автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Внеучебные формы развития творческого потенциала студентов вузов культуры
- Автор научной работы
- Гацук, Сергей Юрьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гацук, Сергей Юрьевич, 1999 год
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала студентов вузов культуры
1.1. Проблемы развития творческого потенциала личности в педагогике, культурологии и смежных науках
1.2. Состояние и проблемы развития творческого потенциала студентов вузов культуры
1.3. Сфера свободного времени как фактор интенсификации процесса становления специалиста социально-культурного творчества
Глава 2. Пути реализации творческого потенциала студетов вузов культуры
2.1. Развитие клубов художественно-творческой направленности
2.2. Стимулирование индивидуально-творческих потенций личности студента
Введение диссертации по педагогике, на тему "Внеучебные формы развития творческого потенциала студентов вузов культуры"
Актуальность исследования. Коренные качественные маме» нений в общественной н государственной км гни Росс мм 90-х годов XX века при всех издержках, связанных с глубоким экономическим, политическим кризисом, с потерей вдеалов, которши жили несколько поколений, с осложнением межнациональных отношений, тем не менее дали человеку самые широкие свободы, но вместе с тем поставили перед необходимостью проявлять инициативу, творить самого себя и окружащий мир, утверадать себя действием. В этой связи актуализируется потребности в воспитании самостоятельной личности, ухевщей нестандартно мыслить, принимать новые решения и нести аа них ответственность. Это предполагает изменение как целей, задач, содержания образования, так и методов формирования профессиональной культуры современной личности, и в частности, в системе подготовки специалистов для сферы социально-культурного творчества.
Решение этой проблемы во многом зависит от выбора педагогических технологий, дидактической сущности образовательного процесса в целом, составляющих его учебных циклов и отдельных дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом.
Мевду тем педагогическая практика вузов культуры показывает, что одного усвоения готовых знаний студентами и выработки соответствущкх навыков в процессе обучения недостаточно для полноценного формирования и развития творческого потенциала будущих специалистов - организаторов социально-культурной деятельности: ведь творчеству человек может учиться тоща, когда он реально поставлен в ситуацию, требущую оригинального нестандартного подхода.
Оцним из возможных путей решения этой задачи является создание социально-педагогических условий развития про» фессионально-творческого потенциала студентов вувов культуры на базе органичного взаимодействия учебных и внеуче-бных культурно-досутовых форм деятельности.
ТеД9К> Анализ состояния изученности проблемы позволяет констатировать, что формирование и развитие творческих возможностей человека - это фувдамен-тальная проблема не только педагогики и психологии, но и всей совокупности гуманитарных наук, всего человековедения. В соответствии с этим, характер исследования обусловил необходимость рассмотрения как самой концепции творческого потенциала личности, так и проблемы его развития в системе подготовки специалистов с высшим образованием.
Большой вклад в теорию и методологию изучения творческих возможностей человека, их содержания, структуры, социальных функций» отдельных уровней и типов внесла философия. В частности, античные мыслители Аристотель, Сократ, Платон, представитель немецкой классической философии И.Кант, философы XX века З.ФреЦц, А.Камю, русский философ-экзистенциалист Н.А.Бердяев уделяли значительное внимание вопросам природы, сущности и механизмам творческого акта.
Среди современных исследователей в области философии творчества первостепенное значение для разработки проблем, раскрывахщих сущность и природу творческой деятельности человека, имеют работ представителей отечественного диалектического материализма Я.И.Дшшевого, Н.Г.Козина, Л.В.Яценко и др.
Параллельно с философией широкий круг вопросов, связанных с объяснением воэниконовения культуры как проявления творческой активности человека, затрагивает культурология. Данная проблематика нашла свое отражение в работах современных исследователей культуры - С.Н.Артановского, С.Н.Иконниковой, Э.В.Ильенкова, М.К.Петрова, Э.В.Соколова.
Принципиально важное теоретико-методологическое значение для разработки проблем развития творческого потенциала личности имешт исследования по психологии творчества. В частности, вопросы диагностики и развития способностей личности как фундаментальной основы ее потенциала нашли свое отражение в трудах Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалева, А.Н.Лук, В.Н.Мяси-щева, Я.А. Пономарева, Б.М.Теплова, В.Д.Шадрикова. Вопросам характеристики творческой личности в целостном и аналитическом, дифференцированном виде посвящены исследования отечественных ученых В.Л.Дранкова, А.Эфроимсона, зарубежных - К.Тэйлора, Д.Холла, построенные на биографическом материале ввдавщихся представителей науки и искусства.
Особое место в теории и практике формирования индивида занимает исследования, посвященные общим вопросам развития творческого потенциала личности в системе высшего образования. Среди современных исследователей проблем формирования творческих начал личности студента в высшей школе необходимо вьщелить Ю. П.Азарова, Ю.К.Бабанского, Н. В. Кузьмину,
0. Г. Степанову.
Конкретнш проблемам совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузах культуры и его влияния на фор» мирование творческих качеств личности посвящены публикации многочисленных сборников научных трудов, издаваемых вувами культуры. Б работах М.А.Армарского, Т.Г.Киселевой, Э.А.Ку-руленко, А.В.Соколова и др. получили освещение актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы культуры и искусства в современных социокультурных условиях* Рааличные вопросы теории и практики формирования профессионально-творческих качеств будущего специалиста с оциально-культур-ной сферы рассматривается в работах Г.И.Анажкиной, И. В. Аре-финой, Т.С.БибарцевоЙ, И.А.Горбуновой, А. П.Хачатурян, Р.Ко-стецхи.
Характер настоящего исследования обусловил необходимость рассмотрения вопросов, свяванных, прещде всего, с развитием творческого потенциала студентов вувов культуры во внеучебное время. Необходимо отметить, что вопрос развития личности студента во внеучебное время как комплексная самостоятельная проблема в отечественной науке специально не рассматривался . Разработка теоретических, методологических и практических вопросов использования внеучебных форм деятельности студентов как средства интенсификации процесса профессионального становления специалиста в высшей вколе началась сравнительно недавно - в 70-е годы. Анализ рада исследований по проблемам эффективного использования внеучебного времени позволяет выявить различные аспекты рассмотрения данного вопроса: формирование профессиональных качеств во внеучебной деятельности (Л. Д.Матвиенко, М.К.Найденко, В.Н.Ращупкин), формирование нравственно-эстетических качеств личности студента (В.С.Грехнев, Б. А. Смирнов, Т.Г.Томашевская).
Содержательный анализ исследований проблем развития творческого потенциала личности в высшей школе показал» что преимущественное внимание авторов, как правило, ограничивалось изучением отдельных аспектов данного вопроса. Наличие нового социального заказа, с одной стороны, и недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы, с другой,- предопределили необходимость и целесообразность осуществления данного исследования, цель которого заключается в выявлении социально-педагогических условий эффективного использования внеучебных форм деятельности студентов вузов культуры для стимулирования и развития их творческих потенций.
