автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессиональной компетентности музыканта-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета
- Автор научной работы
- Хотенцев, Александр Алексеевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2007
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Формирование профессиональной компетентности музыканта-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета"
На правах рукописи
ХОТЕНЦЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ
Формирование профессиональной компетентности музыканта-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета
13.00 08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени канди рта педагогических наук
ООЗ176230
МОСКВА 2007
003176230
Диссертация выполнена на кафедре музыкального образования Музыкального института Московского государственного университета культуры и искусств Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент
Майковская Лариса Станиславовна
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор
Кузнецов Вячеслав Георгиевич,
кандидат педагогических наук, профессор Жарова Любовь Михайловна
Ведущая организация - Краснодарский государственный
университет культуры и искусств
Защита состоится «28» ноября 2007г в 11 00 ч на заседании диссертационного совета Д 210 010 03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Московском государственном университете культуры и искусств по адресу 141406, Московская область, г Химки-6, ул Библиотечная, д 7
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств, а с авторефератом -на сайте университета.
Автореферат разослан «___» октября 2007 года
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат педагогических наук, —
профессор ¿> и Петрова
I. Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Россия на современном этапе своего развития переживает период значительных преобразований как в политической, экономической сферах, так и в социальной и культурной жизни Радикальные перемены, результатом которых является смена ориентиров социального развития, устремленность общества в сторону повышения жизненных стандартов и социальных возможностей, переход к рыночным отношениям определяют новые требования социального заказа, предъявляемого обществом системе образования в целом и высшего профессионального образования в частности Перед педагогикой чрезвычайно остро стоит проблема создания педагогических условий, способствующих максимальной самоактуализации и самореализации выпускников вузов в новом социокультурном пространстве
Настоятельной потребностью современного образования в области культуры и искусства является обеспечение высокого качества подготовки специалистов за счет многовариантности, многообразия, многопрофильно-сти, адаптации существующих программ к новым социокультурным потребностям общества, что позволяет обеспечивать адекватность музыкально-педагогического процесса динамике и эволюции преобразований, происходящих в сфере культуры и искусства Это обусловливает насущную необходимость в поиске новых подходов к созданию современной музыкально-образовательной модели, соответствующей международным критериям качества образования и обеспечивающей доверие к российским дипломам во всем мировом художественном пространстве
Такие возможности предоставляет компетентностный подход, позволяющий строить в музыкально-педагогическом процессе теоретико-методическую модель формирования профессиональной компетентности специалиста, принципиальным отличием которой является то, что критерии качества образования связываются не только с уровнем полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков, но и овладения им широким спектром компетенций, необходимых для реализации своего творческого потенциала и определяющих способность интегрировать полученные знания, умения и навыки в дальнейшей профессиональной деятельности
Следует отметить, что в области подготовки будущих кларнетистов-исполнителей существует целый ряд нерешенных проблем, связанных с определенной ограниченностью сферы профессиональной подготовки Одна из них - отсутствие целенаправленного обучения игре на различных видах кларнета Как показало специально проведенное исследование, а также анализ исполнительской деятельности кларнетистов, данный компонент вузовской подготовки чрезвычайно важен для формирования профессиональной компетентности и дальнейшей самореализации выпускников на современном рынке труда. Наличие в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в области
культуры и искусства (050900 - Инструментальное исполнительство, 2003 г) дисциплины «Изучение родственных инструментов» также подтверждает данное утверждение, однако до сих пор отсутствуют специальные теоретико-методические разработки, направленные на подготовку кларнетистов-исполнителей в этом направлении
Вышеизложенное свидетельствует о существующем противоречии: необходимости создания педагогических условий для подготовки специалистов, отвечающих мировым критериям качества, конкурентоспособных, готовых к максимальной самореализации и самоактуализации, что является основной целью образования, и отсутствия образовательной модели, соответствующей этой цели
Таким образом, проблема создания теоретико-методической модели формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя, значительно расширяющей профессиональное поле и открывающей ему широкие возможности для самореализации и самоактуализации в художественном пространстве культуры, чрезвычайно актуальна и значима на современном этапе Разработка такой модели на основании применения нового компетентностного подхода открывает значительные перспективы для совершенствования современного музыкально-педагогического процесса
Степень изученности проблемы Проблема профессиональной компетентности широко освещена в исследованиях ученых различных направлений Компетентность как одно из основных условий достижения успеха в профессиональной деятельности рассматривается в работах западных (Р Джай, 3 Зиглар, Дж.Каунт, Дж Льюис, Р Фрай и др) и отечественных исследователей (В В Бондаренко, С Д Резник, С Н Соколов, Ф Е Удалов и др ) В психологии существует ряд исследований, посвященных изучению и анализу компетентности как фактора социализации личности (Е.В Руденский, К Р Роджерс, М В Буянов, Е И Рогов и др )
Значительное количество научных исследований посвящено анализу современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России (А А Аронов, А Я Айзенберг, Н.К Бакланова, Т И Бакланова, А А Вербицкий, Л С Жаркова, Л С. Зорилова, Н В Кротова, В И Черниченко, В М и В В Чижиковы и др ) В ряде научных работ освещаются различные аспекты компетентности педагога (Н В Бордовская, Н В Кузьмина, А А Реан, В А Сластенин, И Ф Исаев, Е Н Шиянов и др.) В области музыкально-педагогического образования проблема пррфессиональной компетентности рассматривается с позиций подготовки учителя музыки (Э Б Абдуллин, Л.Г Арчажнйкова, В И Закутский, Л С Майковская, В Г Кузнецов, Е В Николаева, Л А Рапацкая, Г М Цыпин, А И Щербакова и др.)
