автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника
- Автор научной работы
- Попов, Леонид Николаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Попов, Леонид Николаевич, 2003 год
Введение.
• Глава I. Коннотация в музыке и педагогике как уникальный идеальный (ментальный) феномен.
1.1. Художественное сознание и его личностный аспект.
1.2. Взаимодействие интонации и коннотации.
1.3. Коннотация в структуре интонации.
1.3.1. Эмоциональный компонент интонации и коннотации.
1.3.2. Рациональный компонент.
1.3.3. Стилевой компонент.
1.3.4. Образно-ассоциативный компонент.
1.3.5. Художественный образ как уникальная целостная форма
§ личностного смысла (коннотации).
1.4. Сущностные свойства коннотации в музыке и педагогике.
Выводы по первой главе.
Глава II. Педагогическая модель развития художественного сознания старшего дошкольника на основе метода коннотации.
2.1. Сущность метода коннотации.
2.2. Роль коннотативного аспекта интонации в процессе понимания музыкального текста дошкольниками.
2.2.1. Язык музыки, музыкальная речь (текст) и коннотация.
2.2.2. Интонационная сущность и коннотативный аспект музыкальных единиц и их отношений.
2.2.3. Музыкальная форма, функции музыки и их роль в процессе понимания музыкального текста.
2.3. Программа развития художественного сознания старших дошкольников и ее методические особенности.
2.4. Опытно-поисковая работа по реализации программы и метода коннотации в дошкольном дополнительном образовании.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Коннотация в музыке как средство развития художественного сознания старшего дошкольника"
Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время российское общество находится в состоянии серьезных социальных и культурных преобразований. Проблемы выбора социально-культурного ориентира, формирования единой национальной идеи, поиска путей гармоничного взаимодействия личности и общества в новых социально-исторических условиях требуют особого, «глубинного» отношения к вопросам развития личности ребенка в противовес упрощенным, «массовым» проявлениям культуры.
Процесс формирования эстетических и нравственных ценностей ребенка посредством развития художественного сознания способен в значительной степени обеспечить решение сложных проблем детского образования в новых условиях. В рамках художественного сознания всесторонне и комплексно раскрываются эмоциональные, умственные, физические и нравственные потенции личности (в том числе - старшего дошкольника). Интонирование (духовно-душевно-телесное напряжение) является имманентным свойством художественного сознания, непременным условием его функционирования, а личностный аспект интонации и ее непосредственное содержательное следствие - коннотация - наиболее естественным и действенным способом развития художественного сознания ребенка 6-7 лет.
Хоровое пение в лучших своих проявлениях всегда признавалось весьма ценной моделью и средством актуализации личностных и межличностных (социальных) взаимоотношений, осознавалось «великое значение хорового начала в эволюции музыки и общая историко-социальная роль хоровых организаций» (Б.В. Асафьев, М.М. Бахтин). Именно этот музыкальный жанр способен гармонично объединить личностные устремления многих людей в единое, «соборное» целое, поддерживая и поощряя при этом свободу творческого самовыражения каждой личности.
Дети старшего дошкольного возраста вполне готовы к эффективной и творческой деятельности по формированию собственных знаний, умений и навыков (в том числе в сфере искусства) (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, C.JI. Рубинштейн). В сфере хорового искусства развитие ребенка осуществляется сразу по нескольким направлениям. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое развитие. Но без актуализации и педагогического использования личностного аспекта музыки ребенок не сможет полностью раскрывать свой творческий потенциал, развивать художественное сознание, правильно понимать (исполнять и слушать) музыкальное произведение.
Аксиологический, развивающий и воспитательный потенциал музыки раскрыт в работах видных религиозных деятелей (св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст), философов (М.М. Бахтин, Г.Ф. Гегель, Платон, Ж.Ж. Руссо, Б. Спиноза, А. Шопенгауэр), эстетиков (JI.A. Закс, М.С. Каган, С.Х. Раппопорт), психологов (П.П. Блонский, Б.Я. Вяткин, H.A. Гарбузов, Л.Я. Дорфман, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, Б.Л. Яворский), музыковедов (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. На-зайкинский, А.Н. Сохор), музыкантов-педагов (О. А. Апраксина, H.A. Ветлугина, М.И. Глинка, Л.Г. Дмитриева, В.Л. Живов, А.Ф. Лобова, Г.Г. Нейгауз, В.Г. Ражни-ков, П.Г. Чесноков, В.Н. Шацкая, Г.П. Стулова), специалистов в сфере дошкольного музыкального образования (В.А. Дмитриев, O.A. Дрень, Л.В. Сусленкова).
