автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера в университете
- Автор научной работы
- Зарицкая, Людмила Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Оренбург
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера в университете"
На правах рукописи
/14 •
ЗАРИЦКАЯ Людмила Александровна
ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В УНИВЕРСИТЕТЕ
13.00.08 - теория и методика профессионального образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
16 МАЙ 2013
005058974
Оренбург - 2013
005058974
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Сахарова Наталия Сергеевна
Официальные оппоненты: Белая Галина Викторовна,
доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Оренбургский
государственный педагогический
университет»,
профессор кафедры романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка
Золкина Ирина Григорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, филиал ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Оренбурге, директор
Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Волгоградский
государственный социально-
педагогический университет»
Защита диссертации состоится «30» мая 2013 г. в _ ч на
заседании диссертационного совета Д 212.181.01, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» по адресу: 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13, ауд. 170215.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» по адресу : 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13.
Автореферат разослан «29» апреля 2013 года.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор ¡¡Ьл^*-^ И.Д. Белоновская
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современное социально-экономическое развитие общества, стремление к улучшению качества жизни, доступность новых товаров и услуг определяют потребности человека к созданию обеспеченной эстетически значимой окружающей среды. В этой связи возрастает роль дизайна, и как следствие, место дизайнера в структуре общественных отношений, значение профессии «Дизайнер». Глобализация академического пространства, вступление России в ВТО, а также переход российского образования на многоуровневую систему в свете Болонской Декларации требует подготовки специалистов, активно владеющих иностранными языками. Знание иностранного языка является обязательным и необходимым слагаемым вхождения творческой личности в сферу профессиональной деятельности и важным средством профессионального самоопределения.
Овладение иностранным языком является обязательной составляющей содержания высшего профессионального образования, фактором успешного вхождения личности в профессию. Интеграция профессиональной подготовки специалиста в профессионально значимую иноязычную среду обогащает развивающий образовательный ресурс дисциплин лингвистического цикла. Одной из актуальных проблем вуза является образование творчески активной личности во всех областях и сферах деятельности человека. Социальный заказ общества требует развития профессионально грамотной личности, а в современной концепции лингвистического образования подчеркивается, что иностранный язык является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля.
В настоящее время в науке имеются определенные предпосылки, позволяющие обобщить теоретические аспекты подготовки будущих дизайнеров в контексте современного высшего профессионального образования.
Определены психолого-педагогические условия формирования творческой личности будущего специалиста (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.П. Тряпицына).
Выделены сущностные характеристики творческого мышления и активности человека как субъекта продуктивной деятельности и
общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган, П. Торренс).
Выявлены закономерности художественно-эстетического развития личности (Ю.Б. Борев, С.М. Каргапольцев, Б.Т. Лихачев).
Базовыми для разработки данной проблемы являются исследования, непосредственно связанные с дизайном. Развитие идей дизайн-образования в профессионально-педагогической парадигме описано в работах К.А.Кондратьевой, концептуальные версии дизайн-образования развивает в своих исследованиях В.П. Климов, о преемственности, непрерывности ступеней профессионального образования дизайнера в теории и на практике пишет С.М. Кожуховская.
В ряде работ раскрываются вопросы профессиональной подготовки будущего дизайнера (JI.B. Елагина, И.Г. Золкина, Т.М. Мальгина), профессиональной компетенции дизайнеров (Ю.М. Бундина), развития креативности дизайнеров (В.Ю. Сапугольцев), художественно-эстетического развития (Т.В. Фролова), развития креативного потенциала будущего дизайнера (О.П. Тарасова), развития эстетического мышления будущего дизайнера (Н.В. Бровко), лингвистической креативности (Г.А. Халюшова).
Анализ многочисленных публикаций, диссертационных исследований, собственный опыт педагогической деятельности позволил выявить противоречия между:
расширяющимися инновационными возможностями образовательного процесса в вузе и недостаточным их использованием в профессионально-лингвистическом развитии будущего дизайнера;
наличием у будущего дизайнера определенного уровня владения системой иноязычных знаний, умений и отсутствием опыта в применении данных знаний, умений в профессиональной деятельности;
осознанием преподавателем необходимости
профессионализации в изучении иностранного языка и недостаточной разработанностью методов и средств, ориентированных на профессиональное развитие будущего дизайнера средствами иностранного языка.
Данные противоречия связаны с профессиональным развитием будущего дизайнера в контексте изучения иностранного языка, а именно, с интеграцией лингвистических и профессионально ориентированных знаний, умений, опыта практической и
профессиональной деятельности будущего специалиста.
Разрешение обозначенных противоречий актуализирует проблему исследования.
Проблема исследования состоит в поиске способов профессионального развития будущего дизайнера, обращаясь к ресурсу лингвистического образования в его профессиональной подготовке.
Актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужила основанием для выбора темы диссертационного исследования «Профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера в университете».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать организационно-педагогические условия профессионально-
лингвистического развития будущего дизайнера в университете.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущего дизайнера в университете.
Предмет исследования: процесс профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера средствами иностранного языка.
Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка, при которой иностранный язык выступает как аспект профессионального образования и способ постижения профессиональных знаний, усвоения культурного и профессионального опыта специалистов-дизайнеров различных стран, является определяющим фактором профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете, если:
осуществляется поэтапная реализация усложняющихся дизайнерских задач;
актуализируется профессионализация дисциплин
лингвистического цикла, то есть насыщение профессионально значимыми для будущего дизайнера ценностными смыслами, порождаемыми посредством визуализации образности слова, знаниями артефактов иноязычной культуры, через которые постигается система ценностей будущей профессии;
реализуется межпредметная интеграция знаний, умений различных типов на основе познания объектов иноязычной действительности в учебной профессионально - направленной деятельности будущего дизайнера;
Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:
1. Раскрыть педагогическую сущность феномена «профессионально-лингвистическое развитие» будущего дизайнера в
университете.
2. Разработать и апробировать модель профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера.
3. Разработать и апробировать комплекс поэтапно усложняющихся дизайнерских задач.
4. Определить эффективность опытно-поисковой работы по профессионально-лингвистическому развитию путем сравнения результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
5. Разработать учебно-методическое обеспечение процесса профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера;
Методологической основой исследования выступил компетен-тностный подход в образовании (И.Д. Белоновская, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Н.С. Сахарова, В.В. Сериков, Ю.Г.Татур, A.B. Хуторской).
