Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая

Автореферат по педагогике на тему «Интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Сунь Исюэ
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2011
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая"

005009210

На правах рукописи

Сг1Н(> Цвод

СУНЬ Исюэ

Интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая

Специальность 13.00.08. - «Теория и методика профессионального образования»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 0Е9 т

Москва 2011

005009210

Работа выполнена на кафедре образовательных технологий факультета педагогического образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»

ил<»к<1>и ЧП^'ТЛП ТТАТТЯГПгиИРПГИУ ППлЛлРСГОЛ

ПК V ^1111111 ^ Щгиици 1 V.! и . Г1 • — —----- - ' '"У "> " 1 '1---— " I

Букатов Вячеслав Михайлович

профессор кафедры педагогики Московского психолого-социального университета

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Суходольская-Кулешова Лариса Васильевна

главный специалист Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО

кандидат педагогических наук, доцент Ермолинская Елена Александровна

старший научный сотрудник лаборатории интеграции искусств учреждения РАО "Институт художественного образования"

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московский институт открытого образования

Защита диссертации состоится « 28 » февраля_2012 г. в 16 часов на

заседании диссертационного совета Д 501.002.07 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, МГУ, 2-й учебный корпус, аудитория 320.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета педагогического образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, МГУ, 2-й учебный корпус, к 349.

Автореферат размещен на сайте http://fpo.msu.ru Автореферат разослан «_25_»_февраля__2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор физико-математических наук, профессор

В.И.Гаврилов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Художественно-эстетическое образование, эмоционально - образно воздействуя на человека, способствует творческому развитию всех сторон его личности. В современных условиях каждому из представителей молодого поколения приходится жить в специфических условиях быстро развивающихся технологий, поэтому каждому из них оказывается особо необходимым и живой интеллект, и независимый характер, и целеустремленность желаний, и деловой интерес к инновационным идеям. Вот почему так важно, чтобы подрастающее поколение смогло бы получать правильное образование, которое раскрыло бы в их личности сильные стороны, уникальные особенности и новаторский потенциал. В современном Китае именно на выполнение подобных задач ориентировано, как реформирование самой практики художественно-эстетического образования на школьных уроках, так и периодическое обновление существующей системы в рамках подготовки школьных учителей по изобразительному искусству. Это связано с тем, что традиционная система обучения искусству не всегда способна удовлетворить требования современности и, даже иногда, препятствует развитию новаторского мышления и личностной индивидуальности учащихся.

Известно, что одно время система обучения искусству в Китае почти полностью копировала советскую модель художественного образования, включая установку квалификационных стандартов в подготовке профессиональных кадров. Художественные школы и институты, факультеты комплексных й педагогических университетов проводили обучение, ориентируясь на эти стандарты. Следует отметить, что именно в тех форматах изобразительные и подражательные способности студентов побуждались к определённому развитию и уровень мастерства у студентов достигал приемлемого совершенства. Однако те, кто и сегодня продолжают обучаться по прежним стандартам, костенеют во вчерашних идеях. Их мышление оказывается слишком заурядным, индивидуальность - стёртой, а творческие инновационные способности - утерянными. В настоящее время теория и практика обучения оказываются повернутыми к опыту США, тогда как ценные наработки российских теоретиков и практиков оказываются неизвестны сегодняшним школьным учителям и вузовским преподавателям в Китае.

Современные методики обучения должны позволять учащимся испытывать радость от получения знаний, обеспечивать эмоциональность восприятия от проводимых преподавателем занятий, что в итоге очень положительно сказывается на результативности обучения. Сегодня многие китайские ученые на первое место в решении реформаторских образовательных задач выдвигают «приемы радостного, интерактивного и игрового обучения». Все эти приемы имеют одну общую особенность в процессе обучения - учитель особое внимание уделяет «роли» и «месту» учащихся. В результате на «сцене урока» преподаватель и ученики начинают выступать на равных, играя «главные роли». При этом содержание учебной программы остается прежним. Во время такого обучения ученики находятся в движении и постоянном взаимодействии друг с другом, что вызывает у них особый энтузиазм и интерес к обучению, воодушевляя заниматься еще более актив-

но, внимательно и сосредоточенно. Поэтому, современному образовательному процессу необходим приток подобных приемов и технологий обучения, которые позволили бы прежним методикам и программам обучения обновляться, открывая в них «второе дыхание», обеспечивая между преподавателем и учениками налаживание связей, соответствующих и способствующих его развитию. На сегодняшний день традиционные методы обучения изобразительному искусству без такого обновления утрачивают свою былую эффективность, приводя к застою в системе профессионально-художественной подготовки.

В настоящее время преподаватели вузов и учителя изобразительного искусства в школах ориентированы на поиск и освоение новых методов, методик и технологий обучения изобразительному искусству. Среди них центральное место занимают интерактивные технологии обучения изобразительному искусству. Сегодня экспериментальные исследования интерактивных технологий обучения изобразительному искусству редки и масштаб их недостаточен. Вследствие чего, научно-педагогический исследовательский интерес к внедрению интерактивных технологий, разрабатываемых современной педагогикой РФ, является весьма актуальным для художественного образования КНР. Несовершенство современной практики применения интерактивных приемов обучения искусству требует от педагогов (школ Китая и других стран) углубленного психолого-педагогического внимания к такой образовательной практике.

В связи с этим изучение теории и практики игровых и интерактивных образовательных технологий в российских школах и вузах, открывает путь новым исследованиям, на осуществление которых китайским методистам предстоит вложить много сил и труда.

Исходя из реальной практики, требующей активного обновления в Китае системы художественного образования школьников, накопленных результатов научных исследований в этой области и необходимостью совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства, работающих с группой школьников, и существующего противоречия между уровнем профессионально-педагогической подготовки школьных учителей и реальной вузовской практикой, направленной преимущественно на художественно-эстетическую подготовку учителя, сформулирована проблема исследования: внедрение в практику профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая интерактивных технологий как средства совершенствования педагогического профессионализма.

Учитывая актуальность и важность проблемы, недостаточную ее разработанность в теории и практике для системы высшего художественно-педагогического образования в Китае, была сформулирована тема нашего исследования: «Интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая».

Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая.

Предмет исследования: интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая.

Цель исследования: основываясь на современный опыт российской педагогической практики, дать научно-педагогическое обоснование применению интерактивных технологий обучения при подготовке школьных учителей изобразительного искусства в Китае.

