автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя
- Автор научной работы
- Фаткуллина, Дина Рустямовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Уфа
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Фаткуллина, Дина Рустямовна, 2001 год
Введение.
Глава I. Историко-теоретические тенденции интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов.
1.1. Историческое наследие использования декоративного искусства во всестороннем развитии личности.
1.2. Содержание и функции декоративного искусства в профессиональной подготовке учителя.
1.3. Интеграция категориально-понятийного аппарата декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов в формировании всесторонне развитого мышления учителя
Выводы по первой главе.
Глава II. Опытно-экспериментальная основа интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов в профессиональной подготовке учителя.
2.1. Принципы использования наглядного материала по декоративному искусству в учебно-воспитательном процессе.
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию декоративного искусства в подготовке учителя.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя"
Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется новыми социально-экономическими и политическими отношениями, которые выявили многогранность противоречий, существующих как в жизни общества в целом, так и в системе высшего образования.
В ряду множества подходов к проблеме совершенствования и развития высшего педагогического образования по прежнему актуальным является соотношение гуманитарного и профессионального компонентов, соотношение педагогических дисциплин со специальными дисциплинами, интеграция естественно-научных и гуманитарных компонентов, нацеленных на подготовку всесторонне образованной личности специалиста. Согласно В.А.Сластенину, ценности и нормы культуры, искусство, нравственность и все достижения духовной сферы жизни человека должны проникать во все структуры целостного педагогического процесса.
• Декоративное искусство является объектом исследования искусствоведов, историков, археологов, этнографов, философов, социологов, педагогов, психологов, что подчеркивает многозначность, полифункциональность декоративного искусства. Традиционно декоративное искусство используется в структуре академической подготовки (художников народных промыслов, художников-декораторов, учителей изобразительного искусства, учителей начальных классов и воспитателей детского сада). Богатый духовно-творческий потенциал содержит в себе декоративное искусство, органично включающее в себя нравственное, эстетическое, художественное и трудовое начала, в сущности своей важные для расширения содержания всестороннего и гармоничного развития личности будущего учителя.
Декоративное искусство имеет органические взаимосвязи со множеством наук, как естественно-математических, так и гуманитарных, направленных на воплощение классической идеи подготовки всесторонне образованной личности. Однако, теория и практика приобщения будущих учителей всех специальностей к художественно-эстетическому статусу декоративного искусства не получает своего адекватного отражения в структуре высшего педагогического образования, как одного из условий воплощения содержания всесторонне образованной личности учителя.
Педагогическая значимость декоративного искусства уходит корнями к эпохам античности (Древняя Греция, Древний Рим), Средневековья (Ближний и Средний Восток), Возрождения, и отразилась в философских, литературных трудах Платона, Аристотеля, Гомера, Ибн Сина, Ибн Рушда, Омара Хайяма, Фараби, Леонардо да Винчи и др.
Нравственно-эстетическое, художественное, трудовое воспитание средствами декоративного искусства были предметом исследования выдающихся отечественных и зарубежных представителей педагогической науки (С.А.Аничкина, М.А.Верба, В.Т.Кальянова, Н.И.Киященко, Я.А.Коменского, П.Ф.Лесгафта, Дж.Локка, А.С.Макаренко, Р.Оуэна, Н.И.Пирогова, У.Ф.Суна, В.А.Сухомлинского, Ш.Фурье и др.).
Проблеме использования искусства в современной системе образования посвящены труды Б.Т.Лихачева, Н.Н.Ростовцева, В.С.Кузина, Э.Т.Ардашировой, Г.А.Петровской, С.И.Ботовой и других.
Теории художественно-эстетической ценности декоративного искусства, исследованию ее выразительных средств посвящены труды известных философов, искусствоведов М.В.Алпатова, В.Ф.Асмуса, Ю.В.Борева, А.И.Бурова, К.Г.Вагнера, В.В.Ванслова, А.Я.Гуревича, М.С.Кагана, А.Ф.Лосева, М.Ф.Овсянникова, А.Б.Салтыкова, В.П.Шестакова и других.
Вопросы психологии творческого развития личности, восприятия и отношений человека, психологии искусства получили отражение в трудах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, М.Коул, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсона и других.
Широкое освещение истории развития мирового декоративного искусства дается в трудах Т.Арманда, Н.Ю.Бирюковой, Э.Бреполя, В.М.Василенко,
Б.Веймарна, Г.Вейса, Ф.Ф.Гуловой, Ю.Д.Колпинского, Р.Купер, Н.В.Мальцева, В.И.Марченко, Ф.Я.Мишукова, А.Морана, Ф.М.Пармон, С.К.Просвиркина, И.П.Работнова, К.А.Соловьева, С.А.Стерноу, Н.В.Тарановской, В.И.Чеснокова и многих других.
Материальная и духовная культура народов, населяющих республику Башкортостан, изучена искусствоведами и этнографами С.А.Авижанской, Р.Б.Ахмеровым, Н.В.Бикбулатовым, Ф.Х.Валеевым, Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой, Н.И.Воробьевым, Р.Г.Кузеевым, К.И.Козловой, Ф.Т.Кузбековым, Г.С.Масловой, Э.Д.Меджитовой, Т.Д.Молотовой, Г.А.Сепсеевым, Л.В.Соколовой, Р.У.Шагеевой, С.Н.Шитовой,
A.Г.Янбухтиной и другими.
Анализ истории мирового декоративного искусства и народов России в его многообразных проявлениях дает возможность использовать исследования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей всех специальностей.
Рекомендации по организации занятий по декоративному искусству, практические советы художественной обработки материалов, способы изготовления произведений описываются в трудах В.А.Барадуллина, Д.М.Гусарчука, В.Н.Елкина, Ю.В.Максимова, A.C.Мидовского, Г.А.Шнейдер и других.
