Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды

Автореферат по педагогике на тему «Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Владимирова, Юлия Борисовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды"

005533/ои

На правах рукописи

7

ВЛАДИМИРОВА ЮЛИЯ БОРИСОВНА

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

16 СЕН 2013

Казань - 2013

005533760

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель - Терехов Павел Петрович

доктор педагогических наук, профессор

Официальные оппоненты: Сафаралиев Бозор Сафаралиевич

доктор педагогических наук, профессор кафедры социально культурной деятельности ФГЪОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Явгильдина Зилия Мухтаровна

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории искусств и мировой художественной культуры ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»

Защита состоится «04» октября 2013 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д.210.005.03 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 420059, г. Казань, Оренбургский тракт, д.З, зал диссертационного совета.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств».

Автореферат размещен на официальных сайтах www.kazguki.ru и http ://www. vak2ed.gov.ru

Автореферат разослан «04» сентября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент

Р.И. Турханова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Формирование эстетической культуры личности является одной из важнейших задач изучения педагогической и социально-культурной науками. Оно должно сочетаться с системой современных педагогических знаний об особенностях формирования эстетической культуры с учетом новых социально-экономических, социально-культурных и социально-политических изменений, происходящих в обществе. Современная социально-культурная ситуация актуализирует проблему эмоционально-чувственного восприятия мира, формирования эстетического вкуса, предъявляет повышенные требования к дизайну, интерьеру, моде, застольному этикету, организации и проведению праздников и церемоний. Интенсивное развитие зарубежного туризма и менеджемента, формирование поликультурных связей, проведение на международном уровне в г. Казани Универсиады-2013 способствуют развитию новой личности, владеющей высокой коммуникативной культурой, умением понимать красоту традиций и обычаев других народов, умением презентативно представлять свою нацию не только с позиции эстетической культуры общения и мышления, но и формировать новые отношения, связанные с развитием глобалистического мировоззрения, умением влиять на других людей и взаимодействовать с ними с позиции межкультурного планетарного взаимодействия.

Эстетическая культура на сегодняшний день имеет свои особенности, которые связаны с высокими познавательными потребностями личности, потребностью в новых высоких эстетических впечатлениях, эстетических эмоциях, связанных со зрительными и слуховыми развитыми навыками, умением оперировать основными эстетическими категориями. Однако, нельзя не отметить, что современные подростки обладают низким уровнем речевой культуры, не знают элементарных правил поведения в общественных местах, в театрах, музеях, не способны видеть и понимать красоту, обладают низким художественно-эстетическим вкусом, что отражается как на их внешнем облике, так в общении с людьми. Кроме этого, низкий уровень эстетической культуры современных подростков не способствует их успешному социальному развитию, умению строить конструктивные диалоги со взрослыми и своими сверстниками, решать определенные проблемы, возникающие в жизни.

Вопросами формирования эстетической культуры личности занимались Н.Б. Крылова, Л.П. Печко, Г.А. Петрова, P.A. Тельчарова, A.A. Мелик - Пашаев, Т.В. Шуртакова и др. Проблемы эстетического восприятия явились результатом исследований Ю.Б. Борева, Н.В. Берхина, О.В. Дивненко, Ш.М. Германа, В.К. Скатерщикова, Ю.А. Лукина, М.С. Кагана и др. Структуру эстетической потребности изучали М.Н. Афасижев, А.И. Буров, В.А. Разумный, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.

Вопросы эстетического воспитания исследовали П.П. Блонский, A.B. Бакушинский, Л.С. Выготский, Б.Г. Лихачев, В.Ф. Мартынов, К.В. Кулаев, Ю.Я. Егоров, В.А. Сухомлинский, Т.И. Костина, Л.И. Новожилова, Н.Л. Лейзеров, И.Ф. Харламов, С.Т. Шацкий и др. Все они отмечали, что формирование эстетической культуры личности есть необходимая и самая главная потребность личностив прекрасном, в формировании эмоций и чувств, базирующихся на эстетических переживаниях. Можно также выделить основное направление, прослеживающееся в данных научных трудах - эффективность формирования эстетической культуры личности базируется на духовных потребностях личности, связанных с умением трудиться, наслаждаться произведениями искусства, способностях личности

эмоционально откликаться на красоту. Также в исследованиях отмечается, что формирование эстетической культуры личности невозможно без опоры на ее социальную активность, что подчеркивает взаимосвязь эстетики и социального познания мира.

В нашем исследовании рассматривается воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности. Вопросами предметно-пространственной среды и ее влияния на развитие личности занимались М.А.Ариарский, А.Д.Жарков, М.А. Замураева, Г.А. Ковалев, О.А.Лановенко, Г.А. Мустафина, Р.Г. Салахутдинов, К.Г. Силанян, C.B. Сидоров, В.А. Сухомлинский, A.A. Сударенко, В.М. Чижиков, О.В. Цаплина, А.К. Уледов и др. Развивающая предметно-пространственная среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности подростка и его личности. Благодаря среде, обогащая и совершенствуя ее, человек обретает высшие духовные эстетические ценности, развивает в себе способность и потребность постижения прекрасного в реальной действительности и наслаждения им. Эффективность формирования эстетической культуры подростков в условиях предметно-пространственной среды в значительной мере зависит от степени проявления свободы и творческой самореализации личности участника, что предполагает выход за пределы некоторой ограниченности предметно-пространственной среды, предписанной установками, инструкциями, положениями, сложившимися стереотипами.

В нашей работе мы опирались на следующие диссертационные исследования, посвященные формированию эстетической культуры личности: JI.B. Богомолова, 1997; В.Д. Гатальский, 2001; М.В. Галкина, 1999; A.A. Грицай, 2008; Л.Х.Кайдырова, 1999; Н.В. Киреева, 2000; И.И.Крылов, 2007; Т.В. Леонтьева, 2008; С.Е. Марченко, 2010; Т.М. Малыгина, 2000; Л.Э.Муртазина, 2005; Г.А. Мустафина, 2001; Н.Ю. Неверович, 1997;Г.А.Никитин, 1997; О.К.Ольховская, 2010; О.В. Слуева, 2006; Ф.Ф. Пошнагиди, 2001; Е.В. Плотникова,1995; Н.В. Черникова, 2001; C.B. Цурюмова, 2009 и др.

Опора на важнейшие научные труды по социально-культурной деятельности явилось для нас очень значимым и представляет собой источниковедческую основу исследования: М.А. Ариарский, Г.А. Аванесова, Г.М. Бирженюк, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, A.C. Каргин, Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, А.П. Марков, В.Ш. Масленникова, В.Е. Новаторов, Р.Г. Салахутдинов, Е.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, П.П. Терехов, В.Е. Триодин, В.В. Туев, Д.В. Шамсутдинова, H.H. Ярошенко и др. Социально-культурная деятельность, связанная с обеспечением формирования эстетической культуры подростков, позволяет удовлетворять духовно-нравственные, социально-культурные потребности с позиции развития их индивидуальности.

