Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера

Автореферат по педагогике на тему «Формирование в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Береза, Наталия Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера"

На правах рукописи

БЕРЕЗА Наталия Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНЕРА

Специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

I О ';;С'! 2013

005061973

Москва-2013

005061973

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Мардахаев Лев Владимирович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Сокольникова Наталья Михайловна,

ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, кафедра дизайна, профессор

кандидат педагогических наук Сазонова Светлана Анатольевна,

AHO ВПО «Московский гуманитарный институт», кафедра СДО, заведующая

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный

университет»

Защита состоится 20 июня 2013 г. в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.341.06 по педагогическим наукам при ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» по адресу: 129226, г. Москва, ул. В. Пика, д. 4, корп.2, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в Электронной социальной библиотеке ФГБОУ ВГ10 «Российский государственный социальный университет» по адресу: 129226, г. Москва, ул.В.Пика, д.4, стр.5.

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «20» мая 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, доцент

Т.Э. Галкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Профессия дизайнера востребована на современном рынке труда и занимает на нем одну из ключевых позиций. Сфера дизайна охватывает множество направлений, в том числе промышленный дизайн, выставочный дизайн, полиграфический дизайн, дизайн одежды, ландшафтный дизайн, компьютерный дизайн и др. Развитие каждого направления требует от дизайнера профессионально-коммуникативного проявления, позволяющего ему понять потребности клиентов в дизайнерской продукции и достойно представить результаты своего творчества.

Потребитель помогает дизайнеру понять их потребности в дизайне, осмыслить восприятие его дизайнерского продукта, определить перспективы своего последующего творчества. Данный факт свидетельствует о важности для дизайнера развитости его профессионально-коммуникативных возможностей и их повседневного проявления. Качественной характеристикой такого проявления дизайнера выступает его профессионально-коммуникативная культура, основы которой закладываются в процессе профессиональной подготовки в образовательном учреждении. Изложенное свидетельствует о необходимости формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера еще на этапе его профессиональной подготовки в колледже.

В колледжах сложился определенный опыт подготовки дизайнеров, формирования у них основ профессионально-коммуникативной культуры, которая позволяет молодым специалистам адаптироваться в их профессиональной сфере. В тоже время изучение этого опыта показало, что вопросам формирования в колледжах профессионально-коммуникативной культуры дизайнера уделяется недостаточное внимание.

Учитывая важность проблемы формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, многие ее аспекты и вопросы получили отражение в работах различных ученых, исследователей. К таким вопросам, в частности, относятся: вопросы профессиональной подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования (О.И. Воленко, Н.И. Никитина, Л.Г. Семушина, A.JI. Смятских и др.); развитие дизайн-образования (И.М. Верткин, П.П. Крамар, Н.М. Сокольникова и др.); вопросы значимости коммуникативной культуры для специалистов, чья профессиональная деятельность осуществляется в системе «человек - человек», обоснование сущности и содержательных характеристик коммуникативной культуры для данных специалистов (B.C. Библер, М. Бубер, А.Ю. Гончарук, М.С. Каган, Ю.С. Моздо-кова, С.А. Сазонова и др.); психологии и педагогики коммуникативной деятельности (A.A. Бодалев, Б.З. Вульфов, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин и др.); вопросы творческой самореализации, развития профессионально-творческой активности и художественных способностей специалистов (P.A. Гильман, И.В. Лапчинская и др.) и ДР-

Вместе с тем анализ литературы показал, что вопросы, которые раскрывают теоретико-методические основы формирования профессионально-коммуникативной культуры специалиста по дизайну в социальном колледже не получили в ней достаточного отражения. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между необходимостью формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и недостаточной разработанностью его теоретико-методического обеспечения в колледже. Представленное противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки теоретико-методического обеспечения формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера. Данная проблема определила тему исследования: «Формирование в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера».

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки дизайнера в колледже.

Предмет исследования - содержание и технология формирования в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.

Цель исследования - разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание и технологию реализации модели формирования в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.

Гипотеза исследования. Успешность профессиональной деятельности специалиста по дизайну в определенной степени характеризуется уровнем сформированное™ у него профессионально-коммуникативной культуры, которая позволяет строить продуктивные личностно-деловые взаимоотношения с различными субъектами коммуникаций в сфере дизайна. Основы такой культуры закладываются в колледже и могут быть обеспечены, если:

— образовательный процесс профессиональной подготовки ориентирован на формирование профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и позволяет каждому обучаемому овладеть ее основами, получить опыт проявления данной культуры в профессионально-творческой среде;

- содержательно-технологический компонент профессиональной подготовки будущих дизайнеров наиболее полно отражает требования профессионально-коммуникативной специфики самопроявления дизайнера и обеспечивает поэтапное формирование в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры;

— студенты мотивированы и активны в процессе овладения основами профессионально-коммуникативной культуры, а художественно-эстетическая, профессионально-образовательная и творческая среда колледжа позволяют обеспечить реализацию основ данной культуры в условиях аудиторной и внеаудиторной деятельности;

- созданы условия необходимые для реализации модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров в колледже.

Исходя из цели и гипотезы, определены задачи исследования:

1. Раскрыть основные теоретико-методологические подходы к изучению профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и необходимость формирования ее основ в колледже.

2. Определить сущность, структурно-содержательные компоненты основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, а также критерии и показатели оценки ее проявления.

3. Разработать модель формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры будущих дизайнеров и ее содержательно-технологическое обеспечение.

4. Экспериментально проверить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.

Методологическую основу исследования составили: работы в области методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, В.В. Краевский и др.); основные положения теории о единстве личности и деятельности, сознании и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, Л.П. Буева, МЛ. Виленский, Л.С. Выготский,

B.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и др.); теоретические обоснования гуманистического и аксиологического подходов в педагогических исследованиях (Ш.А. Амонашвили, A.A. Бодалев, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Петровский и др.); культурологический подход в образовании (Н.И. Алексеев, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, А.Ю.Гончарук,

C.B. Кульневич, Н.Б. Крылова, Ю.С. Моздокова, В.В. Сериков, E.H. Шиянов и др.); общетеоретические положения о моделировании учебного процесса (В.П. Беспалько, В.И. Михеев и др.).

Теоретическим фундаментом исследования стали теории формирования профессиональной культуры специалиста (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, А.К. Маркова, Е.Г. Силяева,

B.А. Сластенин, А.Н. Ходусов, E.H. Шиянов и др.); теории истории дизайна (В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский и др.), теории развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев,

C.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); концепции творчества (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Никандров, В.Г. Рындак, Н.М. Яковлева и др.); современные концепции педагогики художественного образования (М.В. Алпатов, Л.А. Ивахнова, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, H.H. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов и др.); теории формирования в условиях колледжа профессионально-творческих качеств специалиста (Г.С. Альтшуллер, С.Я. Батышев, И.П. Смирнов, А.Л. Смятских и др.); теории профессионального образования специалистов социальной сферы (О.И. Воленко, Б.З. Вульфов, Г.С. Жукова, Л.В. Мардахаев, Н.И. Никитина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.); теории педагогического моделирования (С.И. Архангельский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.И. Загвязинский, В.А. Штофф и Др-)-

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические (анализ и синтез, обобщение и классификация, моделирование и проектирование и др.); эмпирические (наблюдение, в том числе включенное, беседы, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент и др.), а также методы математической статистики.

База исследования. Различные аспекты подготовки дизайнеров, формирования у них основ профессионально-коммуникативной культуры изучались в социальном колледже ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»; ГОУ СПО «Железногорское художественное училише», (г. Железногорск Курской области). Экспериментальная проверка полученных материалов осуществлялась в Социальном колледже ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет». На различных этапах исследования было охвачено более 215 студентов колледжей, 25 преподавателей колледжей и 25 специалистов-дизайнеров баз практики, 30 работодателей, 68 выпускников колледжей, 45 специалистов-практиков с квалификацией «дизайнер».

