автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника
- Автор научной работы
- Кружалова, Анастасия Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника"
На правах рукописи
КРУЖАЛОВА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА
Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника
Специальность - 13.00.08 - теория и методика профессионального
образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 2006
Работа выполнена в Государственном учреждении «Институт художественного образования» Российской Академии образования
Научный руководитель:
доктор филологических наук Сараскина Людмила Ивановна
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Солдатенков Александр Дмитриевич
кандидат филологических наук Хурумов Станислав Юрьевич
Ведущая организация:
Московский государственный областной университет
Защита состоится 23 мая 2006 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Государственном учреждении «Институт художественного образования» РАО по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, д.8, кор.1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института художественного образования РАО.
Автореферат разослан 22 апреля 2006 г.
г
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук
Л.Н. Мун
Там/
Общая характеристика работы.
Актуальность исследования. Изменения, произошедшие в нашей стране за истекшие два десятилетия, без преувеличения можно назвать революционными. Коснулись они не только политической и экономической сфер жизни нашего общества, но и произвели значительные пертурбации в общественном сознании. Фундаментальному пересмотру подверглись методологические основы гуманитарных наук. Многие положения материалистического подхода к изучению предметов гуманитарно-эстетического цикла оказались несостоятельными, изначально идеологически заданными. Поспешный отказ от прежней методологии породил методологический вакуум.
Система школьного преподавания, традиционно базирующаяся в нашей стране на фундаментальном принципе научности, испытывала и продолжает испытывать значительные сложности. Разрушение старых методических схем ставит вопросы о принципах формирования учебных программ, отбора материала, его оценке и трактовке. В сложившихся условиях сверхбыстрого обновления содержания и методики преподавания гуманитарных предметов резко возрастает роль системы повышения квалификации и переподготовки работников образования в целом и учителей русского языка и литературы, мировой художественной культуры в частности.
В современных концепциях школьного литературного образования [Г.И.Беленького и Ю.И. Лысого, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, А.Г. Кутузова, А.И. Княжицкого, В.Г. Маранцмана и т.д.] акцент перемещается на поиски общего, повсеместно признается ценность созидательной деятельности, значимость для современного человека и общества тех высоких периодов истории и культуры, литературы, когда красота и добро были неразделимы, когда была абсолютной взаимосвязь духовного, нравственного и эстетического восприятия мира.
р<'( НА Ц;! О Н А Л Ы |~\~Я 3 ВИЯ 1МСЛ ЕК \
! С - 1 к! 1Г<'\рГ
[_____"> 2(1.'¿К. Щ
Одним из таких периодов является древнерусский, поэтому пересмотр с новых методологических позиций такого раздела курса школьного литературного образования, как древнерусская литература представляется необходимым и актуальным.
В этом направлении научными силами было предпринято много усилий. Прежде всего необходимо обратить внимание на труды Д.С. Лихачева, который, будучи ученым мирового значения, популяризировал, пропагандировал идеи древнерусской культуры для юношества.
В современной школьной практике преподавания древнерусской литературы получили широкое распространение пособия О.В. Творогова и В.И. Охотниковой, которые сориентированы и на профессиональную деятельность учителя, и на обучение школьников 5-9 классов.
Разработка и представление данной темы в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника позволит предвосхитить ситуацию недостаточности знаний в области древнерусской литературы, продемонстрировать на примере одной темы новые методологические подходы, сформировать и отработать методические схемы и приемы, указать новые пути расширения и углубления изучения предмета на профильном уровне.
Таким образом, актуальность заявленной темы исследования проявляется в следующем:
• необходимости переосмысления с точки зрения современных методологических подходов традиционного содержания раздела «Древнерусская литература» в школьном курсе литературного образования;
• систематизации подходов, способствующих формированию условий повышения эффективности духовно-нравственного воспитания школьников;
• необходимости разработки научно-методических основ для углубленного преподавания профильных курсов в условиях модернизации отечественной системы образования.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы данного исследования — изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетических и этических аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя русского языка и литературы.
Объект исследования — повышение квалификации учителей русского языка и литературы в современных условиях развития образования.
Предмет исследования — процесс изучения древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов.
Цель исследования — разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических подходов, методов и средств введения изучения основ древнерусской культуры в систему повышения квалификации учителя-словесника.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить философско-эстетическую, литературоведческую, психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2. Разработать универсальные методы интерпретации произведений древнерусской литературы для современных школьников с целью увеличения интереса к литературе, истории и культуре изучаемого периода.
3.Выявить воздействие эстетического и этического начал в произведениях древнерусской литературы на духовно-нравственное развитие личности педагога и ученика.
4. Определить и экспериментально проверить наиболее эффективные факторы и условия преподавания древнерусской литературы в системе постдипломного образования учителей русского языка и литературы с целью повышения общей культуры учителя, его
комментарийной культуры, развития личности учителя, обоснования чувств патриотизма и учительской гражданской ответственности перед обществом за судьбы молодого поколения.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что изучение курса «Древнерусская литература в контексте истории и культуры» в системе повышения квалификации учителя-словесника будет успешным при условиях:
- рассмотрения древнерусской литературы как сферы нравственного воздействия на личность, как ступени к постижению духовности;
- теоретического обоснования отбора произведений древнерусской литературы, в которых особенно наглядно проявилось взаимодействие этического и эстетического аспектов;
- разработки и педагогического обоснования курса «Древнерусская литература в контексте истории и культуры» как важного фактора повышения квалификации учителя-словесника.
Методологической основой исследования явились: философские учения о единстве теории и практики, единстве формы и содержания; концепции древнерусской культуры и эстетики Д.С. Лихачева, С.С. Аверинцева, В.В. Бычкова, М.Н. Громова, А.М. Панченко, А.Н. Робинсона, В.Н. Топорова; философская и психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и идея развития личности Л.С. Выготского; теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, концепция психологии искусства A.A. Мелик-Пашаева; методология научных педагогических исследований, получившая свое выражение в публикациях М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, исторической, педагогической, психологической и культурологической литературы;
- изучение и обобщение опыта педагогов в системе повышения квалификации учителей русского языка и литературы;
- беседы, анкетирование и интервьюирование;
- метод экспериментального наблюдения;
- анализ материалов работы со слушателями курсов.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. впервые в профессиональной деятельности учителя-словесника определен новый подход к литературному образованию, в котором древнерусская литература предстает как система гуманистического, исторического мировоззрения, как традиция отечественной культуры;
2. разработаны теоретические основы курса древнерусской литературы как эффективного направления в культурном и историческом контекстах, ядром которого является взаимодействие эстетического и этического аспектов;
3. выявлено единство светского и религиозного мировоззрения в древнерусской культуре, определяющее необходимые атрибуты современного общественного сознания.
Теоретическая значимость исследования.
1. Сформулированы отличительные черты поэтики древнерусской литературы: синкретизм, софийность, каноничность, религиозная традиционность.
2. Христианский символизм определен как познавательный метод древнерусского искусства.
3. Выявлены и подтверждены взаимодействие и взаимосвязь эстетического и этического аспектов в анализе произведений древнерусской литературы.
4. Уточнены и обоснованы понятия «духовность»,
«ментальность», «церковность» в отношении образов и сюжетов произведений древнерусской литературы, где эти понятия становятся категориями интерпретации текстов.
Практическая значимость исследования.
