Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей

Автореферат по педагогике на тему «Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Васёв, Дмитрий Валерьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2015
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей"

На правах рукописи

ВАСЁВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

5 АВГ 2015

005571203

Москва-2015

005571203

Работа выполнена в Московском государственном институте культуры на кафедре

педагогики и психологии

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент

Масленникова Зоя Алимовна

Официальные оппоненты: Щербаков Юрий Иванович,

доктор педагогических наук, профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.Шолохова», заведующий кафедрой психолого-педагогического образования Бруссер Анна Марковна, кандидат педагогических наук, профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Театральный институт имени Бориса Щукина», кафедра сценической речи

Ведущая организация - Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Защита состоится 15 года в IIB. часов на заседании

Диссертационного совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры», по адресу: 141406, Россия, Московская область, г. Химки - 6, ул. Библиотечная, 7, корп. 2, зал защиты диссертаций (218 ауд.).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного института культуры, на сайтах:

Министерства образования и науки РФ: Ьйр://минобрнауки.рф

Московского государственного института культуры: http: www.mguki.ru '"'•о .

Автореферат разослан « ¿-О » CA^W.JZ^M. 2015 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент

Булдина Г.И.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Концепция развития образования до 2020 года опирается на реалии современного общества, которому необходимы творческие конкурентоспособные специалисты с качественно новым уровнем образованности, от которых в значительной мере будет зависеть развитие социально-культурной сферы, обеспечивающей повышение уровня социальной и гражданской активности населения. Статья 69 Закона «Об образовании в РФ» (№273-Ф3) целью высшего образования ставит «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации». Реформирование и модернизация системы отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России, потребовали изменения профессиональной подготовки студентов театральных специальностей на научно-теоретическом, научно-методическом и социально-педагогическом уровнях. Ценностные доминанты высшей школы, актуализированные в профессиональной и социальной деятельности, предполагают преобразующую деятельность педагогов, направленную на изменение сознания, мировоззрения, психологии, нравственное воспитание личности; приобретение ею знаний, умений, навыков, опыта, необходимых для жизни в обществе, осознанного получения профессионального образования. Инновационность образования на данном этапе развития общества в том, что оно нацелено не на передачу знаний, а на овладение, предписанными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, компетенциями, обеспечивающими профессионально-практическую деятельность в динамично изменяющихся условиях. Информатизация образования инициировала совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и форм обучения, воспитания в соответствии с поставленными задачами, ориентированными на познавательную деятельность в течение всей жизни. Социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, по-разному влияют на профессиональное и культурное становление личности. Проведённые исследования показали снижение общей, и в частности речевой, культуры молодёжи, которая отражает образованность, культуру, духовность, неповторимость, индивидуальность человека; его бытие. Актуальность исследования в том, что именно художественное чтение,

выступающее как средство формирования профессиональных компетенций, может совместить требования федерального государственного образовательного стандарта и специфику подготовки студентов театральных специальностей. На основании изучения опыта преподавания дисциплины «Сценическая речь», анализа психолого-педагогической литературы, публикаций, исследований по данной проблеме были конкретизированы объективно сложившиеся противоречия:

— между потребностью общества и отрасли культуры и искусства в личности качественно нового уровня образованности и недостаточно теоретически и методологически обеспеченным образовательным процессом;

— между требованиями государственного стандарта к формированию компетенций у студентов театральных специальностей и недостаточной разработанностью реализации этого процесса;

— между потребностью студентов проявить свои творческие возможности в профессиональной деятельности и применяемыми методами и средствами обучения, не дающими полно удовлетворить эту потребность.

Необходимость разрешения противоречий определила проблему исследования: дидактические особенности формирования

профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей.

Степень научной разработанности проблемы. Основой для изучения состояния профессиональной подготовки студентов театральных специальностей послужили трактаты философов, культурологов, педагогов, теоретиков и практиков художественного слова и художественного чтения в которых утверждалась идея гармонии словесного выражения и содержания, воспитания нравственности и вкуса.

В трудах М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, B.C. Библера, А.Ф. Лосева и др. образование рассматривается в логике культуры. Основу культурологической модели образования заложили В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. Взаимосвязь культуры и образования исследовали С.С. Аверинцев, А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, М.М. Бахтин, Г.Н. Волков, Л.С. Выготский, П.С. Гуревич, Л.Б. Соколова, А.Д. Урсул, Э.Г. Юдин и др.

Вопросы совершенствования педагогической деятельности в вузах рассматривались в трудах В.В. Анисимова, М.В. Булановой-Топорковой, В.И. Загвязинского, И.А. Колесниковой, В.В. Краевского, С.А. Смирнова и др. Теорией и практикой развития высшей школы занимались А.А. Андреев, М.В. Буланова-Топоркова, Ю.Г. Фокин, Ю.И. Щербаков и др.

Модернизация образования в направлении освоения и владения компетенциями представлена в работах В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской,

Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.В. Серикова, A.B. Хуторского, Г.П. Щедровицкого.

Учёные А.И. Арнольдов, JI.H. Коган, К. Левин, Г.К. Паринова, В.В. Чижиков, О.Н. Шахматова и др. рассматривали культурно-образовательную среду организации высшего образования как фактор формирования профессиональной компетентности студентов. Влияние культурно-образовательной среды учебных заведений на личность изучали: К.А. Абульханова-Славская, A.A. Бодалев, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский.

