Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование профессиональных умений студентов специальности "изобразительное искусство" в процессе непрерывной практики

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Мистратова, Людмила Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Калининград
Год защиты
 2003
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование профессиональных умений студентов специальности "изобразительное искусство" в процессе непрерывной практики», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мистратова, Людмила Анатольевна, 2003 год

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

СТУДЕНТА ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Сущность основных понятий исследования.

1.2. Особенности профессиональных умений студентов, будущих учителей изобразительного искусства.

1.3. Формирование профессиональных умений в процессе непрерывной практики.

Выводы по первой главе.

Глава 2 ВЛИЯНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРАКТИКИ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

2.1 Организация системы непрерывной практики студентов специальности «изобразительное искусство».

2.2 Динамика формирования профессиональных умений студентов в процессе практик (музейной, пленэрной, педагогической).

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование профессиональных умений студентов специальности "изобразительное искусство" в процессе непрерывной практики"

Актуальность исследования. На современном этапе развития образования перед педагогической наукой стоят проблемы модернизации и совершенствования методов и технологий обучения при подготовке квалифицированных профессионалов в высшей школе. Необходимо и обновление содержания с учетом региональных особенностей, социально-экономических, общественно-политических и культурных. Роль духовно-нравственного потенциала искусства в современном обществе возрастает, ощутима потребность в понимании искусства как языка международного общения, сближения и понимания культур и народов.

Особое значение в решении проблем современного общества отводится педагогу, преподавателю изобразительного искусства в школе, важной частью профессиональной подготовки которого является овладение им в процессе обучения в вузе педагогическими умениями, позволяющими своевременно осуществлять коррекцию и творческое преобразование педагогической реальности, прогнозировать результаты профессиональной деятельности.

Общетеоретический подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки педагога заложен в трудах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабан-ского, Б.С. Гершунского, В.А. Кан-Калика, М.М. Левиной, А. Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, В.А. Сухо-млинского, К.Д. Ушинского и др. Выполнен ряд исследований, посвященных формированию общепедагогических, дидактических умений и педагогическому творчеству учителя (В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, В. Оконь, Е.В. Романов и др.), в том числе, учителя изобразительного искусства (Б.М. Неменский), творческих умений в процессе профессионального обучения (Н.З. Никитина и В.Н. Романенко). Проблема непрерывного профессионального образования рассматривалась A.M. Новиковым, Н.М. Огарковым и А.Д. Савельевым и др. Вместе с тем, в научно-педагогической литературе до настоящего времени не подвергалась исследованию проблема формирования профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики.

Современное состояние данной проблемы в вузе выявляет следующие противоречия: во-первых, существует объективная необходимость в формировании профессиональных умений студентов, будущих преподавателей изобразительного искусства в процессе непрерывной педагогической практики, и нет системы проведения и реализации программы непрерывной практики (музейной, пленэрной, педагогической) с учетом новых требований развивающегося современного общества и образования и местных особенностей (геополитическое положение области, культурологический фон). Во-вторых, по отдельным предметам: рисунку, живописи, композиции, истории искусства и др. - существуют разработанные методики подготовки студентов в вузе, фрагментарно затрагивающие пути формирования профессиональных умений по изобразительному искусству, но проблема не рассматривалась в системе непрерывной практики как необходимом условии, на наш взгляд, взаимодействия художественного и психолого-педагогического в целом в профессиональной подготовке студентов специальности "изобразительное искусство" в вузе, что подтверждает актуальность темы исследования, ее теоретико-практическое значение. С учетом противоречий был сделан выбор темы исследования «Формирование профессиональных умений студентов специальности "изобразительное искусство" в процессе непрерывной практики», проблема которого формулируется следующим образом: каковы педагогические условия эффективного формирования профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики.

Проблема рассматривается на материале музейной, пленэрной и педагогической практик. Основная идея заключается в том, чтобы изучить динамику формирования профессиональных умений студентов и экспериментально проверить концептуально-теоретические основы системы непрерывной практики для создания качественно нового учебно-методического комплекса, обеспечивающего деятельностный, культурологический, гуманистический подходы к становлению специалистов педагогов изобразительного искусства в образовательном процессе.

Цель исследования — теоретически обосновать и эмпирически проверить педагогические условия формирования профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования - формирование профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в ходе непрерывной практики.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать особенности формирования профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики.