Теоретическую основу составили:
положения профессиональной подготовки дизайнеров (Н.И. Барсукова, Н.В.Воронов, О.И. Генисаретский, JI.A. Кузмичев, М.С. Михайлов, Е.Э. Павловская, В.И. Пузанов, В.П. Симоненко, О.Г. Яцук);
исследования в области профессионального образования и профессиональной подготовки специалиста (В.А. Анищенко, С. Я. Батышев, H.H. Булынский, Г.Д. Бухарова, В.Г. Гладких, H.H. Гордеева, П.Ф. Кубрушко, В.В. Кузнецов, С.Е. Матушкин, A.M. Новиков, Г.М. Романцев, С.Д. Смирнов, Е.В. Ткаченко);
концептуальные положения аксиологизации образования (Т.К. Ахаян, М.С. Каган, A.B. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, Л.В. Моисеева, A.A. Полякова);
концептуальные положения воспитательной деятельности в вузе ( Е.П. Белозерцев, A.A. Белицкий, Н.М. Борытко, И.Ю. Головина, Н.К. Сергеев, Е.В. Шипилова, В.Г. Яриков);
теория диагностики и развития психологических способностей (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маслоу, Л.С. Рубинштейн);
теория деятельности личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ас-молов, Б.М. Бим-Бад, Л.П. Буева, Г. А. Ковалев, В.Г. Рындак, Г.И. Щукина);
теория психологии и педагогики творчества (В.И. Андреев, A.C. Гаязов, Я.А. Пономарев);
теория речевой деятельности и лингвокоммуникативной культуры (Г.В. Белая, М.Р. Гинзбург, Е.С. Заир-Бек, В.Л. Темкина).
Методы исследования: логика исследовательской работы обусловила применение определенных методов, которые дополняют и обогащают друг друга: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и лингвистической литературы; осмысление опыта педагогического сообщества; анализ научно-методических источников по иностранному языку; педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, интервью, тестирование; апробация учебно-методических материалов; педагогический эксперимент; количественная обработка материалов исследования; факторный анализ.
Логика и этапы исследования: исследование осуществлялось в период с 2007 г. по 2013 г. и включало несколько этапов.
Подготовительный этап (начальный) (2007-2008 г.г.) был направлен на определение исходных позиций данного исследования. Для этого изучались труды отечественных и зарубежных авторов по философии, психологии, педагогике, языкознанию, раскрывающие основные теоретические вопросы. Цели данного исследования обсуждались с преподавателями-практиками кафедры дизайна, кафедры художественного рисунка, кафедр иностранных языков Университетского комплекса ОГУ. В результате был обозначен круг философской, лингвистической, психолого-педагогической
литературы, который послужил основой для определения сущности, структуры процессов профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете. Была определена база исследования.
Второй этап исследования (теоретический) (2009 г.) включал в себя разработку методики проведения констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровня.
На третьем этапе (опытно-практическом) (2010-2011 г.г.) были разработаны и обоснованы методы проведения формирующего эксперимента, а также проведена опытно-поисковая работа.
Заключительный этап (обобщающий) (2012-2013 г.г.) был посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов исследования, формулировались выводы, оформлялись материалы диссертационного исследования.
База исследования: ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (архитектурно-строительный факультет); ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» (факультет дизайна); Оренбургский «Дизайн-центр». Общее количество участников эксперимента составило 550 студентов и 20 преподавателей.
7
Научная новизна исследования в отличие от других работ заключается в том, что:
раскрыта научная интерпретация сущности понятия «профессионально-лингвистическое развитие» будущего дизайнера в университете за счет обращения к развивающему ресурсу профессионального образования и развивающему ресурсу дисциплин лингвистического цикла;
разработана и апробирована модель профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера, представляющая собой комплекс структурных компонентов (целевой, содержательный, диагностический, результативный) и блоков (когнитивный, деятельностный и аксиологический) процесса профессионально-лингвистического развития; обозначены критерии (знания, умения, ценностные отношения и показатели (высокий (продвинутый), средний (достаточный), низкий (начальный));
- разработан комплекс поэтапно усложняющихся дизайнерских задач от типичных к нестандартным и креативным;
научно обоснованы принципы построения учебно-методического обеспечения процесса профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера (принцип речемыслительной активности, принцип личностной
индивидуализации, принцип ситуативности, принцип новизны, принцип связи с родной культурой), актуализирующие ресурс дисциплин лингвистического цикла как ценностно-смысловой базы профессионального роста специалиста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование углубляет теорию и методику профессионального образования раскрытием понятия
«профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера», акцентуализируя ценностно-смысловое содержание
профессиональной подготовки будущего специалиста посредством визуализации образности слова.
Практическая значимость исследования:
найдены педагогические способы и эффективные методические приемы организации процесса профессионально-лингвистического развития, которые могут быть реализованы , в профессиональной подготовке будущего дизайнера и могут быть перенесены в учебный процесс вуза, где осуществляется межпредметная интеграция лингвистических и профессиональных знаний;
апробирован комплекс поэтапно усложняющихся дизайнерских задач;
разработаны тесты по иностранному языку по направлению профессиональной подготовки «Дизайн», которые выявляют уровень профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера;
подготовлено и апробировано учебно-методическое обеспечение профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера: учебные пособия «Искусство и дизайн», «Развитие креативности студентов-дизайнеров в процессе обучения английскому языку», «Эстетическое развитие будущего дизайнера костюма в процессе обучения английскому языку», методические указания «Дизайн», «Мода».
Достоверность, обоснованность выводов и результатов исследования подтверждается результативностью реализации компетентностного подхода в вузах, развернутым анализом теоретических источников по проблеме исследования, использованием системы психолого-педагогических методов, адекватных уровню высшего профессионального образования, многоаспектными оценками процедур и результатов исследования, валидностью выборки опытно-поисковой работы.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные теоретические положения и предварительные итоги научного поиска обсуждались на международных конференциях «Человек и общество» (2001 г.), «Филологические чтения» (г. Оренбург, 2007, 2011, 2012 г.г.); на всероссийских научно-практических конференциях (г. Кострома, 2008г.; г. Красноярск, 2008 г.; г.Нижний Новгород, 2007 г.; г. Новосибирск, 2009 г.; г. Оренбург, 2010-11 г.; г. Орск, 2002 г.; г. Томск, 2008 г.); на аспирантских семинарах, заседаниях методических комиссий кафедры «Дизайн», представлены в статьях научных журналов, опубликованных и апробированных учебных пособиях и методических рекомендациях, на заседаниях кафедры теории и методологии образования, теории и методики высшего профессионального образования, кафедр иностранных языков лингвистического цикла Оренбургского государственного университета.
