Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика дошкольного образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.07 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Домогацких, Виолетта Вячеславовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.07
Диссертация по педагогике на тему «Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста», специальность ВАК РФ 13.00.07 - Теория и методика дошкольного образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Домогацких, Виолетта Вячеславовна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МУЗЫКИ И ЦВЕТА КАК СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

1.1. Проблема синтеза искусств в искусствоведческих и педагогических исследованиях

1.2. Эстетическое развитие детей средствами взаимосвязи музыки и цвета.

1.3. Психологический и семантический аспект взаимосвязи музыки и цвета.

1.4. Психолого-педагогические основы развития цветомузыкального восприятия у дошкольников.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.

ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Особенности проявления способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета у старших дошкольников

2.2. Обоснование экспериментальной программы развития детского цветомузыкального восприятия.

2.3. Методика развития цветомузыкального восприятия как одного из средств формирования основ художественной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы. В современных педагогических исследованиях уделяется особое внимание проблеме синтеза искусств. Это область еще не до конца изученных возможностей и путей приобщения дошкольников к богатствам художественной культуры. Возможность объединять различные виды искусств на занятиях по изобразительному творчеству и музыке, танцу и литературе, всегда привлекала внимание теоретиков и практиков педагогики, а также ученых смежных областей. Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства — это частный случай такого подхода.

В педагогических исследованиях последних лет отмечается, что долгие годы дети в дошкольных учреждениях были изолированы от мира образов классического искусства и воспитывались на специфическом, искусственно разработанном эстетическом материале, не всегда имевшем достаточный художественный уровень (О.П.Радынова). В последние десятилетия представители различных наук (педагогической, психологической, искусствоведческой), а также педагоги-практики обратили серьезное внимание на проблему восприятия и эмоциональной отзывчивости на произведения классического искусства детей дошкольного возраста (Р.Г.Казакова, Т.Г.Казакова, А.В.Кенеман, Т.С.Комарова, Н.А.Метлов, О.П.Радынова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и др.). Все большее внимание специалистов привлекают не отдельные виды искусств, а художественная культура в целом как сильнейший эмоциональный фактор и как среда формирования личности ребенка, что нашло отражение в различных концепциях и программах дошкольного воспитания и образования.

Изучались влияние музыки на особенности детских рисунков (Н.Э.Басина, Н.А.Ветлугина, С.И.Назарова, О.А.Суслова и др.), на изменения чувствительности зрения к восприятию цвета, его насыщенности, яркости, мерцания в зависимости от громкости, высоты звука, соотношений обертонов и т. д., психологические особенности единовременного восприятия музыки и цвета (А.Н.Леонтьев). Были предприняты попытки установить соответствие между цветом и музыкой на основе формальных свойств как на заре развития экспериментальных исследований (Платон, И.Ньютон, И.-В.Гете), так и в последующее время — на основе более сложных характеристик, в том числе и субъективных (А.Бине, Р.Гиль, Д.Хмельницкий и др.).

В отечественной педагогике имеется ряд исследований, посвященных взаимосвязи изобразительного искусства и музыки. Музыка рассматривается как способ создания определенного настроения на занятиях по изобразительной деятельности, как средство активизации фантазии ребенка (С.П.Козырева, Т.С.Комарова, Р.М.Чумиче-ва), при этом музыка выступает в качестве фона на занятиях по рисованию и по отношению к ним является не более чем дополнительным прикладным приемом. Наиболее часто можно встретить рекомендации педагогов по включению литературы и танца в интегрированную художественную деятельность детей. Исследования специалистов в области психологии и педагогики музыки доказывают необходимость более серьезного подхода к проблемам синтеза разных видов искусств в связи с глубоким влиянием, оказываемым музыкой на человека, и взаимодействием со всеми психофизиологическими функциями организма (В.И.Петрушин, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов и др.). В исследованиях по психологии цветовосприятия отмечается недооценка цвета как мощного фактора эмоционального воздействия на психику (Л.Н.Миронова, В.Тернер, А.Г.Устинов, Г.Фрилинг и К.Ауэр, П.В.Янынин и др.).

Недостаточно изучены особенности восприятия детьми эмоционального содержания музыки и отражения его в цветовых композициях в системе эстетического развития ребенка.

В результате возникает противоречие между исследовательским интересом к взаимосвязи музыки и цвета как средству эстетического развития и недостаточной изученностью этой проблемы в теории и практике дошкольного образования. В связи с этим сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия преодоления указанного противоречия в теории и практике эстетического развития дошкольников.

Цель исследования состоит в изучении особенностей развития цветомузыкального восприятия у старших дошкольников.

Объектом исследования является процесс эстетического развития и формирования основ художественной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки и изобразительного искусства.

Предмет исследования — особенности развития цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания и "изображения" музыки.

Гипотеза исследования: Цветомузыкальное восприятие является эффективным средством эстетического развития и формирования основ художественной культуры дошкольников при условии, если: цветомузыкальное восприятие понимается как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета; содержанием эстетического развития детей дошкольного возраста являются высокохудожественные образцы музыкального и изобразительного искусств; методика развития цветомузыкального восприятия у дошкольников построена поэтапно: от усвоения детьми изобразительно-выразительных средств музыки и изобразительного искусства до формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения к произведениям искусства; организация творческой деятельности принимает привлекательные для детей формы (игры, нетрадиционные виды занятий, дет-ско-родительские встречи с искусством).

