автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера
- Автор научной работы
- Круглова, Алла Геннадиевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера"
На правах рукописи
Круглова Алла Геннадиевна
СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ АКТЁРА
13 00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва -2006
Работа выполнена на кафедре режиссуры массовых спортивно- художественных представлений Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель1 кандидат педагогических наук, профессор
Кузьмичева Елена Вячеславовна Официальные оппоненты доктор педагогических наук, профессор
Белов Виктор Иванович доктор педагогических наук, профессор Мовшович Алек Давидович
Ведущая организация: Высшее театральное училище (Институт) им Б.В Щукина
Защита состоится 2006 года в часов
на заседании диссертационного Совета К 311 003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу 105122 г.Москва, Сиреневый бульвар, д.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан » M^a/W 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного Совета, кандидат педагогических наук доцент
Чеботарева И.В
////
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Усилиями выдающихся отечественных педагогов в России создана система подготовки актёров, общепризнанная во всём мире. Одной из составляющих этой системы является методика овладения сценическим движением, в которой дано чёткое определение содержания предмета и основы его преподавания [Вербицкая A.B., Иванов И.С., Шишмарёва Е.С., Кох И.Э., Немеровский А.Б.]. Вместе с тем, дальнейшее развитие театрального искусства в современном мире в совокупности с кинематографом, эстрадой и другими видами театральной деятельности требует новых подходов к повышению уровня подготовленности актёрских кадров. В этой связи специалистами отмечается острая необходимость повышения двигательных возможностей студентов, осваивающих основы актёрского мастерства с целью оснащения их разнообразными двигательными навыками, необходимыми для будущей актёрской деятельности [Чернозёмов К.Н., 1976]. Таким образом, возросший уровень требований к подготовленности актёрских кадров в стране, выдвигает проблему совершенствования методики преподавания предмета «Сценическое движение», в котором были бы реализованы современные знания об особенностях двигательной деятельности человека и достижения теории и методики спорта, это позволяет рассматривать исследования двигательных действий актёра в качестве актуальных.
Объект исследования: Система профессиональной подготовки студентов театральных ВУЗов.
Предмет исследования: Методика преподавания предмета «Сценическое движение» в театральных ВУЗах.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились:
- концепция активного профессионального обучения специалистов в области театрального искусства [Андрачников С.Г., Голубовский Б.Г., Дрознин А.Б., Захава Б.Е., Красовский Ю.М., Морозова Г.В., Немеровский А.Б., Островский А.Н.. Станиславский К.С., Эйзенштейн С.];
- современные представления о содержании, средствах и методах формирования двигательных способностей в процессе физического воспитания [Лях В.И., Матвеев Л.П., Новиков А.Д., Чернов К.Л., Янанис C.B., Архангельский С.Х., Бойко В.В., Талага Е., Журавина М.Л., Менынико
- концепция комплексного подхода к обучению двигательным действиям в процессе физического воспитания [Боген М.М., Бернштейн H.A.. Валик Б.В., Баран-цев СЛ., Столяк И.Н., Белинович В.В., Донской Д.Д., Ильин Е.П.].
Гипотеза. Предполагается, что профессиональная физическая подготовка актёра будет более эффективной, если выявлен характер взаимосвязей между качеством выполнения упражнений по сценическому движению и проявлением двигательных способностей студентов.
Цель исследования. Совершенствование методики преподавания предмета «Сценическое движение».
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему профессиональной подготовки студентов театральных ВУЗов в психолого-педагогической и специальной литературе.
2. Выявить характер взаимосвязей между показателями двигательной подготовленности и качеством выполнения специальных упражнений в программе курса "Сценическое движение".
3. Разработать и экспериментально апробировать методику формирования специальной физической подготовленности актера в процессе освоения учебного курса "Сценическое движение".
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию методики преподавания курса "Сценическое движение" в системе театральных ВУЗов.
Методы исследований. Необходимость решения поставленных задач определила выбор методов исследования, которые смогли бы полностью обеспечить получение объективных данных. В исследовании применялись следующие методы:
1 .анализ специальной литературы;
2.тестирование психофизиологических функций;
3.тестирование двигательных качеств;
■♦.педагогический эксперимент;
5.метод экспертных оценок;
6.анкетный опрос;
7.методы математической статистики.
Организация исследований. Исследование проводилось на кафедре
пластического воспитания актера в Высшем театральном училище (Институте) им. М.С.Щепкина за период с 2002 по 2003 гг.
Научная новизна. Представленные в диссертации положения, полученные на основе экспериментальных исследований двигательных способностей будущих актёров, позволяют научно обосновать методику преподавания дисциплины «Сценическое движение» в творческих ВУЗах. Впервые определен характер взаимосвязей между качеством выполнения специализированных упражнений и показа1елями двигательного тестирования в структуре профессионального образования актёра, а также их значимость в разработке методики преподавания «Сценического движения».
Теоретическая значимость заключается в разработке теоретических и методических подходов, вносящих существенный вклад в теорию театральной педагогики, которые расширяют представление о профессиональной физической подготовке будущего актера.
Практическая значимость, выявленная в процессе исследования динамика совершенствования двигательных качеств будущих актеров, объективизирует методические положения, касающиеся освоения и совершенствования специальных упражнений по сценическому движению, уточняет программные требования к физической подготовленности учащихся театральных ВУЗов.
Положения, выносимые на защиту:
- Рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, реализуемое в процессе совершенствования гибкости, выносливое I и, координации и скоростно-силовых способностей формирует необходимую двигательную основу для успешного формирования профессиональной физической подготовки студентов театральных ВУЗов.
