автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования творческих умений в процессе начального профессионального образования
- Автор научной работы
- Шаменкова, Татьяна Юрьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия формирования творческих умений в процессе начального профессионального образования"
На правах рукописи
Шаменкова Татьяна Юрьевна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПАРИКМАХЕРОВ)
13.00.08 Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Работа выполнена на кафедре педагогики государственною образовательного учреждения высшего профессионального образования «Лснишрадский государственный университет имени А.С.Пушкина»
Научный руководитель Кандидат педагогических наук,
доцент
Галышева Алла Сергеевна
Официальные оппоненты:
Доктор педагогических наук, профессор
Шапкин Виктор Васильевич
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Фейгина Эсфирь Ефимовна
Ведущая организация ГНУ «Институт
профессионально-технического образования РАО»
Защита состоится 19 сентября 2006 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 800.009.02 при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С.ГТушкина» по адресу: 196605, Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, Д.10, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина
Автореферат разослан « 17» августа 2006 года
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук,
доцент • Г.А.Гонтарева
Общая характеристика работы
Актуальность исследования обусловлена становлением рыночных отношений в сфере производства и услуг, формированием рынка труда и различных форм собственности, в том числе образовательных учреждений начального профессионального образования. Данные социально-экономические условия повысили требования к подготовке и деятельности работников вообще и представителей сферы услуг — парикмахеров, в частности. Требования высокой квалификации и исполнительности этих специалистов дополняются такими качествами, как творческое профессиональное мышление, инициативность, предприимчивость.
Умение творчески решать профессиональные задачи, связанные с преобразованием предмета труда, обеспечивают профессиональный рост и востребованность работника на рынке труда. Одним из факторов формирования творческой личности является система начального профессионального образования. Однако решить все задачи творческого развития личности в данных условиях невозможно, так как творчество является результатом различных воздействий, которые находятся и вне сферы образования.
Вместе с тем, в обширной и многоплановой проблеме развития творческого потенциала будущего работника можно выделить ряд задач, решение которых можно было бы осуществить в системе начального профессионального образования, создав определенные педагогические условия.
Одной из таких задач является формирование определенных профессиональных умений как основы творческой деятельности. К их числу относятся умения, связанные с продуктивным профессиональным мышлением, становление которых осуществляется в процессе профессионального обучения поиску новых способов и средств профессиональной деятельности на основе ее нормативных технологий. Овладение обобщенными приемами, лежащими в основе этих умений, складывается из двух этапов: усвоение ориентировочной основы нормативной деятельности; конкретизация этой ориентировочной основы в проблемной профессиональной ситуации. Данные умения относятся к творческим и представляют собой совокупность профессиональных мыслительных операций, обеспечивающих получение необходимой информации для выявления и разрешения проблемной ситуации в преобразовании предмета деятельности.
В профессиональном блоке стандарта начального профессионального образования выделены учебные элементы и уровни их усвоения от репродуктивных до продуктивных действий. Этим подчеркивается ориентация образования на творческое развитие личности, для чего необходимо создавать педагогические условия. Создание условий следует рассматривать как совершенствование содержания и технологии профессионального обучения: во-первых,
вычленения умений, которые должны обеспечить творческую реализацию деятельности в профессиональной области; во-вторых, выявление круга учебных профессиональных задач, требующих творческих умений; в-третьих, создание педагогического обеспечения формирования творческих умений. Такой комплекс педагогических условий позволяет целенаправленно формировать творческие умения в профессиональном образовательном процессе.
Проблема творческого развития личности рассматривается:
- в контексте психологической теории деятельности (Б.Г.Ананьев, П.Я. Гальперин, JI.C. Выготский, Г.В. Суходольский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др.);
в исследованиях психологии творчества (В.В.Давыдов, Я.И.Пономарев, В.К.Зарицкий, С.Ю.Степанов, Е.А.Климов, Д.Б.Богоявленская, М.М.Луковников, В.М.Петров, А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин, В.М.Пушкин, С.М.Бернштейн и др.).
Различные аспекты педагогических условий творчества учащейся молодежи содержатся в работах B.C. Безруковой, В.Н. Романенко, Г.В. Никитиной, A.B. Усовой, Н.Ф. Талызиной, С.И. Половинкипа, М.И. Махмутова, Г.Д. Кирилловой, И.П. Калошиной, З.И. Калмыковой, H.A. Менчинской, В.И. Качнева, Г.И. Шамовой, В.В. Шапкина и др.
Вместе с тем, в названных трудах не в полной мере рассмотрены такие аспекты обучения творчеству, как содержание, технология, этапы. Недостаточная теоретическая разработанность этих вопросов порождает следующие противоречия в профессиональной подготовке между:
- творческим характером профессиональных задач и отсутствием творческих умений у учащихся;
- потребностью подготовки творческого работника и отсутствием комплексного учебно-методического обеспечения этого процесса.
Данные противоречия позволяют выделить проблему обучения парикмахеров творческому решению профессиональных задач в процессе начального профессионального образования парикмахеров как актуальную и важную. В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования - педагогические условия формирования творческих умений в процессе начального профессионального образования (на примере профессионального образования парикмахеров).
Цель исследования - разработать и обосновать учебно-методический комплекс как совокупность педагогических условий формирования творческих умений парикмахеров.
Объект исследования — методика обучения будущих парикмахеров творческому решению профессиональных задач.
Предмет исследования - комплекс педагогических условий формирования творческих умений парикмахеров в начальном профессиональном образовании.
Гипотеза исследования состоит в том, что педагогические условия профессионального обучения парикмахеров обеспечат формирование у
них творческих умений, если:
- выделен творческий компонент в деятельности парикмахеров, определены его сущность и характеристика;
- процесс решения профессиональных задач ориентирован на творчество и соответствует этапам творческого процесса;
- структура содержания профессионального обучения выстраивается в логике от абстрактного к конкретному и отражает нормативную творческую деятельность;
- процесс профессионального обучения основывается на рефлексии деятельности и обеспечивается единством интериоризации и экстериоризации действий.
Цель и гипотеза позволили выделить следующие задачи исследования:
1. Выявить творческий компонент, раскрыть его сущность и функционирование с позиций обобщенной концепции деятельности парикмахера на основе ее филогенеза и онтогенеза.
2. Определить сущность понятий «нормативное творчество», «творческие умения», их признаки, взаимосвязь, этапы формирования в процессе решения профессиональных задач парикмахеров.
3. Определить педагогические условия формирования творческих умений и способы их реализации в процессе профессионального обучения парикмахеров.
4. Апробировать учебно-методический комплекс формирования творческих умений у парикмахеров.
Методологической основой исследования является общая теория деятельности (К.А. Абульханова, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и ее обобщенная концепция (Г.В.Суходольский). Психолого-педагогические концепции творческого процесса (В.В. Давыдов, Я.И. Пономарев, A.B. Брушлинский, A.M. Матюшкин, И.П. Калошина и др.). Интегративно-модульный подход (А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Е.С. Полат и др.). Фундаментальные работы в области профессиональной педагогики (А.П. Беляева, И.П. Смирнов, З.А. Решетова и др.).
Методы исследования: изучение и анализ научных работ, концепций; синтез научных подходов к выявлению способов преобразования объекта и предмета исследования на основе общей психологии, педагогической психологии и профессиональной педагогики; анализ и обобщение способов организации творческой деятельности учащейся молодежи, наблюдение занятий профессиональной подготовки; экспертные оценки результатов профессиональной подготовки парикмахеров, педагогический эксперимент.
Исследование осуществлялось в три этапа:
- на первом (1995-1998) осуществлялась разработка учебно-методического комплекса подготовки парикмахеров нового типа в
рамках стандарта профессионального образования;
- на втором (1999-2003) осуществлено научное обоснование содержания и процесса развития творческого потенциала будущих парикмахеров и опытно-экспериментальная проверка качества их подготовки;
на третьем (2004-2006) проведено обогащение учебно-методического комплекса, обобщение и оценка результатов профессионального обучения парикмахеров.
Экспериментальная база: исследование осуществлялось на базе «Института парикмахерского искусства и эстетики «ВЛАДА» -образовательного учреждения начального профессионального образования городов Санкт-Петербурга и Великого Новгорода.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Парикмахерская деятельность - это творческая деятельность с нормативным интеллектуальным компонентом, осуществляемая как трехпорядковое обобщение ориентировочной основы действий третьего типа.
