Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика дошкольного образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Букатина, Светлана Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.07
Диссертация по педагогике на тему «Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста», специальность ВАК РФ 13.00.07 - Теория и методика дошкольного образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Букатина, Светлана Ивановна, 1998 год

Введение.

Глава I. Теоретико-методические основы формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности.

1.1. Психолого-педагогические и искусствоведческие основы формирования творческих способностей у старших дошкольников.

1.2. Возможности формирования художественно-творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности.

1.3. Сущность и структура художественно-творческих способностей к музыкально-ритмической деятельности, педагогические условия их формирования.

I.Использование музыкально-ритмической деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в современной педагогической практике.

Глава II.'/содержание, формы и методы формирования художественно-творческих способностей у детей старшего .дошкольного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности.

II.1. Организация и этапы осуществления опытно-экспериментальной работы по формированию художественно-творческих способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности.

II. 2.\/Содержание и методы работы по формированию у детей музыкально-ритмического чувства (I этап). ИЗ

II.3. Содержание и методы работы по формированию у детей музыкально-двигательной координации (II этап).

II. 4. Содержание и методы работы по формированию у детей музыкального восприятия и творческого воображения (III и IV этапы).

II.5.' Анализ результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность данного исследования определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном детстве-периоде наиболее синзетивном для усвоения способов творческой деятельности.

На современном этапе воспитательно-образовательной работы в дошкольных учереждениях происходит усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей детей. Благодаря своей специфике, заключающейся прежде всего в средс-твах-разных видах искусства, художественно-творческих деятельностях, эстетическое воспитание обеспечивает глубокое влияние на всестороннее развитие ребёнка и формирование его личности. . Вопросы .теории, методики и практики эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами различных видов искусства, а также формирования художественно-творческих способностей разрабатывались в трудах известных учёных: Л.Г. Арчажниковой, Н. А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой, Б.Т.Лихачёва, Т.С.Комаровой, Н.Н.Ростовцева, Н.П. Са-кулиной, К.В.Тарасовой, Р.М.Чумичёвой, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой и .других.Психологическое обоснование роли использования искусства в эстетическом воспитании дошкольников содержится в работах Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, А.А.Люблинской, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, Е.А.Флериной.

В результате проведённых ими исследований было доказано, что период дошкольного детства является наиболее синзетивным к восприятию искусствам силу чего формирование-художественно-творческих способностей наиболее эффективно происходит в процессе занятий разнообразными видами художественной деятельности, требующей большой сенсорной культуры.

Музыке в этом процессе пренадлежит особая роль из-за её огромного эмоционального воздействия на ребенка, его организм, когда эмоции являются главным регулятором поведения и формирования-личности. Поэтому занятия различными видами музыкальной деятельности становятся особенно значимыми, так как служат всестороннему развитию личности ребенка, в частности, развитию сенсорных способностей и воспитанию эмоций. Основополагающее значение для.осмысления роли -музыкального искусства в эстетическом воспитании и формировании творческих способностей имеют исследования учёных Л.Г.Арчажниковой, Н.А.Ветлуги-ной,- И. А. Дзержинской, Н.А.Метлова, О.П. Радыновой, Б.М.Теплова, К.В.Тарасовой, А.И.Ходьковой. Ими были определены педагогические подходы и разрабатывалась методика формирования музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста.

Наибольшая часть исследований посвящена формированию творчества в процессе певческой и инструментальной деятельностях. Музыкально-ритмическая деятельность с точки зрения целенаправленного формирования художественно-творческих способностей исследовалась мало и фрагментарно, обобщающих публикаций практически нет. Анализ изучения проблемы показал, что на современном этапе пока не существует педагогической системы формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности. В педагогической литературе не определена структура специальных способностей к музыкально-ритмической деятельности, не разработаны методика и педагогические условия их целенаправленного формирования с учетом психофизиологических возможностей старших дошкольников. Между тем, многие музыканты-педагоги (Ж.Далькроз, К.Орф, Н.Г.Александрова» Н.А.Ветлугина, Е.В.Конорова и др.) отмечали важную роль музыкально-ритмической деятельности, как синтетической по своей природе, для формирования художественного творчества у старших дошколъников-в период бурного развития воображения, фантазии, образного мышления-основных психических процессов, обеспечивающих успешное формирование художественно-творческих способностей в различных видах эстетической деятельности.