Гипотеза исследования: интерактивные технологии обучения могут стать эффективным средством совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая, если обеспечивается:

- развитие мотивационной сферы и активизация личного опыта учебно-познавательной деятельности у первокурсников;

- применение в учебном процессе комплекса средств обучения, предусматривающего научную, образно-наглядную, эмоционально-насыщеНную информацию и активную практическую деятельность студентов, формирующих необходимость и целесообразность использования средств в предстоящей педагогической деятельности по обучению школьников основам изобразительного искусства;

- формирование самостоятельности первокурсников в приобретении необходимой профессионально-педагогической компетенции по преподаванию изобразительного искусства в школе.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность и основное назначение интерактивных технологий обучения с учетом теоретического анализа тенденций в развитии практики художественного образования в КНР и за рубежом, и систематизации современных требований к преподаванию основ изобразительного искусства в современной школе Китая.

2; Разработать на базе интерактивных технологий обучения профильным предметам в художественном вузе экспериментальный комплекс занятий для первокурсников, предусматривающий скоординированное использование обучающих средств и методик, и организовать опытно-экспериментальную работу по его проверке.

3. Выявить результативность интерактивных технологий обучения профильным предметам первокурсников для совершенствования их профессионально-педагогической подготовки, включающей единство знаний, гуманистической направленности, педагогических способностей и педагогической техники.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются философские положения о единстве теории и практики; положения, разработанные российскими, китайскими и «западными» авторами в области гуманистической психологии и теории познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д. Дьюи, А. Маслоу, Джан Дадюнь, Пи Льаньшен и др.); теория единства обучения и развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,

В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Ян Динчжи, By Лиган, Ли Дяньпин, Вей Вей и др.); концепция личностно-ориентированного образования (Дж. Дьюи, В.М. Букатов, Ши Чжунъин, Ся Хуэйсянь, Ян Динчжи и др.); теория и практика высшего профессионального образования (В.А. Сластёнин, Н.Х. Розов, Ян Дянь-бин, Сун Сылянь, Ли Фан и др.); методика обучения с использованием инновационных технологий (Г.П. Щедровицкий, Н.Х. Розов, В.М. Букатов, Б.А. Кутузов, Чжан Чжицюань, Чен Вэй, Ван Фуци, Фан Чженсун).

Для обоснования эффективности интерактивных технологий продуктивным было использование результатов научных исследований по методике преподавания основ изобразительного искусства, мировой художественной культуры и художественно-эстетического воспитания школьников (Б.М. Неменский, Л.А. Рапацкая, Б.П, Юсов, М.А. Фоминова, А.П. Ершова, В.М. Букатов, Б.В. Лушников, Инь Шаочунь, Джан Сяолу).

Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретических выводов осуществлялась на основе использования комплекса исследовательских методов: теоретического анализа (индукции, дедукции, анализа и синтеза, сравнения, моделирования), педагогического наблюдения, метода экспертных оценок, частных методик, таких как анкетирование, тестирование, беседа, тест-рисунок, ранжирование, ситуация выбора, недописанный рассказ, блиц-рейтинговая система оценки специально отобранных утверждений и др.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись:

Общеобразовательная школа № 1830 (Москва, 2006 г.) - 2 класс (в рамках 4 курса Mill У «Специалитет»); курсы изобразительного искусства (КНР, провинция Шандун, г. Цзинин, январь-февраль 2009 г.) - школьники 12-15 лет (30 чел.); Московский институт открытого образования (курсы повышения квалификации учителей МХК и литературы - 15 и 24 чел.); Педагогический университет КНР (провинция Шандун, г. Цзинин) - для студентов, обучаемых по специальности «Изобразительное искусство», были проведены серии занятий при изучении первокурсниками предметов «История изобразительного искусства» (преподаватель Хоу Вейин), «Рисунок» (преподаватель Ху Дзюнь), «Композиция» (преподаватель Ли Чханён) с применением интерактивных технологий обучения (20 чел.). Для участников опытно-экспериментальной работы была организована работа по анализу практических материалов, полученных в ходе апробации интерактивных технологий в школьной практике (2 учителя, 60 учеников платного курса для школьников во время каникул; июнь 2010 г.).

Этапы исследования:

Поисково-теоретический (2006-2008 гг.) этап, посвящен определению методологических и теоретических аспектов исследования, уточнению понятий, выявлению показателей эффективности, анализу опыта формирования у студентов ключевых профессиональных представлений по ходу их обучения в современном вузе, изучению и теоретическому анализу материалов научных исследований и психолого-педагогических публикаций по данной проблеме. В этот период осуществлялось изучение и обобщение педагогического опыта по применению интерактивных технологий обучения, организованы наблюдения, беседы, опросы;

проведено анкетирование, проанализированы полученные результаты. На первом этапе сформулированы рабочие версии актуальности, объекта и предмета исследования, рабочей гипотезы, поставлены цели и задачи исследования.

Экспериментально-опытный (2008-2009 гг.) этап включал разработку и осуществление программы эмпирического исследования психолого-педагогических особенностей применения интерактивных технологий обучения на уроках по основам изобразительного искусства в школах Китая и в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в вузе.

Теоретико-аналитический (2009-2011 гг.) - проведение опытно-поисковой работы по апробации вариантов интерактивного обучения. На данном этапе осуществлялась проверка эффективности разработанного комплекса занятий для студентов по приобретению ими собственного опыта познавательной деятельности, связанной с интерактивными технологиями обучения; подведение итогов, обработка и обобщение полученных данных, формулировка выводов и результатов исследования.

Научная новизна исследования:

-выявлена сущность и психолого-педагогический потенциал интерактивных технологий обучения изобразительному искусству современных школьников и студентов;

- разработаны интерактивные технологии обучения и раскрыт методический потенциал технологических приемов (разделение обучаемых на малые группы, организация и проведение дискуссий, игр с элементами двигательной активности обучаемых, интеллектуально-творческих соревнований, интерактивных форм оценивания результатов деятельности самими обучаемыми), реализуемых, как в ходе школьного урока по изобразительному искусству, так и на занятиях по профильным предметам в вузе при подготовке педагогических кадров по художественному образованию;

- систематизированы и уточнены представления о комплексе профессионально-педагогических навыков и личностных качеств учителя изобразительного искусства, обеспечивающих педагогическую направленность личности учителя, включающую направленность на себя (самоутверждение), на средства педагогического воздействия; на школьника, детский коллектив и на цели педагогической деятельности как гуманистическую стратегию деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

-обобщен и систематизирован опыт развития практики художественного образования в КНР и за рубежом;

- сформулированы и проанализированы тенденции в изменении современных требований к системе обучения основам изобразительного искусства в школах и вузах Китая;

- обосновано влияние интерактивных технологий обучения на творческое развитие как обучаемых, так и самого обучающего; выявлена связь интерактивного обучения с предъявлением самим педагогом к результатам своего труда повышенных «трёхмерных требований» - «по глубине», «широте» и «высоте» уровня достигаемой на его уроках результативности обучения, что выступает стимулом к

непрерывному профессиональному совершенствованию, освоению новых идей, методик, стилей и технологий обучения;

