Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью

Автореферат по педагогике на тему «Социокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Усачев, Юрий Юрьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Тамбов
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Социокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Социокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью"

На правах рукописи

УСАЧЕВ Юрий Юрьевич

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

13.00.05 — теория, методика и организация социально-культурной деятельш

диссертации на соискание ученой с кандидата педагогических наук

АВТОРЕФЕРАТ

Тамбов 2013

005546120

005546120

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доктор культурологии, профессор ГРИГОРЬЕВА Елена Ивановна

Официальные оппоненты:

СУРТАЕВ Василий Яковлевич

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социалыго-куль-туриой деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (Ростовский филиал)

Ведущая организация:

ДЕРЯБИНА Наталия Владимировна кандидат педагогических паук, доцент, заведующая кафедрой управления развитием образовательных систем Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»

Защита состоится «18» декабря 2013 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.07 в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, 6, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».

Автореферат размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (http://vak.ed.gov.ru).

Автореферат разослан «15» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Н.Н. Иванова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, позволяющим быть успешным в социальном взаимодействии. В этих условиях как никогда становится важным формирование у подрастающего поколения духовно-нравственного поведения.

Таким образом, социально обусловленный заказ заключается в формировании духовно-нравственного поведения подрастающего поколения, способного к реализации своих возможностей в социуме.

Актуальность проблемы отражена в ряде правительственных концептуальных документов, касающихся образования и воспитания подрастающего поколения: в новом Законе РФ «Об образовании» (2012 г.); в Национальной доктрине образования в РФ (принятой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); в «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.); в Концепции развития образования в сфере искусства и культуры на 2008-2015 гг. (принятой постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р), ); в выступлении Президента РФ на расширенном заседании государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 г.», в котором подчеркнута направленность политики государства в настоящее время и в перспективе на развитие человека во всех его проявлениях, особенно на удовлетворение его экономических, культурных и образовательных потребностей.

Проблема духовно-нравственного воспитания юных членов общества актуальна сегодня и для школы, и для учреждений социально-культурной сферы. Досуг подрастающего поколения при низкой культуре его организации не только не приносит ожидаемого положительного результата, но даже оказывает отрицательное влияние.

Досуг подростков отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, имея возможность выбора занятий по душе, они зачастую не готовы к осознанному выбору видов деятельности на досуге, которые способствовали полноценному формированию личности. С другой стороны, стремясь к самостоятельности и оригинальности в выборе досуга, они, тем не менее, ограничены определенным кругом социальных ролей, статусом, позициями и диспозициями по сравнению со взрослыми членами общества.

Не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки, стремясь казаться взрослее, охотно перенимают от взрослых их модели проведения свободного времени, причем далеко не всегда положительные и соответствующие социальным нормам.

Задача организации досуга подростков состоит в том, чтобы участники социальных, культурных программ смогли реализовать свои личностные качества в процессе досуговой деятельности, осваивая нормы духовно-нравственного поведения.

Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография. Продуктивность художественного воспитания средствами

хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений обусловлена ее синтезирующим характером.

Несмотря на довольно активное изучение танцевального творчества детей и подростков, использование музыкально-хореографических традиций в музыкально-двигательном развитии, полихудожественный подход к освоению образной природы хореографии и прочие, далеко не все возможности хореографического искусства в развитии формирующейся личности исследованы.

Между тем социокультурная регуляция разрабатываемых педагогических воздействий может, на наш взгляд, эффективно влиять на подростков в процессе занятия хореографической деятельностью, формировать у них нормы духовно-нравственного поведения.

Степень научной разработанности проблемы. Характер исследуемой проблемы предполагает использование теоретических данных ряда наук (философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики и др.).

Изучению формирования духовно-нравственного поведения подрастающего поколения посвящено значительное количество научных работ.

Истоки исследования проблем духовного становления личности обнаруживаются еще в античной философии, прежде всего, в трудах Платона, Сократа, Аристотеля, а также Сенеки, Марка Аврелия; мыслителей Т. Кампанел-лы, Д. Локка и др. В педагогических концепциях Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо подчеркивалось значение народных основ духовного воспитания подрастающего поколения.

Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматривались в теоретическом наследии И.С. Аксакова, М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, HJL Данилевского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, E.H. Трубецкого, ГЛ. Федотова, П.А. Флоренского, СЛ. Франка, A.C. Хомякова, Л.И. Шестова и др., которые пытались определить ведущие черты русского духовного характера, понять и объяснить сущность и природу духовного, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов, наиболее типичных для русского человека.

Проблемам формирования духовных основ личности посвящены классические труды культурологов, этнологов Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева, НЛ. Данилевского, К.Н. Леонтьева и др.

К постижению духовных основ культуры обращены работы ИЛ. Ильина, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. Эти выдающиеся педагоги связывали проблему формирования духовно-нравственного воспитания с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры и характера, где общечеловеческие и христи-анско-православные идеалы и ценности являются главным духовным стержнем личности.

Проблемы формирования духовности рассматривались также в трудах выдающихся психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, СЛ. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Работы, связанные с выявлением природы духовных идеалов личности, принадлежат современным исследователям: Н.И. Ворониной, В.Н. Духаниной, Л.С. Зориловой, Г.Ф. Карповой и др.

Ведущая роль воспитания как целенаправленного планомерного процесса формирования духовной культуры личности определена в работах Н.В. Бордовской, Б .Г. Лихачева, Н.К. Степаненкова, Н.Ф. Харламова и др.

Большое значение для определения потенциала досуговой деятельности в формировании личности имеют труды Л.А. Акимовой, М.А. Ариарского,

A.A. Бодалева, О.С. Газмана, Е.Г. Доронкиной, Б.С. Ерасова, Ю.В. Китова,

B.Т. Лисовского, Б.Г. Мосалёва, A.B. Мудрика, B.C. Мухиной, A.C. Орлова, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Б.А. Трегубова, В.В. Туева и др.

Специальные научные разработки посвящены выявлению специфики социально-культурной деятельности в формировании личности (И.И. Алпацкий, В.П. Беспалько, В.В. Гладких, Е.И. Григорьева, Ю.Г. Дерябина, М.И. Долженко-ва, Е.В. Домаренко, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, P.A. Лигвак, А.П. Марков, В.А. Никитин, Г.Н. Новикова, Г.К. и А.Г. Селевко, В.М. Чижиков, Е.И. Холосто-ва, H.H. Ярошенко и др.).

Изучить обозначенную в диссертации проблему позволил общий уровень науки об искусстве хореографии, достигнутый благодаря работам: Л.Д. Блок, Ф.В. Лопухова, В.М. Красовской, Ю.А. Бахрушина, В.В. Ванслова, Е.Я. Суриц, М.М. Фокина, КЯ. Голейзовского, Ю.И. Слонимского, Ю.М. Чурко, А.М. Мес-серера, В.М. Гаевского, И.А. Моисеева, Г.Н. Добровольской, И.В. Ступникова, А.П. Кириллова, И.А. Герасимовой, Д.Н. Катышевой и др.