Существует ряд работ, в которых проблема повышения профессиональной компетентности учителя музыки рассматривается через осмысление опыта выдающихся педагогов-музыкантов (Т Н Батуринская, Д Д Благой, Т Е Вендрова, Т П Житенева, С Н Морозова, И В Пигарева, Л Г Сухова и др )
К настоящему времени в России выполнен ряд исследований, обращенных к развитию понятия компетентности музыканта и разработке ее структуры (А С Казурова, И Р Левина, А А Горбачева, Е А Петелина и др) Существует также ряд исследований в области подготовки музыкантов-духовиков, в частности современного исполнительства и методики игры на трубе и валторне (Н Л Куров, П Ю Делий), а также кларнета, где рассматриваются такие аспекты исполнительской деятельности, как влияние различных видов аппликатуры на исполнительский результат (А А Косенко), особенности звукоизвлечения на кларнете (Н В Волков), особенности темброобразования на кларнете (А Г Семенов), общая методика игры на кларнете (А А Федотов, Б А Диков, С В Розанов и др )
Однако несмотря на то, что существует немало работ, посвященных тем или иным аспектам профессиональной компетентности музыканта (исполнителя, педагога), целостной образовательной модели подготовки, основанной на компетентностном подходе, на данный момент не существует Отсутствует и специальная методика обучения игре на различных видах кларнета
Объект исследования: профессиональная подготовка кларнетиста-исполнителя в высших учебных заведениях
Предмет исследования: динамика формирования профессиональной компетентности кларнетиста в процессе обучения игре на различных видах кларнета
Цель исследования: теоретико-методическая разработка профессиональной компетентности кларнетиста в процессе обучения игре на различных видах кларнета, обоснование и внедрение модели ее формирования
Задачи исследования'.
1 Сформулировать сущность и структуру профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя
2 Определить педагогические условия, необходимые для повышения профессиональной компетентности кларнетиста
3 Осуществить анализ теоретико-исторических основ исполнительства на различных видах кларнета
4 Теоретически обосновать, разработать авторскую методику по обучению игре на различных видах кларнета и экспериментально проверить ее эффективность
5 Разработать способы диагностики уровней сформированное™ профессиональной компетентности студентов-кларнетистов
6 Разработать и внедрить теоретико-методическую модель формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета
В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что в становлении профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя значительную роль играет расширение профессионального поля, включающего в себя как высокий уровень теоретической подготовки, так и обучение игре на различных видах кларнета, что обеспечивает в дальнейшем востребованность музыканта на современном рынке труда, его конкурентоспособность, возможность реализовать свой потенциал в эффективной и успешной творчески-созидательной деятельности При этом педагогическими условиями, от которых зависит эффективность процесса формирования профессиональной компетентности кларнетиста, выступают следующие создание у студентов мотивации к совершенствованию профессиональной компетентности, формирование потребности в повышении уровня теоретических знаний, освоении различных видов кларнета, разработка и внедрение теоретико-методической модели формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета
Методологическую базу исследования составляют философские и психолого-педагогические труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие различные традиционные подходы к воспитанию (А П Флоренский, Н А Бердяев), а также концептуальные подходы к проблеме компетентности аксиологический (А Г Бермус, А В Хуторской, В И Слободчиков и др ), синергетический (Н Ф Ефремова, Л А Сучкова и др), деятельностно-субстанциональный (Т В Добудько, Б С Гершунский, А К Маркова, Н Н Лобанова и др )
Теоретической основой исследования являются научные труды, освещающие различные аспекты компетентности педагога (В Н Введенский, В С Безрукова, Л М Митина, Т Г.Браже, Е И Рогов), а также компетентностного подхода в образовании (В А Козырева, О С Лебедев, Дж Равен, Н Ф Родионова, А П Тряпицына, Т Хоффман и др), исследования, раскрывающие сущность и структуру умений и навыков, творческие и репродуктивные аспекты их формирования (М А Данилов, Е Н Кабанова-Меллер, К Н Корнилов, Н В Кузьмина, В А Сластенин и др ), работы в области дидактики и педагогической психологии, связанные с проблемой формирования профессиональных умений и навыков
(В Н Копорулина,_А В Петровский, Е Л Мелибурда, Ю М Жуков,
Л А Петровская, О В Соловьева), труды, посвященные становлению личности в музыкально-педагогическом процессе (Э Б Абдуллин, Г М Цыпин, А И Щербакова и др), а также различные аспекты развития музыкального искусства и образования (Б В Асафьев, В Ю Григорьев, Л М Гинзбург, Т А Гайдамович, Е В Назайкинский, В В Холопова и др ), работы, осве-
щающие вопросы теории и методики музыкального исполнительства на кларнете (Н В Волков, А Е Дмитриев, А А Степанов, С В Розанов, А Г Семенов и др )
База исследования4. Музыкальный институт Московского государственного университета культуры и искусств, оркестровый факультет Российской академии музыки им Гнесиных
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ, систематизация и обобщение передового музыкально-педагогического опыта, целенаправленное педагогическое наблюдение, педагогические беседы, анализ и обобщение личного педагогического опыта, интервьюирование и анкетирование студентов и педагогов, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования
Экспериментальное исследование проводилось на протяжении 2003-2007 гг Ход исследования можно разделить на три основных этапа
На первом этапе (2003-2005 гг ) изучалась литература по проблеме исследования, разрабатывались его основные методологические характеристики и теоретико-методические основы, создавался экспериментальный курс «Профессиональная компетентность кларнетистов-исполнителей» На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого анализировалось состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике, проводился социологический опрос, в котором приняли участие 43 студента и педагога (кларнетистов) не только базовых вузов, разрабатывалась методика диагностики уровней сформированности профессиональной компетентности студентов-кларнетистов
