Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Совершенствование социально-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе культуры

Автореферат по педагогике на тему «Совершенствование социально-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе культуры», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Ержанов, Махамбет Ержанович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Совершенствование социально-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе культуры"

Гя " ! I Л I

ГуЮСКОШШ "ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО' ЗНАМЕНИ

государственный институт культуры

На правах рукописи

ЕРЕАНОВ Мах&чбет дрнанович

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЩАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ '

13.00.05 - теория,методика и организация культурно-просветительной деятельности

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1992

Работа выполнена на ка-^дре социально-культурной деятельное Московского ордена Трудового Красного Знамени государственн! институт? культуры

КаучниЯ руководитель

Официальные Оппоненты

Ведздая организация

- кандидат педагогических наук, и.о.профессора ^расильников В.

- доктор педагогических наук, профессор Ю.П.Азаров

—кандидат педагогических наук, доцент В.В.Анисимов

- С глжт—Петербургский государст; институт культура

Задата состоится на заседании спецкализиров.

1992

ЛУ^М

ого совета К.092.07.01 по при дечию ученой степени кандидата наук в Московском ордена Тр ас>1'0 Красного Знамени государственном яститутв культуры п адресу: 241400,московская область,г. Хиаки-б.ул.Библиоточн С диссертацией можно ознакомиться в научной йтблкогеко Московского государственного института культура.

Авторе^ "йт разослан

92 г.'

Учеаий секретарь специализированного совета кандидат педагогических наук, доцент

Э.И.Петрова

I •тдвл [ диссартг.а!

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных условиях, когда воз- . нккают объективные предпосылки для нового качественного этапа воз-роздения национальных культур, ощущается острая потребность глубокого изучения социально-педагогических гзлений и процессов в духовной жизни каждой нация,каждого народа. В обстановке перепиваемого обществом кризиса экономики, политики, культуры, образования, нарушения общественных связей,в том числе связей межличностных, существенно возрастает роль социального воспитателя,активизации процессов'социализации личности в кулътурно-досуговой срере.

Всё это приковывает внимание исследователей к разработке и внедрении научно обоснованной концепции социально-педагогической подготовки специалистов-организаторов досуга,просвещения,творчества. Суть проблема заключается в выявлении закономерностей социального формирования личности применительно к системе современного культурологического образования, учебному процессу,направленному на социально-педагогическую подготовку руководителей самодеятельного музыкального творчества и музыкально-образовательной работ«. Актуальность исследуемой диссертантом проблема обусловлена объек-4 тивной потребностью общества в социальном педагоге как специалисте принципиально иного типа,способном выступить в качестве помощника и наставника семей, детей, подростков, взрослых в их многообразной досуговоЯ деятельности, творчестве, самообразовании.

В специальной литературе достаточно точно сформудярзваны штиальнне черта социальной педагогики,для которой всегда первичен человек, а также выделены постоянно действующие факторы,в том числе среда, зкола, традиция,оказ;шаишяв непосредственное влияние' ✓ на социальное формирование личности. Принципиально важным является я выявление социально-педагогических закономерностей в таком многостороннем явлении,как самодеятельное музыкальное творчество.Ссзер-венно очевидно,что без серьезной и фундаментальной соцаально-пвда-гогяческ'-? подготовки сегодня нельзя сформировать руководителя-профессяонала,способного создать и вырастить талантливый музыкальный коллектив,оркестр народных инструментов,семейный ансамбль.национальную Фольклорную группу.

Острота проблемы связана и с тем,что при нннешшх широких масштабах музыкального образования и воспитания в школах и внешкольных учреждениях Казахстана,как и в клубах и Домах культуры росгг."3~ ликя пепытызагт ощуттауп нехватку педагзг-э-спсцх^листов.в рззт?и *

таге .:х :;зредко заменяют любители, преподаватели смежных дисциплин, не имеющие специального музыкально-педагогического образования. В самой школе далеко не полностью реализуются возможности музыкального обучения,которые отвечали бы современным научно-пе-дагогпческиы представлениям. Остается мизерным объем учебного времени,отводимого на предавты музыкального.художественного и других циклов.. Учебными планами не предусматривается приобщение детей и подростков к таким комплексно развивающими видам искусства,как ритмика,танец,сценическое действие. Недооценивается деятельностная сторона приобщения учащихся к музыкальному искусству, к национальным музыкальным традициям. Игнорируется богатейший опыт освоения национального музыкального фольклора,в том числе детского,народной художественной педаюогики.