• Музыкально'-ритмическая деятельность включает в себя: музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец. Эта деятельность возникает и опирается на привычную и увлекательную для детей игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение ребёнка.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-плас-тическая проработка музыкального материала, что является важным фактором для детей дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей: во-первых, восприятие музыки у детей имеет ярко выраженный моторный характер. Чем младше ребёнок, тем непосредственнее двигательно он воспринимает музыку, т. к. движение позволяет воспринять музыкальное произведение полнее, интенсивнее; во-вторых, двигательная природа свойственна воображению дошкольников (Л.С.Выготский). Многие игры детей являются продуктом двигательного воображения, которым часто присущи пантомимические и танцевальные движения. В сюжетно-ролевых играх, играх-драматизавдях ребёнок создает художественный образ действующих персонажей прежде всего посредством движений собственного тела.

Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности для формирования детского художественного творчества состоит в том, что она является синтезом нескольких видов искусств: музыки, драматизации, пластики, пантомимы и хореографии, объединяемых в единое художественное целое посредством создания музыкально-пластического образа.

Основой служит музыкальное движение, танец в разных его видах; народный, характерный, классический, историко-бытовой, бальный, современный. Танец выражает различные эмоциональные состояния, чувства, переживания, где музыка, эмоции и движения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

Драматизация предусматривает развитие сюжета,действия танцевальных композиций и спектаклей. Развитие действия складывается в мимических рассказах, в разнообразных пантомимах-выразительных движениях и позах тела, с помощью которых человек создает художественный образ и выражает свои эмоции. Раскрытие смысла поступков действующих лиц, характер персонажей передаётся через музыку и пластику человеческого тела.

Танец, пантомима и пластика, являющиеся формами музыкально-хореографической драматургии, представляют собой двигательные выразительно-изобразительные средства поэтического содержания музыки, посредством которых создается художественный образ.

В процесс музыкально-ритмического творчества входит сочинение и исполнение детьми собственных музыкальных движений, упражнений, этюдов, танцевальных сценок, спектаклей, игр. Отличительной чертой музыкально-ритмического творчества является то,что в нём заключён синтез двух начал-исподлительного и продуктивного: дети придумывают собственные пляски, этюды, игры и одновременно их исполняют, продукт совпадает с процессом, исполнение и является продуктом творчества, что обусловливает эффективность формирования интереса как к предмету, так и к процессу деятельности.

Благодаря своей синтетичности, процесс музыкально-ритмического творчества развёрнут во времени. Ему присущи основные фазы протекаяия художественно-творческого процесса-подготовительная, поисковая и исполнительная.

Подготовительная фаза включает в себя предварительное обдумывание, ■ размышление. Дети активно слушают музыку. Многообразие музыкальных красок стимулирует фантазию детей, помогает вообразить определённый сюжет, распределить роли.

Поисковая фаза предусматривает поиск выразительно-изобразительных средств для персонажей, которыми служат разнообразные виды музыкальных движений.

Исполнительная фаза включает выразительное исполнение детьми собственных сочинений.

Практика показывает, что в традиционном обучении не используются полностью все богатые возможности музыкально-ритмической деятельности для формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей.Известно, что средством общения со зрителем,передачи ему своих мыслей, чувств и переживаний, является язык искусства. Владение языком искусства входит в структуру специальных способностей к определённому виду художественной деятельности. В музыкально-ритмической деятельности таким языком являются разнообразные виды пластических, танцевальных и пантомимических движений.

Программный материал представлен маленьким объемом движений, образующим ограниченный комплекс выразительных средств. Отсутствуют различные виды пантомимических и пластических движений, не включены джазовые и спортивные танцы, активно развивающие чувство ритма, координацию и пластику. Также не предусмотрено ознакомление детей с классическим, историко-бытовым, различными видами народных и современных танцев, с жанр.овым богатством танцевальной музыки, многообразием танцевальных ритмов. В результате ограниченности программного материала дети оказываются лишены огромного пласта выразительных средств этого вида художественной деятельности.

В традиционной практике музыкального воспитания не используются в полной мере разнообразные виды музыкально-ритмического творчества, такие как индивидуальное и коллективное сочинение детьми игр, упражнений, пластико-пантомимических этюдов, танцев и танцевальных сценок, небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом и пр. Вместе с тем, все названные виды музыкально-ритмической деятельности обладают большими развивающими возможностями. В процессе этой работы происходит активное усвоение детьми способов творческих действий: сюжетос-ложением, составлением сценария, распределением ролей, композиционными приемами построения, поиском средств воплощения замысла, образным перевоплощением, ролевым взаимодействием партнеров и другими.

Все указанные недостатки обусловлены малой степенью изучения проблемы. В связи с этим цель нашего исследования заключалась в разработке научно-обоснованной педагогической системы формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Объект исследования: музыкально-ритмическая деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности.

