Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Власова, Елена Львовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Сходня
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Власова, Елена Львовна, 2004 год

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

1.1. Общечеловеческие ценности в эпоху глобализации ( философский и педагогический аспекты).

1.2. Приобщение к общечеловеческим ценностям как проблема профессионального образования и воспитания.

1.3. Педагогические проблемы профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма в сфере межкультурных коммуникаций.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫМ КОММУНИКАЦИЯМ В ПРОЦЕССЕ

ПРИОБЩЕНИЯ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ.

2.1 .Основные принципы, определяющие содержание процесса обучения межкультурным коммуникациям.

2.2. Активные методы обучения межкультурным коммуникациям на основе приобщения к общечеловеческим ценностям.

2.3. Процедура эксперимента, анализ результатов и рекомендации по реализации методики обучения.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям"

Актуальность исследования. Современное реформирующееся образование России становится органической частью мирового образовательного пространства, что происходит в результате интенсивных процессов глобализации и интеграции мирового сообщества. При этом, с одной стороны, наблюдается взаимовлияние различных культур и языков, а, с другой стороны, - стремление к сохранению языкового и культурного многообразия мира. В этих условиях особую значимость приобретает проблема приобщения молодежи к общечеловеческим ценностям.

Актуальность данной проблемы обусловлена духовно-нравственной перестройкой, которую переживает современное общество. Это связано с эпохой глобализации, для которой характерно экономическое объединение мира при взаимопроникновении культурных, языковых и этнических различий и доминировании прагматической ориентации на материальные ценности. Интеграция мирового сообщества, понимаемая как приобщение к иным культурным ценностям с сохранением языкового и культурного многообразия мира, может быть достигнута через приобщение к общечеловеческим ценностям, имеются в виду духовно-нравственные ценности, приобщение к которым приведет к истинному духовному единению разных культур и народов.

Развитие глобализации порождает множество проблем. Одна из важнейших — проблема деловой коммуникации в международном бизнесе. Для того чтобы быть сегодня успешным менеджером, необходимо быть готовым эффективно работать с людьми другой национальности, другой культуры. Чтобы преуспевать в международном бизнесе не только сегодня, но и завтра, каждый менеджер должен владеть межкультурной коммуникацией.

Проблеме общечеловеческих ценностей в контексте процессов глобализации уделяется внимание в работах современных зарубежных и отечественных философов и культурологов М.П. Бочарова, А.А. Гусейнова,

И.С. Кона, М.М. Бахтина, И.Э. Клюканова, Ю.М. Лотмана, А. Зиновьева, М. Маклюэна и др.

Известно, что морально-нравственные ценности, их значимость рассматривались в трудах философов со времен античности до наших дней: Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Н.А. Бердяев («человек как верховная ценность»), Н.О. Лосский («абсолютные» ценности), И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев и др.

Общечеловеческие ценности, как одна из центральных педагогических проблем, находятся в поле зрения современной психолого-педагогической науки и практики.

Вхождение России в демократическое Европейское пространство означает для системы туристского образования решение глобальной задачи формирования нового мышления, способного к бесконфликтному взаимодействию, пониманию, осознанию своих действий и их последствий, и, прежде всего, определения приоритетов воспитания, исходя из общечеловеческих ценностей, в число которых входит:

1. Воспитание толерантного отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям; воспитания высоконравственных личностных качеств; чувства сострадания и готовности помочь другим людям.

Для туристской деятельности принцип толерантного воспитания актуален, так как сфера деятельности менеджеров непосредственно связана с международным сотрудничеством, в рамках которого должны уважаться как самобытные особенности народов, так и основные интересы государств.

2. Патриотическое воспитание, которое требует изучения и освоения культуры народов России.

3. Поликультурное воспитание, содержания которого основано на изучении культур и их взаимосвязи.

4. Экологическое воспитание, суть которого состоит в бережном отношении ко всему живому на Земле, к окружающему миру, природе, в желании сохранения и приумножения ее богатства.

Возникла необходимость пересмотра подходов к воспитанию в новых социальных условиях с учетом особенностей процессов глобализации.

В понимании сущности понятия «общечеловеческие ценности» мы опираемся на современных философов (М.П. Бочаров, В.А. Степин и др.) и понимаем общечеловеческие ценности как «совокупность жизненно важных ценностей и значений, связывающих индивида с миром и создающих единство человека и мира, которому человек в ходе своей практической деятельности придает ценностное содержание и наделяет значением». При этом общечеловеческое не предполагает отказ от национально-культурной принадлежности, так как в общечеловеческих ценностях гармонически объединены общечеловеческое и национальное, самобытное.

Анализ проблемы приобщения молодежи к общечеловеческим ценностям показывает, что современная ситуация обучения и воспитания в сложных социальных условиях интеграции и глобализации общества требует поиска новых подходов.