- Характер взаимосвязей между показателями двигательного тестирования и оценкой выполнения специализированных упражнений позволяет повысить эффективность педагогического процесса и способствует повышению профессиональной физической подготовленности будущих актеров.
- Профессиональная физическая подготовка актуальна в структуре освоения сценического движения, и ее усовершенствование требует разработки методики, направлен-
ной на повышение эффективности освоения специальных упражнений с учетом влияния двигательных качеств на точность и выразительность их выполнения.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложения. Иллюстрирована 9-ю таблицами, 42-мя рисунками и 1-ой схемой. Содержание работы изложено на 118-и страницах машинописного текста. Список использованной литературы включает в себя 173 источника, из них 21 на иностранных языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмеи гипотеза, формируются цели и задачи, намечаются методы исследования, излагаются положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость данного исследования.
В первой главе «Предмет «Сценическое движение» в театральном образовании России XIX - XX В.В.», излагаются результаты анализа специальной литературы в системе профессионального обучения актера, историческое становление предмета и его место в театральной педагогике на современном этапе. Анализ специальной литературы позволил определить состояние теоретической и экспериментальной разработанности проблемы пластического воспитания актёра. Выделен материал, отражающий различные точки зрения на данную проблему. Обнаружено отсутствие научного подхода в развитии и совершенствовании психофизического аппарата актёра. В этой связи в аналитическом обзоре конкретизированы проблемы исследования и пути реализации поставленных задач.
Ещё в начале века Станиславский, говоря о своём обучении актёрскому мастерству, замечал, что «...нас не учили нашему искусству. Была беспочвенность и бессистемность. Практические приёмы не проверялись научным исследованием». И в дальнейшем практика театральной школы показывает, что, занимаясь телом актера, ранее никогда не проводились тестирования на предмет выявления уровня развития двигательных и психофизиологических способностей поступивших учащихся на специальность - актёр драматического театра и кино. Поэтому педагогика театральной школы практически не опирается на конкретные данные, полученные путём проведения научного исследования. В этой связи в начале обучения представлялось наиболее
важным произвести замеры по двигательным показателям всех студентов первокурсников, и проанализировать полученные результаты.
При приёме в театральный вуз, абитуриенты проходят пластический тур, на котором выявляются их двигательные способности. Однако, несмотря на то, что при анкетировании все педагоги по мастерству были единодушны в том, что актёр с хорошей пластической подготовкой является востребованным в своей профессии, треть из них указывала на необязательность данного тура.
Таблица 1
Данные анкетного опроса педагогов по мастерству актёра
1. На Ваш взгляд важны ли для будущего актёра такие качества, как сила, гибкость, выносливость, координационные способности? Если «Да», то какие наиболее важные?
Все
10
Гибкость, выносливость, коорди-_нация
Выносливость, координация
1
Координация
1
2. Является ли востребованным в своей профессии актёр с хорошей пластической подготовкой?____
«Да»
15
3. Как часто на занятиях по актёрскому мастерству используются навыки, приобретённые на «Сценическом движении»?
Часто
Скорее часто, чем редко
Редко
8
4. Оцените по 5-ти бальной системе степень необходимости пластического тура при прохождении творческого конкурса в театральном ВУЗе
5 баллов
4 балла
2 балла
1
5. Оцените по 5-ти бальной системе степень влияния предмета «Сценическое движение» на пластическую выразительность актёра.
5 баллов
4 балла
14
1
6. На Ваш взгляд, требует ли предмет «Сценическое движение» усовершенство-
л
вания методики преподавания
«Да»
15
7. Считаете ли Вы, что предмет «Сценическое движение» нацелен на развитие пластической фантазии актёра?
«Да» 14
Скорее «Да», чем «Нет» 1
Вполне очевидно, что его ре- зультаты не учитываются при зачислении в ВУЗ и, естественно, в итоге общий уровень двигательной подготовленности всех первокурсников на начальном этапе обучения, по предмету «Сценическое движение» довольно неоднороден. Для того чтобы выявить физические возможности будущих актёров, в настоящей работе были исследованы двигательные показатели студентов, которые в рамках учебного плана осваивали предмет «Сценическое движение».
В процессе исследования был выявлен уровень физической подготовленности студентов, поступивших на 1-й курс театрального училища (Института) им. М.СЛЦепкина. Анализируя результаты исследований, следует отметить, что показатели тестирования внутри группы испытуемых (всех студентов первокурсников) отличаются по абсолютной величине очень широким разбросом. В этом легко убедиться, взглянув на среднее квадратическое отклонение, которое указывает на неоднородность и значительные различия между испытуемыми. Так, при оценке результатов тестирования гибкости по показателям наклона вперёд на столе, можно отметить (х = 15,77см), что у испытуемого Р.Ф. данный параметр составляет 25см (один из лучших в группе), а у Н.И. - 2см. Схожая картина выявляется и при обсуждении результатов выполнения упражнения «Мост» (по расстоянию между положением стоп и ладоней). Лучший результат составил 24см у студента А.У., а худший - 65,5см у испытуемого К.Р. с учетом х = 48,77см. Данные приведены в таблицах 2, 3.
Для современного актёра совершенствование двигательных способностей крайне необходимо, так как он должен быть подготовлен к решению сложных двигательных задач. Это обстоятельство требует научного подхода к выбору методики и планированию педагогического процесса на начальном этапе обучения в театральном ВУЗе. Полученные результаты легли в основу процесса обучения «Сценическому движению».
Освоение студентами специализированных упражнений, предусмотренных курсом сценического движения, в известной мере, лимитируется существующим уровнем развития физических качеств (таблицы 2,3,4).
