автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Проблемы подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства в школах России 1920-30-х годов
- Автор научной работы
- Высоцкая, Людмила Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Высоцкая, Людмила Владимировна, 2004 год
Введение.
ГЛАВА I. Особенности подготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства начальных школ РСФСР 1920-30-х годов в условиях экономических реформ.
1.1. Социально-политические и педагогические аспекты подготовки учителей начальных классов общеобразовательных школ 1920-30-х годов в области изобразительного искусства.
1.2. Роль ГАХН, ВХУТЕМАС-ВХУТЕИНа и творческих союзов профессиональных художников в подготовке учителей изобразительного искусства в 1920-е годы.
1.3. Значение ЦДХВД в создании системы подготовки преподавателей изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательных школ в 1930-е годы.
ГЛАВА II. Задачи педагогического руководства художественной деятельностью детей младшего школьного возраста, выраженные в программах по изобразительному искусству 1920-30-х годов.
2.1. Анализ программно-методических документов по изобразительному искусству для начальных классов 1920-30-х годов.
2.2. Художественно-педагогический подход к исследованию рисунков учащихся начальных классов, выполненных по стабильным программам 1930-х годов.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Проблемы подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства в школах России 1920-30-х годов"
Актуальность исследования. В современных условиях России проблема совершенствования содержания и методов образования учителя начальных классов в области изобразительного искусства является приоритетной, от решения которой зависит успех гуманизации общеобразовательной школы, органичное вхождение учащегося; в современную культуру. Утвердившаяся практика в современной школе проведения занятий изобразительным искусством преподавателями других дисциплин или неспециалистами, сложившаяся система подготовки студентов художественно-графических факультетов и педагогических училищ нуждаются в поиске и внедрении новых форм и методик художественной педагогики, нацеленных на творческую самореализацию ученика начальной школы и личности учителя с позиции «не допустить вреда учащимся».
В основу диссертационного исследования положена концепция изучения подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства во взаимосвязи с системой художественного воспитания учащихся начальных классов, базирующаяся на анализе подлинных результатов художественно-педагогического творчества.
Пропедевтический анализ готовности современных учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства выявил существенные противоречия между профессиональным образованием и художественной культурой, усложненность взаимодействия между наукой и практикой, нарушение преемственности между традиционными методами приобщения к искусству и инновационными технологиями. Выявленные противоречия подтверждают актуальность исследования.
Огромный, не учтенный современной педагогикой опыт по проблеме исследования накоплен историей художественно-педагогического образования. Вопросы создания и развития системы подготовки учителей начальных классов и проблемы личности учителя изучались, начиная с 1950х годов, в трудах авторов советского периода К.И. Васильева, Н.А. Константинова, Ф.Ф. Королева, Т.Д. Корнейчика, Е.Н. Медынского, З.И. Равкина, В.З. Смирнова, В Л. Струминского, С.А. Черепанова и др. Исследования разных аспектов истории народного образования, а также сборники документов наследия в области художественного воспитания, составленные Н.П. Старосельцевой «Революция — искусство — дети» в двух томах (1967, 1987 г.г.), в той или иной степени отражают идеологический подход к интерпретации явлений. Научные публикации Н.Н. Ростовцева, B.C. Кузина позволяли учителю искусства освоить историю методов обучения рисованию.
Проблемы подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства актуализировались на рубеже 1960-70-х годов. В научных трудах, рассматривающих проблему создания новых школьных программ по изобразительному искусству, намечается интерес к истории отечественного художественного образования 1920-30-х годов (В .В. Алексеева, Б.М. Неменский, А.В. Щербаков, Б.П. Юсов и др.). После долгого периода критики была дана положительная оценка художественно-педагогическому опыту отечественной школы 1920-х годов, пафос которой был созвучен программам изобразительного искусства 1970-х годов: «. не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей». В то же время критическому анализу в трудах названных ученых, а также диссертационных исследованиях их учеников и последователей (В.В. Абрамова, Н.Д. Виноградова, Н.М. Зацепина, Т.Ф. Олейник, А.Н. Попелюхина), подверглась концепция «графической грамоты», получившая распространение в общеобразовательной школе в 1930-е годы. Исследования 1990-х годов, проведенные лабораторией истории художественного образования Института художественного образования РАО, показали неправомочность противопоставления 1920 и 1930-х годов в отечественной художественной педагогике и необходимость специального изучения проблем профессионального образования учителей начальных классов этого периода.
Современные теоретико- педагогические исследования свидетельствуют о расширении методологической базы подготовки будущих учителей искусства (Е.А. Бодина, А.А. Мелик-Пашаев, Л.П. Печко, Л.Б. Рылова, JI.B. Школяр, Б.П. Юсов и др.). В Институте художественного образования РАО создана принципиально новая концепция исследования художественного образования, базирующаяся на изучении подлинных результатов педагогического процесса — рисунков учащихся (Н.Н. Фомина, JLB. Высоцкая, Ю.В. Голобоков, Н.Н. Гросул, А.А. Дмитриева, Н.И. Дружкова, Т.А.Копцева, Н.Н. Михайлова, Ю.Н. Протопопов). Ее смысл многогранно раскрылся в результате изучения уникальной коллекции детского рисунка Института художественного образования, что дало возможность выявить особенности художественного развития детей 192030-х годов; открылась перспектива для достоверного исследования системы подготовки педагогов. Наступил этап переоценки истории художественного образования в общеобразовательной и специальной педагогической школе изучаемого периода.
Актуальность проблемы нашего исследования также находит подтверждение в интересе художественно-педагогической общественности и прежде всего учителей изобразительного искусства к ретро - современным выставкам детского творчества 1920-90-х годов из коллекции Института художественного образования в крупнейших музеях Москвы и Германии (1994-2004 гг.). Они становятся базой повышения квалификации учителей и приобщения к забытым отечественным методам художественного воспитания.
Объект исследования — профессиональная подготовка учителей начальных классов в области изобразительного искусства в России.
Предмет исследования — особенности достижений и регрессивных тенденций отечественной методической системы подготовки учителей к занятиям изобразительным искусством с детьми начальных классов в условиях школьных реформ XX века.
Цель исследования —определить содержание и методы подготовки учителей начальной школы в области изобразительного искусства на этапе 1920-30-х годов.
Задачи исследования:
1. Выявить методологические основы системы подготовки учителей начальных классов в области изобразительного искусства 1920-30-х годов.