Исследование проводилось в три этапа в период с 2008 по 2012 гг.

Первый этап (2008-2010 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, методологических подходов к ее решению; накопление эмпирического материала, изучение и анализ отечественного опыта подготовки дизайнера в колледже; формирование понятийного аппарата; проектирование модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры и ее содержательно-технологического обеспечения; определение базы экспериментальной проверки.

Второй этап (2010-2011 гг.) проводилась экспериментальная проверка модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера в условиях колледжа; уточнялись, корректировались отдельные содержательно-технологические стороны исследуемого процесса; обосновывались педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки специалиста по дизайну в период обучения в колледже.

Третий этап (2011—2012 гг.) включал в себя анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, литературное оформление диссертации.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

— выявлены требования, предъявляемые к профессионально-коммуникативной культуре дизайнера;

— уточнено понимание сущности и содержания основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера;

— выявлены характерные уровни проявления основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, а также критерии и показатели оценки их проявления;

- разработана и обоснована модель формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и ее содержательно-технологическое обеспечение;

— выявлен комплекс педагогических условий, необходимых для реализации модели формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.

Теоретическая значимость исследования. Материалы, полученные в ходе исследования, дополняют и обогащают теорию педагогики профессионального образования на примере формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров в колледже, путем уточнения и дополнения понимания сущности и содержания основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, уровней ее проявления, критериев и показателей оценки, а также посредством разработки модели формирования в колледже основ данной культуры.

Практическая значимость исследования. Разработанное содержательно-технологическое обеспечение модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера прошло проверку возможности ее реализации в условиях колледжа. Полученные материалы получили внедрение в такие элективные курсы, как «Профессиональные коммуникации дизайнера», «Профессиональная культура дизайнера», «Психолого-педагогические основы личностно-делового общения дизайнера»; разработаны и внедрены в учебный процесс колледжа факультативы «Основы психологии и педагогики профессионально-творческой активности личности», «Технологии переговорного процесса». Материалы исследования могут быть использованы студентами и преподавателями колледжей для совершенствования программ коммуникативной подготовки дизайнеров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основными требованиями, предъявляемыми к профессионально-коммуникативной культуре дизайнера среднего звена, выступают: умения и способности установить продуктивное коммуникативное взаимодействие, личностно-деловой контакт с заказчиками, коллегами и работодателями; умения адекватно реализовать индивидуальный стиль профессионального общения; умения презентовать дизайнерские достижения своего труда, отличающиеся вкусом, национальными традициями и оригинальностью идей; способность влиять на эстетический вкус потребителей дизайна; владение информационно-коммуникативными технологиями; владение профессионально-этическими нормами и правилами в сфере личностно-деловых коммуникаций.

2. Профессионально-коммуникативная культура дизайнера как часть его профессиональной культуры представляет собой качественную характеристику личности специалиста. Она характеризует повседневность продуктивного коммуникативного проявления дизайнера, обеспечивающего познание им потребности рынка дизайнерской продукции, ее эстетических вкусов и презентацию своей эстетически богатой продукции на рынке труда. Такая культура признается в художественно-творческих сообществах и признается теми, кто

является потребителями этой культуры на рынке труда. Она в большей степени определяет имидж дизайнера, его авторитетность, способность и готовность к коммуникативному общению в профессиональной среде, олицетворяет единство внутреннего и внешнего проявления дизайнера. Внутренняя составляющая характеризует богатство его внутреннего мира, нравственное отношение к окружающей действительности; ценностные установки, мотивы, потребности; личностные качества, определяющие сферу его интересов в повседневной жизни, знания, умения, навыки в области дизайнерского искусства (его мастерство), а также опыт самореализации в дизайнерском продукте и его презентация. Внешняя - это индивидуальный стиль коммуникативного проявления в профессиональной деятельности и активность в самосовершенствовании.

Основными компонентами профессионально-коммуникативной культуры дизайнера являются: аксиологический (осознание ценности культуры коммуникативного проявления в профессиональной среде, принятие на личностном уровне ее необходимости и важности; осознание и принятие норм профессиональной этики в сфере личностно-деловых коммуникаций дизайнера); когнитивный (объем и качество знаний об основах профессионального коммуникативного проявления специалиста в сфере дизайна, а также о сущности, содержании рекламных и дизайн-технологий, знания об особенностях различных видов личностно-деловых коммуникаций в различных сферах деятельности); интерактивно-поведенческий (владение системой умений, навыков, необходимых для профессионально-коммуникативного проявления, а также развитость умений предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, анализировать собственную практическую деятельность, объективно оценивать себя, свой уровень профессиональной культуры, продуктивность личностно-делового общения и способность адаптироваться к динамично изменяющимся условиям трудовой деятельности).

Уровнями проявления основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера выступают: адаптивно-базовый (положительное отношение к профессиональной деятельности в сфере дизайна, сформированность базовых социально-перцептивных умений, а также умений устанавливать начальный личностно-деловой контакт с различными субъектами профессиональных коммуникаций в сфере дизайна; умения осуществлять саморегуляцию эмоционального состояния, самоконтроль речевых и поведенческих реакций, сложности адаптации в нестандартных условиях профессиональной практики); продуктивно-ситуативный (владение профессионально-этическими нормами в сфере личностно-деловых коммуникаций; сформированность умений моделировать процесс коммуникации в зависимости от особенностей конкретной ситуации, владение широким спектром вариативных вербальных и невербальных средств личностно-делового общения, систематическое достижение цели в сфере профессиональных коммуникаций; умения компенсировать слабые стороны своей коммуникативной культуры, устойчивость мотивов в сфере саморазвития, самосовершенствования профессионально-коммуникативной культуры); профессионально-творческий (умения выбирать адекватную стра-

тегию и тактику коммуникативного поведения в нестандартных, сложных ситуациях личностно-делового общения, последовательная реализация собственного профессионально-коммуникативного потенциала и культуры на основе квалифицированного выполнения задач профессиональной деятельности, умения презентовать свой дизайн-продукт, управлять собственным профессиональным поведением даже в нетипичных ситуациях, высокая мотивация к систематическому самосовершенствованию коммуникативной культуры). Критериями оценки уровня проявления профессионально-коммуникативной культуры дизайнера выступают: мотивационно-ценностный (осознание и принятие ценностей профессиональной этики в сфере личностно-деловых коммуникаций дизайнера; открытость, тактичность в межличностных взаимодействиях, осознание важности и необходимости принятия в процессе личностных и деловых контактов этнокультурных особенностей партнеров по общению, ориентация на достижение компромисса в сложных ситуациях профессиональных коммуникаций); гносеологический (системность знаний в области профессиональных коммуникаций дизайнера, в сфере психолого-педагогических, этических, лингвистических, конфликтологических, этнокультурных основ личностно-делового взаимодействия с клиентами, коллегами, работодателями, а также знаний в сфере индивидуальных особенностей профессионально-коммуникативного проявления стиля общения дизайнера); операционально-деятельностный (умения грамотно, доступно, аргументировано устно и письменно излагать свои мысли, дизайнерские идеи; адекватность коммуникативного восприятия партнеров по личностно-деловому общению, умения реализовывать речевую и поведенческую тактику с различными партнерами по коммуникациям в сфере дизайна, владение технологиями дизайна и технологиями этического профессионально-коммуникативного поведения; владение навыками монологической речи, умения предупреждать и разрешать конфликтные ситуации; умения вести диалог, переговоры и др.).