2. Творческое умение — сознательное и успешное осуществление обобщенных приемов творческой деятельности в условиях решения разноуровневых профессиональных задач.
3. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения носит ступенчатый характер. Каждой ступени соответствуют одноименные типы творческих умений: базовые, профессиональные, профессионалы ю-творческие.
4. Учебно-методический комплекс как совокупность педагогических условий содержит учебные элементы, в которых воплощается интерактивная технология профессионального обучения парикмахеров.
Научная новизна:
- обосновано формирование творческих умений в целостном процессе профессионального и творческого обучения;
- дано содержание понятия «творческие умения»;
- обоснованы типы творческих умений.
Теоретическая значимость:
- определена структура и содержание учебно-методического комплекса как совокупность педагогических условий формирования творческих умений;
- установлены причинно-следственные связи между содержанием профессионального обучения и средствами формирования творческих умений.
Практическая значимость:
разработан учебно-методический комплекс формирования творческих умений (цели, содержание, технология, диагностика).
Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры педагогики ЛГУ им.А.С.Пушкина, на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Проблемы и
перспективы непрерывного профессионального образования» (2005 г.), «Царскосельские чтения» (2006 г.).
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность исследования, определена цель, объект и предмет исследования, сформулированы его гипотеза и задачи, представлена методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические предпосылки формирования творческих умений в процессе профессионального обучения парикмахеров» на основе анализа научной литературы [И.С.Сьтромятникова, А.Б.Гофман, Г.В.Суходольский и др.] выявлено, что ведущим компонентом профессиональной деятельности парикмахеров является профессиональное мышление, обуславливающее ее нормативность и вариативность.
Преобразование предмета деятельности парикмахеров в соответствии с модой, запросами и индивидуальными особенностями личности (клиента) рассматривается как творческий процесс решения профессиональных задач. Обучение творческому решению профессиональных задач обеспечивает не только усвоение нормативного профессионального опыта, но и его развитие на основе разработки вариативных технологий преобразования предмета деятельности.
Анализ исследований А.М.Матюшкина, И.П.Калошиной, О.К.Тихомирова, Я.И.Пономарева, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной и др. позволил установить, что творческая деятельность имеет следующие признаки:
- направлена на решение задач, для которых в предметной области или лишь у субъекта отсутствует не только способ решения, но и предметно-специфические знания;
- создание субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровне новых для него знаний в качестве ориентировочной основы действий для последующей разработки способа решения профессиональной задачи.
Данные признаки подтверждают творческий характер деятельности парикмахера и позволяют конкретизировать виды его творческих задач. Под творческими профессиональными задачами понимается проблемная ситуация, состояние недоорганизованности взаимодействующих элементов системы деятельности. Такое понимание означает, что творческие задачи связаны с разработкой неизвестных элементов деятельности, которые обеспечат се
организованность. К ним относятся профессиональные задачи, требующие разработки:
- новых способов (операций) деятельности;
- новых характеристик продукта;
- указанных элементов в комплексе.
Решение таких профессиональных задач определяется как нормативное творчество (И.П.Калошина), осуществляемое планомерной мыслительной деятельностью методом от абстрактного к конкретному, обеспечивающее поэтапное выявление недостающих элементов профессиональной деятельности для достижения цели. Структура их решения включает три этапа:
1) актуализация нормативных профессиональных знаний и их конкретизация в новой ситуации;
2) разработка специальных характеристик деятельности, обеспечивающих технологию решения творческой задачи;
3) создание способа решения задачи в вариативных условиях деятельности.
Наряду со структурой творческой деятельности учеными выделены ее обобщенные приемы:
- выделение ориентировочной основы действий, деятельности;
- установление взаимосвязей между неизвестными и известными явлениями для отыскания неизвестного;
- рассмотрение объекта с разных точек зрения для выявления его новых свойств;
- анализ, обобщение, абстрагирование и т.д.
Выделение ориентировочной основы действий как порядок ее обобщения на каждом этапе решения творческой профессиональной задачи обеспечивается всеми последующими приемами, служит средством выявления новых способов деятельности и связан с процессами интериоризации и экстериоризации действий.
Интериоризация рассматривается как процесс поэтапного усвоения ориентировок ООД1 —» ООДц —> ООДш, где третий тип ориентировочной основы действий является самой высокой степенью овладения профессиональной деятельностью. При этом ориентиры существуют в мышлении в виде обобщенных образов полного состава деятельности. ООДш в творческой деятельности выступают нормативным компонентом мышления и началом выявления недостающих компонентов (средств и способов) решения задачи на основе трехпорядковой экстериоризации: ООД3ш —* ООД2ш —► ООД'ш-В соответствии с этим выделяется операциональный состав каждого этапа решения творческой профессиональной задачи (табл.1).
Проектирование содержания и процесса профессионального образования парикмахеров в соответствии с этапами интериоризации нормативной профессиональной деятельности и ее поэтапной экстериоризации, как порядков обобщения, создает предпосылки
обучения нормативному творчеству. Его результатом являются творческие умения - сознательное и успешное осуществление обобщенных приемов умственной деятельности в вариативных условиях творческого решения профессиональных задач.
Таблица 1
Этапы и операциональный состав решения творческих задач
Этапы решения задачи Порядок обобщения оод Операциональный состав
1. Актуализация нормативных (методологических) знаний и выбор из них для разработки новых знаний в конкретной ситуации ООД5ш 1. Актуализация конкретных характеристик предмета деятельности. 2. Актуализация обобщенных характеристик предмета деятельности. 3. Актуализация неизвестного и известного в задаче.
2. Разработка специальных характеристик деятельности, обеспечивающих технологию решения творческой задачи ООД2ш 1. Установление взаимосвязи неизвестного и известного в конкретной задаче. 2. Определение необходимых новых характеристик действий известного явления в творческой задаче. 3. Установление способа синтезирования характеристик неизвестного явления на основе взаимосвязи неизвестного и известного.
3. Создание способа решения задачи в вариативных условиях профессиональной деятельности ООД'п, 1. Воспроизведение метода установления взаимосвязи между неизвестными и известными предметно-специфическими явлениями. 2. Воспроизведение новых характеристик в известных средствах и способах деятельности. 3. Воспроизведение новых средств и способов деятельности.
В профессиональных задачах парикмахеров основное явление — формообразование прически, которое обусловлено технологией стрижки (способом), средствами (орудиями деятельности) и самим предметом деятельности. Поэтому, анализируя основное явление, субъект выявляет те его образования, которые обусловили ту или иную форму: деление волос на зоны, проборы, угол отчеса, угол оттяжки,
угол среза, контрольная линия. Анализ каждого образования (номенклатурного компонента) дает возможность определить количество структурных элементов для получения определенной формы прически. Содержание каждого элемента характеризует внешний вид их осуществления и назначение, например, как осуществляется угол отчеса волос и для чего. Взаимосвязи структурных элементов в явлении показывают, как они группируются в пространстве и их порядок следования.
На основе анализа уровней обученности будущих специалистов, стандарта начального профессионального образования и исследований Г.В.Никитиной и В.Н.Ромапепко выделены три ступени формирования соответствующих типов творческих умений:
- базовая характеризуется овладением умением анализировать предметно-специфические явления и подводить их под понятия компонентов деятельности, частично выделять структурные элементы в способах получения конечного результата. На этой ступени формируется ООД1 и ООДп в процессе интериоризации общеметодологических и профессиональных знаний и умений;
- профессиональная связана с овладением умениями выделять структурные элементы в предметно-специфических явлениях и их компоновки (синтеза) в соответствии с образом продукта деятельности. Для этой ступени характерно формирование ООДш — самый высокий уровень овладения репродуктивной деятельностью;
- профессионально-творческая связана с умением устанавливать и уподоблять известные и неизвестные компоненты деятельности, разрабатывать структурные элементы неизвестных компонентов деятельности. Для этой ступени характерна экстериоризация порядков обобщения ООДш (ООД3ш ООД2,„ ООД'ш).