Одной из важнейших ячеек, интегрирующих внешкольные и школьные формы муз:кального воспитания,приобщения к общенациональным к местным традициям, является семья. Однако семейная сфера музыкального воспитания и образования лишена необходимого социально-педагогического управления и корректирования. С исследовательской точки зрения, целесообразно разработать и реализовать такую модель подготовкиспециалиста,который смог бы с максимальной отдачей яспользовавь потенциальные резервы семьи как надежного инструмента сохранения и приумножения народных музыкальных традиций.

Следовательно,актуальность исследуемой проблемы вытекает из противоречия между необходимостью качественных изменений в музыкальном воспитании детей.подростков и взрослых в реальным состо- • янием содержания социально-педагогической подготовки студентов вузов культуры к руководству музыкальным просвещением и творчеством населения. -

Степень научной разработанности проблемы. Для выработки научно обоснованной концепции социально-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций вуза культуры - руководителей самодеятельных народных оркестров и ансамблей,хоровых и танцевальных коллективов несомненную ценность представляют груды,авторы которых исследуют как общие проблемы формирования и развития знаний,умений и навыков в музыкальной деятельности /В.И.Акуло-вич.С.А.Апраксина,Б.А.Асафьев,Н.А.Ветлугим.йД. .¿около» и др./, так в проблемы профессиональной подгоовки опециалистов-руководи-талзй самодеятельного музыкального творчества Д).1*.Азаров,Т.И.Ба ланова.А.г,.К?ргин,Е.И.Смирнова,и.А.Стрельаов. я др./.

Особое преломление проблемы,рассматриваемой диссертантом, отражено в исследованиях и концепциях современной социальной педагогики /В.Г.Бочарова,Ь.П.Битинас,С.А.Беличева.А.Н.Дасккна, Г.И.Репринцеза и др./,социологии я социальной психолегки Л1.3.Бестужев-Лада, С.В.Ковалев,И.С.Кон,А.Г.Харчев п др./.Ь специальной литературе накоплен обширный и разнообразный материал как по принципам формирования моделей специалистов,так и по конкретном способам их создания. Исходные посылки обоснования моделей специалистов базируются на идее социального заказа высшей школе. Точки зрения целого ряда исследователей /ГализинА Н.Ф.,Краевский В.В., Печенюк Н.Г. ,Л.БЛихловсккй и другие/ о содержании модели специа-т листов,ее структуре и элементах различны, хотя имеется много сходных ПОЗИЦИЙ.

С темой исследования тесно соотносятся труды ученых Научно-исследовательского института высшего образования при Комитете по высшей школе РФ/А.А.Вербицкий, А.И.Галаган, В.А.Никитин, А.Я.Савельев и др./,в которых'углубленному анализу подвергнуты современные учебно-нетодичесяио комплексы,получившие широкое распространение в вузах Россия в других странах Содружества. Следует подчеркнуть,что рекомендованные ученный новейпгае обучаицке методики помогают вузовски! преподавателям быстрее освободиться от пут господствовавшей долгое время авторитарной педагогики и выстроить учебно-воспитательный процесс на принципах педагогики сотрудничества, использовання ахтязша форм и мётодоз,.

Самой гизкьй поставлена задача существенно.переориентировать систему выссего д среднего культурно-просветительного образования на углубленнуя социализации выпускников,готовящихся'к работе в • с^ера культуры я досуга. Однако многие проблемы социально-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций,в том числе и проблема преемственности этоЗ подготовки на стыке довузовского, вузовского н послевузовского образования,изучения готовности студентов к выполнении функгшй социального педагога,остаются неисследованными.

Процесс социалыю-педагогическоЯ подготовки студентов музыкального профиля пе рассматривается" как Целостный, не исследуются его закономерности в формирования профессионального мастерства специалиста. Неразработанность проблемы отрицательно сказывается на эффективности социальной,я профессиональной адаптация выпуск-н.т-соз пул а культура.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы, диссертант избрал объектом исследования учебно-воспитательный пр?п»сс на музыкальных отделениях вуза культуры, а предметом - созерпенствэвг)ие социально-педагогической подготовки студентов этих отделений как необходимого условия обеспечения высокого уровня'их матфессионального мастерства.

Рабочая гипотеза исследования состоит в предположении о том, что имеются значительные резервы повышения эр«активности соцпаль-ко-педагсгической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе культуры. Совершенствование этой подготовки может быть достигнуто за счет: организации этого процесса как целостного, предполагающего формирование специалиста-руководителя народного оркестра,ансамбля,самодеятельного хорового или танцевального коллектива на базе трех взаимосвязанных слагаемых его социально-пе-дагогнческого мастерства - владения технологией,умения выстраивать свои огнепения с окружающей средой, духовно-личностных качеств; соответствия модели социально-педагогической подготовки специалиста его современному профессиональному социально-педагогическому статусу; использования обучающего комплекса,предусматривающего применение разнотипных активных развивающих методик.