На втором этапе (2005-2006 гг) диагностировался исходный уровень сформированности профессиональной компетентности у 18 студентов-кларнетистов, осуществлялась экспериментальная работа по внедрению экспериментального курса «Профессиональная компетентность кларнетистов-исполнителей», апробировалась методика обучения игре на различных видах кларнета (формирующий этап)
На третьем этапе (2006-2007 гг) систематизировался материал, полученный в ходе экспериментального исследования, проводилась обработка полученных данных, уточнялись теоретико-методические выводы и подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования
Научная новизна исследования состоит в том, что - разработана теоретико-методическая модель формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя, в основе которой лежит обучение игре на различных видах кларнета, способствующее более полной самореализации исполнителей, содержание данной модели
составляют мотивационно-ценностный, содержательно-конструктивный и операционально-деятельностный компоненты,
- определены педагогические условия, необходимые для повышения уровня профессиональной компетентности кларнетистов-исполнителей (создание у студентов мотивации к совершенствованию профессиональной компетентности, формирование потребности в повышении уровня теоретических знаний, освоении различных видов кларнета),
- разработана методика вузовской подготовки музыкантов к исполнительской деятельности на основных видах кларнета (кларнете в строе А, Бас-кларнете в строе В, Малом кларнете в строе Еэ)
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определено понятие «профессиональная компетентность кларнетиста-исполнителя», рассматриваемое как обладание широким спектром академических, инструментальных, межличностных и системных компетенций в области музыкального искусства, определяющих способность выпускника интегрировать полученные знания, умения и навыки в дальнейшей профессиональной деятельности, сформулирована сущность и структура профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя, включающая мотивационный, содержательный, личностный и технологический компоненты, разработан диагностический инструментарий, позволяющий проследить динамику в процессе формирования у студентов комплекса компетенций, необходимых для эффективной самореализации и самоактуализации в избранной сфере профессиональной деятельности
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения, методические разработки и рекомендации по формированию профессиональной компетентности кларнетистов-исполнителей содействуют осуществлению целостного процесса вузовской подготовки будущих кларнетистов-исполнителей на основе компетентностного подхода Разработанные автором диссертации спецкурс «Профессиональная компетентность кларнетистов-исполнителей» и методика обучения игре на различных видах кларнета могут быть востребованы в высших учебных заведениях, готовящих специалистов данного профиля Материалы диссертации могут войти составной частью в лекционные, семинарские и практические занятия по дисциплине «Методика обучения игре на духовых инструментах», а также использоваться на курсах повышения квалификации педагогов, готовящих кларнетистов-исполнителей в средних и высших учебных заведениях
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации научно-методических материалов автора и выступлений на международных научно-практических конференциях в МГУКИ (Москва, 2005 г, 2006 г), на И межрегиональной научно-практической конференции
в ЛГТТУ (Липецк, 2005 г), в ходе обсуждений материалов диссертации на кафедре музыкального образования МГУКИ
Внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы со студентами музыкального факультета Московского государственного университета культуры и искусств через практическое применение экспериментального курса «Профессиональная компетентность кларнетистов-исполнителей» Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс МГУКИ, РАМ им Гнесиных, Московской детской специальной школы им Гнесиных
Достоверность полученных результатов обеспечивается изучением и анализом широкого круга научных источников, освещающих различные аспекты поставленной проблемы, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, разнообразием и взаимодополняемостью используемых методов исследования, разносторонностью эмпирических материалов, необходимых для качественного и количественного анализа исследуемой проблемы, адекватностью научного аппарата объекту и предмету исследования, результатами экспериментальной работы, подтверждающими позитивные изменения уровня профессиональной компетентности кларнетиста в процессе внедрения теоретико-методической модели по формированию профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета
На защиту выносятся следующие положения:
1 Теоретико-методическая модель формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя в процессе обучения игре на основных видах кларнета, содержание которой составляют мотивационно-ценностный, содержательно-конструктивный и операционально-деятельностный компоненты, отвечает задаче совершенствования системы высшего профессионального образования и обеспечения максимальной эффективности процесса воспитания компетентных исполнителей-кларнетистов, способных к более полной самореализации
2 Педагогическими условиями, необходимыми для повышения уровня профессиональной компетентности кларнетистов-исполнителей, являются создание у студентов мотивации к совершенствованию профессиональной компетентности, формирование потребности в повышении уровня теоретических знаний, освоение различных видов кларнета
3 Методика вузовской подготовки музыкантов к исполнительской деятельности на основных видах кларнета способствует повышению профессиональной компетентности кларнетиста, которая измеряется по следующим критериям диагностики качества каждого компонента у кларнетистов
мотивационно-ценностного - интерес к исполнительству на различных видах кларнета, степень развития потребности в повышении уровня профессиональной компетентности,
содержательно-конструктивного - уровень знаний о сущности и структуре профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя, о педагогических условиях и методах повышения компетентности, уровень знаний об истории различных видов кларнета и др ,