Анализ литературы показывает, что в наибольшей степени она представляет разработку методических вопросов: методики организации детских хореографических коллективов, методических указаний по формированию детского репертуара, методики преподавания хореографических дисциплин. А.Н. Беликова, Г.О. Бильченко, Л.Н. Богаткова, М.С. Боголюбская, Е.В. Голикова, Ю.И. Громов, В.П. Ивинг, О.В. Кветная, Е.В. Конорова, B.C. Константи-новский, Г.Г. Кореневский, Э.А. Куруленко, В.В. Окунева, Т.В. Пуртова, A.A. Радугин, В.Н. Светинская, Т.Б. Хазанова-Нарская и др.

Раскрытию значения хореографической деятельности в формировании личности детей, подростков и молодежи средствами социально-культурной деятельности посвящены научные исследования A.B. Еременко, В.А. Ересько, М.Ю. Завражина, A.A. Черноштана и др.

Таким образом, проблеме духовно-нравственного воспитания подростков в процессе хореографической деятельности посвящено значительное количество работ. Между тем, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема формирования духовно-нравственного поведения подростков полностью не решена. На наш взгляд, сознательно осуществляемое влияние на подростков в процессе занятий хореографической деятельностью позволит им успешнее овладевать нормами духовно-нравственного поведения.

Рассмотрение различных подходов к решению проблемы позволило выявить ряд противоречий между:

- актуализацией требований, предъявляемых обществом к культурному уровню современного человека, с одной стороны, и недостаточным умением оформления социальных взаимодействий, позволяющих реализовывать свои возможности в социуме — с другой;

- наличием воспитательных и социально-интеграционных потенциалов хореографической деятельности в формировании духовно-нравственного поведения подростков, которые обусловлены ее синтезирующим характером, с одной стороны, и недостаточным использованием этого потенциала в воспитательном процессе - с другой;

- имеющимся эмпирическим опытом использования хореографической деятельности в формировании духовно-нравственного поведения подростков, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью феномена социокультурной регуляции — с другой.

Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему: каковы возможности социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

Объект исследования: формирование духовно-нравственного поведения подростков.

Предмет исследования: социокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

Цель диссертационного исследования заключается в научном обосновании процесса социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

Данная цель диссертационного исследования потребовала определения ряда задач:

1. На основе изучения литературных источников раскрыть сущность и выявить специфику социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

2. Разработать совокупность организационно-педагогических условий формирования духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

3. Обосновать и экспериментально апробировать модель духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

4. Определить критериальный аппарат, позволяющий оценить эффективность педагогической работы по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

5. Разработать и апробировать педагогическую программу по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью будет происходить эффективнее при следующих организационно-педагогических условиях:

- социокультурное регулирование процесса;

- моделирование педагогического процесса, направленного на удовлетворение социально-культурных потребностей подростка;

- построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков;

- методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуговых мероприятий, критериальный аппарат и т.д.;

- готовность педагогов к социокультурному регулированию профессиональной деятельности, использование различных технологий, форм, средств и методов социально-культурной деятельности;

- распределение функций между субъектами социокультурного регулирования в процессе осуществления деятельности (общих - прогнозирование, планирование, организация, активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль; конкретных - отражающих текущие и перспективные потребности);

- учет присутствия компонента саморегуляции подростком своих действий, поступков в процессе педагогического воздействия на него;

- использование обратной связи - анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.

Методологическую базу исследования составляют:

- идеи философов о становлении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Э. Берн, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, и др.);

-идеи русских мыслителей H.A. Бердяева, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева о русской духовности в контексте культурно-исторической теории, развития психики и сознания Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, теории деятельности А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и др.;

- теория непрерывного образования и концепция личностно-ориентированного подхода (Б.С. Гершунский, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина,

A.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сласгенин, П.В. Худоминский и др.);

- концепции вариативно-программного подхода (A.B. Волохов, М.М. Поташник, М.И. Рожков и др.);

- психолого-педагогические концепции развития творческой личности (А. Бергсон, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд и др.);

- концепции систем социально-культурного воспитания (Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, В .Я. Суртаев, Н.В. Шарковская и др.).

Теоретическая база исследования. Характер исследуемой проблемы предполагает использование теоретических данных ряда наук, изучающих социально-культурную деятельность:

-работы М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, в которых заложена теоретическая база изучения социокультурной системы, регулирующей жизнедеятельность индивидов социальными условиями и создаваемой культурой;

- философские труды, посвященные проблеме социальной регуляции (Г.В. Атаманчук, О.Г. Дробницкий, Л .Я. Дятченко, В.Г. Игнатов, В.Н. Иванов,

B.И. Патрушев, А.И. Пригожий, Е.Я. Режабек, Г.В. Франчук, Р.Д. Хунагов, Г.П. Щедровицкий, В.А. Ядов и др.);

-работы, раскрывающие различные аспекты педагогического регулирования в социально-культурной сфере: И.И. Воронина, A.A. Ласкина, О.В. Сте-панченко, H.H. Фокиной и др.;

- исследования в области социально-культурной, кулыурно-досуговой деятельности Ю.Д. Красилышкова, АС. Ковапьчук, Г.Н. Новикова, H.H. Яро-шенко (ресурсы и технологии социально-культурной сферы), Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, Б.А Титова (педагогика культурно-просветительской деятельности); АД. Жаркова (технологический процесс в культурно-досуговой деятельности); М.А Ариарского (эффективность работы учреждений культуры); AJL Айзенберга, AB. Даринского (теория, методология самообразования).

Методы исследования включают: теоретический анализ литературных источников; анализ методической документации (отчетов, планов, программ); анкетирование; экспертный опрос; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, в ходе которых проверялась гипотеза; моделирование; математическая обработка данных.

Опытно-экспериментальными базами исследования являлись:

МОУ ДОД «Никифоровская детская школа искусств»; народный хореографический ансамбль «Селяночка» МУК Никифоровский РДК (р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области); народный коллекгав эстрадного танца «Орион» МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Мичуринска Тамбовской области; детская хореографическая студия при Государственном академическом Воронежском русском народном хоре (г. Воронеж); ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени C.B. Рахманинова».

В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 268 человек: 186 подростков в возрасте 12-15 лет приняли участие в социологическом опросе, 68 подростков составили экспериментальную (36 человек) и контрольную (32 человека) группы. Кроме того, в экспериментальной работе принимали участие 2 педагога-хореографа и 12 студентов кафедры хореографии ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени C.B. Рахманинова».

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2013 гг. и состояло из трех основных этапов.

