Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Житенёва, Татьяна Петровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Житенёва, Татьяна Петровна, 2005 год

Введение.

Глава I. Персональный менеджмент в процессе подготовки руководителей художественно-творческих коллективов как психолого-педагогическая проблема.

1.1. Персональный менеджмент в области музыкального искусства и образования: понятийно-категориальный аппарат исследования.

1.2. Профессионально-управленческая культура музыканта в русской национальной традиции.

1.3. Руководитель художественно-творческого коллектива в современном социокультурном пространстве.

Глава 2. Содержание и организация опытно-экспериментального исследования процесса обучения персональному менеджменту руководителей художественно-творческих коллективов.

2.1. Основные направления персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования.

2.2. Разработка экспериментального курса «Персональный менеджмент в области музыкального искусства и образования».

2.3. Этапы освоения экспериментального курса. Анализ полученных результатов.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Персональный менеджмент в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта"

Актуальность исследования. Для современного этапа социального и культурного развития России характерны радикальные политические и экономические преобразования, оказывающие влияние на все стороны общественной жизни. Динамика, сложность и многоплановость этих процессов настолько значительна, что это дает основания называть настоящий исторический период переломно-переходным. Сохранение и приумножение духовной составляющей — высшей ценности национальной культуры - осмысление роли музыки «как эффективного средства совершенствования внутреннего мира личности» (Л.С.Зорилова) становится одной из важнейших задач образовательной парадигмы в вузах культуры и искусства на современном этапе.

Изучение современной ситуации в области культуры и искусства показывает, что не всегда талантливый музыкант, обладающий значительным интеллектом и широкой образованностью, успешно окончивший творческий вуз, оказывается готов к руководству художественно-творческим коллективом. В докладе Совета по культуре при президенте РФ отмечается, что сегодня в России существует серьезная проблема с менеджментом в сфере культуры, а успешное совмещение творческих и управленческих функций в одном лице представляет собой исключение из правил.

Для молодого музыканта, только вступающего на профессиональный путь, проблема самореализации и самоактуализации сегодня непосредственно связана не только с уровнем с его творческого потенциала: обретенных в учебно-воспитательном процессе эстетически-ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, но и с умением выстоять на рынке труда, добиться желаемой работы, суметь доказать свою профессиональную пригодность, активно включиться в творчески-созидательную деятельность, оказаться полезным и значимым членом творческого коллектива. Все это свидетельствует о назревшей необходимости выработки новых подходов к процессу профессиональной подготовки музыкантов - будущих руководителей художественно-творческих коллективов, базирующейся на понимании того, что менеджмент как наука об управлении, арт-менеджмент как наука об управлении в сфере искусства и персональный менеджмент (самоменеджмент) как личная тектология - организационная наука управления самим собой, сегодня являются ключевым звеном в подготовке специалистов в области музыкального искусства и образования, обладающих высокой профессионально-управленческой культурой.

Степень изученности проблемы. Анализу современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России посвящены многочисленные исследования (Н.К.Бакланова, А.А.Вербицкий, Л.С.Зорилова, Т.Г.Киселева, Н.В.Кротова, В.И.Черниченко, В.М. и В.В. Чижиковы и др.), направленные на поиск новых подходов, отвечающих гуманистической образовательной парадигме.

Изучению качеств, необходимых для эффективной работы менеджера, посвящены научные труды Л.К.Аверченко, А.И.Аппенянского, Т.Бойделла, Э.Кука, О.А.Никитиной, анализу функций управления в системе менеджмента - работы Ю.М.Аксёнова, М.В.Кирсановой, М.Разу, Ф.М.Русинова, вопросам организации и планирования труда - Л.И.Абрамова, В.А.Балабана, А.Г.Венделина, М.Вудкока, Д.Френсиса. Проблему взаимоотношений исполнителя и продюсера, организации гастрольной работы, значимость арт-менеджмента в культурном и экономическом развитии городской среды освещается в работах А.Брукса и Р.Кушнера, Р.Шейгана, изучению особенностей социокультурного менеджмента посвящены работы В.М. и В.В.Чижиковых.

Следует отметить, что курс персонального менеджмента как системы личной самоорганизации широко изучается и применяется в процессе подготовки управленческих кадров в университетах США, Европы, Японии. В России учеными В.В.Бондаренко, С.Д.Резником, С.Н.Соколовым,

Ф.Е.Удаловым также разработан курс персонального менеджмента, предназначенный для студентов по специальности «Менеджмент организации».

