Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Гребенников, Константин Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Воронеж
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гребенников, Константин Александрович, 2002 год

Введение.

Глава 1. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в области дизайна в концепции новых информационных технологий.

1.1. Становление современного дизайна в новой парадигме образования.

1.2. Анализ концептуальных подходов к использованию компьютерных технологий в условиях современного дизайн-образования.

Глава 2. Педагогическая модель комплексного интегративного использования компьютерной графики в профессиональной подготовке специалистов-дизайнеров.

2.1. Проектирование педагогической модели применения компьютерной графики в условиях обучающих технологий профессиональной подготовки дизайнеров в средних профессиональных учебных заведениях.

2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации инструментально-алгоритмических педагогических способов и средств компьютерной графики в интеграции дисциплин общепрофессионального цикла специальности «Дизайн».

Введение диссертации по педагогике, на тему "Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров"

В настоящее время наблюдается активный процесс развития информатизации, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Информатизация общества, с одной стороны, позволяет удовлетворить информационные потребности отдельной личности, а с другой, -означает, что вновь созданная информация становится достоянием всего человечества, способствует демократизации общественной жизни, созданию «открытого общества», фундаментальным ресурсом человеческой деятельности, главной ценностью социума.

Информатизация современного общества привела к изменению характера профессиональной деятельности на основе внедрения в нее новых информационных технологий (НИТ), в связи с этим изменился подход к подготовке специалиста в разных сферах профессиональной деятельности. Следует отметить, что в последнее время наблюдаются определенные преобразования и в сфере художественно-проектной деятельности (дизайна), связанные как с активной интеграцией НИТ в сложившуюся структуру профессиональной деятельности дизайнера, так и с появлением новых видов дизайна, обусловленных современным уровнем развития НИТ, таких, как дизайн интерфейса, web-дизайн и др. Изменения в структуре профессиональной деятельности дизайнеров соответственно влекут за собой определенные новые требования к системе профессионального образования в области дизайна.

Между тем, результаты анализа состояния дизайн-образования, проведенного нами, показывают, что положение дел в системе образования в области художественно-проектного творчества (дизайна) сегодня далеко от совершенства. С одной стороны, программы подготовки специалистов в традиционных дизайнерских вузах и в системе среднего профессионального образования ориентированы на сложившиеся стереотипы практической деятельности. С другой стороны, появляющиеся и действующие на рынке дизайнерских услуг организации испытывают острую потребность в квалифицированных кадрах. Поэтому в настоящий момент чрезвычайно актуальны поиски инновационных путей эффективного решения этих проблем. Все более активное проникновение в сферу дизайна новых информационных технологий, появление новых отраслей дизайна требует пересмотра состояния дизайн-образования. Особенно остро встает вопрос поиска новых концептуальных подходов к использованию НИТ в дизайн-образовании, создания соответствующих требованиям нашего времени технологий преподавания учебных дисциплин, новых методов, приемов и форм обучения. В этих условиях перед средним профессиональным образованием по специальности «Дизайн» остро стоит задача подготовки специалистов к профессиональной деятельности с использованием НИТ.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, проведенный исследователями, показывает возможности использования НИТ в профессиональном образовании при соблюдении следующих условий: гуманизация общего профессионального образования и воспитания; создание новых адекватных технологий обучения для развития интеллектуальных и творческих способностей студентов и творческого труда преподавателей; пересмотр содержания учебных дисциплин профессионального образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники в их предметной области (Р.Ф. Абдеев, О. И. Агапова, А. В. Боресков, М.Ю. Бухаркина, B.C. Гершун-ский, В.В. Годин, J1. Г. Головко, Л.А. Залогова, А.И. Каптерев, А.Ю. Кравцова, Н.В. Макарова, Е.И. Машбиц, А.В. Могилев, Н. Петрова, Е.С. Полат и др.)

Проведенный нами теоретический и практический анализ позволил выделить следующие противоречия:

- между высокими требованиями, предъявляемыми к профессиональным качествам дизайнера и уровнем современного дизайн-образования в системе новых информационных технологий;

- между возросшей социальной потребностью в специалистах-дизайнерах с высоким уровнем профессионализма, способных работать в условиях НИТ, и отсутствием адекватных средств, методов и форм обучения, при помощи которых осуществляется их профессиональная подготовка;

- между все активнее внедряющимися в жизнь человека технологиями компьютерной графики и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ использования их в процессе профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров.

Решение перечисленных выше противоречий невозможно без использования новых информационных технологий в образовании, среди которых в настоящее время ведущую роль занимает компьютерная графика. Внедрение компьютерной графики в профессиональное образование обусловлено, с одной стороны, потребностями в специалистах, способных работать в условиях информатизации общества, с другой стороны, внедрением информационных технологий в образование в целом.

Общая проблема исследования состоит в необходимости разработки педагогических условий для использования новых информационных технологий в сфере современного дизайн-образования.