Изучение состояния проблемы формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды позволяет обозначить следующие противоречия:

- между современным запросом общества на гармонически развитую личность подростка и недостаточностью разработки теоретического и методологического обоснования данной проблемы в условиях предметно-пространственной среды с учетом современных социально-культурных тенденций;

- между необходимостью разработки вариативных педагогических программ формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-

пространственной среды и отсутствием действенного механизма их реализации в условиях социально-культурной деятельности;

- между потребностью общества в повышении эстетической менталыгости личности подростка с позиции развития ее эстетического и культурного потенциала и относительно невысокой эстетической культурой современных подростков, что связанно с отсутствием элементарных эстетических знаний, умений и навыков.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать следующую педагогическую и научную проблему исследования: научно-теоретическое и экспериментальное обоснование социально-культурных условий формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и экспериментально проверить эффективность социально-культурных условий формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды.

Объектом исследования является процесс формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды.

Предметом исследования выступают социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды.

В исследовании выдвигается гипотеза, что формирование эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды будет эффективно если:

- будет обеспечена ведущая роль организованного педагогического воздействия, которое обеспечит усвоение основных эстетических категорий с позиции их ценностного раскрытия в различных видах социально-культурной деятельности, связанных с вовлечением подростков в художественно-творческую деятельность;

- будет обеспечено поэтапное включение подростков в процесс эстетической деятельности с учетом признания непреходящего значения и духовной ценности для них возвышенного, прекрасного, изящного, с учетом развития духовных сущностных сил и творческих способностей подростков;

- будет реализован воспитательный потенциал предметно-пространственной среды, направленный на раскрытие творческих потенций подростков и обеспечивающий их вовлечение в предметно-практическую деятельность, имеющую эстетическую ценность;

- в процессе реализации формирования эстетической культуры будет разработана и внедрена эффективная программа, направленная на принятие подростками полного комплекса разработанных социально-культурных условий, обеспечивающих социальное развитие личности в аспекте ее эстетических потребностей.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили сформулировать следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, структуру и специфику формирования эстетической культуры личности подростка средствами предметно-пространственной среды.

2. Выявить воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности.

3. Теоретически разработать и опытно-экспериментально проверить содержательно-целевую программу формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности.

4. Выявить и апробировать в опытно-экспериментальной работе социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков в условиях предметно-пространственной среды.

Научная новизна исследования состоят в том, что в нем:

1.Обоснована сущность эстетической культуры подростков, которая понимается как интегральное качество личности, обеспечивающее направленность личности подростка на удовлетворение эстетических потребностей, связанных с усвоением навыков анализа эстетических и художественных явлений, определяющихся чувственно-эмоциональным и рационально-интеллектуальным отношением личности к действительности и искусству.

2. Выявлена специфика предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков, которая предполагает целостность включаемых в нее художественно-эстетических компонентов; предметно-пространственная среда с этих позиций может рассматриваться как пространственное окружение, вводящее подростка в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

3. Разработана содержательно-целевая программа, связанная с осуществлением мотивации подростков на художественно-эстетическую деятельность, с учетом особенностей психологических основ формирования эстетического сознания в подростковом возрасте, обеспечивающей усвоение основных эстетических знаний, формирование эстетики поведения, а также изучение основ мировой художественной культуры, связанной с вовлечением подростков в различные виды и формы художественно-творческой и эстетической деятельности.

4. Выявлены социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды, направленные на усвоение эстетических и социально-культурных ценностей, формирование художественно-эстетических и нравственно-эстетических потребностей подростков, культурных запросов, повышения общего их уровня на базе вовлечения их в различные формы эстетической деятельности в условиях организованной предметно-пространственной среды.

5. Раскрыты направления формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды:

- приложение творческих усилий подростков к украшению предметно-пространственной среды;

- участие подростков в эстетическом облагораживании домашнего быта и школьного интерьера, позволяющих усваивать законы симметрии, гармонии и красоты;

- умение подростков поддерживать регулярный уход и порядок в домашней и школьной среде, направленных на формирование эстетического вкуса;

- формирование желания у подростков улучшать эстетическую обстановку окружающей среды, стремление эстетической воспитанности, совершенствованию эстетических знаний, укреплениюэстетических умений и навыков;

- поддержка интереса подростков к новым знаниям и ярким эстетическим впечатлениям, стремлению к красоте, желанию привнести ее в свою жизнь.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась исходными теоретическими и методологическими позициями автора исследования; методологической обоснованностью исходных положений научной работы; применением комплекса методов, адекватных целям, задачам и предмету исследования; анализом специализированной педагогической, искусствоведческой,

социально-культурной литературы по избранной проблеме; опытно-экспериментальной проверкой полученных результатов в различных социально-культурных условиях; сочетанием качественного и количественного анализа материала; использованием различных диагностик в исследовании.

Теоретическая значимость исследования работы заключается в том, что обоснован процесс формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды; выявлены современные социально-культурные факторы, влияющие на эффективность формирования эстетической культуры подростков; раскрыты основные направления организации предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков; разработана содержательно-целевая программа формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности; разработана структура эстетической культуры подростков и этапы ее реализации; выявлена специфика формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды; раскрыт воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности; выявлено значение применения различных социально-культурных условий формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды с учетом возрастного подхода.

Практическая значимость исследования заключается в целенаправленном использовании возможностей педагогического потенциала социально-культурной деятельности в формировании эстетической культуры подростков, обеспечении социально-культурных условий организации данного процесса в разработке основных требований к содержанию и технологиям организации досуга подростков.

Разработанная содержательно-целевая программа, реализующая у подростков целостное восприятие окружающего мира, развитие эстетического вкуса, способность к эмпатии, умение переживать и сопереживать, а также отождествлять культурные ценности в своей жизни с эстетическими идеалами, обеспечивает более высокое качество формирования эстетической культуры за счет учета методологических требований организации эстетического воспитания. Содержательно-целевая программа направлена на выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений у подростков, воспитание эстетической чуткости и эстетических суждений, стремления и умения вносить элементы прекрасного во все стороны жизни.

Данная содержательно-целевая программа может быть использована в работе центров детского творчества, досуговых центров, центров дополнительного образования, общеобразовательных учреждений, творческих школах и студиях, в процессе повышения квалификации специалистов социокультурной деятельности по работе с подростками, при работе с родителями.

Прикладное значение исследования заключается в создании педагогического инструментария по формированию эстетической культуры подростков в условиях предметно-пространственной среды, при разработке педагогических систем и образовательно-воспитательных программ по эстетическому воспитанию детей и подростков в процессе социально-культурной деятельности.

Результаты исследования могут быть учтены при дальнейшей разработке системы педагогических материалов по развитию эстетической культуры подростка в условиях досуговой и социально-культурной деятельности.

