автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства
- Автор научной работы
- Гузеватова, Елена Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Брянск
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гузеватова, Елена Николаевна, 1998 год
Введение.
Глава 1. Теоретические, основы предметной подготовки студентов - будущих учителей декоративно-прикладного искусства.
1.1. Подготовка будущего учителя декоративно-прикладного искусства как потребность социально-экономического развития общества.
1.2. Психолого-педагогические проблемы подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства
1.3. Теоретическое обоснование модели деятельности и модели подготовки . будущего учителя декоративно-прикладного искусства.
Глава 2. Разработка и экспериментальная проверка содержания, форм и методов предметной подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства.
2.1. Структура и содержание подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства.
2.2. Формы и методы, обеспечивающие эффективность предметной (художественно-технологической) подготовки.
2.3. Опытно-экепертшентальная проверка эффективности художественно-технологической подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства"
Актуальность исследования. Современный этап социально-экономического развития делает необходимым подготовку специалистов по ряду новых профессий и специальностей, одним из таких направлений является подготовка будущих учителей по специальности «052300 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
В период перестройки социально-экономических отношений в обществе большую значимость приобретает нравственно-эстетическое воспитание и художественно-технологическое образование подрастающего поколения. Формирование духовно-нравственных качеств и ценностных ориентации личности должно осуществляться в единстве с развитие творческой активности. Основой для развития духовно-ценностных ориентации, творческого развития учащейся молодежи является гумманизация образовательного процесса, его открытость к культуре (научной, технической, информационной, гуманитарной, проектной и др.), как основной характеристике личностного в человеке, условию его развития и самореализации в социальном, нравственном и творческом планах. В уровнях культуры человека - источники его интереса к творческой деятельности, повышении индивидуальных интеллектуальных возможностей.
Изучение декоративно-прикладного искусства в системе подготовки подрастающего поколения к жизни способствует осуществлению художественного, нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся, приобщению к труду на занятиях в школе и внешкольных, кружках, становлению и развитию их как творческой личности. В последние годы наметились новые подходы к преподаванию декоративно-прикладного и изобразительного искусства, общекультурных дисциплин, которые призваны способствовать наряду с обогащением учебного материала п ориентацией его на духовно-нравственные проблемы также включению учащихся в разнообразные виды творческой деятельнюстц. Современные достижения педагогики, психологии, философии, искусствознания и других наук раскрывают различные проблемы, связанные с нравственно-этическим воздействием народного декоративно-прикладного искусства на развитие личности. Декоративно-прикладное искусство, как и-другие виды искусства как вся система образования и культуры, призвана не только смягчить жизненные противоречия, но и целенаправленно влиять на нравственность, на духовность подрастающего поколения.
Проблемам декоративно-прикладного искусства в эстетическом вое-, питании и художественном образовании молодежи посвящены труды многих ведущих исследователей. Значительный вклад в разработку этих вопросов внесли А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др., которые рассматривали декоративно-прикладное искусство как важный компонент в жизни детей, как действенное воспитательное средство. Неоценимый вклад в обоснование теоретических основ эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения внесли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, В.А. Сухомлинский. Различные аспекты подготовки школьников по декоративно-прикладному искусству рассматривается в работах В.А. Барадулина, И.П. Волкова, Н.А. Горяевой, Х.И. Махмутовой, Б.М. Йеменского, А. . Семеновой, А.С. Хворостова и др. Проблемы, связанные с использованием воспитательного воздействия народного декоративного искусства на формирование личности школьника нашли отражение в ряде диссертационных исследований — М.А. Абди-расимова, Т.Ю. Баутрук, Н.А. Горяевой, Х.М. Дикинова, Н.В. Ефремиче-ва, П.В. Лосюк, С.Н. Новикова. Л.С. Нерсисян, Д.Г. Пилипенко, М.В. Соколов, Д.А. Хворостова и др, где намечены подходы и определены условия, обеспечивающие активное восприятие и практическое усвоение народного искусства по определенным направлениям (на материале художественных промыслов, в процессе воздействия различными видами народного искусства, в единстве с трудовым обучением, в условиях урока и внеклассных занятий).
Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки (методической, технологической, художественной) студентов педвузов (худграфа, начфака, трудового обучения) нашло также свое отражение в ряде диссертаций последних лет, представляющих особый интерес в плане нашего исследования.— Е.В. Алексеевой, Э. Атадаева, С.И. Ботовой, Т.А. Давыдовой, М.М. Дараган, Л.П. Заречной, А.Э. Лапшиной, Р.Г. Ломоносова, П.Н. Магомедовой, А.Н. Насырова, Г.А. Поревской, О.Н. Поповой и др., в которых рассмотрены различные аспекты роли ДПИ в развитии творческой активности студентов, эстетическом и профессиональном становлении личности, а также намечены пути совершенствования методов обучения.