Однако анализ научной, научно-методической литературы и наблюдение за процессами, происходящими в сфере музыкального творчества, музыкального образования выявили некоторые противоречия между:
- объективной потребностью общества в культурной и творческой личности и легким, развлекательным отношением значительной части его к музыкальному искусству;
- потребностью личности в высококачественном музыкальном материале и музыкально-педагогическом обеспечении образовательного процесса и недостаточном предложении такого материала со стороны общественных и музыкальных структур;
- необходимостью содержательного подхода к процессу музыкального образования и отсутствием конкретных образовательных программ и методов, направленных именно на содержательное постижение музыки ребенком.
Выявленные противоречия позволили обнаружить и сформулировать проблему исследования: определение педагогических условий развития художественного сознания старшего дошкольника и разработка педагогической модели развития художественного сознания на основе музыкальной коннотации.
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость применения коннотации в процессе развития художественного сознания старшего дошкольника и экспериментально проверить практическую значимость метода коннотации как конкретного инструмента раскрытия творческого потенциала ребенка.
Объект исследования - процесс художественно-эстетического (музыкального) развития ребенка.
Предмет исследования - коннотация в музыкальной педагогике как средство развития художественного сознания личности.
Гипотеза исследования. Коннотация обеспечит развитие художественного сознания ребенка в процессе музыкального образования, если:
- на основании коннотации будет построен метод развития художественного сознания старшего дошкольника;
- применение коннотации в музыкальном образовании будет ориентировано на личностный и надындивидуальный (общий) аспекты художественного сознания;
- метод коннотации будет осуществляться в процессе живого интонирования (слушания и исполнения) хорового произведения;
- старшему дошкольнику будут созданы условия для свободного выражения своих творческих возможностей - коннотирования авторского музыкального текста.
На основании поставленной цели и предложенной гипотезы исследования определены следующие задачи:
1. Обозначить сущность понятия «коннотация» в контексте ее функционирования в музыке и педагогике и конкретизировать понятие «музыкальная интонация» путем его соотнесения с понятием «коннотация».
2. Выявить роль коннотации в музыкальном языке / речи и определить значение и роль коннотации в процессе становления художественного сознания личности старшего дошкольника.
3. Разработать педагогическую модель развития художественного сознания и обосновать метод коннотации в дошкольном музыкальном образовании.
4. Разработать и апробировать программу развития художественного сознания у детей старшего дошкольного возраста.
5. Обосновать критерии, показатели и уровни развития художественного сознания старшего дошкольника, разработать диагностику и провести опытно-поисковую работу по определению результативности метода коннотации.
Методологическую основу исследования составляют системный и личностный подходы к рассмотрению гуманитарных объектов. Проблематика настоящего исследования требует междисциплинарного взгляда на поставленные цели и задачи (А.Ф. Еремеев), поэтому в базовый, системно-личностный подход в качестве основных включаются положения европейской (христианской) культурно-исторической традиции о человеке как свободной и творческой личности (св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст), положения философии о человеке как о высшей ценности общества (М.С. Каган), теория ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.B. Запорожец, C.JI. Рубинштейн), некоторые положения семиотики о коннотативных аспектах текстовых значений (Р. Барт, Г.-Г. Гадамер, У. Эко), лингвистические и психолингвистические воззрения на проблемы понимания языка и текста (М.М. Бахтин, A.A. Бода-лев, Э. Сепир и Б. Уорф, A.A. Леонтьев), теоретические положения эстетики о художественном сознании (Л.А. Закс, С.Х. Раппопорт), главные идеи теории интонации (Б.В. Асафьев, Л.А. Закс), современные представления музыковедения о содержательности музыкального тона (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский), теоретические положения музыкальной педагогики в этом направлении (М.И. Глинка, В.Л. Живов, В.В. Медушевский, Г.П. Стулова, П.Г. Чесноков), положения о сущности и функциях педагогической диагностики (К. Ингенкамп, Л.В. Моисеева).
Методы исследования. Отбор методов исследования обусловлен объектом, предметом, целью и задачами исследования: системный и личностный подходы к гуманитарным объектам, сравнительный анализ научно-теоретической литературы, интонационно-смысловой и структурно-семантический анализ текста, методы эмпирического исследования (наблюдения, беседы с детьми, опрос, опытно-поисковая деятельность, самонаблюдение).
Базой экспериментального исследования явились учреждения дополнительного образования ДХМШ № 4, ДМШ № 6, ДШИ № 2, а также МОУ средняя общеобразовательная школа №165 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе принимали участие 42 ребенка и 1 преподаватель.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1992-1998), опытно-поисковом, выявлены показатели и уровни понимания детьми авторского музыкального текста, определена и апробирована совокупность педагогических условий развития художественного сознания ребенка.