Гипотеза исследования: Успешное формирование художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности может быть осуществлено, если будет использована разработанная нами педагогическая система, включающая:

-специальное обучение детей на занятиях с целью накопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овладения исполнительскими и творческими навыками;

-активные формы, методы и средства, обусловливающие эффективность формирования художественно-творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности; ; -комплекс педагогических условий, содействующий активизации процесса формирования художественно-творческих способностей у старших дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности. Задачи исследования:

1. Выявить особенности и возможности музыкально-ритмической деятельности в формировании художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

2. Определить сущность и структуру специальных компонентов художественно-творческих способностей к музыкально ритмической деятельности, их природу и соотношение с общими компонентами творческих способностей, проявляющимися в любом виде художественно-творческой деятельности;

3. Разработать содержание, формы и методы, способствующие наибольшей эффективности формирования художественно-творческих способностей, и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы.

4. Определить педагогические условия успешного формирования художественно-творческих способностей у старших дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности.

Методологическую основу исследования составляют ведущие положения философии, психологии и педагогики о творческо-деятельностной сущности человека, о закономерностях развития способностей личности в деятельности, об искусстве как специфической форме общественного сознания и факторы развития личности.

Методы исследования: -теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

-анализ' современного состояния работы по изучаемой проблеме; -наблюдение, опрос, анкетирование педагогов и детей; -опытно-экспериментальныя работа с детьми, включающая констатирующий и формирующий этапы, срезы обследования; -анализ опытно-экспериментальных данных.

Этапы исследования:

Опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление рож музыкально-ритмической деятельности в формировании художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста проходила в старшей и подготовительной группах яслей-сада 121 и №84 г.Одинцово Московской области, в детских садах №289 и №1350 г. Москвы в три этапа:

На первом этапе (1993-1994Г.) изучалась и анализировалась искусствоведческая и психолого-педагогическая литература по проблеме формирования художественного творчества в эстетической деятельности.

Выяснялось состояние работы по данной проблеме в массовой практике. Определялись цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, разрабатывались специальные диагностические задания, выявляющие уровень развития детей в музыкально-ритмическом творчестве, проводился констатирующий эксперимент.

Выявлялись особенности и возможности музыкально-ритмической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Составлялся и апробировался в работе с детьми учебный музыкаль

HQ-ритмический материал, состоящий из специально подобранных, постепенно усложняющихся творческих заданий. Осуществлялось знакомство детей с разно образцами видами движений и их комбинаций, приёмами композиции танца, различными видами музыкально-ритмического творчества и способами творческих действий. Использовались фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы.

Создавалась специальная программа музыкально-ритмической деятельности для старших дошкольников, отбирались формы, методы и средства работы, способствующие эффективному формированию художественно-творческих способностей в этом виде музыкальной деятельности.

На втором этапе (1994-1996г.) проводился педагогический эксперимент, цель которого заключалась/и"проверке на практике' разработанной нами методики, направленной на формирование'художественно-творческих способностей у старших дошкольников в процессе специальных занятий музыкально-ритмической деятельностью.

На третьем этапе (1996-1997г.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: -выявлена роль музыкально-ритмической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

-определена сущность и структура специальных компонентов художественно-творческих способностей к музыкально-ритмической деятельности, определены и экспериментально проверены педагогические условия их целенаправленного формирования;

-разработана научно-обоснованная педагогическая система формирования художественно-творческих способностей у старших дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности, включающая: разнообразное программное содержание, формы и методы работы с детьми, которые не только соответствуют художественно-творческим возможностям детей старшего дошкольного возраста, но и, как показало проведенное исследование, направлены на активную реализацию этих возможностей, обеспечивая новый качественный уровень художественно-творческого развития детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная педагогическая система формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности позволяет педагогам значительно повысить уровень музыкального воспитания детей дошкольного возраста, дает возможность дополнить содержание преподавания методики музыкального воспитания в педагогических училищах и колледжах, дошкольных факультетах педвузов и может быть использована при повышении квалификации музыкальных руководителей.

Достоверность результатов исследования: Научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на практическом материале, полученном в ходе опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена математической обработкой, качественным анализом полученных данных.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на VIII межрегиональной конференции "Теория и практика воспитания в духе ненасилия детей дошкольного возраста" ( - г. Череповец, 14-16 марта 1995г.); на Всероссийской конференции "Традиции и новации в педагогике ненасилия" (г.Киров, 17-19 сентября 1996г.); научно-практической конференции "Культура-искусство-образование Москвы: теория и современность" (г.Москва, 1997г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкально-ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан на моторно-плас-тической проработке музыкального материала, что соответствует двигательной природе воображения дошкольников. Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности состоит в том, что она возникает и опирается на привычную, . увлекательную игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображений детей и активизируется их творческие проявления.

