Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия организации творческой лаборатории учителя в системе дополнительного образования

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия организации творческой лаборатории учителя в системе дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Смирнов, Александр Владимирович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия организации творческой лаборатории учителя в системе дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия организации творческой лаборатории учителя в системе дополнительного образования"

На правах рукописи

СМИРНОВ Александр Владимирович

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

МОСКВА -2004

Работа выполнена в Государственном учреждении Институте художественного образования Российской академии образования

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор Бодина Елена Андреевна

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор Березин Валерий Владимирович

кандидат педагогических наук, доцент Дубрович Серафим Владимирович

Ведущая организация:

Научно-исследовательский институт развития образования

Защита состоится " 27 " апреля 2004 года в 15.30 часов на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Государственном учреждении

Институте художественного образования РАО по адресу: 119034, Москва, Пречистенская набережная, д. 15/1, стр. 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Государственного учреждения

Института художественного образования РАО.

Автореферат разослан " ¿М, ГЙ.2004

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. С наступлением третьего тысячелетия пришло время поиска новых образовательных возможностей и одновременно — возрождения передовых идей прошлого. Сегодня, благодаря появлению и бурному развитию дополнительного образования в средних учебных заведениях (гимназиях, лицеях, учебных центрах, учебно-воспитательных комплексах и т.д.), педагогам-музыкантам открываются возможности преподавания музыки — как для поднятия общего культурного уровня учащихся, так и для профессиональной специализации особо одарённых детей. Такое расширение сферы деятельности в области музыкальной педагогики диктует необходимость глубже вникать в проблемы преподавания' любой дисциплины для осуществления качественной профессиональной подготовки всех учеников, в том числе тех, которые смогут продолжить дальнейшее обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Перспективы развития музыкального образования, осуществляемого на базе средних общеобразовательных школ, дают надежду на воплощение многих прогрессивных идей современной отечественной педагогики — это школа полного дня, профильное обучение, непрерывное образование и др. При этом первоочередной педагогической задачей становится создание ценностно-ориентированной личности человека будущего, способного стать ценителем и защитником мировой культуры.

В данном исследовании предпринимается попытка создания одной из возможных вариативных моделей преподавания специального инструмента в секторе дополнительного образования современной средней общеобразовательной школы. Главной целью разрабатываемой педагогической модели является гармоничное эстетическое воспитание и развитие личности, а также профессиональная ориентация учащихся для дальнейшего их обучения в средних специальных и высших музыкальных учебных заведениях.

Структура российского музыкального образования, сформировавшаяся к 30-м годам XX века, в основном сохранилась до наших дней и состоит из 3-х ступеней — начальное общее, среднее специальное и высшее образование. Первая ступень — это общеобразовательные школы, детские музыкальные школы и детские школы искусств, цель которых — дать общее начальное музыкальное и дополнительное художественное образование и выявить наиболее способных для его продолжения. В содержании программы обучения в классе специального инструмента этих учебных заведений отсутствует профессиональная ориентация учащихся. Однако сегодня не только в музыкальной, но и в общеобразовательной школе можно встретить музыкально одарённых детей, которые без соответствующего образования будут потеряны для искусства и не займут места в профессиональном мире. Для

целенаправленная работа по формированию активной мотивации к профессиональному обучению и творческая атмосфера, стимулирующая быстрое раскрытие музыкальных способностей ребёнка.

В соответствии с проводимой политикой Министерства образования страны в некоторых общеобразовательных школах параллельно с общим успешно осуществляется дополнительное музыкальное образование. Здесь педагоги-музыканты могут развернуть свою деятельность в условиях, способствующих разработке новых форм взаимодействия разных по возрасту и способностям учеников с учителем и друг с другом. В секторе дополнительного образования дети могут успешно и с удовольствием обучаться игре на музыкальном инструменте только в том случае, если попадают в психологически благоприятную среду, где организована творческая жизнь каждого, активно поддерживается мотивация к обучению, а результаты затраченных усилий проявляются в совместной музыкально-исполнительской деятельности. Достичь этого позволяет новая социально-педагогическая единица — единый разновозрастный инструментальный класс-коллектив. Специфика музыкального обучения и воспитания в подобном классе предполагает особую организацию, где в атмосфере увлечённости занятиями рождается и крепнет стремление каждого ребёнка в отдельности и всего коллектива к достижению общей цели — освоения игры на музыкальном инструменте и музыки в целом.

Проблема исследования заключается в преодолении противоречий: а) между новыми условиями развития музыкального образования и консервативными тенденциями в его осмыслении и организации; б) в направленности на создание диалогической модели музыкального образования и сведении его к традиционной и однонаправленной системе индивидуальных уроков; в) в обеспечении целостного постижения учащимися художественного мира музыки и ограниченным освоением технических музыкально-исполнительских навыков. Проблематика исследования рассматривается в разных аспектах.

Философско-эстетический аспект (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант, Б. Кроче, К. Маркс, Ф. Ницше, Платон, М. Хайдеггер, Ф. Энгельс и др.) обеспечивает методологическую базу исследования, позволяет дать теоретическое обоснование концепции творческой лаборатории в классе специального инструмента в условиях дополнительного образования в ракурсе законов эстетики и теории познания.

Психолого-педагогический аспект (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.М. Подуровский, В.А. Сластёнин и др.) помогает лучше разобраться в музыкально-педагогическом процессе с точки зрения современных идей педагогической психологии, теории обучения и воспитания, учитывающих процесс формирования и развития человеческой личности.

Музыковедческий аспект (Б.В. Асафьев, Л.С. Гинзбург, В.В. Медушевский, Я.И. Мильштейн.,Г.Х. .Нейгауз, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.) обусловил возможность рассмотрения данной проблемы с точки зрения

теории музыки и музыкально-исполнительского искусства, что помогло связать воедино и обобщить отдельные положения исследования.

Музыкально-педагогический аспект (Ю.Б. Алиев, Е.А. Бодина, X. Беккер,

A.А. Борисяк, В.П. Гутор, К.Ю. Давыдов, П. Казальс, Д.Б. Кабалевский, Е.Д. Критская, Г.Г. Нейгауз, Р.Е. Сапожников, А.П. Стогорский, Л.В. Школяр,

B.А. Школяр и др.) позволил обосновать и сформулировать основные теоретические положения концепции творческой лаборатории в классе специального инструмента в условиях дополнительного образования. Опора на лучшие достижения корифеев музыкального образования прошлого и использование новейших достижений ведущих специалистов современности позволяет глубже проникнуть в суть исследовательской проблемы, осветить её различные ракурсы.

Объект исследования — преподавание специального музыкального инструмента в сфере дополнительного образования.

Предмет исследования — процесс организации творческой лаборатории в классе специального инструмента в сфере школьного дополнительного образования.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации творческой лаборатории в сфере школьного дополнительного образования.

Задачи исследования:

1) проанализировать современные подходы к проблемам обучения и воспитания учащихся в классе специального инструмента в условиях дополнительного образования;

2) раскрыть возрастную дифференциацию и этапы обучения в классе специального инструмента, определить критерии профессионального и личностного развития учащихся;

3) дать теоретическое обоснование концепции творческой лаборатории в классе специального инструмента в условиях школьного дополнительного образования;

4) определить и экспериментально проверить педагогические условия создания единого разновозрастного инструментального класса-коллектива как основы творческой лаборатории; разработать и апробировать содержание и формы, а также создать двухуровневую программу деятельности творческой лаборатории в классе специального инструмента.

Гипотеза исследования основана на следующем предположении: организация творческой лаборатории как оптимальной учебно-воспитательной целостности, обеспечивающей педагогическое взаимодействие учителя и учащихся, будет эффективной, если:

— основой организации творческой лаборатории станет класс-коллектив;

— основным принципом формирования класса-коллектива будет разновозрастность;

— программа инструментального обучения будет двухуровневой, учитывающей различие музыкальных способностей и инструментально-исполнительской подготовки учащихся;

— в процессе работы с классом-коллективом будет использован синтез разнообразных форм обучения.

Методологической основой исследования являются философские работы, посвященные проблемам эстетики и музыкального творчества, выявляющие феномен ценности (Аристотель, И. Кант, Б. Кроче, Платон, Г.К. Пондопуло и др.), исследования в области педагогики и психологии, затрагивающие проблемы эстетического воспитания (Е.А. Бодина, Л.С. Выготский, Е.Н. Шиянов и др.), труды педагогов, отражающие фундаментальные проблемы воспитания и развития личности (Ш.А. Амонашвили, П.Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, В.А Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), музыковедческие работы, исследующие сущность музыкального искусства и деятельности (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Я.И. Мильштейн, Г.М. Цыпин и др.), историко-педагогические исследования, анализирующие пути развития музыкального образования (О.А. Апраксина, С.Л. Гинзбург, Е.В. Николаева, А.И. Щербакова и др.), фундаментальные научно-методические работы выдающихся педагогов-виолончелистов (X. Беккер, А.А. Борисяк, В.П. Гутор, К.Ю. Давыдов, А.П. Стогорский и др.).

