Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ячменева, Валерия Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Магнитогорск
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ячменева, Валерия Владимировна, 2001 год

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Теоретическое обоснование проблемы организации художественно-творческой деятельности.

1.2. Специфика подготовки будущего учителя изобразительного искусства как организатора художественно-творческой деятельности школьников.

1.3. Комплекс организационно-педагогических условий эффективной подготовки.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗО К ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы.

2.2. Реализация процесса подготовки будущего учителя.

2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников"

Актуальность исследования. В период создания разноуровневой и целостной образовательной системы, индивидуализирующей образовательный путь каждого ребенка, подготовка учителей изобразительного искусства (ИЗО) значительно усложняется. Проблема выдвинулась на первый план в силу несоответствия между потребностью школы в хорошо подготовленных учительских кадрах и их недостаточной общекультурной и теоретико-педагогической грамотностью, отсутствием у многих из них подлинного профессионализма, готовности к организации художественно-творческой деятельности школьников в государственной системе непрерывного образования.

Школа пытается разрешить противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, расширяя его и углубляя, а с другой, - создавать условия для свободного развития личности. Ей в этом помогает дополнительное образование, которое компенсирует ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях массовой школы и расширяет культурный слой образовательного учреждения. Будущий учитель изобразительного искусства, подготовленный в условиях традиционного вузовского обучения, не готов в полной мере к организации художественно-творческой деятельности школьников в системе непрерывного образования.

Кроме этого, невозможно опираться только на одаренных студентов. Важно обучать всех, кто желает стать педагогом, а это предполагает обновление содержания педагогического образования, учебных планов, иную организацию педагогических практик, создание различных спецкурсов, новых методик.

В связи с этим весьма актуальным становится вопрос повышения качественного уровня профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства на основе внедрения новых методик подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников. Решение этой проблемы позволит поднять учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных школах и в учреждениях дополнительного образования на качественно новый уровень, ■ соответствующий современным требованиям эстетического воспитания подрастающих поколений, формирования духовного мира ребенка.

Анализ научной литературы в области философии, педагогики, психологии, теории и практики педагогического и профессионального образования показал, что решение проблемы связано с поиском условий подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

На актуальность проблемы изучения условий педагогической подготовки будущего учителя обращают внимание О.А. Абдуллина, К.А. Абдульханова-Славская, Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и другие, которые считают одним из ведущих направлений реформирования современного образования его гуманизацию.

Наиболее существенными условиями гуманизации творческого процесса, по мнению современных исследователей, является следующее:

1) изменение характера деятельности самого педагога (М.Д. Виноградова, И.Я. Лернер, Г.И.Щукина);

2) формирование демократического стиля педагогического руководства (A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов);

3) создание атмосферы доброжелательности в учебной деятельности (Г.Д. Кириллова, Н.С. Лейтес, А.Н. Лутошкин, Г.И. Щукина).

Одним из основных направлений гуманизации современного образования - «педагогикой ненасилия» (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов, А.Г. Козлова, Н.Я. Сайгушев и др.) предлагается совершенствование стиля общения между учителями и учениками, педагогами и студентами, самой духовной жизни школы, вуза. В гуманных отношениях и состоит единство эстетического и этического, что заложено в природе человека, в его стремлении к добру и красоте.

Поиску условий подготовки будущего учителя ИЗО посвящается значительное число специальной литературы. В ней исследователи рассматривают самые различные вопросы: о влиянии искусства на личность (А.В. Бакушинский, Н.С. Боголюбов, И.П. Волков, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов); о специфике управленческого аспекта в творческом процессе и педагогической деятельности учителя (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, И.П. Раченко); об организации творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования (Н.С. Боголюбов, Б.А. Березина, М.И. Волошина, С.В. Сальцева) и другие.

Ю.С. Крижанская, И .Я. Лернер, A.M. Матюшкин обращают свое внимание на то, что существующий процесс обучения включает в себя в основном репродуктивную деятельность, которая рассчитана на запоминание, копирование и воспроизведение полученной информации. Совершенствование процесса образования видят в активизации познавательной деятельности и проблемном изложении учебного материала.

Подтверждением тому является вузовская практика, когда деятельность совершается традиционно, когда пренебрегают формированием творчески ориентированной личности, что приводит к привычке у студентов формально усваивать знания и формирует у них установку на репродуктивную познавательную деятельность. Одна из причин этого явления -несовершенство учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях.

Между тем, современные диссертационные исследования дают возможность судить о повышенном внимании к проблеме подготовки будущего учителя в системе высшего профессионального образования.

Особое внимание уделяется моделированию процесса подготовки студентов (O.JI. Назарова, А.К. Уразова, Н.С. Шкитина); системе подготовки будущего учителя (Т.Ю. Марьенко, И.В. Осипова); условиям подготовки и развития творческих способностей студентов (В.А. Герасев, М.В. Мусийчук); профессионально-творческой самообразовательной деятельности и самоанализу (Т.Е. Климова, А.В. Христева); организации и руководству творческой деятельностью (Р.А. Гильман, Н.С. Черевик, С.Н. Юревич). Исследователи солидарны в том, что ведущая роль в преобразовании общества принадлежит учителю, который может анализировать опыт своих коллег и совершенствоваться сам; искать и находить новые решения педагогических задач и проблем, преодолевать профессиональные кризисы.