1. Разработана универсальная технология анализа произведений древнерусской литературы по трем критериям, соблюдение которых не только позволяет корректно интерпретировать изучаемый текст, но и ориентирует читателя на связь исторического и современного, традиционного и новаторского в русской литературе в целом.
2. Сформулированы основные способы повышения мотивации в обучении взрослых, которые являются необходимым условием эффективного развития и восполнения общей культуры педагогов, их комментарийной культуры.
3. Результаты исследования могут быть использованы при корректировке курсов повышения квалификации учителей гуманитарно-эстетического цикла, при создании новых поколений учебных программ и учебной литературы в системе повышения квалификации учителей, особенно по предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, в курсах лекций по педагогике и инновационным технологиям в педагогических вузах.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена опорой на результаты современных исследований по философии, г эстетике, педагогике и психологии, культурологии и искусству; адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам; подтверждается экспериментальными данными, полученными в ходе исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 1995 по 2005 годы.
I этап (1995-1997 гг.) - накопление опыта работы по программе «Отечественная художественная культура» в системе повышения квалификации учителей гуманитарно-эстетического цикла.
II этап (1998-1999 гт.) - разработка концепции школы, взявшей программу «Отечественная художественная культура» как системообразующую воспитательной работы.
III этап (2000-2002 гг.) - разработка и апробация курса «Древнерусская литература в контексте истории и культуры» как части системы повышения квалификации учителя-словесника.
IV этап (2002-2005 гг.) - уточнение теоретических и методических положений исследования. Анализ и обобщение материалов, собранных в процессе исследования. Написание текста диссертации и его литературная обработка.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях и семинарах по проблемам содержания курсов повышения квалификации в МИОО, на заседаниях кафедры методики преподавания русского языка, литературы и мировой художественной культуры МИОО, в лаборатории литературы и на заседаниях Ученого совета Института художественного образования Российской академии образования. Материалы исследования внедрены в практику курсов повышения квалификации, также в виде опубликованных программ и методических пособий. За разработку концепции развития и совершенствования курсов повышения квалификации учителей гуманитарно-эстетического цикла диссертант удостоена премии Правительства Москвы «Грант Москвы» в области гуманитарных наук за 2002 год.
Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы Московского института открытого образования (далее - МИОО), учителей гуманитарно-
эстетического цикла Московского института развития образовательных систем (далее - МИРОС), а также в педагогических коллективах школ № 1542 Западного административного округа (далее - ЗАО), негосударственном образовательном учреждении (далее - НОУ) «Традиционная гимназия» Центрального административного округа (далее - ЦАО) г. Москвы.
На защиту выносятся следующие положения:
■ Совершенствование профессиональной подготовки учителя-словесника в современной социокультурной ситуации необходимо реализовывать на основе эстетического и этического потенциала древнерусской литературы.
* Древнерусская литература в системе постдипломного образования должна прежде всего быть средством формирования духовно-нравственного облика педагога, повышения общей культуры учителя.
■ Курс «Древнерусская литература в контексте истории и культуры» позволяет актуализировать профессиональные умения педагога-словесника в процессе интерпретации текстов произведений по разработанной технологии анализа.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений (обзор Интернет-ресурсов по древнерусской литературе и авторская интегративная программа «Отечественная художественная культура»).
Основное содержание работы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; определяются проблема, объект и предмет исследования; формулируется цель, гипотеза и задачи работы; дается характеристика ее научной новизны и практической значимости; раскрываются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Идейно-художественные особенности изучения древнерусской литературы» выявляются те исключительные, уникальные
черты древнерусской литературы, которые следует учитывать при анализе или интерпретации произведений этого периода в курсе постдипломного образования учителя-словесника и в школьной практике.
В 1.1 содержатся основные базовые понятия, на которые опирается диссертант в своем исследовании. Центральным выступает определение древнерусской литературы, сформулированное Д.С. Лихачевым, в котором изучаемый период словесности обозначен как «литература одной темы и одного сюжета. Эта тема - мировая история и сюжет - смысл человеческой жизни». Определение комментируется с точки зрения периодизации древнерусской литературы, идейных, мировоззренческих особенностей периода с XI по XVII век.
Вслед за многочисленными исследователями древнерусской литературы, мы утверждаем христианскую природу образов и тем древнерусской литературы, определяем ее этический и эстетический аспекты в русле представлений восточного христианства, православия, о человеке и искусстве и оперируем рядом понятий, созвучных средневековому типу мышления, в основном, религиозному.
Рассмотрев основные понятия, на которых строится система древнерусского искусства (духовность, ментальность, церковность), мы переходим к анализу смены эпох - языческой и христианской - в сознании древнерусской народности. Опора на мнение ученых прошлого века и современных (Ключевского В.О., Топорова В.Н., Либана Н.И.) позволила сформулировать следующие «слабые» позиции славянского язычества:
• отсутствие письменности;
• отсутствие багажа передаваемых знаний, «культурного слоя»;
• фрагментарность картины мироздания.
В свою очередь, христианство, заполняя пустоты мировоззрения, дало следующие приоритеты:
• славянскую азбуку, составленную первоучителями славян Кириллом и Мефодием. Старославянский язык быстро стал
высокоразвитым общелитературным языком славянских народов, и южных, и восточных, и даже западных славян, а, следовательно, поставил Русь в один ряд с другими европейскими славянскими христианскими народами;
• морально-нравственные христианские ценностные ориентиры, на которых и строилась вся литература Древней Руси;
• причастность к богатейшему эстетическому наследию Византии.
В 1.2. мы рассматриваем, как древнерусское искусство в целом и литература в частности наследовали эстетическое сознание Византии. В качестве важнейшего понятия древнерусского искусства выступает софийность — осознание древними русичами единства искусства, красоты и мудрости.
Важным наследуемым от Византии эстетическим принципом является стилистика создаваемых художественных произведений. Д.С. Лихачев указывал на «литературный этикет» и «литературный канон» как признаки особого средневекового художественного метода в искусстве. При этом ученый делал вывод о том, что тяготение к эстетике образа и символа в древнерусской литературе - продолжение византийских традиций и точный признак ее средневековой природы.
В 1.3. мы обращаемся к анализу ситуации с преподаванием древнерусской литературы в системе постдипломного образования учителя-словесника в московском регионе. Древнерусская литература давно занимает свое место в программах школьного литературного образования. Будущие учителя-словесники, проходя профессиональную подготовку в ВУЗах, получают основные сведения о поэтике, жанрах, языке, стиле произведений древнерусской литературы. Однако интерпретация произведений с точки зрения этического и эстетического аспектов никогда не была предметом специального пристального внимания вузовских курсов по соответствующей специальности. Возникла насущная необходимость пересмотреть принципы
преподавания древнерусской литературы, прописать основные этические и эстетические особенности этого периода русской словесности.
В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта основного общего образования из всего корпуса произведений древнерусской литературы к изучению предлагаются «Слово о полку Игореве» и 3 произведения различных жанров по выбору учителя. В каждой программе авторы стараются предложить некоторое расширение этого списка, но пути расширения стихийны. Мы проанализировали 5 основных программ школьного литературного образования: под редакцией Курдюмовой Т.Ф., Кутузова А.Г., Беленького Г.И. и Лыссого Ю.И., Княжицкого А.И., Ладыгина М.Б. Они рекомендованы Министерством образования РФ, подкреплены учебными линиями, которыми укомплектованы школьные библиотеки г. Москвы. С точки зрения использования этического и эстетического потенциалов произведений древнерусской литературы в них можно прийти к ряду выводов.