Психолого-педагогические особенности профессионального

становления личности рассматривали A.A. Аронов, П.М. Ершов, J1.C. Зорилова, А.Г. Казакова, В.И. Черниченко, С.Н. Чистякова, Ю.И. Щербаков, H.H. Ярошенко и др.

Обучению сценической речи, и в частности художественному чтению, посвящены труды В.Н. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, М.А. Чехова и их последователей: Л.Д. Алфёровой, A.M. Бруссер, Ю.А. Васильева, В.Н. Галендеева, М.О. Кнебель, И.П. Козляниновой, З.А. Масленниковой, А.Н. Петровой, И.Ю. Промптовой, Я.М. Смоленского.

Исследование опирается на технологии обучения в вузах культуры и искусств, разработанные Т.И. Баклановой, А.Д. Жарковым, JI.C. Жарковой, Т.В. Разенковой и др.

В кандидатских и докторских диссертациях последних лет рассматривались вопросы преподавания сценической речи («Сценическая речь в контексте культурологического знания», C.B. Петровская, 2009 г.), формирования компетенций («Формирование профессиональных компетентностей в условиях контекстного обучения», Е.М. Попова, 2009 г.); обосновывались «Теоретические и методологические основы преподавания сценической речи» (Е.О. Багрова, 2005 г.). Учёные, педагоги, исследователи-новаторы значительно обогатили педагогическую науку новыми системами обучения и воспитания; научным обобщением передового педагогического опыта; прогнозированием тенденций и перспектив развития образования в стране и мире. Тем не менее, на сегодня специальных исследований по формированию профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей в течение всего образовательного процесса не найдено.

Актуальность проблемы, обозначенные противоречия, вопросы использования в образовательном процессе при формировании компетенций художественного чтения и послужили основанием для выбора темы научного исследования: «Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей».

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов

театральных специальностей в вузах культуры и искусств.

Предмет исследования - процесс формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей.

Цель исследования - обосновать теоретически и методологически формирование профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей; разработать и апробировать экспериментальную методику формирования компетенций средствами художественного чтения.

Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:

— сформулировать теоретические основы профессиональной подготовки студентов театральных специальностей;

— раскрыть сущность и содержание профессиональных компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для студентов театральных специальностей;

— обосновать необходимость владения теорией и практикой эмоционально-смыслового анализа произведений художественной литературы при формировании профессиональных компетенций средствами художественного чтения;

— создать дидактическую модель формирования профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей;

— разработать, апробировать и доказать эффективность экспериментальной методики формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей.

Гипотеза исследования опирается на предположение о том, что формирование профессиональных компетенций у студентов театральных вузов станет более успешным, если будут теоретически и методологически обоснованы основы профессиональной подготовки студентов театральных специальностей; раскрыты содержание профессиональных компетенций и пути их освоения; выявлена целесообразность введения эмоционально-смыслового анализа произведений художественной литературы; доказана эффективность разработанной и апробированной экспериментальной методики формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей вузов искусства и культуры.

Методологическую основу исследования составили:

> философские концепции, определяющие роль образования в социальном, нравственном и экономическом развитии общества -Б.С. Гершунского; Э.Н. Гусинского, В. Дильтея, Ю.И.Турчаниновой, Д.Н.

Уайтхода, К. Ясперса и др.;

У работы по диалоговому общению, духовно преобразующему педагогическое взаимодействие - М.М. Бахтина, Б.С. Братуся, Т.А. Флоренской;

> материалы по гармонизации и интеграции различных методологических подходов и парадигм в образовании — Е.В. Бережновой, П.С. Гуревича, Т. С. Куна, B.C. Степина, Ю.И. Щербакова, Е.А. Ямбурга;

> труды по теории и методике профессионального образования в вузах культуры и искусств - Н.К. Баклановой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой, Т.В. Христидис, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова;

> концептуальные положения различных подходов в образовании:

• системного - А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, A.A. Богданова, A.A. Кирсанова, В.П. Кузьмина, И.Т. Фролова и др.;

• деятельностного - Н.Г. Алексеева, В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, B.C. Кузина, Н.Ф. Талызиной, Г.П. Щедровицкого и др.;

• личностного - Я.А. Пономарёва, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.;

• культурологического — A.A. Аронова, М.М. Бахтина, B.C. Библера, Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, М.С. Кагана, Н.Б. Крыловой, Н.Е. Щурковой;

• компетентностного - В.И. Байденко, B.C. Безруковой, И.А. Зимней и др.

Теоретической основой исследования являются:

- философские идеи русских учёных М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, П. А. Флоренского о развитии России; о сохранении русской культуры, сущности человеческой деятельности;

- дидактические основы образования в исследованиях А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, Э.Д. Днепрова, В.Г. Разумовского, В.Д. Шадрикова;

-основы теории и практики художественного чтения, заложенные мастерами сцены: Г.В. Артоболевским, Д.Н. Журавлёвым, А.Я. Закушняком, И.В. Ильинским, В.И. Качаловым, В.В. Максимовым, И.М. Москвиным, В.К. Сережниковым, Я.М. Смоленским, М.С. Щепкиным, В.Н. Яхонтовым и др.;

-работы учёных-педагогов по вопросам профессионального образования В.И. Байденко, В.А. Болотова, М.Т. Громковой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.;

- концепции преподавания дисциплины «Сценическая речь» Л.Д. Алфёровой, A.M. Бруссер, Ю.А. Васильева, В.Н. Галендеева, И.П. Козляниновой, К.В. Куракиной, М.П. Оссовской, А.Н. Петровой, И.Ю. Промптовой и др.;

-научные труды по теории и методике театрального искусства, психологии в творческой деятельности: В.Н. Аксёнова, В.И. Андреева,

Е.Б. Вахтангова, П.М. Ершова, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой, М.О. Кнебель, К.С. Станиславского, Г.А. Товстоногова, М.П. Чехова и др.

