автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников
- Автор научной работы
- Галянт, Ирина Геннадьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.07
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Галянт, Ирина Геннадьевна, 2006 год
Введение.
Глава I. Музыкально-игровая деятельность старших дошкольников как педагогическая проблема
1.1. Состояние разработанности проблемы развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности в теории и практике.
1.2. Теоретические предпосылки развития творческих способностей старших дошкольников.
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности.
Выводы по первой главе.
Глава II. Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
2.1. Организационные основы опытно-экспериментальной работы.
2.2. Реализация педагогических условий развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников"
Программа модернизации педагогического образования до 2010 года предусматривает переосмысление содержания воспитания и развития, Ц' необходимость изменения позиции ребёнка, ориентацию ребёнка на гуманные, общечеловеческие ценности и адекватный этим ценностям стиль педагогической деятельности. Идея гуманизации процесса обучения и воспитания, поиска оптимальных форм, обеспечивающих-развитие творческой личности ребенка, привлекает внимание многих педагогов и находит всё больше сторонников среди работников дошкольного образования. ы т Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. Педагогика и психология накопили значительный опыт исследования творчества (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, JI.H. Столович и др.). Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах щ JI.C. Выготского, P.M. Грановской, Ю.С. Крижанской, Т.Д. Марцинковской,
Б.М. Теплова, Дж. Роджерса.
Поэтому для музыкального воспитания и обучения становится важной проблема непосредственно-эмоционального, действенного, практического общения детей с музыкой, решение которой затрудняется приоритетной позицией знаниевого компонента. В силу подобной позиции отсутствует ^ ориентация ребёнка на создание творческого художественного продукта, а также у ребёнка не формируется способность трансформировать свои впечатления в этом художественном продукте.
Основные подходы, направленные на развитие творческих способностей детей, раскрываются в работах Б.В. Асафьева, Б.М. Теплова,
Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой, Е.В. Назайкинского, JI.B. Школяр. 41 Дискуссии, в которые включились педагоги и учёные всех регионов России, отразились в исследованиях Ш.А. Амонашвили, JI.A. Баренбойма
О.Т. Леонтьевой, В.Г. Ражникова, Т.А. Боровик, А.И. Бурениной, В.А. Жилина, Т.А. Жилинской, Т.Э. Тютюнниковой. Эти педагоги воплощают на практике новейшие достижения педагогической мысли.
Современная российская школа пытается совместить государственные программы с новыми 1уманистическими, личностно-ориентированными подходами к образованию. Для гуманистической педагогики характерно стремление приспособить содержание, формы и методы воспитания и -образования к ребёнку. Эти подходы уходят корнями в античность, .откуда, пришло осознание нашими современниками истины, что «человек есть мера всех вещей». Интерес к «творческой, игровой педагогике многообразия» (Б.Хазельбах), возникшей в России в последние годы, свидетельствует об изменении философии и ценностей образования. К сожалению, эта задача в современной педагогике и, в частности, в дошкольной педагогике разработана слабо. Следует заметить, что в дошкольном возрасте начинается «выращивание будущего», поскольку этот возраст является сенситивным периодом, когда ребёнок наиболее активно осваивает всё окружающее.
Труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, А.В. Кенеман, Б.М. Теплова легли в основу дошкольного музыкального воспитания. Наиболее активно важнейшие проблемы музыкального воспитания и развития творческих способностей детей разрабатывались в научной школе Н.А. Ветлугиной.
Однако музыкально-игровая деятельность дошкольников с применением взаимосвязи слова, движения и музыки изучена недостаточно, в связи с этим мы в своём исследовании обращаемся к «Шульверку» К. Орфа, немецкого педагога, музыканта, композитора, режиссера. Опираясь на идею синтеза "музыки и движения в системе музыкально-ритмического воспитания швейцарского педагога и музыканта Э.Жака-Далькроза, К. Орф создаёт систему элементарного музыкального воспитания, которая нацеливает на активные действия, сотворчество педагога и ребёнка. Заимствуя у швейцарского педагога-гуманиста И.Г. Песталоцци идею элементарного в педагогике, К. Орф хотел воплотить и его основной педагогический принцип: «Всё для ребенка, вместе с ребёнком, исходя из ребёнка». Главной задачей в системе К. Орфа стало создание творчески ориентированной среды, поиск новых путей общения педагога и ребёнка. Суть системы К. Орфа составляет творческое импровизационное музицирование, объединяющее речь, движение и музыку. В ней сделан акцент не на конструктивно-технологических, а на художественно-творческих заданиях, способствующих пробуждению музыкально-творческих способностей. Идеи К. Орфа привлекли наше -внимание своей очевидной творческой направленностью и определили. основу. методологической части диссертации.
Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между потребностями педагогической теории в осмыслении значимости музыкально-игровой деятельности, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данного вопроса в научных исследованиях, с другой; в наличии потенциальных возможностей музыкально-игровой деятельности и их малой реализацией в педагогической практике. Указанные противоречия определяют проблему исследования: как развивать творческие способности дошкольников в музыкально-игровой деятельности. Актуальность, теоретическая значимость проблемы для педагогической науки и практики обусловили выбор темы исследования: «Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить педагогические условия организации музыкально-игровой деятельности старших дошкольников, направленные на развитие творческих способностей детей.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей старших дошкольников.