Ряд исследователей с целью оптимизации процесса деятельности рекомендуют создавать определенный творческий климат, атмосферу (В.И. Андреев, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, М.М. Поташник, В.Г. Рындак). Они предлагают доступные творческие задания, вызывающие интерес к работе у школьников, множественность вариантов ответов, чувство предвосхищения результата, поиск рационального и другое.

Анализ состояния проблемы показывает, что, несмотря на определенный уровень теоретической и практической разработанности проблемы, вне поля зрения исследователей остались такие аспекты, как целостное рассмотрение комплекса организационно-педагогических условий подготовки будущего учителя к художественно-творческой деятельности.

Таким образом, актуальность исследования определяется возникшим в теории и практике профессионального образования противоречием между:

- потребностью общества в новых учебно-воспитательных подходах к обучению подрастающего поколения и недостаточной готовностью учителей ИЗО к организации творческой деятельности школьников;

- объективной необходимостью формирования творческой личности будущего учителя и недостаточной разработанностью педагогических условий ее становления на художественно-графических факультетах в высших учебных заведениях.

Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как осуществить эффективную подготовку будущего учителя к организации художественно-творческой деятельности школьников.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы, ее практическая значимость и обусловила выбор темы нашего исследования "Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников".

Цель исследования:, теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка комплекса организационно-педагогических условий подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников.

Объект исследования-, профессионально-педагогическая подготовка студентов художественно-графического факультета, ориентированная на развитие художественно-творческой деятельности школьников.

Предмет исследования-, процесс обучения будущего учителя изобразительного искусства организации художественно-творческой деятельности школьников.

Гипотеза исследования: обучение будущего учителя изобразительного искусства организации художественно-творческой деятельности будет эффективным, если реализован комплекс следующих организационно-педагогических условий:

1) учебный процесс строится на основе гуманизации профессионально-педагогического обучения будущего педагога;

2) создается художественно обогащенная педагогическая среда, предполагающая сотворчество и творческую атмосферу;

3) вводятся спецкурсы, в рамках которых предполагается обучение основам организации художественно-творческой деятельности школьников;

4) организуется педагогическая практика по обучению художественно-творческой деятельности школьников в системе дополнительного образования.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи'.

1. Изучить и раскрыть особенности существующих концепций подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

2. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников.

3. Разработать методику подготовки будущего учителя ИЗО к организации художественно-творческой деятельности школьников в области декоративно-прикладного искусства.

4. Обобщить результаты исследования, определить критерии, уровни готовности студентов и разработать методические рекомендации по организации художественно-творческой деятельности школьников.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились: работы философов, психологов, педагогов о всестороннем развитии личности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.); теории деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); педагогического творчества (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Никандров, В.А. Сластенин и др.) и теория целостной личности и ее развития в процессе обучения (А.В. Петровского, Л.М. Фридмана); фундаментальные работы по дидактике (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.).

Для решения поставленных задач в процессе исследования применялся комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы, состояния теории и практики преподавания изобразительного искусства в системе высшего образования; анкетирование, тестирование, наблюдение; оценка результатов учебной, самостоятельной творческой деятельности студентов; педагогический эксперимент; статистическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента; количественный и качественный анализ опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в детском творческом центре «Радуга» при Магнитогорском государственном техническом университете, детском оздоровительном центре «Озерное» при ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», на факультете индивидуальной специализации, художественно-графическом факультете, в инструктивном лагере Магнитогорского государственного университета и летней лесной школе игровой кукольной культуры «ЛесШИКК» (Башкортостан).

Исследование проводилось в течение 1996 — 2001 годов. В ходе исследования нами были выделены три этапа. На каждом применялись методы, отвечающие целям и задачам работы .

На первом этапе - подготовительный (1996-1997гг.) осуществлялась подготовка теоретической и экспериментальной базы исследования проблемы на основе анализа философской, психолого-педагогической, методической, специальной литературы. Был подготовлен и проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе — основной (1997-1999гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на решение задач исследования и проверку основных положений выдвинутой гипотезы, был разработан и проведен формирующий эксперимент.

На третьем этапе - заключительный (1999-2001гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа, обрабатывались и обобщались полученные данные, апробировались методические рекомендации и материалы по проблеме исследования, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Разработана и в опытно-экспериментальной работе апробирована методика подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников.

2. Определен комплекс организационно-педагогических условий эффективной подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников.

Теоретическая значимость проблемы исследования определяется тем, что обоснован комплекс условий подготовки будущего учителя изобразительного искусства; раскрыты особенности организации художественно-творческой деятельности школьников в различных учреждениях дополнительного образования; определены критерии и показатели эффективной подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников.