Таблица 2
Показатели гибкости у студентов - первокурсников в начале обучения (см)
№ Испытуемый Наклон вперёд на столе Мост Прогиб назад с папкой Шпагат
прямой правой
1 Б. Б. 26 57,7 34,8 47,3 40,7
2 К. И. 18,4 41,6 46,2 21,3 0
3 Р. Ф. 25 26,2 80,1 12 0
4 М. Р. 19,8 56,5 46,4 37.6 8.2
5 М. Ф. 11,2 51,7 39,7 31.4 36.3
6 К. А. 11,1 60,2 31.3 34,3 24,2
7 М. Ш. 18 41,1 45 36,8 2
8 К. Р. 12,9 65,5 36,4 26,2 32,5
9 Н. И. 2 42,7 72,3 28,3 18,5
10 К. А. 15,8 37,9 79,8 31,4 16,8
11 Н.Д. 18,1 51,2 40,9 22,4 20,3
12 С. Р. 9,1 55,3 37,6 29,8 23,4
13 А. У. 17,7 24 72,2 23,9 23,9
14 Б. Р. 14 60,5 37,6 34,9 23,4
15 Р. Р. 18,3 53,6 42,4 17,4 6,1
16 К. Ю. 13,8 57,2 44,7 40,3 17,9
17 Ф. Г. 14,9 65,1 51,6 41,6 30,1
18 А. Г. 16,2 48,4 18,6 51,5 24,4
19 У. Г. 14,9 41,7 47,3 29,5 13,2
20 Р. л. 21,5 39,9 51,5 25,4 20,3
21 И. 3. 12,4 46,2 38,5 38,1 7,4
СРЕДНИЕ 15,77 48,77 47,38 31,50 18,55
а ±5,35 ±11,47 ±16,08 ±9,65 ±11,54
Уровни взаимосвязей, установленные корреляционным анализом между показателями двигательных качеств и экспертной оценкой уровня выполнения упражнений, составляющих предмет «Сценическое движение», указывают на неравноценную значимость двигательных качеств, в структуре содержания курса «Сценического движения».
Эти данные являются важным ориентиром в воспитании качеств не только в рамках одного отдельного занятия, но и при усовершенствовании методической работы над учебным процессом в целом. Так, например, качество выполнения упражнений «Перекат через плечо назад», «Прыжки через стол» и «Стойка на плече», коррелирует с координационными способностями, гибкостью и скоростно-силовой подготовленностью.
Таблица 3
Показатели двигательных качеств у студентов - первокурсников в начале обучения
№ Испытуемый 5ысота выпрыгивания (см.) Прыжок в длину с места (см) | Бег 10 м (сек) Бег 10 м старт из разного положения (сек) Координационный тест на выносливость (колич. раз) Спец. координация (колич. ошибок) 3 кувырка вперёд 0-время) (сек)
с л
1 Ь. Ь. 31 200 2,07 2,59 3,44 25 10 4,03
2 Ф. Г. 24,4 209 2,53 ,2,69 3,07 22 4 4,56
3 А. Г. 17,8 180 2,31 Г 2,9 ^ 4 18 7 5,03
4 К. И. 42,4 230 1,96 2,3 2,81 25 0 3,4
5 Р. Ф. 44,1 217,5 2 2,65 3,19 28 0 3,43
6 М. Р. 35 240,9 1,87 2,59 3,19 25 7 4,34
7 М. Ф. 38,5 236,3 1,97 2,35 2,85 29 0 3,75
8 К. Р. 30,7 211,5 2,06 2,59 3,25 25 10 3,97
9 н. и. 45,6 247,2 1,82 2,32 2,78 35 0 4,44
10 К. А. 31 219,6 2,03 2,47 3,22 27 1 3,56
11 К. А. 42,5 257 1,97 2,37 2,6 27 1 3,16
12 М. Ш. 35,4 245,8 2 2,28 2,37 34 2 2,9
13 У. Г. 20,9 189 2,47 2,82 3,66 22 5 4,85
14 Р. Л. 18,9 188 2,84 3,31 4,03 17 4 5,41
15 И. 3. 16,7 160 2,68 3,15 4,1 24 7 6.12
16 Н.Д. 42,4 285,3 1,66 2,1 2,4 27 0 3,1
17 С. Р. 39,2 259,5 1,75 2,28 2,65 31 1 3
18 19 А. У. 38,2 234,4 2 2,31 3,09 26 0 3,44
Б. Р. 32,8 217,2 1,87 2,53 3,03 16 1 3,8
20 Р. Р. 35,6 252 1,94 2,25 2,65 35 2 3,38
21 К. Ю. 39,6 214,3 2,22 2,35 3,12 28 7 4,16
СРЕДНЕЕ 33,46 223,55 2,10 2,53 3,12 26,48 3.29 3,99
о ±9,03 ±30,16 ±0,31 ±0,31 ±0.50 ±4,75 ±3.45 +0,85
Качество выполнения специализированного упражнения «Падение со сто-
ла», прежде всего, коррелирует с двигательными качествами: координацией (г = - 0,406) и гибкостью (г ~ - 0,529 и г = 0,601). Значимыми для должного уровня выполнения специальных упражнений являются: координационные способности, выносливость, гибкость и скоростно-силовые возможности.
Данные физические качества помогают актёру в быстром осмыслении и точном выполнении поставленной перед ним двигательной задачи. Именно высокий уровень развития психофизических качеств способствует более полной реализации выразительных возможностей актёра.