Задачи исследования:

1) обосновать содержание понятия цветомузыкального восприятия как средства эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;

2) изучить особенности развития цветомузыкального восприятия у старших дошкольников;

3) разработать и экспериментально проверить методику развития цветомузыкального восприятия у старших дошкольников как средство формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения дошкольников к произведениям искусства.

Методологической основой исследования являются философские положения М.С.Кагана, А.Ф.Лосева, А.Моля, П.Тейяра де Шардена, о механизмах развития духовной культуры; искусствоведческие аспекты синтеза искусств (М.В.Алпатов, Н.И.Веселовский, В.В.Ванслов, А.Я.Зись, И.И.Иоффе, А.Н.Леонтьев, Ю.М.Лотман, А.И.Мазаев, Е.Б.Муринаи др.); теоретические положения музыковедения о роли музыки в формировании личности человека (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский и др.); исследования по семиотике музыки и цвета (В.И.Петрушин, Д.Г.Терентьев, П.В.Янь-шин), по проблемам развития детского изобразительного творчества (Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина); данные психолого-педагогических исследований о цветном слухе (А.Бине, Г.Клапаред); работы в области искусствомет-рии (Ю.М.Лотман, Ч.Осгуд, Г.Экман).

Методы исследования: теоретический анализ научных источников; диагностические методики по выявлению особенностей развития цветомузыкального восприятия; психолого-педагогические методы (наблюдение, анализ детских работ, замеры длительности слушания музыки) на различных этапах опытно-экспериментальной работы; математическая и компьютерная обработка результатов исследования.

Организация и база исследования:

Исследование проводилось в дошкольных учреждениях №№ 1472, 696, 1488, 1050 г. Москвы. Всего в эксперименте было задействовано более 70 дошкольников подготовительных групп, 30 взрослых (воспитателей и студентов разных ВУЗов г.г. Москвы, Казани, Санкт-Петербурга),

Этапы исследования:

Первый этап (1993-1994 гг.) - анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, определение цели, предмета, гипотезы, условий и задач исследования, разработка методик диагностики цветомузыкального восприятия и математического аппарата; проведение констатирующего этапа эксперимента.

Второй этап (1995-1996 гг.) — составление программы формирующего этапа эксперимента, подбор музыкального репертуара для слушания, разработка серии занятий по цветовосприятию дошкольников и экспериментальная проверка эффективности разработанной программы.

Третий этап (1996-1999 гг.) — статистическая обработка полученных результатов, систематизация и обобщение результатов, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость: выявлена и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития цветомузыкального восприятия дошкольников; обосновано содержание понятия детского цветомузыкального восприятия; изучены особенности проявления цветомузыкального восприятия в процессе рисования и слушания музыки; научно обоснован отбор искусствоведческого материала, доступного детям, на основе синтеза музыкального и изобразительного искусств.

Практическая значимость состоит в разработке методики выявления особенностей развития цветомузыкального восприятия у детей и рекомендаций по ее использованию при работе с детьми дошкольного возраста, а также при подготовке и повышении квалификации педагогических кадров. Разработана и апробирована программа развития цветомузыкального восприятия детей дошкольного возраста.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждаются их соответствием методологическим положениям педагогики, психологии и искусствознания; воспроизводимостью полученных результатов в других дошкольных учреждениях; а также использованием формальных методов математической и компьютерной обработки данных, опирающихся на ряд работ в области математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Цветомузыкальное восприятие рассматривается нами как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, развитие которой является одним из средств формирования основ художественной культуры и эстетического развития детей;

2. Объединяющим началом, лежащим в основе восприятия музыкальных и цветовых образов являются эмоциональные переживания как один из компонентов эстетического развития, что дает возможность комплексного использования музыки и цвета в процессе специфической художественной деятельности;

3. Развитие цветомузыкального восприятия обеспечивается использованием в работе с дошкольниками высоких образцов художественной культуры и разработкой специальной методики, включающей привлекательные для детей формы организации занятий.

Апробация результатов и внедрение в практику осуществлялись в докладах и сообщениях на научно-практических семинарах и конференциях;

1. "Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте". Международная научно-практическая конференция. Тема; "Игра как условие проведения эксперимента по выявлению феномена цветомузыкаль-ного восприятия", Москва, МПГУ, 11-14 апреля 1995 года.

2. "Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты". Научно-практическая конференция. Тема: "Взаимосвязь цветовых и музыкальных образов", Москва, МП ГУ, 12 марта 1998.

3. "Проблемы дошкольного образования XXI века". Научно-практическая конференция, посвященная 110-летию со дня рождения Е.А.Флериной. Тема: "Развитие идей Е.А.Флериной о цвете в детских рисунках" Москва, МПГУ, 21 марта 2000.

