автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы обучения студентов туристского вуза проектированию анимационных программ
- Автор научной работы
- Киселев, Вячеслав Юрьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Киселев, Вячеслав Юрьевич, 2001 год
Введение
ГЛАВА 1= Теоретические предпосылки развития анимационной деятельности в туризме»
1.1. Анимационная деятельность и зрелищный туризм.
1.2. Художественно-историческая программа в естественном ландшафте как вид анимационной деятельности.
ГЛАВА 2» Социально-педагогические условия создания и реализации проектов художественно-исторических программ в естественном ландшафте»
2.1. Социокультурные условия функционирования художественно» исторических программ в естественном ландшафте.
2.2. Психолого-педашгические условия реализации художественно-исторических программ в естественном ландшафте.
ГЛАВА 3. Технология обучения студентов созданию проектов анимационных программ.
3.1. Алгоритм создания проектов анимационных программ.
3.2. Содержание и методика обучения студентов созданию анимационных программ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы обучения студентов туристского вуза проектированию анимационных программ"
Актуальность исследования» Расширение туристских связей и развитие туризма в мировом сообществе расставляет новые акценты и приоритеты в туристской деятельности и востребованности предоставляемых клиентам услуг.
В настоящее время рынок туристских услуг пополняется большим количеством не только экскурсионных, но и анимационных программ. Некоторые мировые туристские маршруты пользуются наибольшей популярностью именно благодаря зрелищным мероприятиям. Например, карнавал в Рио-де-Жанейро (Бразилия), коррида (Испания), встреча Санта-Клауса (Финляндия). То есть формируется новый вид туризма - зрелищный туризм, который имеет свою специфику, внутреннее содержание, своих потребителей.
Зарубежный туристский рынок достаточно хорошо насыщен анимационными программами, которые позволяют расширять границы зрелищного туризма.
В России на рынке туристских услуг также предпринимаются попытки ввести в некоторые туристские маршруты программы, которые можно отнести к анимационным культурно-познавательным программам. Среди них особое место занимают художественно-исторические программы в естественном ландшафте, поскольку они несут в себе и познавательный, и развлекательный, и эмоциональный потенциал; функционируют в естественных условиях природного, социально-культурного рекреационного комплекса и в полной мере соответствуют требованиям зрелищного туризма.
В настоящее время в Российском туристском образовании подготовка аниматоров туризма не получила широкого развития, а специалисты , способные разрабатывать анимационные программы, обеспечивающие туристским маршрутам престижность и популярность, и развивать зрелищный туризм как специфический вид туристской деятельности, практически отсутствуют.
Развитие туризма и становление его новых видов актуализирует проблему подготовки специалистов в системе профессионального туристского образова
Ф ния, в том числе и в анимационной деятельности. "Анимация - комплекс оперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени; организация развлечений и спортивного проведения досуга."1
Возникшее противоречие между складывающейся практикой туристских маршрутов, разработанных с учетом культурно-развлекательных, историк©-познавательных анимационных программ, с одной стороны, и отсутствием квалифицированных профессионалов-аниматоров, с другой, послужило толчком к исследованию проблемы подготовки специалистов аниматоров в контексте разработки технологии обучения студентов созданию и реализации проектов художественно-исторических программ в естественном ландшафте как одной из форм анимационной деятельности, находящей свое применение в зрелищном туризме.
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов туристского вуза.
Предмет исследовании ° содержание и методика обучения студентов проектированию анимационных программ.
Цель исследования ° теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и методику обучения студентов созданию проектов художественно-исторических программ в естественном ландшафте как одной из форм анимационной деятельности в зрелищном туризме.
Задачи исследования»
- выявить педагогические, психологические и социальные условия создания и реализации художественно-исторических программ в естественном ландшафте;
- обосновать специфику и роль художественно-исторических программ в естественном ландшафте в развитии зрелищного туризма; дать понятия "зре-ф -
Турист кий терминологический словарь: Справочно-методическое пособие / Авт.-сост. И.В.Зорин, В. А.Квартальное -М.: Советский спорт, 1999. - С.ЗО
Ф лищный туризм", "художественно-историческая программа в естественном ландшафте";
- разработать и апробировать технологию обучения студентов созданию проектов художественно-исторических программ в естественном ландшафте; создать алгоритм проектирования художественно-исторической программы; выявить критерии оценки уровня подготовленности студентов - будущих аниматоров - к профессиональной деятельности в процессе создания и реализации художественно-исторических программ в естественном ландшафте; разработать программу курса "Менеджмент анимации" и программу * спецкурса "Технология создания художественно-исторических программ в ее тественном ландшафте".
Гипотеза исследования. Предполагается, что обучение студентов созданию проектов художественно-исторических программ в естественном ландшафте повысит уровень конкурентоспособности будущих специалистов-, аниматоров туризма, что, в свою очередь, будет способствовать развитию зрелищного туризма в России, если будут:
- определены роль и место художественно-исторических программ в ее-Ф тественном ландшафте в развитии зрелищного туризма;
- разработана технология обучения студентов созданию проектов художественно-исторических программ в естественном ландшафте;
- выявлены психолого-педагогические и социальные условия создания и реализации художественно-исторических программ в естественном ландшафте; определены критерии оценки уровня подготовки студентов к профессиональной деятельности в процессе создания и реализации анимационных программ.
Методологической основой исследования являются труды Батышева и С.Я., Беспалько В.П., . Лихачева Б.Т., Сластенина В.А. по профессиональной педагогике; Азарова Ю.П. Ю.В. Васильковой, Мудрика В.А. по социальной педагогике; Бодалева А.А., Выготского Л.С., Климова Е.А., Леонтьева А.Н. по психологии учебной деятельности; Генкина Д.М., Жаркова А.Д., Коновича А.А., Маркова О.И., Смирновой Е.И., Триадскош В.А. по вопросам социально» культурной и досушвой деятельности; Жолдака В.И., Зорина И.И., Кварталь-нова В.А., Чепика В.Д. по содержанию и методике профессионального туристского образования; Булышной И.И., Лаврова Ф.Н., Приезжевой Е.М. по вопросам профессиональной подготовки специалистов анимационной деятельности.
В исследовании были использованы следующие методы!
- теоретического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, социально-психологической и специальной литературы по туризму и туристской деятельности, контент-анализ;
- эмпирического исследования: опрос; наблюдение; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования (1995-96 гг.) происходили осознание и постановка проблемы исследования, изучение и анализ литературы по теме исследования; формулировка научного аппарата исследования; определение экспериментальной базы и разработка программы педагогического эксперимента.
На втором этапе (1997-1998 г) разрабатывались учебные программы, содержание профессиональной подготовки в сфере анимационной деятельности, технологии обучения студентов созданию проектов анимационных программ; проходила опытно-экспериментальная проверка выдвинутых положений и гипотезы, а также апробация на конференциях, публикация статей и тезисов по теме исследования.
На третьем этапе (1999- 2001 гг.) обрабатывались экспериментальные данные, внедрялись результаты в практику работы Российской международной щ академии туризма, Института дополнительного образования РМАТ; происходило оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования состоит в следующем^
1. Выявлены социально-педагогические предпосылки, обуславливающие необходимость подготовки анимационных художественно-исторических программ в естественном ландшафте для развития зрелищного туризма в России.
2. На основе анализа классификации видов туризма и видов анимационной деятельности в туризме нами дано понятие зрелищного туризма.
3. Дано определение и раскрыта специфика содержания художественно» исторических программ в естественном ландшафте как одной из форм культур* но-познавательных анимационных программ.
4. Обоснованы психолого-педагогические условия создания проектов художественно-исторических программ в естественном ландшафте.
5. Разработана технология обучения студентов созданию и реализации в практической деятельности проектов художественно-исторических программ в естественном ландшафте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработаны программы курса для студентов "Менеджмент" анимации" и спецкурса "Технология создания проектов художественно-исторических про$ грамм в естественном ландшафте"; разработан алгоритм создания проектов художественно-исторических программ;
- определены критерии оценки уровня подготовленности студентов к профессиональной анимационной деятельности.
Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается логикой исходных методологических позиций'автора, опорой на концепции и положения современной педагогической и социально-% психологической науки; использованием сравнительно-аналитического метода при переработке теоретической и практической информации; количественным и качественным анализом экспериментальных данных.
На защиту выносится^
1. Технология обучения созданию проектов художественно-исторических программ в естественном ландшафте.
2. Социально-педагогические условия создания и реализации художественно-исторических анимационных программ, определяющие необходимость обеспечения туристских маршрутов программами данной направленности.
3. Программа курса для студентов-аниматоров "Менеджмент анимации" и программа спецкурса "Творческое проектирование художественно», исторических программ в естественном ландшафте".
Структура диссертации", данная научная работа состоит из введения, трех глав по два параграфа в каждой, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенное нами исследование позволило определить круг проблем, которые до настоящего времени в профессиональной подготовке студентов туристских вузов не решались. В частности, это проблема разработки педагогических основ подготовки специалистов туристской сферы, способных создавать и реализовывать в туристских маршрутах различного вида массовые анимационные программы.
Детальное исследование данного вопроса показало, что овладение технологией проектирования анимационных программ методикой обучения студентов анимационной деятельности способствует повышению профессионального мастерства специалистов туристской отрасли, повышает конкурентоспособность, позволяет делать туристские маршруты более интересными и насыщенными.
Отход от традиционных методик, поиск новых путей в организации и реализации учебного процесса помогает подготовить не только квалифицированного специалиста, но прежде всего неординарную, творческую личность, человека, способного чувствовать себя более уверенно на рынке труда.
Специфика анимационной деятельности требует от педагогов знаний в области социально-культурной деятельности, режиссерской и постановочной, деятельности; владения актерским мастерством и многими другими специфическими умениями и навыками, чтобы наглядно продемонстрировать студентам возможности и границы их профессиональной деятельности в области анимации.
В ходе теоретического исследования нашей проблемы, мы, решая поставленные задачи, вышли на новый круг вопросов, которые представляется возможным решить в дальнейших исследованиях, например, исследование профессионально-квалификационных и личностно-значимых характеристик аниматора туризма; исследование профессионального мастерства педагога, осуществляющего обучение студентов анимационной деятельности; методологические основы развития анимации в туризме; перспективы развития анимационной деятельности в России; отражение специфики зрелищного туризма и его развития; рекреация и анимационная деятельность и др.
В ходе решения поставленных в исследовании задач можно сделать следующие выводы:
1. На основании анализа современного туристского рынка России и зарубежных стран мы пришли к выводу, что для дальнейшего развития направлений и видов туристской деятельности правомерно выделить зрелищный туризм как отдельный вид туризма с тем, чтобы наиболее эффективно и целенаправленно использовать возможности туристского рынка России, насытить туристские маршруты анимационными программами с целью повышения их маршрутов зрелищного туризма качественными массовыми анимационными программами необходимы социальные и психолого-педагогические условия их создания и реализации, такие как: единение природы, человека и искусства; наличие гармоничного ландшафта; наличие многомерной общности, характеризующей адекватное восприятие данного использование национальных традиций, фолышора, игрового жественного, исторического и документального материала; потребность людей в совместной релаксационной и культурно-познавательной деятельности во
3. Разработана и апробирована технология обучения студентов созданию проектов анимационных программ (на примере художественно-исторических программ в естественном ландшафте), которая включает в себя содержательный аспект обучения: программы курса "Менеджмент анимации" и спецкурса "Технология создания художественно-анимационных программ в естественном ландшафте" и систему методов: методы обучения метод
К.С. Станиславского, ассоциативная образность, педагогическая импровизация, метод игровой ситуации, анализ структурных компонентов.'; методы создания программ - театрализация, монтаж, иллюстрирование, игра; а также содержание организации целостного педагогического процесса, представленного в виде блоков: маркетинга, мониторинга, проектирования, организации и реализации, гностической деятельности.
4. Определены критерии оценки подготовленности студентов, будущих аниматоров туризма, к профессиональной деятельности в процессе обучения студентов по авторской методике и авторским программам "Менеджмент анимации" и "Технология создания художественно-исторических программ в естественном ландшафте": 1 группа - критерии усвоения знаний; 2 группа - критерии приобретения умений; 3 группа - развитие навыков; 4 группа - личностные критерии.
5. Разработан алгоритм создания проектов художественно-исторических программ, состоящий из следующих компонентов: социальный заказ, отбор материала, замысел, разработка сценария, режиссерский план, пространственная сценография, репетиционный план, монтажный лист, использование программы в туристском маршруте.
6. Итоги опытно-экспериментальной работы в рамках данного исследования подтверждают успешное внедрение авторских программ и технологии в. систему профессиональной подготовки специалистов для анимационной деятельности в сфере туризма.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Киселев, Вячеслав Юрьевич, Москва
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наук, 1980. - 335 с.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 196 с.
3. Айшстова О.В. Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке менеджеров туризма: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. - 142 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1980. - 416с.
5. Андреева И.Н. Философия и история образования. М.: Моск. гор. пед. общ-во, 1999. - 192с.
6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Просвещение, 1984. - 105с.
7. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. -240с.
8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. ~ Киев: Радяньска школа, 1984. 293 с.
9. Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение. М.: Высшая школа, 1997. -214 с.
10. Батышев С.Я. Задачи системы профессионального образования в условиях развития рыночной экономики. М.: Педагогика, 1993. - 198 с.
11. Беляева А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. СПб.: "Питер", 1995.
12. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М.: Искусство, 1994. Т.1. - 542с.
13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./ Пер. с англ. СПб.: Лен. издат., 1992. - 400с.
14. Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918 1922 гг.- -Изд. 3-е, испр. И доп. - М.: Искусство, 1952. - 177с.
15. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. - 141 с.
16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
17. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: Эволюция понятия // Сов. Педагогика. 1991. - №9. - С.123 - 128.
18. Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. М.: Диалог, 1991. -289 с.
19. Брехт Б. Театр. Пьесы. ~= М.: Искусство, 1965. Т. 5/2. - 527с.
20. Брук П. Пустое пространство. М.: Прогресс, 1977. - С. 33 - 212.
21. Булыгина Й.И. Методические основы профессиональной подготовки организаторов туристской анимации: Дис. . кан. пед. наук. М., 1999. 145 с.
22. Буторова Н.В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 1998. - 108 с.
23. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. -М.: Издательский центр "Академия", 2000. 440с.
24. Вшхлар Жан. О театральной традиции. М.: Иностранная литература, 1956. -336с.
25. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. М.: Флинта, 1998. - 131 с.
26. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 341 с.
27. Генкин Д.М. Массовые праздники: Учеб. пособие для студентов ин-ов культуры. М.: Просвещение, 1975. - 140с.
28. Герасимов С. Воспитание кинорежиссера. -М.: Искусство, 1978. С. 5 -180.
29. Гончаров А. Режиссерские тетради. ВТО, 1980. - С.27 - 69, 76 - 372.
30. Горский В.А., Чепик В.Д. Туризм как образовательное пространство // Дополнительное образование. 2000. - №7 - 8. - С. 19 - 26. "
31. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Госкомитет РФ по высшему образованию. М., 1995. - 382 с.
32. Головащенко Ю. Режиссерское искусство Таирова. М.:'Искусство, 1970. -С. 4 - 298.
33. Громов В. Михаил Чехов. М.: Искусство, 1970. - 215с.
34. Громов С.Н. Режиссура культурно-досуговых программ как вид художественного творчества/ В сб.: Человек в мире духовной культуры. М.: МГУК, 1999. - С. 58 - 60.
35. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
36. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/ Под. общ. ред. д.п.н. Н.Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. -336с.
37. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования. Под общ. ред. акад. РАО
38. B.Л. Матросова. М.: Прометей, 1999. - 116с.
39. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика. 1995. №1.1. C. 29 39.
40. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 1999. - 200 с.
41. Ермоленко В.А. Технология разработки блочно-модельных учебных программ для учреждений профессионального образования. М.: Высшая школа, 1996. - 156 с.
42. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1972. - 342с.
43. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: Учеб. Пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1989. - 237с.
44. Завадский Ю.А. Учителя и ученики. М.: Искусство, 1975. - 335с.
45. Захава Б. Воспоминания. Спектакли и роли. = М.: ВТО, 1982. 304с.
46. Захаров М. Контакты на разных уровнях. М.: Искусство, 1988. - 270с.
47. Зорин И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме: Учебник. М.: РИБ "Турист", 1997. - 232 с.
48. Зорин И.В. Образование и карьера в туризме: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2000. - 224с.
49. Ирд Каарел. Размышления о театре. М.: Искусство, 1973.-С. 80-151.
50. Каверин Ф.Н. Воспоминания и театральные рассказы. М.: ВТО. - С. 110 -288.
51. Кантадзе Д.К. Рядом с Марджанишвили. М.: ВТО, 1975. - 304с.
52. Калтерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. Пед. соч. М.: Педагогика, 1982. - 704с.
53. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии: Приложение к Постановлению Минтруда и соцразвития России от 17 мая 1999 г. №8// Туристский, бизнес. 1999. - №9. - С. 8 - 16.
54. Квартальное В.А. Педагогика и туризм. М.: Советский спорт, 2000. - 360 с.
55. Квартальное В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999. - 489 с.
56. Квартальное В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности: Автореф. Докт. Дисс. М., 2000.
57. Кедров М.Н. Статьи, речи, беседы, заметки. М.: ВТО, 1978. - С. 112 - 175.
58. Киселев В.Ю. Создание художественно-исторических программ в условиях естественных ландшафтов как метод обучения студентов кафедры культур-но-досуговой деятельности. / Сб. научных трудов М.: МГУКИ. 2000. - С. 105-116
59. Киселев В.Ю. Создание художественно-исторических программ в условиях естественных ландшафтов России / В сб. Актуальные проблемы туризма -99. М.: РМАТ. 1999. - С. 37 - 40
60. Киселев В.Ю. Под сенью дружных муз. Сценарий и методические рекомендации по созданию художественно-тематической программы, посвященной 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина // "Молодежная эстрада", № 1= 2, 1999. С. 128-133 (в соавт.)
61. Киселев В.Ю. Праздник вышел на улицу. Поиск нового образа. // "Клуб". № 8, 1999. С. 14 - 15.
62. Киселев В.Ю. Праздник всех поколений. Советы режиссера. // "Клуб", № 4, 2000. С. 21-22г
63. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат., 1978, - 21|с. f
64. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на1. Феникс, 1996. 257с.
65. Кнебель М.О. Вся жизнь. М.: ВТО, 1976. - С. 11 - 575.
66. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: Искусство, 1976. - С. 10 - 526.
67. Колесникова И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб., 1994. - 223 с.
68. Комарова М.В. Технологические аспекты организации и постановки социально-культурных программ/ СБ науч. трудов под науч. ред. А.Д. Жаркова,. В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 2000. - С. 202 - 209.
69. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.)// Международные нормативы и акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993.-С.290 =302. /
70. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высш. шк., 1990. -208^
71. Крьшова Н. Имена. Рассказы о людях театра. М.: Искусство, 1971. - 230с.
72. Культурно-досуговая деятельность: Учебник/ Под науч. ред. акад. РАЕН1. П\
73. А.Д. Жаркова, проф. В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. -462с.
74. Культурология. XX век: Антология. Аксиология, или философское исследование природы ценностей. М.: Изд-во МГУ, 1996. - 302 с.
75. Лавров Ф.Н. Профессиональная подготовка менеджеров-аниматоров в образовательных учреждениях туристского профиля: Автореф. к.п.н.1. М.:РМАТ, 2000. -20с.
76. Лагусев Ю.М. Воспитательный процесс в профессиональном туристском образовании. М.: Советский спорт, 2000. - 274с.
77. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. 213с.
78. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Педагогика, 1993. - 220с.
79. Лордкипанидзе Н. Режиссер ставит спектакль. М.: Искусство, 1990. - 288с.
80. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: ЭКСМО-Пресс, 1996. -308 с.
81. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. -478 с.
82. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. М.: Просвещение, 1989. - 216 е.
83. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993. -157 с.
84. Молодцова М. Луиджи Пиранделло. Л.: Искусство, 1982. - 215с.
85. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ГОЫИСАМ, 1995. - 232 с.
86. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192с.
87. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1995. - 282с.
88. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец 18 начало 20 века. - Л.: Искусство, 1988. - 215с.
89. Немирович-Данченко Вл.И. Незавершенные режиссерские работы. М.: ВТО, 1984. - 336с.
90. Немирович»Данченко Вл.И. О творчестве актера: Хрестоматия. М.: Искусство, 1984. - С. 28 - 116, 201 - 242, 301 - 600.
91. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. №-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1997. - Кн.1: Общие вопросы психологии. - 688с.
92. Новиков A.M. Профессиональное образование России. М.: ИЦП НПО РАО, 1997.-254с.
93. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. - 272с.
94. Охлопков Н.П. Статьи. Воспоминания. М.: ВТО, 1986. - С. 29 - 86, 274 -313, 322 - 345.
95. Пансо В. Труд и талант в творчестве актера. М.: ВТО, 1972. - С. 44 - 268.
96. Петров Н.В. Я буду режиссером. М.: ВТО, 1969. - С. 17 - 133, 249 - 360.
97. Покровский Б. Ступени профессии. М.: ВТО,. 1984. - С. 9 - 206.
98. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Школа-Пресс, 1996. -270с.
99. Попадейкин В.И., Струков В.В., Тарунов A.M. Тропами Подмосковья: Путеводитель. М.: Моск. рабочий, 1989. - 411с.
100. Попов А.Г. Жанровое решение спектакля. М.: Сов. Россия, 1986. = 141с.
101. Приезжева Е.М. Педагогические условия подготовки студентов анимационной деятельности в процессе профессионального туристского образования: Автореф. дис.к'.Т1.н. М.: РМАТ, 2000. - 21с.
102. Профессиональное образование в XXI веке. М.: ЦИСН, 2000. - 84с.
103. Райх М. Вена Берлин - Москва - Берлин. - М.: Искусство, 1972. - С.З -424.
104. Рекомендации об охране в национальном плане культурного и природного наследия // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.:'Логос, 1993.-С.331 - 340.
105. Рехельс М. Режиссер автор спектакля. - Л.: Искусство, 1969. - 231с.
106. Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969. - С. 9 - 490.
107. Рудницкий К. Спектакли разных лет. М.: Искусство, 1974. - 344с.
108. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998. 276с.
109. Сенин B.C., Хорошилов А.В., Кленова О.В. Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников шстинич-но-туристского комплекса. М., 1997.
110. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций. М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 240с.
111. Сибирская МЛ. Профессиональное образование. Педагогические технологии. СПб.: ЭКСПО-Пресс, 1996. - 188с.
112. Сластенин В.А., Подьшова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Машстр-Пресс, 1997. 224с.
113. Сластенин В.А. и др. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионально-педагогического образования. М.: Магистр-Пресс, 1999. - 267с.
114. Сластенин В.А., Аксенова Г.И. Субъектно-деятельностный подход в образовании/ Науч. труды НПГУ. М.: Прометей, 2000 - С.З -23.
115. Слижикова Л.А. На подступах к образности. М.: Искусство, 1968. - 156с.
116. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчест-. ва трудящихся в культурно-просветительных учреждениях: Учеб. пособие для студ. ин-ов культуры. М.: Просвещение, 1983. - 192с.
117. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Педагогика, 1995. - 144с.
118. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М.: Правда, 1990. -656с.
119. Станиславский К.С. Об искусстве театра. М.: ВТО, 1982. - 512с.
120. Стреллер Д. Театр для людей. М.: Радуга, 1984. - 295с.
121. Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского. 1898 1917. - М.: Наука, 1977. - 374с.
122. Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского. 1917 1938. - М.: Наука, 1977. - С. 268 - 403.
123. Сулержицкий Л.А. Статьи и заметки о театре. Переписка. М.: Искусство, 1970. - С. 296 =510.
124. Сурина Т. Станиславский и Брехт. М.: Искусство, !975. - 271с.
125. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 47с.
126. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 288с.
127. Творческое наследие Вс. Мейерхольда. М.: ВТО, 1978. - С. 5-124, 272 -465.
128. Теория рекреалоши и рекреационная география / Под общ. Ред. B.C. Преображенского и И.В. Зорина. М.: Наука, 1992. - 179с.
129. Товстоногов Г. Беседы с коллегами. -М.: СТД, 1998 ;. 525 с.
130. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальное. = М.; Афины: INFOGROUP, 1994. 407 с.
131. Традиционные обряды и искусства русского и коренных народов Сибири/ . Отв. ред. Л.М. Русакова, Н.А. Миненков. Новосибирск: Наука, 1987. -195с.
132. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. М.: Наука, 1985. - 190с.
133. Туманишвили М. Режиссер уходит из театра. М.: Искусство, 1983. - 378с.
134. Туристский словарь. Справочно-методические пособие / Сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальное. М.: Советский спорт, 1999. - 664с.
135. Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов/ Сб. науч. тр. М.: Изд. РНИИ культурного и природного наследия, 1994. -216с.
136. Уншнский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии// К.Д. Ушинский. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990. - Т.5. - 525 с.
137. Финкельштейн Е. Картель четырех. JL: Искусство, 1974. - С. 6 - 351.
138. Чехов Михаил. Литературное наследие: В 2т. М.: Искусство, 1968.
139. Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Логос, 1996. - 263 с.
140. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Высшая школа, 1996. - 154с.
141. Шарошш Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетиче-ский подход). М.: МГИУ, 1998. -321с.
142. Шихматов Л. От студии к театру. М.: ВТО, 1970. - С. 9 - 202.
143. Шишок С.Е. Образовательные стандарты и качество образования // Образовательные стандарты и контроль качества: Сборник научных трудов. -Вологда, 1996. С. 25 - 34.
144. Жишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 354с.
145. Щуркова Н.Е. и др. Новые педагогические технологии воспитательного процесса. М.: Логос,'1993. - 133с.
146. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т./ Под ред. С .Я. Ба~ тышева. М.: АПО, 1999. - 445с.
147. Эфрос Анатолий. Изд. 2-е, дополнительное: В 4 книгах. М.: Панас, 1993:Кн. 1 - Репетиция - любовь моя. - 318 е.; Кн. 2 - Профессия: режиссер. - 368 е.; Кн.З - Продолжение театрального романа. - 432 е.; Кн.'4 - М., 1993.-432 с.