Методы исследования: изучение философско-эстетической, психолого-педагогической, музыкально-теоретической и методической литературы по теме исследования; анализ опыта работы современных педагогов-музыкантов, программ преподавания специального инструмента в различных типах образовательных учреждений; опрос, анкетирование, тестирование, изучение продуктов ученического творчества, педагогическое наблюдение, педагогические беседы с учащимися; синтез теоретических идей, обобщение собственного многолетнего опыта автора в качестве работы учителем; опытно-экспериментальная работа; анализ и обработка полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Создана теоретическая концепция творческой лаборатории как оптимальной учебно-воспитательной целостности, обеспечивающей эффективное педагогическое взаимодействие учителя, учащихся и концертмейстера в инструментальном классе.

Обоснована эффективность организации разновозрастного инструментального класса-коллектива как основы творческой лаборатории и ценностного субъекта педагогической деятельности, дано его определение — это объединение учащихся инструментального класса, обусловленное единой целью и общими задачами обучения.

Выявлены основные педагогические условия организации творческой лаборатории в системе дополнительного образования, а именно: создание единого разновозрастного класса-коллектива; разработка двухуровневой программы обучения и новой репертуарной политики (ее принципы: двухуровневое репертуарное планирование и экспресс-обучение на

начальном и среднем этапах); использование синтеза форм обучения, включая инновационные; формирование нового типа педагогических отношений, когда все участники становятся равноправными субъектами единого разновозрастного класса-коллектива.

Практическая значимость исследования. Проведённое исследование позволило восполнить дефицит научно-методических разработок в области начального и среднего профессионального музыкального образования. Создана экспериментальная двухуровневая программа профессионального обучения игре на виолончели, рассчитанная на внедрение в сфере дополнительного образования средних общеобразовательных школ-одиннадцатилеток и являющаяся первым опытом в данной области. Разработано научно-методическое обеспечение деятельности творческой лаборатории на основе авторской программы и методики работы с разновозрастным классом-коллективом в масштабах творческой лаборатории в условиях дополнительного образования. Материалы исследования могут быть использованы в общеобразовательных и музыкальных школах, училищах, колледжах, а также в процессе вузовской подготовки педагогов-музыкантов и системе переподготовки работников образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена: опорой на фундаментальные научные разработки (отечественные и зарубежные) в области философии, психологии, общей и музыкальной педагогики и искусствоведения; рассмотрением объекта исследования в его всесторонних, наиболее существенных внутренних связях и отношениях; применением в ходе работы методов логико-теоретического и эмпирического уровня, соответствующих целям и задачам, поставленным автором исследования.

Этапы исследования.

На первом этапе (1966-1995 гг.) велось изучение особенностей преподавания специального инструмента (виолончели) в условиях детской музыкальной школы. Собирался и систематизировался методический материал, который в дальнейшем лёг в основу методических разработок и научно-теоретических публикаций автора.

Второй этап (1995-2001 гг.) посвящен теоретическому осмыслению проблемы создания творческой лаборатории в классе специального инструмента в условиях дополнительного образования, разработке и внедрению в практику экспериментальной площадки учебно-воспитательного комплекса № 1841 "Галина Вишневская" преподавания дисциплины специального инструмента, класса ансамбля и камерного оркестра, предмета читки нот с листа.

На третьем этапе (2001-2004 гг.) обобщены результаты опытно-экспериментальной работы по изучению возможностей преподавания специального инструмента в условиях дополнительного образования по авторской программе, предусматривающей максимальное развитие музыкальных способностей учащихся и профессиональную подготовку, допускающую их дальнейшее обучение в средних специальных и высших

музыкальных заведениях. Сформулирована авторская концепция творческой лаборатории в классе специального инструмента в условиях дополнительного образования, апробирована двухуровневая программа деятельности творческой лаборатории в классе виолончели. Результаты работы обобщены, систематизированы и литературно оформлены в тексте диссертации.

Апробация работы и внедрение результатов исследования

осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в детских музыкальных школах № 24, 26, 37, 89, 73, в средних общеобразовательных школах № 635, 861, учебно-воспитательном комплексе № 1841 "Галина Вишневская" г. Москвы, семинарской работы в рамках методического кабинета Главного управления культуры г. Москвы и Московского института открытого образования, а также путём обсуждения материалов диссертации на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования Российской академии образования. Результаты отражены в научных и методических работах автора, а также в профессиональных достижениях отдельных учащихся единого разновозрастного виолончельного класса-коллектива, ансамбля солистов-виолончелистов и камерного оркестра учебно-воспитательного комплекса № 1841 "Галина Вишневская" за последние восемь лет.

На защиту выносится концепция творческой лаборатории учителя, основные положения которой заключаются в следующем.

1. Творческая лаборатория — это оптимальная учебно-воспитательная целостность, обеспечивающая эффективное педагогическое взаимодействие учителя, учащихся и концертмейстера в классе инструментального обучения в системе дополнительного образования.

2. Основой организации творческой лаборатории является класс-коллектив — это объединение учащихся одного инструментального класса, обусловленное единой целью и общими задачами в ходе обучения игре на музыкальном инструменте.

3. Основной принцип формирования класса-коллектива в условиях творческой лаборатории — разновозрастность. Он обеспечивает многоаспектное педагогическое взаимодействие учащихся внутри коллектива, а также учащихся, педагога и концертмейстера. При этом формируется новый тип педагогических отношений, когда ученик, педагог и концертмейстер становятся равноправными субъектами единого разновозрастного класса-коллектива.

4. Важным педагогическим условием эффективной работы с классом-коллективом в масштабах творческой лаборатории стала двухуровневая программа обучения. Она рассчитана на более и менее подготовленных учащихся, стимулирует их взаимодействие и взаимопомощь. Двухуровневая программа обучения обусловила новую репертуарную политику, в основе которой принципы двухуровневого репертуарного планирования и экспресс-обучения на начальном и среднем этапах.

5. Оптимальным условием организации деятельности творческой лаборатории с опорой на разновозрастный класс-коллектив и двухуровневую программу обучения является синтез различных форм обучения: индивидуального урока — занятия с подгруппой — мастер-класса — концерта класса — ассамблеи виолончельного класса. При этом последняя форма как итоговое занятие-концерт является наиболее современной и инновационной.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обоснована актуальность исследования, определена цель, объект, предмет, гипотеза, задачи; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы основные положения, выносимые на защиту; изложены методологические основы и перечислены методы исследования.

В первой главе диссертации «Психолого-педагогическое обоснование концепции творческой лаборатории учителя искусства» анализируются исторически сформировавшиеся и современные подходы к проблемам музыкального обучения и воспитания, раскрываются объективные причины и предпосылки создания творческой лаборатории учителя искусства. Главная педагогическая задача, поставленная современным обществом перед педагогикой вообще и музыкальной педагогикой в частности — воспитание и обучение нового свободного человека высокой культуры. Это — не только будущий специалист, но прежде всего, личность со сформированным гуманистическим мировоззрением. Поставленная задача диктует необходимость творческого поиска содержания, форм и методов работы, направленных на всестороннее личностное развитие учащегося и его полноценное профессиональное оснащение. Проведённый обзор исторически сложившихся педагогических концепций (Аристотеля, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Р. Штейнера, В.Н. и СТ. Шацких, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) свидетельствует о том, что фактически у каждого из выдающихся педагогов была своя творческая лаборатория, в которой новые идеи зарождались и апробировались. Поэтому основой создания творческой лаборатории можно считать творческую экспериментаторскую деятельность педагога, обусловленную инновационными целями, задачами, содержанием, методами и формами обучения и воспитания.

Так, в школе Аристотеля, стремящегося развить в человеке высшие духовные силы и сделать его внешне и внутренне прекрасным, особое внимание придавалось музыке как незаменимому средству развития гармонии и ритма, непосредственно воздействующему на нравственность. В педагогической концепции Аристотеля впервые сформулированы важнейшие

принципы: активной практики как способа усвоения знаний, а также радости и удовольствия от занятий искусством.

Новые концептуальные идеи педагогов-классиков ЯЛ. Коменского (классно-урочная система) и И.Г. Песталоцци (развивающее обучение и нравственное воспитание личности) обусловили бурную экспериментаторскую деятельность их последователей, активизацию новаторских поисков в области педагогики. Одной из вершин мировой педагогической мысли стала концепция К.Д. Ушинского — учение о целях, принципах, сущности воспитания, обеспечивающего расширение диапазона физических, умственных и нравственных сил человека. Великий русский педагог впервые выдвинул идею перестройки образования в России во имя воспитания человека будущего. Его концепция оказала большое влияние на развитие отечественной педагогики искусства, идеи которой тесно связаны с организацией новых образовательных учреждений, в частности, консерваторий, в которых преподавали выдающиеся деятели русской культуры А.Г. Рубинштейн, Л.С. Ауэр, К.Ю. Давыдов, СИ. Танеев, А.Б. Гольденвейзер, СМ. Козолупов и др. Они увлекали и заражали учеников своей эмоциональностью, артистизмом, в их классах была создана уникальная творческая атмосфера, а учебный процесс приобретал индивидуально-коллективный характер, когда на занятиях с каждым учеником присутствовали все остальные. При этом непосредственные методы работы с одним обучаемым опосредованно воздействовали и на других учеников класса.

В начале XX века ярким и значительным явлением стала педагогическая система Р. Штейнера. Его школа — социальный организм нового типа, где организация учебно-воспитательного процесса осуществлялась на основе принципов свободы и ответственности. Учителя получили право выбирать содержание, формы и методы образовательного процесса, а ученики — возможность заниматься различными видами искусства, ремеслами на интегрированных уроках, экскурсиях, осваивая учебный материал в форме беседы, диалога. Примерно в это же время в России В.Н. и СТ. Шацкими была организована колония «Бодрая жизнь» — экспериментальная школа нового типа, где музыка играла одну из главных ролей в деле воспитания детей. В процессе эксперимента были поставлены и разработаны новые проблемы музыкально-эстетического воспитания: проблема развития у детей мотивации к занятиям музыкой, взаимосвязи музыкального воспитания с общим развитием личности, творческого общения в процессе музицирования и др. Этот опыт для нас особенно значим, поскольку колония «Бодрая жизнь» дала пример комплексного музыкального воспитания в коллективе.

Особый вклад в разработку теории коллектива внёс А. С Макаренко, организовавший в 1919 г. свою знаменитую трудовую колонию и на практике доказавший воспитательную эффективность отстаиваемой им логики: от коллектива — к личности. «Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдём такую форму его организации, при которой

отдельная личность будет и наиболее дисциплинированна, и наиболее свободна»1.

Идеи А. С. Макаренко в значительной мере развил В. А. Сухомлинский. Он считал главной задачей школы обеспечение условий для развития в коллективе творческой личности. При этом особое внимание уделялось роли учителя. Основой педагогической системы В.А. Сухомлинского явилось представление о том, что истинное воспитание — это гармония взаимоотношений учителя и ученика, стремящихся к познанию добра и красоты.

Таким образом, историко-теоретический анализ выявил многочисленные модели творческой практической деятельности выдающихся педагогов, стремящихся создать условия для гармоничного обучения и воспитания всесторонне развитой, высоконравственной личности. Практическая реализация любой новаторской экспериментально-педагогической модели могла произойти только в условиях подлинной творческой лаборатории, создаваемой педагогом-исследователем совместно с его учениками.

Педагогическая идея лабораторного подхода в организации преподавания музыки была впервые высказана Б.В. Асафьевым в 20-е годы XX столетия. Он поставил «вопрос о музыкальной лаборатории или музыкальном классе, без наличия которого немыслимо вести наблюдение над музыкальными явлениями и приохочивать детей к музыке»2. Однако практически эта идея реализована не была.

Начиная с 90-х годов XX века отечественная образовательная система активно реформируется в связи с идеями демократизации и гуманизации образования, повышения его качества, сохранения и умножения культурных ценностей, воспитания нового свободного человека с нравственно-гуманистическим мировоззрением. Характерно, что подобные проблемы актуализировались во всём мире (например, японская школа поставила задачу не «учить детей», а «жить с детьми»). Это потребовало разработки новых моделей организации учебно-воспитательного процесса, в частности, организации творческой лаборатории учителя искусства. Она призвана решать задачи, поставленные жизнью — это раннее самоопределение и профессиональная ориентация школьников, профильное обучение, школа полного дня, личностно-развивающее разноуровневое образование и др.

В настоящее время именно в секторе школьного дополнительного образования сложились благоприятные условия для широкой исследовательской и экспериментаторской деятельности педагога-музыканта, параллельно осуществляющего всестороннее воспитание и профессиональную подготовку учащихся.

Авторская концепция творческой лаборатории в условиях дополнительного образования базируется на современных педагогических принципах — интеграции, необыденности, ценностного взаимодействия и др., актуальных

1 Макаренко A.C. О воспитании. Изд. 2-ое, переработ, и доп. — М.: Изд. полит, литер., 1990, стр. 119.

2 Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.—Л.: Музыка, 1973, стр. 64.

подходах к проблемам обучения и воспитания учащихся — личностно-деятельностном, либерально-толерантном, а также установках педагогики сотрудничества и прогрессивных методах корифеев музыкальной педагогики, в том числе, музыкантов-педагогов советского времени (А.И. Ямпольского, Г.Г. Нейгауза, М.Л. Ростроповича и др.).

Характер деятельности творческой лаборатории, с учетом личностно-ориентированного подхода к обучению, предполагает бережное отношение к индивидуальным особенностям учеников, создание благоприятной атмосферы для личностного развития каждого ребёнка. Большое значение в контексте исследования приобретает рассмотрение ученика, педагога и концертмейстера как субъектов единого разновозрастного класса-коллектива и равноправных участников целостного учебно-воспитательного процесса.

Проведенный анализ позволил теоретически обосновать и сформулировать основные положения концепции творческой лаборатории в условиях школьного дополнительного образования.

Творческая лаборатория — это оптимальная учебно-воспитательная целостность, в основе которой — единый разновозрастный инструментальный класс-коллектив, что обеспечивает эффективное педагогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Класс-коллектив — это объединение учащихся одного инструментального класса, обусловленное единой целью и общими задачами в ходе обучения игре на музыкальном инструменте в системе школьного дополнительного образования; сложная система, включающая в себя, помимо учащихся, педагога и концертмейстера, также, в идеале, педагогов по другим музыкальным предметам и родителей. Современная общеобразовательная школа с развитой системой дополнительного образования предоставляет оптимальные условия для организации такого класса-коллектива, в котором с учётом возрастной дифференциации и этапов обучения создаётся благоприятная среда для быстрого развития как музыкальных способностей, так и личностных качеств учеников.

Особенностями педагогической деятельности в условиях творческой лаборатории являются творческая направленность занятий, стремление к обновлению форм и методов преподавания, демократический стиль общения между субъектами педагогического процесса, опора на либерально-толерантный принцип творческого и педагогического взаимодействия между учащимися, учителем и концертмейстером, в равной мере стремящихся к познанию идеального ценностного объекта — музыки.

Вторая глава диссертации «Экспериментальная апробация авторской концепции творческой лаборатории в процессе работы с классом-коллективом в условиях дополнительного образования» посвящена научно-методическому обоснованию и практической апробации теоретической концепции исследования. В ней подробно рассмотрены содержание и формы учебно-воспитательной работы с разновозрастным классом-коллективом в условиях творческой лаборатории.

Для профессиональной подготовки ученика в объёме начального и среднего дополнительного музыкального образования, а также всестороннего развития его личности в концепции творческой лаборатории предусмотрен нестандартный подход к выбору и освоению педагогического репертуара — новая репертуарная политика, способствующая оптимизации учебного процесса, эффективному ценностно-мотивированному обучению в классе специального инструмента. Она основана на принципах: двухуровнего репертуарного планирования; экспресс-обучения юного виолончелиста на начальном и среднем этапах, что способствует сохранению положительной мотивации и интереса ребёнка к занятиям.

В поисках средств, адекватных поставленным задачам, для эффективного обучения и воспитания юного музыканта в условиях школьного дополнительного образования мы не только обратились ко всем известным формам коллективного обучения, но и создали новую форму коллективно-публичного обучения — ассамблею виолончельного класса. Она представляет из себя общее собрание разновозрастного инструментального класса-коллектива и приглашённой публики и сопровождается устным журналом, имеющим разные рубрики (лекции об искусстве, встречи с музыкантами-профессионалами, прослушивание аудиозаписей, доклады учеников и обсуждения, в которых принимают участие все присутствующие, и т.д.), а также включает в себя исполнительскую часть. С объединением всех форм выстраивается новая педагогическая модель преподавания специального инструмента, основанная на синтезе форм обучения (индивидуальный урок, занятие с подгруппой, мастер-класс, концерт класса и ассамблея виолончельного класса). Синтез форм делает учебно-воспитательный процесс разнообразным, многоплановым и плодотворным, решает задачу гармоничного и всестороннего развития личности музыканта-исполнителя, а также поддержания активной мотивации к обучению и совершенствованию в исполнительском творчестве.

Практическая апробация концепции творческой лаборатории потребовала детализации методических особенностей инструментального обучения в условиях творческой лаборатории. В исследовании предпринимается попытка создания оптимальной методики обучения, с опорой на лучшие достижения отечественных и зарубежных педагогов-виолончелистов. Качественное овладение исполнительскими приёмами обеспечивает юному музыканту возможность выразительного исполнения музыкального произведения, творческого самовыражения, открывает пути к ансамблевому и концертному музицированию — действенному механизму развития и поддержания активной мотивации к обучению. Таким образом, реализуется одна из основных практических задач педагога как руководителя и лидера класса-коллектива — полное и быстрое оснащение учащихся оптимальным набором исполнительских средств.

Важнейшим условием эффективной организации работы с разновозрастным классом-коллективом стала авторская двухуровневая программа деятельности творческой лаборатории в классе специального

инструмента (виолончель). Она явилась плодом практической деятельности творческой лаборатории за последние восемь лет и апробирована в виолончельном классе учебно-воспитательного комплекса № 1841 "Галина Вишневская". При существующем дефиците методического обеспечения работы педагога в данной области эта программа является, как показывает практика, действенной и обеспечивает оптимальную организацию учебно-педагогического процесса в классе виолончели. Основная цель разработанной программы — формирование творческой личности и создание оптимальных условий для её эффективного развития и саморазвития в процессе обучения игре на виолончели. Задачи программы: 1) обеспечение активного функционирования личности учащегося в творческом освоении коллективного опыта учебной и концертно-исполнительской деятельности и вовлечение в культурную жизнь общества; 2) создание мотивации для всех учащихся класса виолончели к дальнейшему профессиональному обучению; 3) обеспечение каждому выпускнику необходимого профессионального уровня в соответствии с требованиями того учебного заведения, в которое он будет впоследствии поступать; 4) для особо одаренных учеников — обеспечение такого уровня профессионального развития, при котором, ещё обучаясь в школе, они уже могут вести активную концертную творческую жизнь; 5) создание условий для воспитания гармонично развитых музыкантов-инструменталистов; 6) развитие у учеников творческого подхода к самостоятельным занятиям и умения оптимально использовать в них весь свой профессионально-интеллектуальный багаж; 7) развитие артистических качеств характера; 8) создание базового потенциала развитых духовно-личностных качеств как необходимой основы формирования творческой индивидуальности со своим исполнительским стилем.

Основными новациями программы являются: разделение контингента учащихся на две группы в соответствии с их успеваемостью — группу «А» и группу «Б»; новая репертуарная политика; применение новых методов и форм преподавания; включение в программу основ методики преподавания виолончели; развитие у старшеклассников мотивации к научно-исследовательской деятельности. Программа предусматривает нестандартный подход к личности ребёнка, при котором осуществляется полноценное личностное развитие каждого субъекта в связи с развитием всего класса-коллектива в целом; использование приёмов партнёрской педагогики; постоянное взаимодействие учащихся виолончельного класса в процессе обучения; наглядность и системность репертуарного планирования; постоянное участие в процессе обучения специалиста-концертмейстера.

Данная программа преподавания специального инструмента в сфере дополнительного музыкального образования является экспериментальной, а результаты её апробации в течение последних восьми лет убеждают в том, что она может служить полезным научно-методическим материалом, необходимым педагогам-музыкантам в их практической деятельности.

В исследовании обобщены итоги поэтапного развития класса-коллектива за восемь лет его существования и динамика личностного и профессионального

развития каждого учащегося и всего коллектива в целом. Наиболее характерные результаты заключаются в качественном изменении показателей профессионального и личностного развития учащихся. Это активная мотивация к обучению, эффективное освоение педагогического репертуара и стремление к продуктивному взаимодействию с другими учащимися в масштабах творческой лаборатории. Помимо этих основных показателей, проявились некоторые другие позитивные изменения: укрепились волевые и артистическое качества учащихся, сгладились негативные характерологические черты, более устойчивыми стали взгляды и убеждения, проявились дисциплинированность, стабильная работоспособность, спокойствие и чувство удовлетворения от результатов своей успешной учебной деятельности.

Действенным механизмом укрепления коллектива и воспитания творческой толерантной личности является ансамблевое музицирование. Помимо музыкального развития учащихся, оно стимулирует осмысление ими своей роли и значимости в коллективе, собственного вклада в общее дело и его результат. Класс-коллектив сплотила любовь к классической музыке, и большинство его участников твёрдо решили продолжить свое профессиональное образование. Практические результаты деятельности единого разновозрастного инструментального класса-коллектива и выраженная динамика личностного развития каждого его субъекта свидетельствуют о том, что созданные в творческой лаборатории педагогические условия обучения и воспитания юных музыкантов являются оптимальными и позволяют достичь планируемого результата — новой социально-педагогической общности учащихся и педагога, а также концертмейстера и родителей. Разновозрастный состав класса-коллектива даёт возможность формировать у старшеклассников покровительственное отношение к младшим, осуществлять наставничество, а новые поколения учеников воспитывать в духе преемственности заложенных традиций.

Итак, экспериментальная апробация концепции творческой лаборатории в процессе работы с единым разновозрастным инструментальным классом-коллективом подтвердила эффективность авторских музыкально-педагогических инноваций:

— двухуровневой программы деятельности творческой лаборатории в классе специального инструмента (виолончели), позволившей оптимально организовать учебно-воспитательный процесс для разных по способностям учеников класса с сохранением у них оптимистического настроя в учёбе;

— новой репертуарной политики, основанной на принципах двухуровневого репертуарного планирования и экспресс-обучения на начальном и среднем этапах;

— синтеза форм обучения, включающего дополненные и расширенные традиционные формы — индивидуальный урок, мастер-класс и концерт класса, модернизированную в методике проведения и

изменённую в целеполагании форму занятия с подгруппой, а также инновационную форму ассамблеи инструментального класса;

— прогрессивной авторской методики, представленной в основных аспектах школы игры на виолончели, связанных с развитием исполнительской техники игры на виолончели и направленных на оптимизацию обучения.

Эти инновации обусловили ежегодное увеличение количества желающих поступить в виолончельный класс-коллектив; быстрое развитие музыкальных способностей и раннее личностное формирование обучающихся; творческие успехи в виде многочисленных концертных выступлений, гастролей, лауреатских дипломов, званий и благодарностей; известность юных виолончелистов в культурно-музыкальных кругах страны и за рубежом; выраженное желание каждого обучающегося в классе связать свою жизнь с классической музыкой. Большие творческие достижения каждого ученика класса и всего коллектива в целом, ставшего заметной творческой единицей не только школы и столицы, но и всей страны, свидетельствуют о высокой результативности педагогического эксперимента и практической ценности авторской концепции творческой лаборатории, предлагаемой в данном исследовании.

Таким образом, гипотеза и положения, выносимые на защиту, в ходе исследования были доказаны, задачи исследования решены, цель достигнута.

В заключении изложены основные выводы исследования, состоящие в следующем.

1. Творческая лаборатория — это оптимальная учебно-воспитательная целостность, в основе которой — разновозрастный класс-коллектив, что обеспечивает эффективное педагогическое взаимодействие учащихся, учителя и концертмейстера на протяжении всего периода обучения музыке. Цель творческой лаборатории — максимальное развитие личности каждого ребёнка, его творческого и профессионального потенциала. Основными критериями профессионального и личностного развития учащихся являются: 1) активная мотивация к обучению; 2) эффективное освоение педагогического репертуара; 3) стремление к продуктивному взаимодействию с другими учащимися в масштабах творческой лаборатории.

2. Важным педагогическим условием организации творческой лаборатории является создание в системе дополнительного образования инструментального класса-коллектива. Это — объединение учащихся одного инструментального класса, обусловленное единой целью и общими задачами в ходе обучения игре на музыкальном инструменте в системе дополнительного образования.

3. Основным принципом формирования класса-коллектива в условиях творческой лаборатории в системе дополнительного образования является принцип разновозрастности, обеспечивающий многоаспектное и практически эффективное педагогическое взаимодействие учащихся внутри разновозрастного класса-коллектива, учащихся, педагога и концертмейстера. При этом формируется новый тип педагогических отношений, когда

учащиеся, педагог и концертмейстер становятся равноправными субъектами единого разновозрастного класса-коллектива.

4. Важным условием эффективной работы с разновозрастным классом-коллективом в масштабах творческой лаборатории является двухуровневая программа обучения, позволяющая гармонично развивать в личностном и профессиональном аспектах каждого обучающегося независимо от уровня его подготовки. Следствием применения данной программы стала новая репертуарная политика, основанная на принципах двухуровневого репертуарного планирования и экспресс-обучения юного музыканта на начальном и среднем этапах.

5. Необходимым педагогическим условием организации творческой лаборатории является синтез разнообразных форм обучения (индивидуальный урок, занятие с подгруппой, мастер-класс, концерт класса, ассамблея виолончельного класса), позволяющих оптимизировать процесс и результат обучения каждого учащегося в отдельности и всего разновозрастного класса-коллектива в целом.

Наиболее перспективными направлениями исследования в будущем являются:

— открытие новых творческих лабораторий в условиях дополнительного образования в средних общеобразовательных школах-одиннадцатилетках на основе таких инструментальных классов, как фортепиано, скрипка, флейта и

др.;

— организация творческой лаборатории на основе единого разновозрастного инструментального класса-коллектива в условиях специального среднего учебного заведения — музыкального училища или колледжа — с целью оптимизации профессионального обучения студентов, дальнейшего личностного развития каждого субъекта и всего класса-коллектива в целом.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Смирнов А.В. Некоторые аспекты обучения игре на виолончели. Учебное пособие. — М: «Прометей» MПГУ, 2000. — 76 с. (4,75 п. л.).

2. Смирнов А.В. Преподавание виолончели как специального инструмента в сфере дополнительного образования средних общеобразовательных школ-двенадцатилеток. Авторская программа. — М.: MПГУ, 2001. — 176 с. (11 п. л.).

3. Смирнов А.В. Творческая лаборатория педагога-виолончелиста. Методические очерки. — М.: МПГУ, 2003. — 135 с. (8,4 п. л.).

4. Смирнов А.В. О роли интерпретатора в судьбе музыкального произведения, или История одной рукописи // Искусство в школе. — М., 2003, № 6 — С. 74-78 (0,3 п. л.).

5. Смирнов А.В. Роль музыканта-педагога в эстетическом воспитании школьников // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сб. науч. трудов. — М.: «Прометей» МПГУ, 2003. Вып. XXI — С. 194-200 (0,4 п. л.).

6. Смирнов А.В. Проблемы посадки виолончелиста. Учебное пособие. — М: МПГУ, 2003. — 38 с. (2,4 п. л.).

7. Смирнов А.В. Переходы при смене позиций — важная часть технологии игры на виолончели. Учебное пособие, — М.: МПГУ, 2003. — 34 с. (2,1 п. л.).

8. Смирнов А.В., Лякина Н.О. К проблемам обучения и воспитания учащихся в классе специального инструмента в условиях дополнительного образования // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сб. науч. трудов. — М.: «Прометей» МПГУ, 2004. Вып. XXIV — С. 181-186 (0,4 п. л., доля авторского участия — 0,2 п. л.).

Лицензия : Серия ИД № 00748 от 18.01.2000 г.

Формат 84х108\ 16 Бум.офсет. Печать офсетная. Усл.печ.л. 1,7 Тираж 100 экз. Заказ № 109

Отпечатано в типографии ИНИОН РАН

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Смирнов, Александр Владимирович, 2004 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Психолого-педагогическое обоснование концепции творческой лаборатории учителя искусства.

§1 Современные подходы к проблемам музыкального обучения и воспитания в сфере дополнительного образования

§2 Возрастная дифференциация и этапы индивидуального обучения музыке.

§3 Разновозрастный класс-коллектив как основа создания творческой лаборатории.

§4 Ученик и педагог как субъекты единого разновозрастного класса-коллектива

ГЛАВА 2 Экспериментальная апробация авторской концепции творческой лаборатории в процессе работы с классомколлективом в условиях дополнительного образования.

§1 Содержание и формы учебно-воспитательной работы с классом-коллективом в условиях творческой лаборатории

§2 Методические особенности инструментального обучения в условиях творческой лаборатории

§3 Авторская двухуровневая программа деятельности творческой лаборатории в классе специального инструмента виолончели).

§4 Результаты опытно-экспериментальной работы по организации творческой лаборатории в условиях дополнительного образования

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия организации творческой лаборатории учителя в системе дополнительного образования"

Актуальность исследования. С наступлением третьего тысячелетия пришло время поиска новых образовательных возможностей и одновременно — возрождения передовых идей прошлого. Сегодня, благодаря появлению и бурному развитию дополнительного образования в средних учебных заведениях ( гимназиях, лицеях, учебных центрах, учебно-воспитательных комплексах и т.д.), педагогам-музыкантам открываются возможности преподавания музыки — как для поднятия общего культурного уровня учащихся, так и для профессиональной специализации особо одарённых детей. Такое расширение сферы деятельности в области музыкальной педагогики диктует необходимость глубже вникать в проблемы преподавания любой дисциплины для осуществления качественной профессиональной подготовки всех учеников, в том числе тех, которые смогут продолжить дальнейшее обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Перспективы развития музыкального образования, осуществляемого на базе средних общеобразовательных школ, дают надежду на воплощение многих прогрессивных идей современной отечественной педагогики — это школа полного дня, профильное обучение, непрерывное образование и др. При этом первоочередной педагогической задачей становится создание ценностно-ориентированной личности человека будущего, способного стать ценителем и защитником мировой культуры.

В данном исследовании предпринимается попытка создания одной из возможных вариативных моделей преподавания специального инструмента в секторе дополнительного образования современной средней общеобразовательной школы. Главной целью разрабатываемой педагогической модели является гармоничное эстетическое воспитание и развитие личности, а также профессиональная ориентация учащихся для дальнейшего их обучения в средних специальных и высших музыкальных учебных заведениях.

Структура российского музыкального образования, сформировавшаяся к 30-м годам XX века, в основном сохранилась до наших дней и состоит из 3-х ступеней — начальное общее, среднее специальное и высшее образование. Первая ступень — это общеобразовательные школы, детские музыкальные школы и детские школы искусств, цель которых — дать общее начальное музыкальное и дополнительное художественное образование и выявить наиболее способных для его продолжения. В содержании программы обучения в классе специального инструмента этих учебных заведений отсутствует профессиональная ориентация учащихся. Однако сегодня не только в музыкальной, но и в общеобразовательной школе можно встретить музыкально одарённых детей, которые без соответствующего образования будут потеряны для искусства и не займут по праву своего таланта законного места в профессиональном мире. Для развития таланта необходима целенаправленная работа по формированию активной мотивации к профессиональному обучению и творческая атмосфера, стимулирующая быстрое раскрытие музыкальных способностей ребёнка.

В соответствии с проводимой политикой Министерства образования страны в некоторых общеобразовательных школах параллельно с общим успешно осуществляется дополнительное музыкальное образование. Здесь педагоги-музыканты могут развернуть свою деятельность в условиях, способствующих разработке новых форм взаимодействия разных по возрасту и способностям учеников с учителем и друг с другом. В секторе дополнительного образования дети могут успешно и с удовольствием обучаться игре на музыкальном инструменте только в том случае, если попадают в психологически благоприятную среду, где организована творческая жизнь каждого, активно поддерживается мотивация к обучению, а результаты затраченных усилий проявляются в совместной музыкально-исполнительской деятельности. Достичь этого позволяет новая социально-педагогическая единица — единый разновозрастный инструментальный класс-коллектив. Специфика музыкального обучения и воспитания в подобном классе предполагает особую организацию, где в атмосфере увлечённости занятиями рождается и крепнет стремление каждого ребёнка в отдельности и всего коллектива к достижению общей цели — освоения игры на музыкальном инструменте и музыки в целом.

Проблема исследования заключается в преодолении противоречий: а) между новыми условиями развития музыкального образования и консервативными тенденциями в его осмыслении и организации; б) в направленности на создание диалогической модели музыкального образования и сведении его к традиционной и однонаправленной системе индивидуальных уроков; в) в обеспечении целостного постижения учащимися художественного мира музыки и ограниченным освоением технических музыкально-исполнительских навыков. Проблематика исследования рассматривается в разных аспектах.

Философско-эстетический аспект (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант, Б. Кроче, К. Маркс, Ф. Ницше, Платон, М. Хайдеггер, Ф. Энгельс и др.) обеспечивает методологическую базу исследования, позволяет дать теоретическое обоснование концепции творческой лаборатории в классе специального инструмента в условиях дополнительного образования в ракурсе законов эстетики и теории познания.

Психолого-педагогический аспект рассмотрения проблемы (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.М. Подуровский, В.А. Сластё-нин и др.) помогает лучше разобраться в музыкально-педагогическом процессе с точки зрения современных идей педагогической психологии, теории обучения и воспитания, учитывающих процесс формирования и развития человеческой личности.

Музыковедческий аспект (Б.В. Асафьев, J1.C. Гинзбург, В.В. Медушевский, Я.И. Мильштейн, Г.Г. Нейгауз, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.) обусловил возможность рассмотрения данной проблемы с точки зрения теории музыки и музыкально-исполнительского искусства, что помогло связать воедино и обобщить отдельные положения исследования.

Музыкалыю-педагогический аспект (Ю.Б. Алиев, Е.А. Бодина, X. Беккер,

A.А. Борисяк, В.П. Гутор, К.Ю. Давыдов, П. Казальс, Д.Б. Кабалевский, Е.Д. Критская, Г.Г. Нейгауз, Р.Е. Сапожников, А.П. Стогорский, J1.B. Школяр,

B.А. Школяр и др.) позволил обосновать и сформулировать основные теоретические положения концепции творческой лаборатории в классе специального инструмента в условиях дополнительного образования. Опора на лучшие достижения корифеев музыкального образования прошлого и использование новейших достижений ведущих специалистов современности позволяет глубже проникнуть в суть исследовательской проблемы, осветить её различные ракурсы.

Объект исследования — преподавание специального музыкального инструмента в сфере дополнительного образования.

Предмет исследования — процесс организации творческой лаборатории в классе специального инструмента в сфере школьного дополнительного образования.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации творческой лаборатории в сфере школьного дополнительного образования.

Задачи исследования:

1) проанализировать современные подходы к проблемам обучения и воспитания учащихся в классе специального инструмента в условиях дополнительного образования;

2) раскрыть возрастную дифференциацию и этапы обучения в классе специального инструмента, определить критерии профессионального и личностного развития учащихся;

3) дать теоретическое обоснование концепции творческой лаборатории в классе специального инструмента в условиях школьного дополнительного образования;

4) определить и экспериментально проверить педагогические условия создания единого разновозрастного инструментального класса-коллектива как основы творческой лаборатории; разработать и апробировать содержание и формы, а также создать двухуровневую программу деятельности творческой лаборатории в классе специального инструмента.

Гипотеза исследования основана на следующем предположении: организация творческой лаборатории как оптимальной учебно-воспитательной целостности, обеспечивающей педагогическое взаимодействие учителя и учащихся, будет эффективной, если: основой организации творческой лаборатории станет класс-коллектив; основным принципом формирования класса-коллектива будет разно-возрастность; программа инструментального обучения будет двухуровневой, учитывающей различие музыкальных способностей и инструментально-исполнительской подготовки учащихся; в процессе работы с классом-коллективом будет использован синтез раз- нообразных форм обучения.

Методологической основой исследования являются философские работы, посвящённые проблемам эстетики и музыкального творчества, выявляющие феномен ценности (Аристотель, И. Кант, Б. Кроче, Платон, Г.К. Пондопуло и др.), исследования в области педагогики и психологии, затрагивающие проблемы эстетического воспитания (Е.А. Бодина, JI.C. Выготский, Е.Н. Шиянов и др.), труды педагогов, отражающие фундаментальные проблемы воспитания и развития личности (Ш.А. Амонашвили, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), музыковедческие работы, исследующие сущность музыкального искусства и деятельности (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Я.И. Мильштейн, Г.М. Цыпин и др.), историко-педагогические исследования, анализирующие пути развития музыкального образования (О.А. Апраксина, СЛ. Гинзбург, Е.В. Николаева, А.И. Щербакова и др.), фундаментальные научно-методические работы выдающихся педагогов-виолончелистов (X. Беккер, А.А. Борисяк, В.П. Гутор, К.Ю. Давыдов, А.П. Стогорский и др.).

Методы исследования; изучение философско-эстетической, психолого-педагогической, музыкально-теоретической и методической литературы по теме исследования; анализ опыта работы современных педагогов-музыкантов, программ преподавания специального инструмента в различных типах образовательных учреждений; опрос, анкетирование, тестирование, изучение продуктов ученического творчества, педагогическое наблюдение, педагогические беседы с учащимися; синтез теоретических идей, обобщение собственного многолетнего опыта автора в качестве работы учителем; опытно-экс-периментапьная работа; анализ и обработка полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Создана теоретическая концепция творческой лаборатории как оптимальной учебно-воспитательной целостности, обеспечивающей эффективное педагогическое взаимодействие учителя, учащихся и концертмейстера в инструментальном классе.

Обоснована эффективность организации разновозрастного инструментального класса-коллектива как основы творческой лаборатории и ценностного субъекта педагогической деятельности, дано его определение — это объединение учащихся инструментального класса, обусловленное единой целью и общими задачами обучения.

Выявлены основные педагогические условия организации творческой лаборатории в системе дополнительного образования, а именно: создание единого разновозрастного класса-коллектива; разработка двухуровневой программы обучения и новой репертуарной политики (ее принципы: двухуровневое репертуарное планирование и экспресс-обучение на начальном и среднем этапах); использование синтеза форм обучения, включая инновационные; формирование нового типа педагогических отношений, когда все участники становятся равноправными субъектами единого разновозрастного класса-коллектива.

Практическая значимость исследования. Проведённое исследование позволило восполнить дефицит научно-методических разработок в области начального и среднего профессионального музыкального образования. Создана экспериментальная двухуровневая программа профессионального обучения игре на виолончели, рассчитанная на внедрение в сфере дополнительного образования средних общеобразовательных школ-одиннадцатилеток и являющаяся первым опытом в данной области. Разработано научно-методическое обеспечение деятельности творческой лаборатории на основе авторской программы и методики работы с разновозрастным классом-коллективом в масштабах творческой лаборатории в условиях дополнительного образования. Материалы исследования могут быть использованы в общеобразовательных и музыкальных школах, училищах, колледжах, а также в процессе вузовской подготовки педагогов-музыкантов и системе переподготовки работников образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена: опорой на фундаментальные научные разработки (отечественные и зарубежные) в области философии, психологии, общей и музыкальной педагогики и искусствоведения; рассмотрением объекта исследования в его всесторонних, наиболее существенных внутренних связях и отношениях; применением в ходе работы методов логико-теоретического и эмпирического уровня, соответствующих целям и задачам, поставленным автором исследования.

Этапы исследования.

На первом этапе (1966-1995 гг.) велось изучение особенностей преподавания специального инструмента (виолончели) в условиях детской музыкальной школы. Собирался и систематизировался методический материал, который в дальнейшем лёг в основу методических разработок и научно-теоретических публикаций автора.

Второй этап П 995-2001 гг.) посвящен теоретическому осмыслению проблемы создания творческой лаборатории в классе специального инструмента в условиях дополнительного образования, разработке и внедрению в практику экспериментальной площадки учебно-воспитательного комплекса №

1841 "Галина Вишневская" преподавания дисциплины специального инструмента, класса ансамбля и камерного оркестра, предмета читки нот с листа.

На третьем этапе (2001-2004 гг.) обобщены результаты опытно-экспериментальной работы по изучению возможностей преподавания специального инструмента в условиях дополнительного образования по авторской программе, предусматривающей максимальное развитие музыкальных способностей учащихся и профессиональную подготовку, допускающую их дальнейшее обучение в средних специальных и высших музыкальных заведениях. Сформулирована авторская концепция творческой лаборатории в классе специального инструмента в условиях дополнительного образования, апробирована двухуровневая программа деятельности творческой лаборатории в классе виолончели. Результаты работы обобщены, систематизированы и литературно оформлены в тексте диссертации.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в детских музыкальных школах № 24, 26, 37, 89, 73, в средних общеобразовательных школах № 635, 861, учебно-воспитательном комплексе № 1841 "Галина Вишневская" г. Москвы, семинарской работы в рамках методического кабинета Главного управления культуры г. Москвы и Московского института открытого образования, а также путём обсуждения материалов диссертации на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования Российской академии образования. Результаты отражены в научных и методических работах автора, а также в профессиональных достижениях отдельных учащихся единого разновозрастного виолончельного класса-коллектива, ансамбля солистов-виолончелистов и камерного оркестра учебно-воспитательного комплекса № 1841 "Галина Вишневская" за последние восемь лет.

На защиту выносится концепция творческой лаборатории, основные положения которой заключаются в следующем.

1. Творческая лаборатория — это оптимальная учебно-воспитательная целостность, обеспечивающая эффективное педагогическое взаимодействие учителя, учащихся и концертмейстера в классе инструментального обучения в системе дополнительного образования.

2. Основой организации творческой лаборатории является класс-коллектив — это объединение учащихся одного инструментального класса, обусловленное единой целью и общими задачами в ходе обучения игре на музыкальном инструменте.

3. Основной принцип формирования класса-коллектива в условиях творческой лаборатории — разновозрастность. Он обеспечивает многоаспектное педагогическое взаимодействие учащихся внутри коллектива, а также учащихся, педагога и концертмейстера. При этом формируется новый тип педагогических отношений, когда ученик, педагог и концертмейстер становятся равноправными субъектами единого разновозрастного класса-коллектива.

4. Важным педагогическим условием эффективной работы с классом-коллективом в масштабах творческой лаборатории стала двухуровневая программа обучения. Она рассчитана на более и менее подготовленных учащихся, стимулирует их взаимодействие и взаимопомощь. Двухуровневая программа обучения обусловила новую репертуарную политику, в основе которой принципы двухуровневого репертуарного планирования и экспресс-обучения на начальном и среднем этапах.

5. Оптимальным условием организации деятельности творческой лаборатории с опорой на разновозрастный класс-коллектив и двухуровневую программу обучения является синтез различных форм обучения: индивидуального урока — занятия с подгруппой — мастер-класса — концерта класса — ассамблеи виолончельного класса. При этом последняя форма как итоговое занятие-концерт является наиболее современной и инновационной.

Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гуманизация современного российского образования требует от педагогической науки создания новых концепций, направленных на формирование свободной творческой личности, обладающей чувством высокой ответственности к окружающему миру и самому себе. Творческая лаборатория, организованная в сфере дополнительного образования средней общеобразовательной школы, располагает необходимыми механизмами для художественного воспитания и музыкального образования школьников, а также для их самоопределения и раннего профильного обучения. Именно в этих условиях уже с самого начального периода обучения оптимально осуществляется многокомпонентный процесс становления будущего музыканта с осознанной установкой на полноценную творческую деятельность. Заложенное в творческой лаборатории стремление и способность к самосовершенствованию каждого субъекта класса-коллектива отвечает современной общемировой тенденции повышения качественного уровня материальной и духовной жизнедеятельности человека, даёт надежду на оптимистическую перспективу профессиональной и социальной деятельности каждого выпускника, независимо от того, станет он музыкантом или нет.

Основные положения гипотезы подтверждены, задачи исследования решены, цель достигнута.

Наиболее общие выводы исследования заключаются в следующем.

1. Творческая лаборатория — это оптимальная учебно-воспитательная целостность, в основе которой — разновозрастный класс-коллектив, что обеспечивает эффективное педагогическое взаимодействие учащихся, учителя и концертмейстера на протяжении всего периода обучения музыке. Цель творческой лаборатории — максимальное развитие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала. Основными критериями профессионального и личностного развития учащихся являются: 1) активная мотивация к обучению; 2) эффективное освоение педагогического репертуара; 3) стремление к продуктивному взаимодействию с другими учащимися в масштабах творческой лаборатории.

2. Важнейшим педагогическим условием организации творческой лаборатории является создание в системе дополнительного образования инструментального класса-коллектива. Это — объединение учащихся одного инструментального класса, обусловленное единой целью и общими задачами в ходе обучения игре на музыкальном инструменте в системе дополнительного образования.

3. Основным принципом формирования класса-коллектива в условиях творческой лаборатории в системе дополнительного образования является принцип разновозрастности, обеспечивающий многоаспектное и практически эффективное педагогическое взаимодействие, учащихся внутри разновозрастного класса-коллектива, учащихся и педагога, концертмейстера. При этом формируется новый тип педагогических отношений, когда учащиеся, педагог и концертмейстер становятся равноправными субъектами единого разновозрастного инструментального класса-коллектива.

4. Важным условием эффективной работы с разновозрастным классом-коллективом в масштабах творческой лаборатории является двухуровневая программа обучения, позволяющая гармонично развивать в личностном и профессиональном аспектах каждого обучающегося независимо от уровня его подготовки, обеспечивающая многоаспектное педагогическое взаимодействие. Следствием применения данной программы стала новая репертуарная политика, основанная на принципах двухуровневого репертуарного планирования и экспресс-обучения юного музыканта на начальном и среднем этапах.

5. Необходимым педагогическим условием организации творческой лаборатории является синтез разнообразных форм обучения (индивидуальный урок, занятие с подгруппой, мастер-класс, концерт класса, ассамблея виолончельного класса), позволяющих оптимизировать не только процесс, но и результат обучения каждого учащегося в отдельности и всего разновозрастного класса-коллектива в целом.

Перспективными направлениями исследования в будущем мы видим: — организацию творческой лаборатории на основе единого разновозрастного виолончельного класса-коллектива в условиях специального среднего учебного заведения — музыкального училища или колледжа с целью оптимизации профессионального обучения студентов, а также дальнейшего личностного развития каждого субъекта и всего класса-коллектива в целом; открытие творческих лабораторий в условиях дополнительного образования общеобразовательных школ-одиннадцатилеток на основе классов по специальности — таких, как фортепиано, скрипки, флейты и других струнных и духовых инструментов; организация творческих лабораторий на основе классов общеобразовательных школ, особенно при изучении предметов эстетического цикла.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Смирнов, Александр Владимирович, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.

2. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков. / Авто-реф. дисс. док. пед. наук. — М., 1987.

3. Алиев Ю.Б. Подросток — музыка — школа. // Вопросы методики музыкального воспитания детей. — М., 1975. — 230 с.те, (jjr rii^

4. Амонашвили Ш.А. Как живётся детям? Книга для учителя. 2-е издание. — М.: Просвещение, 1991. — 175 с.

5. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. — МЦР, 2002. — 672 с.

6. Антология гуманной педагогики. Каптерев. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.— 224 с.

7. Антология гуманной педагогики. Локк. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 224 с.

8. Антология гуманной педагогики. Ушинский. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 224 с.

9. Антология гуманной педагогики. Сухомлинский. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997.— 224 с.

10. Антология гуманной педагогики. Фромм. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 224 с.

11. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 2.— М.: Педагогика, 1980. —288 с.

12. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1983. — 224 с.

13. Аспекты культуры: классика и современность. Курс лекций. Сост. и отв. ред. М.А. Ростоцкая. — М.: ВГИК, 2001. — 236 с.

14. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2 —Л.: 1963.—388 с.

15. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.— JI.: Музыка, 1973. — 144 с.

16. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. —416 с.

17. Базиков А.С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям / на материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах / Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1997.

18. Беккер X., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. — М.: Музыка, 1978. —288 с.

19. Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие к спецкурсу для студ. III-V курсов муз.-пед. фак. и II-III курсов фак. по подготовке учителей нач. кл. — М.: Печатник, 1989. —82 с.

20. Борисяк А. А. Метод органического развития приёмов игры на виолончели.— М.: Гос. муз. изд., 1934. — 80 с.

21. Борисяк А.А. Школа игры на виолончели. — M.-JI.: Гос. муз. изд., 1949. — 96 с.

22. Борисяк А.А. Очерки школы П. Казальса. — М.: Гос. изд. Музыкальный сектор, 1929. — 64 с.

23. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Сб. статей. Вып. 3. — М.: Гос. муз. изд., 1962. — 348 с.

24. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7.— М.: Музыка, 1986. — 160 с.

25. Воспоминания о Рахманинове / Сост., ред., пред., ком. и указ. 3. Апетян. T.I. Изд. 5-е, доп. — М.: Музыка, 1988, —528 с.

26. Выготский JI.C. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. — 341 с.

27. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:

28. Просвещение, 1967. — 92 с.

29. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. — М.: Эксмо, 2003.512с.

30. Гольденвейзер А.Б. Вступ. статья к изд. И.С. Бах. — Шесть сюит для виолончели соло под ред. А. Стогорского. — М.: Гос. муз. изд., 1957.102 с.

31. Горностаева В.В. Два часа после концерта. — Дубна: Издательство Свента, 1995. — 224 с.

32. Гинзбург Л.С. Исследования, статьи, очерки. — М.: Советский композитор, 1971.— 400 с.

33. Гинзбург Л.С. О работе над произведением. Изд. 4-е доп. — М.: Музыка, 1981.— 143 с.

34. Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства. Кн. 2-я. Русское виолончельное искусство до 60-х годов XIX века. — М.: Музгиз, 1957.580 с.

35. Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства. Кн. 3-я. Русская классическая виолончельная школа (1860-1917).— М.: Музыка, 1965.620 с.