Результаты исследования использовались в курсе лекций, семинарских занятиях для студентов МПГУ, учащихся Лицея Информационных Технологий (ЛИТ г. Москвы), педагогического колледжа № 15. На основе результатов исследования разработана и внедрена в практику программа "Музыкальная палитра" для детских изостудий.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика дошкольного образования"

выводы

В результате исследования сделаны следующие выводы:

Цветомузыкальное восприятие рассматривается нами как творческий процесс, направленный на формирование способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, проявляющийся в специфической художественной деятельности, в которой на базе всех компонентов эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса, вкуса, идеальных представлений о красоте) осуществляется становление эмоционально-ценностного отношения ребенка к произведениям искусства как основы художественной культуры. Важными составляющими цветомузыкального восприятия являются целостность, структурность, эмоциональность, а также направленность на погружение, созерцание своего внутреннего состояния, что обеспечивает адекватный подбор цветовой гаммы для выражения эмоций, настроений.

Разработанные нами педагогические условия развития цветомузыкального восприятия обеспечивают эффективность процесса эстетического развития дошкольников средствами взаимосвязи музыки и цвета. Это обусловлено использованием на занятиях произведений высокой культуры, шедевров мирового музыкального искусства и живописи, направленностью методики развития цветомузыкального восприятия дошкольников на формирование знаний, умений и навыков во взаимосвязи с развитием эстетических интересов, вкуса, представлений об эстетических эталонах на основе углубления и дифференциации эмоционального отклика детей на произведения музыки и живописи, а также привлекательной для детей формой организации занятий.

В процессе экспериментального исследования было выявлено, что предложенная нами методика развития цветомузыкального восприятия у дошкольников способствует развитию эмоционального отношения детей к произведениям классической музыки, повышению длительности слушания музыки, появлению интереса и желания слушать и воспринимать ее как процесс непрерывной смены образов, настроений и чувств. Также наблюдается развитие эмоционального отношения детей к цвету как выразительному средству, с помощью которого можно передать в рисунке различные оттенки эмоциональных состояний.

Выявлены некоторые особенности проявления цветомузыкаль-ного восприятия в процессе рисования и слушания музыки. Не каждое музыкальное произведение, предложенное детям на занятиях по рисованию музыки, вызывало у них внимание и сосредоточение. Наибольший интерес представляла музыка созерцательного характера, без ярко выраженных ритмических особенностей. Особенно запомнилась детям Хоральная прелюдия f-moll И.-С.Баха (занятие длилось около 50 мин.) и Adagio Т.Альбинони (45 мин.). Дети рисовали не отвлекаясь и просили повторить музыку много раз и говорили, что она "красивая", "печальная". Противоположным примером является ритмичная музыка с элементами танцевальности. Занятие на музыку М.Равеля длилось не более 10 минут, после чего дети стали разговаривать друг с другом и постепенно заканчивать работу Просьбы поставить грамзапись еще раз не наблюдалось. Тем не менее, на музыкальных занятиях дети отдавали предпочтение подвижной, веселой музыке, которую слушали более охотно. Из этого следует вывод о том, что занятия по цветомузыке позволяют восполнить недостаточность в репертуаре для слушания в детском саду произведений возвышенного, созерцательного характера, или спокойных, умиротворяющих, но насыщенных богатыми звучаниями и гармониями. Дети нуждаются в таких впечатлениях и чувствуют себя "как взрослые" от того, что музыка "говорит с ними" на серьезные темы. Возможно, это наблюдение позволит в дальнейшем изучить положительное воздействие цветомузыкального восприятия на психологическое состояние детей и использовать его как одно из средств психологической разгрузки и снятия неврозов.

Анализ колорита детских работ показал, что рисунки детей представляют собой цветовую характеристику эмоционального содержания музыкального произведения, которая представлена доминирующими цветосочетаниями, специфическими для каждой пьесы. Результатом внимательного и эмоционального восприятия музыки детьми явился поиск новых цветовых решений, обогащение палитры и восприятие цвета эмоционально, как средства выражения чувств и переживаний. Преобладание зеленого цвета в рисунках центрального блока формирующего этапа эксперимента, возможно, является показателем эмоционального комфорта, возникающего у детей на занятиях по слушанию и рисованию музыки.

Отмечены изменения особенностей цветовой гаммы в рисунках детей в начале и в конце эксперимента. Для первых работ характерно использование 2-3 красок, взятых прямо из баночки и редкое использование техники смешения цветов. На последних занятиях количество оттенков и смесей в рисунках детей достигало 15-20 (рис. 20.03,20.11).

Проведенное исследование показало, что проблема взаимосвязи музыки и цвета в процессе эстетического развития детей дошкольного возраста является актуальной. В дальнейшем планируется изуче

154 ние психологических особенностей активизации музыкальной памяти у дошкольников, а также учащихся музыкальных школ и студентов музыкального отделения с использованием методики цветомузыкального восприятия, разработка спецкурса по изучению творчества отдельных композиторов, включающего метод "изображение музыки", продолжение изучения взаимосвязи цветовых и музыкальных образов в процессе эстетического развития дошкольников.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Домогацких, Виолетта Вячеславовна, Москва

1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М; Мир, 1982.- 181 с.

2. Алпатов М.В. Проблема синтеза в художественном наследстве/Вопросы синтеза искусств: Материалы 1-го творческого совещания архитекторов, скульпторов и живлписцев/Под ред. М.Житомирского. — М., Изогиз, 1936. С. 22-34

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя, 2-е изд. — М., Просвещение, 1988. - 207 с.