Целевая установка предопределила следующие задачи исследования:
- обобщить данные гуманитарных наук во взглядах на природу и сущность творческого потенциала личности;
- определить реальное состояние и проблемы развития творческого потенциала студентов в практике организации образоватеяь-но-воспитательного процесса вуза культуры;
- выявить созидательные возможности свободного времени в контексте профессионального становления специалиста сферы социально-культурного творчества;
- раскрыть художественно-педагогические принципы деятельности студенческого театра-клуба;
- разработать и внедрить методику педагогического стимулирования индивццуально-творческих потенций студентов вузов культуры во внеучебное время.
Объект исследования - студенты факультетов культурологии вузов культуры, вовлеченные во внеучебные формы деятельности.
Дрездрет исследования - социально-педагогический процесс развития творческого потенциала студентов вузов культуры в условиях органичного взаимодействия учебных и внеучебных форм деятельности.
Экспериментальное исследование проводилось на базе студенческого театра-клуба "23" Самарской государственной академии культуры и искусств. Базой сравнительного исследования стал театр-студия Дворца культуры молодежи г.Санкт-Петербурга.
В основу исследования легла гипотеза, суть которой составило предположение, что эффективность учебно-воспитательного процесса в вузах культуры, направленного на творческое развитие личности студента, значительно повысится, если наряду с существующими традиционными формами обучения будет использован сознательный потенциал свободного времени будущих специалистов, в рамках которого удастся внедрить внеучебные формы активизации деятельности студентов, стимулирующие профессионально-творческие поиски и развитие самостоятельности. Это позволит устранить стереотипы и блокировки мышления, возникающие от обязательности, ваданности, формализации учебных форм и процессов их усвоения.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили: принятое в философии, культурологии, психологии, педагогике положение о социально детерминированной сущности творческой деятельности и развития человека, проявляющихся в высшей ступени его активности, инициативы и самостоятельности (Г.С.Батицев, Д.Б.Богоявленская, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина); концепции современных исследователей по проблемам студенческой молодежи, раскрывающие механизмы взаимодействия молодежной субкультуры с общими закономерностями социально-культурных процессов, происходящих в обществе (М.Б.Глотов, А.С.Запесоцкий, В.Т.Лисовский, А.Н.Семашко).
Исходным стимулом для разработки проблем развития творческого потенциала студенческой молсдежи во внеучебное время послужила концепция культуросозидающих возможностей досуговой деятельности, разработанная в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств (М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, А.П.Марков, И.А.Новикова, Б.А.ТЬнов, и др.).
Методы исследования. Цель исследования и характер решаемых задач предопределили необходимость комплексного подхода к использованию психолого-педагогических методов. В работе над диссертацией были использованы методы:
- теоретического анализа и синтеза фундаментальных научных разработок в области педагогики, культурологии и смежных наук, документальных источников, отракащих тенденции развития высшего гуманитарного образования, научно-методических материалов;
- эмпирические методы, включающие наблюдения, тестирование, опрос, метод педагогического эксперимента, реализупщий задачи поисково-конетатируящего и формирующего характера.
В процессе исследования использовался также метод системного анализа, с позиций которого рассмотрены структура и уровни развития творческого потенциала личности.
Методика исследования включала несколько этапов. На первом - теоретико-аналитическом этапе - изучалась история и теория вопроса, дан анализ основных проблем развития творческого потенциала как целостного интегративного качества личности. Цроведен анализ документального потока научных публикаций, директивных, правовых, справочных и иных материалов. В результате были обобщены выводы с вше 600 публикаций, которые позволили выявить как общие направления в понимании вопросов формирования и развития творческо-активной, культу-росоавдащей личности, так и современные тенденции формирования творческих способностей индивида в системе подготовки специалиста с высшим образованием, и на этой основе определить суть проблемной ситуации.
На втором, диагностико-фиксирупцем этапе, диссертант анализировал организацию образовательно-воспитательного процесса в вузах культуры с целью выявления состояния и проблем развития творческого потенциала студентов, изучался вопрос применения нетрадиционных внеучебных форм деятельности как фактора развития личности студента и как средства оптимизации процесса профессионального становления будущего специалиста сферы социально-культурного творчества. Такке предпринят анализ свободного времени студенчества и определена его специфика.
Третий« формирующий этап, заключался в проведении педагогического эксперимента, в ходе которого была осуществлена проверка выдвинутой гипотезы исследования и апробация методики педагогического стимулирования творческого потенциала студентов вузов культуры во внеучебной деятельности.
На четвертом, завершающем этапе, была проведена систематизация теоретического и опытно-экспериментального материала по итогам всего исследования, разработаны предложения по использование внеучебных форм деятельности студентов в практике вузов культуры.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования проявились:
- в разработке теоретико-методологических и методических основ изучения творческого потенциала студентов вузов культуры как целостного интегративного образования личности, обеспечивающего проявление ее индивидуальности и результативность в решении задач будущей профессиональной деятельности;
- в распространении обоснованного Ё.Б.Вахтанговш и др. новаторами русского театра принципа студийности на учебный процесс и на внеучебные формы культурно-досуговой деятельности, снимаоцего преграду мевду педагогом и студентом и изначально ставящего обучаемого в позицию субъекта познавательного и созидательного творчества;
- в выявлении эффективных приемов и методов педагогического стимулирования профессионально-творческой активности студентов во внеучебное время;
- в раскрытии худокественно-педагогических принципов деятельности студенческого театра-клуба как внеучебной формы» обеспечивающей активизацию творческого поиска будущих специалистов социально-культурного творчества;
- в обосновании путей оптимального сочетания объективных и субъективных факторов развития личности студента в системе подготовки специалиста с высшим образованием.
Практическая значимость исследования определяется, в первую очередь, обоснованием механизма внедрения внеучебных форм развития творческого потенциала студентов в учебно-воспитательный процесс вузов культуры.
Разработанная технология педагогического стимулирования индивидуально-творческих потенций в контексте профессионального становления специалиста социально-культурной сферы позволяет на практике:
- усовершенствовать систему диагностирования профессионально-творческих способностей и качеств студентов;
- учитывать психохого-педагогические условия самореализации и саморазвития студентов во внеучебное время;
- формировать творческое отношение к будущей профессиональной деятельности.
Обоснованные в данном исследовании предложения по диагностике, формированию и стимулированию творческого потенциала студентов во внеучебной деятельности могут быть использованы в педагогической практике различных вузов гуманитарного профиля, при составлении учебных программ, написании пособий по раавитив профессионально-творческих способностей студентов.