Целью исследования является определение оптимальных условий совершенствования социально-педагогической подготовки студентов а на этой основе разработка и внедрение в учебный процесс комплекса активных развивавших методов обучения.

И соответствии о целью и гипотезой в диссертации решались следующие задачи:

- проанализировать сущностные характеристики социально-педаго гической подготовки студентов I её влияния яа формирование профессионального мастерства специалистов-руководителей музыкальной самодеятельности; . ,

- выявить воздействие окружающей среда,в иом числе национальных музыкальных и народно-педагогических традиций ва становление специалиста как социального педагога;

- уточнить структуру и основные критерии социально-педагоги-ческоГ! подготовки студентов музыкальных специализаций, диагностику уровня их готовности к выполнению функций с даального педагога;

- разработать на основе целостной программы социально-педаго ■ гкческой подготовки комплекс развивахщих методик в проверить его

эффективность;

- систематизировать и обобщить в виде методических рекомендаций результаты проведенного автором исследования для последующего гас применения в деятельности учебных заведений культуры и искусства Республики Казахстан.

Методологической основой исследования явлштоя положения философской,педагогической и социально-психологической науки о социальной сущности человека, целостности процесса развития личности, единстве сознания,дпятельностп и общения. В кааестве исходных теоретических посылок исследования диссертантом избраны концепции единства общего,профессионального и социально-педагогического развития личности студента /Ю.П.Азаров и др./,социализации личности как процесса усвоения человеком ох ромногосоциаль-ного опыта /В.П.Битинас,В.Г.Бочарова и др./,истории,теории и методики куль турно-досуговоЗ деятельности в современных условиях Д.Г.Киселева,О^'Д.Красильшжов,В. А.Стрельцов/.

Исследование осуществлялось а четырех областям Республики Казахстап - Актабшс^оЯ.Атрауско^ бызш.ГурьевскоЯ/.Западио-Казах-стаяскоЗ /бывл.Уральской/п ¡'ангастауской /бшшЛ'ангыплакской/. 0пытко-зкспер7л2нгальнк.*л базанз были избраны Уральское облг~т-яоз учялигй культур!',Запэд?:о-йазахсгляогепй институт культуры, городскно и сельские учрзндегая культуры,обтцзобразовательше и дотекла •музыкальные ¡жола л сколы искусств, Едаякольшя: детские учрззденйя - всего ■ 12 пгас'лдок. В студенческих группхч. спец/Млн-заци2 "Руководите"Я кародап оркестров и "ансаиблей", "Руководителя скадзятояшос зСорозих иадяектпЕоз", "Руководители самодеятельных 'тапцзЕаяьпак • коллоктзоз"бяла проведены констагируггииЗ ■ с ФораадагезА эгсспсрлиептп. • •

йато:и исслзжгепггя.Дта рзпевпя. намеченных з диссертации за-Я23 пат яспользо5'мгся зегшеве взапаоезязанзнх и з. -апыодопоян" • ПГ7Г. готосов: тсоротпис:сгЛ анализ литературных источников;обоб-пзтгз огаио; подготовь спёцяаластез в условиях вузов культуры; г,опте:г2тсзсляз саглостоятолымх рабо'г студентов,учебных планов

л утагаа культурй.дэтекше музыкальных школ и пкол искусств, гекугих докукевтоз 'Кзнястерства культуры Республики Казахе та; ; аггязтгроэспгло студентов групп музыкальных специализаций и пре-подззптеггпЗ; беседа и наблздения.Общее число охваченных исследо-зашт-м студентов,вузезеетх и пкольных-педагогов,работников куль-турно-дссугозыз учреждений составляя? 8Т5

На первой этапе иссле, ¿вания /1981-1983 г.г./ проводилась аналитиче_<сая и рганизационная работа: изучено общее состояние проблеми,теоретически осмыслены основные идеи и положения диссертации,разработан инструментарий исследования,в учебный процесс зачохевы элементы экспериментального обучения,осуществлялся подбор объектов для опытно-экспериментальной работы. На втором,диагностическом этапе /1984-т986 г.г./ изучено состояние музыхально-эстстического воспитания детей,подростков,взрослых в городских и вельских семьях,составлена социально-педагогические характеристики экспериментальных площадок.выявлялся уровень музыкальной воспитанности абитуриентов к студентов. На —>етьем,формирующем этапе /¿987-1991 г.г./ был реализован основной эксперимент,позволивший выявить факторы и условия,обеспечивашие выработку у студентов знаний,умений и навыков социального педагога. На четвертом,заключительном этапе /1991-1992 г.г./ обобщались результаты исследования, . азрабатывались практические рекомендаш—,оформлен текст дио-сертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- Изучены современное состояние и тенденции раэвитил социально-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций в вузе культуры/ выявлены объективные и субъективные факторы и услов-ч оптимизации этого процесса: учет социально-экономической, д«'-графической,ку-*.турной ситуации в per неиспользование национальных культурно-эстетич-ских,музыкальных традиций и народно-педагогического опыта,совершенствование профориентационной работы и \ отбора абитуриентов,разработка различных видов учебно-методической документации,наличие необходимой материальной базы;