4. Апресян Г.З. Музыка как вид искусства//Вопросы музыкознания. 1954. -Вып. 1. - 356 с.

5. Артюшин Л.Ф. Цветоведение. М.: Книга, 1982. - 200 с.

6. Архангельский А.Е. Общая психопаталогия. СПб.: Образование, 1994. -156 с.

7. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980. — 127 с.

8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. M.-J1.: Музыка, 1965. - 151 с.

9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Д.: Музыка, 1971. - 376 с.

10. Баженова Л.М., Пеня Т.Г. Комплексное использование искусств вэстетическом воспитании школьников. М.: НИИОП АПН СССР, 1984. -48 с.

11. Бакурадзе Т.О. Психологическая характеристика восприятия семантического значения музыки: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Тбилиси, 1988. -22 с.

12. Бакушинский А.В, Художественное восприятие. Теоретические основы. -М.: Советский Художник, 1981. — 351 с.

13. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материалах пространственных искусств/Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский Художник, 1981. — 351 с.

14. Бальчитис Э. О системе музыкального воспитания детей в общеобразовательных школах Литовской ССР/Прибалтийский музыковедческий сбор-ник/Сост. А.Хирвесоо. Вильнюс: Вага, 1985. — 178 с.

15. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: 1997. -144 с.

16. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

17. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. М.: Педагогика, 1975. — 160 с.

18. Бензе М. Введение в информационную эстетику/Семиотика и искусствоме-трия. М.: Мир, 1972. - С.198-215,

19. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л:, Художественная литература, 1973.- 565 с.

20. Верхин Н.Б, Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981. 64 с.

21. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб: Тип. П.П.Сойкина, 1910. — 50 с.

22. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. — М.: Типо-лит. т-ва И.Н.Кушнерев и К0, 1916. -13 с.

23. Бине А. Вопрос о цветном слухе/Альманах музыкальной психологии. М.: Моск. гос. коне. им. П.И.Чайковского, 1994. - С. 28-47

24. Благинина Т.И. Музыка И.-С.Баха в начальной школе/Из истории музыкального воспитания/Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.

25. Блонский П.П. Трудовая школа второй ступени. М.: АПН РСФСР, 1961.- 695 с.

26. Борев Ю.Б. Основные эстетические категории. М.: Высшая школа, 1960.- 446 с.

27. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 495 с.

28. Борев Ю.Б. Введение в эстетику. М.: Советский художник, 1965. - 328 с.

29. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977, - 412 с.

30. Бусурашвили Дж. К. Педагогические основы формирования у младших дошкольников эстетического отношения к музыке: Автореферат дисс. д-ра пед. наук. Тбилиси, 1989. - 31 с.

31. Буцкой А.К. Структура музыкального произведения. М.-Л.: Гос. муз. изд., тип. № 2 Упр. Изд-в и полиграфии Ленгорисполкома, 1948. - 260 с.

32. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. "Поэма огня". Концепция светомузыкального синтеза Скрябина. Казань: К ГУ, 1981.- 168 с.

33. Ванслов В.В. Об отражении действительности в музыке. М.: Музгиз, 1953. - 236 с.

34. Ванслов В.В. Проблема прекрасного. М.: Госполитиздат, 1957. - 263 с.

35. Ванслов В.В. Всесторонее развитие личности и виды искусства. М,:

36. Советский Художник, 1966. -118 с.

37. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л., Художник, 1983. - 233 с.

38. Венгер J1.A., Венев И.Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве/Формирование восприятия у дошкольника: Сб. статей/Под ред. А.В.Запорожца и Л.АВенгера. М.: Просвещение, 1968 - 278 с.

39. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., Просвещение, 1988. — 335 с.

40. Веселовский Н.И. Доисторическая археология. Спб.: Тип. Морского Министерства, 1905. — 94 с.

41. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. -416 с.

42. Ветлутина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду, М.: Прсвеще-ние, 1981.- 240 с.

43. Ветлугина Н.А. Эстетическое сознания и этапы его формирования. М,: Искусство, 1981. - 256 с.

44. Ветлугина Н.А. Современные концепции эстетического воспитания детей/Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста/Под ред. В.АЕзикеевой. М.: Педагогическое общество "Центр", 1983. - 163 с.

45. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение, 1985. - 207 с.

46. Ветлугина Н.А, Буре Р.С., Осокина Т.И. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни/Под ред. Парамоновой Л.А., Ушаковой О.С. М.: Просвещение, 1987. - 160 с.

47. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990.

48. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов/Лени игр. гос. пед. институт им.

49. А.И.Герцена/Отв, ред. Н.Я.Яковлева. Л.: ЛГПИ, 1989. - 156 с.

50. Взаимодействие искусств. Советское изобразительное искусство в контексте современной художественной культуры/ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР/Отв. ред. В.Е.Лобарева. М.: 1989. - 220 с.

51. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века: идейные принципы. Структурные особенности./Отв. ред.

52. Г.Ю.Стернин. М.: Наука, 1982. - 352 с.

53. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. - 320 с.