Итоги теоретико-эмпирического исследования по проблеме развития творческого потенциала студентов вувов культуры во внеучебное время реализуется в новых результатах, которые выносятся на заурту:
1) принцип личностно ориентированного учебного процесса в творческом вузе, обеспечивающий органичное единство требований общекультурного и профессионального развития и учета индивидуально проявляемых способностей, наклонностей, дарований;
2) распространение разработанного в рамках театральной педагогики принципа студийности на учебную и внеучебную деятельность как средства обеспечения эффективности творческого развития личности в вузе культуры, снимающего преграду мевду педагогом и студентом и изначально ставящего обучаемого в позицию активного субъекта познавательного процесса и созидательного творчества;
3) методика педагогического стимулирования индиввдуально-творческях потенций студентов вузов культуры во внеучебное время, которая базируется на:
- создании благоприятных социально-педагогических условий для самореализации и саморазвития личности студента в процессе внеучебной деятельности;
- формировании социально-психологической установки на творческую деятельность;
- дифференциации социально-культурных интересов и потребностей студентов с учетом особенностей их способностей;
- поэтапном включении студентов во внеучебные формы куль-турно-досугового творчества;
- системе творческих заданий и упражнений» активизирующих проявление самостоятельности» инициативы в плане профессионал ьно-творческих поисков студентов;
- обеспечении непрерывного образования» профессионального совершенствования и духовного обогащения личности.
Апробадия исследования. Основные результаты работы были изложены в выступлениях на трех Всероссийских аспирантских конференциях "Проблемы культуры и искусства11 (25 апреля 1996 г.» 23 апреля 1997 г., 21 апреля 1996 г.)» обсуждались на ме дисциплинарном семинаре молсдых ученых и преподавателей гуманитарных наук Международного фоцца "Культурная инициатива" (декабрь 1996 г.). Основные положения исследования изложены в тезисах конференций и в публикациях в межвузовском сборнике "Российская культура глазами молодых ученых" (Вып.6).
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование творческих способностей личности студента -важнейшая задача пнсшей шкоды, требующая специальных педагогических приемов и способов организации обраговательно-воспитатедьной деятельности. Процесс развития творческих начал личности особенно актуален для подготовки специалистов сферы социально-культурной деятельности - относительно новой для нашей страны области общественной практики.
Специфика социально-культурной деятельности состоит в том, что на первом плане стоит деятельность управления и самоуправления, предполагающая знание не только одной или нескольких операций, а осознание, удержание всей информации всего цикла, т.е. и целей, и программ, и средств достижения результатов. дто означает, что требуется обучение и формирование целого комплекса способностей, выходящих за пределы освоенных традиционных форм. Меаду тем педагогическая практика показывает, что одного усвоения готовых знаний студентами вузов культуры и выработки соответствующих навыков в процессе обучения недостаточно для развития творческого потенциала будущих специалистов социально-культурной сферы. Образовательный процесс, даже несмотря на активное внедрение нетрадиционных форм преподавания (ролевых, деловых игр и т.п.), не способен в полной мере создать ситуации, требующие творческого решения.
Таким образом, в современной педагогической теории и практике сложилось реальное противоречие меаду достаточно высокими профессиональными требованиями к специалистам сферы социально-культурного творчества и узкой ориентацией в рамках специальных предметов на развитие творческого потенциала студентов. Преодоление данного противоречия такке сдерживается малым объемом практического опыта и недостаточным вниманием исследователей к нетрадиционным внеучебным формам деятельности в условиях свободного времени студентов.
Анализ и изучение творческого потенциала личности в настоящем исследовании осуществлялись с позиций способност-ного (Д.Б.Богоявленская, В.Д.Дранков, А.Я.Пономарев), дея-тедьностного (Д.П.Буева, М.С.Каган, В.С.Швцрев), развивающего (П.Ф.Кравчук, Д.Б.Эльконин) подходов. Обращение к философе ко-культурологичес кому и психолого-педагогическому аспектам исследования позволило выявить сущностные характеристики вторческой личности, которыми выступают новаторство, оригинальность мышления, развитое воображение и фантазия, творческая активность, направленная на решение стоящих перед ивдивадом задач бытия. Теоретическое осмысление современных исследований дало возможность выйти на рабочее понятие творческого потенциала, под которым понимается интегративная целостность социальных и природных сил человека, обеспечивающих его субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии.
Проведенный теоретический анализ проблем развития творческого потенциала студентов позволил определить исходные рабочие гипотезы исследования:
- рост значимости созидательного потенциала свободного времени будущих специалистов социально-культурной деятельности
- методической инструментовкой развития творческого потенциала студентов может быть сочетание индивидуального и группового культуротворчества в рамках внеучебных форм деятельности, поддеркиващих активную позицию студента в овладении учебной программой и участии в жизни вуза;
- расширение платформы деятельности педагога, выход на понятие "эвристическая среда".
Значимость теоретических выводов была подтверждена результатами практических исследований. Так, опытно-экспериментальная работа, проводимая диссертантом на базе театра-клуба "23" СГАКиИ, решала две задачи:
- разработка и апробация методики комплексного использования внеучебных форм деятельности по развитию творческого потенциала студентов вузов культуры;
- выявление и научное обоснование педагогических условий внедрения внеучебных ферм деятельности в систему учебно-воспитательной работы вузов культуры.
В результате констатирующего этапа эксперимента был выявлен начальный уровень сформированности творческого потенциала студентов, проанализированы мотивы и ценностные ориентации, побуждающие студента к тому или иному веду куль-турно-досутовой деятельности.
Основываясь на анализе мотивов и ценностных ориентаций студенчества, выявившего тенденции объективной потребности в общении, удовлетворении своих художественных запросов и потребностей, профессионального становления в свободное от учебы время, автор сделал вывод о росте значимости созидательного потенциала свободного времени будущих специалистов социально-культурной деятельности.
В результате констатирующего исследования быки определены три уровня развития творческого потенциала, наиболее характерными оказались средний и низкий уровни сформировалиости творческого потенциала, что подтвердило необходимость качественных изменений* Соответственно, задача формирующего эксперимента заключалась в повшении уровня творческих способностей и возможностей участников коллектива театра-клуба. Доя этого быхи разработаны комплексы гаданий на развитие мотивацион-ного (познавательный интерес к художественной культуре и творчеству и побуждение к использованию его в деятельности), змоционально-воелвого (стремление к самостоятельной творческой деятельности, чувство ответственности за полученный результат) и операционального (готовность осваивать технологии деятельности, проявление активности в новой ситуации) компонентов творческого потенциала личности, а также методика их реализации в театре-клубе.
Результативность экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов обеспечивалась планомерно организуемой индивидуально-дифференцированной творческой деятельностью и сочетанием ее с групповой и коллективной.
Доследование подтвердило, что в организации занятий на принципах добровольности, свободы выбора, активной позиции студента, новых партнерских отношений во взаимодействии "преподаватель-студент" данная методика играет ведущую роль и обеспечивает возможность самореализации и саморазвития студентов, активное включение в многообразие жизни вуза и успешное овладение учебной программой.
Целенаправленная деятельность педагогов в экспериментальной группе оказала, как видно из результатов исследования, заметное влияние на творческие способности, что выразилось в повышении креативности способов действий, повышении социальной активности участников коллектива театра-клуба. Театр-клуб как поде общей деятельности педагогов и студентов способствовал развитию:
- общих интересов;
- отношений доброжелательности;
- положительной эмоциональной рефлексии на жизнь в вузе;
- расширению образовательного пространства и взаимодействию с различными компонентами вузовской и вневузовской социокультурной среды.