- На первом этапе (2010-2011 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в научной литературе, материалах специальных исследований. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы. Были проанализированы и обобщены основные подходы к проблеме социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью. На этом же этапе были определены сущность, специфика и выявлены организационно-педагогические условия, а также разработана модель социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

-На втором этапе (2011-2012 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялась экспериментально-практическая работа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, включающие анкетирование, исследовались различные подходы к исследуемой проблеме на практике, а также были экспериментально проверены организационно-педагогические условия формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

-На третьем этапе (2012-2013 гг.) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- уточнено понятие «социокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков», конкретизирована его сущность в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью;

- раскрыто содержание понятия «формирование духовно-нравственного поведения подрастающего поколения», которое на современном историческом этапе определяется социальными изменениями, происходящими в обществе, которые требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, позволяющим быть успешным в социальном взаимодействии;

- выявлена педагогическая специфика занятий в самодеятельном хореографическом коллективе, позволяющая, наряду с развитием психофизического аппарата, оказывать педагогическое воздействие на сознание, чувства и поведение подростка, максимально дифференцировать и индивидуализировать задания для всех его участников с учетом уже сформировавшихся интересов и склонностей, достигая при этом значимые результаты в приобретении навыков духовно-нравственного поведения;

- выявлены формы, методы, приемы и средства социально-культурной деятельности, обеспечивающие социокультурную регуляцию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью;

- обоснована совокупность организационно-педагогических условий эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью;

- разработана и апробирована структурно-функциональная модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, включающая: цель, задачи, условия, принципы, компоненты, содержание, формы, методы социально-культурной деятельности, технологии, критериальный аппарат, результат;

- разработаны критерии оценки эффективности педагогической работы по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью;

- осуществлен отбор содержания социально-культурных мероприятий, способствующих формированию духовно-нравственного поведения подростков, показана специфика их использования в процессе хореографической деятельности;

- научно обоснована, разработана и апробирована педагогическая программа «Жить в танце» по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования определяется:

- введением в научный категориальный аппарат теории социально-культурной деятельности понятия «социокультурная регуляция духовно-нравственного поведения подростков», которое до этого использовалось лишь в специализированных психологических исследованиях, вне связи с широким социально-культурным контекстом личностного развития подростка;

- операционализацией и уточнением сущности социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков, а также выявлением особенностей социокультурной саморегуляции на подростковом этапе онтогенеза;

- выявлением и обоснованием системы педагогических принципов, определяющих процесс социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения у подростков в социально-культурной деятельности;

- разработкой структурно-функциональной модели социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, которая позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет духовно-нравственное поведение подростков, позволяющее личности успешно адаптироваться в социуме, согласовывать собственные интересы с общественными, ориентируясь на установки и требования социума.

Применяемый в диссертационном исследовании регулятивный подход к проблеме формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью позволяет рассматривать хореографию как вид деятельности, в процессе которой при определенных организационно-педагогических условиях, происходит духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут служить основой для перспективных научных поисков при разработке региональных комплексных программ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Результаты исследования обеспечивают работников учреждений куль-турно-досуговой сферы научно-обоснованными выводами и рекомендациями по организации процесса формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

Разработанные авторская педагогическая программа «Жить в танце» и методические рекомендации по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования педагогической дея-

тельности могут послужить основой для совершенствования процесса воспитания подростков в процессе внеурочной деятельности.

Созданное в ходе исследования научно-методическое обеспечение (учебно-методические материалы, информационно-образовательные ресурсы и т.д.) и авторская педагогическая программа могут быть использованы при разработке педагогических систем и образовательных программ по формированию досуговой культуры подростков и молодежи на федеральном и региональном уровнях, а также в работе учреждений социально-культурной сферы и системы образования.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут использоваться:

- в деятельности государственных организаций при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

- при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности подрастающего поколения на федеральном и региональном уровнях;

- в работе центров по организации досуга детей, подростков и молодежи;

- в системе переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знания; целенаправленным анализом педагогической практики; а также применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования; позитивными изменениями в результате реализации педагогической программы «Жить в танце» по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка определяется нами как прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в нем посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества

2. Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью заключается в уникальности педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в котором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность получения навыков духовно-нравственного поведения.

3. Совокупность организационно-педагогических условий формирования духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью:

- социокультурное регулирование педагогического процесса;

- моделирование педагогического процесса, позволяющее рационализировать способы построения и управления деятельностью;

- построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков;

- методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуговых мероприятий, критериальный аппарат и т.д.;

- готовность педагогов к социокультурному регулированию профессиональной деятельности, использование различных технологий, форм, средств и методов социально-культурной деятельности;

- распределение функций между субъектами социокультурного регулирования в процессе осуществления деятельности (общих - прогнозирование, планирование, организация, активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль; конкретных - отражающих текущие и перспективные потребности);

-учет присутствия компонента саморегуляции подростком своих действий, поступков в процессе педагогического воздействия на него;

- использование обратной связи - анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.

4. Структурно-функциональная модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, которая включает следующие блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный, результативный и отражает функции, формы, средства, методы, принципы социально-культурной деятельности, используемые при занятиях хореографической деятельностью. Целью и прогнозируемым результатом модели является создание условий в досуговой среде для формирования духовно-нравственного поведения подростков, что в дальнейшем способствует выработке навыков и умений нравственного поведения и самоконтроля.

5. Критериальный аппарат, включающий критерии, показатели и уровни, позволяющий объективно оценить эффективность педагогической работы по' формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования. Среди критериев и показателей выделаем: когнитивный - наличие знаний о нормах и правилах поведения, осознание подростком этикетных норм поведения (норм внешнего вида, речевого этикета, норм поведения в общественных местах), понимание необходимости определенных правил и взаимоотношений между людьми в обществе; мотивационный - понимание важности духовно-нравственного поведения членов общества, положительное отношения к культуре поведения, наличие внутренней мотивации и потребностей соблюдать поведенческие нормы, желание совершенствования

своей личности; поведенческий - соблюдение связанных с этикетными нормами правил поведения в обществе, применение их в собственных поступках и действиях, следование им в различных ситуациях (в быту, общественных местах и на улице, в гостях и т.д.). Уровни сформированное™ духовно-нравственного поведения подростков: высокий, средний и низкий.

6. Педагогическая программа «Жить в танце» по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования, которая направлена на: расширение и углубление знаний подростков о сущности духовно-нравственного поведения; организацию целенаправленной деятельности подростков, в процессе которой происходит формирование высших нравственных ценностей; выработку навыков и умений нравственного поведения и самоконтроля; формирование здорового психологического климата в хореографическом коллективе; развитие потребности в самосовершенствовании и самообразовании и т.д.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах:

а) выступления автора в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях в г. Москве, Тамбове, Орле, Липецке, Пензе, Воронеже;

б) разработка авторской педагогической программы «Жить в танце» и непосредственное участие в ее апробации в МОУ ДОД «Никифоровская детская школа искусств» и ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени C.B. Рахманинова»;

в) руководство курсовыми и дипломными проектами в ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени C.B. Рахманинова»;

г) социально-культурная, воспитательная и педагогическая работа в ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени C.B. Рахманинова»;

д) создание и непосредственное руководство ансамблем современного танца «Rhythm of life» при ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени C.B. Рахманинова».

Результаты диссертационного исследования отражены в 9 научных публикациях автора общим объемом 4,5 пл., в виде научных статей, в том числе в 3 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и ряд приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, освещается степень ее научной разработанности, охарактеризованы цель, задачи исследования, определены его объект, предмет и методы, выдвинута гипотеза; показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы

положения, выносимые на защиту, представлены данные об апробации и внедрении результатов работы.

Первая глава «Теоретико-методологические основы социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью» содержит теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, в ходе которого выявлена сущностная характеристика и специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, определены организационно-педагогические условия эффективного осуществления этого процесса, а также представлена структурно-функциональная модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

В первом параграфе первой главы «Формирование духовно-нравственного поведения подростков как научно-педагогическая проблема» отмечается, что проблема нравственного воспитания отражена в различных социально-гуманитарных концепциях, школах и направлениях, является центральным предметом философской, социологической, психологической и педагогической мысли.