Однако, несмотря на значительный и постоянно возрастающий интерес к проблеме менеджмента, арт-менеджмента и персонального менеджмента в сфере искусства, культуры и образования, исследования, посвященные обучению персональному менеджменту в процессе подготовки студентов-музыкантов, практически отсутствуют.

Объект исследования - профессионально-управленческая культура музыканта.

Предмет исследования: становление профессионально-управленческой культуры музыканта в процессе обучения персональному менеджменту.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование педагогических условий становления профессионально-управленческой культуры музыканта в процессе обучения персональному менеджменту. Задачи исследования:

• выявить особенности обучения персональному менеджменту в области музыкального искусства и образования и определить педагогические условия, способствующие эффективности этого процесса;

• определить комплекс качеств, составляющих профессионально-управленческую культуру музыканта;

• разработать основные направления персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования;

• разработать критерии и параметры уровней сформированное™ профессионально-управленческой культуры музыканта;

• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс подготовки музыкантов экспериментальный курс «Персональный менеджмент в области музыкального искусства и образования»;

• проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность разработанного курса в процессе формирования профессионально-управленческой культуры музыкантов -руководителей художественно-творческих коллективов.

Гипотеза исследования состоит в следующем:

• подготовка руководителей художественно-творческих коллективов на современном этапе социального и культурного развития нуждается в новых подходах, направленных на создание возможностей для их максимальной самореализации и самоактуализации в новых экономических условиях;

• важнейшим фактором в обеспечении условий для максимальной самореализации и самоактуализации музыкантов - руководителей художественно-творческих коллективов - является сформированный в учебно-воспитательном процессе высокий уровень профессионально-управленческой культуры;

• значительную роль в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта на современном этапе социокультурных преобразований в России играет обучение персональному менеджменту, представляющему собой важное звено в профессиональной подготовке руководителей художественно-творческих коллективов;

• в качестве педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения персональному менеджменту в вузах культуры и искусств, выступают следующие: создание мотивации к освоению персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования; разработка курса персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования, отвечающего социальным и культурным запросам современности.

Методологическую основу исследования составляют: философские принципы творческой реализации личности (М.М.Бахтин, А.Бергсон, Н.А.Бердяев, М.С.Каган, Г.Спенсер, П.А.Флоренский и др.); исследования искусства, культуры и общества (Т.Адорно, Л.Г.Бергер,

A.А.Григорьев, Г.Грэм, П.С.Гуревич, Л.Г.Ионин, А.С.Кармин, Ю.М.Лотман, Г.Рикерт, А.Швейцер и др.).

Теоретической основой исследования явились научные труды, посвященные психологии искусства (Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Г.В.Иванченко, О.А.Кривцун, В.В.Медушевский, Г.М.Цыпин и др.); работы, освещающие различные аспекты развития музыкального искусства (Б.В.Асафьев, В.А.Апрелева, В.Д.Конен, А.Ф.Лосев, А.С.Соколов, В.Н. и Ю.Н.Холоповы и др.); исследования в области педагогики и психологии (Е.И.Артамонова, Дж.Дьюи, А.Нилл, В.А.Семиченко, В.А.Сластенин, О.К.Тихомиров, Г.И.Чижакова и др.); научные труды, освещающие современные тенденции развития системы профессионального образования в России (А.Я.Айзенберг, Т.И.Бакланова, Н.К.Бакланова, А.А.Вербицкий, Н.И.Ефимов, Л.С.Зорилова, Т.Г.Киселева, Н.В.Кротова, В.И.Черниченко,

B.М. и В.В. Чижиковы и др.); исследования в области педагогики музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Т.А.Колышева, А.В.Малинковская, Л.Л.Надирова, Б.М.Целковников, Г.М.Цыпин, А.И.Щербакова и др.); работы, посвященные психологии общения ( Р.Джай, Р.Лиллей, А.Б.Орлов, Д.Я.Райгородский, Е.И.Рогов и др.); исследования в области истории и теории менеджмента (В.В.Бондаренко, С.Л.Кузнецов,

C.Д.Резник, С.Н.Соколов, Ф.Е.Удалов и др.): труды, освещающие проблему, подготовки менеджеров в России (Р.З.Акбердин, Л.Ф.Никулин, Е.И.Рогов, З.Л.Румянцева, Ф.М.Русинов, Н.А.Саломатин, Л.В.Фаткин, В.Б.Шапарь и др.); зарубежные работы по теории и практике менеджмента (М.Альберт, Р.Джай, З.Зиглар, Дж.Каунт, Р.Лиллей, М.Мескон, Р.Стори, А.Файоль, Б.и М.Фауст, Д.Френсис, Р.Фрай, Ф.Хедуори и др.).

База исследования:

Дирижерско-оркестровый и дирижерско-хоровой факультеты МГУКИ, музыкальный факультет МПГУ.

Методы исследования: анализ научных трудов (философских, культурологических, социологических, педагогических, психологических, отражающих различные аспекты педагогики музыкального образования, посвященных менеджменту как науке об управлении коллективом и персональному менеджменту как науке о самоуправлении), освещающих проблему становления профессионально-управленческой культуры; педагогическое наблюдение, педагогические беседы; анкетирование, тестирование и интервьюирование студентов; педагогический эксперимент; диагностика уровней сформированности профессионально-управленческой культуры в процессе обучения персональному менеджменту для выявления динамики и определения эффективности проводимой работы; анализ и статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на протяжении 2001-2005 годов. Условно его можно разделить на три этапа:

Первый этап (2001-2002 гг.): изучение поставленной проблемы: анализ понятийно-категориального аппарата, выдвижение гипотезы, формулировку положений, выдвигаемых на защиту, изучение и анализ исторических корней менеджмента и самоменеджмента как искусства управления и самосозидания, традиций проявления профессионально-управленческой культуры в русской культуре. Этот этап можно рассматривать как подготовительный к непосредственному проведению эксперимента. На первом этапе проводились беседы, интервьюирование и анкетирование студентов и педагогов-музыкантов. Количество участников на этом этапе составило 218 человек.

Второй этап (2002-2003 гг.): разработка основных направлений персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования, методики диагностики уровней сформированности профессионально-управленческой культуры у будущих руководителей художественно-творческих коллективов, создание экспериментального курса персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования. На втором этапе проводилась первичная диагностика уровней сформированности профессионально-управленческой культуры студентов-музыкантов. Количество участников — 98 человек.

Третий этап (2003-2005 гг.): внедрение курса персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования в процесс подготовки будущих руководителей художественно-творческих коллективов, проведение серии контрольно-констатирующих и учебно-формирующих экспериментов, обработка полученных данных, подведение итогов экспериментальной работы. Основными критериями оценки являлись: обретение студентами-музыкантами комплексного сочетания общей и профессиональной культуры; достижение умения проектировать, осуществлять и постоянно совершенствовать профессионально-управленческую деятельность. Количество участников на третьем этапе составило 185 человек.

Научная новизна исследования:

• определена специфика персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования;

• выявлены основные составляющие профессионально-управленческой культуры музыканта в русской национальной традиции духовность, стремление к сохранению и приумножению национальной » культуры) и в современной социокультурной ситуации (компетентность, ответственность, культура общения, умение создавать и вести за собой «команду единомышленников»);

• определены педагогические условия, необходимые для формирования профессионально-управленческой культуры музыканта: создание мотивации к освоению персонального менеджмента; разработка и внедрение персонального менеджмента в процесс подготовки музыканта.

Теоретическое значение исследования'.

• разработаны основные направления персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования (духовно-созидательное, базово-фундаментальное, организационно-управленческое);

• определено содержание персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования;

• разработаны критерии и параметры уровней сформированности профессионально-управленческой культуры студентов в вузах культуры и искусств.

Практическое значение исследования определяется тем, что:

• разработанный курс персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования может быть востребован в учебных заведениях культуры и искусств;

• методика диагностики уровней сформированности профессионально-управленческой культуры музыканта дает возможность педагогам-музыкантам выявлять проблемы, мешающие эффективности учебного процесса, а также анализировать динамику становления профессионально-управленческой культуры студентов;

• разработанные способы и методы развития профессионально-управленческой культуры студентов-музыкантов могут быть использованы в практической деятельности педагогов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации научно-методических материалов автора и выступления на международных и научно-прак^ическку-конференциях в МГУКИ (2003, 2004, 2005 гг.), научно-практической конференции в ВГИИК (г. Волгоград, 2003 г.), в процессе опытно-экспериментальной работы со студентами дирижерско-оркестрового и дирижерско-хорового факультетов МГУКИ через внедрение экспериментального курса «Персональный менеджмент в области музыкального искусства и образования», в ходе обсуждений на кафедре музыкального образования МГУКИ.

Достоверность результатов исследования обеспечена:

• рассмотрением и анализом широкого круга российских и зарубежных научно-литературных источников, затрагивающих различные аспекты изучаемой проблемы;

• проверкой выдвинутых теоретических положений и разработанной системы обучения персональному менеджменту в практической опытно-экспериментальной работе;

• адекватностью методологических подходов специфике рассматриваемых проблем, цели и задачам работы, ее объекту и предмету.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование высокого уровня профессионально-управленческой культуры музыканта является одной из важнейших задач современного музыкального образования, целью которого является подготовка специалиста, способного к максимальной самореализации и самоактуализации в современных социокультурных условиях.

2. Эффективность процесса формирования профессионально-управленческой культуры студентов-музыкантов достижима при создании необходимых педагогических условий для становления креативной личности, способной адекватно реагировать на множественность и динамику процессов, происходящих в искусстве и социальной сфере жизни общества.

3. Разработанный курс персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования, представляя в системном единстве теорию и практику профессионального управления художественно-творческим процессом, способствует личностному самосовершенствованию и самосозиданию будущих руководителей художественно-творческими коллективами.

4. Обучение персональному менеджменту в области музыкального искусства и образования позволяет развивать у будущих руководителей художественно-творческих коллективов комплекс качеств, необходимых для успешной творчески-созидательной профессиональной деятельности.

5. Постижение основ персонального менеджмента в области музыкального искусства и образования является одним из факторов, существенно влияющих на мотивационный, содержательный и операциональный компоненты творческой деятельности, определяя как ее направленность, так и эффективность.

6. Разработанные критерии и параметры диагностики уровней сформированности профессионально-управленческой культуры позволяют выявлять динамику и эффективность процесса формирования профессионально-управленческой культуры студентов-музыкантов, формулировать цели и задачи, разрабатывать и внедрять способы и методы, способствующие максимальной оптимизации этого процесса.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, содержащей научные труды по теме исследования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Заключение

Проведенное исследование, посвященное формированию профессионально-управленческой культуры студентов-музыкантов в процессе освоения персонального менеджмента в области музыкального искусства, позволило сделать следующие основные выводы:

1.Выявлена возможность формирования высокого уровня профессионально-управленческой культуры музыканта как одной из важнейших задач современного музыкального образования.

2.0пределена следующая специфика обучения персональному менеджменту в области музыкального искусства: формирование профессионально-управленческой культуры студентов-музыкантов в особом духовном пространстве, центром которого является музыка; осмысление сложной системы взаимодействия и взаимопересечения художественного творчества, арт-менеджмента и самоменеджмента.

3.Выявлено, что достижение эффективности становления профессионально-управленческой культуры студентов-музыкантов возможно при соблюдении основных направлений персонального менеджмента: духовно-созидательного, базово-фундаментального и организационно-управленческого, обеспечивающих единство мотивационного, содержательного и операционального компонентов в учебно-воспитательном процессе.

4.Разработаны критерии и параметры уровней сформированности профессионально-управленческой культуры студента-музыканта, помогающие осуществлять индивидуальный подход каждому конкретному человеку, формулировать адекватные цели и задачи, разрабатывать и внедрять способы и методы, которые способствуют максимальной оптимизации исследуемого процесса.

5.Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило положения, выдвинутые в работе, и позволило утверждать, что создание педагогических условий, направленных на формирование профессионально-управленческой культуры студентов-музыкантов, освоение экспериментального курса персонального менеджмента в области музыкального искусства, открывает дополнительные возможности для проявления творческой активности студентов-музыкантов, раскрытия их духовного потенциала, способствует социальной адаптации их в новых экономических условиях, обретения ими уверенности в своих силах и возможности максимальной самореализации и самоактуализации на избранном профессиональном поприще.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Житенёва, Татьяна Петровна, Москва

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990. -186 с.

2. Абачиев С.К. Эволюционная теория познания. М.: УРСС,2004. -520 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. //Психология и образ личности. М.: Наука, 1987. - С.30.

5. Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. М.-С.-П.: Университетская книга, 1999.-445 с.

6. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М.: «Республика», 2000. -239 с.

7. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта, битва за разум. М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 352 е., илл.

8. Алдер Г. CQ, или мускулы творческого интеллекта. М.: ГРАНД -ФАИР, 2004. - 496 е., илл.

9. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: «Советский композитор», 1986.-224 с.

10. Антология исследований культуры. Т.1. С.-П.:Университетская книга, 1997.-728 с.

11. Андреева И.Н. Философия и история образования. М.:МГПО, 1999. -190 с.

12. Апрелева В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры. -С.-П., ИНФО-да, 2004. 380 с.

13. Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя. Теория и методика. М.:Прометей, 2000. - 128 с.

14. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М.: ACADEMA, 2001.-592 с.

15. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. M.-JL: Музыка, 1965. - 151 с.

16. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.2. М.: Музыка, 1954. - 384 с.

17. Бахтин М.М. ОТ философии поступка к Риторике поступка. — М.: Лабиринт, 1996. 176 с.

18. Безюлева Г.В, Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд — поиск — решение. М.: Вербум - М, 2003. - 168 с.

19. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М.: «русский мир, 1997.432 с.

20. Бергсон А. Творческая эволюция. Минск: Харвест, 1999. - 1408 с.

21. Бердяев Н.А. Кризис искусства. /Репринт, изд./ - М.: СП Интерпринт, 1990.-48 с.

22. Бердяев Н.А. Самопознание /опыт философской автобиографии/. М.: Международ. Отношения, 1990. - 336 с.

23. Бердяев Н.А. Смысл истории. Воля к жизни и воля к культуре. М.: Мысль, 1990.- 175 с.

24. Бердяев Н. Философия свободы. Харьков: «Фолио», М.: «АСТ», 2002. - 733 с.

25. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике. Москва -Волгоград: «Перемена», 2003. - 164 с.

26. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. 4.1. М.: Владос, 2002. - 400 с.

27. Берне Р. Развитие «Я концепции» и ее воспитание. - М.: Прогресс, 1986.-422 с.

28. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л.: Сов. комп., 1991. - 227 с.

29. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. - 64 с.

30. Болотоков В.Х, Кумыков A.M. М.: «Лелиос АРВ», 2002. - 480 с.

31. Богданов А.А. Эмпириомонизм.-М.: «Республика, 2003.-400 с.

32. Бонфельд М.Ш. Музыка. Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. М., 1991. - 125 с.

33. Бьюзен Т. Могущество вербального интеллекта. Минск: Попурри. -2004. - 320 с. + вкл. 8 с.

34. Бьюзен Т. Могущество духовного интеллекта. Минск: Попурри, 2004. - 240 е., илл.+ вкл. 8 с.

35. Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта. Минск: Попурри. -12004, 208 е., илл. + вкл. 8 с

36. Буш Ф. Из жизни музыканта. Л.: Музыка, 1983. - 182 с.

37. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М.: МГУ, 1984. - 200 с.

38. Введение в культурологию /рук. Авт. кол. и отв. ред. Е.В.Попов. М.: Владос, 1996.-336 с.

39. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1984.- 143 с.

40. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. -341 с.

42. Гаккель Л.Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю. //Статьи, рецензии.- Л.: Сов. комп., 1988. 167 с

43. Гаязов А.С. Образование и образованность в современном мире. М.: Наука, 2003 - 256 е.

44. Гейвин X. Когнитивная психология. М.-С-П.: ПИТЕР, 2003. -272 с.илл.

45. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: МПСИ, «Флинта», 1998.-432 с.

46. Гинзбург Г. Статьи, воспоминания, материалы. Сост. М.Яковлев. М.: Сов. комп., 1984.-288 с.

47. Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М.: Современник, 1986 -350 с.

48. Григорьев А. Эстетика и критика. М.: «Искусство», 1980. - 496 с.

49. Грэм Г. Философия искусства. М.: Слово, 2002. - 256 е., илл.

50. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М.: Эксмо «Алгоритм», 2003. -448 с.

51. Гуревич П.С. Культурология. М.: «Знание», 1999. - 288 с.

52. Гуревич П.С. Философия человека. Часть 1.- М.: ИФРАН, 1999. -221с.

53. Гуревич П.С. Философия человека. 4.2. -М: ИФРАН, 2001.-209 с.

54. Джай Р. Как управлять своим Боссом. С.-П.: Изд. Дом - «Нева», 2003.-224 с.

55. Днепров В.Д. Музыка в духовном мире современника. //Сов. муз. — 1971,№8.-С. 38-45.

56. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. М.: Творческий центр Сфера, 2003. - 96 с.

57. Друскин М. Избранное. М.: «Советский композитор», 1981. - 336 с.

58. Друскин М.С. О западноевропейской музыке XX века. М.: Сов. Комп., 1973.-269 с.

59. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: «Педагогика - Пресс», 2000.-384 с.

60. Зиглар 3. Идеальное исполнение. Минск: Попурри, 2003. - 288 с.

61. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: «Гардарики», 2002. - 431 с.

62. Зорилова J1.C. Исторические особенности становления духовных идеалов личности в России. Монография. М.: МГУКИ, 1997. - 182 с.

63. Иваницкий И. Самомаркетинг, ил О ком мечтают работодатели. М.: ЭКСМО, 2004.-384 с.

64. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. -Москва Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 640 с.

65. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. М.: Смысл, 2001. -264 с.

66. Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней) Москва - Воронеж: РАО, МПСИ, 2003.-208 с.

67. Иззард К.Е. Эмоции человека. М.: Студия ТРИТЭ, 1991. - 32 с.

68. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998. - 280 с.

69. Искусство как способ познания. Материалы международной общественно-научной конференции — М.: Международный центр Рерихов, Благотворительный фонд имени Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 1999.-304 с.

70. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.-336 с.

71. Каган М.С. Философская теория ценности. С.-П.: Петрополис, 1997. — 205 с.

72. Каган М.С. Философия культуры. С.-П.: Петрополис, 1996. - 416 с.

73. Каган М.С. Эстетика как философская наука. С.-П.: Петрополис, 1997.-544 с.

74. Казанская В.Г. Педагогическая психология. М. - С.-П.: Изд. Дом ПИТЕР, 2003. - 366 е., илл.

75. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: «Логос», 2003.-352 с.

76. Кармин А.С. Основы культурологи. С.-П.: Лань, 1997. - 512 с.

77. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. М.: Изд. Дом «Nota bene», 1998. - 536 с.

78. Катарсис. Вып.1, М.: «Сфера», 1994. 144 с.

79. Каунт Дж. Организуй себя. С.-П.: Изд. Дом - «Нева», 2004. - 254 с.

80. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. М.: «Знание», 1984.- 112 с.

81. Когнитивная психология. Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В.Ушакова. -М.: «ПЭР СЭ», 2002. 480 с.

82. Козлов А. Рок. Истоки и развитие. М.: «Мега-Сервис», 1998. - 192 с.

83. Козлов Н. Формула успеха или Философия жизни эффективного человека. М.: ACT - Астрель - Ермак, 2002. - 264 е., илл.

84. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пнза: НМЦПГОО, 1994. 344 с.

85. Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход). Оренбург: ОИПКРО, 2001. - 238 с.* 86. Композиторы о композиторах. XX век. Сост. Н.Хотунцов. С.-П.: Изд.

86. Союз художников», 1999. -48 с.

87. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 19844. - 367 с.

88. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997-640 с.

89. Конен В. Рождение джаза. М.: Советский композитор, 1984. -312 е., илл.

90. Коноваленко С. Удача не случайность. - М.: ЭКСМО, 2004. - 96 е., илл.л

91. Кремлев Ю. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1969. - 204 с.

92. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. 2-е изд., доп. М.: Сов. комп., 1972.-272 с.

93. Куделин А. Как достигнуть намеченных целей. Ростов - на - Дону: «Феникс», 2003. - 128 с.

94. Ландовска В. О музыке. М.: Радуга, 1991. - 437 с.

95. Латышина Д.И. История педагогики. Учебное пособие. М.: ФОРУМ -ИНФРА-М, 1998,584 с.

96. Левко О. Московская филармония: традиции и перспективы развития./Менеджер, №2. М., 2002. - С. 40-41.

97. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.:, Высш. школа, 1991. - 224 с.

98. Леопарди Дж. Нравственные очерки. Дневник размышлений. М.: Изд.1. Республика», 2000. 448 с.

99. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года Т.1. -М.: «Музыка», 1983. 696 е.,нот.

100. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т.2. М.: «Музыка», 1982. - 622 е., нот.

101. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. М.: ОЦ «Пед. поиск», 2000. - 160 с.

102. Лилей Р. Как работать с трудными людьми. С.-П.: Изд.Дом -«Нева», 2004. - 224 с.

103. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. М.: «Мысль», 2002. - 703 с.

104. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995 - 944 с.

105. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. - 272 с.

106. Лотмановский сборник /Ред.-сост. Пермяков Е.В. М.: «ИЦ -ГАРАНТ», 1995.-734 с.

107. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.

108. Луначарский А.В. Религия и просвещение. М.: «Советская Россия»,1985. - 544 с.

109. Льюис Дж. Управление командой. М.-С.-П.: ПИТЕР, 2004. -160 е., илл.

110. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк, 2-е изд. М.: Музыка, 1991. - 80 с.

111. Мандельштам О. Э. Об искусстве. М.: Искусство, 1995. - 414 с.

112. Максвелл Дж. К. Нет такого понятия как «деловая этика». Есть лишь одно правило для принятия решений. Минск: Попурри, 2004. -192 с.

113. Максимов В.Е. Возможно все. С.-П.: Речь, 2004. - 272 с.

114. Мамардашвили М. Эстетика мышления. М.: Моск. Школа политических исследрваний, 2001. — 416 с.

115. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиции и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. — М.: Прометей, 2002.-204 с.

116. Маслоу А. Мотивация и личность. М. - С.-П.: ПИТЕР, 2003. -352 с.

117. Медушевский , В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. - 266 с.

118. Менеджер №2. М.: Музыка, 2002. - 80 с.

119. Менеджер №3. М.: Музыка, 2002. - 80 с.

120. Менеджер №1. М.: Музыка, 2003. - 80 с.

121. Менеджер №2. М.: Музыка, 2003. - 80 с.

122. Менеджер №3. М.: Музыка, 2003. - 80 с.

123. Методологическая культура педагога-музыканта. Под ред. Э.Б.Абдуллина. М.: ACADEMA, 2002. - 269 с.

124. Музыкальное обозрение №2 (254). М.: ООО Объединенный издательский дом «Медиа-пресса». 2005. - 24 с.

125. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М.: Per Se, 2001. - 239 с.

126. Нилл А. Саммерхилл воспитание свободой. - М.: «Педагогика -Пресс», 2000. - 296 с.

127. О музыкальной критике. Сост. В.Н.Брянцева. М.: «Советский композитор», 1983. - 96 с.

128. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М.: ACADEMA,2002. - 272 с.

129. Панкратова А.Н., Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М.: Изд. Инст. Психотерапии, 2004. - 294 с.

130. Пиаже Ж. Психология интеллекта. М. - С.-П. и др.: ПИТЕР, 2003.- 192 с.

131. Психология самосознания. Хрестоматия. Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ - М», 2000. - 672 с.

132. Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. М.: Музгиз, 1959 - 343 с.

133. Рапацкая JT.A. Искусство «серебряного века». М.: «Просвещение» «Владос», 1996. - 192 е., илл.

134. Рахманинов С. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. М.: Радуга, 1992. - 256 с.

135. Резник С.Д., Соколов С.Н., Удалов Ф.Е., Бонбдаренко В.В. Персональный менеджмент. М.: Инфра - М, 2004. - 622 с.

136. Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. — М.гВладос, 2003. 336 е., илл.

137. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2003. - 336 е., илл.

138. Рожина JI.H. Развитие эмоционального мира личности. Минск: «Вышейшая школа», 2003. - 272 с.

139. Росенко М.Н. Основы этических знаний. С-П.: Лань, 1998. -256 с.

140. Русский фольклор. Хрестоматия. Сост. Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан. -М.: Изд. «Флинта», Изд. «Наука», 2001. 480 с.

141. Рыбин В.А. Гуманизм как этическая категория. М.: «Логос», 2004.-272 с.

142. Рюмина М.Т. Эстетика смеха. М.: УРСС, 2003. - 320 с.

143. Семиченко В.А. Психология личности. Киев: Magistr - S, 2001, 427 с.

144. Сластенин. М.: Изд. Дом Магистр - Пресс, 2000. - 488 е., илл.

145. Сластенин В.А, Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: «Школа-Пресс», 2000. - 512 с.

146. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: ACADEMA, 2003. - 480 с.

147. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: АКАДЕМА, 2003. - 192 с.

148. Соловьев В. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999.-912 с.

149. Спивак В.А. Идеальный руководитель. Идеальный предприниматель. С.-П.: изд. Дом-«Нева», 2003. - 320 с.

150. Стасов В.В. Избранные сочинения. Т.1- М.: Искусство, 1952. -735 с.

151. Стасов В.В. Избранные сочинения. Т.2. М.: Искусство, 1952. -758 с.

152. Стасов В.В. Избранные сочинения. Т.З. М.: Искусство, 1952. -888 с.

153. Стори Р. Искусство убеждать. М.: Эксмо, 2003. - 336 е., илл.

154. Терещенко В.И. Курс для высшего управленческого персонала. -М.: Экономика, 1970 807 с.

155. Фауст Б., Фауст М. Как выгодно продать себя. С.-П.: Изд. Дом -«Нева», 2003.-192 с.

156. Философия культуры. Становление и развитие. Под ред. М.С.Кагана, Ю.В.Перова, В.В.Прозерского, Э.П.Юровской. С.-П.: «Лань», 1998.-445 с.

157. Философско-психологические предположения Школы диалога культур /Под общ. ред В.С.Библера. М.: РОССПЭН, 1998. - 216 с.

158. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: «Прогресс», 1993.-324 с.

159. Фрай Р. Как успешно пройти собеседование. М.:Изд.-Торг. Дом ГРАНД, 2004.-216 с.

160. Хворостенко А.В., Шумал С.С. Основы менеджмента. М.: «Экзамен», 2004. - 160 с.

161. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М.: Научно-метод. центр МГК им. П.И.Чайковского, 1994. - 258 с.

162. Хоруженко К.М. Схемы. Культурология. М.: Владос, 2003. -336 с.

163. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта в поисках смысла.-М., 1999.-231 с.

164. Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: «Советский композитор», 1970. - 560 с.

165. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М.: ACADEMA, 1999. -192 с.

166. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика СПб: АЛЕТЕЯ, 2001. - 319 с.

167. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Кн. 1. Проб. Психологии творчества. М.: Сов. комп., 1998. - 382 с.

168. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. М.: 1978. - 28 с.

169. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры Вып.1. -Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994.-215 с.

170. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып.2. — Долгопруднвй: Изд. Аллегро-Пресс, 1994, 173 с.

171. Черниченко В.И. Педагогика высшей школы: Курс лекций по разделу «Дидактика» М.: МГУКИ, 2002. - 120 с.

172. Черняк А.З. Проблема оснований знания и феноменологическая очевидность. М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 144 с.

173. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003. 382 с.

174. Шадриков В.Д, Индивидуализация содержания образовании //Школьные технологии. 2000. - №2. - С. 53-66.

175. Шаляпин Ф.И. Литературное наследие. Т.1. М.: Искусство, 1960.-768 с.

176. Шапарь В.Б. Гений общения или искусство быть разным. -Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. 512 с.

177. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: педагогика, 1975. - 200с.

178. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М.: Политиздат, 1989.-208 с.

179. Швебель В. Взгляды и суждения. — М.: Республика, 1995. —352 с.

180. Швейцер А. Культура и этика. — М.: Прогресс, 1973. — 343 с.

181. Шевалье Д. Пауль Клее.//Серия: Картинная галерея.— М.: Слово, 1995. —95 с.

182. Шеллинг Ф. В. Й. Об отношении изобразительных искусств к природе. К истории новой философии /Мюнхенские лекции/.//Соч. в двух томах. Т. 2. — М.: Мысль, 1989. — С. 52-85, С. 375-386.

183. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М.: Владос, 1995. - 208 с.

184. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. Авт. предисловия Н. Б. Иванов. — Л.: Ленингр. университет, 1991. — 216 с.

185. Шлегель. Ф. Эстетика. Философия. Критика.//Собр. соч. в 2-х т. Т. 1.— М.: Искусство, 1983. — 479 с.

186. Шлегель. Ф. Эстетика. Философия. Критика.//Собр. соч. в 2-х т. Т. 2.— М.: Искусство, 1983. — 448 с.

187. Шнитке А. Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Д. Д. Шостаковича.//Дмитрий Шостакович. Сост. Г. Ш. Орджоникидзе. — М.: Сов. комп., 1967. — С. 499-532.

188. Шомбар де Лов. Генезис и роль стремлений и потребностей в обществах XX в.//Науч. докл. высш. шк. Философские науки. — М.: Наука, 1969, № 1. — С. 73- 83.

189. Шопенгауер А. Афоризмы и максимы. — М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. — 734 с.

190. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. //Собр. соч. в в пяти томах. Т.1. М.: Оск. Клуб, 1992. - 395 е., илл.

191. Шор Ю.М. Культура как переживание. С.-П.: Изд. СПГУП, 2003. - 220 с.

192. Шпенглер О. Закат Европы. Т.2. - М.: Айрис Пресс, 2003.624 с.

193. Щербакова А.И.Аксиология музыкально-педагогического образования. М.: Прометей, 2001. - 424 с.

194. Эволюционная эпистемология и логика социальныйх наук. Карл Поппер и его критики /Сост. Д.Г.Лахути, В.Н.Садовский и В.К.Финн. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. 464 с.

195. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. С.-П.: «Азбука», 2000.-224 с.

196. Юнг К. Психологические типы. Минск: Попурри. - 656 с.

197. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня. Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Минск: Харвесть, 2004. - 496 с.

198. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. М.: Изд. «КДУ», 2005 - 640 с.

199. Янковская Л. Живые камни духовного храма: к вопросу об эволюционной роли музыкального духотворчества. Материалы международной общественно-научной конференции. М.: Медж. фонд Рерихов, Благ. Фонд им. Е.И.Рерих, Мост-Банк, 1998. - С. 152 - 163.

200. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Минск: Белорусская академия музыки, 1993. - 147 с.

201. Яхонтова Е.С. Мировая художественная культура. С.-П.: ИВЭСЭП, 2003. - 144 е., илл.