- раскрыта роль самостоятельности первокурсников в приобретении необходимой профессионально-педагогической компетенции по преподаванию изобразительного искусства в школе, формирующей собственный опыт педагогической деятельности будущих школьных учителей изобразительного искусства в Китае.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

-выявлены психолого-педагогические условия совершенствования вузовской подготовки школьных учителей изобразительного искусства в Китае: преобразование пассивно-монотонного слушания студентами лекций в ходе их учебной деятельности в развитие их субъектной активности; формирование, укрепление и расширение личной осознанности студентов в обучении и учёбе; гармоническое сочетание взаимозаменяемости в деятельности преподавания и научения, повышающее эффективность аудиторного обучения студентов; активное развитие творческого мышления студентов на всех видах занятий, включая аудиторно-лекционные;

- определена вариативность интерактивных технологий при обучении основам изобразительного искусства и мировой художественной культуры (МХК) в Китае;

- разработаны интерактивные приемы, как «разделение учеников на малые группы», «детские подвижные игры», «интерактивное оценивание», «смена мизансцен» и др.;

-разработаны экспериментальные комплексы учебных конспектов для школьных уроков и для вузовских занятий по художественно-эстетическому профилю с использованием интерактивных технологий, которые используются при обучении основам изобразительного искусства и мировой художественной культуры (МХК) в Китае.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов обеспечена методологической аргументированностью исходных теоретических положений; использованием комплекса научных методов, адекватных специфике объекта, предмета, цели исследования и поставленных задач; обращением к работам ведущих исследователей данной проблемы; взаимодополняющим сочетанием количественного и качественного анализа; использованием аналитических методов обработки результатов опроса; очевидной воспроизводимостью результатов исследования в условиях различных образовательных учреждений. В работе и выводах, сформулированных в ходе исследования, нашли свое отражение данные, содержащиеся в широком круге материалов Министерства образования КНР, посвященных задачам и вопросам становления и развития школьного и высшего образования в Китае.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились посредством личного участия автора в проектировании и осуществлении опытно-экспериментальной работы во 2 классе общеобразовательной школы № 1830 Москвы; проведении интерактивных уроков изобразительного искусства у школьни-

ков 12-15 лет на курсах изобразительного искусства (КНР, провинция Шандун, г. Цзинин, 2009 г.); ассистировании В.М. Букатову на курсах в Московском институте открытого образования на занятиях по повышению квалификации учителей МХК и литературы (февраль-март 2009 г. и февраль-март 2010 г.); проведении ряда занятий по профильным предметам «История изобразительного искусства», «Рисунок», «Композиция» с применением интерактивных методик в Педагогическом университете (КНР, провинция Шандун) для студентов, обучаемых по специальности «Изобразительное искусство» (2010 г.).

Результаты исследования докладывались и обсуждались: в 2009 году на XVI Международной научно-практической конференции молодых ученых МГУ (г. Москва); в 2008 году на X Международной конференции молодых учёных гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва); в 2008 году на научной конференции «Ломоносовские чтения» (г. Москва).

Теоретические и практические результаты исследования представлены в научных журналах «Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики» (2009, №4 [16]), и «Искусство в школе» (2010, №3); а так же на популярных научно-педагогических сайтах:

Открытый урок: http://www.openlesson.ru [Электронный документ // Проверено 05.05.2011] и Официальном сайте основателя Российского открытого университета Б.М. Бим-Бада // www.bim-bad.ru [Электронный документ // Проверено 05.05.2011].

Положения, выносимые на защиту:

1. Современные требования к преподаванию основ изобразительного искусства ориентируют образовательные учреждения КНР на комплексное развитие личности обучаемых, обеспечиваемое на уроках: дискуссиями в классе между учениками; возможностью высказать собственные идеи; поощрением обучаемых в их исследовательской деятельности; развитием у обучаемых комплексного мышления и навыков структурного анализа.

2. Исследования психолого-педагогических особенностей применения интерактивных технологий на уроках по основам изобразительного искусства в школах Китая, выявили, что в ходе интерактивного обучения происходит активная тренировка и личностных черт характера учеников, и их психологических качеств, и их социально-коммуникативных умений и навыков, тем самым повышая психолого-педагогическую продуктивность учебного процесса на школьном уроке:

- пробуждением интереса к учебной деятельности;

- включением в учебный процесс творческого компонента деятельности;

- обеспечением тренировки и развития коммуникационных умений и навы-

ков учеников на уроке;

- ориентировкой обучаемых на сотрудничество и умение оценивать полу-

чаемые результаты.

3. Применение на профильных занятиях в вузе интерактивных технологий обучения, благодаря их профессионально-педагогическому потенциалу, обеспечивает процесс подготовки учителей изобразительного искусства:

- знакомством студентов на первом году обучения с реальным обновлением

принципов, требований и методов обучения в современной системе образования КНР;

- созданием демократичных и равноправных отношений между преподавате-

лем и учащимися, что гармонизирует и обновляет современное образование в вузах;

- повышением уровня гуманитарной составляющей в профессиональной ква-

лификации будущих школьных учителей;

- приобщением студентов к реформированию системы оценок в школьном и

вузовском образовании. Структура диссертации отражает логику исследования поставленных задач. Диссертационная работа состоит из <сВведения», двух глав, «Заключения», «Библиографического списка» (163 наименования) и «Приложения».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обозначена проблемная направленность диссертационной работы и обоснована ее актуальность, определены объект, предмет, цель и задачи, гипотеза исследования, обоснован выбор методологии и методов исследования, отмечены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы теоретические положения и результаты, выносимые на защиту.

В первой главе «Современные проблемы совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов к преподаванию основ изобразительного искусства в общеобразовательных школах КНР» рассмотрены основные этапы развития практики преподавания изобразительного искусства в школах Китая и тенденции в развитии структуры подготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства в Китае. В главе дан краткий обзор зарубежного опыта художественного образования школьников и указаны новые подходы к преподаванию основ изобразительного искусства в современных школах Китая.

Преподавание основ изобразительного искусства в школах КНР в XX веке стало особой частью социальной системы, соединяющей опыт традиционной эстетики с идеями эстетики новой, не всегда привычной и понятной нерядовым людям. Непрерывные трансформации в китайской политике и экономике, глубинные изменения, происходящие в общественной системе, столкновение культурных взглядов Востока и Запада - все это стимулировало поиски в теории и практике обучения преподаванию изобразительного искусства. В этих поисках можно выделить шесть этапов:

1. Конец династии Цин (Я Ж) и начало Китайской республики - это начальный этап современной китайской художественной педагогики. На школьных уроках стали применяться некоторые западные и японские формы и методы

преподавания. Обучение основам изобразительного искусства исходило из тезиса «воспитывать человека — улучшать общество» (ИЛ—¡&В.1££).