2. Определить влияние художественной жизни России изучаемого периода, на развитие системы подготовки специалистов в области художественного воспитания детей;
3. Систематизировать перспективные, актуальные для современной профессиональной школы типы художественной подготовки школьного учителя и эстетического воспитания детей, на основе анализа государственных документов по общему развитию народного образования, а также документов Научного архива РАО, архива и коллекции детских рисунков изучаемого периода Института художественного образования РАО;
4. Реконструировать модель системы подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства в школах России 192030-х годов.
Гипотеза исследования. Совершенствование системы подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства в настоящее время возможно в результате обогащения позитивным опытом отечественной профессиональной школы с позиций гуманистически ориентированной современной педагогической науки.
Изучение содержания образования учителей начальных классов 1920-30-х годов в системе непрерывного среднего, высшего образования и повышения квалификации учителей позволит выявить учебные предметы, способствующие профессионализации специалиста в области педагогики, психологии, искусства. Определение перспективных форм и методов, содействующих раскрытию художественно-педагогических задатков учителя, осуществимо при следующих условиях: анализ системы педагогического образования во взаимосвязи с содержанием и методами преподавания изобразительного искусства в начальной школе; сопоставительное изучение директивных документов, программно-^ методических публикаций и: архивных источников с подлинными результатами учебного процесса; наличие достоверной базы исследования — репрезентативной коллекции рисунков учащихся.
Методологическая основа исследования: влияние художественной педагогики на мировоззрение ребенка (ММ. Рубинштейн и др.); теория развития «культуры творческой личности» А.В. Бакушинского; педагогическая концепция Г.В. Лабунской о значении собственного опыта ребенка в художественной деятельности; идеи о «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского; педагогическая теория культурологического образования учителей изобразительного искусства В .В. Алексеевой; научный подход А.А.Мелик-Пашаева и Б.П. Юсова к проблемам развития личности учащегося в условиях самостоятельного творчества; концепция изучения «детского рисунка как феномена художественной культуры» Н.Н. Фоминой.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме; выявление и систематизация данных по подготовке учителей по изобразительному искусству в процессе изучения трудов по истории народного образования, документов Научного архива РАО, архива документов и коллекции детского рисунка Института художественного образования, наследия художников, психологов, педагогов; методический анализ учебных программ по изобразительному искусству для педагогических техникумов, школьных программ и пособий для учителя по изобразительному искусству начальных классов с 1925 по 1950 годы; сопоставительный анализ программно-методических документов по изобразительному искусству с подлинными результатами учебно-творческой работы детей; сравнительный эстетико-педагогический анализ рисунков учащихся по одному заданию, выполненных на уроке и в условиях студии, с целью выяснения творческих возможностей младших школьников; классификация методов подготовки учителя к преподаванию изобразительного искусства в условиях профессионального образования и системы повышения квалификации учителей. обобщение передового педагогического опыта изучаемого периода.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: выявлена негативная тенденция в динамике зависимости методологических подходов к подготовке учителя искусства: от цели «систематического развития органов чувств и творческих способностей» учащихся в 1920-е годы к цели утилитарного использования «средств изобразительной деятельности» для формирования коммунистического мировоззрения учащихся в соответствии с методом «социалистического реализма» в 1930-е годы; показано, что система подготовки учителей начальных классов в 1920-е годы находилась в зависимости от педагогической идеи формирования «культуры творческой личности»; это привело к расширению содержания художественного образования в начальных классах до уровня специальных школ и не могло быть полностью реализовано в массовой начальной школе; выявлены противоречия между научной и узко-методической системой обучения и художественного воспитания в 1930-е годы, суть которых содержится в понимании художественно-творческих возможностей младшего школьника: сторонники первой (А.В. Бакушинский, Г.В. Лабунская, В.А. Фаворский и др.) отстаивали право ребенка на свободу творческого проявления и целостное восприятие мира; авторы второй идеи внедряли методы поэлементного натурного рисования, что входило в противоречие с возрастными особенностями развития младшего школьника.
Несмотря на то, что борьба поднималась до уровня классовых противоречий и усугублялась социально-политической обстановкой в стране, идеи А.В.Бакушинского и его сторонников доказали свою жизненность в области художественного воспитания в 1920-30-е гг. и в исторической перспективе научных исследований последующих десятилетий.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что
- раскрыта методологическая основа подготовки учителя рисования в общеобразовательной школе в 1920-е годы: концепция художественно-творческого развития педагога-художника, апробированная в 1929-31 годах в практике Высших Педагогических Курсов Высшего Художественно-технического института. Выявлено, что стержнем , концепции подготовки учителей изобразительного искусства явились формально-образные открытия современного искусства, нашедшие отражение в программе и опыте Единой трудовой школы. Открытые А.В. Бакушинским методы изучения художественного развития младших школьников явились основой психолого-педагогического образования студентов;
- идеологизация образования (профессионального и общего) находит наиболее ощутимое и зримое выражение в области изобразительной деятельности учащихся, отражая многообразие негативных влияний на формирующуюся личность: отсутствие творческой инициативы, стереотипы графических образов, нивелировка личностных качеств.
Практическая значимость.
- Результаты исследования позволят совершенствовать систему профессиональной подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства. Они могут быть использованы при изучении истории педагогики. Выводы исследования позволяют дать работающим учителям системное представление об истории, развитии теории и практики обучения художественному творчеству детей 1920-30-х годов, критически оценить действующие программы по изобразительному искусству и предложить возможные пути их совершенствования.
- Теоретико-методические и исторические сведения исследования могут быть использованы студентами при выполнении дипломных и курсовых работ, педагогами при чтении спецкурсов и лекций, при разработке методических пособий для школьного учителя, в научно-педагогической и научно-исследовательской работе художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов.
- Изучение методов отечественного преподавания изобразительного искусства в период социальных реформ будет актуальным и полезным при решении первостепенных учебно-воспитательных задач современности в сфере развития у детей эстетических чувств, изобразительных способностей, творческого отношения к рисованию.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на общенаучные принципы историко-педагогических исследований, использованием методов, соответствующих поставленным задачам, подлинностью изучаемых детских рисунков, широким охватом научно-методических материалов и документов.