1. Наличие произведений древнерусской литературы в программах — лишь дань истории нашего государства (именно истории, а не литературы).
2. Преподавание в школе этой части русской литературы никак не мотивировано ни для учащегося, ни для учителя.
3. Критерий отбора произведений не определен.
4. На протяжении последних лет в комплект тем выпускного сочинения не включены произведения древнерусской литературы, следовательно, учитель и ученик не заинтересованы в качественном прохождении материала.
Стоит отметить учебную программу по литературе для 5-9 классов под редакцией Кутузова А.Г., в которой подход к древнерусской литературе отличается последовательностью, широким охватом произведений и классов, интересными сопоставлениями. Также нельзя обойти вниманием программу школьного литературного образования для 5-9 классов под редакцией
Княжицкого А.И. В ней обнаруживается взаимосвязь нравственного (этического) и эстетического аспектов.
Во второй главе «Взаимодействие эстетического и этического аспектов в произведениях древнерусской литературы» мы уточняем нравственные представления человека Древней Руси и положительный облик героя древнерусской литературы, разделяя в соответствии с предложенной в I главе периодизацией на 2 периода: Х1-ХШ века и Х1У-ХУ1 века. Также проведено исследование произведений древнерусской литературы, изучаемых по основным программам в школьном курсе, на предмет выявления эстетических категорий.
В 2.1. мы суммируем современные научные взгляды на эстетический и этический аспекты древнерусской литературы. Наиболее важным представляется характеристика качеств положительного героя древнерусской литературы.
Анализируя эстетический аспект, мы пришли к выводу о непосредственном влиянии византийской литературы на древнерусскую. Два эстетических принципа можно считать основополагающими для искусства Древней Руси: обязательное наличие воспитательного эффекта и воздействие искусства на широкие массы.
В 2.2 мы проанализировали на конкретных примерах произведений древнерусской литературы отражение эстетических категорий. Этот принцип рассмотрения помог наиболее полно охватить эстетический аспект древнерусской литературы. Наиболее авторитетными в определении сути и смысла эстетических категорий стали труды М.С. Кагана.
Центральная категория эстетики - прекрасное - на наш взгляд, полно отражена в «Поучении Владимира Мономаха». Можно заметить, что в памятнике абсолютно наглядно проявляются все принципы прекрасного. Безупречная, идущая от давней риторической традиции трехмастная форма произведения позволяет автору достичь всех нужных параметров с максимальной эффективностью.
Следующая категория эстетики - возвышенное - убедительно проявляется в «Слове о полку Игореве». Игорь, нарушивший фактически высокую христианскую мораль, обладает, и автор демонстрирует это, той высотой духа, которая искупает в произведении искусства его грех.
Третья категория эстетики - трагическое - прослежена нами на примере «Повести о разорении Рязани Батыем». Произведение представляет собой истинное, высочайшее проявление категории трагического с подлинным катарсисом, очищением и просветлением.
Далее мы обращаемся к дискуссионной категории героического. Опираясь на мнение Н.Киященко, мы рассматриваем проявления этой категории в «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра». Можно смело говорить о том, что Александр Невский показан в произведении воплощением совершенного поведения личности.
Обращаясь к следующей категории эстетики - комическому, - мы, опираясь на наиболее авторитетный в этом вопросе труд Д.С. Лихачева, А.М. Панченко и Н.В. Понырко «Смех в Древней Руси», делаем вывод о том, что древнерусская литература в основном корпусе произведений не содержит элементов комического. Только с переломом художественного литературного сознания в XVII веке становится возможным комическое в литературе.
Завершающей анализ становится категория безобразного, также одна из ключевых категорий эстетики. Если красота достаточно устойчиво выступала в Древней Руси символом святости, благочестия и, в целом, всего комплекса духовных ценностей, то безобразное часто служило ярким выражением антисвятости, отступления от веры и т.п.
Идея взаимодействия эстетического и этического аспектов в произведениях древнерусской литературы, которые рекомендуются для изучения в школе и анализируются на занятиях в рамках постдипломного образования учителя-словесника в МИОО, легла в основу методической разработки, предложенной в конце II главы.
В третьей главе «Организация экспериментальной работы» представлены результаты многолетней экспериментальной деятельности диссертанта, которая началась в 1996 году. Целью ее было создание программы для школы, направленной на глубокое интегрирование предметов гуманитарно-эстетического направления. Вначале, с 1996 по 1998 годы, работа велась в МИРОСе, ее плодом стала программа «Отечественная художественная культура» для школьников. Затем, с 2000 по настоящее время, в МИОО была разработана и апробируется программа «Человек в культуре: проблема становления мировоззрения» для школьников и как ее составная часть - программа курсов повышения квалификации учителей словесности. Следует отметить, что оба направления деятельности нашли свое отражение в Альбоме по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования г. Москвы «Экспериментальное образовательное пространство города Москвы».
Для нашего исследования имеет значение один из ее разделов -«Древнерусская литература в контексте истории и культуры». В рамках констатирующего эксперимента нами было проведено входное тестирование (материалы прилагаются) всех слушателей, записавшихся на курсовую систему кафедры русской словесности и музейной педагогики в 2000-2001 учебном году. Обучение проходили учителя гуманитарно-эстетического цикла.
Большинство вопросов начального анкетирования было направлено на выяснение широты кругозора учителя. Из таблицы результатов стала наглядной узость кругозора, а из психологических реакций - нежелание его расширения, закрытость по отношению к новому знанию.
Было решено разработать отдельный курс в рамках курсовой подготовки учителя-словесника на кафедре русской словесности и музейной педагогики МИОО, что и стало формирующим экспериментом нашего исследования. По решению Ученого совета института курс был разработан с учетом вариативности учебно-тематического плана: под 72-часовую
подготовку и под 144-часовую подготовку. Курс преследует следующие цели:
1. Знакомство учителей с расширенным списком произведений древнерусской литературы, которым они могли бы воспользоваться там, где стандарт не дает четких рекомендаций, оставляя за учителем право выбора.
2. Повышение кругозора учителя-словесника за счет углубления знаний по древнерусской культуре: посещения музеев Москвы, где представлены образцы древнерусского искусства, прослушивания образцов музыкального искусства Древней Руси (образцы знаменного распева) и т.д.
3. Постижение синкретичной природы древнерусской культуры на основе мировоззрения, исторических и художественных реалий эпохи от XI века до XVI.
4. Интерпретация предложенных для изучения произведений древнерусской культуры в соответствии со следующими методическими подходами: связь произведений древнерусской литературы с произведениями отечественной словесности ХГХ-ХХ веков; связь нескольких художественных версий одного исторического события; изучение произведений древнерусской литературы в контексте художественной культуры Х1-ХУ1 веков.
В диссертации приведены материалы тестирования, входного и заключительного, а также динамика роста знания по древнерусской культуре среди учителей гуманитарно-эстетического цикла.