36. Гинзбург С.Л. К.Ю. Давыдов.—Л.: Музгиз лен. отд., 1936. — 212 с.

37. Гинзбург Л.С. Пабло Казальс. Изд. 2-е доп. — М.: Музыка, 1966.— 248 с.

38. Грум-Гржимайло Т.Н. Музыкальное исполнительство. (Вехи истории. Великие инструменталисты и дирижёры прошлых и наших дней). — М.: Знание, 1984. — 160 с.

39. Гутор В.П. Виолончельный класс К.Ю. Давыдова в СПб. Консерватории. «Русская музыкальная газета». № 7-8. 1914.

40. Гутор В.П. К.Ю. Давыдов как основатель школы. // «Артист» № 16. — М., 1891.

41. Давыдов К.Ю. Школа игры на виолончели. Редакция и дополнение С.М. Козолупова и Л.С. Гинзбурга. Изд. 4-ое — М.: Гос. муз. изд., 1959. —88 с.

42. Детская школа искусств: нормативные документы, учебные планы, образовательные программы. Справочное пособие. М.: ООО «Дограф», 1999. —640 с.

43. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2001.— 384 с.

44. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 5. — М.: Музыка, 1970.— 216 с.

45. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.

46. Концепция комплексной программы эстетического воспитания в общеобразовательной школе // АПН СССР, НИИ художественного воспитания — М., 1988. — 80 с.

47. Кроче Б. Эстетика. — М.: INTRADA ММ, 2000. — 160 с.

48. Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании школьников: Сб. ст., выступлений и писем — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1987. — 255 с.

49. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.— Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 288 с.

50. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской Академии Образования. № 4. — М., 2001. — С. 4-46.л ' '

51. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, личность. — М.: Политиздат,1975. —304 с.

52. Ли С. Школа игры на виолончели. Под редакцией и с добавлением А.А. Борисяка. — М.-Л.: Искусство, 1938. — 72 с.

53. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.

54. Луначарский А.В. В мире музыки. — М.: Сов. композитор, 1971.— 539 с.

55. Луначарский А.В. О народном образовании. — М.: 1958. — 445 с.

56. Мазель В.Х. Музыкант и его руки. — С-Пб.: Композитор, 2003. — 180 с.

57. Макаренко А.С. О воспитании. Изд. 2-ое, переработ, и доп. — М.: Изд. полит, литер., 1990. — 416 с.

58. Макуренкова Е.П. Всеобщая музыкальная грамотность и активизация профессионального музыкального образования. — М.: РИО РАМ им. Гнесиных, 2003. — 268 с.

59. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.

60. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.

61. Марков М.Е. Искусство как процесс. — М.: Искусство, 1970. — 240 с.

62. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2 т. / сост. и вступ. статья М. Лившица. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Искусство, 1983.

63. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. — М.: Композитор, 1993. —262 с.

64. Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования. // Сов. Музыка. № 9. —1981. >

65. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия в музыке. — М.: Музыка, 1976. — 253 с.

66. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. Сборник статей. — М.: Советский композитор, 1983. — 264 с.

67. Московская консерватория (1866-1966). — М.: Музыка, 1966. — 728 с.

68. Монсенжон Б. Рихтер. Диалоги. Дневники. — М.: Классика-ХХ1, 2003.480 с.

69. Музыкальное воспитание в школе. Сост. О. Апраксина. Вып. 9. — М.: Музыка, 1974. — 96 с.

70. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. // Избранные статьи. Письма к родителям. Сост. Я.И. Мильштейн. 2-е изд., испр. и доп.

71. М.: Всесоюзное изд. «Советский композитор», 1983. — 528 с.

72. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. / Автореф. дис. . док. пед. наук. — М., 2000.

73. Общая психология. Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. / Под ред. В.В. Богословского и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. —383 с.

74. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. — 608 с.

75. Платонов С.Ф. Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический в двух частях с прилож. восьми карт. Изд. 10, доп. — Петрогр.: Типография «Я. Башмаков и К.», 1918. — 500 с.

76. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В двух кн. — М.: «Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС», 2002.— Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.

77. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В двух кн. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 576 с.

78. Пондопуло Г.К. Формирование культурной традиции. — М.: ВГИК, 2001. —239 с.

79. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.

80. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. докт. пед. наук М.А. Данилова и докт. пед. наук Н.И. Болдырева. — М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1971. — 352 с.

81. Проблемы музыкальной педагогики. Сб. трудов. М.: Типогр. военно-дир. фак. при Моск. гос. консерв., 1981. — 137 с.

82. Римский-Корсаков В. К вопросу о стабильных учебниках в школе для смычковых инструментов. Советская музыка. 1934., № 10.

83. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз., 1946.703 с.

84. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003. —512 с.

85. Рубцов П.Ф. О воспитании слуха исполнителя на основе ладово-гармонического элемента мелодии // Вопросы исполнительского искусства. Сб. статей. — Новосибирск.: Зап.-Сибирск. книж. изд., 1974.— 110 с.

86. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 576 с.

87. Сапожников Р.Е. Школа игры на виолончели. —М.: Музыка, 1987.80 с.

88. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. В 2ч. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 4.1.— 288 с.

89. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. В 2ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 2.— 256 с.

90. Смирнов А.В. Некоторые аспекты обучения игре на виолончели. — М.: Прометей, 2000. — 76 с.

91. Смирнов А.В. Преподавание виолончели как специального инструмента в сфере дополнительного образования средних общеобразовательных школ-двенадцатилеток. Авторская программа. — М.: Mill У, 2001. — 176 с.

92. Смирнов А.В. Творческая лаборатория педагога-виолончелиста. Методические очерки. — М.: МПГУ, 2003. — 135 с.

93. Смирнов А.В. Проблемы посадки виолончелиста. Учебное пособие. — М.: МПГУ, 2003.— 38 с.

94. Смирнов А.В. Переходы при смене позиций — важная часть технологииигры на виолончели. Учебное пособие. — М.: Mill У, 2003. — 34 с.

95. Смирнов А.В. К проблеме интерпретации в музыке. Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сб. науч. тр. / Кафедра философии МПГУ. Вып. 18. —М.: Прометей, 2003. —С. 171-175.

96. Смирнов А.В. Интерпретация сюит И.С. Баха для виолончели соло: исторический аспект. // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сб. науч. тр. / Кафедра философии МПГУ. Вып. 19. — М.: Прометей, 2003. —С. 171-176.

97. Смирнов А.В. Роль музыканта-педагога в деле эстетического воспитания школьников. // Актуальные проблемы социогуманитарного знания.

98. Сб. науч. тр. / Кафедра философии МПГУ. Вып. 21. — М., 2003. — С. 194-200.

99. Смирнов А.В. О роли интерпретатора в судьбе музыкального произведения, или История одной рукописи. // Искусство в школе. Общественно-педагогический и научно-методический журнал. Вып. 6. — М., 2003. — С. 74-78.

100. Смирнов А.В. Помиловать автора! //Журнал о музыкальной жизни Москвы «Филармоник». №2. — М., 2004. — С. 67-72.

101. Сохор А. Воспитательная роль музыки. —Л.: Музгиз, 1962. — 64 с.

102. Стогорский А.П. Домашняя работа (вступительная статья к сборнику "Этюды для виолончели соло"). — М.: Советский композитор, 1963. — 167 с.

103. Стогорский А.П. Предисловие к изданию: И.С. Бах. Шесть сюит для виолончели соло. Редакция А.Стогорского. М.: Гос. муз. изд., 1957. — 104 с.

104. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.

105. Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд. 5-е. — М.: Политиздат, 1985.270 с.л, 103. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М.: Учпедгиз, 1947. —335 с.

106. Фейс О. Генеалогия и психология музыкантов. // Альманах музыкальной психологии. — М., 1994.

107. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 608 с.

108. Фромм Э. Иметь или быть? 2-е доп. изд. — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.

109. Хентова С. Ростропович. — СПб.: МП РИЦ «Культ-информ-пресс», 1993. —303 с.

110. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: Учебное пособие. — М.: МГПИ им. Ленина, 1975. — 176 с.

111. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. — М.: Просвещение, 1984.176 с.

112. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачёва В.О., Меду-шевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 336 с.

113. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования. Учеб. пособие к курсу «Методология музыкально-педагогического образования». — М.: Прометей, 2001. — 424 с.

114. Эстетический опыт личности как условие освоение культуры в образовательном процессе школы и ВУЗа. Сб. науч. тр. ИХО РАО. — М.: 2003. — 204 с.

115. Юрьев А., Берлянчик М. О подготовке струнников в музыкальных школах и училищах// Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты. Сб. статей. — Новосибирск, Западно-Сибирское кн. изд., 1973. — 120 с.