Цель исследования - выявить, обосновать и проверить педагогические и технологические подходы к использованию компьютерной графики в процессе преподавания дисциплин общепрофессионального цикла среднего профессионального образования по специальности «Дизайн» (0514).

Объект исследования - профессиональная подготовка специалистов-дизайнеров в условиях новых информационных технологий с использованием средств компьютерной графики.

Предмет исследования - процесс использования компьютерной графики при подготовке специалистов-дизайнеров в учреждениях среднего профессионального образования.

Задачи исследования: проанализировать теоретическое состояние проблемы и обосновать методологические подходы к становлению современного дизайна и технологическую основу процесса применения новых информационных технологий в дизайн-образовании; разработать педагогическую модель применения компьютерной графики в системе интеграции дисциплин общего профессионального цикла по подготовке специалистов-дизайнеров на основе Государственного образовательного стандарта специальности «Дизайн» (0514) и обосновать условия ее реализации; определить и экспериментально апробировать инструментально-алгоритмические способы применения компьютерной графики при подготовке специалистов-дизайнеров (на примере преподавания дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Композиция»).

Гипотеза исследования: уровень качества знаний студентов в профессиональной подготовке специалистов-дизайнеров при использовании компьютерной графики в системе новых информационных технологий повысится, если будут выполнены следующие условия:

- будут разработаны технологические подходы к использованию современных педагогических технологий компьютерной графики в профессиональной подготовке дизайнеров и обеспечена их реализация в учебном процессе учреждений среднего профессионального образования;

- при введении в учебный процесс компьютерной графики на основе интеграции дисциплин общепрофессионального цикла будут разработаны и научно обоснованы цели, структура и содержание профессиональной подготовки дизайнеров в учреждениях среднего профессионального образования;

- будет разработана и реализована модель обучения, которая обеспечит активное включение студентов в процесс усвоения компьютерной графики в интеграции дисциплин общепрофессионального цикла по специальности.

Методологическую основу исследования составляют:

- культурологические и психолого-педагогические модели системно-технологического обеспечения процессов внедрения новых информационных технологий в систему современного образования (B.C. Лобанов, Е.С. Полат, А.И. Федоров и др.);

- целостный системно-деятельностный подход к типологизации видов и областей дизайна в логике технологического развития постиндустриальной эпохи в структуре социальной деятельности человека (О.И. Генисаретский, Е.В. Жердев, К.А. Кондратьева, В. Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкий и др.);

- историко-технологический подход к изучению основных исторических этапов формообразования в развитии дизайн-образования и изучение научно-методических подходов к комплексному применению компьютерной графики в профессиональной подготовке специалистов-дизайнеров (Н.В. Воронов, К. Кантор, Л.Б. Переверзев, Н. П. Петрова, В.И. Пузанов, В. Ф. Сидоренко, Х.Г. Тхагапсоев и др.);

- педагогические концепции базовой культуры и творческого развития личности в процессе образования профессионально и социально компетентных специалистов (И.А. Зимняя, Е.А. Климов, Н.Ф. Маслова, В.А. Сласте-нин, Е.П. Белозерцев, Э.В. Паничева, В.П. Кузовлев, А.А. Деркач, Н.К. Шабанов, Е.Н. Шиянов, В.Е. Медведев и другие);

- идеи акмеолого-развивающих технологий в условиях профессиональной подготовки специалистов среднего и высшего профессионального образования (В.И. Боголюбов, А.А. Деркач, В .Я. Ляудис, В.П. Беспалько, В.М. Жураковский, П.Ф. Анисимов, Н.В. Кузьмина и другие)

В процессе исследования применен комплекс методов: теоретический анализ культурологической, искусствоведческой, педагогической литературы по проблеме использования компьютерных технологий в учебном процессе; изучение директивных документов Министерства образования РФ по активизации использования информационных технологий в образовательных учреждениях разного типа и уровня и анализ программ Государственного стандарта высшего и среднего профессионального образования (ГОС) по специальности «Дизайн» (0514); изучение материалов всемирной сети Интернет по проблеме новых информационных технологий в жизни человека, профессиональной деятельности и образовании; анализ программных продуктов компьютерной графики, применяемых в профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров; методы педагогического моделирования образовательных программ общего профессионального и специального циклов подготовки специалистов-дизайнеров; метод педагогического эксперимента; диагностические методы: включенное наблюдение, опросы в форме анкетирования, тестирование, анализ результатов творческой деятельности студентов при изучении компьютерной графики; статистико-математические методы (при обработке эмпирических данных).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись учреждения среднего профессионального образования: НОУ социально-педагогический колледж при ВГПУ и Алексеевский педагогический колледж (г. Алексеевка, Белгородской области) с 1997 по 2002 год. На различных этапах опытно-экспериментальной работы было охвачено около 400 студентов всех курсов. Исследование выполнялось в контексте идей и положений «Концепции развития социально-педагогического колледжа» и лаборатории по непрерывному образованию и апробации технологий обучения и воспитания при кафедре педагогики художественного и дошкольного образования ВГПУ.