В гимназии № 1542 ЗОУО и в НОУ «Традиционная гимназия» на ежегодных конференциях и круглых столах по экспериментальной деятельности МИОО проходят серии открытых уроков по предметам гуманитарно-эстетического цикла, среди них и уроки по древнерусской литературе в системе отечественной художественной культуры. На этих
занятиях учителя пользуются разработанными нами методическими подходами к изучению произведений древнерусской литературы, чем достигают таких важных параметров мотивации, как «погружение в изучаемую эпоху», понимание мировоззрения автора и героя произведений древнерусской литературы, сформированность теоретико-литературных понятий, касающихся этого периода русской словесности.
В заключении к диссертации, обобщая теоретические положения и опытно-экспериментальную работу, мы приходим к следующим выводам.
1. На основании изученной философско-эстетической, литературоведческой и психолого-педагогической литературы можно утверждать, что восстановление функций российской школы как инструмента наследования и развития культуры в новых поколениях требует возвращения школьного образования на родную почву, преодоления последствий его односторонней идеологизации в прошлом, восстановления культуроосообразности, природоосообразности, национально-культурной идентичности учебно-воспитательной деятельности.
2. В процессе разработки универсальных методов интерпретации произведений древнерусской литературы для современных школьников стала очевидной задача сохранения содержания гуманитарного образования, в результате решения которой возможно восстановление пробелов знаний в филологической, исторической, искусствоведческой и философской областях.
3. В исследовании доказано, что изучение древнерусской литературы дает понятие об этнических, религиозных, социальных объектах, знакомит с землей, окружающей средой, историческими и культурными памятниками.
4. Исследование подтвердило, что главной особенностью древнерусской литературы является синкретичность, включающая в себя синтезированное знание по разным видам русского средневекового искусства.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Т.С.Шмагина, A.M. Сергеева'. Программа интегративного курса «Отечественная художественная культура». Для 7-8 классов школ с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла.// Программы предметов эстетического цикла. - М.: МИРОС, 1996. - 2 п.л.; (доля авторского участия - 1 пл.)
2. А.М. Сергеева, Т.С. Шмагина. История Москвы в музыкальных памятниках русских композиторов. Интегрированная программа.// Комплект общеобразовательных программ по искусству. - М.: МИПКРО, 1996. - 0,3 п.л. (доля авторского участия - 0,1 п.л.)
3. А.М. Сергеева, Т.С. Шмагина. Прогулки по музыкальной Москве. Экспериментальное учебное пособие для старших классов. - М.: МИРОС, 1997. - 5 п.л. (доля авторского участия - 2,5 пл.)
4. А.М. Сергеева, Т.С. Шмагина. Отечественная художественная культура в школе: Методические материалы. - М.: МИРОС, 1998. - 7 пл. (доля авторского участия - 3,5 п.л.)
5. A.M. Кружалова. Двунадесятые праздники. Сретение. Благовещение. // Искусство в школе. 2002. № 1. - 0,3 п.л.
6. A.M. Кружалова. Двунадесятые праздники. Вход Господень в Иерусалим. Пасха. // Искусство в школе. 2002. № 2. - 0,3 пл.
7. A.M. Кружалова. Прогулка по залам Государственного Литературного музея.// Русская словесность. 2002. № 6. - 0,3 пл.
8. A.M. Кружалова. Государственный Литературный музей. «Москва на все времена». Документальный сериал. - НПО «Образование в третьем тысячелетии». Выход серии в эфир - 8 сентября, 2002 года, ТВЦ, 07:35.
9. A.M. Кружалова, Т.С. Шмагина. Образы и сюжеты средневековья. Музыкальный альбом. // М.: МИОО, 2003. - 5 пл. (доля авторского участия - 2,5 пл.)
1 До 1999 года фамилия диссертанта - Сергеева A.M. (фамилия изменена в связи с замужеством).
19
10. А.М. Кружалова. О преподавании древнерусской литературы в школе.// Русская словесность. 2005. № 2. - 0,3 п.л.
11. А.М. Кружалова, Т.С. Шмагина. «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь». Методический сборник ученических проектов. - М.: МИОО, 2005. - 7,5 п.л. (доля авторского участия - 4 п.л.)
Отпечатано в ООО «Компания Спутник+» ПД № 1-00007 от 25.09.2000 г. Подписано в печать 19.04.06 Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1,25 Печать авторефератов (095) 730-47-74,778-45-60
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кружалова, Анастасия Михайловна, 2006 год
Введение.
Глава I. Идейно-художественные особенности изучения древнерусской литературы.
§ 1. Место древнерусской литературы в ряду мировых средневековых литератур.
§2. Анализ основных изучаемых образов, символов и тем древнерусской литературы.
§3. Анализ современной ситуации преподавания основ древнерусской литературы в системе постдипломного образования учителя-словесника.
Выводы по I главе.
Глава II. Взаимодействие эстетического и этического аспектов в произведениях древнерусской литературы.
§ 1. Современные представления об этических и эстетических основах древнерусской литературы.
§2. Отражение эстетических категорий в произведениях древнерусской литературы.
Выводы по II главе.
Глава III. Организация экспериментальной работы.
§ 1. Курс «Отечественная художественная культура» как возможность взаимодействия учителя и ученика в воспитательном процессе.
§2. Основные положения курса «Древнерусская литература в контексте истории и культуры».
Выводы по III главе исследования.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя-словесника"
Изменения, произошедшие в нашей стране за истекшие два десятилетия, без преувеличения можно назвать революционными. Коснулись они не только политической и экономической сфер жизни нашего общества, но и произвели значительные пертурбации в общественном сознании. Фундаментальному пересмотру подверглись методологические основы гуманитарных наук. Многие положения материалистического подхода к изучению предметов гуманитарно-эстетического цикла оказались несостоятельными, изначально идеологически заданными. Поспешный отказ от прежней методологии породил методологический вакуум.
С течением времени научное сообщество начало преодолевать и со временем, возможно, преодолеет эти трудности, однако система школьного преподавания, традиционно базирующаяся в нашей стране на фундаментальном принципе научности, испытывала и продолжает испытывать значительные сложности. Разрушение старых методических схем ставит вопросы о принципах формирования учебных программ, отбора материала, его оценке и трактовке. В сложившихся условиях сверхбыстрого обновления содержания и методики преподавания гуманитарных предметов резко возрастает роль системы повышения квалификации и переподготовки работников образования в целом и учителей русского языка и литературы, мировой художественной культуры в частности.
• Помимо изменений методологического характера в условиях глобализирующегося мира выходят на первый план новые темы, требующие расставления новых акцентов, существенных изменений содержания образования. Акцент с поиска различий перемещается на поиски общего, повсеместно признается ценность созидательной деятельности, значимость для современного человека и общества тех высоких периодов истории и культуры, литературы, когда красота и добро были неразделимы, когда была абсолютной взаимосвязь духовного, нравственного и эстетического восприятия мира.
Разрушение идеологически фундированной системы общественного и школьного воспитания привело в современных условиях к очевидной необходимости усиления воспитательной составляющей российского школьного образования. Духовная атмосфера, в которой выросло поколение современных школьников, нередко способствовало формированию ложных ценностей, эгоистических и потребительских установок. Типичной приметой нашего времени стало отсутствие стойких нравственных идеалов и устремлений у значительной части детей и подростков, духовная дезориентация и дезадаптация молодежи. Образовательный процесс в школах нередко нацелен на то, чтобы расширить рамки учебных программ, дать учащимся как можно больше информации по основам наук, при этом упускается вопрос о методологическом основании, на котором должен строиться процесс обучения. Развитие интеллекта происходит в ущерб развития духовности. Возникает потребность устранить этот дисбаланс за счет расширения воспитательного компонента.