Методологическую основу исследования составили:

- исследования, посвященные формированию эстетической культуры личности (Аристотель, В.В. Бычков, П.П. Блонский, М.В. Галкина, М.С.Каган, Л.Х.Кайдырова, Н.Б. Крылова, В.Н. Липский, A.C. Макаренко, С.Т. Махлина, Л.Э.Муртазина, В.П. Острогорский, Платон, Песталоцци, Л.П. Печко, Г.А. Петрова, Ф.Ф. Пошнагиди, Б.Ф. Сафонов, Л.С. Семенова, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов, и др.);

- концепции эстетического воспитания (А.И. Буров, И.И. Барабанова, Л.А. Волович, Н.И. Киященко, Н.Б. Крылова, И.И. Крылов, В.П. Крутоус, Б.Г. Лихачев, Т.М. Малыгина, Г.А. Петрова, Л.М. Печко, В.И. Толстых, Т.В. Шуртакова, З.Г. Явгильдина и др.);

- исследования, посвященные социально-культурной деятельности (Б.С. Алишев, М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, A.C. Каргин, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, В.Ш. Масленникова, Е.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, В.Е. Триодин, П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова, Н.Н.Ярошенко и др.);

- исследования, посвященные роли предметно-пространственной среды в развитии личности (М.А. Ариарский, А.Д.Жарков, М.А. Замураева, Г.А. Ковалев, О.А.Лановенко, Г.А. Мустафина, Р.Г. Салахутдинов, К.Г. Силанян, C.B. Сидоров, В.А. Сухомлинский, A.A. Сударенко, В.М. Чижиков, О.В. Цаплина, А.К. Уледов и

др-);

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:

- теоретический анализ социально-культурной, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы по исследуемой проблеме;

- изучение и анализ передового педагогического опыта по эстетическому воспитанию;

социолого-педагогические измерения: наблюдения, анкетирование, интервьюирование, диагностирование, собеседование, самоанализ, самооценка, социометрические методы, анализ художественно-эстетической деятельности подростков, диагностические беседы, дискуссии, педагогический эксперимент;

- методы сбора эмпирической информации: тестирование, анкетирование, статистический анализ результатов исследования, табличные интерпретации полученных данных, качественный анализ основных этапов опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальная база исследования: Исследование процесса формирования эстетической культуры подростков проводилось на следующих базах: Школа искусств "Малая Академия искусств" г. Казани, Кадетская школа-интернат №6 г. Казани, Муниципального бюджетно-образовательного учреждения «школа №98», Муниципального бюджетно-образовательного учреждения «школа № 51», Муниципального бюджетно-образовательного учреждения «лицей №116». В эксперименте приняло участие: 24 педагога; констатирующий эксперимент - 420 участников эксперимента, в формирующем и контрольном - респондентов - 220 участников.

Первый этап (2008-2010) - поисково-теоретический. В этот период происходило осмысление данной проблемы, ее состояние на современном этапе, были намечены методические подходы к проблеме формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности, сформулированы цель, гипотеза. На данном этапе началось осуществление опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента, выявление критериев эстетической культуры подростков. Параллельно изучалась философская, психолого-

педагогическая, социально-культурная, методическая литература; изучался опыт работы школьных и культурно-досуговых учреждений в области использования предметно-пространственной среды в эстетическом развитии личности. На основе теоретического анализа изучения данной проблемы выявлена специфика формирования эстетической культуры в подростковом возрасте, ее структура, анализировались общие социально-культурные факторы формирования эстетической культуры подростков. Намечалась стратегия и тактика научного исследования и разработка методики опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2010-2011) - опытно-экспериментальный. Проводился эксперимент по апробации рабочей гипотезы, выдвижению и теоретическому обоснованию научной гипотезы. На основании проведенного эксперимента была разработана содержательно-целевая программа формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности и комплекс социально-культурных условий, обеспечивающих ее эффективную реализацию; велась комплексная методическая работа с педагогами, участвующими в проведении эксперимента, путем организации методических совещаний, использования методических рекомендаций.

Третий этап (2011-2013) - заключительно-обобщающий. Были обобщены полученные данные результатов анкетирования и диагностирования; в процессе совместной деятельности выявлены и реализованы основные направления разрабатываемой содержательно-целевой программы формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности. Проанализированы все полученные результаты в процессе опытно экспериментальной работы, подведены итоги и сделаны основополагающие выводы по теоретическим и практическим задачам нашего исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды - это целенаправленный процесс, направленный на развитие эстетических чувств в процессе преобразовательной деятельности, а также удовлетворения материальных и духовно-эстетических потребностей, позволяющих подростку раскрыть свой индивидуальный потенциал в условиях предметно-практической среды и обеспечивающий развитие эстетического отношения личности к действительности и искусству, эстетического сознания и способности к творческой деятельности по законам красоты.

2. Структура эстетической культуры личности подростка: сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности; система эстетических отношений к разнообразным объектам предметно-пространственной среды через механизмы восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения; адекватная ориентация личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей; наличие творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности; чувственно-эмоциональное, рационально-интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству; направленность личности подростка на удовлетворение эстетических потребностей.

3. Воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности: включение подростка в социокультурный опыт, развитие его ценностно-смысловой сферы сознания, становления индивидуальности; формирование эстетическо-мотивационной сферы личности подростка, его

потребности в эстетическом отношении к действительности, в активной жизненной позиции, основанной на идеале прекрасного; предметно-пространственная среда является одновременно проявлением и материально-технической деятельности, и художественного творчества, воплощающих большое эстетическое содержание и играющее важную воспитательную роль в социальных процессах труда, учебы, быта и отдыха; формирование потребности воспринимать эстетические ценности, создавая их в окружающей среде, развивая способность видеть красоту форм, линий, цветовых композиций в предметном окружении; формирование творческих способностей познавать способы эстетического образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетическое и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе; воздействие на духовный и эстетический мир воспитанников, когда предметно-пространственная среда выступает средством формирования у подростков взглядов, убеждений и хороших привычек.

4. Содержательно-целевая программа формирования эстетической культуры подростков как совокупность следующих направлений: формирующе-адаптивного, эстетико-информационного и эстетико-творческого с целью развития и гармонизации духовно-эстетических способностей подростков, развивающихся в различных областях творчества, приобщение их к мировой культуре и искусству, направленных на развитие творческой индивидуальности, действующей по законам красоты.

5. Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды:

- применение информационных технологий, использование Интернет-ресурсов, позволяющих расширить границы эмоционально-эстетического восприятия личности, информационного и мировоззренческого развития;

- вовлечение подростков в различные эстетические виды и формы общения, формирования эстетики общения и поведения;

- вовлечение подростков в различные виды предметно-пространственной деятельности в условиях творчества - театрального, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, дизайна, моды;

- реализация предметно-пространственных функций национальных праздников и эстетической направленности национальной праздничной культуры общества, вовлечение в которую формирует эстетические потребности подростков;

- развитие потребности личности подростков в самореализации в условиях предметно-пространственной среды, направленной на формирование эстетического вкуса подростков;

- реализация педагогического потенциала культурно-образовательной среды в условиях интеграции деятельности культурно-досуговых учреждений, школы и семьи;

- педагогическое управление социально-культурной деятельностью, обеспечение системности и комплексности педагогических воздействий на подростков и тесной связи эстетического воспитания с жизнью.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы, на заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств (2010-2013). Изучаемые вопросы обсуждались на Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: инновации в современном мире» (Москва, 2012); Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного

взаимодействия» (Казань, 2012); III Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования» (Новосибирск, 2013); Международной научно-практической конференции «Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном пространстве» (Махачкала, 2013); Международной научно-практической конференции «Вопросы теории и практики гуманитарных исследований» (Чебоксары, 2013); Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения» (Кемерово, 2013); Межрегиональной научно-практической конференции «Социально-педагогическое сопровождение личности в социуме: история и практика» (Йошкар-Ола, 2013).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Исследование содержит 9 схем, 12 таблиц, 11 диаграмм, 141 наименований литературных источников.

Объем диссертации составляет 228 страниц основного текста, 14 страниц библиографии, 21 страниц приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, цель, задачи, гипотеза, характеризуются методы и этапы исследования, раскрывается его научная новизна, достоверность и практическая значимость, пути апробации исследовательской работы и внедрения её результатов.

В заключении представлены выводы и определены перспективы дальнейшего исследования. Приложения содержат анкеты, диагностики, разработанную педагогическую программу формирования эстетической культуры подростков.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Научно-теоретический анализ проблемы формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды»» проведен теоретико-методологический анализ основных направлений формирования эстетической культуры подростков в условиях современной социокультурной ситуации; выявлен воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности; обоснованы социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды.

Проблемами формирования эстетической ■ культуры занимались многие исследователи: А.И. Буров, И.И. Барабанова, Л.А. Волович, Н.И. Киященко, Н.Б. Крылова, И.И. Крылов, В.П. Крутоус, Б.Г. Лихачев, Т.М. Малыгина, Г.А. Петрова, Л.М. Печко, В.И. Толстых, Т.В. Шуртакова, З.Г. Явгильдина и др. Все они пришли к выводу, что эстетическая культура - это возможность адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции и зависящей от развитости образного мышления. Кроме этого, формирование эстетической культуры - это направленность личности на получение новых впечатлений, эмоций, обогащающих личность с точки зрения духовно-нравственного развития. Важной особенностью формирования эстетической культуры подростков является развитие идейно-эстетических взглядов, которые основываются на мировоззрении личности. В этой связи нужно отметить, что эстетическое воспитание включает в себя не только развитые эстетические чувства, но и развитые взгляды, интеллект.

Основной направляющей доминантой является ценностно-ориентированная способность подростков с помощью чувственности постигать целостный образ действительности в ее целом, в ее гармонии и порядке. В работе обоснована специфика формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности: расширение познавательной сферы подростков, связанное с изучением истории мировой художественной культуры; вовлечение в творческую деятельность (различные формы творческой деятельности (музыка, хореография, театр, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и др.); реализация национально-регионального компонента - изучение национальных традиций, культуры, обычаев своего народа; мотивация подростков к коллективному творчеству и творческому самовыражению (участие в праздниках, конкурсах, фестивалях, викторинах, концертах и т.д.); развитие когнитивной сферы подростков (совместное написание докладов, подготовка мероприятий, участие в познавательной деятельности); формирование чувственной и эмоциональной сферы подростков путем включения в их предметно-пространственную среду (посещение театров, музеев, выставок, концертов, лекториев); формирование пространственно-образного и предметно-пространственного мышления, направленного на восприятия чувства прекрасного, красоты в общении, культуры этикета, дизайна, моды, культуры поведения.

В нашем исследовании одной из задач являлось выявление воспитательного потенциала предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности. Под предметно-пространственной средой в исследовании понимается совокупность вещественных, атрибутивных, пространственных, знаковых элементов среды, являющихся носителями культурных ценностей: духовно-эстетических и материально-эстетических; находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях между собой, членами и непосредственно включенных в контекст эстетического развития подростка. Предметно-пространственная среда как эстетический феномен вместе с преобразующей действительностью человека, представляет собой основной источник возникновения и развития в людях способности эстетического отношения к действительности. На этом фундаменте возникло и эстетическое отношение к искусству, способность воспринимать, чувствовать и переживать эстетическое воздействие, создавать прекрасное в своей деятельности и окружающем пространстве.

Материальное окружение, организованное с целью предоставления большого пространства для творческих исканий личности участников, тем самым активно развивает и тренирует его воображение. Также мы опосредованно формируем механизм самоактивности в соответствии с его психологической природой, создаем условия для выбора путей и средств достижения подростками намеченных целей, намерений, реализации личностно значимых, индивидуальных потребностей, способствуем в достаточной мере проявлению самостоятельности каждого участника, которая выражается в его самоорганизации, самооценке. Развивающая предметно-пространственная среда - это и система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности подростка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. Предметная среда, обстановка, в которой живут и учатся наши участники, развивая нравственное отношение личности к обществу, к другому человеку, к труду, формирует потребность воспринимать эстетические ценности, создавая их в окружающей среде, развивает способность

видеть красоту форм, линий, цветовых композиций в предметном окружении. Наша позиция состоит в моделировании социокультурной предметно-пространственной развивающей среды, которая позволила бы подростку проявлять творческие способности, познавать способы эстетического образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

В нашей педагогической работе предметно-пространственная среда изучалась с позиции двух уровней: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый уровень - вещественный, материализованный, а второй - духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге общения педагога с подростком, подростка с искусством. Необходимо выделить основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды при условии: содержательности и эстетической значимости этой среды; целенаправленного и систематического отношения подростков к эстетическим качествам интерьера, где роль педагога является ведущей, организующей восприятие и деятельность личности; активного приобщения подростков к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Одной из задач исследования являлось выявление и апробация эффективных социально-культурных условий формирования эстетической культуры. Социально-культурные условия в нашем исследовании анализировались с позиции наличия эстетических и социально-культурных ценностей, связанных с усвоением подростками современной культуры общества; сформированных художественно-эстетических и нравственно-эстетических потребностей подростков, которые связаны с вовлечением их в организованную предметно-пространственную среду; формирования культурных запросов подростков и общего их уровня вовлечения в различные формы эстетической деятельности.