Решение поставленных задач, проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись с помощью:

— теоретических методов: изучения философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования; разработки инструментария педагогического исследования и т.д., что позволило выявить проблему, сформулировать гипотезу, цель, задачи исследования, оценить собранные факты;

- эмпирических методов: анкетирования, педагогического наблюдения, тестирования; изучения личностных характеристик студентов; педагогического эксперимента, подтверждающего правильность гипотезы исследования, эффективность предлагаемых нововведений;

-математико-статистических методов, выявляющих

количественные связи между исследуемыми явлениями, обрабатывающих информацию.

Базы исследования. В исследовании были задействованы Пермская государственная академия искусства и культуры, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; приняли участие 457 студентов, 15 преподавателей, 7 членов государственной аттестационной комиссии, 8 работодателей. Формирующий эксперимент проводился на базе Пермской государственной академии искусства и культуры; были выделены две контрольные группы (53 чел.) и две экспериментальные (54 чел.).

Этапы исследования. Первый этап (2006-2007 гг.) - изучение и анализ искусствоведческой, философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования; российского и зарубежного опыта преподавания дисциплины «Сценическая речь»; инноваций в учреждениях образования и культуры; диссертационных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности студентов. Исходные позиции исследования определили противоречия между потребностью общества и отрасли культуры и искусства в личности качественно нового уровня образованности и реально существующим образовательным процессом; проблемные аспекты - снижение культурного уровня молодёжи, потерю интереса к чтению художественной литературы.

Второй этап (2007—2008 гг.) - выяснение актуальности и разработанности проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей в психолого-педагогической и театральной теории и практике. Проведение среди преподавателей, работодателей,

выпускников и студентов анкетирования по вопросам удовлетворённости результатами обучения, трудоустройства. Констатирующий эксперимент подтвердил наличие противоречий между требованиями федерального государственного образовательного стандарта к формированию компетенций у студентов театральных специальностей и недостаточной теоретической и методологической разработанностью образовательного процесса, что потребовало поиска новых путей в подготовке специалистов.

Третий этап (2009-2013 гг.) - экспериментальная работа, моделирование собственной методики формирования компетенций; выбор форм и способов оценивания работы студентов, критериев уровня владения компетенциями. Апробирование коллегами методики формирования компетенций средствами художественного чтения; выступления на научно-практических конференциях; публикация материалов по теме исследования.

Обобщающий этап (2014 г.) - подведение итогов эксперимента, уточнение результатов, выводов; оформление научно-квалификационной работы — кандидатской диссертации.

Личный вклад автора: опубликованы 25 статей по теме исследования, в том числе 9 в журналах, рецензируемых ВАК; монография «Чтение как основа духовно-нравственного становления молодёжи» ISBN 978-3-65918603-5. Работы диссертанта находятся в фондах научных библиотек, внесены в сводный каталог библиотек России. Опыт работы соискателя в качестве профессионального актёра академического театра драмы позволил, опираясь на теорию и практику, стимулировать деятельность студентов, выявить проблемы каждого студента, помочь осмыслить пути их решения.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

— установлена зависимость качества профессиональной подготовки студентов театральных специальностей от состояния культурно-образовательной среды вуза, которая сочетает в себе традиции и новации; создаёт условия для применения новых технологий, развития профессиональной и общей компетентности, культуры специалистов;

-раскрыта функционально-содержательная сущность общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, обеспечивающих единство теории и практики, формирующих у студентов театральных специальностей профессиональную и общую компетентность, позитивное мировоззрение, определенный уровень культуры;

- введён эмоционально-смысловой анализ литературного текста, дающий возможность средствами художественного чтения в течение всего образовательного процесса планомерно осваивать компетенции, развивающие «дикционную, интонационно-мелодическую и орфоэпическую

культуру речи; умения работать . с авторским словом, образной, содержательной, действенной, стилевой природой драматурга»; активизирующий восприятие, творческое созидательное переосмысление текста литературного произведения;

- создана дидактическая модель формирования профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей средствами художественного чтения, координирующая действия участников в соответствии с поставленной целью, определяющая условия осуществления образовательного процесса, формы, методы, средства, критерии оценки освоения компетенций;

- разработана и апробирована экспериментальная методика формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей, объединяющая теоретический курс освоения компетенций и практическую составляющую -индивидуально-компетентностные задания, тренинги, художественно-творческие показы, самостоятельную работу; эффективность методики подтверждена результатами, полученными в ходе эксперимента.