2. В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом, происходит активное формирование как специальных компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творчеких способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску нестандартных способов передачи замысла и тд.

3. Активизации процесса формирования художественно-творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности способствует комплекс педагогических условий, который включает: -специальное обучение детей на занятиях с целью накопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овладения исполнительскими и творческими навыками;

-активное использование форм, .методов и средств, обусловливающих эффективное формирование художественно-творческих способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности;

-целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления детей и предполагающее сотворчество педагога с детьми;

-организацию окружающей предметной среды, предусматривающей: оборудованные для занятий помещения, наличие необходимой методической литературы, дидактических пособий, атрибутов, костюмов, технических средств-аудио и видеоаппаратуры и тд.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, .заключения, библиографии и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика дошкольного образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что применение в практике музыкально-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста специально разработанной нами научно-обоснованной педагогической системы формирования художественно-творческих способностей детей средствами музыкально-ритмической деятельности способствует активизации их музыкального и художественно-творческого развития.

Проведенный анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы показал, что музыкально-ритмическая деятельность, являющаяся синтезом нескольких видов искусств (музыки, драматизации, пантомимы, пластики, хореографии), обладает большими потенциальными возможностями для-художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей-на-личия сенсомоторного интеллекта в качестве основного компонента художественно-творческих способностей, характеризующегося взаимовлиянием моторики и когнитивных процессов. В дошкольном возрасте движение и действие являются главным условием формирования восприятия, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность, основанная на моторно-пластическом воплощении музыкально-поэтических образов, является важным средством развития сенсомоторной сферы у старших дошкольников.

На основании анализа структуры и характера музыкально-ритмической деятельности нами были выделены специальные компоненты художественных способностей (музыкальное восприятие, чувство ритма, музыкально-двигательная координация, творческое воображение), которые,.с нашей точки зрения, являются определяющими для формирования художественного творчества у старших дошкольников. В ходе проведения педагогического эксперимента было выявлено, что целенаправленное формирование вышеназванных компонентов способностей к музыкально-ритмической деятельности оказывает положительное влияние на развитие у детей общих компонентов художественно-творческих способностей: эмоциональной отзывчивости, интеллектуальной инициативы, творческой активности и пр. Это свидетельствует о том, что музыкально-ритмическая деятельность является одним из оптимальных видов художественной деятельности, в процессе которого происходит активное формирование творческих качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ современного состояния практики работы по изучаемой проблеме позволил констатировать следующее: малая степень использования музыкально-ритмической деятельности для формирования у детей художественного творчества обусловлена слабой профессиональной подготовкой большинства музыкальных руководителей в области владения ими правильными техническими навыками исполнения различных видов танцевальных и пантомимических движений, и недостаточной разработанностью традиционной программы музыкально-ритмического воспитания.

Разработанная и опытно-экспериментальным путем проверенная педагогическая система формирования художественно-творческих способностей у дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности включает разнообразное содержание, формы и методы работы с детьми, которые, как показало проведенное исследование, не только соответствуют художественно-творческим возможностям старшего дошкольного возраста но и направлены на активную реализацию этих возможностей, обеспечивая новый качественный уровень художественно-творческого развития детей.

В ходе исследования экспериментально проверено и уточнено содержание специально подобранного учебного материала, предусматривающего поэтапное формирование у детей исполнительских и творческих навыков, согласно этапности формирования выделенных нами специальных компонентов художественно-творческих способностей к музыкально-ритмической деятельности. Каждый этап имел свои задачи, содержание, методы и формы работы, которые в комплексе обеспечивали необходимую динамику процесса развития творческих способностей и достижение определенного уровня их сформированное™.

Исследование показало, что большим преимуществом музыкально-ритмической деятельности является ее непосредственная связь с игровой деятельностью детей, которая проявляется в сходной структуре сюжет-но-композиционных способов создания и развития художественного образа. В сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях дети создают образ действующих персонажей посредством пластики своего тела, используя различные виды мимических, пантомимических, пластических и танцевальных движений. Как и в игре, в процессе музыкально-ритмической деятельности дети овладевают формами коллективного творчества: совместным сюжетосложением, распределением ролей, поиском выразительных средств воплощения замысла, учатся образному перевоплощению и ролевому взаимодействию партнеров-исполнителей в рамках определенного сюжетного построения игры, танцевальной сценки и пр. Учитывая эту связь с игровой деятельностью, и то, что она способствует активизации воображения и творческих проявлений детей, формированию интереса как к предмету так и процессу деятельности, мы широко включали в нашу систему формирования художественно-творческих способностей игру, игровые ситуации и приемы.

