Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителей музыки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Садохина, Ванда Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителей музыки», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Садохина, Ванда Владимировна, 1999 год

' -'■

Владение / 3 ' ' V

Рлава I. Становление и развитие профессиональной подготовки учителей музыки в России 15

Формирование отечественной системы профессиональной i подготовки учителей музыки (1804-1917 г.г.) 15-40 • 1.2. Ведущие тенденции развития профессиональной подготовки ; Î,, учителей музыки в России■ . - 41

1.3. Содержание общепедагогической и специальной подготовки й будущих учителей музыки на современном этапе.! 67

Л'"' •' - - . "•

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных умений учителей музыки 97 — 167 /Ж1. Определение уровня подготовленности студентов л || музыкально-педагогической специальности к будущей \ профессиональной деятельности 97

2.2. Характеристика процесса формирования профессиональных VII/' умении будущих учителей музыки .'комплексной || специализации ^121

2J3: Результаты экспериментальной работы по профессиональной подготовке будущих учителей музыки 150

Введение диссертации по педагогике, на тему "Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителей музыки"

Последняя четверть двадцатого века - период радикальных преобразований в научно-технической, социальной и культурной сфере общественной жизни. Такие процессы перемен, происходящие в обществе, создают объективные условия для -активизации каждого человека как творчески ориентированной личности, воспитывают стремление не только творчески мыслить, но I и активно действовать, соизмеряя свои способности с приобретаемыми профессиональными навыками.

Вместе с тем, в современных условиях жизнедеятельности нашего государства, связанных со сложными и противоречивыми явлениями в экономике страны, наблюдается резкое снижение не только среднего уровня социальной обеспеченности трудоспособного населения, но и резкое общекультурное обнищание духовного потенциала подрастающего поколения. Это оказывает негативное влияние на формирование нравственного, этичёского запаса личности. Данный процесс охватывает сферу образования и воспитания.

Поиск возможностей возрождения духовно-нравственных устоев общества и школы ведется, в наибольшей степени, с опорой на отечественные культурно-эстетические традиции. Поскольку музыка, среди различных видов искусств, в наибольшей степени воздействует на эмоционально-чувственную сферу человека, то она сильнее , многих может содействовать процессу интеллектуального развития личности. Слушая музыкальные произведения, овладевая искусством их исполнения, человек учится мыслить, сравнивать и обобщать музыкальные явления, стимулируя тем самым, становление собственного духовного и творческого потенциала. Социологические исследования последнего ; времени 11 свидетельствуют о том, что в России к середине 90-х годов XX века I только чуть более половины учителей музыки начального и | среднего звена имеют высшее профессиональное образование, не I могут, на соответствующем качественном уровне, осуществлять : | образовательно-воспитательный процесс в альтернативных ' ! учетных заведениях страны, требующих от них комплексного I характера профессиональной подготовки. В практике работы | многих учебных заведений педагогического профиля наблюдается | несоответствие между уровнем общекультурной и " профессиональной подготовки студентов. В результате этого происходит подготовка учителей с установкой на узко специальные задачи, с пониженным творческим потенциалом. п* Каждое время диктует свои, только ему присущие; способы и пути решения этой проблемы. Проведенная работа .опирается, прежде всего, на достижения музыкально-педагогической науки сегодняшнего дня. Работы Н.В. Александрова, Л.Г. Арчажниковой, . С.Н1 Батракова, В.А. Кан-Калика, А.В. Козырева, Е.Г. Осовского, Ф.Г. Паначина, Е.А, Полуказановой, В.Я. Струменского, Г.М/Цыпина; В.А. Яковлева позволили расширить и: углубить имеющееся представление о сущности и содержании профессиональной подготовки будущего учителя музыки, увидеть дальнейшую перспективу? развития этого процесса.

От того, на сколько высок уровень специальной и общепедагогической подготовки, оптимальны ведущие ; факторы приобретения музыкально-педагогических знаний и умений, на столько процесс формирования профессиональной " подготовки учителя музыки будет действенным и эффективным! Углубленному пониманию проблем современной профессиональной; подготовки { будущих специалистов педагогической школы посвящены i последние исследования O.A. Абдуллиной, P.A. Белошапка, i 1

Г.В:;;|Щяровской, H.H. Ставриновой, Л.Ф. Спирина, А.П. Юдина. W; ^Щтрудах Б.В. Асафьева, O.A. Апраксиной, В. Весселя, 1 ППНейгауза, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского, дается процессуальный анал® данной проблемы подготовки педагогических кадров, г; ■■•Шйг ' ' - . . 1 которой ориентирует на знание рациональных приемов умственной || I; ^р де#г^л1йости,-~ необходимых для ведения профессионально$; 'А" " »'Л^? •. „ • . . г1 | -;Ц1ч; - - 5|; педаЩйческойработы и обеспечения развития интеллектуальной и й; Й ! и> i

I'

I! I §11 твё^ёскрй активности. Как справедливо указывал А.С1/Макаренко, простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже ¿|1 прйдйрчивость, но не простят плохого знания дела, ибо превыше | всег§|:)|ёнят они в педагоге мастерство, квалификацию, глубокое знаци^; предмета и ясную мысль» (114, с. 130). -*;•;• 'Временные рамки данного исследования охватывают весь ь ХЩ|в^к; начало XX века (до 1917 года), после которого была упразднена вся система частного обучения как вид альтернативной 4

I " анализировать содержание и уровень профессиональной подготовки на современном этапе. Данный исторический обзор

4Si! образовательно-воспитательной практики; ' ¡позволяют »i | '¥1 позволил выстроить четкую систему становления У' ■ профессионального обучения учителей музыки в России. Щ Вопросам содержания и организации оптимизации процесса '-Ц§ образования и воспитания в высшем звене большое внимание уделено в работах М.Ф. Богдановича, В<0. Ключевской, А;.Лесгилье,

I %'г ."' ' '' "

С,Ш Шевырева. Отдельные аспекты методики подготовки будущих домашних учителей-наставников нашли свое отражение в

1 г: мемуарах П.Д. Бобрыкина, А.Д. Городцова, Л.Е. Оболенского,

1! I С.В. Смоленского. В дальнейшем, их выводы были расширены и

•¡; обобщены как условия развития образовательной .системы в

Ч V ;>-V . V/ ' . : | > ; ¿'¿л ,'.■'".■' . ' : ' .;

Ш :Ш ' ■ ''Ч- ' : • • ;; ■ , * ДУГ . .,>.;, I •• -1ГЛ , . ' " ' • работах: С.И. Архангельского, В.И. Водовозова, E.H. Медынского, B.Ä. ¿пастенина, Д.И. Тихомирова, Г.А. Фальборка. Осмысление накопленного в отечественной педагогике материала, изучение учебно-методической документации и обобщение передового практического опыта, анализ учебно-воспитательного процесса в ряде учебных заведений - высшей шко^Ыг наблюдение за апробированием и внедрением эффективных форм развития профессионально-педагогических умений будущих учителей музыки, их ориентации на современные требования последних лет, определили актуальность и основную проблематику настоящего исследования. ; j

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих учителей музыки. :);

Предмет исследования - факторы оптимизации основ профессионального становления будущих учителей музыки комплексной специализации.