операционально-деятельностного - наличие умений и навыков исполнительства на основных видах кларнета (в строе А, Бас-кларнете в строе В, Малом кларнете в строе Еб), проверенные по следующим показателям - качество тембра (в т ч качество атаки звука) на каждом основном виде кларнета, качество владения аппликатурой на каждом основном виде кларнета
4 Инструментарий диагностики профессиональной компетентности студентов-кларнетистов позволяет проследить динамику личностного развития участников эксперимента Это открывает широкие возможности для применения индивидуального подхода, направленного на максимальную реализацию творческого потенциала каждого студента, что отвечает задаче гуманизации современной системы образования
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения
Н.Основное содержание диссертации
Во Введении выявляются и формулируются актуальность исследования, объект и предмет, цель работы и задачи, отвечающие поставленной цели, выдвигается гипотеза, освещается методологическая и теоретическая основа работы и методы, использованные автором исследования в процессе ее осуществления, обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту, обосновывается достоверность представленных результатов, приводятся сведения об исследовательской базе, на которой осуществлялась представленная работа, и апробации ее
В первой главе «Теоретико-методические основы формирования профессиональной компетентности кларнетиста в процессе обучения игре па различных видах кларнета» формулируются основные подходы к проблеме формирования профессиональной компетентности, выявляется структура и содержание этого понятия, анализируются специфические особенности формирования профессиональной компетентности у кларнетистов-исполнителей В первом параграфе «Основные подходы к пониманию профессиональной компетентности в психолого-педагогических исследованиях» подчеркивается, что подготовка специалиста в системе высшего профессионального образования должна гарантировать выпускнику учебного заведения возможность реализовать свой
и
творческий потенциал на современном рынке труда, что требует от него сформированного в учебно-воспитательном процессе высокого уровня профессиональной компетентности Понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как комплексная характеристика, определяющая готовность к успешному осуществлению деятельности в избранной профессиональной сфере
Проблема компетентности чрезвычайно актуальна и исследуется в настоящее время во всем мире Свидетельством тому является огромное количество работ, статей, а также межгосударственных документов (например, единое приложение к диплому европейского образца, действующее с 1 января 2005 г), пытающихся унифицировать подготовку будущих специалистов на основании единого подхода к данному понятию Структура компетентности в соответствии с европейской программой унификации образовательных стандартов состоит из четырех составляющих, каждая из которых имеет свое определение, в совокупности представляющих единое целое Академическая составляющая интерпретируется как владение источниками знаний (основами теории своей деятельности) Инструментальная - знание терминологии данной области знаний, владение необходимыми узкопрофессиональными знаниями Системная - осмысление фундаментальной взаимосвязи источников знаний, способность понимать их глубину и степень необходимости с познавательной точки зрения Межличностная - как умение на основании своих знаний или полномочий решать, делать или судить о чем-либо Этот подход может быть интегрирован в сферу вузовской подготовки кларнетистов-исполнителей с учетом специфических особенностей данной профессии
В российских психолого-педагогических исследованиях до последнего времени преобладает подход к определению природы компетентности в зависимости от вида деятельности специалиста в ключе формирования профессиональных требований к специалисту (А Г Бермус), нового подхода к конструированию образовательных государственных стандартов (А В Хуторской), обсуждаются условия повышения уровня профессиональной компетентности всех специалистов, работающих в сфере образования, ставятся вопросы развития компетентности будущих педагогов, проектирования условий развития психологической компетентности учителя (В И Слободчиков) В качестве компонентов структуры профессиональной компетентности могут выступать методическая, исследовательская, управленческая, информационная, коммуникативная, образовательная компетенции (ГА Гуртовенко)
Таким образом, формируется компетентностный подход к подготовке специалистов-педагогов, основными чертами которого являются общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов эффективной деятельности, четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных
в поведенческих и оценочных определениях, выявление определенных компетенций, достижение которых также является целями развития личности; формирование компетенций как совокупности ценностных установок, базирующихся на освоении достижений национальной и общечеловеческой культуры, наличие четкой системы измерения, которые можно обрабатывать математическим способом, оказание педагогической поддержки формирующейся личности и создание для нее благоприятной атмосферы развития («зоны успеха»), индивидуализация программы выбора стратегии для достижения поставленных целей, создание ситуаций для общей проверки умений практического использования знаний и приобретения ценного жизненного опыта, интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии личностно-ценностного отношения к деятельности, а также личностной активности достигается высокий профессиональный результат Во втором параграфе «Сущность и структура профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя» анализируются специфические особенности компетентности в сфере музыкального искусства В параграфе отмечается, что компетентность музыканта может определяться различными способами в зависимости от акцента на психологический. педагогический или социологический подходы Однако их может объединить измерение компетентности практическими результатами музыкальной деятельности специалиста Приводятся различные интерпретации понятия «компетентность музыканта», рассматривается структура компетентности в области музыкальной педагогики и музыкального исполнительства, подробно освещаются и анализируются теоретические основы формирования профессиональной компетентности, которая рассматривается как стандарт, высшая точка мастерства, к которой стремится музыкант для успешного решения различных профессиональных задач в условиях активной творческой деятельности