Данные ступени формирования свидетельствуют, с одной стороны, о необходимости рефлексивного характера профессионального обучения, а значит, и соответствующих форм его организации. С другой — разработки совокупности усложняющихся профессиональных задач, решение которых одновременно служит интеллектуальным упражнением и обеспечивает осознанность овладения профессией.
На основе анализа исследований В.И.Андреева, Г.В.Никитиной, В.Н.Романенко, В.В.Шапкина, В.Л.Худякова определены педагогические условия формирования творческих умений будущих парикмахеров. В их числе:
совокупность разноуровневых учебных творческих задач, подлежащих решению с помощью обобщенных приемов мыслительной деятельности. В задаче должны быть разведены: требование и неизвестное;
- модернизированное содержание профессионального обучения в логике творческого процесса;
- методы и формы организации обучения, обеспечивающие
внутреннюю мотивацию решения профессиональных творческих задач и рефлексивный характер профессионального обучения;
- анализ и оценка процесса и результата решения творческих задач.
Во второй главе «Моделирование учебно-методического комплекса как совокупности педагогических условий формирования творческих умений в профессиональном обучении» на основе анализа научных трудов [В.С.Безрукова, ИЛ.Лернер, Я.М.Панчсшникова, И.И.Чангли и др.] установлено, что реализация названных педагогических условий осуществляется через методику профессионального образования. При этом она рассматривается как наука о проектировании разноуровневых образовательных технологий, воплощающих взаимопереход и взаимодействие общенаучных и профессиональных знаний для формирования профессионально-личностных качеств: знаний, умений и навыков, отношения к профессии и творчеству. Проектирование технологий связано с разработкой принципов и механизмов реализации целей данного уровня. Принципы, как методологическая основа, регулируют и направляют процесс проектирования к цели. Механизмы, как система действий и их ориентировок, обеспечивают процедуры проектирования формирования профессионально-важных качеств на основе общенаучных и профессиональных методологических знаний. Формирование творческих умений будущих парикмахеров относится к учебно-методическому уровню технологий профессионального образования, в которой реализуются педагогические условия этого процесса в виде учебно-методического комплекса (УМК).
УМК представляет совокупность учебных элементов, в которых воплощается интерактивная технология профессионального обучения на основе творческого решения профессиональных задач в единстве общемстодологических и профессионально-методологических знаний. При этом общеметодологическим знанием является теория деятельности и творчества, а профессионально-методологическим выступают технологии парикмахерского искусства. Исходными положениями проектирования УМК являются принципы целеполагания, профессиональной направленности, вариативности и технологичности, интегративности, интерактивности и рефлексивности.
Общей целью учебно-методического комплекса является: обеспечение усвоения профессионально-творческих знаний и умений на уровне продуктивной деятельности в условиях решения разноуровневых учебных творческих задач. В качестве частных целей выступают цели каждой ступени формирования творческих умений, которые планомерно реализуются в каждом занятии теоретического обучения на основе их конкретизации и идентификации в действиях обучаемых.
Развертывание цели в содержании обучения означает выделение в технологии парикмахерской деятельности таких ее блоков и логику их построения, которые бы отражали: исходную ситуацию деятельности —►
действия —► результат. При этом в каждом учебном блоке используются такие приемы умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, уподобление.
На основе анализа стандартных учебных программ выделены три уровня сложности творческих профессиональных задач. К ним относятся:
1 уровень — разработка технологий типовой стрижки на основе базисных характеристик и операций: деление волос на зоны и проборы; угол оттяжки, угол отчеса, срез (расстояние от головы), контрольная прядь (линия рисунка, контрольная линия).
II уровень — разложение типовых стрижек на элементы.
III уровень — разработка образа прически и способа ее получения.
Сложность каждого уровня определяется недостающими
элементами деятельности. В соответствии с данными уровнями сложности творческих задач определены типы творческих умений, адекватные ступеням формирования (Табл.2)
Таблица 2
Профессиональные задачи и типы творческих умений
_в процессе обучения парикмахеров__
Уровень сложности задачи Тип творческих умений Предмет деятельности Средства деятельности Состав и порядок действий Продукт деятельности
I Базовые — умение идентифицировать отдельные элементы стрижки с формой + + + -
II Профессиональные - умение идентифицировать образ формы стрижки с ее элементами + + - +
га Профессионально-творческие - умение идентифицировать образ клиента, образ формы и ее технологии + + - -
(+) - известно; (-) — неизвестно Недостающие элементы разрабатываются или выбираются самостоятельно на основе алгоритма творческого решения профессиональных задач, который вводится в содержание теоретического раздела учебно-методического комплекса и применяется в женской, мужской, детской стрижке.
Характеристика каждого типа творческих умений будущих парикмахеров — это конкретизированные частные цели. Выделенные
задачи в соответствии с их характеристикой указывают на педагогически целесообразные способы организации процесса формирования творческих умений: методы и формы.
Опираясь на исследования В.И.Гинецинского, М.И.Махмутова, И.И.Ильясова, М.А.Галатенко, М.В.Кларина, Н.И.Элиасбср и др., установлено, что проектирование процессов обучения предполагает разработку методов и форм процедур усвоения знаний, умений и навыков обучаемыми на основе объективных психологических закономерностей восприятия, осмысления, запоминания и применения. Такое понимание проектирования процесса обучения позволяет отразить все его аспекты: личностный, процессуально-психологический и педагогический через целостность методов и форм, как принцип деятельности педагога и учащихся. Разработка этой целостности представлена в интерактивном обучении, построенном на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, и предписывающая направленность и активность их деятельности. В интерактивной деятельности процесса профессионального обучения парикмахеров моделируются учебные ситуации творческого решения профессиональных задач в условиях различных форм взаимодействия субъектов в зависимости от целей обучения. В исследовании апробированы следующие формы интерактивной деятельности: мастер-класс, взаимное обучение, ролевые игры и др. Это позволило обеспечить разнообразные структуры общения обучающихся — с одной стороны, с другой стороны, реализовать следующие требования:
- интеграцию внешнего воздействия и внутренней активности субъектов;
- единство интериоризации и экстериоризации познавательно-практической деятельности.
Следствием реализации этих требований становится рефлексия, как эффективный способ научения.
Разработанные компоненты процесса формирования творческих умений будущих парикмахеров (цели, содержание, методы и формы) представлены в учебных элементах учебно-методического комплекса. Их разработка начинается с проектирования профессиональных модулей на основе структурно-функционального анализа деятельности парикмахеров. Его сущность состоит в выделении профессиональных функций как совокупности задач и структурирование в логической последовательности их поэтапного решения. В деятельности парикмахеров выделено 22 профессиональных функции, в числе которых ведущей является «Стрижка волос». Данная функция реализуется в трех видах: женская, мужская и детская стрижка и включает следующие блоки работ: организация рабочего места, подготовка волос к стрижке и выбор модели стрижки, осуществление технологии стрижки, контроль стрижки. Каждый блок работы включает в себя определенное количество модулей, т.е. действий. Например,
технология женской стрижки включает в себя следующие модули: М06; М07; М09.
Анализ каждого профессионального модуля осуществляется с дидактической целью выявления навыков и умений, их видовой принадлежности (интеллектуальные, сенсорные, двигательные), а также необходимой теоретической, графической, технической информации. Все данные анализа вводятся в справочную таблицу «Модуль — учебный элемент». С помощью данной таблицы выделено восемь учебных элементов (УЭ) для теоретического усвоения модулей по теме «Женские стрижки», к ним относятся: УЭ1 - базовые стрижки; УЭг -основная стрижка; УЭз — градуированная стрижка; УЭ4 — прогрессивная стрижка; УЭ5 — равномерная стрижка; УЭ6 - комбинирование стрижек; УЭ7 - структурирование стрижек; УЭз — моделирование стрижек.
Данные учебные элементы используются в процессе занятий специальной технологии парикмахерского дела, в ходе которых поэтапно усваиваются основные понятия и формы базовых стрижек (УЭ1), технология стрижек (УЭ2 - УЭ5) и создание новых моделей стрижек на основе нормативных технологий и приемов творческого решения этой задачи (УЭ« - УЭ«).
Учебные элементы включают две части: теоретическую — основные понятия и способы деятельности, которые рассматриваются через базовые стрижки, и практическую, где представлены задания, выполнив которые обучаемый усвоит понятия, способы стрижки, а также обобщенные приемы творческой деятельности. Цель каждого элемента включает деятельность обучаемых, уровень усвоения и условия деятельности, т.е. является диагностичной.