Эффективности формирования художественно-творческих способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности способствует определенный нами и подтвержденный в ходе опытно-экспериментальной работы комплекс педагогических условий, который предусматривает: активные формы, методы и средства обучения детей с целью накопления у них необходимого музыкально-пластического опыта, овладения исполнительскими и творческими навыками; целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления детей и предполагающее сотворчество педагога с детьми: организацию окружающей предметной среды (аудио и видеоаппаратуры, костюмы и пр.).

Учитывая результаты, полученные в процессе опытно-экспериментальной работы, мы считаем, что использование разработанной нами педагогической системы формирования художественно-творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности в практике музыкально-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста позволяет педагогам значительно расширить программный материал, дополнить его интересным содержанием, методами и формами работы, и повысить таким образом уровень художественно-творческого развития детей.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Букатина, Светлана Ивановна, Москва

1. Абдулов Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М. 1990 г., -186с;

2. Акишев С.В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М. 1989г;• 3. Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. Тезисы к докладу. М. 1924г., -С8-,-с5-;

3. Александрова Н. Г. О ритмическом воспитании. М. 1920г., -12с-;

4. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М. 1960;

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2т., М.: Педагогика. 1980г., Т1., -230с.

6. Апресян Г.3. Музыка как вид искусства. "Вопросы музыкознания". Ежегодник., вып. 1 М.: Музгиз. 1954г;

7. Арановская-Дубовик Н., Заика Е. "Идеи А. В. Запорожца о развитии' личности дошкольника", ж-л "Вопросы психологии" N5., М.1995г., -С46-48;

8. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М. 1978 г;

9. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация. Л. 1971г.;

10. Бабаджан Т.е. Музыкально-двигательная работа с преддошкольни-ками. М.: Музгиз., 1963г;

11. Бабанский Ю.С. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика. 1977г., -254с;

12. Бакушинский А. В. О задачах и методах художественного воспитания. // Искусство в трудовой школе. Под. ред. А.В. Бакушинского. М. 1926г., -сЗ-12;

13. Баренбойм JI. А. Путь к музицированию. JI. 1973г., -с38-;

14. Баренбойм JI. А. Фортепианная педагогика. М.: Музгиз., 1973г., -С15-;

15. Басов М.Я. Движения под музыку. В кн. Избранные психологические произведения. М. 1975г., с.147-149;

16. Батищев Г.С. Творчество с собственно философской точки зрения. Наука и творчество. Сб. научных тр. Ярославский государственный университет. Под. ред. Г.М.Маммудинова. Ярославль, 1986., с.20-27;

17. Беляева-Экземплярская С.Н. Музыкальные переживания в дошкольном детстве. Сборник работ "Труды Гос. института музыкальной науки", вып. 1. М. 1925г;

18. Березовский Б. JI. К методике выявления музыкальных способностей у детей. Вопросы психологии. 1992г., 15., с.94-100;

19. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М. 1966г., -С234-;

20. Благонадежна JI. В. Психологический анализ слуховых представлений мелодии. // Ученые записки НИИ психологии. T.l. М. 1940г;

21. Блинова М.П. Физиологические основы музыкального восприятия. В сб. Методика музыкального воспитания школьников I-IV классов. М-Л.: Просвещение., 1965г;

22. Блок Р.С. Методические указания в помощь начинающему педагогу музыкального танца. М. 1972г., -40с-;

23. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения.Изд-во А.П.Н. РСФСР, М. 1961г., -С265-;

24. Богатеева З.Л. Пути повышения художественной культуры воспитателей в системе педагогического образования. // Дошкольноевоспитание. 1974г., №12., С76-84;

25. Богаткова Л.Н. Танцы для детей. М.: Детгиз., 1961г., 238с., с иллюстр. и нот;

26. Боголюбов Н. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Автореферат . доктора пед. наук.,М. 1993г., -ell-;

27. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. // Исследования проблемпсихологии творчества. М.: Наука., 1968г., с-14-23;

28. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат. 1981г., -с18;

29. Бусурашвили Д.К. Педагогические основы формирования у младших дошкольников эстетического отношения к музыке. Автореферат дисс. доктора пед. наук., Тбилиси. 1989г., -38с;"