Предмет исследования: совокупность педагогических условий и средств развития творческих способностей старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности.
Гипотеза исследования — развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности предполагает:
- определение и обоснование принципов развития творческих способностей старших дошкольников на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей;
- организацию творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты детей, варьируемые и синкретизируемые в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности; реализацию модели развития творческих способностей старших дошкольников на основе принципов: гуманного взаимодействия, сотворчества, синкретизма, обучения в действии, импровизационности, что приводит к созданию нового для ребёнка художественного продукта.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.
2. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей старших дошкольников.
3. Выявить основное направление развития творческих способностей старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности.
4. Разработать модель развития творческих способностей старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности.
Методологической основой исследования явились философские идеи гуманистической педагогики (Р. Берне, Д. Дьюи, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманская), личностно-деятельностный подход (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин,), основы возрастной педагогики и психологии (JI.C. Выготский, B.C. Мухина, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, А.С. Белкин), теория организации музыкальной деятельности дошкольников (Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, О.П. Радынова, Т.А. Тютюнникова, А.И. Буренина), теория развития способностей (JI.A. Баренбойм, П.П. Блонский, Г. Кеетман, В. Келлер, Б.М. Теплов, В.Г. Ражников, Б. Хазельбах, У. Юнгмайр, A.M. Матюшкин, С.М. Мальцев, К. Роджерс), исследования по музыковедению (Б.В. Асафьев, О.Т. Леонтьева, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.Л. Яворский, В.Т. Кудрявцев).
Исследование включало в себя три этапа, осуществлялось на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений детских садов города Челябинска № 295, №>34, № 257. В.опьшю-экспериментальной работе принимали участие 170 детей старшего дошкольного возраста, 16 педагогов.
На первом этапе (1998-2000 гг.), констатирующем, выявлялось состояние проблемы развития творческих способностей старших дошкольников в научной литературе и педагогической практике; определялись исходные позиции исследования, его понятийный аппарат, объект, предмет, цель, задачи; выдвигалась рабочая гипотеза. Основные методы исследования на данном этапе: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение зарубежного и отечественного опыта.
На втором этапе (2000-2004 гг.), формирующем, проводилась экспериментальная проверка педагогических условий исследуемого процесса; определялись критерии, показатели и уровни сформированности творческих способностей старших дошкольников; разрабатывалась модель развития творческих способностей старших дошкольников и на её основе создавалась программа «Орфей». На данном этапе использовались следующие методы: педагогический эксперимент, включённое наблюдение, анализ музыкально-игровой деятельности, беседа.
На третьем этапе (2004-2005 гг.), заключительном, анализировались и ' обобщались результаты исследования," уточнялись выводы, разрабатывались методические рекомендации. Ведущие методы: анализ результатов, обобщение, систематизация и описание полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Определены и теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности, предусматривающие:
- применение разработанных принципов развития творческих способностей
Ijt старших дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, синкретизма, обучения в действии, импровизационности;
- организацию творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие .продукты-детей,, варьируемые и синкретизируемые в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности (речевые игры, ритмодекламация, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы).
2. Разработана и апробирована модель развития творческих способностей старших дошкольников на основе выявленных принципов, которая приводит к созданию нового для ребёнка художественного продукта.
Теоретическая значимость исследования:
1. Обосновано, что основным направлением развития творческих способностей старших дошкольников является освоение «элементарной музыки» (К.Орф) в процессе музицирования в синкретизме музыки, движения и речи.
2. Охарактеризовано и уточнено понятие «творчески ориентированная среда» как образовательное пространство, которое расширяет границы музыкально-игровой деятельности детей, что создаёт условия для развития творческих способностей старших дошкольников.
Практическая значимость заключается в следующем:
1. Разработана авторская программа развития творческих способностей старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности. ф 2. Внедрены методические рекомендации по использованию музыкальноигровой деятельности как средства развития творческих способностей старших дошкольников.
3. Разработана и используется на практике диагностика развития творческих способностей старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности.
На защиту выносятся следующие положения: II 1. Педагогическими условиями, способствующими успешному развитию творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности, являются: —= —применение принципов развития творческих- способностей ~ старших дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, синкретизма, обучения в действии, импровизационности; ^ - организация творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты детей, варьируемые и синкретизируемые в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности (речевые игры, ритмодекламация, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое ф интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы).
2. Модель развития творческих способностей старших дошкольников, созданная на основе выявленных принципов, приводит к созданию нового для ребёнка художественного продукта. Модель включает в себя три блока: целевой (основная цель и комплекс реализуемых задач), содержательно-процессуальный (комплекс организационных форм, методов и средств Ч включения дошкольников в процесс развития творческих способностей с нарастающей субъективностью в музыкально-игровой деятельности, результативно-оценочный (критерии и показатели, диагностический инструментарий оценки уровня развития творческих способностей.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается анализом современных достижений в развитии творческих ф способностей ребёнка; выбором и использованием методов, соответствующих цели исследования; подтверждением актуальности проблемы и успешным внедрением полученных результатов в практику педагогической деятельности в разных регионах; участием автора в числе российских педагогов на международных практических конференциях и Орф-семинарах.