3. Модель процесса формирования в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера предстает в виде единства и взаимосвязи компонентов: целевой (цели, функции, задачи формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера в процессе его профессиональной подготовки), организационно-управленческий (организация и управление учебным процессом в контексте формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера), содержательный (профессионально-ориентированное проектирование содержания учебных дисциплин, обеспечивающих усвоение теоретических основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера), технологический (поэтапная учебно-воспитательная деятельность в колледже по овладению основами профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и получение опыта ее реализации в процессе практики, учебной и внеучебной деятельности обучаемых); профессионального воспитания (развитие интереса к профессии, формирование ответственности дизайнера за художественно-эстетическое проявление и умение его воспринимать, производить и представлять во взаимодействии в

профессиональной сфере деятельности, менталитета дизайнера высокой культуры); профессионально-эстетического сопровождения (определение субъекта и обеспечение художественно-эстетического сопровождения профессионально-личностного роста дизайнера и его профессионально-коммуникативного проявления); профессионально-творческого самосовершенствования (стимулирование самостоятельности в овладении художественно-творческим мастерством, индивидуальным коммуникативным проявлением в процессе профессионального становления); ресурсный (кадровое обеспечение подготовки дизайнера в колледже, материально-техническое и технологическое сопровождение, творческие мастерские); мониторинговый (обеспечение оценки художественно-эстетического и профессионально-коммуникативного роста студента как дизайнера и учет его в стимулировании профессиональном и профессионально-коммуникативном самосовершенствования); результативный (оценка уровня сформированное™ основ профессионально-коммуникативной культуры). Принципами реализации модели являются: принцип ситуативности; принцип профессионально-коммуникативной целесообразности; принцип индивидуального и группового коммуникативного проявления; принцип индивидуализации подготовки.

4. Социально-педагогические условия, необходимые для обеспечения эффективности реализации модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры будущего дизайнера: организационно-управленческие (маркетинговое изучение потребностей региональных рынков труда в дизайнерах среднего звена и требований работодателей в отношении их профессионально-коммуникативной культуры; систематический мониторинг и экспертная оценка уровня сформированное™ основ профессионально-коммуникативной культуры выпускников колледжей и др.); профессионально-коммуникативные (ориентированность среднего профессионального образования на мотивы и потребности повышения профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, мотивированность и активность студентов в повышении своей профессионально-коммуникативной культуры); дидактические (необходимая материально-техническая база и система учебно-методического обеспечения образовательных заведений, организация процесса формирования основ профессионально-коммуникативной культуры в контексте будущей профессиональной и творческой деятельности; приоритетность программ профессионально-прикладного и практико-ориентированного характера; наличие структурно-логических межпредметных связей дисциплин предметной области дизайна с другими видами профессиональной подготовки дизайнера, профессионально-ориентированная творческая образовательная среда, кумуляция опыта реализации профессионально-коммуникативной культуры в период практики для получения первичных профессиональных навыков, практики по профилю специализации и преддипломной практики).

Апробация основных положений и внедрение результатов исследования осуществлялись через разработку методических материалов, публикацию статей, докладов, тезисов. Материалы исследования получили одобрение

на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях по проблемам профессиональной подготовки специалистов в городе Москве и Московской области.

Достоверность полученных результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью его теоретических положений; выбором комплекса методов, адекватных объекту, предмету, задачам исследования; приведением теоретических педагогических разработок в неразрывное единство с практической деятельностью, продолжительностью эксперимента, подтвердившего эффективность разработанной модели и технологии ее реализации; аргументированностью выводов, воспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностью.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность темы, представлен научный аппарат исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту. В первой главе «Профессионально-коммуникативная культура дизайнера и необходимость формирования её основ в колледже» раскрывается суть базовых понятий исследования; обосновывается авторская трактовка сущности и структуры основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера Во второй главе «Обоснование и экспериментальная проверка содержательно-технологического обеспечения модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры будущих дизайнеров в колледже» обосновывается модель формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров в колледже, описывается экспериментальная проверка содержательно-технологического обеспечения модели, представлен анализ полученных результатов. В заключении сформулированы основные выводы по результатам исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Профессиональная деятельность дизайнера предполагает постоянное взаимодействие с различными категориями клиентов, работодателями, заказчиками дизайн-проектов, потребителями дизайн-продукта. От уровня и качества такого взаимодействия во многом зависит способность дизайнера устанавливать непосредственные профессиональные личностно-деловые контакты с субъектами профессиональной деятельности. Качественной характеристикой дизайнера в коммуникативном проявлении выступает его профессионально-коммуникативная культура. Необходимо раскрыть сущность и содержание профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.

Методологической основой раскрытия существа профессионально-коммуникативной культуры дизайнера явился системно-деятельностный подход, который представлен в работах Н.В. Кузьминой, В.А. Якунина, В.А. Сла-стенина и др. Он направлен на раскрытие существа профессионально-коммуникативной культуры дизайнера как системного явления и системно

представить основы его формирования в колледже через деятельностное проявление каждого студента. Такой подход требует рассматривать профессионально-коммуникативную культуру дизайнера как часть целого (профессиональная культура) и как своеобразие повседневного проявления ее в профессиональной сфере деятельности.

Для раскрытия существа профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, необходимо прежде всего определить требования, предъявляемые к ней. С этой целью изучена научная литература, нормативные документы, регламентирующие деятельность дизайнера и его профессиональную подготовку, а также проведены беседы с руководителями творческих мастерских, практиками-дизайнерами. Все это позволило выделить следующие требования: постоянное взаимодействие с различными категориями клиентов, работодателями, заказчиками дизайн-проектов, потребителями дизайна; учет степени выраженности профессионально-коммуникативной культуры определяет способность устанавливать непосредственные контакты с субъектами профессиональной деятельности, решать возникающие проблемы взаимоотношения исполнителей и заказчиков дизайн-проекта; наличие сформированной культуры профессиональной речи, способность логично и правильно передавать свои мысли, как в непосредственном общении, так и в реализации дизайнерского проекта, а также культуры профессионально-коммуникативного поведения дизайнера в целом. Высокая степень проявления профессионально-коммуникативной культуры в профессиональной деятельности обеспечивает дизайнеру возможность более эффективно взаимодействовать с заказчиками, работодателями, потребителями дизайн-проектов, обосновывать и принимать дизайнерские решения и др.

Учитывая важность формирования профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, необходимо определить ее существо. Известно, что понятие «культура» имеет множество толкований (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Н.С. Злобин, JI.B. Мардахаев, Э.С. Маркарян и др.). По мнению Л.В. Марда-хаева, культура представляет собой усвоенный и повседневно проявляемый опыт поведения, отношений, общения. Она характеризует личность, а также его деятельность. С позиции личности культура характеризует ее соответствие принятым образцам восприятия и внешнего проявления человека как представителя определенной модели (в данном случае дизайнера). С позиции деятельности — проявление его в профессиональной сфере деятельности (профессиональная культура). Она включает культуры реализации основных функций профессиональной деятельности специалиста (дизайнера), одной из которых выступает профессионально-коммуникативная культура.

Анализ научной литературы показал, что многие исследователи рассматривают профессиональную культуру как часть общей культуры (И.А. Зимняя, Е.А. Климов, Л.В. Мардахаев, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.). Она выступает качественной характеристикой проявления личности специалиста в процессе самореализации в профессии. Изучение литературы, осмысление специфики профессионально-коммуникативного прояв-

ления дизайнера, позволило прийти к следующему пониманию существа профессионально-коммуникативной культуры: как части его профессиональной культуры, которая представляет собой качественную характеристику личности дизайнера, которая отражает повседневность продуктивного коммуникативного его проявления, обеспечивающего познание потребности рынка дизайнерской продукции, ее эстетических вкусов и успешность презентации своей эстетически богатой продукции на рынке труда. Такая культура признается в художественно-творческих сообществах и теми, кто является потребителями этой культуры на рынке труда. В своей основе она определяет имидж дизайнера, его авторитетность, способность и готовность к коммуникативному общению в профессиональной среде.