54. Вопросы синтеза искусств: Материалы 1-го творческого совещания архитекторов, скульпторов и живлписцев/Под ред. М.Житомирского. -М., Изогиз, 1936. 152 с.

55. Воробьева Д.И. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. Спб.: ЛГОУ, 1996. -77 с.

56. Ворожейкина О.И. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1996. - 21 с.

57. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.

58. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч. Т. 2, 4. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.

59. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 341 с.

60. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 80 с.

61. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.; Наука, 1980. — 567 с.

62. Галеев Б.М. Светомузыка: становление и сущность нового искусства.

63. Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. 272 с.

64. Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982. -63 с.

65. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника (проблемы синэстезии в искусстве). Казань: Изд. КГУ. 1987. - 262 с.

66. Галеев Б.М., Зорин С.М., Сайфуллин РФ. Светомузыкальные инструменты. М.: Радио и связь, 1987. - 123 с.

67. Гартман Н. Эстетика/Пер. с нем. под ред. А.С.Васильева. М.: Изд. иностранной литературы, 1958. - 629 с.

68. Гегель. Эстетика. Т.1. - М.: Искусство, 1968. - С. 54-55

69. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество//Вопросы философии. -1995.- № 6. С. 87-97

70. Гете И.-В. К учению о цвете (хроматика)/Психология цвета. Отв. ред. С.Л.Удовик. М., Рефл-бук, 1996. - С. 281-193

71. Гидони Г.И. Искусство света и цвета. Л.: Тип. "Печатное дело", 1930. -31 с.

72. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. - 246 с.

73. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки урок искусства. - М.: Прометей, 1989. - 104 с.

74. Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество//Искусство в школе. 1993. - №1. - С. 15-20

75. Горюхина Э.Н. Живопись, музыка, театральное искусство на уроках литературы и внеклассных занятиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Новосибирск, 1963 23 с.

76. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Дис. . канд .пед. наук, М., 1998. -239 с.

77. Грюнелиус Э. Вальдорфский детский сад. М.: Изд МПИ "Мир Книги", 1992. -66 с.

78. Гусарова И.Л., Ходькова А.Н. Эстетическое воспитание в детском саду. -Д., ЛГПИ, 1974. 71 с.

79. Гусев В.Е. О специфике восприятия фольклора/Творческий процесс и художественное восприятие/Отв. ред. Б.Ф.Егоров. Л.: Наука, 1978. - 278 с.

80. Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольника: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1962. - 21 с.

81. Дзюбенко А.Г. Цветомузыка. М.: Знание, 1973. - 61 с.

82. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1956. -208 с.

83. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

84. Доломанова Н.Н. Музыка в дошкольных учреждениях. М.-Пг,: Гос. изд., 1923. -70 с.

85. Дошкольное образование в России. Каталог-справочник/Ред-сост. Р.Б.Стеркина. М.: Агентство "Издательский сервис", Гном-пресс, 1999. -120 с.

86. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. -М.: Соваминко, 1990. 279 с.

87. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.

88. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: МГУ, 1983. - 164 с.

89. Зись А.Я. Современный синтез искусств/Виды искусства в социалистической художественной культуре. Отв. ред. А.Я.Зись. М.: Искусство, 1984. - 256 с.

90. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

91. Идеи эстетического воспитания. Т. 2. - М.: Искусство, 1973. - 326 с.

92. Измайлов Ч.А., Волков Н.Н. Взаимосвязь между эмоциями и цве-том//Авиационная эргономика и подготовка летного состава: Труды НИИ Гражданской авиации. 1983. - Вып. 220. - С. 50-55

93. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя/Под ред. Б.П.Юсова, Н.Д.Минц. Минск: "Народная асвета", 1992.- 192 с.

94. Изуцу Т. Исключение цвета в искусстве и философии Дальнего Востока/Психология цвета. Отв. ред. С.Л.Удовик. М.: Рефл-бук, 1996. - 352 с.

95. Интерпретация музыкальных произведений в контексте культуры//Труды Российской академии музыки. 1994. - Вып. 129. - С. 133-197

96. История дошкольной педагогики/Под ред. Л.Н.Литвина. М.: Просещение, 1989. - 351 с.

97. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. Л.: Ленизогиз, 1933. - 568 с.

98. Кабо В.Р. Синкретизм первобытного искусства/Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. - 480 с.

99. Каган М.С. Философия культуры. Спб,: Петрополис, 1996. - 416 с.

100. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. М.: МГПИ им. В.ИЛенина, 1985. - 71 с.

101. Казакова Р.Г. Художественно-изобразительная деятельность как средство формирования социальной активности у дошкольников. В кн.: Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и композиции. М.: Прометей, 1989. - 199 с.

102. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники (пособие для воспитателя). -М.: Просвещение, 1971. 110 с.

103. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Л., Фонд "Ленинградская галерея",1980.-66 с.

104. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1992. - 224 с.

105. Кенеман А.В. Музыкальная игра в системе музыкального ритмического воспитания детей дошкольного возраста/Вопросы эстетического воспитания в детском саду/Сост. Н.П.Сакулина, Н.С.Карпинская, В.А.Езикееева. М.: Учпедгиз, 1960. - 132 с.