Отмечается, что понятие «компетентность в сфере музыкального исполнительства» пока еще разработано недостаточно Приводится наиболее значимая интерпретация профессиональной компетентности музыканта-исполнителя, принадлежащая А С Казуровой, в которой компетентность содержит совокупность определенных компетенций и включает в себя социально-личностные, общепрофессиональные и специальные компетенции К социально-личностным компетенциям А С Казурова относит мировоззренческую, коммуникативную, творческую, познавательную компетенции, к общепрофессиональным - компетенцию художественного мышления, музыкально-познавательную способность к интонационно-содержательной реализации и пониманию музыкального текста, к специ-
альным - способность к точности двигательной координации, способность к многоплановости распределения внимания, способность к быстрому запоминанию текста, способность к публичному выступлению, способность владения аудиторией
В параграфе подробно рассматривается каждая из этих компетенций, изучаются возможности реализации их в профессиональной деятельности кларнетиста-исполнителя В соответствии с компетентностным подходом определяется содержание понятия «компетентность кларнетиста-исполнителя», которое рассматривается как обладание широким спектром академических, инструментальных, межличностных и системных компетенций в области музыкального искусства, определяющих способность выпускника интегрировать полученные знания, умения и навыки в дальнейшей профессиональной деятельности При этом выявляются компоненты (компетенции), составляющие структуру этого понятия мотивацион-ный (прежде всего увлеченность, заинтересованность, мотивация деятельности), содержательный (наличие специальных знаний - о музыке, об истории и теории исполнительства, методике и др ), личностный (наличие специфических черт личности и физических данных, в т ч ответственность), технологический (наличие специальных умений и навыков, необходимых для исполнительской деятельности, проявляющихся при непосредственном контакте с инструментом)
В третьем параграфе «История возникновения и развития различных видов кларнета» отмечается, что, по некоторым источникам, кларнет возник за несколько тысячелетий до н э в восточном Средиземноморье в виде деревянного духового инструмента с одинарным язычком, который был в них звуковозбудителем Отсюда он попал на Восток, в Индию и Малайзию, и на Запад, в Европу, на волне мусульманской экспансии в VII-XIII вв В Европе была распространена средневековая разновидность родоначальника кларнета - инструмент шапюмо
Шалюмо (от греческого kalamos и латинского calamus — «трость», французск chalumeau, а также schalamaux, chalimou, shalamo, итал sciatumH, у Вивальди Salmou, у Генделя thaloumeau,) — язычковый духовой инструмент с одинарной тростью и цилиндрическим воздушным каналом
Первое письменное упоминание о шалюмо содержится в описи инструментов придворной капеллы герцога Генриха Сакс-Ремхильдского в 1687 году, там упомянут ансамбль (консорт) из четырех таких инструментов, закупленных в Нюрнберге Истоки появления кларнета коренятся в глубоких пластах народного искусства, его становление происходило одновременно со светской музыкой Средневековья Автор опубликованного в 1730 году «Исторического очерка о нюрнбергских ма-темагиках и художниках» Я Г Доппельмайр сообщает, что инструмент под названием шалюмо изобретен в Нюрнберге выдающимся мастером
ИКДеннером (1655—1707), которого считают также и изобретателем кларнета Шалюмо по своему строению близок барочному кларнету, отличавшемуся более широким раструбом, иным расположением игрового отверстия для большого пальца и меньшими (с целью облегчения переду-вания) размерами мундштука
Корпус «шалюмо» заканчивался прямым срезом, подобно флейтам с наконечником, и первые кларнеты в противоположность более поздним не имели еще раструба Эти старинные инструменты были в большом ходу в оркестрах Франции вплоть до конца XVIII столетия, и они обычно строились в виде целого семейства Самый высокий из них по диапазону -сопрано назывался «дискантом» Следующий - альтовый - был известен под именем «кварты» или haute-contre, а теноровый и басовый - под именем taille и basse-taille Этот состав семейства шалюмо в дальнейшем в точности был приложен к семейству кларнетов, которое составилось в то время из обыкновенного кларнета-сопрано, кларнета д'амур, альт-кларнета, бассэт-хорна и бас-кларнета
Некоторое время только появившийся кларнет существовал параллельно с шалюмо и был применяем в некоторых произведениях той эпохи одновременно, но с последующим развитием самого кларнета на рубеже XVIII—XIX веков шалюмо был вытеснен из музыкального мира, и термином «шалюмо» стали обозначать низкий регистр у кларнета либо соответствующий органный регистр Инструмент начал применяться в духовых и симфонических оркестрах, камерных ансамблях - сначала под старинным названием «шалюмо», позже под названием «кларнет» (от итальянского clarinetto, «маленькая труба»), а к 1790 году кларнет уже постоянно присутствовал в оркестрах всех видов
В настоящее время наиболее распространен кларнет в строе си-бемоль, с примерным диапазоном (в его верхнем пределе) в три с половиной октавы - от ре малой до фа третьей октавы Более высокая разновидность кларнета, в строе ми-бемоль, также используется во многих партитурах XX в Мягкого тембра бассетгорн, теноровый кларнет, был изобретен около 1770 года и приобрел популярность в Центральной Европе (В-А Моцарт использовал его в двух десятках своих произведений), постепенно он вышел из употребления, но в начале XX в его возродил Р Штраус Бас-кларнет, звучащий октавой ниже си-бемольного сопранового, применяется и в духовых, и в симфонических оркестрах, в то время как альтовая и контрабасовая разновидности - только в духовых Объем современного кларнета охватывает звукоряд в три с половиной октавы - от ми малой до ля третьей, со всеми диатоническими и хроматическими промежуточными ступенями
После флейты кларнет, несомненно, наиболее подвижный инструмент семейства духовых Ему доступны любые построения, основанные на диатонических и, особенно, хроматических гаммах, arpeggio, построенные