- На основе существующих профессиограмм и квалификационных характеристик cor мьного педагога разработаны адекватные учебный план и программа сот'иально-педагогической подготовки рукЬводите-леЗ народны: оркестров и ансамблей,хоровых и танцевальных коллективов в вузе культуры,предложения по интеграции комплекса социаяь-1 -педагогических дисциплин о предметами ыузккаяьно-профессиональ-ного цикла,которые облегчают адаптацию выпусюшкоз музыкальных отделений к согдаип тым конт_.<там и творческому соструднячеству с семье? ЕкодоА,досуговыу.и учреждениями,общественно-добровольными формированиями и неформальными объединениями;

- Обоснована и экспериментально потдерздека методика проведения активных,развивающих ?орм учеСрых занятий,базирующаяся im синтезе . лнеЗпях элементов со-иально-педагогнческого мастерства спо-

циадиста - владения технологией своей профессия .умения выстраивать свои отношения с окружахвдей средой,развития индивидуальных духовно-личностных качеств;

- разработаны и экспериментально проверены учебные программы по основным направлениям учебно-творческого процесса на музыкальных отделения вуза культуры,цель которых - углубление социально-педагогических знаний,умений и навыков студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том,что его результаты могут быть использованы:

- в работе пос-^янных и времен.а научно-исследовательских групп п коллективов,пзучагзкх проблемы подготовки социалыю-педа-^чгических кадров; !

- в учебном процессе "вузов и училизц культуры и искусства, педагогических и других гумшгзтар.._а вузов; •

- в системе повышения квалификации и других формах непрерывно-гообразования практических работников сферы досуга,что позволит существенно повысить качественны уровень нузыкала.:ого руководите-ля-педагога.соотзетствуюдзЯ ..современной социокультурной оитуацх

п рыночным отяопениям;

- в подготовке учебяо-методяческих материала в псмсеь сьло-обрззованпп работников культуры я искусства.

На зрдиту выносятся следтдят. положения:

Социально-педагогическая подготовка студентов .лузикг"ьптс специализаций обусловлена социально-экономич^аимл,демографическими, культурными факторами,характерными для конкретного ^¿гиогз,, наличием национальных кузыкалышх традг.^тй и народно-педагогического опыта,развитой сети учре.^зниЯ культуры,досуга,образования.

г.' Соверпеяствование социально-педагогической подготовки студентов музыкальных специализаций вуза культуры явл 1тся обьект«"*-пой предпосылкой и условием повышения их.профессионального кзстер-стза и г.гагет быть осуществлено на основе специально разработанной прсграгшн и совокупности активных,развивавдк Методик.

Агт?об" уя результатов исследования осуществлялась путем публикации его материалов в печати.обсуждения хо а и итогов гссле.пва-ния на республиканской паучко-практической конференции "Актуальные проблемы музыкально-эстетического воспитания п развития национального фольклора"/Атаа-Ата,1991/,кежвузовско2 конференции в Гымхпнтском пединституте культу,. им.Аль-Фарабя /Чимкент, 1939/, на зека-тьмых научно-методических семнь^рах и совещаниях.

л". обуслсвлена целя?.*.я 7. задачами г.ссла;,"-

..ога:и;я еостзрг, кз введения,д?ух глав,захлвтевгя.шис-

СТРУКТУРА И ОСНОВНОР СОДЕРЖАНИЕ ДИСШТАЦИИ .••

Во введении обосновывается выбор темы и актуальность проблемы, определяйте,' предает, объект, гипотеза, цели, задачи,методы исследования, раскрываются.новизна, теоретическая и практическая значимость выполненной работы.• •

Первая глава "Теоретические, .основы формирования социального педагога - руководителя ^ .зыкальной самодеятельности" состоит , из трех параграфов. В параграфе 1.1. "Проблема иодготовки специ-. листов музыкал ного профиля в свете.социальной, педагогики" характеризуются природа,сущность и структурообразующие элементы соци-а> но-педагогическ<~1 подготовки руководителей самодеятельных музыкальных коллективов. На основе сопоставления модели деятельности и модели специалиста,осуществляющего эту деятельность,выявляются общие и особенные признаки социально-педагогической подготовки представителей различных музыкальных специализаций..