Таким образом, анализ проблемы позволил выявить следующие противоречия: между осознанием потребности современного .социума в ряде новых педагогических специальностей (в частности учителя декоративно-прикладного искусства и народных промыслов) и отсутствием научно обоснованного подхода, к разработке модели их деятельности и подготовки; между потребностью современной системы образования ' в учителях с художественным образованием, владеющих основами декоративно-прикладного искусства, и художественного проектирования и отсутствием целостной системы изучения декоративно-прикладного искусства в профессиональной подготовке учителя; —^ между необходимостью творческого становления будущего учителя декоративно-прикладного искусства и неразработаностью, способствующих этому педагогических условий профессиональной подготовки, реализующих требования ГОС В ПО и социальный заказ общества.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования. которая состоит в определении совокупности педагогических условий, обеспечивающих . необходимый . уровень предметной художественно-технологической) подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства в соответствии с требованиями современного социума.
Цель исследования: Разработка и обоснование наиболее эффективных Содержания, форм и методов предметной (художественнотехнологической) подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства и народных ремесел в педагогическом вузе.
Объект исследования: Процесс профессиональной подготовки будущего учителя в системе высшего педагогического образования.
Предмет исследования: Педагогические условия предметной (художественно-технологической) подготовки студентов - будущих учителей декоративно-прикладного искусства.
Анализ психолого-педагогической литературы, практики работы педвузов позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования, которой является: предположение о том, что эффективность художествеио-технологической подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства на занятиях дисциплин предметного блока обеспечивается целостной системой такой подготовки, что может быть достигнуто, если: будут раскрыты роль и место преподавания декоративно-прикладного искусства в системе общего и среднего образования; будут выявлены педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства, реализующие требования ГОС ВПО и социальный заказ общества; будут выявлены и обоснованы наиболее целесообразные содержание, формы и методы художественно-технологической подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства; процесс подготовки будет строиться на основе реализации деятель-ностного подхода, предполагающего включение студентов в различные виды деятельности и придания познавательной и творческой направленности всем видам деятельности, а учебно-производственная технологическая) практика будет дополнительно ориентирована на закрепление художественно-технологических знаний; будет создан комплекс учебно-методических материалов подготовки студентов, состоящий из программ дисциплин, лекционных и лабораторных курсов, построенных на принципах межпредметной связи и преемственности.
При этом, выполняя перечисленные условия, мы сможем способствовать формированию художественно-технологических творческих способностей студентов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы преподавания декоративно-прикладного искусства в теории и на практике.
2. Выявить и обосновать педагогические условия предметной подготовки, разработать модель предметной подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства.
3. Определить оптимальные структуру и содержание художественно-технологической подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства (в рамках дисциплин предметного блока).
4. Определить и экспериментально проверить формы и методы обучения, способствующие повышению эффективности художественно-технологической подготовки, обеспечивающие реализацию включения студентов в различные виды творческой деятельности.
5. Разработать комплекс учебно-методических материалов по различным видам деятельности студентов, с учетом взаимосвязи и преемственности различных дисциплин предметного блока.
Методологической основой исследования и теоретической базой является: работы философов, психологов, педагогов о всестороннем развитии личности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Н.И. Непомнящая, К.К. Платонов, Н.Ф. Талызина и др.); психологическая теория о приоритете деятельности в развитии личности (JT.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,); концепция трудовой (технологической) подготовки (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.); работы ведущих отечественных ученых-дидактов (Ю.К. Бабанский, В.В. Краев-ский, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др.); проблемы развития творческих способностей учащихся рассмотренные известными психологами (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков , Т.В. Кудрявцев, В.Н. Ка,банова -Миллер и др.)
В диссертационном исследовании применялись следующие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ психолого-педагогической, социально-экономической, технико-технологической и искусствоведческой литературы, литературы по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел, анализ состояния теории и практики преподавания декоративно-прикладного искусства в школах, внешкольных и других учебных учреждениях, педагогическое моделирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов учебной творческой деятельности студентов, педагогический эксперимент.
Базой исследования был Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова. Исследованием на разных этапах(с 1989 -1998 гг.) было охвачены студенты дневного и заочного отделения специальностей «Общетехнические дисциплины и труд», «Технология и предпринимательство», «Химия и обслуживающий труд», «Изобразительное искусство, чер--чение и труд», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которая проводилась в несколько этапов.
1 этап (1989 -1994гг.) был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме исследования, анализу массового и передового опыта подготовки учителей к трудовому(технологическому) обучению школьников, возможности включения в подготовку студентов различных видов декоративно-прикладного искусства. На этом этапе формировалось общая идея исследования, проводился констатирующий эксперимент, осуществлялась подготовка методических материалов для проведения формирующего эксперимента.
2 этап (1995 - 1997) - опытно-экспериментальный был посвящен разработке модели деятельности учителя декоративно-прикладного искусства, выявлению педагогических условий и разработка модели подготовки студентов - будущих учителей ДПИ. На этом этапе был организован и проведен формирующий эксперимент.