на любых трезвучиях, доминант-аккордах или малых и уменьшенных септаккордах, и даже скачках иной раз на достаточно значительные интервалы
Со времен Г Берлиоза и Р.Вагнера в оркестре обычно пишется три партии кларнета, которые совместно с бас-кларнетом образуют достаточно яркое и обособленное ядро Кларнеты с середины VIII века играют значительную роль в духовых оркестрах, в значительной степени обеспечивая им блеск и великолепие звучания Основные виды кларнета- это кларнеты в строях си-бемоль, ля, малый кларнет в строе ми-бемоль, а также бас-кларнет в строе си-бемоль Хотя каждый из этих инструментов имеет свои особенности, все написанное в существующих методиках и не относящееся к технологическому и личностному компоненту профессиональной компетентности является общим для обучения игре на всех видах кларнета (не только основных)
В четвертом параграфе «Методические особенности обучения игре на различных видах кларнета» подчеркивается, что методика игры на кларнете достаточно подробно описана в работах Б П Дикова, А А Федотова, Н В Волкова, однако специфика освоения различных видов кларнета в данных исследованиях практически не освещается Технологический компонент в работах перечисленных авторов чаще всего описывается с точки зрения игры только на кларнете в строе си-бемоль, а также касается инструмента в строе ля Следует подчеркнуть, что практика исполнительства на кларнете требует не только умения играть на различных видах кларнета, но и разбираться в их специфике Это необходимо для выработки оперативного переключения с игры на одном виде инструмента на другой Несомненно, чем выше уровень компетентности кларнетиста, тем легче проходит у него и процесс освоения различных видов кларнета, и адаптации при быстрой смене инструментов
Все сложности при переходе с одного вида кларнета на другой различаются в зависимости от того, между какими видами кларнета необходимо осуществить переход в игре, однако среди них можно выявить стандартные проблемы осуществления подобных переходов недостаточная выдержка амбушюра, отсутствие опоры звучания, неясная атака звука, недостатки тембра Скорость преодоления сложностей определяют следующие предпосылки наличие предварительных (базовых) умений игры на основных видах кларнета, общий уровень музыкальной компетентности, качество тростей, (если играть более 10 мин подряд на ней в верхнем регистре она быстро портится, какой бы хорошей изначально ни была)
Разработанные в диссертационном исследовании спецкурс «Профессиональная компетентность кларнетистов-исполнителей» и методика обучения на различных видах кларнета включают в себя разносторонние способы преодоления сложностей в процессе получения практических базовых навыков игры на основных видах кларнета, прежде всего на Бас-кларнете и Малом кларнете (ми-бемоль)
Вторая глава «Экспериментальное исследование по выявлению эффективности теоретико-методической модели формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета» посвящена анализу хода эксперимента, цель которого заключалась в выявлении эффективности повышения компетентности кларнетистов в процессе внедрения разработанной теоретико-методической модели при освоении специального курса «Профессиональная компетентность кларнетистов-исполнителей», значительной частью которого является обучение игре на различных видах кларнета
В первом параграфе второй главы «Организация и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования» освещается ход исследования на констатирующем этапе работы Первоначально был проведен социологический опрос с целью выявления значимости поставленной проблемы и ее актуальности в практике преподавания исполнительства на кларнете В опросе приняли участие студенты и педагоги Московского государственного университета культуры и искусств, РАМ им Гнесиных, а также 1 МОМУ (1-ое Московское областное музыкальное училище) в г Коломна Московской области Общее количество респондентов составило 43 человека В процессе проведения опроса важно было выяснить, какое значение респонденты придают проблеме компетентности кларнетиста-исполнителя, какими обладают знаниями в этой области, умениями и навыками необходимыми для овладения различными видами кларнета В анкете использовались как закрытые, так и открытые вопросы, а также шкала самооценки, с помощью которой респонденты оценивали свои знания, умения и навыки, необходимые для повышения собственной компетентности Проведенное анкетирование и интервьюирование студентов-старшекурсников подтвердили актуальность и необходимость создания теоретико-методической модели формирования профессиональной компететности кларнетиста в процессе обучения на различных видах кларнета, способствующей повышению компетентности кларнетистов-исполнителей в процессе проведения лекционных, семинарских и практических занятий
Одной из важных задач на констатирующем этапе исследования стало выявление исходного уровня компетентности студентов, исходя из трех ведущих компонентов мотивационно-ценностного, содержательно-конструктивного и операционапьно-деятельностного Исследование проводилось на базе Московского государственного университета культуры и искусств В эксперименте принимали участие студенты-кларнетисты оркестрового факультета этого вуза, а также студенты-кларнетисты оркестрового факультета РАМ им Гнесиных Контрольную группу составили 9 человек, экспериментальную - также 9 человек Для данного обследования были разработаны следующие параметры мотивационно-ценностного, со-
держательно-конструктивного и операционально-деятельностного компонентов исполнительской деятельности мотивационно-ценностный компонент личностное отношение и интерес студентов к проблеме повышения профессиональной компетентности, потребность студентов в изучении данной проблемы, а также в обучении на различных видах кларнета, содержательно-конструктивный компонент уровень знаний о компетент-ностном подходе в образовании кларнетистов, уровень знаний об истории и развитии различных видов кларнета, об истории исполнительства, знания о способах повышения собственной компетентности при обучении игре на различных видах кларнета, операционально-деятеяыюстный компонент уровень сформированное™ умений и навыков игре на различных видах кларнета - на кларнете в строе А, на Бас-кларнете в строе В, на Малом кларнете в строе Еб
Для оценки была разработана следующая система 3 балла свидетельствовали о высоком уровне, 2 балла - о среднем уровне, 1 балл - о низком уровне
