому народному музыкальному творчеству в контексте педагогической социально-адаптационной деятельности;
выявлена эффек нвность этой программы для социальной адаптации и художественного воспитания детей;
даны научно-методические рекомендации по приобщению детей к русской народной инструментальной музыке в системе культурно-досуговых и образовательных учреждений.
Практическая значимость исследовании. Результаты исследования внедрены в работу УВК №1667 г. Зеленограда Московской области. Результаты и выводы исследования могут быть учтена при выработке новых подходов к художественному образованию в современной государственной образовательной и культурной политике.
Музыкально-педагогическая программа может найти применение в дегских дошкольных учреждениях и средних школах, в работе музыкальных студий, Дворцов Культуры и Центрах детского художественного - эстетического воспитания, в детских фольклорных и музыкальных коллективах.
Программа может так же использоваться в курсах "Мен,дика преподования НХК, Методика обучения игре на народных инструментах", "Изучение инструментов оркестра", "Инструментоведенне" в вузах культуры и искусств.
Апробации результатов исследования. Основные положения исследования оылн представлены на международных научно-практичес-кнх конференциях:
"Народная художественная культура России: перспективы раз-зития и подготовки кадров" (Москва, 1994); "Бытовая музыкальна* культура: история и современность" (Краснодар - Новороссийск, 1995); 'Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад" Владивосток, 1995), научно-практической конференции "Особен-locni народной художественной культуры Белгородчины и ее развитие 1 современных условиях" на семинаре "Фольклор как основа гумани-арного и эколохнческого образования: научная методология и про->лемы" (Москва, 1995).
Идеи авторской программы, представленной к защите, обсужда-шсь в дискуссиях "круглых сголов", конференций по проблемам раз-ттня традиционного народного художественного творчества в мае 994 г., в феврале, марте 1994 г., (г. Москва).
J
Экспериментальная педагогическая деятельность автора освещалась в программе Зеленоградского радио (декабрь 1994 г.) и телевидения (май 1996 г.), а так же телевидения г. Химки и г. Лобня (нюнь 1996г.).
На защиту выносятся положения о том, что:
- специфика русского народного инструментального искусства как фактора социальной адаптации детей (в том числе с психофизическими нарушениями) заключается в его художественно-образном содержании, темах, сюжетах, способных эффективно 'воздействовать на духовно-нравственный мнр ребенка, на приобщение его к традиционным ценностям и идеалам русской жизни;
- разработанная входе исследования педагогическая программа "Семейство русских народных инструментов", базирующаяся па меж-предмстиом синтезе и отражаются взаимосвязь многосторонней деятельности педагога-музыканта и медико-психологических служб, способствует формированию у детей дошкольного и младшего школьного возраста состояния адаптивности, активизации музыкального, коммуникативного и общего развития.
Структура и основное ш/мр;,;»ше диссертации.
Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из пведенич, двух глав - "Актуальные проблемы ис-пол. твання русских народных инструментов в социальной адаптации детей" и 'Экспериментальное иссдсдрвачие социальной адаптации детей средствами народной инструментальной музыки в условиях УВК",' заключения, библиографического списка и приложений (анкет, таблиц, партитур для детскою ансамбля русских народных инструментов).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДМШЕ^ТДВДШ
Во введшим обосновывается актуальное«- выбора темы, дается характеристика цели исследования, определяются его обт-ект, предмет, гипотеза, задачи, базы и методы. Наряду с этим раскрываются проблемы социальной пдяпгации детей на материале русской народной инсгрумяггалыгой музыки в современной социо-культуркой ситуации в России.
Обоснованное предположение о илиянии русской народной инструментальной музыки на процесс протекания социальной адаптации детей в условиях учсбно-восшггателыюго комплекса создает новые перспективы для музыкального и общего развития детей, повышения уровня нх интересов н потребностей в области народного музыкального творчества, поиска путей самореализации и самоутверждения в окружающем социуме с помощью народных музыкальных инструментов.
