автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Совершенствование профессиональной подготовки военных дирижёров
- Автор научной работы
- Цупиков, Игорь Викторович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Совершенствование профессиональной подготовки военных дирижёров"
На правах рукописи
АлАа^-—
ЦУПИКОВ ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ДИРИЖЁРОВ
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
12 ДЕК 2013 005543932
Москва-2013
005543932
Работа выполнена в Федеральном государственном казенном военном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор
Гуляев Владимир Николаевич
Официальные оппоненты: Рякина Ольга Руфовна
доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных» заведующая кафедрой иностранных языков Гарбазей Илья Николаевич кандидат искусствоведения, доцент, ФГБОУ ВиППО «Российский университет театрального искусства - ГИТИС», доцент кафедры хореографии
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств»
Защита состоится «27» декабря 2013 в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 215.005.05 ФГКОУ ВПО «Военный университет» МО РФ (123001, Москва, ул. Большая Садовая, 14).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГКОУ ВПО «Военный университет» МО РФ
Автореферат разослан «ОнР » ноября 2013 г Ученый секретарь диссертационного совета
1утько Дмитрий Васильевич
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Профессия военного дирижёра, насчитывающая многовековую историю, берёт начало с формирования Вооружённых сил государства. Изначально, выступая средством обеспечения воинских ритуалов, военные оркестры со временем превратились в обязательный компонент общественной жизни, принимая всё более активное участие в различных государственно-публичных мероприятиях. В ходе диссертационного исследования выявлено, что управление военно-музыкальным коллективом в современных условиях требует всё более глубокой и разносторонней профессиональной подготовки военных дирижёров. В современной военно-музыкальной практике востребован специалист не только хорошо оснащенный теоретически, грамотно ориентирующийся в профессиональных вопросах, но и умеющий принимать оригинальные решения в различных сферах профессиональной деятельности. Он должен владеть комплексом профессиональных компетенций, быть готовым к ведению профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях; использовать свой образовательный потенциал при решении задач управления военно-музыкальным коллективом; непрерывно работать над развитием своих творческих способностей и стремиться к саморазвитию в условиях динамично изменяющейся профессиональной среды. Несмотря на достижения в сфере интеграции компьютерных технологий и музыки, важное место в профессиональной подготовке военных дирижёров занимают личное мастерство и индивидуальное творчество руководителя музыкального коллектива.
Новые подходы к подготовке и организации воинских ритуалов и спортивно-массовых мероприятий подразумевают существенное повышение у военных дирижёров профессиональной гибкости и эрудиции. Подобные качественные изменения детерминируют необходимость совершенствования организации, содержания и технологии профессиональной подготовки военных дирижёров.
Вместе с тем, за последние два десятилетия количество оркестров в Вооружённых Силах Российской Федерации сократилось более чем в 10 раз, а типовые штаты на 15-30 %, что привело к значительному снижению их творческого и военно-профессионального потенциала. Существенно сократилось количество обучающихся на военно-дирижёрском факультете Военного института. Заметно падает престиж профессии, снижается образовательный уровень абитуриентов. Это, в свою очередь, приводит к сокращению профессорско-преподавательского состава и снижению его качественных характеристик. Беседы, проведённые с руководящим и
преподавательским составом на начальном этапе диссертационного исследования, позволили выявить отношение и уровень готовности преподавательского состава к различным аспектам качественных изменений в профессиональной подготовке военных дирижёров. Так, желание и потребность к изменениям в профессиональной подготовки военного дирижёра выразили 35 % респондентов; о функциональной готовности к осуществлению инновационных изменений в образовательной деятельности заявили 16 % респондентов; способность управлять качеством вносимых изменений в подготовку курсантов отметили 8 % респондентов; об отсутствии знаний и системного представления о современных подходах к развитию военно-дирижёрского образования говорили 89 % респондентов.
Актуальность исследования также обусловлена её недостаточной научной разработанностью. Так, например вопросы подготовки дирижёров, в том числе военных, поднимались: в истории и теории военной музыки (Т.К. Маякин, В.И. Тутунов, Х.М. Хаханян и др.); в отдельных вопросах подготовки концертмейстеров (H.A. Крючков, A.A. Люблинский, Е.М. Шендерович и др.); в исследованиях особенностей специальной подготовки музыкантов-исполнителей (Ж.Б. Арбан, В.М. Блажевич, В.М. Буяновский, Ю.Я. Должиков, Б.А. Диков, А.И. Усов, и др.), в основных положениях музыкальной педагогике, в том числе, военной (JI.M. Гинзбург, И.А. Мусин, H.A. Римский-Корсаков, Г.М. Цыпин, а также JI.JI. Бочкарёв, H.A. Малько, Д.А. Науказ, A.M. Немирский и др.). Вместе с тем, вопросы подготовки военных дирижёров на уровне кандидатской диссертации не рассматривались. Вместе с тем, вопросы подготовки военных дирижёров на уровне диссертационного исследования не рассматривались.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность научных и прикладных основ, а также необходимость преодоления существующих проблем в подготовке военных дирижёров, обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Научная задача исследования состоит в педагогическом обосновании совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров на основе создания в военно-музыкальном вузе инновационной творческой среды.
Объектом исследования является профессиональное образование военных дирижёров, а его предметом — сущность, содержание, структура и педагогические пути совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров.
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического анализа и проведения опытно-экспериментальной
работы выявить сущность, содержание, структуру и педагогические пути совершенствования процесса профессиональной подготовки военных дирижёров.
В соответствии с целью в диссертации решались следующие задачи:
1. Обоснование теоретических и прикладных основ профессиональной подготовки военных дирижёров.
2. Опытно-экспериментальная проверка совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров.
3. Обоснование и апробация основных путей совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров.
Гипотеза исследования состоит в том, что в современных условиях усиливается противоречие между возрастающими требованиями к профессиональной подготовленности военных дирижёров и преимущественно репродуктивным характером их обучения и воспитания в военно-музыкальных учебных заведениях. Предполагается, что разрешить выявленное противоречие возможно на основе развития профессионально-творческих компетенций курсантов, интенсификации их конкурсной деятельности, а также инновирования педагогической подготовки преподавательского состава.
Методология и методы диссертационного исследования. Методологическую основу исследования составил комплекс подходов: диалектического, позволяющего раскрыть сущность, содержание и структуру процесса совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров в их взаимосвязи и взаимообусловленности; синергетического, предполагающего учет внутренне присущей процессу совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров самоорганизации её компонентов, позволяющей достичь поставленной цели; проблемно-деятельностного, моделирующего императивы непрерывно и качественно меняющейся военно-музыкальной среде деятельности военного дирижёра; системного, комплексного, прогностического, процессуального, функционального и др.
Для проведения исследования использовались теоретические методы (моделирование, обобщение, синтез, сравнительный анализ и др.) и эмпирические методы (наблюдение, тестирование, интервью, беседа, анкетирование, ранжирование, педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности, метод экспертных оценок и др.).