Исследование проводилось с 1997 года по 2002 год и включало 3 этапа:

- на первом, теоретико-поисковом этапе (1997-1999 гг.), осуществлялся анализ состояния и степень теоретической разработки проблемы, определялась гипотеза, методология исследования, цели и задачи исследования при подготовке выпускной квалификационной работы на звание бакалавра образования «Компьютерная графика в живописи» (1998 г.); при подготовке и защите дипломного проекта по проблеме использования компьютерной графики в декоративно-прикладном искусстве (1999 г.) По результатам дипломной работы были разработаны методические рекомендации по использованию компьютерной графики в живописи и декоративно-прикладном искусстве для специализированных классов и средних профессиональных учебных заведений (социально-педагогический колледж и Алексеевский педагогический колледж); - на втором, опытно-экспериментальном этапе {1999-2001 гг.), уточня-г лись теоретические позиции по материалам исследования, разрабатывалась педагогическая модель использования компьютерной графики в интеграции дисциплин общепрофессионального блока - «Рисунок», «Живопись», «Композиция» по подготовке специалистов-дизайнеров на основе ГОС по специальности «Дизайн» (0514), разрабатывалась и реализовывалась программа исследования и инструментально-алгоритмические способы применения ^ компьютерной графики в процессе опытно-экспериментальной работы в подготовке специалистов-дизайнеров;

- на третьем, обобщающем этапе (2001-2002 гг.), проверялись инструментально-алгоритмические педагогические способы применения компьютерной графики в системе новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов; осуществлялись обобщение и систематизация полученных результатов, проверка и внедрение результатов V эксперимента в практику учебных заведений среднего профессионального образования города Воронежа и Белгородской области.

Степень новизны и теоретическая значимость исследования:

- проведен анализ современного состояния проблемы дизайн-образования в зарубежной и отечественной культурологической, искусствоу, ведческой и педагогической литературе;

- уточнено и конкретизировано понятие «дизайн» в новой парадигме образования и информационных технологий;

- выявлены особенности использования компьютерной графики в профессиональной подготовке специалистов-дизайнеров;

- разработана и экспериментально реализована педагогическая модель использования компьютерной графики на основе интеграции дисциплин общепрофессионального блока при подготовке специалистов-дизайнеров на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Дизайн» (0514);

- разработаны и экспериментально проверены на практике в учреждениях среднего профессионального образования инструментально-алгоритмические способы применения компьютерной графики в системе новых информационных технологий.

Практическая значимость исследования:

- разработаны образовательные программы по предмету «Компьютерная графика» для использования в учебном процессе подготовки специалистов-дизайнеров, являющиеся доступными для внедрения в учреждения среднего профессионального образования;

- внедрены в практику технологические карты, раскрывающие инструментально-алгоритмические способы включения компьютерной графики в профессиональную подготовку специалистов-дизайнеров на основе интеграции общепрофессионального блока дисциплин;

- обоснованы критерии отбора компьютерных графических редакторов с учетом содержания образовательных программ и квалификационных требований подготовки специалистов.

Достоверность полученных результатов и объективность выводов исследования обеспечиваются методологической основой использования новых информационных технологий в образовательных учреждениях и инструментально-алгоритмических способов применения компьютерной графики в процессе профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров; сравнительно-сопоставительным анализом качественно-количественных данных исследования использования компьютерной графики на основе интеграции дисциплин общепрофессионального блока; личным участием автора в опыт-но-экпериментальной работе в качестве преподавателя компьютерной графики и воспроизводимостью ее результатов в условиях учебного заведения среднего профессионального образования по специальности «Дизайн».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством использования авторских интегрированных программ в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования г. Воронежа и Белгородской области; участия автора в Региональной выставке по методике использования новых информационных технологий в образовательном процессе (г. Воронеж); выступлениях автора на научно-практических конференциях (г. Москва, С.-Петербург, Воронеж); отчетов на кафедре «Дизайн» «Института культуры и искусства» ВГПУ, работы в качестве преподавателя компьютерной графики. Внедрение результатов исследования в учебный процесс колледжа и отделения «Дизайн» «Института культуры и искусства» ВГПУ осуществлено в ВГПУ в 2000-2002 гг. в виде экспериментального курса «Компьютерная графика в системе новых информационных технологий» на основе преемственности программ подготовки специалистов-дизайнеров (колледж - вуз).

На защиту выносятся следующие положения:

- педагогическая модель применения компьютерной графики в образовательном процессе на основе интеграции дисциплин общепрофессионального цикла и ее практическая реализация в средних профессиональных учебных заведениях по специальности «Дизайн»;

- инструментально-алгоритмические способы и средства применения компьютерной графики в процессе профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров в интеграции дисциплин общепрофессионального цикла;

- образовательные программы для использования компьютерной графики в профессиональной подготовке, способствующие интенсификации среднего профессионального образования по специальности «Дизайн» (0514); - педагогические условия использования компьютерной графики, представляющие собой последовательность целевого, содержательного, технологического подходов, обеспечивающих эффективность подготовки специалистов-дизайнеров в учреждениях среднего профессионального образования.