3 этап (1997 -1998):- заключительно-обобщающий. На этом этапе были проведены анализ результатов эксперимента, теоретическое осмысление и уточнение отдельных положений проделанной работы, обобщение исследовательского материала, литературное оформление диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что: определены педагогические условия подготовки учителя декоративно-прикладного искусства, реализующие требования ГОС ВПО и социальный заказ общества; разработана модель деятельности (квалификационная характеристика) учителя декоративно-прикладного искусства; разработана модель предметной (художественно-технологической) подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства.
Практическая значимость исследования состоит в том, разработана система предметной технологической подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства, комплекс учебно-методических материалов по различным видам деятельности студентов с учетом межпредметных связей; содержащиеся в работе теоретические положения и выводы находят применение в разработке и реализации подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства и могут быть также использованы в практике других учебных учреждений.
Достоверность полученных результатов обеспечена реализацией комплекса методов, адекватных природе исследуемого предмета, целями и ■задачами исследования, подтверждение опытно-эксприментальным путем и воспроизводимостью результатов.
На защиту выносятся:
1. Комплекс педагогических условий предметной подготовки, представляющий собой интеграцию трех аспектов: мотивационного, организационного и содержательного.
2. Модель предметной подготовки будущего учителя декоративно-прикладного искусства, реализующая требования ГОС ВПО и предусматривающая включение студентов в различные виды деятельности.
3. Структура и содержание художественно-технологической подготовки учителя декоративно-прикладного искусства.
Апробация работы и внедрение результатов исследования проводились в процессе опытно-экспериментальной работы на кафедре педагогики технологий и ремесел Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова. Материалы исследования обсуждались на Российской научно-практической конференции (25-27 мая 1993г., г.Екатеринбург); международной научно-практической конференции (2-3 июня 1994г., 21-23 мая 1996г., г.Брянск, Брянский .ГПУ); научно-практической конференции (2526 мая 1995г.,22-24 апреля 1998г. г.Брянск, Брянский ГПУ); всероссийской научно-практической конференции (26-27 марта 1998г., г.Барнаул, Барнаульский ГПУ); 2-й международной научно-практической конференции (911 декабря 1996г., г.Тула, Тульский ГПУ); республиканской научно-практической конференции «Катановские чтения» (20-24 апреля 1994-97 гг., г.Абакан, ХГУ), а также на заседаниях учебно-методической секции ДПИ кафедры педагогики технологий и ремесел художественно-технологического факультета Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова. По теме исследования опубликован ряд научных ра бот.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
дующие выводы:
1. На основании проведенного теоретического анализа использования ДПИ в образовательном процессе установлена взаимосвязь и взаимообусловленность включения этого вида искусства социально-политическим, экономическим и культурным развитием общества. Необходимость подготовки учителя декоративно-прикладного искусства, а также художественно-технологического образования учащейся молодежи на данном этапе обусловлена социально-экономическими преобразованиями в стране. В целом анализ теории и практики использования ДПИ в обучении и воспитании подрастающего поколения явился теоретико-методической основой для разработки нами, модели предметной подготовки будущего учителя ДПИ.
2. Выявленные в ходе проведенного контент-анализа рада научнЫх работ структура и содержание комплекса педагогических условий позволили выделить как наиболее значимые для разрабатываемой нами целостной системы предметной подготовки следующие компоненты этого комплекса: мотивационный, содержательный и. организационный. .
3: Для реализации этих условий в процессе подготовки разработаны квалификационная характеристика выпускника по специальности "052300 - декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", использование которой в учебном процессе обеспечит управление процессом формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности; активизирует студентов в овладении различными видами деятельности в учебное и внеучебное время.
4. Разработанная модель предметной подготовки, включающая в себя знания, умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов практической деятельности; навыки организации самостоятельной творческой деятельности в процессе художественно-технологической подготовки; развитие потребности студентов, к самообразованию; освоение различных видов деятельности как основополагающее условие готовности к творческой работе.
5. Обоснована необходимость поэтапного осуществления включения студентов в самостоятельную художественно-творческую деятельность, с учетом специфики каждой из выделенной ступеней предметной подготовки (начальной, основной, завершающей).
6. Определены оптимальные структура и содержание художественно-технологической подготовки в. целом и каждого из ее компонентов (дисциплин), что позволило на основе разработанных учебных программ установить взаимосвязи между отдельными дисциплинами, что способствовало повышению эффективности усвоения студентами теоретических знаний, практических умений и навьшов, опыта творческой деятельностц.
