автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Социокультурное воспитание студентов средствами зрелищных искусств
- Автор научной работы
- Чащина, Анна Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чащина, Анна Николаевна, 2006 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Теоретические основы осуществления социокультурного воспитания как педагогического феномена.
1.1. Теоретические предпосылки исследования социокультурного воспитания в педагогическом процессе современного ВУЗа.
1.2. Педагогическая концепция социокультурного воспитания студентов: его структура и функции.
1.3. Мировоззренческий потенциал развития системы социокультурного воспитания.
Выводы к главе 1.
Глава 2. Условия проведения опытно-экспериментальной работы по социокультурному воспитанию студентов средствами зрелищных искусств.
2.1. Характеристика социокультурно-самовоспитывающего эксперимента со студентами средствами зрелищных искусств.
2.2. Социокультурное воспитание в системе образовательного процесса современного ВУЗа.
2.3. Диагностика уровня социокультурной воспитанности студентов.
Выводы к главе 2.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Социокультурное воспитание студентов средствами зрелищных искусств"
Актуальность исследования.
Первоочередные задачи совершенствования социокультурной, образовательной политики государства в области обеспечения условий воспитания детей, юношества наметились в Федеральной целевой программе «Молодёжь России» (2001 - 2005 гг.), Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 гг.»; Программе развития воспитания в системе образования России на 2002 - 2004 гг. Основные задачи, сформулированные в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, заключаются в расширении его доступности, повышении качества и эффективности. Социокультурное воспитание рассматривается в психолого-педагогической литературе как разносторонне-гармоничное взаимодействие теории, методики, организации его системных компонентов в совокупности тенденций и контртенденций таких факторов внутреннего развития, как: экономическая модель развития, общественная динамика, изменения в государственном устройстве; исторические, особенно - национальные аспекты; и влияние на современные российские реалии общемировых, главным образом, - западных коммуникационных средств. Вопросы социокультурного воспитания юношества занимали умы античных мыслителей. При разработке теоретических основ исследования мы опирались на заложенные Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, Ф.А.В.Дистервегом принципы природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Как показал анализ, они достаточно широко представлены в работах как зарубежных, так и отечественных авторов, особенно начиная с XIX века (К.Маркс, Ф.Энгельс, Ж.Дюмазедье, М.Фурастье, Дж.Келли, Р.Стеббинс, Дж. Риверс, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, П.Ф.Лесгафт, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский и другие). Контекст воспитания молодёжи средствами культуры, искусств рассмотрен авторами применительно ко всему возрастному диапазону человека: детскому возрасту
А.В.Антонова, Т.С.Комарова, О.П.Радынова, А.В.Шаронов,
С.Т.Шацкий, А.И.Шемшурина); подростковому (Н.К.Крупская,
A.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский); юношескому (А.Л.Андреев, Л.А.Безбородова, А.Б.Вэскер, Е.А.Леванова, И.П.Клемантович,
B.Т.Лисовский, И.М.Ильинский, В.В.Павловский, Л.В.Тодоров), - в том числе, в различных условиях общественной организации разносторонне-гармоничной досуговой деятельности (А.Ю.Гончарук, И.Н.Немыкина, В.Б.Новичков, Л.Г.Савенкова, Э.И.Сокольникова). Аспекты обучения, воспитания молодежи становятся центральными в геополитических тенденциях саморазвития сегодняшнего отечественного социума, от степени эффективности социокультурно-педагогического потребления материальных, духовно-нравственных ценностей которого подрастающими поколениями непосредственно зависит успешное преодоление кризиса современной постиндустриальной или информационной цивилизации. Несмотря на повышенную жизненную силу важности осуществления данных аспектов, качество образования, остающееся проблемой «номер один», по мнению президента России, снизилось, а темпы модернизации не повысились1. В то же время, по данным главой государства результатам опросов, примерно 80% граждан России в возрасте до 35 лет считают получение качественного высшего образования своей важнейшей целью. В связи с этим, необходимо сохранить «наработанные веками и десятилетиями преимущества национальной системы образования» - и одновременно улучшить его . В то же время, практически отсутствуют фундаментальные исследования, разработки, предметом которых является использование возможностей зрелищных искусств на факультативных, кружковых, внеаудиторных занятиях современного ВУЗа.
Совокупность противоречивых тенденций данных контекстов породила проблему исследования, заключавшуюся в необходимости преодоления противоречий между насущной потребностью учащейся
1 - ж.Родительское собрание, 2005, № 5, сс. 3-6.
2 - там же, сс. 3-4. молодёжи, социума в совершенствовании системы социокультурного воспитания студентов средствами зрелищных искусств и -наличием соответствующих технологических разработок. Единство данных противоречий и определило выбор темы нашей работы.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического, эмпирико-социологического анализа, опытно-экспериментальной деятельности разработать содержание, формы и методы социокультурного воспитания студентов в условиях аудиторной и внеаудиторной ВУЗовской активности.
Объект исследования: социокультурное воспитание студентов.
Предмет исследования: условия социокультурного воспитания студентов средствами зрелищных искусств.
В основу исследования положена гипотеза: поскольку зрелищные искусства обладают образной выразительностью, а также фиксируют, сохраняют и передают общечеловеческие ценности, они являются важнейшими факторами социокультурного воспитания студентов; поэтому, для того, чтобы их воздействие было эффективным, необходимо:
1. Отобрать лучшие художественные произведения, эмоционально-содержательная сторона которых способна оказать воздействие на воспитуемого, формируя гражданскую, патриотическую и духовно-нравственную позицию личности.
2. Организовать системное изучение зрелищных искусств, включив в учебную, факультативную, кружковую, внеаудиторную работу в форме: сюжетно-ролевых игр; дискуссий и анализа их итогов; лингвокультурных и арттерапевтических тренингов; проблемных ситуаций.