Теоретическую основу диссертационного исследования составили основные положения: теории обучения (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, С.И. Архангельский,
Ю.К. Бабанский, И .Я. Лернер, М.Н. Скаткин, A.B. Барабанщиков, И. А. Алёхин, А.Д. Лазукин, М.А. Лямзин, В.Н. Гуляев, B.C. Леднев, и др.); теории воспитания (A.A. Аронов, В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов, Н.С. Кравчун, А.Д. Лазукин, Ю.А. Ленёв, В.А. Сластенин и др.); результаты исследований по проблемам системного подхода и специфики системного анализа педагогического процесса (П.К. Анохин, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков и др.); педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А. Липский, И.П. Подласый и др.); проектирования и моделирования процесса профессиональной подготовки в высшей школе (А.П. Аношкин, В.Н. Гуляев, В.В. Дудулин, А.Д. Лазукин, Ю.О. Овакимян, В.Д. Самойлов и др.); теории педагогического управления образовательным процессом (В.И. Байденко, А.Н. Лейбович, В.И. Марченков, В.И. Соколова, В.Д. Шадриков и др.), музыкальной педагогики (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, И.А. Мусин, A.M. Немирский, Г.М. Цыпин).
Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью методологических и теоретических позиций исследования с требованиями инновационного уровня развития педагогической теории и практики, полнотой рассмотрения предмета исследования, корреляцией его структурных, содержательных и функциональных характеристик, реализацией междисциплинарного подхода к исследованию, а также обеспечена достаточной экспериментальной базой и апробацией результатов, полученных в процессе исследований в Военном университете МО РФ. Изучались материалы профессиональной подготовки дирижёров духового оркестра в Российской академии музыки им. Гнесиных (кафедра дирижирования исполнительских специальностей, класс заслуженного артиста РФ, профессора А. Э. Мишурина) и Московского государственного университета культуры и искусств (кафедра духовых оркестров и ансамблей МГУКИ, класс заслуженного артиста РФ, профессора О. И. Потапова). Общее количество респондентов составило более 200 человек.
Основу опытно-экспериментальной работы составил педагогический эксперимент, который осуществлялся в три этапа.
На первом этапе, подготовительном (2005—2008 гг.), были изучены исторические и литературные источники по проблеме; определены цель и задачи исследования, сформулированы его объект и предмет; предпринято проектирование авторских решений в сфере исследования; произведен отбор высших учебных заведений для участия в эксперименте; определена гипотеза исследования; проведена организационная работа с участниками опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе, основном (2008-2010 гг.), реализована
экспериментальная проверка исследовательского замысла по совершенствованию профессиональной подготовки военных дирижеров. На основе разработанных критериев и показателей производилась оценка эффективности педагогического процесса профессиональной подготовки военных дирижеров, а также проверка целесообразности и рациональности предложенных путей и условий совершенствования данного процесса. Корректировалась программа и методика исследования, проводилась апробация полученных результатов, формулировались предварительные выводы и рекомендации.
На третьем этапе, заключительном (2010—2013 гг.), осуществлялась всесторонняя проверка, обработка и обобщение полученных результатов исследования; данные педагогического эксперимента обсуждались на заседаниях предметно-методических комиссий, кафедр, ученого совета, учебно-методических комиссий; формировались основные выводы и практические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки военных дирижеров; выявлялись зависимости в профессиональной подготовке военных дирижеров; обосновывалась системная совокупность педагогических путей совершенствования профессиональной подготовки военных дирижеров в вузе. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу. Материалы исследования отражены в научных статьях общим объемом более 3.0 п. л.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены основные тенденции в развитии профессиональной подготовки военных дирижёров, предполагающие в дореволюционном периоде (1711-1917 гг.) отбор наиболее подготовленных музыкантов для управления военными оркестрами; в советском периоде (1917-1991 гг.) курсовую подготовку военных дирижёров в музыкальных учебных заведениях и в современном периоде (с 1991 г. по н/в) преобладание компетентностного подхода в подготовке военных дирижёров.
2. Обоснованы педагогическая сущность, содержание и структура процесса совершенствования профессиональной подготовки военных дирижеров на основе формирования в военных вузах элементов инновационной творческой среды.
3. Разработана целевая педагогическая программа совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров и функциональная модель её реализации, определены критерии оценки эффективности исследуемого процесса и их конкретные показатели.
4. Экспериментально проверены основные пути совершенствования
профессиональной подготовки военных дирижеров: развитие профессионально-творческих компетенций курсантов; интенсификация конкурсной деятельности курсантов; инновирование педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава вуза.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выявленные основные тенденции в подготовке военных дирижёров в ходе 1-го этапа — становление первичных дирижёрских умений, самостоятельное формирование навыков дирижирования, систематическое проведение репетиционной работы в оркестрах и др.; в ходе 2-го этапа — структуризация курсовой подготовки военных дирижёров, создание методических материалов, выявление особенностей управления военным оркестром и др.; в ходе 3-го этапа — разработка общекультурных и профессиональных компетенций военного дирижёра, инновирование содержания их образования, переход на Федеральный государственный стандарт и др.
2. Сущность процесса профессиональной подготовки военных дирижеров, основанная на формировании творческой индивидуальности курсантов и развитии состязательности в их учебной деятельности.
Содержание профессиональной подготовки военных дирижёров представлено в исследовании в виде системной совокупности профессиональных компетенций военного дирижёра: способности успешно переносить предельные физические и психологические нагрузки военно-дирижёрской деятельности; готовности к ведению профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях; способности к эффективным, в том числе, педагогическим коммуникациям; способности к гибкой реализации и трансформации своего педагогического потенциала при решении организационных и педагогических задач управления военно-музыкальным коллективом; способности быть лидером в коллективе; способности непрерывно работать над развитием своих творческих способностей и стремиться к саморазвитию в условиях динамично развивающейся профессиональной среды. Выявленные и генерализированные компетенции нашли своё опосредованное выражение в результатах сравнительного анализа и обобщения сущностных признаков поведения обучающихся в контрольных и экспериментальных группах.
Структура процесса профессиональной подготовки военных дирижёров включает: совокупность субъектов и объектов, целей и задач, выявление новых закономерностей процесса совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра (соответствие уровня процесса целеполагания инновационным требованиям развития военно-музыкальной теории и
практики; соответствие уровня подготовленности преподавательского состава требованиям развития педагогической теории и практики и др.), а также определение противоречий (между классической фундаментальностью военно-дирижёрского образования и потребностью внесения назревших корректив в профессиональную подготовку военного дирижёра; между повышением требований к качеству профессиональной подготовки военного дирижёра и отсутствием готовности у части руководящего и профессорско-преподавательского состава к инновационной образовательной деятельности и др.), принципов, форм и методов и результатов.