Анализ результатов теоретических посылок исследования и синтез результатов экспериментального исследования, а также их практическая реализация дали возможность автору выявить социально-педагогические условия, при которых внеучебные формы деятельности становятся фактором, способствующим развитию профессионально-творческого потенциала студентов вузов культуры:
- включение внеучебных форм деятельности в систему нравственно-эстетического воспитания в вузе;
- широкое включение студентов в различные веды и формы внеучебной деятельности;
- создание условий, активизирующих проявление творческих способностей и качеств студентов во внеучебное время;
- создание условий, способствующих усвоению профессионально важных знаний, а такке активной реализации умений и навыков, определяемых спецификой вуза культуры во внеучебной деятельности;
- установление многосторонних социохультурных контактов ыевду внеучебным объединением и различными учреждениями сферы культуры и образования.
Таким образом, в результате проведения настоящего исследования была подтверждена исходная гипотеза, в соответствии с которой внедрение внеучебных форм деятельности в образовательно-воспитательный процесс вузов культуры значитель но повышает его эффективность, позволяет активизировать профессионально-творческие поиски студентов, стимулирует их самостоятельность, инициативность и т.д.
Безусловно, за рамками исследования остался ряд актуальных и требующих решения вопросов. Так, проблемы многосторонности, противоречивости, изменчивости социально-куяьтур-ной среды, в которой развиваются и действуют студенты - будущие специалисты сферы социально-культурной деятельности, рассматривалась в настоящей работе лишь в той мере, в какой это было необходимо для решения поставленных в исследовании задач.
Тем не менее в результате исследования было доказано, что, несмотря на противоречия и сложности современной социально-культурной ситуации, существуют объективные возмок-ности для эффективного использования внеучебных форы развития и реализации творческого потенциала студентов вувов культуры.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гацук, Сергей Юрьевич, Санкт-Петербург
1. Авилова а.к. Развитие творческого потенциала личности студента в процессе изучения культурологии//Творчество и личность: Тез.докл.меадунар.симпозиума/КГТУ.- Курск,1995.-С. 135-137.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.-М.: Фоад "За экономическую грамотность", 1995.- 291 с.
3. Азаров Ю.П. Педагогика отечественной культуры и совре-менность//Цроблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тез.меадунар.науч.-практич.конф./ЩУК.-Ч.2.- М. ,1997.- С.3-5.
4. Айрапетова С.Н. Проблемы изучения образа кизни студен-чяской молсдеки//Социальные проблемы образования.- Свердловск, 1991— С. 36-43.
5. Альтшуллер Г.С., Верткин Л.М. Как стать гением.- Минск: Беларусь,1994.- 479 с.
6. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства.- Я.:ЛГУ, 1986.152 с.
7. Ананьев Б.Г. Проблемы способностей.- М.:Наука, 1962.165 с.
8. Анашкина Г.И. Формирование профессиональной направленности студентов вузов культуры средствами культурно-просветительной работы: Дисс.каад.пед.наук/ЛГИК.- Л. ,1983.- 192 с.
9. Андреев В. И. Пакет из десяти тестов на оценку интеллектуальности, конкурентноспособности и творческого потенциала личности.- Казань,1992.- С.18-21.
10. Арефина Н.Ю. Формирование коммуникативных качеств культпросветработников в процессе их обучения в вузах культуры: Дисс.канд.лед.наук/ЛГИК.- Л.,1985.- 220 с.
11. Ариарский М.А. Высшая школа на новом этапе реализации воспитательного потенциала культуры и досуга//Культуролог досуга.- Вып.I.- Л.:ЛГИК,1991.~ C.I8-I9.
12. Ариарский М.А. Досуговоедение в системе человекоэнания.-Л.:ЛГИК,1990.- 156 с.
13. Ариарский М.А. Лтеративы развития прикладной культуро-логии//Культура на пороге Ш тысячелетия: Тез. докл. меадунар. семинара/СПбГАК.- СПб. ,1994.- С. 166-169.
14. Ариарский М.А. Методологические и методические основы перестройки культурно-просветительного образования//Педагог досуга/ЛГИК.- Л., 1989.- С. 1-24.
15. Ариарский М.А. Особенности механизма формирования культуры современной личности//Наука, культура, образование на рубеже XXI века: Мат.Всерос.науч.-практич.конф.- СПб.,1995. -С.137-139.
16. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства.- М.: Прометей,1994.- 352 с.
17. Афасикев М.Н. Западные концепции художественного творчества.* М.:Высш.шк. ,1990.- 176 с.
18. Бабочкин П. И. Способности как основа творческого потенциала личности//Творчество и свобода: Межвуэ.темат.сб.-Воронеж:Петровский сквер,1994.- С.92-98.
19. Багдасарьян Н.Г., Кансузян Л.В., Немцов А.А. Инновации в ценностных ориннтациях етудентов//Социс.- 1995.- Jf> 3.-С. 125-129.
20. Бакланова Т.Н. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью: Дисс.кадд.пед. наук/МГИК.- М.,1990.- 476 с.
21. Басин й. Двуликий Янус: Оприроде творческой личности.-М.:Магистр, 1996.- 275 с.
22. Батищев Г.С. ВВедение в диалектику творчества.- СПб.: Изд.-во РХГИ,1997.- 464 с.
23. Батищев Г.С. Диалектика и смысл творчества (к критике антропоцентризма)//Диалектика рефлексной деятельности и научное познание.-Ростов н/Д,1983.- С.42-58.
24. Белохвостикова И.Ю. Творческая активность будущего специалиста: механизм формирования и развития в вузе: Автореф. дисс.кацд.социол.наук.-Харьков,1990.-20 с.
25. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека.- Париж:Умса-Цресс,1991.- 45- с.
26. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М.: Правда,1989.- 607 с.
27. Бескова И. А. Как возможно творческое ыыяление?- М. :РАН,1993.- 195 с.
28. Бестужев-Лада В.В. Всестороннее раавитие личности напрасно забытая цедь!//Пробдеыы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Тез.докл./ СПбГУП.- СПб.,1908.- С.53-55.
29. Бибарцева Т. С. Креативный потенциал и обучающий характер игровых методик в подготовке социальных педагогов//Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Тез.докл./СПбГАК.- СПб.,1996.- C.I00-IQ2.
30. Бибарцева Т.С. Формирование игровой культуры социального педагога: Автореф.дисс. кацд. пед. наук/СПбГАК. СПб., 1996. -17 с.
31. Бирженюк Г.М. Государственный образовательный стандарт как источник новых проблем организации образовательного процесса в вузе//Пробдемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Тез.докл./СПбГУП.-СПб.,1998.- С.156.
32. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.- М.:Знание,1961.-96 с.
33. Борисова М.А. Пути и условия формирования у студента-первокурсника культуры использования времени жизни: Автореф.дисс. кавд.пед.наук/БГиУ.- Брянск, 1996.- 16 с.