Проблема приобщения к общечеловеческим ценностям неразрывно связана с проблемой нравственного воспитания. Нравственное воспитание студентов коррелирует с выявлением их отношений к окружающему миру. Во избежание влияния негативных сторон процессов глобализации («западнизации», «американизации»), бездумного перенимания преимущественно западных ценностей, важно правильно организовать учебно-воспитательный процесс, направить его на активизацию духовного мира субъектов обучения. Однако, в настоящее время существует противоречие между современным обучением студентов межкультурным коммуникациям и опережающим уровнем глобализации, именно это и обусловило выбор темы данного исследования «Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям».

Цель исследования - разработка методики обучения студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям.

Объект исследования - обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям.

Предмет исследования - условия, критерии и методика обучения студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что обучение студентов межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям будет успешным, если:

• в качестве основных компонентов структуры процесса приобщения к общечеловеческим ценностям определены: процесс формирования отношений к Миру, выроботка моральных норм и перевод их в нравственные чувства и внутренние личностные качества (интериоризация общечеловеческих отношений);

• активизируется самостоятельная познавательная деятельность студентов на уровне личного интереса в современных условиях информационного общества.

• разработана методика обучения, формирующая у студентов единство профессиональных решений с научно обоснованными практическими действиями, понимание профессиональных задач образования на концептуальном, процедурном и реализующем уровнях.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние исследований проблемы общечеловеческих ценностей в эпоху глобализации и определить организационно-педагогические условия приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе профессионального образования.

2. Разработать основные принципы, раскрывающие процесс обучения межкультурным коммуникациям и их критерии.

3. Разработать и экспериментально проверить методику обучения межкультурным коммуникациям в процессе приобщения студентов к общечеловеческим ценностям (на примере освоения учебного материала )■

Теоретико-методологическими основами решения поставленных задач явились общетеоретические положения о формировании отношений человека к Миру как нового подхода к образованию (И. А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозовой и др.); философско-психологические идеи о человеке как высшей ценности и субъекте общественного развития при реализации принципов самостоятельного обучения в современных концепциях образования (Е.С. Полат, А.А. Андреев, И.В. Роберт, В.А. Кальней, С.С. Кравцов, Г.А. Андрианова и др.); принцип трехфазности деятельности, в том числе учебной деятельности (В.А. Квартальное, И.В. Зорин, И.П. Селезнева, JI.C. Выготский, C.JL Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретическое обобщение и анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, методы моделирования и статистической обработки данных и др.); педагогический эксперимент.

База исследования: Иркутский институт Международного туризма -филиала РМАТ.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (1999-2000 гг.) анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; определялись гипотеза, понятийный аппарат и программа исследования. Изучалось состояние проблемы в современных условиях, систематизировался опыт по формированию общечеловеческих ценностей.

На втором этапе (2001-2002 гг.) разрабатывалась и экспериментально апробировалась методика обучения студентов межкультурным коммуникациям в процессе приобщения студентов к общечеловеческим ценностям ; определялись критерии сформированности профессиональных качеств, свидетельствующих об уровне приобщения студентов к общечеловеческим ценностям; анализировались и вносились дополнения.

На третьем этапе (2004 г.) велась обработка экспериментальных данных; систематизировались полученные результаты по уровням приобщения к общечеловеческим ценностям; осуществлялась корректировка основных положений и выводов исследования; разрабатывались практические рекомендации по реализации предложенной методики; оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Определены педагогические условия, которые обеспечивают эффективность обучения межкультурным коммуникациям в процессе приобщения студентов к общечеловеческим ценностям: наличие у студентов фиксированной личностной установки на формирование отношений человека к Миру, индивидуализация дистанционного обучения на основе учета психолого-возрастных особенностей студентов, ориентация на самостоятельную познавательную деятельность, на умения самостоятельно приобретать и перерабатывать информацию.

2. Разработана методика приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе обучения (на примере освоения учебного материала), которая представляет из себя систему самостоятельной познавательной деятельности, реализующуюся на трех уровнях. Целью первого рецептивно - репродуктивного уровня процесса приобщения к общечеловеческим ценностям явилось формирование представлений об общечеловеческих ценностях на основе формирования отношений человека к Миру. Целью второго репродуктивно - продуктивного уровня модели было выработка моральных норм симпатии, жалости, сострадания, сочувствия, стыда, совести, гордости, чувства достоинства и др. Основной упор при реализации этой цели делался на сличение ценностей своей и иноязычной культуры (межкультурное обучение). Цель завершающего продуктивно-творческого уровня нашей модели - обеспечить перевод сформированных чувств в устойчивые внутренние личностные качества студентов.

3. Обоснованы критерии сформированности межкультурных коммуникаций на уровне приобщения студентов к общечеловеческим ценностям: интеллектуальный, оценочно-эмоциональный и коммуникативно-поведенческий критерии, которые, в свою очередь, соответствуют трем уровням реализации методики обучения: рецептивно-репродуктивному, репродуктивно-продуктивному, продуктивно-творческому.