Цель и задачи исследования, а также целесообразность изложения материала определили последовательность их решения и структуру диссертации: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что возможно включение компьютерной графики в структуру процесса обучения другим дисциплинам профессионального художественного цикла (эргономика, история искусств, дисциплины специализации и др.) с реализацией соответствующих технологий. При этом мы рекомендуем создавать интегрированные курсы компьютерной графики по следующей схеме:

1) Определение места компьютерной графики в структуре дисциплины в зависимости от иерархии целей и задач изучения данной дисциплины.

2) Выбор локальных целей обучения при использовании компьютерной графики.

3) Разбиение обучения на блоки с учетом локальных целей обучения.

4) Определение содержания курса, форм и методов преподавания.

5) Выбор программных средства на основе разработанных критериев.

6) Разработка соответствующих инструментально-алгоритмических средств и способов.

В процессе педагогических экспериментов и внедрения их результатов в дидактический процесс средних профессиональных учреждений проверена возможность экстраполяции созданных педагогических технологий на иные программные средства. Так, вместо программы векторной графики CorelDraw студенты работали в среде Adobe Illustrator и добивались тождественных результатов в реализации проектной деятельности. Это позволяет делать вывод о правильности подходов к реализации созданной нами модели интегрирования компьютерной графики и инструментально-алгоритмических средств и способов.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы доказывает, что технологическая реализация модели интегрирования компьютерной графики в сферу профессионального образования специалистов-дизайнеров на основе разработанных научно-методических подходов создает реальные условия для успешной профессиональной подготовки специалистов в условиях средних специальных учебных заведений.

Заключение

Проведенный анализ культурологической, искусствоведческой, педагогической литературы по проблеме использования компьютерных технологий в жизни человека, профессиональной деятельности и образовании показал, что период информатизации общества во всех развитых странах закономерно привел к формулированию новых требований, предъявляемых к системе образования и к принципам организации процесса трансляции культурно-исторического опыта в преемственности поколений.

В проведенном исследовании нами выделена проблема подготовки специалистов-дизайнеров средствами компьютерной графики в системе новых информационных технологий. Представленный анализ материалов исследований по проблеме развития дизайна в историко-культурологическом аспекте показал, что дизайн имеет свой собственный предмет и объект, свою структуру и логику, свои методы и механизмы функционирования, что дизайн является самоценностью, которая должна органично дополнить современное образование.

В ходе педагогического анализа возможностей возможностей применения компьютерной графики в профессиональной подготовке специалистов-дизайнеров, нами выделены основные теоретические подходы к интеграции НИТ в сферу образования. Первый из них касается возможности интегрального представления содержания предметной среды, которая создается с помощью компьютера и в которой органично соединяются конкретные структуры знаний (гуманитарных и естественнонаучных), полноценно представляющие содержание соответствующих объектов усвоения. Второй подход связан с возникновением наиболее эффективных условий для формирования обобщенных способов учебной деятельности, обусловливающих развитие у студентов полноценных форм рефлексивно-теоретического мышления.

На основе этих подходов в исследовании представлена педагогическая модель интеграции компьютерной графики в сферу профессионального образования специалистов-дизайнеров. Для реализации модели разработаны адекватные ей технологии обучения и педагогические условия использования компьютерной графики, представляющие собой последовательность целевого, содержательного, технологического подходов, обеспечивающих эффективность подготовки специалистов-дизайнеров в учреждениях среднего профессионального образования.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности мы практике подтвердили основные теоретические положения исследования и выявили, что студенты экспериментальной группы, обладающие навыками работы в различных графических пакетах и использующие средства компьютерной графики, обладают более устойчивым ростом профессиональных умений и навыков. Педагогические эксперименты выявили наиболее целесообразные формы обучения интегрированному курсу «Компьютерная графика» в профессиональном образовании специалистов-дизайнеров:

- традиционное обучение целесообразно при изучении базовых основ интегрированных предметов курса общепрофессиональных дисциплин;

- интенсивное обучение актуально при профессионально-ориентированном курсе, предполагающем непосредственное практическое освоение программных продуктов (графических редакторов);

- смешанное обучение наиболее целесообразно при обзорном знакомстве будущих специалистов с различными программными продуктами в рамках интенсивных интегрированных курсов.

С учетом дидактических возможностей и специфики компьютерной графики общие цели профессионального образования специалистов-дизайнеров конкретизируются следующим образом:

- владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) графической информации;

- способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода в реализации НИТ в образовании;

- владение навыками использования компьютерных систем в дизайн-проектировании, практическими методами и приемами конструктивного моделирования;

- методическую и психологическую готовность к изменению вида и характера профессиональной деятельности и к работе над междисциплинарными проектами.