Интегративный подход и междисциплинарные связи, учение о взаимосвязи науки и искусства в использовании искусства во всестороннем развитии личности, проблема синтеза искусств раскрываются в исследованиях Э.Т.Ардашировой, С.И.Ботовой, В.В.Ванслова, И.Воейковой, Э.Ганслика, Н.Гаркуши, Н.Дмитриевой, Ю.Кремлева, В.Н.Максимовой, А.Полянского,
B.П.Толстого, И.Т.Фролова, О.Швидковского, Н.Н.Щирякова и других.
Анализ вышеперечисленных исследований показывает, что в декоративном искусстве заложен огромный педагогический потенциал во всестороннем, гармоничном развитии личности будущего учителя.
9 Но несмотря на значительное количество фундаментальных исследований, посвященных как декоративному искусству в целом, так и различным аспектам его преподавания, необходимо отметить, что проблема интеграции декоративного искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками не была предметом специального теоретического и практического изучения, тогда как интегративные тенденции в структуре педагогического образования представляют собой большой потенциал для профессионально-педагогического совершенствования будущих учителей, в качестве учителя-предметника, учителя-исследователя, в качестве его подготовки к воспитательной работе.
Таким образом, противоречие между современными требованиями к обновлению содержания и форм в подготовке широкоэрудированного, профессионально-грамотного, всесторонне развитого специалиста и недостаточной их разработанностью обусловило выбор проблемы исследования: интегра-р тивные тенденции использования декоративного искусства в подготовке учителя.
Практическая значимость и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация содержания, форм и методов интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов в процессе профессиональной подготовки будущего учителя.
Объект исследования: художественно-эстетическое образование студентов в условиях педагогической подготовки в вузе.
Предмет исследования: процесс интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности будущего учителя.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой, интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов может быть эффективна в формировании всесторонне развитой личности учителя, если:
- учитывать взаимосвязь теоретического, методического и практического компонентов интегративного подхода в преподавании декоративного искусства студентам всех факультетов педагогического вуза;
- построить содержание учебно-воспитательного процесса с учетом взаимосвязи природы декоративного искусства и специальностей, преемственности основополагающих понятий спецдисциплин и декоративного искусства;
- включить в содержание учебно-воспитательного процесса в подготовке специалистов естественно-математических и гуманитарных дисциплин региональный компонент: декоративное искусство народов республики Башкортостан;
- разработать интегративные модели, направленные на развитие образного, логического и художественно-эстетического мышления и художественно-практической деятельности;
- использовать наглядно-дидактический материал по декоративному искусству.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую, искусствоведческую, этнографическую, социологическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать и обосновать интегративные модели использования декоративного искусства в формировании всесторонне развитой личности учителя;
3. Осуществить экспериментальную проверку эффективности интегра-тивных моделей в подготовке студентов педагогических вузов с использованием декоративного искусства;
4. Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы и на основе проведенного исследования разработать научно-практические рекомендации и наглядно-дидактический материал по интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов.
Методологической основой исследования являются философские, педагогические, психологические, искусствоведческие положения о всестороннем развитии личности, учение об интеграции наук и искусств, учение о единстве конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, о художественно-деятельностном начале человека, о творческой деятельности природы человека, о педагогической значимости искусства, учение о системном, личностно-деятельностном подходах, о роли художественного образа в познании личности, о роли наглядности в обучении и воспитании будущего специалиста.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
- изучение и теоретический анализ философской, исторической, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ мирового классического опыта и современных учебных планов, программ педагогических вузов по ведущим специальностям естественно-математических и гуманитарных дисциплин и методике преподавания декоративного искусства;
- педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ и систематизация продуктов художественно-творческой деятельности студентов;
- изучение и анализ классических образцов произведений декоративного искусства;
- эксперимент и опытная проверка, математическая и графическая обработка полученных данных;
- продуктивно-творческий метод (разработка программ спецкурсов).
Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа с
1995-2001 годы.
Первый этап (1995-1996 гг.) - поисково-подготовительный посвящен: изучению и теоретическому анализу философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, отражающей проблемы использования декоративного искусства в процессе обучения и воспитания, что по-V зволило сформулировать исходные позиции исследования; разработке экспериментальных программ спецкурсов; выбору произведений декоративного искусства стран и народов мира; подготовке диагностирующего материала; проведению констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровня знаний студентов; выявлению интересов, творческих способностей будущих учителей.
На втором этапе (1996-1998 гг.) - опытно-экспериментальном продолжилось: теоретическое осмысление и обобщение материала; проведение формирующего эксперимента на базе Башкирского государственного педагогического университета, с целью проверки экспериментальных программ спецкурсов, методических рекомендаций и наглядности к ним; сбор данных по второму этапу эксперимента; выявление знаний, умений и навыков студентов в области декоративного искусства (историко-теоретические знания и художественно-практические умения) в их приложении к сфере специальных дисциплин путем анкетирования, тестирования, анализа и оценки творческих работ.
Третий этап (1998-2001 гг.) - заключительно-обобщающий включал: систематизацию и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; обоснование теоретических положений по использованию декоративного искусства во всестороннем развитии личности учителя любой специальности; подтверждение общих выводов исследования и оформлению текста диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Раскрыто педагогическое значение декоративного искусства во всестороннем развитии личности учителя, теоретически обосновано и определено содержание интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов.
2. Разработаны модели, построенные на сходстве («родственности») тематического содержания, интеграции категориально-понятийного аппарата, функциональных взаимосвязях декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов.
