автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие проектных технологий этнокультурного образования студентов в вузах Казахстана
- Автор научной работы
- Кулмагамбетова, Светлана Сатжановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кулмагамбетова, Светлана Сатжановна, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
§1.1. Характеристика понятийного аппарата исследования.
§1.2. Образовательное пространство как дидактическая база проектирования.
§1.3. Сущность и содержание этнокультурного проектирования.
ГЛАВА II. ОПТИМИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
§2.1. Условия реализации проблемно-целевого подхода к проектированию.
§2.2. Предпроектная подготовка студентов.
§2.3. Действующая модель проектно-игрового тренинга.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие проектных технологий этнокультурного образования студентов в вузах Казахстана"
Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, происшедшими в последние годы в системе культурологического образования, а также все более тесным взаимодействием национально-этнических, педагогических и социологических факторов в профессиональной подготовке специалистов социально - культурной сферы.
Для Казахстана, как и для многих других стран - партнеров по СНГ, характерен отход от господствовавшего в течение многих лет тотального, стандартного, унифицированного образования и переход на образование вариативное, образование по выбору, которое не может не опираться на исторические, духовные и социокультурные истоки, традиции и новации народной педагогики и этнической культуры, составляющие основу жизнедеятельности личных социальных групп коренного и некоренного населения Республики Казахстан.
Особое место в системе образовательных технологий занимает социально-культурное проектирование. В специальной литературе оно рассматривается как мировоззренческая и технологическая основа целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.
Каждая из этих профессий имеет свой предмет, свои цели, задачи и специфические средства их решения, но по сути дела, представляет собой разновидность проектной деятельности. Её конечным результатом является проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность специалиста к целеполаганию своего проекта, его умение подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав её идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными в том случае, если в основе их лежит предваряющий действие проект.
Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, включающий компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию проектов и программ. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся разработка и внедрение в учебные программы предмета «Основы социально-культурного проектирования», целевой установкой которого является обеспечение будущих специалистов технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов актуальной среды, как социально-психологическая и социально-культурная сфера, образ жизни, сфера жизнедеятельности; формирование проектных качеств и способностей личности, умения конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.
Актуальность овладения основами проектирования в этнокультурной сферы обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией такого проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в этнокультурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда. Умение разрабатывать социально значимый проект, и оформит заявку на его финансирование - это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
Теоретическую основу проектирования нельзя связать с какой либо одной отраслью научных знаний, поскольку оно опирается на принципы и методы самых различных наук: культурологии, социологии, психологии и т.д. поэтому большее внимание мы уделили характеристике основных дидактических единиц, которые раскрывает содержание проектной деятельности и помогает сформулировать вопросы для самоконтроля и оценка уровня освоения материала.
Особое внимание в работе уделяется изучению методологических основ проектной деятельности, поскольку технология проектирования связана с вмешательствам в реальные социокультурные процессы. Как известно, технология сама по себе «безразлична» к порождаемым ею результатам -скальпелем хирурга можно избавить человека от болезни, а можно лишить его жизни. Вот почему отработка технологических навыков и приёмов должна стать заключительным этапом образовательного цикла, логику которого можно выразить семантическим рядом «ценности - цели - знания - методы», отражающим суть подготовку любого специалиста гуманитарного профиля.
Проектная деятельность в полной мере является инновационной и творческой, поскольку она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Особое место в системе проектных технологий занимает этнокультурное проектирование, которое составляет мировоззренческую основу целого ряда художественно-творческих профессий, обладающих ярко выраженной социально-культурной и социально-педагогической направленности.
Являясь важным инструментом развития социальной практики, этнокультурное проектирование при соответствующих условиях может способствовать росту национального самосознания населения и одновременно гармонизации межэтнических отношений в условиях полиэтничности и поликультурности различных регионов Республики Казахстан. Актуальность исследования обусловлена участием Республики Казахстан в реализации провозглашенной ООН и ЮНЕСКО Программы десятилетия развития культур, которая ставит целью возродить концепцию культуры в современном обществе и повысить её значимость. Затронутая в диссертации проблема приобретает особую значимость и в связи важным событием в жизни народов Казахстана - празднование десятилетие Независимости Республики.
Опираясь на широкий круг теоретических источников и собственный многолетний опыт научно-педагогической работы, мы приходим к выводу, что содержание, основные направления и уровни этнокультурного проектирования в системе современного культурологического образования определяются сегодня социальным заказом со стороны государственных, не государственных (общественных) и коммерческих структур; что этнокультурное проектирование призвано формировать специалиста гуманитарного профиля, который хорошо разбирается не только в истории общества, культуры искусства, религии, современном обществоведении, культурологии, искусствоведении, религиоведении, но и в проблемах этноса и межэтнических отношений.
Самой жизнью востребован качественно новый подход к использованию проектных технологий в учебном процессе художественно-творческого вуза, в полной мере адаптированных к условиям современного городского и сельского социума.
Однако обновление этнокультурного проектирования и его инструментария в учебно-творческой деятельности специалиста все еще идет сравнительно медленно, стимулированию этого процесса недостает должной преемственности и непрерывности. Это не позволяет достаточно эффективно использовать весь дидактический и социально-педагогический потенциал этнокультурного проектирования, обеспечить наиболее полное личностное развитие специалиста художественно-творческого профиля. В настоящее время ощущается противоречие между острой потребность в квалифицированных специалистах - знатоках своего этноса и этнической культуры, с одной стороны, и уровнем использования современных педагогических технологий, в образовательном процессе, ориентированном на возрождении, обогащение и развитие национальных культурных традиций и народно-педагогического опыта.
Современный общетеоретический подход и научная разработка исследуемой проблемы представлены различным жанрами научной литературы.
Степень изученности проблемы. Педагогическое проектирование как проблема, объединяющая индивидуальное, социальное и культурное начала в жизни конкретного человека, получило отражение в исследованиях ученых -педагогов В.П.Беспалько, В.И.Загвязинского, Б.Т.Лихачева, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сластенина, С.А.Соловьева и др.