3. Создать благоприятные социокультурно-педагогические условия: совместная коммуникативно-творческая деятельность студентов, преподавателей и руководителей кружковой, факультативной, внеаудиторной работы; включение студентов в организацию культурно-досуговой деятельности школьников, направленной на социокультурное воспитание; формирование оптимального эмоционально-образного климата; создание социокультурной среды аудиторной и внеаудиторной работы ( использование произведений зрелищных искусств, аудио-видео средств и ДР-)
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические основы социокультурного воспитания студентов в педагогическом процессе.
2. Определить содержание социокультурного воспитания студентов, его структуру и функции в процессе использования зрелищных искусств.
3. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить систему социокультурного воспитания студентов средствами зрелищных искусств.
4. Определить и проверить в аудиторной и внеаудиторной работе социокультурно-педагогические условия воспитания студентов средствами зрелищных искусств.
5. Подготовить критерии и осуществить диагностику социокультурной воспитанности студентов.
Методологической основой данного исследования являются положения философов, искусствоведов, психологов и педагогов об искусстве как факторе формирования личности (М.М.Бахтин, Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.В.Ванслов, Л.С.Выготский, Х.-Г.Гадамер, Э.В.Ильенков, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачёв, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, А.В.Луначарский, Л.П.Печко,
B.А.Разумный, В.К.Скатерщиков, Л.Н.Столович, Л.Н.Толстой, Я.В.Ратнер и др.); положения психологов, педагогов о проблемах становления, развития личности (П.П.Блонский, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, А.В.Толстых); положения о роли художественной деятельности в формировании личности в исследованиях, проведёнными психологами, педагогами в области эстетического воспитания и творчества (К.А.Абульханова-Славская, Л.Г.Арчажникова, Л.С.Выготский,
C.В.Гиппиус, А.Ю.Гончарук, В.И.Загвязинский, Д.Б.Кабалевский, В.А.Кан-Калик, Т.С.Комарова, И.С.Кон, И.Л.Любинский, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, А.В.Мудрик, Л.А.Рапацкая, М.В.Розин, А.И.Савенков,
Л.Г.Савенкова, Э.И. Сокольникова, Н.М.Сокольникова, Б.М.Теплов, Ю.Н.Усов, Д.И.Фельдштейн, Г.М.Цыпин и др.).
Методы исследования: логико-психологический анализ философской, психолого-педагогической, социологической, искусствоведческой литературы по проблеме; опрос, анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование, метод экспертных оценок, самооценок; анализ продуктов деятельности студентов, работы руководителей педагогического эксперимента, математическая обработка полученных результатов.
Экспериментальной базой исследования являлся Московский институт международных экономических отношений (2001 - 2006 гг.).
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап: (2001 — 2002 гг.) - констатирующе-репродуктивный. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, осуществлён анализ философской, психолого-педагогической, социологической, искусствоведческой литературы по теме диссертационной работы. В результате были определены исходные параметры исследования: его предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. Началась работа по ознакомлению экспериментальной группы студентов со спецификой социокультурной деятельности как нравственно-эстетического феномена.
Второй этап: (2003 - 2004 гг.) - социокультурно-самовоспитывающий. Данный этап предусматривал экспериментальную проверку разработанных теоретических положений и методических приёмов, внедрение полученных результатов в практику.
Третий этап: (2004 - 2006 гг.) - заключительно-обобщающий. Он связан с анализом результатов исследования, выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией, обработкой материалов диссертации, её литературным оформлением на фоне продолжения и завершения экспериментальной работы.
Научная новизна:
- выделены теоретические основы социокультурного воспитания студента в педагогическом процессе современного ВУЗа (положение об искусстве, как факторе формирования личности; о роли художественной деятельности в духовном становлении и развитии личности; об освоении студентами социального и культурного окружения через зрелищные искусства; об эффективном влиянии на образовательный процесс благоприятных социокультурно-педагогических условий освоения студентами зрелищных искусств и др.);
- определено содержание социокультурного воспитания студентов, выявлены его структура, функции и принципы использования зрелищных искусств;
- разработана и опытно-экспериментальным путем проверена система социокультурного воспитания учащейся молодежи средствами зрелищных искусств (включающая содержание, формы, методы, условия);
- подготовлены критерии и осуществлена диагностика социокультурной воспитанности студентов.
Теоретическая значимость. Внесён известный вклад в теорию, практику социокультурного воспитания студентов путём включения их в нравственно-эстетическую деятельность средствами зрелищных искусств. Основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейших научных разработках в этой области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные содержание, формы, методы социокультурного воспитания студентов средствами зрелищных искусств позволяют повысить эффективность образовательного процесса высшей школы в целом. Материалы диссертационной работы могут быть использованы руководителями ВУЗовских факультативов, кружков, внеаудиторных занятий, на курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических кадров, психологов и деятелей искусств.
Достоверность и обоснованность полученных результатов, выводов исследования обеспечиваются качественным, количественным анализом теоретического и практического материала; подтверждаются соответствием итоговых результативных данных исходным теоретическим положениям, комплексным использованием адекватных задачам методов научного исследования, широтой охвата студентов экспериментальной работой (249 чел. - в экспериментальных и 227 чел. в контрольных группах), использованием статистических методов обработки результатов эмпирической деятельности, сопоставимостью итогов с выводами других исследований, близких по проблематике, тематике с данной работой.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Основными подходами к исследованию социокультурно-самовоспитательной деятельности студентов являются теоретико-поисковый и технологический, осуществляемые средствами зрелищных искусств в нравственно-эстетическом контексте, благоприятном для творческой активности каждой личности.
2. Основным содержанием социокультурно-воспитательного процесса при поисковом подходе служит творческая деятельность студента под руководством преподавателя в направлениях:
- осознания юношей, девушкой эмоционально-образной природы зрелищных искусств в общей системе нравственно-эстетического освоения мира; овладения студентом комплексом средств культуры анализа художественных явлений действительности;
- формирования навыков социокультурного анализа произведений зрелищных искусств;
- развития у студенчества культуры дискуссий по нравственно-эстетическим проблемам; сознательного использования сформированных социокультурно-педагогических условий, включая имитационные и ролевые модели.
3. Технологический подход предусматривает разработку концептуальных сюжетных, ролевых моделей деятельного освоения социокультурного смысла изучаемого художественного материала, направленных на достижение практически всеми студентами заданных эталонных результатов, планируемых преподавателями при проведении занятий и внеаудиторной работы в условиях гарантированного минимума гибкого и корректного контроля. В соответствии с технологическим подходом, реализация концептуальной модели социокультурно-самовоспитывающего процесса представляет собой организацию достижения студентом чётко фиксируемых, детально описанных ожидаемых результатов и одновременного усвоения комплекса элементов самосовершенствующейся системы овладения ценностными ориентирами зрелищных искусств и их выразительными средствами.
4. Структура социокультурного воспитания средствами зрелищных искусств включает такие основные компоненты как:
- непосредственное восприятие зрелищных искусств;
- общение в процессе освоения зрелищных искусств (характеризующееся нравственно-эстетической направленностью, чувством глубокого духовно-творческого наслаждения и нравственно-эстетическим отношением к действительности и искусству);
- взаимопонимание в общении со сверстниками, преподавателями, родителями;
- овладение дискуссионной нравственно-эстетической культурой;
- стремление к самодеятельности и др.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования практически внедрялись в следующих формах:
- выступлений с докладами на всероссийских городских, межвузовских научно-практических конференциях;
- разработки, проведения факультативных, кружковых внеаудиторных занятий, участие в работе Ученого совета, кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин и иностранных языков Московского института международных экономических отношений;
- подготовки работ, участия в проведении социокультурно-воспитательной деятельности, докладов на педагогических советах в общеобразовательной школе № 3, гимназии № 12 г. Долгопрудного, а также в школах №№ 503 и 507 г. Москвы;
- подготовки докладов, сообщений, участие в воспитательной работе со студентами МИМЭО;
- сотрудничества с государственной научной педагогической библиотекой им. К.Д.Ушинского РАО.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
Выводы к главе 2
Во второй главе нашей работы мы рассмотрели структурологию наиболее перспективных концептуальных моделей построения факультативной, кружковой внеаудиторной духовно-нравственной деятельности студентов в сотворчестве с педагогами на основе инвариантных признаков. Здесь мы завершили анализ их функционирования в системе образовательного процесса современного ВУЗа.
Понятие концептуальной модели социокультурно-педагогической эмотивации помогло определить критерии духовно-нравственного развития студентов, способствующие реализации эффективных коммуникативно-творческих условий качественного обновления образовательного процесса в ВУЗе средствами зрелищных искусств и художественной деятельности. Концептуальная модель социокультурно-педагогической эмотивации, разработанная на основе классических, современных коммуникативно-творческих идей с учётом реалий современной жизн является одним из перспективных технологических средств художественного образования студенчества. Данная система социокультурно-педагогической эмотивации понималась в нашей работе как совокупность теоретических основ, методических средств, приёмов духовно-нравственного воспитания личности студента, учитывающих эмоционально-образную природу зрелищных искусств и реализуемых в экспериментально моделируемых условиях.
В процессе исследования разработана и апробирована система социокультурного воспитания студентов средствами зрелищных искусств, включающая организацию их системного изучения в содержании учебной, факультативной, кружковой, внеаудиторной работы в форме: сюжетно-ролевых игр; дискуссий и анализа их итогов; лингвокультурных и арттерапевтических тренингов; проблемных ситуаций. С целью успешности проведения в группах социокультурного, духовно-нравственного тренинга были выявлены и реализованы в экспериментальной работе следующие специфические принципы:
-Принцип активности участников: студенты экспериментальной группы постепенно добровольно вовлекались в различные духовно-нравственные действия - принимали участие в сюжетно-ролевых играх, дискуссиях, анализ.
-Принцип исследовательской, творческой активизации духовно-нравственных позиций участников: в процессе занятий создавались проблемные ситуации, инструментально активизирующие студентов группы на самостоятельное решение мировоззренческих проблем, открывающее в очередной раз уже известные экспериментатору закономерности эмоционально-образного взаимодействия, общения, соразвития.
-Принцип объективации социокультурной самовоспитанности: её компоненты переводились с формально-импульсивного на содержательно-сущностный уровень и естественно-эволюционно поддерживались на нём эмотивно на протяжении всей системы занятий. Универсальным средством объективации социокультурной воспитанности являлась обратная коммуникативно-творческая взаимосвязь, эффективность которой повышалась в случаях привлечения ярких, содержательных видеозаписей фрагментов спектаклей лучших театров, классических кинофильмов и цирковых представлений общепризнанных мастеров.
-Принцип партнёрского (субъект-объектного) социокультурного, духовно-нравственного общения: оно характеризовалось равенством позитивных эмоционально-образных ориентации участников, естественно-органичным признанием уникальной неповторимости, ценности и самости каждой личности, принятием во внимание качеств художественных интересов «другого» (М.М.Бахтин), а также взаимодействий активности общающихся творчески сторон.
Технологический, поисковый подходы к созданию, использованию системы воспитательных условий, в которых может быть успешно реализована концептуальная модель социокультурно-педагогической эмотивации, характеризуются своими коммуникативно-творческими возможностями, взаимно дополняющими друг друга. Образовательный процесс в ВУЗе строится не только как «методический», но и как самовоспроизводящийся. Активизация творческой деятельности студента на этой основе при технологическом подходе, как и при поисковом, приводит к совершенствованию традиционного художественного образования, его качественному обновлению.
Осуществление психолого-педагогических сюжетных, ролевых моделей социокультурно-самовоспитывающего эксперимента рассматривалось через повышение уровней развитости духовно-нравственного отношения студенчества к искусству и реальности посредством фиксирования следующих его основных характерологических проявлений, которые нами приняты за критерии социокультурной самовоспитанности студентов:
- наличия позитивной эмоционально-образной ориентации во взаимосвязи учащейся молодёжи с объектом её духовно-нравственного отношения (зрелищных искусств);
- интериоризации позитивной эмоционально-образной ориентации, ценностно воспринимаемой студентом в качестве его собственной позиции; гибкости, подвижности эмоционально-образных ориентаций в сторону осознанного позитивного отношения к реальности;
-сформированности знаний, умений, навыков творческой социокультурной деятельности в области и средствами эмоционально-образной природы зрелищных искусств.
Диагностика подтвердила достижение практически всеми студентами заданных эталонных результатов социокультурной самовоспитанности.
Зключение.
В нашем исследовании стимулирование художественно-нравственного саморазвития личности студента осуществлялось с ориентацией на «социокультурно-самовоспитательный заказ» общества, задающий уровень развитости всех коммуникативно-творческих отношений, включая эстетические. Реализация методологических принципов диалектичности, гармоничности, системности позволила раскрыть объективно обусловленные эмоционально-образной природой личности субъективные процессы зарождения, становления и развития социокультурного воспитания в духовно-нравственном отношении студенчества к действительности. Оно имело для юношей и девушек значимый характер, становясь естественным способом взаимосвязи взрослеющей личности с социумом. Мы исходили из того, что концепт «социокультурное воспитание» со стороны его структуры и функций в общей педагогике искусств представляет собой не только отражение действительности, но и источник саморазвития, характерный для гуманитарных наук в целом. Наша концепция социокультурного воспитания основывалась на идеях:
- необходимости педагогической адаптации философских категорий истины, добра, красоты к фиксируемому кругу нравственно-художественных интересов студенчества;
- эвристической функциональности природы зрелищных искусств; и
-гуманистического содержания цели нравственно-эстетического творчества.
Автор раскрыл понятие социокультурного воспитания студентов методом коммуникативно-творческого моделирования процесса духовно-нравственного развития учащейся молодёжи средствами зрелищных искусств.
Последовательно рассмотрев, проанализировав теоретические основы изучения социокультурного воспитания в контексте развития духовнонравственного отношения студенчества к действительности как педагогического феномена, проведя экспериментальную работу по качественному обновлению образовательного процесса в ВУЗе средствами зрелищных искусств и художественного творчества, мы достигли цели исследования - на основе теоретико-методологического, эмпирико-социологического анализа, опытно-экспериментальной деятельности разработано содержание, формы, методы социокультурного воспитания студентов в условиях аудиторной и внеаудиторной ВУЗовской активности.
Таким образом, была рассмотрена проблема исследования, которая состояла в необходимости преодоления противоречий между насущной потребностью учащейся молодёжи, социума в совершенствовании системы социокультурного воспитания студентов средствами зрелищных искусств и — наличием соответствующих технологических разработок.
Обобщая результаты проведённого нами исследования, можно сказать, что в нем подтверждена исходная гипотеза, решены поставленные задачи и аргументирована новизна. Определены теоретико-педагогические основы и благоприятные педагогические условия организации социокультурно-самовоспитательной деятельности студенчества в ее современной коммуникативно-творческой интепретации; доказана необходимость использования развивающих возможностей системы зрелищных искусств в ВУЗовском образовательном процессе в целом.
На основе результатов завершённого исследования можно сделать следующие общие выводы.
1. В современной ситуации становления новой образовательной парадигмы, отвечающей потребностям социокультурного развития постиндустриального, информационного общества, анализ литературы по проблеме исследования социокультурного воспитания студентов в педагогическом процессе позволил выделить теоретические основы опытно-экспериментальной работы:
- положение об искусстве, как факторе формирования личности; о роли художественной деятельности в духовно-нравственном становлении и развитии личности;
- об освоении студентами социального и культурного окружения через зрелищные искусства;
- об эффективном влиянии на образовательный процесс благоприятных социокультурно-педагогических условий освоения студентами зрелищных искусств и др.
2. В работе определено содержание социокультурного воспитания студентов средствами таких зрелищных искусств как: театрального, кинематографического, циркового. Поскольку зрелищные искусства обладают образной выразительностью, а также фиксируют, сохраняют и передают общечеловеческие ценности, они являются важнейшими факторами социокультурного воспитания студентов. Их воздействие более эффективно при отборе лучших художественных произведений, эмоционально-содержательная сторона которых оказывает социокультурное влияние на воспитуемого формируя культуру чувств, общечеловеческих норм поведения, культуру общения, экологическую культуру, гражданскую и патриотическую позицию личности, стремление к саморазвитию и самовоспитанию.
3. Разработана структура социокультурного воспитания средствами зрелищных искусств с опорой на нравственно-эстетический идеал, который является эталоном истины, добра и красоты и включается в систему общественных взаимоотношений при освоении студентами искусства.
Основными компонентами структуры социокультурного воспитания являются:
- непосредственное восприятие зрелищных искусств;
- общение в процессе освоения зрелищных искусств (характеризующееся нравственно-эстетической направленностью, чувством глубокого духовно-творческого наслаждения и нравственно-эстетическим отношением к действительности и искусству);
- взаимопонимание в общении со сверстниками, преподавателями и родителями;
- овладение дискуссионной нравственно-эстетической культурой;
- стремление к самодеятельности и др.
Социокультурное воспитание выполняет эвристическую, предметно-практическую, регулятивно-нормативную, познавательно-прогностическую, гармонизирующую, антиэнтропийную и собственно социокультурную функцию нравственно-эстетического образования студенчества средствами природы зрелищных искусств.
Опытная работа показала, что развитие социокультурно-самовоспитывающей деятельности студенчества в духовно-нравственном отношении происходит при реализации как лонгитюдной, так и панельной формы экспериментального исследования. Социокультурно-педагогические условия развития мировоззренческого потенциала социкультурной воспитанности средствами зрелищных искусств разработаны диссертантом с опорой на эмотивационные основы художественного образования и непрерывности их функционирования, предусматривая:
- ориентацию на освоение студентом способов активной познавательной коммуникативно-творческой деятельности; и
- обеспечение реальных возможностей духовно-нравственного самораскрытия личности современного студента.
4. Одним из перспективных технологических средств художественного образования студенчества служит концептуальная модель социокультурно-педагогической эмотивации, разработанная на основе классических, современных коммуникативно-творческих идей с учётом реалий современной жизни. Система социокультурно-педагогической эмотивации понималась в нашей работе как совокупность теоретических основ, методических средств, приёмов духовно-нравственного воспитания личности студента, учитывающих эмоционально-образную природу зрелищных искусств и реализуемых в экспериментально моделируемых условиях. Социокультурно-педагогическая эмотивация гармонично вписывается в целостный образовательный процесс ВУЗа, обладая эффективными поисковыми и технологическими характеристиками, не заменимыми какими-либо другими развивающими средствами. Педагогический эксперимент предусматривал психолого-педагогическое моделирование целостного процесса развития духовно-нравственного отношения студенчества к действительности, обуславливающего самореализацию каждой личности в эмотивном освоении природы зрелищных искусств.
5. В процессе исследования разработана и апробирована система социокультурного воспитания студентов средствами зрелищных искусств, включающая организацию их системного изучения в содержании учебной, факультативной, кружковой, внеаудиторной работы в форме: сюжетно-ролевых игр; дискуссий и анализа их итогов; лингвокультурных и арттерапевтических тренингов; проблемных ситуаций. С целью успешности проведения в группах социокультурного, духовно-нравственного тренинга были выявлены и реализованы в экспериментальной работе следующие специфические принципы:
-Принцип активности участников: студенты экспериментальной группы постепенно добровольно вовлекались в различные духовно-нравственные действия - принимали участие в сюжетно-ролевых играх, дискуссиях, анализе их итогов, выполняли предлагаемые педагогами арттерапевтические упражнения с применением элементов зрелищных искусств и художественного творчества.
-Принцип исследовательской, творческой активизации духовно-нравственных позиций участников: в процессе занятий создавались проблемные ситуации, инструментально активизирующие студентов группы на самостоятельное решение мировоззренческих проблем, открывающее в очередной раз уже известные экспериментатору закономерности эмоционально-образного взаимодействия, общения, соразвития.
-Принцип объективации социокультурной самовоспитанности: её компоненты переводились с формально-импульсивного на содержательно-сущностный уровень и естественно-эволюционно поддерживались на нём эмотивно на протяжении всей системы занятий. Универсальным средством объективации социокультурной воспитанности являлась обратная коммуникативно-творческая взаимосвязь, эффективность которой повышалась в случаях привлечения ярких, содержательных видеозаписей фрагментов спектаклей лучших театров, классических кинофильмов и цирковых представлений общепризнанных мастеров.
-Принцип партнёрского (субъект-объектного) социокультурного, духовно-нравственного общения: оно характеризовалось равенством позитивных эмоционально-образных ориентации участников, естественно-органичным признанием уникальной неповторимости, ценности и самости каждой личности, принятием во внимание качеств художественных интересов «другого» (М.М.Бахтин), а также взаимодействий активности общающихся творчески сторон.
6. Создание благоприятных социокультурно-педагогических условий: совместная коммуникативно-творческая деятельность преподавателей, руководителей кружковой, факультативной, внеаудиторной работы и самих студентов; включение студентов в организацию культурно-досуговой деятельности школьников, направленной на социокультурное воспитание; формирование оптимального эмоционально-образного климата; создание социокультурной среды аудиторной и внеаудиторной работы (использование произведений зрелищных искусств, аудио-видео средств и др.) способствовало воспитанию активно-творческого, духовно-нравственного отношения студентов к действительности и искусству.
7. Технологический, поисковый подходы к созданию, использованию системы воспитательных условий, в которых может быть успешно реализована концептуальная модель социокультурно-педагогической эмотивации, характеризуются своими коммуникативно-творческими возможностями, взаимно дополняющими друг друга. Поисковый подход к организации социокультурно-самовоспитательной деятельности в духовно-нравственном развитии отношения студенчества к действительности средствами зрелищных искусств определил разработку сюжетно-ролевых моделей рассматриваемого процесса. В рамках этого подхода целью социкультурно-самовоспитательной деятельности являлись активизация, развитие в студенчестве возможности самостоятельно осваивать новый художественно-творческий опыт. Ориентиром сотворческой активности педагога и студента явилось порождение новых позитивных эмоционально-образных ценностей, способов социокультурно-самовоспитывающей активности и отношения.
Определяющей тенденцией большинства социокультурно-воспитательных поисков в условиях технологического подхода к духовно-нравственному развитию студенчества явилось то, что они действовали на основе установки на гарантированное достижение диагностично-заданных целей как критериально фиксированных образовательных результатов, характеризующихся тотальной ориентацией художествненно-развивающего процесса на заданный конечный итог.
Образовательный процесс в ВУЗе строится не только как «методический», но и как самовоспроизводящийся. Активизация творческой деятельности студента на этой основе при технологическом подходе, как и при поисковом, приводит к совершенствованию традиционного художественного образования, его качественному обновлению.
8.Диагностика уровней развитости духовно-нравственного отношения студенчества к искусству и реальности осуществлялась посредством фиксирования следующих его основных характерологических проявлений, которые были приняты нами за критерии социокультурной самовоспитанности студентов:
- наличия позитивной эмоционально-образной ориентации во взаимосвязи учащейся молодежи с объектом ее духовно-нравственного отношения ( зрелищных искусств);
- интериоризации позитивной эмоционально-образной ориентации, ценностно воспринимаемой студентом в качестве его собственной позиции;
- гибкости, подвижности эмоционально-образных ориентаций в сторону осознанного позитивного отношения к реальности; сформированности знаний, умений, навыков творческой социокультурной деятельности в области и средствами эмоционально-образной природы зрелищных искусств.
9.Полученные в работе результаты и выводы могут практически использоваться преподавателями в ВУЗах разного профиля, типа, а также при подготовке педагогов искусств.
Практическая ценность работы подтверждена документами о внедрении её результатов в образовательную практику.
К числу проблем, требующих дальнейшего исследования, можно отнести: сравнительно-педагогический анализ теории и практики духовно-нравственного образования учащейся молодёжи; сопоставление технологических особенностей, присущих различным инновационным подходам к организации образовательного процесса; оценка теории развития социокультурно-самовоспитывающего отношения человека к действительности от рождения до зрелости на протяжении всей жизни.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чащина, Анна Николаевна, Москва
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 300 с.
2. Авров Д.Н. Спектакль и зритель: (Как смотреть и оценивать спектакль). — М.: Просвещение, 1985.-96 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с нем. М.: Фонд «За эконом, грамотность», 1995.- 291 с.
4. Азаров Ю.П. Педагогика гармоничного развития; Радость учить и учиться. -М.: Политиздат, 1989.- 333 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб. (и др.) Питер, 2001.282 с.
6. Английская культурология XX века: Учебное пос. СПб: изд-во СПб ГУЭФ, 2004.- 83 с.
7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV- XVII вв. М.: Педагогика, 1985.- 367 с.
8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.). -М.: Педагогика, 1987.- 558 с.
9. Антология педагогической мысли России второй половины XIX/нач. XX в. -М.: Педагогика, 1990.- 603 с.
10. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования личности. -М.: 1981.- С.3-19
11. Аристотель Стагирит. Искусство поэзии. -М.: Мысль, 1957.- 183 с.
12. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия. М.: Грааль, 1997.326 с.
13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984.- 111 с.
14. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл. Академия, 2002.- 414 с.
15. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968.654 с.
16. Бакланова H.K. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учебное пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов.- М.: МГУКИ, 2001. 222 с.
17. Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1994.-700с.
18. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. Межвуз. сб. научн. тр.-Саранск: Мордов. ун-та, 1992.- 175 с.
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1986.-444с.
20. Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов H.A. Педагогическое наследие / Сост. А.Ф. Смирнов,- М.: Педагогика, 1988.-384 с.
21. Бердяев H.A. Душа России. JI.: Предприятие «Сказка», 1990.-29 с.
22. Бердяев H.A. Кризис искусства. М.: Интерпринт, 1990.-47 с.
23. Бердяев Н.А.Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы-М.: Феникс, 1991.-91с.
24. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991.- 169 с.
25. Библер B.C. Школа диалога культур. Кемерово: АЛЕФ, 1993.-414 с.
26. Бим-Бад Б.М. Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика.- 1996. № 1.- С. 3-7
27. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. -М.: Педагогика, 1979. Т.1- 84 с.
28. Ботвинова А. Феномен духовности и высшее образование // Высшее образование в России.- 2004 №5.- С.158-161
29. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Издательство МГУ, 1982.- 199 с.
30. Бодалев A.A. Личность и общение: Избр. психол. тр. М.: Международная пед. акад., 1995.- 324 с.
31. Божович Л.И. Избр. Психологические труды. М.: Междунар. пед. акад., 1995.- 203 с.
32. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Модэк, 1997.352 с.
33. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. -М.:Наука, 1986.-301 с.
34. Борев Ю.Б. Учеб. по курсу «Эстетика» для студентов вузов. М.: Высш. шк., 2002.-511 с.
35. Брехт Б. О литературе. М.: Худож. лит., 1988.- 524 с.
36. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России.- Дубна: «Феникс», 2001.- 208 с.
37. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры: Методол. основы дискуссий в эстетике. -М.: Искусство, 1975.- 175 с.
38. Вайсфельд И.В. Искусство в движении. -М.: Искусство, 1981.- 240 с.
39. Ванслов В.В. Путями истории: О художественной культуре XX в.- М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств в Рос. акад. художеств, 2002.- 147 с.
40. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство, 1983.- 439 с.
41. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999.- 440 с.
42. Веремеев А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи // Искусство и образование. №3(21) 2002.
43. Ветров Ю.П. Приоритеты высшего образования // Личность XXI века: теория и практика. Сборник научных трудов / Под ред. Ветрова Ю.П. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. С.5-8
44. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. 567 с.
45. Вилюнас В.К. Мотивационное опосредование как универсальный принцип воспитания // Вестник МГУ, сер. 14. Психология. 1089/2, С. 16- 27.
46. Возрастная и педагогическая психология. Тексты. -М.: МГУ, 1992.-256 с.
47. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: 1990 480 с.
48. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.- 344 с.
49. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991- 366 с.
50. Галушко Р.И. Западное телевидение и «массовая культура». М.: МГУ, 1991 -238 с.
51. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Избр. психол. тр. -М.: Изд во МПСИ, 2003. - 478 с.
52. Герасимов С А. Любить человека. Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодёжи. М.: Просвещение, 1985.- 382 с.
53. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1982. -224 с.
54. Герцен А.И., Огарёв Н.П. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1990.-363 с.
55. Гершунский Б.С.Философия образования. -М.: Флинта, 1998.- 428 с.
56. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования //Педагогика.-2003.№10.-С.З-7
57. Гиппиус C.B. Гимнастика чувств. СПб.: Еврознак, 2003.- 352 с.
58. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.- 157 с.
59. Гончарук А.Ю. Педагогическая эмотивация: Моделирование эстетического развития (Монография).-М.: МПГУ, 1997.- 135 с.
60. Гончарук А.Ю. Педагогия зрелищных искусств в канун века образованности и профессионализма (Монография). М.: МПГУ, 1997- 221с.
61. Гончарук А.Ю. Социокультурные основы педагогики зрелищных искусств и эстетического творчества (Монография). М.: МПГУ, 1997.-162с.
62. Гончарук А.Ю. Развитие эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств. Дисс. Д.п.н. - М., 2000. -370 с.
63. Гончарук А.Ю. Педагогические эскизы, эссе, зарисовки: Монографический сборник, 2002. 583 с.
64. Goncharuk A.Y. The social & cultural emotivation for the University's students. Covenhaven, 2006.- 251 c.
65. Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания. -М.:Высш. шк., 1986,- 223 с.
66. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение. Ярославль: «Норд», 2001.- 384 с.
67. Гумбольдт В. Фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.451 с.
68. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания.- М.: Педагогика, 1981.- 170 с.
69. Дистервег Ф.А.В. Избранные педаг. соч. -М., 1956.- 374 с.
70. Дмитриевский В.Н. Театр уж полон.: Зритель и сцена глазами социолога и театрального критика. JL: Искусство, 1982.-191 с.
71. Добролюбов H.A. Избр. педаг. соч. М.: Искусство, 1986.- 432 с.
72. Додонов В.И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личности. М.: Педагогика, 1994/3, СС. 73 - 75.
73. Додонов Б.И. В мире эмоций. К.: Политиздат Украины, 1987.- 139 с.
74. Дурова Н.Ю. Дом на колёсах. -М.: Дрофа-Плюс, 2004. 125 с.
75. Духовные ценности как предмет философского анализа. М.: Изд-во ЛГУ, 1985.-144 с.
76. Ефимов Э.М. Замысел-фильм-зритель. -М.: Искусство, 1987.- 269 с.
77. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1972.- 178 с.
78. Жандо Д. История мирового цирка. -М.: Искусство, 1984.- 191 с.
79. Жарков А.Д., Жаркова Л.С., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие.- М.: МГУК, 1994.- 112 с.
80. Жданова С.Н. Художественно-эстетическое освоение мира школьником как социально-педагогическая проблема // Дополнительное образование №10, 2001.- С.16-19
81. Закон Российской Федерации «Об образовании». ж. Школа, 1996/3, С. 2 -26.
82. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.63 с.
83. Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии, 1996/6, С. 8.
84. Зись А.Я. Конфронтации в эстетике: Очерки о природе искусства. М.: Искусство, 1980.-239 с.
85. Зобов P.A., Лисовский A.B. Становление личности молодого человека. -Л.: «Знание», 1987.- 31 с.
86. Зотов А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий // Вопр. философии.-1989.- №9. -С.3-15
87. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. СПб.: 2003.- 420 с.
88. Из тьмы веков приходит образ. ж. Образование, 1994/2, С.34 - 36.
89. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.- 439 с.
90. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.- 462 с.
91. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика.- М.: Педагогика, 1991.-238 с.
92. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. Статьи, доклады и выступления. М.: Педагогика, 1973,- 334 с.
93. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Искусство, 1974,- 328 с.
94. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988.- 315 с.
95. Кан-Калик В.А., Никандоров Н.Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
96. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социолог, исследования,- 2000, №3.- С. 124-128
97. Карягин A.A. Драма как эстетическая проблема.- М.: Наука, 1971- 224 с.
98. Киященко Н.И. Эстетическая деятельность М.: Искусство, 1986.-207с.
99. Киященко Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983.-303 с.
100. Клемантович И.П. Формирование профессиональной культуры социального педагога в процессе ВУЗовского образования: Дис. др-а пед. наук. М., 2000.- 450 с.
101. Клемантович И.П., Варыдвин В.А. Управление социальной защиты детства. М.: Пед. о-во России, 2004.
102. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. M.: ГИТИС, 2005. - 573 с.
103. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М.: Интерпракс, 1994.-208с.
104. Козлов Л.И. Изображение и образ. М.: Искусство, 1980.- 288 е.
105. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991.- 269 с.
106. Комарова Т.С. Обучение и творчество. M.: Педагогика, 1990.- 142 с.
107. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Росс. Педаг. агентство, 1998.- 106 с.
108. Комарова Т.С., Антонова A.B., Зацепина М.В. Красота. Радость. Творчество. М.: Педагогической общество России, 2000.
109. Коменский Я.А. О воспитании. -М.: Шк. пресса, 2003.- 190 с.
110. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 255 с.
111. Краевский В.В. Основные критерии качества и эффективности научно-педагогических исследований./НИИОП. М., 1981.-85 с.
112. Кругликов В.А. Образ «человека культуры». М.: Наука, 1988.- 150 с.
113. Крупская Н.К. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1988.- 429 с.
114. Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000,- 992 с.
115. Куракина Л.М. Проблема формирования духовности как основы социализационного процесса в условиях институциональной системы образования // Тезисы докладов и выступлений на II Всеросийском социологическом конгрессе: В 3-х т. М.: 2003. -Т.2. С. 478-479
116. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками М.: МПГУ, 1993.-151с
117. Лёгенький Г.И. Цель и способы воспитания.-М.:Педагогика, 1990.-134 с.
118. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. С.-П., 1907.- 499 с.
119. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. ПСС, т. 29 М.: Полит, литер., 1977.-С. 336-342
120. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.:Смысл, 2004.-345с.
121. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: Принцип аттракциона. М.: Наука, 1990.- 237 с.
122. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. -126 с.
123. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995.- 282 с.
124. Лосев А.Ф. Бытиё-имя-космос. М.: Мысль, 1993.- 958 е.; Страсть к диалектике. - М.: Советский писатель, 1990- 318 с.
125. Лосский Н.О. История русской философии.-М.:Сваборг и к, 2000.- 492 с.
126. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. СПб.: Искусство-СПб, 2004.- 703 с.
127. Лутошкин А.Н. Эмоциональные'потенциалы коллектива, М.: Педагогика, 1988.- 128 с.
128. Макаренко A.C. О воспитании. М.: Политиздат, 1998.- 414 с.
129. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. М.: Логос, 2004.- 271 с.
130. Мантатов В.И. Образ, знак, условность. М.: Высшая школа, 1980 -160с.
131. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве в 2-х тт. М.: Политиздат, 1976.
132. Медведев А.Н. Духовный мир героя советского кино. М.: Знание, 1984.-48 с.
133. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен.-Ставрополь: СГУ, 1999.-106 с.
134. Мейерхольд В.Э. Лекции, 1918-1919.- М.: О.Г.И., 2001.- 279 с.
135. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности.-М.: Знание. 1981.-96 с.
136. Методика воспитательной работы. М.: Просвещение, 1989.- 335 с.
137. Мид.М. Культура и мир детства.- М.: Наука, 1988.- 429 с.
138. Мир детства: Юность/ под ред. А.Г.Хрипковой. М.: Педагогика, 1988.432 с.
139. Михайлов Л.Д. Семь глав о театре: Размышления, воспоминания, диалоги.- М.: Искусство, 1985.-335 с.
140. Моисеев H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987.-302 е.; Человек и ноосфера . -М.: Мол. Гвардия, 1990.-351 с.
141. Моль А. Социодинамика культуры. M.:URSS, 2005.- 404 с.
142. Морозов В.В., Скробов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал.- 1998. №1.- С. 148-154
143. Мудрик А.В.Социальная педагогика. М.: Академия, 2002.- 200 с.
144. Мудрик A.B. Социализация в «смытное время». М., 1991.- 78 с.
145. Мюнх В. Будущая школа:Утопии, идеалы, возможности-М., 1906.-252 с.
146. Мясищев Н.В. Психология отношений: Избр. психол. тр.- М.: Ин-т практ. психологии, 1995.- 356 с.
147. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. М.: Правда, 1989.- 575 с.
148. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.- 268 с.
149. Овчинников B.C. Мировоззрение, как явление духовной жизни общества.- Л.: ЛГУ, 1978.- 100 с.
150. Печко Л.П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности.- Дисс. докт. филос. наук. М., 1994 - 348 с.
151. Печчеи А. Человеческие качества. -М.: Прогресс, 1985.- 312 с.
152. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. М.: Междунар. пед. академ., 1994, -680 с.
153. Писарев. Д.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984.-367 с.
154. Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки // Педагогика, 1995. №5.- С. 18-241
155. Полонский В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики // Педагогика. 1997. № 1 .-С. 14-19
156. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность. М.: Изд-во УРАО, 1999120 с.
157. Пригожин Т., Стенгерс П. Порядок из хаоса. М.: USSR, 2005.- 294 с.
158. Рапацкая JI.A. Русская художественная культура. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002.- 608с.
159. Самохвалова В.И. Красота против энтропии. -М.: Наука, 1990.- 174 с.
160. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга (философско-социологическое исследование): Автореф. Дис. д.ф.н. Л., 1981.-40с.
161. Социология молодёжи. -М.: Гардарики, 2005.- 335 с.
162. Столович Л.Н. Жизнь, творчество, человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. -415 с.
163. Сухомлинский В.А. О воспитании. -М.: Политиздат. 1988.- 269с. 165.
164. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1984.- 367 с.
165. Толстых A.B. Гуманизация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика, 1996.№4.-С. 9-13
166. Толстых В.И. Эстетическое воспитание. Кишинев: Лумина, 1989.- 247с
167. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Образ. Символ.- М.: Прогресс, 1994.- 621 с.
168. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966.
169. Уайтхед А.Н. Избр. работы по философии. М.: Прогресс, 1990.- 716 с.
170. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. -М.: Аргус, 1995.- 223 с.
171. Ушинский К.Д. Очерк педагогической антропологии.-М.:УРАО,2002.-511с.
172. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности.- М.: Флинта, 2004.- 67 с.
173. Флоренский П.А.Столп и утверждение истины.-М.: Лепта, 2002.-812с.
174. Флоренский П.А. Детям моим. М.: ACT, 2004.- 379 с.
175. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.- Питер: Смысл, 2003.- 859 с.
176. Хрипкова А.Г. Возростная физиология.- М.: Проев., 1990.- 318 с.
177. Чебыкин А .Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности.- Одесса: РИК «Богуславль», 1992,- 167 с.
178. Швейцер А. Культура и этика. Вильнюс: Минтис, 1989.- 366 с.
179. Щедровицкий Г.П. Выгодский JI. и современная педагогическая антропология. Томск: 1996. - С. 73-128
180. Шубкин В.Н. Начало пути.- М.: Мол.гв., 1979.-224 с.