Апробация и внедрение результатов:
Основные положения исследования публиковались в печати и докладывались на международных научно-практических конференциях по проблемам интегративного художественного образования, элементарного музицирования и движения (Екатеринбург, 1994г., с.Варна, 1996г., Москва, - 2002г.); на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: субъект-субъектные отношения» (Челябинск, 2004г., 2005г.); на межрегиональной научной конференции «Актуальные проблемы детства» (Челябинск, 2004г., 2005г.). Материалы исследования использовались в проведении авторских семинаров в Челябинском педагогическом колледже №2 (1999г.), курсов повышения квалификации музыкальных руководителей и учителей музыки при лаборатории музыки Челябинского института дополнительного профессионального педагогического образования (1995-2004гг).
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (200 источников, из них 14 источников на иностранном языке), 18 таблиц, 8 диаграмм, 4 графика, 2 приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика дошкольного образования"
Выводы по второй главе
В научно-теоретическом рассмотрении проблемы развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности, определяются закономерности развития и самовыражения ребёнка. Теоретические основания развития творческих способностей старших дошкольников позволили проверить выдвинутые педагогические условия и сделать следующие выводы:
1. Успешность выявленных педагогических условий подтверждается результатами педагогической диагностики. Адекватность критериев и показателей изменений в сравнительном анализе показывает, что успешность определяется следующими положениями:
- достоверно улучшаются показатели развития творческих способностей старших дошкольников, повышается степень активности детей в процессе музыкально-игровой деятельности, развивается творческое воображение, умение последовательно реализовывать поставленные цели через музицирование и моделирование изучаемых объектов, повышается степень самовыражения, самореализации личности;
- развитие творческих способностей происходит белее активно у детей экспериментальных групп;
- общее эмоциональное состояние детей имеет тенденцию оптимизации;
- выявлены значительные положительные изменения в содержательном характере воспитательного процесса, определяющие изменение во взаимоотношениях педагога и ребёнка. Формируется положительная самооценка дошкольника.
2. Определены критерии развития творческих способностей старших дошкольников:
- интонационная и двигательная активность;
- музыкально-творческое воображение;
- игровое моделирование (в речи, движениях, ритме);
- самовыражение в групповых проектах.
3. Разработана модель развития творческих способностей старших дошкольников, которая послужила основанием для написания программы «Орфей». Основным аспектом модели развития творческих способностей детей является возможность использования процесса элементарного музицирования, в основании которого положены принципы развития творческих способностей старших дошкольников. Педагогическая модель направлена на раскрытие природных дарований ребёнка и открывает перспективы всестороннего развития личности. В контексте основных задач модель развития творческих способностей детей связана с характером тех изменений, которые происходят в процессе музыкально-игровой деятельности в самом субъекте (ребёнке), поэтому каждый элемент модели направлен на реализацию поставленных задач. Важным аспектом представленной модели является логическая интеграция общей структуры, содержания и процессуальных особенностей её комплексной реализации, определяющих возможность внедрения модели в педагогическую практику.
Результаты экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют, что выявленные педагогические условия способствуют более успешному развитию творческих способностей старших дошкольников, а также обеспечивает всестороннее и целостное развитие ребёнка в соответствии с его природой. На этой основе, представленные основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают основания считать, что цель и задачи, поставленные перед исследованием, решены. Внедрение разработанной модели в практику работы образовательного учреждения позволяют утверждать, что работа имеет реальную ценность. В целом можно отметить, что полученные позитивные результаты поставили новые вопросы, требующие дальнейшего изучения.
Заключение
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Рассматривая проблему развития творческих способностей старших дошкольников, мы установили, что музыкально-игровая деятельность может обеспечить успешное развитие творческих способностей, но вместе с тем недостаточно разработаны методики их развития с применением взаимосвязи слова, движения и музыки. В связи с этим в своём исследовании мы обращаемся к системе элементарного музыкального воспитания К. Орфа.
2. Установлено, что педагогическими условиями, способствующими повышению уровня развития творческих способностей старших дошкольников являются:
- применение принципов развития творческих способностей старших дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, синкретизма, обучения в действии, импровизационности;
- организация творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты детей, варьируемые и синкретизируемые в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности (речевые игры, ритмодекламация, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы).
Универсальным средством для самовыражения в творчески ориентированной среде служит процесс творческого музицирования и групповые проекты, построенные по тематическому сценарию. Элементарному музицированию присуща гуманистическая направленность, поскольку для каждого ребёнка открывается возможность найти свой путь к музыке и продолжить его соразмерно собственным желаниям и возможностям. Следовательно, для развития творческих способностей старших дошкольников лучшим средством является музыкально-игровая деятельность, так как педагогические принципы и условия дают возможность интегрировать все стороны музыкально-игровой деятельности детей.
3. Основным направлением развития творческих способностей старших дошкольников является освоение «элементарной музыки» (К.Орф) в процессе музицирования в синкретизме музыки, движения и речи. Принципиально важной особенностью развития детского творчества является его субъективная значимость для ребёнка. Результат «открытия для себя» не столько создание нового продукта, сколько изменения в самом ребёнке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний, умений.