Практическая значимость работы состоит в том, что научно обоснованная и экспериментально проверенная методика позволяет учителю изобразительного искусства повысить эффективность организации художественно-творческой деятельности школьников. Разработаны и апробированы программы для студентов по курсу «Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и народных промыслов», спецкурсу «Художественная роспись ткани» и для участников лесной школы игровой кукольной культуры по курсу «Прикладное творчество». Материалы имеют методический уровень практической значимости и могут быть использованы практическими работниками учреждений дополнительного образования, детских оздоровительных центров.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью теоретических положений философской, психолого-педагогической и специальной литературы; применением широкого круга теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования; поэтапным проведением опытно-эксперименатльной работы; количественным и качественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов. Основные выводы и результаты исследования обсуждались и докладывались:

- на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства Магнитогорского государственного университета в 1996-2001 гг.;

- на внутривузовских научно-практических семинарах в 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001 гг. (г. Магнитогорск);

- на межвузовских научно-методических конференциях в 1996, 1997, 1998, 1999, 2000гг. (г. Елец, г. Магнитогорск, г. Санкт-Петербург, г. Уфа);

- на региональных и международных научно-практических конференциях в 1999, 2000гг. (г. Магнитогорск, г. Смоленск, г. Уфа, Аркаим Челябинская область).

Результаты исследования внедрены в практику работы художественно-графического факультета, факультета индивидуальных специализаций и инструктивного лагеря Магнитогорского государственного университета. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых программ для художественно-графических факультетов, спецкурсов и при подготовке дипломных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Организация художественно-творческой деятельности школьников представляет собой порядок взаимодействия учителя и школьников в соответствии с целями непрерывного образования. Подготовка студентов к организации художественно-творческой деятельности школьников в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий: гуманизацией учебно-воспитательного процесса; созданием художественно обогащенной педагогической среды; введением спецкурса; организацией педагогической практики в системе дополнительного образования.

2. Методика подготовки будущего учителя ИЗО к организации художественно-творческой деятельности школьников включает в себя такие положения, как: теоретические основы искусства и организации художественно-творческой деятельности школьников, процесс создания творческих работ и планирования художественно-творческих заданий; создание атмосферы сотворчества.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В работе содержатся 19 таблиц, 7гистограмм. Список литературы насчитывает 198 наименований.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы по второй главе.

На основании полученных данных констатирующего этапа нами сделаны следующие выводы:

1. Анализ тестов, анкет и творческих работ свидетельствует, что:

- будущие учителя в рамках традиционного обучения недостаточно подготовлены к организации художественно-творческой деятельности школьников в системе подготовки будущего учителя ИЗО, что сказывается в их дальнейшей профессиональной деятельности;

- если не ставить целью обучения формирование у студентов знаний и умений, необходимых для организации художественно-творческой деятельности, то в учебном процессе педагогического вуза эти знания и умения формируются стихийно и недостаточно;

- для подготовки будущих учителей к организации художественно-творческой деятельности школьников в системе подготовке будущих учителей ИЗО необходимо разработать специальную методику и условия эффективного внедрения в учебный процесс педагогического вуза.

2. Обучающий этап эксперимента показал, что последовательно возрастающий уровень сложности заданий и предъявления требований к качеству формируемых у студента обеспечивает его переход от одного уровня осуществляемой деятельности к другому, более высокому.

3. Эксперимент подтвердил необходимость поэтапного формирования умений и навыков, приобретаемых в процессе деятельности. Исходя из этого, нами были выделены следующие этапы подготовки будущего учителя к организации творческой деятельности школьников: подготовительный, основной и творческий.

4. Методика организации творческой деятельности включает в себя следующие положения:

- выполнение заданий предполагает поэтапное включение учащихся в творческую деятельность, а также строится по принципу преемственности и последовательности в изучении теоретического и выполнении практического материала;

- степень сложности заданий постепенно увеличивается, вместе с тем, возрастает уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- прежде, чем перейти к творческим заданиям изучаются основы (алгоритмы) выполнения отдельных вариантов оформления художественного текстиля;

- программа состоит из блоков уроков, что облегчает изучение материала и позволяет варьировать темы уроков;

- закрепление и совершенствование умений в процессе участия студентов в разнообразных видах деятельности.

5. Следствием опытно-экспериментальной работы стала организация педагогической практики будущих учителей в лесной школе игровой кукольной культуры "ЛесШИКК".

6. В опытно-экспериментальной работе со школьниками мы использовали систему рекомендаций последователей гуманистической психологии У.Глассер, Р.Кэмпбелл, М.Максимов, В. Сатир и др.

7. Мы не рассматриваем декоративно-прикладное искусство и художественное творчество в отрыве от других обучающих предметов: рисунка, живописи, композиции, так как только в совершенстве овладев ими, можно приобрести специфические знания, умения, навыки и перейти к настоящему творчеству.

Исходя из полученных результатов и следуя логике теоретического исследования, в опытно-экспериментальной работе мы проверяли влияние выделенных условий в комплексе.

Выявленный и теоретически обоснованный нами комплекс условий внедрения методики организации художественно-творческой деятельности школьников, являются необходимыми и достаточными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Необходимость подготовки будущего педагога к организации художественно-творческой деятельности школьников обусловлена возросшими требованиями к личности и профессиональной деятельности учителя, спецификой профессионально-педагогической деятельности и закономерностью процесса становления личности будущего учителя. Разработка проблемы подготовки будущего учителя к организации творческой деятельности школьников стала возможной благодаря интеграции философских и психолого-педагогических идей о сущности всеобщей связи и взаимообусловленности явлений окружающего мира. Анализ литературы и исследование практического состояния проблемы показал, что целый ряд вопросов еще нуждается в разработке и освещении, необходим поиск новых путей и условий эффективного функционирования системы подготовки будущих учителей.

В исследовании рассмотрена одна из актуальных проблем вузовской педагогики - методике подготовки будущего учителя к организации творческой деятельности школьников и выявлению комплекса организационно-педагогических условий ее эффективного функционирования и развития.

Исследование проблемы основывалось на анализе понятий творчество, творческая деятельность. Понятие творчество определяется как деятельность, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творческая же деятельность - чрезвычайно сложное психическое явление, которое характеризуется рядом внешних и внутренних, объективных и субъективных особенностей. К ним относится: различный характер мыслительной деятельности в различных фазах творческого процесса, особая роль интуиции и фантазии, кажущаяся случайность. Важными признаками творчества являются: «новизна», «социальная значимость» и «прогрессивность». В последние годы и сама человеческая жизнь стала рассматриваться как творчество. Творческое саморазвитие человека осуществляется в результате созидания и преобразования условий своего существования, в которых он созидает и преобразует себя. Вне творчества нет личности.

Понятие «творческая личность» представляет собой прогрессивный элемент, дающий все новое. Творческая личность с учетом того или иного признака выделена в определенный тип личности, а именно - по соотношению развития способностей к определенному виду деятельности.

Способности» в педагогических и психологических исследованиях определяется как индивидуальная особенность личности, являющаяся субъективным условием успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности проявляются и совершенствуются в процессе деятельности. Поэтому занятия определенным видом деятельности, в частности художественно-творческой, может стать базой для подготовки личности к конкретному роду занятий, а именно к художественному творчеству.

Профессионально-творческая подготовка нами понимается как пригодность или непригодность человека к исполнению данной работы, как наличие или недостаток у него необходимых для данной работы способностей. Для нашего исследования принципиально важным является рассмотрение таких способностей: конструктивные, коммуникативные и организаторские.

Организация художественно-творческой деятельности школьников включает в себя следующие положения: цель и задачи деятельности; планирование деятельности; форму и содержание; организацию, стимулирование и поощрение; материально-техническую базу и условия организации; участники деятельности; оценка результатов.

На первом этапе организации творческой деятельности педагог осуществляет выбор и формулировку цели.

Организация деятельности представляет собой процесс, предусматривающий взаимодействие учителя и учеников в соответствии с целями. Организовать деятельность школьников - это значит определить цель, наметить задачи, осуществить планирование, организовать учащихся для выполнения данной деятельности, проводить постоянный оперативный контроль, вносить коррективы в организацию работы, оказывать помощь затрудняющимся, подводить итоги деятельности.

Форма реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания обучения или деятельности. Такие формы обучения как урок, лекция, экскурсия и др. обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, выводов, отработку отдельных умений, навыков.

Использование педагогом разнообразных форм организации обучения позволяет формировать у школьников системные знания и лйчностные качества. Причем, различные организационные формы не являются взаимоисключающими, а наоборот позволяют включать дополнительные формы. Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, бригадные и другие формы деятельности.

Следовательно, формы организации художественно-творческой деятельности школьников, нами понимаются как целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система обучения, взаимодействия учителя и ученика в качестве активных, равноправных участников.

На основании полученных данных констатирующего этапа нами сделаны следующие выводы: студенты педагогического вуза в рамках традиционного обучения недостаточно подготовлены к организации творческой деятельности школьников в системе подготовки будущего учителя, что сказывается в их дальнейшей профессиональной деятельности; если не ставить целью обучения формирование у студентов знаний и умений, необходимых для организации творческой деятельности, то в учебном процессе педагогического вуза эти знания и умения формируются стихийно и недостаточно; для подготовки будущих учителей к организации творческой деятельности школьников в системе подготовке будущих учителей необходимо разработать специальную технологию, на основе принципов педагогики ненасилия, и условия эффективного внедрения в учебный процесс педагогического вуза.

Обучающий этап эксперимента показал, что последовательно возрастающий уровень сложности заданий и предъявления требований к качеству формируемых у студента обеспечивает его переход от одного уровня осуществляемой деятельности к другому, более высокому.

Эксперимент подтвердил необходимость поэтапного формирования умений и навыков, приобретаемых в процессе деятельности. Исходя из этого, были выделены следующие этапы подготовки будущего учителя к организации творческой деятельности школьников: подготовительный, основной и творческий.

Исследование показало, что процесс подготовки будущего учителя к организации творческой деятельности функционирует более эффективно при объединении следующего комплекса организационно-педагогических условий:

1) учебный процесс строится на основе гуманизации профессионально-педагогического обучения будущего педагога;

2) создается художественно обогащенная педагогическая среда, предполагающая сотворчество и творческую атмосферу;

3) вводятся спецкурсы, в рамках которых предполагается обучение основам организации художественно-творческой деятельности школьников;

4) организуется педагогическая практика по обучению художественно-творческой деятельности школьников в системе дополнительного образования.

Методика организации художественно-творческой деятельности включает в себя следующие положения: выполнение заданий (задач) предполагает поэтапное включение учащихся в творческую деятельность, а также строится по принципу преемственности и последовательности в изучении теоретического и выполнении практического материала; степень сложности заданий постепенно увеличивается, вместе с тем, возрастает уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся; прежде, чем перейти к творческим заданиям изучаются основы (алгоритмы) выполнения отдельных вариантов оформления художественного текстиля; программа состоит из блоков уроков, что облегчает изучение материала и позволяет варьировать темы уроков; закрепление и совершенствование умений в процессе участия студентов в разнообразных видах деятельности.

Следствием опытно-экспериментальной работы стала организация летней лесной школы игровой кукольной культуры «ЛесШИКК» (по Р.А. Гильман).

Теоретический и экспериментальный материал подтвердил первоначально сформулированную гипотезу, согласно которой личность будущего учителя формируется более успешно, если практическая деятельность в области организации творческой деятельности основана на принципах творческого мастерства, эмоциональной отзывчивости и ярко выраженной инициативы, и успешно решается:

- при условиях эффективной организации творческой деятельности школьников;

- в результате усовершенствования форм организации творческой деятельности школьников на основе художественного текстиля средствами декоративно-прикладного искусства;

- в условиях непрерывного образования в период летнего отдыха школьников.

Внедрение результатов исследования осуществлялось на факультете индивидуальных специальностей, художественно-графическом факультете и инструктивного лагеря Магнитогорского государственного университета, вследствие чего была доказана их практическая значимость. Опытно-экспериментальная подготовка, проведенная со студентами, позволила на достаточном уровне подготовить студентов к организации художественно-творческой деятельности школьников. Об этом свидетельствуют полученные результаты.

На основании итогов проведенного теоретико-экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Проблема подготовки будущих учителей к организации художественно-творческой деятельности школьников в ряду актуальных педагогических проблем требует дальнейшего своего изучения и решения. Актуальность проблемы обусловлена потребностью общества и школы в целом в творческих личностях.

2. Подготовка к такой деятельности в вузе осуществляется недостаточно. Необходима специальная методика подготовки студентов к организации художественно-творческой деятельности школьников, а также наличие комплекса организационно-педагогических условий ее эффективного функционирования и развития.

3. Подготовка будущего учителя к организации художественно-творческой деятельности проходит более успешно в том случае, когда последовательно возрастающий уровень сложности заданий обеспечивает переход студента от одного уровня осуществляемой деятельности к другому, более высокому. Данный процесс динамичен и проходит развитие на трех уровнях: подготовительном, основном и творческом.

4. Комплекс выявленных организационно-педагогических условий является необходимым и достаточным для эффективной подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников.

5. Результатом подготовки студентов к профессионально-творческой деятельности является их уровень овладения творческой деятельностью на основе художественного текстиля. Выделены следующие уровни: оптимальный, допустимый и недопустимый. Показатели, которые характеризуют уровни - это: теоретические знания по истории, технологии художественного текстиля, теории художественного творчества и организации творческой деятельности школьников; практические умения творческого подхода к работе, а также уровень профессиональной пригодности.

6. Разработаны методические рекомендации по проблеме организации художественно-творческой деятельности школьников, которые используются в учебно-воспитательном процессе и помогают скорректировать дальнейшую деятельность будущих учителей изобразительного искусства.

Мы предполагаем, что проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов решаемой проблемы. Дальнейшая работа по исследованию проблемы может быть продолжена в следующих направлениях: поиск и углубленное изучение перспективных педагогических условий реализации системы подготовки будущих учителей к организации творческой деятельности школьников; изучение опыта творческой деятельности в условиях интегративных курсов (педагогика, психология, методика, компьютерная графика, живопись); разработка системных диагностик овладения студентом творческой деятельности в соответствии с профессионально-педагогической деятельностью.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ячменева, Валерия Владимировна, Магнитогорск

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-334 с.

3. Абдульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

4. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. -М., 1994.-323 с.

5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 255 с.

6. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М. - Воронеж, 1997.-80 с.

7. Амонашвили Ш.А. Как живете дети? М.: Просвещение, 1986. - 174 с.

8. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.

9. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Политиздат, 1980. -486 с.

10. Ю.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990, -227 с.

11. П.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского университета. 240 с.

12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: Учебное пособие для вузов. Казань: Изд-во КГУ, 1996. - 567 с.

13. З.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.-С. 189-223.

14. Асмолов А.Г. Образование России: от культуры полезности к культуре достоинства// Воспитание школьника. ~ 1995. - № 5.

15. Банков Ф.Я. Ученье и творчество. Л.: Лениздат, 1979. - 135 с.

16. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. -М.: Педагогика, 1981. 192 с.

17. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманного стиля педагогической деятельности будущего учителя: Учебное пособие по спецкурсу. Самара, 1992. - 104 с.

18. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. - 205 с.

19. Бердяев Н.А. ТеориЯ творчества, культуры и искусства. Т.1. - М.: Искусство, 1994. - 544 с.

20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-190 с.21 .Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

21. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. 157 с.

22. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 168 с.

23. Боголюбов В.И. Подготовка студентов педагогических институтов к реализации принципов научной организации труда в общеобразовательной школе. Дис. .канд. пед. наук. - Пятигорск, 1987. - 353 с.

24. Боголюбов Н.С. Проблемы эстетического воспитания учащихся средствами скульптуры на внешкольных занятиях. Дис. .канд. пед. наук. - М., 1968.-209 с.

25. Боголюбов Н.С. Развивающее обучение в изобразительном искусстве// В сб. науч. тр.: ДПИ в системе эстетического воспитания. -М.: МПГУ, 1990. -С.3-9.

26. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. - 182 с.

27. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 36 - 42.

28. Бодалев А.А. Психология о личност. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 187 с.

29. Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения. //Сов. Педагогика. 1990. - № 12.-е. 65-71; с. 66.

30. Болотов В.А., Костикова М.Н. Педагогическое образование страницы реформирования. - Волгоград: Перемена, 1998. - 179 с.

31. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества./ Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 60 с.

32. Буш Г.Я. Диалогика и творчество. Рига: Авотс, 1985. - 318 с.

33. Бычков А.В. Проблемы творчества: Образовательная область «Технология». М., 1999. - 19 с.

34. Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988.- 157 с.

35. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. - С. 5,9.

36. Владиславлев А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. -М., 1978-175 с.

37. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М., ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

38. Возрастная и педагогическая психология / Под общей ред.- М.: Педагогика, 1998. 324 с.

39. Волков И.П. Развитие самостоятельности и творчества школьников в системе внешкольной профориентационной работы: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1983.-193 с.

40. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982.- 136 с.

41. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. - 86 с.

42. Вульфов Б.З., Поташник Н.М. Организатор внешкольной и внеклассной работы: Содержание и методика деятельности. М.: Просвещение, 1983. -208 с.

43. Выбор методов обучения в средней школе/ Под ред. Ю.К. Бабанского. -М., 1981.; с.23.

44. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

45. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с. С.З.

46. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во моек. Ун-та, 1976, 150 с.

47. Герасев В.А. Педагогические условия формирования художественно-конструкторских умений у будущих учителей трудового обучения. -Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. - 208 с.

48. Гильман Р.А. Педагогическое руководство творческой деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению тканей. Дис. .канд. пед. наук. -М, 1986.-201 с.

49. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ./ Общ. Ред. В.Я. Пилиповского. М.: Пресс, 1991. - 184 с.

50. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.-239 с.

51. Гоноболин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. М.: Прсвещение, 1973. -239 с.

52. Горская Г.И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. -М.: Просвещение, 1977. 272 е.

53. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: ОМС, 1994. - 192 с.

54. Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. Монография. Челябинск, 1993. - 398 с.

55. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

56. Дубов И.Г. Такое многоликое влияние. М.: Знание, 1989. - 80 с.

57. Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения. -Красноярск, 1984. 65 с.

58. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. - 160 с.

59. Жданов А.А. Дидактические условия индивидуализации самостоятельной графической деятельности учащихся. Дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1998. - 162 с.62.3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160 е.; с. 12).

60. Захаров М.Г. Организация труда директора школы. М.: Просвещение, 1971 - 176 с.64.3верева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа 1997. - 320 с.

61. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.-224 с.

62. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 е.

63. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. - 496 с.

64. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Перевод с немецкого. М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

65. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.-148 с.

66. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

67. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М., 1990. - 80 с.

68. Кашечникова О.Б. Профессиональная деятельность учителя. Саратов: Изд-во СГУ, 1994. - 121 с.

69. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только любовь. М., 1992. -190 с.

70. Кирнос Д.С. Индивидуальность и мышление. М., 1992. - 171 с.

71. Классному руководителю, Учеб.-метод. Пособие/ Под ред, М.И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 1999. - 280 с.

72. Климова Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности. Дис.канд. пед. наук. -Челябинск, 1995.- 185 с.

73. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Проблемы, методический материал и рекомендации. М.: НИЦ «Интенер», 1999. - 185 с. i

74. Козлова А.Г.Теоретические основы педагогики ненасилия. Автореферат дис. докт. пед. наук. С.-П., 1997.

75. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск, 1978. 102 с.

76. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведеня. М.: Педагогика, 1982.- 192 с.

77. Коник О.А. Организация педагогической практика студентов в педвузе: Дис .канд. пед. наук. М., 1996. - 182 с.

78. Коротяев Б.И. Ученье процесс творческий. - М.: Просвещение, 1989. -191 с.

79. Коротяев Б.И. Методы учебно-познавательной деятельности учащихся: Дисс.докт. пед. наук. М., 1971. - 302 с.I

80. Кузьмина Н. В., Тихомиров С.А. Методологические проблемы вузовской подготовки. //Проблемы педагогики высшей школы. Л.: Знание, 1972. -90 с.; с. 25-26

81. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учителя. М.: Народное образование, 1994. - 144 с.

82. Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1990. 334 с.

83. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. - 63 с.

84. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.

85. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. - 47 с.

86. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла// «Школа 2000».Концепция развития и программы непрерывных курсов для общеобразовательных школ 2000. Вып. 1.-М.: БАЛЛАС. С ИНФО, 1998. - С. 9 - 23.

87. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. - 304 с.

88. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.

89. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. М., 1998. - с. 324.

90. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л., 1985. - С. 66.

91. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М., ВЛАДОС, 1999. - 240 с.

92. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 127 с.

93. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982. - 175 с.

94. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988.-192 с.

95. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1977. - 304 с.

96. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Развитие самопознания и проблема формирования социально-активной личности: Учебное пособие. -М.:Педагогика,1987. 192 е.; с. 143.

97. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1992. -93 с.

98. Марьенко И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. М.: Просвещение, 1974. - 223 с.

99. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии, 1989. - № 6. - С. 29-33.

100. Матюшкин A.M. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс, 1993. 224 с.

101. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. - 367 с.

102. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Просвещение, 1991. - 416 с.

103. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. М.: Педагогика, 1981. - 144 с.

104. Москвина А.В. Педагогические условия развития литературно-творческих способностей учащихся художественного училища. Дис.канд. пед. наук. Оренбург, 1999. - 219с.

105. Найн А.А. Развитие коммуникативной готовности студентов младших курсов к обучению в высшей школе. Дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1997.- 159 с.

106. Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск, 2000. - 187 с.

107. Найн А. А. Развитие коммуникативной готовности студентов младших курсов к обучению в высшей школе (при изучении пед. дисциплин в педвузе). Дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 1997. - 159 с.

108. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

109. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие: В 3 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

110. Неретина Л.В. Методика преподавания народного искусства Башкортостана как условие формирования творчества студентов педфака в процессе профессиональной подготовки. Дис. канд. пед. наук. - М., 1994.-148 с.

111. Осипова И.В. Подготовка студентов педвуза к дидактическому технологическому творчеству. Автореф. дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997.-21 с.

112. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей/ Под ред. А.К. Бруднова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 544 с.

113. Педагогика/под ред. Ю.К.Бабанского. М., 1983.; с.101-105.

114. Педагогика/ под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. - 604 с.

115. Педагогика/ Под ред. Г.И.Щукиной, Е.Я.Голанта, К.Д. Радиной. М., 1966.

116. Перспективы развития непрерывного образования /Под ред. Б.С.Гер Шуйского. М.: Педагогика, 1990. - 224 с.

117. Петровский А.В. Личность. Деятельность, Коллектив. М., 1982. - 255 с.

118. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебное пособие для педвузов. В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999.

119. Полунина В.И. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

120. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982. - 180 с.

121. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: наука, 1976. - 303 с.

122. Пономаренко В.А. Психология духовности. М.: Магистр, 1998. - 163 с.

123. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987. — 80 с.

124. Психолого-педагогический словарь/ Под ред. . М.: Педагогика, 1998. -386 с.

125. Рабочая книга социолога/ Под ред. Т.В. Осипова. М.: Наука, 1983. -447 с.

126. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М., 1975. - 176 с.

127. Раченко И.П. Технология развития педагогического творчества. -Пятигорск, 19996. 92 с.

128. Раченко И.П. НОТ учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. -238 с.

129. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.

130. Ростовцев Н.Н. Рисунок с натуры как учебный предмет. Дис. канд. пед. наук. - М., 1953. - 289 с.

131. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. - М., 1976. -188 с.

132. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. -688 с.

133. Рындак В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развитие творческого потенциала учителя. Дис. докт. пед. наук. -Челябинск, 1996. - 269 с.

134. Савва Л.И. Формирование продуктивного общения как фактор развития творческой активности школьников. Дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1995.-164 с.

135. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973.-431 с.

136. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1992.- 192 с.

137. Сластенин В.В. Педагогика творчества// Советская педагогика. М., 1991. - С.147 -149; С.147 - 149.

138. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., Аспект Пресс, 1995. - 271 с.с. 150- 151.).

139. Соколова М.С. Активизация творческой деятельности студентов ХГФ в процессе освоения народной росписи Урала и Приуралья. Дис.канд. пед. наук. - М., 1996. - 243 с.

140. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979. - 156 с.

141. Суходольский Г.В. Основы психологии теории деятельности. Л.: Изд-воЛГУ, 1988.- 168с. ;с. 108.

142. Сухомлинский В.А. Избр. Произв.: В5 т. Киев, 1979-1980.; т.4, с. 34.

143. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Флинта, 1998. - 368 с.

144. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек.: Функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 122 с.

145. Стрекозин В.П. Организация процесса обучения в школе. М.: Просещение, 1978. - 245 е.

146. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Уче.-метод. Пособие М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

147. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. М.: Просвещение , 1988. - 175 с.

148. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. - 536 с.

149. Теоретические основы непрерывного образования/ Под ред. В.Г.Онушкина. М.: Педагогика, 1987. - 208 с.

150. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт. М.: Педагогика, 1992.-296 с.

151. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова . М.: АЗЪ, 1995.-С. 827.

152. Трайнев В.А. Основы организации и функционирования центра методов активного обучения в педвузе. М., 1988. - 50 с.

153. Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. - 91 с.

154. Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. - 184 с.

155. Уметбаев З.М. Основы педагогической техники: Учебное пособие. -Магнитогорск: МГПИ, 1997. 123 с.

156. Уразова А.К. Педагогическое управление как фактор развития творческого потенциала подростка. — Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1998.-273 с.

157. Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся. Челябинск, ЧГПИ, 1997. - 16 с.

158. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников.- М.: Просвещение, 1980. 160 с.

159. Ушачев В.П. Творчество в системе образования: Монография. М., 1995.-219 с.

160. Ушинский К.Д. Собр. соч. М.,-Л., 1948 - 1950.

161. Философский словарь. Под ред. Фролова. М.Д987. С.588.

162. Фролов П.Т. Системный подход в воспитании и обучении школьников.- Воронеж: Издательство ВГУ, 1979. 191 с.

163. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. Минск, 1998. - 560 с.

164. Хворостов Н.С. ДПИ в школе. М: Просвещение, 1988. - 176 с.

165. Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов: Составители А.Красило и А. Новгородцева. М., 1995. - 416 с.

166. Христева А.В. Подготовка будущего учителя к анализу и самоанализу профессионально-педагогической деятельности. Дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1996. - 200 с.

167. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. -М.: Педагогика, 1987. 152 с.

168. Черевик Н.С. Художественно-творческая деятельность школьников и подготовка к ее организации студентов пединститута: Дис.канд. пед. наук.-М., 1996.-189 с.

169. Черкасов В.А. Дидактические основы построения системы упражнений. -Челябинск, 1978.-91 с.

170. Шамова Т.И., Давиденко Т.М. Деятельность учителя по формированию качеств знаний учащихся. Москва-Белгород, 993. - 133 е.).

171. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки будущего учителя.: Учебное пособие. М.; Ставрополь: СГПИ, 1991.- 179 с.

172. Шкитина Н.С. Подготовка будущего учителя к формированию школьной дисциплинированности: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997.-189 с.

173. Шорохов Е.В. Композиция: Учебное пособие для студентов ХГФ пединститутов. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

174. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках ДПИ: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. - 192 с.

175. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.,: Просвещение, 1986. - 144 с.

176. Щедровскй П. Пространство свободы.// Народное образование. 1997.-№ 1.-С. 46-51.

177. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.

178. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Дис.докт. пед. наук. М., 1984. - 378 с.

179. Юсов Б.П. Три уровня художественного воображения: три мира жизни, три типа художественного творчества //Культура, искусство, образование: проблемы, перспективы развития. Смоленск: СГИИ, 1999. - 264 с.

180. Языкова Е.В. Творчество.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

181. Якунин В.А. Педагогическая психология. С.-П., 1998. - 639 с.

182. Якобсон П.М. Психология творчества. М., 1971. - 41 с.

183. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М.: Издательство «Флинта», 1997. 224 с.

184. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач. Дис.канд. пед. наук. -Челябинск, 1992. 403 с.

185. D.' Amiko V. Creativ Teaching in Art. Scranton: International textbook, 1942.-289 p.

186. Dewey J. My Pedagogic Creed// The Sool Journal. Jan, 1987. P. 16.

187. Emerson C. Bakhtin and Vygotsky on internalisation of language// Quart Newslett. Lab. Compar. Human Cognit, 1983. Vol. 5. P. 9 13.

188. Kingsburi D. Communication Behavior. Harvard Univ., 1968. 152 p.

189. Rodgers C.R. Client Centerect Theory/ The Current Practice. Boston: Hongtom, 1959. - 197 p.

190. Fay Francella. Psychology in Progress. Personality. N-Y., 1981. - 256 p.