Нравственность принадлежит к самым ранним формам общественной жизни. Социально-экономические условия всегда определяли содержание и направленность нравственного воздействия, критерии ее оценки, моральный смысл понятий добра, долга, совести и чести. Концепция духовно-нравственного воспитания в христианской антропологии имеет свою специфику, которая определяется трактовкой сущности человека, пониманием конечной цели его бытия. Идеи христианской этики в психологической концепции человека (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, СЛ. Рубинштейн) заложили основу личностного подхода, имеющего особое значение в гуманистической образовательной парадигме (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, A.B. Мудрик, АБ. Орлов).

Нравственная потребность - это внутреннее, не обусловленное соображениями личной выгоды, стремление людей и общества к справедливости, честности, правдивости (Б.Г. Ананьев). Сутью нравственного воспитания как самостоятельного вида является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в её поведении (Ю.И. Смоленцев).

Духовно-нравственное поведение человека понимается нами как процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, обусловленный единой системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, выражающийся преимущественно во внешних действиях и поступках. Особую актуальность приобретает целенаправленное педагогическое воздействие на формирование, стимулирование и развитие отношений подростка с обществом, усвоение им социальных норм.

Во втором параграфе первой главы «Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью» рассмотрен потенциал хореографического искусства в духовно-нравственном воспитании личности.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении.

Поскольку художественно-творческая деятельность хореографического коллектива осуществляется в сфере свободного времени, то ее сущностной характеристикой следует признать самодеятельный характер. Опираясь на работы известных специалистов в области теории самодеятельного творчества (Т.И. Бакланова, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, А.С. Каргин, Е.И. Смирнова и др.), в качестве её сущностных признаков выделены добровольность, внутренняя духовная мотивация, активность и инициативность субъекта, а также его всесторонность, целостность и универсальность.

Самодеятельность предполагает определенный момент самоорганизации, самодействия, хотя это ее свойство не отрицает возможности и необходимости руководства и управления. Идеи воспитывающей деятельности, которая реализуется в художественно-творческом коллективе, в самодеятельном художественном творчестве, достаточно четко разработаны в трудах Т.И. Баклановой.

Воспитательная деятельность самодеятельных художественно-творческих коллективов рассматривается нами как совокупность особых социально-культурных условий, обеспечивающих гармонизацию интересов личности и общества, создание благоприятной творческой атмосферы, формирование педагогических предпосылок для воспитания духовно-нравственных качеств подростков.

Еще с подросткового периода для растущего человека, который начинает выходить на самостоятельный уровень личностного развития, определяющими являются внутренние главные системообразующие связи, выходящие на отношения с обществом и способствующие определению себя в обществе (Н.М. Иовчук).

Особую актуальность приобретает целенаправленное педагогическое воздействие по формированию, стимулированию и развитию отношений подростка с обществом, усвоение им социальных норм. Регулирование социально-культурной деятельности состоит в ориентации социокультурной активности личности на решение многообразных педагогических задач, в ситуациях социальной и культурной значимости путем прямого или косвенного воздействия с применением различных технологий социально-культурной деятельности (Н.В. Шарковская).

Сущность социокультурного регулирования заключается в опосредованном управлении объектом: педагог, работающий с подростком, не дает ему непосредственных указаний в отношении желаемого поведения, а изменяет ситуацию так, что объект сам выбирает соответствующую форму деятельности или способ поведения (А.Д. Жарков). Исходя из вышеизложенного, в диссертации определены сущность, специфика и социально-культурные условия

формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью.

В третьем параграфе первой главы «Моделирование процесса формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью» представлена структурно-функциональная модель осуществления данного педагогического процесса.

В ней структурированы следующие блоки: целевой, организационно-деятельностный, критериальный и результативный (рис. 1).

Социальный заказ заключается в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

В целевой блок входят: цель, задачи, определение сущности и специфики педагогической деятельности, организационно-педагогические условия ее осуществления. Целью организации педагогической деятельности в условиях самодеятельного хореографического коллектива являлось формирование духовно-нравственного поведения подростков.

Нами выделены следующие задачи: расширять и углублять знания подростков о сущности духовно-нравственного поведения; организовать целенаправленную работу подростков в рамках хореографической деятельности, ориентированную на формирование высших нравственных ценностей; вырабатывать навыки и умения нравственного поведения и самоконтроля; сформировать здоровый психологический климат в хореографической группе; развивать потребность к самосовершенствованию и самообразованию; создать необходимые условия для развития духовно-нравственного поведения в рамках творческой деятельности на занятиях хореографией.

В модели представлены сущность и специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью, а также комплекс организационно-педагогических условий осуществления этой деятельности.

Организационно-деятельностный блок включает в себя принципы осуществления педагогической деятельности: единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции, активности, эмоциональной доминанты, дифференцированного подхода, деятельностного опосредования, неразрывного единства, коллективизма и др.

Выделены основные функции хореографической деятельности: образовательная, воспитательная, культуротворческая, коммуникативная, эстетическая, рекреативная, дидактическая, развивающая, информационно-просветительская, познавательная, ценностно ориентационная, коммуникативная, социально-адаптационная.

В модели представлено содержание, реализуемое в авторской педагогической программе «Жить в танце». В процессе педагогической деятельности предполагалось использование различных форм хореографической деятельности:

— художественно-продуктивной деятельности: индивидуальные и групповые занятия искусством (репетиции), концертные выступления, спектакли и т.д.;

- художественно-образовательной работы: беседы, информация об искусстве; посещение концертов, спектаклей, выставок, прослушивание, обсуждение музыки; чтение книг, журналов об искусстве, встречи с деятелями искусства и т.д.;

♦ -

Цель: формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе самодеятельной хореографической деятельности Целевой блок

Задачи: расширять и углублять знания подростков о сущности духовно-нравственного поведения; - организовать целенаправленную деятельность подростков в рамках хореографического творчества, направленную на формирование высших нравственных ценностей; - вырабатывать навыки и умения нравственного поведения и самоконтроля; сформировать здоровый психологический климат в хореографической группе; развивать потребность к самосовершенствованию и самообразованию; создать необходимые условия для развития духовно-нравственного поведения в рамках конструктивной творческой деятельности на занятиях хореографией.

Сущность социокультурной регуляции духовнонравственного поведения подростка - прямое или косвенное управление процессом взаимодействия личности с социумом, обусловленным системой нравственных качеств, имеющих идейное обоснование в контексте духовного мира, и позволяющим личности самореализовываться в социуме посредством согласования личных и общественных интересов, ориентации на установки и требования общества. Специфика социокультурной регуляции духовнонравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью определяется уникальностью педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение подростка путем его добровольного вовлечения в мир танца, в котором организованно, постепенно и непрерывно развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность приобретения навыков духовно-нравственного поведения.

Организационнопедагогические условия осуществления педагогической деятельности: - социокультурное регулирование педагогического процесса; - моделирование педагогического процесса, позволяющее рационализировать способы построения и управления деятельностью; - построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков; - методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуговьгх мероприятий, критериальный аппарат (критерии, показатели, уровни) и т.д.; - готовность педагогов к социокультурному регулированию профессиональной деятельности, использование различных технологий, форм, средств и методов социально-культурной деятельности; - распределение функций между субъектами социокультурного регулирования в процессе осуществления деятельности); - учет присутствия компонента саморегуляции подростком своих действий, поступков в процессе педагогического воздействия на него; - использование обратной связи — анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.