Таблица 4
Уровни взаимосвязей между показателями двигательных качеств и оценкой выполнения специализированных движений у сту-_ дентов - первокурсников
Экспертная оценка
ТЕСТЫ <« Мостик» из положения стоя Переворот в мостике «Волна» Стойка на голове Стойка на плече Переворот через плечо назад Сед с прямым ногами Падение со стола Прыжки через стол Координация
Простая реакция на увеличение -0.021 -0,148 0.004 0.135 0,166 0,144 0.356 0,132 0,278 0,049
S Реакция выбора с тормозным сигналом 0,163 -0,031 0.094 0.411 0,232 0.365 0 388 0,518 0.343 0,319
э* Сложная реакция для одного объект 0.019 -0.049 0,018 0.140 0,055 -0,182 -0.172 0.062 0.073 0.259
5 < Сложная реакция для дв>х объектов 0,512 0,451 0.347 0,559 0.317 0,273 0.223 0.246 0.149 0.453
bZ S 7 ç < Реакция "переделки" сигналън значения -0.044 -0,039 0,204 0,012 -0.023 -0.207 -0.314 -0.350 -0.117 -0,049
8 ' Стандартная реакция на пересечение 0.028 .0.060 0.129 0.280 0.354 0,453 0,331 0,504 0.248 0.056
s •j С помехой - три уровня на пересечение 0.331 0.375 0.387 0.107 0.184 0.227 -0 095 0.224 -0.029 -0.168
Реакция с >скорением объекта 0.271 0.211 0.087 0,361 0,260 0.283 0,052 0.010 0.013 0,249
Высота выпрыгивания 1С мелом) 0.030 -0.049 0.408 0.375 0,438 0,241 0.243 0.294 0,750 0,633
Прыжок в длину с места 0.200 0,006 0,488 0,409 0,728 0.728 0.350 0,392 0,460 0310
Бег 10 м -0.041 0.071 -0.315 -0.217 -0,520 -0.118 -0.207 -0.147 -0.154 -0,451
< Бег 10 м старт из разного сидя -0.008 0.163 -0,264 -0,432 -0,575 -0,413 -0.311 -0.303 -0.448 -0347
H исходного потожения лбжа -0.146 0.028 -0,439 •0,548 -0,745 -0,581 -0,499 -0.396 -0,427 -0380
< Координационный тест на выносливость 0.042 -0 163 0.174 0.253 0,438 0,463 0,549 0.293 0.314 0.346
Специальная координация -0,420 -0.236 -ОЛЮ -0,790 -0,761 -0,700 -0.704 -0,406 -0.398 -0,985
Ь Три к>вырка вперед (1 - время) -0,053 0.019 -0.130 -0,392 -0,519 -0,523 -0.447 -0,277 -0.460 -0.504
Наклон вперед на столс -0.024 0.173 -0.152 -0.325 -0.145 -0.234 0,532 -0.268 -0.097 -0.234
e: Мостик (тест) -0,708 -0,660 -0,568 -0,590 -0,578 -0,546 -0 307 -0329 -0.561 -0,650
Прогиб нагад с палкой 0,675 0372 0,579 0,500 0,554 0,458 0.256 0,601 0,590 0.421
Шпагат а - прямой -«,434 -0.336 -0.160 -0,501 -0,663 -0,715 -0,576 -0.3% -0.606 -0,564
б - правой -0,578 -0,426 -0.343 -0,458 -0,651 -0,499 -0 209 -0.202 -0.328 -0,327
Статистически значимые коэффициенты корреляции выделены жирным шрифтом
Анализ исследований показал достаточно высокую значимость взаимосвязей между выполнением специализированных упражнений и тестами на координацию, гибкость и скоростно-силовые качества. Практика показывает взаимосвязи в достижении определённых результатов по показателям двигательных качеств и процессом обучения специализированным упражнениям. Вполне очевидно, что развивать координацию, гибкость и скоростно-силовые способности необходимо на протяжении всего курса «Сценическое движение». Именно высокий уровень развития психофизических качеств, а не владение некоторым количеством частных навыков, повышает выразительные возможности актёра, гарантирует ему мышечную свободу и богатство пластических форм, - словом, превращает его телесный аппарат в «телесный аппарат воплощения» [Дрознин А.Б., 2004]
- Подготовительная часть Условные обозначения: Г ] - Основная часть
I___I
ШИЛ . Заключительная часть
Рис. 1. Распределение времени занятия по предмету «Сценическое движение» по традиционной методике обучения Анализ традиционной системы обучения сценическому движению показал отсутствие научно-обоснованного подхода в использовании физических упражнений для воспитания различных двигательных качеств. Методические основы занятий по сценическому движению в театральном институте в начальной стадии обу-
чения строились по следующей схеме (рис.1): - двадцать пять процентов от всей продолжительности урока уделялось подготовительной части, которая включала в себя комплекс обгцеразвивающих упражнений для подготовки мышц, связок и сухожилий к предстоящей работе.
Далее - 70% времени отводилось основной части занятия, из которых 10% посвящалось подводящим упражнениям к акробатическим элементам, 50% -акробатическим и гимнастическим упражнениям и 10% времени - специальной координации. Пять процентов от общей продолжительности занятия отводилось заключительной части, в которой выполнялись упражнения на восстановление дыхания и расслабление мышц.
Нельзя не согласиться с авторитетным утверждением, что: «Тело артиста должно быть подчинено законам движения на сцене» [Мейерхольд В.Э., 1918]. Однако, прежде чем подчинить тело актёра сценическим законам движения, следует его воспитать и подготовить для сцены. Уровень физической подготовленности учащихся в театральном ВУЗе в известной мере определяет успешность освоения предмета «Сценическое движение». От проявления двигательных качеств зависит и процесс освоения двигательных навыков будущих актёров.
