Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Обучение студентов пониманию текста гуманитарных наук на основе герменевтического подхода в личностно-ориентированном образовательном процессе

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Менжулова, Ритта Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ростов-на-Дону
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Обучение студентов пониманию текста гуманитарных наук на основе герменевтического подхода в личностно-ориентированном образовательном процессе», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Менжулова, Ритта Владимировна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1. Генезис идей, развитие и современное состояние герменевтики.

1.2. Проблема истолкования учебного текста в процессе обучения на современном этапе.

1.3. Реализация герменевтического подхода к истолкованию и пониманию художественного текста в личностно-ориентированном обучении студентов.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ. ф, 2.1. Проблема понимания текста хорового произведения в профессиональном обучении студентов музыкально- педагогических факультетов.

2.2. Технология обучения пониманию текста гуманитарных наук студентами на основе герменевтического подхода в контексте вузовской учебной дисциплины (на материале курса "Хоровое дирижирование").

2.3. Основные результаты опытно-экспериментальной работы по реализации технологии обучения пониманию текста художественного произведения ф в процессе профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Обучение студентов пониманию текста гуманитарных наук на основе герменевтического подхода в личностно-ориентированном образовательном процессе"

Современный период развития общества опосредуется процессами становления в общественном сознании новой мировоззренческой парадигмы1 (индустриальная фаза сменяется информационной, предполагающей в качестве главного фактора поступательного движения общества в целом свойства и качества человека и, прежде всего, его креативность и коммуникативные способности), оказывающей влияние на функционирование всех социальных институтов, в том числе и на институт образования. Смена парадигмы развития связана с формированием в общественном сознании новых типов осмысления и способов преобразования действительности.

Философия образования использует это понятие для характеристики культурно-исторических типов педагогического мышления и практики, поскольку каждая историческая эпоха конструирует специфическую картину мира и определяет роль и место человека в ней, формирует в связи с этим общие концепции детства, смыслы, содержание, цели и задачи образования. Аккумулируя все человеческое знание в целях создания оптимальной для конкретного исторического периода модели образования, философия образования призвана сформулировать научно обоснованную и общественно признанную образовательную парадигму [31.89].

Указанные процессы определили необходимость замены знаниево-ориентированной образовательной парадигмы на личностно-ориентированную. Цель последней состоит в поддержке, развитии человека, в становлении в его личностных структурах механизмов самореализации, саморазвития, адаптации и др., формировании способности к самостоятельному суждению, выбору, поступку, человечности. Культурологический подход к личностно - ориентированному образованию Е. В. Бондаревской представляет образование как

1 Понятие "парадигма" (в переводе с греческого - пример, образец) введено американским ученым - науковедом Т. Куном в начале 60 гг. XX столетия [72] и включает наиболее общие принципы, совокупность теоретических и методологических предпосылок понимания и интерпретации объекта исследования, принятые в определенном сообществе [139. 354] культурный процесс, в котором человек может свободно проявить свою индивидуальность, способен к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей. Ориентирами образовательной деятельности становятся принципы природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, личностно- смысловой направленности образования.

Б. Гершунский в работе "Философия образования для XXI века" выдвигает главную задачу в процессе обучения и воспитания как герменевтическую, поскольку результатом образования должно быть понимание, которое считается единственным способом постижения истины как в естественнонаучном, так и, особенно, в гуманитарном знании, в науках о жизни и духе. Так как понимание, вчувствование и интуиция являются также еще и основными инструментами познания жизни как целостности, именно эти качества и следует развивать, образуя человека как субъекта культуры.

В связи с этим существует необходимость переосмысления имеющихся в теории и практике обучения методов и технологий, поиска и создания новых, что актуально для высшего звена образования (вуза) при подготовке личност-но-ориентированного специалиста для школы. Важной задачей вуза становится развитие у студента способности смыслопорождения. Знание должно стать "его частью и руководством к осмысленному педагогическому действию", основанному на понимании [16. 25]. Решение указанной задачи лежит на путях развития самостоятельности мышления, навыков действий, обеспечивающих высвобождение сознания для постижения смысла учебных текстов, умений самостоятельно осуществлять творческо-исследовательскую деятельность по истолкованию текстов, что связано, прежде всего, с обращением к духовной сфере студентов. Перенесение акцента с запоминания текстов на их истолкование и понимание позволит студентам относительно свободно ориентироваться в условиях интенсивного потока информации, усилит профессиональную направленность, обогатит поисковую, творческую деятельность, будет способствовать развитию творческих способностей.

Герменевтика - философская наука, имеющая многовековой опыт развития и являющаяся теорией и практикой истолкования смысла текстов: от смысла какого-либо литературного или другого источника до смысла всемирной истории как текста - обеспечивает реализацию личностно-ориентированного типа образования. Предлагая методологию прочтения текста, она опирается на категориальный аппарат, в котором особое место занимают понятия "интерпретация" и " понимание". Однако до недавнего времени идеи герменевтики находили применение преимущественно лишь в истолковании древних текстов, первоначальный смысл которых затемнен вследствие специфичности -социальных и культурных условий,, в .рамках которых они создавались, или недостаточной физической сохранности источников. При этом ученые избегали применять термин «герменевтика», ограничиваясь другим, близким по смыслу - «интерпретация».