7. Согласованное использование традиционных и новых технологий образования, ориентированных, с одной стороны, на проблемные, исследовательские методы, ( в частности метод творческих проектов), а с другой стороны, на индивидуализацию обучения и совершенствование планирования коллективно^групповой учебной деятельности в цёлом способствуют активизации познавательной деятельности студентов. ■
8. Проведенный анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил выявить тенденцию повышения уровня сформированное™ теоретических знаний, практических умений и навыков, мотивации, интереса студентов к различным видам деятельности, что свидетельствует об эффективности разработанной нами модели подготовки, а также выбранных для ее осуществления содержания^ форм и методов, способствующих повышению познавательной активности студентов.
В ходе проведенного исследования по разработке целостной системы художественно-технологической подготовки и апробации ее в процессе опытно-экспериментальной работы выдвинутая гипотеза подтвердилась, задачи исследования были выполнены, цель достигнута. v В процессе работы были выявлены проблемы, не рассмотренные в данной диссертации, но представляющие теоретический и практический интерес и требующие специального рассмотрения и детального исследования. К ним 4мы относим разработку профессионального отбора абитуриентов на данную специальность, создание научно-обоснованной системы самостоятельной учебно-творческой работы студентов в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий, совершенствование организационного и содержательного аспектов специализации на старших курсах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное теоретическое исследование проблемы подготовки студентов - будущих учителей декоративно-прикладного искусства, проведенная опытно-экспериментальная работа позволила нам сделать еле* .v* ■
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гузеватова, Елена Николаевна, Брянск
1. Абдирасимов М. Межпредметные связи в преподавании изобразительного искусства и художественного труда. . Автореф. дисс. . канд.пед.наук. - М., 1993. - 18с.
2. Абдулаев С.Ф. Теоретические и методические основы использования народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана в подготовке учителей изобразительного искусства. Автореф. дисс. .'канд.пед.наук. М., 1989. - 16с.
3. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе пе дагогического образования. М.: Просвещение, 1990.-141с.
4. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335с.
5. Алексеева И.В. Развитие творческой активности студентов художественно-графического факультета на занятиях художественным плетением. Дисс. . канд.пед.наук. Ростов на Дону, 1996. - 167с.
6. Алексеева Л.Г. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991. - 230 с.
7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.- 236 с.
8. Антология педагогической мысли. Русские педагоги и деятели народ-ногоЪбразования о трудовом воспитании и профессиональном образовании./ Сост.Кузьмин Н.Н, IvL: Высшая школа, 1989. - 463с,
9. Арефьев И. Педагогические основы подготовки учителя труда к профориентационной ориентации учащихся Автореф. . дисс. д.п.н. -МД994.
10. Д1. Арташенко А.И. Педагогические условия подготовки молодежи для работы в рыночной экономике (на примере русско-британского колледжа). Дисс. канд.пед.наук . Томск, 1994. - 177с.
11. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.; Высшая школа, 1974. 384с.
12. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его законо-. мерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1986. - 368с.
13. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: "Мысль", 1976. - 153 с.15: Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. -376с.
14. Асылханов Е.С. Изучение декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтах республики. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. М.,1985. - 17с.
15. Атаулова О.В. Профессионально-творческое становление будущего учителя в процессе изучения декоративно-прикладного искусства. Автореф. дисс. . канд.пед.наук . - Ульяновск, 1997. - 16с.
16. Атдаев Э. Использование традиционных народных художественных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников,. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1993.-15с.
17. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. : Политиздат, 1981.-432 с.
18. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М.: Просвещение, 1982. - 192с.
19. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания.//Искусство в трудовой школе. М., 1926. - С.10.
20. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский художник, 1981. - 351с.
21. Батаршев А.В. Преемственность в применении методов и дидактических средств на уроке. Таллин: Валгус, 1989 . - 96с'.
22. Балашов Е.П. Эволюционный синтез систем.- М.: Радио и связь,1985. 328с.
23. Батрук Т.Ю. Научно-методические основы обучения курсу художественных ремесел в системе профориентации учащихся 7-11 классов(на примере Нижегородских промыслов). Дисс. . канд.пед.наук. М., 1997.- 156с.
24. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов пединститутов (на примере Северного Кавказа). Автореф. дисс. . канд.пед.наук. М., 1975. - 25с.
25. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, L989. 208с.
26. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М : Педагогика, 1989.-192с.
27. Беспалько В.П, Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. - 144с.
28. Блонский П.Н. Трудовая школа. I Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2х. томах. М.: Изд-во АПН СССР, 1979. -Т. 1 - 304с.
29. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как активность творчества. Ростов к/Д; Изд-во Ростовского ун-та. 1983. - 176с.
30. Болотских Е.Г. Методика преподавания художественной обработки материалов, студентам дневных отделений художественно-графических факультетов пединститутов. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. М., 1985.- 16с.
31. Бонтарь Д.М. Освоение культурного наследия студентами на занятиях художественной обработки дерева (на материале народного искусства ССР Молдовы.). М., 1990.- 17с.
32. Ботова С.И. Искусство орнамента в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.(на факультете педагогики и методики начального обучения в педагогическом вузе). Дисс. . канд.пед.наук. - М., 1995. - 198с.