3. Разработанная целевая педагогическая программа совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра и функциональная модель её реализации, особенностью которой является ориентация на создание условий для формирования и развития у будущих руководителей военных оркестров коммуникативных и организационных способностей, мотивации к самосовершенствованию и самоопределению в военно-дирижёрской деятельности; функциональность методов её реализации. Ключевой особенностью программы является трансляция инновационных процессов военно-дирижёрского образования через личностные изменения участвующего в них профессорско-преподавательского состава.
4. Экспериментально обоснованные пути и условия совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра:
- развитие профессионально-творческих компетенций курсантов, педагогическими условиями которого являются использование развивающих технологий обучения и воспитания; проектирование игровых моделей учебной деятельности и творческих форм самостоятельной работы обучающихся; формирование у курсантов культуры самообучения и самовоспитания, лидерских качеств и стрессоустойчивости; контроль, анализ и корректирование качественно-содержательных характеристик процесса и результатов овладения курсантами компетенциями и др.;
- интенсификация конкурсной деятельности курсантов, педагогическими условиями которой являются доминирование интенсивных, состязательных игровых форм проведения занятий и игровых проектов, максимально приближенных к реальной военно-музыкальной деятельности военного дирижёра; педагогическое стимулирование аналитического стиля мышления обучающихся и саморазвития ими динамической смысловой системы; проектирование обучающимися инновационной военно-музыкальной среды; формирование культуры самообучения и культуры эффективной педагогической коммуникации и др.;
инновирование педагогической подготовки преподавательского
состава вуза, педагогическими условиями которого являются направленность подготовки преподавателей к педагогической деятельности позднеклассического уровня; обеспечение подготовки преподавателей технологиями развивающего обучения; проектирование кафедральных и межкафедральных методологических семинаров по актуальным проблемам военно-музыкальной теории и практики, оказывающим влияние на развитие педагогической теории и практики; овладение преподавательским составом кроссконцептуальным уровнем педагогического мышления и игротехнической культурой педагогической деятельности; формирование у преподавателей культуры самодиагностики и самоанализа педагогической деятельности и др.
Теоретическая значимость диссертации состоит в выявлении историко-педагогических тенденций теоретических представлении о сущности и структуре профессиональной подготовки военных дирижёров и уточнении её понятийно-категориального аппарата. Результаты диссертационного исследования являются основой для модернизации теоретических положений совершенствования профессиональной подготовки курсантов военно-музыкального вуза.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты способствуют практике профессиональной подготовки военного дирижёра, осуществляемой с позиций развивающих технологий обучения. В исследовании разработана целевая педагогическая программа совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров и функциональная модель её реализации, определены критерии и показатели эффективности профессиональной подготовки, а также пути совершенствования исследуемого процесса.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена согласованностью методологических и теоретических позиций исследования с требованиями инновационного уровня развития педагогической теории и практики, полнотой рассмотрения предмета исследования, корреляцией его структурных, содержательных и функциональных характеристик, реализацией междисциплинарного подхода к исследованию. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем проведения экспертизы промежуточных и итоговых выводов, результатов и рекомендаций. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались в течение всего хода опытно-экспериментальной работы в вузах. Результаты диссертационного
исследования обсуждались и получили одобрение на вузовских научно-практических конференциях и семинарах, заседаниях кафедр педагогики, военно-дирижёрской Военного университета МО РФ, в Российской академии музыки им. Гнесиных (кафедра дирижирования исполнительских специальностей, класс заслуженного артиста РФ, профессора А.Э. Мишурина) и Московского государственного университета культуры и искусств (кафедра духовых оркестров и ансамблей МГУКИ, класс заслуженного артиста РФ, профессора О.И. Потапова). Результаты исследования нашли отражение в требуемом количестве научных статей.
Структура диссертации подчинена решению научной задачи и состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава 1. Историко-педагогический анализ опыта подготовки военных дирижёров. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса совершенствования подготовки военных дирижёров. Глава III. Педагогические пути совершенствования подготовки военных дирижёров.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В первой главе «Историко-педагогический анализ опыта подготовки военных дирижёров» предпринято исследование проблемы профессиональной подготовки военных дирижёров с историко-педагогических позиций. Установлено, что зарождение и развитие военно-дирижерского образования за годы своего существования претерпело существенные преобразования. В ходе исследования установлено, что совершенствование военно-дирижерского образования изменялось с общественной и военной системой государства. Изменялись стиль, служебно-творческая деятельность и репертуар военных оркестров, вместе с которыми менялась и профессиональная подготовка военных дирижёров. Такие изменения были главным образом связаны с организационной основой и общественной функцией военных оркестров, а также с пересмотром методики подготовки кадров. Одним из результатов историко-педагогического анализа стала предложенная в исследовании периодизация развития отечественной профессиональной военно-дирижерской подготовки.
Первый период, дореволюционный (1711—1917 г.), характеризуется формированием и становлением практики профессиональной подготовки военно-музыкальных кадров, в т. ч. руководителей военных оркестров. В этот период они назначаются из наиболее подготовленных музыкантов. «Капельмейстерский» опыт европейских стран при Петре I в рамках проведения им военных реформ в XIX в. приобрел российскую специфику. В развитии дирижёрского искусства в этот период большую роль сыграли, с
одной стороны, дирижёры-иностранцы, следовавшие европейской традиции, с другой - русские дирижёры, опиравшиеся на народные, фольклорные истоки исполнительства.
Советский период (1917—1991 г.) продолжил отечественные военно-музыкальные традиции в новых социально-политических и идеологических условиях. Профессиональная подготовка военных дирижеров приобрела институциональные формы в виде специализированных образовательных учреждений, основывалась на научно-педагогических и музыкально-художественных достижениях своего времени. Именно в этот период издаются классические педагогические труды по проблемам дирижерского образования, в т. ч. и в контексте обучения руководителей военно-музыкальных коллективов.
Современный период (с 1991 г.) связан с расширением возможностей и востребованности военных оркестров в музыкальной культуре, а также развитием нового жанра - плац-концерта, представляющего собой режиссёрски выстроенный, тематически организованный спектакль. В эти годы складывается и приобретает современный вид российская система военно-дирижёрского образования.
Анализ исторического опыта и современного состояния профессиональной подготовки показывает, что профессия военного дирижера имеет свои особенности. Военный дирижер - офицер, командир воинского подразделения, музыкальный деятель, возглавляющий важный участок работы по эстетическому и этическому воспитанию воинов. Военный дирижер должен постоянно проявлять высокую требовательность к специальной подготовке оркестра, качеству его звучания и уровню исполнительской культуры музыкантов, а также оказывать квалифицированную помощь коллективам художественной самодеятельности.
Слагаемые профессионального мастерства современного военного дирижера, как показано в исследовании, включают знания, навыки и умения, базирующиеся на истории, теории и практике дирижирования. Важной для военного дирижёра является военно-музыкальная и физическая подготовка будущего специалиста.