2. После Синьхайскойреволюции 0.10.1911-3.1.1912) в педагогике стали развиваться направления, направленные на всестороннее развитие личности. Педагогическая мысль в области обучения изобразительному искусству провозгласила задачу всестороннего развития личности (-^Л^ШйЩ) и воспитания у обучаемых чувства прекрасного ( ^ I I I ). Ведущей идеей становится формирование здоровой личности В этот период процесс обучения преподаванию основ изобразительного искусства ориентируется на тезис «красота спасет мир»

3. После 1927 года предыдущие тенденции развития художественного образования стали носить буржуазный характер. Изобразительная деятельность считалась главным проводником политических идей и являлась символом политической ангажированности (ШрЙЙЙ).

4. После образования нового Китая 1949 г.) для начальной стадии строительства социализма типичны следующие директивы: «При обучении школьников в Новом Китае во главе угла должно быть самосознание, что является составной частью педагогической работы партии: ставить обучение изобразительным искусствам на службу пролетариату».

5. «Десятилетие смут» I: 1966-1976 гг.) - период, когда преподавание искусства (в том числе изобразительного) переживало упадок и унижения, будучи поставлена на службу политической идеологии. В это время главенствующей идеей в педагогике изобразительных искусств, считалась подготовка пропагандистов идеологии Мао Цзэдуна.

6. После проведения «политики реформ и открытости» 1978) педагогика «повернулась лицом и к миру, и к будущему», став открытой для модернизации. Благодаря чему принципы обучения основам изобразительного искусства и подготовка преподавателей получили стремительное развитие, результатом стал огромный прогресс в разнообразии методик. Центральной идеей стало художественно-эстетическое просвещение и воспитание у обучаемых культуры восприятия искусства (ЙСФИЙ Педагогика повернулась в сторону развития у обучаемых творческих задатков ( За 14 ), гуманных ( А I Й ) и гуманитарных (ЛЗШ) качеств.

В первом десятилетии XXI века в условиях экономической глобализации и взаимовлияния различных культур воспитание выдающихся талантливых мастеров стало новой целью обучения преподаванию мировой художественной культуры и основ изобразительного искусства в современных школах, что определило художественное образование универсальным и непрерывно взаимодействующим с научно-методическими идеями стран запада. В этой связи работы китайских искусствоведов подробно освещают художественно-эстетические и профессиональ-

но-педагогические концепции стран и регионов, внесших вклад в развитие художественно-эстетического воспитания школьников в КНР.

К концу первого десятилетия нового века профессионализм и общий уровень образования преподавателей в области художественной педагогики значительно повысился. Реформирование системы образования поставило перед школьными учителями и преподавателями вузов необходимость продолжать своё профессиональное обучение, повышать свой культурный уровень и профессиональные качества, передавая ученикам сокровенные секреты своих знаний, связанных с областью искусства и художественного творчества.

Новые подходы к художественному образованию ориентируют образовательные учреждения КНР на комплексное развитие личности обучаемых. Всестороннее развитие обучаемых в современных школах КНР должно обеспечиваться: дискуссиями в классе между учениками; возможностью высказывать собственные идеи; поощрением обучаемых в их исследовательской деятельности; развитием у обучаемых комплексного мышления и структурного анализа.

Поэтому в современных школах КНР востребованы игровые приёмы и интерактивные технологии обучения, которые, обогащая традиционные методики обучения, обеспечивают уроки двусторонней связью между преподавателем и учениками, характеризующейся комплексом гуманистических параметров. Результативность уроков, обогащенных интерактивными приёмами и (или) технологиями в корне отличаются от результатов, получаемых при использовании только традиционных пассивных методов обучения. Главное их отличие состоит в том, что интерактивность требует соавторства учеников, то есть активного их участия в учебном процессе, их индивидуальных вкладов, откликов и личного творчества.

Одной их ярких и популярных среди учителей разновидностей интерактивного обучения в России яваляется социо-игровая «режиссура урока» (В.М. Букатов), которая обеспечивает возможность взаимообмена и слияния функций и (или) ролей преподавания и научения на уроке, создаёт условия для равноправного диалога, как между самими обучаемыми, так и их преподавателем, обеспечивает взаимоделовое стимулирование обучающих и обучаемого. Применение модификации этих технологий при обучении китайских школьников в корне изменяет ситуацию традиционной формы обучения, при которой ученики (слушатели, студенты), лишь пассивно воспринимают учительскую лекцию-монолог.

Игровые технологии интерактивного обучения позволяют в самом процессе непрерывно и взаимно укреплять взаимосвязь внешних и внутренних побуждений учащихся к разнообразной деятельности (двигательной, коммуникативной, интеллектуально-эмоциональной), что способствует повышению осознанности и активности учебной деятельности. Современные приемы интерактивности обогащают учебную деятельность, с одной стороны, поиском смысла, а с другой, ситуативной конкурентностью. Все это позволяет участникам, добровольно преодолевая трудности, получать радость и удовлетворение от учёбы, а учителям - обеспечивать задачу комплексного и всестороннего развития обучаемых на уроках.

Во второй главе «Профессионально-педагогический потенциал интерактивных технологий обучения в процессе подготовки учителей изобразительного искусства» на основе рассмотрения психолого-псдагогических особенностей интерактивных технологий обучения школьников на уроках изобразительного искусства, изложены результаты разработки и проведения экспериментального комплекса занятий для студентов по приобретению ими собственного опыта познавательной деятельности, связанной с интерактивными технологиями обучения.

Многоуровневая реформа процесса обучения, которая в КНР длится уже несколько лет, обеспечила появление в системе образования таких новых критериев, принципов и ориентиров обучения как «самостоятельность», «взаимодействие», «коммуникативность», «диалог», «сотрудничество», «исследовательская деятельность». Для того чтобы эти принципы и ориентиры претворялись в повседневной работе школьных учителей, необходимо следовать этим ориентирам с первого года профильного обучения студентов в вузе.

Применение интерактивных технологий на профильных предметах обеспечивают интенсивность учебно-познавательных и межличностных взаимодействий преподавателя со студентами и студентов друг с другом. В результате интерактивные технологии подготовки учителей изобразительного искусства обеспечивают создание демократичных и равноправных отношений между преподавателем и учащимися. В современных вузах КНР нужно в корне пересмотреть стиль отношений между преподавателем и учащимися, являвшимися краеугольным камнем традиционного стиля преподавания, при котором отношения между учителем и учащимися оформились и прочно укоренились, как отношения между властителем и подвластным, обусловленные, с одной стороны, возрастом, знаниями и авторитетом и подчиненным положением - с другой. Интерактивные технологии обучения обогащают эти отношения стилем современного равноправия и позитивного демократизма. Благодаря равенству положения преподавателя и учащихся, последние начинают смело проявлять свои дарования и не скрывать своих взглядов, нередко не совпадающие с мнением преподавателя.