33. Варцава P.M. Содержание и методы преподавания художественной керамики на художественно-графических факультетов пединститутов. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. М., 1989. - 16с.
34. Ваценков О.В. Педагогические условия экономического воспитания учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в процессе становления рыночных отношений (на примере трудовой подготовки). Автореф. дисс. . канд.пед.наук. Екатеринбург, 1993. - 19с.
35. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа. 1991. - 204с.
36. Вишнякова Н.В. Креативная педагогика. Минск, 1995.39: Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов. М.: МГПИ, 1979. „.
37. Волков И.П. Учим творчеству: М.: Педагогика, 1988. - 94с.
38. Воронин A.M., Симоненко В.Д. Педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие для студентов педвузов. Брянск; Изд-во БГПУ, 1996. - 133с.
39. Воронов B.C. О природе искусства. Избранные труды. М.: Советский художник, 1972. - 350с.
40. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. - 572 с.
41. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479с.
42. Гамбаров А.П. Подготовка студентов педвузов к трудовому обучению на основе народных промыслов. Автореф. дисс. . канд.пед.наук . -М.,1991. 17с.
43. Гильман Р.А. Педагогическое руководство творческой деятельностьюстудентов на занятиях по художественной обработке тканей. Автореф.дисс. . канд.пед.наук. М., 1986. - 16с.
44. Головенко А.Г. Обучение решению творческих задач в профессиональной подготовке инженера. Автореф. дисс. . канд .пед.наук. .л1. М.,1993. 16с.
45. Горохов В.А., Коханова А.А. Основы непрерывного образования в СССР./ Под ред. В.Г. Онушкина. М.: Высшая школа, 1987. - 383с.
46. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 159с.
47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -4М, 1995. 32с. •51: Гришин Э.А. Социально-педагогические проблемы подготовки учителя. Ростов на/Д; Пединститут, 1970. -256с.
48. Громов Е.С. Природа художественного творчества. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 239с.
49. Губина С.А. Трудовое воспитание студентов: методология, теория, управление.-М.: Высшая школа, 1986. 96с.
50. Давидова Т.А. Структура, содержание и методика преподавания народного, декоративно-прикладного искусства при подготовке студентовпедагогических учебных заведений Дальневосточного региона. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1986. - 16с.
51. Давыдов В.В. Актуальные проблемы общей, социальной и педагогу-ческой психологии. М.: Педагогика, 1980. - 76с.
52. Давыдова Л.В. Педагогические условия формирования конструктор-ско-технологических умений у студентов технолого-экономическогофакультета педвуза. Дисс. . канд.пед.наук. Комсомольск на Амуре, 1997. - 197с.
53. Дараган М.В. Пути совершенствования методов обучения декоративно-прикладному искусству на художественно-графических факультетахзаочных отделений педвузов (раздел -орнамент). Дисс. канд.пед.наук . - М., 1989. - 206с.
54. Данильченко В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя. Дисс. . канд.пед.наук. -М., 1993.-236с.
55. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания./ Ред. Богомолов. М.: Изд-во Прометей, МГПУ им. В.И. Ленина, 1990. - 168с. •
56. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. /Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 319с.
57. Дидактика технологического образования. Книга для учителя./Под ред. ПР. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997. - 230с.
58. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности . Дисс. . доктора пед.наук. -М., 1983. 365с.
59. Дьяченко М.И, Кандыбович А.А. Психология высшей школы.
60. Минск: Изд-во БГУ, 1981. 383с. ■i.
61. Ершова Л .В; Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе на материале народного декоративно-прикладного искусства России,- Автореф. дисс. . канд.пед.наук,-М. 1989. 16с.
62. Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов. Автореф дисс. . канд.пед.наук. М.Д995.- 17с.
63. Занков JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. - 175 с.тб8. Заречная Л.П. Особенности подготовки учителя обслуживающего труда в пединституте. Дисс. . канд.пед.наук. М., 1990. - 206с.
64. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл.: Книга для учителя./ Н.Н. Фомина, А.А. Дмитриева, НА Гордеева и др.; Сост. Н. Фомина. М.: Просвещение, АО «Учеб.лит.», 1995. - 272с.
65. Ильина Т.А.': Актуальные проблемы дидактики высшей школы. /Новое в теории и практике обучения. М., 1979. Вып.7. - С.3-39.
66. Инскрук И.В. Педагогические условия подготовки учителя к применению методов обучения в школе. Автореф. дисс. . канд.пед.наук.1. М., 1993. 16с.f
67. Искусство народное, забота государственная. / Российская газета, Пятница, 12 сентября 1997 г.
68. Исследование проблем психологии творчества./ Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1983. -336 с.
69. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. - 80с.
70. Карачаев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся./9.
71. Школа и производство, 1997 .Ж2. С. 10-11.
72. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика: Статьи и выступления. -М.: Наука, 1981. -С.253.
73. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.,1992. -172с.
74. Колесникова А.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. - 272с.
75. Коршунова Н.А. Единство и значение терминов «условие» и «средство» в педагогике.// Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991.
76. Краевскрй В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. - 267с.
77. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. М.: Изд-во АПН СССР, 1959.
78. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. Библиотека журнала «Народное образование», 1993 №4-6.
79. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970. 114с.
80. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций.-М.: Педагогика, 1981. -144 с.
81. Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка, М.: Новая школа, 1997. - 144с.
82. Куппсов Н.Г. Очерки истории по истории и теории высшего педагогического образования. Ученые записки ЛГПИ. Т.115.
83. Лавриков Ю.А. О модели профессиональной подготовки экономистов. Улучшение подготовки экономистов и экономической подготовки инженеров. Л., 1973.
84. Лапшина Л.Э. Научные основы преподавания народного искусства Западной Сибири и Урала. Автореф. дисс./. канд.пед.наук. М., 1994. -17с. .
85. Леднёв В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. - 583с.
86. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека. Вопросы философии, 1961, №1,С.37.
87. Леонтьев А.Н. Деятельность . Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
88. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.-184с. #
89. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.- 159 с.
90. Лихачев ,ДТ. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. - 518с.
91. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991. 296с.
92. Ломоносов Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. - М., 1970. - 20с.
93. Лосюк П.В. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе овладения народным декоративно-прикладным искусством. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. М., 1974. - 28с.
94. Лошкарева Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствование учебно-воспитательного процесса. М.: МГПИ, 1981. - 101с.
95. Луначарский А.В. О воспитанники образовании. М.: Педагогика,1976. - 636с. .
96. Магомедова П.Н. Научные основы преподавания искусства ковроделия на художественно-графических факультетах пединститутов (в условиях Дагестана). Дисс. . канд.пед.наук. М., 1994. - 213с.
97. Макаренко А.С/Педагогические сочинения. В 8-и т. М., 1986.
98. Максимович В.Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов.•J;.
99. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1989. - 16с.
100. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1983.- 159с.
101. Маленко А.Т. Воспитание инженера-педагога. Уч-метод. пособие для вузов. -М.: Высшая школа, 1986. 120с.
102. Мальковская А.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. - 144с.
103. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1985.
104. Махмутова М.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1987. 79с.
105. Методологические проблемы развития педагогической науки. / Под ред. П.Р. Атутова, М.И. Скаткина, Я.С. Гурбовского. М.: Педагогика, 1985. - 240с.
106. Методы системного педагогического исследования. Учебное посо• ■ Щбие./Под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 172с.
107. Миронец О.Г. Педагогические условия эффективности процесса 'профессиональной подготовки организатЬров детского и юношеского движения. Дисс. . к.п.н. - Ижевск,1996. -208с.
108. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования./ Под ред. Е.Э. Смирновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. -177с.г1
109. Насырова А.Н. Методические основы обучения художественной керамике на художественно-графических факультетах пединститутов. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1993. - 17с.
110. Научно-исследовательская и творческая работа студентов вузов. -М.: 1984. 117 с.
111. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983.- 343с.
112. Нёменский Б. Мудрость красоты: О проблемах, эстет, воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 255с.
113. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогйческие аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Изд-во МГУ, 1985, - 1 13с.
114. Никитина E.H. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе. Дисс. . к.п.н. Челябинск, 1995. —196с.
115. Ницкуте Ю.И. Эстетические проблемы декоративно-прикладногоv искусства. Дисс. . канд.фил.наук. М., 1985. - 136с.
116. Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающих педагога-исследователя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. во ИПКцПРНО МО, 1996. - 112с.
117. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы. М.: Изд-во АПО, 1996. - 132с.
118. Об аттестации учителей трудового обучения(технологии)/ Школа и производство, 1995 №6, С.2.
119. Обучение и развитие (эксперим. пед. исследование)./ Под ред. JI.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.
120. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1982. - 464с.
121. Общая психология. / Под ред. В.В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981. - 383 с.
122. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 20-е изд., стереотипное. -Русс.яз., 1989. 750с.
123. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -208с.
124. Описательная модель учителя труда выпускника педвуза. Науч.-метод. рек. к разр-ке. - М., 1990. - 90с.
125. Основы педагогики высшей школы./ Под ред. А.В. Петровского .М.: Педагогика, 1986.- 302с.
126. Основы художественного ремесла: Пособие для учителя. В 2х т. /. В.А. Барадулин и др. М.: Просвещение, 1986-1987. Т.1 - 240с., т.2 -272с.
127. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. / Под ред. С.Я. Батышева. М.: Педагогика, 1981. - 352с.
128. Пачикова Л.П. Педагогические условия и средства экономической подготовки социального педагога в педвузе. Дисс.- . канд.пед.наук.- М., 1993. 112с.