Исследователи при раскрытии понятия «культура» (Л.В. Мардахаев и др.) выделяют в ней внутреннюю и внешнюю составляющую. Внутренняя составляющая профессионально-коммуникативной культуры дизайнера характеризует богатство его внутреннего мира, нравственное отношение к окружающей действительности; ценностные установки, мотивы, потребности; личностные качества, определяющие сферу его интересов в повседневной жизни, знания, умения, навыки в области дизайнерского искусства (его мастерство), а также опыт самореализации в дизайнерском продукте и профессионально-коммуникативном самопроявлении; внешняя - индивидуальный стиль коммуникативного проявления дизайнера в профессиональной деятельности и активность в самосовершенствовании. Между ними существует тесная взаимосвязь, которая, с одной стороны, характеризует подготовленность дизайнера к профессионально-коммуникативному проявлению, а с другой, развитость нравственных и коммуникативных качеств, обуславливающих потребность, ответственность и рациональность в профессиональном самопроявлении дизайнера.

Анализ представленного определения позволяет выделить основные компоненты профессионально-коммуникативной культуры дизайнера: аксиологический - осознание ценности культуры коммуникативного взаимодействия в профессиональной среде, принятие на личностном уровне необходимости и важности профессионально-коммуникативной подготовки дизайнера; осознание и принятие норм профессиональной этики в сфере личностно-деловых коммуникаций дизайнера; когнитивный - объем и качество знаний об основах профессионального коммуникативного проявления специалиста в сфере дизайна, а также о сущности, содержании рекламных и дизайн-технологиях, знания об особенностях различных видов личностно-деловых коммуникаций в различных сферах деятельности; интерактивно-поведенческий - владение системой умений, навыков, необходимых для профессионально-коммуникативного проявления, а также развитость умений предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, анализировать собственную практическую деятельность, объективно оценивать себя, свой уровень профессиональной культуры, продуктивность личностно-делового общения и способность адаптироваться к динамично изменяющимся условиям трудовой деятельности.

Представленные компоненты могут рассматриваться как качественные характеристики профессионально-коммуникативной культуры дизайнера. Изучение литературы, особенностей проявления основных качественных характеристик основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера позволили выделить следующие критерии и показатели их проявления: мо-тивационно-ценностный (осознание и принятие ценностей профессиональной этики в сфере личностно-деловых коммуникаций дизайнера; открытость, тактичность в межличностных взаимодействиях, осознание важности и необходимости принятия в процессе личностных и деловых контактов этнокультурных особенностей партнеров по общению, ориентация на достижение компромисса в сложных ситуациях профессиональных коммуникаций); гносеологический (системность знаний в области профессиональных коммуникаций дизайнера, в сфере психолого-педагогических, этических, лингвистических, конфликтологических, этнокультурных основ личностно-делового взаимодействия с клиентами, коллегами, работодателями, а также знаний в сфере индивидуальных особенностей профессионально-коммуникативного проявления стиля общения дизайнера); операционально-деятельностный (умения грамотно, доступно, аргументировано устно и письменно излагать свои мысли, дизайнерские идеи; адекватность коммуникативного восприятия партнеров по лич-ностно-деловому общению, умения реализовывать правильную речевую и поведенческую тактику с различными партнерами по коммуникациям в сфере дизайна, владение технологиями дизайна и технологиями этического профессионально-коммуникативного поведения; владение навыками монологической речи, умениями предупреждать и разрешать конфликтные ситуации; умениями правильно вести диалог, деловые переговоры и др.).

Используя выявленные критерии и показатели, проведена оценка проявления профессионально-коммуникативной культуры у дифференцированно выделенных групп дизайнеров: студенты, обучающиеся по специальности «Дизайн (по отраслям), выпускники, а также дизайнеры-практики, успешно проявляющие себя в профессионально-коммуникативной сфере. Полученные результаты были систематизированы, обобщены с учетом своеобразия дифференцированных групп, что позволило выделить характерные уровни проявления профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, и дана им характеристика: адаптивно-базовый уровень - положительное отношение к профессиональной деятельности в сфере дизайна, сформированность базовых социально-перцептивных умений, а также умений устанавливать начальный лично-стно-деловой контакт с различными субъектами профессиональных коммуникаций в сфере дизайна; умений осуществлять саморегуляцию эмоционального состояния, самоконтроль речевых и поведенческих реакций, сложности адаптации в нестандартных условиях профессиональной практики; продуктивно-ситуативный - владение профессионально-этическими нормами в сфере лич-ностно-деловых коммуникаций; сформированность умений моделировать процесс коммуникации в зависимости от особенностей конкретной ситуации, владение широким спектром вариативных вербальных и невербальных средств

личностно-делового общения, систематическое достижение цели в сфере профессиональных коммуникаций; умения компенсировать слабые стороны своей коммуникативной культуры, наличие устойчивых мотивов в сфере саморазвития, самосовершенствования профессионально-коммуникативной культуры; профессионально-творческий — умения выбирать адекватную стратегию и тактику коммуникативного поведения в нестандартных, сложных ситуациях личностно-делового общения, последовательная реализация собственного профессионально-коммуникативного потенциала и культуры на основе квалифицированного выполнения профессиональной деятельности, умения презентовать свой дизайн-продукт, управлять собственным профессиональным поведением даже в нетипичных ситуациях, высокая мотивация к систематическому самосовершенствованию коммуникативной культуры с целью достижения максимальной самореализации в профессиональной сфере.

Как показывает практика, перед колледжами стоит задача обеспечить формирование основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров в процессе их подготовки. Для выявления возможностей колледжа в формировании профессионально-коммуникативной культуры дизайнера были изучены ГОС, ФГОС, учебные планы, образовательные программы специальности «Дизайн (по отраслям)», реализуемые на базе Социального колледжа РГСУ, проведены беседы с преподавателями, выпускниками, специалистами-практиками, работающими в сфере дизайна. Это позволило выявить положительный опыт, а также резервы, направленные на повышение уровня формирования основ профессионально-коммуникативной культуры студентов. Полученные материалы позволили разработать модель формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в колледже (Схема 1). Модель представляет собой взаимосвязь и взаимообусловленность определенных компонентов: целевого, организационно-управленческого, содержательного, технологического, профессионального воспитания, профессионально-эстетического сопровождения, профессионально-творческого самосовершенствования, ресурсного, мониторингового, результативного, а также принципов и комплекса условий.

Целевой компонент включает в себя приоритеты учебно-воспитательного процесса колледжа в сфере формирования основ профессионально-коммуникативной культуры будущего дизайнера. Этот компонент учитывает социальный заказ на подготовку выпускника колледжа с высоким уровнем профессионально-коммуникативной культуры; мотивацию студентов к профессиональной деятельности; актуализацию личностного смысла обучаемого по овладению основами профессионально-коммуникативной культуры.

Организационно-управленческий компонент включает в себя организацию и управление учебным процессом и процессом формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера. Содержательный — определяет, чему учить студентов с целью получения ими необходимого знания в области профессиональной деятельности дизайнера, а также овладение осно-

вами художественной деятельности, определяющей основы формирования у них художественно-творческого мышления, осмысления ценностного назначения той или иной информации, необходимой в профессиональной деятельности дизайнера. Понимание профессионально-коммуникативной культуры, сущность и содержание, технологии реализации - то, что определяет мировоззренческую составляющую, направленность деятельности.

Схема 1

Модель формирования в колледже основ профессионально-коммуникатнвной культуры дизайнера

Технологический компонент включает в себя поэтапную образовательную деятельность, которая обусловлена особенностями учебного процесса в колледже; каждый из этапов выполняет свои задачи и функции. Особенностью подготовки дизайнеров в колледже выступают базовые взаимосвязанные компоненты: профессиональное воспитание, профессионально-эстетическое сопровождение и профессионально-творческое самосовершенствование. Одной из важных проблем в процессе подготовки дизайнера является проблема развития его нравственной и этической культуры как носителя художественно-эстетического вкуса. Данный факт диктует необходимость усиления внимания такому компоненту модели как профессиональное воспитание. Анализ литературы, беседы с преподавателями, руководителями творческих мастерских, руководителями баз практик позволило конкретизировать его назначение. По своему назначению в колледже оно ориентировано на формирование социального статуса дизайнера как носителя определенной художественно-эстетической культуры личности, создание продукта дизайна, отличающегося высоким искусством исполнения и художественно-эстетическим вкусом, а также воспитание личной ответственности за результаты своего труда.