В нерпой главе - "Актуальные проблемы «спользоваиия русских народных инструментов в социальной адаптации детей" - дается ана-ш з исходных идей о возможности применений традиционных методик ' обучения игре на музыкальных инструментах в процессе адаптации тега! дошкольного и младшего школьного оозрастя. Уточнению поня--ия "социальная адаптация" посвящен параграф 1 "Историография фоблемы". В нем же рассматриваются концейтуяльные понята» 'русские народные музыкальные инструменты" и "русская Народная шетрументальная музыка".
Социальная адаптация относится к разряду феноменов, рчехры-агошпх отношение чслонскя к социальному окружению. Процесс адап-ацни как социальное явление неизбежен я жизни каждого ребенка. Ои (шяется необходимым этапом в становлении личности дошкольника, в оде которого, ребенок не только приспосабливается к обществу твьп пя него людей, по и познает в ходе адекватности адагтгацмойного лро-гсса особенности жизнедеятельности этого обгггтпа.
В этой связи адаптированность понимается диссертантом как та-эе состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность я длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно вы-шняет свою ведущую- деятельность, удовлггзоряет ейои основные со-юге'нные потребнэсти и, в полной мере идет навстречу тем ролевым киданиям, которые предъявляет к ней эталонная груйда, переживает стояние самоутверждения и свободного выражений свои творчяягах особностей. Адаптация же - это тог соЦиш/Ьно-психологйческий онесс, который при благотворном течении приводит личность к со-иянию адаптированное™.
Развитое соответствующих человеческих качеств в процессе освоения мира и пути их совершенствования проходят через этапы "культурной избирательности" и культурной адаптации (Д. Печчеи). Культурная эволюция, являющаяся важнейшей целью и основой человеческого развития, выступает для ребенка как необходимость, ибо он овладевает тем, что создано до него, являясь объектом воспитания, а затем только субъектом. Этот путь от объекта - к субьекту проходит через адаптацию (Г. А. Гусев).
I Наличие некоторых особенностей, присущих русским народным музыкальным инструментам, благоприятствует использованию их в праьтике массового музыкального воспитания школьников, а так же в ходе адаптационного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста к условиям учебно-воспитательного учреждения. Это: легкость приобретения первоначальных навыков исполнения, портативность (то есть удоиство исполнения и использования вне стационарных, концертных условий), своеобразие темброво-гармонического и интона,ионного звучания. Массовость, популярность, доступность русских народных инструментов, даже для лиц "с крайне ограниченными природными способностями" (В. Андреев), означает, что обучение на них возможно практически для каждого (без исключения).
.Русские народные музыкальные инструменты (н в целом - на-родно-г четрументалытя музыка) рассматриваются в данной работе ка. предметное пространство народной художественной культуры, а приобретение детьми исполнительских навыков и приемов игры на инструментах, ознакомление с их историей создания и эволюции, концертная деятельность и т.д. - к}« освоение предметного пространства народной художественной культуры, "требующее осознания его его-ричносги по отношению к исторической психологии российского со-31. шин к "душе России", к менталитету народа".1 .
Параграф второй "Развитие интереса российских детей к русской народной инструментальной музыке" посвящен анализу данных, полученных в ходе анкетирования 650 детей в возрасте от 5 до II лег по 6 городам России (Москве, Самаре, Костроме, Краснодаре, Бузулуке, Новомосков ;е) по специально разработанной анкете "Русская народная музыка в нашей жизни". Корреляционный анализ ответов деий выявил наличие противоречий между интересом, желанием детей
1 Т.И.Бакланов». Русская традиционная кул1 тура в современном образовательном пространстве. АГезисы докладов семинара "Фольклор как основа I умани гарно: о и экологического образования: научная методология и проблемы" Москва 1995 -14с.
учиться шрать на музыкальных инструментах, петь русские народные песп I и т.д. и ограниченной возможностью их осуществления путем обучения в музыкальных школах, студиях, Домах культуры, а так же гот факт, что без активного участия в определенной музыкальной деятельности интерес к народному музыкальному исполнительству начинает угасать и переносится д:тьми в доступные сферы (увлечение попу-тярной эстрадой и современными западными музыкальными течениями). Положительное влияние на формирование музыкальных интере-»в детей в области народной музыки оказывают музыкальные занятия I учебном учреждении и музыкальные вкусы родителей, под влияни-:м которых у них формируется собственная позиция (взгляды, пред-шчтения, вкусы) в музыке.
