Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Применение методов развивающего обучения в подготовке студентов факультета художественного образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Плахотников, Александр Григорьевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Курск
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Применение методов развивающего обучения в подготовке студентов факультета художественного образования», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Плахотников, Александр Григорьевич, 2005 год

Введение.

Глава 1. Теоретические основы концепций развивающего обуче-^ ния.

1.1. Проблема развивающего обучения как предмет психолого-педагогического исследования.

1.2. Педагогические условия применения методов развивающего обучения в вузе.

Выводы.

Глава II. Экспериментальное исследование эффективности применения методов развивающего обучения в процессе профессиональной подготовки студентов факультета художественного образования

2.1. Диагностика подготовки студентов к изобразительной деятельности.

2.2. Опытно-экспериментальная работа по применению методов развивающего обучения в процессе профессиональной подготовки студентов факультета художественного образования.

2.3. Анализ эффективности применения методов развивающего обучения студентов рисунку.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Применение методов развивающего обучения в подготовке студентов факультета художественного образования"

Актуальность исследования. Кардинальные изменения общественной и культурной жизни затрагивают как общество в целом, так и систему высшего образования. Повышаются требования к научному уровню и профессиональной компетентности будущих специалистов, содержанию и методам обучения, нравственным позициям преподавателей, участвующих в образовательном процессе. Эти изменения актуализируют внедрение педагогических новшеств, усиливают роль развивающей функции образовательного процесса.

Инновационные формы и методы обучения на современном этапе преобразований вузовских программ представляют собой педагогические нововведения, перерастающие рамки образовательной сферы. Они становятся важнейшим фактором самоорганизации образовательных процессов. Исходя из научно-педагогических подходов к проблеме развивающего обучения студентов в условиях педагогических инноваций, становится актуальным совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства. Характер и направленность инноваций, идущих в современном образовательном пространстве, разнообразны, они позволяют создать благоприятные условия для раскрытия и реализации способностей и интересов обучающейся в вузах молодежи (К. Ангеловски, М.В. Кларин, К.Ф. Красикова, М.С. Бургин, В.А. Смирнов, М.М. Поташник, JI.C. Подымо-ва, В.А. Сластенин, П.И. Третьяков, О.Т. Хомерики, Т.И. Шамова, Н.Р. Юсуфбекова и др.).

В современных условиях задачи высшего художественно-педагогического образования сводятся не к подготовке «узких» специалистов для конкретной деятельности в сфере обучения и воспитания молодёжи, но к v развитию личности педагога - художника, формированию его профессиональной компетентности, созданию условий для реализации возможностей своего творческого «Я».

Средства достижения этих задач рассматриваются в научной литературе как в общетеоретическом, так и в конкретном художественно-педагогическом аспектах. Разработке теоретических основ личностно-ориентированного образования будущих педагогов, соответствующих технологий профессионального обучения и воспитания посвящены исследования С.И. Архангельского, Е.П. Белозерцева, А.А. Вербицкого, М.Я. Виленского, И.Ф. Исаева, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Н.Е. Мажара, JI.H. Макаровой, А.К. Марковой, А.И. Мищенко, А.В. Репринцева, В.А. Сластенина, А.Н. Ходусова, А.И. Щербакова, Н.Е. Шурковой, Е.Н. Шиянова и др. авторов. Профессионально-творческая подготовка будущих учителей изобразительного искусства, формирование профессионально обусловленных качеств личности студентов и их интеграция с профессионально значимой системой знаний, умений и навыков рассматриваются в работах B.C. Кузина, Г.И. Кули-бякина, Б.Т. Лихачёва, Б.М. Йеменского, Н.Н. Подцьякова, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Т.Д. Сусловой, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, Б.П. Юсова и др.

Вместе с тем, несмотря на значительное число исследований различных аспектов подготовки учителей изобразительного искусства, проблема выявления методических средств реализации развивающей функции процесса профессионального обучения остается недостаточно изученной. Таким образом, существует противоречие между необходимостью формирования в процессе профессионального обучения образного и образно-понятийного мышления будущих учителей изобразительного искусства, их профессионально значимых личностных качеств, в целом развития студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью инновационных методов развивающего обучения в их органическом единстве с хорошо зарекомендовавшими себя традиционными формами и методами профессиональной подготовки педагогов-художников.

С учетом данного противоречия была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, способствующих применению методов развивающего обучения в подготовке студентов факультета художественного образования.

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования — процесс художественно-профессионального обучения студентов факультета художественного образования.

Предмет исследования - педагогические условия успешного применения методов развивающего обучения студентов изобразительному искусству.

Гипотеза исследования. Применение методов развивающего обучения студентов изобразительному искусству, активизирующих профессионально-личностное становление будущих специалистов, будет успешным, если осуществляются следующие педагогические условия: увеличивается удельный вес продуктивной деятельности студентов в процессе формирования изобразительной грамотности; содержание и организация занятий ориентированы на развитие наблюдательности (художественного видения) студентов, их образных представлений и художественного воображения; усиливается диалоговый характер общения студентов и преподавателя, выступающих в ролях зрителя, художника, учителя изобразительного искусства.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить особенности методов развивающего обучения как компонентов процесса профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства.

2. Разработать комплекс методов развивающего обучения студентов факультета художественного образования.

3. Определить этапы реализации методов развивающего обучения в образовательном процессе.

Проанализировать эффективность применения методов развивающего обучения в подготовке педагогов-художников.

5. Определить педагогические условия, способствующие успешному использованию методов развивающего обучения в профессиональной подготовке учителей ИЗО.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- философско-педагогические концепции об отражении действительности в психике человека как сущности познания и мышления человека, его воображения и образных представлений (О. Кро, Э. Шпрангер, Г. Вернер, М. Вертгаймер, М. Фогель, Е. Морицей, Г. Энг, Г. Мюллер, Т. Рибо и др.);

- ведущие теоретические положения в области развивающего обучения и формирования основ субъектно-коммуникативных отношений преподавателя и студентов в учебном процессе (К. Коффка, Г.Н. Кабанова-Мелер, Г.А. Цукерман, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, E.JI. Зеленина, B.C. Ильин, В.П. Иванов, Е.И. Игнатьев, М. Коренблит, В.В.Котов, Б.Д. Леухин и др.);

- теории социальных и педагогических явлений в условиях педагогической инноватики (К. Ангеловски, М.В. Кларин, К.Ф. Красикова, М.С. Бургин, В.А. Смирнов, М.М. Потошник, JI.C. Подымова, В.А. Сластенин, П.И. Третьяков, О.Т. Хомерики, Т.И. Шамова, Н.Р. Юсуфбекова и др.);

- теоретические аспекты развивающего обучения в процессе художественной подготовки будущих учителей изобразительного искусства (Н.Н. Рерих, П.П. Чистяков, Д.Н. Кардовский, Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, В.К. Лебедко, Н.К. Шабанов, Г.В. Беда, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, И. Солодухин, Р.Г. Казакова, А.А. Кирило, Г.И. Кулибякин, Н.Г. Никанорова, Г.И. Орловский, А.С. Пучков, А.В. Триселев, Б.А. Соловьев, B.C. Зинченко, А.А. Унковский, М. Храпковский и др.);

- концепции развития личности, обеспечивающие возможность усвоения той системы научных понятий, которая позволяет студенту стать реальным субъектом учения (О.А. Абдулина, Т.А. Ильина, В.Т. Лисовский, А.В. Дмитриев, В А. Недоспасова, Е.Т. Соколова, Л. Шибаева).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических, дидактических и методических исследований по теме диссертации; изучение педагогического опыта в вузовской системе обучения; опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение за творческой деятельностью студентов, анкетирование, оперативная диагностика, тестирование, математическо-статистические методы обработки эмпирических данных.

Базой исследования выступили факультет художественного образования Воронежского государственного педагогического университета, центральный Дворец творчества молодежи г. Воронежа, гимназия № 2, детская художественная школа №1 г. Воронежа, художественно-графический факультет Курского государственного университета.

К опытно-экспериментальной работе было привлечено 370 студентов и учащихся.

Исследования выполнялись в 1997 — 2005 годах в три этапа.

Первый этап - поисковый (1997 - 1998 гг.) решал задачу накопления и изучения методов развивающего обучения студентов. На данном этапе работа была направлена на анализ научной литературы, определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования.

Второй этап — опытно-экспериментальный (1999 - 2000 гг.) был посвящен выявлению исходного уровня применения развивающих форм и методов обучения студентов, обобщению и использованию передового педагогического опыта, определению оценки и обработке тестовых заданий, выявлению уровня усвоения исследуемых аспектов содержания, проверке гипотезы, проведению контрольных срезов, подготовке публикаций учебнометодических материалов и сообщений на научно-практических конференциях.

Третий этап — обобщающий (2001-2005 гг.) включает в себя: апробацию разработанных в исследовании условий успешного применения методов развивающего обучения студентов; систематизацию основных положений и выводов диссертационного исследования; оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В структуре и логике развивающего обучения, ориентированного на профессионально-личностное формирование будущего учителя изобразительного искусства, методы обучения призваны обеспечить включение студентов в активную учебно-профессиональную деятельность. Это достигается посредством изменения в соотношении источников знаний (слово, образ, действие), в соотношении продуктивной и репродуктивной деятельности студентов, в характере общения и взаимодействия преподавателя со студентами и студентов между собой.

Методы развивающего обучения студентов рисунку основываются на ведущей роли активных действий и продуктивной деятельности обучающихся в области наблюдения, интеллектуальной и практической деятельности и формировании соответствующего опыта, на накоплении эмоционально-образных впечатлений, на субъект-субъектных взаимоотношениях участников образовательного процесса, на внутриличностной стимуляции учения и его саморегуляции.

2. Комплекс методов развивающего обучения рисунку будущих учителей изобразительного искусства составляют методы формирования художественного видения, художественного воображения и образных представлений студентов.

Основой метода формирования художественного видения выступает деятельность наблюдения, направленная на выделение сходств и различий предметов и явлений видимого мира, на узнавание объектов и явлений по их основным признакам и сочетаемая с выполнением рисунков - набросков и зарисовок с натуры.

Метод развития художественного воображения основывается на продуктивно-исследовательской деятельности студентов по обогащению знаний об изображаемых предметах и явлениях, систематизации и обобщению усваиваемых сведений. При этом умственная деятельность сочетается с выполнением зарисовок, набросков и рисунков по памяти.

Метод формирования образных представлений реализуется посредством включения студентов в практическую деятельность по созданию образных сюжетно-тематических композиций и их последующему воплощению в рисунке.

3. В процессе развивающего обучения будущих учителей ИЗО рисунку целесообразно выделение трёх этапов, на каждом из которых профессионально-творческое и личностное развитие студентов основывается на определенной ведущей деятельности (наблюдение, продуктивно-исследовательская, практическая деятельность), а методическое обеспечение образовательного процесса предполагает сочетание соответствующего метода развивающего обучения с традиционными методами.

4. Результативность применения методов развивающего обучения в сравнении с объяснительно-репродуктивным обучением заключается в глубине и прочности усвоения студентами программного материала, в том числе профессиональных основ изобразительной грамотности; в развитии у будущих учителей наблюдательности и опыта художественного восприятия; в повышенной степени самостоятельности обучающихся, в том числе интеллектуальной и поведенческой; в развитии коммуникативных способностей студентов и их умений включаться в субъект-субъектные взаимоотношения на основе художественно-изобразительной деятельности; в развитии способностей к творческому художественному труду вместе с осознанием и освоением продуктивных методик работы учителя ИЗО.

5. Эффективное применение методов развивающего обучения обеспечивается созданием следующих педагогических условий: культивирование коммуникативно-субъектных отношений между преподавателем и студентами; оптимальное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности при доминировании последней; использование индивидуального и дифференцированного подходов, способствующих актуализации интеллектуальных и художественных способностей студентов; включение в образовательный процесс заданий исследовательско-эвристического характера, требующих мобилизации творческих художественных способностей студентов.

Основные результаты исследования, их научная новизна состоят в следующем:

- выявлены и охарактеризованы особенности методов обучения будущих учителей изобразительного искусства, способствующие реализации развивающей функции профессионального образования;

- разработана совокупность методов развивающего обучения рисунку студентов факультета художественного образования;

- обоснованы этапы применения методов развития художественного видения, художественного воображения и образных представлений в процессе профессиональной подготовки педагога - художника;

- выявлена эффективность реализации методов развивающего обучения в образовании будущих учителей изобразительного искусства;

- определены педагогические условия, способствующие успешному применению методов развивающего обучения студентов факультета художественного образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «методы развивающего обучения» применительно к процессу профессионального образования будущих учителей изобразительного искусства; в развитии теоретических основ методики развивающего обучения студентов факультета художественного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы создают предпосылки для успешной реализации развивающей функции профессионального обучения будущих учителей изобразительного искусства. Результаты исследования и сделанные на его основе рекомендации применяются при разработке и модернизации программно-методического обеспечения профессиональной подготовки студентов факультетов художественного образования педагогических вузов Центральночерноземного региона. Материалы диссертации могут быть использованы при переработке и обновлении образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов-художников, преподавателей учреждений высшего и среднего профессионально-педагогического образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической определённостью исходных теоретических положений; применением взаимодополняющих методов, соответствующих цели, объекту, предмету, задачам и логике исследования; проведением опытно-экспериментальной работы в условиях реальной учебно-профессиональной деятельности со студентами; статистической значимостью данных эмпирического этапа исследования; воспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике ряда вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в течение 1997 — 2005 гг. в процессе работы соискателя преподавателем кафедры изобразительного искусства факультета художественного образования Воронежского государственного педагогического университета.

Основные положения и идеи работы нашли отражение в учебном пособии, программах, научных статьях, докладах и тезисах. Результаты исследования получили положительную оценку в ходе обсуждений на межвузовской научно-практической конференции «Искусство» (Курск, 2000 г., 2001 г.); ежегодных педконференциях учителей (г. Воронеж, 2002 г., 2004 г.); на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Материалы исследования используются в работе со студентами Воронежского государственного педагогического университета, Борисоглебского государственного педагогического института, с педагогами детей Центрального дворца творчества г. Воронежа, гимназии № 2, детской школы искусств № 16, детской художественной школы № 1.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Выводы:

1. Исследование соотношения проблемы обучения и развития студентов позволили выявить новые аспекты теоретического и практического осмысления сущности применения методов развивающего обучения в вузе. Что, безусловно, повлияло на формирование педагогических условий, позволяющих стимулировать нравственное становление и развитие личности студентов в профессиональной подготовке.

2. Экспериментальная проблема ПМРО состоит в необходимости эффективной подготовки рисунку студентов ЭКГ, ГЦН, ГБН и обусловливает художественное образование будущих учителей изобразительного искусства в школе. Поэтапное развитие видения у студентов, их воображения и образных представлений в развивающем обучении определяется ведущей деятельностью, выполняющей непосредственную роль в образовании коммуникативно-субъектных взаимоотношений студентов, которые являются основой педагогического нововведения методов развивающего обучения студентов в вузе.

К нововведениям в ПМРО следует отнести: а) структурную организацию типовых занятий ИЗО как педагогического взаимодействия в совместной деятельности, дающей возможность переходить от монологического стиля общения («педагог - студент») к диалогическому, от авторитарной формы отношений - к авторитетной; б) современным методом развития художественного видения, воображения и образных представлений студентов в совместной деятельности с преподавателем в коммуникативном диалоге в форме (в соответствии с ролями) «Зритель», «Художник», «Учитель ИЗО»; в) стиль занятий — совместная деятельность — может улучшаться при следующих условиях:

- наличие необходимых воплощений коммуникативных отношений ответственной зависимости;

- принятие необходимых социально ценных, значимых и осознанных интересных решений;

- существование необходимых эмоционально насыщенных коллективных переживаний: сострадания неудачам и радость успехам других студентов; г) технология обучения студентов рисунку, осознание новых конструктивно-пропорциональных решений, ориентированных на совершенствование изобразительной грамотности:

- новых форм типовых занятий, позволяющих введение исследовательских подходов и внедрение в обучение студентов новых способов восприятия изображаемого объекта, разнообразных подходов в осмыслении деятельности студентов и практических решений в сфере ПМРО;

- новых субъект-субъектных отношений в совместном исследовательском сотрудничестве студента и преподавателя;

- новых средств обучения рисунку, освоения многообразия графического материала, позволяющего раскрыть диапазон графических возможностей изображения в рисунке.

3. Практика педагогических нововведений в общеобразовательный процесс ПМРО студентов показывает, что эффективность усвоения знаний и умений по рисунку зависит в первую очередь от коммуникативных отношений студентов и преподавателя в совместном диалоге в форме (в соответствии с ролями) «Зритель», «Художник», «Учитель ИЗО»; условий применения методов развивающего обучения студентов — художественного видения, воображения и образного представления; индивидуальных способностей эффективного усвоения знаний и умений, что позволяет формировать личностные характеристики студентов в профессиональной подготовке.

4. Одним из основных компонентов развивающего обучения рисунку студентов в проводимом нами исследовании выступает ведущая деятельность в уровневой подготовке последовательного обучения изобразительной грамотности:

- 1-я ведущая деятельность - это деятельное наблюдение или художественное видение рисующего студента, которое определяется уровневой подготовкой, характеризующей первую форму занятий как терминологически развивающий тип;

- 2-я ведущая деятельность - это мыслительная деятельность или художественное воображение рисующего студента, которое определяется уровневой подготовкой, характеризующей вторую форму занятий как фактологически развивающий тип;

- 3-я ведущая деятельность - это практическая деятельность или образные представления рисующего студента, которые определяются уровневой подготовкой, характеризующей третью форму занятий как библиографически-искусствоведческий развивающий тип.

5. Эффективной реализацией методов развивающего обучения студентов рисунку в процессе введения новых технологий является корректировка и дополнение стандартной программы обучения студентов в вузе. Дополнение и корректирование последней стоит осуществлять через обогащение содержания с учетом основных принципов дидактики, разнообразия методов и форм организации обучения. Реализация дополненной программы возможна при соблюдении ряда педагогических условий:

- реализаций субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами;

- соблюдение оптимального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности при доминировании последней;

- использовании индивидуального и дифференцированного подходов, способствующих актуализации интеллектуальных и художественных способностей студентов;

- введения в образовательный процесс заданий исследовательско-эвристического характера, требующих мобилизации творчески-художественных способностей студентов (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, вычленять и обобщать, классифицировать, рассуждать, обсуждать (в соответствии с ролями «зритель», «художник», «педагог ИЗО») и планировать свою деятельность как будущего учителя ИЗО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспериментальная проверка предложенных нами типовых занятий в части 2.1 для диагностики подготовки студентов к изобразительной деятельности показала необходимость структурных педагогических преобразований, позволяющих реализацию коммуникативно-субъектных отношений студентов и преподавателя в совместной деятельности, способствующей эффективному обучению студентов рисунку с натуры по памяти и по представлению.

Наш подход основывается на выявлении и создании таких педагогических условий, которые способны содействовать организации образовательно-воспитательного влияния на личность рисующего студента через систему нравственной среды в соответствии с целями развивающего обучения студентов в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства.

Апробация субъект-субъектных отношений студентов и преподавателя подтвердила эффективность реализации диалога, обеспечивающего коллективное и творчески познавательное применение методов развивающего обучения студентов: художественного видения, художественного воображения и образных представлений.

Достижение высокого уровня ЗУН в поэтапном развивающем обучении студентов рисунку было зафиксировано в сравнении результатов, полученных в бюджетной и целевой группах, обозначенных как контрольные, со значительным развитием обучения студентов бюджетной группы, обозначенной как экспериментальная.

Следовательно, в ходе эксперимента подтвердилась гипотеза об эффективном применении методов развивающего обучения студентов факультета художественного образования.

Проведенные исследования соотношения проблемы обучения и развития студентов в профессиональной подготовке позволяют сделать следующие

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Плахотников, Александр Григорьевич, Курск

1. Абрамов В.В. Формирование педагогической направленности студентов младших курсов художественно-графических факультетов в процессе преподавания спец. дисциплин: Автореф. дисс . канд. пед. наук. М., 1989.-16 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

3. Авсиан С.А. Натура и рисование по представлению: Уч. пос. М.: Изо-браз. искусство, 1985. -152 е.: Илл.

4. Айзек Г.Ю. Структура личности / Пер. с английс. СПб.: Ювента, М.:КСП, 1999.-464 с.

5. Аизенк Ханс, Эванс Даррии. Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.И. Кравцовой. М.: ООО «Издательство ACT», 1997.- 192 с.

6. Аксионов Ю., Левидова М. Цвет и линия. М.: Сов. худ., 1986. - С. 234.

7. Аксенов К.Н. Рисунок: В помощь начинающему художнику-оформителю. М.: Плакат, 1987. - 192 е.: Илл.

8. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог, школа: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - С. 16-17.

9. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, 1993. — С. 15-20.

10. Ю.Алексич М.Н. Рисование по памяти. // Школа изобразительного искусства: Вып.5. 3-е изд., испр и доп. - М.: Изобразительное искусство, 1994. -С. 31-37.

11. П.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980.-230 с.

12. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961. - 450 с.12а. Ананьев Б.Г., Дворяшнн М.Д., Кудрявцев Н.А. Индивидуальное развитие и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. - С. 13, 34, 37.

13. Анатомия для художников. Рисунки и объяснения Е. Барчи, проф. Будапештской высшей школы изобразительных искусств 10-е изд. — Будапешт: Корвина, 1986.- 343 е.: Илл.

14. М.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.-М., 1964.-303 с.

15. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. -С. 144.

16. Аничкин Б.А. Практическая перспектива. Изд-во Саратов, 1977. -С. 18-20.

17. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество. JL: Наука, 1983. - С. 259-262.

18. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества: Учеб. пос. для вузов. 2-е изд., перераб и доп. - М.: Высш.шк., 1990 .- 176 с.

19. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабан-ский. М.:Педагогика, 1989. - 560 с. (Труды у. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

20. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. - С. 40.

21. Багдасян К.М. Вопросы активизации художественного изображения объектов действительности в рисунках младших школьников. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1975. - 161 с.

22. Басин Е.Я. Психология художественного творчества: (личностный подход).- М.: Знание, 1985. 64 с.

23. Баранов С.Т. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. М., 1962 -С. 12-37.

24. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. 1997. - №5. -С. 27-31.

25. Бахир В.К. Мотивационные основы адаптации студентов к учебному процессу // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штинда, 1990. - С. 17-29.

26. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Ленинград, 1968. -186 е.: Илл.

27. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. — Изд. 2-е. — М.: Советская Россия, 1961. 228 е.: Илл.

28. Беляев Т.Ф. Упражнение по развитию пространственных упражнений у учащихся: из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. - 112 е.: Илл.

29. Берштейн Н.А. О построении движений. М., 1947. -255 с.

30. Берштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. Л.-М.: Искусство, 1940. -49 с.:Илл.

31. Беспалько В.П. Оптимизация оценочной деятельности при определении качества усвоения учащимися знаний, умений и навыков // Вестник ВОИПКРО. Вып.З.-Воронеж: ВОИПКРО, 1999.-С. 137-146.

32. Благонадежная Л.В. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка // Советская педагогика. 1957. - №8. - С. 99-104.

33. Библер B.C. Теоретическое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы) // Научное творчество. — М., 1969. 200 с.

34. Богачева М.И. Формирование творческой индивидуальности художника (эстетико-психологический аспект): Дисс. канд философ, наук М., 1972.-165 с.

35. Боголюбова Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Авт. дисс. док. пед. наук. М., 1993. - 32 с.

36. Богоявленская Д.Н., Менгинская Н.А. Психология учения // Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1969. - С.304.

37. Богданов О.Ю., Челышев Т.В., Чертов В.Ф. Сборник тестовых заданий. -М., 1999.-С. 11-37.

38. Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в ИПК (теория и практика контекстного обучения в вузе). М.: НИИВы, 1984. - С.12-36.

39. Борофей Ю.М. Воображение и теория познания. -М., 1966. С. 35.

40. Божович Л.И. Изучение личности и проблемы воспитания // Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960. - С. 190-227.41 .Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. - 96 с.

41. Валлон С.И. От действия к мысли. Т. 3. М., 1956. - 870 с.43 .Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. М.: Прогресс, 1970.-496 с.

42. Вейт М.А., Булгаков П.Г. Воспитание организованности основы профессиональной подготовки специалиста. Учеб. пособие к спец. курсу. -Липецк: ЛГПИ, 1995. - 142 с.

43. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. -ВКН.: Художественное творчество и ребенок. М., 1972. - С. 16.

44. Виффен Валери. Как научиться рисовать натюрморт: Пособие по рисованию / Пер. с англ. И. Гиляровой. М.:Изд-во Эксмо-Пресс, 2001. — 64 е.: Илл.

45. Войтонис Н.Ю. Предистория интеллекта. М.-Л., 1949. - 270 с.

46. Волков И.П. Художественная студия в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1993. - 127 е.: Илл.

47. Воробьев Г.В., Пискунов А.И. Методика педагогических исследований. — М., 1976.-С. 146.

48. Воронов Л.В. Искусство предметного мира. М., 1977. - 120 е.: Илл.

49. Выготский Л.С. Психология искусства .- 2-е изд. М.: Искусство, 1968.576 с.

50. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - С. 37-60.

51. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 .-251-257 с.

52. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997. -С. 3-21.

53. Выготский JI.C. Собрание сочинений //Детская психология. Т. 4. М., 1984. - С.35, 40, 50, 145.

54. Выготский JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. М,- JL, Учпедгиз, 1935.-С.25.

55. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. С. 5-20.

56. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-С. 441-469.

57. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. Изд-во МГУ, 1965. - (С. 5, 7, 10) (На правах рукописи).

58. Гальперин П.Я., Кобыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. -М.: Изд-во МГУ, 1974. С. 13-15.

59. Гальперин П.Я., Талызин Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд-во МГУ, 1968.-С. 21.

60. Ганелин Ш.И. Дидактические принципы сознательности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-С.9-13.63 .Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969 — №1. - С. 12-17.

61. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т.1. М.: АПИ РСФСР, 1959. -С. 441-469.

62. Гегель В.Ф. Эстетика Т. 1. Искусство. М., 1968. - С. 44, 46, 47.

63. Генсбург И. Чистяков П.П. и его педагогическая система. М.- JL: Искусство, 1940. - 203 е.: Илл.

64. Гамезо М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности: Автореф. докт. дис. -М., 1977. 19 с.

65. Гоноболин Ф.Н. К проблеме воспитания и развития ребенка //Советская педагогика. №10. - С. 124-134.

66. Грузуев П.Н., Ганелин Ш.И. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. М., 1945. - 356 с.

67. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-С. 80, 130.

68. Давыдов В.В. Психологическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование // Науч.-исслед. ин-т. общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1990. - 160 е.: Илл.

69. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных проектов. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.

70. Давыдов В.В. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. - 175 с.

71. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников // Науч.-исслед. ин-т. общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. Научное исслед. ин-т педагогической психологии Акад. пед. наук ГДР. — М.: Педагогика, 1982. 216 е.: Илл.

72. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Психологическая природа образов, диалектика в науке о природе и человеке //Эволюция материи и ее структурные уровни. М., 1983. - С. 160.

73. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. - С. 111-113.

74. Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности // Психологические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980. — С. 3-14.

75. Даниэль С.М. Искусство видеть. Ленинград: Изд-во «Искусство», 1990.208 е.: Илл.

76. Дейнека А.А. Учитесь рисовать: Беседы с учащимися. М.: Изд-во АХ СССР, 1961.-202 с.

77. Демин М.В. К вопросу о соотношении понятий «деятельность», «активность», «поведение».- Л.: Вестник МГУ. Сер. Философия. 1975. - № 5. — С. 11-12.

78. Дивногорцева С.Ю. Развитие геометрического видения учащихся при обучении математике в 1 кл.: Авт. дисс. . канд. пед. наук. Орел, 1948. -18 с.

79. Джеральд Остер, Патриция Гоулд. Рисунок в психотерапии // Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М., 2001.- 184 с.

80. Енинков М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. Казань, 1963.-122 с.

81. Ермакова С.Ю. Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов пед. вузов: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1998.-23 с.

82. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. - 277 с.

83. Жекулина Г.Е., Трофимова В.И. Влияние наблюдений над природой на рисунки детей старшего дошкольного возраста // Художественное восприятие в детском саду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 126 с.

84. Иванищев Н.П. Личностно-развивающее обучение как фактор развития педагогической компетенции будущего учителя: Дис.- канд. пед. наук. О., 1989-219 с.

85. Иванов Э.В. Идеальное. Философская энциклопедия. Т. 2. М., 1962. -С. 221.

86. Иванов С.В. О сознательности в обучении // Советская педагогика. -1947.-№10.-С. 3-15.

87. Иванов В.О. Дидактические условия эффективного включения познавательных задач в процесс обучения: Авт. реф. КПП. М., 1991. - 18 с.

88. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. Изд. 2-е. — Просвещение РСФСР, Учпедгиз, 1961. С. 208.

89. Ильин B.C. Средства формирования всесторонней развитой личности. Авт. реф. кан. пед. наук. Волгоград: ВГПИ, 1987. - 17 с.

90. Ильин B.C. Интенсификация учебного процесса и повышение познавательной активности студентов: Методические рекомендации. Тюмень: Б.И., 1987.-43 с.

91. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. 1963. - С. 44.

92. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить // Народное образование. -1964. -№1.- С. 13.

93. Истомина Н.Б. Развивающее обучение // начальная школа. М., 1996. -№12.-С. 30.

94. Ительсон Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля // Вопросы психологии. 1961. - №2. - С. 5-10.

95. Кабанова-Меллер Е.Н. О развитии мышления у школьников // Советская педагогика. 1966. - №4. - С. 28, 37.

96. И.Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости // Науч. исслед. ин-т. общей и пед. психологии Акад пед наук СССР. М.: Педагогика, 1987.- 200 е.: Илл.

97. Кант И. Критика способность суждения. — Санкт-Петербург: Наука, 1995.-С. 506.

98. Карнаухов С.И. Дидактические обеспечение подготовки учителей технологии художественному конструированию. Авт. дисс. . канд. пед. наук. Брянск: БПУ, 1998. - 19 с.

99. Кедров Б.М. О повторяемости в процессе развития. — М., 1964. С. 93.

100. Кекчеев К.Х. Ночное зрение. М., 1996. - 127 с.

101. Кирия Г.В. О формировании конструктивно-технических умений у учащихся средней школы // Вопросы психологии. 1959. — №6. — С. 25.

102. И8.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. 2-е. изд. - М.: Академия, 1998. -192 е.: Илл.

103. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е. изд. - М.: Просвещение, 1970. — С. 19.

104. Консуховская С.М. Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образований: Авт. дисс. . кан. пед. наук. М., 1998. — 25 с.

105. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: Каро, 2001. - 368 с.

106. Колосова О.Е. Формирование художественной наблюдательности студентов в системе развития образного мышления на занятиях изобразительным искусством: Авт. дисс. . кан. пед. наук.- М., 1986. 16 с.

107. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Столетие, 1994.54 с: Илл.

108. Королева JI.H. Развитие педагогического творчества в системе повышения квалификации учителей: Авт. дисс. . кан. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1988.-21 с.

109. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979. - С. 138-155.

110. Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль, 1979.-80 с.

111. Костюк Г.С. Вопросы психологии мышления // Психологическая наука в СССР. Т.1.-М., 1959.-С. 357-440.

112. Костюк Г.С. Процессы мышления в решении перцептивных задач // Тезисы докладов на II съезде общ. психол. Вып. 1. М., 1963. - С. 63-65.

113. Костюк Г.С. Развитие и восприятие // Общие основы педагогики. — М, 1967.-С. 197.

114. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. — М., 1994. С. 60-66.

115. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. М.: Знания, 1978.-68-70 е.: Илл.

116. Косменская В.Б., Холезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1981. - С. 9-50.

117. Коффка К. Основы психологического развития. M.-JL, 1934. - 200 с.

118. Красикова К.Ф. Особенности диагностики инновационных учебных заведений в современном образовательном пространстве. Авт. дисс. кан. пед. наук. -Омск: ГУППИ, 1998. 20 с.

119. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в нач. школе: Пособия для учителей. 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1983. -191 е.: Илл.

120. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1984.-313 с.

121. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972.270 е.: Илл.

122. Кузин B.C. Психология. 2-е изд. - М.: Высшая шк., 1982. - С. 15-20.

123. Кузин B.C. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. 2-е изд., пе-рераб. - М.: Просвещение, 1981.- 160 е.: Илл.

124. Кузнецов Е.Ф. Формирование ценностного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Дис. .кан. пед. наук. М., 1986. - 221 с.

125. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в процессе профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. М., 1986. - №2 - С. 21-30.

126. Латышко Н.А. О результатах работы по системе Л.В. Занкова. Изд. опыт // Нач. шк. 1999. - №4. - С. 48.

127. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство 11110 «Модэк», 2001. - 256 с.

128. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. - 280 с.

129. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во РСФСР, 1959. -С. 407,411,412.

130. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М.: Мысль, 1965.-С. 492.

131. Леонтьев А.Н. Избр. поспол. произв. Т. 1.-М., 1983.-390 с.

132. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — С. 373-544.

133. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. М., 1983.-С. 113-285.

134. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948. - С. 4-15.

135. Лисохина Л.Ю. Наука и жизнь. 2000. - № 1. - 50 с.

136. Лифинцева Н.И. Развивающее обучение и личность ребенка. Из опыта работы школы педгимназии № 4. 1996 г.

137. Лихачева Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1970. - С. 31-40.

138. Лозин В.Р. Организационно-педагогические условия построения практики развивающегообучения

139. Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова: Дис. .Канд. пед. наук - М. - 1997 -135 с.

140. Макаренко А.С. Избранные произведения: В 3-х. Т. 1- Киев, 1984. -576 с.

141. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.:Просвещение, 1983. - С. 16.

142. Мамардашвили М.К. Форма и содержание мышления. М., 1968. - С. 21.

143. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - С. 52-70.

144. Махмудов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. - С.13.

145. Мастюк В.В. О повышении эффективности трудового обучения // Школа и производство. 1965. -№3. - С. 25-30.

146. Монахова Л.Ю. Инновационные технологии в образовании // Наука и школа. 2000. - № 1. - С. 45 - 52.

147. Морозов М.Ф. Воспитание самостоятельности мысли школьников в учебной работе. М., 1959. - 90 с.

148. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972. -184 с.

149. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстет, воспитания. Кн для учителя.-М.: Просвещение, 1981.- 192 с.

150. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: ВЗКН. 3 ч. изд. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - Кн.З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.

151. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во. Казань, 1975. - 27-28 с.

152. Никитина Г.В., Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. Сб. Изд-во СПБГУ, 1992. -68 с.

153. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить.— 2-е изд., допол. и перераб. М.: Просвещение, 1987. - 208 с.

154. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов Н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

155. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002 - 640 с.

156. Перепелицин М.Л. Философский камень. М.: Агентство правовой культуры и социальной помощи, 1990.- 200 с.

157. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления //Вопросы психологии 1965. - №6. - С. 51.

158. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г., Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

159. Писарев А. Учитель рисовательного художества, или основные правила, служащие к усовершенствованию юношества, обучающегося рисовальному искусству (с 20-ю фигурами). М., 1816. - 87 с.

160. Пискунов А.И., Воробьев Т.В. Методы педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1979. 256 е., илл.

161. Понамарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - С. 37.

162. Понамарев Я.А. Знания, мышления и умения в развитии. М.: Просвещение, 1967.-С.41.

163. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. - 152 с.

164. Пугач В.Г. Познавательная активность человека: сущность, природа и социальные предпосылки. М.: Политиздат, 1989. - 96 с.

165. Прокопенко Л.Н. Проблема активности развивающейся личности в исследованиях Г.С. Костюка // Вопросы психологии. 1985. — №1. -С. 126-132.

166. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982. - 59 е.: илл.

167. Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии. 1997. - №3. — С. 40.

168. Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. — М., 1969. С. 436.

169. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981.-201 е.: илл.

170. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 3-е. изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 1998. - 256 е., илл.

171. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1995. -213 е.: илл.

172. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож. граф. фак. пединститутов. 3-е. изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 239 е.: илл.

173. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. Учеб. пособие для пед. училищ, М.: Просвещение, 1976. 287 с.

174. Рубинштейн C.J1. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. — 146 с.

175. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. — 2-ое изд. Учпедгиз, 1946.-С. 21-24.

176. Рубинштейн C.J1. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. — 351 с.

177. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Школьные технологии. 1998. - №2. - С. 180-196.

178. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.

179. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения .- М., 1971. С.30.

180. Славская К.А. Мысль в действии. М.: Политиздат, 1968 - С. 41.

181. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 308 с.

182. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мыценко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. 3-е изд.- М.: Школа-Пресс, 2000 .- 512 с.

183. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и средних пед. учеб. Заведений. 4-е. изд. испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 512 с.

184. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1968. -С. 24-30.

185. Сокольникова Н.М. Художник, книги и дети.- М.: Мегатрон, 1997. -С. 6-36.

186. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его проведения в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Изд-во центр «Академия», 1999. - 368 е., 12 л. илл.

187. Сокольникова Н.М. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Просвещение, 1993.-С. 7-34.

188. Соловьев A.M., Смирнов Г.Б., Алексеева Б.С. Учебный рисунок. Государственное издательство: Искусство. М., 1953. - 190 е.: 30 л. илл.

189. Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М., 1958. - 332 с.

190. Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. - С. 352.

191. Степанов JI.B. Две формы чувственности в генезисе городской среды // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981. -С. 154-158.

192. Сумина Т.П. Развивающие технологии обучения учащихся в лицее: Дис.Канд. пед. наук.-Е., 2003 158 с.

193. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний // Психологические основы. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 344 с.

194. Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью. М.: Изд-во МГУ, 1975. - С.47-50.

195. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-214 с.

196. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. -210 е.: Илл.

197. Теплов Б.М. К вопросу о практическом мышлении. Ученые записки МГУ. Вып. 90. 1945. - С. 190.

198. Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий // Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960. - С.36.

199. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека: Опыт теоретического и экспериментального исследования. Авт. дисс. . канд. пед. наук. М., 1967. - 21 с.

200. Учебный рисунок. Пособие подготовлено коллективом преподавателей кафедры рисунка Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.- М.: Изобразительное искусство, 1980. 124 е.: Илл.

201. Ушаков М.Н. Роль сравнения при формировании представлений у учащихся 3-х классов. Вып.76. // Известия-АПН РСФСР. М., 1956. -С. 37-60.

202. Ушинский К.Д. Современная школа / Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. 1994 г. — Курск.

203. Ушинский К.Д. Учебный материал и учебные ситуации: Психологические аспекты / Под ред. Г.С. Костюка, Г.А. Балла. Киев, 1986. - 144 с.

204. Харзеева С.Э. Адаптировано-развивающее обучение естественнонаучным дисциплинам в техническом университете: Дис. Д-ра пед. наук-Б., 2001-407 с.

205. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1981. - 175 с. илл.16 л.

206. Фарфель B.C. Развитие двигательных актов у детей школьного возраста // Труды второй научной конференции по возрастной морфологии и физиологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - С. 50-80.

207. Федорова К.К. Особенности диагностики инновационных учебных заведений в современном образовательном пространстве. Авт. дисс. . канд. пед наук. Омск, 1998. - 19 с.

208. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982. - С. 98-133.

209. Фридман Л.П. Проблема обучения и развития в современных условиях психологии образования. М.: Феникс, 1995. — №3. - С. 40.

210. Храповский М. Письма к начинающему художнику. М., 1956. - С. 5, 37, 40, 50.

211. Человек в педагогической системе К.Д. Ушинского: Всероссийская научно-педагогическая конференция. Курск, 22.02.1995 г.

212. Шардаков М.Н. Мышление школьника. М., 1963. - С. 128.

213. Шебель А.Ф. Основы рисунка: Учеб. для проф. раб. заведений. М.: Высш. шк., 1994. - 159 е.: илл.

214. Школьные технологии / Г.В.Девяткина // Коммуникативно-мыслительные игры как средство диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучаемых. М., 1999. — №5. - С. 174.

215. Шеллинг Ф.В. Философия искусства / Под ред. М.Ф .Овсяникова. М.: Изд-во социально-экономической литературы «Мысль», 1966. -С. 220-250.

216. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1977. - С.6-50.

217. Шорохов Е.В. Композиция: учебник для студентов худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986 - 270 е.: илл.

218. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. М., 1975. - 150 е.: илл.

219. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., «Педагогика», 1971. - 352 е.: илл.

220. Эдварде Б. Художник внутри Вас / Пер. с англ.; Худ. обл. Б.Г. Клюйко. — Мн.: ООО «Попурри», 2000. 256 е.; илл.

221. Энциклопедия педагогических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М.: ООО «Издательство ACT», 1997. - 256 с.

222. Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающего обучения // Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г.С. Костюка. -Киев, 1970.-С. 160.

223. Якиманская И.С. Образное мышление и его место в обучении. Советская педагогика. - 1968. — №2.

224. Якиманская И.С. Индивидуальные различия в оперировании пространственными отношениями у школьников // Вопросы психологии. 1976. — №3.-С. 17-23.

225. Якиманская И.С. Воспитание сенсорной культуры труда. М.: Высшая школа. - М., 1969. - С. 10-45.

226. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с. (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).