129. Педагогика. / Под.ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство Л 996,- 602с.
130. Педагогика высшей школы. /Отв. ред. Ю.К. Бабанский. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1972. - 121с.
131. Педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие. /Под ред. Н.М. Пейсахова . -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. 192с.
132. Перуанский С.С. О сложности простоты. О простоте сложности! М.: Просвещение, 1993. - 48 с.
133. Петрушкин С.Ф. Формирование готовности студентов пединститута , к воспитательной работе. Учебное'пособие. М.: Прометей, 1989. - 118с.
134. Печей А. Человеческие качества. /Пер. с англ. М.: Прогресс. 1985. -229с.
135. Пилипенко Д.Г. Исследование эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративно-прикладным искусством в общеобразовательной школе. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. - М., 1974. - 25с.
136. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. - 216с.
137. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1984. 174с. f
138. Полозова Т. Духовное возрождение и развитие должно идти впереди перемен в экономике и политики. / Начальная школа, 1996, №9, С.74-78.
139. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: словарь-J*.справочник. -М.: Новая школа, 1995. 256с.
140. Поляков В.А. Трудовая подготовка школьников в условиях.перехода к рынку./Школа и производство 1993, №2 ,-С.3-5.
141. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. -286с.
142. Попова О.Н. Методические основы обучения художественной обработке текстильных материалов на художественно-графических факультетах (техника «чия», ручное ткачество, роспись ткани). Автореф. дисс. . канд.пед.наук. М., 1993. - 16с.
143. Поревская Г.А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов педагогического факультета педвуза. Дисс. . канд.пед.наук. М., 1990. -316с.
144. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства (на материале школ и групп продленного дня). Автореф. дисс. . канд.пед.наук. М., 1978. - 21с. .
145. Проблемы научного творчества в современной психологии./ Под. ред. М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971. - 334 с.
146. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных , школ. Культура быта./ Под ред. О.С. Молотобаровой. М,: Просвещение, 1986. Л
147. Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1-4 классы, 5-11 классы. /Под ред. ЮЛ Хотунцева и В.Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1997.- 224с.
148. Программы педагогических институтов. -М.: Просвещение. -Сборник № 9, 1987. -^49с.; сборник №21 -1980. -65с.; Сборник № 15 -1988. -31с.1. Я.
149. Программы профессионального обучения учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ (по профилю художественная обработка дерева). II Информационный сборник Министерства народного образования РСФСР № 19-20, Июль 1989.
150. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования /Под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогика, 1982.
151. Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова и др. -М.: Педагогика, 1983.-448с
152. Психологические исследования творческой деятельности. / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1975. - 253с. ^
153. Психология. Словарь. /Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярашев-ского. -М.: Политиздат, 1990. 494с.
154. Развитие творческой, активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. /Под ред. B.C. Р<1.хманина, Воронеж: Изд-во ВТУ, 1991. - 160с.
155. Разина Т.М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства М.: Изобразительное искусство, 1970. - 255 с.s'l
156. Революция искусство - дети. Из истории эстет, воспитания в сов. шк.: Материалы и документы: Кн. для чтения: В 2 частях./ Сост. Н.П. Старо-сельцева. - Ч. 2- М.,1987 - 366 с.
157. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (пособие для начинающего преподавателя технического вуза). М.: Высшая школа, 1990. -112с.
158. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования (основание реформы гуманистического образования в высшей школе). М.: ИЦ-ПУКПС, 1992,- 155с.
159. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с. %л
160. Салтыков А.Б. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства. М.: Искусство, 1956.-47с.
161. Самородский П.С., Симоненко Ъ. Д. Теоретические основы подготовки учителя технологии.// Технологическое образование и предпринимательство. Сб.науч.ст. Брянск: Изд-во БПУ, НМЦ «Технология», 1997, -С. 87-94.
162. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988. - 191с. ■
163. Сериков Г.Н. Педагогические системы обучения. В 2-х тт./ Под р§д. Н.А. Томина. Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1980. - 4.1 - 960с.
164. Симоненко В.Д. Метод проектов,- инновационный метод обучения учащихся в образовательной области «Технология».// Технологическое образование и предпринимательство. Сб.науч.ст.- Брянск: Изд-во БПУ,НМЦ «Технология», 1997.-С. 19-27.
165. Симоненко В.Д. Становление образовательной области «Технология»у в системе общего образования школьников.//Технологическое образование и предпринимательство. Сб.науч.ст. Брянск: Изд-во БПУ, НМЦ «Технология», 1997. - С.9-16.
166. Симоненко В.Д. Основы менеджмента. Краткий курс лекций. -Брянск: Изд-во БГПУ. 1997. 88с.
167. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. Уч.-метод, пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей. Брянск: Изд-во БГПУ, 1977. - 319с.
168. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208с. ^
169. Скаткин М.П. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. М.: Просвещение, 1985. - 96с.