Несмотря на то, что герменевтический подход включен в исследовательское пространство, результаты работ ученых не получили достаточного освещения в педагогической литературе и развития на практике. Отсутствуют работы, посвященные этой проблеме, в области профессионального музыкально-педагогического образования. Решить данное противоречие необходимо посредством интерпретации герменевтического подхода в педагогической науке и практике, что позволит развить и обновить принципы и методы обучения пониманию текстов гуманитарных наук, и его реализации в виде целостной педагогической технологии.

Особую актуальность избранная нами проблема обретает в той сфере профессионального образования, в которой предметом изучения и основой для поиска и интерпретации смысла является художественный текст в различных его видах: например, текст литературных, драматургических и музыкальных произведений, а также тексты изобразительного искусства, кинематографии, хореографии. Их материальную основу составляет знаковая система, несущая специфическую смысловую информацию (художественный образ как тип художественного высказывания) и имеющая языковую природу. Правомерно предположить, что понимание учебного текста и овладение им в процессе обучения должно быть опосредовано имманентной природой текста.

Отдельные аспекты избранной проблемы находятся в поле внимания ученых и практиков. Существенные результаты в её разработке отражены в ряде исследований, которые можно сгруппировать в несколько направлений: труды, посвященные осуществлению поиска путей активизации самостоятельной работы обучающихся над истолкованием учебного текста [11, 14, 24, 30, 45, 60, 69, 101, 122, 141 и др.]; анализу основных этапов обучения [16, 27, 29, 75, 86, 118, 119 и др.]; определению основ механического закрепления действий, связанных с пониманием текста [11, 31, 124 и др.]; изучению процессов сворачивания образов восприятия в симультанные образы; характеристике процесса интерпретации художественного текста [20, 35, 38, 61, 63, 129, 130, 138, 146, 152, 153, 154, 156, 157]; определению пути постижения текста музыкальных произведений [41, 50, 61, 92, 96, 120, 151, 158]; закладке основ анализа хоровой музыки [3, 40, 41, 53, 56, 111, 123 и др.]; описанию технологии поиска объекта интерпретации [33, 35, 38, 61, 63, 143]; исследованию механизмов процесса восприятия музыки [22, 26, 64, 74, 93, 102, 115, 128, 130]; поиску приемов и методов истолкования текстов, в частности текста музыкальных произведений в контексте художественного [19, 32, 69, 70, 85, 96, 109, 117, 122]. В то же время, следует отметить, что вопросы обучения студентов интерпретации и пониманию художественного текста (в частности, музыкального) до настоящего времени не нашли должного отражения в научно-педагогической и методической литературе. Остаются малоизученными вопросы организации самостоятельной творческо-исследовательской деятельности студентов с учебным текстом, результатом которой является понимание его (текста) и себя, как личности, развитие общих и специальных способностей, актуализации механизмов смыслопо-рождения.

Целью нашего исследования является поиск путей организации эффективной творческо-исследовательской деятельности студентов при работе с текстом гуманитарных дисциплин, на основе герменевтического подхода.

Объектом исследования является деятельность педагогического вуза по применению герменевтического подхода в обучении студентов пониманию гуманитарных текстов. Предмет исследования - педагогические условия применения герменевтического подхода в учебном процессе на музыкально-педагогическом факультете педагогического вуза в качестве средства, способствующего становлению и развитию творческо-исследовательских умений у студентов.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что использование герменевтического подхода способствует реализации личностно-ориентированной образовательной парадигмы в сфере профессионального педагогического образования, поскольку он:

- направлен на поиск смысла текста «для себя» и связан, в первую очередь, не с «вживанием в личностный мир автора», а «его представлением в себе для актуализации его для себя»;

- ориентирует студента на духовные ценности, постижение и понимание смысла, что способствует становлению его как субъекта культуры, развитию его творческих, общих и специальных способностей;

- строит новый тип отношений в процессе обучения, основанный на диалоге студента и текста, студента и педагога, студента и автора текста, студента и культуры в целом;

- способствует налаживанию психологических и социально-психологических механизмов коммуникации с учебным художественным текстом;

- создает организационные основы для самостоятельной творческо-исследовательской деятельности студентов.

Цель, объект, предмет и гипотеза позволяют сформулировать задачи исследования:

1. Проанализировать сущность герменевтического подхода, его генезис, историю развития и современное состояние 1Гопрёдёлйть-возможн^сти"герме-" невтического подхода в реализации идей личностно-ориентированного профессионально-педагогического образования.

2. Описать специфические особенности учебного музыкального текста (в контексте художественного), вскрыть механизмы его адекватного понимания в процессе профессионального обучения студентов педагогического вуза.

3. Разработать технологию обучения пониманию учебного текста на основе герменевтического подхода в процессе профессионального обучения студентов и экспериментально проверить педагогическую эффективность предлагаемой технологии.

Методологическую основу исследования составили положения парадигмы личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е.В. Бондаревская); герменевтики (Ф.-Д. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, Ю. Борев, В. Кузнецов); положения эстетики и искусствознания, интерпретирующие художественный текст, как знаковую систему (А. Лосев, Ю.