На втором этапе (1998-2000), теоретико-организационном, осуществлены изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, была сформулирована тема работы, выявлена цель, поставлены задачи исследования, окончательно оформлен метод.
На третьем этапе (2000-2003), итогово-аналитическом, обработаны результаты первых двух этапов исследования, систематизированы выводы, оформлена диссертация в целом.
Научная новизна исследования:
- в музыкальной педагогике использован подход к процессу развития творческой личности ребенка, основанный на дополнительных, коннотативных значениях авторского текста;
- обозначены роль и значение коннотации в музыкальном языке и речи как феномена и средства, способствующего развитию художественного сознания старшего дошкольника;
- в методике преподавания музыки применена коннотация как метод понимания (исполнения, слушания) — интонирования авторского текста;
- в музыкальном произведении как художественном объекте, в его внутренней форме выделена особая составляющая — коннотация; определены и описаны ее структура: эмоциональный, рациональный, стилевой, образно-ассоциативный и художественно-образный компоненты; свойства: уникальность, неповторимость, подвижность, многообразие, целостность и другие; функции: семантическая, коммуникативная, проясняющая, эвристическая;
- в музыкально-педагогический, музыковедческий и эстетический научный обиход введено новое понятие и термин «коннотация» - уникальный целостный смысл музыкального произведения;
- определены критерии понимания музыки ребенком: интонирование и кон-нотирование авторского текста; показатели уровня развития художественного сознания: эмоциональное, эмоционально-мыслительное и художественно-образное понимание (исполнение музыки или вербальное высказывание); уровни развития художественного сознания ребенка старшего дошкольного возраста: поверхностный, глубинный и творческий.
Теоретическое значение работы заключается в выявлении и анализе существования, структуры и роли дополнительных (исполнительских и слушательских) значений авторского музыкального текста - коннотации, ее осмыслении как необходимой содержательной и методологической составляющей процесса развития художественного сознания старшего дошкольника.
Практическая значимость исследования заключается в формулировании и апробации методики, не требующей дополнительных материальных затрат, в ее доступности широкому кругу преподавателей и обучающихся, в возможном использовании данной методики не только в музыкальном, но и в художественноэстетическом образовании, в педагогике в целом. Метод коннотации существенно помогает ребенку понять музыкальный язык, музыкальную речь, музыкальный текст средствами того же музыкального языка, музыкальной речи и музыкального текста, достаточно быстро сформировать специальные умения и навыки, поощряя при этом творческую свободу личности. Метод коннотации стимулирует процесс межличностного общения и понимания, используя при этом единую творческую природу человека - и взрослого, и ребенка. Практическая значимость работы подтверждается разработкой, апробированием и внедрением в учебно-воспитательный процесс научно-методического пособия «Метод коннотации как средство развития художественного сознания старшего дошкольника», авторской программы «Хоровое пение и постановка (воспитание) певческого голоса», авторской программы «Постановка (воспитание) речевого голоса», диагностического инструментария, позволяющего оценить уровень понимания (слушания и исполнения) авторского текста. Материалы исследования используются в ДМШ № 6, ДТТТИ № 2, ДШИ № 4, ДШИ № 6 г. Екатеринбурга, ДМШ № 2 г. Полевского, на подготовительных отделениях средних общеобразовательных школ №№ 85, 109, 120, 140, 152 г. Екатеринбурга. Результаты исследования могут использоваться в практике дошкольных образовательных учреждений.
Достоверность результатов исследования обеспечена методологическим обоснованием теоретических положений исследования, системой методов, адекватных содержанию исследуемого материала, проведением опытно-поисковой работы в условиях реальной педагогической деятельности, многолетней работой соискателя с детьми дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, со студентами педагогического вуза и слушателями курсов повышения квалификации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе работы автора в качестве преподавателя хоровых дисциплин в учреждениях дополнительного образования, директора детской хоровой музыкальной школы, в организации и проведении научно-практической конференции на тему «Теория коннотации и метод дополнительного содержания в работе над хоровым произведением» (г. Екатеринбург, 1998), в выступлениях на 1-ой Международной межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г. Екатеринбург, 2001), в обсуждении материалов диссертации на заседаниях кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры УрГУ, кафедры риторики и культуры речи УрГПУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Коннотация как уникальный целостный художественный смысл музыкального произведения является неотъемлемым компонентом внутренней формы музыки (интонации). Коннотация дополняет и изменяет музыку, в частности авторский текст, и придает ей особый, личностный оттенок. Коннотативный аспект интонации включает в себя эмоциональный, рациональный, стилевой, образно-ассоциативный и художественно-образный компоненты.