4. Разработанная на основе выявленных принципов модель развития творческих способностей старших дошкольников обеспечивает создание нового для ребёнка художественного продукта. Модель включает в себя три блока: целевой (основная цель и комплекс реализующих задач), содержательно-процессуальный (система методологических, теоретических, методических и технологических знаний; комплекс организационных форм, приемов и методов включения воспитанников в процесс развития творческих способностей; виды деятельности, в которых осуществляется развитие творческих способностей, умений и навыков), результативно-оценочный (критерии; показатели; диагностический инструментарий определения уровня развития творческих способностей старших дошкольников).
Вместе с тем можно отметить, что полученные позитивные результаты поставили новые вопросы, требующие дальнейшего изучения. Перспективным в этой области может являться исследование процесса музыкально-игровой деятельности, в основу которой положен метод музицирования, у детей в возрасте от рождения до 1,5 лет в группе кратковременного пребывания «Мать и дитя».
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Галянт, Ирина Геннадьевна, Екатеринбург
1. Алексеева, А.Г. Развитие и диагностика способностей Текст. / А.Г. Алексеева. М.: Просвещение, 1991. - 177с.
2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гумйнная основа педагогического процесса Текст. / Ш.А. Амонашвили. М.: Изд.дом Амонашвили, 1996. - 494с.
3. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш.А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1996.— 494с.
4. Ананьев, Б.Г. Формирование одарённости: Склонность и одарённость Текст. / Б.Г. Ананьев. М.: Просвещение, 1962. - 275с.
5. Анастази, А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази. -М.: Педагогика, 1982. Кн. 1-2. 603с.
6. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. -М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. 128с.
7. Асафьев, Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе Текст. / Б.А. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд.2. Д., 1973. - 144с.
8. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект Текст. / Ю.К. Бабанский // Избр. педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989. 560с.
9. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. - 208с.
10. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию Текст. / Л.А. Баренбойм. -Л.: Советский композитор, 1979. 352с.
11. Басина, Н.Э., Суслова, О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке Текст. / Н.Э. Басина, О.А. Суслова. М.: Просвещение, 1997. - 86с.
12. Баскаков, A.M. Психологическая культура межличностных отношений Текст. / A.M. Баскаков. Челябинск, 1996. - 212с.
13. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики Текст. / А.С. Белкин. — М.: Академия, 2000. 192с.
14. Белкин, А.С. Педагогика детства. (Основы возрастной психологии) Текст. / А.С. Белкин. Екатеринбург: Сократ, 1995. - 15с.
15. Белкина, В.И., Васильева, Н.И., Ёлкина Н.В. Дошкольник. Обучение и развитие Текст. / В.И. Белкина, Н.И.Васильева, Н.В. Ёлкина. Ярославль: Академия развития, 1998. - 178с.
16. Берне, Р. Развитие Я концепции и воспитания: пер. с англ. Текст. / Р.Бернс; [Общ. ред. В.Я. Пилиповского]. - М.: Прогресс, 1986. - 424с.- 17. Библер, B.C. Мышление как творчество Текст. / B.C. Библер. -М.: Политиздат, 1975.-399с.
17. Блонский, П.П. Психология младшего школьника Текст. / П.П.Блонский. -М., Воронеж, 1997. 574с.
18. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству Текст. / Д.Б. Богоявленская. -М: Знание, 1981.-96с.
19. Большая Советская Энциклопедия Текст. / [Под ред. A.M. Прохорова]. -Т.12.-М., 1991.
20. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного образования Текст. / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1995, №5. -С.12-15.
21. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания Текст. / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 2001, №1. -С.17-24.
22. Боровик, Т.А., Манина, Т.М. От слова к музыке. Речевые упражнения Текст. / Т.А. Боровик, Т.М. Манина. Минск: Книжный дом, 1995. - 69с.
23. Боровик, Т.А. Элементарное сольфеджио Текст. / Т.А Боровик. Минск: Книжный дом, 1995.- 74с.
24. Боровик, Т.А. Звуки, ритмы и слова Текст. / Т.А. Боровик. Минск: Книжный дом, 1999. - 112с.
25. Бочкарёв, J1.JL Психология музыкальной деятельности Текст. / Л.Л.Бочкарёв, Рос. акад. Наук, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 1997.-350с.
26. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве Текст. / Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. - 140с.
27. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей Текст. / А.И. Буренина. СПб., 2000. - 200 с.
28. Вендрова, Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коуэн Текст. / Т.Вендрова // Искусство в школе. 1997, № 2. - С.64-67.
29. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребёнка Текст. / Н.А. Ветлугина. -М.: Просвещение, 1967. 415с.
30. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду Текст. / Н.А. Ветлугина М.: Просвещение, 1981. - 240с.
31. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы Текст.: пособие для воспитателя и муз. руководителя / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова М.: Просвещение, 1984. - 208с.
32. Ветлугина, Н.А., Кенеман, А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду Текст.: учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. -М.: Просвещение. 1983.-255с.
33. Виноградов, Л.В. Элементарное музицирование Текст. / Л.В. Виноградов. М.: Музыка, 1989. - 97с.
34. Вишнякова, Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования Текст. / Н.Ф. Вишнякова. Минск, 1996. - 300с.
35. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.- 90с.
36. Выготский, Л.С. Психология искусства Текст. / Л.С. Выготский; [ Под ред. М.Г. Ярошевского]. М.: Педагогика, 1987. - 341с.
37. Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст. / J1.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. -479с.
38. Галянт, И.Г. Орфей. Программа музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст. / И.Г. Галянт. Челябинск: Изд-во «Цицеро», 1996.-99с.
39. Галянт, И.Г. Методика организации и проведения детских праздников Текст. / И.Г. Галянт // Вестник педагогического общества Карла Орфа. -1999, №8 С.10-13.
40. Галянт, И.Г. Орфей. Пальчиковые игры для развития детского творчества Текст. / И.Г. Галянт. Челябинск: Изд-во «Цицеро», 1999. - 22с.
41. Галянт, И.Г. Логоритмика в картинках Текст. / И.Г. Галянт // Музыкальнаяпалитра. СПб., 2002, № 2, 3, 4. - С.30-32.
42. Галянт, И.Г. Пальчиковые игры Текст. / И.Г. Галянт // Дошкольное воспитание.-М., 2003, №1.- С.50-53.
43. Границкая, А.С. Научимся думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе Текст.: кн. для учителя / А.С. Границкая. -М.: Просвещение, 1991. 72с.
44. Грановская, P.M., Крижанская, Ю.С. Творчество и преодолениестереотипов Текст. / P.M. Грановская, Ю.С. Крижанская. СПб.: OMS, 1997.- 179с.
45. Гродзенская, Н.Л. Школьники слушают музыку Текст. / Н.Л. Гродзенская. М.: Просвещение, 1969. 77с.
46. Гройсман, А.Г. Гуманистические аспекты музыкальной педагогики Текст.
47. А.Г. Гройсман // Педагогическая мысль и образование XXI века. Материалы международной научно-практической конференции. -Оренбург: Изд.во ОГПУ, 2000. С.24-27.
48. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста Текст. / А.Г. Гогоберидзе,
49. B.А. Деркунская. М.: Академия, 2005. - 317с.
50. Гуревич, П.С. Философия культуры Текст. / П.С. Гуревич. -Ь М.: Просвещение, \995. 314с.
51. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. -239с.
52. Давыдов, В.В. Проблемы воспитания и обучения .подрастающегопоколения Текст. / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. 1977. №5. —1. C.28-37.
53. Должанский, А.Н. Краткий музыкальный словарь Текст. /
54. A.Н. Должанский. М.: Педагогика, 1966. - 518с.
55. Доман, Г. Гармоничное развитие ребёнка: Как развить умственные и физические способности ребёнка Текст. / Г. Доман. М.: Аквариум, 1996. -441с.
56. Дорфман, Л.Я. Эмоции в искусстве Текст. / Л.Я. Дорфман. М.: Смысл, »> 1997.-424с.
57. Дорфман, Л.Я., Ковалёва, Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве Текст. / Л.Я. Дофман, Г.В. Ковалёва // Вопросы психологии. 1999. №2.- С.101-106.
58. Дуранов, М.Е., Орлов, В.Б. Личность обучающегося и её развитие Текст.: учеб. пособие / М.Е. Дуранов, В.Б. Орлов. Челябинск, 1997. - 154с.
59. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления Текст. / Д, Дьюи. —
60. М.: Педагогика, 1999. 186с.
61. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника Текст. / О.М. Дьяченко. — М.: Знание, 1994.-94с.
62. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг Текст. /
63. B.В. Емельянов. Спб., Лань, 2000. - 192с.
64. Жилин, В.А. Орф-уроки Текст. / В.А. Жилин. Екатеринбург, 1998.59с.
65. Жилин, В.А. Дразнилки Текст. / В.А. Жилин. Екатеринбург, 1997. - 45с.
66. Жилин, В.А. Речевые упражнения Текст. / В.А. Жилин. Екатеринбург, 1995.-49с.
67. Жилин, В.А. Сопровождение на орф-инструментах Текст. / В.А. Жилин. -Екатеринбург, 1997.-20с.
68. Загвязинский, В.И. Педагогическое мастерство учителя Текст. /
69. В.И. Загвязинский. -М: Педагогика, 1987. 160с.
70. Занков, JI.B. Обучение и развитие: Эксперим. пед. исслед. Текст. / JI.B. Занков, Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР; [Под ред. JI.B. Занкова]. -М.: Педагогика, 1975. 440с.
71. Занков, JI.B. О начальном обучении Текст. / JI.B. Занков. М.: АПН ^ РСФСР, 1963.-199с.
72. Зеньковский, В.В. Психология детства Текст. / В.В. Зеньковский. -М.: Педагогика, 1996. 333с.
73. Искусство и дети: эстетическое воспитание за рубежом Текст. / Сост. В.Шестаков. М.: Искусство, 1969. - 272с.
74. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия Текст.: учебн. ф пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. педагогика ипсихология» / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. М.: Просвещение 1986. - 464с.
75. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца Текст. / Д.Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1984. 206с.
76. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Текст. / Д.Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1989. 187с.
77. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа для общеобразовательных учебных заведений Текст. / Д.Б. Кабалевский М.: Педагогика, 1994. -405с.
78. Какой быть новой педагогике Текст.: учеб. пособие / Сост. А.Я.Найн, А.Г.Гостев. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1993. -■ 212с.