Инструментально-алгоритмические педагогические технологии применения компьютерной графики включают: цели и содержание интегративного курса компьютерной графики; технолого-педагогические подходы к проектированию курса компьютерной графики в дизайн-образовании; методы и организационные формы обучения; технологические карты; методические пособия для преподавателей. Выбор программных средств компьютерной графики для конкретного курса требует учета общих требований (эргоно-мичность, профессионально-технические качества программ, доступность для данной категории обучаемых и др.) и специальных критериев, касающихся художественных и технических возможностей графических программ.

Преподавание интегрированного курса «Компьютерная графика» на специальности «Дизайн» в условиях учреждений среднего профессионального образования имеет исключительно важное значение. Подготовка специалистов проводится таким образом, чтобы студент мог не только формировать новые идеи и подходы в области дизайна, но и доводить эти замыслы до конечного результата. Учебный курс «Компьютерная графика», в этом контексте, становится логическим продолжением всего теоретического и практического курса общехудожественных дисциплин, связанных с будущей специальностью студентов.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы доказывает, что технологическая реализация модели интегрирования компьютерной графики в систему дисциплин общепрофессионального цикла создает реальные условия для успешной профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров в средних специальных учебных заведениях. Нацеленность на фундаментальную проектную подготовку в совокупности с современными методами, приемами и формами обучения дает возможность совершенствовать учебный процесс, не разрушая его структуры.

Результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования в основном подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Дальнейшие научные поиски в изучении нашей проблемы мы видим в углублении и расширении теоретического и практического изучения процесса использования компьютерной графики в профессиональной подготовке специалистов-дизайнеров в контексте среднего профессионального и высшего образования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гребенников, Константин Александрович, Воронеж

1. Агапова О. И., Кривошеев А. О., Ушаков А. С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения. // Информатика и образование. 1994, №12.-С. 34-40.

2. Александрова Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии. // ИНФО, 1994, № 5. С. 7-19.

3. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. - 168 с.

4. Алексеев С.С., Теплов Б.М., Шеварев П.А. Цветоведение для архитекторов. М.: Изд-во ГОНТИ, 1938. - 154 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. / Сокр. перевод с английского В.Н. Самохина. Общая ред. и вступ. статья В.П. Шестакова М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Перевод с английского Г.Е. Крейдлера. / Научн. ред. и вступ. статья В.П. Шестакова М.: Прометей, 1994.- 352 с.

7. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. М.: Стройиздат, 1982. - 438 с.

8. Безмоздин J1.H. В мире дизайна. / Отв. редактор 3.JI. Подольская. -Ташкент: Фон, 1990. 311 с.

9. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград: Перемена, 2000.-461 с.

10. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. 207 с.

11. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

12. Беспалько В.П., Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М: Изд. института проф.обр. России, 1995. 336 с.

13. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура. М.: Искусство, 1997.225с.

14. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 495 с.

15. Борев Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX века: Борьба реализма и модернизма. Киев.: Мистецтво, 1986. - 131 с.

16. Боресков А. В., Шикин Е. В. Компьютерная графика. Динамика, реалистические изображения. М.: ДИАЛОГ- МИФИ, 1995.

17. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн: Альбом М.: Голарт:1. АСТ-ЛТО, 1988.-359 с.

18. Боумен У. Дж. Графическое представление информации. / Перевод с англ. канд. филос. наук A.M. Пошутина М.: Мир, 1971. - 225 с.

19. Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. 3-е изд. -М.: Наука, 1990.-272 с.

20. Булин-Соколова Е.И. Новые технологии в столичном образовании // Столичное образование: Россия 2010 Журнал межрегиональной государственности. - М.: 1994, №4. - с.25.

21. Бухаркина М.Ю. Учебные проекты: возможности Интернет. // Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании» М., 1996.

22. В. Волков, А.Н. Ефлеев, Н.Г. Шагурина «Англо-русский толковый словарь терминов по компьютерной графике» // Мир ПК, 1994, N4. -С.24-30.

23. Василенко Н.В. Интеграция знаний на основе новых информационных технологий в общеобразовательной школе: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб., 2001 - 17 с.

24. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного• гискусства. СПб.: ЛИТА. 2000. - т.8.- 847 с.

25. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись. Скульптура. СПб: ЛИТА, 1997.-т. 3.

26. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - 263 с.

27. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. — 320 с.

28. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. — 320 с.

29. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. 4.1: Русский дизайн. Производственное искусство. Гл. 1 и 2. — М.: Изд-во Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, 1998. 145 с.

30. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. 4.2: Русский дизайн. Производственное искусство. Гл. 3 и 4. М.: Изд-во Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, 1998. - 145 с.

31. Выготский JI.C. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова -М.: Педагогика-пресс, 1996. 533 с.