В исследовании подчёркивается многогранность деятельности военного дирижера. В первую очередь он является организатором коллектива. В его функции входит создание коллектива (оркестра) и решение организационных вопросов. Организация военным дирижером художественно-творческой деятельности и осуществление им воспитательных задач имеют свои особенности, которые определяют тесную связь организаторской деятельности с художественной, исполнительской и психолого-
педагогической подготовкой. Репетиционной работе, проведению военных, культурно-массовых мероприятий и ритуалов предшествует сложная аналитическая и организаторская работа.
Объектом профессионально-служебной деятельности дирижера является руководимый им музыкальный коллектив. Основным средством общения дирижера с оркестром, как на репетиции, так и во время концертного выступления, является язык дирижерских жестов. Для формирования индивидуального стиля деятельности будущих военных дирижеров необходимы условия, обеспечивающие раскрытие творческих способностей и самореализацию личности курсантов. Сознательное и целенаправленное развитие у курсантов навыков руководства, умение осуществлять свои организаторские функции, используя различные стили руководства и применяя их в зависимости от сложившихся обстоятельств, существенно для их служебно-профессиональной подготовки.
В ходе исследования обоснованы и сформулированы сущность, содержание и структура процесса совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров.
Обоснованная сущность профессиональной подготовки военных дирижеров базируется на формировании творческой индивидуальности курсантов и развитии состязательности в их учебной деятельности.
Содержание процесса совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров представлено в исследовании в виде системной совокупности качественных изменений в существующих формах и методах подготовки в соответствии с логикой развития военно-музыкальной теории и практики.
Структура процесса совершенствования профессиональной подготовки военных дирижеров представлена в исследовании в виде взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов качественных изменений в таких компонентах подготовки, как постановка цели, технология подготовки, подготовка и переподготовка преподавательского состава, внедрение инноваций, диагностика, анализ и корректирование качественно-содержательных характеристик процесса и результатов подготовки.
В исследовании также были выявлены зависимости процесса совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра: соответствие уровня процесса целеполагания инновационным требованиям развития военно-музыкальной теории и практики; соответствие уровня подготовленности преподавательского состава требованиям развития педагогической теории и практики; соответствие уровня технологии подготовки офицеров к педагогической деятельности качественно-
содержательным характеристикам процесса и результатов совершенствования; соответствие уровня инновирования профессиональной подготовки военного дирижёра качественным этапам её совершенствования; соответствие мониторинга процесса и результатов совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра параметрам её функционирования как самоорганизующейся и саморазвивающейся системы.
Результаты исследования показали, что основными противоречиями профессиональной подготовки военных дирижеров являются следующие: между классической фундаментальностью военно-дирижёрского образования и потребностью внесения назревших корректив в профессиональную подготовку военного дирижёра; повышением требований к качеству профессиональной подготовки военного дирижёра и отсутствием готовности у части руководящего и профессорско-преподавательского состава к инновационной образовательной деятельности; фрагментарностью в управлении качеством профессиональной подготовки в вузе и необходимостью системного подхода к управлению качеством процесса формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности; потребностью в совершенствовании профессиональной подготовки военного дирижёра и недостаточным уровнем знаний преподавательского состава о современных подходах к развитию военно-дирижёрского образования и др.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование процесса повышения эффективности подготовки военных дирижёров» представлен анализ состояния современной практики профессиональной подготовки военных дирижёров, а также организация, динамика и результаты опытно-экспериментальной работы по совершенствованию профессиональной подготовки военных дирижёров.
В основу опытно-экспериментального исследования было положено предположение о том, что, несмотря на фундаментальность отечественной системы профессиональной подготовки военных дирижёров, нетипичной для других стран, этого преимущества в современных динамично развивающихся условиях профессиональной деятельности военных дирижёров становится недостаточно. Необходима целенаправленная научная и прикладная деятельность по выведению качественных параметров подготовки военных дирижёров на уровень современных требований. С этой целью в диссертационном исследовании были обоснованы критерии совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров: органичность, подразумевающая взаимосвязь и эффективное взаимодействие компонентов профессиональной подготовки военных дирижёров, синхронность процессов воспитания, обучения, психологической подготовки и развития; динамичность,
подразумевающая способность профессиональной подготовки военных дирижёров, к конструктивной трансформации компонентов педагогической системы при постановке новых задач, адаптации к изменениям условий профессиональной деятельности выпускников, непрерывному саморазвитию; эргономичность, подразумевающая оптимум временных, кадровых и материальных затрат на функционирование системы профессиональной подготовки военных дирижёров; универсальность, означающая эффективность функциональной модели профессиональной подготовки военных дирижёров на всех её качественных этапах; технологичность, выражающаяся в наличии отлаженного процесса превращения педагогических целей и задач профессиональной подготовки военных дирижёров в заблаговременно спроектированные педагогические результаты.
В ходе исследования были выявлены и сформулированы показатели обоснованных критериев совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров: самоопределение обучающихся военно-дирижёрской деятельности; способность обучающихся успешно переносить предельные физические и психологические нагрузки военно-дирижёрской деятельности; готовность обучающихся к ведению профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях; способность обучающихся к эффективным профессиональным и педагогическим коммуникациям; к гибкой реализации и трансформации своего педагогического потенциала при решении организационно-педагогических задач управления военно-музыкальным коллективом; быть лидером в военно-музыкальном коллективе; непрерывно работать над развитием своих творческих способностей и стремиться к саморазвитию в условиях динамично развивающейся профессиональной среды.
В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что две трети обучающихся поступили в военно-дирижерский вуз, не имея достаточно четкого и ясного представления об избранной специальности. Анкетирование первокурсников выявило низкий уровень ориентированности курсантов на руководство военно-музыкальным коллективом, что свидетельствовало о недостаточном внимании к формированию профессиональной мотивации курсантов со стороны профессорско-преподавательского состава (см. таблицу 1).
Эти факты потребовали не только коррекции профессионального самоопределения и мотивации абитуриентов и курсантов, но и создания педагогических условий для формирования устойчивой мотивации курсантов к избранной специальности и соответствующему профессиональному и должностному военно-социальному статусу.
Таблица 1
Уровень профессиональной мотивации курсантов I курса — будущих военных дирижеров_
Как вы видите цели вашего обучения? Кол-во респондентов % ответов
1. Реализация себя в качестве руководителя военно-музыкального коллектива. 47 чел. 31,3%
2. Желание получить профессиональное музыкальное образование 103 чел. 68,7 %
В процессе исследования установлено, что на занятиях с курсантами военно-дирижерской специальности реализуются как правило репродуктивные, объяснительно-иллюстративные и наглядно-практические методы обучения. В то же время, формы и методы развивающих подходов к обучению и воспитанию менее востребованы в практике подготовки военных дирижеров, несмотря на очевидную их значимость и эффективность в системе методов развития личности руководителя военного оркестра.