Цель исследования - совершенствование профессиональных умений будущих специалистов музыкально-педагогического профиля. , ¿¡V;

В основу исследования положена гипотеза о том, что при создании определенных . условий для приобретения профессиональных умений будущими учителями: музыки, противоречие между современными социально-экономическими требованиями к их профессиональной деятельности и| процессом традиционной образовательно-воспитательной подготовки будет устранено, если:

1. s ^Оперативно определять и реализовывать наиболее эффективные направления развития музыкально-педагогических возможностей студентов. .

2. Реализовать на практике умения студентов свободно исполнять музыкальный репертуар пёред различной возрастной аудиторией.

3. Привести в действие комплекс педагогических условий организации образовательно-воспитательного процесса. ,

4. Выявлять и разрешать возникающие у .студентов противоречия при освоении специальных умений творческого характера.

5. Готовить выпускника к организации образовательно-воспитательного процесса в различных социокультурных условиях.

Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили совокупность задач:

1. Провести ретроспективный анализ опыта решения : проблемы специальной подготовки будущих учителей музыки в системе отечественного профессионального образования. ;

2. Определить и описать содержание и , структуру профессиональной подготовки учителей музыки на современном этапе. • •

3. Выявить профессиональные умения, наиболее значимые для повышения результативности музыкально-педагогической подготовки студентов.

4. Выявить и экспериментально подтвердить результаты опытно-исследовательской работы по совершенствованию профессиональной подготовки у будущих учителей музыки.

5. Разработать систему мероприятий, дать методические рекомендации, обеспечивающие подготовку будущих специалистов к организации образовательно-воспитательного процесса в различных социокультурных условиях.

Решение проблемы оптимизации профессиональной подготовки будущих учителей музыки, способных вести работу в различных сферах образовательной системы, дает возможность готовить специалистов,. способных в непростую социальную эпоху осуществлять разностороннюю наставническую деятельность; ориентирует их самим формировать новые > условия функционирования педагогической системы; поднимать культурную и эстетическую планку духовного совершенствования подрастающего поколения.

Методологической Основой исследования явилась диалектико-материалистическая теория познания, учение о всестороннем развитии личности. Аксиологический подход, провозглашающий личность высшей ценностью, позволил осмыслить; действие общечеловеческих закономерностей при воспитании профессиональных умений будущих учителей. Его суть состоит в том, что тенденции общественного развития, предъявляя требования к специалистам музыкально-педагогического профиля, побуждают их наставников к поиску новых ¡технологий профессионального обучения, а субъективной потребностью в качественной профессиональной подготовке выступают тенденции повышения самостоятельности и творческой активности обучаемых. Названный подход позволил обнаружить пути более эффективного осуществления процесса профессионального становления будущих учителей музыки комплексной специализации в условиях обучения в педагогических заведениях среднего и высшего звена.

В настоящем исследовании мы опираемся на принципы культурологического подхода, которые позволили проанализировать музыкально-педагогическую действительность на общекультурном фоне развития российского государства, обеспечили видение интеграции музыкальной педагогики с общей культурой. Такая ориентация содействовала осознанию неразрывной связи образования с духовной культурой общества и его детерминированности менталитетом эпохи.

Ведущим фактором для данного исследования стал принцип историзма, предполагающий единство исторического и логического подходов к проблеме. Факты, полученные из реальных источников, связывались между собой и систематизировались в соответствии с целью исследования, затем интерпретйровались с историко-педагогической точки зрения. Такая последовательность дала возможность перейти от описания фактов к анализу педагогических явлений, что Помогло проследить тенденции становления и развития процесса профессиональной подготовки в конкретный исторический период, его взаимодействие со, всеми другими сферами жизни российского общества. ' Теоретической основой исследования стало положение о том, что формирование основ профессиональной подготовки учителей музыки должно ориентировать обучающихся на ведение образовательно-воспитательной работы в различных социокультурных условиях, а учет определенных факторов оптимизации процесса; профессиональной подготовки будет способствовать улучшению социальной восстребованности учителей музыки в современных условиях, раскрытию их творческого потенциала и будущих познавательной активности. Л.Г/ Арчажниковой, О.А: Апраксиной, Г.М1 Цыпиным определены четкие структурные позиции специальных индивидуальных качеств и социально-психологической предрасположенности специалистов музыкально-педагогического профиля. Принципиальную роль в содержательном обосновании общей стратегии опытно-экспериментальной работы сыграли результаты исследований по проблемам педагогической деятельности: Л.Г. Арчажниковой, Л^А. Баренбойма, В.И. Журавлева, В.П. Симонова, А.Л. Смяцких, А-И. Щербакова. ,

В целом, опора на выше названные подходы способствовала концентрации внимания- на сегодняшней практике профессиональной подготовке будущих учителей. Так: удалось охватить две области, или две предметные зоны, составляющие основу их специальной подготовки: педагогику как одну: из форм духовно-практического освоения мира и музыкально-педагогическую .¿практику - исток и сферу материализации музыкально-педагогических идей.

В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Теоретические - изучение и анализ научно - методической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, изучение директивных и нормативных документов. '

2. Педагогические - наблюдение с целью определения уровня развития профессиональной подготовки студентов различных музыкальных специальностей, анализ продуктов деятельности, анкетирование, У самооценка, беседы с преподавателями (методистами), руководящими педагогической практикой студентов, со студентами-практикантами с целью изучения особенностей их подготовки, экспертный опрос.

3. С целью выявления объективных закономерностей экспериментальные данные подвергались обработке с помощью методов математической статистики.

4. Опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась' кафедра музыкального образования Сургутского педагогического, колледжа ; (с 1995 года преобразованного в Государственный педагогическйй^институт).

Исследованием были охвачены 62 преподавателя различных учетных заведений (из них 23 преподавателя музыкальной: кафедры и 15 руководителей педагогической практики СурГПИ),

160 работников дошкольных учреждений города, 120 студентов, из 7 учебных групп: 2 группы студентов. (292, 212) по специальности «Учитель музыки в школе»; 3 группы студентов (888, 098, 197) по специальности «Музыкальный руководитель в дошкольном учреждении»; 2 группы (596, 801) по специальности «Учитель музыки в школе и музыкальный руководитель в дошкольном учреждении>>.

Диссертационная работа выполнена в следующие србки:

На первом этапе исследования (1993 - 1-995. г. г.) осуществлялась поисковая работа, направленная на изучение особенностей профессиональной подготовки будущих учителей музыки, а также поиск методов и форм организации и проведения опытно - экспериментальной работы.

На втором этапе (1995 - 1997г.г.) проводился основной формирующий эксперимент) в процессе которого исследовались основы становления профессиональной подготовки будущих специалистов, определялась эффективность выделенной совокупности основных компонентов ее формирования. ;

Третий этап (1997 - 1998 г.г.) был направлен на уточнение и проверку объективности, результатов опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что описана структура, формы и методы совершенствования профессиональных умений, уточнена сущность понятия «профессиональная подготовка учителя, музыки комплексной специализации». Выявлены основные аспекты профессиональной подготовки, способствующие оптимизации процесса музыкально-педагогического. становления' учителей музыки, обозначены основные факторы, влияющие на изменение

•Г;.' динамики повышения уровня результативности исследуемых умений.

Проведенная работа создает реальйые предпосылки для и

МП апробации целостной теории интенсификации процесса обучения, 'п> 1:! разработки концепции управления музыкально-педагогической г л подготовкой будущих учителей. Сформулированное понятие компонентов # V

- V. ■: ч1 '.Д. Й;-¿г П0СЯУЖИТ конкретизации структурных профессиограммы учителя музыки и обогатит категориальный Ь аппарат музыкальной педагогики как науки.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в практику, системы мероприятий, обеспечивающих подготовку будущих ; учителей музыки к организации образовательно-воспитательного процесса в различных социокультурных условиях, создании модели квалификационной характеристики учителя музыки с комплексной музыкально-педагогической специализацией, методических рекомендаций студентам по совершенствованию профессиональных умений. Теоретические положения, выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы при обучении студентов средних и высших ? У учебных заведении, а так же в сфере государственного и частного (домашнего) образования и воспитания. I. Аналитические результаты:

1.1 Исследованы противоречия между современными социально-экономическими требованиями к деятельности учителей музыки и процессом их традиционной профессиональной подготовки. ^

1.2 Обосновано утверждение о недостаточной эффективности использования1 ¡возможностей дисциплин предметного цикла и музыкально-педагогической практики для. организаций образовательно-воспитательного процесса в различных социокультурных условиях: в; .• £ л/. nv II/Теоретические результаты:

Выявлен и научно обоснован комплекс необходимых и

Ш /v „ ' . ' ' • ' достаточных /мероприятии по совершенствованию/

-iHz: ',V:' v, 1 профессиональной подготовки будущих учителей музыки. 2.2 Сформулирована основополагающая задача профессиональной

-I.W,' ' ' *' V о ' i'f '.' * ' подготовки будущих учителей музыки, заключающаяся в ^целенаправленном развитии студенческой потребности ^интегрировать собственную работу по совершенствованию музыкально-педагогических и музыкально-просветительских знаний и умении на практике. III. Прикладные результаты:

3.1 Разработана система мероприятий, обеспечивающих подготовку будущих учителей музыки к организации образовательно-воспитательного процесса в различных социокультурных условиях.

3.2 Разработана, апробирована и внедрена в практику модель квалификационной характеристики будущего учителя музыки комплексной специализации.

3.3 I Разработаны методические рекомендации по совершенствованию профессиональных умений музыкально-педагогической; направленности.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись по следующим направлениям: в предварительной опытно-Поисковой работе на базах ИГПИ, ДМШ №1 г. Ангарска, СурГПИ, где автор настоящего исследования преподавал фортепиано, хоровой класс, вел ; концертмейстерскую и исполнительскую работу; , в выступлениях по теме исследования на научных конференциях; в г.г. Москве, Серпухове, Сургуте; через опубликование научных и методических материалов; в ходе обсуждения диссертации на кафедра педагогики МПУ и СурГПИ.

Структура диссертации:

Введение, в, котором обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, методы исследования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования основ профессиональной подготовки педагогических кадров является актуальной на всех этапах развития педагогической науки. Осуществлять воспитательную работу по приобщению подрастающего поколения к музыкальной культуре, развивать их индивидуальные способности, совершенствовать исполнительское мастерство и творческий потенциал личности обучаемых, может лишь профессионально грамотный человек. Современный педагог-музыкант должен быть образцом высокой художественной и музыкальной культуры.

Изучив состояние проблемы формирования и развития основ подготовки преподавателей музыки в научной и методической литературе, проведя научный анализ отечественных традиций, накопленных в опыте российской высшей школы XIX века, было установлено, что данная проблема до настоящего времени не была, в достаточной степени, научно обоснована, а развернутые исследования по этим вопросам не раскрывают существа проблемы. Содержание квалификационных требований к учителям музыки расширенной ориентации теоретически не обосновано; а исследования, рассматривающие проблемы последующей профессиональной деятельности специалистов в различных социокультурных условиях на современном этапе, условия и средства формирования искомых профессиональных качеств не раскрывают.

Анализ учебных программ и изучение опыта работы по различным музыкальным специальностям показали, что целостная система методов формирования основ профессиональной подготовки широко ориентированных учителей музыки к настоящему времени находится в процессе становления.

Результатом этого стала недостаточная профессиональная подготовленность выпускников музыкальных факультетов педагогических учебных заведений к работе в различных образовательных структурах. Таким образом, была выявлена актуальность проблемы и необходимость ее научной разработки.

Проведенная экспериментальная работа позволила решить поставленные задачи:

-выявить, теоретически обосновать и практически апробировать условия, структуру, способы и методы, обеспечивающие успешную профессиональную подготовку будущих учителей музыки расширенной ориентации.

-определить и описать профессиональные умения, наиболее значимые для повышения результативности музыкально-педагогической подготовки студентов, и проанализировать динамику совершенствования качества образовательно-воспитательного процесса на этой основе.

-подтвердить концепцию исследования, состоящую в том, что совершенствование подготовки специалиста в современных заведениях профессионально-педагогического обучения, а так же приобретение ими расширенных и углубленных музыкально-педагогических умений, осуществимо при опоре на фундаментальные общепедагогические и специальные дисциплины, -установить, что условием, определяющим уровень готовности выпускника к музыкально-педагогической деятельности является не только целостная профессионально-педагогическая направленность процесса приобретения знаний и умений, но и их методически целесообразное сочетание и развитие, которая в условиях формирования основ подготовки будущего учителя музыки расширенной квалификации, реализует свою специфику, путем деятельностного осмысления теоретических и методических сведений искусства преподавания.

При этом автор аппелирует к понятию «готовность» и характеризует его как целостную систему социально-культурных, психолого-педагогических, специальных знаний и умений. Это, как показано в исследовании, формируется путем целенаправленного комплексного воздействия различных форм, методов и содержания обучения на личность будущего педагога, повышением познавательной активности, творческой инициативы и мотивационный направленности процесса формирования основ профессионального мастерства.

Разработана и экспериментально проверена система мероприятий, модель формирования профессиональных умений будущего учителя музыки расширенной квалификации, которая представляет собой комплекс специально подобранных дисциплин, видов и форм проведения контрольных мероприятий и практической деятельности по освоению профессии, обеспечивающих целенаправленное овладение ею. Определена технология формирования исследуемых умений, включающая в свое содержание поэтапное приобретение: практического опыта музыкально-исполнительской, музыкально-педагогической и музыкально-просветительской деятельности с детьми различного возраста; умений осознано и творчески применять весь комплекс полученных знаний и умений в варьирующихся условиях практической работы.

Экспериментальная проверка модели будущего специалиста расширенной ориентации позволила сделать вывод о том, что основополагающим фактором его профессиональной подготовки является умение на основе полученных опорных знаний по основным блокам специальности строить процесс образовательновоспитательной работы на практике. Умения планировать и осуществлять подобную деятельность, проявляя при этом, самостоятельность и творческую инициативу, составляют основу профессиональной готовности студентов к избранной профессии, что способствует не только совершенствованию процесса обучения в педагогическом заведении, но и повышению конкурентоспособности будущих специалистов на современном рынке труда.

В соответствии с обозначенными требованиями к профессии были уточнены структура и содержание учебного плана, учебных программ по предметному блоку. Определено, что установление тесных межпредметных связей как между дисциплинами предметного блока, так и между различными видами производственной практики, обеспечило интегрированный подход ко всему процессу подготовки и синхронизацию содержания и методики их преподавания с практикой в различных (дошкольных и школьных) заведениях.