34. Бортникова Т. Г. Целостный подход к учебно-воспитательному процессу в вузе культуры как условие формирования личности специалиста: Автореф.дисс. .кавд.пед.наук/МГИК.- М. ,1993.-16 с.
35. Бочарова В.Г. Педагогика сициальной работы.-М.:Аргус,1994.- 208 с.
36. Брылева Лл. исихолого-педагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе: Дисс.кацц.пед. наук/ИШ.- Л.,1988.- 176 с.
37. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.- М. :Мысль, 1978.- 216 с.
38. Вайн В. и педагогике сотворчества//Вестн.высш.шк.-1991.-» 5.- С. 41-44.
39. Ванцвайг п. Десять заповедей творческой личности.-М.: Я^игресс,1990.- 187 с.
40. Вансалов В. В. Всестороннее развитие личности и воды искусства.- М.:Педагогика,I960,- 118 с.
41. Варданян Ь.А. Развитие творческого потенциала учащихся художественной гуманитарной гимназии в процессе изобразительной деятельности: Автореф.дисс. .кацд.пед.наук/-Ниж.Новгород, 1997.- 21 с.
42. Вареник B.C. Историко-философские проблемы всестороннего развития личности.- Киев.:Вица нх. ,1978.- 151 с.
43. Ведеман Д. 0 значении популярных искусств в организации культурной жизни ыолодежи//Урбани8ация и развлекательная культура.- М.,1991.- С.15-32.
44. Вильчек В.М. Алгоритмы истории: Филос.-социол.эпщы.- М.: Прометей,1969.- 129 с.
45. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека— М. :МГУ,Х990.- 288 с.
46. Вившяк А.И. Личность: соотношение трудового потенциала и системы потребностей (социол.анализ).- Киев. :Наукова думка, 1986.- 106 с.
47. Воловик В.А. Педагогические особенности формирования и развития клубного коллектива: Дисс. канд. пед. наук/ЛГИК. -Л.,1984.- 223 с.
48. Ворошилов А.К. Формирование профессионального сознания педагога-менеджера в институте куяьтуры//Проблемы педагогики: Тез.докл.- Тамбов,1990.- С.17-19.
49. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение,1991.- 93 с.
50. Выготский Л.С. Психология искусства .- ai. ,1966.- 576 с.
51. Габай В.В. Диагностика творческих способностей.- Шад-ринск:Йсеть,1997.- 89 с.
52. Гальтон Наследственность таланта: Законы и последствия.- М.:Мысль,1986- 269 с.
53. Гапон Ю.О. Социально-педагогическая концепция воспитания// Вести, вьюш.шк.- 1990.- № 3.- С. 19-23.
54. Глубоченко В.М. Музыкально-продуктивная деятельность как фактор творческого развития личности студента: Дисс. каед.пед.наук/СПбГАК.- СПб. ,1993.- 273 с.
55. Глотов М.Б. Развитие худокественного мира российского студенчества; Опыт социол.исследования.- СПб.:Политекс, 1997.- 125 с*
56. Глухачева А. А. Творческий потенциал личности и принципы гуманистической зтики//£Ьсвая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности: Тез.меквув.науч.-прак-тич.конф.— Ч.2.- Новосибирск: НГУ,1995.- С.36-37.
57. Глухова С.Г. Развитие творческого потенциала школьника в учебной деятельности: Автореф.дисс.каед.пед.наук.- Казань,1997.- 21 с.
58. Голубев Н.К. .Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитан ния.- М.:Педагогика,1989.- 160 с.
59. Голубовский М.Д. Судьбы генов и судьбы лодей.- Новосибирск, 1987.- 46 с.
60. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке.- М.:Искусство,1991.- 432 с.
61. Гостдинер А. Стимулирование творческого- потенциала уча-щихся//Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов: Меквуз.сб.науч.тр.- 14. :ГИТИС,1984.- С. 161172.
62. Грановская P.M., Криканская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.- СПб.,1994.- 192 с.
63. Грибанова Н.А. Организационно-педавогическая технология обновления подготовки кадров в училищах культуры: Дисс. кацц.пед.наук/СПбГАК.- СПб.,1993.- 199 с.
64. Гройсман A.JI. Личность. Творчество. Регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии.1. М.:Магистр,1998.- 436 с.
65. Гуния Н.М. Проблема оптимального управления свободным временем студентов в высшей школе: Автореф.дисс. .кацд.пед. наук/ТГУ.- Тбилиси,1988.- 29 с.
66. Гусейнов И.Г.ОГЛЫ. Реализация воспитательного потенциала развлекательно-игрового общения: Дисс. .кацд.пед.наук/ СПбГАК.- СПб.,1994.- 163 с.
67. Демьяненко С.Р. Формирование культуры досуга молодежи: Дисс.канд.пед.наук/ЛГИК.- Л.,1989.- 155 с.
68. Дкидарьян И. А. Психология общения и развитие личности// Психология формирования и развития личности .- М.,1981.-С. 19-26.
69. Долинова К. Б. Самодеятельное творчество путь формирования творческой личности: Дисс. .кацд. пед. наук/ЛГИК.- Л., 1976.- 235 с.
70. Дранков В.Л. О природе художественного таланта: Автореф. дисс. .докт.психолог.наук/ЛГИК.-Л. ,1973.- 39 с.
71. Дранков В.Л. Природа таланта Шаляпина.- Л.:Музыка,1973.-215 с.
72. Дранков В.Л. Психология художественного творчества.-Л.: ЛГИК.1991.- 78 с.
73. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей.- М.: Академия,1996.- 224 с.
74. Дрозина В. В. Контекстно-интенсификационный подход к организации творческой самодеятельной деятельности: Теория и практика.- Челябинск:Факел,1998.-174 с.
75. Дышлевый П.И. О социальных предпосылках формирования творческого мышления студентов/Дворчество и педагогика: Мат. Всесоюз. науч.-практич. конф./МГИПЙ.- М. ,1988.- C.I8-25.
76. Дшлевый П. И. ,Яценко Л. В. Творческая деятельность как предмет философского исследования//Диалектика творческой деятельности: Межвуз.сб.науч.тр.- Воронеж,1989.- С.6-16.
77. Еремеев А.ш. Воспитательный потенциал искусства и значение его реализации для подготовки специалиста в высшей школе// Эстетич.воспитание студентов.-Свердловск,1983.- С.34-62.
78. Еремеев A.i. Границы искусства, илртадьная сущность художественного £$орчества.- М.:Искусство,1984.- 319 с.80. %емеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мшления.-М.: Политиздат,1990.- 288 с.
79. Ерзин Э.А. 1*уманитарные аспекты подготовки специалиста как самореализующейся личности интеллигента//Проблемы и перспективы высшего гуыаннтарного образования в эпоху социальных реформ: Тез.докл./СПбГУП.- СПб.,1998.- 151-153.
80. Зотов Н.Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления.- М.:Знание, 1981.- 64 с.
