автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках
- Автор научной работы
- Евграфова, Анна Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2011
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках"
На правах рукописи
Евграфова Анна Анатольевна
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ НА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКАХ
13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
7 ДПР 2011
Москва-2011
4842260
Диссертация выполнена на кафедре культур но-досуговой деятельности при Московском государственном университете культуры и искусств
Научный руководитель
Жаркова Алена Анатольевна,
кандидат философских наук, доцент
Официальные оппоненты
Чижиков Вадим Викторович,
доктор философских наук, профессор Лидогостер Александр Борисович,
кандидат педагогических наук
Ведущая организация
Казанский государственный университет культуры и искусств
Защита состоится «18» апреля 2011 г. в «12:00» часов на заседании диссертационного Совета Д 210.010.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корп.2, зал защиты диссертаций,
С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств».
Автореферат размещен на сайте http://www.mpuki.ru
Автореферат разослан «18» марта 2011г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук
Ю.А. Акунина
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Наше государство, как и любое другое, располагает системой государственных праздников. В сложном историческом переходе нашей страны на рыночные отношения система претерпела изменения, что привело ко многим проблемам в воспитании молодежи на государственных праздниках.
Отсутствие у нашего общества общенациональной идеи во многом определяют слабое влияние государственного праздника на социально-культурное воспитание молодежи.
Многолетние наблюдения показывают, что в период подготовки и проведения государственных праздников актуализируется процесс воспитания молодежи, активизируется государственное сознание, создается особая дружественная атмосфера в обществе, социуме, семье. Государственные праздники позволяют сглаживать политические, экономические и социальные проблемы молодежи, способны эффективно снимать напряжение в кризисное время.
Занимая важное место в жизни нашего общества, государственные праздники детерминируют более активную деятельность учреждений культуры и других институтов воспитания в стране.
В настоящее время значительно расширилось число молодых людей, стремящихся к объединению, коллективным действиям в период подготовки и проведения государственных праздников, могут удовлетворить данную потребность, изменив тем самым парадигму этого процесса.
Новая парадигма требует новой социально-культурной начинки государственного праздника.
Диссертант исходит из постулата о том, что педагогическое регулирование процесса подготовки и проведения государственных праздников в учреждениях культуры является необходимым способом деятельности учреждений культуры в период подготовки и проведения государственных праздников в рыночных отношениях. Пока слабо используются потенциальные педагогические возможности социально-культурного воспитания молодежи.
Эффективное решение социально-культурного воспитания молодежи в учреждении культуры на государственных праздниках представляет взаимосвязанную и взаимодействующую систему, определяющую действия субъектов, как по горизонтали, так и по вертикали.
Поэтому актуальность исследования вытекает из противоречия между:
- острой потребностью общества в социально-культурном воспитании молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках и отсутствием на практике стремления специалистов учреждений культуры осуществить этот процесс с целью приобщения молодежи к общей культуре, общественным делам и интересам, культуре поведения, удовлетворив тем самым ее духовные потребности;
многоаспектным характером воспитательного потенциала государственного праздника в социально-культурном воспитании молодежи и слабыми научно разработанными основами этого процесса, сводимого только к деятельности штатных специалистов учреждений культуры на практике;
- необходимым разнообразием форм, методов и средств идейно-эмоционального воздействия и однообразным сценарием проведения праздничных программ для молодежи в учреждениях культуры, что приводит к обратному «воспитательному воздействию на молодежную аудиторию».
Выявленные противоречия и обнаружили проблему исследования, которая состоит в необходимости разработки теоретического и научно-методического обоснования и апробирования модели социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках на основе педагогического сопровождения творческого процесса.
Степень научной разработанности проблемы. Как научное направление учение о празднике берет свое начало в исследованиях И.М. Снегирева, в его работе «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837 г.). Изучению народной праздничной культуры посвящены многочисленные исследования представителей филологической науки (А.Н. Афанасьев, A.A. Потебня, И.П. Сахаров, A.B. Терещенко). В первые десятилетия XX века праздник стал предметом исследований в работах П.М. Керженцева, A.B. Луначарского, Л.И. Пиотровского, которые рассматривали его как важную форму социальной практики и жизнедеятельности народа.
Отдельные идеи развития социально-педагогической концепции праздника автор диссертации находит в педагогических трудах A.C. Макаренко, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской. Праздник активно изучается рядом философов, этнографов и литературоведов. Среди них отметим М.М. Бахтина, A.A. Белкина, П.Г. Богатырева, Д.С. Лихачева, В.Я. Проппа, В.И. Чичерова.