Теоретическая часть учебных элементов представляет для учащихся опорный конспект, так как в нем содержится краткая информация, иллюстрации. Преподаватель дает развернутое объяснение, подкрепляя его рисунками, видеороликами, муляжами и плакатами. Объяснение осуществляется в последовательности от общего к частному, т.е. приводятся основные характеристики стрижки в виде понятий: форма, текстура, структура, затем каждое рассматривается для каждой стрижки в отдельности, после чего каждая базовая стрижка характеризуется одновременно тремя понятиями.
Практическая часть учебных элементов реализует процедуру самостоятельного усвоения и закрепления ориентировочной основы действий первого, второго и третьего типов, а также их применение в решении профессиональных задач трех уровней сложности. Решение задач первого уровня сложности связано с актуализацией общих и конкретных характеристик предмета деятельности, а также выявления неизвестного и известного. Процедура решения этих задач относится к первой ступени формирования творческих умений будущих парикмахеров, которая обеспечивается третьим порядком обобщения ориентировок третьего типа. На этой ступени обучающиеся умеют из
известных структурных элементов «сложить» образ стрижки, умеют идентифицировать отдельные элементы технологии стрижки с той или иной базовой формой.
Содержание учебных задач второго уровня сложности обеспечивает вторую ступень формирования творческих умений. Их решение связано с требованием разработать технологию стрижки (цель деятельности). При этом дано — форма стрижки (одна из типовых моделей), а задано — определить состав и порядок действий. Компонент задачи «дано» -всегда известен, «задано» - неизвестное. Процедура решения задачи обуславливает установление взаимосвязи между известным и неизвестным и, на основе этого, установление возможности применения характеристик известного для удовлетворения требования или видоизменения этих характеристик, а также установления способа синтезирования новых действий. Этим способом является уподобление как вид взаимосвязи. На этой ступени профессиональные знания совершенствуются в условиях их применения в учебных творческих задачах, требующих «разложить» образ продукта деятельности на составные элементы и последовательность действий, т.е. формируются отдельные творческие умения.
На третьей ступени — профессионально-творческой, учебные задачи третьего уровня сложности дают возможность учащимся апробировать и закреплять полный алгоритм решения творческой задачи — разработка новой модели стрижки. Моделирование осуществляется как процесс экстериоризации нормативных ориентировок и их обобщение в новой ситуации деятельности.
Таким образом, в процессе обучения специальной технологии будущих парикмахеров на основе учебно-методического комплекса реализуется важнейшее педагогическое условие формирования творческих профессиональных умений: соединение творческих приемов мышления и предметных профессиональных знаний в единой задаче. Слагаемые этого условия реализованы в учебных элементах, которые обеспечивают:
основные компоненты дидактического процесса: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционально-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-
результативный;
- полную и логически завершенную учебную информацию, включающую технологические профессиональные знания, творческие профессиональные задачи и их способы решения;
- достижение целей обучения, так как они идентифицируются в действиях выполнения практических заданий и диагностичны (критерием выступает уровень усвоения).
Экспериментальная проверка эффективности УМК осуществлена в двух образовательных учреждениях начального профессионального образования - «Институт парикмахерского искусства и эстетики
«ВЛАДА» городов Санкт-Петербург и Великий Новгород. Общее количество учащихся в экспериментальных группах - 125 чел., в контрольных — 125 чел.
Критериями оценки эффективности УМК являлись: осознанность выполнения действий (понимание цели, ясное представление о содержании и последовательности решения творческой учебной задачи), успешность выполнения заданий, качество выполнения проверочной работы. Показателем по первому критерию стала степень усвоения ориентировочной основы действий (КоОД). По второму критерию показателем явилось соответствие результата выполнения задания его содержанию (Ку). Показателем третьего критерия явился обобщенный результат теоретического и практического усвоения творческих умений, реализуемых в самостоятельной деятельности (Коб).
Для удобства анализа результатов обучения установлены следующие условные оценки: 0 — грубые ошибки в речевом воспроизведении приемов творческого решения задачи и их последовательности; Уг -ошибки в речевом воспроизведении приемов и последовательности выполнения задания, но умение их найти и устранить; 1 - отсутствие ошибок.
В соответствии с данными критериями получены следующие результаты обучения в экспериментальных группах как по отдельным фрагментам технологии творческого решения профессиональных задач, так и в целом по ступеням: К^д (%) - 82,8; 90,8; 95,2, Ку (ед.) - 1,91; 1,93; 1,94, Ко6 (%) ~ 90,8. Эти же показатели по изучаемым темам в контрольных группах значительно ниже Коод (%) - 82,4; 70,4; 60,0, Ку (ед.) - 1,74; 1,67; 1,57, Ко6 (%) - 83,2. По обобщенному критерию (Коб, %) величины распределяются в соответствии с типами творческих умений следующим образом: от 51 — 75 % - базовый, от 76 - 85 % -профессиональный, от 86 - 100 % - профессионально-творческий.
Положительная динамика успешности решения профессиональных задач учащимися экспериментальных групп по сравнению с учащимися контрольных групп свидетельствует об эффективности УМК для формирования творческих профессиональных умений.
В заключении исследования сформулированы основные выводы, подтверждающие обоснованность его гипотезы:
1. Творческим компонентом профессиональной деятельности парикмахеров является продуктивное мышление, обеспечивающее творческое решение профессиональных задач на основе нормативной мыслительной деятельности. Объединяющим началом нормативного и творческого компонентов профессионального мышления является ориентировочная основа действий.
2. Творческие профессиональные умения — сознательное и успешное осуществление обобщенных умственных действий в вариативных условиях решения профессиональных задач. К их числу относятся:
- подведение предметно-специфических явлений, входящих в
условие задачи, под понятие компонентов деятельности;
- установление известных и неизвестных компонентов деятельности' по условию задачи;
- воспроизведение взаимосвязей уподобления между неизвестными и известными компонентами деятельности, проецирование взаимосвязей на соответствующее предметно-специфическое, явление и установление новых взаимосвязей между неизвестными и известными предметными явлениями;
- выделение структурных элементов известных компонентов деятельности: количества, содержания, взаимосвязей, состава, иерархии и т.д.;
- разработка структурных элементов неизвестных компонентов деятельности на основе уподобления между неизвестными и известными компонентами деятельности (в соответствующих предметно-специфических явлениях).
Формирование творческих умений будущих парикмахеров осуществляется ступенчато: базовая, профессиональная, профессионально-творческая.
3. Педагогическими условиями формирования творческих умений в процессе профессионального обучения парикмахеров являются:
- совокупность разноуровневых учебных профессиональных задач;
- модернизированное содержание профессионального обучения;
- методы и формы организации обучения, обеспечивающие рефлексию и внутреннюю мотивацию творческого решения профессиональных задач.
Данные условия интегрируются в учебно-методическом комплексе в виде учебных элементов, включающих все компоненты дидактического процесса формирования творческих умений в единстве с усвоением профессиональных технологий. К ним относятся:
- целевой - представляет иерархию общих, частных и конкретных целей;
- содержательный — совокупность учебных элементов, содержание которых адекватно ступеням формирования творческих умений и отражает поэтапное творческое решение профессиональных задач:
1) идентификация отдельных элементов стрижки с формой;
2) идентификация образа формы прически и ее элементов;
3) идентификация образа клиента, образа формы стрижки и технологии ее осуществления;
- процессуальный — единство методов и форм в интерактивном обучении, моделирующем процедуры рефлексии творческого решения профессиональных задач;
контрольно-регулировочный — совокупность тестов для самоконтроля обучающихся;
- оценочно-результативный — совокупность промежуточных и итоговых тестов.
4. Интеграция в учебно-методическом комплексе педагогических условий для формирования творческих умений обуславливает его многофункциональность как:
- связующего звена между теорией и практикой профессионального обучения парикмахеров;
- учебного пособия, соответствующего всем требованиям;
- интерактивной технологии усвоения ориентировок третьего типа и их трехпорядковой экстериоризации в творческом решении профессиональных задач;
- опорного конспекта и руководства к действию обучаемых.