Теоретическая значимость диссертационного исследования в том, что в нем на основании изучения и обобщения идей, концепций и гипотез, существующих в педагогике, разработана методика формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей, представляющая собой целостную систему, включающую в себя теоретическое, практическое и личностное развитие. Художественное чтение, применяемое в течение всего образовательного процесса, направленное на освоение компетенций, специальных знаний, профессиональных умений, приобретение опыта, формирует общую и профессиональную компетентность личности, определённое мировоззрение. Уточнена взаимосвязь состояния культурно-образовательной среды вуза и качества формирования профессиональных компетенций, общей и профессиональной компетентности. Введено понятие «эмоционально-смысловой анализ художественного произведения, текста». Разработана теоретико-методическая модель, целостно описывающая образовательный процесс познавательной и творческой деятельности студентов; воспитания, всестороннего развития личности.

Практическая значимость исследования. Методика формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения применяется в образовательном процессе высших и средних профессиональных учебных заведений Пермского края. Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения,

основанное на активности самого формирующегося субъекта, позволяет выпускникам проявить себя в профессиональной деятельности, определяет направление творческого самосовершенствования, саморазвития, самореализации; обеспечивает конкурентоспособность на рынке труда.

Достоверность результатов исследования подтверждается обоснованностью теоретических и методологических позиций, опирающихся на современные достижения педагогики, психологии, философии, филологии, эстетики; концепция выдержана методологически и аргументирована результатами научного поиска. Репрезентативность эмпирического материала, его апробация позволили осуществить сравнительный анализ полученных результатов, сопоставить их с теоретическими и опытно-экспериментальными данными, опубликованными в работах по проблеме исследования.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены в выступлениях и опубликованы в сборниках: IV Всероссийской научно-практ. конф. «Диалоги об искусстве», октябрь 2014, Пермь; IV Межд. науч. конф. «Педагогическое мастерство», февраль 2014, Москва; Межд. научно-практ. конф. «Современное общество, образование и наука», июль 2013, Тамбов; Всероссийской научно-метод. конф. «Молодёжь и театр», ноябрь 2009, Тюмень; Межрегиональной научно-прак. конф. «Актуальные проблемы проф. подготовки специалистов для системы образования», октябрь, 2009, Пермь; Всероссийской научно-прак. конф. «Формирование этики гражданственности — важнейшего компонента культуры общества», февраль, 2008, Пермь; семинаров: «Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов», ноябрь, 2008, Пермь; «Гражданственность как приоритетная стратегия воспитания», февраль, 2007, Пермь; «Гражданин России: отечественные традиции и современность», август 2006, Пермь.

Эффективность формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения подтверждается использованием методики коллегами (документально удостоверено); успешной работой выпускников актерами и режиссерами в профессиональных театрах Пермского края и других российских регионов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система профессиональной подготовки студентов театральных специальностей, реализуемая в культурно-образовательной среде вуза, нацелена на применение новых образовательных технологий. Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения является инновационной технологией, позволяющей выполнить социальный

заказ общества - подготовить конкурентоспособных специалистов с качественно новым уровнем образованности.

2. Содержание и функции общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций обеспечивают единство теории и практики обучения, обязательный минимум образования. Компетенции развивают природные социальные начала в контексте культурных свойств, имеющих общечеловеческую ценность. Обязательное междисциплинарное взаимодействие открывает возможности для личных инициатив студентов, позволяет им создавать собственные артефакты, творческие продукты на основе культурных традиций и инноваций.

3. Формирование профессиональных и профессионально-специализированных компетенций средствами художественного чтения потребовало нововведений при работе с литературными произведениями — основой творчества студентов театральных специальностей. Разработанный эмоционально-смысловой анализ художественного текста способствует освоению профессиональных компетенций, формированию личности, приобретающей помимо умений и навыков, жизненный и эстетический опыт, индивидуальный стиль.

4. В теоретико-методической модели формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения представлены общность, последовательность, взаимосвязанность действий, позволяющих чётко поставить цель, определить методы, формы и средства достижения, выделить критерии освоения компетенций; обозначить уровни владения компетенциями. Модель формирования профессиональных компетенций, реализуемая в культурно-образовательной среде вуза, культурном пространстве региона, даёт студентам возможность раскрыться художественно, эмоционально, духовно; приобрести культурные, профессиональные и личностные качества, которые помогут им найти своё место в профессии, психологически подготовят к сложностям и трудностям предстоящей деятельности, обеспечат конкурентоспособность на рынке труда.

5. Преобразующий, практический характер экспериментальной методики формирования компетенций средствами художественного чтения обусловлен:

- разработанными групповыми и индивидуальными тренингами, дающими студентам возможность развиваться интеллектуально, художественно, эмоционально, физически;

- компетентностно-ориентированными творческими заданиями, учитывающими индивидуальные особенности студентов;

- разработанными комплексами упражнений по коррекции регионального произношения и постановке голоса;

- эмоционально-смысловым анализом художественного текста;

-обучающей программой формирования профессиональных

компетенций у студентов театральных специальностей средствами художественного чтения в течение всего образовательного процесса.

Эффективность подготовки специалистов достигается установлением социального партнёрства студентов, педагогов вуза и специалистов учреждений искусства и культуры.

Диссертационное исследование на тему «Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей» соответствует пунктам 4,5,13,19,22,29,31,35,36 паспорта научной специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.

