автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств
- Автор научной работы
- Бармина, Надежда Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2015
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Формирование визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств"
На правах рукописи
БАРМИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
ИСКУССТВ
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
2 8 ОКТ 2015
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 2015
005563824
Работа выполнена в Московском государственном институте культуры на кафедре педагогики и психологии
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Казакова Альбина Григорьевна
Официальные оппоненты:
Жиров Михаил Семенович - доктор педагогических наук, профессор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», кафедра социальной работы, заслуженный работник культуры РФ
Велик Жанна Григорьевна - кандидат искусствоведения, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева», старший научный сотрудник
Ведущая организация - Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры»
с? У ^^
Защита состоится «^Ь » ^¿Зг-У^^ 2015 года в X^ часов на заседании Диссертационного совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, учёной степени доктора педагогических наук, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры» по адресу: 141406, Россия, Московская область, г.Химки, ул. Библиотечная, д.7, корп.2, зал защиты диссертаций (218
ауд).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного института культуры и на сайтах: Министерства образования и науки РФ: ЬНр://минобрнауки.Р(Ь/ Московского государственного института культуры: http://www.mgik.org/ Автореферат разослан <</^> 015 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Булдина Г.И.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Одной из актуальных проблем современного общества, существующего в условиях глобализации, высоких технологий и инноваций, постоянно меняющихся культурных и образовательных ориентиров, усугубленных интенсивным информационным потоком, выступает ценностное освоение действительности. Ситуация общего информационного хаоса негативно влияет на восприятие и анализ социокультурного пространства в его общечеловеческом и личностном смысле. В этом аспекте наиболее уязвима зрительная (визуальная) модальность или эмпирическая визуальная культура, интерпретирующая зрительные переживания и формирующая общую культуру личности. Вопросы комплексного преподавания дисциплины «История искусств» в профессиональных образовательных организациях художественного профиля в педагогической практике изучены недостаточно. Поэтому разработка самой методологической основы комплексного обучения и формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля средствами дисциплины «История искусств», с учетом компетентностного подхода ФГОС по специальности, является своевременной и актуальной, точно также, как актуальна необходимость систематизации и структурирования отдельных аспектов методологии преподавания «Истории искусств» в условиях информатизации общества, пересматривающего отношение к преподавателю как к основному источнику информации, но оставляя за ним право урегулирования процесса обучения.
Изучение научной литературы и практического опыта в области методики преподавания дисциплины «История искусств» в современной системе интегративного образовательного пространства позволило выявить ряд противоречий между: с одной стороны, необходимостью в современных педагогических условиях развития экспериментальных и инновационных методов обучения, а с другой - алгоритмизацией педагогического процесса, опирающегося на репродуктивную деятельность обучающихся. А также ключевыми изменениями технических возможностей преподавания, возможностями широкого использования компьютерной техники, коммуникационных средств и отсутствием специальных работ по внедрению, использованию и популяризации компьютерных технологий в области обучения истории искусства. Принципиальным изменением социально-психологических характеристик обучающихся, как субъектов обучения, для которых виртуальное пространство становится средой обитания и психолого-педагогическими основами, базирующимися на репродуктивном способе познания.
На основе представленных противоречий можно сформулировать проблему настоящего исследования - формирование визуальной культуры у студентов профессиональных образовательных организаций.
Степень научной разработанности проблемы.
В исторической ретроспективе философское осмысление эстетической сущности искусства и вопросы эстетического воспитания личности представлены в работах Сократа, Платона, Аристотеля, А.Г. Баумгартена, Г.С. Батищева, В.Г. Белинского, H.A. Бердяева, Н. Буало, Ф.-М.А. Вольтера, Г.В. Гегеля, А.И. Герцена, Д. Дидро, А.Ф. Лосева, Е.И. Рерих, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Б.А. Успенского, В.Н. Шацкой, С.Т. Шацкого и др. В настоящее время этой проблеме посвящены труды Ю.Б. Борева, В.В. Ванслова, М.С. Кагана, Л.Н. Столовича и др.
С точки зрения психологии художественного образования и эстетического воспитания особый интерес для нас представляют работы ученых: Б.Г. Ананьева, Г.В. Беды, Е.В. Волковой, Л.С. Выготского, И.Е. Даниловой, М.С. Жирова, С.Е. Игнатьева, Н.И. Киященко, Т.С.Комаровой, О.П. Котиковой, Б.Т.Лихачева, Н.Я. Маслова, Б.С. Мейлаха, Б.М. Неменского, Е.В. Ольшанской, Н.И. Пьянковой, С.Л. Рубинштейна, С.Д. Смирнова, И.Ф. Смольянинова, М.Д. Таборидзе, Б.М. Теплова, A.A. Унковского, A.C. Хворостова, В.Н. Шацкой, Е.В. Шороховой, Г.И. Щукиной, С.Г. Якобсона, А.П. Яшухина и др.
Педагогический аспект формирования художественно-образного мышления, наряду с другими проблемами художественного образования, рассматривался в исследованиях A.A. Аронова, Н.К. Баклановой, Н.Д. Булатовой, К.К. Григорян, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой, Б.Т. Лихачева, Т.П. Прусаковой, Н.Ф. Спинжар, Е.Ю. Стрельцовой, Ю.А. Стрельцова, С.К. Ткалич, Т.В. Христидис, В.В. Чижикова и др.
Методическое обоснование процесса обучения и учета специфики изучения истории искусств и отдельных художественных дисциплин представлено в работах: А.Д. Алехина, Г.В. Беды, H.H. Волкова, В.П. Зинченко, Е.Ф. Кузнецова, А.И. Козлякова. В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, Ю.В. Новоселова, A.C. Пучкова, H.H. Ростовцева, А.Е. Терентьева,
A.B. Триселева и др.
Значительный вклад в исследования психологии зрительного восприятия внесли российские исследователи Б.Г. Ананьев, М.М. Безруких, Т.Г. Бетелева, Е.В. Волков, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Ю. Зенкова, Е.И. Игнатьев,
B.C. Кузин, С.П. Лавлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, Б.М. Теплов, O.K. Тихомиров, Д.П. Узнадзе, Д.А. Фарбер, П.М. Якобсон и др., а также западные исследователи Р. Арнхейм, Г. Вёльфлин, Дж. Гибсон, Р.Л. Грегори, Р. Д'Андраде, М. Картер, М. МакЭдори, Н.Ч. Мейер, В.Дж.Т. Митчелл, С.А. Хорн и др.
Современные инновационные методы преподавания дисциплины «История искусств», формирующие визуальную культуру студентов, представлены в работах западных педагогов М. Бартела, Д. Грепперад, Р.Ж. Лерх, А.Л. Макмичела, К. Осборн, М. Расселл, М. Уилбур, А. Шобер, Р. Шустерман, Ю Бонг Ко и др.
Проблемы и сущность преподавания дисциплины «История искусств» в средней и высшей школе отражены в диссертационных исследованиях Л.С. Романовой (1997), Г.В.Лебедевой (1998), Л.Г. Дьячковой (2006),
С.А. Муртазиной (2012); феномену визуальности и эволюции визуальной культуры посвящены диссертационные работы О.В. Мехоношиной (2011), В.В. Колодий (2011), Е.В. Сальниковой (2012), Г.В.Петровской (2013); формированию образного восприятия действительности художественного мышления и художественно-творческих способностей на учебных занятиях по изобразительному искусству - В.А. Еркова (2002), С.А. Сатаровой (2006),
A.Ш. Амиржановой (2009), М.Г. Талля (2009), Т.Н. Атамалян (2010), И.М. Полынской (2010), О.И. Олонцева (2010), C.B. Ерохина (2010); формированию профессиональной культуры художника декоративно-прикладного искусства в вузе - A.B. Духовного (2010), С.А. Сазоновой (2011), И.В. ТТоселеновой (2011).
Что касается специальных исследований по рассматриваемой проблеме в условиях среднего профессионального образования, то работ, посвященных строго данному аспекту, нам обнаружить не удалось. В разное время к проблеме эстетического воспитания и формированию нравственно-ценностной среды средствами изобразительного искусства у учащихся старших классов и профессиональных технических училищ обращались: А.Е.Ларин (1969), И.И. Зарецкая (1973), О.И.Рыбникова (1977), Т.А. Бакшиева (1979), И.Е. Мешалкина (1980), А.Ю. Гончарук (1984), Е.П.Чернова (1984),
B.Р. Мосина (1995), И.В. Бурцева (1996), А.Г. Дериновская (1996), В.А.Романова (1997), Е.С. Асылханов (2002), Т.А.Суханова (2002), Л.М. Архинова (2004), Т.В. Жиркова (2004), Е.П. Кабакова (2005), Т.М. Дмитриева (2006), В.К. Кононова (2006), к восприятию зрительной культуры старшеклассников на уроках МХК - Л.М. Некрасова (2001).
Специфике и методике реализации профессиональной подготовки студентов в условиях среднего профессионального образования посвящены диссертации: А.Г.Казаковой (2000), Е.Г. Ростовской (2005), Г.Н. Рогожиной (2006), С.А. Бизяевой (2007), C.B. Пронько (2007), И.Н. Кулезневой (2008), Н.В. Цегельной (2008), Н.М. Снопко (2008), Л.Ш.Абдуловой (2010), Е.С. Богачевой (2011), H.H. Двуличанской (2011), В.А.Абакумова (2012), A.B. Бучкина (2012), Г.В. Завгородней (2012), Т.В.Лазаревой (2012), Т.С. Калиновской (2013), H.A. Березовой (2014), Л.Б. Карабановой (2014), А.Ф.Казаковой (2014), H.A. Морозковой, A.A. Мошакова (2014), М.Н.Прозоровой (2014), Е.В. Родиной (2014) и др. Тщательная проработка вышеназванных диссертаций привела нас к выводу о том, что на фоне, казалось бы, широкого рассмотрения проблемы формирования визуальной культуры у студентов профессиональных образовательных организаций, аспект изучения в ней роли истории искусств недостаточен. Все это и обусловило выбор нами рассматриваемой темы исследования.
Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов колледжей художественного профиля.
Предметом исследования выступает процесс формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств.
Цель исследования: Теоретико-методологическое обоснование процесса формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля; разработка экспериментальной методики преподавания дисциплины «История искусств» и проверка эффективности ее внедрения.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить систему профессиональной подготовки студентов колледжей художественного профиля. 2. Определить сущность визуальной культуры. 3. Выявить роль и значение дисциплины «История искусств» в формировании визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля. 4. Диагностировать современное состояние проблемы формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля. 5. Разработать экспериментальную методику преподавания дисциплины «История искусств» с целью формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля и определить пути ее эффективного внедрения.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что формирование визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля станет эффективным, если будет: уточнена система профессиональной подготовки студентов колледжей художественного профиля; определена сущность визуальной культуры; выявлены роль и значение дисциплины «История искусств» в формировании визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля; диагностировано современное состояние проблемы формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля; разработана экспериментальная методика преподавания дисциплины «История искусств» и осуществлены пути ее эффективного внедрения.
Методологической основой исследования явились концептуальные основы диалектико-материалистической философии о теории познания (Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман и др.), о диалектическом единстве теории и практики, о единстве общего, особенного и единичного в развивающемся объекте (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Я.А. Коменский. И.Т. Огородников и др.); идеи гуманизации образовательного процесса и развития творческого потенциала как основы целостного становления личности (В.П. Зинченко, Л.В. Брушлинский, B.C. Швырев и др.); общенаучные принципы системного подхода к проектированию государственных образовательных стандартов (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, H.A. Селезнева, Л. Г. Семушина, В.Е. Сосонко, М.А. Чекулаев и др.)
Теоретической основой исследования выступили следующие концепции: о человеке как субъекте деятельности и обучения (К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский); о развитии личности и её способностей в процессе творческой деятельности (JI. С. Выготский, О.М.Дьяченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); о роли взаимодействия визуального и эстетического опыта человека (О.И. Генисаретский, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Л.О. Лосский, П.А. Флоренский); о психолого-педагогических
и социокультурных аспектах формирования визуальной культуры в художественном образовании и воспитании (A.B. Бакушинский, М. Диковицкая, В.П. Зинченко, Н. Мирзоефф, Т. Митчелл, Б.М. Неменский, В.М. Розин, К. Фридман, Дж.Д. Херберт, Б.П. Юсов); о проблеме художественного мышления при создании и восприятии художественного образа (Р. Арнхейм, Ю.Б. Борев, A.A. Мелик-Пашаев и др.); теоретические концепции исследования основ и специфики профессионального образования (A.A. Аронов, Н.К. Бакланова, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.И. Думченко, J1.C. Зорилова, А.Г. Казакова, A.C. Каргин, A.M. Коптяев, В.Г. Кузнецов, И.Я. Лернер, А.Я. Найн, Л.А. Рапацкая, B.C. Садовская, П.А. Черватюк, В.И. Черниченко, H.H. Ярошенко и др.); о психологических основах образовательного процесса системы профессионального образования (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, М. Балабан, Е.Д. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Э.Б. Голубева, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.А. Зимняя, В.Г. Казаков, А.Н. Леонтьев, H.A. Менчинская, A.B. Петровский, Н.Ф. Талызина, А.И. Щербаков, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др.); о единстве теории и практики в профессиональной подготовке специалистов (Ю.К. Бабанский, Г.С. Батищев, С.Я. Батышев и др.); о формировании профессиональных компетенций в образовательной среде (А.И. Ахулкова, В.И. Байденко, A.B. Баранов, О.М. Бобиенко, A.A. Вилкова, И.Б. Гладкова, Л.И. Гурье, И.А. Зимняя и др.)
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: общетеоретические методы - анализ и изучение научных источников по исследуемой проблематике, в том числе, нормативно-правовая база и материалы сети Интернет; анализ и обобщение передового педагогического опыта по теме диссертационного исследования; изучение рабочих программ по дисциплине «История искусств»; сравнительно-сопоставительный анализ контрольных работ и тестов по дисциплине; индукция, дедукция, систематизация, обобщение, контент-анализ; эмпирические методы - методы тестирования, мониторинга и педагогического наблюдения за динамикой формирования визуальной культуры, визуальной эрудиции, культуры идентификации и восприятия художественных произведении у студентов колледжа художественного профиля; анализ учебно-практических и художественно-творческих работ студентов колледжа художественного профиля с целью выявления индивидуальных личностных особенностей, духовного потенциала, динамики и своеобразия творческого самовыражения; проведение психолого-педагогического эксперимента с последующи.« количественно-качественным анализом результатов работы по авторской программе и методике преподавания дисциплины «История искусств» студентам колледжа художественного профиля, разработанным диссертантом; беседы, опрос, анализ и систематизация собственного педагогического опыта.
Экспериментальными базами исследования выступили: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Московский областной
колледж искусств»; Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»; Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс».
Этапы исследования. Исследование проходило в пять этапов.
В ходе первого этапа (2010-2012 гг.) была разработана экспериментальная методика комплексного преподавания дисциплины «История искусств» с целью формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля, а также элементы матрично-обобщающей методики оценки эффективности формирования визуальной культуры студентов средствами Microsoft Excel.
В ходе второго этапа (2013 г.) проведена пилотажная диагностическая работа, были определены: цель и задачи констатирующего эксперимента; базы; методы исследования; разработан, проведен и апробирован в качестве пилотажной диагностической работы Мониторинг оценки общего уровня визуальной культуры по дисциплине «История искусств» у обучающихся специальностей (070301) 52.02.04 Актерское искусство (по видам) и (031601) 42.02.01. Реклама после обучения дисциплине «История искусств» с целью определения позитивных и негативных сторон в обучении при формировании визуальной культуры студентов. Мониторинг проводился на факультетах, где не применялась экспериментальная методика преподавания данной дисциплины и не являющихся экспериментальной площадкой. Также на данном этапе была завершена разработка матрично-обобщающей методики электронных таблиц Microsoft Excel.
На третьем (констатирующем) этапе исследования (2013-2014 гг.) были проведены: диагностика посредствам Мониторинга оценки общего уровня визуальной культуры по дисциплине «История искусств» уровней визуальной культуры экспериментальных групп (специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) и 071001 Живопись (по видам), для определения современного состояния проблемы формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля; диагностика посредством Мониторингов оценки первичного уровня визуальной модальности по дисциплине «История искусств» по модулям курса с целью оценки первичного уровня визуальной модальности по темам, для последующей учебно-корректирующей деятельности на всех этапах обучения; осуществлена проверка правильности формулировки гипотезы; составлена программа формирующего эксперимента.
На четвертом этапе (2013-2015 гг.) был осуществлен формирующий эксперимент, в ходе которого определены: цель и задачи формирующего эксперимента; авторский подход и экспериментальный инновационный элемент - экспериментальная комплексная методика преподавания, основанная на личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогике. Респонденты исследования - группы специальностей (072601) 54.02.02
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) и 071001 Живопись (по видам), участвующие в формирующем эксперименте на разных этапах исследования (с 2013 по 2015 гг.) и симультанно являющиеся контрольными и экспериментальными. На данном этапе были утверждены критерии измерения уровня визуальной модальности и визуальной культуры, основанные на определении коэффициента зрительной памяти. Были проведены повторные (дефинитивные, т.е. после внедрения экспериментальной методики преподавания дисциплины «История искусств») мониторинга и мониторинга «остаточных знаний» по модулям курса (через 1-2 месяца) экспериментальных групп с целью выявления динамики развития визуальной модальности и особенностей процесса формирования визуальной культуры студентов, а также была проведена апробация экспериментальной методики и выявлены пути её эффективности.
На пятом, обобщающем этапе (2015 г.) проводилась систематизация, обобщение и анализ материалов, полученных на всех этапах эксперимента, уточнялось подтверждение гипотезы. Следует отметить, что вследствие пролонгированное™ эксперимента, инновационная работа на факультете «Культура и искусство» 1-ого МОК продолжается, корректируясь и совершенствуясь на разных этапах проводимого эксперимента.
Общее число респондентов, принявших участие в констатирующем эксперименте 174 человека, в формирующем - 142 человека.
Научная новизна исследования заключается в том, что с помощью сравнительно-сопоставительного анализа диссертационных исследований последнего десятилетия по данной теме, были определены и проанализированы основные позиции, наиболее полно отражающие ключевую проблему современного образования - формирование профессиональных компетенций у студентов СПО с применением инновационных педагогических технологий:
- Были выявлены и сопоставлены психолого-педагогические и средовые характеристики студентов, например: недостаточный уровень образования и профессиональной мотивации, негативное влияние ближней среды, социальная неустроенность, но, в то же время, высокую сензитивость и способность к дивергентному мышлению.
- Определена сущность визуальной культуры, как область собственно культуры человека, которая отвечает за способность восприятия, анализа, интерпретации и сопоставления визуальных образов, а также возможного последующего создания на основе эстетического опыта индивидуальных художественных образов. Раскрыто понятие визуальности как одного из важнейших перцептивных психофизиологических составляющих современного человека. Проанализирована культурная ситуация нового века как переходящая из вербальной парадигмы в визуальную. Доказано, что данный аспект необходимо учитывать в современных педагогических реалиях, так как студенты колледжей, высших учебных заведений художественных профилей в будущем призваны создавать авторские произведения и, таким образом, формировать вкусы общества.
- Выявлена важность истории искусств как средства формирования визуальной культуры у студентов художественного профиля. А именно, неограниченные возможности дисциплины при грамотном комплексном педагогическом воздействии на обучающихся. Проанализированы возможности вариативного преподавания дисциплины с помощью различных комбинаций инновационных педагогических технологий на основе дивергентного мышления.
- Диагностика современного состояния проблемы формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля показала, что максимальная учебная нагрузка по дисциплине «История искусств» позволяет реализовать основные требования ФГОС по специальности в части профессиональных умений и знаний, а также общих и профессиональных компетенций, но является не вполне достаточной для формирования визуальной культуры. Было выявлено, что общие дефинитивные (итоговые) значения показателей визуальной культуры снижены из-за отсутствия открытости и доступности новых теоретических, а в особенности, практических исследований в данной области. При активном внедрении в образовательный процесс отдельных инновационных элементов преподавания, в целом отсутствует комплексная система, позволяющая системно решать проблему визуальной эрудиции.
- С целью формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля и вузов искусств была разработана авторская методика преподавания дисциплины «История искусств», основанная на личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогике, и матрично-обобщающая методика оценки эффективности формирования визуальной культуры студентов средствами Microsoft Excel с целью уточнения системы последующих педагогических мероприятий, направленных на эффективное формирование визуальной культуры.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены основные понятия визуальности, визуальной модальности и визуальной культуры в системе профессиональной подготовки студентов колледжей и вузов художественного профиля, а также инновационные подходы, средства и методы преподавания дисциплины «История искусств» с целью формирования у студентов визуальной культуры. В контексте проводимого психолого-педагогического эксперимента и поставленных задач проанализированы основные современные методологические ориентации и подходы к воспитанию и обучению: личностно-ориентированный, философско-антропологический, деятельностный, развивающий, синергетический и сформулированы рекомендации по их интеграции в процесс изучения дисциплины «История искусств».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования позволят определить комплекс требований к методике преподавания дисциплины «История искусств» в колледжах художественного профиля, удовлетворяющих современным реалиям образования, а также в разработке авторской матрично-обобщающей методики
оценки эффективности формирования визуальной культуры студентов колледжей художественного профиля по дисциплине «История искусств» средствами Microsoft Excel. Материалы данного исследования могут быть полезны для модернизации образовательной деятельности не только в рамках специальностей 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) и 071001 Живопись (по видам), но и других специальностей художественной направленности, быть основой методических и учебных пособий по методике преподавания истории искусств не только в колледжах, но и в высших учебных заведениях, а также в системе дополнительного профессионального образования преподавателей различных учебных образовательных организаций. В свою очередь, матрично-обобщающая методика электронных таблиц Microsoft Excel, основанная на совокупности зависимостей, универсальна, имеет практически неограниченные возможности, высокую вариативность и адаптивность к любому педагогическому процессу и может быть использована в качестве основ для составления как фондов оценочных средств, так и контрольно-измерительных материалов не только по данной дисциплине, но и по всем предметам профессиональных программ и модулей, включая технические специальности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Система профессиональной подготовки студентов колледжей художественного профиля. Профессиональное образование в России за последние десятилетия проходит сложный путь реформирования и интеграции в мировое образовательное пространство. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» определяет приоритетность решения задач интеллектуального, культурного и профессионального развития специалистов среднего звена, а новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты среднего и высшего профессионального образования по специальностям ориентируют на компетентностный подход, принятый в Европейском пространстве высшего образования. Модернизация методического обеспечения в области изучения искусства с целью приобретения общих и профессиональных компетенций, знаний и умений, а также формирования визуальной культуры должна осуществляться с помощью ухода от монологичности обучения, усиления проблемности и интерактивности, внедрения современных педагогических технологий -традиционных и инновационных. Активное использование IT-технологий и Интернета в области формирования визуальной культуры, техническое сопровождение обучения посредством компьютерных программ и редакторов, стимулирует адаптивность и саморазвитие студентов, реализует принципы вариативности и интегративности образования, необходимые для становления будущего специалиста XXI века.
2. Сущность визуальной культуры. Начиная с античности, визуальность воспринималась и интерпретировалась как философская парадигма, зрение декларировалось как наиболее авторитетный способ восприятия мира. Визуальность - одна из важнейших перцептивных психофизиологических составляющих. Современными антропологами,
культурологами и педагогами визуальности уделяется пристальное внимание, вследствие стремительного перехода культурной ситуации нового века из вербальной парадигмы в визуальную. Ситуация общего информационного хаоса негативно влияет на восприятие и анализ социокультурного пространства в его общечеловеческом и личностном смысле. В этом аспекте наиболее уязвима зрительная (визуальная) модальность или эмпирическая визуальная культура, интерпретирующая зрительные переживания и формирующая общую культуру личности.
3. Роль и значение дисциплины «История искусств» в формировании визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля. Представления о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, представления о законах восприятия, функционирования и развития художественной культуры необходимо формировать посредством комплексного, системного подхода в процессе обучения дисциплине «История искусств». Комплексное педагогическое воздействие на обучающихся в области истории искусства является не только эффективным путем формирования визуальной культуры, но и обязательным условием развития полноценной личности в духовном и нравственной аспекте.
4. Современное состояние проблемы формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля. Отечественная педагогика, поставленная в условия компетентностного подхода к образованию, активно развивается в рамках современных требований к образовательному и воспитательному процессу. Степень открытости и доступности новых теоретических и практических исследований в области развития визуальной модальности и культуры ограничена в силу разных социокультурных обстоятельств. Недостаточный уровень информационной компетентности преподавателей истории искусства в области ГГ-технологий, недостаток технического оснащения, сложность перехода на новые требования и стандарты в области преподавания теории искусства ограничивают возможность передачи практического педагогического опыта, что сказывается на общей системе коммуницирования профессионального педагогического сообщества в данной области. Необходимость активного развития новейших образовательных технологий обусловлены новой педагогической культурой мышления.
5. Экспериментальная методика преподавания дисциплины «История искусств». В разработке экспериментальной методики комплексного курса преподавания истории искусств, разделенной на аудиторные (теоретические и практические) и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, с целью формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля и вузов искусств, были учтены традиционные принципы дидактики, инновационные и вариативные составляющие учебного процесса. Определена системная совокупность психолого-педагогических технологий в области формирования визуальной культуры средствами истории искусств. Экспериментальная методика способна конструировать оптимально
эффективные обучающие системы, востребованные современным обществом. Техническое сопровождение обучения осуществлялось с помощью авторской матрично-обобщающей методики оценки эффективности формирования визуальной культуры по дисциплине средствами электронных таблиц Microsoft Excel.
Многовариативная и функциональная матрично-обобщающая методика электронных таблиц Microsoft Excel, имеющая в основе анализ разных системных зависимостей, может быть использована для осуществления промежуточного и итогового контроля визуальных знаний студентов и с целью уточнения системы последующих педагогических мероприятий, направленных на эффективное формирование визуальной культуры. Совокупность экспериментальной методики преподавания истории искусств и матрично-обобщающей методики Microsoft Excel имеет неограниченный педагогический потенциал.
Апробация работы: теоретические и практические положения диссертации нашли отражение в 3-х статьях автора в журналах, рецензируемых ВАК, отражающих суть исследования, а также в материалах и статьях к Всероссийской научно-практической конференции «Наука и искусство в социокультурном пространстве современной России» 2014г.; Региональной научно-практической конференции «Искусство современной России: этнокультурное образование» 2014 г.; Московскому форуму культуры «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке: Региональная политика» 2014 г.; выступлениях на конференциях и семинарах, в частности, в ГБПОУ СПО г. Москвы «Первого Московского Образовательного Комплекса». Разработанная экспериментальная методика преподавания дисциплины «История искусств», а также матрично-обобщающая методика электронных таблиц Microsoft Excel, уточняющая систему последующих педагогических мероприятий, направленных на эффективное формирование визуальной культуры, апробировалась в течение 5 лет и продолжает осуществляться на базе ГБПОУ СПО г. Москвы «Первого Московского Образовательного Комплекса». Отдельные элементы экспериментального материала апробировались на базах ГАОУ СПО Московской области «Московский областной колледж искусств» и ГБПОУ СПО г. Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова». Результаты диссертационного исследования были также представлены и обсуждены на заседании кафедры педагогики и психологии Московского государственного института культуры, где была дана рекомендация к защите по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.
Достоверность и объективность результатов исследования обусловлены методологической обоснованностью исходных теоретических предпосылок исследования, совокупностью современных методов анализа научной и методической литературы, нормативной документации и теоретическими познаниями автора, а также разнообразием источников информации по формированию визуальной культуры средствами истории искусства в России и за рубежом. Пролонгированность эмпирического материала, его многоэтапность и систематичность позволили осуществить
сравнительно-сопоставительный анализ первичных, дефинитивных и «остаточных» полученных данных. Достоверность результатов выполненного исследования подтверждается также соблюдением общепедагогических условий эксперимента с участием студентов разных специальностей художественного профиля и возможностью практической реализации наработанных материалов и технологий в системе среднего профессионального образования. А также обоснованностью используемой комплексной методики преподавания дисциплины «История искусств» и матрично-обобщающей методики электронных таблиц Microsoft Excel, направленных на эффективное формирование визуальной культуры, практическим подтверждением гипотезы исследования, использованием комплекса методов исследования, адекватных предмету.
Лично соискателем была осуществлена организация и проведено само исследование на всех вышеуказанных базах.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении дается обоснование актуальности выбора темы исследования, проводится анализ степени научной разработанности проблемы, определяются объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования, гипотеза, раскрывается теоретическая и практическая значимость, научная новизна работы, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся данные по апробации результатов исследования и обоснование их достоверности, а также структура диссертации.
В первой главе «Теоретико-методологическое обоснование формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств» уточнена система профессиональной подготовки студентов колледжей художественного профиля, определена сущность визуальной культуры и пути ее влияния на студентов, выявлены роль и значение дисциплины «История искусств» в формировании визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля;
В параграфе 1.1. первой главы «Система профессиональной подготовки студентов колледжей художественного профиля выявлена основополагающая дескриптивная и прескриптивная роль Федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 года № 1389) и 071001 Живопись (по видам) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2010 г. N684), ориентированных на компетентностный подход, принятый в Европейском пространстве высшего образования, на реализацию принципов вариативности и интегративности образования, на адаптивность и саморазвитие, и, как следствие, на мотивацию непрерывности профессионального образования. Проведен сравнительно-
сопоставительный анализ требований к условиям реализации ОПОП ФГОС по данным специальностям стандартов ФГОС СПО предыдущих поколений.
В работе проведен обзор диссертационных исследований за последние годы, посвященных проблемам СПО. В ходе обзора были определены 4 основных позиции, наиболее полно отражающие научную новизну и практическую значимость данных диссертационных исследований: 1. Отражение дидактической системы. 2. Отбор и структурирование содержания. 3. Обоснование методических подходов и принципов реализации авторских методик. 4. Экспериментальная проверка эффективности предложенной системы. Суть реализации потенциала образовательного процесса была проанализированы по 3-м ключевым позициям: 1. Научная проблема и ее сущность. 2. Содержание и структура исследования. 3. Разработка авторской методики и пути ее апробации. Социально-педагогические условия реализации образовательного процесса в СПО, и уровень разработки педагогического сопровождения процесса обучения (единство содержания, технологии обучения и контроля уровня освоения студентами учебного материала) проанализированы на основании 2-х ключевых позиций: 1. Анализа организационно-педагогических особенностей процесса обучения. 2. Системы методического сопровождения процесса обучения. Сущность современного образовательного процесса - интерактивность, экспериментальная деятельность в области профессионального образования, развитие познавательной активности, творческого мышления, проблемное обучение, диалоговое общение педагога и студентов в современном образовательном процессе, представленные в диссертационных работах, проанализированы с позиции степени разработанности основных аспектов инноваций образования.
Также в ходе обзора и анализа диссертационных работ по проблемам обучения в системе СПО художественного профиля было подчёркнуто, что ни в одной из них не ставился вопрос о формировании визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств.
В параграфе 1.2. первой главы «Сущность внзуальнон культуры и пути ее влияния на студентов» определена эстетическая сущность искусства через понятие эстетики, раскрыты позиции изобразительного искусства, как в его эстетическом отношении к действительности, так и в его значении для формирования визуальной культуры. Дано определение изобразительному искусству, как форме освоения мира по законам красоты, формирующей художественную концепцию мира и личности, что является одним из факторов развития визуальной культуры молодежи. В параграфе определен с античности до наших дней генезис визуальности как философской парадигмы. На основании работ современных антропологов, культурологов и педагогов определено понятие визуальности как одной из важнейших перцептивных психофизиологических составляющих, обусловленной культурной ситуацией нового века, стремительно переходящей из вербальной парадигмы в визуальную. Раскрыто понятие «визуальная культура» как одно из областей собственно культуры человека, которая отвечает за способность восприятия,
анализа, интерпретации и сопоставления визуальных образов, а также возможного последующего создания на основе эстетического опыта индивидуальных художественных образов. Сформулирован вывод о том, что визуальный образ является основополагающей составляющей визуальной культуры, а одной из важнейших задач подготовки высококвалифицированных специалистов в рамках среднего профессионального образования в области искусств является формирование эстетического и художественного вкуса обучающихся, который, в свою очередь, является элементом визуальной культуры. На основании изученной специальной литературы сделан вывод о том, что формирование и развитие визуальной культуры студентов в процессе изучения истории искусств, приобщение к культурным ценностям, которые накопило человечество, должно исправить те отрицательные моменты, которые в результате глобализации социально-культурного пространства несет массовая попкулыура, оказывающая огромное влияние на подрастающее поколение, в том числе, на тех, кто решил посвятить себя искусству и пришел в образовательное учреждение среднего профессионального образования для овладения разными видами художественного творчества.
В параграфе выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на пути формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля. Сделан вывод о необходимости комплексного педагогического воздействия на студентов в области истории искусства как не только эффективного пути формирования визуальной культуры, но и обязательного условия развития полноценной личности в духовном и нравственной аспекте.
Параграф 1.3. первой главы «История искусств - одно из важнейших средств формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля» посвящен выявлению передового педагогического опыта и анализу инновационных и экспериментальных педагогических технологий преподавания дисциплины «История искусств» в России и за рубежом. В параграфе определена смысловая наполненность понятий «формы» и «методы» обучения в контексте изучения истории искусств. Так как изучение пластических искусств и их особенностей способствует не только повышению необходимого теоретического уровня гуманитарных знаний, но и качеству визуально воспринимаемых художественно-эстетических ценностей, моделирующих в визуальных образах картину мира, анализ характерных стилистических особенностей памятников архитектуры, скульптуры и живописи разных эпох и направлений позволяют формировать визуальную культуру студентов не только в рамках миметической парадигмы, но и в области дивергентного мышления, стимулируя и развивая познавательную рефлексию. Такие навыки, как оперирование знаками языка изобразительного искусства, определение хронологических рамок мирового искусства, установление причинно-следственных связей художественных критериев и субъект-объектный анализ произведений искусства, базирующиеся на развитии визуальной модальности, призваны формировать общую визуальную культуру у студентов СПО на уроках истории искусств.
Выводы по первой главе: Теоретический и практический опыт отечественных и зарубежных педагогов - дидактов и практиков, а также диссертационные исследования по данной проблематике позволяют обобщить опыт преподавания дисциплины «История искусств» и определить систему педагогических мероприятий, направленных на эффективное формирование визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля: процесс обучения студентов истории искусств должен интегрировать традиционные и интерактивные методы обучения, а также современные направления в области информационно-коммуникационных технологий. Результатом уровня визуальной культуры можно считать развитую культуру восприятия визуальных образов (референтов), свободу их интерпретации и анализа, сообразно объективной эстетике и умение создавать на основе полученной информации собственные художественные образы, отображающие степень ценностно го содержания личности. История искусств как дисциплина имеет огромный педагогический и воспитательный потенциал, который заслуживает особого внимания со стороны педагогического сообщества, так и со стороны общества в целом.
Во второй главе «Экспериментальная методика формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств» отражается ход, содержание и результаты экспериментальной работы.
В параграфе 2.1. второй главы «Диагностика современного состояния проблемы формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля» рассмотрены результаты констатирующего эксперимента, проведенного в рамках диссертационного исследования. Цель констатирующего эксперимента - проверка правильности формулировки гипотезы диссертационного исследования. Задачи: выявление позитивных и негативных сторон процесса формирования визуальной культуры студентов - пилотажная диагностическая работа; определение задач обучения, касающихся заявленной проблемы и направленных на формирование опыта практической деятельности по коррекции визуальной культуры с учетом индивидуальных показателей визуальной модальности каждого студента; разработка матрично-обобщающей методики оценки эффективности формирования визуальной культуры студентов колледжей художественного профиля по дисциплине «История искусств» средствами Microsoft Excel.
Данный этап эксперимента был разделен на две корреляционные части. Первая - пилотажная работа, диагностирующая состояние проблемы формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля средствами истории искусств. Вторая - непосредственно констатирующий этап, определяющий поле подлежащих решению задач обучения, касающихся заявленной проблемы и направленный на формирование опыта практической деятельности по коррекции визуальной культуры с учетом индивидуальных показателей визуальной модальности каждого студента. В итоге был получен интересный материал для формулировки общих выводов по констатирующему эксперименту.
Пилотажная диагностическая работа была проведена на базах, не являющихся экспериментальной площадкой у специальностей (070301) 52.02.04 Актерское искусство (по видам) и (031601) 42.02.01. Реклама после завершения курса обучения истории искусств, с целью определения позитивных и негативных сторон в обучении при формировании визуальной культуры студентов, явилась отправной точкой констатирующего эксперимента и была направлена на определение реального состояния проблемы, определения направлений исследования, его цели и задач, формулировки гипотезы и выработки методологии диссертационного исследования.
Для каждого из респондентов был предложен Мониторинг оценки общего уровня визуальной культуры но дисциплине «История искусств». Мониторинг разбит на Блоки №1, 2 и 3, каждый из которых, являясь самостоятельной частью системы мониторинга, позволяет в предложенных условиях максимально охватить все стороны состояния визуальной культуры студента и констатировать совокупный результат по окончании обучения дисциплине «История искусств». Полученные данные были обработаны с помощью авторской матрично-обобшающей методики электронных таблиц Microsoft Excel с целью уточнения состояния проблемы. В ходе анализа результатов пилотажной диагностической работы было установлено, что общий средний показатель визуальной культуры респондентов площадок 54% и 51%, что является средним уровнем сформированной визуальной культуры после обучения истории искусств.
Констатирующий этап эксперимента проводился на экспериментальной площадке с группами, которые на разных этапах исследования симультанно являлись и контрольными, и экспериментальными. Проведение Мониторинга оценки общего уровня визуальной культуры по дисциплине «История искусств» на экспериментальной (констатирующей) базе факультета «Культура и искусство» являлось необходимым условием целостного, системного эксперимента, так как результаты его повторного проведения в программе формирующего эксперимента позднее, позволят выявить не только динамику освоения конкретным студентом азов визуальной культуры, но определить научную доказательность эффективности формирования визуальной культуры по экспериментальной методике преподавания истории искусств. Также в рамках констатирующего этапа респондентам были предложены мониторинга визуальной модальности, как основной системообразующей единицы более общего понятия - визуальной культуры: «Мониторинг Ж>1 «Оценка первичного уровня визуальной модальности по теме «Искусство Древнего мира»; «Мониторинг №2 «Оценка первичного уровня визуальной модальности по теме «Искусство Средних веков и Ренессанса»; «Мониторинг М'З «Оценка первичного уровня визуальной модальности по теме «Искусство Нового времени». Полученные данные были обработаны с помощью авторской матрично-обобщающей методики электронных таблиц Microsoft Excel с целью уточнения системы последующих педагогических мероприятий, направленных на эффективное формирование визуальной культуры каждого из студентов.
Таким образом, можно констатировать, что визуальная культура студентов факультета «Культура и искусство» средняя, но ближе к нижнему порогу процентной шкалы, что выявляет необходимость ее повышения в процессе педагогических мероприятий, связанных с преподаванием дисциплины «История искусств». Также удалось выяснить, что лучше всего студентами анализируются референты Блока №3 на предмет детекции оригинал/копия, удачная копия/не удачная (то, чем они занимаются на уроках профессионального мастерства); хуже всего Блока №1 — жанры живописи и их детекция произведение искусства/китч (то, что не было в полном объеме изучено в общеобразовательных и художественных школах). По модулям мониторингов в среднем первичный уровень визуальной модальности студентов отмечен как низкий.
По общим результатам проведенного констатирующего эксперимента были сформулированы следующие выводы: В условиях комплексного подхода к обучению истории искусств можно рассчитывать не только на высокий уровень теоретической подготовки, но и на объективное формирование эстетического вкуса и визуальной культуры личности; современное состояние проблемы формирования визуальной культуры в колледжах художественного профиля является следствием недостаточного внедрения проблемно-развивающего обучения в процесс преподавания истории искусства, что позволяет рекомендовать практикам разработанную нами экспериментальную методику преподавания дисциплины «История искусств» с целью формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля. В констатирующем эксперименте мы пришли к выводу о том, что определённая нами гипотеза исследования сформулирована верно.
В параграфе 2.2. второй главы «Экспериментальная методика формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств и пути ее эффективного внедрения» раскрывается цель и содержание формирующего эксперимента. Целью формирующего эксперимента явилась проверка и подтверждение гипотезы диссертационного исследования. В качестве задач выступили: проведение повторных (дефинитивных) мониторингов и мониторингов «остаточных знаний» в течение всего экспериментального курса преподавания дисциплины «История искусств»; выявление динамики развития визуальной модальности; определение особенностей процесса формирования визуальной культуры студентов. Экспериментальным инновационным элементом исследования выступило внедрение в процесс обучения комплексного интегративного курса дисциплины «Истории искусств», основанного на личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогике. Принцип проведения эксперимента - синтез линейного, параллельного и перекрестного принципов как наиболее оптимальных для решения задач исследования в данных педагогических условиях. Методика реализации данного содержания - комбинация методов поперечных и продольных (лонгитюдный метод) срезов. В качестве критериев эффективности
визуальной культуры выступили уровни визуальной культуры и визуальной модальности - «предельно низкий», «низкий», «средний», «высокий».
Респондентам были предложены мониторинга визуальной модальности описанные выше - ЛЬ1, ЛЬ2 и Л'аЗ после комплексного интегративного курса дисциплины «Истории искусств», основанного на личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогике с целью определения дефинитивных (итоговых) и «остаточных» визуальных знаний по модулям курса. Полученные данные были обработаны с помощью авторской матрично-обобщающей методики электронных таблиц Microsoft Excel для выявления уровня визуальной модальности каждого студента и групп в целом. После завершения комплексного интегративного курса дисциплины «Истории искусств», респондентам снова был предложен Мониторинг оценки общего уровня визуальной культуры по дисциплине «История искусств». Полученные данные также были обработаны с помощью авторской матрично-обобщающей методики электронных таблиц Microsoft Excel.
По результатам оценки дефинитивной и остаточной визуальной модальности каждого студента и групп в целом можно сделать вывод о том, что применение экспериментальной методики преподавания истории искусств достаточно эффективно. Количество ошибок корректируется в 2, 2,5 раза. Дефинитивный уровень визуальной модальности по разделам курса в среднем зафиксирован как высокий. Повышение показателя визуальной модальности в ходе пролонгированного формирующего эксперимента на средний и высокий уровни также говорит об успешности экспериментальной методики преподавания, формирующей визуальную культуру студентов.
Кроме того, по результатам проведенных мониторингов можно также сделать следующие выводы: дефинитивные и остаточные знания - понятия, изменяющиеся во времени, так как соотношение «активных» и «пассивных» остаточных знаний зависят в каждом отдельном случае от внутренних и внешних факторов, связанных с неоднородностью формирования знаний и индивидуальными психофизическими особенностями студентов; группы специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) и специальности 071001 Живопись (по видам) на протяжении всего формирующего эксперимента показывали идентичную положительную динамику в освоении материала и сензитивность к развитию визуальной модальности; с учетом данных констатирующего эксперимента, определившего области коррекции визуальных знаний, а также системы педагогических мероприятий, направленных на развитие визуальной модальности студентов в рамках экспериментальной методики преподавания дисциплины «История искусств», можно эффективно влиять на систему формирующейся визуальной культуры студентов колледжей художественного профиля.
Анализируя результаты проведения «Мониторингов оценки дефинитивного уровня визуальной модальности» и «Мониторинга оценки дефинитивного уровня визуальной культуры по дисциплине «История искусств»», можно констатировать, что визуальная модальность, и, как
следствие, визуальная культура студентов факультета «Культура и искусство» по экспериментальной методике обучения истории искусств значительно повысилась. В среднем из 261 респондентов при первичном мониторинге визуальной модальности продемонстрировали предельно низкий уровень - 14%, низкий уровень - 28%, средний уровень - 45%, высокий уровень - 13% студентов. Вследствие внедрения комплексного преподавания истории искусств дефинитивные показатели увеличились: предельно низкий и низкий уровень визуальной модальности по модулям программ отсутствовал, средний уровень показали 29%, высокий 71% респондентов. По результатам остаточных знаний (через 1,5 месяца) студенты продемонстрировали 36% (средний) и 64% (высокий) соответственно. Количество ошибок скорректировалось в 2, 2,5 раза.
Уровень визуальной культуры по результатам проведенных мониторингов также значительно вырос. Первичный общий процент ошибок по всем блокам мониторингов составлял в среднем по группам 51%, дефинитивный общий процент ошибок равен 35%. Соответственно, первичный общий средний показатель визуальной культуры равнялся 49%, что соответствует среднему уровню визуальной культуры, дефинитивный общий средний показатель визуальной культуры стал 73%, т.е. показателем высокой визуальной культуры. Несмотря на тот факт, что сформированный высокий уровень визуальной культуры ближе к нижнему порогу процентной шкалы, на наш взгляд, экспериментальная методика преподавания дисциплины «История искусств» зарекомендовала себя как достаточно эффективная в формировании визуальной культуры студентов колледжей художественного профиля.
В итоге проведенного формирующего эксперимента мы получили следующие результаты: положительную динамику развития визуальной модальности студентов; диагностику наиболее и наименее узнаваемых референтов по модулям учебной программы; общую диагностику наиболее и наименее узнаваемых референтов; определение прямой связи посещаемости и познавательной активности студентов в области визуальной культуры; данные дефинитивного уровня визуальной культуры после окончания курса изучения дисциплины доказательность экспериментальной методики преподавания «Истории искусств» как эффективной. В результате обработки данных формирующего эксперимента мы пришли к выводу о том, что внедрение в педагогический процесс комплексной экспериментальной методики преподавания дисциплины «История искусств», включающей формирование у студентов концептуального аппарата и методов познания явлений искусства, знаний общих закономерностей и исторической логики развития мирового искусства, навыков идентификации путем формального анализа произведений искусства и т.д. эффективно повышает культуру восприятия визуальных образов (референтов) и свободу их интерпретации и анализа, сообразно объективной эстетике и отображению степени ценностного содержания личности. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что в экспериментальных группах результат был существенно выше, чем в контрольных. Выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение по всем критериальным показателям.
В Заключении подведены основные итоги диссертационной работы и сформулированы выводы в соответствии с поставленной целью, задачами и гипотезой.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
Статьи в журналах, рекомендованных перечнем Бак РФ:
1. Бармина H.A. Эстетическое и духовное воспитание молодежи средствами изобразительного искусства на уроках «Истории искусств» в системе среднего профессионального образования художественной направленности / H.A. Бармина // Вестник МГУКИ. -2013. -№5. -С.198-201.
2. Бармина H.A. Разработка модели мониторинга качества знаний студентов колледжей художественного профиля по дисциплине «История искусств» средствами Microsoft Excel / H.A. Бармина // Информационные и телекоммуникационные технологии. -2014. -№24. -С. 9-14.
3. Бармина H.A. Актуальные проблемы комплексного преподавания истории искусств студентам колледжей художественного профиля [Электронный ресурс] / H.A. Бармина // Современные проблемы науки и образования. -2014. -№ 6. Режим доступа: http://ww\v.science-education.ru/120-16992.
Другие публикации:
4. Бармина H.A. Нравственно-эстетическое воспитание средствами истории искусств как фактор духовных ориентиров в современном обществе / H.A. Бармина // Наука и искусство в социокультурном пространстве современной России: сб. науч.ст. / под науч. ред. В.П. Левиной; Курский институт социального образования (филиал) РГСУ. - Курск: КИСО, 2014.-С. 125-127.
5. Бармина H.A. Эстетическая сущность искусства как фактор развития визуальной культуры молодежи / H.A. Бармина // Искусство современной России: этнокультурное образование: мат.науч.конф./под науч. ред. Н.Д. Булатовой. -М.: МГИК, 2014. -С. 177-180.
6. Бармина H.A. Развитие визуальной культуры студентов средних профессиональных образовательных учреждений в процессе изучения истории искусств / H.A. Бармина // Культура как стратегический ресурс России в XXI веке: мат. мое. фор. культ. / под науч. ред. Л.С. Зориловой, Л.В. Косогоровой. -М.:МГУКИ, 2014. -С. 17-21.
7. Бармина H.A. Специфика преподавания истории искусств студентам колледжей художественного профиля в современных условиях перехода от постиндустриального к информационному обществу / Н.А.Бармина // Вестник образования, науки и техники: сб. труд. Всероссийских научно-практических конференций. -2014. -С. 123-127.
Подписано в печать 16.10.2015 г. Формат 60x84/16 П.л. 1,5 Уч.-изд.л.1,5. Тираж 100 экз. Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии МГИК МО, г. Химки, Библиотечная, 7 Заказ X» 45 от 16.10.2015