3. Выявлена теоретическая основа наглядно-дидактического материала по декоративному искусству и определены сферы его приложения в учебно-воспитательном процессе естественно-математической и гуманитарной подготовки учителя.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработан учебно-методический комплекс по интеграции декоративного искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками (с учетом особенностей региона), включающий программы спецкурсов «Традиции декоративно-прикладного искусства татарского народа в современной подготовке учителя», «Народное искусство республики Башкортостан» (на примере искусства башкирского народа), «История декоративного искусства», «История дизайна»; разработана серия наглядно-дидактического материала и методические рекомендации по его изготовлению и применению, осуществлено включение декоративного искусства в процесс подготовки учителя-предметника, классного руководителя, организатора внеклассных мероприятий.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию педагогических, философских, искусствоведческих исследований; реализацией комплексной методики, адекватной предмету, целям и задачам исследования; достаточной экспериментальной базой; статистической, математической и графической обработкой экспериментальных данных с использованием вычислительной техники; личным опытом работы в высшем учебном заведении в качестве преподавателя.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изучение декоративного искусства в системе философско-искусствоведческих и психолого-педагогических наук как условие всесторонне развитой личности будущего учителя.
2. Интегративные тенденции в содержании, формах, категориально-понятийном аппарате, функциональных взаимоотношениях декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов.
3. Интегративные модели в формировании всесторонне развитой личности учителя (на основе взаимосвязи декоративного искусства и наук).
4. Основные принципы применения наглядного материала по декоративному искусству в профессиональной подготовке учителя.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры эстетического образования, кафедры изобразительного искусства, кафедры научных основ управления школой Башкирского госпедуниверситета, на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Башкирского госпедуниверситета (1995 - 2000 гг.), на международной научно-практической конференции «Народы России: возрождение и взаимодействие культур» (Уфа, 1996), на всероссийской научно-практической конференции «Педагогика искусства в творческих поисках» (Москва-Самара, 1996), на всероссийской научно-практической конференции «Учебные книги К.Д.Ушинского и современная школа» (Курск, 1997), на всероссийской научно-практической конференции «Ценностные ориентации в подготовке специалистов» (Уфа, 1997), на международной научно-практической конференции «Развитие непрерывного национального регионального и вариативного художественного и графического образования» (Уфа, 1999), на всероссийской научно-практической конференции «Гуманистические традиции и проблемы духовного развития ребенка» (Уфа, 2000).
Основные результаты исследования используются студентами, педагогами вузов. В рамках исследуемой проблемы изданы тезисы докладов, иллюстрированное методическое пособие.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по второй главе
Резюмируя содержание второй главы диссертации, выделим основные положения:
1. Изготовление наглядных пособий, основанное на синтезе общепедагогических и художественных принципов (принципа наглядности, принципа исторической последовательности, принципа единства общего и индивидуального, принципа комплексного подхода и организации взаимодействия различных видов деятельности, принципа сочетания коллективных и индивидуальных форм работы, принципа учета природы специальностей, принцип категориально-понятийного взаимодействия, принципа подбора наглядного материала по видам декоративного искусства, принципа вовлечения студентов в художественную деятельность, принципа синтеза науки и искусства.
2. В процессе педагогического эксперимента нами были проанализированы уровни сформированное™ знаний, умений и навыков, определяемые коэффициентом усвоения учебного материала. Анализу подвергалось качество сформированное™ выделенных показателей, и по каждому из показателей нами были установлены три уровня сформированное™.
3. Категориально-понятайный аппарат декоративного искусства в подготовке учителя выявляет творческую преемственность многих понятий, терминологического сходства основных категорий; учитывает природу специальностей) развивает эстетический вкус студентов и их художественные навыки работы, дает возможность закрепить теоретические знания и реализовать их в практической деятельное™.
4. Собранные материалы экспериментальной работы показали профессиональный интерес студентов к декоративному искусству с точки зрения его применения к учебной деятельности, совершенствования методики преподавания спецдисциплин, организации воспитательных мероприятий, практической работе с художественными материалами в оформлении школьной и домашней среды, в умении будущего учителя разработать содержание и осуществить учебно-воспитательный процесс, разработать планы и конспекты уроков и внеклассных мероприятий и использовать все это во время педагогической практики.
5. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяет отметить, что у студентов в процессе изучения декоративного искусства повысился интерес как к спецкурсу, так и к ведущим дисциплинам, улучшилась психологическая атмосфера на занятиях, повысился уровень практических умений (изготовления наглядных пособий, творческий, графических работ). Нужно отметить также, что творческие работы студентов отображают самостоятельность и образность из мышления, рост активности при выполнении графических заданий, способность к анализу и обобщению изученного материала.
Заключение
В диссертационном исследовании рассмотрена актуальная в теоретическом и практическом плане проблема, заключающаяся в осуществлении интеграции декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов в подготовке всесторонне развитой личности учителя.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что современная система обучения и воспитания будущих специалистов недостаточно эффективно использует возможности интеграции наук и искусств в формировании всесторонне и гармонично развитой личности, высококвалифицированного педагога.
Наше исследование показало, что процесс передачи знаний по декоративному искусству будущим учителям необходимо сделать более связанным со спецификой естественно-математических и гуманитарных факультетов.
Интегративный подход к раскрытию содержания декоративного искусства в системе специальностей направлен на раскрытие историко-теоретических взаимосвязей, учебно-методических, практических компонентов, охватывающих такие виды деятельности будущего учителя как учебно-воспитательный процесс, научно-творческая работа, внеклассная работа.
Обращенность содержания педагогического образования к наглядно-дидактическому материалу предоставляет возможность формирования у студентов целостного пониманияя взаимосвязей категориально-понятийного аппарата декоративного искусства в системе основных понятий ведущих дисциплин на естественно-математических и гуманитарных факультетах, общности их проблем, учебных тем и т.д.
Содержательная основа декоративного искусства получила в нашем исследовании отражение в интегративных моделях, построенных на учении о круге, как универсальной форме познания и раскрытия междисциплинарных связей исследования смежных наук. Логика раскрытия научноисследовательского материала в интегративных моделях исходит от общих сведений к конкретному их освещению в структуре естественно-математических и гуманитарных наук: от отражения основных направлений взаимосвязи декоративного искусства с естественно-математическими и гуманитарными дисциплинами, взаимосвязи категориально-понятийного аппарата декоративного искусства и ведущих понятий спецдисциплин, знакомства с основными видами декоративного искусства, к истории его развития и современным направлениям, раскрывая при этом теоретическую и научно-практическую значимость, что служит объективным основанием для уста-носвления интегративных связей декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов.