Борев, Ю. Лотман); выводы общей психологии (Л. Выготский, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, В. Крутецкий); положения теории музыкального восприятия (А. Сохор, Б.Теплов, Ю. Кремлев, В.Медушевский, В. Остроменский, В. Петру-шин, Е. Назайкинский); и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературы по избранной проблеме, анализ и самоанализ работы педагогов, моделирование, систематизация, аналогия, гипотетико-дедуктивный метод, наблюдения, сравнения, измерения и эксперимент, анкетирование, беседы, опросы, методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- определены дидактические условия реализации личностно-ориентированного типа образования на основе герменевтического подхода;

- разработана технология обучения пониманию текста гуманитарных дисциплин на основе герменевтического подхода в контексте вузовской учебной дисциплины (на материале курса «Дирижирование»);

- построена и обоснована система принципов интерпретации текстов, используемых в гуманитарных учебных дисциплинах педагогического вуза посредством герменевтического подхода;

- разработана аскриптивная четырехуровневая модель сформированности понимания хорового текста студентами.

Практическая ценность исследования заключается в том, что теоретические положения, выводы, а также разработанная автором и апробированная опытно-экспериментальным путем технология обучения пониманию текста на основе герменевтического подхода в контексте личностно-ориентированного образования могут быть использованы в рамках любой дисциплины, входящей в учебный план педагогического вуза, связанной с проблематикой изучения художественных текстов.

Достоверность исследования достигается методологической обоснованностью его исходных позиций, отбором системы экспериментальных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, тщательностью анализа полученных данных; длительным характером исследования; внедрением в практику разработанной автором технологии обучения пониманию текста на основе герменевтического подхода.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Герменевтический подход является эффективным средством реализации идей парадигмы личностно-ориентированного образования (как общего, так и профессионально-педагогического).

2. Творческо-исследовательская деятельность студентов по постижению образно-смыслового содержания художественного текста должна быть организованна в соответствии с разработанными в герменевтике пятью этапами истолкования, которые предусматривают четкий порядок и последовательность мыслительных операций.

3. Герменевтический подход обеспечивает три уровня (ступени) постижения текста: уяснение образно-смыслового содержания (грамматическая, психологическая интерпретации и их единство); выполнение исторической интерпретации (внутренней, внешней и вненаучных данных); создание целостной исполнительской концепции, то есть открытой системы, предполагающей выстраивание диалога студента с текстом, студента и автора текста, студента и педагога, студента и культуры в целом, и свободу выбора решений студентом.

4. Герменевтический подход обеспечивает интенсификацию процесса саморазвития и самореализации студента, придавая ему синкретичный характер, активизирует познавательную деятельность не только в рамках учебного времени, но и в ходе самостоятельной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы на дневном и заочном отделениях музыкально-педагогического факультета Таганрогского государственного педагогического института; через публикацию материалов научного и методического характера, отражающих его основные теоретические и практические положения; в выступлениях с докладами на научных конференциях в Хабаровском государственном университете (1995 г.), ТГПИ (1996 г.), на Международной научной конференции в Курском государственном педагогическом университете (1999 г.), а также в ходе открытых занятий, проведенных автором для профессорско-преподавательского состава кафедры хорового дирижирования ТГПИ. Кроме того, материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр философии, общей педагогики, хорового дирижирования ТГПИ; разработанные диссертантом контрольные задания и методическая разработка используются в практике музыкального обучения студентов.

Этапы исследования:

I этап (1994-1996 гг.) проблемно-поисковый - заключался в анализе научной и методической литературы, научных исследований с целью систематизации данных, имеющих отношение к интересующей нас проблеме. В результате этого были определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза работы. Параллельно велись наблюдения образовательного процесса в педагогическом вузе; выполнялись конкретные исследования, целью которых были поиск и отработка эффективных методов учебного взаимодействия, обеспечивающих реализацию возможности герменевтического подхода.

II этап (1997-1999 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы, позволяющей проверить рабочую гипотезу и апробировать созданную автором технологию обучения пониманию на основе герменевтического подхода, обеспечивающую реализацию личностно-ориентированного образования культурологического типа.

III этап (1999-2000 гг.) завершающий - заключался в обработке полученных результатов, анализе эффективности экспериментального обучения и систематизации материалов исследования, оформлении текста диссертации, публикации научных и методических материалов.

Базой исследования был избран музыкально-педагогический факультет Таганрогского государственного педагогического института.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы по 2-й главе

1. Процесс музыкального обучения студентов часто носит интуитивный характер, лежащий в русле традиции, но не поднимающийся на уровень технологии. Данное обстоятельство отражается на качестве процесса обучения не развиваются творческо-исследовательские умения и навыки студентов, их профессиональное мышление, самостоятельность, способности и др.), который не опирается на творческо-исследовательскую деятельность студентов и имеет направленность на обретение и усвоение ими знаний, умений и навыков.

2. Специфические особенности музыки, как вида художественной культуры, влияют на осуществление процессов восприятия и интерпретации текстов. Однако опора на герменевтический подход к данной деятельности, который их учитывает, помогает ее скорректировать, нацелив на постижение смысла текста в русле личностно-ориентированного образования, и обеспечив, таким образом, эффективный результат обучения: обогащение музыкально-художественного опыта, развитие способностей и духовной культуры личности студента.