Важным социально-культурным условием формирования эстетической культуры подростков является вовлечение подростков в различные виды предметно-пространственной деятельности в условиях творчества - театрального, музыкального, хореографического, декоративно-прикладного, изобразительного, дизайна, моды. На базе нашего лицея №116, директором которого является автор данного исследования, открылась творческая студия знаменитого актера - Константина Хабенского. Идея создать такую студию возникла в конце прошлого года во время гастролей актера в Казани. Мэрия поддержала необычный проект, желающих записаться в студию оказалось очень много - более 300 школьников. В основе создания творческой студии К. Хабенского лежит концепция общего эмоционально-нравственного развития ребенка, формирования культуры чувств и эстетического восприятия мира. Школа ставит следующие задачи: формирование позитивных и свободных людей: «свободных и «мышечно», и эмоционально, и духовно»; развитие навыков актерского мастерства; раскрытие эмоционального, чувственного и духовного потенциала подростков; формирование творческой индивидуальности личности; развитие интеллектуальных потенций, эмоциональное и духовное раскрытие подростков, снятие комплексов; создание трех групп — для младших и старших классов, с которыми работают актеры из Казани, Москвы и Санкт-Петербурга; развитие умений самовыражаться, правильно подавать свои эмоции и управлять ими; воспитание гармонично развитой личности, которая рождается только в соприкосновении с творчеством, участвуя в творческом процессе. В процессе работы студии проходят творческой встречи, презентации проектов, совместные занятия в

группах и показы получившихся спектаклей, круглые столы для педагогов. Работа строится по трем основным направлениям: культура речи, пластика, уроки творчества (развитие фантазии, воображения через актерское мастерство). В программе работы школы-студии К. Хабенского: показ спектаклей-импровизаций; подведение итогов работы на круглом столе; работа делегаций на открытой площадке. Студия для подростков не будет готовить профессиональных актеров, но ее ученики получат возможность «раскрыться» творчески и развиться эстетически.

Еще одним условием является применение информационных технологий, использование Интернет-ресурсов, позволяющих расширить границы эмоционально-эстетического восприятия личности, информационного и мировоззренческого развития. Интернет позволяет использовать уникальную возможность познавать все многообразие культуры мира с различных позиций - визуальных, познавательных, интеллектуальных. Современная компьютерная графика поражает своим цветовым богатством, бесконечным множеством оттенков и художественных граней. Интернет-технологии, при выполнении поиска различных заданий, позволяют расширить границы эмоционально-эстетического восприятия личности. Социокультурным условием формирования эстетической культуры подростков является педагогическое управление социально-культурной деятельностью, обеспечение системности и комплексности педагогических воздействий на подростков и тесной связи эстетического воспитания с жизнью. Педагогизация управления социально-культурной деятельностью способствует: четкому определению сущности функциональных принципов деятельности учреждения по формированию эстетической культуры подростков; выполнению адаптивно-нормативных, образовательно-развивающих, преобразовательно-созидательных, зколого-охранительных, информационно-просветительских, интсгративно-коммуникативных, рекреативно-игровых функций; формированию новых идей, программных методов, средств организации по эстетическому воспитанию, структур и управления ими; определению полномочий муниципального образования в сфере культуры; формированию единого культурного пространства; обеспечению оптимального характера социокультурных процессов, механизмов культуры; эстетическая культура эффективно развивается в условиях социально-культурного проектирования развития процессов взаимодействия культурно-досуговых учреждений, семьи и школы.

Вторая глава «Организация опытно-экспериментальной апробации социально-культурных условий формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды» посвящена разработке и реализации основных направлений содержательно-целевой программы формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности и результатам опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности социально-культурных условий формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды.

Одной из задач нашего исследования являлась разработка и реализация содержательно-целевой программы формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности. Под содержательно-целевой програлшой формирования эстетической культуры подростков в нашем исследовании понимается совокупность следующих направлений: формирующе-адаптивного, эстетико-информационного и эстетико-творческого с целью развития и гармонизации духовно-эстетических способностей подростков, развивающихся в различных областях творчества, приобщения их к мировой культуре и искусству, направленных на развитие творческой индивидуальности, действующей по законам

красоты (см. схема!) В основе разработки нашей программы лежит концепция формирования эстетических потребностей в условиях социально-культурной деятельности, предложенная М.А. Ариарским. Опираясь на М.А. Ариарского, мы применили его положения о том, что эстетическая потребность утверждается на фундаменте знаний в процессе просвещения и воспитания. Ступени развития эстетической потребности тесно связаны с мотивами, в которых выражается направленность действий человека для их удовлетворения; ни одна из духовных потребностей не будет успешно реализована, если она не включает в себя элемент эстетического отношения к действительности. В силу этого эстетическая потребность по природе своей носит универсальный характер и самым тесным образом связана с другими духовными потребностями; эстетический идеал формируется на основе развития эстетической потребности, которая и является внутренним условием существования идеала. Стремление человека изменить, переделать мир по законам красоты сопряжено с его активностью, детерминантом которой является потребность.

Основные направления нашей программы: 1) формирующе - адаптивное -связано с осуществлением мотивации подростков на художественно-эстетическую деятельность; реализуется с учетом особенностей психологических основ формирования эстетического сознания в подростковом возрасте; 2) эстетико-ипформационное - связано с усвоением основных знаний, обеспечивающих формирование эстетики поведения, а также изучение основ мировой художественной культуры; 3) эстетико-творческое — связано с обеспечением вовлечения подростков в различные виды и формы творческой деятельности.

В программе разработаны и обоснованы: цель, основные задачи, ожидаемый результат, основная идея, раскрыты личностные качества, умения и навыки участников; концепция формирования эстетических потребностей в условиях социально-культурной деятельности, предложенная М.А. Ариарским; положения организации социально-культурной деятельности подростков; требования к системе формирования эстетической культуры; принципы формирования эстетической культуры в процессе социально-культурной деятельности; технологические основы программы.

Схема 1. Содержательно-целевая программа формирования эстетической культуры подростков

Содержательно-целевая программа опирается на следующие положения организации социально-культурной деятельности подростков: социально-культурная деятельность должна обеспечивать целенаправленное приобщение подростка к богатствам культуры, формирования его ценностных ориентации и «возвышения» духовных потребностей; в процессе организации социально-культурной деятельности подростков необходимо стимулирование их социальной активности, инициативы и самодеятельности, направленной на повышение умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания эстетического саморазвития и самосовершенствования. Социально-культурная деятельность рассматривается в данной работе как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования подростков. Вовлечение подростков в социально-культурную деятельность связано с созданием благоприятных условий для удовлетворения психофизиологических, коммуникативных, познавательных и эстетических потребностей, направленных на стимулирование социально значимых мотивов культурно-досуговой деятельности -формирования и развития умений и навыков рационально строить свой досуг, самовыражения и самоутверждения личности в сфере свободного времени. Основные направления содержательно-целевойпрограммы разрабатывались нами с учетом следующих требований к системе формирования эстетической культурыподростков: учет возрастных особенностей подростков в формировании эстетической культуры: изменение эстетических потребностей, тенденция к выбору разнообразных эстетических идеалов, переоценка ценностных ориентиров, способность и желание оценивать произведения искусства, наличие неоднозначных социальных, психофизиологических и личностных противоречий в развитии;изменения в деятельностно-волевой системе, реализуемой в эстетических способностях, определяющих творческую направленность эстетической культуры; изменение и развитие в подростковом возрасте ценностно-ориентационных установок, реализуемых в убеждениях и направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов; нестабильная коммуникативная регуляция, проявляющаяся в колебаниях эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности. Разработанная содержательно-целевая программа сформировала у подростков полноценное восприятие и правильное понимание прекрасного в искусстве и действительности, выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса, стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны жизни, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного.