Особый интерес для нашего исследования представляют работы специалистов, в которых они рассматривали праздник с историко-этнографических позиций (Л.А. Абрамян, В.П. Даркевич, А.Н. Мазаев, Н.Ф. Некрылова, В.К. Соколова, С.А. Токарев); с режиссерско-постановочной (технологической) точки зрения (Б.П. Глан, Б.Н. Петров, А.Д. Силин, В.А. Триадский, И.М. Туманов, И.Г. Шароев); при исследовании обычаев и традиций, а также процессов формирования новых обрядов (В.П. Брудный, МЛ. Задорожная, Н.М. Занкович, Д.М. Угринович). Праздник как социально-педагогическое явление рассматривается в работах A.C. Аксенова, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, А.И. Мазаева, О.И. Маркова, М.А. Пола, Н.В. Семенова, Л.А. Сургинене, А.И. Чечетина. В 90-е годы появляются исследования A.B. Бенифанда, О.В. Немиро, Д.В. Тихомирова, Г.П. Черного, A.C. Шмакова, A.A. Коновича, раскрывающие теоретико-методологические основы праздника.
Праздник стал предметом исследований историков, социологов и психологов зарубежных стран (Я. Бинчак, К. Жигульский, Л. Косик, С. Крыстев, Б. Суходомский, И. Хейзинга). Решению и разработке психолого-педагогических проблем праздника способствовали педагогические исследования В.К. Бабанского, Б.Т. Лихачева, Л.И. Новиковой, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, а также работы психологов К.А. Абульхановой-Славской, Л.С. Выготского. И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Поставленная в исследовании проблема совершенствования социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведении государственных праздников в последние годы получила определенное развитие в трудах В.Н. Гагина, A.A. Коновича, М.В. Майборода, О.И. Маркова.
При всей ценности представленных работ исследователей, потребность в теоретической разработке и практической реализации социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведениия государственного праздника становится чрезвычайно актуальной, что определило тему исследования.
Объект исследования - воспитательное воздействие государственных праздников на молодежь.
Предмет исследования - процесс социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках.
Целью исследования является изучение, обобщение и совершенствование процесса социально-культурного воспитания молодежи, ее типологизация в контексте социально-культурного пространства-времени государственного праздника и внедрение данной модели в процессе организации и проведения программ различного типа в учреждениях культуры.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
- обосновать современное понимание сущности государственного праздника как важнейшего способа и формы социально-культурного воспитания молодежи, выявив культурную динамику и его воспитательное предназначение в обществе в соответствии со сложившимися рыночными отношениями;
раскрыть социально-культурные предпосылки возникновения государственного праздника;
осуществить анализ технологических основ проведения государственного праздника, произвести их генерализацию и определить их влияние на социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях культуры, осуществить корректировку ее понятийного аппарата, набора выразительных средств, методов и приемов педагогического обеспечения;
- выявить концептуальные подходы к социально-культурному воспитанию молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника в учреждениях культуры;
- разработать социально-культурную программу моделирования процесса социально-культурного воспитания в учреждениях культуры молодежи в период подготовки и проведения государственных праздников;
- внедрить методические рекомендации по совершенствованию социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что процесс социально-культурного воспитания молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника будет проходить эффективнее, если:
- внедрить в практическую деятельность учреждений культуры научную концепцию А.Д Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в подготовке и проведении государственных праздников;
- создать систему социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры в период подготовки и проведения государственных праздников;
- разработать целенаправленное содержание совместной деятельности специалистов учреждений культуры и активной молодежи в процессе социально-культурного воспитания.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2011 год и состояло из трех взаимосвязанных этапов.
Первый этап (2005-2006 годы) был связан с теоретическим анализом философской, исторической, социологической, психолого-педагогической литературы, который включал изучение, обработку и систематизацию общей и специальной научной литературы, посвященной проблемам социально-культурного воспитания молодежи в процессе освоения сценарно-режиссерских технологий праздника; разработку категориального аппарата исследования: определение проблемы, цели, задач, объекта, предмета и гипотезы: уточнение методического направления, подборку материала для проведения исследовательской работа с целью выявления основных направлений социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника.
Второй этап (2007-2010 годы) - разработка плана социально-педагогического эксперимента по определению процесса эффективности социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры в ходе подготовки и проведения государственного праздника. Социально-педагогический эксперимент был осуществлен в учреждениях культуры: Москвы - Дворец культуры автозавода «ЗИЛ», центр досуга молодежи «Южный» - экспериментальный и Дворец культуры Московского Метростроя - контрольный, Московской области - Дворец культуры «Родина» городского округа Химки - экспериментальный и дворец культуры города Красногорска — контрольный. Социально-педагогический эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, сравнительный и изучение причин возникновения проблемы, введение в естественный процесс подготовки и проведения праздничных программ
молодежи, занимающейся в коллективах художественной самодеятельности и клубах по шггересам, любительских объединениях. Всего в социально-педагогическом эксперименте приняло участие свыше 1600 человек.
Третий этап (2010-2011 годы) - сравнительный анализ полученных результатов, обобщение, систематизация и обработка результатов диссертационного исследования; проверка эффективности исследования в процессе сопоставления исходных данных, характеризующих процесс социально-культурного воспитания молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника в экспериментальном и контрольном учреждениях культуры. Оформление результатов экспериментальной работы, подготовка к обсуждению полученных данных в форме докладов на конференциях и совещаниях, теоретических выводов и практических рекомендаций; обоснование особенностей измерения социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника в учреждениях культуры.
