Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в студии изобразительного искусства

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в студии изобразительного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Платонов, Сергей Александрович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в студии изобразительного искусства», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в студии изобразительного искусства"

Платонов Сергей Александрович

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СТУДИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2005

1

Платонов Сергей Александрович

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СТУДИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москба - 2005 '

Работа выполнена в Государственном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Гросул Нина Валентиновна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук Ермаков Виталий Павлович

кандидат педагогических наук Ермолинская Елена Александровна

Ведущая организация: Московский государственный областной университет

Защита диссертации состоится 22 ноября 2005 г. в 15-00 час. на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Государственном учреждении «Институт художественного образования» РАО по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института художественного образования РАО.

Автореферат разослан 20 октября 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат рдаювддокиМНДОЛЯ I Л.Н. Мун

I виблиотекА^ I

I С.Пстерф?г

! 09 -

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Дополнительное образование в современной педагогической практике активно включается в процесс творческого развития детей и юношества, предоставляя возможность самоопределения, т. е. выбора будущей профессии.

Становление личностной зрелости, заключающееся в осознанном выборе молодым человеком своего места в системе социальных отношений, во многом зависит от педагогических условий профессионального самоопределения учащихся, ориентированных на поступление в вуз художественного профиля.

В настоящее время наблюдаются явные противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки абитуриента художественного вуза или училища, и реальной системой его предпрофессиональной подготовки. В художественном образовании современной России происходит поворот к новым специальностям не только в системе начального академического образования (специальные художественные школы и колледжи), но и в системе дополнительного образования.

Современные формы изобразительных (пластических) искусств значительно расширили свои границы и наряду с такими традиционными видами, как живопись, графика и скульптура, появились новые - дизайн в различных областях промышленности, полиграфии и архитектуры, а также компьютерный дизайн, мультимедиа и др. В связи с этим возникла потребность в теоретическом и практическом исследовании проблемы педагогических условий профессионального самоопределения учащихся в системе дополнительного образования, а именно в изостудии. Опыт работы в изостудии на базе общеобразовательной школы, как наиболее распространенный и доступный в звене этой системы, нуждается в коренном переосмыслении и реорганизации. Есть основание полагать, что заложенный в подростках и юношах большой творческий потенциал наиболее полно раскрывается и реализуется в процессе практического освоения разных видов художественной деятельности под

руководством художника-педагога, являющегося руководителем студии.

Таким образом, одной из основных образовательных задач студии изобразительного искусства на современном этапе является привлечение в область системы дополнительного образования новых видов деятельности и таких методов организации творческого процесса, которые бы способствовали более эффективному развитию индивидуальности учащихся.

Художественная педагогика, адекватно реагируя на все реалии жизни и изменения, происходящие в обществе, обогащается новыми методами и приемами, которые нуждаются в осмыслении, обобщении и систематизации.

Эффективность современных направлений в педагогике искусства находится в зависимости от степени осмысления наследия известных художников-педагогов, оказавших большое влияние на формирование традиций реалистической отечественной художественной школы.

Расширение сферы деятельности в области художественного образования диктует необходимость более глубокого проникновения в проблемы преподавания предметов специального цикла в системе дополнительного образования Применение художником-педагогом разнообразных инновационных методов в области освоения новых форм пластических искусств открывает подростку и юноше новые возможности в собственном творчестве, формирует сопричастность к художественной культуре.

Перспектива развития образования в области освоения пластических видов искусства на базе изостудии опирается на исторический опыт отечественной педагогики XX века в системе внешкольного образования. Для этого необходимо создание оптимальных условий, которые способствовали бы более успешному самоопределению учащихся.

Вопросы профессионального самоопределения были в поле зрения психологов и педагогов: C.J1. Рубинштейна, Ю.М. Орлова, И.С. Кона, A.B. Мудрика, П А. Шавира, Т.В. Кудрявцева, A.B. Петровского. Ими было доказано, что профессиональное самоопределение происходит начиная с подросткового возраста.

Проблемы профессионального самоопределения в условиях изостудии не являлись предметом рассмотрения в специальных научных исследованиях. Но теоретические работы A.B. Бакушинского, Г.В. Лабунской, B.C. Щербакова, Б.П. Юсова, Н.В. Гросул показали, что профессиональный интерес к искусству и художественно-творческие способности могут активно формироваться в условиях изостудии под руководством художника-педагога. Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в изостудии в процессе освоения разных видов художественного творчества до настоящего времени изучались не достаточно.

Основное внимание в данном диссертационном исследовании уделяется творческому развитию подростков 12-16 лет, поскольку в этом возрасте, как показывают исследования психологов и педагогов, уже имеются предпосылки для профессионального самоопределения.

Изучение литературы и современного состояния дополнительного художественного образования, а также педагогический опыт автора определили проблему исследования: поиск эффективных путей подготовки учащихся изостудии к выбору своей будущей профессии.

Объект исследования: профессиональная деятельность педагога, направленная на творческое развитие учащихся в изостудии.

Предмет исследования: педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в изостудии.

Цель исследования: определить содержание и методы художественного образования, обеспечивающие профессиональное самоопределение учащихся в изостудии.

Задачи исследования: - изучить степень разработанности выдвинутой проблемы в научно-теоретической, учебно-педагогической литературе, в содержании преподавания изобразительного искусства и художественного труда в условиях системы дополнительного образования;

- разработать педагогическую модель художественного образования подростков в условиях изостудии;

- определить основные педагогические условия профессионального самоопределения учащихся.

Гипотеза исследования. Профессиональное самоопределение учащихся в условиях изостудии будет происходить успешно при соблюдении следующих педагогических требований:

- наличие педагогической модели руководства творчеством подростков, подразумевающей художественно-образную взаимосвязь во многих областях искусства: изобразительного, декоративно-прикладного, архитектуры, дизайна;

- руководство изостудией одним педагогом, который формирует навыки профессиональных способов деятельности в соответствии с индивидуальными предпочтениями и возможностями учащегося;

- использование современных форм и методов обучения, учитывающих специфику видов творческой деятельности. Методологическую основу исследования составили:

- исследования, раскрывающие значение традиций отечественной реалистической школы в художественном образовании (H.H. Ростовцев, B.C. Кузин );

- концептуальные основы изучения художественного развития детей и подростков (В.В. Алексеева, A.B. Бакушинский, Б.П. Юсов, A.A. Ме-лик-Пашаев);

- труды, раскрывающие возможности изостудии в профессиональном самоопределении подростков (Г.В. Лабунская, B.C. Щербаков);

- идея авторской мастерской, нашедшая воплощение в педагогической деятельности известных художников (П.П. Чистяков, В.А. Фаворский, А. Ашбе, Ш. Холлоши и др.).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической, искусствоведческой и исторической

литературы; анализ программ и методических разработок к урокам искусств за период с 1933 г. по настоящее время; изучение материалов из архивов и методических фондов специальных художественных учебных заведений (Московского академического художественного училища памяти 1905 года, Российского художественного училища прикладного искусства, Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова); анализ творческих работ студийцев лонгитюдным и транс-версальным методами; педагогические наблюдения; опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна исследования заключается в том, что концептуально обоснована педагогическая модель художественного образования подростков, включающая работу по многим направлениям художественного творчества (изобразительного, декоративно-прикладного, архитектуры, дизайна) под руководством одного педагога. Раскрыта технология взаимодействия традиционных и современных методов освоения разных видов пластических искусств во взаимосвязи с требованиями к абитуриенту избираемой специализации.

Установлено, что приобщение учащихся изостудии к различным видам художественного творчества на занятиях в условиях мастерской художника-педагога, способствует осознанному и аргументированному выбору будущей профессии, т. е. самоопределению.

Теоретическая значимость исследования: - определены педагогические условия, способствующие профессиональному самоопределению учащихся: создание в системе дополнительного образования творческой мастерской-изостудии, в которой под руководством художника-педагога обучается коллектив учащихся разного возраста; создание педагогического пространства, адекватного для выявления и развития творческой индивидуальности; эффективность взаимодействия художника-педагога и студийца; коммуникативные условия, предполагающие наличие у педагога искусства эмоциональной

гибкости и умения увлечь; направленность творческих и познавательных интересов; содержательный уровень каждого творческого задания; наблюдение за качественным ростом творчества учащихся изостудии в течение длительного периода; активная международная выставочная деятельность;

- теоретически обоснована поэтапность художественного развития учащихся с выделением доминанты творческой деятельности для каждой возрастной группы.

Практическая значимость исследования заключается в создании программы «Познание целостности пластических искусств» и методики преподавания в соответствии с ее содержанием и учебно-творческими задачами; во включении в образовательный процесс систематической проектно-выставочной деятельности. Предложенная программа, разработанная автором исследования, может найти применение в работе педагогов в системе дополнительного образования, художественных школ и школ искусств, в курсе методики преподавания изобразительного искусства в системе повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой на фундаментальные научные разработки в области педагогики, психологии, искусствоведения, а также на материалы архивов и методических фондов специальных художественных учебных заведений. Объект исследования рассмотрен в его всесторонних и наиболее существенных связях и отношениях. Достоверность исследования обеспечивается многолетней рабо- < той соискателя с учащимися изостудии, проведением опытно-экспериментального исследования в условиях реальной деятельности руко- ' водителя изостудии, применением разнообразных, взаимно дополняющих методов при анализе и обработке полученного материала. Данный опыт работы с учащимися изостудии (экспериментом было охвачено 360 человек) распространялся на различных конференциях, выставках, семинарах: от муниципальных до международных.

Этапы исследования:

I этап (1997 - 1999 гг.) включал процесс работы со студийцами в условиях творческой мастерской. Параллельно составлялись индивидуальные опросники, анализ которых свидетельствует о творческом росте каждого из обучаемых, велось наблюдение за процессом творчества, записывались высказывания учеников по многим проблемам, опосредованно связанным с собственным творчеством. Это позволило в условиях изостудии создать 4 программы для следующих возрастных категорий:

- ранний: 5-7 лет;

- младший: 8-10 лет;

- средний: 11-13 лет;

-старший: 14-16 лет.

II этап (1999 - 2000 гг.) - разработка программ, включающих комплекс заданий, построенных по принципу взаимодействия всех видов пластических искусств, включая новые виды и жанры творчества в этой области; поиски методических подходов и педагогических приемов, стимулирующих активное творчество и способствующих самоопределению студийцев, т. е. осознанному выбору будущей профессии.

III этап (2000 - 2003 гг.) - анализ философской, педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, методологическое обоснование, определение темы исследования, продолжение работы со студийцами, активная выставочная деятельность.

IV этап (2003 - 2005 гг.) - обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по изучению возможностей подготовки учащихся изостудии в специальные художественные вузы различного профиля, проверка результатов исследования, оформление выводов, текста и приложения диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования докладывались на Международной научной конференции «Стратегия опережающего развития для России XXI века» (1999 г.), на Международной творческой конфе-

ренции под эгидой ЮНЕСКО «Семейные мастерские: национальные традиции и современные культуры» (2003 г.), на научной сессии аспирантов в Институте художественного образования РАО (2005 г.), в лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО (2005 г.), а также в публикациях.

Опытно-экспериментальная база исследования: мастерская-июстудия «Трехозерье» при Государственном образовательном учреждении Центре образования № 1048 Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, Научно-методический центр Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Поэтапность художественного развития, смысл которой состоит в выделении доминант для каждой возрастной категории.

2. Подростков характеризует становление индивидуальных мотивов и интересов в области творческой деятельности, что находит отражение в профессионализации их художественной деятельности, как под руководством педагога, так и в самостоятельной работе.

3. Создана система методов, направленная на индивидуальное развитие старшеклассников.

4. Общественно значимая художественная деятельность учащихся, являющаяся средством выражения их принадлежности к культурной жизни страны и мира, содействует формированию нравственных и гражданских качеств личности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, формулируется теоретическая и практическая значимость работы, раскрываются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Основные тенденции в образовании и профессиональном самоопределении художников» рассматривается роль «художественной мастерской» как одной из форм в обучении будущих специалистов, традиции подготовки художников в России, современные направления в художественном образовании.

Метод обучения ремеслу художника в старину строился на копировании образцов. В эпоху Средневековья все художники, как правило, объединялись по принципу принадлежности к мастерской того или иного именитого мастера. То есть существовало разделение на принадлежность к той или иной гильдии, к тому или иному цеху в зависимости от того, куда был приписан художник (Б.Р. Виппер).

Уже в эпоху Высокого Возрождения в наиболее известных и передовых мастерских характер обучения будущих художников меняется. Главным для учеников становится изучение манеры мастера, руководителя художественной мастерской.

В России художественное образование первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерской. Обучение искусству зародилось в недрах мастерских художников в обстановке ремесленного уклада творчества, в условиях, когда один учитель руководил группой учеников и затем уже перешло в стены академии, где педагогические условия существенно изменились. В академии специальные дисциплины (рисунок, живопись, композиция, скульптура, анатомия, архитектура) преподавались разными педагогами.

Рисование как учебная дисциплина стала складываться только в XVIII веке. В 1757 году в Петербурге была основана «Академия трех знатнейших художеств - живописи, скульптуры и архитектуры», где впервые было серьезно налажено обучение русских художников изобразительному искусству. При этом большое значение придавалось личностному показу педагогом самого процесса изображения на плоскости листа (рисунок, живопись, композиция, архитектурное проектирование) или в объеме (скульптуре).

Многие художники-педагоги создают свои системы обучения. А.Г. Венецианов (1780 - 1847) считал, что обучать рисованию с натуры нужно с первых шагов, изучая реальную действительность. Копирование «образцов» в начальной стадии обучения рисунку Венецианов считал ненужным и даже вредным А Г. Венецианов - один из первых педагогов, который выступил за подготовку полноценной творческой личности, умеющей реально отображать натуру, основываясь на наблюдениях окружающей жизни, а не «облагораживать» ее по античному образцу.

В 40-е годы XIX века в методах обучения изобразительному искусству происходит застой. В этот период методической основой являлись античные образцы. Натура не изучалась, все замеченные несовершенства фигуры позирующего натурщика рисовальщик был обязан выправлять по античным канонам.

Ведущую роль в создании условий для плодотворного творчества сыграли известные российские художники-педагоги, среди них одним из инициаторов художественных мастерских в обучении художников был П.П. Чистяков. Он ставил задачу изучения живой натуры, овладения процессом работы профессионального художника, понимания каждого этапа творчества, определяемого окончательной целью. В своей педагогической практике он обращает внимание на творческое осмысление впечатлений, умение обобщать, находить характерное в каждом явлении, жизни и природе.

Популярной была мастерская И.Е. Репина, являвшаяся средоточением передовых художественных и общественных интересов, и в этом смысле ста-

ла важным явлением русской культуры конца XIX - начала XX века. И.Е. Репин являлся продолжателем традиций П.П. Чистякова в обучении творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью, хотя методы сотворчества с учениками у них существенно отличались.

Целью школы А. Ашбе, как и школы педагога П.П. Чистякова, являлась подготовка художников как творческих личностей, а вовсе не бездумных ремесленников, скованных заученной манерой исполнения. Он считал, что самым важным в процессе обучения является ознакомление учащегося с методами работы и общими закономерностями искусства, а не с отдельными приемами.

Шимон Холлоши учил цельности восприятия изображения в работе, где детали входят в целое. Иногда он это демонстрировал на примере создания собственных произведений или при корректировке студенческих работ.

Для России конца XIX - начала XX веков был характерен повышенный интерес к методике преподавания рисования в специальных и общеобразовательных учебных заведениях. Шла борьба двух резко отличающихся друг от друга направлений: прежнего, так называемого «геометрического» метода обучения рисованию и нового, получившего название «натурального» метода. Борьба между сторонниками этих направлений вызвала наиболее жгучий интерес на Всероссийском съезде художников, который состоялся в 1911 - 1912 гг. В этот период создаются студии художников-педагогов, в которых занимаются уже определившие свой профессиональный путь художники.

Переломным моментом в становлении новых методов и поистине революционных идей в художественном образовании России было открытие Московских государственных высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), затем преобразованных в Московский государственный высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), которые готовили в Советской республике 20-х годов специалистов, связанных с промышленностью. Это была система мастерских, которые выбирались студен-

тами по желанию. В мастерских учащимся давалась возможность выбирать в руководители тех художников, которых они считали наиболее талантливыми и наиболее способными, дающими необходимое им художественное образование.

Изучение архивов и музеев высших и средних художественных учебных заведений позволило выявить роль авторских мастерских художников в формировании графиков и живописцев, скульпторов и мастеров прикладного искусства.

В России в 20 - 30-е годы XX века были созданы опытно-показательные учреждения общеобразовательного характера, в которых проводилась экспериментальная и исследовательская работа по разным направлениям учебно-воспитательной деятельности под руководством H.H. Ку-преянова, В Е. Пестель, Я.А. Башилова, Г.В. Лабунской, Е Е. Рожковой, впервые осуществлялась связь между уроками искусств и внешкольными занятиями.

Ярким представителем и организатором ряда изостудий в 1930 - 60-е гг. являлся B.C. Щербаков. Он был теоретиком и практиком в разработке содержания и методов внешкольной работы с детьми и подростками в области изобразительного искусства.

Анализ деятельности ведущих художников-педагогов выявил роль авторской мастерской-студии в профессиональном самоопределении подростков, где большое значение имеют методика обучения, опыт и мастерство педагога, совместная художественно-творческая деятельность учителя и ученика, которая принимает у каждого руководителя свои формы выражения. В студиях под руководством B.C. Щербакова, A.M. Михайлова, Д.Г. Соболева, С.Д. Левина, С.Г. Галкиной, И И. Дробышева в 1930 - 70-е гг. определился профессиональный выбор многих живописцев, графиков, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства.

В последнее тридцатилетие, наряду со студийной деятельностью, происходит дальнейшее расширение сети детских художественных школ и школ

искусств, увеличивается не только их количество, но и круг направлений, соответственно, и количество преподаваемых в них специальных дисциплин. В диссертационном исследовании рассматриваются основные тенденции, преобладающие в современных профильных колледжах, училищах и высших учебных заведениях: расширение круга специальностей, связанных с промышленностью; введение пропедевтических курсов, решающих проблемы развития пространственного, композиционного визуального мышления студентов; введение компьютерных технологий обучения и дисциплин, формирующих общую культуру учащихся.

Расширение количества учреждений специального художественного профиля, предоставляющих возможность выбора необходимой специализации, возникновение авторских мастерских-изостудий позволяют будущему абитуриенту определить конкретную область творчества.

Во второй главе «Теоретические и практические вопросы обучения пластическим искусствам как условие профессиональной подготовки учащихся» выдвигается положение о том, что на занятиях с учащимися в условиях изостудии различными видами художественной деятельности (графика, живопись, плакат, мелкая пластика, дизайн, проектирование интерьеров, выставок и реклам, архитектура малых форм) создаются условия для раскрытия творческой индивидуальности. Руководитель изостудии, основываясь на собственном педагогическом опыте, опираясь на личные наблюдения за процессом детского, подросткового и собственного творчества, прогнозирует будущие результаты в творческом развитии и раскрытии способностей у учащихся в области пластических искусств.

Данное исследование проходило на базе мастерской-студии «Трехозе-рье» при школе № 1048 (ныне - Центр образования № 1048) г. Москвы с 1997 г. по 2005 г., в нем принимало участие 360 человек.

В диссертации охарактеризованы три основные фазы экспериментального исследования: констатирующая, поисковая и формирующая. Нами применялись следующие методы исследования: наблюдение за процессом твор-

чества в области разных видов пластических искусств, сравнительный анализ работ разных учащихся по одной теме или проблеме, анализ работ одного студийца на протяжении нескольких лет, выполненных в разных видах и жанрах, беседы с детьми, опрос родителей.

Организация образовательного процесса рассматривается нами как гибкая система, обладающая способностью быть адаптированной к различным ситуациям личностного развития и обеспечивающая необходимое пространство для творческого и профессионального развития студийцев.

Многообразие форм пластического выражения через педагогически организованные процессы восприятия разных видов искусства обогащают и развивают подростка в творческом направлении. Работа с детьми и подростками в области разных видов пластических искусств способствует выявлению творческой индивидуальности.

Авторская программа изостудии, рассчитанная на непрерывное обучение детей и подростков от детского сада, начальной и средней школы до высшего учебного заведения под руководством одного педагога по многим вилам пластических искусств: изобразительного (живопись, графика, плакат), декоративно-прикладного (мелкая пластика), конструктивного (дизайн, проектирование интерьеров, выставок и реклам, моделирование и конструирование одежды, архитектура малых форм) открывает возможности индивидуального раскрытия каждого студийца.

Условиями работы в изостудии определяются возрастные рамки (границы) состава учащихся от 5 до 16 лет. В процессе констатирующего эксперимента была установлена педагогическая целесообразность дифференциации учащихся на четыре группы: 5-7 лет, 8 - 10 лет, 11-13 лет, 14-16 лет. При этом мы руководствовались познавательными приоритетами и художественными возможностями учащихся. Анализ психолого-педагогической литературы и практика работы с детьми дали основание считать, что учащихся младших групп (5-7 лет, 8-10 лет) характеризует целостность восприятия действительности и искусства, равный интерес к разным видам художественной деятельности.

В творчестве младших подростков (11 - 13 лет) отмечается индивидуализация в рисунке, живописи, конструктивных разработках, свидетельствующая о задатках и склонностях к конкретному виду творчества.

Старшие подростки (14 - 16 лет) в процессе дальнейшего творческого раскрытия способностей ориентируются на поступление в профильные учебные заведения При этом имеется группа «продвинутого» образования, когда выделение в группы наиболее способных и одаренных детей создаются условия для их роста. Изучение творческого развития 360 студийцев, из которых 304 девочки, 56 мальчиков, показало, что 58 человек поступили в художественные, дизайнерские, архитектурные высшие учебные заведения (12 юношей, остальные девушки); 8 человек - в технические высшие учебные заведения; 1 человек - в Московский государственный литературный институт; 1 человек - в Академию бизнеса; 11 человек выбрали педагогические и психологические направления высших учебных заведений; 5 человек поступило в колледжи по обучению парикмахеров и кондитеров; 2 человека - в экономический колледж; 1 человек - в полиграфический колледж; 3 человека - в машиностроительный колледж; 2 человека - в колледж по моделированию одежды; 3 человека - в медицинские училища. Всего 95 человек за период с 1999 г. по 2005 г. поступили в различные учебные заведения. Многие дети и подростки продолжают обучаться в мастерской-студии.

Задания, адекватные интересам современных учащихся, дают возможность, не нарушая логики общего художественного развития, стимулировать формирование индивидуальных задатков. В диссертации на примере конкретных учащихся рассматривается методика индивидуального развития.

Перед студийцами ставились проблемные задачи и применялись соответствующие активизирующие методы: проектная и выставочная деятельность, членство подростков в Международной ассоциации «Природа и творчество» неправительственной организации при ООН, Детском общественном объединении мастерской-студии «Трехозерье», в художественном и эстетическом советах, а также в совете по внешним связям, направленные на творческую, индивидуальную и познавательную деятельность.

В процессе освоения разных видов пластических искусств у учащихся изостудии возникает профессиональный интерес к определенным видам творчества, отдается предпочтение какому-то одному из его видов: архитектуре, дизайну, моделированию костюма, декоративно-прикладному искусству и пр. В старших классах формируется чисто профессиональная потребность к творчеству в конкретной сфере деятельности, готовность к сотрудничеству с педагогом в области определенного вида искусства.

Педагогу, обладающему определенными знаниями в области методики обучения и владеющему специальной информацией о стандартах и требованиях, которые в дальнейшем будут нужны при поступлении в художественные вузы, необходимо чувствовать творческие наклонности своего ученика. Знание педагогом потенциальных возможностей студийцев в дальнейшем способствует развитию задатков и качеств личности.

Большое значение в художественном развитии учащихся изостудии имеет содержательная целостность разнообразных творческих и учебных заданий: работа с натуры, иллюстрации к литературным произведениям, композиции на исторические сюжеты, плакаты на разные проблемы современной жизни, дизайн машин, моделирование и конструирование одежды, проектирование интерьеров, ландшафтный дизайн, архитектура малых форм и др. Они способствуют интеллектуальному развитию, формируют фантазию, устойчивость внимания. При этом большое значение приобретает связь с базовыми образовательными предметами такими, как литература (иллюстрации к литературным произведениям, проектирование одежды и костюмов героев); ботаника (этюдные работы, зарисовки растений на природе, использование конструкций растений в дизайнерских разработках); биология (изучение строения и анатомические зарисовки животных), анатомия и физиология человека (изучение пластической анатомии); физика (законы Ньютона о свете и цвете); черчение (машиностроительное и строительное, необходимое при дизайнерском проектировании); история (выполнение произведений на исторические сюжеты); мировая художественная культура (выполнение работ, изо-

бражающих природные и культурные памятники, охраняемые ЮНЕСКО).

Творчество учащихся актуализирует участие в различных тематических выставках, конкурсах, фестивалях (от районных до международных). Подобные проекты служат стимулом дальнейшего творческого развития.

Экспериментальная апробация и практическая реализация концепции творческой мастерской-изостудии в процессе работы с учащимися подтвердила эффективность педагогических методов, направленных на самоопределение:

- четырехуровневая программа творческой деятельности изостудии «Познание целостности пластических искусств» позволила оптимально организовать творческий учебно-воспитательный процесс в соответствии с познавательными особенностями и возможностями учащихся (в 5 - 7 лет - знакомство с основами рисунка, живописи, мелкой пластики, дизайна и архитектуры малых форм и композиционной деятельности; в 8 - 10 лет - сочетание творческих заданий с академическим рисунком и живописью в тесной взаимосвязи с мелкой пластикой, дизайном и архитектурой малых форм; в 11 - 13 лет - выявление творческих приоритетов и профессиональное ориентирование, активное участие в выставках, олимпиадах, фестивалях разного уровня; в 14 - 16 лет - профессиональная подготовка к поступлению в конкретные профильные учебные заведения);

- создание условий, адекватных для развития группы наиболее способных и одаренных детей;

- введение новых предметов художественного цикла (дизайн, проектирование интерьеров, выставок и реклам и др.) стимулировало поиск оригинальных композиционных решений в рамках выбранных видов пластических искусств;

- синтез методов обучения, включающий (как итог) разработку выставочных проектов, позволил расширить рамки традиционных занятий,

которые состояли из коллективных и индивидуальных занятий, мастер-класса и проч.

Эти инновации обусловили большой интерес к работе изостудии «Трехозерье». Результатом практической творческой деятельности явилось:

- участие в программах, нацеленных на сохранение отечественных художественных традиций на основе преемственности поколений;

- мастерская-студия «Трехозерье» является коллективным членом Международной ассоциации «Природа и творчество» неправительственной организации при ООН и Детским общественным объединением;

- работы учеников опубликованы в каталогах российских и международных выставок детского творчества и в других изданиях. Руководитель мастерской-студии был председателем и членом жюри многих детских выставок и конкурсов - от муниципальных до международных;

- -мастерская-студия «Трехозерье» принимает участие в различных международных конференциях и выставках, направленных на укрепление дружбы и взаимопонимания, содействие культурному обмену. Показателем педагогической эффективности содержания и методов являются творческие достижения каждого ученика и коллектива изостудии в целом (238 раз студийцы становились лауреатами различных конкурсов от районных до международных, 24 раза студия становилась лауреатом, 987 раз студийцы награждались грамотами и дипломами за участие в выставках, конкурсах, олимпиадах, 747 студийцев обучились различным видам пластических искусств), а также факты поступления в специальные художественные вузы и учебные заведения (58 выпускников студии), что свидетельствует о результативности проведенного эксперимента.

В заключении диссертации сформулированы выводы исследования: 1. Процесс формирования отношения учащегося к избираемой профессии и способы самореализации происходят, как показывают психолого-педагогические исследования и опыт автора, в подростковом и юношеском возрасте. В этот период осуществляется выбор путей

ведущих к самоопределению, т.е. осознанному выбору своего места в жизни и будущей профессиональной деятельности.

2. Педагогическую эффективность работы с коллективом учащихся определила авторская программа «Познание целостности пластических искусств», в которой реализована модель художественного образования, предполагающая взаимосвязь разных видов деятельности в области живописи, графики, плаката, мелкой пластики, дизайна и архитектуры. Следствием применения этой программы на занятиях с учащимися является выбор приоритетных направлений, проявление профессионального интереса к конкретному виду и жанру.

3. В качестве показателей педагогической эффективности работы изостудии рассматриваются:

- стремление к активному творческому взаимодействию учащихся с коллективом изостудии и педагогом;

- выбор в условиях занятий в творческой мастерской-изостудии будущей профессии;

- участие в конкурсах, фестивалях творчества, в городских, республиканских и международных выставках и проектах;

- стремление к самостоятельности как результат погруженности в творческую деятельность.

На основе психолого-педагогического анализа результатов опытно-экспериментальной работы доказано, что ориентация на выдвинутые показатели помогает руководителю изостудии выявить динамику творческого роста учащихся, способствующую становлению личностной зрелости, т.е. профессионального самоопределения.

4. Педагогическими условиями, способствующими профессиональному самоопределению, являются: создание в системе дополнительного образования творческой мастерской-изостудии, в которой под руководством художника-педагога обучается коллектив учащихся разного возраста; создание педагогического пространства, адекватного

для выявления и развития творческой индивидуальности; эффективность взаимодействия художника-педагога и студийца; коммуникативные условия, предполагающие наличие у педагога искусства эмоциональной гибкости и умения увлечь; направленность творческих и познавательных интересов; содержательный уровень каждого творческого задания; наблюдение за качественным ростом творчества учащихся изостудии в течение длительного периода; активная международная выставочная деятельность.

Основные положения диссертации отражены в ряде публикаций (56 публикаций), среди которых:

1 Платонов С.А. От школы до ВУЗа. Рисунок, живопись, композиция, дизайн, керамика. - М.: ГУП «Агропрогресс», 1999. - 40 е.: ил. (3,33 п.л.).

2 Платонов Г. А. Обучение и воспитание детей средствами искусства // Стратегия опережающего развития для России XXI века: Межд. науч. конф. Т. 3. - Ч. 1. - М., 1999. - С. 78 - 80 (0,38 п.л.).

3 Платонов С.А. Авторская программа студии живописи, дизайна и керамики «Трехозерье». Школьная студия «Трехозерье». Воспитание гармоничной личности // Майская копилка. Кн. 1. - М.: Подрост, 2000. - С. 100 - 107 (0,67 п.л.).

4. Платонов С.А. Познание целостности пластических искусств: Авторская программа. - М.: ГУП «Агропрогресс», 2002. - 54 с. (4,5 п.л.).

5. Платонов С.А. Юбилейная выставка «5 лет детской студии «Трехозерье»: Каталог. - М.: ГУП «Агропрогресс», 2002. - 34 е.: ил. (2,83 п.л.).

6. Платонов С.А. Моя Россия. Межрегиональная выставка детского рисунка, посвященная 5-летию Детской мастерской-студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна «Трех-

озерье»: Каталог. - Псков: ООО «Фирма «Псковское возрождение»,

2002. - 44 е.: цв. ил. (3,67 п.л.).

7. Sergey Platonov. Children's creative arts // NOOSPHERE. - 2002. - № 14.-P. 62-64(0,38 п.л.).

8. Платонов C.A. Искусство начинается с детства. - M.: Отдел оперативной полиграфии ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2003. - 49 е.: ил. (4,08 п.л.).

9. Платонов С.А. Педагогический опыт «Трехозерье» // Детское творчество. - 2003. - № 2. - С. 38-40, с. 3 обложки (0,5 п.л.).

Ю.Платонов С.А. Творческое художественное развитие в Детской студии «Трехозерье». Creative Artistic Development of children in Trek-hozerie Studio Shop // Сб. мат. Межд. творч. конф. под эгидой ЮНЕСКО «Семейные мастерские: национальные традиции и современные культуры». - М., 2003. - С. 27 - 31, 81 - 84 (1,25 п.л.). И.Платонов С.А. Пластические искусства в школе // Наша школа. -

2003. - № 6; Школьные перспективы: Прилож. - 2003. - № 4. - С. 11

- 13(0,38 п.л.).

12.Платонов С.А. Роль «художественной мастерской» как одной из форм в обучении будущих специалистов // Пед. науки - 2004. - № 5. -С. 102- 105(0,5 п.л.).

13.Платонов С.А. Профессиональное ориентирование под руководством одного педагога // Bon. гуманит. наук. - 2004. - № 6. - С. 237

- 239 (0,38 пл.).

14.Платонов С.А. Обучение детей и подростков пластическим искусствам во взаимосвязи с экологией // Экспериментальная деятельность Центра образования № 1048. - М.: Подрост, 2005. - С. 19 - 25 (0,76 п.л.).

15.Платонов С.А. Эстетическое и художественное воспитание и обуче ние на примере дополнительного образования // Образование в со временной школе. - 2005. - № 8. - С. 46 - 51 (0,75 п.л.).

Лицензия ЛР № 021238 от 22.08.97.

Подписано в печать 11 02.2003 г Бумага офсетная Печать офсетная Бумага 60x84 1/16 Услпечл 1,5 Тираж 100 экз Заказ №166

111621, г Москва, ул. Оренбургская, 15 Отдел оперативной полиграфии ФГУП «ВО Минсельхоза России»

РНБ Русский фонд

2006-4 15204

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Платонов, Сергей Александрович, 2005 год

Введение.

Глава 1. Основные тенденции в образовании и профессиональном самоопределении художников.

1.1. Роль «художественной мастерской» как одной из форм в обучении будущих специалистов.

1.2. Современные направления в художественном образовании.

Глава 2. Теоретические и практические вопросы обучения пластическим искусствам как условие профессиональной подготовки учащихся.

2.1. Опыт освоения в условиях изостудии различных видов художественного творчества.

2.2. Профессиональное ориентирование под руководством одного педагога.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в студии изобразительного искусства"

Актуальность исследования. Дополнительное образование в современной педагогической практике активно включается в процесс творческого развития детей и юношества, предоставляя возможность самоопределения, т. е. выбора будущей профессии.

Становление личностной зрелости, заключающееся в осознанном выборе молодым человеком своего места в системе социальных отношений, во многом зависит от педагогических условий профессионального самоопределения учащихся, ориентированных на поступление в вуз художественного I профиля.

В настоящее время наблюдаются явные противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки абитуриента художественного вуза или училища, и реальной системой его предирофессионалыюй подготовки. В художественном образовании современной России происходит поворот к новым специальностям не только в системе начального академического образования (специальные художественные школы и колледжи), но и в системе дополнительного образования.

Современные формы изобразительных (пластических) искусств значительно расширили свои границы и наряду с такими традиционными видами, как живопись, графика и скульптура, появились новые - дизайн в различных областях промышленности, полиграфии и архитектуры, а также компьютерный дизайн, мультимедиа и др. В связи с этим возникла потребность в теоретическом и практическом исследовании проблемы педагогических условий профессионального самоопределения учащихся в системе дополнительного образования, а именно в изостудии. Опыт работы в изостудии на базе общеобразовательной школы, как наиболее распространенный и доступный в звене этой системы, нуждается в коренном переосмыслении и реорганизации. Есть основание полагать, что заложенный в подростках и юношах большой творческий потенциал наиболее полно раскрывается и реализуется в процессс практического освоения разных видов художественной деятельности под руководством художника-педагога, являющегося руководителем студии.

Таким образом, одной из основных образовательных задач студии изобразительного искусства на современном этане является привлечение в область системы дополнительного образования новых видов деятельности и таких методов организации творческого процесса, которые бы способствовали более эффективному развитию индивидуальности учащихся.

Художественная педагогика, адекватно реагируя на все реалии жизни и изменения, происходящие в обществе, обогащается новыми методами и приемами, которые нуждаются в осмыслении, обобщении и систематизации.

Эффективность современных направлений в педагогике искусства находится в зависимости от степени осмысления наследия известных художников-педагогов, оказавших большое влияние на формирование традиций реалистической отечественной художественной школы.

Расширение сферы деятельности в области художественного образования диктует необходимость более глубокого проникновения в проблемы преподавания предметов специального цикла в системе дополнительного образования. Применение художником-педагогом разнообразных инновационных методов в области освоения новых форм пластических искусств открывает подростку и юноше новые возможности в собственном творчестве, формирует сопричастность к художественной культуре.

Перспектива развития образования в области освоения пластических видов искусства на базе изостудии опирается на исторический опыт отечественной педагогики XX века в системе внешкольного образования. Для этого необходимо создание оптимальных условий, которые бы способствовали более успешному самоопределению учащихся.

Вопросы профессионального самоопределения были в иоле зрения психологов и педагогов: СЛ. Рубинштейна, Ю.М. Орлова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, П.Д. Шавира, Т.В. Кудрявцева, Д.В. Петровского. Ими было доказано, что профессиональное самоопределение происходит начиная с подросткового возраста.

Проблемы профессионального самоопределения в условиях изостудии не являлись предметом рассмотрения в специальных научных исследованиях. Но теоретические работы Л.В. Бакушииского, Г.В. Лабунской, B.C. Щербакова, Б.П. Юсова, Н.В. Гросул показали, что профессиональный интерес к искусству и художественно-творческие способности могут активно формироваться в условиях изостудии под руководством художника-педагога. Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в изостудии в процессе освоения разных видов художественного творчества до настоящего времени изучались не достаточно.

Основное внимание в данном диссертационном исследовании уделяется творческому развитию подростков 12-16 лет, так как в этом возрасте, как показывают исследования психологов и педагогов, уже имеются предпосылки для профессионального самоопределения.

Изучение литературы и современного состояния дополнительного художественного образования, а также педагогический опыт автора определили проблему исследования: поиск эффективных путей подготовки учащихся изостудии к выбору своей будущей профессии.

Объект исследования: профессиональная деятельность педагога, направленная на творческое развитие учащихся в изостудии.

Предмет исследования: педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в изостудии.

Цель исследования: определить содержание и методы художественного образования, обеспечивающие профессиональное самоопределение учащихся в изостудии.

Задачи исследования: - изучить степень разработанности выдвинутой проблемы в научнотеоретической, учебно-педагогической литературе, в содержании иреподавания изобразительного искусства и художественного труда в условиях системы дополнительного образования;

- разработать педагогическую модель художественного образования подростков в условиях изостудии;

- определить основные педагогические условия профессионального самоопределения учащихся.

Гипотеза исследования. Профессиональное самоопределение учащихся в условиях изостудии будет происходить успешно при соблюдении следующих педагогических требований:

- наличие педагогической модели руководства творчеством подростков, подразумевающей художественно-образную взаимосвязь во многих областях искусства: изобразительного, декоративно-прикладного, архитектуры, дизайна;

- руководство изостудией одним педагогом, который формирует навыки профессиональных способов деятельности в соответствии с индивидуальными предпочтениями и возможностями учащегося;

- использование современных форм и методов обучения, учитывающих специфику видов творческой деятельности. Методологическую основу исследовании составили:

- исследования, раскрывающие значение традиций отечественной реалистической школы в художественном образовании (Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин);

- концептуальные основы изучения художественного развития детей и подростков (В.В. Алексеева, Л.В. Бакушинский, Б.П. Юсов, Л.Л. Мелик-Пашаев);

- труды, раскрывающие возможности изостудии в профессиональном самоопределении подростков (Г.В. Лабунская, B.C. Щербаков);

- идея авторской мастерской, нашедшая воплощение в педагогической деятельности известных художников (П.П. Чистяков, В.А. Фаворский, Л. Ашбе, Ш. Холлоши и др.).

Методы исследования: теоретический анализ пенхолого-педагогическои, научно-методической, искусствоведческой и исторической литературы; анализ программ и методических разработок к урокам искусств за период с 1933 г. по настоящее время; изучение материалов из архивов и методических фондов специальных художественных учебных заведений (Московского академического художественного училища памяти 1905 года, Российского художественного училища прикладного искусства, Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова); анализ творческих работ студийцев лонги-тюдным и трансверсальным методами; педагогические наблюдения; опытно-экспериментальная работа.

Научная новнзпа исследования заключается в том, что концептуально обоснована педагогическая модель художественного образования подростков, включающая работу по многим направлениям художественного творчества (изобразительного, декоративно-прикладного, архитектуры, дизайна) под руководством одного педагога. Раскрыта технология взаимодействия традиционных и современных методов освоения разных видов пластических искусств во взаимосвязи с требованиями к абитуриенту избираемой специализации.

Установлено, что приобщение учащихся изостудии к различным видам художественного творчества, на занятиях в условиях мастерской художника-педагога способствует осознанному и аргументированному выбору будущей профессии, т. е. самоопределению.

Теоретическая значимость исследования: - определены педагогические условия, способствующие профессиональному самоопределению учащихся: создание в системе дополнительного образования творческой мастерской-изостудии, в которой под руководством художника-педагога обучается коллектив учащихся разного возраста; создание педагогического пространства, адекватного для выявления и развития творческой индивидуальности; эффективность взаимодействия художника-педагога и студийца; коммуникативные условия, предполагающие наличие у педагога искусства эмоциональной гибкости и умения увлечь; направленность творческих и познавательных интересов; содержательный уровень каждого творческого задания; наблюдение за качественным ростом творчества учащихся изостудии в течение длительного периода; активная международная выставочная деятельность;

- теоретически обоснована поэтапность художественного развития учащихся с выделением доминанты творческой деятельности для каждой возрастной группы.

Практическая значимость исследовании заключается в создании программы «Познание целостности пластических искусств» и методики преподавания в соответствии с ее содержанием и учебно-творческими задачами; во включении в образовательный процесс систематической проектно-выставочной деятельности. Предложенная программа, разработанная автором исследования, может найти применение в работе педагогов в системе дополнительного образования, художественных школ и школ искусств, в курсе методики преподавания изобразительного искусства в системе повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой на фундаментальные научные разработки в области педагогики, психологии, искусствоведения, а также материалы архивов и методических фондов специальных художественных учебных заведений. Объект исследования рассмотрен в его всесторонних и наиболее существенных связях и отношениях. Достоверность исследования обеспечивается многолетней работой соискателя с учащимися изостудии, проведением опытно-экспериментального исследования в условиях реальной деятельности руководителя изостудии, применением разнообразных, взаимно дополняющих методов при анализе и обработке полученного материала. Данный опыт работы с учащимися изостудии экспериментом было охвачено 360 человек) распространялся на различных конференциях, выставках, семинарах: от муниципальных до международных.

Этапы исследования:

I этап (1997 - 1999 гг.) включал процесс работы со студийцами в условиях творческой мастерской. Параллельно составлялись индивидуальные опросники, анализ которых свидетельствует о творческом росте каждого из обучаемых, велось наблюдение за процессом творчества, записывались высказывания учеников по многим проблемам, опосредованно связанным с собственным творчеством. Это позволило в условиях изостудии создать 4 программы для следующих возрастных категорий:

- ранний: 5-7 лет;

-младший: 8-10 лет;

- средний: 11-13 лет;

- старший: 14-16 лет.

II этап (1999 - 2000 гг.) - разработка программ включающих комплекс заданий, построенных по принципу взаимодействия всех видов пластических искусств, включая новые виды и жанры творчества в этой области; поиски методических подходов и педагогических приемов, стимулирующих активное творчество и способствующих самоопределению студийцев - т. е. осознанному выбору будущей профессии.

III этап (2000-2003 гг.)-анализ философской, педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, методологическое обоснование, определение темы исследования, продолжение работы со студийцами, активная выставочная деятельность.

IV этап (2003 - 2005 гг.) - обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по изучению возможностей подготовки учащихся изостудии в специальные художественные вузы различного- профиля, проверка результатов исследования, оформление выводов, текста и приложения диссертации.

Апробация н внедрение результатов исследования докладывались на Международной научной конференции «Стратегия опережающего развития для России XXI века» (1999 г.); на Международной творческой конференции под эгидой ЮНЕСКО «Семейные мастерские: национальные традиции и современные культуры» (2003 г.), на научной сессии аспирантов в Институте художественного образования РАО (2005 г.), в лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО (2005 г.), а также в публикациях.

Опытио-эксисриментальная база исследования: мастерская-изостудия «Трехозерье» при Государственном образовательном учреждении Центре образования № 1048 Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, Научно-методическом центре Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Поэтапность художественного развития, смысл которой состоит в выделении доминант для каждой возрастной категории.

2. Подростков характеризует становление индивидуальных мотивов и интересов в области творческой деятельности, что находит отражение в профессионализации их художественной деятельности, как под руководством педагога, так и в самостоятельной работе.

3. Создана система методов, направленная на индивидуальное развитие старшеклассников.

4. Общественно значимая художественная деятельность учащихся, являющаяся средством выражения их принадлежности к культурной жизни страны и мира, содействует формированию нравственных и гражданских качеств личности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Заключение

На основе психолого-педагогического анализа и опытно-экспериментальной работы доказано, что ориентация на выдвинутые критерии помогает выявить динамику творческого роста учащихся изостудии, способствующую становлению личностной зрелости, т. е. профессиональному самоопределению:

1. Процесс формирования отношения учащегося к избираемой профессии и способы самореализации происходят, как показывают психолого-педагогические исследования и опыт автора, в подростковым и юношеским возрасте. В этот период осуществляется выбор путей ведущих к самоопределению, т. е. осознанному выбору своего места в жизни и будущей профессиональной деятельности.

2. Педагогическую эффективность работы с коллективом учащихся определила авторская программа «Познание целостности пластических искусств», в которой реализована модель художественного образования, предполагающая взаимосвязь разных видов деятельности в области живописи, графики, плаката, мелкой пластики, дизайна и архитектуры. Следствием применения этой программы на занятиях с учащимися является выбор приоритетных направлений, проявление профессионального интереса к конкретному виду и жанру.

3. В качестве показателей педагогической эффективности работы изостудии рассматриваются:

- стремление к активному творческому взаимодействию учащихся с коллективом изостудии и педагогом;

- выбор в условиях занятий в творческой мастерской-изостудии будущей профессии;

- участие в конкурсах, фестивалях творчества, в городских, республиканских и международных выставках и проектах;

- стремление к самостоятельности как результат погруженности в творческую деятельность.

На основе психолого-педагогического анализа результатов опытно-экспериментальной работы доказано, что ориентация на выдвинутые показатели помогает руководителю изостудии выявить динамику творческого роста учащихся, способствующую становлению личностной зрелости, т.е. профессионального самоопределения.

4. Педагогическими условиями, способствующими профессиональному самоопределению, являются: создание в системе дополнительного образования творческой мастерской-изостудии, в которой под руководством художника-педагога обучается коллектив учащихся разного возраста; создание педагогического пространства, адекватного для выявления и развития творческой индивидуальности; эффективность взаимодействия художника-педагога и студийца; коммуникативные условия, предполагающие наличие у педагога искусства эмоциональной гибкости и умения увлечь; направленность творческих и познавательных интересов; содержательный уровень каждого творческого задания; наблюдение за качественным ростом творчества учащихся изостудии в течение длительного периода; активная международная выставочная деятельность.

На основе изучения опыта работы с детьми в сфере дополнительного образования, базовой школы и художественных мастерских, анализа интересов детей и родителей, индивидуальных характеристик, обзора практики в связи с изменившимися социально-экономическими условиями мы сделали вывод о диапазоне интересов, ориентированных на выбор профессии, об об-щеразвивающих задачах, направленных на развитие творческого потенциала ребенка.

В ходе научно-экспериментальной работы также было выявлено, что педагогически эффективными направлениями в содержании занятий оказались разносторонняя творческая направленность на занятиях, художественное качество выполняемых детьми работ, композиционно-пластическая сторона деятельности, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, помогающих профессиональному самоопределению.

Отражение интересов детей и родителей в содержании различных форм занятий пластическими искусствами (таких как индивидуально-творческая, самостоятельная; массовая выставочная: проведение конкурсов детского творчества на базе мастерской-студии межрегиональных, российских, международных; экскурсионная и т. п.) также является одним из условий успешного профессионального самоопределения.

Эксперимент показал, что обучение пластическим искусствам в комплексе, по единой программе стимулирует создание творческих работ, направленных на творческое развитие, дает дальнейшие ориентиры при выборе профессии.

Этому способствуют:

• взаимосвязь занятий с жизнью; ш • проба творческих возможностей в разных видах пластических искусств живопись, графика, дизайн, моделирование одежды и др.);

• единый н органичный педагогический подход на занятиях у одного педагога, владеющего универсальным методом преподавания искусства;

• взаимосвязь с предметами базовой школы, дающая творческое обогащение студийцев;

• привитие эстетического вкуса.

В результате проведенной опытной работы по авторской программе «Познание целостности пластических искусств: изобразительного (графика, живопись, плакат), декоративно-прикладного (мелкая пластика, коллаж), конструктивного (дизайн, моделирование и конструирование одежды, проектирование интерьеров, выставок, реклам)» у студийцев получили развитие следующие качества: а) умение ориентироваться в пластических искусствах на базе различных видов творческой деятельности; б) умение применять полученные знания на практике.

Исследования указывают на необходимость дальнейшего совершенствования программ, методических пособий и рекомендаций по дополнительному образованию в области пластических искусств.

В диссертации разработаны основные виды и формы обучения пластическим искусствам, которые способствуют развитию художественно-творческой деятельности, показаны пути организации работы мастерской-студии по предложенной авторской программе, которая является системой, оптимизирующей весь учебно-воспитательный процесс.

По нашим педагогическим наблюдениям, изменения в личности учащихся, в их отношениях с родителями, поведением в семье, школе, студии, повышению требований к себе, к качеству своего труда, позитивно сказываются на успеваемости и являются заметным вкладом в общее развитие студийца - становления на путь профессионального самоопределения.

Данная работа, являясь логическим продолжением исследований в области пластических искусств в системе дополнительного образования студийцев, выполнена в лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО.

По мнению автора диссертационного исследования, разработка взаимосвязи занятий в области многих видов пластических искусств под руководством одного педагога в изостудии должна представлять интерес для педагогической науки.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в Детской мастерской-студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна «Трехозерье» при средней общеобразовательной школе № 1048 (ныне Центр образования № 1048) ВЛО г. Москвы. Данный опыт работы распространялся и трансформировался на различных конференциях, выставках, семинарах, на проводимых на базе мастерской-студии межрегиональных, российских, международных выставках детского творчества. О работе и деятельности мастерской-студии «Трехозерье» отмечено в 22 научных изданиях и в более 50 статьях в средствах массовой информации, а также в репортажах телеканалов «Культура», «ТВЦ», кабельного телевидения Восточного округа г. Москвы «Восток», радиокомпаний «Подмосковье», «Люберецкое радио», «23 студия», «Голос Родины». Работы учеников опубликованы в каталогах российских и международных выставок детского творчества и различных изданиях. Произведения детей и подростков находятся в фондах музея В.А. Тропинина и московских художников его времени, Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, в российских и международных детских художественных галереях.

Руководитель мастерской-студии был председателем и членом жюри многих детских выставок и конкурсов - от муниципальных до международных. Мастерская-студия «Трехозерье» принимает участие в различных международных конференциях и выставках, направленных на укрепление дружбы и взаимопонимания, на содействие образовательному, художественному и культурному обмену.

Основные положения отражены в ряде публикаций (56 публикаций).

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Платонов, Сергей Александрович, Москва

1. Абрамова В.В. Из истории подготовки учителей изобразительного искусства // Советская педагогика. 1987. - № 11. -С. 104- 107.

2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968. - 288 с.

3. Алексеева В.В. Что такое искусство. Вып. 1. М.: Советский художник, 1973. - 162 с.

4. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, Владос, 1994. - 160 с.

5. Ананьев Б.Г., Ребалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 290 с. Арнхейм Р. Искусство и визуальное воспитание. - М.: Прогресс, 1974.-392 с.

6. Асанов А.И. Взаимосвязь видов художественной деятельности в системе учебно-воспитательной работы изо-кружка (на мат. Республики Кыргызстан): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993.- 17 с.

7. Бакушинский А.В. Изобразительное искусство в школе //

8. Вестник просвещения. 1925. - № 2 - 3. - С. 83 - 90.

9. Бакушинский Л.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.-352 с.

10. Бакушинский Л.В. Художественное творчество и воспитание. Новая Москва, 1925. - 240 с.

11. Барышникова Л.П. Художественное воспитание школьников в процессе восприятия архитектурно-пространственной среды: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. - 17 с.

12. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. -165 с.

13. Башилов Я.А. Значение изобразительного материала в работе преподавателя ИЗО // Искусство в школе. 1927. - № 5. -С. 15-19.

14. Башилов Я.А. Основные черты новых программ ИЗО // Искусство в школе 1928. - № 3. - С. 1-6.

15. Беда Г.В. Живопись: Учеб. для студентов пед. институтов по спец. № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд».-М.: Просвещение, 1986.- 192 с.

16. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструктивная деятельность человека. Ташкент: Фан, 1975. - 244 с.

17. Бейер В.И., Лемпилов К.М., Разыграев Е.В. Изобразительная грамота в трудовой школе. М.: Универсальное научное издательство, 1929. - 56 с.

18. Бейер В.И., Лемпилов К.М., Разыграев Е.В. Рисование (в школе): Сб. статей. Л.: Зачатки знаний, 1927. - 175 с.

19. Белютин Э.М., Молева I I.М. Школа Ашбе. М.: Искусство, 1958.-116 с.

20. Беляева Л.С. Творческая деятельность подростков в системе внеклассной работы по искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1968. - 16 с.2425,26,27