Результаты диссертационного исследования используются в образовательной практике Оренбургского государственного университета и внедрены в профессиональную подготовку по направлению «Дизайн» 072500.62 (бакалавриат), 072500.65 (магистратура), профилям подготовки «Графический дизайн»,
«Дизайн среды», «Дизайн костюма».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера в университете - это процесс профессионального преобразования будущего дизайнера, заключающийся в актуализации творческих возможностей личности порождать множество разнообразных оригинальных идей с помощью образности слова, которые соответствуют представлениям будущего дизайнера об окружающем мире и являются отождествлением его профессионального мышления; это процесс интеграции различных профессиональных знаний, умений в области дизайна и иностранного языка.
2. В логике диссертационного исследования организационно-педагогическими условиями профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера являются:
реализация поэтапно усложняющихся дизайнерских задач от типичных к нестандартным и креативным;
профессионализация дисциплин лингвистического цикла, то есть насыщение профессионально значимыми для будущего дизайнера ценностными смыслами, порождаемыми посредством визуализации образности слова, знаниями артефактов иноязычной культуры, через которые постигается система ценностей будущей профессии;
реализация межпредметной интеграции знаний, умений различных типов на основе познания объектов иноязычной действительности и объектов, представляющих профессиональный интерес для дизайнерской деятельности.
3. Профессионально - лингвистическое развитии - это динамичный процесс, состоящий из трех этапов:
- первый этап (информативный) - повышение уровня информированности будущего дизайнера о сущности его будущей профессии и ее содержательных аспектах, об особенностях профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера средствами иностранного языка.
второй этап (мотивационный) - формирование образа профессионального «Я» как будущего дизайнера в профессиональной подготовке, развитие аксиологического потенциала будущего дизайнера.
- третий этап (организационный) - организация развития профессиональных умений реального и имитированного профес-
сионального взаимодействия.
Личный вклад автора состоит в осмыслении научно-теоретического и профессионально-педагогического опыта проблемы профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете; разработке и апробации модели исследуемого процесса при обосновании организационно-педагогических условий ее реализации; обработке и интерпретации данных, полученных экспериментальном путем.
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обозначена актуальность темы исследования; определен объект, предмет, цель и задачи исследования; обозначена гипотеза; конкретизированы методы и этапы исследования; научно доказана новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические аспекты профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете» раскрываются основные этимологические, философские, лингвистические, психологические, педагогические аспекты исследуемой проблемы; рассматриваются особенности профессиональной подготовки, представляющие собой развивающий ресурс для дизайнерского направления; с позиции компетентностного подхода обосновывается педагогическая сущность профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера; описывается модель профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете.
Проблема профессиональной подготовки становится особенно актуальной в наши дни, когда возросла потребность в высококвалифицированных специалистах, способных самостоятельно решать профессиональные задачи. Согласно словарю «профессиональная подготовка» трактуется как ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной профессиональной работы. Профессиональная подготовка будущего дизайнера в университете рассматривается нами как совокупность получаемых студентом специальных знаний, умений и навыков по профессии «Дизайнер», которые обеспечивают возможность
успешной работы в будущем по данному направлению. Таким образом, профессиональная подготовка сегодня - это процесс передачи молодому поколению профессиональных знаний, умений, ценностных отношений, ценностей культуры. Профессиональная подготовка - это результат формирования полноценной профессиональной личности будущего дизайнера, где общий культурный фон выступает его основой.
Процесс модернизации российского высшего
профессионального образования и потребность личности будущего дизайнера в профессиональной подготовке взаимосвязаны между собой. Профессиональная подготовка, по мнению Б.М. Бим-Бада, предусматривает формирование разносторонней, профессионально развитой личности специалиста вместе с овладением знаниями, умениями, вмещает формирование убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов, способностей. Процесс модернизации профессионального образования переориентировал образовательный результат с понятий «образованность», «воспитанность», «профессиональная готовность» на такие категории как «компетентность», «компетенция» и выделил компетентностный подход профессиональной подготовки в качестве основополагающего. Данный подход формирует потребности будущего специалиста в постоянном пополнении и обновлении базовых, специальных и профессиональных знаний, их совершенствовании, закреплении в рамках своих профессиональных компетенций.
В государственном образовательном стандарте ВПО в области культуры и искусства (бакалавриат, магистратура) по направлению подготовки «Дизайн» акцентируется внимание на эффективное освоение студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности. В соответствии с ФГОС ВПО процесс изучения дисциплин лингвистического цикла направлен на формирование таких общекультурных компетенций, как владение одним из иностранных языков на уровне бытового общения (не ниже разговорного), владение одним из иностранных языков на уровне профессионального использования.
Что касается этимологии профессионального развития как родового понятия, следствием сужения которого является ключевое понятие - профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера, отметим, что, несмотря на достаточно многообразное понимание данного термина разными науками, в определениях имеются общие смысловые акценты. В частности, триада таких
характеристик профессионального развития как изменение количества и качества, изменение от простого к сложному, переход от неполного понимания к более полному пониманию, прослеживается в каждой из трактовок. Профессионально-лингвистическое развитие означает, прежде всего, рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии средствами иностранного языка.
По мнению М.М. Бахтина, В. Гумбольта, A.A. Потебни ценность слова играет важную роль, то есть выступает в качестве развития внутренних способностей личности, которые реализуются при наличии соответствующих условий. Профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера в университете - это процесс профессионального преобразования будущего дизайнера, заключающийся в актуализации творческих возможностях личности порождать множество разнообразных оригинальных идей с помощью визуализации образности слова (слово - понятие - образ - проект), которые соответствуют представлениям дизайнера об окружающем мире и являются отождествлением его профессионального мышления; это процесс интеграции различных базовых, специальных и профессиональных знаний, умений по направлению «Дизайн» и дисциплин лингвистического цикла.