Опытно-экспериментальная работа была проведена автором в течении пяти лет (2008-2013гг.). В исследовании применялись диагностики: авторские анкеты, «Открытое Письмо Директора лицея участникам эксперимента «Свободная форма»; методика «Эстетическая культура» Г.А. Петровой, направленная на диагностику знаний (система понятий эстетической направленности), эстетических предпочтений (эстетический вкус), системы эстетических и художественных умений; методика «Ориентация на художественно-эстетические ценности» Ю.П. Соловьевой; методика «Измерение художественно-эстетической потребности», разработанная B.C. Аванесовым; «модифицированная методика для подростков на измерение уровней эстетического сознания»; «степень участия подростков в различных культурно-досуговых мероприятиях». Определены следующие критерии формирования

эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности: информационно-познавательный, выраженный в знаниях личности; ценностно-ориентационный, реализуемый в убеждениях и направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов; творческо-преобразующий, реализуемый в

ДИАГРАММА 1

Постэкспериментальный срез уровней эстетической культуры (1э.и1к.)

50 ' 40 ' 30 ' 20 : 10 1 0 '

эстетико- худож.-лреобр. пассивно-творческий созерцат.

о Экспер.гр ° Контр.гр

ДИАГРАММА 2

Постэкспериментальный срез уровней эстетической культуры (2э.и2к.)

50 ■ 45 ■ 40 ■ 35 " 30 " 25 " 20 ' 15 ' 10 ' 5 ' 0 ■

п Экспер.гр 0 Контр.гр

эстетико- художест.- пассивно-творческий преобраз. созерцат

эстетических способностях, определяющих творческую направленность эстетической культуры. В исследовании также были выделены пассивно-созерцательный (низкий), художественно-преобразующий (средний), эстетико-творческий (высокий) уровни формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности. Полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что участники экспериментальных групп по показателям эстетической культуры оказались на значительно более высоком уровне по сравнению с контрольными группами на конец эксперимента. Это дало основание утверждать об эффективности предложенных в диссертации социально-культурных условий формирования эстетической культуры подростков в условиях предметно-пространственной среды и спроектированной содержательно-целевой программы.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование существенно увеличило показатели по следующим компонентам: у участников экспериментальных групп существенно развился уровень чувственно-оценочного эстетического сознания и его способность использовать различные эстетические категории, отражающие качества прекрасного и совершенного, комического, трагического и безобразного через механизмы эстетического восприятия, эстетического переживания, эстетической оценки, а также эстетических вкусов, идеалов, взглядов; у многих участников сформировалась индивидуально-развитая система эстетических отношений, позволяющих ориентироваться в многообразии эстетических ценностей и выражающей их предпочтения и установки; развились навыки интуитивного и сознательного анализа эстетического и художественного явления и готовности объективно и субъективно мотивировать свою эстетическую позицию; у участников высокого (эстетико-творческого) уровня проявилась развитость образного мышления как творческого процесса; у участников среднего (художественно-преобразующего) и высокого (эстетико-творческого) уровней развилась эстетическая активность, проявляющаяся в отражении, выборе, оценке и творческом преломлении эстетических впечатлений, в духовно - содержательном эстетическом общении с людьми и реализующейся в социальном творчестве (см. диаграммы 1,2).

Результаты данного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Обоснована сущность эстетической культуры подростков, которая понимается как интегральное качество личности, обеспечивающее направленность личности подростка на удовлетворение эстетических потребностей, связанных с усвоением навыков анализа эстетических и художественных явлений, определяющихся чувственно-эмоциональным и рационально-интеллектуальным отношением личности к действительности и искусству.

2. Формирование эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды - это целенаправленный процесс, направленный на развитие эстетических чувств в процессе преобразовательной деятельности, а также удовлетворения материальных и духовно-эстетических потребностей, позволяющих подростку раскрыть свой индивидуальный потенциал в условиях предметно-практической среды и обеспечивающий развитие эстетического отношения личности к действительности и искусству, эстетического сознания и способности к творческой деятельности по законам красоты.

3. Раскрыта структура эстетической культуры личности подростка, реализуемая в процессе социально-культурной деятельности.

4. Выявлен воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков.

5. Выявлена специфика формирования эстетической культуры подростков в условиях предметно-пространственной среды.

6. Выявлены социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной среды.

7. Разработана и апробирована содержательно-целевая программа формирования эстетической культуры подростков как совокупность следующих направлений: формирующе-адаптивного, эстетико-информационного и эстетико-творческого с целью развития и гармонизации духовно-эстетических способностей подростков, развивающихся в различных областях творчества, приобщение их к мировой культуре и искусству, направленных на развитие творческой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Публикации в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Владимирова, Ю.Б. Ретроспективный анализ основных направлений формирования эстетической культуры подростков в условиях современной социокультурной ситуации / Ю.Б. Владимирова // Вестник Тамбовского государственного университета. - 2013. - №2.- С.105-110. (0,4п.л.)

2. Владимирова, Ю.Б. Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности / Ю.Б. Владимирова // Вестник казанского государственного университета культуры и искусств,- 2013. - №2 . - С.92 - 95. (п.л. 0,3)

Учебно-методические материалы:

3. Владимирова, Ю.Б. Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростка средствами предметно-пространственной среды: учебно-методическое пособие / Ю.Б. Владимирова. - Казань: Изд-во «Деловая полиграфия», 2012. - 68 с. (4,3 п.л.)

4. Владимирова, Ю.Б. Содержательно-целевая программа формирования эстетической культуры подростков: учебно-методическое пособие / Ю.Б. Владимирова - Казань: Изд-во «Деловая полиграфия», 2013. - 20 с. (1,3 п.л.)

Научные статьи, опубликованные в материалах международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций:

5. Владимирова, Ю.Б. Формирование эстетической культуры подростков в процессе творческой направленности личности [Текст] / Ю.Б. Владимирова // Научная дискуссия: инновации в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции. - Москва, 5 декабря 2012 г. - С.59-63. (0,3 п.л.)

6. Владимирова, Ю.Б. Формирование эстетической культуры подростков в условиях культурно-досуговой деятельности [Текст] / Ю.Б. Владимирова // Искусство

и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия: материалы Международной научно-практической конференции. - Казань, 6-7-декабря 2012 г., изд-во К(П)ФУ. - С.39 - 42. (0,3 п.л.)

7. Владимирова, Ю.Б. Синергетика современного досуга как гарант формирования эстетической культуры подростов [Текст] / Ю.Б. Владимирова // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования: материалы III Международной научно-практической конференции - Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2013. - С.63 - 66. (0,25 п.л.)

8. Владимирова, Ю.Б. Формирование эстетической культуры подростков в условиях свободного времени [Текст] / Ю.Б. Владимирова // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования: материалы III Международной научно-практической конференции - Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2013. - С.66 - 69.(0,25 п.л.)