В исследовании были раскрыты функции декоративного искусства и педагогики, взаимосвязанные между собой: познавательно-информативная, художественно-эстетическая, воспитательная, развивающая, дидактическая, психолого-педагогическая, коммуникативная.
Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов позволяет эффективно решить проблему формирования всесторонне развитой личности учителя, если:
- учитывать взаимосвязь теоретического, методического и практического компонентов интегративного подхода в преподавании декоративного искусства студентам всех факультетов педагогического вуза;
- построить содержание учебно-воспитательного процесса с учетом взаимосвязи природы декоративного искусства и специальностей, преемственности основополагающих понятий спецдисциплин и декоративного искусства;
- включить в содержание учебно-воспитательного процесса в подготовке специалистов естественно-математических и гуманитарных дисциплин региональный компонент: декоративное искусство народов республики Башкортостан;
- использовать наглядно-дидактический материал по декоративному искусству.
Опытно-экспериментальная работа нашего исследования подтвердила, что задача формирования всесторонне развитой личности учителя решается интеграцией декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов и вбирает в себя диагностические данные, подтверждающие эффективность разработанных нами спецкурсов, предназначенных для использования декоративного искусства в процессе подготовки будущих учителей (на базе естественно-географического, физико-математического, филологического, исторического, художественно-графического факультетов, а также факультетов физической культуры, иностранных языков, педагогики и психологии, музыкального факультета Башкирского государственного педагогического университета).
В экспериментальной работе, включающей в себя проведение спецкурсов, внеаудиторных занятий, мероприятий, направленных на творческую и исследовательскую работу студентов, выделено то содержание знаний, умений и навыков в области декоративного искусства, владение которыми способствует общему, эстетическому и художественному развитию будущих учителей.
В формирующем эксперименте занятия проводились с использованием наглядного материала, что, в свою очередь, также позволило повысить уровень знаний, умений и навыков по двум показателям: историко-теоретическому и профессионально-практическому. Кроме того, в ходе формирующего эксперимента был отмечен возросший интерес студентов не только к декоративному искусству, но и к содержанию ведущих дисциплин по получаемой специальности (к физике, биологии, географии, истории и т.д.), более осознанным стало желание к получению знаний, к раскрытию творческих способностей, значительно расширился общий, педагогический и художественно-эстетический кругозор по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, улучшился общий эмоциональный фон учебных занятий.
Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сформировать общие выводы по диссертации:
1. Классические труды философов, искусствоведов, психологов, педагогов отражают существенную значимость применения декоративного искусства в эстетической, трудовой, художественно-практической деятельности, возможность широкого использования на уроках изобразительного и декоративного искусства, на занятиях по изучению культуры, искусства родного края, в кружковой работе, применения своих знаний, умений, навыков в эстетике внешнего вида, домашнего и общественного интерьера. Декоративное искусства позволяет формировать нравственно-эстетические представления личности, влияет на совершенствование внутреннего мира человека и позволяет повысить интеллектуальный уровень личности.
2. Изучение мирового наследия в области интеграции декоративного искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками отразилось в примерах воплотивших идеал всесторонне развитой личности (на материале жизнедеятельности выдающихся людей науки и искусства); Средневекового Востока (Ибн Сина, Ибн Рушд, аль-Бируни), эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи), периода Просвещения (Михаил Ломоносов), конца XIX -начала XX веков (Герман Обрист, Уильям Моррис, Виктор Орта, Сальвадор Дали, Александр Родченко) и многих других.
3. Интегративные модели по использованию декоративного искусства во всестороннем развитии личности учителя, основанные на философских, психолого-педагогических, искусствоведческих учениях, позволили рассмотреть историко-теоретическую и художественно-практическую основу интеграции декоративного искусства с естественно-математическими и гуманитарными дисциплинами; выявить взаимосвязь функций декоративного искусства и педагогики, способствовали более эффективному формированию всесторонне развитой личности студента и его готовности к профессиональной деятельности.
4. Установление категориальных связей декоративного искусства в контексте предметов естественно-математического и гуманитарного циклов способствует расширению диапазона профессионально-педагогического мышления учителя, включая развитие его творческого, образного, логического мышления, необходимого учителю различных специальностей.
5. Разработанный наглядно-дидактический материал включает в себя: репродукции произведений мирового декоративного искусства, разбитые на группы в историко-хронологическом порядке, по основным видам декоративного искусства и ведущим понятиям; изделия народных мастеров, современных художников, необходимые для проведения педагогической практики в контексте учебно-воспитательной работы, в разработке методики проведения уроков, в кружковой работе.
Исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы, а имеет перспективу дальнейшего развития. Декоративное искусство может применяться в подготовке педагогов дополнительного образования, в подготовке организаторов внеклассных и внешкольных мероприятий, в подготовке гувернеров, бакалавров и магистров искусства и художественного образования, а также в учебном процессе не только педагогических, но и технических, социально-гуманитарных вузов, что, в свою очередь, требует отдельного изучения и может стать основой дальнейших линий изучаемой проблемы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Фаткуллина, Дина Рустямовна, Уфа
1. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Народное искусство башкир. -т Уфа, 1969.-418 с.
2. Алещукин JI.B., Польский Б.Н. Практические занятия, полевая практика и межсессионные задания по географии почв с основами почвоведение. М.: Просвещение, 1985. - 65 с.
3. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие: Кн. для учителя /Сост. С.П.Истратова; Авт.предисл И.Е.Данилова. М.: Просвещение, 1990. - 330 е., илл.
4. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980 -255 с.
5. Андреев А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М.: Знание, 1981. -64 с.
6. Ардаширова Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности. Mill У; Башгоспединститут. М. - Уфа, 183. - 65 с.
7. Ардаширова Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: Автореф. дис. док.пед.наук. -М., 1994. 31 с.
8. Ардаширова Э.Т. Искусство и духовное познание детей. М.: Просвещение, 1998.-70 с.
9. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М.: Просвещение, 1997.-232 с.
10. Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М.: ТОО «Интел Тех», 1994. - 33 с.
11. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа. - 1974. - 384 с.
12. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство. - 1968. - 654 с.
13. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа: БГПИ, 1996. - 241 с.
14. Ахияров К.Ш., Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика. Уфа: БГПИ, 1998. - 141 с.
15. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
16. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. Художественная обработка бересты и соломки. Плетение из лозы, корня, рогоза. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. 112 с.
17. Башкирский народный орнамент. /Сост. М.Н.Сахаутдинова Уфа: Башк. кн. изд., 1984. - 32 с.
18. Беджанов Ю.К. Декоративно-прикладное искусство. Термины и понятия /Учебное пособие. Карачаевск, 1991. - 84 с.
19. Бенин В.Л., Хазиев В.С. Истина и культура философского мышления. Уфа: БГПИ, 1992. 140 с.
20. Бенуа А.Н. Азбука в картинках Александра Бенуа. Л.: Художник РСФСР, 1990.-38 с. илл.
21. Бидерман Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. /Общ. ред. и предисл. Свеницкой И.С. -М.: Республика, 1996. -335 с.
22. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейской прикладное искусство, XVII XVIII веков. Л.: Искусство, 1972. - 240 с.
23. Блонский П.П. Трудовая школа / Избр.пед. и псих. соч. М., 1979. - Т.1. - 393 с.
24. Блохинцев Д. Две ветви познания мира //Время искать: Сборник /Сост. В.Захарченко. М.: Мол.гвардия, 1986. - 350 е., С. 192 - 201.
25. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-544 с.
26. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл.ред.: А.М.Прохоров. Изд. 3-е. И.: Советская Энциклопедия, 1976; т.23, Сафлор Соян. 1976. - 640 е., илл.
27. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл.ред.: А.М.Прохоров. Изд. 3-е. И.: Советская Энциклопедия, 1976; т.19, 975 с.
28. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.1. Смоленск: Русич, 1997. - 576 с.
29. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.2. Смоленск: Русич, 1997. - 640 с.
30. Ботова С.И. Искусство орнамента в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1995. -19 с.
31. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. М.: Просвещение, 1981. - 288 с.
32. Буданова Н.Р. Курсовые работы по истории изобразительного искусства. -М.: Просвещение, 1990. 64 с.
33. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань: Тат. кн. изд., 1984. - 171 с.
34. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань: Тат.кн.изд., 1964. 204 с.
35. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. -Казань: Тат.кн.изд., 1987. 163 с.
36. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.У. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. М.: Советский художник, 1990. - 210 с.
37. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1983.-233 с.
38. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956. -371 с.
39. Василенко В.М. Народное искусство: Избр. труды о народном творчестве X XI вв. - М.: Советский художник, 1974. - 249 с.
40. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977. -464 с.
41. Вейс Герман. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х тома. Классическая древность (до IV в.). Т.1. М.: ЗОА Издательства ЭКСМО -Прес, 1998. - 725 с.
42. Вейс Герман. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х тома. Классическая древность (до IV в.). Т.2. М: ЗОА Издательства ЭКСМО -Прес, 1998. - 600 с.
43. Вейс Герман. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х тома. Классическая древность (до IV в.). Т.З. М.: ЗОА Издательства ЭКСМО -Прес, 1998. - 768 с.
44. Верзилин Н.М. и Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол.фак.пед.инст-тв. Изд.З-е. М.: Просвещение, 1976. - 384 с.
45. Винчи JI. Суждения: М.: ЗАО Из-во ЭКСМО - Пресс, 1999. - 416 с.
46. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чу-ваш.кн.изд., 1966. - 339 с.
47. Волошинов A.B. Пифагор: союз истины, добра и красоты. М.: Просвещение, 1993. - 224 с.
48. Всеобщая история искусств. В 8 т. Т.6, кн.первая. М.: Искусство, 1965. -932 с.
49. Выготский JI.C. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова, -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
50. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1965. - 72 с.
51. Габдулхаков P.P. Аксиологические императивы образования. Уфа: БИРО, 1999.-86 с.
52. Гавеман A.B. Контрольные работы по географии почв с основами почвоведения: Учеб. пособие для студентов-заочников II курса геогр фак. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1981. - 30 с.
53. Ганцкая O.A. Народное искусство Польши. М.: Наука, 1970. 184 с.
54. Гастев A.A. Леонардо да Винчи. М.: Мол.гвардия, 1982. - 400 е., ил. -/Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 9 (627).
55. Гегель Г. Эстетика. В 4-х т. М.: Искусство, 1973. - 673 с.
56. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск: МО РФ, Челяб.дисс. ИПО, 1993. -240 с.
57. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.-69 с.
58. Гидони Г.И. Искусство цвета и света. Л., 1930. - 435 с.
59. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь, том 1. М.: ЗАО Изд. Центропалиграф, 1998. - 510 с.
60. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь, том 2. М.: ЗАО Изд. Центропалиграф, 1998. - 478 с.
61. Грекова И. На пути к синтезу //Время искать: Сборник /Сост. В.Захарченко. М.: Мол.гвардия, 1986. - 350 е., С.182-186.
62. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Наука, 1994. - 156 с.
63. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. Изд. 2-е, стереотип. М.: Лесная промышленность, 1977. - 248 с.
64. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. - 319 с.
65. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966. - 365 с.
66. Де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: пер с франц. -М.: Искусство, 1982. 577 с.