Результаты завершенного исследования переносимы в
профессиональное обучение любых профессий. Его результаты не исчерпывают исследуемую проблему, дальнейшая разработка которой возможна как научное обоснование профессионально-творческой системы обучения.
Основное содержание исследования отражено в публикациях:
1. Шаменкова, Т.Ю. Модель парикмахера-выпускника Института парикмахерского искусства «ВЛАДА» /Т.Ю.Шаменкова// Проблемы и перспективы непрерывного профессионального образования: материалы 1-й Всероссийской заочной науч.-практ. конф. /Ин-т повышения квалификации специалистов профессионального образования. — СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2005. - с.39-45.
2. Шаменкова, Т.Ю. Техника современной женской стрижки /Т.Ю.Ша-менкова// Академия профессионального образования. — СПб.: ИПК СПО, 2005. - № 6. - С.41-46. - ISSN 1815-8390.
3. Шаменкова, Т.Ю. Формирование творческих умений в процессе подготовки парикмахеров /Т.Ю.Шаменкова//Х Царскосельские чтения: материалы международ, науч.практ. конф. / ЛГУ им. A.C. Пушкина. — СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2006. - Т.2 - С.144-146.
4. Шаменкова, Т.Ю. Требования к подготовке современных парикмахеров /Т.Ю. Шаменкова// X Царскосельские чтения: материалы международ, науч. практ. конф. /ЛГУ им. А.С.Пушкина. — СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2006 . - Т.2. - С.146-148.
Подписано в печать 16.05.2006 Бумага офсетная. Формат 60X90 1/8 Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1 Тираж 100 экз. Заказ 557/7
Отпечатано с оригинал-макета заказчика в копировально-множительном центре "АРГУС*. Санкт-Петербург—Пушкин, ул. Пушкинская, д. 28/21, тел.: (812) 570-89-88 Per. №233909 от 07.02.2001
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шаменкова, Татьяна Юрьевна, 2006 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 4 ОБУЧЕНИЯ ПАРИКМАХЕРОВ.
1.1. Творческий компонент в профессиональной деятельности парикмахеров.
1.2. Профессиональная деятельность парикмахера как творческий процесс.
1.3. Творческие профессиональные умения, их содержание и ступени формирования.
1.4. Педагогические условия формирования творческих умений в профессиональном образовании.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.
ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ИНТЕГРАТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ.
2.1. Цели и содержание учебно-методического комплекса формирования творческих умений будущих
• парикмахеров.
2.2. Методы и формы организации обучения как педагогическая модель усвоения приемов творческого решения профессиональных задач.
2.3. Учебно-методический комплекс, его функции и структура.
2.4. Оценка эффективности учебно-методического комплекса формирования творческих умений в процессе профессионального обучения парикмахеров.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия формирования творческих умений в процессе начального профессионального образования"
Актуальность исследования обусловлена становлением рыночных отношений в сфере производства и услуг, формированием рынка труда и различных форм собственности, в том числе образовательных учреждений начального профессионального образования. Данные социально-экономические условия повысили требования к подготовке и деятельности работников вообще и представителей сферы услуг - парикмахеров, в частности. Требование высокой квалификации и исполнительности этих специалистов дополняются такими качествами, как творческое профессиональное мышление, инициативность, предприимчивость.
Умение творчески решать профессиональные задачи, связанные с преобразованием предмета труда, обеспечивают профессиональный рост и востребованность работника на рынке труда. Одним из факторов формирования творческой личности является система начального профессионального образования. Однако решить все задачи творческого развития личности в данных условиях невозможно, так как творчество является результатом различных воздействий, которые находятся и вне сферы образования.
Вместе с тем, в обширной и многоплановой проблеме развития творческого потенциала будущего работника можно выделить ряд задач, решение которых можно было бы осуществить в системе начального профессионального образования, создав определенные педагогические условия.
Одной из таких задач является формирование определенных профессиональных умений как основы творческой деятельности. К их числу относятся умения, связанные с продуктивным профессиональным мышлением, становление которых осуществляется в процессе профессионального обучения поиску новых способов и средств профессиональной деятельности на основе ее нормативных технологий. Овладение обобщенными приемами, лежащими в основе этих умений, складывается из двух этапов: усвоение ориентировочной основы нормативной деятельности; конкретизация этой ориентировочной основы в проблемной профессиональной ситуации. Данные умения относятся к творческим и представляют собой совокупность профессиональных мыслительных операций, обеспечивающих получение необходимой информации для выявления и разрешения проблемной ситуации в преобразовании предмета деятельности.
В профессиональном блоке стандарта начального профессионального образования выделены учебные элементы и уровни их усвоения от репродуктивных до продуктивных действий. Этим подчеркивается ориентация образования на творческое развитие личности, для чего необходимо создавать педагогические условия. Создание условий следует рассматривать как совершенствование содержания и технологии профессионального обучения: во-первых, вычленения умений, которые должны обеспечить творческую реализацию деятельности в профессиональной области; во-вторых, выявление круга учебных профессиональных задач, требующих творческих умений; в-третьих, создание педагогического обеспечения формирования творческих умений. Такой комплекс педагогических условий позволяет целенаправленно формировать творческие умения в профессиональном образовательном процессе.
Проблема творческого развития личности рассматривается:
- в контексте психологической теории деятельности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, JI.C. Выготский, Г.В. Суходольский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др.);
- в исследованиях психологии творчества (В.В. Давыдов, Я.И. Пономарев,
B.К. Зарицкий, С.Ю. Степанов, Е.А. Климов, Д.Б. Богоявленская, М.М. Луковников, В.М. Петров, А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, В.М. Пушкин,
C.М. Бернштейн и др.).
Различные аспекты педагогических условий творчества учащейся молодежи содержатся в работах B.C. Безруковой, В.Н. Романенко, Г.В. Никитиной, А.В. Усовой, Н.Ф. Талызиной, С.И. Половинкина, М.И. Махмутова, Г.Д. Кирилловой, И.П. Калошиной, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, В.И. Качнева, Г.И. Шамовой, В.В. Шапкина.
Вместе с тем, в названных трудах не в полной мере рассмотрены такие аспекты обучения творчеству, как содержание, технология, этапы. Недостаточная теоретическая разработанность этих вопросов порождает следующие противоречия в профессиональной подготовке между:
- творческим характером профессиональных задач и отсутствием творческих умений у учащихся;
- потребностью подготовки творческого работника и отсутствием комплексного учебно-методического обеспечения этого процесса.
Данные противоречия позволяют выделить проблему обучения парикмахеров творческому решению профессиональных задач в процессе начального профессионального образования. В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования - педагогические условия формирования творческих умений в процессе начального профессионального образования (на примере профессионального образования парикмахеров).
Цель исследования - разработать и обосновать учебно-методический комплекс как совокупность педагогических условий формирования творческих умений парикмахеров.
Объект исследования - методика обучения будущих парикмахеров творческому решению профессиональных задач.
Предмет исследования - комплекс педагогических условий формирования творческих умений парикмахеров в начальном профессиональном образовании.
Гипотеза исследования состоит в том, что педагогические условия профессиональной подготовки парикмахеров обеспечат формирование у них творческих умений, если:
- выделен творческий компонент в деятельности парикмахеров, определены его сущность и характеристика;
- процесс решения профессиональных задач ориентирован на творчество и соответствует этапам творческого процесса;
- структура содержания профессионального обучения выстраивается в логике от абстрактного к конкретному и отражает нормативную творческую деятельность;
- процесс профессионального обучения основывается на рефлексии деятельности и обеспечивается единством интериоризации и экстериоризации действий.
Цель и гипотеза позволили выделить следующие задачи исследования:
1. Выявить творческий компонент, его сущность и функционирование с позиций обобщенной концепции деятельности парикмахера на основе ее филогенеза и онтогенеза.
2. Определить сущность понятий «нормативное творчество», «творческие умения», их признаки, взаимосвязь, этапы формирования в процессе решения профессиональных задач парикмахеров.
3. Определить педагогические условия формирования творческих умений и способы их реализации в процессе профессионального обучения парикмахеров.
4. Апробировать учебно-методический комплекс формирования творческих умений у парикмахеров.