Важное место в модели принадлежит стимулированию профессионально-творческого самосовершенствования студента как будущего дизайнера. Наиболее благоприятным условием для этого создаются в творческих мастерских под руководством известных художников и дизайнеров. Оно направлено на стимулирование постоянной и творческой работы студента над своим индивидуальным художественно-эстетическим мастерством. Одним из важных направлений обеспечения эффективности профессионально-творческого самосовершенствования студентов является их профессионально-эстетическое сопровождение.

Ресурсный компонент включает кадровое (профессорско-преподавательский состав, применяющий средства коммуникативных технологий в обучении) сопровождение подготовки дизайнера в колледже, материально-техническое и технологическое сопровождение профессионально-коммуникативной подготовки дизайнеров, а также творческие мастерские. Мониторинговый компонент - диагностический инструментарий оценки уровня проявления основ профессионально-коммуникативной культуры (совокупность критериев и показателей, а также методы оценки изучаемых явлений и процессов). Результативный компонент определяет уровень основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.

Принципами реализации модели являются: принцип ситуативности — наиболее полная реализация потенциала ситуации коммуникативности в образовательной деятельности; принцип профессионально-коммуникативной целесообразности — умение определить и реализовать в учебном процессе подготовки дизайнера возможности профессионально-коммуникативного формирования его личности; принцип индивидуального и группового коммуникативного проявления - обеспечение индивидуальной профессионально-коммуникативной подготовки дизайнера и ее целесообразное проявление в

группе (в учебной и профессиональной); принцип индивидуализации подготовки - учет психологических и профессиональных особенностей студентов в процессе формирования профессионально-коммуникативной культуры.

Изложенное позволило выделить в модели содержательно-технологическое обеспечение. Оно включало поэтапную учебно-воспитательную деятельность, обусловленную учебным планом, где каждый этап обучения выполнял определенные образовательные задачи по обеспечению профессионально-личностного роста, профессионального воспитания, а также профессионально-эстетического сопровождения индивидуально-личностного роста каждого студента.

Разработанное содержательно-технологическое обеспечение модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры получило экспериментальную проверку на базе Социального колледжа ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» с 2008 по 2012 год.

Цель экспериментальной работы - проверить эффективность содержательно-технологического обеспечения модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера в колледже.

Задачи экспериментальной работы:

1. Выявить предрасположенность студентов к овладению профессионально-коммуникативной культурой контрольной и экспериментальной групп;

2. Проверить эффективность технологии формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры студентов.

3. Проанализировать полученные в ходе экспериментальной работы материалы и сделать выводы.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и итогового.

На констатирующем этапе экспериментальной работы были определены контрольная и экспериментальная группы, проведена диагностика исходного уровня проявления основ профессионально-коммуникативной культуры студентов будущих дизайнеров, проанализированы полученные результаты.

Формирующий этап экспериментальной работы включал реализацию модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера в процессе изучения специализированного содержательно-технологического обеспечения дисциплин учебного курса.

На итоговом этапе проанализирована динамика изменения проявления основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и сделаны выводы.

В качестве контрольной группы (КГ) определены студенты 3-4 курсов

2009-2011 гг. обучения (20 человека) по специальности «Дизайн (по отраслям) Социального колледжа ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», экспериментальной группы (ЭГ) студенты 3 и 4 курсов

2010-2012 гг. обучения (25 человек) той же специальности.

В процессе диагностики оценивалось проявление основных компонентов (аксиологический, когнитивный, интерактивно-поведенческий), характери-

зующих предрасположенность студентов к профессионально-коммуникативной культуре. Для оценки аксиологического компонента использованы «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина, позволяющий определить ценностные идеалы и нравственные ориентиры личности, «Методика определения смысловых установок личности на общение» С.Л. Братчен-ко, методика незаконченных предложений для оценки мотивационной готовности, «Методика диагностики направленности личности» Б. Басса. Для оценки когнитивного компонента осуществлялась оценка уровня знаний студентов с помощью модульно-рейтинговой системы, использовались специализированные тестовые задания по дисциплинам профессионально-предметной подготовки. Для оценки интерактивно-поведенческого компонента проведен анализ результатов учебной и творческой практики (пленэр, музейная практика), дизайн-проектов, преддипломной практики. Для этого создана экспертная комиссия из преподавателей колледжа, руководителей практики и дизайнеров профессионалов.

В силу многообразия и различия используемых методов возникла необходимость в унификации оценивания результатов диагностирования. С этой целью применялась трехбалльная шкала оценки, согласно которой результаты, полученные одним респондентом (студентом) в ходе выполнения каждого диагностического задания (реализации метода), ранжировались от одного до трех баллов (наиболее высокому результату присваивалось 3 балла, среднему — 2 балла и низкому - 1 балл). При использовании нескольких методов для оценки качественной характеристики определялся среднеарифметический показатель ее проявления, который также выражался по трехуровневой шкале.

В свою очередь, числовое значение меры оценки (критерия) соответствующего уровня профессионально-коммуникативной культуры дизайнера определяется с помощью коэффициента уровня сформированное™ (Ку), который вычислялся по формуле, предложенной в работе А. А. Кыверялга. Числовое значение данного коэффициента имеет пределы от нуля до единицы, то есть О < К у <1. Данный коэффициент Ку позволяет рассчитать числовой показатель уровня сформированное™ соответствующей качественной характеристики профессионально-коммуникативной культуры дизайнера по каждому из трех критериев оценки.

Для определения уровня сформированности профессионально-коммуникативной культуры дизайнера для каждого респондента рассчитывался соответствующий коэффициент Ку по каждому из трех ее компонентов, а затем их среднеарифметическое числовое значение. Такой подход позволял полученное числовое значение расположить на интервальной шкале, предложенной Н. М. Розенбергом, предусматривающей соответствующие уровни сформированности в интервалах от 0,7 до 0,9 - профессионально-творческий; от 0,45 до 0,65 — продуктивно-ситуативный и ниже 0,45 - адаптивно-базовый уровни. Такой подход позволял определить на интервальной шкале уровень проявления профессионально-коммуникативной культуры у каждого студента контрольной и экспериментальной группы.

Результаты диагностики в контрольной и экспериментальной группах (в процентах) на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 1 и гистограмме 1. Анализ представленных в таблице 1 данных показывают, что на констатирующем этапе эксперимента качественный состав студентов экспериментальной и контрольной групп примерно одинаковый.

На основе результатов диагностики был выявлен потенциал студентов экспериментальной группы, что явилось основой для индивидуальной и групповой работы по формированию у них основ профессионально-коммуникативной культуры. Они позволили определить направления по уточнению и дополнению дидактических материалов, определяющих содержательно-технологическое обеспечение модели формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров экспериментальной группы. Для решения задач исследования были внесены изменения в содержание предусмотренных учебными планами колледжа общепрофессиональных дисциплин и специальных дисциплин, дисциплин по выбору, факультативов, элективных курсов:«Психология и педагогика», «Профессиональные коммуникации дизайнера», «Профессиональная культура дизайнера», «Психолого-педагогические основы личностно-делового общения дизайнера» и др. При проведении занятий, факультативных занятий использовались интерактивные методы индивидуально-ориентированного обучения. Особо отметим, что количество студентов в группах на факультативных занятиях, на элективных курсах не превышало 8-10 человек, что позволяло дифференцировать и индивидуализировать работу с будущими дизайнерами.

Формирующий этап экспериментальной работы проводился с 2010 по 2012 гг. в естественных условиях учебно-воспитательного процесса колледжа. В соответствии с учебным планом поэтапно реализовано содержательно-технологическое обеспечение формирования основ профессионально-коммуникативной культуры студентов. Каждый этап характеризовался последовательным усложнением содержания профессионального образования, обусловленного поставленными целями и задачами. Особое внимание на этом этапе было уделено организации и содержанию практик студентов, разработке индивидуальных заданий, направленных на формирование у них компонентов профессионально-коммуникативной культуры. Использовалось наставничество мастеров творческих мастерских во время практики. Руководители практик регулярно проводили педагогические консилиумы, где оценивался ход практической подготовки дизайнеров, принимались решения, как способствовать достижению задач практик и т.д. Важное место в решении задач профессионального воспитания, стимулирования профессионально-творческого самосовершенствования студентов занимало вовлечение обучаемых в активное участие в творческих выставках, конкурсах, конференциях. Те студенты, кто проявлял высокий уровень дизайнерского искусства, им оказывалась помощь в организации индивидуальных выставок, участие в творческих выставках в качестве помощников экспертов и пр.

По итогам экспериментальной работы проведена диагностика. Оценивались те же качественные характеристики и использовались те же метода, что и на констатирующем этапе. Обобщенные результаты диагностики уровня сформированности основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера представлены в таблице 1 и в гистограмме 1.

Таблица 1

Динамика уровней сформированности основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера (в %)

Уровни Контрольная группа (КГ) Экспериментальная группа (ЭГ)

Ко кстатігрующнй этап (КЭ) Итоговый этап (ИЭ) Констатирующий этап (КЭ) Итоговый этап (ИЭ)

Адаптивно-базовый 30,0 25,0 48,0 8,0

Продуктивно-ситуативный 45,0 50,0 32,0 44,0

Профессионально-творческий 25.0 25,0 20,0 48,0

100 80 60 40 20 0

КГ КЗ кгиэ эгкэ эгиэ

Ш адаптивно-базовый

О продуктивно-ситуативный

□ профессионально-творческий уровень

Гистограмма 1. Динамика развития уровней сформированное™ профессио-нально-коммунпкативной культуры дизайнера

Анализ представленных в таблице 1 данных свидетельствует о том, что в экспериментальной группе проявилась положительная тенденция роста профессионально-творческого уровня выпускников по сравнению с контрольной (на 23%). Данный факт свидетельствует о том, что проведенная индивидуальная и дифференцированная работа с группой, усиление внимания профессиональному воспитанию, профессионально творческому сопровождению студентов дала положительные результаты. Предложенная нами модель формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера позволяет повысить уровень профессионально-коммуникативной культуры выпускников по сравнению с традиционным подходом в профессиональной подготовке дизайнеров.

Оценка достоверности и обоснованности полученных в ходе экспериментальной работы данных осуществлялась с использованием наиболее распространенного метода математической статистики критерия Пирсона хи квадрат». В соответствии с этим критерием, проводилась проверка гипотезы о соответствии или различии экспериментального и контрольного распределения эмпирических данных, а также определялась мера значимости (надежности) сходства или различия между двумя выборками ЭГ и КГ на констатирующем и итоговом этапе эксперимента, оценивая эту меру по величине:

»=1 ьк

где Аь и Ек - частоты результатов наблюдений в группах ЭГ и КГ;

т — число интервалов разбиения результатов экспериментальных наблюдений. В нашем случае т — 3 по числу уровней.

В ходе экспериментальной проверки были получены следующие данные:

на констатирующем этапе эмпирическое значение х2 эм = 1,51;

на итоговом этапе эм = 3,80 в сравнении с табличным (критическим) значении х2 крит = 3,22 на уровне значимости р= 0,2 (с вероятностью Р = 1 - р, то есть Р = 1 - 0,2= 0,8 или 80 %), с числом степеней свободы к - т-1, в нашем случае к = 3 — 1 =2.

Так, в первом случае %2 эм < %2 крит (1,51 < 3,22) верна нулевая гипотеза Н0 о совпадении экспериментальных данных (уровней сформированное™) в группах ЭГ и КГ.

Во втором случае, х2 эм > X2 крит (3,80 > 3,22) верна альтернативная гипотеза #1 о наличии существенных различий и изменений в уровнях сформированное™ профессионально-коммуникативной культуры в ЭГ по отношению к группе КГ на уровне значимости р = 0,2, то есть с вероятностью в 80 % можно утверждать об эффективности технологии внедрения данной модели.

Отсроченный контроль реализации модели формирования профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров осуществлялся путем отслеживания профессиональной судьбы выпускников - участников экспериментальной группы. Отслеживались трудоустройство по специальности, особенности самореализации в профессии, в профессиональном и профессионально-коммуникативном проявлении. Для этого проводились опрос выпускников, анализ результатов их практической деятельности как молодых специалистов, беседы с коллегами и непосредственными руководителями. Было выявлено, что из числа выпускников 64% группы успешно работают по профессии и по оценкам большинство из них успешно реализуют себя в профессии. Отрицательных отзывов не выявлено.

Таким образом, полученные в ходе экспериментальной работы материалы позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, задачи решены, цель исследования достигнута.

В ходе экспериментальной работы были определены социально-педагогические условия, необходимые для реализации модели формирования

основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера. К ним относятся: организационно-управленческие (маркетинговое изучение потребностей региональных рынков труда в дизайнерах среднего звена и требований работодателей в отношении их профессионально-коммуникативной культуры; систематический мониторинг и экспертная оценка уровня сформированное™ основ профессионально-коммуникативной культуры выпускников колледжей и др.); профессионально-коммуникативные (ориентированность среднего профессионального образования на мотивы и потребности повышения профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, мотивированность и активность студентов в повышении своей профессионально-коммуникативной культуры); дидактические (необходимая материально-техническая база и система учебно-методического обеспечения образовательных заведений, организация процесса формирования основ профессионально-коммуникативной культуры в контексте будущей профессиональной и творческой деятельности; приоритетность программ профессионально-прикладного и практико-ориентированного характера; наличие структурно-логических межпредметных связей дисциплин предметной области дизайна с другими видами профессиональной подготовки дизайнера, профессионально-ориентированная творческая образовательная среда, кумуляция опыта реализации профессионально-коммуникативной культуры в период практики для получения первичных профессиональных навыков, практики по профилю специализации и преддипломной практики).

По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Успешность профессиональной деятельности дизайнера определяется требованиями, предъявляемыми к его профессионально-коммуникативному проявлению. Эти требования обусловлены потребностями умения строить взаимоотношения с работодателями, коллегами, а также потребителями дизайна; вести профессиональный диалог, умение пропагандировать красоту дизайнерского искусства, представлять результаты своей дизайнерской деятельности. Профессиональная деятельность дизайнера, с одной стороны, характеризуется его мастерством, а с другой, его профессионально-коммуникативной культурой.

2. Профессионально-коммуникативная культура дизайнера как часть его профессиональной культуры, характеризует личность специалиста в его повседневном коммуникативном проявлении. Она характеризуется умениями вести диалог с коллегами, заказчиками дизайн-продукта, с руководителями; обеспечивает познание им потребности рынка дизайнерской продукции, ее эстетических вкусов и презентацию своей эстетически богатой продукции на рынке труда, а также определяет имидж дизайнера и его авторитетность в профессионально-творческой среде. Особенность профессионально-коммуникативной культуры дизайнера определяется тем, что она способствует умению видеть прекрасное, создавать художественно-эстетический продукт, влиять на профессиональную среду своей профессионально-эстетической культурой. Основы ее закладываются в процессе обучения в колледже. Экс-

пертами выступают как коллеги, потребители дизайн-продукта, так и сам дизайнер, через самооценку.

3. Характерными уровнями сформированное™ в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера являются: адаптивно-базовый, продуктивно-ситуативный и профессионально-творческий. Они характеризуют способности дизайнера адаптироваться в профессиональной среде, создавать дизайн-продукт, быть пропагандистом художественно-эстетического вкуса в профессиональной сфере. Критериями и показателями оценки их проявления являются: мотивационно-ценностный; гносеологический и операционально-деятельностный.

4. Модель формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера представляет собой совокупность основных компонентов образовательного процесса: целевого, организационно-управленческого, содержательно-технологического и др. Важный аспект эффективности формирования основ профессионально-коммуникативной культуры является развитие целенаправленности профессионального воспитания, качества профессионально-эстетического сопровождения и активность студентов в самосовершенствовании своего коммуникативного проявления.

5. Реализация модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера строится на основе принципов: принципа ситуативности, принципа профессионально-коммуникативной целесообразности, принципа индивидуального и группового коммуникативного проявления и принципа индивидуализации подготовки. Она требует учета комплекса организационно-управленческих, профессионально-коммуникативных и дидактических условий.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы. Перспективными направлениями дальнейшего исследования могут быть: изучение особенностей процесса развития профессионально-коммуникативной культуры дизайнера в условиях самостоятельной профессиональной деятельности с совершенствованием данной культуры в системе высшего профессионального образования, а в дальнейшем и в системе повышения квалификации; подготовка преподавателей колледжа к работе по формированию профессионально-коммуникативной культуры дизайнера; усиление воспитательной роли колледжа в формировании основ профессионально-коммуникативной культуры у дизайнеров и другие.

Основные результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:

1. Береза, Н. А. Сущность и структура профессионально-коммуникативной культуры дизайнера [Текст] / Н. А. Береза // Ученые записки РГСУ. — 2011. — №7(95).-С. 181-184.

2. Береза, Н. А. Педагогический потенциал образовательного процесса колледжа по формированию основ профессионально-коммуникативной культуры

дизайнеров [Текст] / Н. А. Береза // Ученые записки РГСУ. - 2012. - № 6 (106).-С. 148-151.

3. Береза, Н. А. Обоснование модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера в колледже [Текст] / Н. А. Береза // Человеческий капитал. - 2013. - № 3 (51). - С. 36-40.

4. Волкова (Береза), Н. А. Формирование профессиональных компетенций дизайнера в условиях колледжа [Текст] / Н. А. Береза // Социальная педагогика в первом десятилетии XXI века и перспективы ее развития. Матер. XIV Всеросс. социал.-пед. чт. В 2 ч. - 4.2 / под ред. Л. В. Мардахаева. - М. : Перспектива, 2011.-С. 50-53.

5. Береза, Н. А. Основные базовые подходы к организации профессиональной подготовки дизайнера [Текст] / Н. А. Береза // Сборник статей по итогам Годичных научных чтений факультета социальной работы, педагогики и ювено-логии «Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и социального образования» / под ред. Л. В. Мардахаева и др. - М. : РГСУ, 2012. - С. 26-30.

6. Береза, Н. А. Модель формирования профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров в колледже [Текст] / Н. А. Береза // Ведущие перспективы развития социальной педагогики как теории, практики и образовательного комплекса. Матер. XV Всеросс. социал.-пед. чт. / под ред. Л. В. Мардахаева. -М.: Перспектива, 2012. -С. 319-322.

7. Береза, Н. А. Коммуникативная культура подростков и особенности ее формирования [Текст] / Н. А. Береза // Аспирантский сборник. № 1 (46). - М. : Изд-во РГСУ, 2012.-С. 134-143.

8. Береза, Н. А. К вопросу о профессиональной подготовке дизайнеров окружающей среды [Текст] / Н. А. Береза // Сборник статей по итогам Годичных научных чтений факультета социальной работы, педагогики и ювенологии «Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и социального образования» / под ред. В. В. Сизиковой, Л. В. Мардахаева и др. - М. : Перспектива, 2013.-С. 34-38.

Формат 60x90/16. Гарнитура Ттеэ Ке\у Когпап. Усл. л. л. 1,5. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии Российского государственного социального университета 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 24. Тел.: 8 (499) 169-4802

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Береза, Наталия Александровна, Москва

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

россиискии государственный социальным

университет

На правах рукописи

04201357916

БЕРЕЗА Наталия Александровна

Формирование в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера

Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.В. Мардахаев

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава I. Профессионально-коммуникативная культура дизайнера 16 и необходимость формирования её основ в колледже

§1 Основные подходы к изучению профессионально-коммуникативной 16 культуры специалиста

§2 Сущность и структура профессионально-коммуникативной культуры 27 дизайнера

§3 Педагогический потенциал образовательного процесса колледжа по 52 формированию основ профессионально-коммуникативной культуры будущих дизайнеров

Выводы по первой главе 74

Глава II. Обоснование и экспериментальная проверка 76 содержательно-технологического обеспечения модели

формирования основ профессионально-коммуникативной культуры будущих дизайнеров в колледже

§1 Обоснование модели формирования основ профессионально- 76 коммуникативной культуры будущих дизайнеров в колледже и ее содержательно-технологический базис

§2 Реализация содержательно-технологического обеспечения модели 91 формирования основ профессионально-коммуникативной культуры будущих дизайнеров в Социальном колледже РГСУ

§3 Анализ результативности формирования основ профессионально- 111 коммуникативной культуры будущих дизайнеров

Выводы по второй главе 134

Заключение 137

Список использованной литературы 139

Приложения 162

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Профессия дизайнера востребована на современном рынке труда и занимает на нем одну из ключевых позиций. Сфера дизайна охватывает множество направлений, в том числе промышленный дизайн, выставочный дизайн, полиграфический дизайн, дизайн одежды, ландшафтный дизайн, компьютерный дизайн и др. Развитие каждого направления требует от дизайнера профессионально-коммуникативного проявления, позволяющего ему понять потребности клиентов в дизайнерской продукции и достойно представить результаты своего творчества.

Потребитель помогает дизайнеру понять их потребности в дизайне, осмыслить восприятие его дизайнерского продукта, определить перспективы своего последующего творчества. Данный факт свидетельствует о важности для дизайнера развитости его профессионально-коммуникативных возможностей и их повседневного проявления. Качественной характеристикой такого проявления дизайнера выступает его профессионально-коммуникативная культура, основы которой закладываются в процессе профессиональной подготовки в образовательном учреждении. Изложенное свидетельствует о необходимости формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера еще на этапе его профессиональной подготовки в колледже.

В колледжах сложился определенный опыт подготовки дизайнеров, формирования у них основ профессионально-коммуникативной культуры, которая позволяет молодым специалистам адаптироваться в их профессиональной сфере. В тоже время изучение этого опыта показало, что вопросам формирования в колледжах профессионально-коммуникативной культуры дизайнера уделяется недостаточное внимание.

Учитывая важность проблемы формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, многие ее аспекты и вопросы получили отражение в работах различных ученых, исследователей. К таким во-

просам, в частности, относятся: вопросы профессиональной подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования (О.И. Волен-ко, Н.И. Никитина, Л.Г. Семушина, A.J1. Смятских и др.); развитие дизайн-образования (И.М. Верткин, П.П. Крамар, Н.М. Сокольникова и др.); вопросы значимости коммуникативной культуры для специалистов, чья профессиональная деятельность осуществляется в системе «человек - человек», обоснование сущности и содержательных характеристик коммуникативной культуры для данных специалистов (B.C. Библер, М. Бубер, А.Ю. Гончарук, М.С. Каган, Ю.С. Моздокова, С.А. Сазонова и др.); психологии и педагогики коммуникативной деятельности (A.A. Бодалев, Б.З. Вульфов, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев, Я. Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин и др.); вопросы творческой самореализации, развития профессионально-творческой активности и художественных способностей специалистов (P.A. Гильман, И.В. Лапчинская и др.) и др.

Вместе с тем анализ литературы показал, что вопросы, которые раскрывают теоретико-методические основы формирования профессионально-коммуникативной культуры специалиста по дизайну в социальном колледже не получили в ней достаточного отражения. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между необходимостью формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и недостаточной разработанностью его теоретико-методического обеспечения в колледже. Представленное противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки теоретико-методического обеспечения формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера. Данная проблема определила тему исследования: «Формирование в условиях колледжа основ профессионал ьно-коммуникативной культуры дизайнера».

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки дизайнера в колледже.

Предмет исследования - содержание и технология формирования в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.

Цель исследования - разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание и технологию реализации модели формирования в условиях колледжа основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.

Гипотеза исследования. Успешность профессиональной деятельности специалиста по дизайну в определенной степени характеризуется уровнем сформированности у него профессионально-коммуникативной культуры, которая позволяет строить продуктивные личностно-деловые взаимоотношения с различными субъектами коммуникаций в сфере дизайна. Основы такой культуры закладываются в колледже и могут быть обеспечены, если:

- образовательный процесс профессиональной подготовки ориентирован на формирование профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и позволяет каждому обучаемому овладеть ее основами, получить опыт проявления данной культуры в профессионально-творческой среде;

- содержательно-технологический компонент профессиональной подготовки будущих дизайнеров наиболее полно отражает требования профессионально-коммуникативной специфики самопроявления дизайнера и обеспечивает поэтапное формирование в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры;

- студенты мотивированы и активны в процессе овладения основами профессионально-коммуникативной культуры, а художественно-эстетическая, профессионально-образовательная и творческая среда колледжа позволяют обеспечить реализацию основ данной культуры в условиях аудиторной и внеаудиторной деятельности;

- созданы условия необходимые для реализации модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров в колледже.

Исходя из цели и гипотезы, определены задачи исследования:

1. Раскрыть основные теоретико-методологические подходы к изучению профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и необходимость формирования ее основ в колледже.

2. Определить сущность, структурно-содержательные компоненты основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, а также критерии и показатели оценки ее проявления.

3. Разработать модель формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры будущих дизайнеров и ее содержательно-технологическое обеспечение.

4. Экспериментально проверить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.

Методологическую основу исследования составили: работы в области методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, Н.И. Загу-зов, В.В. Краевский и др.); основные положения теории о единстве личности и деятельности, сознании и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, Л.П. Буева, М.Я. Виленский, J1.C. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и др.); теоретические обоснования гуманистического и аксиологического подходов в педагогических исследованиях (Ш.А. Амонашвили, A.A. Бодалев, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Петровский и др.); культурологический подход в образовании (Н.И. Алексеев, B.C. Библер, Е.В. Бондарев-ская, А.Ю. Гончарук, C.B. Кульневич, Н.Б. Крылова, Ю.С. Моздокова, В.В. Сериков, E.H. Шиянов и др.); общетеоретические положения о моделировании учебного процесса (В.П. Беспалько, В.И. Михеев и др.).

Теоретическим фундаментом исследования стали теории формирования профессиональной культуры специалиста (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, А.К. Маркова, Е.Г. Силяева, В.А. Сластенин, А.Н. Ходусов, E.H. Шиянов и др.); теории истории дизайна (В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский и др.), теории развития личности

(К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); концепции творчества (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Никандров, В.Г. Рындак, Н.М. Яковлева и др.); современные концепции педагогики художественного образования (М.В. Алпатов, Л.А. Ивахнова, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, H.H. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов и др.); теории формирования в условиях колледжа профессионально-творческих качеств специалиста (Г.С. Альтшуллер, С.Я. Батышев, И.П. Смирнов, А.Л. Смятских и др.); теории профессионального образования специалистов социальной сферы (О.И. Воленко, Б.З. Вульфов, Г.С. Жукова, Л.В. Мардахаев, Н.И. Никитина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.); теории педагогического моделирования (С.И. Архангельский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.И. Загвязинский, В.А. Штофф и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические(анализ и синтез, обобщение и классификация, моделирование и проектирование и др.); эмпирические (наблюдение, в том числе включенное, беседы, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент и др.), а также методы математической статистики.

База исследования. Различные аспекты подготовки дизайнеров, формирования у них основ профессионально-коммуникативной культуры изучались в социальном колледже ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»; ГОУ СПО «Железногорское художественное училище», (г. Железногорск Курской области). Экспериментальная проверка полученных материалов осуществлялась в Социальном колледже ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет». На различных этапах исследования было охвачено более 215 студентов колледжей, 25 преподавателей колледжей и 25 специалистов-дизайнеров баз практики, 30 работодателей, 68 выпускников колледжей, 45 специалистов-практиков с квалификацией «дизайнер».

Исследование проводилось в три этапа в период с 2008 по 2012 гг.

Первый этап (2008-2010 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, методологических подходов к ее решению; накопление эмпирического материала, изучение и анализ отечественного опыта подготовки дизайнера в колледже; формирование понятийного аппарата; проектирование модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры и ее содержательно-технологического обеспечения; определение базы экспериментальной проверки.

Второй этап (2010-2011 гг.) проводилась экспериментальная проверка модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера в условиях колледжа; уточнялись, корректировались отдельные содержательно-технологические стороны исследуемого процесса; обосновывались педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки специалиста по дизайну в период обучения в колледже.

Третий этап (2011-2012 гг.) включал в себя анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, литературное оформление диссертации.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

- выявлены требования, предъявляемые к профессионально-коммуникативной культуре дизайнера;

- уточнено понимание сущности и содержания основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера;

- выявлены характерные уровни проявления основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, а также критерии и показатели оценки их проявления;

- разработана и обоснована модель формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера и ее содержательно-технологическое обеспечение;

- выявлен комплекс социально-педагогических условий, необходимых для реализации модели формирования в колледже основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера.

Теоретическая значимость исследования. Материалы, полученные в ходе исследования, дополняют и обогащают теорию педагогики профессионального образования на примере формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнеров в колледже, путем уточнения и дополнения понимания сущности и содержания основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера, уровней ее проявления, критериев и показателей оценки, а также посредством разработки модели формирования в колледже основ данной культуры.

Практическая значимость исследования. Разработанное содержательно-технологическое обеспечение модели формирования основ профессионально-коммуникативной культуры дизайнера прошло проверку в условиях колледжа. Полученные материалы получили внедрение в такие элективные курсы, как «Профессиональные коммуникации дизайнера», «Профессиональная культура дизайнера», «Психолого-педагогические основы лично-стно-делового общения дизайнера»; разработаны и внедрены в учебный процесс колледжа факультативы «Основы психологии и педагогики профессионально-творческой активности личности», «Технологии переговорного процесса». Материалы исследования могут быть использованы студентами и преподавателями колледжей для совершенствования коммуникативной подготовки дизайнеров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основными требованиями, предъявляемыми к профессионально-коммуникативной культуре дизайнера среднего звена, выступают: умения и способности установить продуктивное коммуникативное взаимодействие, личностно-деловой контакт с заказчиками, коллегами и работодателями; умения адекватно реализовать индивидуальный стиль профессионального общения; умения презентовать дизайнерские достижения своего труда, отли-

чающиеся вкусом, национальными традициями и оригинальностью идей; способность влиять на эстетический вкус потребителей дизайна; владение информационно-коммуникативными технологиями; владение профессионально-этическими нормами и правилами в сфере личностно-деловых коммуникаций.

2. Профессионально-коммуникативная культура дизайнера как часть его профессиональной культуры представляет собой качественную характеристику личности специалиста. Она характеризует повседневность продуктивного коммуникативного проявления дизайнера, обеспечивающего познание им потребности рынка дизайнерской продукции, ее эстетических вкусов и презентацию своей эстетически богатой продукции на рынке труда. Такая культура признается в художественно-творческих сообществах и признается теми, кто является потребителями этой культуры на рынке труда. Она в большей степени определяет имидж дизайнера, его авторитетность, способность и готовность к коммуникативному общению в профессиональной среде, олицетворяет единство внутреннего и внешнего проявления дизайнера. Внутренняя составляющая характеризует богатство его внутреннего мира, нравственное отношение к окружающей действительности; ценностные установки, мотивы, потребности; личностные качества, определяющие сферу его интересов в повседневной жизни, знания, умения, навыки в области дизайнерского искусства (его мастерство), а также опыт самореализации в дизайнерском продукте и его презентация. Внешняя - это индивидуальный стиль коммуникативного проявления в профессиональной деятельности и активность в самосовершенствовании.

Основными компонентами профессионально-коммуникативной культуры дизай