Однако еще со времен античности известно, что назидание, декларация нравственных принципов не приносит результатов. Наиболее продуктивным путем является обучение, «прививка» высоких нравственных принципов через постижение законов искусства в целом, литературных произведений, в частности. Древнерусская литература, как попытается доказать диссертант в своем исследовании, имеет огромный и невостребованный ресурс как воспитательного воздействия, так и эстетического, оставаясь значимой частью культуры и на современном этапе. Отдельные произведения древнерусской литературы включены во все региональные программы по литературе. Однако разрозненность и бессистемность подачи материала не дает представления о целостности курса, о духовно-нравственной специфике многомерного и многоаспектного древнерусского эстетического сознания. Все вышеперечисленное делает необходимым и актуальным пересмотр с новых методологических позиций такого раздела курса школьного литературного образования, как древнерусская литература.
Кроме оснований теоретического характера, хотелось бы отметить, что отечественная общеобразовательная школа стоит на пороге очень важного события. Достигнутый совсем недавно научно-методический консенсус по содержанию школьных курсов, закрепленный в новом Законе «О государственном стандарте общего образования», выраженный в новом Базисном учебном плане, с 1 сентября 2006 года начинает вступление в действие в большинстве регионов РФ.
Самым революционным изменением в системе школьного обучения становится введение двух принципиально различных уровней изучения предметов в старшей общеобразовательной школе: базового (упрощенного и общеобязательного) и профильного (углубленного по выбору учащегося).
Целью этих изменений является стремление перейти к специализированной подготовке учащихся по выбранному ими профилю и освобождение их от излишней информации по «непрофильным» предметам, путем изучения их в меньшем объеме в рамках сокращенных общеобразовательных программ.
Безусловно, изучение предметов гуманитарно-эстетического цикла, в частности литературы, в рамках профильной школы не будет массовым явлением, однако в классах и учебных учреждениях возникнет вакуум содержания, методологии и методики преподавания предмета, в частности и по разделу древнерусская литература.
Указывая на причины возникновения методологического вакуума, нельзя не упомянуть о подготовке учителя русского языка и литературы в педагогических ВУЗах. Анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература выявил, что студент - будущий учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы - изучает периодизацию, основные жанры и поэтику древнерусской литературы около 100 аудиторных часов. Количество часов явно недостаточно для овладения полнотой современных знаний о древнерусской литературе. Изучение этического и эстетического аспектов древнерусской литературы в основной образовательной программе ВУЗа не представлено. Таким образом, можно констатировать, что воспитательная функция древнерусской литературы не является составляющей частью образования будущего учителя-словесника. Следовательно, недостаток должен восполняться в курсе постдипломного образования, повышения квалификации педагога.
Разработка и представление данной темы в рамках системы повышения квалификации и переподготовки работников образования позволит предвосхитить ситуацию недостаточности знаний в области древнерусской литературы, продемонстрировать на примере одной темы новые методологические подходы, сформировать и отработать методические схемы и приемы, указать новые пути расширения и углубления изучения предмета на профильном уровне.
Таким образом, актуальность заявленной темы исследования проявляется в:
• необходимости переосмысления с точки зрения современных методологических подходов традиционного содержания раздела древнерусская литература в школьном курсе литературного образования;
• систематизации подходов, способствующих формированию условий повышения эффективности духовно-нравственного воспитания школьников;
• необходимости разработки научно-методических основ для углубленного преподавания профильных курсов в условиях модернизации отечественной системы образования.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы данного исследования — изучение древнерусской литературы во взаимодействии эстетических и этических аспектов в рамках системы постдипломного образования учителя русского языка и литературы.
Объект исследования — повышение квалификации учителей русского языка и литературы и гуманитарно-эстетического цикла в современных условиях развития образования.
Предмет исследования — процесс изучения древнерусской литературы во взаимодействии эстетического и этического аспектов.
Цель исследования — разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических подходов, методов и средств введения изучения основ древнерусской культуры в систему повышения квалификации учителя-словесника.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить философско-эстетическую, литературоведческую, психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2. Разработать универсальные методы интерпретации произведений древнерусской литературы для современных школьников с целью увеличения интереса к литературе, истории и культуре изучаемого периода.
3. Выявить воздействие эстетического и этического начал в произведениях древнерусской литературы на духовно-нравственное развитие личности педагога и ученика.
4. Определить и экспериментально проверить наиболее эффективные факторы и условия преподавания древнерусской литературы в системе постдипломного образования учителей русского языка и литературы с целью повышения общей культуры учителя, его комментарийной культуры, развития личности учителя, обоснования чувств патриотизма и учительской гражданской ответственности перед обществом за судьбы молодого поколения.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что изучение курса «Древнерусская литература в контексте истории и культуры» в системе повышения квалификации учителя-словесника, учитывая современные требования по модернизации образования, будет успешным при условиях:
- рассмотрения древнерусской литературы как сферы нравственного воздействия на личность, как ступени к постижению духовности; - теоретического обоснования отбора произведений древнерусской литературы, в которых особенно наглядно проявилось взаимодействие этического и эстетического аспектов;
- разработки и педагогического обоснования курса «Древнерусская литература в контексте истории и культуры» как важного фактора повышения квалификации учителя-словесника.
Методологической основой исследования явились: философские учения о единстве теории и практики, единстве формы и содержания; концепции древнерусской культуры и эстетики Д.С. Лихачева, С.С. Аверинцева, В.В. Бычкова, М.Н. Громова, A.M. Панченко, А.Н. Робинсона, В.Н. Топорова; философская и психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и идея развития личности Л.С. Выготского; теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, концепция психологии искусства А.А. Мелик-Пашаева; методология научных педагогических исследований, получившая свое выражение в публикациях М.Н. Скаткина, И .Я. Лернера, М.И. Махмутова.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: - теоретический анализ философской, исторической, педагогической, психологической и культурологической литературы;
- изучение и обобщение опыта педагогов в системе повышения квалификации учителей русского языка и литературы;
- беседы, анкетирование и интервьюирование;
- метод экспериментального наблюдения;
- анализ материалов работы со слушателями курсов.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. впервые в профессиональной деятельности учителя-словесника определен новый подход к литературному образованию, в котором древнерусская литература предстает как система гуманистического, исторического мировоззрения, как традиция отечественной культуры;
2. разработаны теоретические основы курса древнерусской литературы как эффективного направления в культурном и историческом контекстах, ядром которого является взаимодействие эстетического и этического аспектов;
3. выявлено единство светского и религиозного мировоззрения в древнерусской культуре, определяющее необходимые атрибуты современного общественного сознания.
Теоретическая значимость исследования.
1. Сформулированы отличительные черты поэтики древнерусской литературы: синкретизм, софийность, каноничность, религиозная традиционность.
2. Христианский символизм определен как познавательный метод древнерусского искусства.
3. Выявлены и подтверждены взаимодействие и взаимосвязь эстетического и этического аспектов в анализе произведений древнерусской литературы.
4. Уточнены и обоснованы понятия «духовность», «ментальность», «церковность» в отношении образов и сюжетов произведений древнерусской литературы, где эти понятия становятся категориями интерпретации текстов.
Практическая значимость исследования.