Практика театральной педагогики по сценическому движению показывает, что улучшение координационных способностей повышает возможности освоения специальных сценических навыков, и вполне очевидно, что хорошая физическая подготовленность - это путь к развитию пластической выразительности актёра. Вот почему совершенствование двигательных способностей будущих актёров представляется важным в процессе их обучения в театральном ВУЗе.
Совершенствование физических качеств необходимо не только для стабильного выполнения специальных упражнений, предназначенных для формирования двигательной техники актёра, но и для обретения мышечной свободы, для расширения диапазона его выразительных возможностей.
В Высшем театральном училище (Институте) им. М.С.Щепкина на 1-ом курсе актёрского отделения проводился педагогический эксперимент. Для научного исследования были взяты те показатели, которые характеризовались значимыми корреляционными связями между двигательными качествами и оценкой выполне-
ния специализированных упражнений, составляющих содержание предмета «Сценическое движение». В рамках педагогического эксперимента мы выделили контрольную и экспериментальную группы. Обе группы осваивали базовый программный материал. В процессе занятий с контрольной группой мы не ставили задачи на узконаправленное формирование и развитие двигательных качеств, как влияющих на уровень специализированной подготовки актёра. Поэтому результаты контрольной группы следует оценивать с точки зрения результатов обычной учебной группы. У студентов экспериментальной группы подготовительная часть занятий проводилась таким образом, чтобы время в полном объёме использовалось для целенаправленного развития одного из двигательных качеств на каждом из них. Учитывая, что многие упражнения имеют комплексный комбинированный характер воздействия на развитие двигательных качеств, мы выделили для экспериментальной группы специальные комплексы упражнений, коррелирующие с выполнением специализированных упражнений по сценическому движению, имеющие более точную двигательную направленность. «Аппарат воплощения» актёра должен быть настроен на выполнение любых физических действий.
Выполнение нужного физического действия вследствие правильной оценки сценической ситуации, характеризует понягие - ловкость актёра, рассматриваемого в виде совокупности проявлений специальных координационных способностей.
Координационные способности, во многом определяют успешность творческой двигательной деятельности актёра, поэтому для развития специализированной координации применялся комплекс упражнений, который входил в программу по «Сценическому движению».
Экспериментальной группе предлагались упражнения для развития специальной координации, выполняемые в определённой последовательности. В подготовительной части координационный блок занимал 5% времени, в начале основной части - 7%, а в финале ему отводилось 6%. На рисунке 2 показано в каком соотношении находятся упражнения на специальную координацию к общей продолжительности занятия по «Сценическому движению». В подготовительной части урока 18% времени посвящалось совершенствованию одного конкретного физического качества.
; 2Л\ - Подготовительна» часть Условные обозначения' ^ j . Основная часть
- Заключительная часть
Рис. 2. Распределение времени занятая по предмету «Сценическое движение» по экспериментальной методике обучения
Так как юноши более стабильно посещали занятия по «Сценическому движению», чем девушки, которые в свою очередь были часто заняты в театре и кино и в связи с этим пропускали занятия, - контрольная и экспериментальная группы были составлены только из молодых людей, поступивших на первый курс, средний возраст коюрых составлял 17-20 лет. На начальном этапе обучения сценическому движению контрольная и экспериментальная группы были практически идентичны.
Экспериментальная проверка эффективности избранной методики преподавания на этапе развития психофизических качеств, направленных на формирование пластической выразительное!и актёра, свидетельсшус! о том, что испытуемые значительно улучшили параметры выполнения упражнений по всем двигательным качествам. Сопоставление данных экспериментальной и контрольной групп, учи-
тывая их достоверность, позволяет утверждать, что занимающиеся в экспериментальной группе значительно улучшили свои показатели на начальном этапе эксперимента, как по отношению к собственным данным, так и по отношению к данным контрольной группы. Полученные данные приведены в таблицах 5,6.
Анализ показателей двигательных качеств контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента, дает возможность оценить степень влияния реализации педагогических задач в экспериментальной группе.
На основе результатов педапн ического эксперимента представлена положительная динамика двигательных качеств у студентов 1 -го курса драматического отделения и уровень связей параметров физической подготовленности с оценкой выполнения специализированных упражнений.
ВЫВОДЫ
1. Проведённый анализ педагогической и театральной литературы по проблеме исследования показал, что методика преподавания "Сценического движения" нуждается в подведении научной базы, в которой были бы реализованы современные знания и достижения теории и методики физической культуры и спорта, что в настоящее время весьма актуально.
2. Опрос специалистов, в театральных ВУЗах показал, что у респондентов нет единого подхода к профессиональному физическому воспитанию актера и месту дисциплины "Сценическое движение" в его структуре. Вместе с тем, уровень двигательной подготовленности учащихся, напрямую зависи I от методики преподавания дисциплины "Сценическое движение". Следовательно, современные требования, предъявляемые к развитию театрального искусства, должны содержать научно-обоснованные положения о необходимости достижения стабильно высокого уровня их показателей двигательной подготовленности выпускников театральных ВУЗов.
Таблица 5
Показатели тестирования двигательных и психофизиологических качеств студен-
тов - первокурсников до проведения педагогического эксперимента.