Согласно компетентностному подходу к определению сущ-ностно-смыслового значения понятия «развитие» в педагогике, профессионально-лингвистическое развитие личности будущего дизайнера в педагогическом смысле понимается нами как процесс ценностного преобразования личности в профессиональной подготовке через визуализацию образности слова. Оно выражается в признании, принятии и понимании личностью сущности и значимости своей будущей профессии путем обращения к единицам языка.
Заметим, что представленное определение непосредственно связывает профессионально-лингвистическое развитие с художественным и эстетическим аспектами профессиональной подготовки будущего дизайнера, так как профессия «Дизайнер» принадлежит согласно классификации Е.А. Климова к профессии «Человек -художественный образ». Мы согласны с толкованием основного понятия, которое дается в словаре, что дизайнер - это инженер-конструктор, художник-конструктор, специалист по дизайну,
проектно мыслящий человек, действующий с целью преобразования предметного мира в соответствии с гуманистическими идеалами общества и прогрессивными целями развития общественного производства, материальной и духовной культуры. Сферой профессиональной деятельности дизайнера является дизайн. Дизайн -это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их компонентов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим. Для дизайна актуально множество направлений: графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн костюма, дизайн среды, дизайн средств транспорта, дизайн архитектурной среды и другие.
Основной целью обучения будущего специалиста в университете является его профессиональная подготовка и профессиональное развитие. Дисциплины лингвистического цикла в качестве учебного материала имеют фонетические, лингвистические, грамматические, текстовые единицы, несущие с собой образцы языкового профессионально - направленнного общения, профессиональный этикет, профессиональное поведение. Мы соглашаемся с С.Г. Тер-Минасовой, что «язык - зеркало культуры, передатчик, носитель культуры, он формирует личность человека». Усвоение представленного учебного материала через образность слова ведет к пониманию особенностей другой культуры, к ее изучению, принятию, сопоставлению с культурой нашей страны; как следствие, перерастает в профессиональный интерес и, далее, в профессионально-лингвистическое развитие.
Разработанная в исследовании модель профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете (рисунок) акцентирует связь феномена профессионального развития с лингвистическим образованием как ресурсом его формирования и с системой высшего профессионального образования как полем его существования и проявления.
Данная модель разработана согласно принципам коммуникативности, функциональности, интеграции и аксиологизации, на которых базируются четыре основных компонента профессионално-лингвистического развития (целевой, содержательный, диагностический, результативный). Целевой компонент задает цель исследованию. Содержательный включает три блока (когнитивный,
деятельностный, аксиологический), организационно-педагогические условия, этапы, формы, методы и средства, способствующие профессионально-лингвистическому развитию. В диагностическом компоненте представлены критерии (знания, умения, ценностные отношения), уровневые показатели (низкий (начальный), средний (достаточный), высокий (продвинутый)). Названные уровни коррелируют с обозначенными критериями через данные показатели. Диагностический компонент включает единицы диагностики, диагностический инструментарий исследования эффективности функционирования модели. Результативный компонент обозначает предположительный результат профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете.
Во второй главе диссертации «Опытно-поисковая работа по профессионально-лингвистическому развитию будущего дизайнера в университете» представлено поэтапное моделирование процесса профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера на занятиях по иностранному языку, а также во внеаудиторной воспитательной работе вуза, разработан и реализован комплекс диагностических процедур, адекватных выявленным показателям профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера, проанализировано содержание и технология применения разработанного учебно-методического обеспечения модели, раскрыты и апробированы организационно-педагогические условия и принципы профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете, показана динамика осуществления спроектированного процесса.
В опытно-поисковой части нашей работы участвовало 460 студентов архитектурно-строительного факультета и 20 преподавателей Оренбургского государственного университета, 90 студентов факультета дизайна Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Проводимая работа охватывала период изучения иностранного языка в вузе, начиная с первого года обучения.
Опытно-поисковая часть нашей работы по проблеме данного исследования строилась на основе выявленных в теоретической части механизмов и структурных составляющих профессионально-лингвистического развития личности будущего дизайнера, возможностей и особенностей лингвистического образования как развивающего ресурса и включала три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. В данном исследовании мы
Модель профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера
стремились к тому, чтобы в овладении профессиональными знаниями, умениями будущий дизайнер был настроен на собственную мотивационно-ценностную систему развития профессиональной ориентации. Опираясь на закономерности процессов познания и применяя ориентационно-ценностную технологию развития ориентации через механизм «поиск - оценка -выбор - проекция» (A.B. Кирьякова) мы создавали ситуации направления поиска информации, выбора и проектирования знаний, умений. Стимулирование ценностного отношения, целеполагания, целедостижения и мотивацию к познанию было обеспечено реализацией заданий при решении усложняющихся дизайнерских задач.
Решение усложняющихся дизайнерских задач основывалось на креативно-ценностном механизме, который предусматривает развитие креативных способностей будущего дизайнера, как в его будущей профессии, так и в дисциплинах лингвистического цикла.
Особую трудность в опытно-поисковой части работы представляла разработка процесса диагностирования заданных ценностных отношений (целеполагание, целедостижение, мотивация на успех). Причины: отсутствие единой общепринятой методики диагностики профессионально-лингвистического развития, комплексность и многоаспектность искомого феномена, а также малая иллюстративность результатов обучающего и воспитательного воздействия. Когнитивный, деятельностный и аксиологический блоки, на основании которых были выделены критерии (знания, умения, ценностные отношения) профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера явились основополагающими, раскрывающими общие тенденции заданного в исследовании процесса. Механизм реального функционирования имеет в своей основе психолого-педагогические составляющие, которые необходимо было подвергнуть диагностике для полного освещения состояния исследуемой проблемы, как и иноязычно-коммуникативные характеристики будущего дизайнера, формируемые в лингвистическом пространстве профессиональной подготовки.
Констатирующий этап опытно-поисковой работы показал низкий уровень сформированности когнитивного, деятельностного и аксиологического блоков профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы ставилась задача практического внедрения разработанной нами модели с оптимальной реализацией организационно-педагогических
17
условий и требований осуществления спроектированного процесса. Опытно-поисковая работа, базирующаяся на основе разработанной модели, проводилась по двум основным направлениям: на семинарских занятиях по дисциплинам лингвистического цикла, а также в процессе внеаудиторной воспитательной работы. Процесс профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете включал три вышеназванных этапа. Каждый этап решал конкретные задачи в русле общей цели профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера посредством использования адекватных этим задачам методов, организационных форм и средств. Успешной реализации спроектированного процесса на практике способствовало осуществление заявленных в модели организационно-педагогических условий профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете.
Первое организационно-педагогическое условие профес-сионально-линвистического развития будущего дизайнера в университете - это осуществление поэтапной реализации усложняющихся дизайнерских задач, разработка и апробация этих задач на основе креативного механизма, то есть развитии творческих способностей будущих дизайнеров. В разработке дизайнерских задач, мы опирались на исследования Ю.М. Бундиной, Т.Н. Кулагиной. В отличие от диссертационных работ Ю.М. Бундиной и Т.Н. Кулагиной, мы разработали и внедрили обновленный вариант дизайнерских задач, опираясь на развивающий ресурс дисциплин лингвистического цикла по профилям подготовки будущих дизайнеров: «Графический дизайн», «Дизайн среды», «Дизайн костюма».
Мы разработали в учебно-методическом обеспечении (методические указания, учебные пособия) комплекс задач от типичных к нестандартным и креативным для дизайнеров-графиков, дизайнеров среды, дизайнеров костюма.
К задачам первого уровня сложности (типичным) отнесены базовые знания (системные), позволяющие поддерживать и закреплять репродуктивные умения будущего дизайнера.
К задачам второго уровня сложности (нестандартным) мы отнесли специальные знания (системные), позволяющие развивать продуктивные умения по профилям: графический дизайн, дизайн среды, дизайн костюма. Работа по решению задач такого уровня формировала у будущего дизайнера данные продуктивные умения, необходимые для выполнения круга задач следующего, более сложного уровня, развивала самостоятельность и уверенность в себе.
К третьему уровню сложности (креативным) мы отнесли такие дизайнерские задания как оформление проспектов, проектов, персональных коллекций на иностранном языке, в которых систематизируются, закрепляются и расширяются полученные во время теоретического и практического обучения профессиональные (надсистемные) знания и творческие умения.
Второе организационно-педагогическое условие - профессионализация дисциплин лингвистического цикла, то есть насыщение профессионально значимыми для будущего дизайнера ценностными смыслами, порождаемыми посредством визуализации образности слова, знаниями артефактов иноязычной культуры, через которые постигается система ценностей будущей профессии, реализовывалось посредством работы со страноведческими и профессионально-ориентированными текстами. Это способствовало приобретению определенного уровня профессионально-лингвистического развития, обеспечивающее практическое использование иностранного языка и приобщение к разнообразным источникам информации, а также формирование базовых и специальных знаний о культуре и реалиях стран изучаемого языка и позволило органически связать профессиональные языковые знания с будущей профессией «Дизайнер».
Третье организационно-педагогическое условие - реализация межпредметной интеграции знаний, умений различных типов на основе познания объектов иноязычной действительности и объектов, представляющих профессиональный интерес для дизайнерской деятельности включало получение студентами информации об их будущей профессии, будущей профессиональной направленности и личностных качествах будущего дизайнера на основе аутентичных текстов, представленных в учебных пособиях, методических указаниях, а также профессиональных текстов, самостоятельно подобранных студентами.
Практическим занятиям дисциплин лингвистического цикла с использованием авторских учебных пособий «Искусство и дизайн», «Развитие креативности студентов-дизайнеров в процессе обучения английскому языку», «Эстетическое развитие будущего дизайнера костюма в процессе обучения английскому языку» принадлежала доминирующая роль в реализации поставленной в исследовании цели, так как эти занятия позволили реализовать межпредметную интеграцию базовых, специальных и профессиональных знаний, а также актуализировать развивающий ресурс дисциплин лингвис-
тического цикла и осуществить поэтапную реализацию усложняющихся дизайнерских задач в авторских учебных пособиях, упомянутых выше. Так, межпредметная интеграция и реализация постепенно усложняющихся дизайнерских задач проявилась в пособиях в профессиональных тематических разделах, отражающих спиралевидную структуру качественного приращения базовых, специальных и профессиональных знаний, поддержка репродуктивных умений, закрепление продуктивных и развитие творческих умений будущего дизайнера на различных стадиях освоения дисциплин лингвистического цикла с
общепрофессиональными дисциплинами направления «Дизайн». Систематичность процесса профессионально-лингвистического развития, единство цели, содержания, методов каждого практического занятия, профессиональная, художественно-эстетическая насыщенность содержания предлагаемого материала составили непосредственную учебную базу данных пособий.
На освоение дисциплин лингвистического цикла студентам университета естественнонаучных и инженерно-технических специальностей выделяется ограниченное количество часов, а на семинарах, согласно рабочим программам, необходимо уделять внимание не только различным аспектам лингвистического образования, развитию различных видов чтения и речевой деятельности (монолог, диалог), но и развитию профессионального мышления. Развитие профессионального мышления будущего дизайнера наиболее эффективно осуществляется посредством визуализации образности слова. Мы посчитали, что для достижения наилучших результатов недостаточно было ограничиваться только учебными занятиями. Это обусловило необходимость разработки комплекса внеаудиторных мероприятий. В отличие от учебных занятий по иностранному языку, внеаудиторные мероприятия предоставили будущим дизайнерам большую самостоятельность, инициативу, свободу творчества, способствовали сплочению студенческого коллектива, формированию профессиональных знаний, умений и системы ценностей будущей профессии в творческой атмосфере.
Результаты контрольного среза на обобщающем этапе опытной работы подтвердили наличие положительной динамики в экспериментальной группе, что согласуется с теоретическими положениями нашего исследования и подтверждает выдвинутую в диссертации гипотезу (таблица).
Распределение будущих дизайнеров по уровням профессионально-лингвистического развития до и после эксперимента
Уровни Контрольная группа (КГ) Экспериментальная группа (ЭГ)
Критерии Критерии
Знания Ценностные Умения Знания Ценностные Умения
(%) отношения (%) (%) отношения (%)
(%) (%)
Высокий 24,00 26,00 20,00 21,45 36,00 29,35
Средний 38,00 34,00 34,00 43,34 50,35 46,20
Низкий 38,00 40,00 46,00 35,21 13,65 24,45
На формирующем этапе опытно-поисковой работы применялся метод факторного анализа для определения корреляционных обусловленностей различных типов знаний, умений, ценностных отношений профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете. В результате выявились качественные обусловленности различных типов знаний (базовые, системные, профессиональные), умений (репродуктивные, продуктивные, творческие) и ценностных отношений (целепологание, целедостижение, мотивация на успех) в профессионально-лингвистическом развитии будущего дизайнера. Корреляционные матрицы продемонстрировали соотношение уровня знаний, умений, ценностных отношений профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера контрольной и экспериментальной групп.
Были выделены базовые, специальные (системные) и профессиональные (надсистемные) знания процесса профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете. Исследование доказало, что системные знания являются основой профессионально-лингвистического развития. Это подтвердили результаты метода факторного анализа.
Результаты анализа формирующего этапа опытно-поисковой работы по профессионально-лингвистическому развитию будущего дизайнера в университете выявили положительную динамику в изменении базовых, специальных (системных) и профессиональных (надсистемных) знаний.
Возросло количество будущих дизайнеров, обладающих высоким уровнем профессиональных знаний когнитивного блока, продуктивными и творческими умениями деятельностного блока. В
большинстве случаев продуктивный и творческий уровни владения профессиональной и специальной терминологией, деловым письмом на иностранном языке, различными стилями устного и письменного профессионального общения продемонстрировали будущие дизайнеры экспериментальной группы, в которой апробировались пособия с разработанными поэтапно усложняющимися дизайнерскими задачами. На формирующем этапе опытно-поисковой части работы было отмечено повышение мотивации будущих дизайнеров на успех в будущей профессиональной деятельности, к целедостижению, к актуализации профессионального самоопределения. Отмечена тенденция в развитии учебно-познавательных мотивов будущих дизайнеров к преобразованию специальных и профессиональных знаний в мотивы самостоятельной профессиональной подготовки на иностранном языке.
Эффективность процесса профессионально-лингвистического развития подтверждена данными об успешном трудоустройстве выпускников дизайнерского направления в фирмах и офисах, связанных деловыми и партнерскими отношениями с заказчиками, продвигающими свою продукцию за границу, поскольку необходимым требованием является эстетическое оформление данной продукции в печатном варианте с соответствующими пояснениями на двух языках (русском и английском).
В заключении сформулированы основные выводы, получены результаты диссертационного исследования, обозначены направления дальнейшей работы: поиск инновационных форм, средств и методов работы по профессионально-лингвистическому развитию будущего дизайнера в университете, разработка системы профессионально-лингвистического развития.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Зарицкая, JI. А. О педагогической сущности эстетической креативности в лингвистическом образовании студентов, будущих дизайнеров / JI. А. Зарицкая // Вестник Костромского гос. университета им. Н. А. Некрасова. - 2009. - №1. - С. 368 - 371. (Реестр ВАК).
2. Зарицкая, JI. А. Педагогическая модель эстетического развития будущего дизайнера в лингвистическом образовании / JI. А. Зарицкая // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №9. - С. 117- 122. (Реестр ВАК).
3. Зарицкая, JI. А. Профессиональное развитие будущего дизайнера в лингвистическом образовании / Л. А. Зарицкая // Вестник ОГУ. - 2010. - №11 - С. 167-173. (Реестр ВАК).
4. Зарицкая, Л. А. Профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера в университете /Л. А. Зарицкая // Вестник ОГУ. - 2011. - №2. - С. 169-173. (Реестр ВАК).
5. Зарицкая, Л. А. Адаптация педагогов к условиям образовательной среды вуза / Л. А. Зарицкая, М.В. Фомина // Вестник ОГУ. - 2011. - №6 - С. 78-81. (Реестр ВАК).
6.Зарицкая, Л. А. Рабочая программа дисциплины «Углубленный курс иностранного языка» направление «Дизайн» для архитектурно - строительного факультета / Л. А. Зарицкая. -Оренбург : ГОУ ОГУ, 2011.-31 с.
7.Зарицкая, Л. А. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» направление «Дизайн» для архитектурно-строительного факультета / Л.А. Зарицкая. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2011. -31с.
8. Зарицкая, Л. A. Art and Design : учеб. пособие / Л. А. Зарицкая. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2012. - 111 с.
9. Зарицкая, Л. А. Развитие креативности студентов-дизайнеров в процессе обучения английскому языку : учеб. пособие по английскому языку / Л. А. Зарицкая. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2007. -105 с.
10. Зарицкая, Л. А. Эстетическое развитие будущего дизайнера костюма в процессе обучения английскому языку : учеб. пособие по английскому языку / Л. А. Зарицкая. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2010. -119 с.
11. Зарицкая, Л. А. Дизайн: методические указания по английскому языку / Л. А. Зарицкая. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2003 -53 с.
12. Зарицкая, Л. А. Мода: методические указания по английскому языку / Л. А. Зарицкая. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2003 -57 с.
13. Зарицкая, Л. А. Профессионально-лингвистическое развитие дизайнеров-графиков в университете на занятиях английского языка / Л. А.Зарицкая // Филологические чтения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2011, С. 55-57.
Отпечатано в типографии «Экспресс-печать»
огрнип 310565817900152
Подписано в печать 26.04.2013. Формат 60x84 !/8 Бумага офисная. Усл. печ. л . 1,5 Тираж 100 экз. Заказ 406. г. Оренбург, ул. Пролетарская, 30. Тел. (3532) 25-20-02, (3532) 23-58-41
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зарицкая, Людмила Александровна, Оренбург
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
На правах рукописи 04201358225 с/^^у^^
ЗАРИЦКАЯ Людмила Александровна
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В УНИВЕРСИТЕТЕ
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Сахарова Н.С.
Оренбург - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В УНИВЕРСИТЕТЕ................................................................................................16
1.1. Профессиональная подготовка будущего дизайнера в университете как педагогическая проблема.......................................................................................16
1.2. Педагогическая сущность профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера................................................................................................40
1.3. Модель профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера..................................................................................................................68
Выводы по первой главе..................................................................................90
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В УНИВЕРСИТЕТЕ......................................93
2.1. Диагностический анализ профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете.....................................................................93
2.2. Реализация организационно-педагогических условий профессионально-лингвистического развития в профессиональной подготовке будущего дизайнера в университете.....................................................................................112
2.3. Учебно-методическое обеспечение профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете...................................................152
Выводы по второй главе................................................................................174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................175
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................179
ПРИЛОЖЕНИЯ
206
Введение
Вступление России в европейское образовательное сообщество, расширение деловых контактов во всех сферах производства порождают потребность в специалистах нового поколения, которые в силу производственной необходимости должны быть готовы нестандартно подходить к решению производственных задач, грамотно мобилизуя свой творческий потенциал.
Потребность в профессиональном развитии личности будущего специалиста возрастает в настоящее время в связи с процессом модернизации российского высшего профессионального образования в рамках многоуровневой подготовки (бакалавр, магистр).
Состояние изучения иностранного языка в вузе лишь в малой степени отвечает требованиям, вытекающим из целей интеграции российской высшей школы в европейское и, как следствие, в мировое образовательное пространство. Владение иностранным языком не отвечает тому уровню, который определен в требованиях государственных стандартов. В новом (третьем) поколении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования акцентируется внимание на эффективное освоение студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности. Выпускники неязыковых специальностей испытывают сложность в практическом профессионально-направленном использовании знаний и умений в работе со специальной литературой. Для большинства будущих дизайнеров представляется сложным использовать иноязычные знания в профессиональной сфере дизайна. Первая причина заключается в том, что количество зачетных единиц, отводимых на дисциплину «Иностранный язык» сократилось согласно новым
учебным планам. Соответственно, для бакалавриата это - 3 з.е., для магистратуры - 1 з.е., тогда как на специалиста отводится 6 зачетных единиц, т.е. 6 семестров. Вторая причина - традиционная образовательная модель, в которой сумма знаний, умений и навыков по предмету «Иностранный язык» является основой образовательного результата. Требования учебной программы предусматривают в малой степени развитие профессиональной стороны будущего специалиста средствами иностранного языка. Совершенно очевидно на сегодняшний день, что без творческого отношения к своей профессиональной деятельности личность, обладая лишь знаниями, умениями и навыками иностранного языка, испытывает затруднения в профессиональной сфере, чувствует неуверенность, не может преодолеть языковой барьер.
Обращение к профессиональному развитию как одному из основных составляющих развития творческой личности будущего дизайнера позволит решить ряд проблем, связанных с профессиональной подготовкой будущего дизайнера в целом.
Дизайнер - это инженер-конструктор, художник-конструктор, специалист по дизайну, проектно - мыслящий человек, действующий с целью преобразования предметного мира в соответствии с гуманистическими идеалами общества.
Профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера - это процесс преобразования профессиональных и лингвистических знаний, умений и ценностных отношений, которые формируют профессиональный уровень будущего дизайнера и необходимы для его профессиональной подготовки.
Актуальность исследования. Современное социально-экономическое развитие общества, стремление к улучшению качества жизни, доступность новых товаров и услуг определяют потребности человека к созданию обеспеченной эстетически
значимой окружающей среды. В этой связи возрастает роль дизайна, и как следствие, место дизайнера в структуре общественных отношений, значение профессии «Дизайнер». Глобализация академического пространства, вступление России в ВТО, а также переход российского образования на многоуровневую систему в свете Болонской Декларации требует подготовки специалистов, активно владеющих иностранными языками. Знание иностранного языка является обязательным и необходимым слагаемым вхождения творческой личности в сферу профессиональной деятельности и важным средством профессионального самоопределения.
Овладение иностранным языком является обязательной составляющей содержания высшего профессионального образования, фактором успешного вхождения личности в профессию. Интеграция профессиональной подготовки специалиста в профессионально значимую иноязычную среду обогащает развивающий образовательный ресурс дисциплин лингвистического цикла. Одной из актуальных проблем вуза является образование творчески активной личности во всех областях и сферах деятельности человека. Социальный заказ общества требует развития профессионально грамотной личности, а в современной концепции лингвистического образования подчеркивается, что иностранный язык является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля.
В настоящее время в науке имеются определенные предпосылки, позволяющие обобщить теоретические аспекты подготовки будущих дизайнеров в контексте современного высшего профессионального образования.
Определены психолого-педагогические условия формирования творческой личности будущего специалиста (К.А. Абульханова-
Славская, А.Г. Асмолов, А.П. Тряпицына).
Выделены сущностные характеристики творческого мышления и активности человека как субъекта продуктивной деятельности и общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган, П. Торренс).
Выявлены закономерности художественно-эстетического развития личности (Ю.Б. Борев, С.М. Каргапольцев, Б.Т. Лихачев).
Базовыми для разработки данной проблемы являются исследования, непосредственно связанные с дизайном. Развитие идей дизайн-образования в профессионально-педагогической парадигме описано в работах К.А.Кондратьевой, концептуальные версии дизайн-образования развивает в своих исследованиях В.П. Климов, о преемственности, непрерывности ступеней профессионального образования дизайнера в теории и на практике пишет С.М. Кожуховская.
В ряде работ раскрываются вопросы профессиональной подготовки будущего дизайнера (J1.B. Елагина, И.Г. Золкина, Т.М. Мальгина), профессиональной компетенции дизайнеров (Ю.М. Бундина), развития креативности дизайнеров
(В.Ю. Сапугольцев), художественно-эстетического развития (Т.В. Фролова), развития креативного потенциала будущего дизайнера (О.П. Тарасова), развития эстетического мышления будущего дизайнера (Н.В. Бровко), лингвистической креативности (Г.А. Халюшова).
Анализ многочисленных публикаций, диссертационных исследований, собственный опыт педагогической деятельности позволил выявить противоречия между:
расширяющимися инновационными возможностями образовательного процесса в вузе и недостаточным их использованием в профессионально-лингвистическом развитии будущего дизайнера;
наличием у будущего дизайнера определенного уровня владения системой иноязычных знаний, умений и отсутствием опыта в применении данных знаний, умений в профессиональной деятельности;
осознанием преподавателем необходимости
профессионализации в изучении иностранного языка и недостаточной разработанностью методов и средств, ориентированных на профессиональное развитие будущего дизайнера средствами иностранного языка.
Данные противоречия связаны с профессиональным развитием будущего дизайнера в контексте изучения иностранного языка, а именно, с интеграцией лингвистических и профессионально ориентированных знаний, умений, опыта практической и профессиональной деятельности будущего специалиста.
Разрешение обозначенных противоречий актуализирует проблему исследования.
Проблема исследования состоит в поиске способов профессионального развития будущего дизайнера, обращаясь к ресурсу лингвистического образования в его профессиональной подготовке.
Актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужила основанием для выбора темы диссертационного исследования
«Профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера в университете».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать организационно-педагогические условия профессионально-
лингвистического развития будущего дизайнера в университете.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущего дизайнера в университете.
Предмет исследования: процесс профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера средствами иностранного языка.
Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка, при которой иностранный язык выступает как аспект профессионального образования и способ постижения профессиональных знаний, усвоения культурного и профессионального опыта специалистов-дизайнеров различных стран, является определяющим фактором профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете, если:
осуществляется поэтапная реализация усложняющихся дизайнерских задач;
актуализируется профессионализация дисциплин
лингвистического цикла, то есть насыщение профессионально значимыми для будущего дизайнера ценностными смыслами, порождаемыми посредством визуализации образности слова, знаниями артефактов иноязычной культуры, через которые постигается система ценностей будущей профессии;
реализуется межпредметная интеграция знаний, умений различных типов на основе познания объектов иноязычной действительности в учебной профессионально - направленной деятельности будущего дизайнера;
Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:
1. Раскрыть педагогическую сущность феномена «профессионально-лингвистическое развитие» будущего дизайнера в университете.
2. Разработать и апробировать модель профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера.
3. Разработать и апробировать комплекс поэтапно
усложняющихся дизайнерских задач.
4. Определить эффективность опытно-поисковой работы по профессионально-лингвистическому развитию путем сравнения результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
5. Разработать учебно-методическое обеспечение процесса профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера;
Методологической основой исследования выступил компетентностный подход в образовании (И.Д. Белоновская, ю.в. В арданян, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Н.С. Сахарова, В.В. Сериков, Ю.Г.Татур, A.B. Хуторской).
Теоретическую основу составили:
положения профессиональной подготовки дизайнеров (Н.И. Барсукова, Н.В.Воронов, О.И. Генисаретский, J1.A. Кузмичев, М.С. Михайлов, Е.Э. Павловская, В.И. Пузанов, В.П. Симоненко, О.Г. Яцук);
исследования в области профессионального образования и профессиональной подготовки специалиста (В.А. Анищенко, С.Я. Батышев, H.H. Булынский, Г.Д. Бухарова, В.Г. Гладких, H.H. Гордеева, П.Ф. Кубрушко, В.В. Кузнецов, С.Е. Матушкин, A.M. Новиков, Г.М. Романцев, С.Д. Смирнов, Е.В. Ткаченко);
концептуальные положения аксиологизации образования (Т.К. Ахаян, М.С. Каган, A.B. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, J1.B. Моисеева, A.A. Полякова);
концептуальные положения воспитательной деятельности в вузе ( Е.П. Белозерцев, A.A. Белицкий, Н.М. Борытко, И.Ю. Головина, Н.К. Сергеев, Е.В. Шипилова, В.Г. Яриков);
теория диагностики и развития психологических способностей (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маслоу, JI.C. Рубинштейн);
теория деятельности личности (Б.Г. Ананьев,
А.Г. Асмолов, Б.М. Бим-Бад, Л.П. Буева, Г.А. Ковалев, В.Г. Рындак, Г.И. Щукина);
теория психологии и педагогики творчества (В.И. Андреев, A.C. Гаязов, Я.А. Пономарев);
теория речевой деятельности и лингвокоммуникативной культуры (Г.В. Белая, М.Р. Гинзбург, Е.С. Заир-Бек, В.Л. Темкина).
Методы исследования: логика исследовательской работы обусловила применение определенных методов, которые дополняют и обогащают друг друга: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и лингвистической литературы; осмысление опыта педагогического сообщества; анализ научно-методических источников по иностранному языку; педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, интервью, тестирование; апробация учебно-методических материалов; педагогический эксперимент; количественная обработка материалов исследования; факторный анализ.
Логика и этапы исследования: исследование осуществлялось в период с 2007 г. по 2013 г. и включало несколько этапов.
Подготовительный этап (начальный) (2007-2008 г.г.) был направлен на определение исходных позиций данного исследования. Для этого изучались труды отечественных и зарубежных авторов по философии, психологии, педагогике, языкознанию, раскрывающие основные теоретические вопросы. Цели данного исследования обсуждались с преподавателями-практиками кафедры дизайна, кафедры художественного рисунка, кафедр иностранных языков Университетского комплекса ОГУ. В результате был обозначен круг философской, лингвистической, психолого-педагогической
литературы, который послужил основой для определения сущности, структуры процессов профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете. Была определена база
исследования.
Второй этап исследования (теоретический) (2009 г.) включал в себя разработку методики проведения констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровня.
На третьем этапе (опытно-практическом) (2010-2011 г.г.) были разработаны и обоснованы методы проведения формирующего эксперимента, а также проведена опытно-поисковая работа.
Заключительный этап (обобщающий) (2012-2013 г.г.) был посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов исследования, формулировались выводы, оформлялись материалы диссертационного исследования.
База исследования: ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (архитектурно-строительный факультет); ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» (факультет дизайна); Оренбургский «Дизайн-центр». Общее количество участников эксперимента составило 550 студентов и 20 преподавателей.
Научная новизна исследования в отличие от других работ заключается в том, что:
раскрыта научная интерпретация сущности понятия «профессионально-лингвистическое развитие» будущего дизайнера в университете за счет обращения к развивающему ресурсу профессионального образования и развивающему ресурсу дисциплин лингвистического цикла;
разработана и апробирована модель профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера, представляющая собой комплекс структурных компонентов (целевой, содержательный, диагностический, результативный) и блоков (когнитивный, деятельностный и аксиологический) процесса профессионально-лингвистического развития; обозначены критерии
(знания, уме