67. Декоративное творчество башкирского народа /Сост. Р.Г.Кузеев, Н.В.Бикбулатов, С.Н.Шитова. Уфа, 1979. - 226 с.
68. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. /МПГУ, Редкол. Н.С.Боголюбов и др., М.: Прометей, 1990. - 168 с.
69. Добрых рук мастерство. Произведения народного в собрании Государственного Русского музея. Л.: Искусство, 1981.-312с.
70. Духовный мир школьника и труд /Под ред. К.Ш.Ахиярова/. Уфа: БГПИ, 1994.-22 с.
71. Есикова Т.В. К философскому обоснованию детского рисунка // Психо-дидакгика и акмеология. Уфа: Творчество, 1998. - С.9-12.
72. Захаркин А.Ф и др. Темы курсовых работ по русской литературе XIX века, XX века и советской литературе. М.: Просвещение, 1981. - 112 с.
73. И.Е.Ермолова, И.С.Култышева, Е.А.Светилова, Н.Р.Шопина. Античность. Словарь-справочник /Под ред. В.Н.Ярхо. Дубна: Изд-й центр «Феникс», 1998. VIII,-344 с.
74. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М„ 1961.-387 с.
75. Изобразительное искусство. I курс. -М.: Просвещение, 1977. 112 с.
76. Изобразительное искусство. V курс. М.: Просвещение, 1980. -100 с.
77. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке: Музей народного искусства /Сост. Г.П.Дурасов, Г.А.Яковлева. М.: Сов.Россия, 1990. - 318 с.
78. Исламова З.Ф. Народное искусство как средство формирования этноэсте-тической культуры будущего учителя начальных классов (на материале декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана). Дисс. канд. пед. наук. - Уфа, 1999. - 180 с.
79. История стран и народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Краткая худ. энц-я. Гл.ред. В.В.Иогансон. Т.4. Руанда и Бурунди-Филлипины. М.: Советская энц-я, 1978. - 668 с.
80. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: ЛГУ, 1971. - 766 с.
81. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.
82. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПБ.: ТК Петрополис, 1997. - 554 с.
83. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: Взаимодействие художественных культур. М.: Наука, 1994. - 158 с.
84. Каган. М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФСР, 1961.-287 с.
85. Кадыйрова JI.X. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства. Дисс. канд.пед.наук. - Казань, 1998. - 290 с.
86. Калинская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986. - 168 с.
87. Каптерев Т.Т., Виноградова H.A. Искусство средневекового Востока: Очерки. М.: Дет.лит-ра, 1989. - 239 с.
88. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.: Наука, 1968. -207 с.
89. Кобышев Н.М. География животных с основами зоологии: Учеб. пособие для студентов-заочников II курсов геогр. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985.-96 с.
90. Коган А.Б. Декаденство в жизни и в искусстве. М.: Политиздат, 1966. -127 с.
91. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Искусство, 1977. 344 с.
92. Коменский Я.А. Этика. М.: Учпедгиз, 1939. - 237 с.
93. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Самарский гос.пед.институт, 1994. -165 с.
94. Краткая книга культуры /Сост.подг.текста, подбор иллюстр. и предисл. В.Рабиновича/ -М.: Искусство, 1989. -423 с.
95. Краткий словарь по эстетике /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
96. Куделько Ю.В. Изобразительная наглядность в профессиональной подготовке учителя (на материале художественно-графического факультета). -Дисс. канд. пед. наук. Уфа, 2000. - 178 с.
97. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.- 144 с.
98. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1972. 270 с.
99. Кузин B.C. Психология. М.: Рандеву AM, 1999. - 304 с. илл.
100. Кузин B.C. Психология. Учебник. М.: «Высшая школа», 1974. - 280 с.
101. Курникова Т.В., Старостенкова М.М. Полевая учебная практика по географии растений с основами ботаники. М.: Просвещение, 1982. - 79 с.
102. Лабораторные работы и межсессионные задания по физической географии СССР. М.: Просвещение, 1983. - 175 с.
103. Лавров Д.Д. и др. Контрольные работы по топографии и картографии. -М.: Просвещение, 1984. 64 с.
104. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века): Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Форум», 1998. - 584 с.
105. Липе Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. -М., 1954.-265 с.
106. Лихачев Б.Т. Введение в теорию воспитательных ценностей. Самара: СГПИ, 1998.-216 с.
107. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед.учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998.-464 с.
108. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. - 282 с.
109. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. - 159 с.
110. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании /Сост. Т.С.Буторина. М.: Педагогика, 1991. - 344 с.
111. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика.- М.: Искусство, 1975. 476 с.
112. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах. Кн. 1. М.: Искусство, 1992. 656 с.
113. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах. Кн. 2. М.: Искусство, 1994. 604 с.
114. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.- 524 с.
115. Лузгин Б.К. Геология: Методические указания и контрольные работы. -М.: Просвещение, 1985. 104 с.
116. Макаренко A.C. Проблемы школьного советского воспитания. Т.5. -М., 1972.-366 с.
117. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. - 159 с.
118. Малых М.И. Лабораторные и самостоятельные работы по основам топографии. -М.: Просвещение, 1977. 72 с.
119. Марков М.Е. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970. 240 с.
120. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М.: Наука, 1978.- 208 с.
121. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. -М.-Л.: Академия наук СССР, 1947. -296 с.
122. Методика обучения географии в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. спец. /Под ред. Л.М.Панчешниковой. М.: Просвещение, 1983. - 320 с.
123. Методика обучения черчению: Учебное пособие для студентов и учащихся худ.-граф. спец. учеб. заведений В.И.Виноградов, Е.А.Василенко, А.А.Альхименюк и др.; Под ред. Е.А.Василенко. М.: Просвещение, 1990. -176 с.
124. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. 2101 «Математика» и 2105 «Физика» /А.Я.Блох, Е.Е.Канин, Н.Г.Килина и др. М.: Просвещение, 1985.-336 с.