Структура диссертации подчинена логике изучения предмета исследования, его целям и задачам; диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, представлено состояние научной разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, определены методология и методы исследования, обозначены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, перечислены положения, выносимые на защиту, представлены сведения об апробации исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования компетенций у студентов театральных специальностей» рассмотрены: функционирование системы профессиональной подготовки студентов театральных специальностей в вузах культуры и искусств; сущность и содержание профессиональных компетенций; художественное чтение как средство формирования профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей.

В первом параграфе первой главы «Система профессиональной подготовки студентов театральных специальностей в вузах искусства и культуры» изложено функционирование педагогической системы в культурно-образовательной среде вуза, являющейся фактором, под воздействием которого художественное чтение позволило связать воедино все дисциплины, обеспечивающие освоение общекультурных,

профессиональных и профессионально-специализированных компетенций; создать индивидуальный продукт - активную личность, не просто овладевшую определенными компетенциями, а способную, опираясь на них, продуцировать новую деятельность.

Во втором параграфе первой главы «Сущность и содержание профессиональных компетенций» выяснены сущность и содержание профессиональных и профессионально-специализированных компетенций; уточнены понятия «компетенция» и «компетентность». Формирование средствами художественного чтения профессиональных компетенций позволило уже с первого курса выделить студентов, стремящихся сознательно расширять свои знания, связывая содержание образования со своей будущей деятельностью, карьерой. Перенос акцента с оценки знаний на чётко обозначенный результат в виде демонстрирования владения компетенциями активизировал обучающихся, обеспечил обязательный уровень образования, дал возможность удовлетворить требования к качеству образования со стороны общества.

В третьем параграфе первой главы «Художественное чтение как средство формирования профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей» введён эмоционально-смысловой анализ литературного произведения, который усилил восприятие, интерпретацию текста; позволил глубже проникнуть в авторский замысел, заставил по-новому взглянуть на окружающую жизнь. Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения в течение всего образовательного процесса пробудило интерес к учебной деятельности, укрепило культурные контакты между студентами и педагогами; способствовало углублённому изучению классической и современной литературы; обеспечило владение теорией и практикой сценического воплощения произведений литературы - драматургии, прозы, поэзии.

Во второй главе «Методика формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей» рассмотрен процесс формирования компетенций как целостное явление. Пилотажный, констатирующий эксперименты отразили реальное состояние образовательного процесса, позволили сформулировать цели, задачи, условия проведения и содержание формирующего эксперимента, подтвердившего эффективность формирован™ компетенций средствами художественного чтения.

В первом параграфе второй главы «Диагностика студентов театральных специальностей региональных вузов искусства и культуры» был исследован реально протекающий образовательный процесс на основе

действующих программ. Изучена мотивация, направленность студентов; их включённость в образовательный процесс; проведена диагностика художественных задатков студентов совместно с профилирующими кафедрами; выявлены общие и индивидуальные трудности в освоении актёрской профессии. Пилотажное исследование подтвердило существование проблемы отчуждения молодёжи от чтения литературы. Констатирующий эксперимент позволил определить исходный уровень общей культуры респондентов, выявить проблемы формирования профессиональных компетенций, уточнить правильность формулирования гипотезы исследования. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость целенаправленной работы по формированию профессиональных компетенций; обозначили направления построения формирующего эксперимента, поиска путей достижения уровня, соответствующего требованиям, предъявляемым к выпускникам федеральным государственным образовательным стандартом и практической деятельностью.

Во втором параграфе второй главы «Экспериментальная методика формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей» описана авторская методика формирования профессиональных компетенций. Общенаучной основой формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения послужил системный подход, позволивший исследовать социально-педагогические явления в культурно-образовательной среде вуза; теоретико-методологическую стратегию определил компетентностный подход, обеспечивший формирование профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей; практика базировалась на деятельностно-личностном подходе, дающем студентам самостоятельность в постановке целей и выборе средств их достижения. Экспериментальное исследование строилось, опираясь на теорию Л.С.Выготского о единстве процесса обучения и развития, когда обучение стимулирует, ведёт за собой развитие; труды В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней по модернизации образования в направлении освоения и владения компетенциями; работы по формированию у студентов профессиональных и социальных компетенций А.М. Бруссер, Е.К. Гитман, Л.А. Косолаповой, А.И. Санниковой и др.; методику исполнительского анализа, разработанную Б.А. Буяльским, Е.Д. Дмитриевой, С.С. Иванченко, С.Т. Никольской, Н.М. Соловьевой, З.А. Шелестовой. Проведённое пилотажное исследование позволило изучить проблему изнутри, определить глубину отчуждения подрастающего поколения от самостоятельного чтения литературы. Результаты констатирующего эксперимента обозначили направление поиска путей

формирования профессиональных компетенций для достижения уровня, соответствующего требованиям, предъявляемым к выпускникам федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и практической деятельностью. Цель формирующего эксперимента — проверить целесообразность применения авторской методики формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения. Для достижения цели при проведении эксперимента были осуществлены новации, позволившие студентам самостоятельно осваивать, оценивать и демонстрировать компетенции, осознанно выбирать образовательные приоритеты в контексте профессионального самоопределения. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и основной образовательной программы мы тесно связали художественное чтение, средствами которого формировали профессиональные компетенции у студентов театральных специальностей в течение всего образовательного процесса, с задачами каждого года обучения. Студентам ставились задачи внешне соответствующие имеющимся у них интересам, но фактически требующие для своего решения новых знаний, умений, навыков, опыта до этого ими не востребованных. Будучи вовлечёнными в образовательный процесс, студенты начинали самостоятельно искать пути профессионального самоопределения и превращения профессии в форму индивидуальной жизни. Для приведения речи к литературной норме, избавления её от устойчивых территориальных особенностей русского языка — русских народных говоров, студенты выполняли следующий комплекс заданий:

— составить сравнительную таблицу говора и литературного языка из услышанных в речи сокурсников, преподавателей, артистов разрушенных структур слов и фраз (выпадение слогов, замена согласных и т.д.);

— выделить собственные речевые отклонения, составить личный план работы по исправлению речи;

— разработать и систематически выполнять индивидуальную дыхательную, дикционную разминку;

— подобрать индивидуальные упражнения для артикуляции взрывных, фрикативных, сонорных, шипящих, свистящих согласных;

— определить индивидуальные речеголосовые недостатки и приёмы их устранения, целенаправленно развивать природные данные речевого аппарата;

— работать над дикцией при помощи скороговорок и небольших рассказов, составленных из скороговорок для исправления недостатков речи;

— зачитать художественный текст перед группой с последующим

коллективным обсуждением достоинств и недостатков чтения;

- проводить аудио- и видеозапись занятий, тренингов с последующим их прослушиванием, разбором и установлением путей совершенствования речи; самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения.

Раскрыть, развить творческие возможности студента, довести их до степени рефлекторной подсознательной деятельности позволили тренинги, проводимые с высокой физической нагрузкой, при которой вырабатывалось умение постоянно поддерживать и экономно использовать воздушный запас в лёгких; осуществлять межличностное взаимодействие, концентрировать внимание. Проводимые со студентами тренинги, постепенно сложились в систему упражнений, которые:

-позволили «поддерживать внешнюю форму и необходимое для творчества психофизическое состояние»;

- выработали устойчивые навыки владения артистической техникой, прививают потребность к самосовершенствованию, «саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства»;

- помогли научиться концентрировать внимание, рационально организовывать дыхание, избавиться от психического и мышечного зажимов;

- закрепили «память эмоциональную, физических действий и ощущений в предлагаемых обстоятельствах» (по К.С. Станиславскому);

- синтезировали владение психотехникой с речевыми и пластическими навыками;

- способствовали перевоплощению на основе переживания, полному погружению в жизненный материал;

- обеспечивали такой уровень владения компетенциями, который подобает личностному росту в целом, дальнейшему творческому развитию.

Для качественного освоения профессионально-специализированных компетенций, практически на каждом занятии в течение всех лет обучения, мы читали вслух лучшее, проверенное временем, из русской и зарубежной классики, которую отличают высокий стиль повествования; насыщенность яркими образами; присутствие длинных фраз, глубоких мыслей; точное представление о добре и зле, нравственности и морали, этике. Художественное чтение педагогом литературного отрывка позволяет творчески воспроизвести не только «букву», но и «дух» произведения, даёт студенту возможность стать соучастником действа, задуматься и удивиться тому, что раньше, читая произведение, не замечал всей его красоты, содержательности и своеобразия. Осознанно овладевая техникой речи, формируя правильный моторный образ слова, студенты, работая над

произнесением коротких и длинных звуков, звонких и глухих согласных, скоростью чтения, объёмом и высотой голоса, игрой слов, гиперболизацией, помнят, что главное расширение понимания текста, его современное прочтение, «присвоение». Проявить состязательность, творческую самостоятельность, закрепить профессиональные и профессионально-специализированные компетенции студентам помогали разработанные индивидуальные компетентностно-ориентированные задания:

— создать словесный портрет педагога, сокурсника, взяв за основу стиль описания героя каким-либо автором;

— написать биографию героя, исходя только из заданного текста, найти подробности, связанные с персонажем и его переживаниями, характеризующие время, место, события;

— подобрать к каждому качеству, определяющему личность, явление природы синонимы, гиперболы, метафоры и т.д., позволяющие полнее раскрыть картины видений;

— определить какими путями, с помощью каких выразительных средств автор решает возникающие проблемы;

— написать собственный текст на заданную тему в прозе или стихах;

— выделить смысловые ударения в соответствии с интонационно-ритмическим строением текста, чтобы овладеть авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, стилевой природой;

— читать «с листа» незнакомый текст с последующим анализом его эмоционально-смыслового донесения;

— создать пластический этюд физического поведения персонажа литературного произведения для уточнения видений и нахождения точных психологических жестов в дальнейшей работе над произведением;

— разыграть «театр теней»: выбрать сцену из пьесы в стихах, где действуют не менее трёх персонажей. Один из студентов разыгрывает сцену голосом, а в это время остальные студенты должны пластически как можно точнее передать их душевные переживания с помощью освоенного актерского тренинга, направленного на психофизическое раскрепощение, усиление психической подвижности студента.