Методологическая основа исследования. Многомерность и многоаспектность, историко-культурная многоликость, многообразие и инвариантность содержательно-дидактического наполнения праздника как социально-культурного явления потребовали его концептуализации посредством преодоления сложившегося в специальной литературе формализма и схематизма. В поисках методологии, релевантной предмету исследования, автор диссертации остановился на целостном технологическом процессе в учреждениях культуры в период подготовки и проведения государственного праздника.
Методология исследования формировалась на основе научных идей А.И. Мазаева, Н.Ф. Некрыловой, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, A.A. Коновича, О.И. Маркова, И.М. Туманова, И.Г. Шароева, которые раскрывают концептуальные подходы к подготовке и проведению государственного праздника с позиций теории, методики и организации социально-культурной деятельности.
Теоретическая основа диссертации определяется фундаментальными исследованиями в области педагогики и психологии по содержанию и функциям государственного праздника Н.М. Андрейчук, Г.А. Веденеева, С.И. Гавдис, И.В. Гужовой, JI.B. Гужовой, М.И. Дука, А.Д. Силина, В.А. Триадского, освещающих отдельные теоретические аспекты технологии воспитания молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые вьивлен потенциал социально-культурного воспитания молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника в учреждениях культуры.
Раскрыта сущность социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника, которая характеризуется содержанием событийного ряда, единством в технологическом процессе учреждения культуры.
Осуществлена типологизация государственного праздника по критериальному признаку разновидности социально-культурных программ и форм их проведения.
Научно обосновано происхождение государственного праздника как социально-культурного феномена, анализируются и уточняются категориальный аппарат, конструируются понятия процесса «социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях культуры в период подготовки и проведения государственного праздника».
Введено в научный оборот понятие «модификация творческого процесса подготовки сценария праздничной программы в учреждениях культуры», наиболее характерными признаком которой является его спектральность, что отражает сложную многоуровневую структуру социально-культурной деятельности в целом.
Научно подтверждено, что целеполагание является ведущим элементом эффективности социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника, в конкретных педагогических условиях учреждения культуры, где организационно-методические подходы обеспечивают только эффективность совокупного действия.
Введен в научный оборот новый способ «коммуникативной площадки», используемый в экспериментальных праздничных технологиях социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры.
Изучены происходящие изменения в социально-культурном воспитании молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника, обеспечивающие единство общего и особенного. Это и есть система отношений, определяющая характер переживаний особенностей действительности.
Определено, что специалисты учреждений культуры, занимающиеся социально-культурным воспитанием молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника, способны системно выстроить коммуникативно-конструктивные процедуры, адекватные предпраздничным ситуациям в соответствии с потребностями, мотивами, интересами молодежи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые теоретически разработан процесс социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры в процессе подготовки и проведения государственного праздника как общественно-политического явления.
Теоретически проанализирована воспитательная функция праздника, механизмы её реализации, сконструированы и систематизированы технологии, направленные на гармоничное сочетание форм, средств и методов в подготовке программ в учреждениях культуры посвященных государственным праздникам.
Теоретически создана модель социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственных праздников, обусловленная блочным подходом.
Раскрыты основные понятия «социально-культурное воспитание молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника».
Разработана авторская концепция социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника в учреждениях культуры, общечеловеческих и отечественных гуманистических ценностей, через формирование потребностно-мотивационной сферы личности молодого человека.
Выявлена совокупность структур деятельности технологий интенсивной подготовки и проведения государственного праздника в учреждениях культуры, обеспечивающая эффективность процесса социально-культурного воспитания молодежи, через реализацию идеи данной теории, которая подтверждает признание органического единства рационального и эмоционального в перцептивно-коммуникативном процессе.
Теоретически установлена спектральность преодоления разрыва между идеальным и реальным в государственных праздниках, что позволяет раскрыть факторы эффективности реализации модели социально-культурной деятельности в процессе самостоятельной деятельности учреждений культуры: реализации творческих стратегий на основе выбора путей и форм самовыражения и самосовершенствования генерирования идей в области воспитания личности молодого человека, стимулирования развития творческих способностей.
Практическая значимость диссертационного исследования обеспечивается возможностью реализации результатов в научной новизне и теоретической значимости исследования, направленных на решение проблем социально-культурного воспитания молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника.
Материалы исследования, его основные положения представляют интерес и для специалистов учреждений культуры всех типов, учреждений дополнительного образования детей, а также аспирантов и преподавателей кафедр социально-культурной и культурно-досуговой деятельности вузов культуры и искусств.
Результаты исследования находят применение при подготовке и проведении районных семинаров, мастер-классов, тренинг-семинаров сценаристов-режиссеров и в процессе разработки сценариев, праздничных социально-культурных программ, праздничных проектов и корпоративных заказов.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации, ее выводы обсуждались на заседаниях кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ).
Апробация работы проводилась в процессе опытно-экспериментальной работы автора в учреждениях культуры г. Москвы и Московской области, полученные результаты уточнялись и проверялись в практической деятельности во МГУКИ и нашли отражение в публикациях, выступлениях
на различных научно-практических конференциях университета: «Науки о культуре: современный статус» (18 декабря 2006 г.; 12 декабря 2007 г.), международной конференции 17-18 мая 2007 г., «Культурная политика в условиях модернизации российского общества» (16 декабря 2008 г.), «Инновационные модели и проекты институтов культурного воспитания» (23 декабря 2009 г.); «Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности» (11 апреля 2010 г.) и др.
Апробация осуществлялась в чтении спецкурса «Социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях культуры на государственном празднике» на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.
Положения, выносимые на защиту:
1. Государственный праздник является важнейшим средством воспитательного воздействия на молодежь. Содержание социально-культурного воспитания молодежи и содержание государственного праздника идентичны. Наличие в каждом государственном празднике исторического события объединяет всех организаторов и участников политических, культурных и иных предпочтений и мобилизует их на подготовку и проведение. Всенародное признание и любовь к государственным праздникам способствуют сохранению и развитию лучших традиций российской истории. Отсюда, социально-культурное воспитание молодежи обусловлено социальной средой, желанием друзей, товарищей участвовать в процессе подготовки и проведения государственных праздников.
2. Государственный праздник в учреждениях культуры реализуется по законам науки, искусства, коммуникативной культуры, где сценарист и режиссер совместно с большим активом участников художественной самодеятельности, любительских объединений, клубов по интересам создают праздничные программы. Весь процесс от разработки плановой идеи по организации до творческого замысла и его реализации в праздничном действии обеспечивает социально-культурное воспитание молодежи. Эффективность воспитания молодежи в период подготовки и проведения государственных праздников обеспечивает тесное творческое содружество всех институтов воспитания государства и общества.
3. Социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках основано на общих законах воспитания и педагогической деятельности, кроме этого заразительность, сила сопереживаний в празднике способствуют появлению стремления к коллективным действиям. Эти действия, отражая взгляды, чувства молодежи, связанные с идейной и эмоциональной направленностью государственных праздников, становятся своеобразным барометром, определяющим степень социально-психологического единения аудитории в учреждениях культуры. Все это позволяет судить о тождественности воззрений и представлений, переживаний молодежи различных социальных слоев.
Этот процесс характеризуется глубокой приобщенностью к отечественным ценностям, традиционным моральным и деловым подходом к деятельности и ответственным поведением молодежи в условиях учреждения культуры. Отсюда социально-культурное воспитание молодежи на государственных праздниках базируется на убевдениях, внушении, подражании, заражении, объединяя участников и зрителей вокруг единых целей и задач. Поэтому специфика государственных праздников - в гармонии восприятия в них общественного и личного, едином отношении к праздничному событию, что является предпосылкой для образования общественного сознания, благоприятной почвой для социально-культурного воспитательного воздействия.
4. Эффективность социально-культурного воспитания молодежи в период подготовки и проведения государственных праздников зависит от общего настроения, убеждений, интересов участников праздника. Сам факт причастности молодого человека к праздничному событию - это участие в жизни общества, интерес к происходящему, потребность наиболее полно осознать свое значение и роль в жизни социума. Другая особенность государственных праздников состоит в том, чтобы вызвать стремление к широкому общению, которое предполагает наличие всех способов взаимодействия молодежи, что способствует концентрации чувств, рождает эмоциональную общность, формирует общность характера. При этом яркое художественное оформление праздника создает праздничную атмосферу, помогая воздействию социально-психологических механизмов, обеспечивающих социально-культурное воспитание самих участников и зрителей, объединенных единой целью, едиными идеями праздника.
5. Социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях культуры на основе государственных праздников включает в себя организацию обрядов, ритуалов, церемониалов, которые требуют соответствующих технологий подготовки и проведения. Поскольку государственный праздник - это кульминационный момент в жизни общества, то он имеет свою стадию развития. По вертикали эту стадию развития обеспечивают средства массовой информации и особенно телевидение. А по горизонтали кульминационный момент обеспечивают специалисты учреждений культуры и их актив в форме обрядов, ритуалов, церемониалов, что обуславливает живое социально-культурное воспитание молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника.
Структура диссертации. Поставленные в исследовании цель и задачи ее достижения определили логику выстраивания материала, его структуру, представленную введением, двумя главами, шестью параграфами, заключением и списком литературы.
Н. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность исследования, степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет, цель, задачи,
гипотеза, методологическая основа, методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках» раскрывается сущность социально-культурного воспитания государственных праздников в учреждениях культуры, социально-культурные предпосылки возникновения государственного праздника и технологические основы подготовки и проведения государственного праздника в учреждениях культуры для молодежи.
В первом параграфе первой главы «Социально-культурная сущность государственных праздников» раскрывается вся совокупность этого процесса, которая формируется под непосредственным воздействием культуры «старших» и обусловлена ею и в своих контркультурных проявлениях.
В ходе воспитания молодежи, в общем социально-культурном пространстве-времени государственного праздника, где все взаимосвязано, в том числе и с изменением форм мотивации, видоизменяется и внутреннее строение поведения личности молодого человека. Именно поэтому столько споров вызывает разработка праздничных программ, социально-адаптационных 'к конкретному социуму. Любые усилия по коррекции процесса воспитания молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника неизбежно будут обусловлены состоянием всех социальных институтов российского общества и прежде всего деятельности учреждений культуры.
Проблема воспитания молодого поколения в период подготовки и проведения государственных праздников обусловлена, с одной стороны, отношением работодателей, а с другой - наличием работы, удовлетворяющей материальные и духовные потребности.
Поэтому определение социально-культурной сущности государственного праздника невозможно, пока теория имеет дело с индивидом, взятым как абстракция («молодого человека вообще») или изображенным в качестве «реального», «чувственного», т.е. индивидом во плоти. Для теоретического решения этого вопроса необходимо перейти от такой реалии, как индивид, к значительно более абстрактному и в то же время неизмеримо более конкретному и действительному представлению социально-культурного понятии.
Коммерциализация деятельности средств массовой информации, образования, художественной культуры формирует у молодого человека определенный «образ» восходящей ступенью от сигнала к миропостижению. {Петровский A.B., Петровский В.А.). Категория образа может быть конкретизирована в таких понятиях как, восприятие, представление, воображение, память, мышление и др. (Л.Б. Ительсон).
Поскольку молодежная субкультура стала искаженным зеркалом взрослого мира вещей, отношений и ценностей, рассчитывать на
эффективную социально-культурную самореализацию молодых людей в современном обществе не приходится, тем более что и политический, и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.
Как показывает анализ, особое влияние на воспитание молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника оказывает образное восприятие мира, отличается подвижностью, динамичностью, ассоциативностью. Число молодых людей, участвующих в подготовке и проведении государственных праздников, с каждым годом увеличивается, главное, что они несут с собой понятие «самодеятельность». Именно государственный праздник наряду с общением создает условия для наиболее распространенных видов социально-культурной самореализации, в зависимости от того, какие интересы у молодежи, их мотивация положены в основу самодеятельности, которые проявляются в период подготовки и проведения государственного праздника. Сущность социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственных праздников в учреждениях культуры состоит в том, что здесь мысль и специалистов-организаторов, и участников праздника в обычном состоянии подчинена логике в творческом же состоянии она работает на принципе ассоциаций.
Во втором параграфе первой главы «Социально-культурные предпосылки возникновения государственного праздника» показано, что ломка любой общественной системы связана и с изменением системы государственных праздников.
Систематическое воспроизведение государственным праздником социально-культурного опыта означает, что сознание непосредственных участников постоянно получает пищу для мыслительной деятельности. И этот процесс является закономерным.
Истоки подобного отношения восходят к тому, что государственный праздник и сопровождавшие его обрядовые и ритуальные действия выполняли некогда только коммуникативную функцию и в этом смысле были связаны не столько с точным знанием и смыслом, сколько с вымыслами, в основе которых лежала идея пожеланий материального изобилия. Согласно представлениям молодого человека, сегодня материальное изобилие, изображаемое в обрядовых дейсгвованиях и песнях, должно было вызвать и реальное изобилие, счастье и довольство - по принципу симильной магии, или магии подобия, направленной на достижение желаемого посредством его красочного праздничного оформления. С этой точки зрения праздничный обряд имел утилитарный характер, не будучи, однако, связанным с преобразовательной деятельностью. Отсюда безудержная чувственность и эмоциональная несдержанность участника праздника, направленность на фантастическое преображение действительности, которое тем сильнее, чем более сложным по своей структуре он становится и чем отвлеченнее идеи, которые им олицетворяются.
Итак, мотивировка общества и его инициатива, утилитаризм, нерасчлененность социального опыта и передача его от поколения к поколению с помощью «языка реальной жизни», наконец, связь времен и общая установка на создание художественных образов, наделяемых свойствами реального мира и воспринимаемых как часть этого мира или даже как его целое, - таковы общие социальные характеристики возникновения государственного праздника.
В связи с изложенным считаем, что возникновение государственного праздника основано на «языке реальной жизни» и сводится к поддержанию однажды выработанного «образца» в адекватной форме, становится понятным, почему культура в своем развитии не могла остановиться в данных границах и должна была выдвинуть иные способы проявления в деятельности, поведении и сознании молодежи. С возникновением государственности складывается и новый, нетрадиционный тип общения, опирающийся уже не на «язык реальной жизни», а на свой, особый, разработанный язык, в котором запечатлена уже не сама коммуникативная деятельность в ее конкретно-чувственном выражении, а ее некие абстрактные характеристики, общие или общечеловеческие принципы общения. При пользовании ими необходим уже индивидуальный, ненаследуемый личностный опыт молодого поколения. Отсюда благоприятная возможность для новообразований и быстрых изменений в самих формах и способах проведения государственного праздника.
Проведенный диссертантом опрос показал, что сегодня наше население следующим образом относится к государственным праздникам._
№№ Название праздника Отмечают
1. День Победы 97%
2. Новый год 95%
3. 8 Марта 91%
4. День защитников Отечества 54%
5. 1 Мая 53%
6. День независимости России 27%
7. День российской конституции 24%
Имея четкую тематическую направленность, государственный праздник продолжает функционировать в рыночных условиях, когда уже появились и полностью оформились другие типы, виды и формы социально-культурной деятельности.
Третий параграф первой главы называется «Технологические основы проведения государственного праздника в учреждениях культуры».
Технологическими основами проведения государственного праздника следует считать логику идей событий, фактов, создаваемых трудовой деятельностью людей, имеющих свою логику смыслов, которые предсказывают пути, приемы и формы творчества новых архетипов культуры. Выразительные средства, формы и методы социально-культурной деятельности, будучи составной частью технологического процесса в проведении государственного праздника, дают возможность проявить свою творческую фантазию специалистам учреждений культуры. Фантазия здесь одновременно опасное и благородное дело, которое без опоры на факты может оказаться безотрадным и лишенным воображения. Проникая во все сферы человеческой жизни, фантазия все же является особым свойством творческой личности специалиста учреждения культуры, которая реально смотрит на жизнь и назначение социально-культурной деятельности. Проведенный диссертантом анализ показывает, что наиболее часто в праздничных программах в учреждениях культуры в основном используются такие структурные элементы, как: образное слово (90%), музыка (85%), хореография (84%), кинохроники (81%), художественно-изобразительный материал (74%), звук, свет, проекция (71%) и т.д.
Все это позволяет рассмотреть технологию подготовки и проведения государственного праздника через три этапа: создание предпраздничной ситуации в жизни общества, социальной группы, коллектива, семьи и т.д., затем праздничной атмосферы (как результат деятельности в предпраздничный период) и, наконец, анализ, осмысление комплекса акций, действий, усилий в послепраздничный период. Но все три этапа определяются единым «ядром» - событием, которое играет цементирующую роль. «Праздничная ситуация» характеризуется, во-первых, причастностью к общему ощущению, к единой идее или цели, во-вторых, широким социальным общением, объединяющим людей, создающим огромные людские общности; в-третьих, возникающими в этих общностях коллективными эмоциями - своеобразным резонатором праздничного настроя. Стремление добиться максимального смыслового и эмоционального воздействия может быть реализовано только тогда, когда специалисты учреждений культуры в совершенстве овладеют психолого-педагогическим и организационно-методическим искусством создания условий стимулирования внутреннего настроя, готовности молодых людей к совместным коллективным действиям активистов и участников в предпраздничный, праздничный и послепраздничный периоды. Арсенал разнообразных форм в период подготовки и проведения государственных праздников насчитывает свыше 200 различных видов, но их использование эффективно только тогда, когда целеустремленно формируется широкий актив учреждения культуры под каждую из них. В то же время нельзя недооценивать значение индивидуальных форм работы, в которых есть свои преимущества, и надо стремиться к органическому сочетанию различных способов взаимодействия массовых, групповых и индивидуальных форм. Как показал проведенный нами опрос по отношению к различным формам в
предпраздничный, праздничный период, здесь проявляются в основном традиционные формы, что в среднем отметили 79% зрительской аудитории в учреждениях культуры.
Итак, для того, чтобы подготовить государственный праздник в учреждениях культуры, необходимо создать праздничное настроение, т.е. условия для выражения всей гаммы чувств и настроений, которые актив подарит народу: радость жизни, радость труда. Эта задача, которую можно выполнить, располагая соответствующими структурами, а также коллективами художественной самодеятельности, имеющими возможность привлечь к работе профессиональных деятелей искусства и участников художественной самодеятельности, любительских объединений и клубов по интересам.
Вторая глава «Совершенствование процесса социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры в период подготовки и проведения государственных праздников» раскрывает концептуальные подходы к социально-культурному воспитанию молодежи в процессе подготовки и проведения государственных праздников, моделирование процесса социально-культурного развития молодежи в освоении сценарно-режиссерских технологий праздника, процесса социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственного праздника.
В первом параграфе второй главы «Проектирование социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственных праздников в учреждениях культуры» рассмотрен вопрос о путях совершенствования данного процесса.
Среди проектов социально-культурного воспитания молодежи автор во многом связал концепцию А.Д. Жаркова с идеей Г. Лукача, В. Беньямина и Т. Арно, представленной в констелляции: прошлое не уходит, но остается в настоящем «на равных», так же как и будущее просвечивает в конфигуративном отношении прошлого и настоящего. Данная констелляция проявляется в проектировании новой сущности государственного праздника, в содержательном и функциональном его наполнении и понимании как социально-культурного явления, обеспечивающего воспитательное воздействие на молодежь с учетом потребностей и интересов.
На основании полученных данных в настоящее время в учреждениях культуры наблюдается дифференциация потребностей и интересов молодежи в зависимости от возрастных и тендерных особенностей. Почти 48% молодых людей высказали пожелания о расширении спектра предоставляемых услуг в учреждении культуры в части интерактивных (35%), состязательных (33%), игровых (24%) программ, т.е. не развлекательных, а удовлетворяющих их практические нужды.
В ходе исследования выявлены сходства и различия в социально-культурном воспитании молодых людей в зависимости от отдаленности от учреждения культуры, а также особенности распределения времени и
предпочтения в больших и малых городах в выборе способов проведения досуга.
Как показало исследование, молодые люди, проживающие не в Москве, а в Московской области, имеют на 17% больше времени и возможностей в удовлетворении своих духовных потребностей в учреждениях культуры, в подготовке и проведении праздничных программ на 31%. Автора диссертации интересовал потенциал социально-культурного воспитания молодежи, участвующей в подготовке и проведении государственных праздников. Оказалось, что примерно 56% респондентов располагают 4-5 часами свободного времени в сутки, могут участвовать в коллективах художественной самодеятельности, клубах по интересам и любительских объединениях. Это позволяет осуществить социально-культурное проектирование воспитания молодежи активистов учреждений культуры на государственных праздниках многообразным набором форм.
Поэтому социально-культурное проектирование воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственных праздников в учреждениях культуры зависит и от современного понимания молодежью сущности праздника, его предназначения в обществе, состава и содержательного наполнения, принципов организации.
Итак, проектирование социально-культурного воспитания молодежи в процессе подготовки и проведения государственных праздников особенно заметно на уровне праздничного поведения молодежи, для которой главным аргументом в пользу того или иного действия, является ссылка на традицию, на общепринятость: «так было» 73%, «все так поступают...» 71%. Индивидуальная мотивировка в данном случае в связи с праздничным поведением, как правило, решающей роли не играет.
Эффективность повышения результативности воспитательного воздействия государственного праздника на молодежь проявляется в увеличении количества участников социально-культурных профамм на 32% и числа активистов учреждений культуры на 38%.
Эксперимент показал, что именно в учреждениях культуры постигается молодежью сущность бытия (74%), времени (63%), пространства (32%), коллективности (89%) и т.п. как неких ценностных ориентации. Как показало проведенное нами исследование, в период подготовки и проведения государственного праздника наиболее эффективно (на 18%) происходит постижение таинств человеческого существования молодежью на уровне живого, непосредственного контакта или взаимодействия общающихся между собой молодых людей, в котором само их поведение имеет преимущественный, эмоциональный, чувственный характер.
Автором диссертации были спроектированы праздничные программы как совокупность отношений специалистов учреждений культуры к прошлому и настоящему. Данная проекция проявляется в формировании новой сущности государственного празднования, в содержательном и функциональном наполнении и понимании его как социально-культурного явления.
Во втором параграфе второй главы «Моделирование процесса социально-культурного воспитания молодежи в период подготовки и проведения государственных праздников в учреждениях культуры» показано, что с педагогической точки зрения ценно не столько количество используемых средств в празднике, сколько их эффективность, их сочетание, тогда даже одно посещение учреждения культуры может оставить след в сознании молодого человека в виде информации о событии, которое отражается в сердце каждого участника. В ходе социально-педагогического эксперимента моделирование процесса подготовки и проведения государственного праздника осуществлялось через постановку целей, задач, отбора технологий формирования мотивов активного участия молодого человека в деятельности учреждений культуры. Существует свыше 30 способов и 100 приемов моделирования педагогического процесса включения личности молодого человека в конкретную предметную деятельность по созданию праздничных программ молодежной аудитории.
Проведенный социально-педагогический эксперимент показал, что праздник это комплексная форма, включающая эмоционально-образные и синтезирующие информационно-художественные разнообразные средства, методы, приемы, воздействия на молодежную аудиторию. Только в комплексных формах участвует до 70-80% молодежи.
Поэтому в экспериментальных Дворцах культуры г. Москвы и Московской области был проведен цикл праздничных вечеров, подготовленных на основе метода моделирования, посвященных Новому году, Дню Победы, 8 Марта, Дню защитника Отечества, Дню независимости России и Дню российской конституции.
Проведенный опрос среди специалистов учреждений культуры показывает, что 64% из них считают основными причинами этого положения отсутствие мотивации у молодежи в подготовке и проведении государственных праздников в учреждениях культуры.
В ходе эксперимента выяснилось, что среди причин неэффективного социально-культурного воздействия государственного воздействия на молодежь 38% опрошенных на первое место ставят отсутствие мотивации; на втором месте (34%) организационно-педагогические условия только на третье место вышла альтернатива практической значимости.
На данном этапе эксперимента важно было проверить воздействие на молодежь и ее участие в подготовке и проведении обрядов и ритуалов. Качество социально-культурного воспитания молодежи проверялось здесь беседами, с помощью которых выяснилось мнение о влиянии на аудиторию и что послужило основой для социально-культурного моделирования.
Результаты формирующего эксперимента показали, что государственные праздники в учреждениях культуры трансформируются в зависимости от опыта и профессионального мастерства (48%) и от желания и участия молодежи во всех формах (34%), по сравнению с данными констатирующего эксперимента это 12 и 18%, соответственно повысились показатели.
В третьем параграфе второй главы «Совершенствование деятельности учреждений культуры по социально-культурному воспитанию молодежи в период подготовки и проведения государственных праздников» подводятся итоги социально-педагогического эксперимента. Проводились замеры социально-культурного воспитания молодежи в ходе подготовки и проведения государственного праздника по 100-балльной шкале, где от 80 до 100 баллов - значился высокий уровень, от 60 до 80 - хороший, от 40 до 60 баллов - удовлетворительно.
В результате проведенного социально-педагогического эксперимента были получены следующие результаты: 78% опрошенных молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет отметили, что мотивация имеет решающее значение в их участии в процессе подготовки и проведения государственных праздников в учреждениях культуры; 48% считают, что важнейшим стимулом является и интерес у молодежной аудитории к празднику, обеспечивающий их участие в подготовке и проведении государственного праздника.
Следовательно, содержание государственного праздника в учреждениях культуры определяется особенностями «традиционного» образа жизни молодежи и ее поведением в условиях досуга. Именно в учреждениях культуры молодежь может освоить «язык праздника», с чем согласилось 53% посетителей, а 44% молодых людей считают, что государственный праздник имеет свой «язык», свою «звуковую систему» действий, движений, звуков, зафиксированных в обряде или ритуале, а накопленный социальный опыт с их помощью воспроизводится вновь и вновь. И только 13% молодых людей считают, что более развитые и самостоятельные формы проведения праздника приходятся, как правило, на рабочее время, и они ничего от этого не получают.
В учреждениях культуры на экспериментальных праздничных программах для молодежи использовались традиционно сложившиеся типы художественно-публицистических программ с высоким эмоциональным накалом, что отметили 76% участников программ и 61% зрителей.
Полученные в ходе исследования данные показывают, что 48% молодежи в учреждениях культуры считают, что государственный праздник функционирует на стыке жизни и символико-аллегорических форм обрядов, демонстрируя взаимодействие между двумя уровнями бытия - реально-эмпирическим и идеально-утопическим. А 45% опрошенных считают, что государственный праздник в учреждениях культуры вырабатывает особые выразительно-игровые коммуникации, обеспечивающие обучение и через это освоение высших ценностей человеческого существования.
В результате поведения экспериментальных программ получен следующий вывод. Основным методом в совершенствовании деятельности учреждений культуры является реконструкция истории события, которому посвящен государственный праздник. С одной стороны, молодой человек в качестве «социально-культурного индивида» входит в культуру и обусловлен
ее реалиями, с другой - как личность актуальная определяет сама себя и является поэтому самостоятельным субъектом.
В заключении диссертации в общем виде изложены основные научные результаты, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы, достижение поставленной цели и задач исследования, даны научно обоснованные рекомендации по совершенствованию социально-культурного воспитания молодежи в учреждениях культуры на государственных праздниках.
Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора общим объемом 7,1 п.л.:
Статьи в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации:
1. Евграфова A.A. Социально-педагогические условия воспитательного воздействия государственного праздника на молодежь в учреждениях культуры // Вестник МГУКИ. - 2010. - №4. - С.140-144.
Другие публикации по теме диссертационного исследования:
2. Евграфова A.A. Теоретические основы современной культуры.// Созидательная миссия культуры: сб. научн. ст. - М.: МГУКИ, 2004. - C.I36-146.
3. Евграфова A.A. Функции современных государственных праздников // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научн. ст. Вып. 5. - М.: МГУКИ, 2004. - С. 147-155.
4. Евграфова A.A. Структуризация праздника как самостоятельного феномена // Созидательная миссия культуры: сб. научн. ст. - М.: МГУКИ, 2004. - С.43-48.
5. Евграфова A.A. Психологические аспекты государственного праздника // Наука о культуре: современный статус. - М.: МГУКИ, 2003. Часть 1.- С. 114-120.
6. Евграфова A.A. Понятие «государственный праздник» // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научн. ст. Вып. 9. - М.: МГУКИ, 2009. - С.139-152.
7. Евграфова A.A. Социально-культурное воспитание молодежи в учреждениях культуры в период подготовки и проведения государственных праздников // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Сб. научн. ст. Вып. 10. - М.: МГУКИ, 2010. - С.84-105.
Подписано в печать 15.03.2011 г. Объем 1,2 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № / / Типография МГУКИ.