32. Выготский JI.C. Психология искусства. — СПб.: Азбука, 2000. 410 с.

33. Генисаретский О.И., Щедровицкий Г.П. Методологическая картина дизайна http://www2.metod.ru/school/materials

34. Гершунский B.C. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы . -М.: Педагогика , 1987, 264 с.

35. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж: ЮНЕСКО, 1986.-240 с.

36. Годин В.В. «Информационные технологии и формирование менеджера 21 века». http://www.osp.ru.

37. Годин В.В. Проблемы и опасности применения компьютерных технологий в образовании. http://www.imis.ru

38. Голицына И.Н., Управление решением учебных творческих задач с помощью ЭВМ: Сб. науч. трудов НИИ ПТП АПН СССР «Вопросыприменения ПЭВМ в профессиональной школе» М.: НИИ ПТП АПН СССР, 1990.-с. 54-60.

39. Головко J1. Г. Компьютерная графика в системе дополнительного образования как начальная профессиональная подготовка. http://ito.edu.ru/2001 /ito

40. Горбунова Е.И. , Шевченко К.К. Отчет «Оценка стратегии стандартизации высшего профессионального образования» М.: ММЭСИ, 2000.

41. Горлицкая С.И. Метод проектов в информатизации образования — обзор и реализация. // Компьютерные инструменты в образовании, 2001, №5. С.-32-35.

42. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Классификатор специального среднего образования // Вестник образования, 1995, №2. С.72-75.

43. Демушкин А. С., Кириллов А. И., Сливина Н. А., Чубров Е. В., Кривошеев А. О., Фомин С. С. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование, 1995, N 3. С. 15-22.

44. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. -194 с.

45. Дизайн // Большая Советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. Т.8.

46. Дизайн: очерки теории системного проектирования. / А.П. Волькова, Ю.А. Гробовенко, Е.Н. Лазарев, В.И. Михайленко. Научн. ред. М.С. Когон. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 185 с.

47. Доэлл М. Влияние компьютерной анимационной среды на школьное образование // Информатика и образование, 1998, № 5. С.55-62.

48. Дьяконов В. Мультимедиа требования к аппаратуре // Монитор, 1995, №4 - С.96-101.

49. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М.: АУТОПАН, 1993.- 132 с.

50. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. — М.: Искусство, 1986. — 159 с.

51. Залогова JI.A. Компьютерная графика в школе // Информатика и образование, 1998, № 5. С.39-43.

52. Залогова JI.A. Форматы графических изображений // Информатика и образование, 1999, № 6. С.76-81.

53. Залогова J1.A. Цвет в компьютерной графике // Информатика и образование, 1999, № 7. С.85-90.

54. Зенкин А.А. Когнитивная компьютерная графика и научное творчество / Сборник «Будущее искусственного интеллекта». М.: Наука, 1991.- С. 269-289.

55. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. — М.: Сов. Художник, 1964. — 112 с.

56. Информатика 9. Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Макаровой. — СПб: 1999.-304 с.

57. Информатика. / Под ред. Поспелова Д.А. М.: 1989.

58. Информационные и коммуникационные технологии в школе (фрагмент рекомендаций ЮНЕСКО по использованию ИТК в начальном образовании) // Народное образование, 2000, №7.- С.35-46.

59. История среднего профессионального образования в России. / Авторский коллектив. Руководитель авторского коллектива В.М. Жураковский. М.: НМЦ СПО, 2000. - 704 с.

60. Какой предмет лучше? // Компьютерные инструменты в образовании, 1999, №2, С.46.

61. Кантор A.M. Предмет и среда в живописи: Проблемы взаимоотношений предметного мира и пространственной среды. — М.: Сов. художник, 1981. 127 с.

62. Кантор К. Правда о дизайне. М., 1996. - 113 с.

63. Кантор К. Проектность русской культуры. http://www.sreda.boom.ru/

64. Каплун А.И. Стиль и архитектура. М.: Стройиздат, 1985. — 232 с.

65. Каптерев А.И. Образование: реальное, виртуальное, мнимое. -http://ITO.BITpro.ru/

66. Качество образования: концепции, проблемы: Матер. III Международной науч. метод, конф. / Под общ. Ред. А.С. Вострикова. - Новосибирск: НГТУ, 2000. - 380 с.

67. Кирпичев В. Десять семестров. О дизайн-образовании. — www.sreda.boom.ru

68. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. - 80 с.

69. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону, 1996.

70. Компьютерное моделирование и виртуальная реальность // Автоматизация проектирования, 1998, №2, С. 14-17.

71. Компьютерные технологии в высшем образовании / Ред. кол. А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1994.

72. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры — М.: Изд-во Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, 2000. 105 с.

73. Кравцова А.Ю. Изучаем искусство, графику, дизайн с компьютером // Информатика и образование, 1998, № 6. С.72-75.

74. Краткая методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1966.-278 с.