9. Владимирова, Ю.Б. Воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков [Текст] / Ю.Б. Владимирова // Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции - Махачкала, 29 марта 2013г. - Москва: РПА Минюста России, 2013.-С.139 - 141. (0,3 п.л.)

10. Владимирова, Ю.Б.Формирование эстетической культуры подростков как педагогическая проблема [Текст] / Ю.Б. Владимирова // Вопросы теории и практики гуманитарных исследований: материалы Международной научно-практической конференции - Чебоксары, 14 февраля 2013 г., изд-во ЦЦИП «INET» - С.60-62. (0,3 п.л.)

11. Владимирова, Ю.Б. Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков (на примере работы лицея № 116 г. Казани) [Текст] / Ю.Б. Владимирова // Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения: материалы Всероссийской научно-практической конференции - Кемерово, 11 февраля 2013 г., изд-во: КемГУКИ - С.232 - 235. (0,3 п.л.)

12. Владимирова, Ю.Б. Формирование эстетической культуры учащихся лицея №116 г.Казани средствами социально-культурной деятельности / Ю.Б. Владимирова // Формирование эстетической культуры подростков средствами социокультурной деятельности: материалы Региональной научно-практической конференции - Казань, 23 мая 2013г., изд-во. Печатный двор - С.57 - 62. (0,3 п.л.)

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Владимирова, Юлия Борисовна, Казань

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И

ИСКУССТВ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

13.00.05 - теория, методика и организация социально -культурной деятельности

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ТЕРЕХОВ П.П.

КАЗАНЬ -2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................3

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ..............................................................................25

1.1.Теоретико-научный анализ формирования эстетической культуры

подростков в условиях современной социокультурной ситуации................................................................................25

1.2. Воспитательный потенциал предметно-пространственной среды в формировании эстетической культуры подростков в процессе социально-культурной деятельности..........................................................69

1.3. Социально-культурные условия формирования эстетической культуры подростков средствами предметно-пространственной

среды..................................................................................99

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.........................................................136

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.......143

2.1. Разработка и реализация основных направлений содержательно-

целевой программы формирования эстетической культуры подростков..........................................................................................143

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке

эффективности социально-культурных условий формирования

эстетической культуры подростков средствами предметно-

пространственной среды.........................................................186

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ................................................................214

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................220

ЛИТЕРАТУРА....................................................................232

ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................246

ВВЕДЕНИЕ

Современная социально-культурная ситуация предъявляет новые требования к формированию личности подростка: социальные, культурные, информационные, духовно-нравственные, экономические и эстетические. Эстетическая культура личности предполагает формирование личности в аспекте ее понимания и чувствования красоты и гармонии в мире, уважение ко всему, что способствует цивилизационно-культурному развитию в обществе и нравственности в отношениях между людьми. Основными направлениями в формировании эстетической культуры подростков в условиях современной социально-культурной ситуации является направление социально-культурного развития с усвоением основных правил этикета, эстетики общения, застольного этикета, правил приветствия, знакомства и представления, правил поведения в общественных местах. Направление духовно-нравственного развития, связанного с усвоением определенных ценностей эстетической культуры — воплощенных в искусстве: Добра, Красоты, Любви, Дружбы и т.д. подразумевает интериоризацию данных ценностей, воплощенных в деятельности и поведении индивида.

Однако, на сегодняшний день, нельзя не отметить, что современные подростки обладают низким уровнем речевой культуры, культуры поведения, не знают элементарных правил поведения в общественных местах, в театрах, музеях, не способны видеть и понимать красоту, обладают низким художественно-эстетическим вкусом, что отражается как на их внешнем облике, так в общении с людьми. Кроме этого, низкий уровень эстетической культуры современных подростков не способствует их успешному социальному развитию, умению строить конструктивные диалоги со взрослыми и своими сверстниками, решать определенные проблемы, возникающие в жизни.

Сегодня, формирование эстетической культуры личности, является одной из важнейших задач педагогической и социально-культурной наук. Актуально

привидение в систему современных педагогических знаний об особенностях формирования эстетической культуры с учетом новых социально-экономических, социально-культурных и социально-политических изменений, происходящих в обществе. Современная социально-культурная ситуация актуализирует проблему эмоционально-чувственного восприятия мира, формирования эстетического вкуса, предъявляет повышенные требования к дизайну, интерьеру, моде, застольному этикету, организации и проведения праздников и церемоний, усвоения закономерностей эстетики взаимоотношения мужчины и женщины, девушки и юноши, взрослого и ребенка. Интенсивное развитие зарубежного туризма и менеджемента, формирования поликультурных связей, подготовки к проведению на международному уровне Универсиады-2013 способствует тому, что общество предъявляет новые требования к развитию личности: владение высокими коммуникативными связями и диалоговыми навыками, умение понимать красоту традиций и обычаев других народов, умение презентативно представлять свою нацию не только с позиции эстетической культуры общения и мышления, но и формировать новые отношения, связанные с развитием глобалистического мировоззрения, умения влиять на других людей и взаимодействовать с ними с позиции межкультурного планетарного взаимодействия.

Эстетическая культура - это поли-интегральное свойство личности, базирующееся на закономерностях и свойствах мирочувствования и мировосприятия по законам красоты и гармонии, определяющее основную направленность личности, связанную с пониманием прекрасного и умением воплощать его в деятельности. Однако, главной тенденций в формировании эстетической культуры личности можно считать направленность личности на получение новых впечатлений, эмоций, обогащающих личность с точки зрения духовно-нравственного развития. Эстетическая культура с этих позиций может рассматриваться как социальный феномен, отражающий социальную сторону

человека, его умение воплощать в поведении различные стороны эстетического мировоззрения.

Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированных всех составляющих эстетической культуры личности элементов.

Современные подростки, на наш взгляд, особенно нуждаются в педагогическом сопровождении и теоретико-научном обосновании формирования их эстетической культуры. Эстетическое развитие в этом возрасте имеет свои особенности: эндокринные и гормональные изменения заставляют подростка иногда более чувствительно и даже болезненно реагировать на окружающие явления; повышенная возбудимость эмоциональных реакций заставляет подростков не всегда адекватно воспринимать мир и окружающих людей; формирующееся мышление, связанное с формированием взрослости и начальных интеллектуально-смысловых позиций «Я-концепции» на фоне сохранения детских поведенческих реакций и способствует тому, что именно в этом возрасте педагогическая направляющая, специально разработанная методика формирования эстетической культуры с учетом новой социально-культурной ситуации, способна выравнивать и сглаживать данные противоречия и направить их развитие в нужное русло.

С особой актуальностью сегодня встала проблема эстетического воспитания подростков, что обусловлено рядом объективных факторов, среди

которых важную роль играет проявляющееся нарушение единства формирования различных компонентов личности. Подростки достигают основ физиологической зрелости, способны успешно осваивать обобщенные понятия, однако общество не смогло еще выработать методы одновременного ускорения социального самоутверждения и, что особенно важно, нравственно-эстетического освоения мира. Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, вкусов, а также навыков эстетической деятельности детей происходит в семье, школе, учреждениях культуры, а значит, успех всего дела эстетического воспитания находится в прямой зависимости от единства действий всех этих социальных институтов, от способности каждого из них найти свое неповторимое место в единой системе воспитания. Однако в современной практике можно констатировать рассогласование деятельности семьи, школы и учреждений культуры в рамках внешкольного эстетического воспитания подростков и острую потребность преодолеть это противоречие.

Типичная ошибка многих теоретиков и особенно практиков социально-культурной деятельности состоит в том, что они подчас не видят школьного фундамента, генетической связи учреждений культуры и школы, что сказывается на сужении сферы воспитательного влияния домов творчества юных, парков культуры и отдыха, театров, концертно-зрелищных учреждений, библиотек, кинотеатров, музеев, домов и дворцов культуры на учащуюся молодежь. В то же время многие педагоги не используют возможности дополнения школьных форм воспитания внешкольными, в первую очередь культурно-просветительными.

Эстетическая культура подростка выражается в наличии эстетических знаний, в развитости чувственно-оценочного эстетического сознания и его форм, в индивидуальной развитой системе эстетических отношений, в развитости образного мышления как творческого процесса на основе сочетаний и взаимопереносов эстетических и художественных образов, в эстетической активности; в умении духовно потреблять эстетические ценности, в развитости

художественного вкуса, соединяющего в себе чувственно-эмоциональную и интеллектуальную сферы жизни человека. Формирование эстетической культуры должно предполагать включение подростка в процесс эстетической деятельности, что, естественно, приведет к существенному изменению и обогащению структуры и содержания художественно-эстетического образования, форм и методов его осуществления.

На наш взгляд, в деле формирования эстетической культуры при работе с подростками, необходимо избегать ряд ошибок: при формировании определенных знаний важно создать условия ненавязчивого, доброжелательного взаимодействия между руководителем и участником, так как эстетическая культура - явление тонкого и высокого развития личности, связанного с чувствами, эмоциями, переживаниями; важно так направлять развитие личности, чтобы подростки сами захотели получать новые эстетические впечатления, что, безусловно, связано с эстетическими реакциями на предлагаемые условия; формирование эстетической культуры личности -это процесс, обеспечивающий определенные положительные эмоции высокого порядка, базирующиеся на фундаментальных эстетических потребностях.

Эстетическая культура на сегодняшний день имеет свои особенности: она должна определяться высокими познавательными потребностями личности, так как современный человек - это человек, стремящийся к новому, осваивающий информационную культуру Интернет, технологические и информационные новинки, необходимо опираться именно на эти потребности подростков, создавать им условия для усвоения инновационных технологий. Вторая особенность эстетической культуры — потребность в новых высоких эстетических впечатлениях, новых эстетических эмоциях, связанных со зрительными и слуховыми развитыми навыками, умением оперировать основными эстетическими категориями - прекрасным, безобразным и т.д.

Социально-культурная деятельность, безусловно, обладает важнейшим потенциалом для развития эстетической культуры подростков - она вводит его

в театральную, хореографическую, музыкальную и другие среды, наполняя досуг эстетическими эмоциями, формируя эстетические знания, умения и навыки, способствуя глубокому усвоению ценностей культуры. Однако, многие исследователи отмечают, что современная социально-культурная сфера не успевает за изменениями, происходящими в обществе, претерпевает значительные социально-культурные и экономические трансформации, не обеспечивает серьезного методического и теоретико-прикладного развития, и а также научно-теоретического обеспечения формирования эстетической культуры со следующих позиций: нет вариативных социально-культурных моделей формирования эстетической культуры подростков в условиях трансформации российского общества; отсутствуют современные социально-культурные технологии, направленных на интериоризацию эстетических ценностей; важнейшими компонентами формирования эстетической культуры подростков является доступ к современным произведениям искусства, однако многие учреждения культуры не всегда могут предложить данный ряд в силу экономических и материальных трудностей; нет научно-теоретической концепции формирования эстетической культуры подростков в условиях межкультурных изменений и информационных инноваций.

В нашем исследовании формирование эстетической культуры подростков осуществляется в условиях предметно-пространственной среды. Целенаправленная организация предметно - пространственной среды позволяет подросткам использовать свои внутренние ресурсы для развития личности. В условиях предметно-пространственной среды личность подростка развивается тогда, когда он начинает совместно с другими детьми, проектировать ее и строить — и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности.

Чтобы сформировать эстетическую личность, обладающую познавательными потребностями, способностями самостоятельно моделировать цели, содержание и способы организации своей деятельности, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества, требуется экономическое,

социально-политическое, духовно-информационное взаимодействие образовательной и окружающей социокультурной среды, поскольку именно в этой среде осуществляется самоформирование личности, её саморазвитие, в этой среде личность проявляет свою деятельность сущность, отражая себя в мире и мир в себе. Однако, нет ответа на главный вопрос - каким образом сформированные эстетические потребности трансформируются в эстетическую деятельность, без обеспечения серьезной педагогической мотивации с учетом требований к формированию новой личности - высоконравственной, культурной, тонко мыслящей, позитивно настроенной, понимающей специфику межкультурных и межнациональных отношений в аспекте организации основных направлений культурно-досуговой деятельности, представляющей все это в логической взаимосвязи.

В связи с этим, заявленная тема достаточно актуальна в силу следующих аспектов: формирование эстетической культуры направлено на выполнение главного заказа общества - воспитание развитой гармонической личности подростка; формирование эстетической культуры обеспечивает развитие человека новой формации - формации, где духовно-нравственные ориентиры имеют особую значимость; формирование эстетической культуры связано с реализацией не только эстетических знаний, умений и навыков и им сопутствующих компонентов, но и с формированием интеллектуальных, ментальных, ценностно-ориентационных компетенций в развитии личности, что является востребованными направлениями в современной педагогической науке.

Вопросами формирования эстетической культуры личности занимались Н.Б. Крылова, Л.П. Печко, Г.А. Петрова, P.A. Тельчарова, A.A. Мелик -Пашаев, Т.В. Шуртакова и др. Проблемы эстетического восприятия явились результатом исследований Ю.Б. Борева, Н.В. Берхина, О.В. Дивненко, Ш.М. Германа, В.К. Скатерщикова, Ю.А. Лукина, М.С. Кагана и др. Структуру

эстетической потребности изучали М.Н. Афасижев, А.И. Буров, В.А. Разумный, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.

Вопросами эстетического воспитания занимались А.И. Буров, П.П. Блонский, A.B. Бакушинский, JI.C. Выготский, Б.Г. Лихачев, В.Ф. Мартынов, К.В. Кулаев, Ю.Я. Егоров, В.А. Сухомлинский, Т.И. Костина, Л.И. Новожилова, Н.Л. Лейзеров, И.Ф. Харламов, С.Т. Шацкий и др. Все они отмечали, что формирование эстетической культуры личности есть необходимая и самая главная потребность личности в прекрасном, в формировании эмоций и чувств, базирующихся на эстетических переживаниях. Можно также выделить основное направление, прослеживающееся в данных научных трудах - эффективность формирования эстетической культуры личности