30. Ваганова А. Я. Основы классического танца. JI.: Искусство. 1980г. -190с;

31. Ванслов В. В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М.: Изобразительное искусство., 1983г., -440с;

32. Ванслов В.В. Статьи о балете. Л.: "Музыка". 1980г., -175с;

33. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М. 1980;

34. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1963г., -390с;

35. Васильева Т. 'Балетная осанка. Методическое пособие. М.: "Высшая школа изящных искусств". ЛТД 1993, -48с;

36. Взаимодействие и синтез искусств. Сборник статей. Л.: Наука. 1978г., -350с;

37. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. М. 1978Г;

38. Венгер JI.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение. 1969г., -365с;

39. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М.: Изд. АПН СФСР. 1958г; Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение. 1968г., -с22-, -с60-, -сЮО-, -С348-, -с364;

40. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение. 1974г., -с8-,-ell;

41. Возрастаная и педагогическая психология. Под ред. А.В.Петровского. М. 1973г;

42. Волкова Г. Л. Логопедическая ритмика.М.:Просвещение.1985г., с18;

43. Вопросы психологии личности: сб. ст. / Под ред. Е.Н. Игнатьева М.: Госучпедгиз., 1980г., -214с;

44. Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности: сб. научных трудов. / Ответственный ред. А.Н. Крупнов. Свердловск. ГПИ. 1979г., -102с;

45. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. / Сост. Н.П. Сакулина, Н. С. Карпинская, В.А. Езикеева. М. Учпедгиз. 1960г., -132с;

46. Восприятие и деятельность. / Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: МГУ. 1976г., -320с;

47. Восприятие и действие. / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение. 1967г., -323с;

48. Восприятие музыки. Сб. статей / Под ред. В Максимова. М.1980г;

49. Воронина И. Историко-бытовой танец М.: Искусство.1989г.,-58с-;

50. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1967г., -с7-,-с9;

51. Выготский Л. С. Психология искусства.М.:Педагогика.1987г.,-с15;

52. Выготский JI. С. Игра и ее роль в психическом ризвитии ребенка. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. Герцена;

53. Ганошенко Н.И. Особенности совместного восприятия музыки детьми дошкольного возраста. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М. 1973г;

54. Ж. Годфруа. Что такое психология. М.: 1992г., TI., -245с;

55. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. М. 1964г;

56. Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. М. 1993г., -с14; ~

57. Грибовская А. А. Воспитание творческой активности у детей 4-7 лет средствами народного искусства. Автореферат дис. . канд. пед. наук. М. 1988г., -16с;

58. Гринер В.Л. Логопедическая ритмика для дошкольников. М. 1958г;

59. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. Методическое пособие для театра. М.: Просвещение. 1966., -с9;

60. Далькроз Эмиль Жак. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6 лекций. Ж-л. "Театр и искусство". М. 1922г.,-С5-,-11с-, -17с-, -28-, -30с-, -34-, -36с-, -44-, -61с-,-64с;

61. Двоскина Ю., Метлов Н. Ритмические игры и упражнения, проводимые под пение. М.: "Работник просвещения". 1927г;

62. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л. : Наука. 1978г., -144с;

63. Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 1977г., -240с;

64. Дзержинская И.Л. Способность восприятия музыки у дошкольников. Известия АПН РСФСР, вып. 100. М. 1959г;

65. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.1. М. 1985г., -160с;

66. Диалектика и теория творчества. Под ред. С.С.Гельденрихта и

67. А.М.Коршунова. М.: Изд. Моск. Ун-та. 1987г., -20с;

68. Диденко С.В. Формирование творческой активности младших школьников в условиях организации эстетической оценочной деятельности. Автореферат дис. . канд. пед. наук. Киев. 1987г., -16с;

69. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения. Автореферат дис. д-ра пед. наук. М. 1979., -28с;7.1. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания М. 1956г.,-с78;

70. Дмитрюкова Л. В. Формирование профессионально-педагогического воображения будущего учителя музыки в процессе специальной подготовки. Автореферат . канд. пед. наук. М., 1997г., -23с;

71. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И.Логиновой и П.Г.Саморуко-вой. М.: Просвещение. 1988г., -с235, -281с;

72. Дубровская Е. А. Практические занятия по курсу теории и методики музыкального воспитания детей. М. 1986г;

73. Дубровская Е. А. Раз ступенька, два ступенька будет песенка. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по муз. развитию детей 4-5 лет по программе "Из детства в отрочество"., М. 1997г;

74. Дьюи Д. Овладение опытом. Современная книга по эстетике. Антология. под ред. А.Егорова., М.: Изд-во иностр. лит. 1957г., -с139;

75. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве. Автореферат дис. доктора психол. наук. М. 1994г., -28с;

76. Езикеева В. А. Развитие способностей художественного восприятияу дошкольников. / "Известия АПН РСФСР" вып. 100., 1959г;

77. Жданов Л.П., Юсин М.Н. Постановка рук в классическом танце. Учебное пособие "Искусство" 1959г., -48с;

78. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика. 1990г., -424с;

79. Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного дошкольного возраста. В кн. Развитие детского голоса. М. 1963г., -с.;

80. Запорожец А. В. Актуальные проблемы эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. 1976г. Ж12., с8-10;

81. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960г., .с

82. Зимина А.Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду. Автореферат диссертации на соиск. . канд. пед. наук. М. 1964г., -16с;

83. Зимина А.Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени доктора пед. наук., М. 1997г. -47с;

84. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: "Советский спорт". 1990г., -64с;

85. Ильина Г. И. Особенности развития музыкального ритма у детей. Ж-л. "Вопросы психологии" N1. 1966г., -с130;

86. Искусство и дети: эстетическое воспитание за рубежом. / Сост. Шестаков. М.: Искусство. 1969г., -272с;

87. Кабалевский Д. Б. Прекрасное побуждает доброе. М. 1974г.,-150с;

88. Кенеман А. В. Музыкальная игра как одно из средств муз-го воспитания в советском детском саду. Автореферат дис. кандидат пед. ног. М. 1955г., -18с;•93. Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1969г., -25с;

89. Кольцова Н.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М. 1973г., -150с;

90. Комарова Т. С. Условия и методика развития детского творчества. М. 1994Г., -с24-,-с31;

91. Комарова Т. С. Народное творчество в воспитании дошкольников. М.: Педагогическое общество Россия. 1996г., -143с;

92. Комиссарова А. Л. Костина Э. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М. 1986г.;

93. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М. 1982Г.;

94. Конорова Е.В> Опыт работы над детским хореографическим спектаклем. М. 1951г.;

95. Конорова Е.В. Танец и ритмика в начальной школе. Методическое пособие. М. 1960г.;

96. Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. М. 1953г.;

97. Конорова Е.В. Ритмика в театральной школе.М.:Искусство. 1947г. -с8;

98. Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства. Автореферат дис. . канд. псих.наук., М. 1994г., -16с;

99. Кремлев Ю. А. Вопросы музыкальной эстетики. М.: Музгиз. 1953г.;

100. Лейтес Б. Т. Одаренность и возрастные особенности. Вопросы психологии. 1962г. 15.;

101. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека. Ж-л. "Вопросы психологии" N1. М. 1961г., -с31;

102. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Наука. 1981г., -с91;

103. Лифиц И.В. Ритмика. Методическое пособие для преподавателей. 4.1. М. 1992г., -с8;

104. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей. 1992г., -528с;

105. Лихачев Б.И. Эстетика воспитания. Изд-во "Педагогика". М. 1972г.;

106. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. М. 1972г., -с42;

107. Лук А.Н. Психология творчества. -М.: Наука. 1978г., -127с; ИЗ. Лукьянова М.В. Творчество детей в танцах, в кн. Художественноетворчество в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной., М. 1974Г, -С29-33;

108. Люблинская А.А. Учителю психологии. М.: Проев. 1971г., -415с;

109. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1959г.;

110. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. // Педагогика и психология №1. 1981г.;

111. Мироненко В.В. История и состояние проблемы психологии выразительных движений. // Вопросы психологии №3. 1975г.;

112. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. Книга для учителя. М.: Проев., 1990г., -175с;

113. Мессерер А. Танец, мысль, время. М.: Искусство. 1990г., -265с;

114. Музыкальное воспитание в современном мире. // Материалы IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию. Сборник статей под ред. Д.Кабалевского; I., 1973 г.

115. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М. 1972г., -с187;

116. Народно-сценический танец. Методические рекомендации и примерная программа для детских хореографических коллективов (сост. А.А.Борзов). М. 1985г., ^86с;

117. Немеровский А.Б. Пластическая вьфазительность актера. Учебное • пособие для театр.' вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1987г., -191с;

118. Педагогический словарь в 2хТ. Изд-во АПН. М. 1960г;

119. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика. 1972г., -184с;

120. Познавательные процессы: ощущение, восприятие. /Под ред. А.В. Запорожца. М.: Педагогика. 1982г., -336с;

121. Праздников Г. А. Художественно-творческая деятельность как вид человеческой активности. Автореферат дис. канд. филос. наук. Л. 1974г., -24с;