125. Методические и творческие задачи при выполнении дипломных работ по изобразительному искусству. М.: Просвещение, 1982. - 46 с.
126. Методические проблемы развития образования. Межвузовский сборник научных трудов. Уфа.: БГПИ, 1997. - 216 с.
127. Методические указания для проведения занятий по композиции на I курсе художественно-графического факультета педагогического института. -Уфа, 1985. 42 с.
128. Методические указания к изучению курса «Картография и основами топографии». М.: Просвещение, 1982. - 80 с.
129. Методы педагогических исследований. /Под ред. Пискунова А.И. и Воробьева Г.В. М.: Педагогика, 1979. - 255 с.
130. Мир философии: исходные философские проблемы, понятия и принципы. Ч. 1. /Составитель П.С.Гуревич. М.: Политиздат, 1991. - 672 с.
131. Мифологический словарь /Гл ред. Е.М.Метелинский. М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. - 736 с.
132. Мифы народов Мира. Энциклопедия: в 2-х томах /Гл. ред С.А.Токарев. -М.: Сов.энциклопедия, 1991. Т. 1. А-К. -671 с.
133. Мифы народов Мира. Энциклопедия: в 2-х томах /Гл. ред С.А.Токарев. М.: Сов.энциклопедия, 1991. - Т.2. К-Я. - 719 с.
134. Мукаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства: Пер. с чешс. М.: Искусство, 1994. - 606 с.
135. Народная художественная культура. Программа междисциплинарного интегрированного курса. 4.1. /Сост. Т.И.Бакланова. М.: Изд. МГУК, 1995. -35 с.
136. Научно-теоретическая подготовка учителей рисования, черчения и труда.-Уфа, 1988. -112 с.
137. Некрасова Е.А. Ломоносов художник. - М.: Искусство, 1988. - 144 с.
138. Некрасова М.А. Народное искусство России. М.: Сов.Россия, 1983. -218 с.
139. Никандров Н.Д. Некоторые проблемы дидактики высшей школы в зарубежных странах. М.: Знание, 1972. - 58 с.
140. Общая психология. Учеб. для студентов пед. ин-тов /А.В.Петровский,
141. A.В.Бругилинский, В.П.Зинченко и др.; Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
142. Обыденное М.Ф., Миннигулова Ф.М. Древнее искусство Башкирии. -Уфа: Башк.кн.изд., 1985. 152 с.
143. Овсянников М.Ф., Алехина Л.В. Проблема искусства и нравственности в домарксистской эстетической мысли. Ташкент: Узбекистан, 1978. 184 с.
144. Овсянников М.Ф., Смирнова З.В. Очерки истории эстетических учений. М.: Акад. художеств СССР, 1963. 452 с.
145. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Практическое пособие для руководителей школьных кружков. Под ред.
146. B.А.Барадуллина и О.В.Танкус. М.: Просвещение, 1978. - 255 с.
147. Основы художественного ремесла: Практ. пособие для руководителей школ, кружков /В.А.Бабадуллин, Б.И.Коромыслов, Ю.В.Максимов и др.; Под ред. В.А.Барадуллина. М.: Просвещение, 1979. - 320 с.
148. Павлова Г.Е., Федоров A.C. Михаил Васильевич Ломоносов (1711 -1765). -М.: Наука, 1986.-465 с.
149. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. М.: РПА, 1997. - 637 с.
150. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов /Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
151. Педагогика. Учебное пособие ля студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого, М.: Гос.педагенства, 1995.-638 с.
152. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя.: Сборник статей. Вып. 1/БГПИ. Уфа.: 1995. - 97 с.
153. Педагогическая энциклопедия Гл.ред.: И.А.Каирова, Ф.Н.Петров и др., т.З, Н-См. М.: Советская энциклопедия, 1966. 879 с.
154. Петривная И.В. и др. Немецкий язык. М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
155. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань: Изд. КГУ, 1996. 198 с.
156. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: ВНМЦНТ и КПР МК СССР, 1991. - 102 с.
157. Пономерьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. Учебное пособие для студентов ХГФ пединститутов. М.: Просвещение, 1976. - 136 с.
158. Проблемы народного искусства: Сб. статей/ Науч. исслед. ин-т теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР. М.: Изо-браз. ис-во, 1982. - 164 с.
159. Программа педагогических институтов. История педагогики. Экономика народного образования. Сборник № 22. М.: Просвещение, 1983. - 32 с.
160. Программы педагогических институтов. Картография с основами топографии. Практикум по географическому краеведению. География. Методика преподавания географии. -М.: Просвещение, 1979. 32 с.
161. Программы педагогических институтов. Методика преподавания изобразительного искусства в средней школе. М.: Просвещение, 1980. - 38 с.
162. Программы педагогических институтов. Рисунок. Живопись. Пленэр. -М.: Просвещение, 1978. 40 с.
163. Программы педагогических институтов. Сборник № 11. М.: Просвещение, 1989. -168 с.
164. Программы педагогических институтов. Сборник № 14. Рисунок. Живопись. Композиция. Пленэр. Скульптура. История искусства. М.: Просвещение, 1988.-152 с.
165. Программы педагогических институтов. Сборник № 20. М.: Просвещение, 1983.- 160 с.
166. Программы педагогических институтов. Сборник № 21. История изобразительного искусства. Скульптура и пластическая анатомия. М.: Просвещение, 1980. - 64 с.
167. Программы педагогических институтов. Сборник № 22. М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
168. Программы педагогических институтов. Сборник № 22. Полевые практики по географическим дисциплинам. М.: Просвещение, 1985. - 54 с.
169. Программы педагогических институтов. Сборник № 3. М.: Просвещение, 1984.-224 с.
170. Программы педагогических институтов. Сборник № 5. М.: Просвещение, 1982. - 64 с.