Вера в предлагаемые обстоятельства; накопление и яркость видений; оценка фактов, событий; анализ ритмико-интонационного строя произведения; правдивость словесного действия; владение речевой палитрой позволили студентам перейти от техники чтения к художественному чтению, которое поддерживает и укрепляет сценическую речь. Средствами художественного чтения достигается соединение теории и практики -раскрытие индивидуальной выразительности слова в монологе, диалоге,

создании сценического образа. Художественное чтение, выполняя функцию социальной коммуникации, передаёт не только знания, но и чувства, объединяет, присутствующих одним настроением. Особенно это проявляется при работе с поэтическими произведениями, дающими возможность понять ритмическую организацию речи, расставить эмоционально-логические акценты, разбудить эмоционально-чувственную природу студента. Для освоения профессионально-специализированных компетенций (ПСК), требующих создания «художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков» - ПСК-1.1; воздействия «словом на партнера в сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и приспособления речи» - ПСК-1,2, студентам надо было выполнить следующие упражнения:

- переложить прозаический отрывок текста на заданный стихотворный размер, соблюдая ритмические законы стиха;

- художественно прочитать с листа стихотворные произведения разные по ритмомелодике;

- составить литературную композицию из произведений прозы и поэзии так, чтобы они по смыслу, эмоционально и ритмически дополняли друг друга.

Критериями уровня владения компетенциями послужили:

- оценка руководителя курса, сокурсников, полученная при демонстрации профессиональных компетенций на показах, беседах; оценка зрителей по результатам анкетирования, социологических опросов;

- личная профессиональная самооценка;

- профессиональные конкурсы разных уровней, кастинги;

-самоанализ творческой деятельности: выявление причин

профессиональной неуспешности; уточнение несовершенства личностных качеств, не позволяющих преодолевать трудности профессионального и карьерного роста;

-оценка независимыми экспертами - членами государственной аттестационной комиссии, работодателями, зрителями.

При оценивании владения компетенциями, обязательно отмечались положительные моменты, указывались недоработки, давались конкретные рекомендации, мотивирующие студентов к самосовершенствованию. С помощью художественного чтения у студентов развивались наблюдательность, воображение, эмоциональная отзывчивость; выявлялись проблемы освоения компетенций, намечались пути их решения; преобразовывались теоретические знания в практические нужного способа действия.

Качественные результаты формирующего эксперимента

•'••Контр.'.- : .Эк-соёр. •'•'"

Показатели .• : „-„у. '.; Критерии . у..-.4..--..г• ? - Группа' группа-;"

ч . чу:\-' "-у'.Ч ' •4100% ... Ч:: 100

Мотивация Получение диплома 74,2 31,4

Творческий подход к деятельности, самореализация 25,8 68,6

Цалеполагание Принятие предложенной педагогом цели 81,5 21,4

Осознание и постановка личных целен, путей достижения 18.5 78,6

Планирование По рекомендуемым педагогом программам 95,2 24,8

Индивидуальный план развития 4.8 75,2

Форма общения Поучение 85,3 19,7

Взаимодействие 14,7 80,3

Характер общения Доминирование преподавателя 82,6 10,9

Сотрудничество преподавателей и студентов 27,4 89,1

Познавательная Творческая, активная 75,2 11,1

деятельность Креативно-творческая, с личностным смыслом, авторским 24,8 88,9

студента почерком

Оиенка Оценка своих достижений 88,9 18,6

деятельности Свободное владение компетенциями, портфолио,

профессиональное признание 11,1 81,4

Удовлетворение амбиции, преобладание материальных

Результат интересов над духовными 73.7 22,7

деятельности Субъектность профессиональной деятельности, поиск смысла

жизнедеятельности 26.3 77,3

Сравнительный анализ результатов исследования показал, что в экспериментальной группе, работавшей по методике формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения, 40,7% студентов демонстрировали средний, а 57,4% высокий уровень владения компетенциями. В контрольной группе 64,2% достигли среднего уровня, высокого - 20,7%. В контрольных группах количество студентов с высоким уровнем сформированности компетенций выросло в 2,2 раза, в то время как в экспериментальных группах — в 3,9 раза, что говорит об эффективности формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения. Инновации, опирающиеся при формировании профессиональных компетенций на художественное чтение, пробудили у студентов интерес к литературе, обогатили их лексику, развили образное мышление, расширили творческие возможности, повысили общую культуру, дали возможность определить направление творческой деятельности. Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения на всём протяжении обучения в вузе, оказывало на студентов воздействие:

— социально-коммуникативное, объединяющее общей идеей слушающих;

— суггестивное, действующее на психику, внушая образ, характер;

— воспитательное, развивающее эмоциональную чуткость, отзывчивость;

-стимулирующее, активизирующее творческий потенциал студентов, что дало им возможность стать компетентными, востребованными на рынке труда специалистами.

В заключении подведены итоги экспериментальной работы, которые подтверждают актуальность проблемы, гипотезы; свидетельствуют о выполнении поставленных задач; достижении теоретической и научной новизны, практической значимости. Материалы исследования дополняют и расширяют существующие теоретические представления в области формирования профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей вузов искусства и культуры; могут использоваться в профессиональной подготовке специалистов в других учебных заведениях.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в публикациях: (общий объем —18,7 п.л.)

1. Васёв, Д.В. Художественное чтение, или Как уметь хорошо читать / Д.В. Васёв // Alma Mater. - 2014. - № 1. - С. 83-88. - 0,5 пл. ВАК

2. Вассв, Д.В. Чтение - одна из форм получения и усвоения социального опыта, культурных традиций / Д.В. Васёв // Начальная школа. - 2014. -№ 2. - С. 87-90. - 0,3 п.л. ВАК

3. Васёв, Д.В. Исследование влияния культуры чтения на обучение и развитие молодёжн/Д.В. Васёв //Alma Mater.-2012.-JV» 6.-С. 89-93. -0,5 п.л. ВАК

4. Васёв, Д.В. Чтение как фактор успешного обучения и социального становления личности / Д.В. Васёв // Воспитание школьников. - 2011. -№ 10. - С. 9-14. - 0,6 п.л. ВАК

5. Васёв, Д.В. Преображение н развитие личности посредством художественной литературы / Д.В. Васёв // Искусство и образование. -2011. -№ 4. - С. 112-119. - 0,5 п.л. ВАК

6. Васёв, Д.В. Искусство театра - детям / Д.В. Васёв // Искусство в школе. - 2010. - № 3. - С. 52-53. - 0,45 п.л. ВАК

7. Васев, Д.В. Воздействие искусства театра на развитие и становление личности / Д.В. Васёв // Образование и общество (Орёл). - 2010. - № 4 (63). - С. 113-117. - 0,45 п.л. ВАК

8. Васёв, Д.В. Живой да будет каждая строка / Д.В. Васёв // Образование и общество (Орёл). - 2008. - № 3. - С. 103-108. - 0,6 п.л. ВАК

9. Васёв, Д.В. Владеющий речью - владеет людьми / Д.В. Васёв // Образование н общество (Орёл). - 2007. - № 5. - С. 105-107. - 0,5 п.л. ВАК

10. Васёв, Д.В. Художественное чтение как инновационная технология педагогического мастерства// Сб. науч. трудов «Педагогическое мастерство».

Ч. 2. ISBN 978-5-4253-0674-6. - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 226-228. - 0,2 п.л.

11. Васёв, Д.В. Воздействие культурно-образовательной среды ВУЗа на формирование компетентного специалиста // Сборник научных трудов. ISBN 978-5-4343-0362-0. - Тамбов, 2013. - С. 33-34. - 0,2 п.л.

12. Васёв, Д.В. Компетентностная подготовка профессиональных кадров в образовательных учреждениях СПО / Д.В. Васёв // Специалист. - 2013. - № 2. -С. 29-33.-0,5 п.л.

13. Васёв, Д.В. Чтение как основа духовно-нравственного становления молодёжи: Монография / Д.В. Васёв. ISBN 978-3-659-18603-5. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 113 с. - 7,2 п.л.

14. Васёв, Д.В. Воздействие художественной литературы на становление и развитие личности / Д.В. Васёв // СПО.. - 2011. - № 5. - С. 25-33. - 0,5 п.л.

15. Васёв, Д.В. Влияние чтения, речи, искусства на развитие и становление личности / Д.В. Васёв // Современная детская субкультура как социальный феномен / Сост. Т.Д. Попкова; под ред. доктора фил. наук Б.В. Кондакова. -Пермь: Научное издание ПГНИУ, 2010. - С. 63-70. - 0,5 п.л.

16. Васёв, Д.В. Воспитание духовности у детей средствами литературы и театра /Д.В. Васёв // Начальная школа. - http://www.n-shkola.ru/forum/view topic.php?id =178.-2010. - 0,35 п.л.

17. Васёв, Д.В. Живое слово / Д.В. Васёв // Русский язык и литература. -2009. - № 3. - С. 24-29. - 0,35 п.л.

18. Васёв, Д.В. Искусство композиции / Д.В. Васёв // СПО. Приложение — 2009. - № 6. - С. 61-68. - 0,55 п.л.

19. Васёв, Д.В. Искусство учит жить / Д.В. Васёв // Сборник «Актуальные проблемы профессиональной подготовки специалистов для системы образования». - Пермь, 2009. - С. 130-132. - 0,5 п.л.

20. Васёв, Д.В. Искусство учит прекрасному /Д.В. Васёв // Вестник СПО. -2009. 4 (196). - С. 4. - 0,15 п.л.

21. Васёв, Д.В. Прекрасно и доблестно жить учит искусство / Д.В. Васёв // Сборник «Молодёжь и театр». - Тюмень, 2009. - С. 87-95. — 0,6 п.л.

22. Васёв, Д.В. Наш дар бесценный - речь / Д.В. Васёв // Вестник СПО. - 2009. -№5 (173).-С. 3.-0,15 п.л.

23. Васёв, Д.В. Искусство чтения стихов со сцены /Д.В. Васёв // СПО. - 2008. — № 9. — С. 35-46.-0,75 п.л.

24. Васёв, Д.В. Культура речи как составляющая общей культуры гражданина общества / Д.В. Васёв // Сб. метод, материалов Всероссийской научно - практ. конф. - Пермь, 2008. — С. 73-78. - 0,35 п.л.

25. Васёв, Д.В. Владеющий речью — владеет людьми / Д.В. Васёв // СПО. Приложение. - 2007. - № 11. - С. 79-84. - 0,45 п.л.

Подписано к печати 02.06.2015 г. Формат 60x84 1/16. Объем 1,4 усл.-печ. л. Тираж 100 экз. Заказ 6/2015

Пермская государственная академия искусства и культуры 614000, Пермь, ул. Газета «Звезда», 18, оф. 112