79. Калугин, Ю.Е. Творческое воображение и его развитие Текст.: учеб. пособие / Ю.Е. Калугин, Юж.-Урал. гос. ун-т. Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 1999.-63с.
80. Каргапольцев, С.М. Теория и практика гуманизации личности младшего \ школьника в процессе музыкального восприятия Текст.: автореф. дис.докт. пед. наук: 13.00.01: защищена 28.10.97 / Каргапольцев Сергей Михайлович. Челябинск, 1997. -58с.
81. Кирнарская, Д.К. Современные представления о музыкальных способностях Текст. / Д.К. Кирнарская // Вопросы психологии. 1988. №2.- С.129-137.
82. Кодай, 3. Избранные статьи Текст. / 3. Кодай. М.: Советскийкомпозитор, 1982. 288с.
83. Костина, Э.П. Камертон: Программа муз. Образования детей раннего и дошкольного возраста Текст. / Э.П. Костина. М.: Просвещение, 2004. -223с.
84. Комиссарова, JLH., Костина. Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников Текст. / JI.H. Комиссарова, Э.П. Костина. -М.: Просвещение, 1986. 140с.
85. Котляревская, М.А., Штуден, Л.Л. Приобщение к творчеству Текст. / М.А. Котляревская, Л.Л. Штуден. Новосибирск, 1987. - 125с.
86. Коэн, В. Метод музыкальных зеркал. Двигательные сигналы музыкального воспитания Текст. / В. Коэн // Искусство в школе. 1999. №4. — С. 14-16.
87. Ш- 86. Куприна, Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей Текст. / Н.Г. Куприна: Методическое пособие. -Екатеринбург, Объединение «Дворец молодёжи», 2002. 64с.
88. Кудрявцев, ~ В.Т. Образование единый развивающийся мир Текст. / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2001, №6. - С. 58-72.
89. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей Текст. / А.Н. Леонтьев //• Вопросы психологии. 1996, №1.- С. 18-26.
90. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции Текст. / А.Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1971. 40с.
91. Леонтьева, О.Т. Карл Орф Текст. / О.Т. Леонтьева. М.: Музыка, 1984. -334с.
92. Лобова, А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку Текст. / А.Ф. Лобова. Екатеринбург: изд-во1. Г УрГПУ, 2000.-155с.
93. Манакова, И.П. Салмина, Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка Текст. / И.П. Манакова, Н.Г. Салмина. Свердловск: УрГУ, 1991. - 256с.
94. Мальцев, С.М. . О психологии музыкальной импровизации Текст. / С.М. Мальцев. -М.: Музыка, 1991. 85с.
95. Марцинковская, Т.Д. История детской психологии Текст. /
96. Т.Д. Марцинковская. М.: Владос, 1998. - 271с.
97. Матюшкин, A.M. Загадки одарённости Текст. / A.M. Матюшкин. -М.: Школа-пресс, 1993.- 127с.
98. Матюшкин, A.M. Одарённые и талантливые дети Текст. / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1988, №4. - С.88-97.
99. Матюшкин, A.M. Концепция творческой одарённости Текст. /l A.M. Матюшкин//Вопросы психологии. 1989, №6.- С.29-33.
100. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность Текст. / А.Г. Маслоу / Пер. с англ. A.M. Титлыбаевой. М.: Евразия, 1999. - 478с.
101. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В.В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. -254с.
102. Ш- ЮО.Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. / А.А. Мелик-Пашаев. -М.: Знание, 1981. 96с.
103. Ю1.Мелик-Пашаев, А.А. Способность человека к художественному творчеству Текст. / А. А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. 1996, №4.- С.30-35.
104. Ю2.Мерзлякова, С.И. Планирование и анализ работ по музыкальному воспитанию Текст. / С.М. Мерзлякова // Дошкольное воспитание. 2000,• №1.-С.121-126.
105. Методика музыкального воспитания в детском саду Текст.: учеб. для учащихся пед.уч-щ / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. -270с.
106. Музыка 6-7 лет Текст.: альбом. М.: Издательство ACT, 1997.
107. Музыка и движение Текст.: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / Авт. сост. С.И. Бекина и др. -М.: Просвещение, 1984.
108. Музыкальное воспитание в СССР: вып.2 Текст. / Сост. JI.A. Баренбойм. -М.: Сов.композитор, 1985. -270с.
109. Музыкальное образование в школе Текст. : учеб. пособие для студентов / Под ред. JI.B. Школяр /- М.: Академия, 2001. 232с.
110. Музыка в начальных классах Текст.: метод, пособие для учителя / Разраб. Э.Б. Абдуллин. -М.: Просвещение, 1985. 140с.
111. Музыкальный энциклопедический словарь Текст. / Гл.ред. Г.В. Келдыш. — М.: Педагогика, 1998. 671с.
112. Ю.Мухина, B.C. Психология дошкольника Текст. / B.C. Мухина. -М.: Педагогика, 1975.
113. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки Текст. / Е.В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1988. 254с.
114. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383с.
115. Найн А.Я. Инновации в образовании Текст. / А.Я. Найн Челябинск: УралГАФК, 1996.-144с.
116. М.Неменский, Б.М. Культура искусство - образование: Цикл бесед Текст. / Б.М. Неменский, Моск. центр худ. культуры и образования. - М.: Наука, 1993.- 79с.
117. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии Текст. / Р.С. Немов. М.: Владос, 1999. - 576с.
118. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы Текст. / Л.Ф. Обухова. -М.: Просвещение, 1995. 357с.
119. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, JI.C. Глебова и др. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528с.
120. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т.2. Текст. / И.Г. Песталоцци; [Под ред. В.А. Ротенберг, В.М.Кларина]. — М.: Педагогика, 1981.
121. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология Текст.: учеб. пособие для пед. ин-ов / Петровский А.В., Непомнящая Н.И., Мухина B.C. и др. М.: Просвещение, 1973. - 288с.
122. Петровский. А.В. Идея «Я мир» в развитии личности Текст. / А.В. Петровский. — М.: Инноватор, 1996, №3.
123. Петровский, А.В. Психология. Личность. Коллектив Текст. / А.В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. - 255с.
124. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности Текст. / А.В. Петровский. — М.: Педагогика, 1987. -238с.
125. Петрушин, В.И. Музыкальная психология Текст. / В.И. Петрушин. — М.: Гумант. изд. центр Владос, 1997. 383с.
126. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика Текст.: учебное пособие для студентов вузов / В.И. Петрушин. М.: Гуманит. изд., центр Владос, 2000. - 176с.
127. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс Текст.: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999.
128. Полани, Л. Личностные знания Текст. / Л. Полани. М.: Наука, 1986. -334с.
129. Поплянова, Е.М., Пикулева. Н.В. Жили-были Трали-Вали. Игры для уроков музыки и детских праздников Ноты. / Е.М. Поплянова, Н.В. Пикулева. — Челябинск: Автограф, 1997. 63с.
130. Программа по музыке для общеобразовательной школы: 1-3 классы Текст. / Сост. Д.Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1983. - 112с.
131. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы Текст.: учеб. издание / Сост. Е.О. Ярёменко. М.: Просвещение, 2002. -160с.
132. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов Текст. / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. -М.: Просвещение, 1964.- 352с.
133. Психология и педагогика Текст. / Ред. Г.С. Радугина М.: Центр, 1977. -334с.
134. Психология музыки и музыкальных способностей Текст. / Сост. и ред.
135. A.В. Тарас. М.: ACT, Минск: Харвест, 2005. - 719с.
136. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике Текст. / В.Г. Ражников. -М.:ЦАПИ, 1994.- 141с.
137. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики Текст. / В.Г. Ражников. — М.: Знание, 1980.-96с.
138. Разумный, В.А. Интегративная педагогика: обретённый смысл Текст. /
139. B.А. Разумный. М.: Педагогика, 2000. - 74с.
140. Раппопорт, С.Х. Творить мир по законам красоты Текст. / С.Х. Раппопорт. -М.: Сов.композитор, 1962.- 133с.
141. Ригина, Г.С. Кроки музыки в начальных классах. Из опыта работы в первом и втором классах Текст. / Г.С. Ригина, [Под ред. Л.А.Занкова]. -М.: Просвещение, 1979. 160с.
142. Роджерс, К.Р. Творчество как усиление себя Текст. / К.Р. Роджерс // Вопросы психологии. 1990, - № 1. - С. 164-168.
143. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Текст. / Гл. ред. В.В. Давыдов. -М.: Большая рос. энцикл., 1993.
144. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С.Л. Рубинштейн. -СПб., Питер, 2000. 712с.
145. Руднева, С.Д., Фиш, Э.М. Ритмика. Музыкальное движение Текст. / С.Д. Руднева, Э.М. Фиш. М.: Просвещение, 1972. - 334с.
146. Русанова, B.C. Художественно эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни Текст. / B.C. Русанова. - Челябинск, 2001. -234с.
147. Рындак, В.Г. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия Текст.: монография / В.Г. Рындак. Екатеринбург: Орлит - А, 2002. - 352с.
148. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении Текст. / Н.Г. Салмина. -М.: Педагогика, 1998. 286с.
149. Савенков, А.И. Путь к одарённости Текст. / А.И. Савенков. М.: Питер, 2004.-272с.
150. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Сборник статей, пер.с нем Текст. / Под ред. JI.A. Баренбойма. — JL: Музыка, 1970. 160с.
151. Столович, JI.H. Искусство и игра Текст. / JI.H. Столович. М.: Знание, 1987.-63с.
152. Столович, JI.H. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности Текст. / Л.Н.Столович. - М.: Знание, 1985. - 415с.
153. Субботский, Е.В. Ребёнок открывает мир Текст. / Е.В. Субботский. -М., Просвещение, 1991. 205с.
154. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. Текст. / В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979. - 347с.
155. Тагильцева, Н.Г. Звуки музыки. Звуки жизни: Методическое пособие Текст. / Н.Г. Тагильцева. Екатеринбург, Урал.гос.пед.ун-т, 2005. - 40с.
156. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей Текст.: педагогическая наука реформе школы / К.В, Тарасова, Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. -173с.
157. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б.М. Теплов, Рос. акад.наук. Ин-т психологии. -М.: Наука, 2003. 377с.
158. Теплов, Б.М. Способности и одарённость Текст. / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1981.- 304с.
159. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа Текст. / Т.Э. Тютюнникова. М.: ACT, 2000. - 94с.