2. Разработать содержание и методику непрерывной практики студентов (музейной, пленэрной, педагогической), обеспечивающих формирование профессиональных умений.

3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования профессиональных умений студентов вуза специальности «изобразительное искусство» будет эффективным, если:

- будет осуществлена система непрерывной практики от 1 до 5 курса, включающая музейную, пленэрную и педагогическую и будут выявлены особенности формирования профессиональных умений в процессе непрерывной практики;

- все виды практик будут организованы во взаимосвязи, единстве требований при обучении, воспитании и развитии с личностно-ориентированным и индивидуальным подходом к деятельности будущего педагога изобразительного искусства, и в основе обучения будут лежать принципы развития общей культуры студента;

- непрерывная практика будет учитывать проблему регионального образования, особенности Калининградской области, ее геополитического положения, красоту и своеобразие природы, интеграционные процессы развития европейских и русской культур во взаимосвязи и соседстве, конкретные музейные исторические материалы.

Методологическую основу исследования составляют положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере; диалектика как теория развития и всеобщей связи явлений; философия прекрасного; системно-целостный, лич-ностно-деятельностный и культурологический подходы к познанию и преобразованию педагогической действительности.

Теоретической основой построения исследования стали фундаментальные разработки философских, социально-психологических наук в аспектах эстетической культуры личности, идеи об интегральных характеристиках личности, о единстве теоретического и практического мышления (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, J1.C. Выготский, И.А. Ильин, В.В. Кандинский, А.Н. Леонтьев, В.В. Розанов, C.J1. Рубинштейн, П.А. Флоренский); концепция личности и ее развития, единство интеллектуальной, эмоциональной и творческой основ в формировании личности и индивидуальности (О.С. Гребе-нюк); теория воспитания эстетической культуры детей и подростков средствами отдельных видов искусства (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, JI.A. Ходякова).

Методы исследования

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов взаимообогащающих и дополняющих друг друга: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта, педагогические наблюдения по специально разработанным программам; педагогический эксперимент; опрос, тестирование; анализ учебно-методической документации и продуктов творческой деятельности студентов; математическая обработка данных.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования, связанных с системно-целостным, личностно-деятельностным и культурологическим подходами, применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, сочетанием качественного и количественного анализа, длительным характером экспериментальной работы, сопоставимостью результата с массовым педагогическим опытом.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Калининградский госуниверситет, факультет педагогики и психологии, специальность «изобразительное искусство».

Тематика, характер исследований были предопределены непрерывной педагогической деятельностью автора (с 1989 г. по настоящее время) в качестве педагога дополнительного образования по изобразительному искусству (КГДТ), преподавателя основ композиции и рисунка для дендродизайнеров и дизайнеров (Центр образования, г. Калининград), в качестве заведующего сектором выставок (Музей Мирового океана), преподавателя вуза (Калининградский госуниверситет), руководителя пленэрной практики, руководителя педагогической практики студентов, а также творческой работой по организации, проведению выставок и участию в выставочной работе, консультанта по музейному делу, члена фондово-закупочной комиссии Министерства

Культуры, авторской работе по оформлению и иллюстрации печатных изданий и художественному редактированию ("Янтарный сказ", г.Калининград, издательство "Просвещение", издательство "Глосса", г.Москва и другие).

Исследование выполнялось в несколько этапов:

Первый этап (1997 - 1998 г.) - поисково-аналитический. Анализировалось состояние вопроса в школьной, пленэрной, музейной практике; изучалась философская, психолого-педагогическая, учебная литература по искусству, а также нормативная, программно-методическая документация высшей школы. В результате были определены предмет, гипотеза, границы, методология и методы исследования.

Второй этап (1998 - 2001г.) - опытно-экспериментальный. Разрабатывалась и подвергалась эмпирической проверке программа проведения непрерывной практики с целью формирования профессиональных умений студентов в процессе обучения в вузе (учебная музейная, пленэрная и педагогическая практики), на спецкурсах и факультативах (штамп и экслибрис, компьютерная графика, основы дизайна, акварель аЧа prima, многообразие цветовой гаммы в живописи, методика построения шрифта и шрифтовой композиции).

Третий этап (2002 - 2003г.) — обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, их апробацией, внедрением и публикацией, литературным оформлением диссертации.

Рассмотрим следующие основные положения, выносимые на защиту.