Студенты на своих занятиях по профильным предметам не только обсуждали конспекты школьных уроков по изобразительному искусству, но и в процессе обучения проверяли эффективность интерактивных приемов обучения, что делало их придирчивый анализ более профессионально-деловым. Например, одно из занятий в вузе по курсу «Рисунок» (преподаватель Ху Дзюнь) проводилось мною на базе конспекта школьного урока МХК («Мировая художественная культура»), на котором изучались основные положения техники портретных шаржей: преувеличение, утрирование, выделение основных черт лица. До этого у некоторых студентов отсутствовала практика по созданию карикатурных изображений реальных лиц. В этой связи для интерактивной организации активной коммуникативности обучаемых друг с другом {вербальная форма при этом не обязательна) была организована «небольшая обучающая игра».

Сначала все студенты разделились на группы по'З человека. Затем все тройки я попросила выбрать «модель» - известного деятеля культуры (например, писатели - Лев Толстой или Гомер-, ученый, например, Исаак Ныо-

тон или Авиценна-, художник, например, Ци Бай-ши или Илья Репин). Правила такие: из каждой тройки к доске выходит по одному человеку. За установленное время (10 секунд!) он мелом на доске рисует часть лица-шаржа на выбранную модель. Когда время истекает, его сменяет второй член команды. Потом третий, который за определенное время заканчивает коллективный шарж.

Эти игровые правила хорошо повлияли на тренировку учеников в навыках делового общения между собой. Многие понимали друг друга с полуслова. При этом у некоторых обучаемых (студенты и школьники) обнаружились особые способности к изобразительному обобщению и синтезу, что и требовалось для выполнения изображения-шаржей. Интерес аудитории (класса) к выполняемым мелом на доске изображениям, определял весь дальнейший деловой настрой на занятии и позволил добиться всем обучаемым значительных результатов.

Преимущества интерактивных технологий обучения при подготовке учителей изобразительного искусства выражаются в следующих четырёх аспектах:

1. Интерактивное обучение благоприятно для обучения студентов тем, что преобразует физиологическую пассивность студентов, возникающую в ходе монотонного слушания лекций, развивает их субъектную активность в учебной деятельности, заставляет их с помощью собственного активного мышления воспринимать учебную информацию, путем непосредственной поисково-учебной деятельности, осуществляемой прямо на занятии в аудитории вуза.

2. Интерактивные технологии в полной мере развивают, укрепляют и расширяют личную осознанность студентов в обучении и учёбе, что является для преподавателя сильным стимулом для повышения профессионального уровня преподавания в вузе. Поэтому использование интерактивности при обучении позволило преподаванию и научению органично перекликаться и взаимно дополнять друг друга, объединяя усилия преподавателя и обучаемых. Независимо от того, аудиторный это опрос или деловое обсуждение, атмосфера в аудитории становилась оживлённой, преподаватель и студенты сближались, создавая наиболее благоприятный климат между преподавателем и студентами, способствующий повышению эффективности аудиторного обучения в вузе.

3. Интерактивные приёмы обучения оказываются особо эффективными в процессе аудиторного обучения студентов на первом курсе. Интерактивность требует от каждого студента наращивания своих усилий для собственного участия в процессе. Это подталкивает первокурсников к добросовестному чтению учебной литературы и знакомству с соответствующими материалами после занятий, пополнению своих знаний, удовлетворению все возрастающих требований, возникающих в ходе обсуждения учебных тем на занятиях.

4. Интерактивность эффективно стимулирует развитие творческих аспектов мышления студентов. Если традиционные методы обучения в основном направлены на усвоение студентами книжных знаний, то добавление к ним интерактивных технологий обеспечивает появление в процессе обучения более высоких требований (в отношении «трёх пространственных измерений» обучения: его глубины, ширины и высоты), которые возникают благодаря соревновательно-

му характеру в учебной деятельности и её интерактивной коммуникативности, что непрерывно стимулирует совершенствование качества аудиторного обучения.

При знакомстве студентов первого года обучения с интерактивными технологиями, вузовскому преподавателю следует обеспечить профессиональное осознание каждым первокурсником того значения, которое имеет его личный практический учебно-познавательный опыт, приобретённый им в вузе при интерактивном обучении, для предстоящей учебно-педагогической деятельности в школе. Для этого было проведено письменное анкетирование двух групп школьников (по 30 чел.) после традиционного урока по изобразительному искусству и интерактивного. Из результатов обработки материалов студенты составили три таблицы.

Обсуждая результаты обработки школьных анкет, студенты пришли к выводу, что при сравнении эффективности урока по традиционной методикой обучения с эффективностью урока при использовании интерактивных технологий обучения обнаруживаются явные различия по количеству усвоенных фамилии авторов произведений изобразительного искусства, показанных на прошедшем уроке. Они обнаружили, что в одной и той же группе учеников на уроке с использованием интеракгавной модели обучения учащимся понравилось и/или запомнилось больше картин, чем на уроке без использования интерактивной модели обучения.

Таблица № 1

Результаты обработки студентами письменных ответов школьников на вопрос: «На уроке по изобразительному искусству было интересно ?»

Содержательный смысл ответов школьников После урока с традиционной методикой обучения После урока с интерактивными приёмами обучения

Интересно 13 26

Не интересно 17 4

Таблица N3 2

Результаты обработки студентами письменных ответов школьников на вопрос: «Какие произведения классического искусства понравились?» (репродукции картин показывались на уроке)

Ответы школьников После урока с традиционной методикой обучения После урока с интерактивными приёмами обучения

всего из них смогли правильно указать художника всего из них смогли правильно указать художника

Понравилось до 7 картин 6 2 , 10 5

Понравилось до 3 картин 12 3 16 3

Ни одна картина не понравилась 12 0 4 1

Таблица №3

Результаты обработки студентами выбора школьников из предложенных на выбор формулировок: «На уроке успел изобразить (или попробовать): всё что хотелось - только начать - ничего»

Выбранная формулировка: успел... После урока с традиционной методикой обучения После урока с интерактивными приёмами обучения

... всё что хотелось 0 10

... только начать И 15

... ничего 19 5

При анализе материалов некоторые студенты были удивлены тем, что на интерактивном уроке больше учеников обратили внимание на авторство, запомнив имена и фамилии художников. Они объяснили это тем, что интерактивные приёмы при обучении изобразительному искусству действительно положительно влияют на формирование и развитие культуры восприятия изобразительного искусства и на расширение художественно-эстетического кругозора обучаемых школьников. Таким образом, студенты сделали вывод, что интерактивность, используемая при обучении изобразительному искусству, имеет непосредственную связь с появлением «любви к искусству», а также к накоплению и осознанию ценности «познанных» эстетических переживаний.

Исходя из полученных данных, занесённых в таблицу №3, студенты сделали поучительные выводы, полученные в ходе использования на уроке интерак-

тивной модели обучения. В качестве вывода подтверждено, что интерактивные технологии вносят в урок по изобразительному искусству реальную возможность проявления самостоятельной творческой деятельности самих обучаемых.

