автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание и методика этнологического образования в структуре туристской профессиональной подготовки
- Автор научной работы
- Табунова, Наталья Васильевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- г. Сходня, Московской обл.
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Табунова, Наталья Васильевна, 2000 год
подготовки.
13.00.08.-теория и методика профессиональною образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Кальней Валентина Алексеевна
Г. Сходня Московской области
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы этнологического образования в структуре туристской профессиональной подготовки.
1.1.Анализ состояния этнологической подготовки в современном общешкольном и профессиональном туристском образовании.
1.2.Этнологическое образование, как социально-значимая задача.
1.3 .Критерии оценки этнологической подготовки менеджеров туризма.
ВЫВОДЫ по 1 главе.:.
ГЛАВА 2.Содержание и методика этнологического образования в подготовке специалистов по туризму.
2.1 Отбор содержания этнологического материала для профессионального туристского образования.
2.2.Программное содержание учебной дисциплины ^ «Народная культура».
2.3.0тлтно-экспериментальная проверка эффективности принципов, методов и форм преподавания предмета «Народная культура».
2.4. Концептуальная модель внедрения этнологического образования » в структуру туристской профессиональной подготовки.
ВЫВОДЫ по 2 главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Содержание и методика этнологического образования в структуре туристской профессиональной подготовки"
Актуальность исследования.
Народная обрядность быта и праздников - неотъемлемый элемент культуры и национального менталитета каждой страны. Утрата традиций, обычаев предков влечет за собой утрату самобытности народа и чувства патриотизма. Однако обратиться к постановке вопроса о необходимости введения этнологического образования в структуру туристской профессиональной подготовки нас побудили не только высокие цели возрождения у поколения современной молодежи национального самосознания и гордости за свой народ через этнологическое образование и этнокультурное воспитание, но и опыт работы в музее ,опыт преподавания предмета « Народная культура» в гимназии и в лицейских классах Дмитровского филиала РМАТ. Если в рамках гимназического и школьного образования данный предмет преследует цели расширения кругозора знаний и воспитания чувства национального самосознания учащихся, то в программном обучении студентов туристского вуза встает, помимо указанных, еще она цель: подготовка специалистов, способных привлечь внимание туристов к России не только историческими, архитектурными и природными объектами , но и самобытными обрядами ,обычаями , праздниками , уходящими своими корнями в глубокую древность , во времена славянского язычества и первых веков христианства на Руси.
Этнологическое образование в структуре туристской профессиональной подготовки позволит готовить специалистов, способных грамотно работать на рынке внутреннего и въездного туризма. Для иностранных граждан большинство наших обрядов, обычаев и праздников является национальной экзотикой, привлекающей их в Россию. Наши соотечественники, в большинстве своем, не понимают значения многих явлений, обрядов и обычаев в культуре своего народа. Использование этнографических материалов в познавательном туризме повысит интерес к любому объекту -будь то памятник архитектуры, некрополь, или природный объект. В каждой местности есть Красная гора, Ярилин луг, Чертов омут или другие места, с которыми связаны древние легенды, обряды, празднества. Оздоровительный туризм только выиграет от пополнения такими элементами, как собирание целебных трав, особенных для данной местности, катание по траве на Иова Многострадального (19мая), соревнование по славянской борьбе под руководством опытных инструкторов. Туризм-отдых, предполагающий длительное пребывание в определенном месте (санаторий , пансионат, турбаза), - дает наиболее полные возможности для использования обрядовых элементов, привязанных к календарным датам .Что может быть интереснее и экзотичнее праздника Ивана-Купалы с ночным купанием и прыжками через костер, троичных обрядов или участия в масленичных забавах? Использование традиций народной кухни в ресторанном бизнесе уже давно зарекомендовало себя как весьма перспективное направление.
Чтобы вышеперечисленные моменты, лишь слегка приоткрывающие возможности использования обрядовых элементов в туризме, не превращались в утомительные попытки массовиков-затейников развеселить отдыхающих, необходима серьезная подготовка специалистов и разработка методических рекомендаций для менеджеров, экскурсоводов, аниматоров, обслуживающего персонала - поваров, спортивных руководителей, медицинских работников пансионатов и домов отдыха.
Вводить этнологическое образование в структуру туристской профессиональной подготовки необходимо с первых курсов туристского вуза и формировать у студентов устойчивый интерес к изучению обрядов и обычаев своего народа, морально- и интеллектуально-ценностную, профессионально-практическую мотивацию запоминания и использования этнологических знаний.
Актуальность исследования обусловлена также экономическими условиями, политическими и культурными преобразованиями, происходящими в нашей стране. Развертывание внешней и внутренней политики требует новых ориентиров в гуманитарном и профессиональном образовании, этическом и национальном воспитании подрастающего поколения.
В этой связи малоисследованными остаются вопросы профессиональной направленности этнологического образования будущих специалистов по туризму в каждом конкретном регионе. Изучение народной календарной и бытовой обрядности предполагает не только расширение кругозора студентов в области культуры, но и несет в себе возможность получения смежной специальности, содержит новый подход нравственному , эстетическому ,национально-патриотическому воспитанию и образованию будущих менеджеров туризма.
Изучение состояния вопроса на практике показывает, что не смотря на введение рядом филиалов академии такой дисциплины, как краеведение, изучение рекреационных ресурсов своего края, большинство учащихся лицейских классов и студентов весьма поверхностно знакомы с обрядами и обычаями своего народа, особенностями национальной культуры, природными и бытовыми условиями жизни этносов своего региона. Оставив ситуацию без изменения, мы получим специалистов, не способных в полной мере развивать национальный внутренний и иностранный въездной туризм. Сокращается возможность привлечения туристов из-за рубежа, из других регионов страны, сокращается возможность приобщения населения к культуре своего региона.
Базисный учебный план содержит ряд предметов, затрагивающих особенности природы того или иного региона, его историю, промыслы -«Рекреационные ресурсы», «География туристских регионов», «Экскурсоведение». Однако народная культура, обряды и обычаи, местные праздники, особенности быта этносов, заселяющих регион, не рассматриваются ни одним из предметов базисного учебного плана Российской международной академии туризма.