3. Этапы герменевтического анализа, отражающие последовательность постижения образно-смыслового содержания текста (выдвижение гипотез и их проверка), формируют и обеспечивают процесс обучения студентов (три ступени обучения пониманию).

4. Реализация герменевтического подхода происходит наиболее эффективно при представлении текста как системы элементов с множеством разноуровневых локальных связей, поскольку, с одной стороны, это облегчает обучение студентов, с другой - его организует, придавая содержанию вид четко сформированной и наглядно выраженной структуры.

5. Эффективность процесса обучения студентов на основе герменевтического подхода повышается при опоре на план творческо-исследовательской деятельности, структурно-логические схемы, таблицы и дидактический материал (карточки), которые организуют учебный текст в определенную систему, что автоматически повышает качественный уровень усвоения текста.

6. Подкрепление компонентов структурно-логических схем, таблиц, карточек дополнительной информацией (вспомогательным материалом) способствует глубокому проникновению студентами в смысл текста для проверки гипотезы, развитию их способностей, навыков и умений истолкования текста, а также организации диалога с культурой, обретению опыта.

7. Выполнение психологической интерпретации способствует пониманию студентами смысла текста и себя, обретению личностных смыслов, опыта жизни, поскольку механизм ее действия возбуждает эмоциональную сферу личности, потребность в размышлении на жизненные темы "про себя" и вслух, желание высказать свое мнение и отношение по обсуждаемым вопросам, выдвигаемым текстом.

8. Герменевтический подход обеспечивает формирование диалога между студентом и текстом, студентом и автором, студентом и культурой, студентом и педагогом, технология способствует созданию творческого характера общения, атмосферы увлеченности, эмоциональной окрашенности, духовного контакта, а также демократизма: общения педагога со студентом как с личностью, духовно равной педагогу, осуществления педагогической поддержки.

9. Использование нашей технологии, в частности приемов реализации учебного процесса, педагогом позволяет студентам осмысленно подходить к истолкованию текста, проявить самостоятельность, проверить свои силы и поверить в них (предоставляется возможность увидеть пробелы в своих знаниях, умениях, навыках и ликвидировать их самостоятельно - самореализация студентов), а также помогает педагогу осуществить индивидуальный подход на основе изучения интересов студентов, их потребностей, вкусов, образа жизни.

10. Выполнение педагогических условий реализации герменевтического подхода в контексте личностно-ориентированного образования культурологического типа в процессе обучения студентов обеспечивает эффективность их творческо-исследовательской деятельности: возникает к ней интерес, желание понять текст и формирует отношение к нему как яркому культурному явлению, уверенность в своих силах, возможность создания личной, оригинальной трактовки текста на основе построения теоретической его модели и ее воспроизведения, адекватно смыслу, то есть способствует самоактуализации студентов.

11. Использование герменевтического подхода в процессе обучения студентов обеспечивает переход к личностно-ориентированному типу образования: сокращается учебное время на овладение учебным текстом, его постижение является основательным и целостным, присваивается смысл, воспроизведение которого имеет адекватные формы, обогащенные личностью студента, обретаются личностные смыслы, самостоятельность, таким образом, осуществляется саморазвитие студента как субъекта культуры, развитие его способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с существующей проблемой понимания текста гуманитарных наук в профессиональном обучении студентов педагогических вузов потребовалось обращение к герменевтическому подходу. Его интерпретация в педагогической науке и практике на основе обобщения опыта герменевтики и педагогики, его использование в образовательном процессе способствует решению комплекса задач личностно-ориентированного образования культурологического типа. Выводы, сделанные по каждому разделу диссертации, позволяют определить дидактическое значение проведенного нами исследования, которое состоит в следующем:

1. Уточнен смысловой контур понятий «восприятие», «познание», «интерпретация», «понимание», которые актуализированы в процессе профессионального обучения студентов музыкально-педагогического факультета пединститута на дисциплине «Хоровое дирижирование» (наряду с такими, как «текст», «образ», «психологическая интерпретация» и др.), указанные понятия сведены в систему, что имеет методологическое значение для организации процесса обучения и его результативности. При этом учебный текст и процесс по его истолкованию и пониманию представлены как система элементов с множеством разноуровневых локальных связей, описан механизм их взаимодействия. Это, с одной стороны, облегчает обучение студентов, с другой - его организует, придавая содержанию вид четко сформированной и наглядно выраженной структуры, в основу которой заложены герменевтические этапы, отражающие последовательность постижения образно-смыслового содержания текста и обеспечивающие процесс обучения. Вскрыт механизм операций истолкования и понимания текста, входящих в данные этапы.

2. Построена и обоснована система принципов интерпретации и понимания художественного текста, в частности хорового текста (т.е. его графического вида - письменной формы передачи информации автором), опосредованных его специфическими особенностями, выявлены уровни сформированности его понимания и условия, обеспечивающие его понимание, которые направляют творческо-исследовательскую деятельность студентов по пути, создающем перспективы понимания окружающего мира, мира истории, в целом - культуры и себя в ней, что способствует обретению личностных смыслов, развития индивидуальных способностей и самостоятельности.

3. Разработана новая технология обучения студентов пониманию художественного текста, отличающаяся внутренней сбалансированностью, системностью. План творческо-исследовательской деятельности над текстом, структурно-логические схемы, таблицы, дидактический материал, представленные в данной технологии, позволяют студентам осмысленно подходить к истолкованию и пониманию текста. Кроме того, использование технологии, основанной на диалоге между студентом и педагогом, студентом и текстом, студентом и автором, студентом и культурой, требует творческого характера общения между студентом и педагогом, духовного контакта, демократизма, эмоционально окрашенной атмосферы, что побуждает обучающегося к высказыванию своего мнения, размышлению «вслух», обмену впечатлениями, создает возможность проверить свои силы и поверить в них, вскрыть личностные проблемы и найти путь их преодоления, помогает педагогу осуществить индивидуальный подход к студентам, поскольку предоставляются условия для изучения их интересов, потребностей, вкусов, образа жизни.

4. Выявлены причины, актуализирующие проблему понимания хорового текста в процессе обучения студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов, среди которых: интуитивный характер обучения пониманию, лежащий в русле традиции, но не поднимающийся на уровень технологии; отсутствие должного учета духовного мира, культурной подготовки и интересов студентов при отборе учебных текстов, актуализации способностей к саморазвитию, самореализации личности студентов, опоры на творческо-исследовательскую деятельность, а также направленность процесса обучения на приобретение и усвоение ими знаний, на закрепление навыков.

5. Установлено, что обучение студентов, организованное на основе созданной нами технологии, использующей герменевтический подход, является эффективным: сокращается время на овладение учебным текстом, его постижение основательное и целостное независимо от сложности; достигается высокий уровень сформированности умений истолкования и понимания текстов, наблюдается увлеченность творческо-исследовательской деятельностью, активное вступление в диалог, уверенность в своих силах, самостоятельность, активно присваивается смысл текста, обретаются личностные смыслы в ходе процесса интерпретации и понимания, умение объяснить свою позицию в истолковании текста, выбрать вариант решения вопросов, которые он задает.

В результате проведенного теоретического исследования и экспериментального обучения достигнута цель и подтверждена гипотеза о том, что использование герменевтического подхода способствует реализации личност-но-ориентированной парадигмы в сфере профессионального педагогического образования.

Однако наше исследование является частью решения проблемы понимания текста гуманитарных наук в силу ее многогранности и сложности. Нам представляется, что дальнейшие исследования могут быть сосредоточены на изучении влияния герменевтического подхода, реализованного на основе нашей технологии в процессе обучения студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов, на эффективность педагогической практики в школе; использование герменевтического подхода к истолкованию и пониманию хорового текста школьниками в процессе обучения (на материале предмета "Музыка") и внеклассной вокально-хоровой деятельности; использование данной технологии в организации работы над истолкованием и пониманием литературного, изобразительного, хореографического и других видов текста в профессиональном образовательном процессе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Менжулова, Ритта Владимировна, Ростов-на-Дону

1. Абдулин Э. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: МГПИ, 1990. - 187 с.

2. Александров Е. Теория и практика дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию учащихся общеобразовательной школы (на материале 8-9 классов). Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1998. - 156 с.

3. Апраксина О. Современные требования к школьному учителю-музыканту. Сб. статей: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М.: Просвещение, 1982. - С.32-43.

4. Арнаудов М. Психология литературного творчества. -М.: Прогресс, 1970.-650 с.

5. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. JL: Музыка, 1973. - 143 с.

6. Асафьев Б. О хоровом искусстве: Сб. статей/Сост. А.Павлова-Арбенина. -Л.: Музыка, 1980.-216 с.

7. Айзенк Г. Проверьте свои способности. М.: Мир, 1972. - 176 с.

8. Бачинин В. Духовная культура личности: Философские очерки. М.: Политиздат, 1986.-111 с.

9. Берхин Н., Крутоус В. Является ли познание целью искусства? Два взгляда на одну проблему. М.: Знание, 1989. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Эстетика"; № 10).

10. Беспалько В. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988.- 160 с.

11. Беспалько В. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.

12. Блинов В. Эффективность обучения (Методологический анализ определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1976. - 192 с.

13. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: в 2-х вып. Вып.1. М.: Музыка, 1989. - 268 с.

14. Бокуть Б., Сокорева С., Шеметков Л., Харламов И.Ф. Вузовское обучение. Проблемы активизации. -Минск: Университетское. 1989. С.85-87.

15. Большая Советская энциклопедия (В 30 томах)/Под ред. А.М.Прохорова, Изд. 3-е. М.: Советская Энциклопедия, 1978. Т. 7.С287; Т.27. С.410 -411; Т.26. С.367-368.

16. Бондаревская Е., Кульневич С. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов средних и высших пед. учебн. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.

17. Бондаревская Е. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997, № 4. С. 11-17.

18. Бондаревская Е. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. - 352 с.

19. Борев Ю. Эстетика. Изд. 4-е.- М.: Политическая литература, 1988. -496с.

20. Бучило Н. Художественное восприятие. М.: Знание, 1989. - 64 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Эстетика"; № 7).

21. Валицкая А. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997, № 3. С. 15-19.

22. Ванслов П. Об отражении действительности в музыке. Очерки М.: МузГиз, 1953-236 с.

23. Вентцель К. Свободное воспитание: Сборник научных трудов. М.: Педагогика, 1993.-С.96.

24. Вейт М., Оганянц Б. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе: Учебное пособие. Воронеж: ВГПИ, 1990. С.32-57.

25. Вопросы методики преподавания музыкальных дисциплин в педагогическом вузе. Сб. научно-методических работ преподавателей, аспирантов и соискателей. Таганрог: ТГПИ, 1995. 84 с.

26. Восприятие музыки// Сб. Статей под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980.-256 с.

27. Выготский J1. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.-500 с.

28. Гадамер Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер с нем./ Общ. ред. Б.Н.Бессонова. М.: Прогресс, 1988.- 704с.

29. Гальперин П. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука в СССР за 40 лет. Т. 1. М.: АПН РСФСР, 1969.

30. Гальперин П. Умственные действия как основа формирования мысли и образа//Вопросы психологии, 1957, № 6. С.58-69.

31. Гершунский Б. Философия образования для XXI в. (В поисках практи-ко-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. -608 с.

32. Глушенко М. Герменевтический диалог в учебном процессе//Труды 2-й международной научной конференции "Психолого-педагогические проблемы формирования личности в образовательных системах". Т.2. М.: Международная Педагогическая академия, 1999. - с.30-33.

33. Головинский Г. О восприятии музыкального образа. В кн.: Восприятие музыки. Сб. статей под ред. В.Н.Максимова. - М.: Музыка, 1980. - С. 127140.

34. Громов Е. Природа художественного творчества: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1986. 239 с.

35. Гуренко Е. Специфика художественной интерпретации (опыт логического анализа). В кн.: Вопросы исполнительского искусства. -Новосибирск: 1974 С.34-52.

36. Данилина Т. Педагогика: Курс лекций. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов,- М.: Просвещение, 1984. 203 с.

37. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика/Сост. Л.М.Гинзбург.-М.: Музыка, 1975.-631 с.

38. Дмитриева JI., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для уч-ся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1989. 207 с.

39. Ержемский Г. Психология дирижирования. Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. М.: Музыка, 1988.-80 с.

40. В. Живов. Исполнительский анализ хорового произведения.- М.: Музыка 1987.-95 с.

41. Загвязинский В., Грищенко Л. Основы дидактики высшей школы: Учеб. пособие. Тюмень: ТГУ, 1978. - 91 с.

42. Занков Л. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424 с.

43. Зайцев В. Практическая дидактика. Учеб. пособие. Для пед. специальностей унив-тов и инст-тов повышения квалификации работников образования. М.: Народное образование, 1999. - 224 с.

44. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. -М.: Педагогика, 1975.-С.86.

45. Иванченко Г. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве. -Таганрог. Изд-во ТРТУ, 1999 207 с.

46. Ивин А. Искусство правильно мыслить: Кн. для уч-ся. М.: Просвещение, 1986. - 224 с.

47. Ильина Т. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1984-496с.

48. Ингарден Р. Исследования по эстетике. -М.: Иностранная литература, 1962,- 572с.

49. Каган М. Мифология искусства. -JI.: Искусство, 1982. 440 с.

50. Каган М. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политическая лит-ра, 1974. - 328 с.

51. Казачков С. От урока к концерту (хоровое дирижирование). -Казань: КГПУ, 1990.-343 с.

52. Кан-Калик В. Как овладеть элементами театральной педагогики. В кн.: Учителю о педагогической технике/ Под ред. Л.И.Рувинского. -М.: Педагогика, 1997.-С.87-107.

53. Касьян А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки// Педагогика. 1988, № 2. С. 17-22.

54. Книга о музыке: Популярные очерки/ Сост. Г.Головинский, М. Рой-терштейн. -М.: Сов. комп-р, 1988. -220 с.

55. Книга по эстетике для музыкантов/ Под ред. И.А. Константинова, К. Ангелова (НРБ). М.: Музыка, 1983. -272 с.

56. Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для Ф преподавателей. Спб.: КАРО, 2001. - 368 с.

57. Коменский Я. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т.1. -М.: Педагогика, 1982. С.242-477.

58. Кондратова В. Некоторые психологические показатели адаптации студента-первокурсника к условиям обучения в вузе// Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики. Воронеж: 1972. -С. 117-118.

59. Корыхалова Н. Об интерпретации музыки. -М.: Музыка. 1989. 258 с.Ш

60. Кохановский В. Философия: Учебное пособие для высш. учю зав. (Изд. 2-е) Ростов-н/Д: Феникс. 2001. - 576 с.

61. Кочнев Ю. Музыкальное произведение и интерпретация// Сов. музыка. 1969, № 12.-С. 56-60.

62. Кремлев Ю. Очерки по эстетике музыки. 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1972.-271 с.

63. Кревсун М. Метод блочного синтеза и локальных связей в организации * учебного сообщения алгоритмизированного обучения: Автореферат дисс. насоискание ученой степени к.п.н. Таганрог, 1999. - 19 с.

64. Кривцун О. Ценности культуры и судьбы искусства. -М.: Знание, 1989. 64 с.

65. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. ч.1. Теория.-М., 1920.

66. Кузнецов В. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: МГУ, 1991. -191 с.

67. Кульневич С. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Творческий центр "Учитель". - 2001. - 160 с.

68. Кун Т. Структура научных революций. -М.: Прогресс. Пер. с англ. И.З. Налетова/ Общ. ред. С.Р. Микулинского, 1977. 300 с.

69. Купичевич Ч. Основы общей дидактики. Пер. с польского. М.: Высшая школа, 1986. -386 с.

70. Лащенко А. Хоровая культура: аспекты изучения и развития. -Киев: Музычна Украйна, 1989. 132 с.

71. Леонтьев А. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: МГУ, 1981. -584 с.

72. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.

73. Лисоченко Л. Лингвистический анализ художественного текста. Учебно-методическое пособие. -Таганрог: ТГПИ, 1997. -228 с.

74. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студ-тов пед. уч. заведений и слушателей ИПК и ФПК. -М.: Прометей, 1992. 527 с.

75. Логический словарь: Дефорт/ Под ред. А.Ивина и др. -М.: Мысль. -1997.-286 с.

76. Лосев А. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ, 1982. - 479 с.

77. Лосев А. Дерзание духа: Личность. Мораль. Воспитание. М.: Полит, издат., 1988.- 356 с.

78. Лотман Ю. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. С.-Петербург: Искусство. -СПБ, 1996.-848 с.

79. Лотман Ю. Структура художественного текста. Л.: Искусство, 1972. -384 с.

80. Лотман Ю. Анализ поэтического текста. -М.: Просвещение, 1972. -271 с.

81. Манакова И., Салманова Н. Дети. Мир звуков. Музыка. Свердловск: Уральский университет, 1991. - 256 с.

82. Матюшкин А. К проблеме "шага" процесса усвоения// Новые исследования в педагогических науках. 1966, № 5. С.7-15.

83. Мазель Л. Эстетика и анализ// Сов. музыка. 1966, № 12, с. 10-30.

84. Методы педагогических исследований/ Под ред. А. Пискунова, Г. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 255 с.

85. Менжулова Р. Философия образования: Текст как источник и результат познания// Вторые Илиадиевские чтения: тезисы докладов и выступлений международной конференции/ Под ред. Б.Гоголева. Курск: КГПУ, 1999. - С. 186188.

86. Менжулова Р., Александрова В. Язык жестов дирижера хора. Сб. научных трудов аспирантов и соискателей ТГПИ. -Таганрог: ТГПИ, 1995. С.7-11.

87. Музыкальная психология. Хрестоматия. Сост. М.С. Старчеус. -М.: Мое. консерватория, 1992. 210 с.

88. Мусин И. О воспитании дирижера: Очерки. -Л.: Музыка, 1987. 247 с.

89. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-84 с.

90. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988 - 254 с.

91. Назаренко В. Язык искусства. М.: Искусство, 1961. - 506 с.

92. Нагорная Т. Развитие восприятия музыки на хоровых занятиях. -В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16.: Сборник статей./ Сост. О. Апра-скина. -М.: Музыка, 1985. С. 26-30.

93. Нейгауз Г. Учитель и ученик. В кн.: Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. - М.: Музыка, 1982. - С.184-220.

94. Новое педагогическое мышление./Под ред. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-280 с.

95. Образование в поисках человеческих смыслов.// Под ред. Е.В. Бонда-ревской. Ростов н/Д: РГПУ. - 1995. - С.37-47.

96. Обухова JI. Концепция Жана Пиаже: за и против. -М.: МГУ, 1981. — 202с.

97. Организация учебного процесса и самостоятельной работы студентов вечернего и заочного отделений/ Под ред. А.А. Заиченко, В.Т. Фоменко. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. -192 с.

98. Остроменский В. Формирование музыкального познания./Под ред. O.K. Тихомирова. -Кишинев: Штиинца, 1988. -156 с.

99. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя/ Под ред. Н.А. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. -240 с.

100. Очеретовская Н. Об отражении действительности в музыке,-Л.:Музыка, 1979.-72 с.

101. Петрушин В. Музыкальная психология: Учеб. пособие для ст-тов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

102. Петров Н. Дидактическая система учителя и ее роль в повышении успеваемости учащихся. -Ученые записки МГПИ им. В.П.Потемкина. Вып. I. -М.: Педагогика, t.XXIX. -195 с.

103. Пидкасистый П.И., Портнов M.JI. Искусство преподавания. 2-е изд. Первая книга для учителя. М.: Педагогическое общество России. 1999. - 212 с.

104. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. 240 с.

105. Попов В. Гуманитаризация системы образования в РФ.//Человек в научной картине мира XXI века./ Под ред. В. Миклина. Курск: КГПУ, 1996. - С. 21-27.

106. Практикум по школьному хоровому репертуару. Методическая разработка./ Сост. П.Е.Зелинский, И.Н. Киселевская и др. -Таганрог: ТГПИ, 1992, -С.10-11.

107. Программа по музыке для общеобразовательнрой школы (с поурочной методической разработкой). 1-3 кл./ Под ред. П.А. Стеллиферовского. М.: Просвещение, 1980. - 111 с.

108. Программа по музыке для общеобразовательнрой школы (с поурочной методической разработкой). 4-7 кл./ Под ред. П.А. Стеллиферовского. М.: Просвещение, 1983. - 173 с.

109. Программы пед. институтов. Сборник № 18. М.: Просвещение, 1984.-C.3-35.

110. Проблемы музыкального мышления. Сб. статей/ Сост. и ред. М.Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. - 336 с.

111. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. -141с.

112. Реале Д., Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. ТОО ТК Петрополис. С.-Петербург, 1997. -880 с.

113. Рудняньский Я. Как учиться? Кн. для уч-ся: Пер с пол. М.: Просвещение, 1992,- 192 с.

114. Рубинштейн А. О музыке в России. В кн.: Лисовский Н.М. (сост.). А.Г.Рубинштейн. - СПб, 1889. - С. 22.

115. Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения. -В кн.: Критика и музыкознание: Сб. статей. Л.: Музыка, 1987. Вып. 3. - С. 6996.

116. Рубинштейн С. Основы общей психологии. В 2-х томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-328 с.

117. Самостоятельная работа учащихся в классе и дома/ Под ред. М.А. Молчановой. Таганрог, 1962. - 137 с.

118. Самарин В. Хороведение: Учебное пособие для студентов муз. отделений и факультетов сред. пед. учебных заведений. 2-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 208 с.

119. Селевко Г. Современные образовательные технологии: Учебн. пособие. М.: Народное образование, 1998. - 255 с.

120. Скаткин М. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-206 с.

121. Смирнов А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение. АПН РСФСР. Труды, 1966. - 422 с.

122. Смирнов С. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Академия. - 2001. - 304 с.

123. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки: Т.1. Сб. статей/ Сост. Ю. Капустин. Л.: Сов. композитор, 1980. - 295 с.

124. Сохор А. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974,- 192 с.

125. Сохор А. Музыка как вид искусства. Изд. 2-е. -М.: Музыка,1970. -192 с.

126. Стефановская Т. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций/ Учебн. пособие для студентов и слушателей инст-тов повышения квалификации. М.: Совершенство, 1998.-361 с.

127. Станиславский К. Работа актера над собой. Ч. I: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. -М.: Искусство, 1985. -479 с.

128. Стравинский И. Хроника моей жизни. JL: Музыка, 1963. - С. 125, 193-194.

129. Сухомлинский В. Мудрая власть коллектива. М.: Педагогика, 1975. - С.83.

130. Сухомлинский В. О воспитании./ Сост. С.Соловейчик. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1979. - 270 с.

131. Третьяков П., Сенновский И. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/ Под ред. П.И. Третьякова. -М.: Новая школа, 1997. 352 с.

132. Ушинский К. Человек как предмет воспитания. Собрание соч., т.8. -М.: Педагогика, 1950. С.251-252.

133. Федотова В. Проблема восприятия художественной литературы в свете теории информации// Философские науки. 1968, № 3. С. 68-75.

134. Философский словарь// Под ред. И.Т.Фролова. Изд.5-е, -М.: Политическая литература, 1987. 590 е.

135. Фоменко В. Современные образовательные технологии. Тезисы и материалы научно-практической конференции "Многоуровневая система образовательно-профессиональной подготовки в средней и высшей школе России".-Ростов-на-Дону: РГУ, 1995. С.6-7.

136. Харламов И. Педагогика.Учебное пособие для университетов и пед. институтов. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1990. - 576 с.

137. Холопова В. Формы музыкальных произведений: Уч. пособие. Серия "Учебники для вузов. Спец. Лит-ра". СПб.: Лань. - 1999. - 496 с.

138. Холопова В. Музыка как вид искусства: Уч. пособие. СПб.: Лань. -2000.- 320 с. - (Мир культуры, истории и философии).

139. Шамова Т. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

140. Щукина Г. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.// АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. С. 203.

141. Brelen J.J1 intepretazion creatrice. Essais sur 1 execution musikale. Paris, -1951.-p.101

142. Balan Y. Sensurile muzicii. Compozitor, interpret, ascultator. О intro-ducere in estetuca fenomenului muzical.- Bucuresti, 1965.- p.211, 245.

143. Delia Corte A. L'interpretazione musicale e gli interpreti. -Jorino, 195 5,passim.

144. Excuder L. Mes souvenis. Les virtuoses.- Paris, -1968 p.l 1.

145. Furtwangler W. For und Wont. -Wiesbaden, 1958,- S. 79-83.

146. Ingarden R. Zagadrienie systemu jakosci estetyczne donioslych. "Studia estetyczne". T.2. 1965- s. 24, 461.

147. Liszt F. Die Legende von der heiligen Elisabeth, Partitur. Leipzig, 1966,- s. 9-10.

148. Laser A. Der moderne Dirigent. Leipzig, 1904 - s. 154.

149. Leibowitz R. Le compositer et son double Essais sur l'interpretation musikale. Paris, 1971.-p.455.

150. Meyer E.-H. Musik der Renaissance-Aufklarung-Klassik. Verlag Pfilipp Reclam jun. Leipzig, 1979. - 277 s.

151. Parente A. Critica e storiografia musicale. "Rassegna musicale". 1930. -p. 210.

152. Parente A. J1 problema dell' intepretazione musikale. Jn.:"Atti del Primo Congresso Internazionale di Musica". -Firenze, 1935. - p. 267.

153. Quantz J.-J. Verscuch liner Anweisung der Flote travesiere zu spielen. Leipzig Ed. C.P. Kahnt Nachfolger. 1906. s. 113-114.

154. Schaffer B. Maly informator muzyki XX wieku. Krakow, 1975. -s. 1317.