В ходе диссертационного исследования проведены сравнительные замеры профессионально-педагогической направленности будущих учителей. Понимая, что любая оценка этой направленности является относительной и содержит в себе элементы субъективизма, мы использовали блиц-рейтинговую систему оценки специально подобранных утверждений. Китайским студентам первого года обучения до и после их знакомства с интерактивными технологиями обучения нужно было из 20 формулировок выбрать три наиболее значимых утверждения, соответствующих представлениям будущих школьных учителей об удачном уроке в современной школе.

Собранные материалы по сравнительным замерам и блиц- рейтинговой оценки профессионально-педагогической направленности у будущих учителей изобразительного искусства и материалы по обработке первокурсниками анкет в процессе экспериментальной апробации эффективности интерактивных технологий обучения изобразительному искусству доказывают, что интерактивные технологии обучения эффективно способствуют совершенствованию профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая.

ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В разделе «Заключение» приведены основные результаты выполненного диссертационного исследования и сформулированы следующие выводы:

1. Проведённый в ходе диссертационного исследования анализ развития практики художественного образования в КНР и обзор зарубежного опыта художественного образования школьников позволил систематизировать современные требования к преподаванию основ изобразительного искусства в современной школе Китая. Современные подходы к художественному образованию ориентируют образовательные учреждения КНР на комплексное и всестороннее развитие личности обучаемых, которое должно обеспечиваться:

• дискуссиями на уроке между учениками;

• возможностью высказывать ученикам собственные идеи;

• поощрением обучаемых в их учебно-исследовательской деятельности;

• развитием у обучаемых комплексного мышления и навыков структурного

анализа.

Современные требования к преподаванию основ изобразительного искусства в современной школе Китая определили востребованность интерактивных технологий обучения, которые обеспечивают возникновение между преподавателем и учениками двусторонней связи, характеризующейся комплексом гуманистических параметров информативной и социальной коммуникативности.

2. Изучение современного состояния системы подготовки педагогических кадров для преподавания изобразительного искусства в школах Китая выявило,

что к концу первого десятилетия нового века профессионализм и общий уровень образования преподавателей в области художественной педагогики стал повышаться. Продолжающееся реформирование системы образования связано с задачей дальнейшего совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей для современных школ в вузах Китая, что предполагает:

• преобразование пассивно-монотонного слушания студентами лекций в ходе их учебной деятельности в развитии их субъектной активности;

s развитие, укрепление и расширение личной осознанности студентов в обучении и учёбе, проявляющейся в их познавательно-коммуникативной активности;

• активное развитие творческого мышления студентов, повышающее эффективность аудиторного обучения студентов.

Совокупность современных требований к вузовской подготовке педагогических кадров для преподавания изобразительного искусства в школах Китая определило «три пространственных измерения» вузовского обучения (глубину, ширину и высоту), которые могут быть обеспечены соревновательным характером и интерактивной коммуникативностью обучения студентов, стимулируемых современными технологиями обучения.

3. В ходе диссертационного исследования проведено эмпирическое изучение психолого-педагогических особенностей интерактивных технологий обучения на уроках по основам изобразительного искусства в школах Китая. Выявлено, что среди этих особенностей особо эффективными являются следующие:

1) пробуждение у обучаемых интереса к учебной деятельности;

2) включение в учебный процесс творческого компонента;

3) тренировка и развитие коммуникационных умений и навыков учеников на уроке;

4) сотрудничество обучаемых друг с другом и умение оценивать полученные результаты.

4. Разработанный и осуществлённый в ходе диссертационного исследования экспериментальный комплекс занятий для студентов по приобретению ими собственного опыта педагогической деятельности, связанной с интерактивными технологиями обучения, повлиял на демократизацию традиционных представлений о процессе обучения. Приобретение студентами собственного опыта педагогической деятельности, связанной с интерактивными технологиями обучения включает:

• освоение гуманистического постулата, по которому человек должен воспринимать себя как субъект деятельности, а своё духовное и художественноэ-стетическое развитие как главную цель учебной деятельности (вместо постоянной зубрёжки изложенного в учебниках);

• стремление каждого первокурсника к своему всестороннему развитию;

• готовность в своей повседневной работе создавать демократичные и равноправные отношения с обучаемыми и между собой;

• желание гармонизировать рост своего профессионального уровня с духовным ростом обучаемых (гарантия перспективного развития, последующее по-

вышение профессиональной квалификации, гуманитарная отзывчивость и информированность);

• активное участие в реформировании системы оценок (применение динамической оценки, при котором основное внимание обращается на сам процесс обучения, а не на формальные результаты обучения).

5. Результаты диссертационного исследования предлагают комплекс мер Министерству образования Китая, руководству вузов по совершенствованию профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая.

Выполненное исследование в основном подтвердило выдвинутую гипотезу, но в то же время, теория и практика интерактивного преподавания изобразительного искусства в КНР ещё не совершенна и требует дальнейшего глубокого изучения. К перспективным направлениям исследования относится изучение родственности интерактивных технологий и детских (народных, традиционных) игр.

Публикации автора,

отражающие содержание диссертационного исследования

а) В изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Сунь, И. Педагогические идеи интерактивности и развитие ученических талантов на уроках по изобразительному искусству / Исюэ Сунь // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. -2009- № 4 (16). - С. 126-132 (0,6 п.л.).

2. Сунь, И. Об интерактивных приёмах обучения на уроках по изобразительному искусству в школах современного Китая /Сунь Исюэ // Искусство в школе,- 2010.- № 3,- С.54-57 (0,8 п.л.).

б) В других научных изданиях

3. Сунь, И. Традиции китайской национальной живописи в XIX-XX веков / Сунь Исюэ // Актуальные проблемы гуманитарных наук в XXI веке: Материалы X Международной конференции молодых учёных гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.: МАКС Пресс, 2008. - С. 71-75 (0,35 п.л.).

4. Сунь, И. Современное образование в Китае и задача развития высшего педагогического образования / Сунь Исюэ // Ломоносовские чтения: Научная конференция: Сборник статей и тезисов: выпуск шестой / Под ред. Н.Х. Розова. - М.: МАКС Пресс, 2008. - С. 48-51(0,36 п.л.).

5. Сунь, И. Традиции китайской национальной живописи в XIX-XX веков /Сунь Исюэ // http://openlesson.ru/?p=4275 [Электронный документ // Проверено 05.10.2011] (0,35 п.л.).

6. Сунь, И. Педагогические идеи интерактивности и развитие ученических талантов на уроках по изобразительному искусству/ Сунь Исюэ//Мр://0реп1ея80Т1.щ/?р=3871 [Электронный документ// Проверено 05.10.2011] (0,44 пл.).

