Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя

Автореферат по педагогике на тему «Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Лазарев, Максим Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя"

На правах рукописи

005539230

ЛАЗАРЕВ Максим Александрович

Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя

Специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

21 Н ОЯ-21НЗ

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва-2013

005539230

Работа выполнена в Федеральном государственном научном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

доктор культурологии, профессор, декан факультета искусств и социокультурной деятельности, заведующий кафедрой социологии и философии культуры ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

Щербакова Анна Иосифовна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебно-методического отдела Военного института (военных дирижеров) ФГКВОУ ВПО «Военный университет» Немирский Александр Михайлович

Ведущая организация: ГБОУ ВПО города Москвы «Московский

городской педагогический университет»

Защита состоится «17» декабря 2013 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Федеральном государственном научном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, дом 8, корп. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования

Автореферат разослан «15» ноября 2013 года

Ученый секретарь диссертационного совета,

' JTJQltc

кандидат педагогических наук Е.В. Боякова

'■ ]. ч 7

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В XXI веке образование - одна из главных сфер человеческой деятельности: оно рассматривается как ведущий фактор социально-культурной и экономической модернизации общества в условиях глобализации, повышения уровня конкурентоспособности и высоких темпов информационно-сетевого развития. Современный этап становления российского образования характеризуется приоритетом конструирования личностно значимого знания на основе самостоятельного освоения информации, повышением меры ответственности за выбор стратегий саморазвития, становлением нового типа личности, отличающейся активностью, готовностью к постоянному повышению уровня профессиональной и личностной культуры.

Основные цели образовательной политики России, определенные в таких государственных документах, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Новая федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы и других, направляют усилия научно-педагогической общественности на поиск новых подходов, разработку моделей и технологий, способствующих достижению качества образования, соответствующего требованиям, необходимым для вступления нашей страны в мировое образовательное пространство.

Ведущая цель высшего профессионального образования становится в этом контексте подготовка компетентного работника, свободно владеющего своей специальностью и ориентирующегося в смежных видах деятельности, конкурентоспособного на рынке труда, готового к профессиональному росту, профессионально мобильного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. В отношении к профессиональной подготовке современного учителя данные требования определяют необходимость повышения качества образования, его направленность не только на получение определенной суммы знаний, но и на развитие эмоционально-чувственной сферы студентов, их творческого потенциала и готовности к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию.

Все это подтверждает необходимость активизации педагогического потенциала освоения художественной культуры, сущность которой ученые связывают с духовной деятельностью и развитием системы ценностных ориентации (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, А .Я. Флиер и др.). По мнению М.С. Кагана, только художественная культура соединяет в себе познавательную, оценочную, обозначающую и коммуникативную функции. В науке обоснована специфика художественной культуры: выделены ее характеристики во взаимосвязи внутреннего мира и многообразия символов (В. Дильтей), раскрыты принципы создания культуросообразной образовательной среды (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр и др.).

Вопросам взаимосвязи творческого развития личности и художественной культуры посвящены работы A.C. Асмолова, И.С. Якиманской и др. В целом в науке доказано, что освоение художественной культуры оказывает многогранное влияние на человека посредством силы и выразительности образов, направляющих его на постоянное совершенствование и познание многообразия окружающего мира (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев и др.).

В данном исследовании акцент делается на проблематике профессионального становления студентов педагогических вузов, представляющей собой динамичный, многоаспектный, осознанный и управляемый процесс, учитывающий психологическую специфику обретения профессии в педагогическом вузе, взаимосвязанный с развитием творческого потенциала личности и направленный на достижение высокого уровня профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности.

С позиций исследования очевидно, что этот процесс эффективнее протекает на основе глубокого освоения духовных и эстетических ценностей, заложенных в художественной культуре. Он направлен на развитие таких необходимых для педагога качеств личности, как мотивация к постоянному самосовершенствованию, расширение культурного кругозора, повышение уровня овладения профессионально значимыми знаниями и компетенциями, адекватная самооценка и способность к выстраиванию субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, творческая активность и готовность трансляции нравственно-эстетических идеалов учащимся.

Ряд диссертационных работ последнего десятилетия посвящен различным аспектам влияния художественной культуры на развитие личности: раскрыты структурные составляющие эстетического сознания, описаны направления развития художественного восприятия (Е.Ю. Ежова, Е.П. Олесина), выявлен логико-гносеологический аспект создания художественной картины мира (JI.C. Пестрякова), определены педагогические условия ее формирования у будущих учителей изобразительного искусства (Ган Лю) и т.д.

Между тем такой аспект освоения художественной культуры, как ее потенциал в профессиональной подготовке студентов, в частности, будущих педагогов, обстоятельно и детально исследован не был.

Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий между разработанными теоретическими подходами к освоению художественной культуры и недостаточно исследованными условиями реализации этого процесса в практике высшего образования, включая современные технологии профессионального становления будущих педагогов.

С учетом выявленных противоречий обозначена проблема исследования: каковы факторы освоения художественной культуры, эффективно влияющие на профессиональное становление студентов в современном педагогическом вузе?

Состояние теории и потребности практики в модернизации учебно-воспитательного процесса будущих учителей определили выбор темы исследования: «Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя».

Цель исследования. Разработка теоретико-методологических оснований профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры, направленного на раскрытие творческого потенциала личности и достижение профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Объект исследования. Подготовка студентов педагогических вузов как динамичный, нацеленный в будущее, многокомпонентный процесс.

Предмет исследования. Профессиональное становление будущих педагогов в процессе освоения художественной культуры.

Задачи исследования:

1. На основе системного анализа трудов по философии, психологии, педагогике, культурологии определить теоретические позиции освоения художественной культуры в процессе профессиональной подготовки студентов.

2. Обосновать педагогические условия активизации развивающего потенциала освоения художественной культуры и влияния ее факторов на профессиональную

подготовку будущего учителя.

3. Разработать педагогическую модель профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры и ее

дидактическое обеспечение.

4. Проверить действенность разработанной модели в экспериментальном исследовании и представить методические рекомендации, способствующие эффективности реализации ее дидактического обеспечения.

Гипотеза исследования. Освоение художественной культуры студентов педагогических вузов будет эффективно влиять на их профессиональное становление, если:

- образовательный процесс вуза будет направлять будущих педагогов на профессиональное и личностное самосовершенствование, что предполагает осознание себя как «человека-в культуре», а своего жизненного пути как «бытия - в культуре»;

- будут созданы следующие условия: а) углубление знаний в сфере художественной культуры; б) расширение культурного кругозора; в) формирование готовности к трансляции высоких духовных ценностей художественной культуры учащимся в будущей педагогической деятельности;

- в образовательном процессе вуза будет реализована педагогическая модель профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения

художественной культуры;

- содержание занятий будет нацелено на раскрытие значимости таких качеств личности, как эстетическое отношение к миру, система нравственно-эстетических идеалов, развитые навыки восприятия искусства и понимания его роли в воспитании личности.

Методологическая основа.

- культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);

- философские учения о роли культуры и образования в социуме (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский);

- культурологические исследования структуры и особенностей художественной культуры (М.С. Каган, Ю.М. Лотман);

- положения о научной и художественной картинах мира (В.И. Вернадский, В. Гейзенберг, А.Ф. Лосев, А. Эйнштейн);

- теории развивающего обучения и воспитания (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и

др-);

- идеи развития мотивационных и ценностно-смысловых оснований профессионального образования (Д.И. Фельдштейн, X. Хекхаузен и др.);

- идеи нравственно-эстетического и профессионального становления учителя (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин и др.).

Методы исследования. Теоретический анализ научной литературы по проблематике освоения художественной культуры и ее влияния на процессы профессионального становления студентов; теоретическое моделирование; педагогическое наблюдение; изучение методов и форм профессиональной подготовки будущих педагогов; педагогический эксперимент; метод экспериментальных творческих заданий; беседа; анализ творческих и проектных работ студентов; методы математической статистики; анализ и обобщение результатов эксперимента; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта в течение 7 лет.

Опытно-экспериментальная база включила в себя Московский педагогический государственный университет, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова. На формирующем этапе эксперимента были подключены студенты Российской академии народного хозяйства и государственной службы Президента (Московский институт дополнительного профессионального образования), Московского государственного университета дизайна и технологий, Московской государственной академии хореографии, Тульского государственного

педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Это позволило расширить представления о факторах влияния освоения художественной культуры на профессиональное становление личности. Главным образом, работа велась со студентами, проходящими подготовку на кафедрах психологии и педагогики.

Всего в эксперименте приняло участие 300 студентов, составивших экспериментальную и контрольную группы, а также 43 преподавателя педагогических вузов гг. Москвы, Ульяновска, Таганрога.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа: I этап (2007 - 2009) теоретико-поисковый. Анализ и изучение отечественной и зарубежной психолого-педагогической, философской, культурологической литературы по проблеме развивающего влияния освоения художественной культуры. Результатом данного этапа стало предположение о необходимости педагогически организованного процесса освоения художественной культуры в учреждениях высшего профессионального образования; II этап (2009 - 2012) опытно-экспериментальный. Определены теоретические основания профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры. Раскрыты условия повышения эффективности этого процесса. Сформулирована гипотеза и задачи научной работы. Начата апробация условий в практике различных образовательных учреждений; III этап (2012 - 2013) теоретико-обобщающий. Завершение эксперимента. Обработка и анализ полученных результатов опытно-экспериментального исследования, систематизация и письменное оформление кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования.

Дано определение термину «художественная культура» в контексте проблематики исследования. Художественная культура представляет собой особую сферу культуры, отражающуюся в духовной и практической деятельности людей, направленной на создание, освоение произведений искусства, и трансляцию содержащихся в них духовных и эстетических ценностей, а также решающей задачи отображения окружающего мира в художественных образах.

Уточнено понятие «профессиональное становление будущего учителя», трактующееся как динамичный, многоаспектный, осознаваемый и управляемый процесс, учитывающий психологическую специфику обретения профессии в

педагогическом вузе, взаимосвязанный с развитием творческого потенциала личности и направленный на достижение высокого уровня профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Теоретически и методологически обоснованы условия, направляющие будущих педагогов на профессиональное и личностное самосовершенствование, включая углубление знаний в сфере художественной культуры; расширение культурного кругозора; формирование готовности трансляции высоких духовных ценностей художественной культуры учащимся в будущей педагогической деятельности.

Разработана модель профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры, направленная на активизацию развивающего потенциала этого процесса.

Описан алгоритм педагогических действий для построения индивидуальных траекторий освоения художественной культуры будущими педагогами.

Теоретическая значимость.

Выделены факторы развивающего потенциала освоения художественной культуры в профессиональной подготовке студентов педагогических вузов: развитие мотивации на постоянное профессиональное самосовершенствование, активизация культуротворческой деятельности по освоению ценностей культуры, хранящихся в образах различных видов искусства; качество выполнения самостоятельных творческих проектов, результаты которых могут быть использованы в дальнейшей профессиональной педагогической деятельности.

Дано авторское определение термину «формирование художественной картины мира в процессе подготовки будущего педагога», понимающееся как процесс освоения фактов и образов искусства, хранящих историко и социокультурную память, представлений о сущности той или иной эпохи, цивилизации, культуры, тесно взаимосвязанный с развитием у студентов эстетического отношения к миру и повышением уровня восприятия искусства.

Описаны этапы профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры, включая раскрытие значимости освоение художественной культуры; расширение опыта освоения художественной культуры и ее ценностей; активизацию самостоятельной творческой и проектной деятельности по освоению художественной культуры.

Выделены критерии профессионального становления студентов педагогического вуза на основе освоения художественной культуры: I. Познавательный (углубление знаний в области философии, культурологии, усиление познавательного интереса, расширение культурного кругозора); II. Творчески-развивающий (высокий уровень творческой активности в разных направлениях учебной и внеучебной деятельности и т.д.); III. Практический (профессиональная готовность к применению полученного опыта освоения художественной культуры в будущей педагогической деятельности).

Практическая значимость.

Разработано и апробировано в образовательном процессе вуза дидактическое обеспечение реализации педагогической модели профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры, включающее: 1) программы спецкурсов («Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя», «Художественная картина мира: традиции и современные подходы» и др.); 2) технологию освоения художественной культуры будущими педагогами, которая представляет собой совокупность методов оптимизации профессионального становления студентов педагогических вузов на основе активизации развивающего потенциала художественной культуры; 3) творческие и проектные задания, направленные на формирование готовности будущих педагогов к трансляции духовных ценностей художественной культуры учащимся.

Представлена профессиограмма будущего педагога с опорой на факторы влияния освоения художественной культуры на его профессиональное становление. Данная профессиограмма является действенной критериальной системой определения уровня готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Разработаны методические рекомендации по активизации освоения художественной культуры студентами педагогических вузов. Теоретические выводы и практические рекомендации, предложенные в диссертации, могут стать основой для разработки учебных пособий для студентов педагогических вузов, создания новых педагогических технологий, направленных на оптимизацию образовательного процесса будущих учителей.

Материалы исследования могут также применяться в практической работе общеобразовательных школ, учреждений среднего специального и дополнительного образования, в высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, достаточно широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области философии, психологии, педагогики, культурологии, применением комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследования, достаточной выборкой испытуемых, актуальной и статистической значимостью полученных в эксперименте результатов, проведением их контрольного сопоставления с корреляционными составляющими и массовым педагогическим опытом. Эксперимент проводился лично соискателем в процессе педагогической работы в течение 7 лет.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были отражены в выступлениях на семинарах, научно-практических конференциях, в том числе международных и всероссийских, круглых столах, посвященных проблемам профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и современного художественного образования: международном симпозиуме «Вузы культуры и искусства в едином мировом образовательном пространстве» (Москва, Московский государственный университет культуры и искусства, 2007), конференциях «Проблемы профессиональной подготовки современного специалиста» и «Профессиональное развитие специалиста: современные педагогические подходы и технологии» (Москва, Высшая школа консалтинга, 2008 - 2009), «Перспективы развития национального образования в информационную эпоху» (Москва, Московская академия государственного муниципального управления, 2010), «Продуктивные модели современного образования» (Москва, Институт художественного образования РАО, 2011), «Актуальные вопросы образования в сфере культуры и искусства» (Москва, Московская государственная академия хореографии, 2012), «Образовательное пространство: Вызовы XXI века» (Москва, Российская академия народного хозяйства и государственной службы Президента - Московский институт дополнительного профессионального образования, 2012 - 2013) и др.

Материалы теоретической и практической работы по теме исследования вошли в научные публикации и доклады на заседаниях лаборатории интеграции искусств ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Концептуальные основания профессионального становления будущих педагогов опираются на положения о необходимости активизации развивающего потенциала освоения художественной культуры, обусловленного повышением мотивации на постоянное профессиональное самосовершенствование, качества выполнения самостоятельных творческих проектов, активизацией культуротворческой деятельности студентов по освоению ценностей культуры, хранящихся в образах различных видов искусства.

2. Профессиональное становление студентов педагогических вузов представляет собой динамичный, многоаспектный, осознаваемый и управляемый процесс, учитывающий психологическую специфику обретения профессии в педагогическом вузе, взаимосвязанный с развитием творческого потенциала личности и направленный на достижение профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности.

3. В комплекс условий, направляющих будущих педагогов на осознание себя как «человека - в культуре», а своего жизненного пути как «бытия - в культуре», включаются углубление знаний в сфере художественной культуры; расширение культурного кругозора; формирование готовности к трансляции высоких духовных ценностей художественной культуры учащимся в будущей педагогической деятельности; при этом в образовательном процессе вуза будет реализована педагогическая модель профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры.

4. К критериям профессионального становления студентов педагогического вуза на основе освоения художественной культуры относятся познавательный (углубление знаний в области философии, культурологии, усиление познавательного интереса, расширение культурного кругозора); творчески-развивающий (высокий уровень творческой активности в разных направлениях учебной и внеучебной деятельности и т.д.); практический (профессиональная готовность к применению полученного опыта освоения художественной культуры в будущей педагогической деятельности).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который состоит из 274 источников (15 на иностранных языках), тезауруса и приложения. В диссертацию включены 9 таблиц, 9 схем, 7 диаграмм.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, сформулированы методологическая основа и методы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; раскрываются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основания профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры» описаны различные научные подходы к обоснованию понятия «художественная культура» и ее формированию у будущих педагогов (данная проблема изучена в историко-педагогическом аспекте); представлен анализ концепций философов, культурологов, теоретиков педагогики, связанных с особенностями освоения художественной культуры и влиянием этого процесса на развитие творческого потенциала личности; обоснованы факторы педагогического потенциала освоения художественной культуры; раскрыты положения об особенности и значимости формирования художественной картины мира у студентов педагогических вузов.

Было определено, что основа теории художественной культуры выделилась только во второй половине XX века, когда освоение произведений различных видов искусства закономерно стало «способом философского осмысления человека, общества, культуры» (А.Я. Зись). В ходе создания этой теории была описана обобщенная картина художественной жизни, зафиксированы основные закономерности и принципы художественной эволюции, соотносящиеся так или иначе с особенностями исторического развития.

Опираясь на идею М.М. Бахтина о единстве культуры, М.С. Каган раскрыл целесообразность методологических принципов исследования художественной

культуры. Исследователь подчеркивал рациональность культурологической типологии (определение места каждого искусства в историческом, этническом социальном типе). Неизбежным в этом контексте становится соотнесение подсистемы художественной культуры с другими сферами культуры, имеющей научный, религиозный, технический, теоретический параметры. Следовательно, сущность художественной культуры отражается в духовной деятельности людей, в распределении и потреблении художественных ценностей.

Таким образом, было выявлено, что художественная культура отражает в образах искусства процесс созидания образа мира, познания нравственно-этических основ бытия; она взаимодействует не только с эстетической, но и со всеми другими сферами культуры.

Современные ученые предлагают теорию трехмерного строения художественной культуры: 1) духовно-содержательное измерение, воплощающее характер общественного сознания, свойственный порождающей его культуре;

2) морфологическое, характеризующее художественную культуру через признаки ее рефракции в различных видах искусства; причем все виды искусства не просто сосуществуют один с другим, а образуют исторически самоорганизующуюся систему;

3) функционально-организованное-, изучаются формы создания художественной жизни как системы социальных институтов, доказывается, что вследствие этого художественная культура призвана связывать творцов культуры с социумом, помогая понимать содержание произведений, ощущать их истинную ценность, связывать художественную культуру с другими сторонами духовной жизни общества (И.И. Горлова, А.И. Кравченко и др.).

В ходе исследования были изучены положения концепций В. Гейзенберга, Ю.М. Лотмана и др. Идеи этих ученых позволили теоретически обосновать педагогический потенциал освоения художественной культуры и разработать условия его реализации в образовательном процессе вузов. Выявлено, что одним из ключевых результатов освоения художественной культуры является направленность личности на самосовершенствование, что происходит в процессе изучения ценностей российского и мирового культурно-художественного наследия, что обеспечивает устойчивую мотивацию личности на саморазвитие и готовность к продуктивной успешной самореализации в педагогической деятельности.

В главе описаны основные особенности профессионального становления современного студента - будущего педагога в контексте изучения процесса формирования его художественной культуры.

Отечественные исследователи рассматривают профессиональное становление педагога как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой деятельности (Е.А. Климов, А.К. Маркова, А.А. Вербицкий и др.). Определено, что творческий характер педагогической деятельности формируется на основе накопленного социального опыта, умений, навыков, что дает возможность выхода из любых ситуаций, повысить уровень психолого-педагогических и предметных знаний.

Анализ теоретических трудов позволил также обосновать основные условия, направляющие будущих педагогов на профессиональное и личностное самосоверщенствование и осознание себя как «человека-в культуре», а своего жизненного пути как «бытия - в культуре». Среди них наиболее значимы: углубление знаний в сфере художественной культуры; расширение культурного кругозора; формирование готовности к применению полученного опыта освоения художественной культуры в будущей педагогической деятельности.

Вторая глава диссертации «Опытно-экспериментальная работа по реализации модели профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры» посвящена обобщению результатов экспериментальной работы. В ней описан ход эксперимента, представлены условия и дидактическое обеспечение профессионального становления будущих педагогов на основе освоения художественной культуры, а также динамика уровней профессионального становления студентов.

Разработанная педагогическая модель (схема 1) направлена на активизацию развивающего потенциала освоения художественной культуры. Стержнем разработанной модели является повышение уровня профессиональной готовности студентов к трансляции ценностей художественной культуры учащимся в будущей педагогической деятельности.

Схема 1

Педагогическая модель профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры

Цель: активизация развивающего потенциала освоения художественной культуры будущего учителя как важнейшего условия его личностного и профессионального становления и повышения уровня

профессиональной готовности к педагогической деятельности___

Задачи:

1. Раскрыть значение освоения художественной культуры и влияния ее факторов на процесс профессиональной подготовки будущего учителя;

2. Выявить факторы повышения уровня освоения художественной культуры студентами педагогических вузов и их готовность к трансляции ее ценностей учащимся;

3. Разработать и апробировать педагогические условия профессионального становления будущего

учителя на основе освоения художественной культуры. Функции

культуротворческая 1 эстетическая развивающая | ценностно-смысловая

Факторы влияния освоения художественной культуры на профессиональное становление будущего учителя

активизация приобщения к ценностям художественной культуры Формирование устойчивой, целостной художественной картины мира

Условия

углубление знаний в сфере художественной культуры расширение культурного кругозора развитие творческой активности в постижении содержания и особенностей разных культур формирование готовности к применению полученного опыта освоения художественной культуры в будущей педагогической деятельности

Критерии, определяющие уровень профессионального становления студентов на основе освоения художественной культуры

Познавательный Творчески-развивающий Практический

Уровни освоения художественной культуры

Низкий Средний Высокий

Этапы

раскрытие значимости освоения художественной культуры для профессионального становления педагога расширение опыта освоения художественной культуры и ее ценностей активизация самостоятельной творческой и проектной деятельности по освоению художественной культуры

Дидактическое обеспечение

профессиограмма

технология освоения художественной культуры будущими педагогами

система творческих и проектных заданий, учебные программы спецкурсов («Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя», «Художественная картина мира: традиции и современные подходы» и др.)_

Результаты

1.Повышение уровня влияния освоения художественной культуры на процесс профессионального становления будущего учителя в условиях вуза.

2. Развитие направленности студентов на непрерывное личностное и профессиональное совершенствование, когда значительно активизируется стремление к освоению ценностей художественной культуры и готовности к их трансляции в педагогической деятельности.

3. Формирование социально-ценностной ориентации современного учителя как стимула на становление его как «человека культуры»._.__

Это предполагает развитие навыков художественного восприятия самих студентов, обогащение их ценностно-смысловой сферы, формирование мотивации на творческую самостоятельную деятельность в процессе освоения художественной культуры.

Данная модель, как показал эксперимент, позволяет направлять студентов на овладение профессионально значимыми знаниями и компетенциями, которые в совокупности становятся объективной характеристикой специалиста, отражающей уровень его способности к успешному выполнению профессиональной педагогической деятельности, а также степени готовности к профессиональному совершенствованию. Оптимизировать этот процесс возможно на основе индивидуализации обучения.

В исследовании был выработан алгоритм педагогических действий для построения индивидуальных траекторий освоения художественной культуры будущими педагогами:

1. Выявление личностных компонентов, определяющих особенности художественной культуры;

2. Определение степени проявления данных компонентов в процессе творческой проектной деятельности;

3. Разработка рекомендаций для построения индивидуальных траекторий освоения художественной культуры для студентов - участников эксперимента;

4. Сравнение уровней освоения художественной культуры, зафиксированных в начале и в конце эксперимента, анализ зафиксированных изменений, выводы.

В качестве личностных компонентов, определяющих эффективное освоение художественной культуры студентами педагогических вузов, были определены -интенсивность процесса саморазвития на основе освоения ценностей, заложенных в художественных образах, уровень мотивации на культуротворческую деятельность и готовность к трансляции ценностей культуры учащимся.

Констатирующий этап эксперимента (2007 - 2009 гг.) был направлен на выявление наиболее важных проблем профессионального становления будущих учителей.

В ведущих педагогических вузах гг. Москвы, Ульяновска, Таганрога проводились опросы студентов, подтвердившие необходимость разработки модели,

реализация которой позволит повысить уровень освоения художественной культуры будущими педагогами, что подразумевает развитие творческой активности, художественного восприятия, культурологической компетентности, мотивации на творческую самореализацию и проч. Как показали опросы участников эксперимента (опрошено 286 человек), у большинства студентов педагогических вузов выявлено потребительское отношение к культуре, что влечет за собой неумение организовать содержательный культурный досуг и снижение потребности в освоении духовных ценностей искусства, слабую готовность к их трансляции учащимся.

Дано описание проведения опытно-экспериментальной работы, направленной на преодоление выделенных проблем в профессиональной подготовке будущих педагогов. Одним из важнейших направлений в образовательном процессе педагогического вуза должно стать освоение художественной культуры.

В связи с этим, формирующий этап эксперимента (2009 - 2012 гг.) был связан с реализацией и корректировкой выдвинутых теоретических положений о факторах и условиях активизации развивающего потенциала освоения художественной культуры в процессе профессионального становления будущих педагогов.

В исследовании было разработано дидактическое обеспечение процесса освоения художественной культуры будущими педагогами: 1) профессиограмма современного учителя, ориентированная на освоение художественной культуры как базиса для развития творческого потенциала учителя и достижения высокого уровня профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности; 2) педагогическая технология освоения художественной культуры будущими педагогами; 3) система творческих и проектных заданий, направленных на формирование готовности к трансляции духовных ценностей художественной культуры учащимся в будущей педагогической деятельности; 4) учебные программы спецкурсов по освоению художественной культуры будущими педагогами.

Также были апробированы различные формы занятий, способствующие повышению мотивации на освоение художественной культуры и одновременно направляющие студентов на осознание значимости трансляции ее ценностей учащимся. Занятие проводится в несколько этапов: 1) подготовительный этап (самостоятельное изучение студентами дополнительных материалов по предлагаемой тематике); 2) организационный этап; 3) презентационный этап; 4) этап экспертной

оценки; 5) завершающий этап (обсуждение, рекомендации по корректировке и улучшению выполнения проекта или творческого задания).

На занятиях эффективно использование видеопрезентационного изложения учебного материала, что содействует развитию художественного восприятия студентов. Получение информации через визуальные образы активизирует мыслительную и речевую деятельность студентов, способствуя их интересу к той или иной эпохе художественной культуры, углубляя тем самым знания и расширяя

культурный кругозор.

Участвующие в эксперименте студенты выполняли проекты, связывающие освоение художественной культуры и будущую педагогическую деятельность.

В результате экспериментальной работы было подтверждено, что освоение художественной культуры направляет студентов на совершенствование наиболее значимых профессиональных качеств, включая высокий уровень творческого развития, готовность органично адаптироваться к обстоятельствам и другим людям, находить новые пути создания педагогических ситуаций и решения возможных проблем в образовательном процессе; высокий уровень коммуникативной компетенции, позволяющей организовать продуктивное общение, включая тематику, связанную с аспектами восприятия художественной культуры, приобщение учащихся к ее духовным ценностям и развитие мотивации на культуротворчество.

Мониторинг эффективности предлагаемых в диссертации условий и факторов реализации развивающего потенциала освоения художественной культуры происходил на основе выделенных критериев, включая: познавательный (углубление знаний в области философии, культурологии, усиление познавательного интереса, расширение культурного кругозора); творчески-развивающий (высокий уровень творческой активности в разных направлениях учебной и внеучебной деятельности и т.д.); практический (профессиональная готовность к применению полученного опыта освоения художественной культуры в будущей педагогической деятельности).

Обобщение полученных результатов основывалось на математико-статистическом анализе параметрических критериев.

Например, результаты изучения данных по динамике профессионального становления по познавательному критерию рассчитывались следующим образом:

Полученное эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости.

Сравнение показателей начального и завершающего этапов экспериментальной работы доказывает, что реализация модели создает условия для достижения положительной динамики профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры.

Так, по практическому критерию был достигнут наиболее значительный результат: высокий уровень профессионального становления показало 58% участников экспериментальной группы. Наиболее сложной задачей стало осуществление педагогической работы по направлению «углубление знаний и компетенций в сфере освоения художественной культуры» (познавательный критерий).

Сравнительные результаты исследования представлены в таблице 1.

В целом, основываясь на результатах анализа опытно-экспериментального исследования, можно утверждать, что разработанные педагогические условия, модель и дидактическое обеспечение ее реализации влияют на повышение уровня профессионального становления студентов по всем выделенным критериям.

Таблица 1

Динамика уровней профессионального становления студентов педагогического вуза на основе освоения художественной культуры по выделенным критериям (%)

Уровни по критериям Контрольная группа Экспериментальная группа

Начальный этап эксперимента Завершающий этап эксперимента Начальный этап эксперимента Завершающий этап эксперимента

Познавательный

Низкий 18 20 9 10

Средний 37 35 41 38

Высокий 45 45 50 52

Твоочески-оазвиваюший

Низкий 23 26 12 14

Средний 37 33 33 29

Высокий 40 41 55 57

Практический

Низкий 27 28 20 16

Средний 31 29 30 26

Высокий 42 43 50 58

В Заключении по результатам диссертационного исследования сформулированы основные выводы:

1. Художественная культура в контексте проблематики исследования представляет собой особую сферу общечеловеческой культуры, отражающуюся в духовной практической деятельности людей, направленной на создание, освоение произведений искусства и трансляцию содержащихся в них нравственных и эстетических ценностей, а также решающей задачи отображения окружающего мира в художественных образах.

2. Профессиональное становление будущего учителя представляет собой динамичный, многоаспектный, осознаваемый и управляемый процесс, учитывающий психологическую специфику обретения профессии в педагогическом вузе, взаимосвязанный с развитием творческого потенциала личности и направленный на достижение достаточного уровня профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности.

3. Разработанная педагогическая модель раскрывает значение и роль освоения художественной культуры, влияние ее факторов на подготовку будущего учителя,

направляющих на осознание себя как «человека - в культуре», а своего жизненного пути как «бытия - в культуре».

4. Педагогическими условиями влияния художественной культуры на профессиональное становление будущего учителя являются углубление знаний в сфере художественной культуры, расширение культурного кругозора, развитие творческой активности в постижении содержания и особенностей разных культур, формирование готовности к применению полученного опыта освоения художественной культуры в будущей педагогической деятельности.

5. Дидактическое обеспечение данной модели позволяет решать сложные общеобразовательные задачи в процессе подготовки студентов в педагогических вузах с учётом индивидуальных особенностей их профессионального и личного становления и повышает качество выполнения самостоятельных творческих проектов, результаты которых могут быть использованы в дальнейшей профессиональной педагогической деятельности.

Основное содержание диссертации отражено в 19 публикациях по проблеме исследования, в том числе в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК:

1. Лазарев, М.А., Курбатова, Н.В. Педагогическая технология творческого развития студентов [Текст] / М.А. Лазарев, Н.В. Курбатова // Инициативы XXI века. 2013. № 2. (0,5 и.л. / 0,25 и.л.).

2. Лазарев, М.А. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира [Текст] / М.А. Лазарев // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2013. Т.2. № 4. С. 666-674 (0,5 пл.).

3. Лазарев, М.А., Береговая, Е.Б. О некоторых теоретических аспектах системы непрерывного художественного образования [Текст] / М.А. Лазарев, Е.Б. Береговая // Инициативы XXI века. 2013. № 1. С. 45-46 (0,5/0, 25 пл.).

4. Лазарев, М.А. Поликультурное образовательное пространство: условия и принципы формирования [Текст] / М.А. Лазарев // Образовательное пространство: вызовы XXI века. Материалы II Международной научной конференции (28 января 2013 г., Москва). М.: МИДПО, 2013. С. 30-41(0,5 пл.).

5. Лазарев, М.А., Подвойский, В.П. Организационные формы педагогической поддержки осуществления воспитательной деятельности в вузе [Текст] / М.А. Лазарев, В.П. Подвойский // Приоритетные научные направления: от теории к

практике: Сборник статей. М.: РАНХиГС-МИДПО, 2013. С. 58-67 (0,5 пл.).

6. Лазарев, М.А. Факторы формирования художественной культуры в современной подготовке учителя [Текст] / М.А. Лазарев // Взаимосвязи искусства и культуры в современном образовании: новые интерпретации экспрессионного подхода. М.: ФГНУ ИХО РАО, 2012. С. 224-236 (0,6 пл.).

7. Лазарев, М.А. Аспекты формирования художественной культуры будущего учителя [Текст] / М.А. Лазарев // Инициативы XXI века. 2012. № 1. С. 79-81 (0,5 п.л. / 0,25 п.л.).

8. Лазарев, М.А. Профессиональное становление студентов в высшей школе [Текст] / М.А. Лазарев // Образовательное пространство: вызовы XXI века. Материалы международной научной конференции (24 марта 2012 г., Москва). М.: МИДПО, 2012. С. 54-57 (0,2 пл.).

9. Лазарев, М.А., Стукалова, О.В. Особенности профессионального становления будущих педагогов в образовательной среде высшего учебного заведения [Текст] / М.А. Лазарев, О.В. Стукалова // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2012. № 3. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2012/Stukalova_Lazarev_21_l0_2012.pdf- (0,5/0, 25 п.л.)

10. Лазарев, М.А. Профессиограмма будущего учителя в современном высшем образовании [Текст] / М.А. Лазарев // Проблемы инновационной деятельности в области подготовки молодых специалистов для муниципальной сферы: Материалы Всероссийской конференции. В 2-х томах. М.: МАГМУ, 2012. Т. 2. С. 130-136 (0,3 пл.).

11. Лазарев, М.А., Подвойский, В.П. Особенности профессионального становления будущего учителя в современном высшем образовании [Текст] / М.А. Лазарев, В.П. Подвойский // Известия Тульского Государственного Университета. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 1. Ч. 2, С. 123- 129 (0,5/0,25 п.л.).

12. Лазарев, М.А. Художественная картина мира как ведущий фактор духовного и эстетического развития современной молодежи: анализ теоретических подходов [Текст] / М.А. Лазарев // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2012. № 2. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2012/lazarev_12 June.pdf (0,5 п.л.)

13. Лазарев, М.А. Технология творческого развития студентов педагогических вузов на основе формирования художественной культуры [Текст] / М.А. Лазарев // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Т.1. № 3. С. 523-532 (0,5 пл.).

14. Лазарев, М.А. Разнообразные акценты формирования художественной культуры будущего преподавателя [Текст] / М.А. Лазарев // Дополнительное профессиональное образование государственных и муниципальных служащих: Материалы Всероссийского семинара. М.: МАГМУ, 2012. С. 64-69 (0,3 п.л.).

15. Лазарев, М.А., Курбатова, Н.В. Развитие системы высшего профессионального образования и формирование картины мира у студентов: к проблеме взаимодействия [Текст] / М.А. Лазарев, Н.В. Курбатова // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2012. № 4. URL: http://art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2012/kurbatova_lazarev_17-01-2013.pdf (0,5/0,25 п.л.)

16. Лазарев, М.А. «Картина мира»: аспекты, эволюции и становления понятия [Текст] / М.А. Лазарев // Продуктивные модели современного образования. Материалы Всероссийской конференции. Научная школа Б.П. Юсова: в практике образовательных учреждений: Юсовские чтения (1-3 ноября 2011 г., Москва): Сборник научных статей. М: ИХО РАО, 2011. С. 76-84 (0,4 п.л.).

17. Лазарев, М.А. Внеаудиторные занятия как эффективная форма развития художественной культуры студентов педагогических вузов [Текст] / М.А. Лазарев // Проблемы социальных инноваций в области управления, экономики и образования: Материалы Всероссийского семинара (15 Марта 2010 г., Москва). М.: МАГМУ-ВШК, 2010. С. 83-85 (0,2 п.л.).

18. Лазарев, М.А. Профессиональные качества современного учителя [Текст] / М.А. Лазарев // Профессиональное развитие специалиста: современные педагогические подходы и технологии. Материалы межвузовской научно-практической конференции (20 сентября 2009 г., Москва). М.: ВШК, 2009. Ч. 1. С. 85-88 (0,2 п.л.).

19. Лазарев, М.А. Компетентность как компонент профессионального качества современного учителя [Текст] / М.А. Лазарев // Профессиональное развитие специалиста: современные педагогические подходы и технологии. Материалы межвузовской научно-практической конференции (20 сентября 2009 г., Москва). М.: ВШК, 2009. Ч. 2. С. 67-70 (0,2 пл.).

Заказ № 1214. Объём 1 п.л. Тираж 300 экз. Отпечатано в ООО «АЕГ Груп» 123056, г. Москва, ул. Грузинский Вал, д. 11, подъезд 3 тел. (495) 221-78-43 digital-printing.ru; aeggroup.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Лазарев, Максим Александрович, Москва

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Освоение художественной культуры в профессиональном становлении

современного учителя

Специальность 13.00.08 - Теория и методика -профессионального образования

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

На правах рукописи

04201364938

ЛАЗАРЕВ Максим Александрович

Москва - 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......................................................................... 3

Глава 1. Теоретико-методологические основания профессионального становления студентов педагогических-вузов на основе освоения художественной культуры............... 16

1.1 Освоение художественной культуры как педагогическая проблема........................................................................... 16

1.2 Особенности профессионального становления будущего

учителя в современном высшем образовании............................. 37

1.3. Особенности освоения художественной культуры в

подготовке будущих педагогов............................................... 56

Выводы 1 главы.................................................................. 78

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры......................................................................... 80

2.1. Условия реализация педагогической модели........................ 80

2.2. Дидактическое обеспечение реализации педагогической модели. Методические рекомендации...................................... 100

2.3. Динамика уровней профессионального становления

студентов-участников эксперимента....................................... 126

Выводы 2 главы.................................................................. 143

Заключение...................................................................... 146

Список литературы........................................................... 150

Тезаурус исследования....................................................... 178

Приложение...................................................................... 180

ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке образование - одна из главных сфер человеческой деятельности: оно рассматривается как ведущий фактор социально-культурной и экономической модернизации общества в условиях глобализации, повышения уровня конкурентоспособности и высоких темпов информационно-сетевого развития. Современный этап становления российского образования характеризуется приоритетом конструирования личностно значимого знания на основе самостоятельного освоения информации, повышением меры ответственности за выбор стратегий саморазвития, становлением нового типа личности, отличающейся активностью, готовностью к постоянному повышению уровня профессиональной и личностной культуры.

Основные цели образовательной политики России, определенные в таких государственных документах, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Новая федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы и других, направляют усилия научно-педагогической общественности на поиск новых подходов, разработку моделей и технологий, способствующих достижению качества образования, соответствующего требованиям, необходимым для вступления нашей страны в мировое образовательное пространство.

Ведущая цель высшего профессионального образования становится в этом контексте подготовка компетентного работника, свободно владеющего своей специальностью и ориентирующегося в смежных видах деятельности, конкурентоспособного на рынке труда, готового к профессиональному росту, профессионально мобильного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. В отношении к профессиональной подготовке

современного учителя данные требования определяют необходимость повышения качества образования, его направленность не только на получение определенной суммы знаний, но и на развитие эмоционально-чувственной сферы студентов, их творческого потенциала и готовности к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию.

Все это подтверждает необходимость активизации педагогического

потенциала освоения художественной культуры, сущность которой учёные

связывают с духовной деятельностью и развитием системы ценностных

ориентаций (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, А .Я. Флиер и др.). По мнению

М.С. Кагана, только художественная культура соединяет в себе

познавательную, оценочную, обозначающую и коммуникативную функции.

В науке обоснована специфика художественной культуры: выделены её

\

характеристики во взаимосвязи внутреннего мира и многообразия символов (В. Дильтей), раскрыты принципы создания культуросообразной образовательной среды (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, JI.B. Школяр и ДР-).

Вопросам взаимосвязи творческого развития личности и художественной культуры посвящены работы A.C. Асмолова, И.С. Якиманской и др. В целом в науке доказано, что освоение художественной культуры оказывает многогранное влияние на человека посредством силы и выразительности образов, направляющих его на постоянное совершенствование и познание многообразия окружающего мира (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев и др.).

В данном исследовании акцент делается на проблематике профессионального становления студентов педагогических вузов, представляющей собой динамичный, многоаспектный, осознанный и управляемый процесс, учитывающий психологическую специфику обретения профессии в педагогическом вузе, взаимосвязанный с развитием творческого потенциала личности и направленный на достижение высокого уровня

профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности.

С позиций исследования, очевидно, что этот процесс эффективнее протекает на основе глубокого освоения духовных и эстетических ценностей, заложенных в художественной культуре. Он направлен на развитие таких необходимых для педагога качеств личности, как мотивация к постоянному самосовершенствованию, расширение культурного кругозора, повышение уровня овладения профессионально значимыми знаниями и компетенциями, адекватная самооценка и способность к выстраиванию субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, творческая активность и готовность трансляции нравственно-эстетических идеалов учащимся.

Ряд диссертационных работ последнего десятилетия посвящен различным аспектам влияния художественной культуры на развитие личности: раскрыты структурные составляющие эстетического сознания, описаны направления развития художественного восприятия (Е.Ю. Ежова, Е.П. Олесина), выявлен логико-гносеологический аспект создания художественной картины мира (Л.С. Пестрякова), определены педагогические условия её формирования у будущих учителей изобразительного искусства (Ган Лю) и т.д.

Между тем такой аспект освоения художественной культуры, как её потенциал в профессиональной подготовке студентов, в частности, будущих педагогов, обстоятельно и детально исследован не был.

Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречии между разработанными теоретическими подходами к освоению художественной культуры и недостаточно исследованными условиями реализации этого процесса в практике высшего образования, включая современные технологии профессионального становления будущих педагогов.

С учетом выявленных противоречий обозначена проблема исследования: каковы факторы освоения художественной культуры, эффективно влияющие на профессиональное становление студентов в современном педагогическом вузе?

Состояние теории и потребности практики в модернизации учебно-воспитательного процесса будущих учителей определили выбор темы исследования: «Освоение художественной культуры в профессиональном становлении современного учителя».

Цель исследования. Разработка теоретико-методологических оснований профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры, направленного на раскрытие творческого потенциала личности и достижение профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Объект исследования. Подготовка студентов педагогических вузов как динамичный, нацеленный в будущее, многокомпонентный процесс.

Предмет исследования. Профессиональное становление будущих педагогов в процессе освоения художественной культуры.

Задачи исследования:

1. На основе системного анализа трудов по философии, психологии, педагогике, культурологии определить теоретические позиции освоения художественной культуры в процессе профессиональной подготовки студентов.

2. Обосновать педагогические условия активизации развивающего потенциала освоения художественной культуры и влияния её факторов на профессиональную подготовку будущего учителя.

3. Разработать педагогическую модель профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры и её дидактическое обеспечение.

4. Проверить действенность разработанной модели в экспериментальном исследовании и представить методические рекомендации, способствующие эффективности реализации её дидактического обеспечения.

Гипотеза исследования. Освоение художественной культуры студентов педагогических вузов будет эффективно влиять на их профессиональное становление, если:

- образовательный процесс вуза будет направлять будущих педагогов на профессиональное и личностное самосовершенствование, что предполагает осознание себя как «человека - в культуре», а своего жизненного пути как «бытия - в культуре»;

- будут созданы следующие условия: а) углубление знаний в сфере художественной культуры; б) расширение культурного кругозора; в) формирование готовности к трансляции высоких духовных ценностей художественной культуры учащимся в будущей педагогической деятельности;

- в образовательном процессе вуза будет реализована педагогическая модель профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры;

- содержание занятий будет нацелено на раскрытие значимости таких качеств личности, как эстетическое отношение к миру, система нравственно-эстетических идеалов, развитые навыки восприятия искусства и понимания его роли в воспитании личности.

Методологическая основа.

культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);

- философские учения о роли культуры и образования в социуме (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский);

- культурологические исследования структуры и особенностей художественной культуры (М.С. Каган, Ю.М. Лотман);

положения о научной и художественной картинах мира (В.И. Вернадский, В. Гейзенберг, А.Ф. Лосев, А. Эйнштейн);

- теории развивающего обучения и воспитания (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.);

- идеи развития мотивационных и ценностно-смысловых оснований профессионального образования (Д.И. Фельдштейн, X. Хекхаузен и др.);

- идеи нравственно-эстетического и профессионального становления учителя (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин и др.).

Методы исследования. Теоретический анализ научной литературы по проблематике освоения художественной культуры и её влияния на процессы профессионального становления студентов; теоретическое моделирование; педагогическое наблюдение; изучение методов и форм профессиональной подготовки, будущих педагогов; педагогический эксперимент; метод экспериментальных творческих заданий; беседа; анализ творческих и проектных работ студентов; методы математической статистики; анализ и обобщение результатов эксперимента; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта в течение 7 лет.

ч

Опытно-экспериментальная база включила в себя Московский педагогический государственный университет, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова. На формирующем этапе эксперимента были подключены студенты Российской академии народного хозяйства и государственной службы Президента (Московский институт дополнительного профессионального образования), Московского государственного университета дизайна и технологий, Московской государственной академии хореографии, Тульского

государственного педагогического университета им. JI.H. Толстого. Это позволило расширить представления о факторах влияния освоения художественной культуры на профессиональное становление личности. Главным образом, работа велась со студентами, проходящими подготовку на кафедрах психологии и педагогики.

Всего в эксперименте приняло участие 300 студентов, составивших экспериментальную и контрольную группы, а также 43 преподавателя педагогических вузов гг. Москвы, Ульяновска, Таганрога.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа: I этап (2007 - 2009) теоретико-поисковый. Анализ и изучение отечественной и зарубежной психолого-педагогической, философской, культурологической литературы по проблеме развивающего влияния освоения художественной культуры. Результатом данного этапа стало предположение о необходимости педагогически организованного процесса освоения художественной культуры в учреждениях высшего профессионального образования; II этап (2009 — 2012) опытно-экспериментальный. Определены теоретические основания профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры. Раскрыты условия повышения эффективности этого процесса. Сформулирована гипотеза и задачи научной работы. Начата апробация условий в практике различных образовательных учреждений; III этап (2012 - 2013) теоретико-обобщающий. Завершение эксперимента. Обработка и анализ полученных результатов опытно-экспериментального исследования, систематизация и письменное оформление кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования.

Дано определение термину «художественная культура» в контексте проблематики исследования. Художественная культура представляет собой особую сферу культуры, отражающуюся в духовной и практической

деятельности людей, направленной на создание, освоение произведений искусства, и трансляцию содержащихся в них духовных и эстетических ценностей, а также решающей задачи отображения окружающего мира в художественных образах.

Уточнено понятие «профессиональное становление будущего учителя», трактующееся как динамичный, многоаспектный, осознаваемый и управляемый процесс, учитывающий психологическую специфику обретения профессии в педагогическом вузе, взаимосвязанный с развитием творческого потенциала личности и направленный на достижение высокого уровня профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Теоретически и методологически обоснованы условия, направляющие будущих педагогов на профессиональное и личностное самосовершенствование, включая углубление знаний в сфере художественной культуры; расширение культурного кругозора; формирование готовности трансляции высоких духовных ценностей художественной культуры учащимся в будущей педагогической деятельности.

Разработана модель профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры, направленная на активизацию развивающего потенциала этого процесса.

Описан алгоритм педагогических действий для построения индивидуальных траекторий освоения художественной культуры будущими педагогами.

Теоретическая значимость.

Выделены факторы развивающего потенциала освоения художественной культуры в профессиональной подготовке студентов педагогических вузов: развитие мотивации на постоянное профессиональное самосовершенствование, активизация культуротворческой деятельности по

освоению ценностей культуры, хранящихся в образах различных видов искусства; качество выполнения самостоятельных творческих проектов, результаты которых могут быть использованы в дальнейшей профессиональной педагогической деятельности.

Дано авторское определение термину «формирование худотсеспгвенной картины мира в процессе подготовки будущего педагога», понимающееся как процесс освоения фактов и образов искусства, хранящих историко и социокультурную память, представлений о сущности той или иной эпохи, цивилизации, культуры, тесно взаимосвязанный с развитием у студентов эстетического отношения к миру и повышением уровня восприятия искусства.

Описаны этапы профессионального становления студентов педагогических вузов на основе освоения художественной культуры, включая раскрытие значимости освоение худож