ТЕСТЫ Контрольная (п = 8) Экспериментальная (п = 8) р
X Ох У а5
Высота выпрыгивания (см) 38,21 + 3,44 37,29 ±6,22 >0,05
Прыжок в длину с места (см) 245,69 ± 23,46 225.38 ± 15.99 >0,05
Бег 10 м (сек) 1,93 ±0,17 1,97 ±0,09 >0,05
Бег 10 м старт из разно- Сидя 2,31 ±0,12 2,48 ±0,14 >0,05
3 § У з го положения(сек) Лёжа 2,74 ±0,30 3,09 ±0.24 >0,05
Координационный тест на выносливость (кол-во раз за 1 мин) 29,25 ±3,62 27,38 ±3,46 >0,05
и 3 X л Спец. координация (кол-во ошибок за 1 - мин) 1,75 ±2,25 3.50 ±4,66 < 0,05
1= Три кувырка вперёд (сек) 3,37 ±0,43 3,87 ±0,40 >0,05
X а Е5 Наклон вперёд на столе (см) 15.60 ±3,20 14,95 ±8.93 >0,05
Мост (см) 47,60 ± 12,31 49,2 ± 12,15 >0,05
Прогиб назад с палкой (см) 50,03 ± 16,40 47,8 ± 18,72 >0,05
Шпагат (см) прямой; 29,61 ±7,85 29.68 ± 10,60 >0,05
правой 16,73 ±8,32 21,6 ± 17,10 <0.05
Простая реакция на увеличение объекта (милл/сек) 244,65 ± 140.18 225,69 ± 75,26 >0,05
ев 6 4> У я к Реакция выбора с тормозным сигналом (милл/сек) 512.11 ± 122,10 496,20 ± 59,75 >0,05
Сложная реакция для одного объекта (милл/сек) 348,64 + 119,58 346,10 + 64.47 >0,05
X ж У Сложная реакция для двух обьектов (милл/сек) 363,83 ± 75,60 423.36 ±129,17 <0,05
X и о § Реакция "переделки" сигнального значения (милл/сек) 426,35 ± 98,28 455,86 ± 54,05 <0,05
•в- § Антиципирующая реакция на пересечение (милл/сек) 21,63 ± 10,53 25.24 + 5.66 >0.05
и с С помехой - три уровня на пересечение (милл/сек) 17,34 ±6.23 27.76 + 11,41 <0,05
С ускорением объекта (милл/сек) 58,58 ±22,51 75,34 ±33.53 <0.01
Таблица 6
Показатели тестирования двигательных и психофизиологических качеств студентов - первокурсников после проведения педагогического эксперимента.
ТЕСТЫ Контрольная (п = 8) Экспериментальная (п = 8) р
X Ох У
Высота выпрыгивания (см) 44,46 ±7,00 50,61 ±4.34 <0,05
Прыжок в длину с места (см) 250,23 ± 24.69 255,21 ± 20.03 >0.05
Бег 10 м (сек) 1,86 ±0,12 1.75 ±0.10 >0,05
3 Бег 10 м старт из разно- Сидя 2,21 ±0,14 2,17 ±0.14 >0,05
8 У го положения (сек) Лёжа 2,61 ±0,30 2,44 ±0,23 <0,05
К и 2 Координационный тест на выносливость (кол-во раз за 1 мин) 30,75 ±2,92 34,25 ±2,12 <0,05
л I Спец. координация (кол-во ошибок за 1 мин) 0,75 ± 1,04 0,50 ±0,76 >0,05
X т Ч Три кувырка вперёд (сек) 3,22 + 0,25 3.17 ±0,32 <0,05
Наклон вперед на столе (см) 20,23 + 3,48 23,91 ±2,90 <0,05
Мост (см) 39,63 ±11,39 33,34 ±7.26 >0,05
Прогиб назад с палкой (см) 56,96 ± 15,14 63,29 ± 13.15 <0,01
Шпагат (см) прямой, 20,2 ±8,03 11,51 ±5,25 >0,01
правой 8,36 ±7,88 2,15 ±2,36 <0,01
Простая реакция на увеличение (милл/сек) 224,3 ±71,80 254,88 ± 112,44 >0.05
£ Реакция выбора с тормозным сигналом (милл/сек) 409,76 ±64,36 471,05 ± 80,40 <0,05
V Т о X и т Сложная реакция для одного объекта (милл/сек) 335,95 ±68,18 355.51 ±97.10 >0.05
Сложная реакция для двух объектов 384,95 ±51,46 385.51 ±27,81 >0,05
* о с; ? Реакция "переделки" сигнального значения (милл/сек) 413,65 ± 76,80 447,48 ±49,07 <0.05
£ 1 Антиципирующая реакция на пересечение (милл/сек) 15,50 ±7,02 25,45 ±6.21 <0.05
и с С помехой - три уровня на пересечение (милл/сек) 20,29 ± 12,75 26,81 ± 11,45 >0.05
С ускорением объекта (милл/сек) 59,3! ±34,42 69,49 ± 34,43 >0.05
3. Выявлен характер взаимосвязей между показателями двигательной подготовленности и качеством выполнения специальных упражнений, коррелирующий со всеми параметрами выполнения специализированных упражнений предмета "Сценическое движение". К значимым для профессионального выполнения специальных упражнений двигательным качествам относятся: координационные способности, скоростно-силовые возможности, выносливость, гибкость. Развивая и совершенствуя все перечисленные качества, можно совершенствовать процесс формирования пластической выразительности актёра.
4. По данным исследования скоростно-силовые возможности коррелируют почти со всеми параметрами, отражающими качество выполнения специализированных упражнений: "Высота выпрыгивания" (тест) и специальное упражнение "Прыжки через стол" г = 0,750; "Бег 10 м старт из положения - лёжа" и специальные упражнения: "Перекат через плечо назад" г = -0,581; "Сед с прямыми ногами" г = -0,499; "Прыжки через стол"г = -0,427.
5. На начальном этапе обучения гибкость существенно влияет на качество выполнения специализированных упражнений. Выявлено, что при выполнении специального упражнения на проявление скоростно-силовых качеств "Прыжки через стол", учащиеся, обладающие хорошей гибкостью, получали более высокие оценки (г = 0,590, г = -0,682). И, наоборот, хорошая оценка при выполнении данного упражнения обусловлена скоростно-силовыми способностями "Высота выпрыгивания" (г =0,750).