2. Музыкальный язык и музыкальная речь (текст) запрограммированы на восприятие и понимание музыки слушателем или исполнителем, в том числе ребенком дошкольного возраста, но подлинное понимание авторского текста возможно только с помощью коннотации. Художественное сознание старшего дошкольника полноценно развивается благодаря обязательному использованию коннота-тивного (личностного) аспекта интонирования (слушания и исполнения) музыкального произведения. Высокий, творческий уровень художественного сознания старшего дошкольника подразумевает художественно-образное освоение музыки ребенком, выражаемое в интонировании им музыки, а, в конечном счете, в его собственной интерпретации.
3. Педагогическая модель, основанная на использовании коннотации и включающая в себя метод, направленный на подлинное, личностное понимание дошкольником музыкального (хорового) произведения в процессе слушания или исполнения (интонирования) музыки, программу развития художественного сознания дошкольника в процессе совместной творческой деятельности педагога и ребенка и специальную диагностику, способствует развитию художественного сознания старшего дошкольника. Педагогический результат исследования можно оценить как положительный: у детей экспериментальной группы значительно вырос интерес к музыкальным занятиям, повысилась эмоциональная и мыслительная культура, сформировались основы исполнительских умений и навыков, что свидетельствует о достаточно высоком художественно-развивающем потенциале предложенного в работе «метода коннотации».
Структура и содержание исследования
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначаются объект, предмет, цель и задачи, выдвигается гипотеза, излагается теоретическая и методологическая база, а также новизна, теоретическая и практическая значимость работы, этапы исследования. В первой главе дается определение коннотации, обосновывается существование коннотации как неотъемлемой составляющей внутренней формы музыки - интонации, определяется ее место и роль в системе музыки и в процессе музыкального образования, описываются ее структура и свойства. Во второй главе раскрывается содержание метода коннотации, определяется значение и роль коннотативного аспекта музыкальных средств и функций в процессе развития художественного сознания ребенка, предлагается учебная программа для детей старшего дошкольного возраста, описывается специальная диагностика и приводятся результаты опытно-поисковой работы. В заключении подводятся краткие итоги диссертационного исследования, обобщаются основные идеи и формулируются выводы, вытекающие из теоретической и опытно-поисковой работы. Список литературы содержит 205 источников, имеется приложение и список сокращений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика дошкольного образования"
Выводы по второй главе Педагогическая модель, основанная на использовании коннотации и включающая в себя метод, направленный на подлинное, личностное понимание дошкольником музыкального (хорового) произведения (языка музыки) в процессе слушания или исполнения (интонирования), программу развития художественного сознания дошкольника в процессе совместной творческой деятельности педагога и ребенка, а также специальную диагностику, способствует развитию художественного сознания старшего дошкольника.
Заключение
Взаимонаправленный двусторонний процесс авторского интонирования и слушательского или исполнительского отношения к нему («коннотирования») -результат взаимодействия двух текстов - имеет под собой единый фундамент: духовно-душевно-органическое единство личности как композитора, так и исполнителя, слушателя.
Значение педагогической модели развития художественного сознания старшего дошкольника заключается в использовании взаимного интереса, потребности личностей в высказывании, в общении друг с другом, в понимании друг друга, в использовании единой творческой природы человека - и взрослого, и ребенка. Метод коннотации, его программное обеспечение и специальная диагностика призваны помочь ребенку понять музыкальный язык, музыкальную речь, музыкальный текст средствами того же музыкального языка, музыкальной речи и музыкального текста, поощряя при этом творческую свободу личности. Метод коннотации, его программное обеспечение, специальная диагностика и результаты опытно-поисковой работы подтвердили действенность использования коннотации в процессе развития художественного сознания старшего дошкольника.
Педагогические возможности метода конотации позволяют в значительной степени стимулировать процесс развития художественного сознания ребенка старшего дошкольного возраста. Коннотация как неотъемлемый компонент живого интонирования объекта (в данном исследовании - музыкального произведения) способствует комплексному и гармоничному формированию необходимых музыкальных знаний, умений и навыков ребенка.
Результаты проделанной работы позволяют сделать следующие выводы:
1. Художественное сознание постоянно обнаруживает во всех звеньях своей сложнейшей структуры личностную «особость» и неповторимость. Неповторимость личностного начала выражается в интонационности как специфической форме художественного, духовно-душевно-телесного «высказывания» субъекта, личности. Сутью коннотации и ее первым истоком нужно считать ценностную содержательность искусства и свободу творческой личности, свободу индивидуального художественного сознания. Эта свобода постоянно раздвигает границы надындивидуального художественного сознания.