171. Программы педагогических институтов. Фольклорная практика. М.: Просвещение, 1988. - 112 с.
172. Программы педагогических институтов. Художественное оформление в школе. Технология конструируемых материалов и практикум в учебных мастерских. Декоративно-прикладное искусство. Сборник № 15. М.: Просвещение, 1988. - 30 с.
173. Психология творчества: Общая дифференцированная, прикладная /Под ред. Ф.А.Пономарева. М.: Наука, 1990. - 224 с.
174. Психология цвета. Сб. пер. с англ. К.: Ваклер, 1996. - 352 с.
175. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. -М., 1968.-272 с.,илл.
176. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности: Учебное пособие по спецкурсу. Уфа: БГПИ, 1989.-168 с.
177. Розенфельд Б.А., Рожанская М.М., Соколовская З.К. Абу-р-Райхан ал-Бируни. М.: Наука, 1973. - 272 с.
178. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1982. - 240 с.
179. Сагадеев A.B. Ибн-Сина (Авиценна). М.: Мысль, 1985. 222 с.
180. Сагадеев A.B. Эстетические взгляды арабов эпохи Средневековья В кн.: Овсянников М.Ф., Смирнова З.В. Очерки истории эстетических учений. -М„ 1963. - С.47-94.
181. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968. 296 с.
182. Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1977. - 608 с.
183. Словарь по этике /Под ред. И.С.Кона. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1975. -392 с.
184. Словарь по этике /Под ред. И.С.Кона. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. -430 с.
185. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. - М.: Сов.энциклопедия, 1986. - 1600 с.
186. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Изд. Феникс, 1995 г. 551 с.
187. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1988. - 699 с.
188. Столович JI.H. Предмет эстетики. М.: Искусство, 1961. - 116 с.
189. Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана, истоки национальных традиций, история современного развития. Авторефер. докт. искусствоведения. - Москва, 1998. - 48 с.
190. Суна У.Ф. Эстетическая культура студентов. М.: МГУ, 1977. - 69 с.
191. Сухомлинский В.А. Книга о любви. М.: Молодая гвардия, 1983. 191 с.
192. Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. С.М.Соловейчик, М.: Политиздат, 1988.-269 с.
193. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа /Избр. пед.соч: В 3-х т. -М., 1980.-Т.2.- 383 с.
194. Татарско-русский словарь. Около 38000 слов. М.: Сов. энц-я, 1966. -863 с.
195. Творческий процесс и художественное восприятия. Л.: Наука, 1978. -280 с.
196. Тематика контрольных работ по экономической и политической географии зарубежных стран. -М.: Просвещение, 1978. 72 с.
197. Темы курсовых работ по русской литературе XIX века, XX века и советской литературе. М.: Просвещение, 1976 . -136 с.
198. Теория и методика преподавания спецдисциплин на художественно-графическом факультета пединститутов. Уфа, 1990. - 156 с.
199. Тимохина Н.В. Практикум по русской литературе XVIII века. М.: Просвещение, 1983. - 80 с.
200. Тимохина Н.В., Михеева Т.С. Темы контрольных работ по курсу «Русская литература XVIII века». М.: Просвещение, 1985. - 30 с.
201. Толстой Л.Н. Анна Каренина. М.: Худож. лит., 1985. - 766 с.
202. Традиции башкирского народного искусства в современной одежде: Сб.статей /АН СССР УРОВНИ, Институт истории, языка и литературы, Мин-во культуры БАССР. Уфа, 1988. - 104 с.
203. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1988.-414 с.
204. Федотов Г.Я. Сухие травы: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-208 с.
205. Филипьев Ю.А. Что и как познает искусство. М.: Изд. Наука, 1976. 112 с.
206. Философия, эстетика и искусство в контексте культуры. М., 1991.
207. Философский словарь /Под ред. М.М.Розенталя и П.Ф.Юдина (Изд. 2-е, испр. и доп.). М.: Политиздат, 1968. - 432 с.
208. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Попов М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
209. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. 385 с.
210. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. - 559 с.
211. Фромм Э. Душа человека. ООО АСТ-ЛТД, 1988. - 664 с.
212. Хазиев B.C. Из мышления о педагогике. Уфа: БГПИ, 1988. - 198 с.
213. Хамитов Э.Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики. Уфа.: Баш ГПИ, 1999. - 85 с.
214. Хамитов Э.Ш. Основы педагогической профориентации. Уфа, 1990. -173 с.
215. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. - 376 с.
216. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. 200 с.
217. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь /Избр.пед.соч.: В.2-х т. Т.1. - М., 1980 -303 с.
218. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа, Китап. 1995 - 195 с.
219. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, - Т.2. - 1979. -303 с.
220. Энциклопедический словарь юного музыканта. Сост В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. М.: Педагогика, 1985. - 352 с.
221. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). /Сост. М.В.Панов. М.: Педагогика, 1984. - 352 с.
222. Юричка Ю.И. Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований. Бирск: БГПИ, 1996. - 147 с.
223. Якобсон А.Л. Керамика и керамическое производство средневековой Таврики. Л.: Наука, 1979. 164 е., илл.
224. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.
225. Якобсон П.М. Эстетическое воспитание детей в семье. М.: Знание, 1961.-32 с.
226. Янбухтина А.Г. Народное традиции в убранстве башкирского дома. -Уфа: Китап, 1993. 136 с.
227. Moon В. Archetypes. The Encyclopedia of Religion. T.l. N.Y. - L., 1987. -1073 p.
228. Reinhard Peesch Ornameintik der Volkskunst in Europa. - Leipzig, 1981. -220 p.
229. Shaikhtdinova N. Decorative wood carving in Tyumen - Sverdlowsk: Mid -Ural Publishing - house, 1984.- 160 p.
230. Solomon J., Solomon R.A. The practice of oil Peinting London: Seeley, Service 7 CO. Ltd, 1921.-277 p.