Критерии оценки мотивационно-ценностного компонента высокий уровень - студент проявляет интерес к исполнительству на различных видах кларнета, ярко выражена потребность в повышении уровня профессиональной компетентности, средний уровень - у студента выражен один из указанных показателей, низкий уровень - у студента не выражен ни один из названных показателей данного компонента
Критерии оценки содержательно-конструктивного компонента высокий уровень - студент проявляет высокий уровень знаний о сущности и структуре понятия компетентности, о педагогических условиях и методах повышения собственной компетентности, констатируется высокий уровень знаний об истории различных видов кларнета, а также истории исполнительства, средний уровень - студент только частично владеет данными знаниями, низкий уровень - студент не обладает выше перечисленными знаниями
Критерии оценки операционально-деятельностного компонента высокий уровень - у студента наличествуют умения и навыки исполнительства игры на основных видах кларнета (в строе А, Бас-кларнете в строе В, Малом кларнете в строе Ее), проверенные по следующим показателям качество тембра (в т ч качество атаки звука) на каждом основном виде кларнета, качество владения аппликатурой (в т ч дополнительной) на каждом основном виде кларнета, средний уровень - у студента наличествуют умения и навыки игры только на некоторых видах кларнета или когда эти умения и навыки можно оценить положительно только по одному из двух показателей (владение тембром или владение аппликатурой), низкий уровень - у студента отсутствуют умения и навыки игры на основных видах кларнета
Для того, чтобы проверить уровень сформированности мотивации у студентов экспериментальной и контрольной групп, было проведено анкетирование и разработаны специальные задания, позволяющие выявить, уровень владения учащимися умениями и навыками, необходимыми для игры на различных видах кларнета В анкете, для характеристики мотива-ционно-ценностного и содержательно-конструктивного компонентов, помимо закрытых вопросов, использовались открытые, которые позволяли респондентам выразить свое мнение в более подробной форме Проведенное анкетирование на основании прямых полученных данных показало, что практически все студенты (экспериментальной и контрольной групп) испытывают большой интерес к проблеме профессиональной компетентности, различным способам ее повышения, в том числе при помощи обучения игре на различных видах кларнета
Качественный и количественный состав экспериментальной и контрольной групп на данном этапе исследования был примерно равным Уровень профессиональной компетентности студентов-кларнетистов оказался низким В связи с этим возникла необходимость в разработке специального курса «Профессиональная компетентность кларнетистов-исполнителей», внедрение которого осуществлялось на формирующем этапе экспериментального исследования Полученная в ходе констатирующего этапа исследования информация позволила скорректировать задачи и методику формирующего эксперимента
Во втором параграфе второй главы «Формирующий и итоговый этапы экспериментального исследования» освещается процесс внедрения разработанной теоретико-методической модели в учебный процесс на основе применения специального курса «Профессиональная компетентность кларнетистов-исполнителей», основной целью которого было повышение компетентности студентов, создание педагогических условий, способствующих расширению их профессионального поля, что позволит им свободно ориентироваться в современной музыкально-исполнительской среде
Поставленная цель обусловила важность решения следующих задач: вызвать интерес и сформировать потребность у студентов в изучении понятия компетентности музыканта и кларнетиста, сформировать у студентов умения и навыки, позволяющие кларнетистам повышать свою компетентность на основе знаний о понятии «профессиональная компетентность» и её значении в деятельности кларнетистов-исполнителей, знаний об истории кларнета и различных видах этого инструмента, обучения методике игры на различных видах кларнета, получения практических базовых навыков игры на различных видах кларнета
Таким образом, структуру экспериментального курса, построенного на основе компетентностного подхода к процессу обучения и воспитания студентов, составляют лекционные, семинарские и практические
занятия, направленные на повышение профессиональной компетентности исполнителей - кларнетистов
Освоение экспериментального курса «Профессиональная компетентность кларнетистов-исполнителей», которое происходило на формирующем этапе экспериментального исследования, рассчитано на 39 часов -12 часов аудиторного времени, 12 часов семинарской работы студентов и 15 часов практических занятий на основных видах кларнета Теоретическая часть спецкурса (темы 1-6) рассчитана на групповые занятия, практическая часть (темы 7-12) - на индивидуальные занятия К каждому семинарскому занятию предлагается круг вопросов и тем для обсуждений и дискуссий, а также перечень литературы для самостоятельной работы студентов Студентам были прочитаны лекции и проведены семинарские занятия по следующим темам «Понятия «профессионализм» и «компетентность», их соотношение в психологии и педагогике Пути формирования подходов российской и зарубежной науки к феномену компетентности и ее структуре», «Понятие «компетентность музыканта», сущность и внутренние взаимосвязи структуры Компетентность как приоритетное качество личности музыканта», «Характеристика компетентности кларнетиста Взаимосвязь свойств, присущих успешным исполнителям-кларнетистам, и компонентов компетентности кларнетиста», «Технологический компонент компетентности кларнетиста Способность играть на различных видах кларнета и ее значение для кларнетиста на современном рынке труда», «Становление и развитие различных видов кларнета История исполнительства на кларнете и его различных видах Основные виды кларнета и их функции в современном оркестре», «Методические особенности обучения игры на различных видах кларнета как способа формирования профессиональной компетентности кларнетиста» Практическая часть спецкурса построена по принципу развития навыков игры на любом виде кларнета при помощи постановки и решения исполнительских задач, разделенных на несколько уровней владения каждым видом кларнета при наличии базовых навыков исполнительства на кларнете В (на нем учатся играть все кларнетисты) Данная часть спецкурса направлена на формирование умений и навыков исполнительства на кларнете в строе А, формирование умений и навыков исполнительства на Бас-кларнете в строе В, формирование умений и навыков исполнительства на Малом кларнете в строе Еб, увеличение скорости адаптации амбушюра при игре на Бас кларнете, увеличение скорости адаптации амбушюра при игре на Малом кларнете, развитие техники исполнительства на Бас-кларнете, развитие техники исполнительства на Малом кларнете, развитие техники исполнительства на других видах кларнета, управление качеством звука и переходами между ними на основных видах кларнета