2. Понятие «коннотация» обозначает уникальный целостный художественный смысл музыкального произведения во всех его аспектах и «переливах» - причем в связи с тем, что этот смысл создает и «обеспечивает». Структура коннотации включает в себя пять аспектов или компонентов: эмоциональный, рациональный, стилевой, образно-ассоциативный, художественно-образный. Главные свойства коннотации и интонации - это свойства художественного образа. Интонация включает в себя три уровня оснований и одновременно три компонента художественной психики: уровень высших духовно-культурных способностей и потребностей, уровень элементарных общих сознательно-психических способностей и процессов, уровень бессознательных психосоматических способностей и процессов. В основе искусства лежат эти три составляющие художественной психики, они пронизаны особым напряжением-переживанием, переживанием личностным и неповторимым.
3. Особенности музыкального языка / речи и их функционирования заключаются в том, что значений меньше, чем способов их выражения. Эта избыточность способов выражения (коннотация) в какой-то мере изменяет музыкальный язык (речь) во всех звеньях его структуры, дополняет музыкальный текст новыми, личностными смыслами и в значительной степени способствует развитию художественного сознания.
4. В основе предлагаемого педагогического подхода к процессу понимания (восприятия или исполнения) музыкального произведения, к процессу развития художественного сознания ребенка старшего дошкольного возраста лежит структура и функции авторского музыкального текста (языка / речи), с одной стороны, и коннотативнный аспект его интонирования - с другой.
5. Педагогическая модель, основанная на применении коннотации в процессе развития художественного сознания ребенка, включает в себя метод коннотации, авторскую программу и специальную диагностику, выявляющую уровни развития художественного сознания. Критериями развития художественного сознания ребенка являются интонирование и коннотирование им музыкального произведения (художественный образ); показателем уровня развития художественного сознания служит потребность дошкольника в интонировании музыки, выражаемая в эмоциональном (понимание значения музыки), в эмоционально-мыслительном (понимание значения и смысла музыки), в художественно-образном исполнении (привнесении личностного смысла - подлинном понимании музыки) или в вербальном высказывании; уровни развития художественного сознания ребенка старшего дошкольного возраста определяются как поверхностный, глубинный и творческий.
Результаты проведенного исследования заключаются в выявлении и переосмыслении дополнительных (исполнительских и слушательских) значений авторского музыкального текста - коннотации - как необходимой составляющей процесса развития художественного сознания старшего дошкольника; в достаточно успешном применении метода, не требующего дополнительных материальных затрат, в его доступности широкому кругу преподавателей и обучающихся; в возможном использовании данного метода не только в музыкальном, но и в художественно-эстетическом образовании, в педагогике в целом, а также в решении некоторых теоретических и практических проблем культуры устной речи, лингвистики, семиологии, эстетики. Применение коннотации в процессе развития художественного сознания повышает уровень межличностного общения и понимания. При этом используется творческая природа человека - и взрослого, и ребенка. Развитие художественного сознания при необходимых педагогических условиях обеспечивает процесс становления полноценной и всесторонне развитой личности.
Старший дошкольный возраст является весьма благоприятным периодом детства для художественно-эстетического развития личности, но надо признать целесообразность и необходимость использования коннотации в процессе формирования художественного сознания и на более ранних стадиях развития ребенка.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Попов, Леонид Николаевич, Екатеринбург
1. A.A. Юрлов. Сб. статей, материалов, воспоминаний / Сост. И.Б. Марисова. - М.: Советский композитор, 1983. - 200с.
2. А.Н. Толстой о литературе и искусстве. М.: Советский писатель, 1984. — 560с.
3. Аникина А.Б. Значение и смысл художественного слова. // В сб. Значение и смысл слова. / Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Изд-во Московского университета, 1987. С. 8 - 22.
4. Анисимов А.И. Дирижер-хормейстер. Д.: Музыка, 1976. - 160с.
5. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 222с.
6. Апраксина O.A. Методика развития детского голоса: Учеб. пособие / Отв. ред. Т.П. Стулова. М., 1983. - 96с.
7. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. - 343с.
8. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 1989. - 176с.
9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - 376с.
10. Асафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке. Л.: Музыка, 1981. -216с.
11. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. - 216с.
12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. / Сост. общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. - 616с.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. -424с.
14. Бельчиков Ю.А. О культурном коннотативном компоненте лексики. // В сб. Язык: система и функционирование. М.: Наука, 1988. - 272с.
15. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -424с.
16. Блинова М. В. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга // Музыкальное воспитание в школе. 1976. №2. С. 22 30.
17. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 685с.
18. Богатенко Я. Беседы о церковном пении // В сб. О церковном пении / Сост. О.В. Лада.- М.: Лодья, 2001, 2001. С. 119 135.
19. Бодалев A.A. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 187с.
20. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 350с.
21. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990. - 144с.
22. Буланов В.Г. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2000. - 29с.
23. Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: Цитадель, 2001. - 460с.
24. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1983.-400с.
25. Васильев В.А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании. Л.: Музыка, 1991.-118с.
26. Васина-Гроссман В.А. Мастера советского романса: Исследование. М.: Музыка, 1968.-319с.
27. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 576с.
28. Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи (новые темы в программах для школы и вуза). Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -480с.
29. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / пер. с англ. А.Д. Шмелева. М.: Языки словесной культуры, 2001. -272с.
30. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981.-240с.
31. Ветлугина H.A., Кенеман A.B. Теория и методика музыкального воапита-ния в детском саду. Учеб. пособие для студент. Пед. институтов. М.: Просвещение, 1983. - 255с.
32. Воспитание музыкой. Из опыта работы. / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пига-рева. М.: Просвещение, 1991. - 203с.
33. Выготский JI.C. Психология искусства. Мн.: Современное слово, 1998. -480с.
34. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 367с.
35. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном: опыт поверки музыкальной эстетики. -М.: Музыкальная торговля Н. Юргенсона, 1895. -181с.
36. Гегель Г. Сочинения. М., 1938. Т. XII. Лекции по эстетике. Кн. I. - 472с.
37. Гегель Г. Сочинения. М., 1940. Т. XIII. Лекции по эстетике. Кн. П. -364с.
38. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: Алетейя, 1995. -336с.
39. Глинка M.JL Записки. М.: Музыка, 1988. - 222с.
40. Гордеева Е.М. Композиторы «Могучей кучки». М.: Музыка, 1985. -447с.
41. Горский Д.П., Ивин A.A., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. -М.: Просвещение, 1991. 208с.
42. Горяйинов Ю.С. Г.Я. Ломакин: Дирижер. Композитор. Учитель. М.: Музыка, 1984.-231с.
43. Грубер Р.Л. Всеобщая история музыки. М.: Музгиз, 1960. - 488с.
44. Давыдов B.B. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240с.
45. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. - 299с.
46. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. -М.: Педагогика, 1978. -248с.
47. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. М.: Музгиз,1957. -106с.
48. Дмитриев В.А. Развитие творческой направленности у детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. - 23с.
49. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. - 239с.
50. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.
51. Долгов K.M. Эстетика Д. Лукача. М.: Знание, 1988. - 64с.
52. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ./ Под ред. В.И. Лубовского. -М.: Педагогика, 1985. 192с.
53. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. - 424с.
54. Дорфман Л .Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. №2. С. 101-106.
55. Дрень O.E. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2003. 22с.
56. Друскин М.С. Игорь Стравинский. Л.: Советский композитор, 1982. -248с.
57. Друскин М.С. Избранное. Монографии. Статьи. М.: Советский композитор, 1981.-С. 300-302.
58. Друскин М.С. Пассионы и мессы Баха. Л.: Музыка, 1976. - 168с.
59. Дьяченко О.М. Воображение дошкольников. М.: Знание, 1986. - 96с.
60. Егоров A.A. Теория и практика работы с хором. М.; JI.: Музгиз, 1951. -238с.
61. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Серия «Мир медицины». - СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 192с.
62. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. М.: Музыка, 1987.-95с.
63. Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. - 160с.
64. Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990.-212с.
65. Запорожец A.B. Избр. психолог, труды: В 2 т. Психологическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. Т.1. - 320с.
66. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1973. -320с.
67. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-304с.
68. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 2000.-200с.
69. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. - 264с.
70. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 206с.
71. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. -238с.
72. Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования / Под ред. Б.М. Ярустовского. М.: Музыка, 1988. - 354с.
73. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. -206с.
74. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1971. - 767с.
75. Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 5. - 564с.
76. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: 1989. - 261с.
77. Кастальский А.Д. Особенности народно-русской музыкальной системы. -М.: Музгиз, 1961.-91с.
78. Кодай 3. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1982. - 288с.
79. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1993. -224с.
80. Козлов И.Ф. Педагогический опыт A.C. Макаренко: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 159с.
81. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-416с.
82. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург: Диамант, 1992. - 320с.
83. Краснощекое В.И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. - 300с.
84. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. - 223с.
85. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544с.
86. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. М.: Флинта: Наука, 1998. - 136с.
87. Лайнсдорф Э. В защиту композитора: альфа и омега интерпретации. М.: Музыка, 1988. - 303с.
88. Левандо П.П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. - 282с.
89. Левашова O.E., Келдыш Ю.В., Кандинский А.И. История русской музыки. М.: Музыка, 1973. T.I. - 596с.
90. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. - 287с.
91. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685с.
92. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей: Учебное пособие для педагогов. -Екатеринбург, 1999. 160с.
93. Лонг М. За роялем с Габриэлем Форе // В сб. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 9. -М.: Музыка, 1981. С. 15 37.
94. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. - 175с.
95. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. - 248с.
96. Лядов А.К. Сб. ПГ., 1916. С. 68, 209.
97. Мазель Л.Р. О природе и средствах музыки. М.: Музыка, 1991. - 80с.
98. Мандельштам O.E. Разговор о Данте. М.: Искусство, 1967. - 88с.
99. Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. РИО федер. арх: Русские огни, 1994. - 240с.
100. Матвеев Н.В. Хоровое пение. Учебное пособие по «Хороведению». Изд-во во имя святого князя Александра Невского (отпечатано в г. Электросталь), 1998.-287с.
101. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. - 267с.
102. Медушевский B.B. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979. №3. С. 30 39.
103. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 253с.
104. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. 1980. №9. С. 39-48.
105. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96с.
106. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 95с,
107. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Исследование. JL: Музыка, 1981. - 261с.
108. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. Л.: Музыка, 1990. - 288с.
109. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: Кн. для учителя. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. унта, 1996. - 166с.
110. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука,1967. - 204с.
111. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672с.
112. Мусоргский М.П. Письма. М.: Музыка, 1984. - 446с.
113. Мюллер Т.Ф. Гармония: Учебник. М.: Музыка, 1981. - 295с.
114. Н.С. Лесков о литературе и искусстве. / Вступ. статья И.В. Столяровой. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. 286с.
115. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254с.
116. Научная конференция по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и юношества. АПН РСФСР. Науч.-исслед. ин-т худож. воспитания. М., 1961. - 84с.
117. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Музыка, 1982. - 300с.
118. Нестеренко Е.Е. Размышления о профессии. М.: Искусство, 1985. - 184с.
119. Никольский A.B. Краткий очерк истории церковного пения в период 1-Х веков. // В сб. О церковном пении / Сост. О.В. Лада. М.: Талан, 1997. - С. 27-61.
120. Новикова Т.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: АРКТИ, 2000. 202с.
121. Овсянникова O.A. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2002. 23с.
122. Одоевский В.Ф. Избранные статьи. М. - Л.: ГМИ, 1951. - 118с.
123. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследство. М.: Музгиз, 1956. - 722с.
124. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Русский язык, 1990. - 921с.
125. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М.: Музыка, 1984. - 302с.
126. Островский А.Н. О литературе и театре. — М.: Современник, 1986. 400с.
127. Памяти И.И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования. / Сост. Л. Михеева. Л.: Советский композитор, 1978. - 312с.
128. Певзнер Б.И. Понимать музыку может каждый. Свердловск: Свердл. кн. изд-во, 1960. - 48с.
129. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. A.A. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998.-312с.
130. Переверзев Н.К. Проблемы музыкального интонирования. М.: Музыка, 1966.-224с.
131. Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М.: Пассим, 1994. 340с.
132. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 176с.
133. Пешков И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. -М.: Лабиринт, 1996. 176с.
134. Пигров K.K. Руководство хором. М.: Музыка, 1964. - 220с.
135. Покровский Б.А. Ступени профессии. М.: Всерос. театр, об-во, 1984. -344с.
136. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: Советский писатель, 1978. - 448с.
137. Протоиерей Вознесенский И. Общедоступные чтения о церковном пении // В сб. О церковном пении / Сост. О.В. Лада. М.: Лодья, 2001. - С. 8 -25.
138. Протопопов Вл.В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М.: Музыка, 1989.-90с.
139. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. -141с.
140. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96с.
141. Ражников В.Г. Школа настроения методика развития художественного сознания // Искусство в школе. 1983. №1. С. 29 - 32.
142. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. - 160с.
143. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978. - 237с.
144. Римский-Корсаков H.A. «Снегурочка» весенняя сказка. Тематический разбор.-М., 1954.-С. И, 16.
145. Россихина В.П. Учись понимать музыку. М.: Советская Россия, 1960. -60с.
146. Рубинштейн А. Дни моей молодости // В сб. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 9. М.: Музыка, 1981. С. 111 - 166.
147. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. - С. 393 - 395.
148. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: СПб. и др.: Питер, 2000. -712с.
149. Рубинштейн С.Л. Человек и мир: В 2 т. М.: Наука, 1997. Т.2. - 189с.
150. Руссо Ж.Ж. Избр.соч.: В 3 Т. М.: Гос. лит. издат., 1961. Т.1. - 815с.
151. Св. Иоанн Златоуст. Для чего употребляется пение (из Беседы на 41-й псалом) // В сб. О церковном пении / Сост. О.В. Лада. М.: Лодья, 2001. - С. 3-7.
152. Семиотика и искусствометрия / Сост. и ред. Ю.М. Лотмана и В.М. Петрова. М.: Мир, 1972. - 364с.
153. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. -223с.
154. Сергеев A.A. Воспитание детского голоса. М.: АПН РСФСР, 1950. -112с.
155. Серов А.Н. Избранные статьи. М. - Л.: ГМИ, 1950. T.I. - 626с.
156. Серов А.Н. Избранные статьи. М.: ГМИ, 1957. T. II. - 732с.
157. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 160с.
158. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. - 344с.
159. Современный русский язык. / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1989. - 800с.
160. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. - 740с.
161. Соколов В.Г. Работа с хором. М.: Музыка, 1967. - 228с.
162. Соловцов A.A. H.A. Римский-Корсаков. М.: Музыка, 1984. - 400с.
163. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. // Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. С. 31 -273.
164. Спутник музыканта. Л.: Музыка, 1969. - 400с.
165. Станиславский реформатор оперного искусства. Материалы и документы. - М.: Музыка, 1985. - 384с.
166. Стасов В.В. Собрание сочинений, 1906. T.IV. С. 237.
167. Стивене X. Приручи своих драконов. СПб.: Питер, 2002. - 472с.
168. Струве Г.А. Школьный хор: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 191с.
169. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ худож. воспитанияРедкол.: Е.П. Крупник (отв. ред.) и др.. М.: АПН СССР, 1989. - 126с.
170. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. - 270с.
171. Стулова Г.П. Хоровой класс. Учебное пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1988. - 125с.
172. Ступель А.М. Русская мысль о музыке 1895 1917. - JI.: Музыка, 1980. -256с.
173. Супрун А.Е. Лекции по теории речевой деятельности. Минск: Бел. Фонд Сороса, 1996. - 287с.
174. Сусленкова Л.В. Развитие фонационных коммуникативно-речевых умений старших дошкольников в процессе музыкального воспитания: Автореф. дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. - 22с.
175. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. - 288с.
176. Толстой Л.Н. Что такое искусство?. М.: Современник, 1985. - 592с.
177. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1997.- 188с.
178. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет / Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. М.: Просвещение, 1988. - 142с.
179. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1978. -590с.
180. Халабузарь П.В., Попов B.C. Теория и методика музыкального воспитания. СПб.: Лань, 2000. - 224с.
181. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Советский композитор, 1983. - 276с.
182. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерфакс, 1994. - 374с.
183. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. JL: Музыка, 1986. -365с.
184. Человек текст - культура. Коллект. Монография / Под ред. H.A. Купиной, Т.В. Матвеевой. - Екатеринбург, 1994. - 235с.
185. Чесноков П.Г. Хор и управление им. М.: Музгиз, 1961. - 240с.
186. Чудинов А.П. Структурный и когнитивный аспекты исследования метафорического моделирования (регулярной многозначности) // В сб. Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. Т.6. Екатеринбург, 2001. С. 38 - 53.
187. Чурилов И.И. Гуманитарный потенциал математики. Пермь: 1997. - 48с.
188. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Фрунзе: Адабият, 1991. - 512с.
189. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом: Кн. для внеклас. чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. М.: Просвещения, 1986. - 160с.
190. Шахназарова Н.Г. Интонационный «словарь» и проблема народности. -М.: Музыка, 1966. 74с.
191. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М.: Прсвещение, 1963. Кн.2. - 165с.
192. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200с.
193. Школа церковного пения. Изд-во Владимирской епархии / Сост. Г.П. Сту-лова. 2001. 80с.
194. Шопенгауэр А. Избранные произведения: Перевод / Сост. И.С. Нарский. -М.: Просвещение, 1992. 479с.
195. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. С-Пб.: Петрополис, 1998. - 432с.
196. Энтелис Л.А. Силуэты композиторов XX века. Л.: Музыка, 1975. - 248с.
197. Эстетика и современность: Кн. для учителей / Под ред. С.Е. Можнягуна. — М.: Просвещение, 1978. 192с.
198. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Ин-т философии АН СССР. М.: Искусство,1981. - 256с.
199. Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994.-560с.
200. Языкова И.К. Богословие иконы (Учебное пособие). М.: Изд-во Общедоступного Православного Ун-та, 1995. - 212с.
201. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. №4. С- 20 - 27.
202. Kleczynski J. Chopin's gröszere Werke. Leipzig, 1898. S. 3.
203. Podro Michael "The Critical Historians of Art". Yale University press. New Haven and London. 1982. 257p.p.