Анализ современных научных подходов и ш.. лиенного'эмпирического материала дают основание утверждать,что сущность и содержала это" подготовки могут быть раскрыты в контексте изучения:

- профессиональных функций,знаний,умений,навыке ..личностных качеств и других параметров,определяющих социально-педагогическую деятельность музыкального руководителя;

- чествующих сегодня противоречий между ярко выраженной общественной потребностью в -чсококвалифицир-ванных кадрах социальных педагогов и отсутствием адекватной системы,способной обеспечить качественную подготовку таких специалистов; ,

- объективных и субъективных факторов и условий,необходимых для целесообразного и эффективного социально-педагогпческого вмешательства в процесс муоясально-эстетичсского развития детей в взрослых»квалифицированного руководства музыкальным просвещением и самодеятельным музыкальным творчеством;.

- ведущих 'тенденций в музыкальных интересах в предпочтениях яятелей гордов и сельских районов Казахстана: ори .тащш на Фольклор и национальные музыкальные традиции; увлечение профессио-<алькой музыкой,сохраняющей приверженность народным потокам,фольклорным традициям; «юлодежной мода на популярные жанра,господствующие . зовременной эстраде.'

В исследовании обосновывается наиболее перспективный путь со-веряенст ован г социально-педагогической подготовки студентов ну-

зыиальных специализаций,в котором исходным моментом сгужит разработка моделей деятельности, составление на их базе моделей подготовки,внесения соответствующих корректив в учебно-воспитательный процесс и последующая проверка в ходе занятий правильности внесенных изменений.

На качество вузовской подготовки музыкального руководителя-^оциального педагога существенно влияет сформированность у него организаторских умений и навыков - прочно усвоенных и неоднократно повторяющихся практических способов действия в музыкально-развивающей среде. Среди них в диссертации выделяются навыки общения с коллегами пр работе,с участниками самодеятельного коллектива; навыки расределения внимания в процессе работы с людьми и быстрой оценка общего психологического состояния аудитории,группы или отдельных её членов; навыки использования планов,дневников .текущих записей п другой рабочей документации в процессе реализации конкретных дел.

В параграфе 1.2. "Народные музыкальные традиции Казахстана как важный фактор в по, ловко социэльно-педауогических кадров" подчеркивается,что творческое использование самобытных национальных музыкальных традиций в учебном процессе вуза культуры возможно и необходимо на стыке двух принципиально важных 'направлений: во-первых,углубления национального,этносоциального контекста в преподавании общенаучных и специальных дисциплин; во-вторых,осуществления Продуманной системы музыкально-творческого развития студентов,основанной на пряоощзнии к лучшим образцам национальной музыкальной культура. '

Касаясь истоков исторического развития этой культуры, диссертант подробно останавливается на её самобытных чертах.Отмечается, что устойчивы®,традиции семейного и аульного быта,в первую оче-редб айтыс /сорззнозание/,положили начало возникновению множества разновидностей профессионального деятеля,занятого в сфере на-родпо-музыкадьЕОГО.искусства: поэтов п певцов,инструменталистов и знатоков пародпого эпоса и легенд,сказочников и имитаторов.Многовековой народный опыт проявляет себя в специфике жанров,в видах и уровнях оьторского т исполнительского каотерства.в содержания традиционных форм,передаваемом из поколения в поколение,в выразительных средствах музыкального языка,составе инструментов п другом.Пропзааденпл народных мастеров по существу образовали музыкальную классику .основу музыкальной культуры Казахстана.

Глубокую связь к преемственность времен к поколение в народном музыкальной творчестве ярко отражает представленные в диссертации спыт самодеятельных оркестров народных инструментов, фольклорных коллективов,семейных ансамблей,а также многочисленные фестивали,конкурсы и состязания музыкантов-исполнителей хз всех областей Западно-Казахстанского региона. Справедливо отмечается, что богатейшие традиции народно-инструмек.ального исполнительства остаются далеко не освоенный фактором социально-педагогической подготовка специалистов в вузах и училищах культур! республики,а методика творческого изучения и использования народного музыкального опыта в учебной процессе со существу не получила еще необходимого теоретического и практического обоснования.

Цоэтоку особый интерес вызывает изложенная в параграфе методика обращения к национальный праздникам,обрядам.играм во вреда учебных занятий на музыкальных отделениях,в частности коллективного анализа подготовки и проведения весеннего праздника "Наурыз", возрождения национальной обрядности в рамках традиционных народных конкурсов "¿агат сыны","Кыз сынк ,"лигпт султаны" и других. Занятия помогают будущим специалистам проникнуть в суть одного из важнейших принципов народной педагогики - соединения труда и развлечений,сочетания в одном действии утилитарно-практического и чисто досугового,художественно-творческого,эстетического качала.