Исследование проводилось в четыре этапа: 1) поиск и изучение историко-педагогических материалов в архивах (1994 — 1996 гг.); 2) изучение документов по Народному образованию и художественной педагогике (1997—1999 гг.); 3) сопоставительный анализ детских рисунков из коллекции Института художественного образования: с изученным теоретическим и методическим материалом (2000-2001 гг.); 4) оформление диссертационного текста (2002-2004 гг.).
Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО, в процессе научно-практических конференций (Самара, декабрь 1996 года, Москва, декабрь 1998 года), подготовки и проведения выставок детского творчества, организованных лабораторией истории художественного образования ИХО РАО, и экскурсий с педагогами изобразительного искусства во время работы выставок.
База исследования: коллекция детского рисунка и литературный архив Института художественного образования Российской Академии образования,
Научный архив РАО (Фонд № 40, Научно-исследовательский институт художественного воспитания). Выявлено и изучено 2500 рисунков 1920-х годов и 8649 детских работ 1930-х годов России. Из них 1640 работ из общеобразовательных начальных школ 1920-30-х годов. Подборка рисунков детей младшего школьного возраста (Папка № 126, 177 ед. хр.), сформированная сотрудниками изо-сектора ЦЦХВД в течение 1930-х годов, иллюстрирует программы, утвержденные Наркомпросом.
Учебные работы соответствуют школьным заданиям и требованиям, подтверждают ориентацию программ начальных классов на реалистический рисунок, содержат примеры: творческого отношения ко всем видам деятельности. В коллекции представлены также работы отдельных учеников, собранные из разных классов начальной школы, позволяющие проследить художественный рост конкретного ребенка в условиях систематического обучения.
Рисунки учащихся начальной школы дополнены работами детей опытных групп ЦЦХВД, выполненными в соответствии со школьными заданиями; в коллекции также представлены работы средних классов для определения преемственности полученных знаний и умений в начальной и средней школе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Требования к подготовке современных учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства должны определяться с учетом позитивного опыта отечественной школы: приобщение к искусству будущих учителей на базе творческих мастерских художников и в музеях; привлечение к преподаванию ведущих специалистов в области культуры, педагогики, психологии; освоение студентами психолого-педагогического анализа результата творчества ребенка и традиционных форм обучения и воспитания в контексте современных инновационных технологий;
2. Концепция изучения подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства во взаимосвязи с системой художественного воспитания учащихся начальных классов, базирующаяся на анализе подлинных результатов художественно-педагогического творчества.
3. Выявлена формировавшаяся в 1920-30-е годы модель подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства, включавшая в себя профессиональное образование (вуз, техникум, педагогические классы общеобразовательных школ), курсы повышения квалификации учителей и опытно-экспериментальные базы, научно-координационную роль в которой играли Государственная Академия художественных наук (ГАХН) в 1920-е годы, Центральный дом художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР в 1930-е годы.
4. Коллекции рисунков учащихся начальной школы 1920-х годов иллюстрируют плодотворные творческие поиски педагогов-художников, направленные на развитие художественных способностей детей. Изменение методологии художественного развития учащихся и критериев оценивания учебных рисунков к концу 1930-х годов постепенно переориентировало учителей на обучение учащихся «грамотному изображению предметов».
5. Сложившиеся традиции научно-практического взаимодействия специалистов > в области художественного воспитания детей и школьных учителей в период построения советской школы и создания системы подготовки учителей искусства были продолжены в деятельности изо-сектора ЦДХВД под руководством Г.В. Лабунской и сохраняются до настоящего времени научными сотрудниками Института художественного образования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы включает 215 источников.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы:
Целью преподавания изобразительного искусства в начальной школе в 1920-е годы являлось «гармоническое развитие личности», всестороннее развитие творческих способностей учащегося в процессе освоения следующих видов художественной деятельности: «свободно-творческая работа», иллюстративное рисование, лепка, декоративное рисование, рисование с натуры, моделирование, экскурсия. Основными задачами являлись «содействие развитию эмоциональной жизни ребенка»; «развитие творческой энергии ребенка во всех его начинаниях»; «формирование активного отношения к основам современной материальной культуры». Занятия проводились в течение одного-трех часов в неделю. Господствовавший в то время комплексный метод давал возможность использовать рисование как вспомогательную форму для продуктивного освоения других областей знания: природы, литературы, театра, музыки. Изобразительная оформительская деятельность помогала включить детей в общественную жизнь школы.
Художественно-педагогическая общественность имела возможность проводить открытые дискуссии по проблемам художественного воспитания, свободно публиковать научные труды, рекомендовать различные методики для практикующего учителя.
Программно-методические школьные документы по изобразительному искусству ЦДХВД 1930-х годов отражают требования общей педагогики построения обучения рисованию системно с применением методического принципа последовательного перехода «от самого простого к более сложному». Исходя из особенностей целостного восприятия действительности детьми младшего школьного возраста, в программах начала 1930-х годов ведущим и наиболее доступным видом деятельности было определено творческое тематическое рисование. К концу 1930-х годов задача школьного предмета рисования, «научиться грамотно изображать окружающий мир», обозначила простым для обучения детей предметное рисование с натуры. При составлении программ учитывались проблемы в преподавании учителей неспециалистов и опыт учителей с большим педагогическим стажем.
Изучение рисунков детей младшего школьного возраста показало предельно ограниченное обеспечение учащихся политехнической школы художественными материалами, их заинтересованное отношение к программным заданиям и требованиям по всем видам деятельности. Нацеленные на освоение реалистического грамотного рисунка задания позволяли учащимся реализовать свои творческие возможности, при условии организации урока самим педагогом с позиции творчества, что подтверждают результаты педагогической практики школьных учителей А.П.Зедделер, А.Н. Писаревой, Е.Е.Рожковой и др.
Сравнительный анализ системы подготовки педагога и образования учащихся начальных классов раскрывает полную идентичность целей и задач в области освоения изобразительной деятельности. Студенты и учителя, не имевшие начального художественного образования, должны были, прежде всего, пройти в вузах, техникумах, на курсах повышения квалификации путь «элементарной графической грамоты» с целью освоения школьной программы. Вместе с тем складывающаяся система подготовки педагогов во взаимодействии учреждений разного типа под эгидой науки открывала перспективу саморазвития учителя в области и художественного творчества, и педагогического самосовершенствования.
Заключение
В заключении сформулированы следующие выводы:
1. Методологической основой подготовки учителя рисования в общеобразовательной школе в 1920-е годы являлась концепция художественно-творческого развития педагога-художника, апробированная в практике Высших Педагогических Курсов ВХУТЕИНа. Методологической основой подготовки учителя рисования в общеобразовательной школе в 1930-е годы стали идеи коммунистического воспитания и освоения принципов социалистического реализма.
2. Влияние художественной жизни России 1920-30-х годов на развитие системы профессиональной подготовки учителей начальных классов получило отражение в идеологизации содержания образования учителей и младших школьников, а также в методах организации общественной и художественной жизни учащихся (использование в тематическом рисовании политических тем, подготовка школы к государственным праздникам силами учащихся, проведение выставок, олимпиад, соревнований на темы социалистического строительства). Общепринятым критерием готовности учителя к работе в школе провозглашается «классовая выдержанность». Положительным фактором являлось участие младших школьников в художественной жизни страны результатами своего творчества (конкурсы, выставки, олимпиады).
3. Выявлены типы художественной подготовки школьного учителя и эстетического воспитания детей: вуз, техникум, педагогические классы при средних общеобразовательных школах, институт повышения квалификации учителей, Центральный дом художественного воспитания детей, как координационное научно-методическое учреждение Наркомпроса РСФСР; система опорных и опытно-показательных учреждений, начальные школы.
Содержание образования учителей начальной школы в области изобразительного искусства в настоящее время может быть существенно обогащено следующими методами, получившими распространение в
1920-30-е годы: приобщение к искусству будущих учителей на базе творческих мастерских художников разных специальностей (живописцев, графиков, дизайнеров, скульпторов и т.д.) и в музеях; привлечение к педагогическому образованию ведущих специалистов в области культуры, педагогики, психологии; широкая пропаганда психолого-педагогических знаний и роли учителя в эстетическом воспитании детей; освоение будущими учителями основ психолого-педагогического анализа результата творчества ребенка на уроке; освоение традиционных форм обучения и воспитания младших школьников в контексте современных инновационных технологий; развитие эстетического отношения детей к ближайшему окружению; включение художественного творчества ребенка в культурную жизнь страны.
4. Исследование позволило реконструировать формировавшуюся модель системы подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства в школах России изучаемого периода, являющуюся прообразом системы непрерывного художественного развития учителя. Во взаимодействии науки (ГАХН, ЦДХВД), профессионального педагогического образования (вуз, техникум,, педагогические классы общеобразовательных школ), повышения квалификации учителей и начальной школы центральным звеном являлся ребенок, чье развитие было воплощено в результате художественно-творческой деятельности, по которому оценивалась эффективность всей системы подготовки и переподготовки учителя.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Высоцкая, Людмила Владимировна, Москва
1. Аверинцев И. Традиция или революция в Прикладном искусстве // Искусство: Вестник Отдела изобразительных искусств народного комиссариата по просвещен ию. — 1919. — № 3. С .3 — 4.
2. Алексеев П.В. Вместо предисловия // На переломе. Философские дискуссии: Философия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев. — М.: Политиздат, 1990. С.5 - 28.
3. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. — М.: Советский художник, 1968. 288 с.
4. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. — М.: Советский художник, 1965. — 72 с.
5. Аранович А. Искусство к десятилетию Октября // Революция и культура: Двухнед. журнал. 1928. — № 1. — С.62 - 74.7. 11 августа 1928 года // Пионерская правда. 1928. -№ 64(207). - 27 июня.
6. Бакушинский А.В. Изобразительное искусство в школе // Вестник просвещения: Ежемесячный общественный пед. журнал: Орган московского обл. отд. народного образования. — 1925.— № 2-3. — С.82 86.
7. Бакушинский А.В. О задачах и методах художественного воспитания // Искусство в трудовой школе / Под ред. А.В. Бакушинского. — М.: Новая Москва, 1926. С.З -11.
8. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. — М.: Культура и просвещение, 1922. — 68 с.
9. Бараш Б.Л. Вопросы повышения квалификации учителей (19251957гг) // Повышение квалификации учителей. (К 40-летию Великого Октября) / Под ред. А.Н. Малышевой. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. С.78 -106.
10. Баренбойм Л. Работа научно-художественной подсекции ГУСа П Художественное образование: Ежемесячный журнал Наркомпроса (сектор искусств и УМС). 1931. - № 1. - С.5 - 8.
11. Башилов Я.А., Кондахчан Е.С. Детский рисунок. — М.-Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1940. —197 с.
12. Бейер В. О кадрах изоработников // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. — 1931. —№ 3, —С.16-18.
13. Бейер В.И., Лепилов К.М., Разыграев Е.В. Изобразительная грамота в трудовой школе. Л.: Универсальное научное издательство, 1929. — 114 с.
14. Бейер В. Современное положение вопроса // Рисование. Сборник статей / В.И. Бейер, К.М. Лепилов, Е.В. Разыграев. — Л.: Культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний», 1927. — С.5 -14.
15. Бейер В.И., Лепилов К.М. Схематический рисунок при изучении природы. — Л.: Госиздат, 1926. — 47 с.
16. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии философии образования. — М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. — 112 с.
17. Боярский Я. Вопросы искусства на XII съезде Союза Рабис // Искусство: Ежемесячный журнал Главискусства Наркомпроса РСФСР. -1929. — № 7-8. — С.З 6.
18. Вас Г. Необыкновенный урок // Пионерская правда. — 1935. № 130(1600). - 4 октября.
19. Васильев В. Детские дома. Эстетическое воспитание // Современная практика социалистического воспитания / Сб. статей с пред. Н.К. Крупской. — 2-е изд. М.: Работник просвещения, 1925. - С.130 -140.
20. Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты / Междунар. пед. Акад. — М.: Б.и., 1993. — 82 с.
21. Вейсман О. Некоторые итоги работы школ по новым программам // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1932. — № 7. — С.51-55.
22. Воспоминания Г.В. Лабунской // История художественного образования в России — проблемы культуры XX века / Автор концепции изд., сост. и ред. Н.Н. Фомина. — М.: Изд. Дом Российской академии образования, 2003.-С.346-367.
23. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.-93 с.
24. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
25. Выставка детского творчества в Воронеже. 1930 год. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
26. В ЦДХОДе. (Москва) // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. — 1931. — № 8-9. — С.40.
27. Гамарин С.А. Методика без метода. (В порядке обсуждения) // Начальная школа: Методический журнал М-ва просвещения РСФСР. — 1937. -№ 8. — С.69 73.
28. Герасимов С. Заметки о художественной школе // Искусство. — 1938. -№4. —С.49-53.
29. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
30. Гинзбург И. Классовая борьба в детском рисунке // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. 1931. - № 7. — С. 17 -19.
31. Гордон Г. Новая школа // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1922. № 1. - С.5 -14.
32. Гросул Н.В. Внешкольные формы художественного образования // История художественного образования в России XX века: (Монография) / Сост. и науч. ред. RH. Фоминой. М.: Педагогика, 2002. - Т. I. — С.231—241.
33. Деборин А. Марксизм и культура // Революция и культура: Двухнед. журнал. -1927. № 1-2. - С.7 - 16.
34. Детский дом №20 ХОНО. Планы и учет работы детского дома на 1927-28 год. — Центральный муниципальный архив Москвы. Ф.2033. Оп.1. Д-8.
35. Диканская В. К вопросу о Центральных курсах по художественному воспитанию // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. -1929. № 5. — С. 4 - 6.
36. Диспуты о программах по изо // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. —1930. — № 4. — С.32.
37. Дмитриева А. А. Основные направления работы со школьниками на уроках изо в 1920-30 гг.: Каталог папки № 81. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
38. Договора по социалистическому соревнованию и ударничеству по Горкому художников за 1934 год. — Центральный муниципальный архив Москвы. Ф. 2460.0.1. Д. 87.
39. Есипов Б. Очерки жизни массовой школы в 1922/23 учебном году И Современная практика социалистического воспитания / Сб. статей с пред. Н.К. Крупской. М., 1925. - С.35 - 69.
40. За всеобуч и политехнизацию. О ходе всеобуча начального обучения // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. — М.: Уч.-пед. изд-во, 1931. № 9. - С.З - 5.
41. Задачи педагогических и учительских институтов. 17 марта 1941 года II Сборник приказов и инструкций по Наркомпросу РСФСР. — М.: Учпедгиз, 1941. —№ 9-10. —С.2.
42. Залкинд А., Культурная революция и вопросы педологии // Революция и культура: Двухнед. журнал. — 1928. № 1. - С.27 — 32.
43. Захваткин Н. Работа Вятской секции художественного воспитания в школе // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. — 1928. — № 1. — С.30 — 32.
44. Зедделер А.П. Доклад «Развитие изображения объема и роль систематического обучения в школе I ступени». 1934 год. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
45. Зейдер А.П., Лабунская Г.В., Рожкова Е.Е. Рисование и лепка // Программы начальной школы: Наркомпрос РСФСР. — М.: Учпедгиз, 1935. — С.100-111.
46. Зомбе Е. Пленум научно-педагогической секции ГУСа // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1927. № 4. — С.110 - 115.
47. Зонненштраль Е. Библиография // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. — 1929. — № 5. —С.31.
48. ИЗО // Программы начальной школы (городской и сельской): Утверждены коллегией Наркомпроса РСФСР. Б. м.: Учпедгиз, 1933. - С. 133 -142.
49. Изо-работа в лагерях летом. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
50. Инструкция о порядке подбора и посылки материалов образцовых школ-кандидатов на премирование переходящим Красным знаменем // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. — М.: Уч.-пед. изд-во, 1934, —№ 19.-C.2-3.
51. Инструкция учителю начальной и средней школы о проведении текущего учета успеваемости учащихся // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. М.: Уч.-пед. изд-во, 1932. - № 71. — С.13-14.
52. Искусство в стране социализма // Искусство. —1937. — № 6. -С.8 -11.,
53. Искусство детей: Сборник статей / Под ред. О.М. Бескина: Б-ка журнала «Искусство». — Л.: Изд-во ленинградского областного Союза советских художников. — 1935. — 141 с.
54. Искусство Октября // Искусство в массы: Журнал ассоциации художников революции. 1929. — № 5-6. — С.З - 7.
55. Как обстоит дело? // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. — 1928. —№ 11. —С. 1 -2.
56. Карлсон А.В. и Разыграев Е.В. Методическое письмо ГУСа о комплексном обучении. 1927// Бейер В.И., Лепилов К.М., Разыграев Е.В. Изобразительная грамота в трудовой школе. — Л.: Универсальное научное издательство, 1929. -М., — С.З5 — 98.
57. Касаткин В. О культурной пятилетке // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1929. № 7-8. — С.7 - 8.
58. Кершенштейнер Георг. Развитие художественного творчества ребенка. — М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1914. — 214 с.
59. Кон Ф.Я. Искусство лицом к социалистическому строительству // Коммунистическое просвещение: Ежемесячный орган политико-просветительного отд. НКП. — 1931. — № 4. — С. 39 - 42.
60. Кондахчан Е.С. Рисование в начальных классах школы // Организация и методы работы в двухкомплектной школе. Пособие для учителей начальной школы / Под общим руководством и ред. М.А. Малышева. — М.: Учпедгиз, 1938. С.357 - 368.
61. Кондахчан Е., Лабунская Г., Рожкова Е. Рисование // Программы начальной школы: Управление начальной школы НКП РСФСР. — М.: Учпедгиз, 1937. С.91 - 107.
62. Кондахчан Е., Лабунская Г., Рожкова Е. Рисование // Программы начальной школы: Наркомпрос РСФСР. — 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1938. — С.110-120.
63. Кондратьев А. Всеобуч на Бобриках // Коммунистическое просвещение: Ежемесячный орган политико-просветительного отд. НКП. — 1932. — № 3. С.69 - 75.
64. Конкурс «Правды» на лучшего учителя // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1923. - № 3. - С.1 - 2.
65. Константинов Н.А., Струминский В .Я. Очерки по истории начального образования в России. — М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. просвещения РСФСР. 1949. - 205 с.
66. Копцева Т.А. Педагогическая деятельность А.И. Левшина в Тамбовской железнодорожной школе-семилегке // История художественного образования в России XX века: (Монография) / Сост. и науч. ред. Н.Н. Фоминой. М.: Педагогика, 2002. - Т. I. - С.88 - 101.
67. Крупская Н.К. Внимание изобразительному искусству в школе // Правда. 1931. -№ 346(17/ХП). -17 декабря.
68. Крупская Н.К. К вопросу о программах // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1922. № 2. - С.1 — 10.
69. Крупская Н.К. Методические заметки // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1932. № 4. - С.20 - 23.
70. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М.: Просвещение, 1983. — 191 с.
71. Курелло А. Художественная реакция под маской «героического реализма». (Статья дискуссионная) // Революция и культура: Двухнед. журнал. 1928. -№ 2. - С.42 -47.
72. Лабунская Г.В. В помощь маленьким художникам: В 2 ч. — М.-Л.: Искусство, 1938.
73. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей // Начальная школа: Метод, журнал М-ва просвещения РСФСР. — 1941. — № 9. — С.21 24.
74. Лабунская Г.В. Изоработа в школе // Методика художественного воспитания в школе: Учебное пособие для пед. техникумов и высших пед. учебных заведений / Под ред. С.Н. Луначарской. — М., 1934. — С.43 — 52.
75. Лабунская Г. В. Изотехника: Заочные политехнические курсы. — Л.: Инс-т повышения квалификации кадров народного образования, б. г. — 36 с.
76. Лабунская Г.В. Маленькие художники к двадцатилетию Октября // Начальная школа: Метод, журнал М-ва просвещения РСФСР. 1937. — № И. -С.116- 118.
77. Лабунская Г.В. Работа с детьми в клубе: Методическое и практическое пособие для организаторов и руководителей самодеятельной детской изоработы. — М.: Профиздат, Центральный дом художественного воспитания детей, 1933. — 40 с.
78. Лабунская Г.В. Развитие изобразительных способностей у детей. 1950-е годы. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
79. Лабунская Г.В. У сельских учителей // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. -1932. № 4. - С.ЗЗ - 34.
80. Лабунская Г.В., Щекин- Кротова А.В. Конкурсы и выставки детского изобразительного творчества. М.: НКП РСФСР Центральный дом художественного воспитания детей, 1939. — 47 с.
81. Ленинские дни в школе и пионеротряде. 1932 год. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
82. Луначарская С. Искусство в политехнической школе // Методика политехнической школы: Орган Наркомпроса РСФСР и Республиканского комитета по всеобучу при СНК РСФСР. 1932. - № 2. - С. 16 - 18.
83. Луначарская С. Пропагандируем решение XVII партконференции // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. — 1932. № 4. - С.6 — 8.
84. Луначарский А.В. Задачи курсов завокроно // Педагогическая квалификация: Орган Ин-та повышения квалификации кадров народного образования. 1929. - № 2. - С.З - 9.
85. Луначарский А.В. Классовая борьба в искусстве // Искусство: Ежемесячный журнал Главискусства Наркомпроса РСФСР. — 1929. — № 1-2. — С.7-25.
86. Маца И. Проблема творческого метода в пролетарском искусстве // Искусство в массы: Журнал ассоциации художников революции. — 1930. — № 12(20).-С.З- 12.
87. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. -271 с.
88. М.Ф. Нередки случаи бегства «в Америку» // Революция и культура: Двухнед. журнал. -1929. № 14. - С.75 - 77.
89. Научный архив РАО5 (Научный архив Российской Академии образования в Москве), Ф.40 (Научно-исследовательский институт художественного воспитания). Оп.З. ед. хр.932. Анализ программы по рисованию для общеобразовательных школ.
90. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.503. Г.А. Назаревская. К анализу причин снижения рисования в школах РСФСР.
91. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.509. Г.А. Назаревская. Рисование на темы в начальной школе.
92. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.2. ед. хр.282. Кондахчан Ерван Саакович.
93. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.2. ед. хр.303. Лабунская Галина Викторовна.
94. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.318. Л. Кащенко. Как можно использовать музей для школьной изоработы.
95. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.2. ед. хр.323. Лопатина Варвара Васильевна.
96. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. ед. хр.124. Материалы к 10-летию ЦДХВД (структура, отчеты, данные за 10-летие, данные о ДХВД и др.).
97. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.2. ед. хр.354. Назаревская Галя Алексеевна.
98. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.1005. Необходимое оборудование для изоработы в школе. 1932 год.
99. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.1034. О программе по изобразительному искусству. 1933 год.
100. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. ед. хр. 13. Отзывы иностранных художественных деятелей о работе ЦДХВД.
101. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. ед. хр.55. Протоколы заседаний методического совета при ГОРОНО и ЦДХВД и материалы к ним. 1938 год.
102. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. ед. хр.19. Протоколы заседаний при ЦДХВД о детских рисунках.
103. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.958. Рукопись работы «Изобразительное искусство». Подготовка к Всесоюзной олимпиаде по линии детского изобразительного творчества. 1940 год.
104. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.2., ед., хр.426. Скляр Валерия Яковлевна.
105. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.1095. Состояние художественной работы с детьми в области изобразительного искусства в РСФСР. 1935 год.
106. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. ед. хр.10. Стенограмма доклада Фролова «Теоретические предпосылки и практические предложения по организации изо-работы в школе».
107. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. ед. хр.41. Стенограмма конференции по детскому рисунку (г. Москва). 1937 год.
108. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.1. Тематический финансовый план изосектора ЦДХВД на 1938 год.
109. Научный архив РАО, Ф.40 Оп.З ед. хр.198.15 лет ЦДХВД.
110. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.З. ед. хр.197. ЦЦХВд Наркомпроса РСФСР.
111. Научный архив РАО, Ф.40. Оп.2. ед. хр.485. Щекин-Кротова Ангелина Васильевна.
112. Наш конкурс рисунков // Пионерская правда. — 1935. — № 138(1608). — 20 октября.
113. Неизвестный П.П. Блонский. «Наркомпрос. Гус» И Педагогика: Научно-теоретический журнал. — 1995. № 2. - С.84 - 87.
114. Нужна революция // Революция и культура: Двухнед. журнал. — 1930.— № 3. —С.5.
115. Об аттестации учителей. 25 мая 1937 года, № 1270 // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. — М.: Учпедгиз, 1937. — № 12. —С.6.
116. Об изо- и музоработе по программам 1933 года. 25 мая 1933 года, № 6 // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. — М.: Уч.-пед. изд-во, 1933. -№ 4. -С.17- 18.
117. Об итогах второй четверти 1936-1937 учебного года в начальных, неполных средних и средних шкалах РСФСР. 15 февраля 1937 года, № 244 // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. — М: Учпедгиз, 1937. № 6. - С.З - 5.
118. Об итогах учебно-воспитательной работы начальных, неполных средних и средних школ РСФСР за 1936-37 учебный год // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. М.: Учпедгиз, 1937. — № 17. - С.2 - 10.
119. Об организации изоуголков или изостен в школах. 5 сентября 1934 года, № 109 // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР.- М.: Уч.-пед. изд-во, 1934. № 29. - С.23 - 24.
120. Об основных задачах отделов народного образования в бюджетной кампании 1927/28 года // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1927. -№19.-С.2-4.
121. Об участии школ в весенней посевной кампании. 2 февраля 1933 года, № 47 // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. — М.: Уч.-пед. изд-во, 1933. № 5. - С.З.
122. О внесении образцовых школ Дальневосточного Края в титульный список образцовых школ Наркомпроса РСФСР. 15 июля 1934 года, № 532 // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. — М.: Уч.-пед. изд-во, 1934. № 26. - С.5.
123. О дисциплине и воспитательной работе в школе. 20 декабря 1934 года, № 977 // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР.- М.: Уч.-пед. изд-во, 1935. № 2. - С.2 - 5.
124. О журнале «Искусство в школе» (№ 75 от 31/V 1928 г.) // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1928. - № 24. - С. 13.
125. О конференциях-курсах по переподготовке преподавателей художественных (худ-пром. и худ-пед.) и музыкальных техникумов // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1926. - № 23. - С.9 -11.
126. О недопустимости сокращения сети и реорганизации художественных учебных заведений. Всем край и облоно (304/1 от 5/II 1930 г.) // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1930. - № 7. - С.6.
127. О новых учебных планах художественно-педагогических техникумов (№181 от 13/VII-26 г.) // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1926. —№29. —С. 11 — 13.
128. О переходе школ на работу по новым программам. 20 ноября 1932 года // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. — М.: Уч.-пед. изд-во, 1932.-№ 10.-С.З-4.
129. О подготовке к новому учебному году начальной и средней школы. 13 июля 1933 года // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР.-М.: Уч.-пед. изд-во, 1933.-№ 16.-С.5.
130. О подготовке художественных кадров. Протокол Коллегии от 16 августа 1931 года // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. М.: Уч.-пед. изд-во, 1931. - № 34. - С.4 - 7.
131. О подготовке экспонатов к всесоюзной педагогической выставке. Циркуляр № 39, 19/П1-30 г. // Бюллетень московского областного отдела Народного образования. -М.: Уч.-пед. изд-во, 1930. -№ 12-13. -С.210-215.
132. О порядке приема в художественные учебные заведения. Всем край и облоно. Копия — директорам художественных вузов и техникумов // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. — М.: Уч.-пед. изд-во, 1931. № 25. - С. 1 - 18.
133. О премировании преподавателя рисования т. Рубинского за образцовую подготовку отчетной выставки картин в Щелкове. 14 января 1935 года, № 44 // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. М.: Уч.-пед. изд-во, 1935. - № 4. - С.З.
134. О развертывании летней экскурсионной работы с учительством. 4 июля 1935 года // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. М.: Уч.-пед. изд-во, 1935. - № 19. - С.15.
135. Организация Совета Художественного Воспитания. Циркуляр № 3 // Еженедельник НКП РСФСР. М, 1924,- № 2. - С. 15.
136. О создании запасов школьно-письменных принадлежностей к началу 1937-38 учебного года. Приказ по Наркомпросу РСФСР. 1 июня 1937 года, № 281 // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. — М., 1937.-№ 12.-С.15.
137. Отчетное собрание художественной ассоциации ЦД работников просвещения в Москве // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. — 1929. — № 2-3. -С.54-55.
138. Отчетно-перевыборное собрание Московского союза советских художников И Искусство. 1940. - № 2. — С.167 — 170.
139. О ходе подготовки школ к 1936-37 учебному году. 17 июля 1936 года, № 516 // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. — М.: Учпедгиз, 1936. № 15. - С.5 - 8.
140. Первый областной съезд работников искусства (Рабис) // Искусство: Ежемесячный журнал Главискусства Наркомпроса РСФСР. — 1929. № 7-8. — С.92.
141. Педагогическая хроника // Методика политехнической школы: Орган Наркомпроса РСФСР и Республиканский комитет по всеобучу при СНК РСФСР. 1932. - № 3. - С.41.
142. Первый пленум Оргкомитета Союза Советских художников // Искусство. 1938. -№ 4. - С.151 - 153.
143. Пестель В. Давать ли срисовывать с картинок и справлять ли рисунки? // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. — 1929. № 2-3. — С.21 - 23.
144. Пистрак М. Недопустимые уклоны в школьном деле // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1922. — № 2. С.9 - 20.
145. Пистрак М. Об учебной сетке // Еженедельник НКП РСФСР. — М.:: Госиздат, 1927. № 43. - С.5.
146. По Губсовету МОНО. Всем п/отделам МОНО, зав. РОНО и УОНО. Циркуляр № 47, 3/IV-29 г. // Бюллетень МОНО: (Московский отд. народного образования). 1924-1929.-М., 1929.-№3-4.-С.97-102.
147. Подготовка к 1-му Мая в начальной школе. (Изо-работа) // К вопросу о подготовке и переподготовке учителя начальной школы по рисованию. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
148. Положение о методическом кабинете краевого (областного) отдела народного образования // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. — М.: Учпедгиз, 1937.-№ 19.-С.8.
149. Положение о Центральной инспекции Народного комиссариата просвещения РСФСР // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. -М.: Уч.-пед. изд-во, 1931. -№ 2. С. 11 -12.
150. Порядок амбулаторного обследования детей при центральной педологической лаборатории МОНО // Бюллетень московского областного отдела Народного образования. — М., 1930. № 12-13. - С.205.
151. Потемкина В.Ф. Как я обучаю рисованию в начальной школе // Начальная школа: Метод, журнал М-ва просвещения РСФСР. — 1940. — № 11-12.-С.38-67.
152. Практикум по художественному воспитанию для работников I ступени // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. — 1929. — № 5. — С. 13 -21.
153. Приградов Я. О художественном воспитании // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. 1930. - № 5. - С.5 — 10.
154. Программа по изобразительному искусству И Программы и методические записки единой трудовой школы. — M.-JL: Госиздат, 1927. — Вып. 1-3. — С.264 — 273.
155. Проект программы по рисованию и методике преподавания в начальной школе для педтехникумов // Изобюллетень: Центральный дом художественного воспитания детей им. А.С. Бубнова. — 1934. № 3. — С.47 -66.
156. Рабочие программы для школ первой ступени города Москвы: Московский отдел народного образования. — М.: Работник просвещения, 1927.- 208 с.
157. Резолюции I Всероссийской конференции-курсов работников Фабрично-заводских семилеток // Еженедельник НКП РСФСР. — М.: Госиздат, 1927. № 4. - С.4 - 5.
158. Резолюция Московской губернской педологической конференции // Бюллетень МОНО (Московского отд. народного образования). 1924-1929. М., 1929. - № 6-7. - С. 194 - 212.
159. Резолюция VI съезда заведующих отделами народного образования // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1928. -№ 20/21. - С.З - 15.
160. Речь председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР тов. А.И. Назарова на Всесоюзном съезде Профсоюза работников искусств 6 февраля 1938 года // Искусство. 1938. - № 2. -С. 12 - 17.
161. Риччи Коррадо. Дети-художники / Перевод под ред. и с предисл. Л.Г. Оршанского. -М.: В.М. Саблин, 1911. 84 с.
162. Розанов И. Борьба за политехническое образование // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1932. — № 8. — С.25 — 33.
163. Ромас Я., Луначарская С. Задачи изо в реконструктивный период // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал: Орган Главсоцвоса НКП. — 1930. — № 4. С. 19 - 21.
164. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка^ Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109. — М.: Просвещение, 1981. 192 с.
165. Рубинштейн М.М. Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой. — 4-е изд., переем, и доп. — М.: Задруга, 1920. — 540 с.
166. Руднева Е. Художественное воспитание в новой школе // Художественное воспитание в школе I ступени: Материалы к составлению программ. 2-е изд. - М.: Работник просвещения, 1927. — С. 18 — 29.
167. Рыбников Н. Из работ I педологического съезда // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1928. — № 1. — С.22 — 48.
168. Савонюк А. О всеобщем обучении // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1930. — № 8-9. — С.7 — 10.
169. Самодеятельная массовая изоработа. 1930-е годы. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
170. Сборник официальных постановлений и распоряжений по вопросам художественного воспитания детей. — JL: Издание ЦДХВД им. А. Бубнова, 1933.- 56 с.
171. Сдать группу образцовой // Пионерская правда. — 1931. — № 140(991).-12 мая.
172. Ситов В. АХРР, ОСТ и РОСТ понаслышке // Революция и культура: Двухнед. журнал. 1928. - № 12. - С.55 - 57.
173. Танашевич Н.В. Изоработа на политпедстанциях. Материалы обследования ЦДХВД им. А.С. Бубнова // Искусство и дети: Орган Наркомпроса. 1932. - № 5-6. - С.30 - 33.
174. Ткаченко Н.И. Еще раз о том, как обучать рисованию в начальной школе // Начальная школа: Метод, журнал М-ва просвещения РСФСР. — 1939. — № 9. — С.69 72.
175. Ткаченко Н.И. О педологических извращениях в деле обучения рисованию учащихся начальных школ // Начальная школа: Метод, журнал М-ва просвещения РСФСР. 1936. -№ 10.- С.59 - 66.
176. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. — М.: Советский художник, 1988. — 587 с.
177. Фомина Н.Н. К истории преподавания рисования. Каталог папки № 4: Введение. — Архив лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО в Москве.
178. Фомина Н.Н. Уроки прошлого — будущему. Художественное просвещение в России (1909-1912) // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. — 1992. № 3-4. — С.28 — 32.
179. Фомина Н.Н. Художник — педагог — исследователь Г.В. Лабунская // История художественного образования в России XX века: (Монография) / Сост. и науч. ред. Н.Н. Фоминой. М.: Педагогика, 2002. - Т. I. - С.ЗЗЗ - 339.
180. Фомина Н.Н. Центральный дом художественного воспитания детей // Искусство в школе: Общественно-педагогический и научно-методический журнал. — 1994. — № 3. — С.61 — 63,71.
181. Харитонова Р. Школа-семилетка на новом этапе // Революция и культура: Двухнед. журнал. — 1930. № 8. - С.30 — 32.
182. Ходоровский И. Об основном капитале просветительных учреждений. (№ 10004/36 от 2ЛИ 1928 г.) // Еженедельник НКП РСФСР. -М.: Госиздат, 1928. № 11. - С.6 -8.
183. Хроника // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР. -М: Уч.-пед. изд-во, 1937. -№ 22. С.15 -16.
184. Хрущов Т. О второгодничестве // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1929. — № 9. — С.47 — 48.
185. Худницкая 3. Выставка Западной школы // Педагогическая квалификация: Орган Ин-та повышения квалификации кадров народного образования. 1929. - № 4. - С.80 - 82.
186. Художественное воспитание в школе I ступени: Материалы к составлению программ: Научно-педагогическая секция Государственного ученого совета. М., 1927. — С.59.
187. Художественное воспитание советских школьников: Сборник статей и материалов. / Отв. ред. проф. В.Н. Шацкая. — М.: Инс-т художественного воспитания Акад. пед. наук РСФСР, 1947. Вып. 1. — 184 с.
188. Художественное образование // Искусство. — 1938. № 2. - С. 179.
189. Шаповалов Л. О системе художественного образования // Искусство. 1940. - № 1. - С.72 - 77.
190. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. — 1922. — № 1. С.15 — 24.
191. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. 1922. - № 2. — С. 15 — 34.
192. Шацкий С.Т. Живая работа // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. —1927. — № 4. — С.4 — 10.
193. Эпштейн М. Культурно-бытовая организация социалистического города // Революция и культура: Двухнед. журнал. — 1930. — № 2. — С.29 — 32.
194. Эпштейн М. О письменных принадлежностях для сельских школ // Еженедельник НКП РСФСР. М.: Госиздат, 1926. - № 43. - С.2 - 3.
195. Эйдеман Ф. и Самарин А. Больные стороны дела подготовки специалистов // Революция и культура: Двухнед. журнал. — 1928. — № 7. — С.З -9.
196. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 283 с.
197. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. — М., 1984. — 44с.
198. Яковлев И., Архангельский. Опыт Ульяновской образцовой ФЗС им. тов. Сталина (В порядке обсуждения) // На путях к новой школе: Орган О-ва педагогов марксистов. 1932. — № 5. - С.36 — 37.