81. Жеддина З.В. Социально-культурная адаптация студетов средних специальных учебных заведений средствами искусства//
82. Российская культура глазами молодых ученых: Сб.тр./СПбГАК.-Вып.6.- СПб., 1998.- С. 170-175.
83. Иванова Г.А., Дуликов В.З. Учебный процесс в институте культуры: проблемы активи8ации//Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Сб.науч.тр./МГИК.- М. ,1990.- С. 5-16.
84. Иванова £.К. Нравственное воспитание будущих специалистов во внеучебное время//Совершенствование подготовки специалистов в многопрофильном вузе.- Чебоксары,1985.- С.51-58.
85. Ивашкин B.C., Ануфриев В.В. Ценностная мотивация и духовность личности//Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: Тез.докл./СПбГУП.-СПб.,1998.- С.II4-II5.
86. Игнатова В.В., Орлова С.М. Педагогика духовно-творческого развития личности.- Красноярск,1997.- 124 с.
87. Иконникова С.И. Диалог о культуре.- Л.:Лениэдат,1987.-20о с.
88. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М. Политиздат, 1991.464 с.
89. Ильин £.П. Проблема способностей: два подхода к ее реше-нию//Психол.журнал.- 1987.- Т.8.- * 2.- С.37-47.93. 1^удин А.А., Стрелков Д.Г. Культурные потребности стдоен-чества: по результатам социологического исследования/НШУ.-Нижний Новгород,1994.- 40 с.
90. Каган id.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений.-М. Политиздат, 1988.- 319 с.
91. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа).- М. Политиздат, 1974.- 328 с.
92. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство, od. Политиздат, 1990.- 414 с.
93. Камю А. Творчество и свобода:Ст.,эссе, записные кн.- М.: Радуга,1990.- 602 с.
94. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика.- М.:Высш.шк.,1988.- 271 с.
95. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы.- Саратов,1974.- 224 с,
96. Киселева Т.Г. Реалии и перспективы теории и практики культурно-досуговой деятельности//Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Сб.науч.тр./МГЙК.- М.,1990.- 159 с.
97. Киселева Т.Г., Красильников 1.Д., Стрельцов Ю.А. СОД: основные тевденции развития/Актуальные проблемы СВД:Сб.ст./ мГУК.- т.,1995.- С.4-15.
98. Клемантович М.Б. Подготовка кадров культпросветработников в первые годы советской власти (1918-1925 гг.): Автореф. дисс. .кацц.пед.наук/ЛГИК.- Л.,1970.- 23 с.
99. Ковалев А.Д., аДясищев В. Н. Психологические особенности человека.- Т.2.- Л.,1960.- 300 с.
100. Константинов В.Н. Социальная активность и пассивность личности.- Владимир, 1990.- ИЗ с.
101. Карагодский З.Я. Начало.- СПб., 1996.- 434 с.
102. Косов Б.В. Личность и педагогическая одаренность: новый метод.- Воронеж,1998.- 332 с.
103. Костенко ii.B. Развитие творческих начал при подготовке специалистов широкого профиля в вузах страны//Вестн. АН СССР.-1988.- * 4.- С. 85-90.
104. Костин В., Кейдан Л. Источник творчества.- М.:Искусство, 1966.- 79 с.
105. Ковельникова В.М. Творческая деятельность как основание гармоничного развития личности: Автореф.дисс.кацд.филос.на-ук/КГУ.- Казань,1988.- 18 с.
106. Кочетов А.Н. Интеллектуальный потенциал общества.- Саратов, 1991— 126 с.
107. Кравчук П.Ф. Творческое развитие дичности и высшее об-разование//Вест.высш.шк.- 1992.- * 4.- С. 18-21.
108. Кравчук И.Ф. Формирование творческого потенциала дичности в системе высшего образования: Автореф.дисс. .докт. филос.наук.- М.,J992— 32 с.
109. ИЗ. Кропоткин Д.Г., Миклашова М.Е. Роль театральной педагогики в формировании творческой дичности учителя.- Сыктывкар,1995.- 98 с.
110. Крупнов А. И. психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности.- Свердловск, 1983.- 71 с.
111. Крутецкий В.А., Балбасова Я. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития.- М.Дрометей,1991.- 109 с.
112. Крутецкий В.А. проблема спосибностей в психологии.- М.: Знание,1971,- 62 с.
113. Крючков £.Г. Влияние социально-культурной среды на формирование духовннх потребностей лнчности/Духьтура и гуманизм.- Вып.2.- М.,1991.- С.90-108.
114. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогичесвой деятельности— JL:ЛГУ, 1970— 156 с.119. ^узьнина Н.В. Очерки психологии труда учителя— Л. :ЛГУ, 1967— 106 с.
115. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Аксиологические проблемы развития//Гумани8ация образования— Бийск, 1994— С. 32-34.
116. Кузюткин С.М. Начальный этап выявления творческой индивидуальности студента/Актуальные проблемы подготовки специалистов культуры и искусства в условиях рыночной экономики: Tee.докл.- Ч.2.- М.,1992.- С.29-30.
117. Культура досуга.- Киев, 1990.- 240 с.
118. Культура и развитие человека: Очерк филос.-методол.проблем.- Киев:Наукова думка, 1989.- 319 с.
119. Лаврентьев В. П. Кадры залог возрождения культуры Рос-сии//Русская культура и высшая школа: Тез.межвуэ.науч.конф./ СПбГАК.- СПб.,1993.- С.88-91.
120. Лаврентьев В. П. Педагогика самореализации личности как высокоинтеллектуальная технология подготовки специалиста в вузе кухьтурц//Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Тез.докл./СПбГАК.- СПб.,1996.-С. 106-109.
121. Лагутенко Б. Культура современной молодежи глазами среднего поколенид//Цроблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тез.меадунар.науч.-практич.конф.- 4.2.1. М. ,1997.- С.38-40.
122. Леонтьев A.M. Деятельность. Сознание. Личность. М.Политиздат, 1977.- 304 с.
123. Лепуонюс А.А. Психолого-педагогические особенности органи зации клубных форм деятельности в любительских молодежных объе динениях: Дисс.каед.пед.наук/ЛГИК.- Л.,1989.- 170 с.
124. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность.- М.:Знание, 1987.- 126 с.
125. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки.- М.:Высш.шк.,1990.- 304 с.
126. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного вторчест ва.- СПб.:Блиц,1996.- 158 с.
127. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.- М.,1979.- 37 с.
128. Лощилин А.Н. Философские основания теории творчества.-М.:Всемирный следопыт,1998.- 131 с.
129. Луганский В.Д. Теория и практика повшения воспитательного потенциала досуга молодежи в рабочих общежитиях: Дисс.докт.пед.наук/ЛГИК.- Л. ,1990.- 354 с.
130. Мейснер Т. Зуцдеркивды. Реализованные и нереализованные способности.- М.:*фон-Пресс,1998.- 487 с.140. й!елик-Пажеев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.- М.:3нание,1981.- 96 с.