Цель завершающего этапа экспериментального исследования заключалась в проверке уровней мотивационно-ценностного, содержатель-
но-конструктивного, операционно-деятельностного компонентов компетентности кларнетиста после освоения экспериментального курса «Профессиональная компетентность кларнетистов-исполнителей», включающего в себя теоретическую и практическую части, а также сравнения и анализа результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах Итоговый уровень оценки компонентов профессиональной компетентности измерялся по методике диагностики, разработанной в процессе проведения констатирующего эксперимента, т е происходило анкетирование и интервьюирование студентов, исполнение ими на различных видах кларнета музыкальных произведений, выявлялась эффективность предложенной теоретико-методической модели формирования профессиональной компетентности Исходные и конечные результаты исследования также сравнивались с данными, полученными в ходе первичного и вторичного обследования контрольной группы. Полученные результаты представлены в таблицах 1 и 2 Полученные значения имеют округленный результат, поэтому суммы процентов могут быть не равны 100 % (Н - низкий уровень, В - высокий уровень, С - Средний уровень)
Таблица 1
Контрольная группа__
Этап исследования Количество участников Уровни компетентности (в процентах) Н В С
Ко нстатиру ю щий 9 47% 24% 29%
Завершающий 9 41% 29% 33%
Таблица 2 Экспериментальная группа
Этап исследования Количество участников Уровни компетентности (в процентах) н В С
Констатирующий 9 46% 25% 29%
Завершающий 9 7% 68% 25%
Таким образом, экспериментальное исследование позволило зафиксировать педагогическую эффективность предложенной теоретико-методической модели формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета
В Заключении диссертации на основе проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1 Одной из основных тенденций, оказывающих значительное влияние на развитие музыкального образования в вузах культуры и ис-
кусств, является реализация компетентностиого подхода Данная тенденция отражается как на определении целей, задач и содержания современного музыкального образования, так и на системе подготовки кларнетистов-исполнителей.
2 Реализация компетентностиого подхода через создание теоретико-методической модели формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета и внедрение ее в систему музыкальной подготовки кларнетистов-исполнителей способствует активизации интереса к истории и методике исполнительства на своем инструменте, пониманию его природы, особенностей и связей с историческими традициями, более успешному усвоению музыкальных знаний, умений и навыков, накоплению опыта в творческой музыкальной деятельности
3 Теоретико-методическая модель формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета в системе высшего профессионального образования предусматривает работу по трем направлениям мотивационно-ценностному, содержательно-конструктивному и операционно-деятельностному, что позволяет развивать тесно взаимосвязанные компоненты компетентности кларнетиста исполнителя мотивационный, содержательный, личностный и операциональный
4 Обучение игре на различных видах кларнета является важным компонентом в формировании профессиональной компетентности специалиста в высших учебных заведениях Эффективность данной подготовки кларнетистов зависит от реализации в учебном процессе необходимых педагогических условий создания и внедрения теоретико-методической модели формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя, разработки экспериментального курса, отвечающего современным требованиям подготовки студентов в вузе, обеспечения единства теории и практики в процессе его освоения
5 Разработанные критерии и параметры диагностики уровней сформированности профессиональной компетентности, включающей в себя умение играть на основных видах кларнета, позволяют выявлять динамику и эффективность процесса обретения знаний, умений и навыков, формирования личностных качеств, необходимых для осуществления данной деятельности, применения индивидуального подхода к каждому студенту, что способствует максимальной оптимизации учебно-воспитательного процесса
Проведенная в исследовании экспериментальная работа подтвердила правомерность выдвинутых в гипотезе положений и эффективность их реализации в музыкально-педагогическом процессе
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Хотенцев А. А. Формирование профессиональной компетентности кларнетиста в системе высшего образования // Вестник МГУКИ. - 2007 - № 4. - С. 205-207.
2 Хотенцев А А Компетентность кларнетиста как компонент профессиональной готовности к исполнительской деятельности, //Современные подходы к проблеме развития одаренных детей в системе дополнительного музыкального образования Материалы международной научно-практической конференции 23-24 декабря 2005 года 2006 - С 135139.
3 Хотенцев А А Модернизация кларнета и пути применения его разновидностей //Современный учитель XXI века Проблемы Поиски Перспективы Сборник музыкально -педагогического факультета МГОПИ. Выпуск 2 - 2005 - с 4-27
4 Хотенцев А А Пути самореализации исполнителя - кларнетиста //Становление музыкально-эстетической культуры специалиста в условиях педагогического образования Материалы II межрегиональной научно-практической конференции Липецк2005-С 142-144
5 Хотенцев А А Актуальность повышения уровня компетентности кларнетистов при игре на различных видах кларне-та//Обшенаучный журнал (Москва) 2007 №12(200) - С 25-31
6 Хотенцев А А Методика обучения игре на основных видах кларнета - Изд «ТЕЗАУРУС», 2007 - 20 с
Подписано в печать 09 10 2007 г Объем 1,5 п л Тираж 100 экз ЗаказРотапринт МГУКИ