106. Клячко Н. Теория и практика гармоничного воспитания человека в Древней Греции/Из истории музыкального воспитания/Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 206 с.

107. Козлов П.Г., Степанов А.А. Анализ музыкального произведения. М.: Советская Россия, 1960. — 262 с.

108. Комарова Т.С. Развитие чувства цвета на занятиях изобразительной деятельностью в младшей группе детского сада/Эстетическое воспитание в детском саду/Сост. Н.А.Ветлугина, Л.Ф.Островская. М.: Учпедгиз, 1963.

109. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976. - 158 с.

110. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.

111. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать: Обучение детей в детском саду и в школе. М.: Столетие, 1998. - 140 с.

112. Коршунов А.М., Манатов В.В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988. - 382 с.

113. Костин В.И. Язык изобразительного искусства. М.; Знание, 1965. - 80 с,

114. Костюк А.Г. Восприятие мелодии. Мелодические параметры процесса восприятия музыки. Киев: Научная мысль, 1986. - 189 с.

115. Крамской И.Н. Об искусстве. М,: Изд. Акад. художеств СССР. 1960. - 214 с.

116. Краткая философская энциклопедия. М,: Прогресс, 1994. - 574 с.

117. Краткий психологических словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского,

118. М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. - 431 с. 116. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. - М.: Музыка, 1984. - 88 с.

119. Кремлев Ю.А. Выразительность и изобразительность музыки. М.: Музгиз, 1962. - 52 с.

120. Кунин И.Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М.: Музыка, 1983.- 130 с.

121. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. - 536 с.

122. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует: Книга о детском рисунке. М.: Советский художник, 1979. - 271 с.

123. Ленский Г.С, Изобразительное искусство в системе начального образования/Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством/Под ред. Б.П.Юсова. М.: АПН СССР, 1981.-С. 3-28

124. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1972. - 575 с.

125. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.; Политиздат, 1975.- 304 с.

126. Леонтьев А.Н. Психология образа//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -1979. - № 2. - С. 3-14

127. Леонтьев К.Л. Музыка и цвет. М.: Знание, 1961. - 63 с.

128. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. М.: Музыка, 1977. - 528 с.

129. Лилов А. Природа художественного творчества/Пер с болг. АЛтанасовой.- М.: Искусство, 1981. 479 с.

130. Логинова Л.Г. Роль эстетического фактора в формировании творческой активности личности: Автореф, дис. канд. филос. наук. М., 1980. 22 с.

131. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.

132. М: Педагогика, 1991. 295 с.

133. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки/Философия, мифология, культура/Сост, Ю.А.Ростовцев. М,: Политиздат, 1991. - С. 315-335

134. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. — 560 с.

135. Лотман Ю.М. Искусствознание и «точные методы» в современных зарубежных исследованиях/Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972, -С. 5-24

136. Лурия А.Р. Ощущения и восприятия. Материалы к курсу лекций по общей психологии. Вып. 2. - М., МГУ, 1973. - 112 с.

137. Лутошкин А.Н. "Цветопись" как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива/Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. Сб. статей АН СССР Ин-т психологии. Отв. ред. Е.В.Шорохов. М.: Наука, 1979. - С. 164

138. Лысенкова С.Н. Жизнь моя школа или Право на Творчество. - М.: Новая школа, 1995. — 237 с.

139. Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. -М.: Наука, 1992. 328 с.

140. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. -752 с.

141. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, особенности и метод правильного развития. Пг.: Тип. "Якорь", 1915. - 233 с.

142. Мак-Уинни Г. Обзор исследований по эстетическим измерениям/Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. - С. 250-266

143. Маслоу А. Самоактуализация. М.: 1982. — 288 с.

144. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки, М.: Музыка, 1976. - 253 с.

145. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Издат. об-ние "Композитор", 1993. - 265 с.

146. Меерсон Я.А. Высшие зрительные функции: зрительный гнозис. Л.: Наука, 1986. - 163 с,

147. Мезенцева С.И. Музыкально-эстетическое воспитание в отечественной истрии и теории педагогики первой трети 20-го века: Дис. канд. пед. наук. — Владимир: 1993.

148. Мелик-Пашаев А.А. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1976. 18 с.

149. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цветами как выразительным средством. Махачкала, 1982.

150. Мельников Г.П. Типы означаемых языкового знака и детерминанта языка/Проблемы семантики. Отв. ред. В.М.Солнцев. М,: Наука, 1974. - С. 25-34.

151. Метлов Н.А., Чешева С.И. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Учпедгиз, 1953. - 48 с.

152. Миронова Л.Н. Цветоведение. Учебное пособие. Минск: Высшая школа, 1984. - 286 с.

153. Мирошник И.М. Возрастная динамика феномена звуко-цветового си-мультанирования./Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990. - №2. - С. 29-34

154. Митяева З.А. Использование произведений изобразительного искусства на уроках литературы: Учебное пособие по спецкурсу. Тула: ТГПИ, 1988, - 79 с.

155. Михайлов М.К Этюды о стиле в музыке. Л.: Музыка, 1990. - 283 с.

156. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 410 с.

157. Музыка XX века. Очерки/Под ред. Б.М.Ярустовского. М.: Музыка, 1976. - 365 с.