160. Тютюнникова, Т.Э. Что такое «Шульверк» Карла Орфа? Текст. / Т.Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. 1998. - №4 - С. 95-99.
161. Тютюнникова, Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Текст. / Т.Э. Тютюнникова. СПб, 2003. - 99 с.
162. Тютюнникова, Т.Э. Концепция творческого обучения Карла Орфа: история, теория, методика Текст.: автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02: защищена 12.10.99 / Тютюнникова Татьяна Эдуардовна -М., 1999.-23с.
163. Уварина, Н.В. Основы развития творчества Текст. / Н.В. Уварина. -Челябинск: ИИУМЦ Образование, 2004. 113с.
164. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии Текст. / Г.А. Урунтаева. М.: Просвещение, 1997. - 188с.
165. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет Текст.: кн. для воспитателя и муз. руководителя дет.сада / Сост. Т. М. Орлова, С.И. Бекина. -М.: Просвещение, 1988. 143с.
166. Философский словарь Текст. / Под ред. И.Г. Фролова. М.: Изд-во «Политическая литература», 1996. - 589с.
167. Харламов, И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве Текст. / И.Ф. Харламов // Педагогика. 1992, № 7-8. - С.11-15.
168. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: вопросы, суждения, мнения Текст. / Г.М. Цыпин. М.: Интерфакс, 1994. - 374с.
169. Черноскутова, С.А. Живое наследие. Игровые модели детского фольклора Текст. / С.А. Черноскутова. Екатеринбург, 1997. - 23с.
170. Черноскутова, С. А. Народный календарь и дети Текст. / С.А. Черноскутова. Екатеринбург, 1994.- 140с.
171. Черноскутова, С.А. Живое наследие. Фольклорные игры. Вып.1. Текст. / С.А. Черноскутова. Екатеринбург. 1997. - 30с.
172. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха Текст. / Г.И. Шатковский. ~М.: Музыка, 1996. 181с.
173. Шацкая, В.Н. Музыкально эстетическое воспитание детей и юношества Текст. / В.Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1975. - 200с.
174. Штерн, В. Одарённость детей и подростков и методы её исследования Текст. / В. Штерн. М., 1926. - 116 с.
175. Эйнон, Д. Творческая игра: от рождения до десяти лет Текст.: пер. с англ. / Д. Эйнон. — М., Педагогика Пресс, 1995. - 190с.
176. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах Текст.: избр. психол. тр. / Д.Б. Эльконин; [ Под ред. Д.И. Фельдштейна]. М,: Ин-т практ. психологии - М., 1995. - 414с.
177. Эльконин, Д.Б. Психология игры Текст. / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.-304с.
178. Эльконин, Д.Б, Психологические условия развивающего обучения Текст. / Д.Б. Эльконин // Обучение и развитие младших школьников. -М.: Просвещение, 1970. 302с.
179. Эльконин, Д.Б. Психология развития Текст.: учеб. пособие для вузов по направлению и спец. «Психология» / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2001. -141с.
180. Энциклопедия педагогических технологий Текст.: Пособие для преподавателей / Сост. А.К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2005 - 368с.
181. Эриксон, Э.Х. Детство и общество Текст. / Э. X. Эриксон. — СПб.: Речь, 2000.-415с.
182. Юдин, Э.Г.Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки Текст. / Э.Г. Юдин. М.: Наука, 1978. -391с.
183. Яворский, Б.Л. В 2т. Текст. / Б.Л. Яворский; [Под ред. Д.Д. Шостаковича]. -М.: Сов.композитор, 1964.
184. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. №2. — С.31-42.
185. Якиманская, И.С. Развивающее обучение Текст. / И.С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1979. -144с.
186. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника Текст. / П.М. Якобсон. — М.: Просвещение, 1966. 291с.
187. Ярошевский, М.Г. Психология научной деятельности Текст. / М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991. - 607с.
188. BurowskaZ. Sluchanie I tworzenie musiki w szkole. Warszawa, 1980.
189. Haselbach B. Improvisation, Dance, Movement. Schott, 1981.
190. Keller W. Ludi Musici. B.2. Schallspille. Boppard, Fidula, 1971.
191. Keller W. Ludi Musici. B.3. Sprachspiele. Boppard, Fidula, 1973.
192. Music for Children. Orff-Schulwerk. American Edition, vol. 1. Pre-School. Schott. 1982.
193. Music for Children. Orff-Schulwerk. American Edition, vol. 2. Primary. Schott, 1977.
194. Music for Children. Orff-Schulwerk. American Edition, vol. 3. Upper Elementary. Schott, 1980.
195. Ney R., Ney V. Music in the Elementary School. New Jersey, Prentice-Hall, 1977
196. K. Patho, P. Schlumberger, R. Schuhmann. Music 1-2. Regesburg, 1994. 196.0rff schulwerk. Lieder und Tanze aus Russiand Songs and dances from
197. Russia. Schott. 2000. 197.0rff C. Keetman G. Orff-Schulwerk. Musik fur Kinder. B-de 1-5. Schott, 19501954.
198. Steen A. Exploring Orff. N.Y., Schott, 1992.
199. Walker D.K. Socioemotional measures for preschool and kindergarten children. -San-Francisco, 1973.
200. Wilhelm Keller. Einfiihrung in "Musik fur Kinder", Mainz, 1963.fe