1. Формирование профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» представляет собой сложный целостный процесс, предусматривающий единство взаимосвязанных компонентов (музейная, пленэрная и педагогическая практика) и имеющий объективно существующую логику и этапы, обеспечивающие динамику и эффективность названного процесса.

2. Особенностями формирования профессиональных умений в процессе непрерывной практики является: художественно-педагогическая направленность высшего педагогического образования как фактор формирования культуры педагога, способного руководить процессом образного постижения культурных ценностей мира, идея единства развития творческой личности и профессиональной компетентности в области педагогики и искусства в целом, следовательно, основной особенностью является синтез педагогических и художественных умений; обучение, воспитание и развитие осуществляется в свободном творчестве «без принуждения» в соответствии с гуманистическим подходом в современном образовании; формирование профессиональных умений студентов осуществляется средствами изобразительного искусства в музейной среде, на пленэре в среде «открытого воздуха», в педагогической среде общеобразовательного учреждения, каждая из которых имеет свои особенности.

3. Непрерывная практика является системообразующим фактором формирования следующих видов умений: гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных.

4. Эффективность формирования профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики определяется взаимосвязью трех компонентов непрерывной практики. Процесс осуществляется при построении содержания практики с учетом развития европейской и русской культур, с учетом региональных особенностей, с использованием в практике музейных и исторических материалов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлена взаимосвязь трех компонентов непрерывной практики студентов - музейной, пленэрной и педагогической практик, обеспечивающих формирование профессиональных педагогических и художественных умений студентов специальности «изобразительное искусство»; разработаны концептуальные положения и принципы системы непрерывной практики, программа и методические рекомендации по ее проведению с учетом региональных особенностей, определено содержание, виды деятельности студентов, технология проведения учебных занятий в условиях местных музеев; созданы и апробированы методические материалы, направленные на формирование профессиональных умений студентов; выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что исследование вносит реальный вклад в разработку теории и методику профессионального образования студентов, обогащая теоретическую базу образования специальности «изобразительное искусство» положениями организационного, содержательного характера. Расширен диапазон системной организации при подготовке учителей изобразительного искусства и повышено качество профессиональной подготовки студентов. Уточнена и конкретизирована категория «профессиональные умения студентов» применительно к специальности «изобразительное искусство».

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его результаты в системе высшего педагогического образования, общеобразовательной школы и системе дополнительного образования; в определении психолого-педагогических условий, отвечающих задачам гуманизации образования и воспитания, повышению общей и эстетической культуры студентов; в разработке учебно-методического комплекса (программы спецкурсов, семинаров, учебно-методические, наглядные пособия и т.п.) в рамках учебного процесса в университете и в школе.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования докладывались, обсуждались и одобрены:

- на XXX научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов, доклад на тему "Значение музейной практики в профессиональной подготовке студентов педагогического факультета". - Калининград, 1999.

- на методическом и педагогическом советах в системе дополнительного образования (программы, разработанной нами для студии изобразительного искусства, утвержденной отделом образования на высшую категорию как авторская многоуровневая программа); в выступлении на педагогическом совете Калининградского Городского Дворца Творчества детей и юношества, 2000 г.

- на III сессии научного семинара "Педагогические, дидактические и методические проблемы профессиональной подготовки учителя" в докладе на тему "Методические аспекты профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства в высшей школе", 2001г.

- в конкурсе «Сердце отдаю детям» (лауреат в номинации «художественная»), 2002 г.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе преподавания учебных и производственных практик. Были разработаны методические рекомендации по всем видам практик, подвергнуты корректировке содержание, организация педагогического процесса в соответствии с целью исследования.

Структура диссертации

Диссертация посвящена проблеме формирования профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики и имеет следующую структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В диссертации содержатся таблицы (18) и рисунки (5).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Основные выводы исследования:

Разработаны программы по всем видам практики, определено содержание практик, виды деятельности студентов, цели, задачи. Профессиональные умения студентов формируются в ходе практик: музейной, пленэрной и педагогической, закономерно связанных с общеобразовательными и специальными предметами. Выявлены особенности формирования профессиональных умений в процессе непрерывной практики и способы их формирования. Особенности формирования профессиональных умений в процессе непрерывной практики характеризуются комплексом педагогических и художественных умений студентов, совокупностью особенностей каждого вида практики.

Разработана и экспериментально проверена методика непрерывной практики студентов (музейной, пленэрной, педагогической). Непрерывная практика осуществляет системный подход в формировании профессиональных умений студентов. Осуществлена диагностика формирования профессиональных умений студента. Выявлено распределение уровней студентов. Доказана результативность применения системы непрерывных практик специальности «изобразительное искусство» в формировали профессиональных умений. Показана динамика формирования профессиональных умений в процессе непрерывной практики.

Результативность подготовки студента специальности «изобразительное искусство» в вузе зависит от следующих педагогических условий: развитости художественного мышления, способности будущего учителя к восприятию искусства в музее; собственному как вербальному, так и художественному самовыражению на пленэре и педагогической практике; реализации индивидуального подхода в обучении; ориентации на художественные, культурные, общечеловеческие ценности.

Формирование профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики осуществляется при взаимосвязи трех компонентов непрерывной практики, построении содержания практики с учетом европейской и русской культур (близость европейских стран со сложившейся высокой культурой, относительная доступность информации о странах Европы, особенно стран Балтийского побережья, и культурно-экономические связи с ними), с учетом региональных особенностей (отдаленность от российских исторических и культурных ценностей и традиций, музеев, библиотек; особая архитектура и планировка городов и поселков области; природные особенности такие, как близость моря и многообразие ландшафтов, богатство и разнообразие растительности, наличие интродуцентов, природных ресурсов), использованием в практике музейных и исторических материалов.

Исследование открывает дальнейшие перспективы изучения формирования профессиональных умений в связи с развитием мышления, творчества, восприятия, так и в аспекте развития культуры личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования в области высшей школы, профессиональной педагогической подготовки студентов (В.И. Загвязинский, Н. В. Кухарев, П. И. Пид-касистый, В.А. Сластенин и др.) свидетельствуют о том, что проблеме формирования профессиональных умений уделяется серьёзное внимание. Анализ теоретических работ профессионального образования показал также недостаточную разработанность проблемы для высшей школы в области изобразительного искусства.

С целью усовершенствования образования в теоретическую и практическую подготовку студентов внедряются такие инновации, как интегратив-ное обучение, взаимосвязь циклов дисциплин, интерактивные методы и формы обучения [53, 89, 110].

В области решения проблемы имеются определенные достижения: разработаны определения понятия «умение», основания для классификации видов умений, выявлены условия формирования педагогических и, в меньшей степени, профессиональных умений студентов вуза.

В диссертационном исследовании использована классификация профессиональных умений О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, которая отражает компоненты процесса обучения и направлена на реализацию гностического, проектировочного, конструктивного, коммуникативного, организаторского компонентов деятельности учителя.

Классификация различных видов умений включает содержание специального характера умений, связанных с изобразительным искусством.

Проблема формирования профессиональных умений неотделима от системы непрерывных практик студента специальности «изобразительное искусство» в вузе (музейной, пленэрной, педагогической), которая позволяет комплексно сочетать умения художественного и педагогического направлений. Система непрерывных практик осуществляется в соответствии с основными принципами ее проведения: непрерывности, взаимодействия, целостности, кумулятивности, гармонического развития. Методика проведения практик и анализ практических работ студентов позволяет выработать критерии оценки профессиональных умений. В диссертационном исследовании с помощью критериев определены уровни: 1 - высокий, 2 - средний, 3 - низкий.

Значение проделанной работы состоит в теоретико-практическом обосновании системы непрерывных практик, позволяющей сформировать профессиональные умения, что открывает перспективы дальнейшего улучшения профессиональной подготовки в вузе.

Разработаны программы и методические рекомендации для студентов по всем видам практик.

Практическая значимость выработанного комплекса работ по формированию профессиональных умений направлена на решение актуальной сегодня проблемы — воспитание культуры личности студента, будущего педагога изобразительного искусства. Система непрерывных практик во взаимосвязи и единстве позволяет решать проблему общей и художественной культуры.

Выявлена возможность диагностики степени профессионализма студентов специальности «изобразительное искусство», которая предусматривает как оценку знаний, применяемых на практике, разнообразное использование художественных средств, так и способность к творческому труду, самостоятельному и без принуждения, креативность, готовность к профессиональной деятельности.

Диагностика по критериям оценок (А- реализация знаний на практике, В - технологическое многообразие, С - художественность, D - креативность, Е - комплексное сочетание умений, F - осознанность результата работы, G -самоорганизация) позволяет поэтапно анализировать формирование профессиональных умений и выявить динамику.

В дальнейшем представляется важным не только оптимизировать систему непрерывных практик с применением критериев, но и осуществить комплексное исследование, включая теоретические и практические базовые дисциплины: рисунок, живопись, композицию, историю искусства, методику преподавания искусства в школе и др.

Последовательное внедрение системы непрерывных практик во взаимосвязи позволяет преодолеть профессиональный кризис в дальнейшей деятельности, гибко применяя комплексы сформировавшихся профессиональных умений. Развитие художественного мышления, целостности восприятия л и видения также способствуют адаптации студентов в профессиональной деятельности и преодолении жизненных кризисов.

Психологами Л. С. Выготским и др. «раскрыта реальная подпочва воображения», связь воображения с опытом и уже накопленными впечатлениями [21, с. 808]. Отмечается также, что в воображении находится основа той деятельности, которая позволяет представить накопившиеся впечатления в совершенно новом виде, в новой комбинации. Когнитивная психология, изучающая теоретические и прикладные проблемы восприятия, мышления, интеллекта в работах Р. Солсо, М. J.Posner, М. Е. Raichle, значение фантазии и познавательной функции воображения, при дальнейшем изучении формирования профессиональных умений открывает перспективу изучения критерия D - креативности, творческой индивидуальности студентов высокого уровня.

Представляет несомненный интерес изучение формирования профессиональных умений с психофизиологических позиций, углубляя обозначенную проблему исследованием законов перцептивного восприятия человека (Р. Арнхейм, 1974), способности к визуализации.

Распределение уровней студентов в каждом курсе по закону нормального распределения говорит об объективности и природной естественности математически случайного распределения, что побуждает к изучению динамики каждого уровня в соответствии с принятыми критериями оценок в дальнейшем.

Личный опыт работы по спецкурсам специальности «изобразительное искуство» - a 'la prima, цветовые сочетания в живописи, методика построения шрифтов и шрифтовой композиции, компьютерный дизайн и основы композиции дендрологического моделирования, штамп и экслибрис (разработаны автором), могли бы стать составляющей частью системы непрерывных практик студентов изобразительного искусства в вузе и исследоваться с точки зрения формирования профессиональных умений.

На наш взгляд, в дальнейшем требует более детального изучения дипломная практика студентов, состоящая из творческой и теоретико-методической части.

В связи с предположением в возможных способах развития творчества (Hayes, 1978) на базе развития знаний, создания атмосферы для творчества, поиска аналогий, проблема формирования профессиональных умений может рассматриваться как часть формирования мышления и творчества человека.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мистратова, Людмила Анатольевна, Калининград

1. Авторское свидетельство. Мистратова J1.A. Способ получения художественного изображения. Государственный Комитет по изобретениям и открытиям при ГК по науке и технике, 1987.

2. Азаров Ю. Студент: возможности личностного роста //Высшее образование в России. 2002. - №1. - С. 50 - 57.

3. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. М., 1992. - 173с.

4. Александр фон Гумбольдт «Человек гражданин Вселенной» // Высшее образование в России. - 2000. - №5, - С. 116.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-263с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -288с.

7. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь./Под общ. ред. А. М. Кап гора. М.: Эллис Лак, 1997.-736с.

8. Аристотель. Поэтика H50tr35 А-Лмлемм, Л921.- 121с.

9. Арнольдов А. И. Путь к храму культуры: Образование как социокультурный феномен./А. И. Арнольдов; Ин-т педагогики соц. Работы РАО, Науч.-исслед. Центр МГУ культуры. -М.: Грааль, 2000. -107,1.

10. Ю.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. -392.С.11 .Базанова М. Д. Пленэр. М., Изобр. искусство, - 1994. — 1ЭЬс .

11. Барановская 3. Поэзия в красках. Опыт учителя нач. кл.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2000, №43, - С. 1-3.- Продолж. Начало см.:там же - 2000. - № 1,5, 9, 16, 18, 22, 28,30,38.

12. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. — 3>е>2.с .

13. Н.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991. - С.265.

14. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. -А&бс.

15. Бранский В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. -704с.

16. Василевская А. М. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1978. - 111с.

17. Василий Кандинский (1866 -1944) текст М.Германа. Parkstone Press, Bournemouth, England. Л 59с.

18. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского. — М.,1973. 2.esc.

19. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977. -263с.

20. Выготский JI. С. Психология искусства. Анализ эстетических реакций. JI. С. Выготский. 5 изд. с ориг., испр. и доп. - М.: Лабиринт, 1998. -413с.

21. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. -1008с.

22. Галицких Е. Интеллигентность основа становления будущего педагога //Высшее образование в России. - 2001. - №3. - С. 79-86.

23. Гельман 3.Узкий специалист это нонсенс //Высшее образование в России. 2001. - №6. - С. 37 - 42.

24. Гессен С. И. Основы педагогики. М., 1995. -4А7с,.

25. Голобоков Ю. В. Джон Литтлджонс художественный деятель и педагог //Искусство и образование. - 1999, - № I. - С.3 I -36.

26. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993. - \27с.

27. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 540700 Художественное образование. Министерство высшего образования. М. - 2000

28. Градусова Т. К. Организационно-педагогические основы становления творческого учителя в условиях классического университета

29. Кемеровский гос. ун-т. Кемерово.: Изд.-во Кемеров. ун-та, 2001. -157с.

30. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. Калининград, 2000. - 572с.

31. Гребенюк Т. Б. Научно-методическое обоснование и обеспечение педагогической практики студентов педагогического факультета. -Калининград, 1999. (32>с).

32. Громкова М. Мастерство это технология плюс творчество //Высшее образование в России. - 2001.- №6. - С.74.(74 -80)

33. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. - 544с.

34. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т.4. М.: Русский язык, 1982. - 6 83с.

35. Ефимова Е. Развитие эмоциональной сферы в экологическую подготовку //Высшее образование в России. - 2001. - С. 52-54.

36. Изобразительное искусство и художественный труд: 1 4 кл. Книга для учителя/ Б.М. Неменский и др./ - М.: Просвещение, 1991.- 1Q2.C

37. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер,2002. - 512с.

38. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991. — 2.ЧОс.

39. Интенсификация творческой деятельности студен тов/ В.И. Андреев и др./. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1990. - 197с.

40. Кабардин О.Ф. Общие требования к учебникам и другим учебным книгам. М.: НИИ СиМо АПН СССР, 1985.

41. Как понимать искуссгво./Мария Карла Претте, Альфонсо Де Джорджис; Пер. с итал. М.: ЗАО «Ингербук-бизнес», 2002. - 432с.

42. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., 1992. - 4 07с.

43. Кандинский В. О духовном в искусстве. Живопись. Л., 1990. -€&с.

44. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СП-б, 2001. 560с.

45. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. -М.:Педагогика, 1990.

46. Керимшеева О. А. Изобразительное искусство и детский рисунок: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / О. А. Керимшеева; Новосиб. Гос. пед. ун-т. Новосибирск Изд-во НГГ1У,1999.- 135,1.

47. Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992H7IC.

48. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. М.:Высшая школа, Academia,2000.

49. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. М., 1995. - 1ЪЦс.

50. Крамер Г. Математические методы статистики, пер. с англ. М., 1948г€Шс.

51. Кобылянский В. А. Комплексное изучение человека и проблемы образования. (Филос.-методол.аспекты) / В. А, Кобылянский // Изв. Рос. акад. образования. — 2000. № 4. - С.5 - 13.

52. Коломинский Я. Л. Человек. Психология. М., 1986. -ZtSo.

53. Конасова Н. Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы. СПб.: С-петерб. ун-т пед. мастерства, 2000. 41с.

54. Конев В. Мир культуры и мир бытия (о парадигмах философского сознания) //Высшее образование в России. 2001. - №6. - С.66 - 74.

55. КопцеваТ. А. Природа и художник: Художеств.-жол. программа по изобр. искусству: 1 -4 кл.: Для образоват. шк. и учеб.-воспитат. комплексов/Т. А. Копцева. М.: Б.И., 1999. - 96с.

56. Краткий словарь музейных терминов // Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе. М., 1983 /Сб. научн.тр./ НИИ культуры., Вып. 126. - С. 105- 15Э.

57. Кулаков В.И. Древности пруссов (VI XIII вв.). Свод археологических источников, вып. Г 1 -9, - Москва, 1990. - с/6.6с.

58. Кулаков В.И. Пруссы (V XIII вв.). - М., 1994. - / 8вс.

59. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. M,.1990rl5Qt.

60. Левина М. М. Технология профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов., Междунар. Акад. Наук пед. образования. М.: Academia, 2001. - 271с.

61. Левитов Н.Ф. Психология труда М.: Учпедгиз, 1963. —34ос.

62. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. О живописи. М.,1959

63. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2001. — 3>сАс.

64. Леонтьев А. Н. Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии. 1979. - № 3.

65. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. - № 9. - С.95 - 108.

66. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: И зд-во Мое. ун-та, 1981.-584с.

67. Лихачев Д.С. Экология проблема нравственная //Наше наследие. -1991. -№1. -С.З - 5.

68. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.- ЧЧОс.

69. Лопухина Е. Меренков Д. Опыты по творческому развитию //Высшее образование в России, 1999 №2. - С.118 - 121.

70. Матвеева Н. В. Гуманизация образования и школьная программа. (Вопр. взаимодействия и определения критериев оценки) /Н. В. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. - № 3. -С.17-24.

71. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых, политехнических умений, М.: Педагогика, 1973.~ 2-QQc.

72. Мистратова J1.A. Педагогическая концепция программы пленэрной практики студентов специальности «Изобразительное искусство» //Федеральные и региональные проблемы образования в условиях модернизации. Калининград, Изд-во КГУ, 2002. - С. 208 -211.

73. Неменский Б. М. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе. 1991. — № 3. - С.10 - 1 7.

74. Неменский Б. М. Вненаучные формы познания //Советская педагогика.- 1991. №9. - С. 41.

75. Неменский Б. М. Роль искусств в системе общего образования. Чему и зачем мы учим // Нач. шк. : плюс минус. - 2000., №1. - С. 3 - 9.

76. Никитина Т. 3., Романенко В. Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб. 1992.

77. Ницше Ф., Фрейд Э., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж-П. Сумерки богов. -М., 1990. 396с.

78. Новиков А. М, Построение системы непрерывного образования/ А. М. Новиков; Акад. проф. образования, Журн. «Профессиональное образование». М.: Изд. центр АПО, 2000. -- 45с.

79. Обучение и развитие/Под ред. Л.В. Занкова., М.; 1975.- Н^Ос. 89.Огарков Н. М., Савельев А. Д. Проблемы непрерывногопрофессионального образования: гуманизация, инновации, управление.

80. М., М.,1995. илу лаимл. ли .90.0конь В. Введение в общую дидактику. М., 1990. - 3 92с. 91 .Ортега- и Гассет X. Философия культуры. - М., 1991. - .

81. Осин А. Мультимедиа в высшем образовании / Высшее образование в России. 1994. - №3 - С. 78 - 84.

82. Педагогическая практика: Учеб.-метод. Пособие /Под ред. Г.И. Коджаспировой, Л. В. Бариновой. М.,1998,- 139с.

83. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавания высшей школы. М.: Педагогическое общество, 1999.

84. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1998. - 6D\c .

85. Платонов К.К. О знаниях, навыках, умениях //'Сов. Педагогика. 1963. -№11.- С.98.

86. Плахова Н. Осенние листья //Искусство в шк. 2000. - №5. - С. 51 - 56.

87. Пленэр. Методические рекомендации в проведении пленэрной практики /Сост. Л. А. Мистратова. Калининград: Изд-во КГУ, 2001. -41с.

88. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В. Д. Шадрикова. -М., 1990.- -141с.

89. Программа и методические рекомендации к пленэрной практике (живопись и рисунок). -СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1998.- Ъос .

90. Программа и методические указания к педагогической практике студентов по специальности «Изобразительное искусство» /Сост. Л. А. Мистратова. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 31с.

91. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. П. Мещерякова. 2-ое изд.,перераб. И доп. М., 1996.

92. Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке. М.,1971.

93. Романов Е. В. О формировании методологической культуры учителя: В пед. вузе. / Е. В, Романов // Образование и наука. 2000. -№3 (5).-С. 59-71.

94. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научное изд. Большая Российская Энциклопедия, 1999.

95. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. М., 1982. - Z&c.

96. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1948.-С.279.

97. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.,1973.

98. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления. М.: Знание, 1986, 4.-С.80.

99. Савельев А. Д. Инновационное высшее образование. //Высшее образование в России. 2001. - №6. - с.42 -45.

100. Сластенин В. А. Формирование профессиональной культуры учителя. М.,1993. - 223с.

101. Сластенин В. А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя // Магистр, 1995. № 3. - С.32.

102. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - ' €Ос.

103. Сластенин В.Д. и др. Педагогика. — М., 2000. 5 <?5с.

104. Словарь русского языка в 4-х т. АН СССР/Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981, т.4. - С.490

105. Совга Роксоляна И. В. Региональный подход в подготовке учителя начальных классов. Автореф. дисс. Изд-во КГ'У, 1996.~'1<ЗС.

106. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер,2002. - 592с.

107. Сорокин Ю. П. Музеи и художественное воспитание //Искусство и образование. 1999. - №4. - С. 16 - 21.

108. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Изд-во Совершенство, 1998. - 268с.

109. Суриков В. Акварель. Каталог выставки. -- М., Пинакотека, -1998. 2.МС.

110. Сычугова Л. П. Подготовка студентов к работе с произведениями живописи при изучении русского языка в школе. Диссерт. в виде научн. докл. Екатеринбург, 1999. — 40с.

111. Флоренский П. А. Обратная перспектива / С обр. соч. Paris, 1985. -Т.1.-С.117- 120.

112. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования: Ст. науч. тр./Мос. гос.пед.ин-т им. В.И. Ленина; Под ред. В.А. Сластенина. М.: МГПИ, 1979. - 145с.

113. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989. -239с.

114. Фрейд 3. Избранное. Кн. 1. М., 1989. - 455с .

115. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. — Sc.

116. Чернилевский Д. В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. М.: Изд-во МГТА, 2001. - 301 с.

117. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника, М., 1974. - 2>8>С.

118. Эстетическая среда и развитие культуры личности: Межвуз. сб. науч. тр. /Ин-т художеств, образования РАО, Плен. гос. пед. ин-т. -М.: ИХО РАО; Елец: ЕГПИ, 1999. 226с.

119. Barnet V. Е. Kandinsky at the Guggenheim. N.Y., 1983, p.46.

120. Cobb С. D. Emotional intelligence: what research says /С. D. Cobb, J.D.Mayer//Educational leadership. 2000. - Vol. 58, №3. - p. 14-18.

121. Innovative Aus bildung neue Eliten?: Bildungsprozesse in Russland /Hrsg.von K. Eimermacher u. A. Hartmann. - Bochum. 1977. - VIII, 147S.

122. Hayes, J.R. Cognitive psychology: Thinking and creating. Homewood, IL: Dorsey Press, 1978.

123. Levy V. The beginner's guide to Fiqure Drawing. Chartwell Books.inc., 1993, reprinted Hong Kong, 1994.

124. Maria Rzepinska. Leonarda da Vinci «Traktat о malarstwie» Zaklad narodowy imenia ossolinskich. Wydawnictvvo polskiej Akademii nauk, Wroclaw, 1984,-: 372S.

125. Meeting on the role of museums in education and cultural action. Moscow Leningrad, 14.-21.5./ Icom. P., 1989.

126. Messer, Tomas M. Wassily Kandinsky. Wassily Kandinsky. Haus der Kunst. Munchen, 1976. - S. 41.

127. Museology science or just practical museum work? //Mu Wop. 1980. №1. p.l - 67.

128. Neustupny Irji. Museum and research. -- Prague, 1968.

129. Nickerson, R. S., Perkins, D. N. & Smith, E. E. The teaching of thinking. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1985.

130. Posner, M.J. Attention as a cognitive and neural system. Current Directions in Psychological Science. 1992, 1, p. ) 1 - 14

131. Raichle, V.T. Visualizing in the mind. Scientific American. 1994, 270, p.58 - 63.

132. Rewald, J. The History of Impressionism. London an New York, 1973.

133. Schneider B. Evaluation des IJnterrichts ein Ansatz zur Kompetenzentwicklung durch Selbstrefleion im Rtfercndariat /В. Schneider // Die berufsbildence Schule. - 2000. - Jg. 52, №4 S. 120 - 130.

134. Sociological and ecological aspects in modern museum activities in the light of cooperation with other related institutions/ 1COM International committee for Museologie, Brno, 1979.

135. Stevens K. The beginner's guide to Landscape Painting. Hong Kong, Drompton Books Corp., 1994. 8>OP.