Исследование показало', что одним из ведущих факторов разви-ия интереса к народной художественной культуре является рёгио-(яльиая культурная политика. Там, где администрации регионов, учреждения культуры и образования уделяют серьезное внимание народ-ому художественному творчеству - прослеживается более высокий ровень развития интересов детей к своим национально-культурным радициям. , •
В третьем параграфе "Состояние и проблемы практики использо-зния русских народных инструментов я художесгвенно-образова-глыюм процессе" на основе анализа уже существующих методик препо--шания русских народных инструментов (в том числе детям, имеющим :нхо-физиолошческие нарушения), а так же практики использования ! их инструментов в процессе реабилитации и адаптации данной катего- ' 1н детей в условиях различных учебно-воспитательных учреждений г. ... оекпы и Московской области можно отметить, что традиционная, • кадемическая" система Обучения игре на русских народных инсгрумен- : х не используегся при работе с вышеозначенной категорией детей, 1 же при условии отсутствия серьезных отклонений в развитии ребенка, позволяющих ему овладеть ею (в силу возрастных или каки.х-лнбо дру-х особенност ей). Допуская целесообразность использования всех спе-альных методик и приемов преподавания (таких как карточно-1 фровая, цветовая методика и многие другие), диссертант, тем не менее,, ггает потенциально возможным обучение детей с нарушениями речи; :мпггарным приемам ифы на русских народных инструментах по тра-. тонной методике, позволяющей, в случае удачно, коррекции' гюшегося у ребенка дефекта, продолжать музыкальное образование с обычными, здоровыми детьми (в музыкальных школах, студнях .д.). Процесс социальной адаптации с использованием русских народ- ,
ных инструментов в таком варианте становится необходимой и переходной стадией в картине общего развития ребенка.
В параграфе так же освещены пути развития отечественной и зарубежной музыкальной терапии, даны содержательные характеристики деятельности центров, школ и движений различных стран по внедрению альтернативных ч вариативных программ, затрагивающих вопросы адаптации и социализации средствами искусства (России, Финляндии, Голландии, США, Австрии, Швейцарии).
V В заключении первой главы делается вывод о том, что русская народная инструментальная музыка не используется в настоящее время в де ских учебно-воспитательных учреждениях с целью активизации процесса социальной адаптации детей. Недостаточное внимание В сфере дегского начального и среднего (массового) образования к русской народной музыкальной культуре (в совокупности ее различных жанров) не позволяет развивать интересы детей в данной области, а отсутствие в учебно-воспитательном процессе занятий русской народной инструментальной музыкой и ограниченность его традиционными репетиционными и концертными мероприятиями затрудняет музыкально-, речевое, эмоциональное, познавательное развитие детей.
Во второй главе "Экспериментальное исследование социальной адаптации детей средствами народной инструментальной музыки в условия УВК" предполагается описание и анализ результатов формируй щего социально-педагогического эксперимента.
В первом параграфе "Исходные характеристики участников экспериментального исследования (по результатам 1 замера)" представлена концепция новой модели непрерывного образования и воспитания "Дегский и юношеский Центр "Экополис, культура, здор вье" (экспериментальная база), которая развивает основные положения кр-агивной педагогики, нацеленной на раскрытие творческого потенциала личности средствами искусства, физической культуры и экологического образования. Философская концепция новой модели образования базируется на теории функциональной реабилитации общественного сознания (В. Буданова). Психологическая база креативной педагогики с щается в процессе работы образовательных учреждений Экспериментальной площадки по мере реализации потребностно-информационной теории П.М. Ершова с опорой на знание возрастных домигантных потребностей детей и подростков (потребности в игре, подражании, движении, знании, творчестве) и понимание того, что ребенок, его психическое развитие реализуется в различных видах деятельности и различных формах общения.
Особое внимание п параграфе уделено трудноадаптирующимся деым с различными нарушениями речи, выделены их признаки. Определены критерии социальной адаптации, исходя из установки личности на продуктивность в ведущей деятельности, удовлетворенность социальных потребностей и самоутверждение в свободной творческой деятельности. Представлены характеристики состояния речевого, эмоционального и музыкального развития воспитанников экспериментальных логопедических групп. Выделены особенности детей с фоне-тико-фонематическим и общь.ч недоразвитием речи, дизартрией, задержкой психического и эмоционального развития. (В исследовании дается характеристика указанных диагнозов).
