автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера
- Автор научной работы
- Бобряшова, Оксана Викторовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Оренбург
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Формирование профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера"
На правах рукописи
/ /
_У ; .
у/
БОБРЯШОВА Оксана Викторовна
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
005549553
С I"
2014
Оренбург - 2014
005549553
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
Научный руководитель -
доктор педагогических наук, доцент Мосиенко Людмила Васильевна
Официальные оппоненты:
Ведущая организация -
Хаируллина Эльмира Робертовна,
доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», декан факультета дизайна и программной инженерии Бровко Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Администрация города Оренбурга, заместитель главного архитектора города Оренбурга
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-
педагогический университет»
Защита состоится 26 июня 2014 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.181.01, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» по адресу: 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13, ауд. 6205.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте http://www.osu.ru/ ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» по адресу: 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13.
Автореферат разослан 23 мая 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
доктор педагогических наук, профессор
И.Д. Белоновская
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В современном мире формируются новые проблемы «развертывания преобразовательной деятельности, активизации человека, способности его подняться над ситуацией, способности решать стратегические задачи движения общества и своего роста-развития» (Д.И. Фельдштейн).
Преобразовательная деятельность дизайнера, целью которой является сделать мир более удобным, функциональным, привлекательным, определяет дизайн как «культурный код и как маркер современной эпохи». Он отличается направленностью на гармонизацию предметно-пространственной среды, достижением эстетических, экономических, эргономических качеств продуктов дизайн-деятельности.
Язык дизайна уникален и универсален, он является коммуникативным и экспрессивным средством, позволяющим сделать выбор в мире общечеловеческих ценностей и неограниченных возможностей, приобщить молодое поколение к сокровищнице мировой культуры, традициям и эстетическим ценностям, формировать эстетическое сознание, развивать внутренний эмоциональный мир молодого человека.
В связи с этим в дизайн-образовании на первый план выдвигается задача подготовки специалиста-дизайнера, обладающего проектным мышлением, навыками конструкторской, графической деятельности, творческой направленностью, высокими эстетическими свойствами, способностью к решению нестандартных задач и продуцированию оригинальных идей, удовлетворяющих самые разнообразные пожелания потребителей.
Направленность на гармонизацию предметно-пространственной среды, достижение утилитарных, эстетических, экономических, эргономических, многофункциональных качеств, социальную ориентированность создаваемого мира, профессиональное моделирование реальных и виртуальных объектов и субъектов, «повышение успеха презентации феноменов культуры <...> в связи с интересами, вкусами, стереотипами реципиента характеризуют дизайн, культурный маркер эпохи» (В. Луков, Вл. Луков), глобальный феномен, охватывающий самые разные сферы жизни.
Однако недостаточное внимание, уделяемое дизайну при планировании, формировании государственных заказов на выпуск и приобретение продукции, достаточно низкий уровень спроса на услуги дизайна в различных областях жизнедеятельности, слабая вовлеченность российских дизайнерских предприятий в мировой рынок дизайнерских услуг, дефицит квалифицированных кадров, недостаточное внимание к вопросам теоретической и практической подготовки будущих дизайнеров характеризуют современную
российскую дизайн-среду, влияют на систему дизайн-образования в России и обуславливают наличие следующих противоречий:
- между динамикой потребностей рынка, направленной на гармонизацию предметно-пространственной среды, достижение эстетических, экономических, эргономических качеств продуктов дизайн-деятельности, и недостаточно сформированной программой реформации профессионального дизайн-образования;
между необходимостью создания гармоничного синтеза технологичности и эстетики и преобладанием образов и принципов проектной культуры в дизайн-образовании;
- между целями и задачами дизайн-образования и отсутствием эффективной учебно-методической системы подготовки будущих дизайнеров, способной интенсифицировать процесс формирования профессионально-эстетической компетентности.
Поиск путей разрешения противоречий определил тему исследования - «Формирование профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера».
В современной науке к настоящему времени накоплен достаточный фонд знаний, необходимых для анализа и решения поставленной проблемы. Это труды в области дизайна и дизайн-образования (Н.В. Воронов, О.И. Генисаретский, В. Кандинский, E.H. Ковешникова, С.М. Кожуховская, А.Н. Лаврентьев, Г.Б. Минервин, С.М. Михайлов, В.И. Пузанов, В.Ф. Рунге), в области эстетического воспитания и образования (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Г.П. Бурса, М.А. Верб, Ю.В. Изюмский, Т.С. Комарова, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, Г.И. Щукина), а также работы по формированию профессиональной компетентности (Т.Г. Браже, В.И. Данильчук, Н.И. Запрудский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Е.М. Павлютенков, Дж. Равен, Н. Хомский, A.B. Хуторской).
Вместе с тем, современные научно-педагогические реалии указывают на то, что проблема формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера нуждается в дальнейшем теоретическом исследовании и поиске новых путей ее практической реализации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Объект исследования: процесс формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера в условиях университета.
Предмет исследования: педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Гипотеза исследования. Профессионально-эстетическая компетентность будущего дизайнера - интегративное качество
личности, характеризующееся наличием системы профессиональных знаний, умений инженерно-технического и художественно-творческого характера, эстетического эмоционально-чувственного и ценностного отношения к действительности (человеку, деятельности, продуктам творчества), определяющих готовность будущего дизайнера творчески решать профессиональные задачи с ориентацией на эстетические смыслы.
Процесс формирования профессионально-эстетической
компетентности будущего дизайнера в условиях университета будет эффективным, если:
выявлены смысловые доминанты современного дизайн-образования на основе компаративного анализа зарубежного и российского опыта;
реализуется аксиологический подход к формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
- разработана и апробирована содержательно-процессуальная модель формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
обеспечивается использование креативно-ценностных технологий в подготовке будущего дизайнера;
- актуализируется межпредметный синтез профессионально-эстетических знаний;
- осуществляются коучинг-стратегии как условие эффективного взаимодействия преподавателя и студента.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) уточнить педагогическую сущность понятия «профессионально-эстетическая компетентность будущего дизайнера»;
2) определить критерии и уровневые показатели развития исследуемого качества;
3) разработать и апробировать содержательно-процессуальную модель формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
4) разработать и внедрить учебно-методическое сопровождение исследуемого процесса.
Методологической основой исследования выступает аксиологический подход, реализация которого в процессе формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера подразумевает ориентацию дизайн-образования на эстетические ценности, формирующие вкус как дизайнера, так и потребителя; аксиологизацию содержания дизайн-образования; актуализацию креативно-ценностных технологий.
Теоретической основой исследования являются:
- философские труды, раскрывающие сущность эстетического (М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, И.Я. Лернер, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Г.Г. Шпет);
- аксиологическая теория (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В.П. Бездухов, Г.П. Выжлецов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, A.B. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, Н.Д. Никандров, Н.С. Розов, В.Н.Сагатовский, В.А. Сластенин, Л.Н. Столович, З.Н. Чавчавадзе, В.А. Ядов);
идеи компетентностного подхода в профессиональном образовании (В.А. Анищенко, И.Д. Белоновская, Т.Г. Болдина, Т.Г. Браже, В.Г. Гладких, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, A.B. Кострюков,
B.В. Кузнецов, А.К. Маркова, О.В.Никифоров, Е.М. Павлютенков, Дж. Равен, Н.С. Сахарова, Ю.Г. Татур, В.Л. Темкина, Н. Хомский,
A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков);
теории эстетического воспитания и образования (В.М. Бехтерев, Г.П. Бурса, М.А. Верб, Ю.В. Изюмский,
C.М. Каргапольцев, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Н.М. Пархоменко, В.А. Разумный, Г.И. Щукина);
теория и история дизайна и дизайн-образования (Н.В. Воронов, О.И. Генисаретский, А.Л. Дижур, A.B. Ефимов, О.С. Кириллова, А.И. Ковешников, С.М. Кожуховская, Л.В. Левицкий, Г.Б. Миневрин, Ю.В. Назаров, Е.Э. Павловская, Л.Б. Переверзев,
B.И. Пузанов, H.H. Таранов, В.Ф. Рунге, О.Б. Чепурова);
- психолого-педагогические концепции развития творческой личности и саморазвития (В.И. Андреев, К.Я. Вазина, В.Г. Рындак,
C.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихомирова, М.Г. Ярошевский);
исследования, посвященные разработке и апробации инновационных педагогических технологий (В.П. Беспалько, Н.М. Борытко, З.М. Большакова, Е.С. Заир-Бек, Г.И. Ильин, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, Т.С. Назарова, A.B. Новиков, Г.К. Селевко).
- основные подходы к педагогическому проектированию как к инновационной педагогической технологии (В.И. Андреев, М.В. Кларин, М.И. Махмутов, Т. Сакамото, В.А. Сластенин, Т.П. Сальникова, Л.М. Фридман, Э.Р. Хайруллина).
Оренбургская школа дизайна внесла достаточно весомый вклад в дизайн-образование (Н.В. Бровко, Ю.М. Бундина, О.П. Тарасова, В.Ю. Сапугольцев, М.А. Сапугольцева).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись взаимообусловленные методы исследования: теоретические (теоретико-методологический, ретроспективный, понятийно-терминологический анализ, обобщение, моделирование), эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ и продуктов дизайн-деятельности студентов);
методы статистической обработки данных; изучение документации и педагогического опыта.
Опытно-экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялась поэтапно в естественных условиях образовательного процесса с 2008 года по 2013 год на базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (кафедра дизайна и кафедра живописи и рисунка по направлениям специализации «Дизайн костюма», «Графический дизайн», «Дизайн среды» архитектурно-строительного факультета и кафедра маркетинга, коммерции и рекламы по направлению специализации «Реклама» факультета экономики и управления) в г. Оренбурге. Исследованием было охвачено 327 респондентов.
Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа:
Первый этап (2008-2009 гг.) - определение теоретико-методологических аспектов исследования; изучение и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме; формулировка цели, задач и рабочей гипотезы; разработка программы опытно-поисковой работы и проведение констатирующего эксперимента; анализ учебных программ; определение первоначального уровня сформированности профессионально-эстетической компетентности.
Второй этап (2010-2011 гг.) - уточнение содержания и определение сущностных характеристик процесса формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера; определение уровней, критериев и показателей исследуемого качества; экспериментальная проверка разработанных учебных программ и научно-методического обеспечения; разработка программы формирующего эксперимента; моделирование процесса формирования профессионально-эстетической компетентности будущих дизайнеров; апробация и корректирование педагогических условий формирования профессионально-эстетической компетентности.
Третий этап (2012-2013 гг.) - опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной модели процесса формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера; коррекция модели процесса формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера; анализ, систематизация и обобщение результатов исследования; оформление результатов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в отличие от проведенных ранее исследований по рассматриваемой проблематике:
выявлены смысловые доминанты современного дизайн-образования на основе компаративного анализа зарубежного опыта и российского опыта;
- обоснован методологический статус аксиологического подхода в формировании профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
выявлены компоненты профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера [информационно-когнитивный, эмотивно-ценностный, креативно-деятельностный];
выявлены педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера [обеспечение межпредметного синтеза профессионально-эстетических знаний; осуществление коучинг-стратегий как условие эффективного взаимодействия преподавателя и студента; использование креативно-ценностных технологий];
- разработана и апробирована содержательно-процессуальная модель формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
- разработаны критерии оценки уровня сформированности профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Теоретическая значимость заключается в том, что его результаты способствуют:
- уточнению понятийного аппарата проблемы исследования [дизайн-образование, профессионально-эстетическая компетентность будущего дизайнера, креативно-ценностные технологии];
определению статуса аксиологического подхода в формировании профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
актуализации содержательно-процессуальной модели формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
- обогащению знаний о педагогических технологиях за счет включения в процесс подготовки будущего дизайнера креативно-ценностных технологий, что расширяет границы применимости полученных теоретических результатов;
- ориентации в поиске современных путей подготовки будущего дизайнера с помощью раскрытых в исследовании принципов, логики и этапов формирования профессионально-эстетической компетентности; созданию предпосылок для разработки систем мониторинга формирования личностных результатов образования с помощью педагогических условий эффективного формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
- разработанные и экспериментально проверены педагогические условия могут быть применены для реализации ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500.62 - Дизайн с целью формирования профессионально-эстетической компетентности в учебном процессе, профессиональных практиках и самостоятельной работе студентов;
- разработанное учебно-методическое обеспечение (пособия «Профессионально-эстетическое становление дизайнера» (2014), «Мастер-класс как интерактивная технология обучения» (2013); методические указания «Разработка коллекции по мотивам народного костюма» (2009), «Эскизная разработка коллекционного ряда по мотивам народного костюма» (2010), «Силуэт - основная характеристика формы костюма» (2011), «Выявление стиля в формообразовании костюма» (2011), «Научно-практическая работа: методические указания к курсовому проекту» (2011), «Концептуальное проектирование в дизайне костюма» (2011); рабочие программы по дисциплинам «Пропедевтика», «Проектирование», «Компьютерное проектирование в дизайне одежды»; фонды тестовых заданий по дисциплинам «Пропедевтика», «Проектирование») является организационно-методическим и диагностическим ресурсом для студентов всех направлений подготовки.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется анализом современных философских, психолого-педагогических исследований; выбором методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; использованием комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих природе предмета исследования; репрезентативностью выборки и анализом полученных данных; публикацией основных выводов автора в научном журнале «Инновации. Инициатива. Опыт» (Орск, 2011) и журналах реестра ВАК: «Вестник ОГУ» (Оренбург, 2011, 2013, 2014), а также участием на конференциях различного уровня: международных (Оренбург, 2010, 2011, 2013, 2014; Новосибирск, 2013; Казань, 2013; Прага, 2013; Тамбов, 2013), всероссийских (Оренбург, 2012, 2014; Екатеринбург, 2011).
По теме исследования автором опубликованы: 3 статьи во всероссийских рецензируемых научных журналах перечня ВАК, 12 статей в сборниках и журналах, 2 учебных пособия, 6 методических указаний, 5 программных средств, включающих рабочие программы и фонды тестовых заданий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Выявление смысловых доминант современного дизайн-образования на основе компаративного анализа зарубежного и российского опыта позволило выделить различия и сходства в концептуальном, организационно-педагогическом, структурном аспектах подготовки будущих дизайнеров и определить дальнейшие пути реформации профессионального дизайн-образования с учетом национально-культурных доминант в современном контексте.
2. Профессионально-эстетическая компетентность будущего дизайнера есть интегративное качество личности, характеризующееся наличием системы профессиональных знаний, инженерно-технических
и художественно-творческих умений, эстетического эмоционально-чувственного и ценностного отношения к действительности (человеку, деятельности, продуктам творчества), определяющих готовность будущего дизайнера творчески решать профессиональные задачи с ориентацией на эстетические смыслы.
3. Реализация аксиологического подхода к формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера подразумевает ориентацию дизайн-образования на эстетические ценности, формирующие вкус как дизайнера, так и потребителя; аксиологизацию содержания дизайн-образования; актуализацию креативно-ценностных технологий.
4. Профессионально-эстетическая компетентность характеризуется наличием следующих компонентов: информационно-когнитивный, предполагающий межпредметный синтез профессионально-эстетических знаний; эмотивно-ценностный, обеспечивающий формирование и развитие эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания, эстетического отношения к эстетическим объектам; креативно-деятельностный, определяющий креативную проектную деятельность под влиянием искусства, эстетических объектов и предметов реальности, направленную на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства.
5. Формирование профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера обеспечивает содержательно-процессуальная модель, которая включает целевой блок, фиксирующий требования к формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера как к целостному процессу и представленный социальным заказом (подготовка высококвалифицированных специалистов-дизайнеров), включающий цель - формирование профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера; структурно-содержательный блок, определяющий принципы и компоненты профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера (информационно-когнитивный, эмотивно-ценностный, креативно-деятельностный); процессуальный блок, в котором выделены педагогические условия, этапы формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера; оценочный блок, представляющий критерии, показатели, уровни и методы диагностики сформированности профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера; результативный блок, отражающий сформированность профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера как результат исследования.
6. Процесс формирования профессионально-эстетической компетентности будет эффективным, если в условиях университета обеспечивается межпредметный синтез профессионально-эстетических
знаний; осуществляются коучинг-стратегии как условие эффективного взаимодействия преподавателя и студента (мастер-класс, творческие мастерские); используются креативно-ценностные технологии в подготовке будущего дизайнера (творческое проектирование, конкурсная технология, портфолио, сценический перформанс, средовые акции).
7. Креативно-ценностные технологии - это технологии, основанные на креативно-ценностном механизме, под которым понимается развитие творческих способностей студентов на основе их ценностного отношения к учебе, к изучению специальных дисциплин, к выбранной профессии, к окружающей действительности и к себе, которые способствуют формированию профессионально-эстетической компетентности и применению её в будущей профессиональной деятельности.
Личный вклад автора заключается в осуществлении теоретико-практического анализа заявленной проблемы и реализации педагогических условий, способствующих формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются цель, объект и предмет, формируются гипотеза и задачи исследования, определяются методологические предпосылки, этапы, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, указываются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов выполненной работы.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера» определяется понятийный аппарат исследования проблем формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Ретроспективный анализ понятия «дизайн» позволил сделать выводы о том, что зарождение дизайна как самостоятельной профессиональной деятельности связано с развитием массового производства, технологий прикладных наук, и включает факты из области архитектуры, техники, изобразительного искусства, теории знаковых систем, социологии, культурологии, проблем коммуникации, рекламы и маркетинга, функционального анализа и эргономики.
Особое воздействие на международную художественно промышленную практику, на становление методов дизайнерского проектирования, на выявление принципов технической эстетики оказали работы писателей, теоретиков искусства, художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера,
Г. Мутезиуса (Германия), X. ван де Вельде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Роло (Франция), Д. Рёскина, У. Морриса (Англия). Отечественный дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности на основе творчества производственников и конструктивистов, среди которых В.Е. Татлин, A.M. Родченко, Л.М. Лисицкий, Н.М. Лавинский, Г.Г. Клуцис, Е.В. Богданов, И.Б. Березовский, В.К. Зенков, А.П. Ермолаев, и обусловил появление новой профессии — дизайнер, задачей которого являлось устранение хаоса в предметном мире, упорядочение по трем генеральным линиям - пользы, удобства и красоты в различных сферах жизнедеятельности.
Осмысление состояния дизайн-образования, его проблем в современном мире позволило выделить педагогические доминанты различных зарубежных и российских моделей дизайн-образования: активная государственная поддержка (финансирование учебных программ, совершенствование практики, помощь в организации стажировок, направление и регулирование дизайн-образования, разработка и реализация государственных программ, где дизайн выступает инструментом национальной политики, конструктивным фактором повышения благосостояния страны, улучшения качества жизни) (Италия, Великобритания, Скандинавские страны, США, КНР, Япония, Бразилия); развитые связи с социальными партнерами, интеграция дизайн-образования и экономики; непрерывное образование или создание вертикали дизайн-образования, начиная с детских садов и на протяжении всей жизни; раннее обнаружение дизайнерских умений, развитие творческого отношения к учебе и работе (Германия, Великобритания); преобразование дизайн-школ за счет внесения проектной культуры, позволяющей осуществлять межпредметный синтез, создавать условия для воспитания всесторонне развитой личности (Великобритания, Япония, Германия); регулирование приема в дизайнерские вузы в соответствии с потребностями страны, регионов (Великобритания, Франция, Скандинавские страны) как результат прогностических исследований; отсутствие ежегодного или единого плана для всех вузов (Франция, КНР), распределение по проектным группам, а также введение индивидуальных программ.
Компаративный анализ развития дизайн-образования в России и зарубежных странах, помимо выделенных отличий и сходств в концептуальном, организационно-педагогическом, структурном аспектах, позволил убедиться в том, что дизайн в России находится в начале пути своего развития: открытие во многих вузах страны факультетов и кафедр дизайна, введение непрерывной дизайн-подготовки, расширение сферы приложения дизайна, изменение принципов и подходов к образовательной программе подготовки дизайнеров, осознание необходимости внесения изменений в дизайн-образование таких, как профессиональная подготовка к творческой
деятельности в условиях конкуренции и безработицы, к мобильной профессиональной работе, к готовности переквалификации, к возможности планирования профессиональной карьеры; адаптация выпускников на рынке труда; ориентация на новейшие технологические достижения, авангардные течения; формирование материально-технической базы учебных заведений в соответствии с уровнем современных возможностей; сбалансированность взаимосвязи теоретического и практического обучения; обеспечение образовательного процесса информационно-методическими материалами; учет индивидуальных образовательных запросов личности; повышение продуктивности развития способностей будущих дизайнеров к креативной деятельности, приобщение их к проектной культуре; аксиологизация процесса обучения будущих дизайнеров; учет национально-культурных доминант дизайн-образования в современном контексте. В процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров определяющей остается личностно-профессиональная позиция педагога, его отношение к своей деятельности и способность к преодолению стереотипов в профессиональной деятельности.
В соответствии с современными требованиями профессионального образования дизайнера как на уровне профессионального сообщества (дизайнер, заказчик, потребитель), так и на уровне государственных структур нами определен предмет исследования — профессионально-эстетическая компетентность.
Методологическими ориентирами раскрытия сущности профессионально-эстетической компетентности являются идеи ученых о компетентности (Г. Вайнер, И.А. Зимняя, O.E. Лебедев, Е.И. Огарев, Дж. Равен, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицина, М.А. Чошанов), о профессиональной компетентности (В.И. Байденко, В.М. Басова, И.Д. Белоновская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Н. Хомский,
A.B. Хуторской), об эстетическом образовании и воспитании (Г.П.Бурса, Ю.В. Изюмский, С.М. Каргапольцев, Т.С. Комарова,
B.А. Разумный, Г.И. Щукина), об эстетической компетентности (Р.К. Джандосов, Т.О. Иванова, А.П. Соболев), об эстетических ориентациях (Г.П. Выжлецов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, A.B. Кирьякова, Н.Д. Никандров, В.Н. Сагатовский, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов).
Итогом компонентного анализа определения профессиональной компетентности стал вывод о том, что компетентность представляется как многогранное понятие, как качественная характеристика потенциала личности, от уровня, развития которого зависит степень активности и достижения результата различной деятельности человека.
Целевой блок
Социальный заказ: подготовка высококвалифицированных специалистов в системе высшего профессионального образования
Цель: Формирование профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера_
Ж
Принципы: принцип ценностно-ориентированного изучения дисциплин, принцип креативности, принцип информативности, принцип проектности, принцип коммуникативности
Компоненты ПЭК будущего дизайнера
Информационно-
когнитивный: знания:
общетеоретические,
технологические, инженерно-
технические,
общехудожественные,
эстетические;
умения: аналитические,
оценочные, прогностические; интегрирование знаний в проектном поиске
Эмотивно-ценностный:
ориентация на профессию как ценность, мотивация к достижению результатов в дизайнерской
деятельности, ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности, ориентация на эстетические ценности
Ш
Креативно-
деятельностный:
креативно-
проектные
умения,
самореализация в
творческой
дизайн-
деятельности;
авторская
инноватика
а Педагогические условия формирования ПЭК будущего дизайнера
о =: ю >5 2 X л ч >> и и о Я Межпредметный синтез профессионально- эстетических знаний Коучинг-стратегии как условие эффективного взаимодействия преподавателя и студента (мастер-класс, творческие мастерские) Использование креативно-ценностных технологий в подготовке будущего дизайнера (творческое проектирование, конкурсная технология, портфолио, сценический перформанс, средовые акции)
О. Этапы формирования ПЭК будущего дизайнера
С начальный | базовый | продуктивный
ЗП
Показатели
Глубина знаний, объем усвоенных знаний, скорость усвоения знаний, точность, прочность, целостность, системность, потребность в самообразовании и самоактуализации, знание канонов красоты, способы познания в творческой сфере, знание спец. дисциплин______
Интерес к предмету изучения, обретение системы эстетических ориентации, ценностное отношение к профессии и будущей профессиональной деятельности, наличие потребности и способности к самопознанию и самосовершенствованию, оценка своего проектного опыта_
Творческий подход к профессиональным задачам, исследовательско-творческая и коммуникативная активность, анализ теоретических знаний, владение базовыми технологиями и специальными методиками, способность многовариантно решать учебно-профессиональные задачи
л —
Резул
ьтативныи блок
Сформированная профессионально-эстетическая компетентность будущего дизайнера
Рисунок 1 - Модель формирования профессионально эстетической компетентности будущего дизайнера
В нашем исследовании акцентируется внимание на эстетической составляющей профессиональной компетентности как основы понимания других форм общественной реальности, так как изучение общепрофессиональных дисциплин в образовательном процессе начинается, прежде всего, с истории культуры и искусств, с интерпретации памятников искусства, более широко - со способности будущего дизайнера эмоционально-чувственно, интеллектуально воспринимать мир через призму эстетического идеала. Сущностным ядром профессионально-эстетической компетентности являются эстетические ориентации.
На основе анализа понятий «компетентность», «профессиональная компетентность», «эстетическая компетентность» мы определяем профессионально-эстетическую компетентность будущего дизайнера как интегративное качество личности, характеризующееся наличием системы теоретических знаний в области эстетики, эстетического эмоционально-чувственного и ценностного отношения к действительности (человеку, деятельности, продуктам творчества), определяющих способность будущего дизайнера творчески решать профессиональные задачи с ориентацией на эстетические смыслы.
В работе определен методологический статус аксиологического подхода к формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера как основополагающего в нашем исследовании, что подразумевает ориентацию дизайн-образования на ценности культуры общества, на соответствие в содержательном и структурном плане социальным и культурным ценностям, формирующим эстетический вкус потребителя; на выделение эстетических ценностей; на аксиологизацию содержания дизайн-образования; на актуализацию креативно-ценностных технологий.
Изучение проблемы формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера определило необходимость педагогического обоснования организации данного процесса, конкретнее - разработки содержательно-процессуальной модели, представленной в виде следующих блоков (Рисунок 1):
целевой блок фиксирует требования к формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера как к целостному процессу;
- структурно-содержательный блок включает принципы (принцип ценностно-ориентированного изучения дисциплин, принцип креативности, принцип информативности, принцип проектности, принцип коммуникативности) и компоненты профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера (информационно-когнитивный, эмотивно-ценностный, креативно-деятельностный);
- процессуальный блок представлен педагогическими условиями (обеспечение межпредметного синтеза профессионально-эстетических
знаний, осуществление коучинг-стратегий как условие эффективного взаимодействия преподавателя и студента, использование креативно-ценностных технологий в подготовке будущего дизайнера), этапами формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
- оценочный блок выделяет критерии, показатели, уровни и методы диагностики сформированное™ профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
результативный блок отражает сформированность профессионально-эстетической компетентности как результат исследования.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера в условиях университета» представлены результаты опытно-экспериментальной работы, раскрывающие, при каких условиях процесс формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера будет успешным.
Реализация опытно-экспериментальной работы осуществлялась поэтапно в естественных условиях образовательного процесса с 2008 года по 2013 год на базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (кафедра дизайна и кафедра живописи и рисунка по направлениям специализации «Дизайн костюма», «Графический дизайн», «Дизайн среды» архитектурно-строительного факультета и кафедра маркетинга, коммерции и рекламы по направлению специализации «Реклама» факультета экономики и управления) в г. Оренбурге. Исследованием было охвачено 327 респондентов.
Определив в результате теоретического анализа компоненты профессионально-эстетической компетентности: информационно-когнитивный, эмотивно-ценностный и креативно-деятельностный, нам необходимо было выяснить, при каких условиях формируется каждый из компонентов. Мы пришли к выводу, что это возможно лишь условно, так как каждое педагогическое условие влияет на формирование всех компонентов.
Первым условием формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера является обеспечение межпредметного синтеза профессионально-эстетических знаний, что подразумевает включение в учебный процесс элементов эстетизации, художественной деятельности. Интеграция эстетики и дизайна, формирование эстетической культуры будущих дизайнеров, ориентация дисциплин, преподаваемых будущим дизайнерам, на развитие эстетического сознания - важные составляющие процесса формирования информационно-когнитивного компонента,
представленного общетеоретическими, технологическими и инженерно-техническими знаниями; знаниями о специфике эстетики
как науки; об основных эстетических категориях, об исторической динамике и взаимосвязи эстетических представлений о формах художественной культуры; о художественном произведении и его эмоционально-эстетическом и ценностном уровне; о приемах искусствоведческого анализа и интерпретации содержания произведения искусства; о принципах эстетики отдельных мыслителей, о школах и направлениях.
Данное условие реализовывалось в реальном времени, отводимом на освоение дисциплин «Пропедевтика», «Академический рисунок», «Академическая живопись», «Цветоведение», «Проектирование», «Теория и методология дизайна», «История костюма и кроя», «Выполнение проекта в материале», «Декоративно-прикладное искусство», «Компьютерное проектирование в дизайне одежды». Связующим звеном в межпредметном синтезе явилось разработанное нами методическое обеспечение: рабочие программы, учебные пособия, методические указания, включающие комплекс творческих заданий: «Силуэт - основная характеристика формы костюма», «Выявление стиля в формообразовании костюма»; творческие проекты «Альбом модных тенденций», «Выполнение проекта в материале» «Разработка коллекции по мотивам народного костюма», «Разработка коллекции по мотивам народного костюма», «Разработка авторского портфолио»; разработка и проведение мастер-класс «Создание коллекционного ряда моделей на основе интерьера».
Определение динамики формирования профессионально-эстетической компетентности осуществлялось на основе разработанных нами контрольных вопросов и тестовых заданий, выполненных в системе АИССТ.
Результаты оценки профессионально-эстетических знаний показали, что количество студентов с высоким уровнем сформированности профессионально-эстетической компетентности, вырос с 29,6% до 48,7%, количество студентов со средним и низким уровнем снизилось соответственно с 52,6% до 37,6% и с 18,8% до 13,7%.
Второе педагогическое условие - использование коучинг-стратегий — направлено на формирование эмотивно-ценностного компонента профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера. Коучинг-стратегии, качественно изменяя взаимоотношения «преподаватель-студент», позволяют активизировать аксиологический потенциал студента для решения профессиональных задач, индивидуально-личностное развитие студента, формируют индивидуальный творческий взгляд, потребность и способность к самопознанию и самосовершенствованию, ценностное отношение к профессии. Коучинг-стратегии, предполагающие приоритет личностной активности и индивидуального креативного мышления, развивают способности осмысливать, творчески интерпретировать и
отражать в оценочных суждениях различные грани эстетических ценностей; распознавать эстетические ценности и устанавливать ценностный смысл в процессе эстетического выбора, наличие эстетического вкуса; позволяют оценить во взаимосвязи эстетическое и этическое отношение к предметам и явлениям действительности, что в полной мере отвечает задаче формирования эмотивно-ценностного компонента профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Коучинг-стратегии применялись в процессе курсового и дипломного проектирования, выполнения разработанного нами комплекса творческих заданий, таких как «Создание композиции на основе музыкальных впечатлений», «Непрерывная линия», а также в организации мастер-классов «Изготовление русской обрядовой куклы», «Сухое и мокрое валяние из шерсти», «Лепка из полимерной глины», творческих мастерских «Декоративно-прикладное искусство в дизайне костюма», «Этапы дизайн-проектирования коллекции одежды».
Доказательством эффективности выдвинутого условия явились результаты примененных методик: анкетирование, опрос, «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» A.A. Реана, В.А. Якунина, тест культурно-ценностных ориентации (Дж.Таусенд, вариант Л.Г. Почебут).
Высокий уровень сформированное™ эмотивно-ценностного компонента профессионально-эстетической компетентности
зафиксирован у 61,7% студентов по сравнению с 44,1% на начало эксперимента; средний уровень и низкий уровень - у 42,5% студентов по сравнению с 32,6%, 13,4% по сравнению 5,7% соответственно.
Условием формирования креативно-деятельностного компонента профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера, включающего креативно-проектные умения, самореализацию в творческой дизайн-деятельности, авторскую инноватику, является использование креативно-ценностных технологий (творческое проектирование, конкурсная технология, портфолио, сценический перформанс, средовые акции). В результате теоретического анализа мы конкретизировали понятие креативно-ценностных технологий. Это технологии, основанные на одноименном механизме, под которым понимается развитие творческих способностей студентов на основе их ценностного отношения к учебе, к изучению специальных дисциплин, к выбранной профессии, к окружающей действительности и к себе, который способствует формированию профессионально-эстетической компетентности и применению её в будущей профессиональной деятельности (творческое проектирование, конкурсная технология, портфолио, сценический перформанс, средовые акции). Наиболее эффективной для использования креативно-ценностных технологий являлась внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов,
которая представляет собой логическое завершение аудиторных занятий (отработка лекционного и семинарского учебного материала, решение задач курсового и дипломного проектирования). Она включала учебную, исследовательскую, творческую деятельность, социальную работу, то есть разнообразные виды деятельности, которые способствуют формированию активной жизненной позиции студентов, компетентностей будущего дизайнера.
Примененные нами методики «Оценка уровня креативности личности», «Оценка уровня творческого потенциала личности» позволили выявить три уровня сформированности креативно-деятельностного компонента и определить динамику его формирования.
Высокий уровень сформированности креативно-деятельностного компонента зафиксирован у 15,1% студентов по сравнению с 4,2%, средний уровень - у 39,3% студентов по сравнению с 23,7%, низкий уровень у 45,6% студентов по сравнению с 72,1% на начало эксперимента.
В проведенном нами исследовании процесса формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера для изучения взаимосвязи метрических переменных, в нашем случае, это взаимосвязь компонентов (информационно-когнитивного, эмотивно-ценностного, креативно-деятельностного), мы применили коэффициент корреляции Браве-Пирсона, использовав формулу:
(л -1
где ГХУ - сумма произведений данных из каждой пары;
п - число пар;
X - средняя для данных переменной X;
У - средняя для данных переменной У - стандартное отклонение для распределения х:
Бу - стандартное отклонение для распределения у.
В качестве числовой характеристики вероятностной связи мы использовали коэффициенты корреляции, значения которых варьировались в диапазоне от -1 до +1.
Установленный коэффициент корреляции (г) переменных информационно-когнитивного, эмотивно-ценностного, креативно-деятельностного компонентов позволяет нам судить о том, насколько тесно взаимосвязаны изменения компонентов, и каким образом один из них реагирует на динамику другого: установление связи между информационно-когнитивным и эмотивно-ценностным, эмотивно-ценностным и креативно-деятельностным, информационно-когнитивным и креативно-деятельностным компонентами.
Использованная нами математическая статистика - ОпЫпе сопровождает вычисленный коэффициент корреляции более точным значением. В таблице 1 приведены результаты коэффициента
корреляционных связей компонентов (информационно-когнитивный (Я х), эмотивно-ценностный (Я у), креативно-деятельностный (Я г)) профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Таблица 1 - Коэффициенты корреляционных связей компонентов (информационно-когнитивный, эмотивно-ценностный, креативно-деятельностный) профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера
Компоненты Я х яу Я г
До экспер имента После экспери мента До экспери мента После экспери мента До экспери мента После экспери мента
Информационн о-когнитивный (Я х) 0,42 0,69 0,47 0,72
Эмотивно-ценностный (Я V) 0,42 0,69 0,48 0,87
Креативно-деятельностны й (Я г) 0,47 0,72 0,48 0,87
Мы установили, что уровень плотности взаимосвязи между компонентами (информационно-когнитивный, эмотивно-ценностный, креативно-деятельностный) показал положительную корреляцию, что подтвердило гипотезу о статистической связи между выделенными компонентами, и позволило решить следующие задачи: установить направление (положительное) и формы (линейная) связи между варьирующими признаками; измерить её тесноту; проверить уровень значимости полученных коэффициентов корреляции.
Таким образом, зафиксированные в ходе опытно-экспериментальной работы изменения, дают основание для вывода о положительной динамике сформированности профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера и об эффективности выделенных педагогических условий формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
В заключении нами представлены основные выводы диссертационного исследования, отражающие научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы.
Дальнейшее исследование проблемы может быть связано с изучением различных аспектов феномена профессионально-эстетической компетентности будущих дизайнеров, креативно-ценностных технологий в образовательном процессе университета, с использованием коучинг-стратегий как эффективного условия взаимодействия преподавателя и студента.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:
1. Бобряшова, О.В. Мастер-класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров / О.В. Бобряшова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 11 (130).
С. 169-175. (Реестр ВАК).
2. Бобряшова, О.В. Опытно-поисковая работа по формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера в условиях университета / О.В. Бобряшова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. -№ 2 (151). - С. 27-31. (Реестр ВАК).
3. Бобряшова, О.В. Компаративный анализ российского и зарубежного опыта развития дизайн-образования / О.В. Бобряшова, JI.B. Мосиенко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 2 (163). - С. 17-23. (Реестр ВАК).
Статьи в научных сборниках и журналах
4. Бобряшова, О.В. Модель формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера / О.В. Бобряшова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург : ООО ИПК «Университет». - 2014. - С. 597602. - CD-R. [электронный ресурс].
5. Бобряшова, О.В. Средовые акции как условие формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера / О.В. Бобряшова // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса : сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции / Под общ. ред. C.B. Кузьмина. - Казань, 2013. - С. 83-87.
6. Бобряшова, О.В. Специфика проектной деятельности в системе дизайн-образования / О.В. Бобряшова // Образование: традиции и инновации : сборник трудов по материалам III международной научно-практической конференции / Отв. редактор Н.В. Уварина - Прага, Чешская Республика : Изд-во WORLD PRESS s т.о., 2013. - С. 45-48.
7. Бобряшова, О.В. Коучинг-стратегия как условие взаимодействия преподавателя и студента - будущего дизайнера / О.В. Бобряшова, JI.B. Мосиенко // Современные тенденции в образовании и науке : сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции. Тамбов : Изд-в ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - Часть 11. - С. 30-32.
8. Бобряшова, O.B. Активные виды педагогических технологий для творческих специальностей / О.В. Бобряшова // Инновации. Инициатива. Опыт. - Орск : Изд-во Орского гуманитарного технологического института (филиала) ФГБОУ ОГУ, 2011. - № 2. - С. 7-12.
9. Бобряшова, О.В. Современный преподаватель университета в сфере творческих специальностей / О.В. Бобряшова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2012. - С. 2460 -2465. - CD-R [электронный ресурс]. Зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 25430, номер гос. per. 0321200663 от 05.04.2012 г.
10. Бобряшова, О.В. Традиция как ценность народной культуры / О.В. Бобряшова // Аксиология университетского образования : материалы международной научной конференции, посвященной 55-ю Оренбургского государственного университета / Под общ. ред. A.B. Кирьяковой. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2011. -Часть 2. - С. 270-279.
11. Бобряшова, О.В. Народный костюм как творческий источник в дизайне одежды / О.В. Бобряшова // Дизайн в пространстве национальной культуры: инновации и традиции : материалы международной научно-практической конференции - Оренбург : ИПК ОГУ, 2011. - С. 283-287.
12. Бобряшова, О.В. Формирование культуры будущего дизайнера на основе традиций народного костюма / О.В. Бобряшова // Человек в мире культуры: культура повседневности : материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых. -Екатеринбург : УрФУ, 2011. - С. 31-34.
13. Бобряшова, О.В. Мотивы традиционного народного костюма как источник вдохновения / О.В. Бобряшова // Сборник материалов международной научной конференции «Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации». -Оренбург : ОГУ, 2010. - Часть 7. - С. 18-23.
14. Бобряшова, О.В. Дизайн-образование в университете как социально-педагогический феномен / О.В. Бобряшова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). - Оренбург : ООО ИПК «Университет». 2013. - С. - 3071-3077. CD-R [электронный ресурс]. Зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр» № 30008, номер гос. per. 0321300710 от 22.06. 2013 г.
15. Бобряшова, O.B. Процесс ориентации будущего дизайнера в мире ценностей / О.В. Бобряшова // Система ценностей современного общества : сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск : Издательство НГТУ, 2012. - С. 125-128.
Методическое обеспечение
16. Бобряшова, О.В. Профессионально-эстетическое становление будущего дизайнера : учебное пособие / О.В. Бобряшова, J1.B. Мосиенко. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. - 166 с.
17. Бобряшова, О.В. Мастер-класс как интерактивная технология обучения: учебно-методическое пособие / О.В. Бобряшова, A.B. Кирьякова, JI.B. Мосиенко. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2013,- 119 с.
18. Бобряшова, О.В. Разработка коллекции по мотивам народного костюма : методические указания к курсовому проекту № 18 по дисциплине «Выполнение проекта в материале» / О.В. Бобряшова, В.Д. Викторова, М.А. Сапугольцева. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 18 с.
19. Бобряшова, О.В. Эскизная разработка коллекционного ряда по мотивам народного костюма : методические указания к курсовому проекту № 17 по дисциплине «Выполнение проекта в материале» / О.В. Бобряшова, В.Д. Викторова. - Оренбург : ОГУ, 2010. - 12 с.
20. Бобряшова, О.В. Силуэт - основная характеристика формы костюма : методические указания к курсовому проекту № 1 по дисциплине «Проектирование» / О.В. Бобряшова, О.Б. Лозовая, М.М. Яньшина. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2011. - 22 с.
21. Бобряшова, О.В. Выявление стиля в формообразовании костюма : методические указания к курсовому проекту № 2 по дисциплине «Проектирование» / О.В. Бобряшова, О.Б. Лозовая, М.М. Яньшина. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2011. - 19 с.
22. Бобряшова, О.В. Научно-практическая работа : методические указания к курсовому проекту № 19 по дисциплине «Выполнение проекта в материале» / М.А. Сапугольцева, О.В. Бобряшова, В.Д. Викторова. - Оренбург : ОГУ, 2011. - 26 с.
23. Бобряшова, О.В. Концептуальное проектирование в дизайне костюма : методические указания к курсовому проекту № 20 по дисциплине «Выполнение проекта в материале»' / В.Ю. Сапугольцев, О.В. Бобряшова, В.Д. Викторова. - Оренбург : ОГУ, 2011. - 20 с.
Свидетельства о регистрации программных средств
24. Бобряшова, О.В. Пропедевтика. Направление подготовки 072500.62 Дизайн, профиль Дизайн костюма : рабочая программа / О.В. Бобряшова, О.Б. Лозовая, М.М. Яньшина. Зарегистрировано в УСИТО ОГУ, № 11711(ФГОС) от 5 июля 2011. - Оренбург: ОГУ, 2011. - 13 с.
25. Бобряшова, О.В. Проектирование. Направление подготовки 072500.62 Дизайн, профиль Дизайн костюма : рабочая программа / О.В. Бобряшова, О.Б. Лозовая, М.М. Яньшина. Зарегистрировано в УСИТО ОГУ, № 117Ю(ФГОС) от 5 июля 2011. - Оренбург : ОГУ, 2011. - 15 с.
26. Бобряшова, О.В. Компьютерное проектирование в дизайне одежды. Направление подготовки 072500.62 Дизайн, профиль Дизайн костюма: рабочая программа / О.В. Бобряшова, О.Б. Чепурова, М.М. Яньшина. Зарегистрировано в УСИТО ОГУ, № 18084(ФГОС) от 12 апреля 2012. - Оренбург : ОГУ, 2012. - 15 с.
27. Бобряшова, О.В. Пропедевтика. Направление 072500.62 Дизайн, профиль дизайн костюма : фонд тестовых заданий / О.В. Бобряшова. Зарегистрировано в УСИТО ОГУ, № 1260 (ФГОС) от 2 июля 2012. - Оренбург : ОГУ, 2012. - 202 тестовых заданий. - 24 с.
28. Бобряшова, О.В. Проектирование. Направление 072500.62 Дизайн, профиль дизайн костюма: фонд тестовых заданий / О.В. Бобряшова. Зарегистрировано в УСИТО ОГУ, № 1261(ФГОС) от 2 июля 2012. - Оренбург : ОГУ, 2012. - 206 тестовых заданий. - 24 с.
Подписано в печать 22.04.2014 г. Отпечатано в типографии «ОренПечать» О.Г.Р.Н. 312565810300101 Формат 60x84 1/16. Бумага офисная. Усл. печ. л. 1.5 Тираж 100 экз. Заказ 171 г. Оренбург, ул. Советская, 27
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бобряшова, Оксана Викторовна, Оренбург
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
БОБРЯШОВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА
13.00.08 - теория и методика профессионального
образования
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент
Л. В. Мосиенко
Оренбург - 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА...........................................................17
1.1 Дизайн как актуальная проблема теории и практики университетского образования.....................................................17
1.2 Аксиологические основы формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.........................49
1.3 Модель формирования профессионально-эстетической
компетентности будущего дизайнера............................................72
Выводы по первой главе..............................................................88
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТА.......................................................................92
2.1 Межпредметный синтез профессионально-эстетических знаний как условие формирования информационно-когнитивного компонента профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера..................................................................................92
2.2 Реализация коучинг-стратегии как условие формирования эмотивно-ценностного компонента профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера...........................................116
2.3 Внедрение креативно-ценностных технологий как условие формирования креативно-деятельностного компонента профессионально-эстетической компетентности будущего
дизайнера.................................................................................145
Выводы по второй главе............................................................181
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................186
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................191
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................226
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире формируются новые проблемы «развертывания преобразовательной деятельности, активизации человека, способности его подняться над ситуацией, способности решать стратегические задачи движения общества и своего роста-развития» (Д.И. Фельдштейн).
Преобразовательная деятельность дизайнера, целью которой является сделать мир более удобным, функциональным, привлекательным, определяет дизайн как «культурный код и как маркер современной эпохи». Он отличается направленностью на гармонизацию предметно-пространственной среды, достижением эстетических, экономических, эргономических качеств продуктов дизайн-деятельности.
Язык дизайна уникален и универсален, он является коммуникативным и экспрессивным средством, позволяющим сделать выбор в мире общечеловеческих ценностей и неограниченных возможностей, приобщить молодое поколение к сокровищнице мировой культуры, традициям и эстетическим ценностям, формировать эстетические вкус и отношение, развивать внутренний эмоциональный мир молодого человека.
В связи с этим в дизайн-образовании на первый план выдвигается задача подготовки специалиста-дизайнера, обладающего проектным мышлением, навыками конструкторской, графической деятельности, творческой направленностью, высокими эстетическими свойствами, способностью к решению нестандартных задач и продуцированию оригинальных идей, удовлетворяющих самые разнообразные пожелания потребителей.
Направленность на гармонизацию предметно-
пространственной среды, достижение утилитарных, эстетических, экономических, эргономических, многофункциональных качеств, социальную ориентированность создаваемого мира, профессиональное моделирование реальных и виртуальных объектов и субъектов, «повышение успеха презентации феноменов культуры <...> в связи с интересами, вкусами, стереотипами реципиента характеризуют дизайн, культурный маркер эпохи» (В. Луков, Вл. Луков), глобальный феномен, охватывающий самые разные сферы жизни.
Однако недостаточное внимание, уделяемое дизайну при планировании, формировании государственных заказов на выпуск и приобретение продукции, достаточно низкий уровень спроса на услуги дизайна в различных областях жизнедеятельности, слабая вовлеченность российских дизайнерских предприятий в мировой рынок дизайнерских услуг, дефицит квалифицированных кадров, недостаточное внимание к вопросам теоретической и практической подготовки будущих дизайнеров характеризуют современную российскую дизайн-среду, влияют на систему дизайн-образования в России и обуславливают наличие следующих противоречий:
между динамикой потребностей рынка, направленной на гармонизацию предметно-пространственной среды, достижение эстетических экономических, эргономических качеств продуктов дизайн-деятельности и недостаточно сформированной программой реформации профессионального дизайн-образования;
между необходимостью создания гармоничного синтеза технологичности и эстетики и преобладанием образов и принципов проектной культуры в дизайн-образовании;
- между целями и задачами дизайн-образования и отсутствием эффективной учебно-методической системы подготовки будущих дизайнеров, способной интенсифицировать процесс формирования профессионально-эстетической компетентности.
Поиск путей разрешения противоречий определил тему исследования: - «Формирование профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера».
В современной науке к настоящему времени накоплен достаточный фонд знаний, необходимых для анализа и решения поставленной проблемы. Это труды в области дизайна и дизайн-образования (Н.В. Воронов, О.И. Генисаретский, В. Кандинский, E.H. Ковешникова, С.М. Кожуховская, А.Н. Лаврентьев, Г.Б. Минервин, С.М. Михайлов, В.И. Пузанов, В.Ф. Рунге), в области эстетического воспитания и образования (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Г.П. Бурса, М.А. Верб, Ю.В. Изюмский, Т.С. Комарова, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, Г.И. Щукина), а также работы по формированию профессиональной компетентности (Т.Г. Браже, В.И. Данильчук, Н.И. Запрудский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Е.М. Павлютенков, Дж. Равен, Н. Хомский, A.B. Хуторской).
Вместе с тем современные научно-педагогические реалии указывают на то, что проблема формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера нуждается в дальнейшем теоретическом исследовании и поиске новых путей ее практической реализации.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Объект исследования: процесс формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера в условиях университета.
Предмет исследования: педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Гипотеза исследования. Профессионально-эстетическая компетентность будущего дизайнера - интегративное качество личности, характеризующееся наличием системы
профессиональных знаний, умений инженерно-технического и художественно-творческого характера, эстетического
эмоционально-чувственного и ценностного отношения к действительности (человеку, деятельности, продуктам творчества), определяющих готовность будущего дизайнера творчески решать профессиональные задачи с ориентацией на эстетические смыслы.
Процесс формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера в условиях университета будет эффективным, если:
- выявлены смысловые доминанты современного дизайн-образования на основе компаративного анализа зарубежного и российского опыта;
- реализуется аксиологический подход к формированию профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
разработана и апробирована содержательно-процессуальная модель формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
обеспечивается использование креативно-ценностных технологий в подготовке будущего дизайнера;
- актуализируется межпредметный синтез профессионально-эстетических знаний;
осуществляются коучинг-стратегии как условие эффективного взаимодействия преподавателя и студента.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) уточнить педагогическую сущность понятия «профессионально-эстетическая компетентность будущего дизайнера»;
2) определить критерии и уровневые показатели развития исследуемого качества;
3) разработать и апробировать содержательно-процессуальную модель формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
4) разработать и внедрить учебно-методическое сопровождение исследуемого процесса.
Методологической основой исследования выступает аксиологический подход, реализация которого в процессе формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера подразумевает ориентацию дизайн-образования на эстетические ценности, формирующие вкус как дизайнера, так и потребителя; аксиологизацию содержания дизайн-образования; актуализацию креативно-ценностных технологий.
Теоретической основой исследования являются:
- философские труды, раскрывающие сущность эстетического (М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, И.Я. Лернер, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Г.Г. Шпет);
- междисциплинарная аксиологическая теория (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В.П. Бездухов, Г.П. Выжлецов,
О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган,
A.B. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, Н.Д. Никандров, Н.С. Розов,
B.Н.Сагатовский, В.А. Сластенин, JI.H. Столович, З.Н. Чавчавадзе, В.А. Ядов);
идеи компетентностного подхода в профессиональном образовании (В.А. Анищенко, И.Д. Белоновская, Т.Г. Болдина, Т.Г. Браже, В.Г. Гладких, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя,
A.B. Кострюков, В.В. Кузнецов, А.К. Маркова, О.В.Никифоров, Е.М. Павлютенков, Дж. Равен, Н.С. Сахарова, Ю.Г. Татур,
B.J1. Темкина, Н. Хомский, A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков); теории эстетического воспитания и образования
(В.М. Бехтерев, Г.П. Бурса, М.А. Верб, Ю.В. Изюмский,
C.М. Каргапольцев, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Н.М. Пархоменко, В.А. Разумный, Г.И. Щукина);
- теория и история дизайна и дизайн-образования (Н.В. Воронов, О.И. Генисаретский, A.JI. Дижур, A.B. Ефимов, О.С. Кириллова,
A.И. Ковешников, С.М. Кожуховская, JI.B. Левицкий, Г.Б. Миневрин, Ю.В. Назаров, Е.Э. Павловская, Л.Б. Переверзев,
B.И. Пузанов, H.H. Таранов, В.Ф. Рунге, О.Б. Чепурова); психолого-педагогические концепции развития творческой
личности и саморазвития (В.И. Андреев, К.Я. Вазина, В.Г. Рындак, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихомирова, М.Г. Ярошевский);
исследования, посвященные разработке и апробации инновационных педагогических технологий (В.П. Беспалько, Н.М. Борытко, З.М. Большакова, Е.С. Заир-Бек, Г.И. Ильин, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, Т.С. Назарова, A.B. Новиков, Г.К. Селевко).
- основные подходы к педагогическому проектированию как к инновационной педагогической технологии (В.И. Андреев,
М.В. Кларин, М.И. Махмутов, Т. Сакамото, В.А. Сластенин, Т.П. Сальникова, Л.М. Фридман, Э.Р. Хайруллина).
Оренбургская школа дизайна внесла достаточно весомый вклад в дизайн-образование (Н.В. Бровко, Ю.М. Бундина, О.П. Тарасова, В.Ю. Сапугольцев, М.А. Сапугольцева).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись взаимообусловленные методы исследования: теоретические (теоретико-методологический, ретроспективный, понятийно-терминологический анализ, обобщение,
моделирование), эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ и продуктов дизайн-деятельности студентов); методы
статистической обработки данных; изучение документации и педагогического опыта.
Опытно-экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялась поэтапно в естественных условиях образовательного процесса с 2008 года по 2014 год на базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (кафедры дизайна и кафедры живописи и рисунка по направлениям специализации «Дизайн костюма», «Графический дизайн», «Дизайн среды» архитектурно-строительного факультета и кафедра маркетинга, коммерции и рекламы по направлению специализации «Реклама» факультета экономики и управления) в г. Оренбурге. Исследованием было охвачено 327 респондентов.
Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа:
Первый этап (2008-2009 гг.) - определение теоретико-методологических аспектов исследования; изучение и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме; формулировка цели, задач и рабочей
гипотезы; разработка программы опытно-поисковой работы и проведение констатирующего эксперимента; анализ учебных программ; определение первоначального уровня
сформированности профессионально-эстетической
компетентности.
Второй этап (2010-2011 гг.) - уточнение содержания и определение сущностных характеристик процесса формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера; определение уровней, критериев и показателей исследуемого качества; экспериментальная проверка разработанных учебных программ и научно-методического обеспечения; разработка программы формирующего эксперимента; моделирование процесса формирования профессионально-эстетической компетентности будущих дизайнеров; апробация и корректирование педагогических условий формирования профессионально-эстетической
компетентности.
Третий этап (2012 - 2013 гг.) - опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной модели процесса формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера; анализ, систематизация и обобщение результатов исследования; коррекция модели процесса формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера; оформление результатов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в отличие от проведенных ранее исследований по рассматриваемой проблематике:
- выявлены смысловые доминанты современного дизайн-образования на основе компаративного анализа зарубежного опыта и российского опыта;
обоснован методологический статус аксиологического подхода в формировании профессионально-эстетической компетентности будущих дизайнеров;
выявлены компоненты профессионально-эстетической компетентности [информационно-когнитивный, эмотивно-ценностный, креативно-деятельностный];
выявлены педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности [обеспечение межпредметного синтеза профессионально-эстетических знаний; осуществление коучинг-стратегий как условие эффективного взаимодействия преподавателя и студента; использование креативно-ценностных технологий];
разработана и апробирована содержательно-процессуальная модель формирования профессионально-эстетической компетентности будущих дизайнеров;
- разработаны критерии оценки уровня сформированности профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера.
Теоретическая значимость заключается в том, что его результаты способствуют:
- уточнению понятийного аппарата проблемы исследования [дизайн-образование, профессионально-эстетическая компетентность будущего дизайнера, креативно-ценностные технологии];
определению статуса аксиологического подхода в формировании профессионально-эстетической компетентности будущих дизайнеров;
актуализации содержательно-процессуальной модели формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера;
- обогащению знаний о педагогических технологиях за счет включения в процесс подготовки будущих дизайнеров креативно-ценностных технологий, что расширяет границы применимости полученных теоретических результатов;
- раскрытию в исследовании принципов, логики и этапов формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера, которые могут служить ориентиром в поиске современных путей подготовки специалистов в области дизайна; выявлению критериев, показателей, уровней сформированности, педагогических условий эффективного формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера, что создает предпосылки для разработки систем мониторинга формирования личностных результатов образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные педагогические условия могут быть применены для реализации ФГОС ВПО по напра