Методологической основой исследования является общая теория деятельности (К.А. Абульханова, JI.C. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и ее обобщенная концепция (Г.В.Суходольский). Психолого-педагогические концепции творческого процесса (В.В. Давыдов, Я.И. Пономарев, А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, И.П. Калошина и др.) интегративно-модульный подход (А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Е.С. Полат и др.). Фундаментальные работы в области профессиональной педагогики (А.П. Беляева, И.П. Смирнов, З.А. Решетова и др.).
Методы исследования: анализ научных концепций, синтез научных подходов к выявлению способов преобразования объекта и предмета исследования на основе общей психологии, педагогической психологии и профессиональной педагогики; анализ и обобщение способов организации творческой деятельности учащейся молодежи, наблюдение занятий профессиональной подготовки; экспертные оценки результатов профессиональной подготовки парикмахеров, педагогический эксперимент.
Исследование осуществлялось в три этапа: на первом (1995-1998) осуществлялась разработка учебно-методического комплекса подготовки парикмахеров нового типа в рамках стандарта профессионального образования;
- на втором (1999-2003) осуществлено научное обоснование содержания и процесса развития творческого потенциала будущих парикмахеров и опытно-экспериментальная проверка качества их подготовки;
- на третьем (2003-2006) проведено обогащение учебно-методического комплекса, обобщение и оценка результатов профессионального обучения парикмахеров.
Экспериментальная база: исследование осуществлялось на базе «Института парикмахерского искусства и эстетики «В ЛАДА» -образовательного учреждения начального профессионального образования городов Санкт-Петербурга и Великого Новгорода.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Парикмахерская деятельность - это творческая деятельность с нормативным интеллектуальным компонентом, осуществляемая как трехпорядковое обобщение ориентировочной основы действий третьего типа.
2. Творческое умение - сознательное и успешное осуществление обобщенных приемов творческой деятельности в условиях решения разноуровневых профессиональных задач.
3. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения носит ступенчатый характер. Каждой ступени соответствуют одноименные типы творческих умений: базовые, профессиональные, профессионально-творческие.
4. Учебно-методический комплекс как совокупность педагогических условий содержит учебные элементы, в которых воплощается интерактивная технология профессионального обучения парикмахеров.
Научная новизна:
- обосновано формирование творческих умений в целостном процессе профессионального и творческого обучения;
- дано содержание понятия «творческие умения»;
- обоснованы типы творческих умений.
Теоретическая значимость:
- определена структура и содержание учебно-методического комплекса как совокупность педагогических условий формирования творческих умений;
- установлены причинно-следственные связи между содержанием профессионального обучения и средствами формирования творческих умений.
Практическая значимость:
- разработан учебно-методический комплекс формирования творческих умений (цели, содержание, технология, диагностика).
Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры педагогики ЛГУ им. А.С. Пушкина, на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Проблемы и перспективы непрерывного профессионального образования» (2005 г.), «Царскосельские чтения» (2006 г.).
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
1. Учебно-методический комплекс формирования творческих профессиональных умений будущих парикмахеров - это вид учебного пособия, представленный в учебных элементах, в которых воплощается интерактивная технология обучения на основе творческого решения профессиональных задач в единстве общеметодологических и профессионально-методологических знаний.
Исходными положениями разработки УМК являются. следующие принципы: целеполагания, профессиональной направленности, рефлексивности, вариативности, технологичности, интегративности и интерактивности.
2. Интеграция в УМК педагогических условий для формирования творческих умений обусловливает его многофункциональность как:
- связующего звена между теорией и практикой профессионального обучения;
- учебного пособия, соответствующего всем требованиям;
- интерактивной технологии усвоения ориентировок третьего типа и нормативный компонент профессиональной деятельности и творческого решения профессиональных задач (вариативный компонент);
- опорного конспекта и руководства к действию обучаемых в двух частях учебного элемента: теоретическая и практическая.
3. Структура учебно-методического комплекса включает следующие компоненты дидактического процесса:
- целевой - представляет иерархию общих, частных и конкретных целей формирования творческих умений будущих парикмахеров;
- содержательный - совокупность учебных элементов;
- процессуальный - интерактивное обучение, моделирующее процедуры учения;
- контрольно-регулировочный - совокупность тестов для самоконтроля обучаемых;
- оценочно-результативный - совокупность промежуточных и итоговых тестов.
4. Структура содержания профессионального обучения УМК адекватна ступеням формирования творческих умений и включает поэтапное творческое решение разноуровневых профессиональных задач:
- усвоение ориентировочной основы действий по идентификации отдельных элементов стрижки с той или иной базовой формой;
- усвоение ориентировок идентификации образа формы прически и ее элементов;
- усвоение ориентировок идентификации образа клиента (объект деятельности), образа формы прически (предмет и продукт деятельности) и технологии осуществления.
5. Интерактивное обучение, как совокупность методов и форм, реализуется в следующих формах интерактивной деятельности обучаемых: мастер-класс, взаимное обучение, ролевые игры, экспертиза, соревнование, конкурс. Данные формы обеспечивают:
- разнообразные структуры общения;
- интеграцию внешнего воздействия (форма) и внутренней активности обучаемого (метод); единство интериоризации и экстериоризации способов профессиональной деятельности и творческих приемов решения профессиональных задач. Следствием организации интерактивного обучения является рефлексия как основной способ научения.
6. Результаты экспериментальной апробации учебно-методического комплекса для формирования творческих умений на основе профессиональных технологий свидетельствуют о положительной динамике успешности решения профессиональных задач учащимися экспериментальных групп по таким критериям, как осознанность, самостоятельность и качество работы.
Достоверность результатов подтверждается разностью процентных чисел и средней ошибкой этой разности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное практико-ориентированное исследование посвящено теоретическому обоснованию идеи формирования творческих профессиональных умений парикмахеров в процессе освоения технологии парикмахерского искусства и апробации педагогических условий, обеспечивающих их единство.
Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
1. Творческим компонентом профессиональной деятельности парикмахеров является продуктивное мышление, обеспечивающее творческое решение профессиональных задач на основе нормативной мыслительной деятельности. Объединяющим началом нормативного и творческого компонентов профессионального мышления является ориентировочная основа действий. ООДш - это образ полного состава парикмахерской деятельности, который подлежит поэтапному усвоению, как процесс интериоризации от конкретного к абстрактному. В продуктивном мышлении ООДш становится нормативным компонентом и началом выявления недостающих элементов для решения творческой задачи в процессе экстериоризаци ООДш3 от абстрактного к конкретному.
2. Творческие профессиональные умения - это сознательное и успешное осуществление обобщенных умственных действий в вариативных условиях решения профессиональных задач. К их числу относятся:
- подведение предметно-специфических явлений, входящих в условие задачи, под понятие компонентов деятельности;
- установление известных и неизвестных компонентов деятельности по условию задачи;
- воспроизведение взаимосвязей уподобления между неизвестными и известными компонентами деятельности, проецирование взаимосвязей на соответствующее предметно-специфическое явление и установление новых взаимосвязей между неизвестными и известными предметными явлениями; выделение структурных элементов известных компонентов деятельности: количества, содержания, взаимосвязей, состава, иерархии и т.д.;
- разработка структурных элементов неизвестных компонентов деятельности на основе уподобления между неизвестными и известными компонентами деятельности (в соответствующих предметно-специфических явлениях).
Формирование творческих умений будущих парикмахеров осуществляется ступенчато:
- базовая;
- профессиональная;
- профессионально-творческая.
3. Педагогическими условиями формирования творческих умений в процессе профессионального обучения парикмахеров являются:
- совокупность разноуровневых учебных профессиональных задач;
- модернизированное содержание профессионального обучения;
- рефлексивный характер профессионального обучения;
- методы и формы организации обучения, обеспечивающие рефлексию и внутреннюю мотивацию творческого решения профессиональных задач.
Данные условия интегрируются в учебно-методическом комплексе в виде учебного пособия, включающего все компоненты дидактического процесса формирования творческих умений на основе овладения профессиональными технологиями.
К ним относятся:
- целевой - представляет иерархию общих, частных и конкретных целей;
- содержательный - совокупность учебных элементов, содержание которых адекватно ступеням формирования творческих умений и отражает поэтапное творческое решение профессиональных задач: 1) идентификация отдельных элементов стрижки с формой; 2) идентификация образа формы прически и ее элементов; 3) идентификация образа клиента, образа формы стрижки и технологии ее осуществления;
- процессуальный - единство методов и форм в интерактивном обучении, моделирующем процедуры рефлексии творческого решения профессиональных задач;
- контрольно-регулировочный - совокупность тестов для самоконтроля обучающихся;
- оценочно-результативный - совокупность промежуточных и итоговых тестов.