6. К эффективным средствам, обеспечивающим высокий уровень формирования пластических способностей студентов театрального института относятся тренинговые упражнения, условно разбитые на 6 групп: упражнения на совершенствование: - двигательных реакций, быстроты, гибкости, скоростно-силовых возможностей, выносливости, координационных способностей.
7. Рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки в совокупности с совершенствованием гибкости, выносливости и скоростно-силовых возможностей, а также при преимущественном акценте на специальную координацию, формирует необходимую двигательную основу для успешного освоения специализированных упражнений. Отмеченное в результате внедрения экспериментальной методики улучшение показателей двигательной координации, гибко-
ста и скоростно-силовых способностей студентов необходимо рассматривать как важную предпосылку эффективности технической подготовленности на дальнейших этапах обучения пластическим дисциплинам, а также становления мастерства актёра.
8. В результате педагогического эксперимента, экспериментальная группа значительно улучшила уровень физической подготовленности, как относительно себя, так и относительно контрольной группы, благодаря специальному комплексу упражнений, применённому в разных частях урока и направленному на совершенствование двигательных качеств. По всем показателям двигательных тестов у экспериментальной группы прослеживается положительная динамика. Можно заклю- ' чить, что применённый подход к совершенствованию двигательных качеств эффективен для методики обучения сценическому движению в различных театральных ВУЗах.
9. Поскольку "пластический тур" считается не обязательным при наборе абитуриентов в Высшее театральное учебное заведение, то имеет место неоднородный уровень подготовленности учащихся на начальном этапе обучения сценическому движению. При этом все программы специализированной подготовки будущего актёра ориентированы на групповое обучение. Вследствие этого, замедляется процесс совершенствования двигательных возможностей, а также освоения и формирования сценических навыков. Наряду с этим, тормозится обучение двига-тельно-одарённых студентов. Таким образом, наличие пластического тура при приёме в театральный ВУЗ надо расценивать как важное условие для проверки физической подготовленности поступающих.
Список работ, опубликованных по теме диссертации.
1. Дрознин А.Б., Круглова А.Г. и др. Физический тренинг актера по методике Дрознина. - М.:ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004. - 160с., ил.
2. Дрознин А.Б., Круглова А.Г. и др Сценическая акробатика в физическом тренинге актёра по методике А.Дрознина. - М.:ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»). 2005,- 176с., ил.
Тираж 100 экз. Объем 0,8 п.л. Номер заказа 296 Отпечатано в ООО «Принт Центр». 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4.
mí
p¿ . i з 4 1
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Круглова, Алла Геннадиевна, 2006 год
ВВЕДЕНИЕ.
I ПРЕДМЕТ «СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ» В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ XIX - XX В.В.
1.1 .Сценическое движение в структуре театрального образования.
1.2 .Психические и двигательные качества.
1.3 .Место сценического движения в системе подготовки актёра.
1.4 .Педагогика сценического движения.
II ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ.
2.1 .Рабочая гипотеза и задачи исследования.
2.2 .Методы исследований.
2.2.1 анализ специальной литературы.
2.2.2 псхофизиологическое тестирование.
2.2.3 тестирование двигательных качеств.
2.2.4 педагогический эксперимент.
2.2.5 метод экспертных оценок.
2.2.6 анкетный опрос.
2.2.7 методы математической статистики.
III ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ АКТЁРОВ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.
3.1 .Показатели двигательного тестирования.
3.2 .Психофизиологические показатели студентов.
3.3 .Уровни взаимосвязей между качеством выполнения специальных упражнений и двигательными показателями.
IV НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ).
4.1 .Задачи и методика педагогического эксперимента.
4.2 .Практическая реализация средств специализирования двигательных качеств у актёров драмы.
V ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ВЫВОДЫ.1.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Сценическое движение в структуре профессиональной физической подготовки актера"
Актуальность. Усилиями выдающихся отечественных педагогов в России создана система подготовки актёров, общепризнанная во всём мире. Одной из составляющих этой системы является методика овладения сценическим движением, в которой дано чёткое определение содержания предмета и основы его преподавания /28,67,82,83,102,151/. Вместе с тем дальнейшее развитие театрального искусства в современном мире в совокупности с кинематографом, эстрадой и другими видами театральной деятельности требует новых подходов к повышению уровня подготовленности актёрских кадров. В этой связи специалистами отмечается острая необходимость повышения двигательных возможностей студентов, осваивающих основы актёрского мастерства с целью оснащения их разнообразными двигательными навыками, необходимыми для будущей актёрской деятельности /145,147/. Таким образом, возросший уровень требований к подготовленности актёрских кадров в стране, выдвигает проблему совершенствования методики преподавания предмета «Сценическое движение», в котором были бы реализованы современные знания об особенностях двигательной деятельности человека и достижения теории и методики спорта, это позволяет рассматривать исследования двигательных действий актёра в качестве актуальных.
Объект исследования. Система профессиональной подготовки студентов театральных ВУЗов.