170. Скворцов К.А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества. Автореф. дисс. . доктора пед.наук. М., 1997. - 33с.
171. Скильский Д.М. Изучение народного декоративно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся (на материале искусства Прикарпатья).- Автореф. дисс. канд.пед.наук.- М., 1991. 21с.
172. Сластенин В.А. Педагог: Личность и профессия. -М.: Просвещение, 1990.
173. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. В 2-х тт. -М.: Педагогика, 1987. Т.2 - 344с.
174. Совершенствование художественно-педагогического образования. / Тезисы Всероссийской научно-практической конференции художеств венно-графических факультетов 4-6 ноября 1996г. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского ун-та, 1996. - 179с.
175. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1988.- 1600с.
176. Соколов М.В. Развитие художественно-творческих потребностей школьников на занятиях по художественной обработке металла. Ав-тореф.дисс.канд.пед.наук М., 1993. - 17с.
177. Соколова М.С. Активизация творческой деятельности студентовхудожественно-графического факультета в процессе освоения народ/Ч!?ных росписей Урала и Приуралья. Дис. . канд.пед.наук. - М., 1996.
178. Справочник менеджера образования: в 2х т. / Сост. В. С. Гиршович. М.: Новая школа, 1995. - Т. 1 - 400с.
179. Суходольский Г.В. Основы психологической деятельности. Спб.: ПбГС, 1988.-168с. 41
180. Татур Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (Антропоцентрический взгляд): Вчера. Сего дня. .Завтра. Цикл лекций. М.: ИЦПКПС. "Логос", 1994. - 64 с.
181. Теория и практика высшего педагогического образования. / Отв.ред. В.А. Сластенин. М., 1984. - С.53-55
182. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных' школ. Книга для учителя./ Под ред. В .Д. Симоненко. Брянск, 1996. -238с.
183. Третьякова Л.Р. Педагогические условия подготовки учащихся 5-9 классов к рациональному ведению домашнего хозяйства: Автореф. дис. . канд.пед.наук. -М., 1994. 19с.
184. Тхоржевский Д.А. Гетто В.Г. Проблемное обучение на уроках труv да. Минск.: Народна, асвета, 1986. - 125с.
185. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2х т. Т.1 - Теоретические проблемы педагогики - М.:. Педагогика, 1974 - 584 с.
186. Фадеева И.М. Содержание и методы обучения младших школьников декоративно-прикладным работам (на материале Мордовии). Ав-то^еф.дисс. . канд.пед.наук. М., 1994. - 19с.
187. Филипов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990. - 160с.
188. Философско.-психодогические проблемы развития образования, i Под ред. В.В. Давыдова. М,: »ИНТОР», 1994. - 128с.
189. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных ремеслах./ Отв.ред. Н.В.Черкасова . М.: НИИ худ. пром-ти 1990. - 131с.
190. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.:^ Просвещение, 1981.
191. Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. Дисс. доктора пед.наук. М., 1984.
192. Хворостов Д.А,. Методические основы обучения учащихся технологии художественной обработки материалов в сельской школе. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. М., 1995. - 18с.
193. Хмель Н.Д. О научных основах отбора профессионально-значимых качествах учителя./ Вестник Хакасского государственного* университета им. Н.Ф. Катанова. Выпуск 2. Серия 2. Психология. Педагогика. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 1997. -С.70-72.
194. Художественная обработка материалов, доступных сельской школе. Пособие для учителя./ Под ред. А.С. Хворостова. Орел, 1995. -232с.
195. Чернилевский Д.В., Филипов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание./ Под ред. Д.В. Чернилевского. М.: "Экспедитор", 1996. - 288с. . ^
196. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2х т./ Под ред. Н.П.Кузина, и др. М.: Педагогика, 1980.
197. Шпикалова Т.Я. Декоративно-прикладное искусство в художественном развитии школьников.// Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. М.,1975.
198. Шумилин А.Т. Проблемы теорий творчества. М.: Высшая школа, 1989. - 141 с.
199. Щеголь. В.И. Подготовка учителя к трудовому воспитанию школьников. Дисс. . доктора пед.наук. М., 1994. - 446с. ••*>
200. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969.
201. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1986. -182с
202. Эльконин Д.В. Избранные психологические труды; / Под ред. В,В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. - 584с.
203. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: книга для учителя. /Сост.Г.С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. - 304с.
204. Эстетическое ворпитание: проблемы, поиски, находки. Сборник статей. / Ред.-сост. В.Сомов. М., 1994, - 116с.
205. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М: Просвещение, 1969. -317 с.
206. Якуба Ю.А. Связь теоретического и производственного обучения в средних профтехучилищах. М.: Высшая школа, Т986. - 56с.158
207. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов: учебное пособие. М.: ИЦПКПС, изд. корпорация «Логос», 1994. - 156с.
208. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. Пер. с польск. О.В. Долженко. М.: Высшая школа; 1986.- 135с.