4. Интеграция в учебно-методическом комплексе педагогических условий для формирования творческих умений обусловливает его многофункциональность как:
- связующего звена между теорией и практикой профессионального обучения парикмахеров;
- учебного пособия, соответствующего всем требованиям;
- интерактивной технологии ориентировок третьего типа и ее трехпорядковой экстериоризации в творческом решении профессиональных задач;
- опорного конспекта и руководства к действию обучаемых.
Экспериментально доказана эффективность педагогических условий, отраженных в учебно-методическом комплексе формирования творческих профессиональных умений будущих парикмахеров.
Результаты завешенного исследования переносимы в профессиональное обучение любых профессий и обозначили круг проблем, требующих дальнейшей разработки. Это, прежде всего, разработка и обоснование профессионально-творческой системы обучения как единства логики усвоения профессиональной деятельности и логики творческого профессионального мышления.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шаменкова, Татьяна Юрьевна, Санкт-Петербург
1. Абулъханова, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульхано-ва. -М.: Наука, 1980. 335 е.
2. Адаме, Д., Уэйдсон, Дж. Искусство окрашивания волос. — Изд.дом «Ниола 21-й век», 2005. 152 е.: ил.
3. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. М.: Высш. шк., 1981. - 260 с.
4. Бабушкина, Н.В. Мониторинг учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования / Н.В. Бабушкина, С.П. Масальских. М.: НОУ ИСОМ, 2004. - 48 с.
5. Байденко, В.И. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса (подход, ориентированный на цели). — 2-е изд. стереотип. / В.И. Байденко, Дж. Ван Зантворт. М.: Исс. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001. - 79 с.
6. Безрукова, B.C. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / B.C. Безрукова. М.: Сентябрь, 2004. - 160 с.
7. Безрукова, B.C. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / B.C. Безрукова. М.: Сентябрь, 2004. - 128 с.
8. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования /А.П. Беляева; Ин-т профтехобразования. -СПб.: Радом, 1007.-227 с.
9. Беляева, А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования / А.П. Беляева. СПб.: Ин-т профтехобразования, 2002. - 190 с.
10. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1995. 336 с.
11. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. — М.: Знание, 1981.-430 с.
12. Бойко, Е.И. Механизмы умственной деятельности / Е.И. Бойко. — М.: Педагогика, 1976.-248 с.
13. Брушлинский, А.В. Психология мышления и кибернетика / А.В. Брушлинский. М.: Мысль, 1970. - 140 с.
14. Бухарова, Г.Д. Дидактический эксперимент: цели, задачи и методика проведения:учеб.пособие / Г.Д. Бухарова.- Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1995. -38 с.
15. Василенко, Н.В. Учебные издания для учреждений профессионального образования: учеб.-метод.пособие / Н.В. Василенко. — ред. В.В. Шапкин. СПб.: ИПК СПО, 2005. - 146 с.
16. Гальперин, П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий / П.Я. Гальперин. // Докл. АПН РСФСР, 1958. № 4. - С.
17. Гальперин, П.Я. Психолого-педагогиче-ские проблемы программированного обучения на современном этапе: материалы к Всесоюз. конф. по программированному обучению / П.Я. Гальперин, З.А. Решетова, Н.Ф. Талызина. -М.: Изд-во Моск. Гос ун-та, 1966. 60 с.
18. Гинецинский, Г.В. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие / Г.В. Гинецинский. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. - 154 с.
19. Гофман, А.Б. Классическое и современное: Этюды по истории и теории социологии / А.Б. Гофман. М.: Наука, 2003. - 783 с.
20. Дмитриенко, В.А. Методологические проблемы науковедения / В.А. Дмитриенко. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1977. - 78 с.
21. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В.К. Дьяченко. М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
22. Ежеленко, В.Б. Новая педагогика: теория и методика педагогического процесса: учеб.пособие / В.Б. Ежеленко. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.-248 с.
23. Емельяненко, Л.Д. Как разработать программу производственного обучения: метод.пособие / Л.Д. Емельяненко, В.В. Шапкин. СПб.: УМЦ Ком. по образованию, 2002. - 44 с.
24. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб.пособие / Загвязинский В.И. М.: Академия, 2001. - 192 с.
25. Инновационные педагогические технологии / под ред. Е.В. Иванова, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой. СПб.: Полиграф-С, 2004. - 160 с.
26. Ильясов, И.И. проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей / И.И. Ильясов, Н.А. Галатенко. М.: Изд. корпорации «Логос», 1994. - 208 с.
27. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. - 240 с.
28. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости /З.И. Калмыкова. -М.: Педагогика, 1981. 300 с.
29. Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход) / И.П. Калошина. М.: Изд-во Моск.ун-та. 1983. - 168 с.
30. Катханов, Н.К. Педагогические основы производительного труда в профессионально-технических училищах /Н.К. Катханов. М.: Высш. шк., 1976.-335 с.
31. Кларин, М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. № 7. - 2000. - С. 13.
32. Коськов, М.А. Предметное творчество / М.А. Коськов. 4.1, 2. 3. -СПб., 1996. 172 с. 4.4, 5. - СПб.: ТОО Фирма Икар, 1997. - 68 с.
33. Косилов, С.А. О физиологических основах производственного обучения / С.А. Косилов. -М.: Высш. шк., 1981. 78 с.
34. Краткий словарь по педагогической и возрастной психологии: учеб. пособие для студ. /сост. Б.М. Петров. Лиепая: Изд-во Лиепайского ГПИ, 1972.
35. Краткий словарь психологических'терминов и понятий: учеб.пособие для студ. / сост. Б.М. Петров. Лиепая: Изд-во Лиепайского ГПИ, 1971.
36. Кремер, Г. Мужские прически: искусство стрижки и моделирования / Г. Кремер, Дж. Уэйдсон. -М.: Изд. группа «Контэнт», 2003.
37. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб.пособие / Г.И. Кругликов. М.: Академия, 2002. - 480 с.
38. Кулешкова, О.Н. Технология и оборудование парикмахерских работ: учеб. Для начального проф.образования: учеб.пособие для сред. проф. образования / О.Н. Кулешкова. 2-е изд., стер. ^ М.: Академия, 2003. - 144 с.
39. Кулюткин, Ю.М. Эвристические методы в структуре решений / Ю.М. Кулюткин. М.: Мысль, 1970. - 120 с.
40. Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллинн: Валгус, 1980. - 334 с.
41. Левитов, Н.Д. Психология труда / Н.Д. Левитов. М.: Учпедгиз, 1963. -340 с.
42. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 150 с.
43. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И .Я. Лернер. М.: Знание, 1974. -90 с.
44. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981.-186 с.
45. Личность, общество, образование в современной социокультурной ситуации: межвуз.сб.науч.тр. СПб.: ЛОИРО, 2004. - 302 с.
46. Личностно ориентированное профессиональное образование: сб.науч.тр. // Всерос.научн.-практ.конф. 28 - 29 окт. - 2003. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2003. - 360 с.
47. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Б.Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. - С. 124- 135.
48. Луканова, О.В. Технология парикмахерских услуг / О.В. Луканова, Л.В. Федорова. Ростов н/Д.: МарТ, 2002. - 288 с.
49. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2001. - 592 е.: ил. - (Серия «Учебник нового века»). - ISBN 5-272-00062-5.
50. Мартин, Г. Основы стрижки, окраски и укладки волос / Г. Мартин, Р. Томпсон. Изд.группа «Контэнт», 2003.
51. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.Педагогика, 1972. - 60 с.
52. Махмутов, М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. М.: Педагогика, 1981.- 192 с.
53. Махмутов, М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах / М.И. Махмутов. М.: АПН СССР, 1983. - 62 с.
54. Мещеряков, А.С. Профессиональное образование в социокультурном контексте. Методологический аспект / А.С. Мещеряков, В.Б. Моисеев, В.В. Шапкин. Пенза: Изд-во Пенз.технолог.ин-та, 2002. - 182 с.
55. Милерян, Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е.А. Милерян. М.: Педагогика, 1973. - 300 с.
56. Модернизация содержания и методов обучения и воспитания учащихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования: учеб.пособие / под ред. В.М. Аганисьяна. СПб.: ЛОИРО, 2004. -215 с.
57. Моисеев, Н. Искусство стрижки / Н. Моисеев. 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 384 с.
58. Мониторинг качества профессионального обучения: пособие для преподавателей проф.шк. / под ред. Е.П. Веретенниковой, Т.Ю. Аветовой, Е.В. Иванова. СПб.: Полиграф-С, 2004. - 146 с.
59. Мошкова, И.М. Психология производственного обучения: метод, пособие / И.М. Мошкова, C.JI. Малов. М.: Высш. шк., 1990. - 207 е.: ил.
60. Научно педагогические основы развития методики профессионального обучения: III педагогические чтения / В.А. Маркушев, B.C. Безрукова, Г.А. Кузьмина и др. - СПб.: УМЦ Ком. по образованию, 2005. - 298 с.-ISBN 5-93986-035-4.
61. Никитина, Г.В., Романенко, В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения / Г.В. Никитина, В.Н. Романенко. -СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 1992. 162 с. - ISBN 5-288-00977-5.
62. Новации в деятельности педагогов учреждений профессионального образования: материалы регион, науч.-метод. конф. СПб.: УМЦ Ком. по образованию, 2000. - 332 с.
63. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д.А. Новиков. -М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
64. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др. / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2003. - 272 с.
65. Организация и содержание практического обучения: пособие для преподавателей проф. шк. / под ред. В.И. Шевченко, Т.Ю. Аветовой, Е.В. Иванова. СПб.: Полиграф-С, 2004. - 224 с.
66. Организация работы образовательного учреждения по обновлению содержания профессиональной подготовки: пособие для рук. образовательных учреждений / под ред. И.Ю. Ляпиной, Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой. / СПб.: Полиграф-С, 2003. 96 с.
67. Оценка качества профессионального образования / под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. Ван Зантворта. М.: Исс.центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 186 с.
68. Панчешникова, JI.M. О системном подходе в методических исследованиях // Сов. педагогика. 1973. № 4. - С.71 - 81.
69. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие / С.А. Смирнов и др. 4-е изд., испр. - М. :Академия, 2003. - 512 с.
70. Полнер, Е.Д. Основы современных технологий обучения: метод.пособие / науч. ред. В.В. Шапкин. СПб.: ИГЖ СПО, 2005. - 98 с.
71. Половинкин, С.И. Основы инженерного творчества / С.И. Половинкин. -М.: Машиностроение, 1988. 360 с.
72. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А.Пономарев. М.: Наука, 1976. - 303 с.
73. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
74. Пономарев, Я.А. Фазы творческого процесса (вместо введения) / Я.А. Пономарев // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. -С. 3-27.
75. Профессиональное образование в структуре непрерывного образования: сб. науч. ст. СПб.: ИПК СПО, 2004. -164 с.
76. Психологические механизмы целеобразования / под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1972. - 259 с.
77. Пушкин, В.М. Эвристика наука о творческом мышлении / В.М. Пушкин. -М.: Наука, 1967. - 190 с.
78. Разработка учебно-программной документации на основе государственного стандарта начального профессионального образования: метод, рек. СПб.: УМЦ Ком. по образованию, 1997. - 56 с.
79. Рейнус, A.JL, Шапкин, В.В. Применение международных стандартов ИСО в системе управления качеством профессионального образования / A.JI. Рейнус, В.В. Шапкин. СПб.: ИПК СПО, 2003. - 80 с.
80. Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения / З.А. Решетова. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 207 с.
81. Рубинштейн, C.JL О мышлении и путях его исследования / C.JI. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 147 с.
82. Самарин, Ю.А. Системность и динамичность умственной деятельности как основы творческой деятельности / Ю.А. Самарин. М.: Педагогика, 1964. - 350 с.
83. Сергеева, Т.А., Уварова, Н.М. Проектирование учебного занятия: метод, рек. / Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова. М.: ИРПО, 2001. - 86 с.
84. Сергеева, В.П., Каскулова, Ф.В., Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб.- метод, пособие / В.П. Сергеева, Ф.В. Каскулова, И.С. Гринченко / под общ. ред. В.П. Сергеевой. М.: МПКиППРО, 2005.- 116 с.
85. Скок, Г.Б., Лыгина, Н.И. Как спроектировать учебный процесс по курсу: учеб. пособие / Г.Б. Скок, Н.И. Лыгина. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Пед. о-во России, 2003. - 96 с.
86. Славская, К.А. Мысль в действии / К.А. Славская. М.: Политиздат, 1968.- 168 с.
87. Смирнов, И.П. Теория профессионального образования / И.П. Смирнов. Рос. акад. образования; НИИРПО, 2006. 320 с.
88. Суходольский, Г.В. Основы психологической теории деятельности / Г.В. Суходольский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 180 с.
89. Сыромятникова, И.С. История прически / И.С. Сыромятникова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 288 е.: ил.
90. Сычев, Д.А. Формирование обобщенных умений по решению некоторых классов творческих задач: дис. канд. -М.: Знание, 1981. 230 с.
91. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. М.: Моск. ун-т, 1975. - 352 с.
92. Талызина, Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста / Н.Ф. Талызина. -М.: Знание, 1986. 108 с.
93. Теоретические основы прогнозирования научно-инновационного развития профессионального образования: монография. М.: ИУО РАО,2006.-192 с.
94. Технология мужской и детской стрижки / Е.В. Голубева (Серия «Хит сезона»). -Ростов-н/Д.: Феникс, СПб.: Корона принт, 2002. 320 с.
95. Тихомиров, O.K. Структура мыслительной деятельности человека / O.K. Тихомиров. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1969. 304 с.
96. Тихомиров, O.K. О видах познавательной деятельности и процессах управления / O.K. Тихомиров // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. -М.: Знание, 1975. 240 с.
97. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика: учеб.пособие / И.В. Трайнев / под общ. ред. B.JI. Матросова. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с.
98. Торлецкая, Т.А., Екашериничева, Е.Г. Парикмахерское искусство / Т.А. Торлецкая, Е.Г. Екатериничева. СПб.: Диамант, Золотой век, 1999. - 512 е.: ил.
99. Усова, А.В. Формирование обобщенных умений и навыков / А.В. Усова // Народное образование, 1974. № 4.
100. Филин, Г.Д. Концепция системы мониторинга обеспечения качества начального профессионального обучения / Г.Д. Филин. СПб.: ИПК СПО, 2006.-97 с.
101. Фридман, J1.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л.М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. - 207 с.
102. Худяков, В.Л., Шапкин. В.В. Методические основы развития творческой способности учащихся профтехучилищ: метод, пособие / В.Л. Худяков, В.В. Шапкин. -М.: Высш. шк., 1990. 128 с. - ISBN 5-06-002143-2.
103. Худяков, В.Л., Шапкин, В.В. Техническое творчество как основа профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ / В.Л. Худяков, В.В. Шапкин.-М.: Высш. шк., 1989. 136 с.-ISBN 5-06-001406-1.
104. Чангли, И.И. Труд / И.И. Чангли. М.: Наука, 1973. - 588 с.
105. Чебышева, В.В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. -М.:Всш. шк., 1983.-239 с.
106. Шапкин, В.В., Василенко, Н.В. Институционализм как методология исследования образования: монография / В.В. Шапкин, Н.В. Василенко. — СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2005. 94 с.
107. Шеварев, П.А. О роли ассоциаций в процессах мышления / П.А. Шеварев // Исследование мышления в советской психологии. М.: Мысль, 1966.-301 с.
108. Шектен, А. Введение в профессиональную педагогику: учеб. пособие / А. Шектен. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1966. -288 с.
109. Эрганова, Н.Е. Основы методики профессионального обучения: уч. пособие / Н.Е. Эрганова. М.: Изд. центр АПО, 2002. - 38 с.
110. Эсаулова, А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике / А.Ф. Эсаулова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 174 с.
111. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Н. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1986. 1599 с.
112. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. -М: Наука, 1978.-391 с.