1. Разработана универсальная технология анализа произведений древнерусской литературы по трем критериям, соблюдение которых не только позволяет корректно интерпретировать изучаемый текст, но и ориентирует читателя на связь исторического и современного, традиционного и новаторского в русской литературе в целом.
2. Сформулированы основные способы повышения мотивации в обучении взрослых, которые являются необходимым условием эффективного развития и восполнения общей культуры педагогов, их комментарийной культуры.
3. Результаты исследования могут быть использованы при корректировке курсов повышения квалификации учителей гуманитарно-эстетического цикла, при создании новых поколений учебных программ и учебной литературы в системе повышения квалификации учителей, особенно по предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, в курсах лекций по педагогике и инновационным технологиям в педагогических вузах.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена опорой на результаты современных исследований по философии, эстетике, педагогике и психологии, культурологии и искусству; адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам; подтверждается экспериментальными данными, полученными в ходе исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 1995 по 2005 годы.
I этап (1995-1997 гг.) - накопление опыта работы по программе «Отечественная художественная культура» в системе повышения квалификации учителей гуманитарно-эстетического цикла.
II этап (1998-1999 гг.) - разработка концепции школы, взявшей программу «Отечественная художественная культура» как системообразующую воспитательной работы.
III этап (2000-2002 гг.) - разработка и апробация курса «Древнерусская литература в контексте истории и культуры» как части системы повышения квалификации учителя-словесника.
IV этап (2002-2005 гг.) - уточнение теоретических и методических положений исследования. Анализ и обобщение материалов, собранных в процессе исследования. Написание текста диссертации и его литературная обработка.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях и семинарах по проблемам содержания курсов повышения квалификации в МИОО, на заседаниях кафедры методики преподавания русского языка, литературы и мировой художественной культуры МИОО, в лаборатории литературы и на заседаниях Ученого совета Института художественного образования Российской академии образования. Материалы исследования внедрены в практику курсов повышения квалификации, также в виде опубликованных программ и методических пособий. За разработку концепции развития и совершенствования курсов повышения квалификации учителей гуманитарно-эстетического цикла диссертант удостоена премии Правительства Москвы «Грант Москвы» в области гуманитарных наук за 2002 год.
Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы Московского института открытого образования (далее - МИОО), учителей гуманитарно-эстетического цикла Московского института развития образовательных систем (далее - МИРОС), а также в педагогических коллективах школ № 1542 Западного административного округа (далее — ЗАО), негосударственном образовательном учреждении (далее - НОУ) «Традиционная гимназия» Центрального административного округа (далее - ЦАО) г. Москвы.
На защиту выносятся следующие положения:
Совершенствование профессиональной подготовки учителя-словесника в современной социокультурной ситуации необходимо реализовывать на основе эстетического и этического потенциала древнерусской литературы.
Древнерусская литература в системе постдипломного образования должна прежде всего быть средством формирования духовно-нравственного облика педагога, повышения общей культуры учителя.
Курс «Древнерусская литература в контексте истории и культуры» позволяет актуализировать профессиональные умения педагога-словесника в процессе интерпретации текстов произведений по разработанной технологии анализа.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений (обзор Интернет-ресурсов по древнерусской литературе и авторская интегративная программа «Отечественная художественная культура»).
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по III главе исследования.
Эксперимент, проводимый с 1996 года диссертантом в гимназии № 1542 и на курсах повышения квалификации в МИРОСе и МИОО, показал глубокую заинтересованность учителей русского языка и литературы и гуманитарно-эстетического цикла в изучении древнерусской литературы; высокую степень востребованности новых методических приемов в изучении произведений отечественной литературы XI-XVII веков.
Опытно-экспериментальная работа позволила подтвердить результаты, полученные в ходе знакомства с курсом «Древнерусская литература в контексте истории и культуры» в среде учителей-словесников не только г. Москвы, но также и Московской области. Необходимо отметить и тот факт, что по окончании обучения, в процессе финального анкетирования, выяснилось повышение ряда профессиональных компетенций у учителей, в частности их комментарийной культуры. Опытным путем был зафиксирован перенос полученной учителями информации в практику их преподавания. Все условия жизни детей в обществе, в школе, в семье, способствуют формированию у школьников понятий морали. Развитие нравственного поведения учащихся во многом зависит от мнения окружающих их людей. Поэтому обсуждение в коллективе сверстников (в данном случае, в классе) высоконравственных поступков героев древнерусской литературы принесет значительно больше пользы, нежели индивидуальное наставление или монолог родителя или учителя. Еще более эффективным будет соединение моральной стороны поступка героя с эстетической: ведь в древнерусской литературе поступивший по совести поступил красиво. Установление взаимосвязи между хорошо -красиво, плохо - уродливо на каждом уроке литературы (и не только древнерусской), обсуждение ее в школьном коллективе при большом количестве участников обязательно принесет свои положительные результаты, научит соотносить эти категории и в ежедневных поступках, заставит думать о родителях, сверстниках и т.д.
Не стоит забывать и о том, что большое значение в формировании у школьников моральных понятий имеет подражание в нравственных суждениях и поведении. Особое место занимает подражание наглядным образам-идеалам, с которыми связывается содержание моральных понятий. Образ оказывается чувственным, наглядным носителем понятия, «ориентиром» морального поведения. Этими образами-идеалами могут становиться все без исключения герои древнерусской литературы.
Таким образом, можно утверждать, что воспитательный потенциал древнерусской литературы совершенно недостаточно задействован в современной школе, несмотря на реальную возможность помощи его в разрешении накопившихся у современного общества проблем.
Заключение.
История древнерусской литературы, насчитывающей без малого семь веков, предстает перед читателями как последовательная эволюция жанровых форм и стилей. Русская средневековая словесность, хотя и связанная с каноном и строгим регламентом и нормативными правилами, не была застывшей и неизменной. С XI по XVII века отечественная книжность пришла к открытию самоценности художественного освоения действительности.
Средневековая культура была первоначально синкретичной. Все сферы познавательной и творческой деятельности были слиты, объединены общими религиозными представлениями. Христианский символизм как познавательный метод древнерусского искусства слова в равной мере характерен и для других сфер общественного сознания: религиозного изобразительного искусства, естественнонаучных представлений, исторической мысли и т.д.
Восстановление функций российской школы как инструмента наследования и развития культуры в новых поколениях требует не просто отвлеченного знакомства школьников с традиционной духовной культурой своего народа. Это процесс возвращения школьного образования на родную почву, преодоление последствий его односторонней идеологизации в прошлом, восстановление культуроосообразности, природоосообразности, национально-культурной идентичности учебно-воспитательной деятельности. Здесь не имеется в виду сугубо религиозное образование. Изучение древнерусского искусства и литературы как одной из главных его составляющих отвечает всем требованиям, о которых сказано выше. Литература - предмет гуманитарный и духовно-нравственный. Она знакомит учащихся с мировоззренческими отношениями личности и взаимоотношениями личностей, причем даже современников с предками. Дает понятие об этнических, религиозных, социальных объектах, знакомит с землей, окружающей средой, историческими и культурными объектами, с Богом, духовными и нравственными категориями. Особую ценность представляет и то, что древнерусская литература сама обнаруживает те подлинные мировоззренческие и нравственные глубины, которые заложены в нее создателями произведений. Учителю следует лишь вчитаться самому и донести смысл до учащегося, не нужно ни большого количества дополнительных материалов, ни отдельного учебного времени.