7. Сунь, И. Традиции китайской национальной живописи в Х1Х-ХХ веков / Сунь Исюэ/Ь«р://Ьш1-Ьас1.ги/Ь1ЬНо1ека/агИс1е_£и11.рЬр?а1ё=1441 [Электронный документ//Проверено 05.10.2011] (0,35 п.л.).

8. Сунь, И. Применение интерактивных приемов педагогики сотрудничества на занятиях по искусству / Сунь Исюэ // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «М.В. Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2009. - (0,22 п.л.).

Отпечатано в копицентре « СТ ПРИНТ » Москва, Ленинские горы, МГУ, 1 Гуманитарный корпус, e-mail: globus9393338@yandex.ru тел.: 939-33-38 Тираж 100 экз. Подписано в печать 25.02.2012 г.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сунь Исюэ, Москва

61 12-13/612

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи

СУНЬ Исюэ

Интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства

в вузах Китая

Специальность 13.00.08. - «Теория и методика профессионального образования»

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: Доктор педагогических наук Букатов В.М.

Москва-2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..............................................................................................................................3

Глава 1. Современные проблемы совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов к преподаванию основ изобразительного искусства в общеобразовательных школах КНР

1.1. Основные этапы развития педагогической практики художественно-изобразительного образования в Китае.........................................................14

1.2.Тенденции совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителей изобразительного искусства в системе образования КНР........................................................................................26

1.3. Зарубежный опыт обучения китайских школьников изобразительному искусству.....................................................................................................................40

1.4. Новые подходы к преподаванию основ изобразительного искусства в современных школах Китая...........................................................54

Выводы по 1 главе......................................................................64

Глава 2. Профессионально-педагогический потенциал интерактивных технологий обучения в процессе подготовки учителей изобразительного искусства

2.1. Психолого-педагогические особенности интерактивных технологий обучения школьников на уроках изобразительного искусства...............69

2.2. Реализация педагогического и художественного потенциала интерактивных технологий при обучении студентов.....................................87

2.3. Влияние интерактивных технологий обучения первокурсников на совершенствование профессионально-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства............................................111

Выводы по 2 главе.....................................................................119

Заключение..................................................................................123

Библиографический список............................................................132

Приложения.................................................................................149

Введение

Художественно-эстетическое образование, эмоционально - образно воздействуя на человека, способствует творческому развитию всех сторон его личности. В современных условиях каждому из представителей молодого поколения приходится жить в специфических условиях быстро развивающихся технологий, поэтому каждому из них оказывается особо необходимым и живой интеллект, и независимый характер, и целеустремленность желаний, и деловой интерес к инновационным идеям. Вот почему так важно, чтобы подрастающее поколение смогло бы получать правильное образование, которое раскрыло бы в их личности сильные стороны, уникальные особенности и новаторский потенциал. В современном Китае именно на выполнение подобных задач ориентировано, как реформирование самой практики художественно-эстетического образования на школьных уроках, так и периодическое обновление существующей системы в рамках подготовки школьных учителей по изобразительному искусству. Это связано с тем, что традиционная система обучения искусству не всегда способна удовлетворить требования современности и, даже иногда, препятствует развитию новаторского мышления и личной индивидуальности учащихся.

Известно, что одно время система обучения искусству в Китае почти полностью копировала советскую модель художественного образования, включая установку квалификационных стандартов в подготовке профессиональных кадров. Художественные школы и институты, факультеты комплексных и педагогических университетов проводили обучение, ориентируясь на эти стандарты. Следует отметить, что именно в тех форматах изобразительные и подражательные способности студентов побуждались к определённому развитию и уровень мастерства у студентов достигал приемлемого совершенства. Однако те, кто и сегодня продолжают обучаться по прежним стандартам, костенеют во вчерашних идеях. Их мышление оказывается слишком заурядным, индивидуальность - стёртой, а творческие инновационные способности - утерянными. В

настоящее время теория и практика обучения оказываются повернутыми к опыту США, тогда как ценные наработки российских теоретиков и практиков оказываются неизвестны сегодняшним школьным учителям и вузовским преподавателям в Китае.

Современные методики обучения должны позволять учащимся испытывать радость от получения знаний, обеспечивать эмоциональность восприятия от проводимых преподавателем занятий, что в итоге очень положительно сказывается на результативности обучения. Сегодня многие китайские ученые на первое место в решении реформаторских образовательных задач выдвигают «приемы радостного, интерактивного и игрового обучения». Все эти приемы имеют одну общую особенность в процессе обучения - учитель особое внимание уделяет «роли» и «месту» учащихся. В результате на «сцене урока» преподаватель и ученики начинают выступать на равных, играя «главные роли». При этом содержание учебной программы остается прежним. Во время такого обучения ученики находятся в движении и постоянном взаимодействии друг с другом, что вызывает у них особый энтузиазм и интерес к обучению, воодушевляя заниматься еще более активно, внимательно и сосредоточенно. Поэтому, современному образовательному процессу необходим приток подобных приемов и технологий обучения, которые позволили бы прежним методикам и программам обучения обновляться, открывая в них «второе дыхание», обеспечивая между преподавателем и учениками налаживание связей, соответствующих и способствующих его развитию. На сегодняшний день традиционные методы обучения изобразительному искусству без такого обновления утрачивают свою былую эффективность, приводя к застою в системе профессионально-художественной подготовки.

В настоящее время преподаватели вузов и учителя изобразительного искусства в школах ориентированы на поиск и освоение новых методов, методик и технологий обучения изобразительному искусству. Среди них центральное место занимают интерактивные технологии обучения изобразительному искус-

ству. Сегодня экспериментальные исследования интерактивных технологий обучения изобразительному искусству редки и масштаб их недостаточен. Вследствие чего, научно-педагогический исследовательский интерес к внедрению интерактивных технологий, разрабатываемых современной педагогикой РФ, является весьма актуальным для художественного образования КНР. Несовершенство современной практики применения интерактивных приемов обучения искусству требует от педагогов (школ Китая и других стран) углубленного психолого-педагогического внимания к такой образовательной практике.

В связи с этим изучение теории и практики игровых и интерактивных образовательных технологий в российских школах и вузах, открывает путь новым исследованиям, на осуществление которых китайским методистам предстоит вложить много сил и труда.

Исходя из реальной практики, требующей активного обновления в Китае системы художественного образования школьников, накопленных результатов научных исследований в этой области и необходимостью совершенствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства, работающих с группой школьников, и существующего противоречия между уровнем профессионально-педагогической подготовки школьных учителей и реальной вузовской практикой, направленной преимущественно на художественно-эстетическую подготовку учителя, сформулирована проблема исследования: внедрение в практику профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая интерактивных технологий как средства совершенствования педагогического профессионализма.

Учитывая актуальность и важность проблемы, недостаточную ее разработанность в теории и практике для системы высшего художественно-педагогического образования в Китае, была сформулирована тема нашего исследования: «Интерактивные технологии обучения как средство совершен-

ствования профессионально-педагогической подготовки школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая».

Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая.

Предмет исследования: интерактивные технологии обучения как средство совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая.

Цель исследования: основываясь на современный опыт российской педагогической практики, дать научно-педагогическое обоснование применению интерактивных технологий обучения при подготовке школьных учителей изобразительного искусства в Китае.

Гипотеза исследования: интерактивные технологии обучения могут стать эффективным средством совершенствования профессиональ-

но-педагогической подготовки будущих школьных учителей изобразительного искусства в вузах Китая, если обеспечивается:

- развитие мотивационной сферы и активизация личного опыта учебно-познавательной деятельности у первокурсников;

- применение в учебном процессе комплекса средств обучения, предусматривающего научную, образно-наглядную, эмоционально-насыщенную информацию и активную практическую деятельность студентов, формирующих необходимость и целесообразность использования средств в предстоящей педагогической деятельности по обучению школьников основам изобразительного искусства;

- формирование самостоятельности первокурсников в приобретении необходимой профессионально-педагогической компетенции по преподаванию изобразительного искусства в школе.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность и основное назначение интерактивных технологий обучения с учетом теоретического анализа тенденций в развитии практики художественного образования в КНР и за рубежом, и систематизации современных требований к преподаванию основ изобразительного искусства в современной школе Китая.

2. Разработать на базе интерактивных технологий обучения профильным предметам в художественном вузе экспериментальный комплекс занятий для первокурсников, предусматривающий скоординированное использование обучающих средств и методик, и организовать опытно-экспериментальную работу по его проверке.

3. Выявить результативность интерактивных технологий обучения профильным предметам первокурсников для совершенствования их профессионально-педагогической подготовки, включающей единство знаний, гуманистической направленности, педагогических способностей и педагогической техники.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются философские положения о единстве теории и практики; положения, разработанные российскими, китайскими и «западными» авторами в области гуманистической психологии и теории познания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д. Дьюи, А. Маслоу, Джан Дадюнь, Пи Льаныпен и др.); теория единства обучения и развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Ян Динджи, ВуЛиган, Ли Дьеньпин, Вей Вей и др.); концепция личност-но-ориентированного образования (Дж. Дьюи, В.М. Букатов, Ши Джунъин, Ся Хуйсьань, Ян Динджи и др.); теория и практика высшего профессионального образования (В.А. Сластёнин, Н.Х. Розов, Ян Дяньбин, Сунн Сылянь, Ли Фан и др.); методика обучения с использованием инновационных технологий (Г.П. Щедровицкий, Н.Х. Розов, В.М. Букатов, Б.А. Кутузов, Чжан Джицюань, ЧенВэй, Ван Фуци, Фан Дженсун).

Для обоснования эффективности интерактивных технологий продуктивным было использование результатов научных исследований по методике преподавания основ изобразительного искусства, мировой художественной культуры и художественно-эстетического воспитания школьников (Б.М. Неменский, Л.А. Рапацкая, М.А. Фоминова, А.П. Ершова, В.М. Букатов, Б.В. Лушников, Инь Шаочунь, Джан Сяолу).

Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретических выводов осуществлялась на основе использования комплекса исследовательских методов: теоретического анализа (индукции, дедукции, анализа и синтеза, сравнения, моделирования), педагогического наблюдения, метода экспертных оценок, частных методик, таких как анкетирование, тестирование, беседа, тест-рисунок, ранжирование, ситуация выбора, недописанный рассказ, блиц-рейтинговая система оценки специально отобранных утверждений и др.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись:

Общеобразовательная школа № 1830 (Москва, 2006 г.) - 2 класс (в рамках 4 курса МПГУ «Специалитет»); курсы изобразительного искусства (КНР, провинция Шандун, г. Цзинин, январь-февраль 2009 г.) - школьники 12-15 лет (30 чел.); Московский институт открытого образования (курсы повышения квалификации учителей МХК и литературы - 15 и 24 чел.); Педагогический университет КНР (провинция Шандун, г. Цзинин) - для студентов, обучаемых по специальности «Изобразительное искусство», были проведены серии занятий при изучении первокурсниками предметов «История изобразительного искусства» (преподаватель Хоу Вейин), «Рисунок» (преподаватель Ху Дзюнь), «Композиция» (преподаватель Ли Чханён) с применением интерактивных технологий обучения (20 чел.). Для участников опытно-экспериментальной работы была организована работа по анализу практических материалов, полученных в ходе апробации интерактивных технологий в школьной практике (2 учителя, 60 учеников платного курса для школьников во время каникул; июнь 2010 г.).

Этапы исследования:

Поисково-теоретический (2006-2008 гг.) этап, посвящен определению методологических и теоретических аспектов исследования, уточнению понятий, выявлению показателей эффективности, анализу опыта формирования у студентов ключевых профессиональных представлений по ходу их обучения в современном вузе, изучению и теоретическому анализу материалов научных исследований и психолого-педагогических публикаций по данной проблеме. В этот период осуществлялось изучение и обобщение педагогического опыта по применению интерактивных технологий обучения, организованы наблюдения, беседы, опросы; проведено анкетирование, проанализированы полученные результаты. На первом этапе сформулированы рабочие версии актуальности, объекта и предмета исследования, рабочей гипотезы, поставлены цели и задачи исследования.

Экспериментально-опытный (2008-2009 гг.) этап включал разработку и осуществление программы эмпирического исследования психолого-педагогических особенностей применения интерактивных технологий обучения на уроках по основам изобразительного искусства в школах Китая и в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в вузе.

Теоретико-аналитический (2009-2011 гг.) - проведение опытно-поисковой работы по апробации вариантов интерактивного обучения. На данном этапе осуществлялась проверка эффективности разработанного комплекса занятий для студентов по приобретению ими собственного опыта познавательной деятельности, связанной с интерактивными технологиями обучения; подведение итогов, обработка и обобщение полученных данных, формулировка выводов и результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- выявлена сущность и психолого-педагогический потенциал интерактивных технологий обучения изобразительному искусству современных школьников и студентов;

- разработаны интерактивные технологии обучения и раскрыт методический потенциал технологических приемов (разделение обучаемых на малые группы, организация и проведение дискуссий, игр с элементами двигательной активности обучаемых, интеллектуально-творческих соревнований, интерактивных форм оценивания результатов деятельности самими обучаемыми), реализуемых, как в ходе школьного урока по изобразительному искусству, так и на занятиях по профильным предметам в вузе при подготовке педагогических кадров по художественному образованию;

- систематизированы и уточнены представления о комплексе профессионально-педагогических навыков и личностных качеств учителя изобразительного искусства, обеспечивающих педагогическую направленность личности учителя, включающую направленность на себя (самоутверждение), на средства педагогического воздействия; на школьника, детский коллектив и на цели педагогической деятельности как гуманистическую стр