Органический (биологический) дефект ребенка рассматривается с • точки зрения овладения им культурой, социальным опытом человечества, ведь, по словам Л .С. Выготского, культура приноровлена к нормальному типическому человеку. Поэтому органический дефект ведет к невозможности или крайней трудности усвоения ребенком культуры, а ведь лишь на базе такого усвоения могут сформироваться высшие психические функции человека, его сознание, его личность. При любом речевом нарушении логопедическая работа должна предусматривать не только коррекцию имеющегося дефекта, но и развитие словаря, фонематического слуха грамматического строя, развернутой речи.
.Второй параграф "Экспериментальная программа социальной адаптации детей "Семейство русских народных инструментов" посвящен изложению и анализу содержания программы эксперимента.
Профамма разработана на основе авторской концепции и традиционной методики современного инструмигговедения, и базируется на меж-тредмегном синтезе исторических и музыкалыю-педагогичеоснх знаний с гоциальной педагогикой и дефектологией. Предусмотрена возможность ис-тользования данной программы в работе с детьми, имеющими психофизиологические аномалии (впервые программа была апробирована в ло-опедических группах учебно-воспитательного комплекса).
В ходе эксперимагга велось дополнение и развитие тем программы, шрабатывались педагогические технологии развшпя музыкальной культу->ы детей, творческого освоения ими действительности через создание архе-ипических образов 4-х природных стихий - воды, огня, земли и воздуха. В >амках широкомасштабного исследования "Русская традиционная культу->а в целостном образовательном пространстве детского и к. юшеского цен-ра "Экополнс, культура, здоровье" (Автор - Т.Н. Бакланова) занятия рус-кнмн народными инструментами были интегрированы с предметами худо-лственпо! о -к-гстическо! о блока УВК в целостный образовательный про-
чесс. На основе изучения подходов в соотнесении инструментов и стихий Георшя Гачева1, а так же собственного восприяшя вышепфс .пененных стихий нами были подобраны и инструментованы русские народные н детские песни, прибаутки и т.п., вошздшие в приложение. Из них был составлен тематический учебный план, выполнение которого осуществлялось на про-тяженин 1995-1996 гг. (грегчй этап экспериментальной работы).
В третьем параграфе "Методы развития речевой активности детей средствами р>сской народной инструментальной музыки" наряду с общед тактическими представлена характеристика таких методов как игра - знакомство, задания на описание, сравнение, анализ музыкального образа, ролевой тренинг, творчество (импровизация). Совокупность этих методов использовалась в ходе формирующего социально-педагогического эксперимента и позволяла сочетать музыкальное обучение и речевое развитие детей.
Каждый из вышеперечисленных методов позволял установить взаимосвязь между речью детей и определенным видом музыкальной деятельности. Воображение (вариативность, гибкость мышления), знание музыкальных инструментов, исполнительские умения и навыки, способность к творческой импровизации рассматриваются как необходимые условия для развития речи у детей дошкольного и младшего школьною возраста, а оно, в свою очередь, как один из основных показателей успешного протекания процесса социальной адаптации ребенка.
В четвергом параграфе "Педагогическая эффективность экспериментальной программы по народной музыке" рассматриваются полученные данные о важной роли введения в учебный процесс УВК занятий русскими народными инструментами как фактора, способствующею изменению отношения детей дошкольного и младшего школьно-то возраста к различным видам народного музыкального творчества (и ни грументальному, в частности), а так же изменения в выделены* группах, прослеживаемые в соответствии с принятыми критериями социальной адаптации: эффективность учебной деятельности в области русского народного инструментального исполнительства, усвоение общественных норм поведения, успешность социальных контактов, эмоциональн е благополучие ребенка, музыкально-творческая активность, развитие музыкального слуха и речи.
В параграфе так же представлена сравнительная таблица "нормативного" объема знаний, умений и навыков в области инструментального музицирования, предусмотренных типовой Программой
1 Г. Гачсв - Космо-Психо-Логос - М.:Прогресс, 1995,- С.99-101.