Проблемы взаимодействия личности с окружающей социально-культурной средой рассматриваются в трудах: Т.Г.Киселевой, А.Д.Жаркова,
B.С.Садовской, Ю.А.Стрельцова и др. Педагогические аспекты проблемы затрагиваются в работах Ю.П.Азарова, Н.К.Баклановой, Т.И.Баклановой, А.С.Каргина и др.
Анализу различных уровней и граней культуры как объекта проектирования, характеристике проблемного поля проектной деятельности посвящены исследования культурологов: А.И.Арнольдова, Л.П.Буевой, А.Я.Флиера, Л.С.Зориловой, а также ведущих специалистов в области социокультурного проектирования: Г.М.Бирженюка, Д.Б.Дондурей, Т.М.Дридзе, И.В.Жежко, А.П.Маркова, Э.Л.Орловой и др.
Принципиальное значение для выявления сущности и содержания этнокультурного проектирования имели труды ученых Казахстана: этнографов Ж. Артыкбаева, Х.Аргынбаева и др.; этнокультурологов А. Сейдимбекова, М. Ш. Хасанова, Ж.К.Каракозовой и др.; фольклористов А.Коныратбаева,
C.К.Каскабасова; этнопсихологов Н. Джандильдина, Н.Еликбаева, Ж.И. На-мазбаевой и др.; исследователей в области этнокультурного образования Ж.К.Наурызбай, С.А.Узакбаевой, К.Ж.Кожахметовой, Ж.Хасановой, М.Е.Ержанова и др.
Комплексное изучение использования проектных технологий в процессе этнокультурного образования еще не стало предметом специального исследования, хотя некоторые аспекты проблемы косвенно затрагивались выше названными авторами в контексте их собственных исследовательских подходов.
Актуальность проблемы и её недостаточная разработанность, как в теории, так и в практике определили выбор темы нашего исследования: «Развитие проектных технологий этнокультурного образования студентов в вузах Казахстана».
Объектом исследования является проектная деятельность студентов в сфере этнокультурного образования.
Предметом - процесс воздействия проектных технологий на повышение уровня этнокультурной подготовки студентов социокультурных специализаций.
Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование, разработка концепции и механизма совершенствования проектных технологий в этнокультурном образовании студентов.
В соответствии с объектом предметом и целью исследования выдвигаются следующие задачи:
1. Обосновать теоретические и методологические основы этнокультурного проектирования в образовательном процессе вуза.
2. Раскрыть сущность и содержание проектных технологий, используемых в этнокультурном образовательном процессе.
3. Апробировать на практике целостную модель проектной деятельности будущих специалистов в процессе этнокультурного образования.
4. Разработать учебно-методические рекомендации по дальнейшему развитию проектных технологий на основе традиционной национальной культуры и народно-педагогического опыта.
Ведущая идея. Проектная деятельность рассматривается в широком этнокультурно-образовательном контексте, который предполагает создание необходимых условий для всемерного включения будущих специалистов представляющих различные виды и жанры современного самодеятельного искусства, в реальный процесс разработки и реализации проектов, направленных на возрождение и развитие духовной культуры народов Казахстана.
Автор ориентируется на междисциплинарный подход в котором переплетаются образовательные, культурные, социальные, экономические и этнические процессы, характерные для современного образа жизни населения республики, а также на концепцию развивающей этнокультурной направленности образования.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие и совершенствование этнокультурных образовательных технологий будет способствовать углублению профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы при условии соблюдения целого ряда психолого— педагогических и организационно-управленческих факторов: если проектная деятельность студентов соответствует основным целям их профессиональной подготовки как специалистов социокультурной сферы; обеспечивается достаточная совместимость этнокультурного проектирования с другими проектами технологиями, используемыми в учебном процессе; достигается сравнительно надежный уровень управляемости технологий этнокультурного проектирования, включая наличие диагностического инструментария для оценки её эффективности в сравнении с имеющимися результатами; проектирование соответствует, с одной стороны, реалиям и возможностям самого вуза, а с другой - социально-экономическом, социальнопсихологическим, этническим, экологическим и другим конкретным внешним условиям региона.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные разработки в области философии, этнологии, культурологии, в том числе концепции культурологического плюрализма, поликультурного образования; межкультурного двуязычного образования и др.
Теоретические основы исследования базируются на психолого-педагогических концепциях, посвящены системно-целостному подходу к изучению традиционной национальной культуры и ее компонентов; личности и мотивации; педагогической теории, эксперимента и практики, развивающего обучения; ведущего и определяющего вида деятельности; культуры и освоения общественных ценностей.
Источниками исследования являлись Конституция и целый ряд законодательных актов, действующих на территории Республики Казахстан: «Об образовании», «О языках», «О культуре», «О государственной молодёжной политике», «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», а также концепции национальной и языковой политики, по вопросам развития образования и школы; международные документы, в том числе: «Всеобщая декларация прав человека», «Пакт о гражданских и политических правах», «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и др.
Методы исследования. Эмпирическими методами служили: анкетирование, индивидуальные и коллективные беседы, деловые игры, наблюдение, изучение документации учебных заведений, национально-культурных центров и обработка статистических данных, результатов опытно-экспериментальной работы. Данные получили экспертную оценку.
В качестве теоретических методов использовались теоретический анализ источников по проблеме, а также методы: историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, педагогической интерпретации, моделирование. Они, с одной стороны, дополняли друг друга, с другой -выступали в качестве взаимопроверяющих.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течении 5 лет (1995 - 2000 гг.) и включало в себя три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (1995-1996) изучались и анализировались теоретические отечественные и зарубежные источники, существующий практический опыт использования проектной деятельности в учебном процессе.
На втором этапе (1996-1998) разработана структурно функциональная модель этнокультурных проектных технологий и выполнялась программа её реализации в учебном процессе.
На третьем этапе (1998-2000) осуществлялись анализ и обобщение данных опытно-экспериментальной работы и общих результатов исследования. Проводилось литературное оформление диссертации, в том числе научно-практических рекомендаций.
Исследование проводилось на базе высших и средних учебных заведений Западно-Казахстанского региона Республики Казахстан.
Опытно-экспериментальным исследованием охвачено 392 человека -студенты, учащиеся, сотрудники учреждений культуры. Исследование осуществлялось в рамках комплексной программы Московского государственного университета культуры и искусств «Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации продолжена разработка концептуального подхода к этнокультурному проектированию как инструменту профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы в условиях многонациональной Республики Казахстан.
Показано, что этнокультурное проектирование развивается и совершенствуется в рамках культурологии, относится к типу педагогических технологий и вместе с тем опирается на научные результаты этнопедагогики, истории и теории народной художественной культуры, этнопсихологии и других наук. За счет своеобразного сочетания и интеграции этих научных данных. Проектирование обретает определенную национальную самобытность, свойство, присущее только ему.
Выявлены и обоснованны характерные черты этнокультурного образовательного компонента, органично сочетающего педагогические знания, умения и навыки с особенностями психологического склада, языка, национального характера, национального самосознания, обычаев и традиций, религии каждого народа.
Разработана структурно-логическая модель проектных технологий, используемых в процессе этнокультурного образования специалистов художественно-творческого профиля, включающая категориальный аппарат этих технологий, в первую очередь их объект, предмет, цели, задачи, принципы, функции, методы, а также теоретические закономерности, источники, понятия и термины.
Выявлены факторы и условия дальнейшего совершенствования проектных технологий в системе этнокультурного образования будущих специалистов на базе действующих учебных планов, за счет включения в них ряда этноориентированных учебных дисциплин, освоение системы знаний о научных основах национальной культуры, приобретения умений и навыков творческого использования богатейшего социально-культурного и педагогического опыта народа, ценностного отношения к его духовной культуре.
Изложены рекомендации по внедрению материалов исследования в систему этнокультурного образования школьной и студенческой молодежи.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она расширяет представления об особенностях технологий этнокультурного проектирования как подсистемы культурологического образования, показывает пути и возможности ее применения не только в отношении студентов гуманитарных вузов, но и в других группах потенциальных пользователей - учителей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исследование способствует раскрытию специфических аспектов этнокультурных образовательных технологий, обусловленных ростом интересов и потребностей населения в изучении национального уклада жизни, традиции, быта, культуры своего народа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проектная деятельность в этнокультурном образовании представляет собой сложное социально-педагогическое явление, которое базируется на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, социально культурной деятельности и других пограничных отраслей научного знания. Этнокультурный образовательный компонент рассматривается как необходимый структурный элемент профессиональной подготовки специалистов.
2. Основополагающим признаком эффективного проектирования в процессе этнокультурного образования является такое содержание авторских учебных проектов, в котором наиболее полно представлены богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности. Вместе с тем этнокультурное проектирование призвано обеспечить условие для активного включения будущего специалиста в равноправный диалог с инокультурным, иноязычным окружением, а также для его эффективного включения в международные, в частности евразийские, информационные, образовательные, профессиональные, социокультурные системы.
3.Развитие этнокультурного образования специалистов социально-культурной сферы предусматривает создание необходимых условий для их активного приобщения к процессам национального возрождения духовной культуры народов Республики Казахстан и, в первую очередь, казахского народа. Решение этой задачи неизбежно сопровождается сменой образовательной парадигмы, обогащением содержания, переходом от традиционного обучения к альтернативным технологиям и авторским школам.
4.Эффективность использования проектной деятельности в этнокультурном образовании определяется не только развитием ее содержательной части, но и совершенствованием ее процессуальной части - технологического процента, включающего в себя организацию разработки и реализации учебных проектов, методы и формы освоения этнокультурного материала студентами, методы и формы работы педагогов, их деятельности по управлению проектами, диагностику и экспертную оценку этнокультурных образовательных проектов и программ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации диссертации создают реальную возможность для оптимизации процесса реализации этнокультурных образовательных интересов национальных групп, что будет способствовать сохранению стабильности, утверждению казахстанского патриотизма.
Практическая значимость характеризуется также прикладной направленностью предпринятого исследования, теоретические положения которого ориентированы на решение проблемы дальнейшего совершенствования проектных технологий в сфере актуального этнокультурного образования специалистов, координация решения отдельных дидактических и воспитательных задач в учебно-образовательном процессе вуза, технологии отдельных видов деятельности педагогов и студентов.
Реализация результатов исследования способствует становлению вуза культуры и искусств как важного центра этнокультурного образования, их превращению в открытые социокультурные и информационные системы, гибко адаптирующиеся к изменениям ситуации, готовые к инновациям и органически воспринимающие новые элементы в своей структуре.
Основные выводы исследования использовались при разработке предложений для внесения в региональные целевые комплексные образовательные программы.
Разработанные автором учебные программы «Этнокультурное проектирование», а также «Этнопедагогика и этнопсихология» (в соавторстве) внедрены в учебно-воспитательный процесс Западно-Казахстанского государственного университета, где диссертантка прочитала курс лекций и провела практические занятия. На базе университета соискатель вела постоянно действующий семинар по теме диссертационного исследования.
Положения и результаты диссертационного исследования легли в основу статей, докладов и тезисов общим объемом более пяти печатных листов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов, положений и выводов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходной позиции, междисциплинарным подходом к решению проблемы совершенствования проектной деятельности в сфере этнокультурного образования, применением комплекса психолого-педагогических методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования, анализам эмпирического материала, результатами экспериментальной работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографического списка литературы, приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектная деятельность как неотъемлемая основная часть этнокультурного образования студентов художественных специализаций обладает собственной теоретической и методологической базой. Представляя собой совокупность методологических положений культурологии, теории этноса, этнопедагогики, этнопсихологии, казахской философии, проектные технологии вооружают будущих специалистов сферы культуры, искусства, образования необходимым по понятийно-терминологическим аппаратом, знанием важнейших этно специфических качеств народов, населяющих Республику Казахстан, материализованных в особенностях их культуры, традиции, языка, психологического сознания и самосознания в области воспитания и обучения.
Апробированная автором структурно-логическая модель разработки этнокультурных проектов позволяет выявить культурологическую и педагогическую сущность этого процесса и многообразных состав его компонентов: целей, задач, объекта, предмета, функций, методов, принципов, понятийно-терминологического аппарата. Особое место принадлежит богатейшим и поистине неисчерпаемым народно-традиционным источникам, питающим содержание проектной подготовки. Содержание учебно-воспитательного процесса обязательно конкретизируется с учетом особенностей уклада жизни, миропонимания, этнопсихологии и национальной культуры народов, приживающих на территории республики.
Особое значение в овладении навыками и приемами проектной деятельности имеет проблемно-целевой подход, который по своему внутреннему содержанию в наибольшей мере отвечает современным образовательным, в частности проектным технологиям.
Разработка теоретических и методологических основ подтвердила нашу гипотезу о расширении возможности развития проектных технологий в этнокультурном образовательном процессе за счет привлечения не только диагностического инструментария, но и тренинга -игровых методик, учета реальных условий каждого взятого в отдельности региона.
Исследуемая проблема имеет большую перспективу, она востребована своевременной практикой профессионального образования специалистов, призванных в начале нового XXI века сохранить и всячески развивать свою национальную культуру, язык, обычаи и традиции.
Одним из теоретических оснований концепции диссертантки является представление о том, что содержание этнокультурного проектирования в деятельности высшего учебного заведения, входящего в рассматриваемую систему, включает в себя три взаимосвязанных компонента:
1) компонент, обеспечивающий студенту возможность через учебный проект само идентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиции;
2) компонент, позволяющий в процессе последующей реализации проекта создать условия для вступления в равноправный диалог с имеющимся инокультурным оружием;
3) компонент, обеспечивающий взаимосвязь содержания этнокультурных проектов с современными мировыми общецивилизованными процессами.
Конкретно-предметное наполнение каждого из названных компонентов осуществляется в соответствии с общими идеями и структурой базисного учебного плана, включают в себя инвариативную и вариативную части, которые несут в себе специфику этнокультурного образования в целом.
Среди важнейших выводов диссертации можно выделить следующие:
1. Учет духовных ориентаций и потребностей этнических групп является объективным требованием при разработке и реализации социокультурных программ и проектов. При этом нельзя забывать, что эти ориентации и потребности могут быть позитивными, так и негативными. В данной проблеме может возникнуть противоречие между интересами общества и интересами личности.
2. Ориентация на социально-значимые цели, связанные с реализацией и обеспечением эффективного взаимодействия этнических групп друг с другом, относятся к числу наиболее важных закономерностей проектной деятельности.
3. Междисциплинарный подход при разработке проектных решений не всегда достигает цели из-за отсутствия специалистов.
4. Проблемно-ситуационный подход при разработке этнокультурных проектов и программ позволяет оперативно откликаться на животрепещущие этнокультурные проблемы района или региона в целом.
5. Использование в проектной деятельности студентов взаимодополняемых методов выявления актуальных и перспективных проблем этнокультурного развития дает возможность отразить в социально - культурном проектировании социологические, педагогические, психологические и культурологические аспекты. В практике этнокультурного проектирования всё чаще практикуются методы опроса, интервью, меньше - наблюдения, эксперименты.
6. Обоснование механизма выработки проектных решений как специфическая черта и особенность проектной деятельности отражает и охватывает закономерности объективного развития межнациональных отношений, наряду с определенной степенью включения субъективного фактора в развитии этих отношений.
7. Высокую эффективность опытно-педагогической работы подтверждает приведенный в диссертации анализ итогов двукратного опроса студентов по всем четырем блокам специально разработанной анкеты, включающим отношение к родному и другим языкам, истории и культуре своего народа и других народов Республики Казахстан, людей, живущих рядом с ними; уровень собственной подготовленности по этим вопросам; реакция на современное состояние удовлетворения этнокультурных потребностей в сфере образования; мнения о роли вузовского образования в знании родного языка и культуры, во владении общечеловеческими ценностями. По всем этим блокам актуальных вопросов этнокультурного образования исследование показало определенное воздействие деятельности студентов на рост у них потребности в родном языке и национальной культуре, их стремления овладеть государственным языком, ценностями отдельных этносов и этнических групп.
Участвуя в разработке и реализации этнокультурных проектов, студенты способствуют инициированию и поддержке общественных начинаний в этнокультурной среде, проведению массовых праздников, фестивалей, конкурсов, помогающих снять этническую напряженность, наладить межнациональные контакты, создать атмосферу творчества и взаимопонимания в этнических общностях и группах региона.
Благодаря проектной деятельности достигается более эффективное развитие территориального своеобразия и многообразие культуры региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группам.
Финансируемые из местного бюджета и поддерживаемые различными общественными фондами, проекты должны обеспечит сохранение и развитие культуры национальных меньшинств во всех ее аспектах, включая сохранение исторических памятников, языка, литературы, религии, народного творчества, способствовать преодолению отчужденности и взаимному признанию самоценности всех культур региона, их взаимообогащению и диалогу.
Проекты открывают возможности для расширения межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции, а также с теми регионами, где происходили и происходят интенсивные миграционные процессы.
Соображения и мысли, высказанные в данном исследовании естественно, не исчерпывают тему научно-педагогических основ развития проектных технологий в сфере этнокультурного образования. Мы убеждены, что у этой проблемы всегда будут много и сторонников, и противников. К тому же в нашем исследовании рассмотрены не все аспекты совершенствования этнокультурного проектирования в учебном процессе.
Выявление путей развития проектных технологий предполагает дальнейшее изучение. В то же время концептуальные осмысления сути и содержания, принципов и условий реализации учебно-проектной деятельности позволяют уже сегодня успешно решать стратегические, тактические задачи данной актуальной проблемы этнокультурного образования.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кулмагамбетова, Светлана Сатжановна, Москва
1. Актуальные проблемы регионального реформирования. - СПб., 1994.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. -339с.
3. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. -Л., 1971. С. 145-167.
4. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: Теоретико-методологические аспекты.- Минск, 1986.
5. Ануфриев В.В. Специфика региональной культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995.-С.9-19.
6. Алтыбаев К. Сан суракка саяхат. -Алматы: Онер, 1993.
7. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. -М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.
8. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций / СПб гос. акад. культуры. СПб., 1994. - 224с.
9. Арутюнов С.А. Инновации в культуре этноса и их социально-экономическая обусловленность. // Этнографические исследования развития культуры. М.: Наука, 1985. - 262с.
10. Ю.Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов A.A., Эт-носоциология: цели, методы и некоторые результаты исследований. -М.:Наука, 1984.-255с.
11. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. - №2.
12. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. -Якутск, 1979. -128с.
13. Ахиезер A.C. Россия: Критика исторического опыта // Социокультурная динамика России. -2-е изд., доп. и перераб. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997.-808 с.
14. М.Бабанский H.K. Профессиональное мастерство обучения. -М., 1977. -С.16.
15. Байбурин А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознако-вые функции культуры. -М.: Наука, 1991. -С.23-43.
16. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1997. 545 с.
17. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М.: МГИК, 1994. -120с.
18. Бакланова Т.И. Международный проект этнохудожественного образования // В сб. Русская художественная культура. М., 1994.
19. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. М., 1994.
20. Бакланова Т.И. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. JL: 1990.- 43 с.
21. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. -М.: Политиздат, 1983.
22. Балашкин A.C. Методологические и организационные аспекты современной культурной политики: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995.
23. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
24. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Сов. писатель, 1990. - 346с.
25. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-С.36.
26. Битинас Б. Структура процесса воспитания (методологический аспект). -Каунас: Швиеса, 1984. 190 с.
27. Бордовский Г.Л., Извозчиков В.Л. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. 1993. - №5.
28. Бромлей Ю.В. Этнос и этносоциальный организм// Вестник Академии наук СССР. 1970.- №8.
29. Бромлей Ю.В Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
30. Валиханов Ч.Ч. Этнография казахского народа в трудах A.A. Диваева // Советская этнография. 1958. - №5. - С.65.
31. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др., Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
32. Введение в политологию: Словарь-справочник / Сост. Г.Л. Кузряшиг, Т.П. Лебедева и другие; Под ред. В.П. Пугачева. М.: Аспект-Пресс, 1996. -264 с.
33. Веденин Ю.А Культурно-ландшафтное районирование России ориентиры культурной политики // Ориентиры культурной политики. - 1997. -№2. - С. 3 - 98.
34. Всемирная история в 10 т. Т 1. - М.: Политиздат, 1990.- 747с.
35. Волков И.П. Цель одна дорог много. Проектирование процессов обучения. -М.: Просвещение, 1990. -С.28.
36. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М.: Академия, 1988.- 112 с.
37. Гершунский Б.С. Философия образования для XX века. (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.-608 с.
38. Глубогло М.Н. Языки этнической мобилизации // НИИ этнологии РАН. -М.: Школа и языки русской культуры, 1998. -816 с.
39. Горлова ИМ. Культурная психология в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспекты: Автореф. дис. д-ра филос. наук. -М„ 1997.
40. Городская целевая программа «Сохранение и развитие культуры в г. Перми на 1998 2000 гг.». Прил. №1 к Решению Пермской городской думы от 9.06.1998 г., №123, - Пермь, 1998. - 11 с.
41. Готт В.С, Семенюк Э.И., Урсул А.Д. Категории современной науки. М.: Мысль, 1984. - 268 с.
42. Грушин Б.А. Принципы долгосрочного планирования в сфере культуры // Социологические исследования. 1984. №5. - С. 82-90.
43. Григорьян Б.Г. Философия по сущности человека. М.: Политиздат, 1973. - С.38.
44. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1993. - 781 с.
45. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. -М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. 544 с.
46. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. -637 с.
47. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. -М.: Эко-прос, 1993.
48. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование. М., 1996.
49. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
50. Дадамян Г.Г. Прогнозирование художественной культуры: иллюзии и реальность// Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. -М., 1980. -С. 123.
51. Джанибеков У. Проблемы традиционного искусства казахов в историко-этнографическом аспекте: Дис.канд. пед. наук. -Новосибирск, 1991. -210 с.
52. Джанибеков У. Культура казахского ремесла. Алма-Ата: Онер, 1992. -144 с.
53. Джанибеков У. Эхо. По следам легенды о золотой домбре. Алма-Ата: Онер, 1990.-304 с.
54. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М.: МИР, 1986.
55. Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики (региональный аспект). Свердловск: Изд-во УРОАН, 1991.
56. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. -М., 1995.- 152 с.
57. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобществ, поступков и путях их предупреждения. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1989. - 351 с.
58. Ержанов М.Е. Развитие этнокультурного образования в Казахстане: теоретические основы и практика: Дис. докт. пед. наук. М., 1999. - 429 с.
59. Ержанов М.Е. Совершенствование социально-педагогической подготовки студентов музыкальных специальностей в вузе культуры. М.: МГИК, 1992.-78 с.
60. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998. - 248 с.
61. Жолтаева A.A. Традиционный казахский танец в системе этнокультурного образования: Дис.канд. пед. наук. М., 1997. - 167 с.бЗ.Загвязинский В.М. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
62. Закон Республики Казахстан "О культуре." Алматы: Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1996. - № 20-21.
63. Закон Республики Казахстан "О языках в Республике Казахстан" // Казахстанская правда. 1997. - 15 июля.
64. Ибрагимов Р.И. Научные основы культурного развития современного села: Учебное пособие для институтов культуры. М.: Просвещение, 1976. -96с.
65. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
66. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И.Васильевой , Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Родионовой и др. М.: Педагогика, 1991. -136 с.
67. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. - 240с.
68. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Логос, 1998. -280 с.
69. Казахи/ Ред. коллегия: М.К. Козыбаев и другие. Алматы: Казахстан, 1995.- 352 с.
70. Казначеев В.П. Феномен человека. Новосибирск: Книжн. издат., 1991. -128 с.
71. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения / АМН СССР. -Новосибирск: Наука, 1991. -304 с.
72. Калиев С.К. Теория и история казахской этнопедагогики. Алматы: Рау-ан, 1998.- 128 с.
73. Калиев С.К., Оразбаев М., Смайлова М. Обычаи и традиции казахского народа. Алматы: Рауан, 1994. - 222 б.
74. Каракузова Ж.К. Казахская культура и символ. Алматы, 1997, - 70 с.81 .Каракузова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. Алматы: Евразия, 1993.-81 с.
75. Каргин A.C. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. М., 1988.
76. Касавин И.Т. Пространство и время: в поисках естественной онтологии знания // Общественные науки и современность. 2000. - №1. - С.90-99.
77. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. -Саратов: СГУ, 1984. С. 224.
78. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. История, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. -М.: МГУКИ, 2001.- 136 с.
79. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М.: МГУК, 1995.
80. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. -С. 67.
81. Кларин М.В. Педагогическая технология. -М., 1989.
82. Клубоведение: Учебное пособие для институтов культуры/ Под.ред. С.Н. Иконниковой и В.И. Чепелева. -М.: Просвещение, 1980. С.11.
83. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: Методология, теория, практика. Алматы: Наука, 1998. - 316 с.
84. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). -М.: Главная ред. восточной литературы изд-ва «Наука», 1988. 270 с.
85. Коновалов А. Управление национальными процессами // Мысль. 1988. №6. - С.22-25.
86. Коноплина Н.В. Управление инновационными процессами. Дис. канд. пед. наук. М., 1993.
87. Конституция Республики Казахстан. Алматы: Казахстан, 1995.
88. Концепция этнокультурного образования// Казахстанская правда 7 августа 1996. - 7 авг.
89. Корнеев К.Л. Национальные отношения: сущность, структура и функции. Автореф. дис. докт. пед.наук. Ростов-на-Дону, 1992. С. 58.
90. Кочевники. Эстетика: познание мира традиционным казахским искусством. Алматы, 1993. - 264 с.
91. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие.-М.: МГУ К, 1993.
92. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
93. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию/ Под ред. Беляева А.П. СПб., 1994. - 122 с.
94. Краткий этнологический словарь /Ред. колл. Н.П. Пищулин и другие. -М., 1994. 163 с.
95. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. М.: Знание, 1991.
96. Кулмагамбетова С.С. Этнокультурное проектирование/ Программа спецкурса для вузов культуры и искусств. Уральск: Изд-во ЦНТИ. -1999.-9 с.
97. Кулмагамбетова С.С. Предпроектная деятельность студентов в сфере национально этнической культуры// Социокультурные проекты: Материалы Всероссийской конференции «Лидер культуры XXI века» (Москва, март 2001 года). - М.: МГУКИ, 2001. - 48 с.
98. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М: МГУК, 1998. - 462 с.
99. Культурология: Краткий словарь / Под ред. И.Ф. Кефели Изд. 2-е СПб, Петрополик, 1995.- 45 с.
100. Кутьев В.О. Методология педагогики. Какая она сегодня?// Сов. педагогика. -1990. №6. - С.65-71.
101. Кушербаев К.Е. Этнополитика в Казахстане. Алматы, 1997.
102. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. -224 с.
103. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1974.-С. 304.
104. Лептюхова И.В. Аспекты, перспективы планирования и развития системы гостеприимства в регионе // Российская культура глазами молодых ученых: Сб. тр. Вып. 7. М., 1999. - С. 96-101.
105. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. -№8.- 160 с.
106. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1981. - С.26.
107. Лихачев Л.А. Логика педагогического процесса. М.: Знание, 1980. -96 с. (Новое в жизни, науке, технике №8).
108. Лихачев Б.Т. Педагогика. -М., 1992. С.44.
109. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. М., 1994. - 368 с.
110. Лосев А.Ф. Бытие имя - космос/ Сост. и ред. A.A. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993.-958 с.
111. Лотман Ю.М. Статьи по психологии культуры. Тарту, 1970.
112. Лукин Ю.А. Культура XX века: Методолог, очерк, М., 1998. -66 с.
113. Магауова A.C. Подготовка будущего учителя к использованию прогрессивных традиций народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ал-маты, 1995.-22 с.
114. Маргулан А.Х. Казахская юрта и ее убранство. М., 1964.-С.11.
115. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. // СЭ, 1981. №2. - С.80-90.
116. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.
117. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб., 1998. - С. 18.
118. Методы педагогических исследований / Под. ред. А,И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М., 1979.
119. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под. ред. П.Р. Атутова и др. М., 1985.
120. Миркин Б.Г. Анализ качественных признаков. М.: Статистика, 1976. -168 с.
121. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. - С. 18.
122. Морфология культуры. Структура и динамика // Г.А. Авенесова, В.Г. Бабаков, Э.В. Быкова и другие: Учебное пособие для вузов, М.: Наука, 1994.-415 с.
123. Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: опыт целостного осмысления, М.: МГУ К, 1998- 96 с.
124. Мустафина А.Х. Представления, культы, обряды казахов. Алма-Ата: Казахский университет, 1992. - 17 с.
125. Мухамбаева А.Х. Национальные обычаи и традиции казахского народа и их влияние на воспитание детей и молодёжи. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1974. -27с.
126. Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание. М., 1992. - 142с.
127. Назарбаев H.A. Казахстан 2030: Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: Билим, 1997. - 256 с.
128. Намазбаева Ж.И. Что такое личность? // Вестник научно-педагогического центра. 1991. №1. - С.5.
129. Наримбаев К.Б., Наурызбай Ж.Ж. Основы этнопедагогики и этнопсихологии: Программа курса для учащихся и студентов учебных заведений культуры. Алматы, 1994. - 15 с.
130. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып.4. М.: Наука, 1991.- 168 с.
131. Наурыз: жанаорынган салт дастурлер/ Сост. Казбеков М. - Алматы: Казахстан, 1991. - 257 с.
132. Наурызбай Ж.Ж. Научно-педагогические основы этнокультурного образования казахов: Автореф. дис. докт. пед. наук. Алматы, 1997. - 45 с.
133. Наушбаева С.У. О развитии интеркультурной компетентности у учащихся средней школы // Вестник научно-исследовательского центра.-1994. 15 января.
134. Нургалиев К.А. Этнопсихологические особенности решения проблемных ситуаций (анализ процесса отгадывания загадок казахской общности). Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1984.- 22 с.
135. Нурланова К.Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. Алма-Ата: Наука, 1987. - 174с.
136. Нурмакова М.С. Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов вуза: Дис. канд. пед. наук. М., 1997.
137. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение // Пер. с англ., Под ред. Ю.Н Коптуревского. СПб: Питер, 2000. - 448 с.
138. Образование и культура: Сб. док. ЮНЕСКО. -М., 1991. С.149.
139. Орлов A.C. Социальная рекреация. M.: Наука, 1995.
140. Основы педагогического мастерства: Учебно-методическое пособие для специальных высших учебных заведений. М.: Просвещение, 1989.
141. Паршиков H.A. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусства: Монография. М.: МГУКИ, 1999. - С. 108.
142. Педагогическая энциклопедия: В 5 т. Т.З. - М.: Педагогика, 1990. -880 столб.
143. Педагогический словарь. М., 1996. - С. 182.
144. Пидкасистый П.М. Педагогика. -М.: Роспедагентство, 1996.
145. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: 1997.
146. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Просвещение, Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.
147. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.
148. Положение о государственном стандарте общего среднего образования Республики Казахстан. Концепция развития общеобразовательной школы Республики Казахстан. Алматы: РИК, 1996. - 75 с.
149. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. - 144 с.
150. Потанин Г.Н. Казахский фольклор в собрании Г.Н. Потанина (архивные материалы и публикации). Алма-Ата: Наука, 1972. -382 с.
151. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1994. - 303 с.
152. Проект Закон Республики Казахстан "Об образовании" // Учитель Казахстана. 1998. - № 7-8. - С. 3.
153. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с.
154. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В Запорожца, Б.Ф. Ломова и др., Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии наук СССР. М.: Педагогика, 1983.-448 с.
155. Путь к успеху: Пособие для неправительственных некоммерческих организаций. М.: Центр социально-практического просвещения «Голубка», 1995.
156. Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, причины и гипотезы.- М.: Россия молодая, 1994. 366 с.
157. Романов В.И. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. -М: Наука, 1991.- 192 с.
158. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Мм 1994. - 20 с.
159. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики (логико-исторический аспект): Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1994. - 20 с.
160. Савин Н.В. Методика преподавания педагогики: Учебное пособие для факультета повышения квалификации. М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
161. Садовская B.C. Концепция непрерывного культурологогического образования // Концепция образовательной политики РФ в сфере культуры: "Круглый стол". СПб, 1995 - С.6-12.
162. Сарингулян К.С. Ритуал в системе этнокультурной среды. Методологические проблемы исследования этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван, 1978. - С.76-78.
163. Сарсенбаева Т.У. Национальные традиции в семейном воспитании // Сов. педагогика. 1984. - №9. - С.30.
164. Сасыхов A.B., Стрельцов Ю.А. Основы клубоведения: терия и методика клубной работы. -Улан-Удэ, 1969. -С.6.
165. Свод этнографических понятий и терминов: Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы / Под ред. академика Ю.В. Бромлея (СССР) и профессора Г. Штробаха (ГДР). М.: Наука, 1988. - 225 с.
166. Сегизбаев O.A. Казахская философия XV начала XX века.- Алматы: 1996. -472 с.
167. Сейтешев А.П. Некоторые актуальные вопросы национального непрерывного образования// Проблемы непрерывного национального образования. Алма-Ата, 1990. - С. 19-27.
168. Сейтешев А.П., Сдыков Т.С. Методология прогностической модели специалиста. Алматы: АГУ им. Абая, 1996. - 144 с.
169. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - С.99.
170. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. 1996.- №3.
171. Спинжар Н.Ф. Психолого-педагогические особенности деятельности учреждений культуры по правовому воспитанию сельской молодежи: Дис. канд. лед. наук. -М., 1997. 192 с.
172. Сластенин В.А, Подышова JI.C, Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 308 с.
173. Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе. // Сб. науч. трудов. -М.: МГПИ, 1982. С. 14-18.
174. Словарь-справочник по социологии и политологии /Под ред. Э.В. Та-девосяна. М.: Знание, 1996. - 272 с.
175. Словарь иностранных слов. -М., 1995. С. 124.
176. Сорокин П.А Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.- 543 с.
177. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. -Свердловск: Изд-во Урал, университета, 1989 148 с.
178. Социальное проектирование в сфере культуры: Методологические проблемы: Сб. трудов НИИ культуры. М., 1986.
179. Социальное проектирование в сфере культуры: Центры досуга: Сб. трудов НИИ культуры. М., 1987.
180. Социальное проектирование в сфере культуры: Центры досуга: Сб. трудов НИИ культуры. М., 1988.
181. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М., 1996.
182. Строков К.А. Развитие этнокультурных образовательных технологий в подготовке специалистов художественно-творческого профиля: Дис.канд. пед. наук. М., 2000. - 174 с.
183. Строкова Н.В. Интерпретация национального песенного фольклора в системе музыкально эстетического воспитания Республики Казахстан: Дис. канд. пед. наук. -М., 1999. - 174 с.
184. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга: Учебное пособие. -М.: МГУ К, 1996. 128 с.
185. Стрельцов Ю.А. Развитие теоретических основ просветительной деятельности советских клубов: Дис. докт. пед. наук. -М., 1989, 443 с.
186. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени: Учебное пособие МГИК. М., 1991.
187. Стрельцов Ю.А. Аналитический обзор докторских и кандидатских диссертаций по специальности 13.00.05 Теория, методика и организация культурно-просветельной деятельности, защищенных в период с 1986 по 1989 гг. -М., 1990.
188. Сужиков Б.М. Казахская политическая элита и трансформация этнической тождественности на рубеже XIX -XX в. в зарубежной историографии. 82-96 с.
189. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М.,Политиздат, 1976. 216 с.
190. Сухарев В.А. Мы говорим на разных языках. М.: Агентство ФАИР, 1998.-416 с.
191. Тайчинов М.Г., Ашимхина Л.П. Теоретические и прикладные идеи эт-нопедагогики народов в России. Педагогика: Учебное пособие.
192. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1992.-47 с.
193. Тасмагамбетов И.Н. Реформа образования стратегический курс социального обоснования казахстанского общества: Доклад на республиканском совещании работников образования 15 апреля 1995г. // Саясат, 1995, №1. - С. 18-19.
194. Теория и практика воспитательных систем. Ред. колл.: Л.И. Новикова (отв.ред.) и др. В 2-х кн., И.: Изд-во ИТП и МИОРАО, 1993.
195. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Т. Бочарова. Москва-Тула, 1993. В 2 томах, Т.1.-240 с.
196. Тимошинов В.И. Культурология: Казахстан Евразия - Восток - Запад. Учебное пособие. - Алматы, 1997. - 336 с.
197. Тлеужанов М.М. Казах, тагылимы Орал, 1994. - 193 б.
198. Традиции в современном обществе: исследование этнокультурных процессов/ Сб. статей, (отв. ред. Л.М. Дробижева). М.: Наука, 1990. -346 с.
199. Триодин Е.В. Теоретические основы воспитательной деятельности клуба: Дис.докт. .пед. наук, 1985. - С. 12-13.
200. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы. Алматы: Онер, 1998. - 20с.
201. Узакбаева С.Л. Средствами казахской народной педагогики // Вестник научно-педагогического центра. 1992. №9. - С. 13.
202. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин (Дополнения к содержанию программы курса педагогики и методики воспитательной работы). Алматы, 1997. - 81 с.
203. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания// Пед.соч.Т.5. - М.: Педагогика, 1990.-527 с.
204. Федоров В.А., Колегова Е.Д Технология оценки качества учебной и педагогической деятельности как средство управления вузом. Екатеринбург, 1995. -47с.
205. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. -814 с.
206. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрист, 1997.-512 с.
207. Хасанова Ж.С. Подготовка воспитателей к использованию казахской народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников: Авторф. дис. канд. пед. наук. Алматы, 1995. - 26 с.
208. Хроника человечества. / Сост. Бодо Харенберг. М.: Энциклопедия, 1996. - 1200 с.
209. Христова E.J1. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1988. -20с.
210. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.
211. Черниченко В.И. Лекция по педагогике высшей школы для студентов и аспирантов вузов культуры.- М.: МГИК, 1996. 32 с.
212. Черный Г.П. Теория, методология и педагогическая технология организаций массовых праздников подростков. М., 1989.
213. Чешко C.B. Человек и этничность // Этнографическое обозрение, 1994. С. 35-49.
214. Чижевский A.JT Земное эхо солнечных бурь, M.: Мысль, 1976. - 350 с.
215. Чижиков В.М. Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села: Дис. докт. культурологии. М., 1999. - 381с.
216. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996. С.40.
217. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: ИЦПКПС, 1993.- 180 с.
218. Шалабаев Г.К. Этнос. Культура. Самопознание. (О роли художественной культуры в национальном сознании и самосознании). Алматы: Ата-мура, 1995.-240 с.
219. Шаханов М. Тандамалы жирлар. Алматы: Шарапат, 1992. -63 б.
220. Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). Алматы: Казахстан, 1998. - 302 с.
221. Шахназарова H.JI. О национальной музыке. 2-е изд. - М.: Музыка, 1968.
222. Шварцман К.А., Коновалова JT.B., Крутова О.Н. Воспитание: новые подходы к вечной теме. М.: Луч, 1993. - 302 с.
223. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. -М., 1995.-314 с.
224. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Издат. Дом «П.Э.Т.» при участии изд-ва «Алетейя», 1996. - 160 с.
225. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании в средней общеобразовательной школе: теоретические обоснования системы обучения и воспитания: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1988. - 346 с.
226. Шепель В.М. Имиджеология: Уч.пособие. М., 1997. - С. 149.
227. Шубинский В.С Философские подходы к педагогической теории// Педагогика. 1990. - №12. - С. 60-71.
228. Этническая педагогика / Под. ред. В.Л Пятина и др. Астрахань, 1995. -476 с.
229. Этнокогнитология. Вып.1. Подходы к изучению этнической идентификации, М., 1994.- 158 с.
230. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.: Наука, 1991.- 189 с.
231. Этнология: Учебник для высших учебных заведений/ Александренков Э.Г., Заседателева Л.Б., Зверева Ю.И. и др.- М.: Наука, 1994. 383с.
232. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Отв. Ред. Э.А Ча-мокова; Ред. составители: A.A. Пископель, В.Р. Рокитянский, Л.П. Щед-ровицкий. - М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1994.- 128 с.
233. Этнос и его подразделения/ Отв. ред. Евсеев Р.Г., Тишков В.А. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1992. - 92 с.
234. Юнг К.Т. Феномен Духа в искусстве и науке// Юнг К.Т. Собр.соч.-Т. 15.-М., 1992.
235. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций. М., 1991. -287с.