В результате исследования выявлены, теоретически обоснованы и апробированы условия, необходимые для успешной профессиональной подготовки:

-постоянный контроль за ходом формирования умений; вовлечение студентов в различные формы творческой направленности как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе; -интеграция дисциплин предметного блока и педагогической практики на основе изменений и дополнений в модель профессиональной подготовки будущих учителей музыки расширенной ориентации.

Использование в качестве критерия подготовки квалификационной характеристики и требований государственного стандарта к специальности.

В результате проведенного диссертационного исследования подтверждена выдвинутая гипотеза, что позволяет сформулировать ряд научно-методических рекомендаций:

1. Необходимо произвести комплексную корректировку учебного плана по специальности «Учитель музыки в школе и музыкальный руководитель дошкольного учреждения», учебных программ и программ педагогической практики.

2. Преподавателям кафедры музыкального образования необходимо знать перечень профессиональных умений по смежным дисциплинам, для преодоления узкой специализации предметов и большей активизации межпредметных связей.

3. Усилить внимание на изучения' комплексной структуры, содержания, методов и форм музыкально-педагогической деятельности студентов в процессе повышения их квалификации.

4. Более эффективно использовать возможности как дисциплин специальной, психолого-педагогической и методической ориентации на формирование и совершенствование названных умений.

5. Постоянно проводить процесс контроля за уровнем сформированности профессиональных умений студентов, начиная с первого курса обучения.

6. Осуществлять дифференцированный подход ко всем обучающимся, имеющим разный уровень индивидуальных способностей, возможностей и степени развития умений.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно подтвердить, что поставленные в исследовании задачи решены и цель достигнута. Все обозначенные в исследовании теоретические и методические материалы подтверждают выдвинутую гипотезу, согласно которой, качество подготовки будущих учителей музыки повысится если привести в действие весь комплекс педагогических условий организации образовательно-воспитательного процесса, на основе обозначенных изменений, дополнений, а также использовать в качестве критерия подготовки разработанную нами систему мероприятий по профессиональной подготовке будущих учителей музыки расширенной квалификации.

Вместе с тем автор считает, что эта проблема требует дальнейшего изучения, поскольку в условиях постоянно развивающейся образовательной системы, появление новых форм и методов музыкального обучения открывает широкие возможности для дальнейшего творческого поиска. При этом, студентам высшей школы необходимо практическое овладение комплексом профессиональных умений, позволяющих работать по любой из альтернативных программ, в различных социокультурных условиях. С изучением названных проблем связаны и перспективы дальнейших поисков научно-обоснованных путей совершенствования подготовки специалистов музыкально-педагогического профиля.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Садохина, Ванда Владимировна, Москва

1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Изд.2-е перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 103 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. Учебное пособие к специальному курсу: Основы методологической культуры учителя музыки. Науч. ред. ВАСластенин. М.: Прометей, 1990. -186 с.

3. Абдуллин Э.Б. Обоснование содержания музыкального обучения. // В кн. Абдуллин Э.Б., Тарасов Г.С. Музыка в начальной школе. I Пособие для училищ. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1979. - С. 95.

4. Адищев В.И. Проблемы методики массового музыкального образования и просвещения в деятельности А.Д. Городцова. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. М., 1978. - 205 с.

5. Алексеев А.Д. Русские пианисты. М. - Л., 1948. - С. 20 - 65.

6. Андреев В.В. Очерки по истории образования и литературы в России. М., 1872. -188 с.

7. Анисимова И.А. Художественно-воспитательные и образовательные тенденции в музыкальной педагогике дореволюционной России. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. Мм 1981. -С. 13.

8. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М., 1986.- С. 56.

9. Антология педагогической мысли России 1-й половины XIX века. / Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. - 560 с.

10. Ю.Апраксина O.A. Современные требования к учителю-музыканту. // В кн.: Музыкальное воспитание в школе. / Сост. O.A. Апраксина.- М., 1982. Вып. 15. - С. 32 - 43.

11. Аргамаков К. Педагогические статьи о серьезности музыкальной подготовки учителей музыки и о курсах пианистов-методологов. -Киев: Образцовый класс игры на фортепиано и курсы пианистов-методологов, 1909. Вып.1. - С. 15.

12. Архангельский С. И. Учебный процесс в Высшей школе, его закономерности, основы и методика. М.: Высшая школа, 1980. -234 с.

13. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. II Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1984. -111 с.

14. Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия. М.-Л.: Академия, 1930. - С. 29.

15. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. - Л.: Музыка, 1973. - С. 23.

16. Афанасьев В.Г. Образование и культура. Некоторые проблемы. / В кн.: Молодежь и образование. М., 1972. - 234 с.

17. Ахмешев Б.А. Становление личностной профессиональной позиции учителя музыки в процессе методической подготовки. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. М., 1995. -124 с.

18. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. М.: Просвещение, 1983. - С. 73.

19. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.: Музгиз, 1974. 336 с.

20. Батуринская Т.Н. Проблема подготовки учителя музыки в педагогическом наследии Смоленского C.B. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. М., 1991. - 205 с.

21. Безуглов И.Г. Некоторые теоретические методологические проблемы формирования гармонической личности учителя. М.: Прометей, 1989. - 242 с.

22. Белый Н. Вести из Одессы. / Московитянин, № 22, ноябрь,- Отд. «Внутренние известия», Кн. 2.-130 с.

23. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX начала XX века. О России и русской философской культуре. -М., 1990.-270 с.

24. Беркман Т.П. Музыкально-педагогическая подготовка учителей в Педагогическом институте. М.: Советская Педагогика, 1962. -№1.-156 с.

25. Бернандт Г.Б. Кто писал о музыке: / Библиографический словарь. М.: Советский композитор, 1979. - 312 с.

26. Бестужев А.Ф. О воспитании. / Антология педагогической мысли России. М., 1985. - 437 с.

27. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М.: Вести воспитания, 1915. -№6.-347 с.

28. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. / Лекции по антропологии и философии образования. М.: Изд. Российского открытого университета, 1994. - С. 63.

29. Бланк Г. Мысли о начальном воспитании или семейная школа. СПб., типография «Глазунова И. и К», 1839. ПСС в 12-ти томах, 1839.-Т.9.-184 с.

30. Бочкарёва М.А. Взаимосвязь образовательной и профессиональной подготовки учителей в учительских семинариях 2-й половины XIX века. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. -М., 1996.-221 с.

31. Булич Н. Из первых методик Казанского университета (1805-1819г.г.). Казань: тип. Имп. Университета, 1887. -Х.639.

32. Буховцев А.И. Настольная справочная книжка для фортепианных Преподавателей и всех занимающихся фортепианной игрою. М.: П. Юргенсон, 1882. -У П. -107 с.

33. Васильев И. Фемида, или начертание прав, преимуществ и обязанностей женского пола в России, на основании существующих законов. М.: Ширяев, 1827. - 36 с.

34. Вебер К.Эд. Руководство к систематическому первоначальному Обучению игре на фортепиано. Изд. 3-е. - М.,1900. - С. 70.

35. Вебер Э.Д. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России <1884-1885годах. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1885. - Т. 8. -124 с.

36. Вегнер В. Страничка из истории высшего женского образования в России. (Памяти его первых деятелей). / Вестник воспитания,1897.-№3.-С. 134.

37. Вессель Н.Х. Педагогические сочинения. М., 1959. - С. 102.

38. Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М.: Учпедгиз, 1959. - С. 59.

39. Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. II Межвуз. сб. науч. трудов. / Ред. А.И. Николаева. М.: МГПИ, 1982. - 155с.

40. Вопросы теории и методики музыки. // Сб. научн. труд. / Отв. ред. В.Я. Ковалев. Минск: Изд. МинскГПИ им. А.М. Горького, МП БССР, 1977.-79 с.

41. Воробьева Т.А. Опыт создания методики профессионального отбора. М.: Сов. педагогика, 1971. - № 8. -138 с.

42. Воронина Т.Н. Совершенствование процесса усвоения профессиональных знаний на занятиях музыкой. Дис. на соиск.уч. степ. к.п.н. -М., 1981.-178 с.

43. Воспоминания, мысли и признания человека, дожившего свой век смоленского дворянина. / Русская старина. М., 1895. - Кн. 12. -138 с.

44. Воспоминания о С.В.Смоленском. / Гусельки яровчаты. Новгород, 1910. - № 7-8. - С. 8.У

45. Вышнеградский Н.А. Задачи педагогики и способы их решения: Речь на акте б-го выпуска студентов Главного педагогического института. СПб, 1851. - С. 2.

46. Ганелин Ш.И. Очерки по истории среднего образования в России 2-й половины XIX века; Гимназия и учебный процесс в ней. / Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. —Л., 1947. Т.1. - 150 с.

47. Генеральный План Воспитательного дома. Антология педагогической мысли XVIII века. М., 1985. - С. 158.

48. Гензельт А. Правила преподавания фортепианной игры. М., 1868.-С. 21.

49. Герцен А.И. Полное собрание сочинений. М.: Изд. АН СССР, 1958.-С. 167.

50. Гильбурд Г. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи. - Томск, 1984. - 168 с.

51. Гончаров Н.К. Из истории русской школы. Роль и место классных наставников и надзирателей в дореволюционной школе. М.: Советская педагогика, 1938. - № 6, -120 с.

52. Горбунов-Посадов И.И. Несколько вступительных слов. / Свободное воспитание. М., 1907-1908. - № 1. - Столб. 9.

53. Государственный Образовательный Стандарт Высшего Профессионального образования для специальности: «Учитель музыки». М., 1995. - С. 6 - 7.

54. Гувернантка Мария Степановна. / Вестник воспитания. М., 1893.-Кн. 2.-С. 1.

55. Гувернантки. / Неделя. СПб., 1873. - № 15. - С. 47.

56. Гурман В.Е. Уточнение и систематизация понятий и терминов в педагогике. // Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. М., 1983.-187 с.

57. Гутор В.П. Материалы для первоначального преподавания музыки. М., 1884. - Вып. 2. - С. 18.

58. Давыдов И.И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей. / Библиотека для чтения. СПб., 1834. -Т. 6. - № 10. - С. 8.

59. Данилевский Г.П. Московский дворянский институт. М.: Русская школа, 1890. - № 4. - 237 с.

60. Даурский Д. Музыкальный вечер в институте. / Восточное обозрение, 24 марта, 1895. -120 с.

61. Дело об учреждении при Павловском институте классов для . приходящих девиц и о Мариинской женской школе. 20 декабря1857 20 февраля 1859. - СПб. - Ед. хр. 797. - Пл. 1 - 89.

62. Демков М.И. Педагогические правила и законы. Антология педагогической мысли: 2-я половина XIX века. М., 1978. - 447с.

63. Демьянов М.Н. О зависимости настроения нашей школы от умственного и нравственного состояния самого общества: Мысли и наброски старого профессора М.Н. Демьянова. СПб., 1903. -270 с.

64. Демянский В.В. О первоначальном преподавании игры на фортепиано в семьях. СПб., 1896. - 115 с.

65. Добролюбов Н.А. Избранные сочинения. М.: МНП РСФСР, 1952.-736 с.

66. Доклады Владимирской губернии земской управы за 1912год. Владимир, 1912. - 345 с.

67. Долинский С.М. Опыт системы первоначального обучения на фортепиано. Механические упражнения для пальцев при недвижной руке как основа фортепианной техники. Вятка: Тип. Куклина, 1885. -124 с.

68. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России до 1917 года. М.: Просвещение, 1974. - С. 514.

69. Занс Л. Музыка в контекстах духовной культуры: Критика и музыкопознание. / Сборник статей. Л.: Музыка, 1887. - Вып. 3.- С. 46.

70. Звягинцев Е.А. Инспекция народных училищ. М., 1914. -112 с.

71. Зикеев Н.В. Из истории педагогической подготовки учителя. М.: Советская педагогика, 1945. - № 5 - 6. - 358 с.

72. Зинченко Н.С. Женское образование в России. СПб. 1901. -440 с.

73. Знаменский С. Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905-1906 годов и их значение. СПб.: Тип. Б.М. Вольфа, 1906. - 294 с.

74. Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи с XVIII века по 1917год. М.: ИРИ, 1994. - 241 с.

75. Из истории музыкального воспитания: / Хрестоматия; Сост: O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. - 253 с.

76. Из истории музыки XX века. Сб. статей под ред. С.Л. Гинзбурга.- М.: Музыка, 1971. 253 с.

77. Ильина Е.Р. Эстетическое воспитание как средство профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ. Дис. на соиск. уч степ. к.п.н. М., 1998. - 206 с.

78. Индивидуально-личностные особенности музыканта-педагога на разных стадиях обучения. / Вопросы психологии, 1989. № 5. -135с.

79. Искусство и школа: Кн. для учителя. / Сост. А.К. Василевский.- М.: Просвещение, 1981. 288 с.

80. Исторический очерк деятельности Иркутского института им. Николая I. Первое пятидесятилетие (1845-1895г.г.). Иркутск, 1897.-98 с.

81. История педагогики. // Учебное пособие для пед. университетов. / Под рук. Пискунова. М,.: Школа, 1995. - Ч. 1. - 310 с.

82. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984. - 96 с.

83. Каган М.С. Музыка в мире искусств. Санкт-Петербург. «Ut», 1996.-С. 132.

84. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. I Под ред. А. Арсеньева. М., 1982. - С. 253.

85. Карамзин Н.М. О новом образовании, просвещении в России.- Изд. Смиридина, 1848. С. 411.

86. Карманная или памятная книжка для молодых девиц, содержащая в себе наставления прекрасному полу, с показанием в чем должны состоять упражнения их. М., 1784. - С. 10.

87. Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в России 1-й пол. XX века. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. Ростов-на-Дону, 1994. -180с.

88. К вопросу о политике М.Н.П. / В.И. Ленин; Полн. собр. соч. в 30-ти томах, 1913. Т. 23. - С. 133.

89. К вопросу о социальной психологии дворянства 50-х годов XIX века. Проблемы истории СССР. М., 1977. - Вып. 6. -168 с.

90. Кириллина Л. Классический стиль в музыке VIII XX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. - М., 1996. - 189 с.

91. Ключевский В.О. Соч. в 9-ти томах. Под ред. Янина. М.: Мысль,1989.-Т. 5.-С. 407.

92. Князев Е.А. Краткий очерк истории высшего образования России в начале XX века. М.: Изд. Прометей, МГПИ им. В.И. Ленина,1990.-68 с.

93. Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории и народного образования до эпохи реформ Александра II. М., 1910. - С. 72.

94. Кобзев М.С. О критериях и принципах отбора абитуриентов в педагогический институт. / Пути совершенствования профессиональной направленности в Педвузе. Саратов, 1975. -130 с.

95. Коджаспирова Р.М, Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994. - 206 с.

96. Колесников Л.Ф. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991.-269 с.

97. Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. М.: Просвещение, 1969. - 310 с.

98. Корнетов Г.Б. Цивилизованный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. -196 с.

99. Королева К. П. Семейное воспитание и школа России в мемуарной и художественной литературе середины XIX века.- М.: МАО «Капитал и культура», 1994. 160 с.

100. Краткий исторический очерк Имперского Московского Воспитательного Дома. / Сост. В. Красутский. М., 1878. - 118 с.

101. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.; Музыка, 1991. - С. 64

102. Лемке М. Эпоха цензурных реформ 1859 1865 годов. - СПб., 1903.-97 с.

103. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? М., 1978.-110 с.

104. Лесгафт П.Р. Избранные сочинения. М.: Педагогика, 1988.- 280 с.

105. Лесгилье А. Руководство для гувернеров и гувернанток.- Изд. 2-е. СПб.: Тип. Неклюдова, 1870. - 95 с.

106. Ливанова Т. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков. М.: Музыка, 1951. - С. 83.

107. Литарова Н.В. Частные средние учебные заведения в системе образования России конца XIX начала XX века. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. - М., 1994.-201 с.

108. Литература по педагогическим наукам и народному образованию. / Сост. В А Ильина. М., 1967. - 211 с.

109. Лотман Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX в.в.). - СПб., 1994. - 365 с.

110. Любомудрова Н. Фортепианные классы в 60-70х годахпрошлого столетия: Из истории русской фортепианной педагогики. / В кн.: Вопросы музыкального исполнительского искусства. М., 1962.-Вып. 3.-297с.

111. Мазель Л. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк. -М., 1983.-178 с.

112. Майкапар С.П. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. Изд. 2-е, испр. и дополн. - СПб., 1915. - С. 141.

113. Макаренко А.С. Пед. соч. в 8 томах. М., 1985. - Т. 5. - С. 130.

114. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности.- Л.: Музыка, 1988. 85 с.

115. Маяровская Г.В. Теоретические и методические основы стандартизации высшего музыкально-педагогического образования в учебных заведениях искусства и культуры. Дис. на соиск. степ. к.п.н. М. 1997. - 131 с.

116. Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина с 1872 по 1972 года. М.: МГПИ, 1973.-400 с.

117. Медушевский В.В. Музыковедение: проблемы духовности.- М.: Советский музыкант, 1988. С. 12.

118. Медынский E.H. Внешкольное образование. М., 1930. - БСЭ. -Т. 11.-679 с.

119. Методологические проблемы музыкознания: / Сб. статей. М.: Музыка, 1987.-231 с, нот.

120. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. Киев: Музична Украна, 1977. - 77 с.

121. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. М., 1994. - Т. 2. - С. 82 - 289.

122. Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. - 177 с.

123. Миронов В.Б. Образование в истории человеческой цивилизации: эволюции и перспективы. Докторская диссертация в форме научного доклада. М., 1991. - С. 37.

124. Миротворча д1яльн1сть школи i вузу. PiBHe, 1997. - Ч. 1- С. 81 82.

125. Михайлова М.В. Передовые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России начала XX века. -М., 1966.-264 с.

126. СПб. 1834. Ч. 2. - № 4. - Отд. 18. CLXII-LXXIII.

127. СПб. 1834. Ч. 3. - № 7. - Отд. 1. CLVIII.

128. СПб. 1834. 4.8. - № 10. - Отд. 1. CLXI-LXV.

129. Музалевский В. Русское фортепианное искусство: XVIII 1-я половина XIX века. - Л.: Музгиз, 1961. - 243 с.

130. Музыка и пение в наших учебных заведениях. / Русская музыкальная газета, 1899. № 1-24. - 629 с.

131. Музыкальное преподавание в Иркутске. / Русский музыкальный вестник, 1881. № 1. -80 с.

132. Музыкальный сезон, 1870. № 1. -11 октября. -13 с.

133. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.- 254 с.

134. Натансон В. Прошлое русского пианизма (Х\ЛН-началоХ1Х в.в).- М.: Музгиз, 1960.-472 с.

135. Историческо-статестический очерк общего и специального образования в России. М., 1884. - С. 24.

136. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1961.-С. 2-68.

137. Нейман В. Из истории русского музыкального образования. // В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. / Под ред.

138. B. Натансона . М., 1971. - Вып. 3. - 321 с.

139. Никандров Н.Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Советская педагогика, 1984. - № 8. - 238 с.

140. Никандров Н.Д. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990. 340 с.

141. Никольская А. Русская детская и педагогическая психология в 60-е годы XIX века. /Вопросы психологии, 1978. №1. - 139 с.

142. О воспрещении принимать иностранцев обоего пола без надлежащих свидетельств в дома дворян, чиновников и купцов, в учительские, наставнические и гувернерские звания. Изд. МНП.- СПб., 1834. Ч. 2. - № 4. - Отд. 18. - С. 1ХХ1МХХШ.

143. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М.,1955. 310 с

144. О дозволении поступать в звание домашних наставников и учителей тем лицам, кои получили право на обучение в частных домах до состояния Положения 1-го Июля 1834года. / Сб. постановлений по МНП. СПб., 1834. - Т. 2. - 849 с.

145. О порядке поступления на Высшие Женские Курсы воспитанниц женских гимназий М.Н.П. (Циркуляр №8, 1882г.). / Сост.

146. C. Комаров. СПб., 1884. - №574, - 875 с.

147. О преимуществах студентов Главного Педагогического института, приготовляемых в звание домашнего воспитателя. /Сб. постан. по МНП. Изд. 2-е. СПб., 1876. - Т. 2. - Отд. 2. -130 с.

148. О программах педагогического курса Мариинской женской гимназии. М., 1863. - Ед. хр. 3439 - а. - Пл. 1 - 39.

149. Острогорский А.Н. И специальная подготовка преподавателей средней школы, и улучшения его положения. // Педагогический сборник, 1909. № 1. - С. 76.

150. Отчет Министерства Народного Просвещения. / МНП, 1859. -Ч. 103.-Отд. 1.-С. 27.

151. Отчет царю министра С.С. Уварова от 4 декабря 1836 года. ЦГИА. - Ед. хр. 1247. - Лл. 15.

152. Отчеты Харьковского отделения ИРМО и состоящего при нем музыкального училища за 1894 1898 годы. - Харьков, 1896-1899.-498 с.

153. Очерки по истории и педагогической мысли народов СССР 2-й половины XIX века. / Ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1976.-С. 515.

154. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX -начало XX века). / Ред. Э.Д, Днепров, Б.К. Тебиев М.: Педагогика, 1991. - 280 с.

155. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России XVIII -XX веков. М.: Педагогика, 1979. - С. 98 -108.

156. Пашкина Л.Ф. Совершенствование профессиональной педагогической подготовки студентов муз.-пед. факультета в процессе освоения музыки для детей. Дис. на соиск. уч. степ. К.П.Н.-М., 1987.-143 с.

157. Педагогика искусства и школа. / Сб. статей под ред. A.A. Мелик-Пашаева. М.: АПН СССР, 1992. - 289 с.

158. Педагогический словарь в 2-х томах. М.: АПН, 1960. - 774 с.

159. Педагогическая энциклопедия. M.: Советская энциклопедия, 1960.-T. 1.-С. 631.

160. Первая книжка по экспериментальной педагогике. СПб., 1905. -С. 1.

161. Пинчук В. Женские учебные заведения Ведомства Императрицы Марии: исторический очерк. СПб., 1879. - № 2-3. -126 с.

162. Пирогов Н.И. Мысли и замечания о проекте Устава училищ, состоящих в ведомстве МНП. Киев, 1914. - Т. 1. - 116 с.

163. Писарев Д.И. Еще о женском труде: по поводу журнальных толков об этом вопросе А.М. Пальховского. Изд. 5-е; под ред. Ф. Павленкова. СПб., 1909. - С. 17.

164. Письма преподавателей музыки, музыкантов-любителей C.B. Смоленскому (1896 1906г.г.). - ЦГИА СССР. - Ф.1119. - Оп.1. -Ед. хр. 196.

165. Плетнева И.Ф. Формирование профессиональной мотивации учения студентов педагогических институтов. Дис. на соиск. уч. степ, к.п.н. М., 1978. -176 с.

166. Полный сборник правил приема и программ Высших Женских общеобразовательных, специальных и профессиональных правительственных, общественных и частных учебных заведений в России. / Сост. Д.С. Марголин. Киев, 1915. - 604 с.

167. Положение о домашних наставниках и учителях. / Сборник постановлений по МНП. Изд. 2-е. СПб., 1875. - Т. 2. - 270 с.

168. Полуказанова Е.А, Развитие педагогических идей повышения квалификации учителей в России 2-й пол. XIX начала XX веков. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. - М., 1996. - 208 с.

169. Похлебина А. Новые способы для приобретения фортепианной техники. М.: Типо - лит. A.B. Муратова, 1894. - 123 с.

170. Правила и программы для испытания лиц, желающих получить звание учителя. Мм 1906. - 110 с.

171. Правила преподавания музыки в Харьковском интернате благородных девиц. Харьков: Унив. Тип., 1873. - 84 с.

172. Правительственный вестник. СПб., 1873. - № 120, от 21 мая. -С. 1.

173. Программа музыкального курса в институтах Ведомства учреждений Императрицы Марии. Казань: Типо-лит. Имп. Унив. Б.г. - С. 4 - 6.

174. Программа преподавания музыки в Харьковском институте благородных девиц. Харьков: Унив. тип., 1873. -140 с.

175. Программы педагогических институтов для специальности №2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1980. - Сб. - №25. - С. 30.

176. Программы педагогических институтов для специальности «Музыка». М.: Просвещение, 1989. - Сб. № 9. - С. 20 - 36.

177. Программы предметов, преподаваемых в Синодальном училище. / Из библиотеки Б. Яворского. М.: ГЦММК им. М.И. Глинки, 1897. - № 6206. - С. 5 -18.

178. Прокопович-Антонский А.0 воспитании. // В кн.: Н.В. Сушкова Московский университетский благородный пансион. Изд. испр. и пополн. Мм 1858. - 100 с.

179. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1995.-С. 64.

180. Психологическая подготовка студентов к музыкально-педагогической деятельности. / Сб. научн. стат.; под ред. Н.М. Провозиной. Ханты-Мансийск, 1996. - С. 48 - 49.

181. Рапгоф И. Как следует обучать детей музыке. СПб., 1890. -120 с.

182. РГИА. Ф. 733. On. 1. Д 554. Лл 177-178.

183. РГИА. Ф.733. Оп.117. Д. 66. Л. 173.

184. РГИА. Ф. 845. Оп. 1. Д. 15. Л. 24.

185. РГИА. Ф.845. Оп. 1. Д 15. Л. 105.

186. РГИА. Ф. 845. Оп. 1. Д 15. Лл 7-7 об.

187. Редкин П.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1958. -С. 61.

188. Реформа Высшей школы. / Вести Временного правительства от 23 марта, 1917. С. 2. - Столб. 4.

189. Римский-Корсаков H.A. Статьи и заметки о музыкальном образовании (1896-1907г.г.). СПб., 1911.-121 с.

190. Розанов В. Сумерки просвещения. / Сост. В.Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. - С. 73 -107.

191. Роиодественский C.B. Историческое обозрение деятельности МНП за 1802 1902 года. - М., 1905. - 372 с.

192. Руководство учителям I и II разряда народных училищ. Дело 50505 50508. - ЦГИА. - Ед. хр. 4687. - С. 11.

193. Румянцева З.В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н., М., 1987. - С. 19.

194. Русская школа, 1814. № 7 - 8. - 243 с.

195. Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения. Критика и музыкознание. Л., 1987. - Вып. 3.

196. Рябов В.Ф. Искусство как общественная потребность. Л., 1977.-165 с.

197. Сайгушина О. Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя. -Л., 1980.-208 с.

198. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. M., 1913.-Т. 1.-Ч. 1.-292 с.

199. Сборник постановлений по М.Н.П. СПб., 1834. -Т.2.-647 с.

200. Сборник постановлений по М.Н.П. Изд. 2-е. СПб., 1875. - Т. 2. - С. 347.

201. Серов А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика. Критические статьи: В 4-х т. СПб., 1895. - Т. 4. -С. 157.

202. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. -186 с.

203. Систематический указатель к педагогическому журналу «Народное образование» за первые 12 лет его издания (1896-1907г.г.). СПб., 1908. - 247 с.

204. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей: Музыка и современность. М.: Музыка, 1973. - Вып. 3. - 440 с.

205. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста. / Магистр: Независимый научн. пед. журнал. М., 1991. - № 1. - С. 25.

206. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. - 624 с.

207. Совершенствование и процесс подготовки учителей. / Сб. науч. трудов. М., 1987. - 85 с.

208. Совершенствование подготовки учителя в педагогическом ВУЗе. / Сб. науч. трудов МГПИ. М., 1980. - 144 с.

209. Совремённая школа: опыт, проблемы, поиски. / Сборник науч. трудов. Сост. И.И. Валеев. М.: МПА, 1997. - С. 57 - 59.

210. Стасов Д. Избранные критические статьи о музыке. -М .: Сов. композитор, 1981. -326с.

211. Статья: Наша семья и ее исторические судьбы. / Вестник Европы, 1884. № 2. - 109 с.

212. Статья: О педагогических факультетах. / Научное слово. 1905. -С. 106.

213. Степанов С.А. К вопросу о педагогической подготовке преподавателей средней школы в России. / МНП. СПБ., 1909. -210 с.

214. Студенкин М.Т. Внегосударственные формы обучения в самодержавной России. М.: Вопросы педагогики, 1994. - № 4. -124 с.

215. Сучков И.В. Учительство России в конце XIX- начале XX веков. -М., 1992.-С. 52.

216. Талызина Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе.- М.: Советская педагогика, 1973. № 7. - 71 с.

217. Тарасова Е.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. -173 с.

218. Тебиев Б. К. Хроника общественно-педагогического движения в России. М.: Специалист, 1990. - № 5. - С. 120.

219. Тельчарова P.A. Уроки музыкальной культуры: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. - 154 с.

220. Томпакова О.М. Русская музыкальная культура от 60-х годов XIX века до начала XX. Л.: Профиздат, 1969. - С. 87.

221. Третные ведомости о выданных свидетельствах на звание домашних наставников, учителей и учительниц. ЦИАМ. - Ф. 459.- Оп. 1. Д. 4918. - Лл. 46 об - 47.

222. Троицкий Е. О русской идее. Очерк о возрождении науки.- В 2-х частях.-М., 1994.-Ч. 1.-112 с.

223. Трошина C.B. Гувернерство в домашнем образовании России 1-й половины XIX века. Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. М., 1995. -170 с.

224. Хопрова Т. Очерки по истории русской музыки. Изд. 2-е, испр.- М.-Л.: Просвещение, 1965. С. 69.

225. Уваров С.С. Из речи в торжественном собрании ГПИ 23 марта 1818года. СПБ., 1818. - С. 63.

226. Устав воспитания двухсот благородных девиц. СПб., 1768. -С. 48-49.

227. Устав женских заведений Ведомства Императрицы Марии. -СПб., 1884.-38 с.

228. Устав учебных заведений, подведомых Университетам. / Сб. расп. по МНП. Изд.2-е. СПб., 1875. -Т. 1. -§. 43. -С. 11-12.

229. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. M.-J1.: Изд. АПН РСФСР, 1948. - С. 63.

230. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. - Т. 8. - 665 с.

231. Фальборк Г.А. Всеобщее образование в России. М., 1908. -С. 168.

232. Фальборк Г.А., Чарнолусский В.И. Учительские семинарии и школы. СПб., 1901. - С. 74.

233. Фаминцын A.C. Музыкальный сезон: №10, 11 октября, 1870. -13 с.

234. Федосова Э.П. Бестужевские курсы первый женский университет в России. - М.: Педагогика, 1980. - С. 105.

235. Фейгин М.И. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Изд. 2-е. М.: Музыка, 1975. - 110 с.

236. Финагин Н. Музыкальная грамматика, или новый и легчайший способ изучения правил музыки для игры на фортепиано. М., 1836.-С. 4.

237. Формирование профессиональной культуры учителя. / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. - 223 с.

238. Фукс И.Л. Метода обучения фортепиано и основных правил музыки. Изд. 2-е, перед. М., 1844. -216 с.

239. Халабузарь П., Попов В. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка, 1990. - 173 с.

240. Харкиевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск: Изд. Иркут. универ., 1987. -280 е., вкл.

241. Хопрова Т. Очерки по истории русской музыки XIX века. М.-Л.: Просвещение, 1965. - 322 с.

242. ЦАВПК и БД. Д № 12374. 1819. С. 52.

243. ЦГИА. Ф. 108. Оп. 3. Св. 167. № 19. Л. 88.

244. ЦГИА. Ф. 845. Оп. 1. Д. 15. Л. 19.

245. ЦИАМ. Ф. 459. Оп. 2. Ед.х.р. 6235. Л. 23-24.

246. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М., 1964.-С. 218.

247. Цыпин Г.М. Музыкально-воспитательные и образовательные функции обучения на клавишных инструментах. В кн.: Инструментальное обучение на музыкально-педагогическом факультете. / Отв. ред. Г.М.Цыпин. - М., 1973. - С. 91.

248. Черепнин Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. М., 1964. - Т. 2. - С. 75.

249. Чернышевский Н.Г. и Добролюбов H.A. Избранные педагогические высказывания. М.: Изд. АПН РСФСР, 1949. -206 с.

250. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

251. Шендерович Е. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М.: Музыка, 1996. - 203 с.

252. Штейбельт Д. Полная практическая школа для фортепиано. -М., 1834.-С. 4.

253. Юдин А.П. Новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному искусству: сущность, методы учебной работы на музыкально- педагогических факультетах. Дис. на соиск. уч степ. к.п.н., М., 1990. - 175 с.

254. Яковлев В. Избранные труды о музыке. М.: Сов. композитор, 1970.-Т. 2.-450 с.1. АНКЕТА

255. Социально-педагогического обследования студентов музыкального отделения. В Сургутском высшем педагогическом колледже изучаются условия эффективной подготовки учителей музыки.

256. Просим Вас ответить на ниже следующие вопросы:

257. Ваше понимание термина «профессиональныеумения»?

258. Каково, на Ваш взгляд, их место и значение в деятельности учителя музыки?

259. Какие учебные дисциплины в наибольшей степени способствуют формированию у студентов музыкально-педагогических умений по специальности?

260. Какие виды творческой деятельности в педагогическом заведении помогают Вам формировать профессионально значимые умения для будущей профессии?

261. Обладаете ли Вы, закончив обучение в музыкальной школе, умениями, необходимыми для приобретения музыкально-педагогической профессии в высшем педагогическом колледже?1. БЛАГОДАРИМ ВАС!1. АНКЕТА

262. Уважаемый студент! Просим ответить на заданные вопросы, обозначив их как ответы: да илинет.

263. При необходимости ответы могут быть расширенны.

264. Избрали ли Вы специальность учителя музыки:а) самостоятельноб) по совету близких и родныхв) рассматриваете учебу в колледже как «мостик» к получению высшего образования в дальнейшемг) продолжаете семейные традициид) затрудняетесь ответить

265. В процессе первого этапа обучения Вы пришли к выводу, что:а) профессию выбрали совершенно правильноб) утвердились в выборе частичнов) затрудняетесь ответитьг) отрицательно относитесь к своему выбору

266. Назовите предметы, по которым получаете более глубокие и содержательные знания и умения

267. Учитель музыки общеобразовательной школы» /доп. специальность: музыкальный руководитель дошкольногоучреждения/

268. Сферы профессиональной деятельности: Преподавательская, культурно-просветительская, социально-педагогическая, научно-методическая.2. Типы учреждений:

269. Государственные общеобразовательные, частные, вспомогательные школы; типовые и альтернативные дошкольные учреждения, дома культуры, клубы, музыкальные студии3. Виды должностей:

270. Использовать в учебно-воспитательной работе возможности ТСО и музыкальных мультимедиа

271. Адаптировать музыкально-теоретические и практические знания и умения при осуществлении образовательно-воспитательной работы в различных социокультурных условиях, с детьми различного возраста и музыкально-художественных возможностей.

272. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ ПО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДМЕТАХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА.а) пример бланка для проведения семестровых контрольных срезов1. ПРЕДМЕТ: ГРУППА■ 1. ДАТА И ФОРМА КОНТРОЛЯ:

273. Ф.и. студента Ф.И.О. преп. программа кол-во перечень баллов умений замечания и рекомендации

274. Б) Пример бланка для проведения технических зачетов.1. Гамма этюдь >|

275. Виды 1 2 3456789 10 перечень умений замечания и рекомендации общий балл

276. Динамики роста профессиональных умений, составляющих основу музыкально-педагогической подготовки студентов музыкальногоотделения.- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА- КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА I КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ1. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