131. Мельников И.Г. Свободное время студентов: сущность и функции//Современные проблемы формирования культуры молодежи.- id., 1989.- С. 12-18.
132. Методики изучения психологических особенностей личности студентов.- СПб.:Образование,1993.- 78 с.
133. Миронова Е.Ю. Современные требования к профессиональной компетенции менеджеров социально-культурной сферц//Проблемыи перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ:Тез.докл./СПбГУП.- СПб.,199?.- С.139-140.
134. Москвина Л. Психологические методы диагностики творческого развития личности.- Самара;Венета,1990.- С.21-24.
135. Москвичева Л.Н. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал.-М.:3нание,1985.- 64 с.
136. Мюльбейгер И.Г. Культурно-просветительная работа в системе формирования эстетической культуры молодежи: Дисс.кацд.пед. наук/ЛГИК.-Л.,1987.- 197 с.
137. Надольный И.Ф., Клепиков А.И. Формирование нового человекаи проявление его творческого потенциала.-Киев:Знание,1985.- 48 с.
138. Надуткина Н.Э. Концептуальные основы воспитания студенческой мододеки в современных условиях.- Белгород:Центр социальных технологий,1997.- 48 с.
139. НаЦденко М.К. Развитие общих творческих способностей студентов вузов культуры:Дисс.канд.пед.наук/ЛГИК.- Л., 1989.- 135 с.
140. Неретин И. В. Подготовка социального работника организации культурно-досуговой деятельности:Автореф.дисс.кацц. пед.наук/МГУК.- М.,1995.- 16 с.
141. Никитина Г.Я. 0 концепции перехода высшей шкилы на государственные образовательные стандарты (на примере вузов искусств и культуры)//Актуальные проблемы социально-культурной деятельности:Сб.науч.ст./МГУК.- М.,1995.- С.92-97.
142. Никитина Г. В. ,Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения.- СПб. :СП6ГУ, 1992.- 63 с.
143. Олексюк О.Н. Формирование нравственно-эстетического опыта студентов г. зов культуры в художественно-творческих коллективах: Автореф.дисс.кацд.пед.наук/КГУ.- Киев,1988.15 с.
144. Основные современные концепции творчества и одаренности.-М.:Мол.гвардия,1997.- 402 с.
145. Островский A.M. Культурный потенциал профессионального образования в контексте госстандартизации//Обраэование и культура молодежи: профессиональный аспект: Мат.меквуз.метод, конф.- Новосибирск,1997.- С. 6-8.
146. Пави П. Словарь театра.- М.:Прогресс,1992. 440 с.
147. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.-М.:Мысль,1971.- 254 с.
148. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигмы субъек тивности.- Ростов н/Д.:Феникс,1996.- 512 с.
149. Лича В.М.Свободное время: тенденции и проблемы развития: Автореф.дисс.докт.социол.наук/йС АНУ.- Киев,1992.-39 с.
150. Лодболотов П.А. Социально-исторические предпосылки становления и развития фундаментальной и прикладной культурологии//^ультура на пироге Ш тысячелетия:Тез.докл.меадунар. семинара/СЛбГАК.- СПб.,1994.- 109*-112 с.
151. Подготовка кадров в вузе культуры: проблемы совершенствования в условиях заочного обучения.- Рязань,1995.- 98 с.
152. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности.- Харьков:Основа,1991.- 164 с.
153. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика,1976.- 208.с.
154. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная.- М.:Наука,1990.- 222 с.
155. Поплавский М.М. Социально-педагогические основы организации досуга учащейся молодежи: Дисс. .докт.пед.наук/ЛГИК.-Л.,1990.- 422 с.
156. Проблемы развития творческого потенциала личности в системе педагогического образования.- Томск:ТГПУ,1996.- 114 с.
157. Проблемы стимулирования активности учащихся в процессе нравственного воспитания и образования.- Йошкар-Ола,1973.-167 с.
158. Рабочая концепция одаренности.-М.;шагистр,1998.-68 с.
159. Равкин З.И. Проблемы педагогического стимулирования и методология исследований советской школы.- Киров :КГПИ, 1972.292 с.
160. Равкин З.В. Формы и методы педагогического стимулирования идейно-нравственного развития школьников: на примере внеклассной работы.- Йошкар-Ола,1976.- 120 с.
161. Ращупкин В.Н. Театр-клуб как форма художественного про-светительства//Книга и культура:Тез.докл.междунар.науч.конф. Самара:СГИИК,1992.- С.23-26.
162. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования.-М.,1992.- 152 с.
163. Романова И.Ё. Досуг как общечеловеческий феномен: Автореф. дис. канд. филос. наук/УГУ. -Екатеринбург, 1995. 25 с.17о. Рочев С'. С. Аналитическая концепция центрального звена творчества.-Пермь:ПТУ,1998.- 176 с.
164. Самарцева O.K., Еграшкин И.А., Гудзовская А.А. К оценке потенциала учителя//Педагогический процесс как культурная деятельность: Мат.и тез.докл.меящунар.науч.-практич. конф.- Самара,1997.- 514-517 с.
165. Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи (опыт социально-эстетическоео художественных потребностей студентов).- Киев:Высш.шк.,1977.-159 с.
166. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация.-СПб.:СП6ГУ,1995.- 200 с.
167. Семиченко В.А. Психологические основы процесса профессиональной подготовки студентов вузв.- Полтава:ПГЛИ,1991.-78 с.
168. Серегин Н.В. Психолого-педагогические аспекты подготовки студентов вузов культуры к художественно-просветительной деятельности:Автореф.дисс.канд.пед.наук/МГИК.-М.,1990.-17 с.
169. Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение.- М.: Росспэн,1998.
170. Сливко А.Я. и др. Развитие творческих способностей студентов во внеучебное время//Здравоохранение РФ.-1982.- № 9.-С.39-41.
171. Смирнов-Несвицкий Ю.А. йце одна жизнь.- М.:Искусство, 1979.- 127 с.
172. Скицанов И.П. Формирование потенциала конкурентноспособности у молодых специалистов//Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ:Тез.докл./ СПбГУП.- СПб.,1998.- С.128-129.
173. Соколов Э.В. Досуг как составная часть социалистического образа жизни:Тр.ДГИК.-Т.36.-Л.,1977.- С.17-29.
174. Социальные проблемы развития человеческих ресурсов.-Саратов, 1997.- 212 с.
175. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве.- М. '.Искусство, 1980.- 513 с.
176. Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности.-Киев:Лыбвдь, 1992.- 216 с,
177. Степанова О.Г. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности студента в высшем негосударственном образовательном учреедении:Автореф. дисс.каед.пед.наук.-Новосибирск,1997.-166с.
178. Суртаев В. Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление: Дисс.докт. пед. наук/СПбГАК. СПб., 1995. -332 с.
179. X. Суханов А.П. Творческий потенциал личности и пути его постижения//Творчество и личность: Тез.докл.междунар.симпо-ииума.- Курск,1995.- С.10-12.