Принципы: единообразия, определенности, умеренности, косвенного воздействия, саморегуляции, индивидуализации, активности, эмоциональной доминанты, дифференцированного подхода, деятельностного опосредования, распределённости, неразрывного единства, системности, коллективизма. , 8 о

Социально педагогические функции: образовательная, воспитательная, культуротворческая, коммуникативная, эстетическая, рекреативная дидактическая, развивающая, информационно-просветительская, познавательная, ценности о-ориелтационная, коммуникативная, социально-адаптационная ; 1 = 2 >5 > « Г £ § 5 1 1 ' В

Содержание: педагогическая программа: «Жить в танце» ' ? ?

Топы деятельности: просветительные, творческие, развлекательные, комбинированные и др.

Виды педагогической деятельности

Информационно-познавательная культурно-просветительская коммуникативная художественно-творческая

Методы: упражнения; музыкально-танцевальные игры; танце, вальные элементы и композиции; метод игровой импровизации (искусство актера); инсценировки; объяснение; рассказ; показ; беседы; ана-лиэ;просмотр видеофильмов; знакомство с произведениями искусства; обсуждение; творческие задания и др. Формы: художественно-продуктивной деятельности; индивид. и груп. занятия искусством (репетиции), концертные выступления, спектакли и т.д.; - художественно-образоват. работа: беседы, рассказы, информация об искусстве; дид. игры; посещение концертов; прослушивание, обсуждение музыкаль. ных записей; чтение книг, журналов об искусстве, встречи с деятелями искусства и т.д.; - художественной критики продуктов авторского и исполнит, творчества любителей искусства; беседы и др. Средства: • наглядные, • технические, • искусство и творчество, • литература, • художественная самодеятельность, • средства массовой информации и др.

Критерии: - когнитивный, - мотивационный, - поведенческий Показатели: наличие знаний о нормах и правилах поведения, понимание необходимости определенных правил общения между людьми в обществе; наличие внутренней мотивации и потребностей соблюдать поведенческие нормы, соблюдение правил поведения в обществе, применение их в собственных поступках и действиях в различных ситуациях Уровни сформированности духовно-нравственного поведения подростков: низкий, средний, высокий Критериальный блок

Результат: повышение уровня сформированносттй духовно-нравственного поведения подростков Ре. зульт. блок

Рис. 1. Модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной

хореографической деятельностью

— художественной критики продуктов авторского и исполнительского творчества любителей искусства (Т.И. Бакланова).

Среди типов хореографической деятельности были выделены следующие: просветительные, творческие, развлекательные, комбинированные и др. В неразрывной связи с типами хореографической деятельности находятся виды, среди которых основными являются: информационно-познавательный, культурно-просветительский, коммуникативный, художественно-творческий.

Среди методов обучения выделены: упражнения, музыкально-танцевальные игры, танцевальные элементы и композиции, метод игровой импровизации, инсценировки, объяснение, рассказ, показ, анализ, просмотр видеофильмов, знакомство с произведениями искусства, обсуждение, творческие задания.

Средства формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе хореографической деятельности: наглядные, технические, искусство и творчество, литература, художественная самодеятельность, средства массовой информации и др.

Критериальный блок включает критерии, показатели и уровни сформированное™ духовно-нравственного поведения подростков.

Определены критерии сформированное™ духовно-нравственного поведения подростков, каждому из которых соответствуют определенные показатели, по наличию которых можно судить о высоком, среднем или низком уровнях сформированости духовно-нравственного поведения:

— когнитивный - наличие знаний о нормах и правилах поведения, осознание подростком этикетных норм поведения (норм внешнего вида, речевого этикета, норм поведения в общественных местах), понимание необходимости определенных правил и взаимоотношений между людьми в обществе;

— мотивационный — отражает понимание важности духовно-нравственного поведения членов общества, характеризует отношение к культуре поведения, наличие внутренней мотивации и потребностей соблюдать поведенческие нормы, желание совершенствования своей личности;

— поведенческий - предполагает соблюдение правил поведения в обществе, связанных с этикетными нормами, применение их в собственных поступках и действиях, соблюдение в различных ситуациях (в быту, в общественных местах и на улице, в гостях и т.д.).

Кроме того, мы определили уровни сформированное™ духовно-нравственного поведения подростков: высокий, средний, низкий.

Результатом является повышение уровня сформированности духовно-нравственного поведения подростков.

Таким образом, разработанная модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет целенаправленно регулировать педагогическую работу по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью» пред-

ставлены материалы опытно-экспериментальной работы, которая включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.

В первом параграфе второй главы «Экспериментальное изучение сфор-мированности духовно-нравственного поведения подростков» представлены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Педагогический эксперимент проводился с 2010 по 2012 г. В процессе работы осуществлялись три этапа экспериментальной работы: констатирующий, формирующий и контрольный. Задачи экспериментальной части исследования состояли в следующем: проведение социологического опроса подростков, определение уровня сформированности духовно-нравственного поведения подростков с помощью анкеты, разработка и апробирование программы «Жизнь в танце» по формированию их духовно-нравственного поведения в процессе занятий хореографической деятельностью на основе социокультурной регуляции.

Базами исследования являлись: ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени C.B. Рахманинова», МОУ ДОД «Никифо-ровская детская школа искусств»; народный хореографический ансамбль «Селяночка» МУК Никифоровский РДК (р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области): народный коллектив эстрадного танца «Орион», МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Мичуринска Тамбовской области; детская хореографическая студия при Государственном академическом Воронежском русском народном хоре (г. Воронеж).

В ходе исследования на различных этапах эксперимента принимали участие 268 человек: 186 подростков в возрасте 12-15 лет приняли участие в социологическом опросе, 68 подростков составили экспериментальную (36 человек) и контрольную (32 человека) группы. Кроме того, в экспериментальной работе принимали участие 2 педагога-хореографа и 12 студентов, обучающихся на кафедре хореографии ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени C.B. Рахманинова.

Прежде всего, нами был проведен открытый социологический опрос, в ходе которого подросткам 12-15 лет (186 человек) были заданы вопросы по проблеме духовно-нравственного поведения. Он показал, что не все из опрошенных знают общепринятые нормы поведения в обществе и не все считают необходимым их соблюдать, но большинство подростков хотели бы повысить уровень своей культуры поведения. Среди причин, по которым необходимо соблюдать нормы поведения в обществе, названы различные, но большинство участников склонны думать, что это определяет стабильность, цивилизованность и культуру общества. Кроме того, в ходе социологического опроса мы выяснили, что не все подростки соблюдают правила поведения в обществе и не всегда бывают тактичными. Среди причин были названы: плохое настроение, не считают это необходимым и пр.

Далее нами была разработана анкета, направленная на изучение уровня сформированности духовно-нравственного поведения подростков. Нами было проведено анкетирование в экспериментальной группе, в которую вошли 36 человек, членов самодеятельного хореографического коллектива МОУ ДОД «Никифоровская детская школа искусств», и в контрольной группе, которую

составили 32 человека, входящие в народный хореографический ансамбль «Селяночка» МУК Никифоровский РДК (р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области).

На констатирующем этапе эксперимента были опрошены участники следующих коллективов: МОУ ДОД «Никифоровская детская школа искусств»; народный хореографический ансамбль «Селяночка» МУК Никифоровский РДК (р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области); народный коллектив эстрадного танца «Орион» МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Мичуринска Тамбовской области; детская хореографическая студия при Государственном академическом Воронежском русском народном хоре (г. Воронеж).

Анкета состояла из 23 вопросов, за каждый ответ можно было получить от 1 до 4 баллов. Исследование проводилось анонимно, что обусловило точность результатов. Каждый участник мог набрать от 23 до 92 баллов. В зависимости от суммы набранных баллов все опрашиваемые были условно поделены на подгруппы в соответствии с выявленными уровнями сформированно-сти духовно-нравственного поведения.

Констатирующий эксперимент показал, что у большинства подростков, в нем участвующих, как экспериментальной, так и контрольной групп, уровень сформированности духовно-нравственного поведения идентичен и является невысоким, что говорит о необходимости проведения целенаправленной педагогической работы. Одним из видов деятельности, имеющих потенциал в повышении уровня сформированности духовно-нравственного поведения, является, на наш взгляд, хореографическая деятельность.

Во третьем параграфе второй главы «Реализация модели формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельности» представлены результаты формирующего и контрольного этапов эксперимента.

Формирующий этап эксперимента заключался в проведении педагогической работы по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельности на основе социокультурного регулирования педагогической деятельности. На этапе формирующего эксперимента в работе принимали участие те же подростки, что и на констатирующем этапе эксперимента: 36 человек составили экспериментальную группу. Кроме того, на формирующем этапе экспериментальной работы участвовали 2 педагога-хореографа и 12 студентов, обучающихся на кафедре хореографии ТОГБОУ ВПО «Тамбовский музыкально-педагогический институт имени C.B. Рахманинова».

В формирующем эксперименте доминантой являлось социокультурное регулирование педагогического процесса, направленного на формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью. Вся работа строилась в соответствии с выявленными нами организационно-педагогическими условиями.

Прежде всего, была разработана авторская педагогическая программа «Жить в танце». Она рассчитана на работу с подростками в течение 7 месяцев и направлена на формирование духовно-нравственного поведения подростков

в процессе занятий хореографической деятельностью, которые проводятся 2 раз в неделю в среднем по 90 минут — всего 56 занятий.

Требования к помещению. Для реализации данной программы необходимо наличие двух помещений: 1) просторного проветриваемого зала для практических занятий, оснащённого зеркалами и танцевальным напольным покрытие — линолеумом, паркетом или профессиональным резиновым покрытием; 2) просторный проветриваемый класс для активных теоретических занятий, оснащённый столами. Кроме того, возможна реализация данной программы в спаренном помещении, где пространство разделено на две области, каждая из которых устроена, соответственно перечисленным выше требованиям для проведения теоретических и практических занятий.

Материальное оснащение. Для проведения занятий хореографическим творчеством необходимо наличие магнитофона или любого другого аудио-проигрывателя.

Для теоретических занятий нужны доски с мелками или фломастерами (или возможности закрепления больших листов на стене), бумага, видеопроигрыватель (ОУО-плеер, компьютер или ноутбука); карандаши, ручки или фломастеры для каждого участника.

Контингент участников. Данная программа ориентирована на подростков. Желательно разнообразие участников по тендерному признаку.

Основной результат - формирование и развитие духовно-нравственного поведения у подростков.

Личностными результатам являются: активизация творческого потенциала; развитие способности мыслить хореографическими образами; исключение психологических барьеров в рамках самопрезентации; формирование навыков танцевальной импровизации; ориентирование учащихся на самовоспитание в процессе хореографического творчества.

Кроме того, нами были разработаны методические рекомендации для педагогов-хореографов по социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

После проведения педагогической работы по программе «Жить в танце» для оценки эффективности педагогического воздействия мы осуществили изучение сформированности духовно-нравственного поведения подростков с помощью анкеты, которая применялась нами на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты анкетирования показали, что у большинства участников экспериментальной группы после проведения педагогической работы уровень сформированности духовно-нравственного поведения повысился, что говорит о положительном влиянии проведенной педагогической работы.

Контрольный эксперимент заключался в сопоставлении полученных экспериментальных данных с целью определения эффективности применения разработанной нами педагогической программы «Жить в танце» по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования.

Оценка результативности педагогической работы проводилась путем сопоставления данных, полученных в ходе констатирующего и формирующего этапов экспериментальной работы.

Сравнительный анализ данных в отношении изучения сформированно-сти духовно-нравственного поведения подростков контрольной и экспериментальной групп, полученных после проведения педагогической работы по авторской программе «Жить в танце» с подростками, вошедшими в экспериментальную группу, показал значительные различия (рис. 2).

70

(Э) экспер.гр. (К) контр, гр.

Рис. 2. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая результаты, полученные в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах (на контрольном этапе эксперимента)

Кроме того, мы провели сравнительный анализ данных, которые были получены в экспериментальной группе до и после окончания педагогической работы по авторской программе «Жить в танце» (рис. 3).

Таким образом, сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего этапов эксперимента показал положительную динамику в отношении изучения сформированное™ духовно-нравственного поведения подростков (вошедшими в экспериментальную группу), с которыми проводилась целенаправленная работа по авторской программе «Жить в танце».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование разработанной нами авторской педагогической программы «Жить в танце» по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования, представляется целесообразной, что полностью подтверждает первоначальную гипотезу исследования.

70 -с

{3)конст.этап 13)форы.5тап

Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая результаты, полученные в экспериментальной (Э) группе (на констатирующем и формирующем этапах эксперимента)

В заключении диссертации подводятся итоги проделанной научно-исследовательской работы, определяются перспективы дальнейших исследований.

На основе полученных в ходе теоретического анализа и проведения экспериментальной работы результатов формулируются следующие выводы:

1. Формирование духовно-нравственного поведения подрастающего поколения на современном историческом этапе определяется социальными изменениями, происходящими в обществе и требующими от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, позволяющим быть успешным в социальном взаимодействии.

2. Применяемый в диссертационном исследовании регулятивный подход к проблеме формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью позволяет рассматривать хореографию как вид деятельности, в процессе которой при определенных организационно-педагогических условиях происходит духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

3. Выявленная сущностная характеристика и специфика процесса формирования духовно-нравственного поведения подростков дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией о потенциальных возможностях хореографического искусства в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что позволяет проводить целенаправленное воспитание личности.

4. Определена совокупность организационно-педагогических условий формирования духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

5. Разработанная структурно-функциональная модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятель-

ной хореографической деятельностью позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет духовно-нравственное поведение подростков, позволяющее личности успешно адаптироваться в социуме, согласовывать собственные интересы с общественными, ориентируясь на его установки и требования.

6. Разработан критериальный аппарат, включающий критерии, показатели и уровни, которые дают возможность объективно оценить эффективность педагогической работы по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования.

7. Педагогическая программа «Жить в танце» по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью на основе социокультурного регулирования направлена: на расширение и углубление знаний подростков о сущности духовно-нравственного поведения; организацию целенаправленной деятельности подростков, в процессе формирования высших нравственных ценностей; выработку навыков и умений нравственного поведения и самоконтроля; формирование здорового психологического климата в хореографическом коллективе; развитие потребности в самосовершенствовании и самообразовании и т.д.

Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с определением различных социально-культурных технологий, используемых в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, изучением потенциала хореографической деятельности в работе с различными группами и категориями населения, использованием возможностей социокультурного регулирования в решении проблем профилактики девиантного поведения подростков и пр.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАКМОиНРФ:

1. Усачев Ю.Ю. Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. Вып. 11. (0,5 пл.).

2. Усачев Ю.Ю. Модель формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью. Тамбов, 2013. Вып. 12 (0,5 пл.).

3. Усачев Ю.Ю. Опытно-экспериментальная работа по социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью // Социально-экономические явления в процессы. Тамбов, 2013. Вып. 12. (0,5 пл.).

Другие публикации по теме диссертационного исследования

4. Усачев Ю.Ю. Формирование духовно-нравственного поведения подростков как научно-педагогическая проблема // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сб. науч. тр. кафедры социально-кулыурной деятельности. Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина, 2011. Вып. 6. (0,4 п.л.)

5. Усачев Ю.Ю. «Жить в танце». Программа и методические рекомендации. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-наука-общество». 2011. (1,3 пл.)

6. Усачев Ю.Ю. Особенности социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сб. науч. тр. кафедры социально-культурной деятельности. Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина, 2011. Вып. 6. (0,4 п.л.)

7. Усачев Ю.Ю. Моделирование процесса социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сб. науч. тр. кафедры социально-культурной деятельности. Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2012. Вып. 7. (0,3 пл.)

8. Усачев Ю.Ю. Значение хореографической деятельности в художественно-творческом развитии личности // Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе взаимодействия социально-культурных институтов общества: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей. Орел: Орловский гос. инт искусств и культуры, 2013. (0,2 п.л.)

9. Усачев Ю.Ю. Возможности хореографии в использовании анимационных технологий // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: мат-лы VIII Междунар. науч. форума. Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина, 2013. (0,4 п.л.)

Подписано в печать 14.11.2013 г. Формат 60x84/16. Объем 1,45. Тираж 100 экз. Заказ № 0399.

392000 г. Тамбов, ул. Советская, 6. Издательстьо ТРОО «Бизнес-Наука-Общесгво»

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Усачев, Юрий Юрьевич, Тамбов

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

04201455661 На пРавахРУкописи

Усачев Юрий Юрьевич

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

13.00.05 - ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: Кандидат педагогических наук, доктор культурологии, профессор Григорьева Елена Ивановна

Тамбов 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................... 3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью........................................... 20

1.1. Формирование духовно-нравственного поведения подростков как научно-педагогическая проблема....................................... 20

1.2 Специфика социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий ^ хореографической деятельностью..........................................

1.3. Моделирование процесса социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью........................................... 99

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью................. 115

2.1. Экспериментальное изучение сформированное™ духовно- 115 нравственного поведения подростков.....................................

2.2. Реализация модели формирования духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической

деятельностью............................................................................123

Заключение.......................................................................140

Список литературы......................................................................................................................147

Приложение..............................................................................186

ВВЕДЕНИЕ

' Актуальность исследования. Социальные изменения, происходящие

л'в современном обществе, требуют от каждого человека обращения' к нормам "и: правилам общения и поведения, позволяющим быть • успешным в социальном взаимодействии. В этих условиях как никогда' становится • важным формирование у подрастающего поколения духовно-нравственного' поведения. Таким образом, социально обусловленный заказ заключается в формировании духовно-нравственного поведения подрастающего поколения, способного к реализации своих возможностей в социуме. ; ' ' '

Актуальность проблемы отражена в ряде правительственных концептуальных документов, касающихся образования и воспитания подрастающего поколения: в новом Законе РФ «Об образовании» (2012 г.); в Национальной доктрине образования в РФ (принятой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); в «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.); в Концепции развития образования в сфере искусства и культуры на 2008-2015 гг. (принятой постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 г. М> 1244-р), -); в выступлении Президента Российской Федерации на расширенном заседании государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 г.», в котором подчеркнута направленность политики государства в настоящее время и в перспективе на развитие человека во всех его проявлениях, и особенно на удовлетворение его экономических, культурных и образовательных потребностей. . ;

' - Проблема духовно-нравственного воспитания юных членов общества актуальна сегодня и для школы, и для учреждений социально-культурной сферы. Досуг подрастающего поколения при низкой культуре его организации не только не приносит ожидаемого положительного результата, но даже оказывает отрицательное влияние.

г

Досуг подростков отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, имея возможность выбора занятий по душе, подростки зачастую не готовы к осознанному выбору видов деятельности на досуге, способствующих полноценному формированию личности. С другой стороны, стремясь к самостоятельности и оригинальности в выборе досуга, они, тем не менее, ограничены определенным кругом социальных ролей, статусом, позициями и диспозициями по сравнению со взрослыми членами общества.

Не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки, стремясь казаться взрослее, охотно перенимают от взрослых их модели проведения свободного времени, причем далеко не всегда положительные и соответствующие социальным нормам.

Задача организации досуга подростков состоит в том, чтобы участники социальных, культурных программ смогли реализовать свои личностные качества в процессе досуговой деятельности, осваивая нормы духовно-нравственного поведения.

Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография. Продуктивность художественного воспитания средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.

Несмотря на довольно активное изучение танцевального творчества детей и подростков, использование музыкально-хореографических традиций в музыкально-двигательном развитии, полихудожественный подход к освоению образной природы хореографии и пр., далеко не все возможности хореографического искусства в развитии формирующейся личности исследованы.

Между тем, социокультурная регуляция разрабатываемых педагогических воздействий может, на наш взгляд, эффективно влиять на подростков в процессе занятия хореографической деятельностью, формировать у них нормы духовно-нравственного поведения.

4

Степень научной разработанности проблемы. Характер исследуемой проблемы предполагает использование теоретических данных ряда наук: философских, культурологических, социологических, управленческих, психологических, педагогических и др.

Изучению формирования духовно-нравственного поведения подрастающего поколения посвящено значительное количество исследований.

Истоки исследования проблем духовного становления личности обнаруживаются еще в античной философии, прежде всего, в трудах Платона, Сократа, Аристотеля, а также в трудах Сенеки, Марка Аврелия; мыслителей Т. Кампанеллы, Д. Локка и др. В педагогических концепциях Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо подчеркивалось значение народных основ духовного воспитания подрастающего поколения.

Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматривались в теоретическом наследии И.С. Аксакова, М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, E.H. Трубецкого, Г.Л. Федотова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, A.C. Хомякова, Л.И. Шестова и др., которые пытались определить ведущие черты русского духовного характера, понять и объяснить сущность и природу духовного, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов, наиболее типичных для русского человека.

Проблемам формирования духовных основ личности посвящены классические труды культурологов, этнологов Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева и др.

К постижению духовных основ культуры обращены труды И.А. Ильина, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. Эти выдающиеся педагоги связывали проблему формирования духовно-нравственного воспитания с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры и характера, где общечеловеческие и

христианско-православные идеалы и ценности являются главным духовным стержнем личности.

Проблемы формирования духовности рассматривались также в трудах выдающихся психологов: JT.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Работы, связанные с выявлением природы духовных идеалов личности, принадлежат современным исследователям: И.Ф. Гончаровым, Н.И. Ворониной, В.Н. Духаниной, Л.С. Зориловой, Г.Ф. Карповой, A.B. Кезиным и др.