Проведение опроса участников профессиональной подготовки определило доминирующие тенденции во взаимодействии между педагогом и курсантом-дирижером, которые сложились на сегодняшний день. Было опрошено 27 педагогов и 89 курсантов. Результаты опроса приведены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты выявления установок преподавателей и курсантов на педагогическое
взаимодействие в процессе ннднвндуальных занятий
Установки преподавателей и курсантов на педагогическое взаимодействие в процессе взаимодействия с курсантом на индивидуальных занятиях по специальности Педагоги (%) Курсанты (%)
Императивно-установочный монолог 59,3 % 85,4 %
Творческий диалог 22,2 % 11,2%
Функция консультанта 18,5 % 3,4 %
Таким образом, подавляющее большинство респондентов обнаружили предпочтение императивным установкам в осуществлении педагогического процесса, что не в полной мере способствует актуализации творческой самостоятельности обучающихся.
Опытно-экспериментальная работа показала, что существует существенное расхождение между представлениями о военном дирижёре, способном к креативному, творческому управлению коллективом, и реальными результатами доминирующих традиционных подходов к обучению и воспитанию курсантов. Таким образом, результаты эксперимента подтвердили гипотезу о целесообразности внедрения инноваций, направленных на совершенствование профессиональной подготовки военных
дирижёров, с целью приведения её в соответствие с императивами инновационной деятельности военного дирижёра.
В основу совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров были положены акмеологический и проблемно-деятельностный подходы, позволившие дополнить научность и универсальность достигаемых результатов подготовки уровнем сформированного профессионализма, соответствующего современным требованиям к деятельности военного дирижёра и привести в соответствие процессы фундаментализации подготовки и личностного саморазвития обучающихся.
Разработанные в ходе опытно-экспериментальной работы критерии и показатели совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра позволили спроектировать и апробировать программу совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра.
Спроектированная программа совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра ориентирует подготовку как саморазвивающуюся педагогическую систему на создание условий для формирования и развития у будущих руководителей военных оркестров системной совокупности взаимодополняющих друг друга профессиональных компетенций, а также мотивации к самоопределению к деятельности военного дирижёра и самосовершенствованию. Ключевой особенностью программы является трансляция инновационных процессов военно-дирижерского образования через личностные изменения участвующего в них профессорско-преподавательского состава (см. рисунок 1).
Данная программа включила следующие блоки: «Цель», «Содержание», «Организация деятельности», «Оценка и рефлексия», «Результативность» и соответствующие им функции: ценностно-ориентационную, развивающую, организационную, корректирующую.
Выявленные в диссертационном исследовании критерии и показатели совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра нашли своё опосредованное выражение в сущностных признаках развития профессиональных компетенций обучающихся, диагностируемых в их поведении в контрольных и экспериментальных группах. Тем самым, сущностные признаки развития профессиональных компетенций, диагностируемые в поведении обучающихся, были использованы в исследовании в качестве показателей конкретных уровней развития профессионализма обучающихся в контрольных и экспериментальных группах на трёх этапах опытно-экспериментальной работы (см. таблицу 3).
Рисунок 1. Функциональная модель реализации целевой педагогической программы совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра
Таблица 3
Уровни развития профессионализма обучающихся (динамнка результатов опьггно-экспернменталыюй работы)1_
№ Уровни развития профессионализма обучающихся Исходный замер Промежуточный замер Итоговый замер
эг КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
1 Творческий 48,9% 5 11,1% 8 +8,9% 7 +6,6% 15 +24,4% 10 +11,1%
2 Репродуктивно-поисковый 8 17,8% 7 15,5% 14 +13,3% 11 +8,9% 21 +28,8% 16 +20,0%
3 Репродуктивный 33 73,3% 33 73,3% 23 -22,2% 22 -15,5% 9 -53,2% 12 -31,1%
В ходе опытно-экспериментальной работы была спроектирована и апробирована функциональная модель реализации программы совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра, показавшая свою эффективность и подтвердившая тем самым основные положения гипотезы опытно-экспериментальная работы.
В третьей главе «Педагогические пути совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров» рассматриваются формы и методы развития профессионально-творческих компетенций курсантов, основные способы интенсификации конкурсной деятельности курсантов, а также подходы к инновированию педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава вуза.
Важным путём совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров в исследовании определено развитие профессионально-творческих компетенций курсантов, педагогическими условиями которого являются использование развивающих технологий обучения и воспитания; проектирование игровых моделей учебной деятельности и творческих форм самостоятельной работы обучающихся; формирование у курсантов культуры самообучения и самовоспитания, лидерских качеств и стрессоустойчивости; контроль, анализ и корректирование качественно-содержательных характеристик процесса и результатов овладения курсантами компетенциями и др.
Вторым путём совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров в исследовании определена интенсификация конкурсной деятельности курсантов, педагогическими условиями которого являются доминирование интенсивных, состязательных игровых форм проведения занятий и осуществления игровых проектов, максимально приближенных к
1 В числителе показано количество обучающихся, у которых выявлены соответствующие уровни развития профессионализма, а в знаменателе отражена в процентном отношении динамика изменений относительно исходного уровня.
реальной военно-музыкальной деятельности военного дирижёра; педагогическое стимулирование аналитического стиля мышления обучающихся; проектирование обучающимися инновационной военно-музыкальной среды; формирование культуры саморазвития и культуры эффективной педагогической коммуникации и др.
Третьим путём совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров в исследовании определено инновирование педагогической подготовки преподавательского состава вуза, педагогическими условиями которого являются направленность подготовки преподавателей к педагогической деятельности постнеклассического уровня; обеспечение подготовки преподавателей технологиями развивающего обучения; проектирование кафедральных и межкафедральных методологических семинаров по актуальным проблемам музыкальной теории и оркестровой практики, оказывающим влияние на развитие педагогической теории и практики; овладение преподавательским составом игротехнической культурой педагогической деятельности; формирование у преподавателей культуры самодиагностики и самоанализа педагогической деятельности и др.
В ходе диссертационного исследования выявлено, что профессорско-преподавательский состав должен иметь опыт практической дирижёрской деятельности не только в традиционных, но и новых формах, так как инновации в военно-дирижёрской деятельности стали одной из ведущих тенденций военно-музыкальной практики. Они проявляются в гибкости репертуарной политики, в поисках новых форм выступлений — новые дефиле (плац-концерты), различное применение выступлений оркестра (например, на льду), совместные выступления с танцевальными парами, акробатическими номерами, шоу барабанщиков, различных ансамблей, инновационное обыгрывание известных литературно-драматургических фрагментов, реализация специальных творческих программ и т. д. Тем самым обеспечивается включение профессорско-преподавательского состава в инновационную практическую деятельность по решению непрерывно усложняющихся педагогических задач, что соответствует требованиям процесса формирования профессиональной компетентности.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
а) Теоретические выводы
1. Выявлены основные тенденции в развитии профессиональной подготовки военных дирижёров: на 1-м этапе — становление первичных дирижёрских умений, самостоятельное формирование навыков дирижирования, систематическое проведение репетиционной работы в оркестрах; на 2-м этапе —
структуризация курсовой подготовки военных дирижёров, создание методических материалов, выявление особенностей управления военным оркестром; на 3-м этапе - разработка общекультурных и профессиональных компетенций военного дирижёра, инновирование содержания их образования, переход на Федеральный государственный стандарт.
2. Обоснованы педагогическая сущность, содержание и структура процесса совершенствования профессиональной подготовки военных дирижеров на основе формирования в военных вузах инновационной творческой среды. Содержание профессиональной подготовки военных дирижёров, представленное в исследовании в виде системной совокупности профессиональных компетенций военного дирижёра включает: способность успешно переносить предельные физические и психологические нагрузки военно-дирижёрской деятельности; готовность к ведению профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях; способность к эффективным, в том числе и педагогическим коммуникациям; к гибкой реализации и трансформации своего педагогического потенциала при решении организационных и педагогических задач управления военно-музыкальным коллективом; быть лидером в коллективе; непрерывно работать над развитием своих творческих способностей и стремиться к саморазвитию в условиях динамично развивающейся профессиональной среды. Выявленные компетенции нашли своё опосредованное выражение в результатах сравнительного анализа и обобщения сущностных признаков поведения обучающихся в контрольных и экспериментальных группах.
Структура процесса профессиональной подготовки военных дирижёров включает: совокупность субъектов и объектов, целей и задач, выявление новых закономерностей процесса совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра: соответствие уровня процесса целеполагания инновационным требованиям развития военно-музыкальной теории и практики; соответствие уровня подготовленности преподавательского состава требованиям развития педагогической теории и практики; противоречий: между классической фундаментальностью военно-дирижёрского образования и потребностью внесения назревших корректив в профессиональную подготовку военного дирижёра; повышением требований к качеству профессиональной подготовки военного дирижёра и отсутствием готовности у части руководящего и профессорско-преподавательского состава к инновационной образовательной деятельности и др.; принципов, форм и методов.
3. Разработаны целевая педагогическая программа совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров и функциональная модель её реализации. Ключевой особенностью программы является трансляция
инновационных процессов военно-дирижёрского образования через личностные изменения участвующего в них профессорско-преподавательского состава.
Определены и апробированы критерии и показатели совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров.
4. Экспериментально проверены основные пути совершенствования профессиональной подготовки военных дирижеров:
развитие профессионально-творческих компетенций курсантов, педагогическими условиями которого являются использование развивающих технологий обучения и воспитания; проектирование игровых моделей учебной деятельности и творческих форм самостоятельной работы обучающихся; формирование у курсантов культуры самообучения и самовоспитания, лидерских качеств и стрессоустойчивости; диагностика качественно-содержательных характеристик процесса и результатов овладения курсантами компетенциями и др.;
- интенсификация конкурсной деятельности курсантов, педагогическими условиями которой являются доминирование интенсивных, состязательных игровых форм проведения занятий и игровых проектов, максимально приближенных к реальной военно-музыкальной деятельности военного дирижёра; педагогическое стимулирование аналитического стиля мышления обучающихся; проектирование обучающимися инновационной военно-музыкальной среды; формирование культуры самообучения и культуры эффективной педагогической коммуникации и др.;
- инновирование педагогической подготовки преподавательского состава вуза, педагогическими условиями которой являются направленность подготовки преподавателей к педагогической деятельности постнеклассического уровня; обеспечение подготовки преподавателей технологиями развивающего обучения; проектирование кафедральных и межкафедральных методологических семинаров по актуальным проблемам военно-музыкальной теории и практики, оказывающим влияние на развитие педагогической теории и практики; овладение преподавательским составом игротехнической культурой педагогической деятельности; формирование у преподавателей культуры самодиагностики и самоанализа педагогической деятельности и др.
б) Практические рекомендации
В целях совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра целесообразно предложить:
1. Руководству Военного института (военных дирижеров) и его профильных кафедр (глава III, § 1—3):
- разработать комплекс мер, интенсифицирующих процесс развития
профессионально-творческих компетенций курсантов, включающий инновирование конкурсной деятельности (глава III, § 1);
использовать опыт Военного университета по внедрению инновационных форм педагогической подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза (глава III, § 1,2);
- реализовать перспективные наработки педагогической теории и практики в области осуществления непрерывного педагогического проектирования образовательного процесса в вузе, организационно-методического обеспечения управления образовательным процессом, стимулирования и мотивирования профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала и курсантов, педагогического контроля и оценки эффективности образовательной деятельности (глава III, § 1—3).
2. Профессорско-преподавательскому составу Военного института (военных дирижёров) целесообразно рекомендовать (глава III, § 3):
- постоянно пополнять арсенал форм и методов активизации творческой деятельности курсантов, в том числе и посредством внедрения игровых форм развития дирижёрского мастерства (глава III, § 3);
овладевать инновационными формами проектирования и осуществления профессиональной подготовки курсантов (глава III, § 3);
- проектировать и внедрять технологии развивающего обучения и воспитания курсантов (глава III, § 3);
- расширять область профессиональных коммуникаций преподавателей и курсантов, формирующих у курсантов опыт индивидуальной и коллективной ответственности за достижение реальных результатов в процессе решения профессиональных задач (глава III, § 3).
3. Курсантам целесообразно рекомендовать (глава III, § 1-2):
- усилить внимание к самоподготовке и поэтапной реализации личного плана самосовершенствования (глава III, § 1);
- участвовать в проектировании учебных и инициативных творческих работ (глава III, § 1);
- принимать активное участие в проводимых кафедрой мероприятиях по совершенствованию учебно-воспитательного процесса (глава III, § 1);
- систематически осуществлять анализ процесса и результатов профессиональной подготовки и разработку индивидуальной программы по их корректированию (глава III, § 2).
Дальнейшая разработка научных и прикладных основ совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра предполагается в направлениях: усиления гуманитарной составляющей
подготовки курсантов; использования воспитательного потенциала военно-музыкального искусства; реализации педагогической системы, ориентированной на создание условий для формирования у будущих руководителей военных оркестров коммуникативных и организационных способностей; мотивации к самоопределению и самосовершенствованию.
Список работ, опубликованных автором по теме диссертации:
Статьи в ведущих научных журналах, включенных в перечень ВАК:
1. Цупиков И. В. К вопросу о педагогической сущности процесса профессиональной подготовки военных дирижёров // Армия и общество : научно-информационный журнал. 2012. Кг 9 (32). С. 47—50.
2. Цупиков И. В. Современная практика профессиональной подготовки военных дирижёров // Вестник университета : теоретический и научно-методический журнал. 2013. № 1. С. 312-317.
3. Цупиков И. В. Педагогическое проектирование профессиональной модели военного дирижёра // Перспективы науки : научно-практический журнал. 2013. № 1 (40). С. 40-44.
Общий объем публикаций: 3 п. л.
Подписано в печать 26.11.2013 г. Заказ 534. Формат 60x84/16. Объем 1,5 п.л. Тир. 100 экз. Типография Военного университета.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Цупиков, Игорь Викторович, Москва
Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации
ЦУПИКОВ ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ДИРИЖЁРОВ
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
(педагогические науки)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
На правах рукописи
04 ЕОН 52965
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Гуляев В.Н.
Москва 2013
Содержание
Введение 4
Глава 1. Историко-иедагогический анализ опыта подготовки военных дирижёров
§ 1. Анализ истории развития профессиональной подготовки
военных дирижёров в России. 15
§ 2. Исследование научных и прикладных положений профессиональной подготовки военных дирижеров в специальной литературе. 34 § 3. Систематизация проблем современного состояния профессиональной подготовки военных дирижёров. 50
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование
процесса совершенствования подготовки военных дирижёров
§ 1. Определение основных задач, этапов и содержания
опытно-экспериментального исследования. 58
§ 2. Обоснование критериев совершенствования подготовки профессиональной военных дирижёров. 73 § 3. Динамика и результаты опытно-экспериментального исследования. 99
Глава 3. Педагогические пути совершенствования подготовки военных дирижёров
§ 1. Развитие профессионально-творческих компетенций курсантов. 118 § 2. Интенсификация конкурсной деятельности курсантов. 160
§ 3. Инновирование педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава вуза. 176
Заключение 189
Литература 194
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Профессия военного дирижёра, насчитывающая многовековую историю, берёт начало с формирования Вооружённых сил государства. Изначально, выступая средством обеспечения воинских ритуалов, военные оркестры со временем превратились в обязательный компонент общественной жизни, принимая всё более активное участие в различных государственно-публичных мероприятиях. В ходе диссертационного исследования выявлено, что управление военно-музыкальным коллективом в современных условиях требует всё более глубокой и разносторонней профессиональной подготовки военных дирижёров. В современной военно-музыкальной практике востребован специалист не только хорошо оснащенный теоретически, грамотно ориентирующийся в профессиональных вопросах, но и умеющий принимать оригинальные решения в различных сферах профессиональной деятельности. Он должен владеть комплексом профессиональных компетенций, быть готовым к ведению профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях, использовать свой образовательный потенциал при решении задач управления военно-музыкальным коллективом, непрерывно работать над развитием своих творческих способностей и стремиться к саморазвитию в условиях динамично изменяющейся профессиональной среды. Несмотря на достижения в сфере интеграции компьютерных технологий и музыки, важное место в профессиональной подготовке военных дирижёров занимают личное мастерство и индивидуальное творчество руководителя музыкального коллектива.
Новые подходы к подготовке и организации воинских ритуалов и спортивно-массовых мероприятий подразумевают существенное повышение у военных дирижёров профессиональной гибкости и эрудиции. Подобные качественные изменения детерминируют необходимость совершенствования организации, содержания и технологии профессиональной подготовки
военных дирижёров.
Вместе с тем за последние два десятилетия количество оркестров в Вооружённых силах Российской Федерации сократилось более чем в 10 раз, а типовые штаты на 15-30 %, что привело к значительному снижению их творческого и военно-профессионального потенциала. Существенно сократилось количество обучающихся на военно-дирижёрском факультете Военного института. Заметно падает престиж профессии, снижается образовательный уровень абитуриентов. Это в свою очередь приводит к сокращению профессорско-преподавательского состава и снижению его качественных характеристик. Беседы, проведённые с руководящим и преподавательским составом на начальном этапе диссертационного исследования, позволили выявить отношение и уровень готовности преподавательского состава к различным аспектам качественных изменений в профессиональной подготовке военных дирижёров. Так, желание и потребность к изменениям в профессиональной подготовки военного дирижёра выразили 35 % респондентов, о функциональной готовности к осуществлению инновационных изменений в образовательной деятельности заявили 16 % респондентов, способность управлять качеством вносимых изменений в подготовку курсантов отметили 8 % респондентов, об отсутствии знаний и системного представления о современных подходах к развитию военно-дирижёрского образования говорили 89 % респондентов.
Актуальность исследования также обусловлена недостаточной научной разработанностью проблематики. Так, например, вопросы подготовки дирижёров, в том числе военных, поднимались в истории и теории военной музыки (Т.К. Маякин, В.И. Тутунов, Х.М. Хаханян и др.); в отдельных вопросах подготовки концертмейстеров (H.A. Крючков, A.A. Люблинский, Е.М. Шендерович и др.); в исследованиях особенностей специальной подготовки музыкантов-исполнителей (Ж.Б. Арбан, В.М. Блажевич, В.М. Буяновский, Ю.Я. Должиков, Б.А. Диков, А.И. Усов, и др.); в основных положениях музыкальной педагогики, в том числе военной (JI.M. Гинзбург,
И.А. Мусин, H.A. Римский-Корсаков, Г.М. Цыпин, а также JI.JI. Бочкарёв, H.A. Малько, Д.А. Науказ, A.M. Немирский и др.). Вместе с тем вопросы подготовки военных дирижёров ни на уровне кандидатской диссертации ни на уровне диссертационного исследования не рассматривались.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность научных и прикладных основ, а также необходимость преодоления существующих проблем в подготовке военных дирижёров обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Научная задача исследования состоит в педагогическом обосновании совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров на основе создания в военно-музыкальном вузе инновационной творческой среды.
Объектом исследования является профессиональное образование военных дирижёров, а его предметом - сущность, содержание, структура и педагогические пути совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров.
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического анализа и проведения опытно-экспериментальной работы выявить сущность, содержание, структуру и педагогические пути совершенствования процесса профессиональной подготовки военных дирижёров.
Для достижения цели в диссертации решались следующие задачи:
1. Обоснование теоретических и прикладных основ профессиональной подготовки военных дирижёров.
2. Опытно-экспериментальная проверка совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров.
3. Обоснование и апробация основных путей совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров.
Гипотеза исследования состоит в том, что в современных условиях усиливается противоречие между возрастающими требованиями к
профессиональной подготовленности военных дирижёров и преимущественно репродуктивным характером их обучения и воспитания в военно-музыкальных учебных заведениях. Предполагается, что разрешить выявленное противоречие возможно на основе развития профессионально-творческих компетенций курсантов, интенсификации их конкурсной деятельности, а также инновирования педагогической подготовки преподавательского состава.
Методология и методы диссертационного исследования. Методологическую основу исследования составил комплекс подходов: диалектического, позволяющего раскрыть сущность, содержание и структуру процесса совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров в их взаимосвязи и взаимообусловленности; синергетического, предполагающего учет внутренне присущей процессу совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров самоорганизации её компонентов, позволяющей достичь поставленной цели; проблемно-деятелъностного, моделирующего императивы непрерывно и качественно меняющейся военно-музыкальной среды деятельности военного дирижёра; системного, комплексного, прогностического, процессуального, функционального и др.
Для проведения исследования использовались теоретические методы (моделирование, обобщение, синтез, сравнительный анализ и др.) и эмпирические методы (наблюдение, тестирование, интервью, беседа, анкетирование, ранжирование, педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности, метод экспертных оценок и др.).
Теоретическую основу диссертационного исследования составили основные положения теории обучения (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, С. И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, И .Я. Лернер, М.Н. Скаткин, A.B. Барабанщиков, И.А. Алёхин, А.Д. Лазукин, М.А. Лямзин, В.Н. Гуляев, В С. Леднев и др.), теории воспитания (A.A. Аронов, В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов, Н.С. Кравчун,
A.Д. Лазукин, Ю.А. Ленёв, В.А. Сластенин и др.), результаты исследований по проблемам системного подхода и специфики системного анализа педагогического процесса (П.К. Анохин, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов,
B.Д. Шадриков и др.), педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А. Липский, И. П. Подласый и др.), проектирования и моделирования процесса профессиональной подготовки в высшей школе (А.П. Аношкин, В.Н. Гуляев, В.В. Дудулин, А.Д. Лазукин, Ю.О. Овакимян, В.Д. Самойлов и др.), теории педагогического управления образовательным процессом (В.И. Байденко, А.Н. Лейбович, В.И. Марченков, В.И. Соколова, В.Д.Шадриков и др.), музыкальной педагогики (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, И.А. Мусин, A.M. Немирский, Г. М. Цыпин).
Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью методологических и теоретических позиций исследования с требованиями инновационного уровня развития педагогической теории и практики, полнотой рассмотрения предмета исследования, корреляцией его структурных, содержательных и функциональных характеристик, реализацией междисциплинарного подхода к исследованию, а также обеспечена достаточной экспериментальной базой и апробацией результатов, полученных в процессе исследований в Военном университете МО РФ. Изучались материалы профессиональной подготовки дирижёров духового оркестра в Российской академии музыки им. Гнесиных (кафедра дирижирования исполнительских специальностей, класс заслуженного артиста РФ, профессора А. Э. Мишурина) и Московского государственного университета культуры и искусств (кафедра духовых оркестров и ансамблей МГУКИ, класс заслуженного артиста РФ, профессора О. И. Потапова). Общее количество респондентов составило более 200 человек.
Основу опытно-экспериментальной работы составил педагогический эксперимент, осуществлявшийся в три этапа. На первом этапе, подготовительном (2005-2008 гг.), были изучены исторические и литературные источники по проблеме, определены цель и задачи
исследования, сформулированы его объект и предмет, предпринято проектирование авторских решений в сфере исследования, произведен отбор высших учебных заведений для участия в эксперименте, определена гипотеза исследования, проведена организационная работа с участниками опытно-эксперимента. На втором этапе, основном (2008—2010 гг.), реализована экспериментальная проверка исследовательского замысла по совершенствованию профессиональной подготовки военных дирижеров. На основе разработанных критериев и показателей производилась оценка эффективности педагогического процесса профессиональной подготовки военных дирижеров, а также проверка целесообразности и рациональности предложенных путей и условий совершенствования данного процесса, корректировалась программа и методика исследования, проводилась апробация полученных результатов, формулировались предварительные выводы и рекомендации. На третьем этапе, заключительном (2010-2013 гг.), осуществлялась всесторонняя проверка, обработка и обобщение полученных результатов исследования, данные педагогического эксперимента обсуждались на заседаниях предметно-методических комиссий, кафедр, ученого совета, учебно-методических комиссий, формировались основные выводы и практические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки военных дирижеров; выявлялись зависимости в профессиональной подготовке военных дирижеров, обосновывалась системная совокупность педагогических путей совершенствования профессиональной подготовки военных дирижеров в вузе. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу. Материалы исследования отражены в научных статьях общим объемом более 3,0 п. л.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены основные тенденции в развитии профессиональной подготовки военных дирижёров, предполагающие в дореволюционном периоде (1711-1917 гг.) отбор наиболее подготовленных музыкантов для
управления военными оркестрами; в советском периоде (1917-1991 гг.) курсовую подготовку военных дирижёров в музыкальных учебных заведениях и в современном периоде (с 1991 г. по настоящее время) преобладание компетентностного подхода в подготовке военных дирижёров.
2. Обоснованы педагогическая сущность, содержание и структура процесса совершенствования профессиональной подготовки военных дирижеров на основе формирования в военных вузах элементов инновационной творческой среды.
3. Разработана целевая педагогическая программа совершенствования профессиональной подготовки военных дирижёров и функциональная модель её реализации, определены критерии оценки эффективности исследуемого процесса и их конкретные показатели.
4. Экспериментально проверены основные пути совершенствования профессиональной подготовки военных дирижеров: развитие профессионально-творческих компетенций курсантов; интенсификация конкурсной деятельности курсантов; инновирование педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава вуза.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выявленные основные тенденции в подготовке военных дирижёров в ходе 1-го этапа - становление первичных дирижёрских умений, самостоятельное формирование навыков дирижирования, систематическое проведение репетиционной работы в оркестрах и др.; в ходе 2-го этапа -структуризация курсовой подготовки военных дирижёров, создание методических материалов, выявление особенностей управления военным оркестром и др.; в ходе 3-го этапа - разработка общекультурных и профессиональных компетенций военного дирижёра, инновирование содержания их образования, переход на Федеральный государственный стандарт и др.
2. Сущность процесса профессиональной подготовки военных дирижеров, основанная на формировании творческой индивидуальности
курсантов и развитии состязательности в их учебной деятельности.
Содержание профессиональной подготовки военных дирижёров представлено в исследовании в виде системной совокупности профессиональных компетенций военного дирижёра: способности успешно переносить предельные физические и психологические нагрузки военно-дирижёрской деятельности; готовности к ведению профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях; способности к эффективным, в том числе педагогическим коммуникациям; способности к гибкой реализации и трансформации своего педагогического потенциала при решении организационных и педагогических задач управления военно-музыкальным коллективом; способности быть лидером в коллективе; способности непрерывно работать над развитием своих творческих способностей и стремиться к саморазвитию в условиях динамично развивающейся профессиональной среды. Выявленные и генерализированные компетенции нашли своё опосредованное выражение в результатах сравнительного анализа и обобщения сущностных признаков поведения обучающихся в контрольных и экспериментальных группах.
Структура процесса профессиональной подготовки военных дирижёров включает: совокупность субъектов и объектов, целей и задач, выявление новых закономерностей процесса совершенствования профессиональной подготовки военного дирижёра (соответствие уровня процесса целеполагания инновационным требованиям развития военно-музыкальной теории и практики; соответствие уровня подготовленност