75. Кроль В., Мордвинов В., Трифонов Н. Психологическое обеспечение технологий образования. // Высшее образование в России, 1998, № 2. -С.34 41.

76. Кузмичев JI.A., Сидоренко В.Ф. Парадигма системного дизайна. / Сб. Системные исследования М., 1981. - 211 с.

77. Кузовлев В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом ВУЗе (Научно-методические и организационно-педагогические аспекты): Автореферат на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 1999. - 49с.

78. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1990.

79. Куприянов С., Криворотько А. Дизайнер и компьютер. http://www.triart.spb.ru/descomp.htm

80. Ладенко И.С. Интеллект и логика Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1985. - 145 с.

81. Ладенко И.С. Интеллектуальные системы и логика. / Отв. ред. канд. физ.-мат. наук Б.Г. Миржин Новосибирск: Наука, 1973. - 172 с.

82. Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика. М.: Стройиздат, 1971. - 120 с.

83. Лепская Н.А. Компьютерные технологии в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1999.-22 с.

84. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982.-479 с.

85. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1976 367 с.

86. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. - 944 с.

87. Макаричева О.Н., Пестерева Г.А., Ермакова В.М. Тема «Графический редактор». // Информатика и образование, 1998, №8. С.34-41.

88. Макарова Н.В. Интегрированное образовательное пространство на базе компьютерных технологий — фундамент информационного общества. -http://ito.edu.ru/2001/ito/I.html

89. Мануйлов В. Г. Введение в технологию разработки педагогических мультимедийных мастер-шаблонов. // Информатика и образование,2001, №2.-С. 70-77.

90. Маргулис Д. Препресс-ресурсы: практическое руководство по допечатным процессам. — Мн.: ООО Попурри, 2000 256 с.

91. Маркузон В.Ф. Семантика и развитие языка в архитектуре (Архитектурная композиция). М., 1970.

92. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988.- 191 с.

93. Медведев В.Е. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителей (на примере естественнонаучных и технических дисциплин): Автореферат на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 2000. - 48с.

94. Медведев В.Е. Методические рекомендации по проведению педагогического эксперимента: учебно-методическое пособие. Елец,2002. 26с.

95. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания: Монография. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 126 с.

96. Мигунов А.С. Художественный образ: Эстетический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1980.-97 с.

97. Минаси М. Графический интерфейс пользователя: секреты проектирования: Пер. с англ. М.: Мир, 1996. - 223 с.

98. Мультимедиа / Под ред. А. И. Петренко. Киев: Торгово-издательское бюро ВНУ, 1994.-272 с.

99. Мультимедиа в школе: Учебно-методическое пособие / Рубашкин Д.Д. -М.: ИНТ, 1998.-80 с.

100. Мунипов В.М. Эргономика и художественное конструирование. — М., Знание, 1966. 64 с.

101. Мячев А.А., Степанов В.Н. Персональные ЭВМ и микроЭВМ. Основы организации: Справочник. М.: Радио и связь, 1991. - 320 с.

102. Никандров Н.В., Гершунский Б.С. Актуальные проблемы методологии педагогики. М., 1984.

103. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С.Полат. Учебное пособие. — М.: Академия, 1999.

104. Нокс Д. Что могут дать компьютеры педагогике: взгляд из американской школы // Информатика и образование, 1990, № 1. — С.12-25.

105. Орлов В.И. Методические основы обучения. — М., 1989. — 242 с.

106. Осин А.В. Мультимедиа технологии раскрывают возможности компьютера / В сб. «Компьютерные технологии в высшем образовании». -М.: МГУ, 1994. С. 197-204.

107. Основы компьютерной технологии. / О.В.Ефимова и др. М.: ABF, 1997.- 101 с.

108. Педагогика и логика. / Алексеев Н.Г., Непомнящая Н.И., Щедровицкий Г.П. и др. М.: Костоль, 1993. - 412 с.

109. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. А.В. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -4-е изд. М.: Школьная Пресса. 2002. - 512 с.

110. Пейперт С. Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. - 220с.

111. Переверзев Л.Б. Дизайн как новая технология образования // Технологическое образование Международный спец.вып.ж-ла Информатика и образование, 1996. - с.50-64.

112. Пертиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. -М.: Финансы и статистика, 1991. 543 с.

113. Петрова Н.П. Компьютер и художник // Мир ПК, 1997, №7. с. 92-96.

114. Петрова Н.П. Виртуальная реальность. Современная компьютерная графика и анимация. — М.: Аквариум, 1997. — 256 с.

115. Петрова Н.П. Компьютерная графика: терминология и содержание -http://www.museum.ru/museum/cga/education.html

116. Петрова Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? // Hard'n'Soft, 1996, №7. С. 90-92

117. Пидкасистый П.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в С ДО. // Педагогика, 2000, N5.

118. Полат Е., Литвинова А. Информационные технологии в зарубежной школе. //Информатика и образование, 1991, №9.1 121. Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века. // Современныепроблемы образования. М.: 1997.- 0,5п.л.

119. Порев В.Н. Компьютерная графика. СПб.: BHV, 2002.

120. Пратт У. Цифровая обработка изображений. т. 1,2.- М.: Мир, 1982.

121. Проблемы синтеза в художественной культуре. М.: Прогресс, 1985.

122. Прохоров А.И. Бионика вчера и сегодня. — М.: Знание, 1967. 192 с.

123. Пузанов В.И. Дизайнерская модель культуры. — М.: Техническая эстетика. 1989. 56 с.

124. Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учебное пособие СПб., 1996. - 100 с.

125. Рубашкин Д.Д. Мультимедиа в школе: Учебно-методическое пособие. -М.: ИНТ. 80 с.

126. Семенов A.JI. Новая информационная технология что нужно школе? // КомпьютерПресс, 1995, №8. - с.15-20.

127. Семенов АЛ. О технологическом образовании / Технологическое образование Международный спец. вып. ж-ла Информатика и образование, 1996. - С.6-10.

128. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье, 1992.

129. Семушина Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 1990.

130. Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. — М.: НИИВО, 1993.

131. Сидоренко В. Ф., Грашин А. А., Переверзев Л. Б. Морфология вещи. / Методика художественного конструирования. — М.: ВНИИТЭ, 1978. -С. 49-71.

132. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Автореферат диссертации. М., 1990.

133. Сидоренко В.Ф. По следам поисковой программы Королевского колледжа искусств. / Сб. Дизайн в общеобразовательной системе. М., 1994.

134. Сидоренко В.Ф., Устинов А.Г. Программа дизайнерского образования для специализированных средних школ. — www.sreda.booom.ru/libr

135. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2001.-350 с.

136. Соломонов С.А., Винтман В.Э. Художественное конструирование промышленных изделий. JL: Лениздат, 1966.

137. Сомов Ю.С. Композиция в технике. — М.: Машиностроение, 1972. — 155 с.

138. Сорокина Е. «Компьютерная графика глазами художника» // Компьютер в школе, 1999, №9. С. 41

139. Субетто А.И. Качество человека как объект квалиметрии образования: Восьмой симпозиум: квалиметрия человека и образования. М., 1999.

140. Талызина Н.Ф.и др. Пути разработки профиля специалиста Саратов: Изд. саратовского ун., 1987. - 176с.

141. Тараскин Ю.М. Мультимедиа технологии реальное использование в учебном процессе // В сб. Компьютерные технологии в высшем образовании. - М.: МГУ, 1994 - С. 205-207.

142. Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов. М., 1999.

143. Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. -Нальчик, 1997.-48с.

144. Тюкачев Н.А. Отбор материала по компьютерной графике и дизайну в условия ограниченного времени на курсах интернет-образования. -http://center.fio.ru/vio/vio02/resource/internet/rsi. spb.fio.ru/index.html

145. Угринович Н. Д., Лаушкина И. С. Разработка Web-сайтов и их публикация в Интернете // Информатика и образование, 2001, № 1. С. 77-83.

146. Федоров А.И. Методологические аспекты информатизации профессионального образования. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2000n4/p7-10.htm

147. Фейнберг E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Наука, 1992.-242 с.

148. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. / Сост. А.С. Трубачев и другие. М.: Изобразительное искусство, 1996. — 332 с.

149. Фролова Г.В. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск, 1988. - 168 с.

150. Ханел Г. Действительно ли моделирование дает возможность лучше понять предмет лучше? // Компьютерные инструменты в образовании, 1999, №2-С. 17-22.

151. Харнэу С., Охрименко С., Черней Г., Топор Т. Информационные технологии и глобальные проблемы развития общества. http://ito.edu.ru/2001 /ito/I.html

152. Хокридж Д. Д. Педагогическая технология: настоящее и будущее // Перспективы: ЮНЕСКО, 1983. W- 2. - с. 93-107.

153. Холмянский JL М., Щипанов А. С. Дизайн. — М.: Просвещение, 1985. -240 с.

154. Черневич Е.В. Язык графического дизайна: Материалы к методике художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1975. — 137 с.

155. Чирцов А.С. Использование информационных технологий в довузовскомобучении физике. // В сб. V Межд. конф. Физика в системе современногообразования (ФССО 1999) Т. 3. - СПб. - С. 75-76.

156. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.

157. Шпара П.Е. Записки архитектора. К.: Будивельнык, 1988. - 88 с.

158. Ю. Тихомиров. Программирование трехмерной графики. — СПб.: BHV, 1998.

159. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования: Пер. с польского. М.: Высш. шк., 1986. - 135 с.

160. Thierry Volery. Решающие факторы успеха в онлайновом обучении. -http://www.e-xecutive.ru/education/articles/

161. White M.D. Russian PC Market Surges // World Trade. 1998. № 8. Aug. 11.л