Ведущая роль воспитания как целенаправленного планомерного процесса формирования духовной культуры личности определена в работах Н.В.Бордовской, Б.Г.Лихачева, Н.К. Степаненкова, Н.Ф. Харламова и др.

Большое значение для определения потенциала досуговой деятельности в формировании личности имеют работы Л.А. Акимовой, М.А. Ариарского, A.A. Бодалева, О.С. Газмана, Е.Г. Доронкиной, Б.С. Ерасова, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, Б.Г. Мосалёва, A.B. Мудрика, B.C. Мухиной, A.C. Орлова, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Б.А. Трегубова, В.В. Туева и др.

Специальные научные разработки посвящены выявлению специфики социально-культурной деятельности в формировании личности (И.И. Алпацкий, В.П. Беспалько, В.В. Гладких, Е.И. Григорьева, Ю.Г. Дерябина, М.И. Долженкова, Е.В. Домаренко, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, P.A. Литвак, А.П. Марков, В.А. Никитин, Г.Н. Новикова, Г.К. и А.Г. Селевко, В.М. Чижиков, Е.И. Холостова, H.H. Ярошенко и др.).

Изучить обозначенную в диссертации проблему позволил общий уровень науки об искусстве хореографии, достигнутый благодаря работам: Л.Д. Блок, Ф.В. Лопухова, В.М. Красовской, Ю.А. Бахрушина, В.В. Ванслова, Е.Я. Суриц, М.М. Фокина, К.Я. Голейзовского, Ю.И. Слонимского, Ю.М. Чурко, A.M. Мессерера, В.М. Гаевского, И.А. Моисеева, Г.Н. Добровольской, И.В. Ступникова, А.П. Кириллова, И.А. Герасимовой, Д.Н. Катышевой и др.

б

Анализ литературы показывает, что в наибольшей степени она представляет разработку методических вопросов: методики организации детских хореографических коллективов, методики преподавания хореографических дисциплин, методических указаний по формированию детского репертуара. А.Н. Беликова, Г.О. Бильченко, J1.H. Богаткова, М.С. Боголюбская, Е.В. Голикова, Ю.И. Громов, В.П. Ивинг, О.В. Кветная, Е.В. Конорова, B.C. Константиновский, Г.Г. Кореневский, Э.А. Куруленко, В.В. Окунева, Т.В. Пуртова, A.A. Радугин, В.Н. Светинская, Т.Б. Хазанова-Нарская и др.

Раскрытию значения хореографической деятельности в формировании личности детей, подростков и молодежи средствами социально-культурной деятельности посвящены научные исследования А.В.Еременко, В.А.Ересько, МДО.Завражина, А.А.Черноштана и др.

Таким образом, проблеме духовно-нравственного воспитания подростков в процессе хореографической деятельности посвящено значительное количество работ. Между тем, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема формирования духовно-нравственного поведения подростков полностью не решена. На наш взгляд, сознательно осуществляемое влияние на подростков в процессе занятий хореографической деятельностью, позволит им успешнее овладевать нормами духовно-нравственного поведения.

Рассмотрение различных подходов к решению проблемы позволило выявить ряд противоречий между:

- актуализацией требований, предъявляемых обществом к культурному уровшо современного человека, с одной стороны, и недостаточным умением оформления социальных взаимодействий, позволяющих реализовывать свои возможности в социуме, с другой;

- наличием воспитательных и социально-интеграционных потенциалов хореографической деятельности в формировании духовно-нравственного

7

поведения подростков, обусловленных ее синтезирующим характером, с одной стороны, и недостаточным использованием этого потенциала в воспитательном процессе, с другой;

- имеющимся эмпирическим опытом использования хореографической деятельности в формировании духовно-нравственного поведения подростков, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью феномена социокультурной регуляции, с другой.

Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему: каковы возможности социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

Объект исследования: формирование духовно-нравственного поведения подростков.

Предмет исследования: потенциал социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

Цель диссертационного исследования заключается в научном обосновании процесса социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

Данная цель диссертационного исследования потребовала определения ряда задач:

1. На основе изучения литературных источников раскрыть сущность социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка.

2. Выявить специфику социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростка в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

3. Разработать совокупность организационно-педагогических условий формирования духовно-нравственного поведения подростка в процессе

занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

8

4. Обосновать и экспериментально апробировать модель духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

5. Определить критериальный аппарат, позволяющий оценить эффективность педагогической работы по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

6. Разработать и апробировать педагогическую программу по формированию духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

7. Разработать методические рекомендации по социокультурной регуляции духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий самодеятельной хореографической деятельностью.

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что формирование духовно-нравственного поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью будет происходить эффективнее при следующих организационно-педагогических условиях:

- социокультурное регулирование процесса;

- моделирование педагогического процесса, направленного на удовлетворение социально-культурных потребностей подростка;

- построение деятельности на основе эмоционально насыщенного доверительного взаимодействия педагогов и подростков;

- методическое и диагностическое обеспечение, включающее программу, сценарии досуговых мероприятий, критериальный аппарат и т.д.;

готовность педагогов к социокультурному регулированию профессиональной деятельности, использование различных технологий, форм, средств и методов социально-культурной деятельности;

- распределение функций между субъектами социокультурного

регулирования в процессе осуществления деятельности (общих -

прогнозирование, планирование, организация, активизация (стимулирование,

9

мотивация), координация, учет и контроль; конкретных - отражающих текущие и перспективные потребности);

- учет присутствия компонента саморегуляции подростком своих действий, поступков в процессе педагогического воздействия на него;

- использование обратной связи - анализ конкретной ситуации, учет, контроль, проверка полученного результата, своевременная корректировка содержания и структуры мероприятий, оценка выполнения поставленных целей и задач.

Методологическую базу исследования составляют:

- идеи философов о становлении и развитии личности (Б.Г.Ананьев, Э.Берн, Л.С.Выготский, Т.С.Злотникова, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, К.Роджерс и др.).

- идеи русских мыслителей H.A. Бердяева, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева о русской духовности в контексте культурно-исторической теории развития психики и сознания Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, теории деятельности А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна и др.;

- теория непрерывного образования и концепция личностно-ориентированного подхода (А.П.Владиславлев, Б.С.Гершунский, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Э.М.Никитин, В.А.Сластенин, П.В.Худоминский и др.);

- концепции вариативно-программного подхода (А.В.Волохов, Е.С.Заир-Бек, М.М.Поташник, М.И.Рожков и др.);

- психолого-педагогические концепции развития творческой личности (А. Бергсон, Л.С. Выготский, Дж, Гилфорд и др.);

- концепции систем социально-культурного воспитания (Е.И.Григорьева, А.Д.Жарков, H.A. Паршиков, Н.В.Шарковская, H.H. Ярошенко и др.)

Теоретическая база исследования. Характер исследуемой проблемы

предполагает использование теоретических данных ряда наук, изучающих

социально-культурную деятельность. Это, прежде всего:

ю

- работы М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, в которых заложена теоретическая база изучения социокультурной системы, регулирующей жизнедеятельность индивидов социальными условиями и создаваемой культурой;

- философские труды, посвященные проблеме социальной регуляции (Г.В. Атаманчук, О.Г. Дробницкий, Л.Я. Дятченко, В.Г. Игнатов, В.Н. �