Исходя из синкретичности как главной особенности древнерусской литературы, был составлен и апробирован учебно-тематический план курса «Древнерусская литература в контексте истории и культуры», включающий в себя синтезированное знание по разным видам русского средневекового искусства.
Среди всего множества образовательных проблем наиболее остро сейчас стоят следующие: снижение качества гуманитарного образования, прежде всего, по русскому языку и литературе, истории, искусству, духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание, социализация школьников и выпускников в российской культуре, адаптация в условиях социокультурного кризиса, распространение негативных явлений и негативной информации и сохранение единого образовательного пространства России. Все эти проблемы связаны с содержанием гуманитарного образования. Таким образом, представляется очевидным, что курс древнерусской литературы принадлежит одновременно и филологической области, и исторической, и искусствоведческой, и философской.
Подведем итоги. Что же может дать современным учащимся древнерусская литература?
1. знакомство с важнейшим этапом истории русской литературы и культуры;
2. представление о закономерностях и особенностях развития древнерусской художественной культуры в целом и отдельных видов искусств;
3. возможность видеть и анализировать явления культуры в их эволюции, развитии, взаимодействии, в контексте политических, богословских идей эпохи;
4. знакомство с системой эстетических и нравственных понятий Древней и Средневековой Руси, актуальных и в наши дни;
5. усвоение важнейших категорий истории культуры, которые необходимы при изучении и понимании литературы, живописи, архитектуры Нового времени;
6. овладение рядом теоретических понятий, связанных со спецификой средневековых текстов, стилей изобразительного искусства, мировоззрением, эстетическими представлениями эпохи;
7. на материале древнерусских литературных произведений, как правило, небольших по объему, школьники получают навык анализа литературного текста. Учатся анализировать сюжет и композицию литературного произведения, жанровую специфику, особенности стилистических средств, определять место произведения в историко-литературном процессе, в контексте эпохи и его роли в литературе нового времени.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кружалова, Анастасия Михайловна, Москва
1. Абрамов А.И. Эстетические и познавательные функции древнерусскойлитературы. // Философско-эстетические проблемы древнерусской культуры. Сб. статей в 2х частях. Часть 1. М., 1987. - С. 67-87.
2. Абрамов Д.М. История средних веков. Восточнохристианские государствав эпоху IX-XVI веков. Ученые записки Московского Культурологического Лицея № 1310, 2002. С. 36-99.
3. Аверинцев С.С. Средние века. // Идеи эстетического воспитания. Т.1.
4. Античность. Средние века. Возрождение. М., 1973. - С. 231-247.
5. Агапкина Т.А., Топорков А.Л. Материалы по славянскому язычествудревнерусские свидетельства о почитании деревьев). // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. - С. 224-235.
6. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974.-С. 8-19.
7. Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля древней Руси. Л.,1947.- 188 с.
8. Анисимова О.М. Представления о правде, любви, добре в древнерусскихпамятниках XII XIII веков. // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 1. XI-XVI века. - М., 1989. - С. 207 - 230.
9. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособиедля учащ. пед. колледжей и студентов ВУЗов: В 2-х т. // М., АО «Аспект Пресс», 1994. 400 е., 352 с.
10. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.,1981.-430 с.
11. Баженова А.А. Типический характер как эстетическая категория. //
12. Эстетика. Категории и искусство. Сборник статей. М., 1965. - С. 39-66
13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 491 с.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 427 с.
15. Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVIвв.-Мюнхен, 1991.-235 с.
16. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство.1. Спб., 2001.-352 с.
17. Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. М.,1977. 198 с.
18. Бычков В.В. Литература как выразитель эстетического сознания Древней
19. Руси. // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. - С. 129-135.
20. Бычков В.В. Софийность древнерусского эстетического сознания. //
21. Социально-культурные контакты искусства. Историко-эстетический анализ.-М., 1987.-С. 86-103.
22. Бычков В.В. Феномен древнерусского эстетического сознания. //
23. Утренняя звезда. № 1.-М., 1993.-С. 221-236.
24. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М., 1988.
25. Василий Кесарийский. О том, какую пользу могут получить молодыелюди из языческих книг. // Идеи эстетического воспитания. Т.1 Античность. Средние века. Возрождение. М., 1973. - С. 255-256.
26. Введение в литературоведение: Учебное пособие/ Л.В. Чернец, В.Е.
27. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. - 680 с.
28. Велецкая Н.Н. О роли фольклора в изучении славянских древностей. //
29. Средневековая Русь. М., 1976. - С. 18-25.
30. Водовозов В.И. Древняя русская литература от начала грамотности до
31. Ломоносова. СПб., 1872. - 124 с.
32. Георгиевский П.Е. Руководство к изучению русской словесности,содержащее общие понятия об изящных искусствах, теорию красноречия, пиитику и краткую историю литературы. В 4 частях. -СПб., 1836.
33. Греч Н.И. Опыт краткой истории русской литературы. СПб., 1822. - 394с.
34. Громачевский А. О религиозно-нравственном воспитании,применительно к современным потребностям общества. Спб., 1869.-253 с.
35. Громов М.Н. Образ Софии Премудрости в Древней Руси. // Философскоэстетические проблемы древнерусской культуры. Сб. статей в 2х частях. Часть 1. -М., 1987. С. 24-43.
36. Громов П.Т. Некоторые вопросы нравственного воспитания в курседревнерусской литературы. // Литература Древней Руси. Л., 1981. -С. 148-158.
37. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. - 318 с.
38. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православнойкультуры. М., 2004. - 456 с.
39. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. М., 1988.953 с.
40. Демин А.С. Художественные миры древнерусской литературы. М.,1993.-423 с.
41. Демкова Н.С. Средневековая русская литература: Поэтика,интерпретация, источники. СПб., 1997.
42. Державина О.А. Древняя Русь в русской литературе XIX века: сюжеты иобразы древнерусской литературы в творчестве писателей XIX века. -М., 1990.-416 с.
43. Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991. - 348 с.
44. Древнерусская литература. XI-XVII вв.: Учебное пособие для студ.1. ВУЗов.-М., 2003.-448 с.
45. Древняя Русь: история искусство. // Вопросы истории. 1967. № 2.
46. Духовная культура Древней Руси. // Вопросы истории. 1972. № 9.
47. Елеонская А.С. «Слово о полку Игореве» в русской школе XIX-h.XX в.//
48. Слово.-М., 1987.-С. 163-175.
49. Елеонская А.С. «Слово о полку Игореве» в советской школе (из историиизучения).// Слово. М., 1988. - С. 416-428.
50. Еремин И.П. Литература Древней Руси. М., 1966. - 263 с.
51. Журова Л.И. Изучение произведений фольклора и древнерусскойлитературы в школе. Барнаул, 1989. - 160 с.
52. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.)1. Л., 1987.-246 с.
53. Зеньковский В. Проблема воспитания в свете христианскойантропологии. М., 1993. - 172 с.
54. Каравашкин А.В., Трофимова Н.В. Древнерусская литература:
55. Практикум для студентов-филологов. М.,1998. - 62 с.
56. Киященко Н. Героическое как категория эстетики. // Эстетика. Категориии искусство. Сборник статей. М., 1965. - С. 88-107
57. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. - 366с.
58. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. / Под ред. В.Л. Янина. М.,1. Мысль. 1987.
59. Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М.,1984.-448 с.
60. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебник. М.,1994.-378 с.
61. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М., 1979.245 с.
62. Культура Древней Руси. М., 1966. - 654 с.
63. Кусков В.В. История древнерусской литературы: Учебник дляфилол.спец. ВУЗов. М., 1989. - 304 с.
64. Кусков В.В. Эстетика идеальной жизни. М., 2000. - 347 с.
65. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. - 213с.
66. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе: Пособие дляучителя и учащихся. М., 2001.-316 с.
67. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник. М., 1994.336 с.
68. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.
69. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. М., 2003 - 1600 стб.
70. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986.405 с.
71. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. - 357 с.
72. Лихачев Д.С. Стилеформирующая доминанта древнерусскогодомонгольского искусства и литературы. // Средневековая Русь. -М., 1976.-С. 131-134.
73. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. // Избранные работы. В
74. Зхтомах. Т.З.-Л., 1987.-С. 3-164.
75. Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси. // Избранные работы. В Зх томах. Т.2.-Л., 1987.-С. 343-417.
76. Малинин В.А. О становлении и структуре философского знания в
77. Древней Руси. // У истоков философии культур. Киев, 1983. - С. 26-35
78. Мамонова И.В. Формирование представлений о жанровом своеобразиидревнерусской литературы у учащихся 5-9 классов средней школы.// Диссертация на соискание ученой степени канд.пед.наук по спец. 13.00.02.-М., 2001г.
79. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань,1972.-222 с.
80. Мелехова Г.Н. Православная традиция в художественном творчестве иобщественной мысли (XIX-XX вв.) Хрестоматия к курсу «История культуры России». В 2х выпусках. М., 2002. - 271, 212 с.
81. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. М., 2005. - 848 с.
82. Никольский Н.К. О древнерусском христианстве. // Русская мысль. 1913.1. Кн. 6.-С. 12-14.
83. Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Психологические принципыэстетического развития детей и проблемы эстетического воспитания. // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 153
84. Образ Софии Премудрости Божией как символ Древней Руси. //
85. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII веков. -М., 1996.-С. 46-56.
86. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании. М., 1908. - 79с.
87. Охотникова В.И. Древнерусская литература: Учебник для 5-9 классовобщеобразовательных учреждений. Под ред. Творогова О.В. -• М.,1997. -224 с.
88. Памятники литературы Древней Руси. В 12 книгах. XI-XVII вв. / Сост. Иобщая ред. JT.A. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М., 1978-1986 гг.
89. Панченко A.M. О русской истории и культуре. СПб., 2000. - 464 с.
90. Пауткин А.А. Характеристика личности в летописных княжескихнекрологах. // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 1. XI-XVI века.-М., 1989.-С. 231-246
91. Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русскойземли IX-XVI вв. М., 2002. - 480 с.
92. Пиккио Р. История древнерусской литературы. М., 2002. - 352 с.
93. Пилюгина Н.Б., Любимова Т.Б. Реконструкция прошлого культурысредствами эстетики: возможности и границы. // Философско-эстетические проблемы древнерусской культуры. Сб. статей в 2х частях. Часть 2.-М., 1988.-С. 132-143.
94. Пилюгина Н.Б. Эстетические идеи Древней Руси и современность. //
95. Эстетический идеал и современность. -М., 1986. С. 107-129.
96. Полное собрание сочинений Гоголя Н.В. -М., 1910.
97. Приселков М.Д. Борьба двух мировоззрений. // Россия и Запад.
98. Исторический сборник под ред. Злозерского. Т.1. Пг., 1923. - С. 36-56.
99. Программа литературного образования для общеобразовательныхучреждений. 5-11 классы. Под ред. А.И. Княжицкого. М., 2000. -176 с.
100. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 кл. / Сост. Т.А.
101. Калганова. М.: Дрофа, 2002. - 320 с.
102. Прокофьев Н.И. Нравственно-эстетические искания в литературе эпохи
103. Куликовской битвы. // Литература Древней Руси. Вып. 4. М., 1983. -С. 3-18.
104. Прокофьев Н.И. Хождения как форма древнерусской литературы. //
105. Литература Древней Руси и XVIII век. Ученые записки № 363 МГПИ им. Ленина. М., 1970. - С. 5-19.
106. Путь на Маковец: Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания
107. Премудрого: Учебное пособие для уч-ся среднего и старшего возраста/ Сост. Н.В. Давыдова. М., 1993.- 176 с.
108. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. СПб., 1999. - 432 с.
109. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 17 т. М., 1995.
110. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессесредневековья XI-XIII веков. Очерки литературно-исторической типологии. М., 1980.- 336 с.
111. Рубинштейн М.М. Эстетическое воспитание детей. -М., 1917. 153 с.
112. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.
113. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988. - 782 с.
114. Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России:
115. Исторические очерки. М., 2002. - 496 с.
116. Семичастнов Ю.И. Социально-педагогические основысовершенствования профессионального образования.// Диссертация на соискание ученой степени канд.пед.наук по спец. 13.00.08 М., 1999 г.
117. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: Впомощь начинающему исследователю. М., 1986. - 314 с.
118. Соловьева О.О. Изучение произведения с учетом роли христианских идейи образов в художественном мире писателя.// Диссертация на соискание ученой степени канд.пед.наук по спец. 13.00.02 М., 2001 г.
119. Сперанский М.Н. История древней русской литературы. СПб., 2002.544 с.
120. Станчев К. Эстетические представления и взгляды южных славян. //
121. Философско-эстетические проблемы древнерусской культуры. Сб.статей в 2х частях. Часть 1. М., 1987. - С. 7-24.
122. Стафеев Г.И. Древнерусская литература. Пособие для учителя. М.,1963.
123. Творогов О.В. Древняя Русь. События и люди. СПб., 1994. - 216 с.
124. Творогов О.В. Древнерусская литература и ее роль в патриотическомвоспитании. JL, 1985. - 259 с.
125. Творогов О.В. Древнерусская литература. Пособие для учителя. М.,1981.
126. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. В 2-х т.- М„ 1995, 1998. 874 е., 863 с.
127. Федеральный компонент государственного стандарта общегообразования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования РФ. М., 2004. -221 с.
128. Федеральный компонент государственного стандарта общегообразования. Часть И. Среднее (полное) общее образование. / Министерство образования РФ. М., 2004. - 266 с.
129. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.
130. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII веков.1. М., 1996.
131. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. М.,1997.-430 с.
132. Чупахина H.JI. Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитанияв церковно-приходской школе России второй половины XIX века.//Диссертация на соискание ученой степени канд.пед.наук по спец. 13.00.01 -М., 1999 г.
133. Шохин К.В. Очерк истории развития эстетической мысли в России.
134. Древнерусская эстетика XI-XVII вв.) М., 1963. - 426 с. 112. Эстетика и искусство. Из истории домарксистской эстетической мысли. -М., 1966.-367 с.
135. Эстетика. Учебное пособие. Под ред. Радугина А.А. М., 2000. - С. 7476
136. Эстетический опыт личности как условие освоения культуры вобразовательном процессе школы и ВУЗа. Сборник научных трудов. ИХО РАО; Владимирский государственный педагогический ун-тет. -М., 2003.-206 с.
137. Эстетическое сознание Древней Руси. // Художественно-эстетическаякультура Древней Руси XI-XVII веков. М., 1996. - С. 15- 45.
138. Юрганов A.JI. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.-448 с.