Теоретическая значимость исследования:

Раскрыты содержание и структура процесса приобщения к общечеловеческим ценностям, включающая в себя соответственно три уровня учебной деятельности, которые формируют во-первых, отношение к Миру, во-вторых, моральные нормы, в-третьих, личностные нравственные качества (интериоризация общечеловеческих ценностей).

Практическая значимость диссертации заключается в том, что была разработана и экспериментально проверена методика обучения студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, которые используются в процессе профессионального обучения студентов Иркутского института Международного туризма - филиала РМАТ

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений о формировании общечеловеческих ценностей, разнообразием применяемых методов исследования и их адекватностью целям и задачам; воспроизводимостью результатов на основе разработанной методики, подтверждением гипотезы исследования его положительными результатами, полученными в экспериментальной работе, их анализом и обобщением.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики профессионального туристского образования РМАТ и заседаниях научно-методического совета Иркутского филиала РМАТ (20012004гг.), научно-практических конференциях «Развитие туризма в Байкальском регионе и продвижение регионального турпродукта» (Иркутск 27.02.2004г.) «Туризм и социально-экономическое развитие территории» (Шушенское 7-8.07.2004г.) и в процессе обучения студентов Иркутского института Международного туризма - филиала РМАТ.

На защиту выносятся следующие положения: о Формирование у студентов туристского вуза межкультурных коммуникаций в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям обеспечивается на основе современного подхода, рассматривающего образование как формирование отношений человека к Миру, которое включает в себя два аспекта: формирование отношения к самому себе и к окружающей среде. Формирование отношений выступает базисным механизмом приобщения к системе общечеловеческих ценностей. о Методика приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе обучения (на примере освоения учебного материала) представляет из себя систему самостоятельной познавательной деятельности, реализующуюся в трех уровнях: рецептивно - репродуктивный уровень, репродуктивно - продуктивный уровень, продуктивно-творческий уровень. о Критерии сформированности межкультурных коммуникаций на уровне приобщения студентов к общечеловеческим ценностям: интеллектуальный, оценочно-эмоциональный и коммуникативно-поведенческий соответствуют трем уровням реализации методики обучения: рецептивно-репродуктивному, репродуктивно-продуктивному, продуктивно-творческому.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы по 1 главе

Теоретический анализ философско-педагогического аспекта исследуемой проблемы позволил сформулировать следующие выводы:

1. Под общечеловеческими ценностями, прежде всего, подразумеваются духовно-нравственные ценности, приобщение к которым приведет к истинному духовному единению человечества в период сложных процессов современной глобализации. Ибо они выступают в качестве регуляторов социально-культурной жизнедеятельности общества.

2. Целенаправленное эффективное приобщение студентов к общечеловеческим ценностям в процессе профессионального образования может быть обеспечено при условии, если процесс обучения осуществляется на основе концепции, рассматривающей образование как формирование отношений человека к Миру. Система отношений человека к Миру выступает базисным механизмом формирования ценностей.

3. В качестве основных компонентов структуры процесса приобщения к общечеловеческим ценностям определены:

1) формирование отношений к Миру,

2) формирование нравственных чувств,

3) переход нравственных чувств во внутренние личностные качества (интериоризация общечеловеческих отношений)

4) На основе принципов природосообразности, культуросообразности и самодеятельности с целью эффективной реализации педагогической модели приобщения к общечеловеческим ценностям были определены следующие педагогические условия:

• Наличие у студентов фиксированной личностной установки на формирование отношений человека к Миру, основанное на учениях этнопедагогики и теории и практики межкультурного образования (опора на лингвокультуроведческий анализ).

• Индивидуализация обучения на основе учета психолого-возрастных особенностей студентов .

• Ориентация на самостоятельную познавательную деятельность, на умения самостоятельно приобретать и перерабатывать информацию, обеспечивающие активность мыслительной деятельности

5. Так как в настоящее время межкультурные коммуникации представляют собой одну из основных частей менеджмента современного бизнеса, осуществление международных коммуникаций в современных условиях в значительной мере зависит как от организационной культуры отдельных фирм или структурных подразделений, входящих в эти компании, так и от общей культуры стран, представителей данных фирм или структурных подразделений, учет которой является необходимым для достижения ими наивысших результатов производственно-хозяйственной деятельности.

В связи с этим существенно меняются требования к современному менеджменту, поскольку труд современного (глобального) менеджера представляет собой процесс, объединяющий членов общества, в котором опосредуется и контролируется информационный обмен, воссоздается и формируется деловая культура, происходит становление общественного сознания, осуществляется регуляция процесса развития глобального общества. Таким образом, деятельность менеджера имеет не только экономическое, но и социальное основание, так как определена факторами, связующими настоящее с прошлым и будущим общества. Освоение опыта человеческой деятельности, адаптация молодого поколения к сложившимся социальным отношениям, экономическое и духовное состояние глобального общества формируются с участием менеджера.

Глава 2. Содержание и методика обучения межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям.

2.1.Основные принципы, определяющие содержание процесса обучения межкультурным коммуникациям.

В проведенном исследовании мы исходили из теоретических положений, рассматривающих научные принципы как основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, внутренних убеждений человека, определяющее его отношения к действительности, нормы поведения и деятельности. Обратим внимание на следующие особенности принципов, опираясь на которые мы проводили наши исследования:

- принципы объективны по содержанию, так как определяются закономерностями рассматриваемого процесса и раскрывают механизм взаимодействия составляющих его элементов и структур;

- принципы устойчивы не измены во времени и таким образом позволяют проектировать методику обучения межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям.

В основу приобщения студентов к общечеловеческим ценностям были положены следующие принципы: принцип приобщения к общечеловеческим ценностям как важнейшее средство решения задач нравственного воспитания, ядром которого является нравственный выбор, характеризующийся осознанностью, ответственностью и действенностью; принцип демократического свободного выбора образования — как основа свободного нравственного выбора, который предполагает не авторитарное навязывание тех или иных ценностей, а именно личностный осознанный нравственный выбор и предпочтение общечеловеческих ценностей; принцип преемственности, позволяющий использовать педагогический потенциал информационно-коммуникационных технологий, поскольку именно они являются сегодня главнейшим и самым распространенным средством приобретения и переработки информации, в особенности у молодого поколения; принцип ориентации на самостоятельную познавательную деятельность, на умения самостоятельно приобретать и перерабатывать информацию, обеспечивающие активность мыслительной деятельности, которая коррелирует с активностью духовного мира субъектов образования; принцип эффективности приобщения к общечеловеческим ценностям, требующий максимального взаимодействия между субъектами образовательного процесса, при котором студент действительно выступает как субъект учебной познавательной, творческой деятельности; принцип межкультурной компетенции как важное условие приобщения к общечеловеческим ценностям, содержание которого определяется сформированностью представлений об общечеловеческих этических ценностях, учитывающая национально-культурные особенности объекта культуры и выявляющая различия в его восприятии реципиентами (принадлежности к различным культурам).

Начиная с середины 80-х годов в рамках коммуникативной методической и дидактической теории обучения оформляется подход, направленный на межнациональное взаимопонимание и терминологически отраженный в новом концептуальном аппарате целым рядом синонимических единиц в отечественной науке: кросскультурный, интеркультурный, межнациональный, экстралингвистический, межкультурный.

Межкультурная коммуникация как диалог культур - многомерное явление. В ее содержании прослеживается взаимодействие: а) языка, отражающего культуру народа; б) культуры, передающей своеобразие общественно - методических условий; в) личности, формируемой в ходе практической деятельности. [87. С. 9-10].

Исследования проблемы взаимодействия языка и культуры берут начало в трудах В.Ф.Гумбольдта: учение о "внутренней форме " языка как выражение индивидуального миросозерцания народа. ("Язык народа-дух народа"). В современной отечественной наукё^эта проблема получила свое развитие в исследованиях таких ученых как Верещагин Е.М, Костомаров В.Г. (Лингвострановедение), Воробьев В.В. (Лингвокультурология), Сафонова В.В., Фурманова В.П. (Культуроведение), Г.Д.Гачев (Космо-Психо-Логос), Л.И.Харченкова (Языковая картина мира) и др.

По определению Фурмановой В.П. межкультурная коммуникация представляет собой диалог культур. "Межкультурная коммуникация как диалог культур является способом общечеловеческого общения, который охватывает обмен информацией и культурными ценностями в контексте межэтнической коммуникации" [87. С. 38].

Основная задача межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества сводится к тому, "чтобы1 активизировать гуманитарный потенциал, нацелить его на выработку и утверждение концепции приоритета общечеловеческих ценностей, сближению культур разных стран" [87. С. 114].

И.Л.Бим подчеркивает важность этих задач также в отношении к образованию. Иностранный язык ".служит дополнительным окном в мир. Научив школьников читать, слушать, писать на иностранном языке, переводить с одного языка на другой, мы обеспечим им непосредственный доступ к иным национальным культурам и тем самым к мировой культуре, возможность общаться с другими народами, чтобы объединить усилия ради сохранения мира и жизни на земле " [12. С. 19-20].

Цели, задачи, содержание межкультурного подхода представлены Г. Вайманном и В. Хошем [152] в нижеследующей таблице № 10.

Заключение

Задачей нашего исследования было доказать, что разработанная методика будет способствовать эффективному и результативному обучению студентов неязыкового вуза межкультурным коммуникациям. В ходе теоретического исследования проблемы приобщения студентов к общечеловеческим ценностям было обнаружено, что:

1) Философско-педагогические предпосылки приобщения к общечеловеческим ценностям исходят из позиции, рассматривающей общечеловеческую мировую культуру как единство многообразия национальных культур. Во избежание влияния негативных сторон процессов глобализации, («западнизации», «американизации») бездумного перенимания преимущественно западных ценностей, важно правильно организовать учебно-воспитательный процесс.

Под общечеловеческими мы, прежде всего , понимаем духовно-нравственные ценности, приобщение к которым приведет к истинному духовному единению разных культур и народов. Эти ценности можно рассматривать как регуляторы социально-культурной жизнедеятельности общества.

2) Целенаправленное эффективное приобщение студентов к общечеловеческим ценностям может быть обеспечено при условии, если образовательный процесс осуществляется на основе концепции, рассматривающей образование как формирование отношений человека к Миру, ибо формирование отношений - истинный объект современного образования, и так как система отношений человека к Миру выступает базисным механизмом формирования ценностей. В этом смысле проблема приобщения к общечеловеческим ценностям неразрывно связана с проблемой нравственного воспитания. Нравственное воспитание студентов коррелирует с выявлением их отношений к окружающему миру.

3) В качестве основных компонентов структуры процесса приобщения к общечеловеческим ценностям были определены: формирование отношений к Миру, формирование нравственных чувств, переход нравственных чувств во внутренние личностные качества (интериоризация общечеловеческих отношений)

Методика формирования межкультурных коммуникаций в процессе приобщения студентов к общечеловеческим ценностям предполагает с одной стороны проблему духовно-нравственного воспитания, основывающегося на формировании отношения человека к Миру, с другой стороны - условия обучения, в которых и должно происходить формирование отношений к Миру, основной упор при этом делая на самостоятельную познавательную деятельность студентов, которая приведет их к саморазвитию, самовоспитанию.

Главнейшей педагогической характеристикой процесса обучения является самостоятельная деятельность личности, которая выступает «предпосылкой и условием развития сознания». (А.Н. Леонтьев). Ориентация на самостоятельную познавательную деятельность, на умения самостоятельно приобретать и перерабатывать информацию, обеспечивающие активность мыслительной деятельности, которая коррелирует с активностью духовного мира субъектов обучения. Мы пришли к выводу, что мыслительная духовная активность студентов способствует приобщению к общечеловеческим ценностям.

Практическое исследование и опытно-экспериментальная работа по реализации методики показали, что:

1) Важнейшей способностью, которой должен овладеть студент сегодня является способность самостоятельно получать знания. Она радикальным образом скажется на его профессиональном становлении, так как определяет его возможности в вузовском и послевузовском непрерывном образовании. Тем актуальнее и важнее становится задача обучению иноязычному чтению как главному способу самостоятельной познавательной деятельности, на основе которой в свою очередь студенты приобщаются к общечеловеческим ценностям.

2) В качестве одного из результативных путей приобщения к общечеловеческим ценностям выступают принципы межкультурного обучения, которые прежде всего предполагают формирование умений и навыков сравнительного анализа культур, умения найти национально-специфическое и общечеловеческое содержание в читаемых и анализируемых текстах.

3) Одной из основных проблем духовно-нравственного воспитания является выбор критериев его результативности. Анализ исследований по данной проблеме показал, что приоритет отдается трем основным группам критериев, которые гармонично соответствуют трем составляющим отношений: мышлению, чувствам, воле. Это - интеллектуальный, оценочно-эмоциональный и поведенческий критерии, которые в свою очередь соответствуют трем уровням реализации методики. На основе этих критериев мы определили показатели сформированности и устойчивости внутренних качеств студентов согласно четырем группам отношений личности: социальные нравственные, эстетические и санитарно-гигиенические. Они же являются показателями эффективности педагогической модели.

Таким образом, выдвинутая на защиту гипотеза получила подтверждение в теоретической части исследования и путём экспериментальной проверки, что позволяет автору исследования вынести на защиту основные положения, приведённые во введении.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Власова, Елена Львовна, Сходня

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования // Советская педагогика. - 1981. № 8. - С. 61 - 69

2. Аманбаева JI. И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях. Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. Якутск., 2002.-31 с.

3. Амонашвили Ш.А. Чтение качество личности и образ жизни // Школьные технологии. - 1998. №5. -226 с.

4. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Автореф. дис. .доктора пед. наук. М., 1999. -20 с.

5. Андрианова Г.А. Организация творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении: Дисс. . канд. пед. наук. М., 2000.- 212 с.

6. Архангельский JI.M. Роль и место нравственного воспитания в системе формирования нового человека // Вопросы философии. 1977. №2. — С. 13-23.

7. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 312 с.

8. Бершадский A.M., Кревский И.Г. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий: Учеб. пособие. Пенза: 1997.- 54 с.

9. Ю.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 190 с.

10. П.Бим И.JI. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. -М.: Новая школа, 1995. 128 с.

11. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // ИЯШ. 1989.№> 1.-С.19-20.

12. Бицилли П. Национальное и общечеловеческое: к вопросу о пропедевтическом курсе истории // Народное образование. 1999. №9. - С. 255-260.

13. Богданова Д.А. Методика развития компьютерной грамотности в условиях дистанционного обучения. Дисс. .канд. пед .наук. М., 1996.-140 с.

14. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. —1997. №4.— С. 11-17.

15. Бочаров М.П. Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования: Автореф. дисс. .канд. философ, наук. М., 1992. -20 с.

16. Бухаркина М.Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1994. 156 с.

17. Бытие человека в культуре. Киев: Наукова Думка, 1992.-119 с.

18. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык, 1980.-320 с.

19. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов // Педагогика. 2003. № 8. - С. 19-22.

20. Волков Г.Н. Национальное и общечеловеческое в содержании образования. Этнопедагогические основы учебных планов, программ и учебников для национальных школ // Педагогика. — 1997. №5.— С.40-44.

21. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: 1974. - 376 с.

22. Волова Н.Ю. Педагогические основы дистанционного обучения: Дисс. . канд. пед. наук. Самара, 2000. 165 с.

23. Воробьев В.В. Лингвокультурология. (теория и методы) Монография. М.: РУДН, 1997.-340 с.

24. Гадзаова JI.П. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей у студентов вуза средствами иностранного языка: Дисс. . канд. пед. наук. Владикавказ, 2002. 139 с.

25. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура, 1995. - 480с.

26. Гершунекий Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. №56. - С. 1-13

27. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. -М.: 1989.-С. 102-110.

28. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Учебное пособие. -Брянск: Курсив, 2000. 334 с.

29. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: АО «Аспект пресс», 1994. - 317 с.31 .Григорьева Т.П. Дао и логос: (встреча культур). М.: Наука, 1992. 424 с.

30. Густырь А.В. Концептуально-методические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования. Дисс. . канд. пд. Наук. М., 2001. 146 с.

31. Давыдов В.В. Труды А. Дистервега и современная педагогика // Педагогика. 1992. №1,2. - С. 85-90.

32. Данилов Д.А. Народная педагогика основа развития науки о воспитании // Народное образование в Якутии. - 1993. № 1. - С. 32-33

33. Данилов Д.А., Товарищева Ф.Д. Вопросы управления развитием образования. Якутск: Бичик, 2002. - 89 с.

34. Данильчук Е. В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. 2003. №1. - С. 65-74.

35. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации / Сост. Овсянников В.И. М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. - 185 с.

36. Дистанционное обучение в современном мире. Сб. обзоров / Отв. ред. С.Л. Зарецкая. М.: ИНИОН РАН, 2002. - 136 с.

37. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.

38. Дмитриева Е.И. Методические основы дистанционного обучения иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. 215 с.

39. Дмитриева Е.И. О перспективах и возможностях ДО ИЯ с использованием телекоммуникаций // ИЯШ.-1997. №2. С.11-15.

40. Днепрова Т.П. Нравственно-волевая подготовка студентов педагогического вуза: Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. — 139 с.

41. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. —М.: Наука, 1977. -331с.

42. Зимняя И.А. Понимание как результат рецептивных видов речевой деятельности. //Сб. науч. тр./ МГПИИЯ им. М. Тореза. 1978. - вып. 130. -254 с.

43. Зиновьев А. Глобальное сверхобщество и Россия. М.: ACT, 2000.128 с.50.3инченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. — 1997. №5.— С.3-16.

44. Иванова Л.И. Обучение студентов начального этапа неязыкового Вуза аудированию при самостоятельной работе с техническими средствами ( на материале английского языка): Дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1997.-145 с.

45. Иванова С.Ф. Совершенствование речевого слуха-основа формирования культуры устной речи учащихся. Дисс. .к.п.н., М., 1966

46. Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников: Книга для учителя. 2-е изд., доп. и переб. - М.: Просвещение, 1987.-С. 152-192.

47. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 272 с.

48. Клюканов И.Э. Динамика межкультурного общения: системно-семиотическое исследование. Тверь, 1998.-100 с.

49. Клычникова З.И. Психологические особенности чтения на иностранном языке. -М.: Просвещение, 1973. 101 с.

50. Клычникова З.И., Ильина В.И. Психологические основы обучения рецептивным видам речевой деятельности.// сборн. научных трудов «Психологические основы обучения иностранным языкам в языковом вузе», Вып. 133, М., 1979, С.43-98.

51. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х тт. М.: Педагогика, т.1. - 405с.

52. Коноваленко Т.А. Андрагогические условия организации самостоятельной работы студентов в высшей школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Калининград, 2001. 20 с.

53. Конфуций и его школа. М.: Изд-й Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 176 с.

54. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, Нар. асвета, 1990. - 175 с.

55. Кузовлев В.П. Методическая характеристика как средство индивидуализации процесса обучения иноязычному общению // ИЯШ.-1986. №1.- С. 31-38.

56. Куликова Л.И. Проблема саморазвития личности. Хабаровск: ХГПУ, 1997.-313 с.

57. Куликова Л.В. Формирование представлений младших школьников об общечеловеческих гуманистических ценностях (средствами лингвоэтнографии): Дисс. .канд. пед. наук. Красноярск, 1995. 145 с.

58. Куликова Т.С. Модульно-рейтинговая система как средство активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов военного вуза на занятиях по математике: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Пермь, 2001. -20 с.

59. Культурология : Учебник для студ. техн.вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высш. Шк., 1998. - 511 с

60. Кумарин В.В. А. С. Макаренко и современная школа. // Школьные технологии, 1998. №5. -226 с.

61. Кушнир A.M. Педагогика иностранного языка // Школьные технологии. 1997. №6. -191 с.

62. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Т.8, СПб, 2001, 187 с.

63. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-ч т.Т.2. -М.: Педагогика, 1983. -320с.

64. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1996. - 463 с.

65. Лотман Ю. Несколько мыслей о типологии культур. // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.

66. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972. - С. 18- 34

67. Макаренко А.С. О литературе. Статьи, выступления, письма. М.: Сов. писатель, 1956. -284 с.

68. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. - 191 с.

69. Мясищев В.Н. Психология отношений. /Под ред. А.А. Бодалева. -Москва-Воронеж: 1995. 356 с.

70. Национально-культурная специфика речевого поведения./ Под ред. Леонтьева А.А. и др. М.: Наука, 1977. - 352 с.

71. Находкин В. В. Педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств у подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Якутск, 2003. -20 с.

72. Нелунов А.И. Педагогическое общение как фактор социально-психологической адаптации студентов к условиям компьютерного обучения ИЯ: Дисс. . канд. пед. наук. Якутск, 2000. 153 с.

73. Нелунов А.И., Нелунова Е.Д. Информационные технологии в преподавании языков: Учебное пособие. Якутск: изд-во ЯГУ, 2002. - 95 с.

74. Нелунова Е.Д. Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Якутск, 1998. 21 с.

75. Нерсесянц B.C. Сократ. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996.-312 с.

76. Николаева Л.В. Педагогические основы межкультурнойкоммуникации в условиях интегрированного курса гуманитарных дисциплин. Якутск: изд-воЯГУ, 1999.- 156 с.

77. Новиков С.П. Применение НИТ в образовательном процессе // Педагогика. 2003. № 8. - С. 30-35.

78. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под. ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

79. Нуркаева И.М. Методика организации самостоятельной работы учащихся с компьютерными моделирующими программами на занятиях по физике. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1999. -20 с.

80. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1985.743 с.

81. Озер Ф. Пилотный проект «Демократия и школьное образование» в земле Северный Рейн-Вестфалия // Школьные технологии. 1998. №5. -226 с.

82. Павлова И.П. О возможностях взаимосвязанного обучения рецептивным видам речевой деятельности.// Сб. н. тр. «Психологические основы обучения иностранным языкам в языковом вузе», Вып. 133, М., 1979, С.20-30

83. Параева Н.Б. Обучение аудированию аутентичных текстов на немецком языке учащихся VII класса средней школы: Дисс. .канд. пед. наук. СПб., 2001.-170 с.

84. Песталоцци И.Г. Избр. пед. произв.: В 3 т. — Т.З. — М.,1965. — С.

85. Петрова М.П. Дистанционное обучение иностранным языкам в социокультурном контексте: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Якутск, 2002. -20 с.

86. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М.: Просвещение, 1971. 560 с.

87. Платонова И.А. Интернет на уроках немецкого языка // ИЯШ.- 1999. № 4. С.17-19.

88. Погосян Е.Г. Овладение аудированием на иностранном языке в опоре на мыслительные задачи: Дисс. . канд. пед. наук. Одесса, 1981. 155 с.

89. Полат Е.И. Дистанционное обучение: Учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с.

90. Полат Е.И. Организация ДО иностранному языку на базе компьютерных технологий // Дистанционное образование.-1998. №1.

91. Померанц Г.С. Культ этики или диалог культур? // "Глобализация вызовы и ответы" Горбачев-фондом. -М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1999 http://www.niworld.com/Statei/pomerants/Gorbachev

92. Попова Г. С. Торут угэс сайдар тосхоло (этнопедагогиканы TyhaHbibira субэлэр). Борогон, 1997. - 45 с.

93. Попова Г.С. Этнопедагогическая система традиционного и семейно-бытового воспитания якутских детей (на примере северных улусов Республики Саха): Дисс. . канд. пед. наук. Якутск, 1998. -178 с.

94. Портнягин И.И. Этнопедагогика «Кут-Сюр»: Педагогические воззрения народа саха. М.: Academia, 1999. - 184 с.

95. Портнягин И.И., Данилов Д.А. Воспитание интеллектуально развитой личности. Якутск: изд-во ЯГУ, 2002. - 170с.

96. Построение личностного профиля (16 факторный опросник Р.Кеттела)// Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996. - С. 172-182

97. Протасеня Е.П., Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против // ИЖИ.-1997. № 3. С.10-13.

98. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М.: Центр,1997.- 272 с.

99. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994. - 205 с.

100. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов М., 1973. - С. 365.

101. Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур: игры и упражнения для межкультурного обучения. Калуга, 2001. -185 с.

102. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.-720 с.

103. Руссо Ж.Ж. Эмиль или о воспитании. М.: Кузнецкий мост, 1971. - 755с.

104. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М.: Народное образование, 1999. - 135 с.

105. Селезнева И.П. Ориентация студентов педвуза на общечеловеческие ценности в сфере межкультурной коммуникации: Дисс. . канд. пед. наук. Красноярск, 1998. 193 с.

106. Сергиенко Е. Б. Организационно-педагогические модели дистанционного обучения в высшей школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань, 2001.-20 с.

107. Сизинцева Н.А. Информационно-динамическая обучающая среда как фактор развития информационной культуры будущего учителя. Дисс. .канд. пед. наук. Оренбург, 1999. 153 с.

108. Созонов В. Как измерить результаты воспитательной работы? // Народное образование. 2000. №9. - С. 203-210.

109. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2003. - 736с.

110. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. - 368 с.

111. Степашко JI.A. Человек в концепции Коменского Я.А.// Педагогика. 1992. №5-6.-С. 86.

112. Степин В., А Гусейнов, В. Межцев, В. Толстых. Общечеловеческое и классовое // Диалог. 1990. № 13. - С. 112.

113. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., Изд-во полит, литературы, 1982.-270 с.

114. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. — М., Молодая гвардия, 1975. 239с.

115. Тангян С.А. Культура и педагогика мира // Педагогика. 1997. № 6. -С. 3-14.

116. Томахин Т.Д. Лингвострановедение, что это такое? // ИЯШ.-1996. № 6.

117. Тотиева А.Н. Формирование нравственных ценностей старшеклассников в учебном процессе (на примере обучения литературе): Дис. . канд. пед. наук. Владикавказ, 2002. 136 с.

118. Трофимова М.М., Еремина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста.// Педагогика. 2003. № 3. - С. 4247.

119. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. — Л., Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1960. — 156с.

120. Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: Институт практической психологии, 1997.-447 с.

121. Ушинский К.Д. Изб.пед.соч. в 2-х т. М., Педагогика, 1974.584 с.

122. Философский энциклопедический словарь. М., «советская энциклопедия», 1989. - С.732-733.

123. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: 1987.

124. Фомин М.М. Обучение иностранному языку в условиях многоязычия (двуязычия). М.: МГУП «Мир книги», 1998. -215 с.

125. Фомин М.М. Использование ЭВМ в контексте лингвопсихо-дидактического подхода к обучению иностранным языкам //Мультимедиа в преподавании языков: Материалы междунар. конф. М., 1995. - С.74-76.

126. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков (языковой вуз). Дисс. .д-ра пед. наук. М., 1994. 398 с.

127. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Юристь, 1997.-512 с.

128. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. 2003. №3.- С. 52-59.

129. Харченкова Л.И. Диалог культур (в обучении русскому языку как иностранному). СПб.: Сударыня, 1994. - 142 с.

130. Хачирова И.Х. Педагогические условия стимулирования самостоятельной работы студентов (на примере обучения социологии): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2001. 20 с.

131. Хуторской А.В. Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000. -299 с.

132. Шелонцева Э.И. Методические требования к созданию диафильмов для обучения аудированию и чтению (в старших классах средней школы и на 1 курсе неязыкового вуза): Дисс. .канд. пед. наук. М., 1974. 199 с.

133. Ши Лонвей. Становление нравственной позиции студентов в образовательном процессе педвуза: Дисс. .канд. пед. наук. Воронеж, 2002. -108 с.

134. Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры,мира,взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. № 2. - С.43 - 50.

135. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Ч. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1998.- 663с.

136. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. М.: Логос, 2001. - 144 с.

137. Энциклопедия мысли: собрание афоризмов и изречений от древности до наших дней. СПб.: Кристалл: Респект, 1997. - 587 с.

138. Южакова Т.П. Педагогические основы воспитания студентов педвуза (нравственно-экологический аспект): Дисс. . канд. пед. наук. Шадринск, 1995. 140 с