158. Мурина Е.Б. Проблема синтеза пространственных искусств. М.: Искусство, 1982. - 192 с.

159. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 671 с.

160. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. -319 с.

161. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

162. Назарова С.И. Педагогическое руководство изобразительной деятельностью школьников в условиях комплекса искусств: Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 1994. - 17 с.

163. Наука о развивающемся ребенке: Хрестоматия по педологии/Под ред. Л.В.Горюновой. М.: Прометей. 1990. - 213 с.

164. Нодель Ф.А. Комплексное использование искусства при изучении литературы в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973.- 29 с.

165. Одаренный ребенок/Под ред. О.М.Дьяченко. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. — 140 с.

166. Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам/Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. - С. 278-297.

167. Памятники мировой эстетической мысли/Ред.-сост. Л.Я.Рейнгардт. Т. 3.- М.: Искусство, 1967 1008 с.

168. Пантелеева Л . В. Развитие чувства цвета у детей 5-7 лет: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1970. - 23 с.

169. Пантелеева Л.В., Калинов М., Станоевич-Кастори М. Художестенный труд в детских садах СССР и СФРЮ. М.-Белград: Просвещение, 1987. -286 с.

170. Пеня Т.Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984.-19 с.

171. Пеня Т.Г. Взаимодействие видов искусств как средство художественно-творческого развития первоклассников/Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. Сб. науч. трудов/Под ред. Е.А.Квятковского. М., 1981. 95 с.

172. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991. - 248 с.

173. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: МГУ, 1983.176 с.

174. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. - 207 с.

175. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997. - 383 с.

176. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. - 464 с.

177. Приходько Е.Г. Методические основы формирования представления о цвете у детей 5 года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993.

178. Психология. Словарь/Под общей ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. -М.: 1990.-494 с.

179. Психология цвета/Под ред. С.Л.Удовика. М., "Рефл-бук", 1996. 352 с.

180. Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. М.: Мир, 1978. -256 с.

181. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение — Владос, 1994. - 224 с.

182. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Т.1. - М.: Владос, 1997. - 608 с.

183. Радынова О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников: Дис. в виде науч. доклада ., докт. пед. наук. М., 1999. - 52 с.

184. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -96 с.

185. Ражников В.Г, Школа настроения — методика развития художественного сознания детей/Искусство в школе. 1993. - № 1. - С. 29-33

186. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. — 141с.

187. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. М.: 1986. - 172 с.

188. Размыслова А.В. Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 18 с.

189. Ребенок в мире культуры/Под ред. Р.М.Чумичевой, Л.В.Абульмановой. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. 558 с.

190. Репин И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям. М.: Искусство, 1952. -408 с.

191. Рзянкина Т.А. Войдемте в мир музыки. Л.: Музыка, 1968. — 140 с.

192. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1991. - 256 с.

193. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.

194. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории/Психология индивидуальных различий. М.: МГУ, 1982. - 320 с.

195. Рубцов В.В. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1989. - 448 с.

196. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Муз. сектор. Гос. изд., 1925. - 318 с.

197. Сакулина Н.П., Ветлугина Н.А., Езикеева В.А., Карпинская Н.С. Художественное воспитание в детском саду. М.: Учпедгиз, 1957. - 151 с.

198. Сакулина П.Н. Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания/Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М.: Учпедгиз, 1960. - 132 с.

199. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение,198.199,200.201,202.203.204,2052062072082092101965.- 214 с.

200. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: 1973. - 206 с.

201. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/Под ред. Н.А.Ветлугиной, М.: Педагогика, 1980. - 208 с.

202. Семиотика и искусствометрия/Ред.-сост. Ю.М.Лотман, В.М.Петров. М.: Мир, 1972. - 364 с.

203. Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л.: Всесоюзный книжный мир, 1990. -351 с.

204. Симмат В.Е. Семантический дифференциал как инструмент искусствоведческого анализа/Семиотика и искусствометрия/Ред.-сост. Ю.М.Лотман, В.М.Петров. М.: Мир, 1972. - С. 298-325.

205. Соколов А.Н. Внутрення речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. -248 с.

206. Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. - 167 с.

207. Столович J1.H. Эстетическая и художественная ценность. Сущность. Специфика. Соотношение. М.: Знание, 1983. - 64 с.

208. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. Гармония: Программа развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста (шестой год жизни)/Под ред. К.В.Тарасовой. М., Центр "Гармония", 1995.

209. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. Синтез: Программа развития музыкального восприятия детей на основе синтеза трех видов искусств. — М,, Виоланта, 1999.

210. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М,: Наука, 1987. - 239 с.

211. Тельчарова Р.А. Структура музыкальной деятельности и предпосылки ее оптимизации в процессе подготовки учителя музыки/Музыкальная культура и личность. Владимир, Владимирский гос. пед. ин-т, 1987. —1. С. 11-20

212. Тельчарова Р.А. Теория музыкально-эстетической культуры личности: проблемы и перспективы/Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура/Под ред. Р.А.Тельчаровой. Владимир, 1990. - С. 5-22

213. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания/Известия АПН РСФСР. 1947. - № 11. - С. 16-17

214. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. M.-JI.: Акад. пед. наук РСФСР, 1947. - 335 с.

215. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избр. труды: Т. 1, -М.: Педагогика, 1985. 328 с.

216. Торопова А.В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике: к началам музыкально-психологической антропологии. М,: Прометей,1997. 106 с.

217. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). М.: Тип. Минздрава РФ, 1994. - 62 с.

218. Уолтер Г. Живой мозг. М.: Мир, 1966. - 300 с,

219. Устинов А.Г. К вопросу о семантике цвета в эргономике и дизайне/Дизайн знаковых систем: Психолого-семиотические проблемы. Труды ВНИИТЭ. Отв. ред. В.М.Зинченко. М., 1984. - С. 32-46.

220. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения/Под ред. чл.-кор. Акад. пед. наук проф. В.Я.Струминского. Т. 1. - М.: Учпедгиз, 1953. -639 с.

221. Философский словарь/Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

222. Финченко Е.А. Установление внутренних связей между предметами художественно-гуманитарного цикла (литературы и музыки) в общеобразовательной школе. Владимир: Владимирский гос. пед. ин-т, 1983.- 40 с.

223. Флерина Е.А. Детское изобразительное творчество: Дис. . докт, пед. наук. -М., 1946. 648 с.

224. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз, 1956. — 160 с,

225. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 334 с.

226. Фрид Р.З. Выразительные средства музыки. JI.: Музгиз, 1960. - 45 с.

227. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек цвет - пространство. - М.: Стройиздат, 1973. - 117 с.

228. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1978. - 143 с.

229. Хохлов Ю.Н. О музыкальной программности. М.: Музгиз, 1963. - 146 с.

230. Художественный тип человека (комплексные исследования)/Ин-тпсихологии Рос. акад. наук/Под. ред. В.П.Морозова, А.С.Соколова. М., 1994. - 229 с.

231. Цыпина Н.А. Формирование эстетического восприятия произведений литературы и музыки в их взаимосвязи в процессе преподавания: Автроеф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1966. - 18 с.

232. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону, РПГУ, 1995. - 271 с.

233. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М,: Педагогика, 1975, 200 с.

234. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Владос, 1998.- 512 с.

235. Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М.: Знание, 1988.-63 с.

236. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантик: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: МГУ, 1983. - 157 с.

237. Штейнер Р. Очерк теории познания Гетевского мировоззрения. М.: Парсифаль, 1993. - 142 с.

238. Шувалова Е.Е. Педагогические особенности развития восприятия музыкального образа у младших школьников в условиях взаимодействия искусств: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 18 с.

239. Экман Г., Кюннапас Т. Шкалирование эстетических оценок «прямыми» и косвенными» методами/Семиотика и искусствометрия/Ред.-сост. Ю.М.Лотман, В.М.Петров. М.: Мир, 1972. - С. 267-277

240. Эткинд А. Цветовой тест отношений/Общая психодиагностика/Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: МГУ, 1987. - С.221-227

241. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 1963. — 23 с.

242. Юсов Б.П. Развитие у младших школьников восприятия эстетического/Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя/Под ред. Б.П.Юсова и Н.Д.Минц. Минск: Народная асвета, 1992,- 192 с.

243. Якобсон П.М. Психология чувств. М., Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958.- 384 с.

244. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Самара: СамГПУ, 1996. - 220 с.

245. Adams, P.M., Osgood Ch.E. A cross-cultural study of the affective meanings of color/Jornal of cross-cultural psychol. 1973.4. №2. 135-156.

246. Bullough E. 'The perspective probem in the aesthetic appreciation of single colours/British Journal of Psychology.

247. Burleson R. Functional relationship of language and music/Linguistique. 1992, v. 28, 2. p.49-63.

248. Holahan J.M. Toward a Theory of Music Syntax: Some Observations of Music Babble in Young Children/Music and Child Development, NY, 1987, p. 96-106.

249. Lundin R.W. The development and validation of a set of ability tests/Psychological Monographs, 63, 1953.

250. McWhinnie H.J. F Review of Research on Aesthetic Measure. Acta Psychologica, 28, 1968, p. 363-375

251. Music and Child Development, NY, 1987.

252. Paynter J. Music and People/Companion to Contemporary Musical Thought. London and New York, 1992. 25-33.

253. Schafer R.M. Music, Non-Music and Soundscape/Companion to Contemporary Musical Thought. London and New York, 1992. 34-45

254. Seashore, С. E. A Scientific Approach to Musical Aesthetics. Brit. J. Psychol. XXXII, (1942), 287.

255. Swanwick K. What makes music musical?/Companion to Contemporary Musical Thought. London and New York, 1992. 82-104

256. Valentine C.W. The Experimental Psychology of Beauty. London, 1962.

257. Wing H.D. Tests of Musical Ability and Appreciation, Cambridge, 1968,

258. Woods W.A., Bourdeau J. Design Complexity as a Determiner of Visual Attention Among Artists and Non-Artists. J. Appl. Psychol., 35, 1950, pp.335-360.

259. МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТщна правах рукописигг

260. ДОМОГАЦКИХ ВИОЛЕТТА ВЯЧЕСЛАВОВНА

261. Ш РАЗВИТИЕ ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

262. У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА0