автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в вузе
- Автор научной работы
- Архарова, Светлана Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Формирование нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в вузе"
На правах рукописи
005537670
АРХАРОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ В ВУЗЕ
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
14 ноя т
Москва - 2013
005537670
Работа выполнена в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре педагогики и психологии
Научный руководитель - доктор культурологии, профессор
Зорилова Лариса Сергеевна
Официальные оппоненты: Садовская Валентина Степановна,
доктор педагогических наук, профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств», профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, Заслуженный работник культуры РФ
Ткаченко Татьяна Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (национальный университет)», доцент кафедры 009 (социальный инжиниринг) Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет»
Защита состоится // /¿Р/? в /[¿^ часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, доктора педагогических наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: Россия, 141406, Московская область, г. Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств и на сайтах: Министерства образования и науки РФ: ЬПр//минобрнауки.рф и Московского государственного университета культуры и искусств: http://www.mguki .ru/
Автореферат разослан « Г » s/S 2013 г. Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент Булдина Г.И.
I. Общая характеристика работы
Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране произошли большие изменения в политической и социальной жизни. В России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, осмыслению духовной культуры, ее ценностей и идеалов. Все это повлекло за собой вступление России в Болонский процесс, модернизацию общего, среднего специального и высшего образования, в рамках которой особое внимание уделяется не только обучению, но и воспитанию личности, дальнейшему развитию ее ценностных ориентации, которыми следует руководствоваться в жизни.
Эта проблема обусловлена все возрастающей потребностью нашего общества в подготовке социально активных педагогических кадров, любящих свое Отечество, обладающих высокими нравственными ценностями, передача которых молодежи так необходима сегодня. В "Национальной доктрине образования Российской Федерации" говорится о том, что система высшего образования призвана обеспечить формирование высоконравственной личности. Необходимо воспитать граждан, которые бы обладали правовой и нравственной культурой, высоконравственной жизненной позицией, проявляли религиозную и национальную терпимость, уважительно относились к традициям и культуре различных народов, друг к другу. В последние десятилетия в демократической России произошли качественные изменения в социальной структуре и образе жизни общества, что повлияло на всю систему образования. И эти изменения оказали существенное влияние на нравственные ценности как в позитивном, так и в негативном плане. В результате широкое распространение получили эгоизм, индивидуализм, равнодушие, неуважительное отношение друг к другу, государству и его социальным институтам. Среди подрастающего поколения, молодежи порой распространяется немотивированная агрессия, все чаще проявляются различные формы национальной неприязни, девиантного поведения. Становится очевидно, что современная система нравственного воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми требованиями. В результате особую ответственность несут сегодня все образовательные учреждения, призванные обучать молодежь, формировать ее мировоззрение, систему взглядов и ценностей.
Сегодня особую актуальность приобретает нравственное становление личности. Формирование ценностей требует новых, научно обоснованных
подходов, опирающихся на традиционные особенности воспитания в России. И учитывает современные тенденции модернизации высшего образования, цель которых заключается в повышении качества профессионального образования, направленного на подготовку конкурентоспособного специалиста, грамотного и нравственно богатого педагога-психолога.
Следует констатировать, что социальные и экономические преобразования, происходящие в современном обществе, изменили его нравственную составляющую и сказались на уровне жизни людей, отразились на ценностных ориентирах студенчества. Общественность, ученые обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в молодежной среде, отсутствием гражданской позиции. Жизненные ориентиры большинства молодежи направлены на обогащение, потребление материальных ценностей. Для разрешения этих проблем необходимо создание методики, направленной на поднятие духовно-нравственных ценностей личности студента. Эти проблемы затрагиваются в «Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года». Ставится задача усиления воспитания студенчества на современном этапе социально-экономического развития страны. Особенно остро встает необходимость воспитания нравственных ценностей в вузах культуры и искусств, основой обучения которых является формирование духовной культуры, гуманистического отношения человека к себе и экологического отношения к другим людям, к обществу, к природе. Нравственные ценности определяют смысл человеческих стремлений, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия. Они составляют национальные ценности, ценности семьи, труда, системы образования, общества. Нравственные ценности носят общечеловеческий характер и не существуют без ценностных отношений.
Однако формированию нравственных ценностей личности уделяется недостаточное внимание со стороны педагогического состава. Особенно остро стоит проблема воспитания нравственных ценностей у студентов -педагогов-психологов, будущих воспитателей личности, которые должны иметь высокоразвитые нравственные ценности. В связи с недостатком жизненного и профессионального опыта зачастую происходит подмена терминов, отражающих нравственное отношение к профессиональной деятельности, к педагогике, психологии, к культуре и к искусству. В результате необходимость формирования нравственных ценностей у
будущих педагогов-психологов выступает как актуальная и объективная проблема, как социальный заказ общества.
Таким образом, возникло противоречие между растущей потребностью общества, социальной государственной политикой в области решения рассматриваемой проблемы и недостаточной разработанностью методик формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в условиях профессиональной подготовки в вузе.
С учетом этого противоречия сделан выбор темы диссертационного исследования: «Формирование нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в вузе».
В связи с этим проблема нашего исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании процесса формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в системе высшего образования.
Степень изученности проблемы исследования.
Анализ научной литературы показал, что проблема формирования нравственных ценностей личности упоминается в трудах Протагора, Гераклита, Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля. Для философов Древней Греции была характерна такая концепция мышления: человек находится не в центре мироздания, а скорее на большом отдалении. Это и определяет множество нравственных концепций древних греков. Стремление к добродетели, ради самой добродетели, дабы потомки помнили добрые дела своих предков. В эпоху Средневековья нравственная жизнь опиралась на христианскую религию: церковь основала морально-нравственную доктрину. Антоний Великий и Пахомий Великий явились первыми основателями монашества. Их нравственная идея заключалась в полном посвящении себя Богу. Ее основой можно считать вытеснение самих греховных помыслов. Формирование нравственных ценностей в эпоху Возрождения получило особое развитие, а именно сформировались морально-нравственные принципы. Эта проблема интересовала западноевропейских мыслителей и ученых на протяжении многих веков. Рассматривая проблему с
исторической точки зрения, нужно обратить особое внимание на имена, составившие основу формирования нравственных ценностей личности: Ф. Рабле, М. Монтень, Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Т. Гоббс, Кедворс, Р. Кумберленд, Б. Спиноза, Дж. Локк, К. Самуэль, А.Э. Шефтсберри, Г.В. Лейбниц, Ш. Монтескье, Д. Юм, Д.С. Миль, А. Шопенгауэр, А. Дистервег, Я.А. Коменский. Вопросы духовно-нравственного воспитания одинаково волновали мыслителей древности и современности. Обращаясь к Х-ХИ векам
нашей эры, следует отметить Ярослава Мудрого, митрополитов Илариона и Климентия Смолятича, Владимира Мономаха, монахов Иакова и Нестора, игумена Даниила. В отечественной философии и литературе проблеме ценностей посвятили свои труды B.C. Соловьев, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, И .А. Ильин, Н.А.Бердяев, JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие.
Философско-культурологический аспект проблемы освещен в трудах ученых XX-XXI веков Д.С. Лихачева, А.И. Арнольдова, A.A. Аронова, В.А. Волобуева, М.М. Бахтина, A.A. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, С.Н. Иконниковой, О.Г. Дробницкого, Л.С. Зориловой, В.А. Ремизова, В.П. Тугаринова.
Психолого-педагогическим основаниям, проблемам нравственного воспитания, становлению нравственных ценностей посвящены труды Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева, В.М. Бехтерева, А.П. Нечаева, П.П. Блонского, А.Р. Лурия, Д.С. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.А.Сластенина, В.И. Водовозова, Д.И. Фельдштейна, А.Г. Казаковой, А.И. Щербаковой, И.В. Ржепянской, Ю.П. Кокорева, Д.И. Неробеева, В.А. Барабанщикова, Т.В. Ткаченко, B.C. Садовской, Э. Фромма и др.
Особый интерес для данного исследования представляла психолого-педагогическая концепция В.А. Сластенина о том, что педагогические ценности (следовательно, и нравственные) представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Формированию личности посвящены труды Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, И.А. Ильина, Л.Н. Толстого, П.А. Кропоткина, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкого, Э. Фромма, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.С. Лихачева, В.А. Сластенина, А.Д. Андреева, Н.И. Болдырева, В.П. Зинченко, Д.И. Фелыитейна, Г.В. Телятникова, В.А. Караковского, Ю.М. Забродина и других.
Для данного исследования представляли интерес научные труды Б.Г. Ананьева, CJI. Рубинштейна, посвященные аксиологической тематике.
Психологический анализ проблемы проводился в рамках теории природосообразности педагогики В.П. Беспалько. Социально-исторические условия развития личности основывались на теории Д.Б. Эльконина. Системному подходу к изучению педагогических, явлений, методологии управления в педагогических системах, которые рассматриваются в процессе профессионального становления личности педагога-психолога посвящены
работы: теории деятельности А.П. Нечаева, А.Н. Леонтьева, Г.В. Телятникова, Ю.М. Забродина, В.Д. Шадрикова, теории профессионального становления Е.А. Климова, А.К. Марковой, психологической теории личности А.Г. Асмолова, B.C. Мерлина, К.К. Платонова. Большой интерес в области гуманистической педагогики представляли работы В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили.
Несмотря на многочисленные труды, посвященные нравственному воспитанию, становлению нравственных ценностей личности, недостаточно изучены особенности их формировании у будущих педагогов-психологов в условиях профессиональной подготовки.
Объект исследования - профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов в системе высшего образования.
Предмет исследования - процесс формирования нравственных ценностей у студентов педагогов-психологов в условиях профессиональной подготовки в вузе.
Цель исследования - выявить теоретико-методологические основы формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов, разработать и экспериментально апробировать авторскую методику их эффективного становления в условиях профессиональной подготовки в вузе. Задачи:
- уточнить содержание понятия «нравственные ценности»;
- выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей у студентов (будущих педагогов-психологов);
- создать эффективную модель формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов;
- разработать и апробировать экспериментальную методику формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов.
Гипотеза исследования. Формирование нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов будет более эффективно, если в ходе изучения данной проблемы будет уточнено определение нравственных ценностей, с учетом современного понимания студентами данной проблемы; будут выявлены теоретико-методологические основы и психолого-педагогические особенности их формирования; будет разработана модель формирования нравственных ценностей, апробированная в процессе применения авторской методики.
Методологической основой исследования являются философские взгляды Платона, Демокрита, Аристотеля, Антония Великого, Пахомия
Великого, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Т. Гоббса, Дж. Локка, Кедворса, Р. Кумберленда, К. С. Шефтсберри, Г.В. Лейбница, Ш. Монтескье, Вольтера, А. Смита, А. Шопенгауэра, А. Дистервега; аксиологические проблемы Л.Н.Толстого, П.А. Кропоткина, Д.С. Лихачева, теории познания Д. Юма, Д. Миля, идеи нравственного становления личности К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко, E.H. Медынского, С.Т. Шацкого, И.В. Ионина, а также А.И. Арнольдова, A.A. Аронова, А.А Гусейнова, Л.С. Зориловой; социально-психологические концепции П.Ф. Каптерева, В.М. Бехтерева, А.Р. Лурия, А.П. Нечаева, П.П. Блонского, С.Н. Глазачева, Л. Леграна, Р. Апресяна, Ш.А. Амонашвили и др..
Теоретической основой диссертационного исследования выступает концепция целостного развития личности, разработанная на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств Ю.П. Азаровым, Н.К. Баклановой, Л.С. Зориловой, К.К. Григорян, АЛ. Карамышевым, Н.Ф. Спинжар, В.И. Черниченко, и др. Данная концепция позволила выделить аксиологический подход, раскрывающий истинный смысл и содержание нравственных ценностей, способствующий переосмыслению содержания психолого-педагогических понятий, системы образования и воспитания в целом. А также были использованы концепции ученых в области нравственного воспитания СЛ. Рубинштейна, Л.С. Выготского, ПЛ. Гальперина, Э. Фромма, Д.Б. Эльконина. Ценностных ориентации: Б.Г. Ананьева, В. Г. Асеева, А.Г. Здравомыслова, А.Г. Ковалева, A.A. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Педагогики высшей школы: М.В. Ломоносова, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, а так же В.А. Сластенина, А.Г. Казаковой, В.Г.Кузнецова, B.C. Садовской, Л.С. Жарковой, A.A. Жарковой, Т.В. Ткаченко и др. Концепции и идеи ученых, посвященные профессиональному развитию педагогов-психологов: Я.А. Коменского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева, Б.Т. Лихачева, а также наших современников: Н.Д. Никандрова, В.И. Водовозова, Д.И. Фельдштейна, А.И. Щербаковой, Т.В. Христидис, Е.В. Ольшанской, К.К. Григорян и др.
Теоретические методы исследования включали в себя широкое изучение философской, педагогической литературы, анализ учебно-методической документации, изучение научных источников, синтез и систематизацию педагогического опыта по теме данного исследования,
индукцию и дедукцию, изучение проективных методик (ассоциативные тесты, ранжирование, незаконченное предложение).
Эмпирические методы исследования: наблюдения, опросы студентов, тесты, анкетирование, проводимые до и после практической части исследования, педагогический эксперимент. Методы статистической обработки данных, диагностика развития личности (в нравственном аспекте) будущего педагога-психолога, а также методы статистической и графической обработки данных.
Базы исследования: Московский государственный университет культуры и искусств, Московский государственный областной университет, Московский государственный педагогический университет. В исследовании приняли участие 252 человека.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2008 года по 2013 год и состояло из трех этапов.
Первый этап - 2008-2010 годы. Был связан с изучением философской, исторической, культурологической, психолого-педагогической литературы. Этап включал изучение, обработку, систематизацию общей и специальной научной литературы, определение проблемы, целей, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования. Определение методической направленности, подбор инструментария исследования, первичный сбор и анализ эмпирического материала. На данном этапе проводились: наблюдение за учебным процессом, беседы со студентами, опросы и анкетирование студентов на всех базах исследования. Были проанализированы 252 анкеты.
Второй этап - 2010-2011 годы. Теоретическое обоснование факторов, оказывающих воздействие на формирование нравственных ценностей. Разработка методики формирования нравственных ценностей будущих педагогов-психологов, проведение педагогического эксперимента в Московском государственном университете культуры и искусств. Он включал в себя изучение степени сформированности нравственных ценностей студентов в процессе их профессиональной подготовки. На основании полученных данных в контрольных и экспериментальных группах была разработана и апробирована экспериментальная методика. В ее основе лежала комплексная программа, изучение которой стимулировало процесс формирования нравственных ценностей в экспериментальных группах. На данном этапе использовались методы наблюдения, беседы, опросы, анкетирование, педагогический эксперимент.
Третий этап - 2011-2013 годы. Заключительный, обобщающий. Повторный опрос. Полученные данные обобщались, систематизировались, описывались данные исследовательской работы в контрольной группе и экспериментальной группе, уточнялись теоретические выводы, оформлялись результаты экспериментальной работы, составлялись диаграммы, обсуждались на конференциях, «круглых столах», были выложены на персональной странице Всероссийского сайта работников образования, также с целью обсуждения. Теоретическое обобщение и оформление результатов исследования подтвердило правильность выдвинутой в диссертации гипотезы.
Научная новизна исследования заключается в: - уточнении содержания понятия «нравственные ценности» личности, которые в диссертации рассматривались как идеальные образы, которыми руководствуется личность в своей жизни и будущей профессиональной деятельности; как система убеждений, взглядов и представлений и поведения личности; как важнейшие социальные потребности человека в добре, любви, свободе, счастье, патриотизме и т.п.;
выявлении психолого-педагогических особенностей формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в условиях профессионального образования в вузе, которые заключаются в необходимости применения различных подходов:
личностно-ориентированного на профессиональную подготовку конкретного педагога-психолога;
деятельностного - направленного на активное освоение профессии в условиях вуза, на формирование самосознания, ответственности перед обществом, конкретным человеком и самим собой за свою профессиональную подготовку;
аксиологического — раскрывающего истинный смысл и содержание нравственных ценностей, в том числе и будущего педагога-психолога; герменевтического — обращенного к выработке у каждого студента устойчивых пониманий и представлений о содержании личностных смыслов нравственных ценностей, того или иного явления, различных ситуаций; акмеологического - направленного на постижение и принятие лично для себя высших нравственных ценностей, которые находят отражение в убеждениях,
поведении каждого студента, осваивающего психолого-педагогическую профессию;
компетентностного - объединяющего в учебно-воспитательном процессе вуза все выше перечисленные подходы, а также теоретические знания психолого-педагогической, философской, культурологической и исторической литературы, практические умения и компетенции, синтез и тесное взаимодействие которых позволяет более эффективно формировать нравственные ценности у будущих педагогов-психологов в вузе;
- разработке эффективной модели формирования нравственных ценностей у студентов, в основе которой - глубокий и всесторонний анализ подлинных общечеловеческих ценностей, на примерах мнений выдающихся деятелей культуры и искусств, ученых, педагогов-психологов, раскрывающих смысл и содержание истинного добра, любви, свободы, чести, совести и др., осмысление которых создает благоприятную среду для профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов;
- разработке и экспериментальной апробации авторской методики формирования нравственных ценностей личности у будущих педагогов-психологов, опирающейся на модель, содержание которой лежит в основе комплексной программы; объединяющей усовершенствованный лекционный курс, систему творческих заданий, включающих демонстрацию фотоматериалов, данных историко-архивного мониторинга, на примерах жизнедеятельности старообрядцев Калужской области. В процессе апробации экспериментальной методики применялся комплекс подходов (личностно-ориентированного, деятельностного, аксиологического, герменевтического, акмеологического, компетентностного), активизирующих познавательную и самостоятельную деятельность студентов, способствующих эффективному формированию нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов.
Теоретическая значимость исследования. Уточнено понятие «нравственные ценности» личности, которое рассматривается как один из важнейших жизненных ориентиров, потребностей человечества, как мера, при помощи которой идет замер других значимых ценностей всего вокруг себя. А также как совокупность значимых для человека идеальных объектов, образов, обобщенных, устойчивых представлений о чем-либо как о предпочтительном. В них отражено отношение конкретной личности к тем
или иным ценностям. При рассмотрении этого аспекта формирования личности был сделан вывод о том, что формирование нравственных ценностей — сложный и многоэтапный процесс. В современных условиях этот процесс приобретает особо важное значение. На формирование нравственных ценностей личности влияют такие факторы, как социальная среда, семья, система образования, в том числе и высшего, приобретаемая профессия, личностные качества и способности, историческая память, чувство долга, интеллект, желание и стремление личности к образованию и самосовершенствованию. Чем выше окружающий социум, интеллект, образование, воспитание, тем более совершенны нравственные ценности.
В основе формирования нравственных ценностей лежит теория о том, что нравственность выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь нормами нравственного поведения, каждая личность тем самым способствует жизнедеятельности всего общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль (нравственную основу), формирует личность в соответствии со своим идеалом.
В процессе исследования была разработана модель формирования нравственных ценностей будущего специалиста, в основе которой -графический демонстрационный материал, отражающий наглядный смысл понятий нравственных ценностей личности.
В ходе данного исследования автором был проведен историко-архивный мониторинг, его результаты были представлены в книге «Вопросы инновационного конвергентного проектирования культурной среды: Архивный и экспедиционный мониторинг культурной среды регионов: Материалы архивных и экспедиционных исследований/ Под. ред. П.Х. Зайдфудима, Н.Д. Булатовой». (Т.1. - М.: МГУКИ, 2011. С. 72-80.) В нем представлены результаты архивного и экспедиционного мониторинга этнокультурной среды г. Боровска Калужской области: фотографии усадьбы Белкино, храма усадьбы и каскада прудов, взорванных храмов г. Боровска Калужской области, часовни в честь всех святых; построенной в память боярыни Ф.П. Морозовой и боярыни Е.П. Урусовой, старинных купеческих домов, православных и старообрядческих храмов, Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, здания бывшей тюрьмы XXVII века, памятника К.Э. Циолковскому, мест, по которым прошла наполеоновская армия, остатка построек колонии С.Т. Шацкого; результаты работы в краеведческом музее г. Боровска Калужской области: данные об археологических раскопках, проводимых на территории области различными археологическими
обществами, дореволюционное прошлое города: выставки изделий различных промыслов, выставки выдающихся огородников, военное прошлое города и области.
Практическая значимость исследования состоит в том, что благодаря результатам данного исследования возможно более качественно организовать учебно-воспитательный процесс, тесно связав в нем формирование нравственных ценностей с формированием профессиональнозначимых качеств личности, которые порой невозможно отделить друг от друга. Разработана методика формирования нравственных ценностей и лекционный курс по психолого-педагогическим дисциплинам: «Педагогика» и «История образования и педагогической мысли» для студентов, с использованием демонстрационных материалов (фотографии усадьбы Белкино, храма усадьбы и каскада прудов, взорванных храмов г. Боровска Калужской области, часовни в честь всех святых, построенной в память боярыни Ф.П. Морозовой и боярыни Е.П. Урусовой, старинных купеческих домов, православных и старообрядческих храмов, Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, здания бывшей тюрьмы XXVII века, памятника К.Э. Циолковскому, мест, по которым прошла наполеоновская армия, данных историко-архивного мониторинга, презентации, отражающей основы нравственной личности. На слайдах презентации подробно описаны задачи формирования нравственных ценностей, «Золотое» правило нравственности, «заповеди», сформулированные Д.С. Лихачевым, и заповеди по Синодальному переводу Библии. Так же в этот курс вошли занятия, посвященные деятельности С.Т. Шацкого, П.Ф. Лесгафта, К.А. Тимирязева, купцов-старообрядцев Щукиных, Солдатенковых, Рябушинских, Морозовых, Третьяковых.
Представленная в исследовании экспериментальная методика способствует формированию нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов. Результаты исследования и выводы могут быть использованы в работе вузов для повышения эффективности профессиональной подготовки. Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации, при разработке практических заданий по общей педагогике, истории образования и педагогической мысли для студентов и аспирантов.
Положения, выносимые на защиту: 1. Нравственные ценности как высшие, наиболее важные и значимые для человека идеальные образы, обобщенные и устойчивые убеждения, взгляды и представления о чем-либо совершенном предпочтительном,
формирующемся в течение всей жизни под влиянием окружающей среды, системы образования и воспитания, в том числе и в условиях профессиональной подготовки будущего педагога-психолога. Ценности, рассматриваемые в диссертации, нельзя отделить от нравственности, так как истинные ценности (добро, любовь, свобода, долг, честь и др.) являются фундаментом нравственности, а нравственность наполняет своим содержанием и смыслом ценности.
2. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей будущих педагогов-психологов определяются содержанием их профессиональной подготовки, взаимодействием различных подходов: личностно-ориентированным, деятельностным, аксиологическим, герменевтическим, акмеологическим, компетентностным, которые взаимодействуют в условиях профессиональной подготовки в вузе, систематизируют теоретические знания психолого-педагогической, философской и исторической литературы, практические умения, и компетенции; позволяют учитывать индивидуально-психологические особенности студентов, обладающих определенной духовно-нравственной культурой, ценностными убеждениями, коррекция которых осуществляется под руководством педагога.
3. Модель формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов представляет собой комплекс общечеловеческих нравственных ценностей, соответствующих мнениям выдающихся деятелей культуры и искусств, ученых, педагогов-психологов, раскрывающих смысл и содержание истинного добра, любви, свободы, чести, совести и др., и их осмысления в условиях изучения курсов «Педагогика» и «История образования и педагогической мысли», что позволяло расставить ценностно-смысловые акценты в формировании тех ли иных знаний, аксиологически переосмыслить содержание психолого-педагогических понятий, системы образования и воспитания в целом, а также позволяло переосмыслить студентам, собственные ценности, их содержание и отношение к ним, составить программу собственного дальнейшего развития, совершенствовать свой нравственный образ.
4. Экспериментальная методика формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов, опиралась на разработанную модель, которая составила основу экспериментальной авторской программы, учитывающей психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей, включающей усовершенствованный лекционный
курс по дисциплинам: «Педагогика» и «История образования и педагогической мысли» с использованием современных мультимедийных технологий, наглядных демонстрационных материалов, раскрывающих смысл и содержание нравственных ценностей, на примерах выдающихся исторических фактов, ситуаций, событий, происходящих вокруг нас, на примерах жизнедеятельности старообрядцев Калужской области; купцов-старообрядцев Щукиных, Солдатенковых, Рябушинских, Морозовых, Третьяковых, комплекса психолого-педагогических упражнений и заданий, направленных на совершенствование уровня сформированное™ нравственных ценностей личности у будущих педагогов-психологов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические результаты исследования апробировались публикацией шести статей, в том числе статьи в журнале «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств», включенном ВАК РФ в перечень ведущих научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации.
Созданием персонального сайта Ьцр://п5ро11а1/ги агкЬагоуа - БУеНапа а1ек5ап<1гоупа в социальной сети работников образования nsportai.ru, на котором так же размещены статьи, презентации, материалы выступлений в окружном методическом центре управления образования Северо-Западного округа г. Москвы;
Участием, в качестве докладчика в мероприятиях Северо-Западного окружного управления образования г. Москвы, членством в окружной рабочей группе по разработке рекомендаций для педагогов ОУ, по заданию Департамента образования г. Москвы, в обработке и систематизации данных окружного мониторинга удовлетворения родителей качеством образовательных услуг ОУ.
Структура диссертации.
Данное исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
II. Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяются объект; предмет; цель и задачи исследования; гипотеза; теоретико-методологические основы и методы исследования; раскрываются
теоретическая и практическая значимость; научная новизна исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Теоретико-методологические основы формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в вузах»
состоит из двух параграфов.
В первом параграфе первой главы «Содержание понятия «нравственные ценности» рассмотрены философские основы понятий «нравственность», «мораль», «нравственные отношения», «ценности личности», а также такие ценности, как: «добро», «любовь», «патриотизм», «счастье», «совесть», «долг», «честь» и др. Их изучение предполагало глубокий, всесторонний анализ философской и психолого-педагогической литературы. При этом мораль рассматривалась как составляющая теоретической этики (A.A. Гусейнов), а нравственность - как система высших принципов и объективных оценок поступков людей (E.H. Каменская). Нравственность - это осознание ответственности за свои поступки, это способность личности совершать поступки, основанные только на своей собственной воле и личных принципах, из которых исходит конкретный человек, совершая те или иные поступки, это форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе. В этом процессе немалое значение имеют нормы поведения личности, будущего психолога, в том числе, которые определяют значение этического знания, отдельных поступков людей и их взаимоотношений. Исходя из этого, рассматривалось понятие «нравственные ценности», где говорилось о том, что данная проблема интересовала как мыслителей древности, так и современных ученых. Опираясь на их различные мнения, был сделан вывод о том, что ценности - важнейшие жизненные ориентиры или «мера», при помощи которой у человека происходит «замер» других значимых ценностей и всего вокруг себя и наиболее значимых (ценностных) для каждого. Нравственные ценности представляют собой сложное, многогранное понятие. Это своеобразные идеальные образы, обобщенные, устойчивые представления о чем-либо как о предпочтительном. В ценности отражено отношение индивида к предмету. Ценностные ориентации - одна из важнейших потребностей человечества. Ценности различаются по содержанию. Они имеют духовные основы: высшие и низменные.
Во втором параграфе первой главы «Психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей у студентов
(педагогов- психологов) в вузах» особое внимание уделяется вопросу формирования нравственных ценностей личности, составляющих основу их внутреннего мира, поведения. С учетом сущности и общего содержания нравственных ценностей и особенностей их проявления (формировании) у студенческого контингента будущих педагогов-психологов мы создали модель более эффективного формирования данного феномена. Она представляет собой психолого-педагогические особенности формирования ценностей и состоит из синтеза подходов: личностно-ориентированного на профессиональную подготовку конкретного педагога-психолога; деятельностного - направленного на активное освоение профессии в условиях вуза, на формирование самосознания, ответственности перед обществом и собой за свою профессиональную подготовку; аксиологического - раскрывающего истинный смысл и содержание нравственных ценностей;
герменевтического - обращенного к выработке у каждого студента устойчивых пониманий и представлений о содержании личностных смыслов нравственных ценностей, того или иного явления, различных ситуаций; акмеологического - направленного на постижение и принятие лично для себя высших нравственных ценностей, которые находят отражение в убеждениях, поведении каждого студента, осваивающего психолого-педагогическую профессию;
компетентностного — объединяющего в образовательной деятельности вуза все вышеперечисленные подходы, а так же теоретические знания психолого-педагогической, философской и исторической литературы, практические умения и компетенции, синтез и тесное взаимодействие которых позволяет более эффективно формировать нравственные ценности у будущих педагогов-психологов в вузе.
В основе модели формирования нравственных ценностей у студентов -подлинные общечеловеческие ценности и их глубокий и всесторонний анализ, на примерах мнений выдающихся деятелей культуры и искусств, ученых, педагогов-психологов, раскрывающих смысл и содержание истинного добра, любви, свободы, чести, совести и др., осмысление которых создает благоприятную среду для профессиональной подготовки будущих педагогов—психологов, становления их личности.
Вторая глава «Методика формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в вузах» посвящена анализу состояния
сформированное™ нравственных ценностей будущих педагогов-психологов, разработке и апробации экспериментальной методики их формирования и развития.
Авторская методика формирования нравственных ценностей личности являлась составной частью общей методики профессиональной подготовки будущего педагога-психолога.
В первом параграфе второй главы «Диагностика сформированное™ нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в вузах» дан анализ нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов.
В основе диагностики использовались методы наблюдения, анкетирование, беседы, которые позволили определить содержание нравственных ценностей их уровни сформированное™ по разработанным критериям и показателям. Критериями выступали: прочность и глубина знаний о нравственных ценностях, необходимых культурной, интеллигентной, творческой личности, система взглядов, убеждений и представлений о добре и зле, любви и ненависти, свободе и насилии и т.п. Были разработаны три уровня сформированное™ нравственных ценностей личности: высокий, средний, низкий, которые позволили определить мотивы, побуждающие соблюдать нравственные нормы поведения, переживания вины за нарушение нравственных норм, выявить уровень самооценки их понимания истинного смысла нравственных ценностей.
Всего в исследовании приняло участие 252 человека. Пилотажное исследование проводилось в разные годы, в два этапа. На первом этапе - 59 человек и втором этапе -193 человека. Первичное исследование (первый этап пилотажного исследования) показало достаточно низкий уровень нравственных ценностей, который был практически сопоставим в процентном соотношении со вторым этапом. Из 59 человек 8 человек (13,5%) - высокий уровень, 11 человек (18,6%) -средний уровень, 40 человек (67,8%) - низкий уровень. Достаточно полно и глубоко дали определение нравственных ценностей 58 человек (30%), не смогли дать определения 97 человек (50,3 % опрошенных), еще 38 человек (это составляет 19,7 %) дали ответы следующего характера: «Для меня не актуально», «Мысли об этом усложняют жизнь», «В современном обществе думают о другом» и т.п..
В процессе изучения нравственных ценностей, представлений о них у будущих педагогов -психологов, были выявлены следующие особенности, среди которых одно из главных заключается в том, что они не могут объяснить истинный духовный смысл добра, любви, не могут раскрыть идеальный образ той или иной ценности, часто полагая, что ценности у каждого свои, они формируются
сами собой и не требуют специальной работы. Так, например, фундаментальные ценности такие как «свобода, равенство, братство» понятны и очевидны. 84 человека (43,5%) полагали, что формировать эти ценности нужно, и 103 человека (53,3%) считают, что в этом нет необходимости. Были сомнения относительно «равенства» людей, имеющих уровень доходов от «олигарха» до человека, находящегося за чертой бедности. 173 человека (89,6%) считали необходимым сформировать достоинство, 16 человек (8,2%) полагали, что не нужно, и 4 анкеты остались не заполненными. 164 человека (84,9%) полагали, что сформировать понятие «любовь» необходимо, 25 человек (12,9%) полагали обратное, а 4 человека (2%) не ответили на вопрос. 163 человека (84,4%) считали нужным формировать знания о понятии «счастье», 22 человека (113%) ответили на этот вопрос отрицательно. Тревожная картина сложилась в отношении понятий «любовь к Родине и любовь к малой родине»: 98 человек (50%) считали, что формировать это понятие не нужно. За формирование категории «добро» высказались 144 человека (74,6%), против - 41 человек (21,2%), 4 человека (2%) не ответили на вопрос и 4 анкеты содержали ответы типа: «С этим тяжело жить», «От добра - добра не ищут», «Я живу по другим принципам». 152 человека (78,7%) считали необходимым формирование понятия «честь», 41 человек (21,2%) считал это необязательным, 4 анкеты остались незаполненными по второму вопросу и 3 человека дали ответы (см. выше). 146 человек (75,6%) исключили для себя потребность в понятие «благо», 39 человек (20,2%) нет. 4 человека не ответили на этот вопрос и 4 человека дали ответы, указанные выше. «Долг» - 112 человек (53,3%) отрицательно высказались в отношение этого понятия и 73 человека (37,8%) положительно. 2% отказались отвечать. «Совесть» - 68 студентов (35,2%) считали не нужным отягощать себя этом понятием, 118 студентов (61,2%) считали наоборот, 3,6 % не дали ответа. 60 респондентов (31,2%) не нуждались в формировании понятия «справедливость», 126 респондентов (65,2%) нуждались, 3,6% не ответили на вопрос. За формирование понятия «сострадание» высказался 101 человек (52,3%), против - 87 человек (45%), 4 анкеты остались без ответов и 1 человек ответил: «Я живу по другим принципам». На данном этапе можно сделать следующее заключение о сформированносги таких понятий, как «нравственность», «нравственные ценности»: из 193 опрошенных человек, 58 человек (30%) смогли дать определение понятиям, (из них 22 человека продемонстрировали совокупность точных определений интересующих нас понятий и глубоких знаний, адекватное определение ценностной значимости всех понятий.) Дополнили ее два человека (из числа 22). Соответственно данные 22 (11,4%) анкет соответствует высокому уровню. Остальные 36 человек (из числа 58) показали неглубокие знания
определений интересующих нас понятий, несформированные умения определять ценностную значимость того или иного явления, отсутствие дополнений, что соответствует среднему уровню. Средний уровень — 36 (18,6%) человек. 97 человек (50,3%), не дали определения интересующим нас категориям, еще 38 человек (19,7%) дали иные ответы, что соответствует такому уровню. Низкий уровень — 135 (70%) человек, что говорит о необходимости целенаправленной работы среди будущих педагогов-психологов.
Второй параграф второй главы «Экспериментальная методика формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в вузах»
Анализ полученных данных позволил разработать экспериментальную методику, подробно представленную в данном параграфе. В эксперименте принимали участие студенты Московского государственного университета культуры и искусств (20 человек экспериментальная группа и 20 человек контрольная группа). Экспериментальная работа проводилась в соответствии с разработанной авторской программой профессиональной подготовки студентов, включения их в активную работу, направленную на формирование нравственных ценностей личности, поиск своего собственного «Я». Содержание экспериментальной методики сочетало теоретические сведения, излагаемые в процессе чтения лекционного курса, с презентацией и с практическими заданиями, а также экскурсиями и экспедициями, которые выполнялись студентами самостоятельно. В процессе лекций демонстрировалась презентация и уникальный фото - и исторический материал. В основу авторской программы был заложен демонстрационный материал «схема». Работа начиналась с выявления духовных основ (фундамента) нравственных ценностей. Далее студенты переходили к анализу самих ценностей и обеспечивали разъяснение достаточным количеством приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов, подтверждающих их мнения .
В контексте авторской программы была применена модернизация вузовской лекции и проведен устный опрос студентов на тему: «Что должны родители рассказать своим детям о нравственности». Опираясь на результаты этого опроса осуществлено дополнение ответов необходимыми знаниями. Каждое из понятий, обозначенных в «схеме», раскрывалось в философском смысле с приведением высказываний из трудов ученых, философов, педагогов и известных личностей и предоставлением выборки их мнений относительно каждого понятия.
Финальной стадией работы с данным демонстрационным материалом было предложение студенту дополнить схему теми нравственными ценностями, которые не были указаны, но которые необходимо включить в нее для формирования личности. Далее осуществлялся сравнительный анализ эффективности между контрольной и экспериментальной группой: до эксперимента высокгш уровнем в контрольной группе обладали 2 (10%) человека, после эксперимента - 6 (30%) человек. Средним уровнем - до эксперимента обладали 8 (40%) человек, после - 12 (60%) человек, низким — до 10 (50%) человек, после - 2 (10%) человека. В экспериментальной группе высоким уровнем обладали до эксперимента 3 (15%) человека, после - 17 (85%) человек, средним уровнем обладали до - 13 (65%) человек, после - 3 (15%) человека, низким уровнем до эксперимента обладали 4 (20%) человека, после-таких не было.
Заключение диссертации обобщает полученные данные теоретической и практической части. Формулирует основные выводы и рекомендации, подтверждая актуальность, гипотезу исследования, решение поставленных задач. Подводя итог, следует отметить, что работа по формированию нравственных ценностей личности в вузе не может быть завершенной, она закладывает лишь прочные основы для дальнейшей самостоятельной работы над собой. Эта работа направлена в будущее, т.е. она создает перспективы для дальнейшего поиска и формирования себя и своего внутреннего «Я». По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Архарова С.А. Современное видение проблемы формирования нравственных ценностей личности // Вестник МГУКИ.-№1,- С. 166—171.
2. Архарова С.А. Вопросы инновационного конвергентного проектирования культурной среды: Архивный и экспедиционный мониторинг культурной среды регионов: Материалы архивных и экспедиционных исследований/ Под. ред. П.Х. Зайдфудима, Н.Д. Булатовой. - Т.1. - М.: МГУКИ, 2011. С. 72-80.
3. Массовая культура и ее влияние на студенчество. Архарова С.А. Н Массовая культура: Миф или реальность: Сборник статей (по материалам «круглого стола») / Науч. ред. И.Н. Романов, В.А. Тихонова. - М.: МГУКИ, 2010. С. 130-135.
4. Архарова С.А. Проблемы сохранения и развития народной культуры и народных промыслов г. Боровска Калужской области // Народная художественная культура как стратегический ресурс развития России: этнокультурное образование: Сборник материалов научно-практической конференции, посвяшенной 80-летнему юбилею Московского
государственного университета культуры и искусств / Науч. ред. Н.Д. Булатова. - М.: МГУКИ, 2011. С. 51-56.
5. Архарова С.А. Психологические основы формирования бесконфликтной среды // Образование и культура: научный поиск молодых ученых. Альманах. Выпуск 3. - М.: МГУКИ, 2011. С. 125-130.
6. Архарова С.А. Психолого-педагогические особенности формирования интереса к чтению у детей младшего школьного возраста // Культура, образование, наука: актуальные проблемы современности: Сборник статей молодых ученых (по материалам научно - практической конференции). - М.: МГУКИ, 2010. С. 132-137.
7. В социальной сети работников образования nsportaI.ru создан сайт ЬИр://пзроПа1/ги агкЬагоуа - БУеНапа а1екзапс1гоУпа.
Заказ № 1936/13 . Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 1,5 Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии ООО «Аналитик» г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 18. Тел. 617-09-24
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Архарова, Светлана Александровна, Москва
Московский государственный университет культуры и искусств
На правах рукописи
04201450464
Архарова Светлана Александровна
«Формирование нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в вузах»
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: Зорилова Лариса Сергеевна,
доктор культурологии, профессор
Москва-2013
Содержание
Введение......................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в вузах
1.1 Содержание понятия «нравственные ценности».................................20
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей у студентов в вузах.......................................56
Глава 2. Методика формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в вузах
2.1. Диагностика сформированности нравственных ценностей у будущих Педагогов-психологов в вузах........................................................78
2.2. Экспериментальная методика формирования нравственных ценностей у будущий педагогов-психологов в вузах...............................99
Заключение.................................................................................126
Список литературы.......................................................................133
Приложения................................................................................148
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране произошли большие изменения в политической и социальной жизни. В России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, осмыслению духовной культуры, ее ценностей и идеалов. Все это повлекло за собой вступление России в Болонский процесс, модернизацию общего, среднего специального и высшего образования, в рамках которой особое внимание уделяется не только обучению, но и воспитанию личности, дальнейшему развитию ее ценностных ориентаций, которыми следует руководствоваться в жизни.
Эта проблема обусловлена все возрастающей потребностью нашего общества в подготовке социально активных педагогических кадров, любящих свое Отечество, обладающих высокими нравственными ценностями, передача которых молодежи так необходима сегодня. В "Национальной доктрине образования Российской Федерации" говорится о том, что система высшего образования призвана обеспечить формирование высоконравственной личности. Необходимо воспитать граждан, которые бы обладали правовой и нравственной культурой, высоконравственной жизненной позицией, проявляли религиозную и национальную терпимость, уважительно относились к традициям и культуре различных народов, друг к другу. В последние десятилетия в демократической России произошли качественные изменения в социальной структуре и образе жизни общества, что повлияло на всю систему образования. И эти изменения оказали существенное влияние на нравственные ценности как в позитивном, так и в негативном плане. В результате широкое распространение получили эгоизм, индивидуализм, равнодушие, неуважительное отношение друг к другу, государству и его социальным институтам. Среди подрастающего поколения, молодежи порой распространяется немотивированная агрессия, все чаще проявляются
различные формы национальной неприязни, девиантного поведения. Становится очевидно, что современная система нравственного воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми требованиями. В результате особую ответственность несут сегодня все образовательные учреждения, призванные обучать молодежь, формировать ее мировоззрение, систему взглядов и ценностей.
Сегодня особую актуальность приобретает нравственное становление личности. Формирование ценностей требует новых, научно обоснованных подходов, опирающихся на традиционные особенности воспитания в России. И учитывает современные тенденции модернизации высшего образования, цель которых заключается в повышении качества профессионального образования, направленного на подготовку конкурентоспособного специалиста, грамотного и нравственно богатого педагога-психолога.
Следует констатировать, что социальные и экономические преобразования, происходящие в современном обществе, изменили его нравственную составляющую и сказались на уровне жизни людей, отразились на ценностных ориентирах студенчества. Общественность, ученые обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в молодежной среде, отсутствием гражданской позиции. Жизненные ориентиры большинства молодежи направлены на обогащение, потребление материальных ценностей. Для разрешения этих проблем необходимо создание методики, направленной на поднятие духовно-нравственных ценностей личности студента. Эти проблемы затрагиваются в «Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года». Ставится задача усиления воспитания студенчества на современном этапе социально-экономического развития страны. Особенно остро встает необходимость воспитания нравственных ценностей в вузах культуры и искусств, основой обучения которых является формирование духовной культуры,
гуманистического отношения человека к себе и экологического отношения к другим людям, к обществу, к природе. Нравственные ценности определяют смысл человеческих стремлений, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия. Они составляют национальные ценности, ценности семьи, труда, системы образования, общества. Нравственные ценности носят общечеловеческий характер и не существуют без ценностных отношений.
Однако формированию нравственных ценностей личности уделяется недостаточное внимание со стороны педагогического состава. Особенно остро стоит проблема воспитания нравственных ценностей у студентов - педагогов-психологов, будущих воспитателей личности, которые должны иметь высокоразвитые нравственные ценности. В связи с недостатком жизненного и профессионального опыта зачастую происходит подмена терминов, отражающих нравственное отношение к профессиональной деятельности, к педагогике, психологии, к культуре и к искусству. В результате необходимость формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов выступает как актуальная и объективная проблема, как социальный заказ общества.
Таким образом, возникло противоречие между растущей потребностью общества, социальной государственной политикой в области решения рассматриваемой проблемы и недостаточной разработанностью методик формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в условиях профессиональной подготовки в вузе.
С учетом этого противоречия сделан выбор темы диссертационного исследования: «Формирование нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в вузе».
В связи с этим проблема нашего исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании процесса формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов в системе высшего образования.
Степень изученности проблемы исследования.
Анализ научной литературы показал, что проблема формирования нравственных ценностей личности упоминается в трудах Протагора, Гераклита, Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля. Для философов Древней Греции была характерна такая концепция мышления: человек находится не в центре мироздания, а скорее на большом отдалении. Это и определяет множество нравственных концепций древних греков. Стремление к добродетели, ради самой добродетели, дабы потомки помнили добрые дела своих предков. В эпоху Средневековья нравственная жизнь опиралась на христианскую религию: церковь основала морально-нравственную доктрину. Антоний Великий и Пахомий Великий явились первыми основателями монашества. Их нравственная идея заключалась в полном посвящении себя Богу. Ее основой можно считать вытеснение самих греховных помыслов. Формирование нравственных ценностей в эпоху Возрождения получило особое развитие, а именно сформировались морально-нравственные принципы. Эта проблема интересовала западноевропейских мыслителей и ученых на протяжении многих веков. Рассматривая проблему с исторической точки зрения, нужно обратить особое внимание на имена, составившие основу формирования нравственных ценностей личности: Ф. Рабле, М. Монтень, Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Т. Гоббс, Кедворс, Р. Кумберленд, Б. Спиноза, Дж. Локк, К. Самуэль, А.Э. Шефтсберри, Г.В. Лейбниц, Ш. Монтескье, Д. Юм, Д.С. Миль, А. Шопенгауэр, А. Дистервег, Я.А. Коменский. Вопросы духовно-нравственного воспитания одинаково волновали мыслителей древности и современности. Обращаясь к Х-ХП векам нашей эры, следует отметить Ярослава Мудрого, митрополитов Илариона и Климентия Смолятича, Владимира Мономаха, монахов Иакова и Нестора, игумена Даниила. В
отечественной философии и литературе проблеме ценностей посвятили свои труды B.C. Соловьев, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, И.А. Ильин, Н.А.Бердяев, JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие.
Философско-культурологический аспект проблемы освещен в трудах ученых XX-XXI веков Д.С. Лихачева, А.И. Арнольдова, A.A. Аронова, В.А. Волобуева, М.М. Бахтина, A.A. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, С.Н. Иконниковой, О.Г. Дробницкого, Л.С. Зориловой, В.А. Ремизова, В.П. Тугаринова.
Психолого-педагогическим основаниям, проблемам нравственного воспитания, становлению нравственных ценностей посвящены труды Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева, В.М. Бехтерева, А.П. Нечаева, П.П. Блонского, А.Р. Лурия, Д.С. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.А.Сластенина, В.И. Водовозова, Д.И. Фельдштейна, А.Г. Казаковой, А.И. Щербаковой, И.В. Ржепянской, Ю.П. Кокорева, Д.И. Неробеева, В.А. Барабанщикова, Т.В. Ткаченко, B.C. Садовской, Э. Фромма и др.
Особый интерес для данного исследования представляла психолого-педагогическая концепция В.А. Сластенина о том, что педагогические ценности (следовательно, и нравственные) представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Формированию личности посвящены труды Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, И.А. Ильина, Л.Н. Толстого, П.А. Кропоткина, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкого, Э. Фромма, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.С. Лихачева, В.А. Сластенина, А.Д. Андреева, Н.И. Болдырева, В.П. Зинченко, Д.И. Фелыптейна, Г.В. Телятникова, В.А. Караковского, Ю.М. Забродина и других.
Для данного исследования представляли интерес научные труды Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, посвященные аксиологической тематике.
Психологический анализ проблемы проводился в рамках теории природосообразности педагогики В.П. Беспалько. Социально-исторические условия развития личности основывались на теории Д.Б. Эльконина. Системному подходу к изучению педагогических явлений, методологии управления в педагогических системах, которые рассматриваются в процессе профессионального становления личности педагога-психолога посвящены работы: теории деятельности А.П. Нечаева, А.Н. Леонтьева, Г.В. Телятникова, Ю.М. Забродина, В.Д. Шадрикова, теории профессионального становления Е.А. Климова, А.К. Марковой, психологической теории личности А.Г. Асмолова, B.C. Мерлина, К.К. Платонова. Большой интерес в области гуманистической педагогики представляли работы В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили.
Несмотря на многочисленные труды, посвященные нравственному воспитанию, становлению нравственных ценностей личности, недостаточно изучены особенности их формировании у будущих педагогов-психологов в условиях профессиональной подготовки.
Объект исследования - профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов в системе высшего образования.
Предмет исследования - процесс формирования нравственных ценностей у студентов педагогов-психологов в условиях профессиональной подготовки в вузе.
Цель исследования - выявить теоретико-методологические основы формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов, разработать и экспериментально апробировать авторскую методику их эффективного становления в условиях профессиональной подготовки в вузе.
Задачи:
- уточнить содержание понятия «нравственные ценности»;
- выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей у студентов (будущих педагогов-психологов);
- создать эффективную модель формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов;
- разработать и апробировать экспериментальную методику формирования нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов.
Гипотеза исследования. Формирование нравственных ценностей у будущих педагогов-психологов будет более эффективно, если в ходе изучения данной проблемы будет уточнено определение нравственных ценностей, с учетом современного понимания студентами данной проблемы; будут выявлены теоретико-методологические основы и психолого-педагогические особенности их формирования; будет разработана модель формирования нравственных ценностей, апробированная в процессе применения авторской методики.
Методологической основой исследования являются философские взгляды Платона, Демокрита, Аристотеля, Антония Великого, Пахомия Великого, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Т. Гоббса, Дж. Локка, Кедворса, Р. Кумберленда, К. С. Шефтсберри, Г.В. Лейбница, Ш. Монтескье, Вольтера, А. Смита, А. Шопенгауэра, А. Дистервега; аксиологические проблемы Л.Н.Толстого, П.А. Кропоткина, Д.С. Лихачева, теории познания Д. Юма, Д. Миля, идеи нравственного становления личности К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко, E.H. Медынского, С.Т. Шацкого, И.В. Ионина, а также А.И. Арнольдова, A.A. Аронова, А.А Гусейнова, Л.С. Зориловой; социально-психологические концепции П.Ф. Каптерева, В.М. Бехтерева, А.Р. Лурия, А.П. Нечаева, П.П. Блонского, С.Н. Глазачева, Л. Леграна, Р. Апресяна, Ш.А. Амонашвили и др..
Теоретической основой диссертационного исследования выступает концепция целостного развития личности, разработанная на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств Ю.П. Азаровым, Н.К. Баклановой, JI.C. Зориловой, К.К. Григорян, А.Л. Карамышевым, Н.Ф. Спинжар, В.И. Черниченко, и др. Данная концепция позволила выделить аксиологический подход, раскрывающий истинный смысл и содержание нравственных ценностей, способствующий переосмыслению содержания психолого-педагогических понятий, системы образования и воспитания в целом. А также были использованы концепции ученых в области нравственного воспитания С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Э. Фромма, Д.Б. Эльконина. Ценностных ориентаций: Б.Г. Ананьева, В. Г. Асеева, А.Г. Здравомыслова, А.Г. Ковалева, A.A. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Педагогики высшей школы: М.В. Ломоносова, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, а так же В.А. Сластенина, А.Г. Казаковой, В.Г.Кузнецова, B.C. Садовской, Л.С. Жарковой, A.A. Жарковой, Т.В. Ткаченко и др. Концепции и идеи ученых, посвященные профессиональному развитию педагогов-психологов: Я.А. Коменского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева, Б.Т. Лихачева, а также наших современников: Н.Д. Никандрова, В.И. Водовозова, Д.И. Фельдштейна, А.И. Щербаковой, Т.В. Христидис, Е.В. Ольшанской, К.К. Григорян и др.
Теоретические методы исследования включали в себя широкое изучение философской, педагогической литературы, анализ учебно-методической документации, изучение научных источников, синтез и систематизацию педагогического опыта по теме данного исследования, индукцию и дедукцию, изучение проективных методик (ассоциативные тесты, ранжирование, незаконченное предложение).
Эмпирические методы исследования: наблюдения, опросы студентов, тесты, анкетирование, проводимые до и после практической части исследования, педагогический эксперимент. Методы статистической обработки данных, диагностика развития личности (в нравственном аспекте) будущего педагога-психолога, а также методы статистической и графической обработки данных.
Базы исследования: Московский государственный университет культуры и искусств, Московский государственный областной университет, Московский государственный педагогический университет. В исследовании приняли участие 252 человека.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2008 года по 2013 год и состояло из трех этапов.
Первый этап - 2008-2010 годы. Был связан с изучением философской, исторической, культурологической, психолого-педагогической литературы. Этап включал изучение, обработку, систематизацию общей и специальной научной литературы, определение проблемы, целей, задач, гипотезы, объек