180. Суходольская О.В. Педагогическое стимулирование хдаокест-венно-эстетической деятельности старшеклассников в клубном объединении: Автореф.дисс.канд.пед.наук/НИИ теории и методов воспитания.- М.,1992.- 20 с.
181. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.- М.:Педагогика,1946.- 138 с.
182. Титов Б.А. Условия педагогики сотворчества в организации художественной деятельности подрастающего поколения//0ргани-зационно-педагогические основы перестройки культурно-просветительной работы/ЛГИК.- Т.123.- Л.,1989.- C.I2I-I30.
183. Томашевская Т. Г. Самодеятельное художественное творчество в процессе гармоничного развития студентов технических вузов: Дисс.каед.пед.наук/ЛГИК. Л.,1983.- 186 с.
184. Топалов М.Н. Социологические исследования по проблеме культуры и досуга молодежи.- М. Шо л. гвардия, 1990.- 49 с.
185. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление.- СПб.,1991.- 152 с.
186. Триодин В.Ё. Педагогика клубной работы.- М. ,1994.- 152 с.
187. Тришин В. А. Формирование личности участников театральной самодеятельности в коллективе студенческого типа: Дисс. кащ.пед.наук/ЛГИК.- Л., 1987.- 203 с.
188. Утехина А.Н. Управление профессионально-педагогической ориентацией во внеучебной деятельности/Деория и практика высшего педагогического образования.- М.,1986.- С. 136-I4X.
189. Формирование модели выпускника в условиях инновационных процессов в образовании.- Новокузнецк:Иэд-во ИПК,1996.-296 с.
190. Фреед 3. Психология бессознательного.- М.:Просвещение,1990.- 447 с.
191. Фромм Э. Бегство от свободы.- М.:Политиздат, 1990.-158 с.
192. Хохлова £.й. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника.-М.,1993.- 116 с.
193. Христидис Т.В. Формирование коммуникативных способностей у менеджеров социально-культурной сферы в процессе психолоно-педагогической подготовки в вузе культуры: Автореф.дисс. каяд.пед.наук/МГУК.- М. ,1996.- 20 с.
194. Чаган М.Г. Игры и творчество: теория, практика, проблемы.» Кемерово,1998.- 173 с.
195. Чечулин А.А. Социально-психологические основания реализации творческого потенциала личности//Самореализация личности в процессе творчества,- Новосибирск,1994.- С.77-82.
196. Чижиков В.М. Формирование мотивации профессиональной деятельности как условие улучшения подготовки специалистов// Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Сб.науч. тр./ШК.- si. ,1990.- С.40-52.
197. Шадриков В.Д. Деятельность и способности.- М.:Логос, 1994.- 320 с.
198. Шангина S. Проблемы диагностики художественных способностей и творческого потенциала будущих студентов//Психо-лого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов: Межвуз.сб.науч.тр./ГИТИС.- М.,J984.- C.II8-I2o.
199. Шкурин В.М. Молодежь: свободное время и клуб.- id., 1987.- 68 с.
200. Шуртанова Т.В. Педагогические основы формирования гуманитарного мировоззрения студентов средствами искусства: Автореф.дисс.докт.пед.наук/НИИ сред.спец.образ.- Казань,1991.- 43 с.2X3. Эфроимсон В.П. Загадки гениальности.- М.:Знание,1991.-64 с.
201. Якобсон 11.М. Психология художественного творчества. -М.:Наука,1971.- 385 с.
202. Яковлев В.А. Диагностика творческого процесса в науке.-М.:МГУ,1989.- 134 с.
203. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности.- М.:Флинта,1997.- 224 с.
204. Яценко Л.В. Пороадаящие факторы творчества//Диалекти-ка творческой деятельности: Межвуз.сб.науч.тр./ВГУ.- Воронеж,1989.- С. 27-42.
205. Taylor С Ж. How малу types of gv^+edness can уог рго£-гам tolera+e?-"J. of creative behavior", 1978, vol.12, * I.-p.39-oI.
206. Torrance K.P., Hall L.K. Assessing "Hie farther research potential.- "J. of creative behavior", 1980, vo(.I4, » I.-p.I-I9.
207. СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
208. Внеучебные формы деятельности студентов как основа эстетического воспитания в вузе//Проблемы культуры и искусства: Tea.докл.Всерос.аспирантской конф./СПбГАК,- СПб., 1996.- Ч.2.- С. 18 -19.
209. Творческая деятельность человека (философско-культу-рологический аспект)//Тез.докл.Всерос.аспирантской конф./ СДбГАК.- СПб.,1997.- С. 13-15.
210. Театр-клуб как внеучебная форма развития творческого потенциала студентов вузов культуры//Российская культура главами молодых ученых: Сб.тр.СПбГАК.- Вып.6.- СПб. ,1998.-С. 175-178.
211. Основные требования подготовки кадров для сферы социально-культурного творчества//Проблемы культуры и искусства: Тез.докл.Рос.аспирантской конф./СПбГАК.- СПб.,1998.-С.39-42.
212. Цриложение I. Опросник Д.Москвиной на выявление уровня развития творческого потенциала
213. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен?а) даб) нет, он и так достаточно хорошв) да, но только кое в чем
214. Вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающей Вас среды?а) да, в большинстве случаевб) нетв) да, в некоторых случаях
215. Верно ли, что некоторые из Ваших щей принесли бы значительный прогресс в сфере Вашей деятельности?а) даб) да, при благоприятных обстоятельствахв) в некоторой степени
216. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете принципиально что-то изменить?а) да, навернякаб) маловероятнов) ВиЗМОЖНО
217. Когда Вы решаете предпринять какое-либо действие, уверены ли Вы, что осуществимте свое начинание?а) даб) часто сомневаюсьв) нет
218. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете?а) да, неизвестное привлекаетб) неизвестное не интересуетв) все зависит от характера этого дела
219. Вам приходится заниматься незнакомш делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?а) даб) удовлетворитесь тем, чего добилисьв) да, если Вам это нравится
220. Если дело, которое Bta не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем как можно больше?а) даб) нет, можно научиться только самому основномув) нет, вполне достаточно удовлетворить свое любопытство
221. Когда Вы терпите неудачу, то:а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслуб) махнете рукой на эту затеюв) продолжаете делать свое дело
222. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себяб) стабильности, значимости профессии, потребности в нейв) преимуществ, которые она обеспечит
223. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?а) даб) нет, боитесь сбиться с путив) да, но только в тех местах, где понравилсь местность
224. Сразу же после какой-то беседы можете ли Вы вспомнить,все, что говорилось?а) да, без трудаб) чаще вспомнить все невозможнов) запоминается только то, что Вас интересует
225. Когда какая-то вдея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:а) независимо от того, где и с кем Вы находитесьб) Вы любите делать это только наединев) тольво там, где бдает не слишком шумно
226. Когда Вы отстаиваете какую-то ццею:а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентовб) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы не выслушалив) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным