Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Индивидуализация самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов на заочной форме обучения в вузе

Автореферат по педагогике на тему «Индивидуализация самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов на заочной форме обучения в вузе», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Деркач, Ирина Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ставрополь
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Индивидуализация самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов на заочной форме обучения в вузе», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Индивидуализация самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов на заочной форме обучения в вузе"

На правах рукописи

ДЕРКАЧ Ирина Ивановна

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ РЕЖИССЕРОВ-ПЕДАГОГОВ НА ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Ставрополь - 2005

Работа выполнена в Ставропольском государственном университете

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, доцент Таранова Татьяна Николаевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор, Соловьев Геннадий Михайлович

доктор педагогических наук, профессор Узденова Соня Баймурзаевна

Ведущая организация:

Ростовский государственный педагогический университет

Защита состоится «5» октября 2005г. в 14.00 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.256.01 в Ставропольском государственном университете по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина 1а, ауд. 416.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ставропольского государственного университета.

Автореферат разослан «5» сентября 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор биологических наук, профессор

Губарева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный динамично изменяющийся мир характеризуется преобразованиями во всех сферах социально-экономической, научно-технической и культурной жизни, которые затрагивают сферу образования, обостряя проблемы и противоречия подготовки будущих специалистов. В условиях модернизации системы высшего образования особое значение придается подготовке специалиста без отрыва от производства и повышению качества заочного обучения. Такие возможности заложены в усилении индивидуализации процесса обучения.

Индивидуализация процесса вузовской подготовки будущих профессионалов на заочной форме обучения обусловлена потребностью общества в специалистах, способных к творческой деятельности, в том числе и в сфере культурно-просветительской работы режиссерских специальностей.

Открытым остается вопрос повышения эффективности и качества самостоятельной работы студентов-заочников путем реализации индивидуального подхода (А.В.Беляев, В.КГоровая, И.А.Малашихина, ПМСоловьев, Е.Н.Шиянов).

В целях повышения качества подготовки будущих режиссеров любительского театра организация индивидуальных форм обучения с вариацией содержания и дозировки степени сложности самостоятельных учебных заданий и особых сочетаний организационных форм и методов обучения может стать педагогически целесообразной и эффективной на заочной форме обучения.

Индивидуальный подход позволяет реализовать не только задачи обучения по определенной специальности, но и восстанавливает функцию формирования культурного самосознания студента. Задача современного культурного образования не только в том, чтобы обогатить человека разнообразными сведениями о культурах, но и помочь ему сформировать свой собственный индивидуальный культурный облик и образ. Особая роль здесь принадлежит будущим специалистам художественно-педагогических профессий: перед ними встает задача защиты нравственных, эстетических ценностей и идеалов, гуманистических принципов духовного мира, культивирования личностных взглядов и суждений, мировоззренческих позиций на ценностное богатство мира и реализации их в воспитании молодого поколения. Такие составляющие содержания образовательного процесса, преломляясь в призме творческого процесса, находят выражение в неповторимых произведениях современного искусства. Духовное развитие

, РОС НАЦИвНАЛЬМл«

5 БИБЛИОТЕКА

..... ■ *

15Щ

личности будущего режиссера-педагога определяет содержание индивидуального подхода к каждому студенту заочной формы обучения, его самостоятельной работе.

Индивидуализация самостоятельной работы студентов возможна на каждом этапе обучения в вузе в период сессий и в межсессионный период. Содержательной стороной процесса индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов является художественный материал, задания, режиссерские и педагогические задачи, подбираемые и реализуемые с учетом индивидуальных особенностей каждого студента-заочника. При проведении индивидуально-дифференцированной работы с обучающимися учитываются сложившийся опыт отношений, способы мышления, ценностные ориентации и их интересы.

Необходимо отметить взаимосвязь режиссуры и педагогики. Работа режиссера с актером есть всегда сотворение единого художественного целого, состоящего из множества различных автономных творческих процедур. Являясь разными областями творческой деятельности, режиссерская и педагогическая работа соединяются, образуя двуединый процесс режиссерского творчества.

Сопряжение понятий «режиссер» и «педагоге обусловлено театральной спецификой. По определению В.И. Немировича-Данченко, одна из составляющих сторон деятельности режиссера - «педагогическая». Если воспитательное воздействие на зрителя режиссер-педагог осуществляет опосредованно через спектакль, то работа над ролью возможна в результате прямого педагогического взаимодействия с исполнителями. Содержание режиссуры становится воспитательным методом в работе режиссера с актерами, учениками, осуществляя себя в создаваемых совместными усилиями сценических образах.

Педагогические знания необходимы в режиссуре. По мнению театральных педагогов, режиссерская мысль остается бесплотной, если она не обрела органического педагогического осуществления в исполнителях. В развитие театральной педагогики огромный вклад внесли ученики и последователи К.С.Станиславского: Е.Б.Вахтангов, И.М.Хорчаков, А.Д.Попов, В.О.Топорков, МА.Чехов и др.

Понимание сущности педагогического процесса и умение его организовать необходимо любому руководителю, работающему с людьми. Педагогическое руководство творческим коллективом любительского театра, или учебным коллективом на факультете искусств в вузе, предполагает способность педагога вуза как режиссера к генерации собственных идей, обо-

гащающих художественную, эстетическую и учебную программу. Деятельность режиссера-педагога характеризуется постоянным поиском новых педагогических средств в осуществлении воспитательно-образовательного процесса со всеми участниками коллектива и с каждым актером или студентом индивидуально.

Знания индивидуального подхода нужны будущим режиссерам-педагогам, потому как они ведут актеров в творческом процессе создания спектакля к воплощению собственного художественного замысла.

Студентам-заочникам необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффективной самостоятельной учебной работы, которая включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными действиями самостоятельной образовательной деятельности, будущий режиссер-педагог приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.

В ходе самостоятельной работы студент-заочник овладевает приемами работы с учебной и научной литературой, развивает умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, вырабатывает привычки к систематическому самообразованию. Индивидуальный подход в данном случае стимулирует умения сочетать теоретические знания с обращением к практическим ситуациям, решать задачи, приближенные к актуальным профессиональным проблемам и вопросам, создает условия самосовершенствования, своевременного осознания своей индивидуальности - способностей и склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.

Таким образом, с первых семестров у студента-заочника с помощью преподавателя формируется индивидуальный стиль работы, рождаемый стремлением к самосовершенствованию, раскрытием своей индивидуальности, своих ценностных установок - стиль непрерывного самообразования. Самостоятельная работа студента — это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: уяснение цели и поставленной учебной задачи; четкое и системное планирование самостоятельной работы; поиск необходимой учебной и научной

информации; освоение собственной информации и ее логическая переработка; использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; представление, обоснование и защита полученного решения; проведение самоанализа и самоконтроля.

Развитие режиссерских способностей, методы индивидуальных педагогических воздействий в формировании личности режиссера-педагога, особенности режиссерско-педагогической деятельности отражены в научных трудах современных театральных педагогов: А.Г.Бурова, Н.А.Зверевой, И.Б.Малочевской, А.М.Лоламишева, А.Л.Ремеза, В.А.Сазоновой и др.

Вопросы воспитания индивидуальности режиссеров-педагогов получили глубокое развитие в работах Б.Е.Захавы, М.О.Кнебель, Н.В.Петрова, В.Г.Сахновского, Г.А.Товстоногова и др.

Исследованию технологии актерского творчества и режиссуры как практической психологии и педагогики посвящены труды ММ.Бахтина, К.Н.Виног-радской, П.М.Ершова, Е.Г.Нефедовой, В.Я.Пансо.

Таким образом, необходимость данного исследования определяется следующими противоречиями между:

- потребностью индивидуализации процесса обучения на всех его ступенях и недостаточной разработанностью теоретических и методических положений относительно заочной формы обучения;

- нормативной заданностью образовательного процесса и личностными потребностями студента;

- диалектической взаимосвязью педагогики и театрального искусства и недостаточным ее проявлением в профессиональной подготовке студентов в вузах на заочном отделении;

- новой гуманистической парадигмой образования и реальным состоянием практики, не реализующей еще в достаточной мере современные идеи личностно ориентированного образования;

- необходимостью формирования индивидуализированной основы заочного обучения, нацеленной на совершенствование самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе, и сложившимися способами подготовки будущих режиссеров-педагогов в вузе.

Из противоречий вытекает проблема исследования: определение сущности процесса индивидуализации самостоятельной учебной работы студентов и особенностей ее реализации в обучении будущих режиссеров-педагогов заочной формы подготовки в вузе.

Цель исследования: определить педагогические условия реализации индивидуального подхода в самостоятельной работе студентов специаль-

ности «Режиссер любительского театра, преподаватель» на заочной форме обучения в вузе.

Объект исследования: процесс заочной формы обучения в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, суть которой заключалась в том, что индивидуализация самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки режиссеров-педагогов заочной формы обучения будет более эффективной, если:

- в основу заочного обучения будет положен индивидуальный подход, реализующийся через индивидуально ориентированные образовательные программы самостоятельной работы, в разработке которых будут принимать участие студенты-заочники как субъекты обучения;

- реализация индивидуально ориентированных программ самостоятельной работы стуцентов-заочников будет проводиться на базе модульного подхода;

- в реализации индивидуально ориентированных программ предпосылкой качественного индивидуального самообразования студентов будет выступать использование активных методов обучения, развивающих творческий потенциал студентов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1) определить теоретические основы индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов, обучающихся на заочной форме в вузе;

2) раскрыть педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников;

3) провести экспериментальное исследование по реализации индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов заочной формы обучения;

4) проанализировать результаты исследовательской работы, проверяющие эффективность разработанной экспериментальной программы.

Методологическую основу исследования составили: теория деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.С.Каган и др.); теория развития личности в деятельности и общении (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.А.Леонтьев); теория творческой педагогической деятельности (В.И.Загвязинский, С.А.Гильманов, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, А.А.Мелик-Пашаев); гуманистическая психология (Р.Бернс, А.Маслру, К.Роджерс); гуманно-личностная педагогика (Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский, Е.А.Ямбург); теория личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, И.СЯкиманская); теория учебной деятельности (В.В.Давыдов, А.К.Маркова, Д.Б.Эльконин,

Г.И.Щукина); художественная дидактика (Б.М.Неменский, М.О.Кнебель); теория театральной педагогики (К.С.Станиславский).

Теоретической основой исследования являются: положения театральной педагогики, посвященные воспитанию человека-творца (М.Чехов, М О.Кнебель); положения театральной педагогики, используемые в подготовке к педагогической деятельности (Ю П.Азаров, П.М Ершов, И.А.Зязюн, Ж В.Ваганова, О.С.Булатова, М.В.Жабровец, Л.С.Майковская), историко-теоретические основы включения хоровой театрализации в исполнительскую деятельность (А.Т.Тевосян), основы индивидуального подхода (А.А.Аукум, А.А.Бударный, А.М.Гельмонт, Г.А.Данилочкина, Е.П.Ильина, А.А.Кирсанов, Е.А.Климова, Г.Н.Кондратенко, В.С.Мерлина, Е.И.Пассов, Н.В.Промоторова, Е.С.Рабунский, С.Р.Ривес, И.Э.Унт).

Методы исследования определялись целью, решением теоретических и практических задач, реализованных в ходе экспериментальной работы.

В исследовании были использованы методы теоретического уровня: изучение и анализ философской, психолош-педагогической, театрально-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование.

Были использованы методы эмпирического уровня, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальная работа.

Также мы использовали статистические методы количественной и качественной обработки данных, графическое представление результатов исследования.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые:

- выявлены педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель»: применение модульного подхода в образовательном процессе; индивидуальные образовательные программы, составленные при участии студентов; использование методов активного обучения и создание предпосылок для самообразования студентов;

- разработана программа изучения индивидуально-профессиональных качеств студентов-заочников как основы индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов;

- определены уровни и критерии индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников (достаточный, высокий и творческий уровни).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что педагогические понятия, являющиеся основополагающими для нашей работы,

рассмотрены и проанализированы в многоплановом аспекте с точки зрения психолого-педагогических, философских и антропологических подходов в различные исторические периоды. Теоретически обоснованы педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников, будущих режиссеров-педагогов. На основе данных, полученных в ходе исследования индивидуализации самостоятельной работы, определены ее уровни: достаточный, высокий и творческий.

Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, представляют собой определенное пополнение теоретико-методических сведений в изучении индивидуальной работы как фактора успешности самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся в высшем учебном заведении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в диссертации идеи и положения могут способствовать успешному внедрению индивидуальных образовательных протрамм в общую практику самостоятельной работы студентов-заочников. Результаты исследования внедрены в практику Ставропольского государственного университета и могут использоваться в любом высшем учебном заведении при подготовке студентов-заочников режиссерско-педагогических специальностей. Совокупность положений и выводов по модульному обучению в процессе реализации индивидуально ориентированных программ позволяет расширить варианты содержательной обеспеченности образовательного процесса в вузе на специальности режиссерского профиля. Применение предложенных педагогических условий позволяет повысить уровень индивидуализации самостоятельной работы студентов, активизировать их познавательные потребности, развить профессиональные качества и расширить их субъектные функции. Направленность применяемых методов обучения на самостоятельную работу студентов способствует их профессиональному развитию. Выявленные в результате исследования уровни и критерии индивидуализации самостоятельной работы студентов в рамках подготовки по специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель» мотут учитываться в ходе организационно-педагогической работы очной формы обучения и экстерната.

Организация, база и этапы исследования.

Эксперимент проводился на базе Ставропольского государственного университета (факультет искусств). Исследованием были охвачены студенты заочного отделения I, II, III и IV курсов в период с 2002 по 2005 год. Всего участвовало 170 студентов. Наше исследование предусматривало три основных этапа.

Первый этап работы (2002 г.) связан с изучением теоретических основ проблемы, анализом литературы и педагогического опыта, знакомством с опытом работы театральных коллективов. Была разработана основная концепция исследования, определены цели, задачи, методика исследования, спланирован и проведен констатирующий этап эксперимента, направленный на выяснение соответствия системы подготовки студентов-заочников характеру их будущей профессиональной деятельности. Осуществлялось наблюдение за деятельностью режиссеров-педагогов и студентов. Были проведены анкетирование студентов, сопоставление результатов констатирующего среза с результатами сессионной аттестации студентов.

На втором этапе (2002-2003 гг.^ разработана программа индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов в процессе получения образования в заочной форме обучения в вузе, спроектирована и проведена опытная работа. Проверялась гипотеза, решались выдвинутые задачи, проводилась апробация результатов исследования.

Третий этап (2004-2005 гг.) включил проведение итогового контрольного среза, систематизацию, обобщение и анализ результатов исследования, формулирование выводов.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель»: применение модульного подхода в образовательном процессе; структура и содержание индивидуальных образовательных программ, составленных совместно с обучающимися; использование методов активного обучения и создание предпосылок для самообразования студентов.

2. Программа изучения индивидуально-профессиональных качеств студентов-заочников как основы индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов.

3. Уровни и критерии индивидуализации самостоятельной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе учебного процесса на заочном режиссерско-театральном отделении Ставропольского государственного университета (2002-2005 гг.). Основные положения данного исследования освещались на заседаниях и учебно-методических семинарах кафедры сольного пения, режиссуры и актерского искусства СГУ (2002-2005 гг.), на учебно-методическом совете факультета искусств (2002 г.).

Материалы диссертационной работы нашли отражение в докладах, обсуждавшихся на региональных научно-практических конференциях

«Эвристическое образование - 6» (Ставрополь, 2003), «Эвристическое образование - 7» (Ставрополь, 2004); 48 научно-методической конференции «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2003); X Годичном собрании Южного отделения РАО и XXII региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на Дону, 2003), XI Годичном собрании Южного отделения РАО и XXIII региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов -на Дону, 2004); в периодическом издании «Научная мысль Кавказа» (Ростов-на Дону, 2005).

Публикации: по теме диссертации опубликовано 7 печатных работ.

Структура и объем диссертации. Диссертация включает в себя введение, 2 главы, выводы, заключение и приложение. Работа изложена на 193 страницах машинописного текста, содержит 13 таблиц, 7 рисунков. Список литературы включает 233 наименования, в том числе 216 - отечественных, 17 - зарубежных авторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность диссертационного исследования, дан краткий анализ состояния проблемы, определены объект, предмет и цель исследования, сформулированы гипотеза и положения, выносимые на защиту, перечислены использованные методы и этапы экспериментального исследования, раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретическое обоснование индивидуализации обучения будущих режиссеров-педагогов на заочном отделении в вузе» отражены психолого-педагогические предпосылки индивидуализации образования студентов-заочников; определены теоретические основания индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов, обучающихся на заочной форме в вузе; раскрыты особенности индивидуализации образовательных программ самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в вузе. В рамках обозначенной нами проблемы раскрыта сущность таких понятий, как «индивидуальный подход», «индивидуализация», «принцип индивидуализации», «персонализация», «индивидуальная работа», «самостоятельная работа студентов», «индивидуальная образовательная программа».

В данной главе нами был подробно рассмотрен процесс индивидуализации в образовательной системе высшего учебного заведения. Как показал

исторический анализ, проблема индивидуализации обучения является давно исследуемым вопросом многих ученых различных областей знания. Но несмотря на это, актуальной она остается и в современных условиях модернизации системы образования и развития всего общества. В диссертационной работе показано, что самостоятельная работа студентов-заочников является ведущим видом их образовательной деятельности. С одной стороны, успешность самостоятельной работы студентов-заочников в большей степени зависит от уровня ее индивидуализации, с другой - индивидуальный подход к обучающемуся может быть успешным при условии активной деятельности самого студента. Вопросами индивидуализации обучения занимались А.А.Бударный, Г.А.Данилочкина, Е.П.Ильина, А.А.Кирсанов, Е.А.Климова, Е.С.Рабунский и др.

В нашей работе подробно раскрыты режиссерские и педагогические качества, необходимые студенту-заочнику в будущей профессиональной деятельности. Выявлен дуальный характер получаемой в вузе специальности и ее особенности, связанные с данным фактом. Детально проанализированы возможные формы занятий, способствующие эффективности самостоятельной работы студентов, обучающихся на заочном отделении. Анализ профессионального опыта режиссеров-педагогов и театральных коллективов показал, что в большей степени выпускникам вуза по специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель» присуще: а) желание работать по профессии; б) наличие знаний и умений в области режиссуры и мастерства актера; в) наличие знаний и умений в области педагогики и психологии; г) умение адаптироваться в социальной среде; д) наличие определенных успехов в данной сфере деятельности.

В диссертационном исследовании были проанализированы подходы М.Н.Скаткина, Ф.Б.Сушковой, И.Ф.Харламова, С.П.Барановой, Г.Н.Серикова, В.П.Беспалько к определению понятия «программа» и различные позиции относительно определения «образовательная программа», в результате чего были выявлены особенности индивидуальной образовательной программы самостоятельной работы студента. Для их создания необходимо выявить потребности, цели обучения студентов-заочников, объем их субъективного опыта, уровень образовательной и профессиональной подготовки, индивидуально-типологические особенности. При обучении различных категорий студентов по индивидуальным образовательным программам используется широкий набор методических приемов и средств. Однако общим компонентом любых способов работы студентов по указанным программам являются технологии подготовки их к самостоятельной познавательной деятельности, к самообразованию.

В нашей работе мы соблюдали следующие педагогические условия реализации индивидуально ориентированных программ:

1) применение модульного подхода в образовательном процессе;

2) внедрение индивидуально ориентированных программ для самостоятельной работы, составленных при участии студентов;

3) использование методов активного обучения и создание предпосылок для самообразования студентов.

На наш взгляд, реализацию индивидуально ориентированных программ самостоятельной работы студентов-заочников целесообразно проводить на базе модульного подхода, что составляет основу первого педагогического условия. В нашем исследовании при определении пойятия «модуль» мы придерживались позиции ГН.Серикова. Обучение на основе модулей приводит к нескольким положительным эффектам. Во-первых, студент, вооруженный дидактическими материалами и инструкциями, приобретает большую самостоятельность в освоении учебного предмета. Во-вторых, функция преподавателя с лекционной смещается на консультационную, а у студента уменьшается доля пассивного восприятия материала и появляется возможность его активного обсуждения с преподавателем. В-третьих, появляются точки промежуточного контроля освоения материала, совпадающие с окончанием каждого модуля. Этот контроль важен как для студента, так и для преподавателя. В-четвертых, происходит более дозированное освоение всего предмета путем пошагового изучения завер-шенных по содержанию модулей.

Особенности второго условия состояли в том, что в рамках индивидуальной образовательной программы студенты заочной формы обучения могут участвовать: в уточнении графика усвоения программы; собственных целевых установок, относящихся к своему образованию; в выделении содержания для самообразования; в установлении индивидуальных элементов содержания собственного образования; в пропедевтической разработке индивидуальной программы на перспективу.

Регулирующую роль в развивающем обучении выполняют такие дидактические принципы, как принцип проблемное™, обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний. Реализация указанных принципов на практике подразумевает широкое использование методов активного обучения. Третьим педагогическим условием реализации индивидуально ориентированных программ мы стали считать использование методов активного обучения в период сессий и создание предпосылок для самообразования студентов и развития их творческого потенциала.

Исходя из этого, основой организации самостоятельной работы студентов-заочников в образовательном процессе должна стать индивидуализация

обучения на основе программы самостоятельной работы, преследующей индивидуальные, конкретные цели обучения каждого обучающегося.

Во второй главе диссертации «Экспериментальная работа по реализации индивидуальных образовательных программ самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в вузе» описаны результаты педагогического эксперимента. Исследование осуществлялось поэтапно - спланировано и проведено в соответствии с основными подходами к организации педагогического эксперимента, разработанными Ю.К.Бабанским, В.П.Беспалько, В.И.Журавлевым, В.И.Загвязинским, В.В.Краевским, А.М.Новиковым, Е.В.Сидоренко и др. Цель экспериментального исследования состояла в апробации выделенных педагогических условий и оценке их эффективности в обеспечении индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель».

Первичное диагностическое исследование испытуемых позволило выявить уровни индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников.

1 уровень - достаточный: характеризуется такими показателями, как преобладание в выборе и освоении профессии личностной мотивации, обусловленной психологическими особенностями личности студента-режиссера; большинство режиссерских и педагогических качеств носят слабо выраженный характер и могут применяться при помощи преподавателя; объем программных знаний и навыков равен предусмотренному минимуму государственного образовательного стандарта; слабая сформиро-ванность умений самостоятельной учебной деятельности, выражающаяся степенью обучаемости; творческий потенциал низкий.

2 уровень - высокий: социальная мотивация; большинство режиссерских и педагогических качеств носят умеренно выраженный характер и используются в самостоятельной работе с применением консультации преподавателя по мере необходимости; объем программных знаний и навыков полностью охватывает необходимый учебный материал государственного образовательного стандарта, а также имеются некоторые внепрограммные знания; умения самостоятельно заниматься профессионально-образовательной подготовкой соответствуют норме; прослеживается творческий потенциал.

3 уровень - творческий: специфически профессиональная мотивация; наиболее оптимальное использование всех необходимых режиссерских и педагогических качеств в самостоятельной работе без любой посторонней помощи и консультации; объем программных и внепрограммных знаний

и навыков выше государственного образовательного стандарта; умения самостоятельно заниматься профессионально-образовательной подготовкой соответствуют норме; творческий потенциал высокий.

На констатирующем этапе были проведены анализ педагогических условий индивидуализации, сложившихся в современной практике при обучении на заочном отделении режиссеров-педагогов, и диагностическое исследование их готовности к самостоятельной работе. Изучение индивидуальности будущих режиссеров-педагогов - процесс непрерывный и развивающийся, так как выбранная ими профессия имеет творческую направленность. Исходя из этого, нами была разработана программа индивидуального исследования будущих режиссеров-педагогов, составленная для более глубокого изучения индивидуально-профессиональных качеств студентов-заочников.

1. Мотивация выбора и освоения профессии режиссера-педагога, познавательные интересы.

2. Соответствие направленности индивидуально-личностных, педагогических и режиссерских качеств и способностей студентов требованиям избранной профессии.

3. Начальный уровень приобретенных знаний (обученности), успеваемости студентов-заочников: программные и внепрограммные знания и навыки.

4. Предпосылки к учению (степень обучаемости) студентов заочного отделения вуза: общие умственные способности и специальные способности.

5. Способность к творчеству.

В рамках первого пункта данной программы рассматривались вопросы следующего направления: удовлетворенность профессией; динамика удовлетворенности от курса к курсу; факторы, влияющие на формирование удовлетворенности: социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные; проблемы профессиональной мотивации, или система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.

Соответствие между имеющимися у будущих режиссеров-педагогов индивидуально-личностными, педагогическими и режиссерскими качествами и требованиями данной профессии устанавливалось нами в рамках второго пункта намеченной программы индивидуального исследования студентов-заочников

Далее нами посредством анализа оценок, полученных на экзаменах во время сессии, исследовалась успеваемость студентов-заочников с I по IV курс в 2002 - 2003 учебном году. Оценка «3» - удовлетворительно соответствовала достаточному уровню. Высокому уровню соответствовала оценка «4» -хорошо. Творческому уровню соответствовала оценка «5» - отлично.

Говоря об обучаемости, которая имела четвертую позицию в программе, необходимо отметить, что - это способность (пригодность) обучающегося овладевать заданным содержанием обучения. Распространенными синонимами понятия обучаемости являются такие понятия, как «податливость», «учебная способность», «потенциальные возможности» и др., выражающие качества обучающейся личности. Важнейшими компонентами понятия обучаемости являются следующие: 1) потенциальные возможности обучаемого; 2) фонд действенных знаний (тезаурус); 3) обобщенность мышления (мыслительного процесса); 4) темпы продвижения в обучении (усвоения знаний). Потенциальные возможности как фактор включают в себя индивидуальные характеристики (качества) обучаемого.

Пятый пункт программы был направлен на изучение способности студентов-заочников к творческому процессу. Нами использовалась методика Я А Пономарева на выявление уровня развития творческого потенциала.

Вследствие проведенного констатирующего этапа эксперимента мы получили возможность полного анализа индивидуально-профессиональных качеств студентов-заочников и особенностей их самостоятельной учебной работы. По каждому пункту намеченной программы исследования в диссертационной работе представлен подробный анализ полученных результатов констатирующего этапа эксперимента. Согласно полученным средним показателям на констатирующем этапе эксперимента выявлено 33,6% студентов с достаточным, 46,8% - с высоким и 19,6% - с творческим уровнем готовности к самостоятельной работе (табл. 1).

Таблица 1.

Результаты индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента

Уровни Пункты программы индивидуального Средний

исследования показатель,

1 2 3 4 5 %

Достаточный 40,4 41,7 19,7 0 66,3 33,6

Высокий 30,4 41,5 36,2 100 26,1 46,8

Творческий 29,2 16,8 44,1 0 7,6 19,6

Процентное соотношение обучающихся в вузе студентов-заочников, будущих режиссеров-педагогов, с различным уровнем индивидуализации самостоятельной работы в контрольной и экспериментальной группах представлено на рисунке 1.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

46,8

47,1

□ достаточный ■ высокий □ творческий

Ш достаточный ■ высокий □ творческий

Рис. 1. Уровни индивидуализации самостоятельной работы студентов на констатирующем этапе эксперимента

При сравнении данных, полученных в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем эíaпe эксперимента, видно, что эти результаты находятся примерно на одном уровне. Полученные и обобщенные данные позволяют нам сделать вывод о важности внедрения индивидуальных образовательных программ самостоятельной работы в процесс обучения студентов-заочников.

На формирующем этапе эксперимента реализовывались обозначенные нами педагогические условия.

Основными критериями индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников мы ранее выделили ведущие учебные мотивы, соответствие качеств обучающихся требованиям профессии, уровень образованности и обучаемости студентов, а также наличие творческого потенциала.

Одним из важных моментов в методике реализации индивидуально ориентированных программ является участие студентов в составлении их индивидуального компонента. Студенты были ознакомлены с такими понятиями, как цели и задачи изучения (основных дисциплин текущего года) в вузе, индивидуально ориентированная программа, учебный план, модульное обучение.

У первокурсников не было опыта составления учебных программ и планов, поэтому преподаватель разработал «нулевой» вариант индивидуальных программ. В рамках индивидуально ориентированных программ студенты также участвовали в уточнении содержания для самообразования. Этот этап проходил в течение всего учебного года. Участие студентов проявилось в уточнении собственных целевых установок к изучению предмета.

Уточнение графика усвоения программы осуществлялось как в соответствии с учебными планами, так и с учетом пожеланий самого студента-за-

очника. Синтез учебных планов проходил на основе коррекций, количество которых было обусловлено конкретной ситуацией с конкретным студентом. При этом мы руководствовались разработанным первым вариантом плана и достигнутыми результатами и учебными мотивами студента. Преподавателю отводилась роль консультанта с правом внесения корректив.

Реализация индивидуальных образовательных программ самостоятельной работы проходила на основе модульного подхода. Модуль для каждого студента подбирался на основании информации о ведущих учебных мотивах, уровне образованности и обучаемости, выявления присущих индивидуально-личностных и профессиональных качеств, индивидуальных предпочтений при изучении режиссерского и педагогического цикла дисциплин, а также личных пожеланий самого студента.

Модули составлялись на каждый семестр. При успешном освоении программы мы предлагали студенту модуль более высокого уровня, который предполагал более высокий уровень образованности, то есть более высокие требования к изучаемым аспектам.

Особенности построения данных модулей заключались в следующем.

По дисциплине для каждого курса создавались три модуля: А, В и С. Модуль А имел высокую степень трудности заданий и соответствовал творческому уровню готовности студентов-режиссеров к самостоятельной работе; модуль В - соответствовал высокому уровню; модуль С - достаточному. То есть первичная дифференциация модулей происходила по степени владения знаниями и умениями, определенными учебной программой. Каждый из этих модулей имел свою подструктуру. Вторичная дифференциация модулей осуществлялась по признаку заинтересованности самого студентов определенной тематикой.

Например, при изучении дисциплины «Режиссура» студентам предлагалось несколько модулей:

А (В, С) -1: История возникновения и развития режиссерского искусства.

А (В, С) - II: Особенности русской театральной традиции: теория КС.Станиславского.

А (В, С) - III: Психология творчества актера и режиссера.

А (В, С) - IV: Искусство драматического театра.

А (В, С) - V: Особенности работы режиссера с актером.

А (В, С) - VI: Творческий процесс создания сценического произведения.

А (В, С) - VII: Постановочная работа режиссера с художником, композитором, балетмейстером и др.

А (В, С) - VIII: Экономика и организация театрального коллектива.

Такая дифференциация модулей подразумевает полное освоение содержания учебной дисциплины и наиболее подробное изучение интересной для студента тематики. Реализация подобных модулей вторичной дифференциации позволяет студентам-заочникам переходить на более высокий модуль.

Для эффективности внедрения в учебный процессиндивидуальных образовательных программ самостоятельной работы ведущие преподаватели кафедры использовали активные методы обучения, что являлось одним из условий экспериментальной работы. Особая роль в процессе проводимого эксперимента уделялась развитию творческих способностей студентов-заочников.

На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное диагностическое исследование индивидуализации самостоятельной работы студентов как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Полученные результаты были сопоставлены с данными констатирующего этапа эксперимента, и на основе которых сделаны выводы. Результаты контрольного этапа эксперимента представлены в таблице 2 и на рис. 2.

Таблица 2.

Результаты индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента

Уровни Пункты программы индивидуального Средний

исследования показатель,

1 2 3 4 5 %

Достаточный 27,9 23,7 5,2 0 10,2 13,4

Высокий 32,7 45,9 39,7 0 49 33,5

Творческий 39,4 30,4 55,1 100 40,8 53,1

Экспериментальная группа Контрольная группа

Рис. 2. Уровни индивидуализации самостоятельной работы студентов на контрольном этапе эксперимента

При проведении сравнительного анализа результатов контрольной и экспериментальной групп, полученных на контрольном этапе эксперимента, мы заметили, что испытуемые экспериментальной группы значительно улучшили свои показатели, в то время как результаты контрольной группы не претерпели значительных изменений и по некоторым пунктам понизились.

Для полной достоверности выдвинутой нами гипотезы исследования был проведен сравнительный анализ результатов контрольного этапа экспериментальной группы с результатами этой же группы испытуемых, полученными на констатирующем этапе эксперимента. Результаты срайт нительного анализа констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников в экспериментальной группе

Уровни Констатирующий этап Контрольный этап Разница

Достаточный 33,6 13,4 -20,2

Высокий 46,8 33,5 -13,3

Творческий 19,6 53,1 + 33,5

Результаты показали, что в ходе эксперимента на контрольном этапе уменьшилось количество студентов, которые имели достаточный и высокий уровень. Снижение количества студентов с высоким уровнем произошло из-за увеличения численности студентов-заочников, достигших творческого уровня в условиях индивидуализации самостоятельной работы.

ВЫВОДЫ

1. Процесс индивидуализации самостоятельной работы студентов имеет исторические предпосылки возникновения и остается актуальным на сегодняшний день. В виду особенностей обучения студентов-заочников на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель» данный вопрос приобретает свою специфику рассмотрения. Традиционные технологии, по которым обучаются студенты заочного отделения в вузе, не имеют возможности полностью учитывать специфику специальности и обучающегося контингента. В связи с этим появляется необходимость в новых гибких теоретических подходах к обучению, учитывающих особенности профессии режиссера-педагога.

2. Ключевыми педагогическими условиями обеспечения индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов являются:

применение модульного подхода в образовательном процессе; участие студентов в составлении индивидуального компонента образовательной программы; использование методов активного обучения и создание предпосылок для самообразования студентов.

3. Эффективное решение вопросов индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников определяется внедрением в учебно-образовательный процесс индивидуально-образовательных программ, разработанных совместно педагогом и студентом на основе индивидуального исследования обучаемого.

4. Основополагающим моментом в обеспечения индивидуализации и качества самостоятельной работы на заочном отделении является готовность самого студента к самообразованию.

5. Выделение нами педагогических условий, реализованных в учебном процессе студентов заочного отделения, помогло преподавателям вуза актуализировать реализацию индивидуального подхода в обучении, повысить мотивацию учения, поднять показатели успеваемости, улучшить результаты обучаемости, а также раскрыть творческую самостоятельность обучающихся. Введение разработанных индивидуально-образовательных программ создало условия системной организации самостоятельной работы студентов-заочников.

В ходе исследования была доказана эффективность педагогических условий в обеспечении индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов на заочной форме обучения в вузе.

Список публикаций по теме исследования

1. Деркач И.И. Индивидуализация обучения как условие повышения качества подготовки специалиста в области народно-художественного творчества // Эвристическое образование - 6: Сб. матер, шестой регион, науч-но-практ. конф. - Ставрополь, 2003- С. 42,- 45.

2. Деркач И.И. Особенности реализации личностно ориентированного подхода к студентам заочной формы обучения // Развитие личности в образовательных системах Южнороссийского региона: Матер. X Годичного собрания Южного отделения РАО. - Р-н-Д., 2003. - С. 154-157.

3. Деркач И.И. Интеграция учебного процесса с массовой культурной работой в регионе как технология повышения качества подготовки будущих режиссеров любительского театра // Университетская наука - региону: Матер. 48 научно-метод. конф. - Ставрополь, 2003. - С. 106-109.

4. Деркач И.И. Современные подходы к формированию самостоятельности профессионального мышления режиссёров-педагогов // Эвристическое

образование - 7: Матер, седьмой регион, научно-практ. конф. - Ставрополь, 2004. - С. 47-49.

5. Деркач И.И. Индивидуальный подход к творческому развитию режиссёра-педагога // Развитие личности в образовательных системах южнороссийского региона: Матер. XI Годичного собрания Южного отделения РАО и XXIII психолого-педагогических чтений. - Р-н-Д., 2004. - С. 45-47.

6. Деркач И.И. Использование методов активного обучения и создание предпосылок для самообразования студента в процессе реализации индивидуально ориентированных программ // Научная мысль Кавказа. Приложение. - Р-н-Д: СКНЦ ВШ, 2005. - №7. - С. 183-185.

7. Деркач И.И. Применение модульного подхода в образовательном процессе студентов-заочников специальности «Режиссёр любительского театра, преподаватель // Научная мысль Кавказа. Приложение. - Р-н-Д: СКНЦ ВШ, 2005. - №8. - С. 165-169.

Изд. лиц.серия ИД № 05975 от 03.10.2001 Подписано в печать 2.09.2005

Формат 60x84 1/16 Усл.печ.л. 1,28 Уч.-изд.л. 1,11

Бумага офсетная Тираж 100 экз. Заказ 343

Отпечатано в Издательско-полиграфическом комплексе Ставропольского государственного университета. 355009, Ставрополь, ул.Пушкина, 1.

Р15270

t

РНБ Русский фонд

2006Д

15794

'i.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Деркач, Ирина Ивановна, 2005 год

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование индивидуализации • обучения будущих режиссеров-педагогов на заочном отделении в вузе.

1.1. Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации образования студентов-заочников

1.2. Теоретические основания индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов, обучающихся на заочной форме в вузе.

1.3. Инди виду ал изация образовательных программ самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в вузе.

Выводы по главе 1.

Глава II. Экспериментальная работа по реализации индивидуальных образовательных программ самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в вузе.

2.1. Общая характеристика осуществления экспериментальной работы.

2.2. Реализация индивидуально ориентированных ' ' образовательных программ самостоятельной работы студентов как условие индивидуализации заочного обучения в вузе.

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Выводы по главе II.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Индивидуализация самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов на заочной форме обучения в вузе"

Современный динамично изменяющийся мир характеризуется преобразованиями во всех сферах социально-экономической, научно-технической и культурной жизни, которые затрагивают сферу образования, обостряя проблемы и противоречия подготовки будущих специалистов. В условиях модернизации системы высшего образования особое значение придается подготовке специалиста без отрыва от производства и повышению качества заочного обучения. Такие возможности заложены в усилении индивидуализации процесса обучения.

Индивидуализация процесса вузовской подготовки будущих профессионалов на заочной форме обучения обусловлена потребностью общества в специалистах, способных к творческой деятельности, в том числе и в сфере культурно-просветительской работы режиссерских специальностей.

Открытым остается вопрос повышения эффективности и качества самостоятельной работы студентов-заочников путем реализации индивидуального подхода (А.В.Беляев, В.И.Горовая, И.А.Малашихина, Г.М.Соловьев, Е.Н.Шиянов).

В целях повышения качества подготовки будущих режиссеров любительского театра организация индивидуальных форм обучения с вариацией содержания и дозировки степени сложности самостоятельных учебных заданий и особых сочетаний организационных форм и методов обучения может стать педагогически целесообразной и эффективной на заочной форме обучения.

Индивидуальный подход позволяет реализовать не только задачи обучения по определенной специальности, но и восстанавливает функцию формирования культурного самосознания студента. Задача современного культурного образования не только в том, чтобы обогатить человека разнообразными сведениями о культурах, но и помочь ему сформировать свой собственный индивидуальный культурный облик и образ [98, С. 13-18]. Особая роль здесь принадлежит будущим специалистам художественно-педагогических профессий: перед ними встает задача защиты нравственных, эстетических ценностей и идеалов, гуманистических принципов духовного мира, культивирования личностных взглядов и суждений, мировоззренческих позиций на ценностное богатство мира и реализации их в воспитании молодого поколения. Такие составляющие содержания образовательного процесса, преломляясь в призме творческого процесса, находят выражение в неповторимых произведениях современного искусства. Духовное развитие личности будущего режиссера-педагога определяет содержание индивидуального подхода к каждому студенту заочной формы обучения, его самостоятельной работе.

Индивидуализация самостоятельной работы студентов возможна на каждом этапе обучения в вузе в период сессий и в межсессионный период. Содержательной стороной процесса индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов является художественный материал, задания, режиссерские и педагогические задачи, подбираемые и реализуемые с учетом индивидуальных особенностей каждого студента-заочника. При проведении индивидуально-дифференцированной работы с обучающимися учитываются сложившийся опыт отношений, способы мышления, ценностные ориентации и их интересы.

Необходимо отметить взаимосвязь режиссуры и педагогики. Работа режиссера с актером есть всегда сотворение единого художественного целого, состоящего из множества различных автономных творческих процедур. Являясь разными областями творческой деятельности, режиссерская и педагогическая работа соединяются, образуя двуединый процесс режиссерского творчества.

Сопряжение понятий «режиссер» и «педагог» обусловлено театральной спецификой. По определению В.И. Немировича-Данченко, одна из составляющих сторон деятельности режиссера - «педагогическая» [122. — С. 57]. Если воспитательное воздействие на зрителя режиссер-педагог осуществляет опосредованно через спектакль, то работа над ролью возможна в результате прямого педагогического взаимодействия с исполнителями. Содержание режиссуры становится воспитательным методом в работе режиссера с актерами, учениками, осуществляя себя в создаваемых совместными усилиями сценических образах.

Педагогические знания необходимы в режиссуре. По мнению театральных педагогов, режиссерская мысль остается бесплотной, если она не обрела органического педагогического осуществления в исполнителях. В развитие театральной педагогики огромный вклад внесли ученики и последователи К.С.Станиславского: Е.Б.Вахтангов [176, С. 28], И.М. Хорчаков, А.Д. Попов [146, С.95], В.О. Топорков [172, С. 34], М.А. Чехов [115, С. 47] и др.

Понимание сущности педагогического процесса и умение его организовать необходимо любому руководителю, работающему с людьми. Педагогическое руководство творческим коллективом любительского театра, или учебным коллективом на факультете искусств в вузе, предполагает способность педагога вуза как режиссера к генерации собственных идей, обогащающих художественную, эстетическую и учебную программу. Деятельность режиссера-педагога характеризуется постоянным поиском новых педагогических средств в осуществлении воспитательно-образовательного процесса со всеми участниками коллектива и с каждым актером или студентом индивидуально.

Знания индивидуального подхода нужны будущим режиссерам-педагогам, потому как они ведут актеров в творческом процессе создания спектакля к воплощению собственного художественного замысла.

Студентам-заочникам необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффективной самостоятельной учебной работы, которая включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными действиями самостоятельной образовательной деятельности, будущий режиссер-педагог приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.

В ходе самостоятельной работы студент-заочник овладевает приемами работы с учебной и научной литературой, развивает умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, вырабатывает привычки к систематическому самообразованию. Индивидуальный подход в данном случае стимулирует умения сочетать теоретические знания с обращением к практическим ситуациям, решать задачи, приближенные к актуальным профессиональным проблемам и г вопросам, создает условия самосовершенствования, своевременного осознания своей индивидуальности -способностей и склонностей, характера ценностных ориентаций, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.

Таким образом, с первых семестров у студента-заочника с помощью преподавателя формируется индивидуальный стиль работы, рождаемый стремлением к самосовершенствованию, раскрытием своей индивидуальности, своих ценностных установок — стиль непрерывного самообразования. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: уяснение цели и поставленной учебной задачи; четкое и системное планирование самостоятельной работы; поиск необходимой учебной и научной информации; освоение собственной информации и ее логическая переработка; использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; представление, обоснование и защита полученного решения; проведение самоанализа и самоконтроля.

Развитие режиссерских способностей, методы индивидуальных педагогических воздействий в формировании личности режиссера-педагога, особенности режиссерско-педагогической деятельности отражены в научных трудах современных театральных педагогов: А.Г. Бурова, Н.А. Зверевой [66, С. 18.], И.Б. Малочевской [107, С. 48], A.M. Лоламишева, А.Л. Ремеза [154, С.161], ^ В.А. Сазоновой [163, С. 12] и др.

Вопросы воспитания индивидуальности режиссеров-педагогов получили глубокое развитие в работах Б.Е. Захавы [65, С. 33], М.О. Кнебеля [85, 86], Н.В. Петрова [136, 137], В.Г. Сахновского [166, 167], Г.А. Товстоногова [199 - 202] и др.

Исследованию технологии актерского творчества и режиссуры как 'Щ> практической психологии и педагогики посвящены труды М.М. Бахтина [22, С.

23], К.Н. Виноградской [40, С. 61], П.М. Ершова [60, 61], Е.Г. Нефедовой [124, 125], В.Я. Пансо [131, С.240].

Таким образом, необходимость данного исследования определяется следующими противоречиями между: потребностью индивидуализации процесса обучения на всех его ступенях и # недостаточной разработанностью теоретических и методических положений относительно заочной формы обучения; нормативной заданностью образовательного процесса и личностными потребностями студента; диалектической взаимосвязью педагогики и театрального искусства и недостаточным ее проявлением в профессиональной подготовке студентов в ф вузах на заочном отделении; новой гуманистической парадигмой образования и реальным состоянием практики, не реализующей еще в достаточной мере современные идеи личностно ориентированного образования; необходимостью формирования индивидуализированной основы заочного обучения, нацеленной на совершенствование самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе, и сложившимися способами подготовки будущих режиссеров-педагогов в вузе.

Из противоречий вытекает проблема исследования: определение сущности процесса индивидуализации самостоятельной учебной работы студентов и особенностей ее реализации в обучении будущих режиссеров-педагогов заочной формы подготовки в вузе.

Цель исследования: определить педагогические условия реализации индивидуального подхода в самостоятельной работе студентов специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель» на заочной форме обучения в вузе.

Объект исследования: процесс заочной формы обучения в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, суть которой заключалась в том, что индивидуализация самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки режиссеров-педагогов заочной формы обучения будет более эффективной, если:

- в основу заочного обучения будет положен индивидуальный подход, реализующийся через индивидуально ориентированные образовательные программы самостоятельной работы, в разработке которых будут принимать участие студенты-заочники как субъекты обучения;

- реализация индивидуально ориентированных программ самостоятельной работы студентов-заочников будет проводиться на базе модульного подхода;

- в реализации индивидуально ориентированных программ предпосылкой качественного индивидуального самообразования студентов будет выступать реализация активных методов обучения, развивающих творческий потенциал студентов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1) определить теоретические основы индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов, обучающихся на заочной форме в вузе;

2) раскрыть педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников;

3) провести экспериментальное исследование по реализации индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов заочной формы обучения;

4) проанализировать результаты исследовательской работы, проверяющие эффективность разработанной экспериментальной программы.

Методологическую основу исследования составили: теория деятельности (JT.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган и др.); теория развития личности в деятельности и общении (СЛ. Рубинштейн [159, 160.], Б.М. Теплов [198, С.182.], А.А. Леонтьев [100, 101]); теория творческой педагогической деятельности (В.И. Загвязинский [62, 63], С.А. Гильманов, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров [79, 80], А.А. Мелик-Пашаев [114, С. 28]); гуманистическая психология (Р. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс); гуманно-личностная педагогика (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский [190, С. 639], Е.А. Ямбург); теория личностно-ориентированного образования (Н.А. Алексеев, И.С. Якиманская); теория учебной деятельности (В.В. Давыдов [55, 56], А.К. Маркова [108, С.192], Д.Б. Эльконин [217, С.55], Г.И. Щукина [216, С.351]); художественная дидактика (Б.М. Неменский, М.О. Кнебель [86, С. 487]); теория театральной педагогики (К.С. Станиславский [181, С. 685]).

Теоретической основой исследования являются: положения театральной педагогики, посвященные воспитанию человека-творца (М.Чехов, М.О.Кнебель); положения театральной педагогики, используемые в подготовке к педагогической деятельности (Ю.П.Азаров, П.М.Ершов, И.А.Зязюн, Ж.В.Ваганова, О.С.Булатова, М.В.Жабровец, Л.С.Майковская), историко-теоретические основы включения хоровой театрализации в исполнительскую деятельность (А.Т.Тевосян), основы индивидуального подхода (А.А.Аукум, А.А.Бударный, А.М.Гельмонт, Г.А.Данилочкина, Е.П.Ильина, А.А.Кирсанов, Е.А.Климова, Г.Н.Кондратенко, В.С.Мерлина, Е.И.Пассов, Н.В.Промоторова, Е.С.Рабунский, С.Р.Ривес, И.Э.Унт).

Методы исследования определялись целью, решением теоретических и практических задач, реализованных в ходе экспериментальной работы.

В исследовании были использованы методы теоретического уровня'. изучение и анализ философской, психолого-педагогической, театрально-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование.

Были использованы методы эмпирического уровня: изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальная работа.

Также мы использовали статистические методы количественной и качественной обработки данных, графическое представление результатов исследования.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые: выявлены педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель»: применение модульного подхода в образовательном процессе; индивидуальные образовательные программы, составленные при участии студентов; использование методов активного обучения и создание предпосылок для самообразования студентов; разработана программа изучения индивидуально-профессиональных качеств студентов-заочников как основы индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов; определены уровни и критерии индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников (достаточный, высокий и творческий уровни).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что педагогические понятия, являющиеся основополагающими для нашей работы, рассмотрены и проанализированы в многоплановом аспекте с точки зрения различных психолого-педагогических, философских и антропологических подходов в различные исторические периоды. Теоретически обоснованы педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентовзаочников, будущих режиссеров-педагогов. На основе данных, полученных в ходе исследования индивидуализации самостоятельной работы, определены ее I уровни: достаточный, высокий и творческий, у Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, представляют собой определенное пополнение теоретико-методических сведений в изучении индивидуальной работы как фактора успешности самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся в высшем учебном заведении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ф сформулированные в диссертации идеи и положения могут способствовать успешному внедрению индивидуальных образовательных программ в общую практику самостоятельной работы студентов-заочников. Результаты исследования внедрены в практику Ставропольского государственного университета и могут использоваться в любом высшем учебном заведении при подготовке студентов-заочников режиссерско-педагогических специальностей. * Совокупность положений и выводов по модульному обучению в процессе реализации индивидуально ориентированных программ позволяет расширить варианты содержательной обеспеченности образовательного процесса в вузе на специальности режиссерского профиля. Применение предложенных педагогических условий позволяет повысить уровень индивидуализации самостоятельной работы студентов, активизировать их познавательные ^ потребности, развить профессиональные качества и расширить их субъектные функции. Направленность применяемых методов обучения на самостоятельную работу студентов способствует их профессиональному развитию. Выявленные в результате исследования уровни и индивидуализации самостоятельной работы студентов в рамках подготовки по специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель» могут учитываться в ходе организационно-педагогической работы очной формы обучения и экстерната.

Организация, база и этапы исследования.

Эксперимент проводился на базе Ставропольского государственного университета (факультет искусств). Исследованием были охвачены студенты заочного отделения I, II, III и IV курсов в период с 2002 по 2005 год. Всего участвовало 170 студентов. Наше исследование предусматривало три основных этапа.

Первый этап работы (2002 г.) связан с изучением теоретических основ проблемы, анализом литературы и педагогического опыта, знакомством с опытом работы театральных коллективов. Была разработана основная концепция исследования, определены цели, задачи, методика исследования, щ спланирован и проведен констатирующий этап эксперимента, направленный на выяснение соответствия системы подготовки студентов-заочников характеру их будущей профессиональной деятельности. Осуществлялось наблюдение за деятельностью режиссеров-педагогов и студентов. Были проведены анкетирование студентов, сопоставление результатов констатирующего среза с результатами сессионной аттестации студентов.

На втором этапе (2002-2003 гг.) разработана программа индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов в процессе получения образования в заочной форме обучения в вузе, спроектирована и проведена опытная работа. Проверялась гипотеза, решались выдвинутые задачи, проводилась апробация результатов исследования.

Третий этап (2004-2005 гг.) включил проведение итогового контрольного ^ среза, систематизацию, обобщение и анализ результатов исследования, формулирование выводов.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель»: применение модульного подхода в ^ образовательном процессе; структура и содержание индивидуальных образовательных программ, составленных совместно с обучающимися; использование методов активного обучения и создание предпосылок для самообразования студентов.

2. Программа изучения индивидуально-профессиональных качеств ^ студентов-заочников как основы индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов.

3. Уровни и критерии индивидуализации самостоятельной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе учебного процесса на заочном режиссерско-театральном отделении Ставропольского государственного университета (2002-2005 гг.). Основные положения данного щ исследования освещались на заседаниях и учебно-методических семинарах кафедры сольного пения, режиссуры и актерского искусства СГУ (2002-2005 гг.), на учебно-методическом совете факультета искусств (2002 г.).

Материалы диссертационной работы нашли отражение в докладах, обсуждавшихся на региональных научно-практических конференциях «Эвристическое образование - 6» (Ставрополь, 2003), «Эвристическое % образование - 7» (Ставрополь, 2004); X Годичном собрании Южного отделения

РАО и XXII региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на Дону, 2003), XI Годичном собрании Южного отделения РАО и XXIII региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на Дону, 2004); в периодическом издании «Научная мысль Кавказа» (Ростов-на Дону, 2005).

Публикации: по теме диссертации опубликовано 7 печатных работ.

Структура и объем диссертации. Диссертация включает в себя введение, 2 главы, выводы, заключение и приложение. Работа изложена на 193 страницах машинописного текста, содержит 13 таблиц, 7 рисунков. Список литературы включает 233 наименования, в том числе 216 - отечественных, 17 - зарубежных авторов.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы по главе II

Исследование было спланировано и проведено в соответствии с основными подходами к организации педагогического эксперимента, разработанными Ю. К. Бабанским, В. П. Беспалько, В. И. Журавлевым, В. И. Загвязинским, В. В. Краевским, А. М. Новиковым, Е. В. Сидоренко и др. Цель экспериментального исследования состояла в апробации выделенных педагогических условий индивидуализации процесса обучения в обеспечении качества самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов, обучающихся в вузе на заочном отделении.

На первом констатирующем этапе эксперимента было проведено подробное диагностическое исследование студентов-заочников контрольной и экспериментальной групп. В ходе данного этапа эксперимента нами были исследованы мотивация выбора и освоения профессии студентами; соответствие направленности индивидуально-личностных, педагогических и режиссерских качеств и способностей студентов требованиям избранной профессии; уровень знаний и успеваемости студентов-заочников; степень их обучаемости; а также творческий потенциал. Данные показатели были необходимы для разработки индивидуальной программы обучения.

На втором формирующем этапе эксперимента внедрялась и апробировалась методика реализации индивидуально ориентированных программ самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель».

На третьем контрольном этапе экспериментальной работы было проведено повторное диагностическое исследование по выделенным ранее параметрам. Полученные результаты были сопоставлены с данными констатирующего этапа эксперимента, и сделаны выводы.

Выделение нами педагогических условий, включающими участие студентов в составлении индивидуального компонента образовательной программы, применение модульного подхода в образовательном процессе, использование методов активного обучения, помогло преподавателям вуза актуализировать реализацию индивидуального подхода со студентами заочной формы обучения.

Введение разработанных индивидуально ориентированных программ для студентов-заочников специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель» создали условия системной организации всей самостоятельной работы. Создание индивидуальной карты каждым студентом по анализу качества самообразования способствовало усилению контроля самообразовательной деятельности.

Заключение

Диссертационное исследование посвящено вопросу индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся в вузе на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель». Актуальность исследования обусловлена преобразованиями и переменами в нашем обществе, в результате которых появилась потребность в специалистах с высшим образованием, способных эффективно использовать приобретенные знания, умения, навыки и качества в профессиональной деятельности.

Традиционные технологии, по которым обучаются студенты заочного отделения в вузе, не имеют возможности полностью учитывать специфику специальности и обучающегося контингента. В связи с этим появляется необходимость в новых гибких теоретических подходах к обучению, учитывающих особенности профессии режиссера-педагога.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволило решить поставленные задачи и получить следующие результаты.

Уточнены психолого-педагогические предпосылки индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников. Разработана и теоретически обоснована модель индивидуально ориентированного подхода к самостоятельной работе будущих режиссеров-педагогов, обучающихся на заочном отделении в вузе, которая базируется на требованиях государственного образовательного стандарта, уровне образованности и потребностях студентов в развитии собственной образованности. Модель представлена в виде вербального описания, является имитационной, подобна изучаемой реальности в реализации основных функций субъектов образования. В ней отражена индивидуально ориентированная образовательная программа.

Установлены и обоснованы теоретические основания индивидуализации образования студентов: системный, личностно ориентированный, индивидуальный подходы. С позиций системного подхода индивидуализация образования студентов рассматривается под углом внутренних и внешних системных свойств и связей, обусловленных целостностью объекта. Системообразующим фактором выступает цель - повышение образованности студентов. Личностно ориентированный подход направлен на самореализацию личности студента. Индивидуальный подход реализуется в плане содействия студенту в выработке индивидуального стиля деятельности. Это обеспечивается наличием индивидуальных программ деятельности и самостоятельностью при изучении предмета, учет определенных способов и приемов деятельности и возможность выполнять учебные задания разными способами, формирование положительной направленности к эффективной организации самостоятельной учебной работы.

Определены теоретические основания индивидуально ориентированных программ студентов. В качестве нижнего основания находятся требования государственного образовательного стандарта, уровень образованности и индивидуальные особенности студента, верхнего - задачи из зоны ближайшего развития студента.

Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия реализации индивидуально ориентированных образовательных программ.

Получено экспериментальное подтверждение эффективности предлагаемой модели.

Воспитание творческой личности, способной самостоятельно мыслить, решать художественные, идейно-нравственные, организационные задачи, выражать время своим собственным языком - одна из важнейших современных проблем театральной педагогики.

Процесс творческой деятельности, художественная ценность произведений театрального искусства, взаимодействие с коллегами по работе в театре, воспитанниками в учебных заведениях во многом зависят от профессиональных и личностных качеств режиссера-педагога.

Педагогическая стратегия заключается в воспитании самостоятельно мыслящей и действующей личности профессионала. Современного специалиста должна отличать инициатива и ответственность, способность смело принимать новаторские решения и проводить их в жизнь.

Формирование самостоятельности, как необходимой черты характера режиссера-педагога, осуществляется через единство его профессиональной подготовки, раскрытия гражданских качеств, духовного воспитания и развития способности миропонимания новой эпохи.

Для диагностики индивидуально-личностных характеристик каждого студента и готовности к самообразованию были использованы методы опроса, наблюдения, анкетирования, анализа документации и математической обработки данных. Экспериментальная работа состояла из трех этапов: контрольного, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе экспериментальной работы проводилось подробное диагностическое исследование студентов-заочников. Исследовались мотивация выбора и освоения профессии студентами; соответствие направленности индивидуально-личностных, педагогических и режиссерских качеств и способностей студентов требованиям избранной профессии; уровень знаний и успеваемости студентов-заочников; степень их обучаемости; а также творческий потенциал.

Перед проведением диагностического исследования на констатирующем этапе эксперимента нами были составлены критерии, наиболее соответствующие уровням готовности студентов к самостоятельной работе в рамках специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель». В результате были выделены достаточный, высокий и творческий уровни.

Исследуя динамику мотивов выбора профессии режиссера-педагога на констатирующем этапе эксперимента в 2002 - 2003 учебном году, была обнаружена закономерность: фактически вне зависимости от года набора, от различного количественного и качественного состава групп абитуриентов, от этапов их дальнейшего профессионального обучения ответы во многом однородны и повторяемы. Выбор профессии режиссера-педагога обусловлен в основном стремлением личности реализовать собственные способности, самовыразиться, самоутвердиться, раскрыть свои потенциальные человеческие и творческие возможности, найти им действенное применение в создании театральной среды, полнее раскрыть для себя окружающий мир, войти в духовный контакт с новыми людьми, определить свою сущностную значимость в этом общении, преобразовать жизненную реальность и самосовершенствоваться, получить эстетическое наслаждение.

В результате исследования мотивации студентов всех четырех курсов на основе экспериментально полученных данных мы пришли к выводу, что преобладание личностных мотивов в выборе профессии характерно для 40,4% (соответствует достаточному уровню); социальных мотивов — для 30,4% (соответствует высокому уровню); а преобладание специфически-профессиональной мотивации — для 29,2% (соответствует творческому уровню). Полученные результаты рассчитывались как среднее арифметическое из суммы средних процентов по выбранному параметру.

Устанавливая соответствие между имеющимися у будущих режиссеров-педагогов индивидуально-личностными, педагогическими и режиссерскими качествами и требованиями данной профессии, были получены такие результаты. Средний процент низкой выраженности режиссерских и педагогических качеств - у 41,7% студентов экспериментальной группы, что соответствует достаточному уровню. Высокому уровню соответствует средний процент умеренной выраженности режиссерских и педагогических качеств — у 41,5% студентов-заочников. Средний процент наивысшей степени выраженности режиссерских и педагогических качеств был отмечен у 16,8% студентов, что соответствует творческому уровню.

Анализ успеваемости студентов-заочников с I по IV курс в начале учебного года показал, что средний процент всех студентов экспериментальной группы, равный 19,7%, соответствует достаточному уровню; равный 36,2% - высокому уровню; и равный 44,1% - творческому уровню. Степень обучаемости находилась на высоком уровне. Развитие творческого потенциала студентов-заочников на констатирующем этапе эксперимента было следующим: достаточный уровень — 66,3%, высокий уровень - 26,1%, творческий уровень -7,6%.

Таким образом, общий суммарный показатель констатирующего этапа эксперимента оказался следующим: достаточный уровень - 33,6%, высокий уровень - 46,8%, творческий уровень - 19,6%.

Все результаты, полученные по выделенным уровням готовности студентов к самостоятельной работе были отображены в виде сводной таблицы и диаграммы, из которых видно, что показатели студентов контрольной группы по некоторым пунктам превышают показатели студентов экспериментальной группы, но в основном находятся примерно на одном уровне. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения определенной формирующей работы для обеспечения эффективности самостоятельной работы студентов-заочников.

Для того чтобы убедиться в эффективности экспериментальной работы, формирующий этап проводился лишь со студентами экспериментальной группы; контрольная группа экстернов бралась с целью сравнения получаемых результатов.

Экспериментальная работа на формирующем этапе исследования велась работа по трем выделенным направлениям. С одной стороны к составлению индивидуального компонента образовательной программы привлекались сами студенты. С другой стороны, за основу в образовательном процессе студентов заочного отделения в вузе нами был взят модульный подход. И с третьей стороны, для создания предпосылок инициативного самообразования студентов заочного отделения использовались методы активного обучения. Данные направления и служили педагогическими условиями индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов, обучающихся на заочной форме в вузе.

В процессе формирующей работы нами были определены аспекты работы преподавательского состава вуза во время организации сессионных занятий, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей студентов-заочников. На всем протяжении формирующего этапа эксперимента была организована работа с мотивационной сферой студентов. Данный этап эксперимента также включал работу над творческим потенциалом каждого обучающегося. Для этого также были созданы педагогические условия: положительное влияние личности преподавателя; создание творческих ситуаций; индивидуальный подход в организации самостоятельной работы; использование проблемных ситуаций и эвристических методов учебной деятельности; организованное и беспрепятственное общение с преподавателем (консультационные пункты); благоприятный климат в группе; коллективные формы работы; создание типовых ситуаций с элементами творчества; предоставление высоко качественно оборудованных аудиторий.

Третьим этапом экспериментальной работы являлся контрольный, на котором проводилась повторная диагностика по всем параметрам, обозначенным на констатирующем этапе исследования. В результате нами были получены данные, свидетельствующие об эффективности проведенного формирующего этапа эксперимента, т.к. в экспериментальной группе студентов-заочников, в которой он проводился, показатели по многим пунктам повысились и стали превышать показатели контрольной группы, в которой не было проведено формирующей работы.

Таким образом, нами была достигнута цель диссертационного исследования. Была разработана и обоснована система педагогических условий индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов, получающих высшее образование в заочной форме.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Деркач, Ирина Ивановна, Ставрополь

1. Абулъханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К. А. Абульханова- Славская // Психология личности в социалистическом обществе: сб. ст.- М.: Наука, 1989.-С.75-89

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская .-М.:Наука, 1980.-335 с.

3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер.- М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995 296 с.

4. Алиева, Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е. Г. ^ Алиева. М.: Педагогика, 1991.-143 с.

5. Аллахвердов, В.М. О формировании психологической культуры у студентов технического вуза / В. М. Аллахвердов, Н. В. Белян, М. М. Иванов // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе: межвуз. сб. — JL: ЛГУ, 1985.- с.37-55

6. Американская социология. Персективы. Проблемы. Методы: сб. ст.: пер. ^ с англ / под ред. Т. Парсонс. — М.: Изд-во «Прогресс», 1972.-392 с.

7. Амонашвили, Ш.А. Как живете, дети?/ Ш. А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1991.-175 с.

8. Ананьев, Б.Г. Вопросы психологии обучения и воспитания в трудах Я.А. Коменского / Б. Г. Ананьев // Советская педагогика.- 1971.- № 2.- с. 48-54

9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. / Б. Г. Ананьев. — Л.:Б. и., 1968.-339 с.

10. Ангелов, Ст. Проблема человека в современном научном познании / Ст. Ангелов, Д. Георгиев // Вопросы философии.- 1973.- №7.-с. 17-29

11. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань: Эвристика, 1994.-97 с.

12. Арнаудов, М. Психология литературного творчества / М. Арнаудов. М.: Прогресс, 1970.-654с.

13. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1974. - 384 с.

14. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. -М.: Высш. шк., 1980. -368 с.

15. Архангельский С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский, В. И. Михеев. -М.: Знание, 1976.-42 с.

16. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. -М. гМысль, 1976.- 158с.

17. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.

18. Барышникова, З.А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студдентов-заочников / З.А. Барышникова . М.: Уникум-Центр, 2000.- 150 с.

19. Батенин, С. С. Человек в его истории / С. С. Батенин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.-295 с.

20. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.-423с

21. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева. СПб.: Радом, 1997.- 225 с.

22. Беспалько, В.П. Интенсификация процесса обучения / В. П. Беспалько. -М.: Просвещение, 1987.- 255 с.

23. Бехтерев, В.М. Внушение и воспитание / В. М. Бехтерев. СПб.: тип. т-ва «Общественная польза», 1912.- 233 с.

24. Блох, О.А. Студенческие самодеятельные музыкальные коллективы в системе практического обучения / О. А. Блох // Совершенствование26