Перспективным в этом отнесении шагоа является и организованное . ^н непосредственном участии диссертанта вовлечение студентов музыкальных специализаций в собирательскую.поисково-ссследователь-скуш работу по изучению,систематизации и распространению фольклорных материалов в сельских районах Западного' Казахстана.эта работа привлекает внимание студентов к длительному,многотрудному,противоречивому процессу возровдения локальных .рр-иций.обрядов,ритуалов, обычаев,характерных для бытующих У населения региона различных видов досугоэой,социально-культурной деятельности. Тем сальы, как подчеркивается в диссертации.открывается возможность для уча- . стия студентов в составлении региональных карт возрождения п распространения музыкально-исполнительских традиций на территории Западного Казахстана,а также в проектировании этих традиций на семейном,мексемейном,групповом,аульном /селенческоы/ уровнях.Руководить этой р Зотой призваны преподаватели не только ..ециальных дисциплин,но и других предметов гуманитарного цикла.

II.

В параграфе 1.3. "Содержала« социально-педагогичесхой подготовка музыкальных руководителя в вузе культуры* главное место занимает теоретическое а практическое обоснование предметного содержания социально-педагогической подготовка студентов на отделениях руководителей народных оркестров я ансамблей.хоровых я танцевальных коллективов вуза культуры. Предметную содержатель-.ость составляет комНлекс учебных дисциплин,закладывающих основы социально-педагогической подготовки,формы и методы передачи соответствующих знаний,умений и навыков,приемы активизации интеллектуальных а творческих сил студентов.

Считывая весьма жесткие современные требования к специалиста* соцяально-культурной.досуговой с;>еры, целесообразна я закономерна интеграция социально-педагогического образования будущих музыкальных руководителей с предметами музыкально-профессионального цикла,а также с культурологией,педагогикой,психологией, социологией,основами менеджмента,правоведением я другими смежными дисциплинами.'

Определение содерд ая социально-педагогической подготовка студентов предусматривает такой объем знаний и умений,приобретение котрых соответствует социальному заказу и отвечает целям а задачам самоЯ профессии, ^{«ктивность содержательной стороны учебного процесса измеряется,по мнению диссертанта,прежде всего реальной отдачей нолодыа специалистов,их активной ролью как необходимого социально-педагогического ядра в духовном,культурном возрождения Казахстана,в сохранении а умножения его национальных художественных,музыкальных традиций. Другими словами,плодотворная социально-педагогяческая деятельность выпускников музыкальных отделений - один из главных ирлтериеа оценки работы педагогического коллектива вуза я училища культура.

В параграфе изложены результаты исследования,кэлью которого было выявление общественного мнения практических работников - педагогов музыкальных скол п скол искусств,педагогов-организаторов внеклассной я внепкольноП работы а руководителей самодеятельных гзузыкалышх поллоятгаоз по поводу современного общественного статуса социального педагог .наиболее острых проблей социально-педагогической даятельностп среда населения городских п сельских микрора2опеа»7чсстоигая анкетирования бал пос-авлеи комплекс вопросов: кал спа оценивают соцпальяо-пздагогическуа работу в от-

крытой среде; с какими характерными трудностями сталкиваются; что считают наиболее важным в профессии социального педагога. По результатам опроса значительная часть практиков объективно оценивают деятельность социального педагога.Крайне.важной и необходимей а современных условиях её считают 62 % педагогов ДЛИ, 49 % педагогов-организаторов и 51 % руководителей самодеятельных коллективов.К наиболее типичным испытываемым затруднениям отнесли: финансово-материальные трудности - 91 5 всех опрошенных, отсутствие необходимых.знаний и навыков работы в микрорайоне - 89 %,неумение работать с семьей -.67,3 ^.неумение осуществлять взаимодействие с клубными объединениями по месту жительства - 72,3 ^.неумение провести мероприятия в микрорайоне -78,9 %,неумение планировать воспитательный процесс - 59 ^.неумение организовать коллективную деятельность - 79,4 отсутствие литературы по данному вопросу - 82,6 %.

Исследование подтвердило необходимость разработки качественно новых,в ряде случаев альтернативных подходов к социально-педагогической подготовке студентов музыкальных специализаций.Приоритеты в этой подготовке перемещаются нч только в сферу профессионального владения музыкальным инструментом,искусством танца клл руководства хоровым коллективом,но и в область педагогики отношений, психологии социальных контактов, формирования полноценной социокультурной среды. Исследование позволила составить более полное и конкретное предстас^ение о содерхатальной стороне предметов социально-культурного и социально-педагогического циклов, о ксикретном наполнении дисциплин учебного плана,призванных обеспечить выполнение важнейших функций социального пздагога - организаторской, диагностической,соцпально-терапезтичаспой.коьиунпка-ТЕВНОЙ и других. .■•''-'

Становление специалиста в значительной иерз зависит от его профессиональной напразленкостп.Поэтому &?ль*ое ¡.'.есто в исследовании отводится анализу спсгеш мотивов, легащпх в о сноб е учебкой деятельности студентов.Выявление этих нотивов в процессе онытно-экспериментальной работа охватило 156 студентов всех музыкальных специализаций вуза культура.Мотшзационяая сфера, состав шнкая предмет изучения,включала в себя г-лтизы выбора лрофессиа,стремление к определенному виду деятельности,отношение к.будуцзй профессии, к учебе в целом; избирательное отношение к отдельна: дисциплинам,от- пение к обцесгзеннрй работа,общга интересы и склок-

ности,общая направленность личности.Значительную часть опрошенных /до 34 %/ составили студенты,у которых преобладало ярко ги-рааенное стре;лленпе к самостоятельной музыкально-организаторской деятельности в ансамбле илп оркестре народных инструментов,хоревом или танцевальном коллективе.

Результаты опроса позволяют судить о широком разбросе мотивов выбора профессии. 32,4 % студентов прязело учиться "гзлание руководить самодеятельным ансамблем или оркестром"; 30,3 % - "гела-ние развивать свои музыкальные способности и дирижерские навыки"; ¡¿9,И % в качестве преобладавшего мотива назвали "любовь к музыке .удовольствие от занятий музыкой"; 35,7 % - "желание работать с людьми,быть нужным";лишь у 2,6 7« на первый план выступят сугубо личные,индивидуальные устремления. Отметим,что всего лишь х2,2 % опрошенных хотели бы "развивать свои организаторские способности"^ то время как ни один руководитель не создаст музыкальный коллектив,не обладая умением организовать ладей.Обращает на себя внимание и явная недооценка педагогических способностей -лишь 10 % хотели бы их развивать. . ,

в будущей профессии студентов привлекает возможность создать интересный народно-инструментальный,хоровой,танцевальный коллектив /Ь5,8 #/,возмохность эстетически воспитывать людей /36,7 %/, возможность общения с людьми,быть в коллективе,приносить пользу и радость друтии /32,4 ^/.воэмоеность развивать способности других людей /47,9 %/.Среди названных качеств специалист! преобладают глубокие профессиональные знания,высокая общая культура,умение работать с коллективом,культура взаимоотносений с людьми. Отрицательными моментами своей будущей профессии студенты считают ей невысокий общественный престиж в крайне слабую материальную обеспеченность,

я отношения к отдельный дисциплина!!, заложенным а учебном плане,безоговорочно приоритета принадлежат предметам музыкальной специализации,за ними идут общенаучные и'психолог'-педагогические. эти данные еще pas подтверждай ;<ко. выраженную ;оОессио-нальную напрзленность будущего специалиста.1 .Характерно,что студенты хотели бв и сферу своего свободного времени активно использовать для пополнения и углу б тетя своих знаний и навыков в области профессиональной деятельности.1 Результаты обследования объективно требуют постоянного внесения корректив и дополнений в содержание учебного процесса.

Во второй глаге "методика социально-педагогической подготовки специалистов музыкального профиля",состоящей из трех параграфов, на материалах опытно-экспериментальной работы рассматриваются основные направления в отбора абитуриентов и их ооциально-пе- ■ дагогической подготовки в учебном процессе вуза культуры.

Б параграфе 2.1. "Выявление готовности студентов к выполнению функций социального педагога" отражены ход и результаты исследо- . ват'я стртатуры и мотивов готовности абитуриентов,а затем и студентов к социально-педагогической деятельности.Материалы экспериментальной работы подтвердили правомерность предположения о трансформации первоначального эпизодического,ситуативного интереса абитуриентов к социально-педагогической деятельности в весьма устойчивое намерение стать.квалифицированным педагогом-профессионалом, готовым к работе в социально-культурной сфере.

В диссертации подчеркивается,что готовность к социально-педагогической деятельности является сложным понятием.Его характеристика предполагает рассмотрение индивидуально-психологических свойств личности,отражающих структуру знаний,умений и навыков, н'чравлзнность и мотивацию,рбщую одаренность и педагогические способности,некоторые свойства нервной системы,темперамента,ха-ри>тера,эмоциональные характеристики.Формирование и развитие этой готовности претерпевает влияние различных факторов,проходит длительный путь, имеет свои особенности.'

Исследуя различные уровни и ввдг готовности /в частности, внутреннюю,психологическую,практическую,нравственную/,диссертант приход^.- к выводу,что в довузовский период наиболее значительное влияние на формирование готовности могут оказать лзггаыЯ опыт абитуриента, семья,клуб, специальное учебное заведение и т.д.,а в условиях обучения ч вузе - содержание и методика учебного процесса, личность и мастерство преподавателя.

Ьольшой практический интерес представляет изложенная в ппра--рафе методика диагностирования уровней готовности ьбитур-.^ктов /на вступительных экзаменах/ и студентов /в процессе обучений к социально-педагогической деятельности,обоснование г<ишх уровней готовности,личностные характеристики конкретных групп студентов, составленные на базе предложенных диссертг ?ом четырех групп критериев 1..1-ОВНОСТИ, включающих ¡направленность личности^знание основ социально-педагогической работы,наличие необходимых умений п навыков, •"ндивидуально-личностные. качества.

В параграфе 2.2. "Программа социально-педагЬгической подготовки: принципы построения и реализации" содержится развернутая характеристика системности,непрерывности,преемственности, избирательности,деятельностного подхода и других исходных принципов, лежащих в основе программы подготовки студентов к выполнению функций социального педагога.

Реализуемая в ходе учебного процесса опытно-экспериментальная программа социально-педагогической подготовки студентов базируется на ряде принципиальных положений,суть которых сводится к тому,что устойчивая внутренняя потребность студентов музыкальных специализаций в целенаправленной социально-педагогической деятельности формируется на основе:

- профессионального обучения как руководителей самодеятельного музыкального коллектива /оркестра,ансамбля,студии/;

- заинтересованного изучения и освоения лучших образцов народного творчества,национальных музыкальных традиций,народных обычаев,обрядов,ритуалов л праздников;

- глубокого знания социальной среды,характерных процессов, происходящие в общественно-экономической,политической и культурной жизни области,региона,республики в целом;

- обстоятельного ознакомления с соци&льно-педагогическил опытом,накопленным в системе дошкольных,школьных и внешколльных учреждений,сфере досуга,семейной среде,системе самодеятельного музыкального творчества;

- непосредственного личного участия в подготовке и проведении различного рода социально-культурных,досуговых традиционных и нетрадиционных акций среди кителей городов и сельских районов;

предоставления возможности проявить личную предприи;.. .ивость, собственную коммерческую инициативу в сфера культуры и досуга, получить ощутимый дополнительный заработок.

В параграфе 2.3. "Экспериментальный^ обучавший комплекс /ЭОК/ и его использование в учебном процесса на иузыкал ных отделениях" подробное освещение получает реализуемая дри непооред гвенном уча етш диссертанта технология социально-педагогической подготовки студентов, составили элементами которой являптся активные развивавшие методики.Огловное место ч параграфе занимает анализ активных форс» анягвй - разнотипных семинаров .деловых игр, круглых столов, дискуссий,внеддшх занятай,способствующих закреплению знаний и

ллений студентов.формированию и совершенствованию их профессио-<альных качеств какмузыкальных руководителей-социальных педаго-гоя,освоению практического опыта. Автором высказываются предложения по методике отбора я подготовки обширного эмпирического, статистического,социологического материала для последующего его использования па практических занятиях по предметам социально-педагогического цикла.

В заключении подводятся основные итоги исследования,сопоставляется с исходной гипотезой исследования, формулируются выводы и рекомендации,предлагаются дальнейшие направления в изучении проблемы.

11о тема диссертации опубликованы следующие работы:

1. Современная социальная педагогика и новые подходы к формированию спещатаста в области самодеятельного музыкального творчества //Проблемы возрождения и развития национальных культур

в республиках Средней Ачии в Казахстане,- Шымкенг, 1992,- С.93-У^.. 0,3 п.л.

2. Будущий социальный педагог - организатор музыкального ооразования.Ыетодачесхое пособие.-Актау: ОШЦ ИТ и КПР,1Э92,12 с.

3. Народно-традиционное воспитание студентов вуза культуры. Методическое пособие.- Актау: ОНЩ НТ к КНР, 1992, 10 с.

4. Проблемы социально-педагогичг кой подготовки студентов музыкальны* специализаций комплекса.- Актау: ОНМЦ НГ и КНР, 1992, 10 с.

5. Нуги совершенствования социально-педагогической подготовки студентов художественных специализаций в вузах культуры. Методические рекомендация.- Шымкенг, ШиПИК, 1992, 20 о.