воспитания и обучения я детском саду и Программой "Семейство русских народных инструментов".
В результате экспериментального исследования было установлено, что отсутствие в учебно-воспитательном процессе детских учреждений занятий русской народной инструментальной музыкой и ограниченность его традиционными репетиционными и концертными мероприятиями затрудняет музыкальное, речевое, эмоциональное и познавательное развитие детей.
Необходимость использования русской народной инструментальной музыки в процессе социальной адаптации детей обусловлена ее богатым социально-педагогическим потенциалом • широкими возможностями развития социально важных качеств личности ребенка, • способствующих формированию у него состояния адаптивности. В заключении даются выводы и рекомендации по результатам экспериментальной деятельности:
1. Позитивные тенденции в современной культурной политике России, связанные с повышением роли фундаментальных ценностей ' отечественной культуры, создают благоприятные предпосылки для более эффективного использования русского народного музыкально-инструментального творчества в этнохудожеетвенном воспитании и социально-педагогической адаптации детей.
2. В условиях интеграции образовательной ш культгурно-досу-1овой деятельности детей в экспериментальных учебно-воспитательных комплексах "Экополис, культура, здоровье", изучение ими русских народных инструментов должно осуществляться в контексте широког о спектра задач психофизиологического оздоровления и духовно-нравственного развитая личности.
3. Обучение детей русскому народному музыкальному творчеству во взаимосвязи с приобщением их к другим видам творчеисой деятельности, способствует развитию речи, эмоциональности, коммуникативности и других ценных качеств личности.
4. Дальнейшее развитие теории и практики социально-культурной деятельности в этом направлении должно включать: внесение изменений в государственный образовательный стандарт (в области искусства), учебные планы, программы по народной художественной культуре; разработку новых учебных пособий по народному музыкальному творчеству; переподготовку кадров / обеспечь .не занятиями учителей музыки (преподавателей русских народных инструментов), об особенностях детей с нарушениям» речевого развития.
В приложении представлены анкеты, таблицы показателей критериев социальной адаптации детей экспериментальных и контрольной групп, партитуры для детских ансамблей русских народных инструме! нов.
Анализ анкет, протоколов занятий, системы опросников приводит к заключению, что итогом экспериментального исследования стало создание системы, способствующей развитию речи, слуха, моторики, координации движений, мелкой мускулатуры пальцев, активизации познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников и младших школьников УВК.
Основные положения диссертации изложены в публикациях:
1. Учсбно-воспнтатсльный комплекс как экспериментальная база по приобщению детей к народной музыкальной культуре (На материале ум бно-воспитательного комплекса г. Зеленограда) // Народная художественная культура России: Перспективы развития и подготовка кадров. Тезисы международной научно-практической конференции.-Москва, 1994,-С.75-77.
2. Взаимосвязь этномузыкального воспитания и бытового музицирования в условиях учебно-воспитательного комплекса // Бытовая музыкальная культура: История н современность. Тезисы докладов научной конференции.-Ростов-на-Дону, РГК , 1995.-С.82-84.
•3. Социально-педагогические аспекты экспериментального исследования адаптации детей на материале русской народной инструментальной музыки // Фольклор как основа гуманитарного и экологического образования: Научная методология и проблемы. Материалы семинара - Москва, I995.-C.33-36.
4. "Компьютерная поддержка" общего и художественного образования детей в учебно-воспитательном комплексе "Экополис, ку. ьту-ра, здоровье" // Информатизация и проблемы гуманитарного образования. Тезисы международной научной конференции.-Краснодар, 1995.-С.266-268.
5. Взаимопроникновение традиционного музыкального инструментария в восточной и западной культурах И Кул) тура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад. Выпуск 2. Часть 2. Тезисы международной научной конференции.-Владивосгок, 1995.-С.240-241.
6. Народная музыка и дети // Особенности народной художественной культуры Белгородчнны и ее развитие в современных условиях. Тс ;исы докладов и выступлений на научно-практической конференции,- Белгород, 1995.-С.56-62,
7. Цветовая мегодика//Информация 2/34.-М.: ВМО, 1996.-С.39-41.