122. Программы высших педагогических учебных заведений. Сост. Е.А.Дубровская., М. 1992г., -23с;

123. Психология. Словарь. М. 1990г., -с381;

124. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. Изд-во "Мысль". М. 1969г., -с24-,-с99;

125. Ритм. Ежегодник института Жак Далькроза в Геллерау блих Дрездена. Т1., -с61;

126. Руднева С. Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение. 1972г., -с19;

127. Румер М.А. Музыка и ритмика в детском саду. М. 1926г.;

128. Румнев А. Пантомима и ее возможности. М. 1966г.;

129. Сакулина Н. П., Ветлугина Н., Езикеева В., Карпинская Н. Художественное воспитание в детском саду. М.: Учпедгиз. 1957г., -155с;

130. Сакулина Н. П. Задачи художественного воспитания в детском саду. в кн. Художественное воспитание в детском саду. М.: Учпедгиз. 1957., -с9;

131. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. I".: Проев. 196'8'г., -296с;

132. Сенсорное воспитание дошкольников. / Под. ред. А. В. Запорожца, А.П.Усовой. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1962г.;

133. Светинская В.Н., Ладыгин Л.А., Беликова А.Н. Современный бальный танец. Учебное пособие. М., 1976г., -94с;

134. Светинская В.Н. Танцевальные постановки на музыку П.Чайковского, С. П. Прокофьева, Д.Шестаковича для детей. М.: Музгиз, 1966г., -248с. с ил. и нот.

135. Система эстетического воспитания в детском саду, под общей ред. Ветлугиной Н.А. М. 1962г.;

136. Скаткин М.Н. Проблемы дидактики. М.: Педагогика. 1984г.,-198с;

137. Смолярчук И. В. Особенности развития творческого мышления у старших дошкольников. Автореф. дис. . канд. психол. наук., М. 1993г., -18с;

138. Соловьева А. И. Формирование художественного образа музыкальных произведений у детей. Автореферат дис. канд. пед. наук., М. 1953г., -17с;

139. Тарасова К. В. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном детстве. Ж-л. "Дошкольное воспитание" N1. 1984г.,-с27;

140. Тарасова К. В. Онтогинез музыкальных способностей. М. 1988г., -с176;

141. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. Сост. Ветлугина Н. А., Кенеман А.В. Учебное пособие для студентов институтов. 1983г., -255с;

142. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

143. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Известия. АПН РСФСР., вып.2., 1947г., -cll-,-cl9;

144. Теплов Б.М. Избранные труды в 2т. I. 1985г., Т1. -с192;

145. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей, в сб. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961г.,-сб-, -С230, -с52;

146. Теплов Б.М. Способности и одаренность. "Ученые записки Государственного научно-исследовательского ин-та психологии". 1957г. М.

147. Теплов Б.М. и Борисова М.Н. Чувствительность к различению и сенсорная память. "Вопросы психологии", 1957г. М.

148. Терский В.Н. КельО.С. Игра, творчество, жизнь. М. 1966г.;

149. Файбер Ю. О себе, о музыке, о балете. I.: Сов. композитор., 1974г., -450с;

150. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1989г., -815с;

151. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961г., -334с;

152. Флерина Е. Л. Эстетическое воспитание дошкольника. М. 1961г.,-cl61;

153. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт. 1991г.,-с15-,-210с;

154. Ходькова А. И. Эстетическое воспитание, в кн. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение. 1988г., -с235;

155. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа; Проблемы психологии творчества. Кн.1., М., 1988г;

156. Чистякова М.И. Психогимнастика., М.: Просвещение. 1990г.,128с;

157. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. М.: Известия АПН РСФСР., вып. И., 1947г;

158. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Кн.2 М.: Изд. АПН РСФСР. 1963г;

159. Шацкая В. В. Сущность, цели и задачи эстетического воспитания. В кн. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М. 1955г. Под ред. В.Н. Шацкой., -с8;

160. Шторк К, Э.Жак Далькроз и его система. Изд-во "Петроград". 1924г., -С36-,-С10-, -с45;

161. Шумилина А. Т. Проблемы теории творчества. Монограф. М.: Высшая шк., 1984г., -143с;

162. Эстетическое воспитание школьников (под ред. Ж.Д. Тасоридзе.-М.: Педагогика. 1988г., -65с;

163. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М. 1971г.;

164. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство., 1964г., -86с;

165. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Проев. 1966г., -491с.

166. Якобсон П.М. Психология чувств детей дошкольного возраста. "Дошкольное воспитание", 1957г., М.ф