Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в вузе культуры и искусств

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Дудкина, Юлия Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в вузе культуры и искусств», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дудкина, Юлия Ивановна, 2006 год

Введение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

§1.1. Профессионально-прикладная физическая культура в структуре физической культуры.

§1.2 Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций как психолого-педагогическая проблема.

§1.3 Профессиональная деятельность будущих специалистов культуры музыкальных специализаций и требования к их профессиональноприкладной физической культуре.

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

§2.1. Определение начального уровня профессионально- прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций.

§2.2. Направленность занятий на формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций.

§2.3 Динамика формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в вузе культуры и искусств"

Актуальность исследования. Современное общество предъявляет высокие требования к качеству подготовки будущих специалистов. Реализовать себя в будущей профессиональной деятельности, в современных достаточно сложных и изменяющихся условиях может специалист, обладающий профессиональными знаниями, умениями, навыками, профессионально важными качествами личности, развитым духовно-творческим потенциалом, а также устойчивыми психофизическими качествами и хорошим здоровьем. Становление такой личности, будущего специалиста - задача профессиональной подготовки в вузе.

Для студентов музыкальных специализаций, решивших стать профессионалами, слабое здоровье и низкая психофизическая подготовленность становятся препятствием в совершенствовании профессионального мастерства, приводят к возникновению профессиональных заболеваний

Профессиональная деятельность специалистов культуры и искусств многоаспектна. Она включает организаторскую, педагогическую, исполнительскую, художественно - творческую работу с людьми. Профессия музыканта со стороны психофизических требований к личности относится к наиболее сложным. Наряду с музыкальными способностями музыканты должны обладать развитыми психофизическими качествами: быстротой реакции, гибкостью, координацией движений, статической выносливостью, силой, ловкостью, равновесием, подвижностью и устойчивостью нервных процессов, способностью к активной саморегуляции психического состояния, а также хорошим состоянием функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной), опорно-двигательного аппарата.

В этой связи необходимо отметить важную роль физической культуры в подготовке будущих специалистов, и являющейся ее составной частью, профессионально-прикладной физической культуры в подготовке будущих специалистов культуры музыкальных специализаций.

Забота о здоровье и физическом воспитании учащийся молодежи является одной из задач нашего государства, которая указана в Национальной доктрине образования Российской Федерации, в утвержденных федеральных целевых программах «Здоровый образ жизни населения Российской Федерации»; принятой программе «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2006г.)».

Исследования показали, что большой процент студентов различных вузов страдает хроническими заболеваниями, среди которых распространены заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, болезни органов зрения и опорно-двигательного аппарата.

Ущерб здоровью наносит одна из острых проблем современного общества - наркомания и наркопреступность. Под данным Минздрава России, за последнее десятилетие число больных наркоманией увеличилось более чем в 9 раз. Масштабы и динамика этого явления таковы, что ставят под вопрос будущее значительной части молодежи, так как до 70% потребителей наркотиков составляют лица в возрасте до 30 лет.

Одним из наиболее эффективных средств и методов профилактики и лечения наркомании является создание условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, для ведения здорового образа жизни.

Обучение искусству, овладением большим объемом научно-теоретической, гуманитарной и профессиональной информации требует от студентов музыкальных специализаций умственного напряжения и значительных затрат физических сил.

Этот вывод подтверждается результатами исследований, проведенных в студенческой среде. По мнению большинства авторов

А.Л.Димова, В.Г.Жидких, С.С.Коровин, О.А.Михневич, С.А.Полиевский), основной причиной низкого физического развития и слабой психофизической подготовленности студенческой молодежи является недостаточная двигательная активность, отсутствие мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а у многих (в более раннем возрасте) -опыта физкультурной активности, личного яркого, сильного переживания, связанного с этим.

Причиной, ограничивающей участие студентов в занятиях физической культурой и спортом, является комплекс факторов, специфичных для высшей школы: постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, отдыха, питания. Студенты сталкиваются с массой негативных факторов современной жизни. Недостаточное материальное положение заставляет значительную часть молодых людей идти работать. Высокий темп жизни, стрессы, перегрузки, (а у музыкантов еще и концертно-исполнительская деятельность) приводят к психо-эмоциональному напряжению, ухудшению здоровья.

В этой связи современный социальный заказ системе образования на федеральном уровне можно сформулировать следующим образом: государству нужен здоровый специалист высокого класса, психологически готовый к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы; обладающий свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации, способный поддерживать свое психофизическое состояние на профессиональном уровне.

Для этого необходимо систематические занятия физическими упражнениями, применение оздоровительных технологий физической культуры, современные виды спорта, в том числе и на занятиях в вузе.

Особую значимость для будущих специалистов, в том числе музыкальных специализаций приобретает формирование профессионально-прикладной физической культуры в процессе подготовки в вузе.

Таким образом, актуальность исследования определена противоречиями между потребностью современного общества в здоровых специалистах и ухудшением здоровья выпускников; между специфическими требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к психофизическим качествам будущих специалистов культуры музыкальных специализаций и недостаточным удовлетворением этих требований в процессе подготовки в вузе; между необходимостью формирования профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов и не разработанностью методического обеспечения этого процесса; между возможностями физической культуры и спорта в формировании профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов и недостаточным использованием этих возможностей.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы профессиональной подготовки специалистов, совершенствования учебно-воспитательного процесса обсуждаются в трудах ведущих педагогов и психологов: Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, Н.В.Кузьминой, Б.Т.Лихачева, В.А.Сластенина, и др.

Формированию специалистов культуры посвящены исследования

A.Д.Жаркова, Т.Г.Киселевой, В.И.Черниченко, В.М.Чижикова и др., в том числе работы, отражающие специфику деятельности специалистов культуры музыкального профиля - Н.К.Баклановой, Л.А.Баренбойма, Г.Л.Ержемского, Л.С.Зориловой, А.С.Каргина, Г.Г.Нейгауза, В.Г.Кузнецов,

B.И.Петрушина, Г.М.Цыпина и др.

В сфере физической культуры в последние годы разработаны концепции физического и физкультурного воспитания и образования (В.М.Выдрин, Л.П.Матвеев, Г.Г.Наталов и др.). В исследованиях М.Я.Виленского, В.И.Ильинича, В.А.Кабачкова, С.А.Полиевского,

Р.Т.Раевского и др. доказана эффективность профессионально-прикладной физической подготовки в развитии основных физических качеств будущих специалистов.

Проблема взаимодействия физической культуры и труда является важным направлением исследований В.К.Бальсевича, Л.И.Лубышевой, С.С.Коровина, Л.П.Матвеева, В.М.Менщикова, В.П.Полянского, Н.И.Тонкова. Они отмечают, что овладение молодыми специалистами знаниями, умениями и навыками профессионально-прикладной физической культуры, развитие психофизических качеств и способностей позволяет им успешно осваивать профессиональную деятельность при оптимальном расходовании физиологических ресурсов организма. Отдельные аспекты профессионально-прикладной физической подготовки специалистов художественного профиля рассмотрены в работах В.Г.Батуриной, М.П.Галичаева, И.Т.Толкачевой, А.Р.Хачатурова.

Проделанный анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что проблема формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций разработана недостаточно.

Решение проблемы формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций требует анализа профессиональной деятельности и тех требований, которая она предъявляет к психофизической подготовленности, психофизическим качествам музыканта-исполнителя (пианистов, дирижеров, исполнителей на духовых инструментах). Необходима разработка содержания прикладных физкультурно-теоретических знаний, оптимальных объемов и интенсивности физических нагрузок, специальных комплексов упражнений, создание методического обеспечения формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы и обусловили ее выбор в качестве темы диссертационного исследования.

Объект исследования: профессионально-прикладная физическая культура студентов музыкальных специализаций вузов культуры и искусств.

Предмет исследования: процесс формирования профессионально -прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в условиях подготовки в вузе.

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций. Задачи исследования:

1) выявить структуру и содержание профессионально-прикладной физической культуры специалистов культуры музыкальных специализаций;

2) проанализировать специфику профессиональной деятельности специалистов культуры - музыкантов и выявить требования, которые она предъявляет к их профессионально-прикладной физической культуре;

3) определить показатели профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций;

4) выявить возможности физической культуры и спорта в формировании их профессионально-прикладной физической культуры;

5) теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в процессе физического воспитания в вузе.

Гипотеза исследования - формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций будет эффективным при выполнении следующих условий: выявления требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к профессионально-прикладной физической культуре будущих специалистов культуры музыкальных специализаций (профессионально-прикладным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, психофизическим качествам, мотивации к двигательной активности); разработки содержания, форм и методов формирования профессионально-прикладной физической культуры; - использования дисциплины «Физическая культура», потенциала современной физической культуры и спорта в формировании профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций.

Методологическую основу исследования составили положения философов, психологов и педагогов о непрерывном развитии человека при неповторимости и целостности его личности, об определяющем значении деятельности для этого развития (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев).

Общенаучная методология ориентирована на системный подход, обусловливающий рассмотрение профессионально-прикладной физической культуры как системы. В работе реализуется целостный и деятельностный подходы.

Конкретно-научную методологию исследования составили теория познания и деятельности в области физической культуры (В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева, Л.П.Матвеев, Ю.М.Николаев и др.), концепции физической культуры как части общей культуры человека (В.М.Выдрин,

A.С.Игнатьев, Ю.Ф.Курамшин, М.С.Каган, В.А.Пономарчук, Н.И.Пономарев, В.И.Столяров и др.); исследования процесса профессионально-прикладной физической подготовки (В.И.Ильинич,

B.А.Кабачков, С.А.Полиевский, Р.Т.Раевский и др.); положения об основах профессиональной физической культуры (С.С.Коровин), концепции прикладной физической культуры в современном обществе (В.П.Полянский).

Наибольший интерес для нашего исследования представляют выполненные в разные годы работы по профессиональной деятельности и профессиональной подготовке специалистов музыкальных специализаций (Н.К.Бакланова, Л.Л.Бочкарев, Г.Е.Ержемский, В.Г.Кузнецов,

В.И.Петрушин, Ю.А.Цагарелли, Г.М.Цыпин и др.); а также выполненные во МГУКИ диссертации: докторская (Ю.М.Лагусев), кандидатские (Е.А.Соротокина, Л.П.Лосева), в которых рассматриваются различные аспекты формирования физической культуры личности.

Методы исследования: теоретические - анализ, синтез и эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ учебно-методической документации, опытно-экспериментальная работа.

Базы исследования: Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), физкультурно-спортивный комплекс; Московский областной колледж искусств (МОКИ); Московская государственная консерватория (МГК).

Диссертантка принимала непосредственное участие в опытно-экспериментальной работе на всех указанных базах.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2000 по 2005гг.

На первом этапе (2000-2001гг.) изучалась разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе, определялись теоретико-методологические основы, намечался общий замысел исследования (цель, задачи, гипотеза). Проводилось изучение особенностей профессиональной деятельности будущих специалистов-музыкантов и путей повышения уровня их профессионально-прикладной физической культуры.

На втором этапе (2002-2003гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование. Всего в нем участвовало более 200 человек (студенты дневной формы обучения дирижерско-хорового и дирижерско-оркестрового факультетов, аспиранты МГУКИ, преподаватели кафедр физического воспитания, музыкальных специализаций МГУКИ, МОКИ, МГК; музыканты - исполнители). В процессе наблюдений, опросов, анкетирования, бесед изучался уровень знаний, умений, навыков студентов по предмету «Физическая культура» и уровень профессионально-прикладной физической культуры студентов; разрабатывалось содержание опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций, которое включило специальные комплексы упражнений для студентов - пианистов, дирижеров, исполнителей на духовых инструментах, а также лекционный курс.

На третьем этапе (2003-2005гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами дирижерско-хорового и дирижерско-оркестрового факультетов МГУКИ.

Осуществлялись анкетирование студентов, тестирование психофизической подготовленности (начальный уровень), в том числе специальные тесты с учетом специфики профессиональной деятельности: для студентов -пианистов (теппинг-тест, челночный бег), студентов - дирижеров (статическая выносливость мышц), студентов - исполнителей на духовых инструментах (проба Штанге, Генче); проводились занятия с использованием разработанного содержания, форм и методов; осуществлялась повторная диагностика (анкетирование, тестирование психофизической подготовленности). Велось обобщение и оформление результатов исследования.

В исследовании использован опыт работы автора в качестве преподавателя кафедры физического воспитания МГУКИ.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблема формирования профессионально-прикладной физической культуры рассмотрена применительно к профессиональной подготовке специалистов культуры музыкальных специализаций:

- выявлена структура профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов культуры музыкальных специализаций, которая включает профессионально-прикладные физкультурные знания, умения, навыки, специальные психофизические качества, мотивацию к занятиям физическими упражнениями;

- определено содержание профессионально-прикладной физической культуры, которое обусловлено спецификой профессиональной деятельности и требованиями, которые она предъявляет к профессионально-прикладным физкультурным знаниям, умениям, навыкам, психофизическим качествам, мотивационно-ценностному отношению к регулярным занятиям физическими упражнениями; выявлены возможности вузовской подготовки по дисциплине «Физическая культура», потенциал современной физической культуры и спорта в формировании профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций; разработана и экспериментально апробирована методика формирования профессионально-прикладной физической культуры для студентов — пианистов, дирижеров, исполнителей на духовых инструментах, включившая для каждой специализации оригинальную диагностику, содержание, формы и методы с учетом специфики профессиональной деятельности (в том числе, специальные комплексы упражнений и лекционный курс).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- уточнено понятие профессионально-прикладной физической культуры как специфической части физической культуры, целенаправленно использующей средства физической культуры, спорта, физической рекреации для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности и способствующей сохранению в ней физического и психического здоровья;

- выявлены показатели профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций (психофизические качества, профессионально-прикладные физкультурные знания, умения, навыки, мотивация к двигательной активности);

- определены психолого-педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и внедрена в учебный процесс МГУКИ, МОКИ методика формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций;

- разработаны комплексы специальных упражнений для студентов-пианистов, дирижеров, исполнителей на духовых инструментах, методика диагностики для каждой из указанных специализаций, содержание лекционного курса по формированию профессионально-прикладной физической культуры;

- разработан и внедрен график учебно-тренировочного процесса на весь период обучения, позволяющий корректировать нагрузку, объем и интенсивность тренировочных занятий с учетом концертно-исполнительской деятельности;

- издана и применяется в процессе физического воспитания студентов музыкальных специализаций МГУКИ методическая разработка «Психорегулирующая тренировка как фактор снятия сценического волнения»; материалы исследования могут быть использованы в формировании профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций вузов, средних специальных учебных заведений культуры и искусств, других творческих вузов;

- результаты исследования могут быть использованы для обновления Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для музыкальных специализаций.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Профессионально-прикладная физическая культура является специфической частью физической культуры, целенаправленно использующей средства физической культуры, спорта, физической рекреации для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности и способствующей сохранению в ней физического и психического здоровья. Ее структура включает профессионально-прикладные физкультурные знания, умения, навыки, специальные психофизические качества, мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

2.Содержание профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов культуры музыкальных специализаций определяется спецификой их профессиональной деятельности и требованиями, которые она предъявляет к их профессионально-прикладным физкультурным знаниям, умениям, навыкам, психофизическим качествам, мотивации к регулярным занятиям двигательной активностью (в том числе прикладными видами спорта, физической рекреацией).

3.Психолого-педагогическими условиями формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в процессе подготовки в вузе являются: выявления требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, к профессионально-прикладной физической культуре будущих специалистов культуры музыкальных специализаций (к их профессионально-прикладным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, психофизическим качествам, мотивации студентов к двигательной активности);

- разработка содержания, форм и методов формирования профессионально-прикладной физической культуры и осуществления их методического обеспечения;

- максимальная реализация возможностей вузовской подготовки по дисциплине «Физическая культура», потенциала современной физической культуры и спорта;

- профилирование процесса физического воспитания

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, разнообразием источников информации, сопоставлением результатов с имеющимися в педагогической практике, временной продолжительностью исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в научных докладах и сообщениях автора на межвузовских научных, научно -практических конференциях в 2000 - 2005 гг. в Московском государственном университете культуры и искусств, Московском гуманитарном педагогическом институте;

- в 10 публикациях по теме исследования.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в соответствии с поставленными задачами теоретико-эмпирическое исследование формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в процессе подготовки в вузе культуры и искусств дает основание сделать следующие выводы.

Реализовать себя в будущей профессиональной деятельности, в современных достаточно сложных и изменяющихся условиях может специалист, обладающий не только профессиональными знаниями и умениями, творческим потенциалом, но и хорошим здоровьем, устойчивыми психофизическими качествами. Становление такой личности, будущего специалиста - задача профессиональной подготовки в вузе.

Профессия музыканта со стороны психофизических требований к личности относится к наиболее сложным. Наряду с музыкальными способностями музыканты должны обладать развитыми психофизическими качествами: быстротой реакции, гибкостью, координацией движений, статической выносливостью, силой, ловкостью, равновесием, подвижностью и устойчивостью нервных процессов, способностью к активной саморегуляции психического состояния, а также хорошим состоянием функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной), опорно-двигательного аппарата.

Слабое здоровье и низкая психофизическая подготовленность становятся препятствием в совершенствовании профессионального мастерства, приводят к возникновению профессиональных заболеваний.

В этой связи необходимо отметить важную роль физической культуры в подготовке будущих специалистов, и являющейся ее составной частью, профессионально-прикладной физической культуры.

Физическая культура - сложное явление. Она состоит из органически взаимосвязанных частей — базовой физической культуры, профессионально-прикладной физической культуры, спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации; процесса физического воспитания.

Опираясь на исследования ученых в области физической культуры В.К.Бальсевича, М.Я.Виленского, С.С.Коровина, Л.П.Матвеева, В.П.Полянского и др., мы уточнили понятие и определили структуру профессионально-прикладной физической культуры.

Профессионально-прикладная физическая культура является специфической частью физической культуры, целенаправленно использующей средства физической культуры, спорта, физической рекреации для подготовки человека к опредленной профессиональной деятельности и способствущей сохранению в ней физического и психического здоровья. Ее структура включает профессионально-прикладные физкультурные знания, умения, навыки, специальные психофизические качества, мотивацию к двигательной активности.

Проделанный анализ литературы показал, что проблема формирования профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов культуры и искусств, в том числе, музыкальных специализаций, полностью не решена.

Содержание профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов культуры музыкальных специализаций определяется спецификой их профессиональной деятельности и требования, которые она предъявляет к их профессионально-прикладным физкультурным знаниям, умениям, навыкам, психофизическим качествам, моивации к регулярным занятиям двигательной активностью (в том числе прикладными видами спорта, физической рекреацией). Кроме того, прочтение лекционного курса.

В этой связи, в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры наряду с упражнениями общей физической подготовки необходимо использовать специальные комплексы упражнений, отдельно для студентов-пианистов направленных на укрепление пальцевого аппарата, для развития скоростных способностей, упражнения гимнастики А.А.Шмидт-Шкловской; для дирижеров - использование современной методики ритмоатлетических упражнений, комплекса атлетической гимнастики, упражнений для ловкости рук; для исполнителей на духовых инструментах на укрепление мышц дыхательного аппарата, мимических мышц, развитие выносливости.

Принимая во внимание профессиональные особенности студентов музыкальных специализаций и требования, предъявляемые профессиональной деятельностью, мы предлагаем для более эффективного совершенствования психофизических качеств, знаний, умений и навыков распределять студентов-музыкантов по таким группам: студенты-пианисты, инструменталисты; студенты - дирижеры; студенты -исполнители на духовых инструментах, то есть - индивидуальный, дифференцированный подход.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базах Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), физкультурно-спортивный комплекс; Московский областной колледж искусств (МОКИ); Московская государственная консерватория (МГК). Всего в нем участвовало более 200 человек (студенты дневной формы обучения дирижерско-хорового и дирижерско-оркестрового факультетов, аспиранты МГУКИ, преподаватели кафедр физического воспитания, музыкальных специализаций МГУКИ, МОКИ, МГК; музыканты-исполнители).

Эмпирическое исследование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций включало: изучение профессиональной деятельности будущих специалистов культуры музыкальных специализаций, ее трудностей, требований, предъявляемых к их психофизическим возможностя; выявление уровня профессионально-прикладной физической культуры студентов-музыкантов и ее динамикой в процессе обучения; опытно-экспериментальную работу по формированию профессионально-прикладной физической культуры.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование психофизической подготовленности, опытно-экспериментальная работа.

Уровень профессионально-прикладной физической культуры студентов оценивался по следующим параметрам: их психофизическая подготовленность (по показателям); мотивация студентов к занятиям физическими упражненями; знания теоретического курса, умения и навыки по профессионально-прикладной физической культуре.

Диагностика начального уровня профессионально-прикладной физической культуры студентов показала: недостаточное развитие основных физических качеств (выносливости, быстроты движений, силы); низкий уровень функционального состояния и психофизической подготовленности; несформированность мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями, у 47% студентов МГУКИ, и 66% студентов МОКИ недостаточный уровень теоретических знаний, умений применять специальные средства и формы профессионально-прикладной физической культуры в профессиональной деятельности и музыкально-педагогической практике.

Результаты диагностики начального уровня профессионально-прикладной физической культуры студентов-музыкантов МОКИ в целом аналогичны результатам диагностики студентов МГУКИ.

Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций потребовало планирования учебно-тренировочного процесса. Распределение задач, объема и интенсивности учебно-тренировочных нагрузок осуществлялось на основе составленного графика, который включил этапы: подготовительный, специальный, этап концертно-исполнительской деятельности, восстановительный.

Были использованы комплексы упражнений общей физической подготовки и специальной, отдельно для студентов-пианистов, дирижеров, исполнителей на духовых инструментах. Студенты обучались методам психорегулирующей тренировке, энергетизации, физической рекреации, релаксации.

Для повторной диагностики использовались те же методы что и при первичной. Результаты показали, что студенты усвоили знания по профессионально-прикладной физической культуре, положительно изменилась мотивация студентов к занятиям физическими упражнениями; имеет место положительная динамика в развитии психофизических качеств (повысился уровень устойчивости и подвижности нервных процессов, внимания); улучшились - статическая и динамическая сила мышц, выносливость, быстрота реакции, скорость, ловкость, подвижность, гибкость.

Так если до проведения опытно-экспериментальной работы 45% опрошенных студентов МГУКИ и 53% студентов МОКИ музыкальных специализаций считали, что занятия физическими упражнениями повышают настроение, улучшают состояние организма 54% (МГУКИ) и 42% (МОКИ) респондентов указали, что занятия физической культурой улучшают состояние организма, то после ее проведения 100% опрошенных студентов МГУКИ и 80% (студенты-пианисты, дирижеры, студенты-исполнители на духовых инструментах) МОКИ отметили, что занятия профессионально-прикладной физической культурой укрепляют здоровье; 69% студетов МГУКИ и 60% студентов МОКИ указали, что занятия профессионально-прикладной физической культурой повышают работоспособность; 63% студентов МГУКИ и 50% студентов МОКИ -противостоят заболеванию (ОРЗ). Полученные знания и умения применять релаксационную гимнастику, владеть аутотренингом, способствовали тому, что 92% от общего количества опрошенных студентов музыкальных специализаций МГУКИ научились регулировать сценического волнение. У 50% опрошенных студентов МГУКИ и 50% студентов — пианистов МОКИ уменьшилась утомляемость в процессе занятий на музыкальном инструменте, 48% МГУКИ и 33% МОКИ студентов отметили, что специальные физические упражнения способствовали развитию исполнительских приемов.

Такие тесты, как теппинг-тест, челночный бег, показали, что у студентов-пианистов улучшились скоростные качества, которые необходимы для подвижности нервной системы (прирост составил 5% как у мужчин, так и у женщин). Улучшилось состояние дыхательной системы у студентов-исполнителей на духовых инструментах (прирост составил у женщин проба Генче 26%, проба Штанге 20% , у мужчин - 29% и 17%).

Эффективность реализации профессионально-прикладной физической культуры способствовала тому, что в системе ценностей у студентов музыкальных специализаций физическая культура стала иметь важное значение, повысилась мотивация к систематическим занятиям физическими упражнениями; студенты овладели знаниями и умениями рационально использовать средства физической культуры и спорта в учебно-профессиональной деятельности и повседневной жизни; специально разработанная методика профессионально-прикладной физической культуры положительно повлияла на уровень психофизической подготовленности, оздоровления организма студентов музыкальнных специализаций.

Формирование профессионально-прикладной физической культуры будущих специалистов культуры музыкальных специализаций требует определения его психолого-педагогических основ (цель, содержание, формы, методы, средства), профилированного использования всех составляющих частей физической культуры (физическое воспитание, спорт, физическая рекреация) и их возможностей.

Разработанная методика формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций весьма эффективна, и может быть использована для обновления Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для музыкальных специализаций.

Овладение студентами в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры умениями и навыками психорегулирующей тренировки оказывает положительное влияние на устойчивость психофизического состояния студентов, как в концертно-исполнительской, так и в учебно-профессиональной деятельности.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанной методики формирования профессионально-прикладной физической культуры для студентов - пианистов, дирижеров, исполнителей на духовых инструментах, включившая оригинальную диагностику, содержание, формы и методы с учетом специфики профессиональной деятельности (в том числе, специальные комплексы упражнений и лекционный курс).

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что задачи исследования формирования профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций решены, гипотеза подтверждена.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дудкина, Юлия Ивановна, Москва

1. Алифанов Г.Д. Полчаса для здоровья души и тела. М.:"Терра-Спорт", 2002.- 112 с.

2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987; С. 14-19.

3. Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. С. 220-232.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Д.: ЛГУ, 1969. - 339 с.

5. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Музыкальная педагогика. Исполнительство: Материалы научно-метод.конф.- М.: МГУКИ, 2001.- С. 11-15.

6. Астахов A.M. Физическая подготовка студентов вузов культуры: Учебное пособие. М.: МГИК, 1992. - 117 с.

7. Атлетизм /Сост. П.И.Андросов. М.: Физкультура и спорт, 1989. -32с.

8. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. М.: «Физкультура и спорт», 1977. 99 с.

9. Афанасьев Ю.А. Методология здоровья XXI века. М., 2001. 203 с.

10. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Избр. пед. тр.- М.: Педагогика, 1989.560 с.

11. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учебное пособие. -М.: МГУКИ, 2001.- 222 с.

12. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства: Учебное пособие. -М.: МГУКИ, 1991.- 53 с.

13. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1994. - 120с.

14. Бакланова Н.К., Бакланов К.В. Шаг к успеху: Учебно-методическое пособие.- М.: Изд. ИПО Профиздат. 2000. - 137 с.

15. Бакланова Н.К., Дудкина Ю.И. Профессионально-прикладная физическая культура как условие формирование профессионального мастерства специалистов/ЛПрофессиональная деформация и проблемы профессионализма: Сб. науч. тр. Вып. № 9. М.: ВШК, 2005.- С.40 47.

16. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь) М.: ГЦОЛИФК, 1992.-25с.

17. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность// Теория и практика физической культуры. 1995. - № 4.-С. 2-8.

18. Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания детей и молодежи: Материалы междунар. конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации». СПб., 1996. С. 25-33.

19. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л., 1973.- 58 с.

20. Батурина В.Г. Физическое воспитание студентов-пианистов: Дисс. .кан. пед. наук.- Л.: ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1973.-53с.

21. Беляев Р.В. Особенности профессионально-прикладной физической культуры кинооператоров// Теория и практика физической культуры. 1971. - № 3. - С. 58-60.

22. Беляев И.А. Решение проблем профилирования физического воспитания учащихся медицинских училищ.: Автореф. дисс. .кан. пед. наук. Екатеринбург, 1994.- 22с.

23. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Просвещение, 1989.-607с.

24. Бобылев Ю.П., Назаров В.П. Влияние развития точности мышечных усилий на точность выполняемых движений //Материалы V научной конференции по физвоспитанию детей и подростков. М., 1974. - С. 97-98.

25. Боген М.М. Задачи обучения двигательным действиям//Теория и практика физической культуры. М.: Физкультура и спорт. 1985.-192с.

26. Богданов Д.Я., Горбунов Г.Д., Киселев Ю.Я. и др. Практические занятия по психологии. Для студентов институтов физической культуры / Отв. ред. А.Ц. Пуни. М.: «Физкультура и спорт», 1977.160 е.: ил.

27. Божович Л.П. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4,- С. 24-34.

28. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд. -«Институт психологии РАН», 1997. - 352 е.: ил.

29. Борисов М.М., Виленский М.Я. Формирование здорового образа жизни в процессе профессиональной подготовки учителя// Тезисы науч.- прак. конференции «Физическая культура и здоровый образ жизни», М., 1990. С. 109-111.

30. Брехман И. «Валеология» наука о здоровье. М., 1990.- С. 27-29.

31. Бундзен П.В., Унесталь Л.Э., Лейснер П. Нейропсихология и психофизика ментального тренинга//Физическая культура и спорт -здоровье нации: Материалы междунар. конгресса. СПб., 1996.- С. 2227.

32. Валеев Д.А. Экспериментальное исследование профессионально-прикладной физической подготовки студентов по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин»: Автореф. дисс. . кан. пед. наук.-Л., 1978.-20с.

33. Варнавин В.И. Использование средств физвоспитания с целью профессионально-прикладной физической подготовки студентов вуза по специальности «Горячая обработка металлов»: Автореф. дисс. .кан. пед. наук. -М., 1970.-21с.

34. Васильев И.Г. Некоторые закономерности развития и проявления мышечной силы в различных условиях: Дисс. . кан. пед. наук. М., 1992.- 186с.

35. Виленский М.Я. Физическая культура в профессиональных ориентациях студентов и процесс их формирования // Теория и практика физической культуры. 1991. № 11.- С.27-30.

36. Виленский М.Я., Беляева В.А. Физическая культура в самосовершенствовании личности будущего учителя: Учебное пособие. -М.:МГПИ, 1985.- 119 с.

37. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. - С. 2-7.

38. Виноградов Г.П. Теоретические и методические основы физической рекреации: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. СПб., 1998. -446с.

39. Вороханов Б.М. Развитие дыхательного аппарата музыканта-духовика средствами физической культуры и спорта: Учебно-методическое пособие. М.: МГК, 1988.- 30с.

40. Востоков В.Ф. Тайны тибетской медицины. Харьков: «Паритет» ЛТД, 1991.-С.127-143.

41. Востоков В.Ф. Тайны тибетской медицины и восточных целителей.: В It.T.1.- СПб., «КАРО», 1995.- 288с.

42. ВитенасТ.Ф. КабачковВ.А. Некоторые требования к профессионально-прикладной физической подготовке студентов// Физическое воспитание и спорт студентов. Вильнюс, 1979. - С. 1112.

43. Витенас Т.Ф. Роль и место профессионально-прикладной физической подготовки // Тезисы семинара-совещания институтов культуры и искусств. -М, 1985.- С. 48-49.

44. Владиславлев А.П. В поисках концепции// Вестник высшей школы. -1989. №6.- С. 48-50.

45. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. Т.З.: Проблемы развития психики/ Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. - 368с.

46. Выдрин В.М. Введение в специальность. М.: Физкультура и спорт, 1980.-119с.

47. Выдрин В.М. Методологические проблемы теории физической культуры. 1984. № 6. - С. 5-6.

48. Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры (проблемы и пути) // Теория и практика физической культуры. 1987. № 8. - С. 22-24.

49. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование// Теория и практика физической культуры. 1995. - № 5. - С.15-17.

50. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры. магистральный путь формирования её теории// Теория и практика физической культуры. - 1996.- № 5.- С. 59-62.

51. Высоцкий Ю.М. Повышение эффективности плавательной подготовки студентов средствами психорегуляции двигательной активности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Д., 1981. - 17с.

52. Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Государственного совета РФ 30 января 2002 года, Москва //Национальная безопасность и геополитика России. 2002.- № 1 (15)-Вып.2.- С.3-4.

53. Галкин Ю.П. Проблемы физической рекреации и неспециального физкультурного образования работников промышленного производства (на примере А/О г. Смоленска).: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. СПб.: ГАФК им. Лесгафта, 1997.- 32 с.

54. Галичаев М.П. Физическая культура музыканта: Учебное пособие.-Ростов-на-Дону: РГК им. С.В.Рахманинова, 1996. 148с.

55. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970. 231с.

56. Ганелин Л.М. О значении самонастройки и возможностях использования активного самовнушения при подготовке музыкантов-исполнителей. // Психическая саморегуляция. - Алма-Ата, 1973. -135 с.

57. Гаралис А.И. Социологическое исследование среди инженеров в связи с проблемой профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов//Теория и практика физической культуры. 1979. № -5. - С. 39-40.

58. Гафуров Л.В. Психологическая подготовка музыканта к концертному выступлению // Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы: Материалы научно-прак. конф. (45 марта, 2003 г.). -М.: МГУКИ, 2003.- С.90.

59. Голубев И.П. Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов педагогических языковых вузов: Учебное пособие. М., 1983.- 128с.

60. Горбунов Г.Д. Психопедагогика физвоспитания и спорта: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. СПб., 1994,- 45с.

61. Гончаров В.Д. Социально-психологические основы физической культуры. Д., 1990. 76 с.

62. Голубев Р.А. Еще раз о спортивном аутотренинге. Минск, 1991. -73с.

63. Грибан Г.П., Богданов С.Н., Чубаров М.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов сельскохозяйственных вузов. -М., 1990.-131 с.

64. Давыдов А.Ф., Рязанцев А.А. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры // Материалы научно-метод. конф. по физическому воспитанию студентов вузов культуры и искусств. Астрахань, 1990. - С.23-25.

65. Димова А.Л. НИИ ОУ-ОФЦ-КФВ в сфере физической культуры оздоровления студенческой молодежи: Тез. докл. 4 Междунар. науч. Конгресса «Олимпийский спорт и спорт для всех». Варшава: РАФВ, 2002.-С. 229-300.

66. Димова А.Л., Чернышева Р.В. Комплексная методика оздоровления студентов, повышения показателей качества жизни и работоспособности//Физическая культура в высших учебных заведениях: Материалы межвуз.научно-практ.конф.- М.: МГАС, 2002. С.13-15.

67. Диренко JLJI. Активный отдых в профилактике утомления студентов-пианистов // Материалы заседания секции физического воспитания вузов культуры и искусств. Петразоводск, 1989. - С. !9-20.

68. Докшицер Т.А. Штрихи трубача // Музыкальная педагогика. Исполнительство. М.: МГУКИ, 2001. - С. 32-39.

69. Дудкина Ю.И. Физкультурное образование студентов художественных специализаций в вузах культуры и искусств //Подготовка специалистов в сфере культуры и искусств: Юбилейный сб. к 40-летию открытия художественных специализаций. М.: МГУКИ, 2000.- С. 38-40.

70. Дудкина Ю.И. Индивидуальный подход к физическому воспитанию студентов художественных специализаций //Созидательная миссия культуры: Сб. ст. молодых ученых. М.: МГУКИ, 2003.- С. 168-171.

71. Дудкина Ю.И. Роль теоретических занятий в формировании профессионально-прикладной физической культуры студентов художественных специализаций //Созидательная миссия культуры: Сб.ст. молодых ученых. М.: МГУКИ, 2004.- С. 105-110.

72. Дудченко З.Ф. Психологические особенности поддержания профессионального здоровья: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -СПб., 2003.-23 с.

73. Егорычев А.О. Методика контроля и коррекции уровня развития профессионально важных физических качеств студентов с использованием ЭВМ: Автореф. дисс. .кан. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1992.- 22 с.

74. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. -Спб., 1993.- 260 с.

75. Жидких В.П., Кабачков В.А., Шпак В.Г. Основы развития силовых качеств юношей с использованием тренажеров: Методические рекомендации. Воронеж: ВГПИ, 1991. - 14с.

76. Жидких В.П. Педагогические условия управления процессом физического совершенствования студентов// Тезисы и материалы Международного симпозиума. -М.:РГАФК, 1994. С. 48-49

77. Железняк Ю.Д., Купянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства/ Под ред. Питерцева Ю.В. М.: Изд. «ФАИР - ПРЕСС», 1998. - 133с.

78. Зайцев В.Н., Смирнова В.В. Секреты активного долголетия и здорового образа жизни // Материалы Международ, науч.-прак. конф. «Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности»,- Смоленск: СГИФК, 2004.- С. 154-156.

79. Зелинский А.Б. Экспериментальная диагностика индивидуальных особенностей музыкальной памяти студента-пианиста. Одесса, 1981. -83 с.

80. Зорилова JI.C. Исторические особенности становления духовных идеалов личности в России: Монография. М.: Изд-во МГУК, 1997.-182с.

81. Игнатьев А.С. Теоретико-методологические аспекты физической культуры студентов. Воронеж, 1999. - 134 с.

82. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1987.- 75с.

83. Ильинич В.И. Средства физической культуры и спорта в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности: перспективы разработки проблемы // Теория и практика физической культуры -1987. № ю.-С. 15-20.

84. Ильинич В.И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки (вопросы теории) // Теория и практика физической культуры. 1990. № 3. - С. 13-15.

85. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1995. - 186с.

86. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1982.- 176с.

87. Кабачков В.А., Жуков С.А., А.А. Астапец и др. Физическое воспитание в учебных заведениях профессионально-технического образования: Методическое пособие. М., 1983. - 46с.

88. Каган М.С. Философия культуры как теоретическая дисциплина (философия культуры. Становление и развитие). СПб., 1998. 448с.

89. Каргин А.С., Цагарелли Ю.П. Призвание и мастерство. М.: Сов. Россия, 1986.- 104с.

90. Кан Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя в вузе // Советская педагогика. - 1981. № 1. - С. 97-100.

91. Каравашкина О.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузах строительного профиля: Автореф. дисс. . .кан.пед наук. М., 2000. 24с.

92. Кемза А.И. Организация физкультурно-массовой и оздоровительной работы студентов консерватории // Тезисы семинара-совещаниязаведующих кафедрами физического воспитания институтов культуры искусств. М., 1985. - С. 53-54.

93. Ким Ден Тхе. Использование восточных оздоровительных систем в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Автореф. дисс. .кан. пед. наук.- Хабаровск, 2000. 22с.

94. Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: Автореф. Дис. . д-ра пед. наук. Л., 1983. -48 с.

95. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, - 197 с.

96. Комаров И.И. Экспериментальное обоснование физической подготовки рабочих кузнечно-прессового производства: Автореф. дис. кан. пед. наук. JL, 1974.-19 с.

97. Коробков А.В. Упражнение, тренировка // Нормальная физиология.- М.: Высшая школа, 1980. - С.457- 477.

98. Коровин С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: Дисс. .докт. пед. наук.- М., 1997.-371с.

99. Кузнецов В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. М.: Музыка, 2000 -246 с.

100. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Д., 1965.-39с.

101. Кузьмина Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузах. Л., 1976.- 112с.

102. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта.- Оренбург, 1997.- 121 с.

103. Ладыжец Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск, 1992. - 87с.

104. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2005.- 192 е.: ил.

105. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1985.-304 с.

106. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1981.-584 с.

107. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. / Сост. И.И.Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1987. - С .17.

108. Лечебная физическая культура: Справочник/ В.А.Епифанов В.Н. Мошков, Р.И. Антуфьева и др.: Под ред. В.А. Епифанова.- М.: Медицина, 1987.- 528 е.: ил.

109. Лосева Л.П. Формирование физической культуры детей и подростков в условиях социально-культурной среды: Автореф. . .дис.кан.пед. наук. М., 2002.- 24с.

110. Лисицин Ю.П. Концепция формирования здорового образа жизни//Сб. научных трудов. М., 1991.- С. 3-27.

111. Линдеман X. Аутогенная тренировка. М., 1985.- 45с.

112. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей Юрайт, 1998. - 464с.

113. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические организационные основы формирования физической культуры студентов: Автореф. докт. .пед. наук,- М., 1992.- 58с.

114. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни// Матер. Междунар. конф. «Современныеисследования в области спортивной науки». СПб.: СПБНИИФК, 1994. - С.57-59.

115. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. -1997,- № 6. С. 10-15.

116. Лысенко Е.М. Дифференцированное обучение студентов в условиях личностно ориентированного образования: Автореф. дисс. . кан. пед. наук.- Саратов, 1998,- 22с.

117. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие по специальности 030700 Музыкальное образование. - Изд. 2-е, допол. - М.: МГУКИ, 2005. - 68 с.

118. Мамонов В. Атлетическая гимнастика: техника независимого тренинга. - М., 1998.- 37с.

119. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. -М.: Академия, 2001. 320 с.

120. Маслоу А. Самоактуализация: Психология личности. Тексты / Под ред.: Ю.Г.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.- С. 108-117.

121. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.

122. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1991.-483с.

123. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд.- СПб.: Лань, 2003.- 585 с.

124. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. 1996. № 7. - С.42-47.

125. Менщиков В.М. Дидактические основы профессионально-прикладной физической подготовки учащейся молодежи: Дисс. . докт. пед. наук. Челябинск, 2001. - 394с.

126. Менщиков В.М. Влияние занятий физической культурой на формирование личности: Учебно-методическое пособие. Челябинск: Урал - ГАФК, 1997. - 89 с.

127. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ.воспитание»/ В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко, и др. М.: Просвещение, 1984.- 191с.: ил.

128. Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 2005. 202 с.

129. Михневич О.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов и учащихся музыкальных заведений. Минск, 1990.- 45с.

130. Муравов И.В. Активный отдых в регуляции мышечной работоспособности, кровообращения и дыхания молодых и пожилых людей: Автореф. дисс. .докт. мед. наук. Киев: КГПИ, 1966.- 25с.

131. Муравов И.В. Физическая культура в режиме труда и ускорения социально-экономического развития страны//Теория и практика физической культуры. 1988. - № 8. - С.4-7.

132. Мусин И.А. Техника дирижирования. Л.: Изд. «Музыка», 1967.-139с.

133. Мышко В.И., Жилкина Л.Г., Юрьева В.Д. Основы здорового образа жизни. М.: МГУКИ, 2003. - 61 с.

134. Мякотных В.В. Оздоровительная тренировка студентов. -Новосибирск, 1996. 43 с.

135. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физвоспитания: Дисс. . докт. пед. наук. Краснодар, 1998. - 60 с.

136. Найн А.Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного многоуровнего высшего физического образования//Теория и практика физической культуры. 1995. № 10. С. 46-47.

137. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.- 2-изд. М.: Музыка, 1961. - 319с.

138. Никифоров Ю.Б. Опыт применения психорегуляции в занятиях по физическому воспитанию в вузе// Теория и практика физической культуры. 1998. № 3.- С.- 20-24.

139. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. СПб., 1998.- 65с.

140. Носова P.M. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании студентов 1-4 курсов технического вуза: Автореф. дисс. . кан. пед. наук. М., 1987.- 18с.

141. Новикова Б.И. Физическое воспитание студентов. / МГУ.- Москва, 1990.-40с.

142. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970. - 479с.

143. Осташов И.П. Методы реабилитации в профессиональной подготовке студентов вузов культуры: Учебное пособие. М.: МГУК, 1996,- 97с.

144. Павлов И.П. Полн. собр. соч.: В 4т.Т.2. М.,1949- С.103-104.

145. Петров В.К. Новые формы физической культуры и спорта. М.: Советский спорт, 2004.- 40 е.: ил.

146. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. -М.: Гуманит. изд. цент. ВЛАДОС, 1997. -384с.

147. Подвойский В.П. Профессиональная деформация руководителей социально-культурных учреждений. Психолого-педагогический подход.-М.: ООО «Педагогика», 1988 132 с.

148. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996,- 280с.

149. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. -М., 1970. — 142 с.

150. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты). М.: Медицина, 1989. - 160 с.

151. Полянский В.П. Теоретико-методические основы совершенствование прикладной физической культуры (её содержания и форм) в современном обществе: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. М., 1999.-62с.

152. Пономарчук В.А., Аяшев О.А. Физическая культура и становление личности М.: Физкультура и спорт, 1991. - 159 с.

153. Попов С.М. Определение и оценка физического развития особенностей телосложения и состояния опорно-двигательного аппарата // Спортивная медицина. М.: Физкультура и спорт, 1975.- С.-97-113.

154. Протасов В.Ф. Планирование и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом. М., 1994. - 23с.

155. Поставнев И.М. Развитие профессиональных способностей машиниста у учащихся средних учебных заведений желездорожного транспорта средствами физической подготовки: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб, 1993.- 20 с.

156. Пуни А.Ц. О состоянии психической готовности спортсмена к соревнованию // Теория и практика физической культуры. 1967. - № 4. С.

157. Пуни А.Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта//Теория и практика физической культуры. -1985.- № 6.- С.10-13.

158. Раевский Р.Т. Экспериментальное обоснование профессионально-прикладной физической подготовки специалистов химической промышленности: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1969.- 28с.

159. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М.: Высшая школа, 1985. - 53с.

160. Романова О.В. Система индивидуализированной профессиональной подготовки студентов технического вуза: Автореф. дисс. . кан. пед. наук.- Толльяти, 2000.- 17с.

161. Рубинштей C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2.- М., 1989.-235с.

162. Рудик П.А. Психология. Учебник для учащихся техникумов физической культуры. М., 1976. - 234 с.

163. Сафин Р.С. Содержание и методика профессионально-педагогической подготовки студентов педагогических институтов по физвоспитанию//Теория и практика физической культуры. 1978.-№ 11.-С. 44-46.

164. Селуянов В.Н., Димова А.Л. Контроль физической подготовленности студентов с помощью малонагрузочных тестов //

165. Тезисы докл. 4 Международ. Научного конгресса «Олимпийский спорт и спор для всех». Варшава: РАФВ, 2002. - 287-288с.

166. Сеченов И.М. К вопросу о влиянии раздражения чувствующих нервов на мышечную работу человека // Избранные труды. М., 1935. -С.135.

167. Сигов Н.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка горноспасателей: Дисс. . кан. пед. наук. СПб., 1996.- 137 с.

168. Сиднева JI.B., Гониянц С.А. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания: Учебное пособие. М., 2000.- 74 с.

169. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., и др. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1998.- 195 с.

170. Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе. СПб., 1995. - 40 с.

171. Смирнов Б.Б. Психологические аспекты воспитания волевых качеств// В кн. Психология физического воспитания и спорта. М.: Физкультура и спорт., 1979. - 175 с.

172. Соколов В.А. Мотивации занятий физической культуры и спорта школьников: Автореф. дисс. . кан. пед. наук. Минск, 1993. - 27 с.

173. Соротокина Е.А. Оптимизация учебного процесса на факультете дополнительного образования в вузах культуры: Автореф. .дис. кан. пед. наук. М., 1994.-17с.

174. Станиславский К.С. Работа актера над собой // Собр. соч. В 8 т. Т. 2. -М., 1954.-С. 133.

175. Степанов Н.И. Объективное и субъективное в музыкальном исполнительстве // Музыкальная педагогика. Исполнительство. М.: МГУКИ, 2001. - 121-123с.

176. Степанов П.П. Особенности физического воспитания в музыкальных учебных заведениях. Астрахань: АГК, 1990. - 87 с.

177. Столяров В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. М.: ГЦОЛИФК, 1984.-103 с.

178. Столяров В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1988. - 27 с.

179. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое развитие детей и подростков. -М.: Медицина, 1991.-272 с.

180. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд.: стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 252с.

181. Теория и методика физической культуры/Под общей редакцией Ж.К.Холодова, В.С.Кузнецова, Г.З.Карнаухова. М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. - 320 с.

182. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / Сост.: Ф.П.Суслов, Д.А.Тышлер.- М.: Спорт. Академ. Пресс, 2001.338 с.

183. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

184. Тонков Н.И. Профессионально-прикладная физическая культура в системе подготовки специалистов экономического профиля: Автореф. дисс. . кан. пед. наук. М., 1999. 19с.

185. Тютан В.И. Пути совершенствования учебного процесса консерватории. Астрахань: АГК, 1990. - 79 с.

186. Усов Ю.А. Методика обучения игре на трубе. М.: Музыка, 1984.

187. Ушинский К.Д. Собр. соч. В 11 т. Т.2. М., 1958.

188. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.В 11т.Т 8 М., 1950 - Т.8. - С.55.

189. Федотов А.А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом // Музыкальная педагогика. Исполнительство. -М.: МГУКИ, 2001.-87 с.

190. Филатов А.Т. Аутогенная тренировка: Методические рекомендации. -Киев, 1987.- 20с.

191. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224с.

192. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные особенности физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1972 - 176 с.

193. Фохтин В. Атлетическая гимнастика без отягощений. - М.: «Терра -Спорт», 1999.- 80с.

194. Фроленков А.П., Никандров А.В., Стома М.Ф. Психорегулирующая тренировка как одна из новых форм совершенствования учебного процесса по физвоспитанию//Материалы заседания секции физвоспитания вузов культуры и искусств. Петрозаводск, 1989.- С.4-6.

195. Хачатуров Р.С. Организация и планирование учебной работы по физическому воспитанию в художественных институтах// Тезисы семинара-совещания заведующих кафедрами физического воспитания институтов культуры и искусств. М.: МГИК, 1985. С.19-21.

196. Худякова В.А. Волейбол в учебном процессе по физическому воспитанию в вузе: Методические рекомендации. Тамбов.: ТГУим. Г.Р.Державина, 1996,- 114с.

197. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблема психологии творчества. -М.: Сов. композитор, 1988.- 384с.

198. Черниченко В.И., Христидис Т.В. Основы профессионально-педагогической деятельности библиотекаря: Материалы к курсу «Педагогика» М.: МГУК, 1998. - 177с.

199. Чоговадзе А.В., Рыжак М.М. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов// Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. - С. 8-10.

200. Чумаков Б.Н. Валеология: Учебное пособие. М.: Российское пед. агенство. - 1997. - 217 с.

201. Чумаков Б.Н. Психофизиологические, гигиенические и медицинские проблемы здоровья студентов: Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. Коломна, 1996. 125с.

202. Шаповалов В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. Ставрополь: СГУ, 1996. 123с.

203. Шмид-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. -М.: Классика XXI, 2002. - 84с.

204. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968. -92с.

205. Щеглова Т.Т. Подготовка к концерту как важнейшая стадия творческой работы над музыкальным произведением // Музыкальная педагогика. Исполнительство. -М.: МГУКИ, 2002.- 172-178с.

206. Щульц И.Г. Аутогенная тренировка. М.: Медицина, 1985.- 15с.

207. Shiling С. The Body and Sozial Theory. London, 1994.

208. Biot В., Ferran P., Porchel. Pedagogie de / environment Paris: Armand Colin, 1975.