Рядом исследователей рассматривались вопросы национального воспитания на основе использования элементов народной культуры: ( Бугаева А.А., Массуранов А.И.Даликов В.Д. и другие).
В современной науке философско-педагогический аспект развития идеи народности раскрывается в исследованиях Б.СХершунского,
П.И.Гнатенко,С.М.Елкина,А.Я.Зарипова,К.В.Куваева,Н.Г. Ломакиной, Г.Д.Марциновской, О.Г.Усенко, Н.И.Шириповой, и др. Проблема межэтнического взаимодействия - в работах М.Ч.Амерзаева,Т.М.Бариновой, ВВ.П.Комаровой, З.Ф.Мубиновой и др.
Роль традиционной культуры как источника и средства воспитания рассматривается в трудах А.Р.Батыриной, Н.М.Волокитина, Е.Г.Гудковой, В.А.Дмитриева, А.М.Леонова, Н.Н.Макарцевой, Р.Е.Тимофеевой и др.
При подготовке работы изучены и проанализированы исследования по педагогике профессионального образования (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, В.П.Беспалько, Л .Я .Гришин&З. А.Кальней Г.В.Мухаметзянова , А.М.Новиков, С.Е.Шишов и др.), по вопросам туристского образования (И.В.Зорин, В.А.Квартальнов,Н.Т.Пироженко, А.И.Сесёлкин), педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального образования (И.В.Кшшсин, В.А.Кобзев, И.Н.Курышев, А.М.Новиков, В.Д.Чепик и др.)
Тема исследования роли и содержания этнологического образования не является абсолютно новой и для общей педагогики, для педагогов-практиков. В 1990-х годах публиковались авторские программы предмета «Народная культура»,подготовленные педагогами, дошкольных учреждений, средних школ, гимназий, лицеев: М.Н.Белякова (Пенза), Н.А.Белоусова (Московская обл.),Е.В.Колмакова, В.М.Назарова, Н.Ф.Сафронова (Москва), Н.Ф.Сойфер (Пермь), М.В.Фадеева (Екатеринбург) и др.
В проанализированных нами источниках отсутствуют работы, в которых изучение народной культуры, усвоение студентами этнологических знаний рассматривается как часть профессиональной подготовки специалистов в области туризма.
Многочисленные обращения к данной тематике говорят об актуальности проблемы и необходимости введения этнологического компонента в профессиональное образование, что соответствует требованиям растущего рынка услуг внутреннего и въездного туризма и увеличению образовательных потребностей сегодняшнего поколения студентов.
Объект исследования: профессиональная подготовка менеджеров туризма.
Предмет исследования: этнологическое образование, как составная часть профессиональной подготовки и переподготовки менеджеров туризма в системе непрерывного образования.
Цель исследования состоит в разработке педагогических основ этнологической подготовки студентов туристского вуза, раскрывающих ее содержательный, методический и социально-нравственный аспекты.
Гипотеза исследования: введение в обучение менеджеров туризма предмета этнологического содержания «Народная культура. Обряды, обычаи, календарь.» окажет существенное влияние на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, определение профессиональной направленности и повышение эффективности профессиональной подготовки при условии, если:
- будет разработана концептуальная модель профессионально-направленной этнологической подготовки будущих менеджеров туризма; -будет осуществлена преемственная взаимосвязь этнологического образования со специальными дисциплинами профессионально-туристского цикла, будут разработаны и реализованы межпредметные связи курса «Народная культура» с такими курсами, как «Этика» , «Философия»,
Культурология», «Всемирная история», «Программный туризм», «Менеджмент», «Краеведение», «Охрана окружающей среды», «География туристских регионов»;
- будут разработаны содержание и методика этнологической подготовки;
- будет разработан учебно-методический комплект по курсу «Народная культура. Обряды.Обычаи.Календарь»
Задачи исследования:
1 Проанализировать состояние этнологических знаний студентов и выявить их роль в профессиональной подготовке специалистов.
2 Разработать концептуальную модель профессионально-направленной этнологической подготовки будущих менеджеров туризма.
3 Разработать методику и содержание этнологической подготовки студентов РМАТ и лицеистов в процессе их обучения.
4 Экспериментально проверить значение разработанного содержания и методики этнологического образования в развитии профессионально значимых знаний, умений и навыков, нравственных и социальных качеств будущих менеджеров туризма.
Методологической основой исследования являются общетеоретические положения по единству теории и пракики, принципы системности, профессиональной направленности, преемственности и единства обучения и воспитания.
В работе использованы фундаментальные исследования по профессиональной педагогике (С.Я.Батышев,
В.П.БеспалькоД\В.Мухаметзянова, А.М.Новиков и др.); по общим принципам дидактики(Ю.К.Бабанский, М.Я.Виленский,
П.Я.ГальперинВ.В.Давыдов,Л.В.Занков,В.С.Леднев,
М.И.Махмутов, Н.Ф.Талызина); по проблемам содержания профессионального образования(В.И.Жолдак,ВА.Кабачков, А.М.Новиков, В.Д.Чепик и др.); по системному подходу к познанию явлений и процессов педагогической деятельности (Ю.Л.Егорова,В.А.Кальней, М.С.Каган, В.М.Кротов,Б.ТЛихачев, В.А.Сластенин); по теории и методике туристского профессионального образования(И.В.Зорин, В.А.Квартальнов,А.А.Остапец-Свешников,В .С .Преображенский).
Философской базой исследования стали труды Е.А.Бодиной,С.А.Козловой, К.В.Кулаева, И.Г.Ханггельдиева и др.
Исследования по этнографии ,этнологии „духовной и материальной культуре древних славян , по национальному, интернациональному воспитанию(А.Н.Афанасьев, С.Ф.Алмазов, ГА.Глинка, С.М.Елкин, М.Забылин, К.С.Кайсаров,Н.М.Карамзин, С.В.Максимов, С.Ф.Питерский, Б.А.Рыбаков, А.М.Сараева, К.А.Соловьев, В.Д.Цаликов, Л.Х.Цеева, Т.В .Яковлева и др.)
Методы исследования:
-изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, этнографической и методической литературы по проблеме исследования.
-разработка методики этнологической подготовки, программы и комплекта учебно-методических пособий по курсу « Народная культура.Обряды.Обычаи.Календарь.», включающего в себя краткий курс лекций по народной культуре и рабочую тетрадь-календарь, -введение программы в процесс обучения.
-педагогический эксперимент по формированию устойчивого интереса к народной культуре и ее изучению у студентов и лицеистов на занятиях.
-анкетирование, интервьюирование, беседы со студентами, -изучение результатов интервьюирования и выявление значения введения курса «Народная культура» в процесс обучения будущих менеджеров туризма.
База исследования: исследование проводилось в Дмитровском филиале РМАТ, в Дмитровской муниципальной гимназии. В общей сложности в опытно-экспериментальном исследовании приняло участие 96 учащихся гимназии и 100 студентов академии
Научная новизна состоит в том, что разработана концептуальная модель профессионально-направленной этнологической подготовки студентов, обучающихся по специальности менеджер туризма, раскрывающая: -поэтапность изучения этнографического материала в структуре туристской профессиональной подготовки
-систему вариантов внедрения этнологического материала в учебный процесс ( предметно-базисный, аддитивно-предметный, аддитивно-деятельностный и интегративный варианты.)
-характеристику содержания этнографического материала в учебных блоках и программах и его результативность в формировании личностных и профессионально-значимых качеств специалиста
- содержание и методику профессиональной этнологической подготовки менеджеров туризма, включающую в себя учебную программу и совокупность тематических блоков как содержательных компонентов таких учебных курсов, как «Народная культура», «География туристских регионов», «Рекреационное ресурсоведение», «Этика», «Краеведение», «Самодеятельный спортивный туризм», «Программный туризм» и др., а так же методы (лекции, семинары,деловые игры,экскурсии) и формы (индивидуальные и групповые занятия,создание групп по интересам и др.).
Проведенное исследование показало важную роль предмета «Народная культура» не только в формировании личностных качеств студента, но также знаний и умений профессиональной направленности, в воспитании духовно-нравственных качеств , как неотъемлемой части общей культуры специалиста.
Практическая значимость исследования определяется: разработанной и готовой к применению в общеобразовательной и профессиональной туристской подготовке программой «Народная культура. Обряды .Обычаи. Календарь.» разработанным и готовым к применению учебно- методическим комплектом,состоящим из краткого курса лекций по предмету «Народная культура» и рабочей тетради-календаря.
- методикой преподавания этнологического материала студентам и учащимся лицейских классов
- методическими рекомендациями для преподавателей и студентов. На защиту выносятся
- концептуальная модель внедрения профессионально-направленного этнологического образования в структуру туристской профессиональной подготовки
- методика и содержание этнологического образования студентов РМАТ;
- учебно-методический комплект по курсу «Народная культура.Обряды.Обычаи.Календарь».
- анализ состояния этнологических знаний студентов и их роль в профессиональной подготовке специалистов.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступления автора с докладами и научными сообщениями на научно-практических конференциях Российской международной академии туризма апрель 1999,сентябрь 1999 г.) на заседании методического объединения Дмитровской гимназии, где автор преподавала предмет «Народная культура» в течение нескольких лет.
Внедрение результатов исследования осуществлено в учебный план дмитровского филиала Российской Международной Академии Туризма , а так же в учебный план дмитровской гуманитарной гимназии.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы по второй главе
Принципы классической дидактики, использованные нами для определения и отбора учебного материала предмета этнологическоо содержания «Народная культура», а так же для построения образовательного процесса в нашем педагогическом эксперименте, определили методы и формы работы с обучаемыми. Отобранный нами этнологический материал обладает такими свойствами, как конкретность, научность, практическая значимость и применимость в туристской сфере экономики. Вместе с тем он несет на себе значительную обучающую, развивающую и воспитательную фунуцию.
Программное содержание разработанной нами программы учебного курса «Народная культура. Обряды. Обычаи. Календарь» выстраивает отобранный соответственно принципам дидактики материал в систему, обеспечивающую последовательность и прочность усвоения знаний. Темы учебно-тематического плана предмета «Народная культура» отражают многогранность проявлений народной культуры, в совокупности воспринимаемые учащимися, как целостное явление, неразрывно связывающее прошлое и настоящее. Завершается учебный курс темой «Использование элементов народной культуры в туризме», подводящей итоги и диагностирующей результативность процесса усвоения этнологических знаний, умений и навыков, уровень их профессионально-ценностного восприятия студентами.
Принципы преподавания и обучения этнологическим знаниям являются основными принципами классической дидактики. В нашем иисследовании сделан акцент на использовании принципа междисциплинарных ( межпредметных) связей, являющегося основной составляющей разработанной в ходе научного экспериментального исследования концептуальной модели внедрения этнологического образования в структуру туристской профессиональной подготовки.
104
Заключение
Проведенное нами исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы и привело к следующим результатам по решению поставленных в нем задач:
1. Проанализировано состояние этнологических знаний студентов и лицеистов на начальном этапе эксперимента. Анализ, проведенный методами опроса и интервьюирования, позволил выявить:
- низкий, эмоционально-ценностный уровень мотивации усвоения знаний;
- отсутствие понимания необходимости усвоения этнологических знаний в связи с практикой работы в туризме;
- отсутствие ценностных ориентиров восприятия знаний о культуре своего народа;
- отсутствие понимания социальной значимости усвоения и передачи этнологических и этнокультурных знаний в системе туризма образование - специалист - потребитель.
Проанализировано состояние этнологических знаний студентов и лицеистов на последующих этапах эксперимента, выявлена их роль в формировании профессионально-значимых и личностных качеств специалиста:
- морально- и интеллектуально-ценностная, профессионально-практическая мотивация усвоения этнологических знаний; осознание этнокультуры как национальной ценности;
- умение применять полученные знания в практической деятельности;
- понимание социальной значимости сохранения этнокультуры и распространение этнологических и этнокультурных знаний посредством туризма в системе образование - специалист - потребитель.
2. Разработана концептуальная модель внедрения профессионально-направленной этнологической подготовки в базисный план обучения туристского вуза, раскрывающая:
- поэтапность изучения этнологического материала в структуре туристской профессиональной подготовки;
- систему вариантов внедрения этнологического материала в учебный процесс (предметно-базисный, аддитивно-предметный, аддитивно-деятельностный и интегративный варианты);
- характеристику содержания этнологического материала в учебных курсах и программах;
- результаты внедрения этнологической подготовки в базисный учебный план туристского вуза, выраженные в формировании личностных и профессионально-значимых качеств специалиста.
2. Разработаны содержание и методика этнологического образования, включающие в себя :
- учебную программу курса «Народная культура. Обряды. Обычаи. Календарь»;
- учебно-методический комплект к разработанной программе, состоящий из краткого курса лекций и рабочей тетради-календаря;
- совокупность тематических блоков как содержательных компонентов таких учебных курсов, как «Народная культура», «Всемирная история», «Краеведение», «Этика», «Программный туризм»и др.
- методы обучения: лекции, беседы, диспуты, деловые игры и др.; формы обучения: индивидуальная и групповая работа, создание групп по интересам, этнографические экспедиции, привлечение студентов к участию в праздничных мероприятиях.
4. Определены духовно-нравственные, этические, социальные предпосылки и практические основания введения в структуру туристского профессионального образования этнологической подготовки и разработки программы предмета «Народная культура»; дано обоснование профессионализации этнологических знаний в практической трудовой деятельности как важной социально-значимой задачи; подчеркнута необходимость дальнейшей разработки проблемы в плане перевода предмета из списка элективных курсов обучения в список основных специальных курсов с целью повышения качественного уровня образования и развития социального, внутреннего и въездного туризма.
Определены духовно-нравственные, этические, социальные предпосылки и практические основания разработки программы предмета «Народная культура» и введения его в список дисциплин РМАТ. Дано обоснование содержания этнологических знаний и их использования в практической трудовой деятельности как важной стратегической социально-значимой задачи; необходимости дальнейшей разработки проблемы в плане перевода предмета из списка элективных курсов обучения в список основных специальных курсов с целью повышения уровня образования менеджеров и развития национального туризма.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Табунова, Наталья Васильевна, г. Сходня, Московской обл.
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу .Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов, т.т. 1 - 3. М., 1995.-390,400,416с.
2. Азбелев С.Н. Народная проза.-М.: Русская книга,1992.-608с.
3. АлмазовС.Ф., Питерский П.Я. Праздники православной церкви. М., 1962.-160с.
4. Бабанский С.Д. Краеведение как средство связи школы с жизнью и подготовка учащихся к труду: (на материале внеклассной работы с учащимися старших классов). / Автореф. Дисс. Канд.пед.наук. -М.: 1963.
5. Басырова JI.T. Использование краеведческого материала и национальной литературы при изучении художественных произведений в русских школах Башкирии./ Автор, реферат диссерт. канд. пед. наук. М.: 1972.
6. Батурина Г.И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения. // Новые исследования в педагогических науках. М.: 1973.
7. Батышев С.Я. Основы профессиональной педагогики. М.: Высшая школа, 1977. -504с.
8. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. -М.: Высшая школа, 1987. -340с.
9. Бердяев Н.А. Основные проблемы русской мысли Х!Х века и начала XX века WO России и русской философской культуре. -М., 1990.
10. Ю.Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во воронежского ун-та, 1977. - 304 с.
11. П.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -193 с.
12. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.-144 с.
13. Бодуэн де Куртене И.А. Национальный и территориальный признак в автономии. СПб., 1913. -43с.
14. Бодуэн де Куртене И.А. Возможно ли мирное сожительство разных народностей в России? Пг., 1916. -61с.15 .Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история.- М.:Мысль, 1983.-206с.
15. Будур Н. и Панкеев И. Русские игры для всех возрастов. М.: ТЕРРА, 1999.-376с.
16. Булатова Л.А. Профессиональная адаптация студентов в процессе педагогической практики. -/ Дис. канд. пед. наук. Киев: 1991. - 130 с.
17. Булыгина И.И. Методические основы профессиональной подготовки профессиональной подготовки организаторов туристской анимации. /Дис. канд. пед. наук. -М., 1999.
18. Вагнер Г.К. Искусство древней Руси. М.: Искусство,1993 .-255с.
19. Введение христианства на Руси./Ин-т философии АН СССР; Отв.ред. А.Д.Сухов.- М.: Мысль, 1987.-302с.
20. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
21. Волков Ю.Г., ПоликарповВ.С. Человек: Энциклопедический словарь. -М.: Гардарики, 1999. 520 с.
22. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология:Учебник для вузов / Под ред. Проф. Добренькова. -М.:Гардарика, 1999. -432с.
23. Вопросы музейной работы. /НИИ культуры: Труды 11.- М., 1974. 89 с.
24. Временный государственный образовательный стандарт.Общее среднее образование.Образовательная область «Земля». \ Под ред. М.В.Рыжакова / -М.:ИОШ, 1993.-51с.
25. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд. Моск. ун-та., 1976. -150 с.
26. Гальперин П.Я. Методы обучение и умственное развитие ребенка. М.: Изд. Моск. ун-та., 1985. - 45 с.
27. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее (кризис образования России на пороге 21 века). Челябинск, 1993. -240с.
28. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев, Вшца школа. Из-во Киев, ут-та, 1983. - 160с.
29. Глинка Г.А.Древняя религия славян.// Мифы древних славян.Велесова книга. Сост. АЛБаженова, В.И.Вардугин. -Саратов, 1993. -с.89 - 143.
30. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Мол.гвардия, 1991.-446с.
31. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород, 1996. - 480с.
32. Губин В.Д. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия. -М.: Олимп;СЮО «Издательство АСТЛТД», 1997. -464с.
33. Гультяева Н.А. Развитие профессиональных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства./ Автореферат дис. канд пед наук. -М.,1999.
34. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика:Учебник. -М.: Гардарика, 1998. -472с.
35. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения / Сост В.Ф.Козьмин, Ю.А.Рудь. -М.: Педагогика, 1986. 352с.
36. Добролюбов Н.А. Собрание сочинеий: В 9-ти т./ Под ред. Б.И.Бурсова и др. М.; Л., 1961-1965.
37. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. М.: Высшая школа, 1988. - 144 с.39.Ёлкин С.М. Идея народности в отечественном образовании. /Автореферат дис.канд.пед.наук. -Великий Новгород,1999.
38. Жегалова С.К.Русская народная живопись. М.: «Просвещение», 1974. -191с.41.3абылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведние издания 1880 г.- М., 1992.-616с.
39. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.43.3анков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. М., 1962.
40. Зорина Г.И. Формирование содержание образования в профессиональном лицее туристского профиля. /Дис. канд. пед. наук М.: 1998. -120 с.
41. Исенко С.П. Этнокостюмология в контексте современной культуры. / Дис.канд.пед.наук. -М.,1999.
42. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси./ Послесл. В.Аникина.- М.,1990.-238с.
43. Каминская Н.М., История костюма. М.,1986.-168с.
44. Карамзин Н.М. Предания веков. / Сост., вступ. ст. Г.П.Макогоненко и М.В.Иванова; М.: «Правда», !988.-768с.
45. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры.-СПб.: Лань, 1997.-512с.
46. Кальней В.А., Кузнецов В.М., Роговский Ю.М., Взаимодействие межшкольных УПК и промышленных предприятий в экономическом воспитании учащихся. / Сб. «Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М.-1986.С.2-40.
47. Кальней В.А.ДСузнецовВ.М., Роговский Ю.М.,Роговский Ю.М.-Подготовка молодежи к труду в системе неприрывного образования. М.-1994, с. 10-85.
48. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя.-'М.:
49. Педагогическое общество России. 1999.- 86с.
50. Кандыба В.М. Ригведа: Религия и идеология русского народа. -СПб. 1996. -216с.
51. Кайсаров А.С. Славянская и российская мифология.// Мифы древних славян. Велесова книга. -Сост. А.И.Баженова, В.И.Вардугин. -Саратов, 1993.с. 23 87.lie
52. Квартальное В.А. Становление системы образования для целей туризма. Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М. РМАТ, 1997.
53. Квартальнов В.А. Туризм:Теория и практика. Избранные труды в 5-ти т. т. 1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. -М.: Финансы и статистика. 1998.-192с.
54. Квартальнов В.А., Солодухин И.Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. М.: РМАТ, 1997. - 212с.
55. Квартальное В.А. Туризм, экскурсии, обмены Современная практика. -М.:Наука, 1993. -416с.
56. Кишкин И.В. Дмитрововедение. /Учебно-тематический план и программы по курсу «Краеведение». Дмитров: Изд. Дмитр. фил. РМАТ, 1999.
57. Кишкин И.В. Рекреационный потенциал северного региона Подмосковья. //Актуальные проблемы туризма 99. Социальные проблемы туризма в малых и средних городах. - М., 1999.
58. Крупская Н.К. Проблемы народного образования. -М.: Ком.Акад. 1928.-23с.
59. Кукенков В.И. Развитие профессионального творчества студентов средствами русской иконописи 14-15 веков на занятиях живописи./Дис.канд.пед.наук. -Екатеринбург,1998.
60. Кулаев К.В. Эстетическое воспитание пути преемственности.-М.: Знамя,1986.-64с.
61. Кулаев К.В.Советская эстетическая мысль 20-х годов.-М.:Знамя. 1986.-64с.
62. Кулаев К.В. Славянофильская теория культуры А.С.Хомякова. в сб. Культурология и экскурсоведение. -М.: PMAT.1998.-76c.
63. Курило JI.B. Краеведение и туризм: Учебное пособие. М.: РМАТ, 1999.
64. Курило JI.B. Подготовка экскурсоводов в системе туристского образования. /Дис. канд. пед. наук М., 1998.
65. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. -М.:Педагогика, 1991.- 344с.
66. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.,1994.-430с.71 .Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. - 306 с.
67. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996. -с.98.
68. Мифы древних славян. Велесова книга. Сост. А.И.Баженова, В.И.Вардугин. - Саратов, 1993.-320 с.
69. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. -М.: 1998.
70. Панкеев И.А. От крестин и до поминок. М.: 1997.
71. Панкеев И.А. Русские народные игры. М.: 1998.
72. Панкеев И.А. Тайны русских суеверий.- М.: Луза, 1998.-1999с.
73. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
74. Пироженко Н.Т. Культурологическая направленность профессиональной подготовки менеджера в области туризма. /Дис.канд.пед.наук. -М.,1999.
75. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981 -120 с.
76. Плахов В.Д. Традиции, их роль и место в общественных отношениях. -Л.,1970.
77. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная И. Панкеевым. -М.: 1998.
78. Похлебкин В.В. Национальные кухни наших народов ( Основеые кулинарные направления, их история и особенности. Рецептура). -М.:Пшцевая пром-сть,1981.- 304 с.
79. Покровский Е.А. Детские игры. М. 1878.
80. Померанцев М.С. Дмитрвский край в его прошлом.// «Дмитровский уезд Московской губернии», Дмитров,1924.- с. 55-99.
81. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М.: Наука,1988 312с.
82. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Изд-во Моск. ун-та. 1985 207 с.
83. Рожнова П.К. Радоница. Русский народный календарь. Обряды. Обычаи. Травы. Заговорные слова. М.:Дружба народов,1992.- 176с.
84. Росенко М.Н. Основы этических знаний.-СПб.:Лань, 1998.-256с.
85. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА -ИНФРАМ, 1998-672 с.
86. Рыбаков Б.А., Язычество древней Руси. М. 1998.
87. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества 12-13 в.в. М.: «Наука», 1993.- 592 с.
88. Рыбаков Б.А. Рождение богинь и богов.// Мифы древних славян.Велесова книга. -Сост. А.И.Баженова, В.И.Вардугин. -Саратов,1993.-е. 146-247.
89. Русская ономастика и ономастика России. Словарь / Под ред. О.Н. Трубачева. -М.: Школа-Пресс, 1994.- 288 с.
90. Сараева А.М. Вопросы этнографии и методика их изучения в курсе «География России»./ Дис. канд.пед. наук. М.,1996.
91. Семенов В.Д. Социальная педагогика: История и современность. -Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995 128 с.ф
92. Семенова М. Мы славяне! Спб., 1997.- 560 с.
93. Соболев А.Н. Мифология славян Спб. 1999.- 272 с.
94. Советский энциклопедический словарь. /Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд., М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 1632 с.
95. Соловьёв B.C. Охристианском единстве.М.,1994. -336с.
96. Соловьев С.М.Чтения и рассказы по истории России/Сост и вступ.ст. С.С.Дмитриева; Комм.С.С. Дмитриева, Л.П.Дойниковой. -М.: Правда,1989.-768с.
97. Соловьев К.А. Жилище крестьян дмитровского края. Дмитров, 1930г.
98. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 1999. - 816 с.
99. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: «Молодая гвардия», 1978.-175с.
100. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979.-393с.
101. Табунова Н.В. Народная культура и быт. //«Дмитровский край», Дмитров: Изд. Стрелец, 1993. с. 183-195.
102. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз 1953.- 444с.
103. Устименко В. Т. Профессиональная подготовка специалистов по менеджменту культурно-познавательного туризма в гуманитарном вузе. Дис. канд. пед. наук М., 1999 - 173 с.
104. Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. М.: Зерцало, 1998. -256с.
105. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений. Спб., изд. 5, 1916.
106. Фромм Э.Человеческая ситуация. М.,1985. С. 115.
107. Цаликов В.Д. Формирование гуманистического сознания и поведения учащихся многонациональных школ на основе традиционной культуры воспитания народов Северного Кавказа, /автореферат дис.канд.пед.наук. -М.,1996.
108. Цеева JI.X. Теория и практика игрового обучения студентов (на материале национальных игр). / Автореферат дис.канд.пед.наук. Майкоп,1998.
109. Чепик В.Д. Левченкова Т.В. Содержание образования в системе подготовке специалистов для туризма 98. //11-я всероссийская научно-практическая конференция. ч.1. - М.: РМАТ, 1998-с. 70-72.
110. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений : в 10-ти т./ Под ред. М.Н.Чернышевского, Спб., 1906 г.
111. Шапкин В.В. Педагогический поиск в процессе разработки методики. М.: Высшая школа, 1991. - 79 с.
112. Шевчук Л.И. Диагностика уровня усвоения. Автореферат диссертации канд. пед. наук. М., 1973.
113. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. 2-е изд. - М.: РПО, 1998 - 300 с.Ш
114. Шкаликов В.JI., Шадриков В.Д. Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения профессиональной деятельности. //Психологический журнал. 1984, №5 с. 94-103.
115. Шмидт С.О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. М.: Изд. РГУ, 1997. - 612 с.
116. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. -М:Политиздат, 1980. -238с.
117. Яковлева Т.В. Проблемы использования текстов по народной педагогике в процессе подготовкм учителей начальных классов./ Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.:МПУ, 1996.
118. Учебно-тематический план курса «Народная культура.Обряды.Обычаи.Календарь.» для студентов дневной формы обучения дмитровского филиала РМАТ
119. Наименование разделов и тем Всего часов В том числе Форма контроля.1. Л С да
120. Введение.Этнолгия.Племе на древних славян. 2 2
121. Источники изучения культуры восточных славян и культуры русского народа. 2 2
122. Мировосприятие и мифология древних славян. 6 4 2
123. Язычество и христианство на Руси.Синкретический характер веры. 2 2
124. Материальная культура русского народа. 10 6 4
125. Этика русской крестьянской общины,нравственные устои семьи. 2 2
126. Календарь. Календарная обрядность, праздники и обыденность. 10 6 2 2$ Использование элементов народной культуры в туризме. 2 2 Зачет1. ИТОГО36
127. ПРОГРАММА курса "НАРДНАЯ КУЛЬТУРА.ОБРЯДЫ.ОБЫЧАИ.КАЛЕНДАРЬ."1.Введение.
128. Этнология как наука. Значение этнологических знаний в подготовке менеджеров туризма.
129. Этногенез восточных славян,их миграция,расселение,топонимика, ассимиляция славянами финно-угорских и других племен.Понятия «русский народ», «Русь», «Россия».
130. Финно-угорские и славянские племена на территории дмитровского края.Топонимика.
131. Источники изучения культуры древних славян и культуры русского народа.
132. Археологические источники.Памятники материальной культуры. Летописные источники, фолыслер,мифология древних славян,русские народные сказки. «Велесо-ва книга» фальсификация или реальность? История находки,изучения и исчезновения.
133. З.Мировосприятие и мифология древних славян.
134. Неперсонифицированные божества и духи славян: навьи души, лесные,водяные, домовые, дворовые духи и обряды почитания их.
135. Космические (персонифицированные) боги . Пантеон князя Владимира (по «Повести временных лет») и пантеон «Велесовой книги».3бручский идол.
136. Язычество и христианство на Руси. Преемственность и противоречия,синкретический характер веры.
137. Государственная религия Киевской Руси.Сопоставление и противопоставление пантеона богов «обновленного язычества» и христианской троицы ( по Рыбакову)
138. Материальная культура русского народа.
139. Жилище древних славян: землянка,полуземлянка,хата.Зависимость типа жилища от географических особенностей местности.
140. Жилище русских крестьян: изба,сени, двор.Надворные постройки: овин, гумно,баня. Обряды и обычаи,связанные с ними.
141. Интерьер русской избы: красный угол,печь,середа,бабий кут,голбец; мост,горница,клеть,подклет.
142. Бытовые предметы,мебель,одежда,вышивка(эстетическое и обережное значение). Народные промыслы.
143. Русская народная кухня.Особенности истории и развития.Сравнение с традициями кухни соседних народов.Рецепты старинных блюд русской кухни.
144. Этика русской крестьянской общины,морально-нравственные устои семьи.
145. Крестьянская община «мир». Мирские законы.Сходки. «Помочи» соседские, вдовьи и сиротские.
146. Морально-нравственные,духовные и материально-денежные отношения в крестьянской семье .Распределение семейных ролей .Родственные связи,связи поколений в крестьянской семье.Почтительность к старшим.Ценностные ориентиры в крестьянской среде.7. Календарь.
147. Использование элементов народной культуры в туризме.
148. Рекомендуемое почасовое распределение материала
149. Введение.Этнология как наука.Значение этнологических знаний в подготовке менеджеров туризма.
150. Календарь: 1-15 сентября.Сентябрь летопроводец, рюинь.
151. Этногенез восточных славян,их миграция,расселение,топонимика,ассимиляция славянами финно-угорских и других племен.Понятия «русский народ», «Русь», «Россия»
152. Краеведение: финско-угорские племена на территории Дмитровского края. Топонимика: Яхрома, Икша, Талдом. Славянские племена кривичей и вятичей. Топонимика: Раменье, Гари и др. Календарь: 15-30 сентября
153. Мировосприятие и мифология славян.Связь мифов древних славян с древнеиндийскими ведами и мифами древней Греции.
154. Календарь: 1 15 ноября. Ноябрь - грудень, ледень.
155. Жилище славян: землянка,полуземлянка,хата. Календарь: 15 -25 декабря .Солнцеворот.
156. Жилище русских крестьян. Изба. Сени, двор, надворные постройки: овин, гумно, баня.
157. Интерьер жилища крестьян: красный угол, середа, бабий кут, голбец, печь.
158. Календарь: 25 декабря 7января.Сочельник, Рождество.
159. Предмета народного быта: мебель,посуда,кухонная утварь. Календарь: 7 января 14 января.Святки.Новолетъе.Васильев день.
160. Одежда. Вышивка. Домашний уклад.Народные промыслы.
161. Праздники весенне-летнего цикла.ТроицаД1ван-Купала и др.7.9,10.Подготовка и праздников по сценариям студеипгов.(деловые игры)8.1,2.Использование элементов народной культуры в туризме.Итоговый семенар.9. Зачет.1. Тематика курсовых работ
162. По курсу « НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА »1..Племена восточных славян на территории России,Украины, Белоруссии.
163. Неславянские племена,заселявшие территорию среднерусской равнины.
164. Топонимика названий населенных пунктов и природных объектовДмитровского края.Финно-угорские и славянские названия.4. «Повесть временных лет»,как источник изучения древнеславянских обрядов и обычаев.
165. Русский народный эпос как источник изучения истории,быта и нравов народа.6. «Велесова книга»-фальсификация или реальность?7. «Велесова книга» как источник ознакомления с пантеоном славянских богов.
166. Русская мифология как часть общемировой культуры.
167. Химерические персонажи русских народных сказок.
168. Отражение православно-языческого синкретизма в народном изобразительном искусстве.1. .Отражение православно-языческого синкретизма в праздниках русского православного календаря.12 .Праздник Рождества Христова на Руси.13.Русские святки.
169. Гадания и магические обряды русского народа.15.Народные приметы.
170. Праздник Крещения Христова на Руси.
171. Русские народные игры и состязания в спортивном туризме.
172. Церковные престольные праздники Дмитровского района и паломнический туризм.
173. Народные методы рекреации и релаксации.
174. Рецепты народной русской кухни .
175. Народные песни и танцы в фестивальном туризме. 30.Обыденная народная обрядность в туризме.фрагмент учебного пособия "Краткий курс лекций по предмету "Народная культура".1. БЫТ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ
176. Самая характерная деталь внутри крестьянского жилища печь.
177. С первой половины XIX в. на крестьянских подворьях строили обычно две избы черная (зимняя) и белая (летняя). Летняя считалась парадны помещением, была чище и светлее. В зимней избы было теснее, грязнее, но там была печь, а в белой - не всегда.
178. В русской избе существовал точно установленный порядок, где что должно находиться и для какой потребности каждый угол предназначается. Кроме красного угла, был судный угол, печной угол, задний угол.
179. Для грудных детей устраивали люльки. Обычно люльки были на качках, изредка свисали с потолка на больших пружинах или гибких жердях. В Дмитровском уезде люльки были распространены берестовые или из мешковины, натянутой на четырехугольную раму.
180. Если перечислить еще предметы, служившие хозяйке в быту, получится длинный список названий, ничего не говорящих большинству наших современников. Поэтому приводим их с объяснениями.
181. Швейка туго набитый и обтянутый тканью шарик, надетый на длинную ножку, вставлявшуюся в донце. Использовалась для натягивания ткани во время шитья.
182. Валек чуть изогнутый брусок на ручке. Вальками колотили белье и холсты, когда стирали и полоскали их в реке или пруду.
183. Рубель длинный изогнутый брусок, ребристый с выпуклой стороны, служил для накатывания холстов и белья на скалку для разглаживания. В наших краях рубель назывался еще "гладило".
184. До появления спичек пользовались огнивом и трутом. У нас в уезде трут (древесный наплыв) называли "трудяшкой". Спички самодельные делали в Куликове, покрывая концы палочек серой.
185. Рукомойник обычно размещали на крыльце или на "мосту" (у выхода лз избы). Обычно он имел два носика, подвешивался за 2 ушка. Чаще всего был из глины, но встречались и чугунные.
186. Ухват служил для вытаскивания горшков из печи. Их в хозяйстве требовалось до 10 штук разных размеров.
187. Сковородник на длинной ручке для подхватывания сковородок за край.
188. Коромысло для переноски двух ведер с водой на плечах.
189. Ступа с пестом выдалбливалась из целого ствола дерева, из нижней его части. Служила для толчения конопли, овса, ягод и т.д.
190. Солоница выдалбливалась из дерева или плелась из лыка в виде бутылочки, сапожка, утицы.
191. Туесок лубяной или плетеный из лыка служил для хранения сыпучих продуктов ягод, орехов.
192. Для хранения домашней утвари, одежды использовались различные лари, сундуки.
193. Одежда крестьянина прежде всего была практичной. Изготовлялась она из материалов, доступных всем: льняного полотна, сукна, овечьих шкур. С развитием товарно-денежных отношений стали использоваться такие ткани, как сатин, ситец, плис.f$S
194. Основой славянского костюма как мужского, так и женского - была рубаха. Сшитая из льняного полотна, она украшалась вышивкой по горловине, рукавам и подолу. Элементы узора носили магический характер - кресты, круги, утицы, берегини.
195. Мужчины подпоясывали рубаху поясом, носили порты из домотканого крашеного полотна, ноги обертывали до колена онучами и обували лапти, плетеные из лыка. Хорошо сплетенные лапти не промокали, даже если ходили в них по болоту.
196. В конце XVIII начале XIX в. начинают и в деревнях покупать кожаную обувь. Недалеко от Дмитрова центр кожевенно-обувного промысла - город Кимры, что способствовало распространению кожаной обуви в деревнях Дмитровского уезда.
197. Дмитровский уезд находился в промышленном районе, и благодаря обилию на местном рынке фабричных тканей, крестьянская одежда в XIX в. очень быстро приближается по своему внешнему виду к городской входят в моду юбки, кофты и даже платья.
198. В мужских головных уборах нет такой яркости и разнообразия, как в женских. Те, кто победнее, зимой и летом носили поярковые (свалянные из шерсти молодых ягнят) шапки. Более зажиточные зимой надевали шапки из бараньего меха.
199. В женской одежде верхняя душегрейка короткая на вате, безрукавка на лямках ("епанечка"), кафтаны, зипуны. Полушубки меховые, шубы носили зимой.
200. Как без пояса, так и без головного убора считалось неприличным появляться на людях. Отсюда выражения: "распоясался" или "опростоволосился".
201. Неотъемлемой частью народного быта является народная кухня.
202. С середины XVI в. резко обозначаются различия между кухнями различных классов и сословий. Кухня боярства, дворянства становится все более изысканной, кухня простого народа все более упрощается.
203. В сельской местности было принято четыре поры еды, а летом в рабочую пору пять: завтрак (или перехватка), полд ник (ранее обеда или ровно в полдень), обед, ужин и паужин.
204. Рабочая тетрадь для лицеистов и студентов дневной формыобучения РМАТ.фрагмент1. НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ1. Январь
205. По указу Петра I 1699 года старое летоисчисление ("от сотворения мира") было отменено и заведено новое от Рождества Христова. Январь стал первым месяцем в году, а сентябрь, ранее начинавший год, становится девятым.
206. По православному календарю день преподобного Ильи Муромца.
207. В народе этот день полагалось начать поклоном земле родной:
208. Земля-матушка, прими тяготы мои, изыми души болесть, дай тепла и света. Супротив тебя ноне стоят мои Вера и Совесть.
209. Как проведешь первый день года таким будет и весь год. Войдет первым гостем счастливый, удачливый человек в дом - будет и в доме счастье в течение года.2 января. Именинники: Даниил, Игнат, Иван.
210. В народе в этот день проводили обережные обряды дома: в дверную притолоку втыкали серп, нож, заслоняя дорогу нечистой силе.3 января. Именинники: Петр, Прокоп, Юлиана.
211. В этот день с особым почтением относились к матери. И еще особо к беременным женщинам.5 января. Именинники: Павел, Федул, Феоктист.
212. У одного из колядующих в руках был длинный шест со звездой наверху. Это напоминание о Вифлеемской звезде, появившейся в небе в час рождения Христа.7 января. Рождество Иисуса Христа.
213. Вот несколько вариантов узнать свою судьбу.
214. Бросить за ворота валенок. Куда он носком покажет оттуда и жених будет.
215. Съесть наперсток соли на ночь и спросить: "Кто придет меня напоить?" Во сне явится тот, о ком задумаешь, и в зависимости от того, какую воду подаст -мутную, чистую, сладкую или горькую можно судить об отношении к тебе.
216. Гадание в овинах и банях, когда с просьбой предсказать будущее обращались к домовым духам овинникам, банникам - также были небезопасными, особенно если в дело вмешивались деревенские парни.
217. День мученицы Анисии. Анисья-желудочница, Анисья-порезуха. Резали поросят. Готовились к Васильеву дню (14 января). Варили свиные желудки, запекали их в печи с гречневой кашей и луком.13 января. Именинница: Мелания.
218. Васильевская коляда, Васильев вечер. Жирная кутья, Щедруха. Мы, как и предки наши, встречаем Новый год (по старому стилю) обильным застольем. Отсюда и название этого дня.
219. Овсень идет! Овсень идет! И с житьем, и с бытьем, и с богатством идет!
220. Овсень осыпал головы встречных зерном, заклиная: Ново счастье уродись, с земли хлебом поднимись!
221. На стол в Васильев вечер полагалось ставить голову поросенка, ведь Василий Великий (в древности у славян Велес) в народе считался покровителем животных, в том числе и поросят:
222. Не чиста животинка свинья, да нет у Бога ничего нечистого: Свинку-щетинку огонь спалит, а Василий зимний освятит.14 января. Именинники: Василий, Эмилия.
223. День святого Василия Великого. Васильев день. 4 Делили зимние святки на "святые вечера" (7-13 января) и "страшные вечера"14.19 января). Дети собирались после церковной обедни и ходили с коробами по домам и пели:
224. В Крещение снег к урожаю, ясный день - к неурожаю.
225. В этот день устраивали смотрины девиц. На льду, у "ярдани", девушки выстраивались в ряд, а парни с матушками ходили мимо, глядели, а матушки и трогали за руки (все были без варежек) не холодные ли?20 января. Именинники: Иван, Пахом.
226. Иван-бражник. На посиделках, в родительских домах запивали девичье счастье, "пропивали" сосваток.21 января. Именинники: Антон, Георгий, Григорий, Емельян, Илья, Сидор, Юлиан,1. Василиса.
227. В народе говорили: "Пришла пора забот гора". Праздники прошли, подступила скрута будняя. Пора и поленипу пополнить, и дорожки разгрести.23 января. Именинники: Адам, Григорий, Макар, Маркьян, Павел, Феофан.
228. Крестьяне смотрели в этот день: иней на стогах, иней столбы обметал кмокрому лету.24 января. Именинники: Михаил, Феодосии.
229. Моисей, Павел, Савва, Сергей, Степан, Федул, Домна, Нина.
230. В это время года особое внимание уделяли корове. Она была брюхатой, и "обережные" обряды направлены на сохранение ее здоровья, сохранение потомства.28 января. Именинники: Гавриил, Иван, Павел, Прохор.
231. Павел день прибавил", "Павел взмок дня приволок". Примечали в этот день: ночь звездная - к урожаю льна.29 января. Именинники: Максим, Петр.30 января. Именинник: Антон.
232. В день преподобного Антония Великого почему-то привечали и его тезку Антонину. Антонина перезимня. Антонина зиме половина.31 января. Именинники: Афанасий, Кирилл, Мария.
233. В этот день крепчали морозы. "Афанасий-ломонос пробирает до слез". "Афанасий да Кирило забирают за рыло".