Предмет исследования. Методика преподавания предмета «Сценическое движение» в театральных ВУЗах.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились:
- концепция активного профессионального обучения специалистов в области театрального искусства [Андрачников С.Г., Голубовский Б.Г.,
Дрознин А.Б., Захава Б.Е., Красовский Ю.М., Морозова Г.В., Немеровский А.Б., Островский А.Н., Станиславский К.С., Эйзенштейн С.];
- современные представления о содержании, средствах и методах формирования двигательных способностей в процессе физического воспитания [Лях В.И., Матвеев Л.П., Новиков А.Д., Чернов К.Л., Янанис C.B., Архангельский С.Х., Бойко В.В., Талага Е., Журавина М.Л., Меньшикова Н.К.];
- концепция комплексного подхода к обучению двигательным действиям в процессе физического воспитания [Боген М.М., Бернштейн H.A., Валик, Баранцев С.А., Столяк И.Н., БелиновичВ.В., Донской Д.Д., Ильин Е.П.].
Рабочая гипотеза. Предполагается, что профессиональная физическая подготовка актёра будет более эффективной, если выявлен характер взаимосвязей между качеством выполнения упражнений по сценическому движению и проявлением двигательных способностей студентов.
Цель. Совершенствование методики преподавания предмета «Сценическое движение».
Научная новизна. Представленные в диссертации положения, полученные на основе экспериментальных исследований двигательных способностей будущих актёров, позволяют научно обосновать методику преподавания дисциплины «Сценическое движение» в творческих ВУЗах. Впервые определен характер взаимосвязей между качеством выполнения специализированных упражнений и показателями двигательного тестирования в структуре профессионального образования актёра, а также их значимость в разработке методики преподавания «Сценического движения».
Теоретическая значимость заключается в разработке теоретических и методических подходов, вносящих существенный вклад в теорию театральной педагогики, которые расширяют представление о профессиональной физической подготовке будущего актера.
Практическая значимость. Выявленная в процессе исследования динамика совершенствования двигательных качеств будущих актеров, объектавизирует методические положения, касающиеся освоения и совершенствования специальных упражнений по сценическому движению, уточняет программные требования к физической подготовленности учащихся театральных ВУЗов.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, реализуемое В процессе совершенствования гибкости, выносливости, координации и скоростно-силовых способностей формирует необходимую двигательную основу для успешного формирования профессиональной физической подготовки студентов театральных ВУЗов.
- Характер взаимосвязей между показателями двигательного тестирования и оценкой выполнения специализированных упражнений позволяет повысить эффективность педагогического процесса и способствует повышению профессиональной физической подготовленности будущих актеров.
- Профессиональная физическая подготовка актуальна в структуре освоения сценического движения, и ее усовершенствование требует разработки методики, направленной на повышение эффективности освоения специальных упражнений с учетом влияния двигательных качеств на точность и выразительность их выполнения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
ВЫВОДЫ
1. Проведённый анализ педагогической и театральной литературы по проблеме исследования показал, что методика преподавания "Сценического движения" нуждается в подведении научной базы, в которой были бы реализованы современные знания и достижения теории и методики физической культуры и спорта, что в настоящее время весьма актуально.
2. Опрос специалистов, в театральных ВУЗах показал, что у респондентов нет единого подхода к профессиональному физическому воспитанию актера и месту дисциплины "Сценическое движение" в его структуре. Вместе с тем, уровень двигательной подготовленности учащихся, напрямую зависит от методики преподавания дисциплины "Сценическое движение". Следовательно, современные требования, предъявляемые к развитию театрального искусства, должны содержать научно-обоснованные положения о необходимости достижения стабильно высокого уровня их показателей двигательной подготовленности выпускников театральных ВУЗов.
3. Выявлен характер взаимосвязей между показателями двигательной подготовленности и качеством выполнения специальных упражнений, коррелирующий со всеми параметрами выполнения специализированных упражнений предмета "Сценическое движение". К значимым для профессионального выполнения специальных упражнений двигательным качествам относятся: координационные способности, скоростно-силовые возможности, выносливость, гибкость. Развивая и совершенствуя все перечисленные качества, можно совершенствовать процесс формирования пластической выразительности актёра.
4. По данным исследования скоростно-силовые возможности коррелируют почти со всеми параметрами, отражающими качество выполнения специализированных упражнений: "Высота выпрыгивания" (тест) и специальное упражнение "Прыжки через стол" г = 0,750; "Бег 10 м старт из положения - лёжа" и специальные упражнения: "Перекат через плечо назад" г = -0,581; "Сед с прямыми ногами" г = -0,499; "Прыжки через стол" г = -0,427.
5. На начальном этапе обучения гибкость существенно влияет на качество выполнения специализированных упражнений. Выявлено, что при выполнении специального упражнения на проявление скоростно-силовых качеств "Прыжки через стол", учащиеся, обладающие хорошей гибкостью, получали более высокие оценки (г = 0,590, г = -0,682). И, наоборот, хорошая оценка при выполнении данного упражнения обусловлена скоростно-силовыми способностями "Высота выпрыгивания" (г = 0,750).
6. К эффективным средствам, обеспечивающим высокий уровень формирования пластических способностей студентов театрального института относятся тренинговые упражнения, условно разбитые на 6 групп: упражнения на совершенствование: - двигательных реакций, быстроты, гибкости, скоростно-силовых возможностей, выносливости, координационных способностей.
7. Рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки в совокупности с совершенствованием гибкости, выносливости и скоростно-силовых возможностей, а также при преимущественном акценте на специальную координацию, формирует необходимую двигательную основу для успешного освоения специализированных упражнений. Отмеченное в результате внедрения экспериментальной методики улучшение показателей двигательной координации, гибкости и скоростно-силовых способностей студентов необходимо рассматривать как важную предпосылку эффективности технической подготовленности на дальнейших этапах обучения пластическим дисциплинам, а также становления мастерства актёра.
8. В результате педагогического эксперимента, экспериментальная группа значительно улучшила уровень физической подготовленности, как относительно себя, так и относительно контрольной группы, благодаря специальному комплексу упражнений, применённому в разных частях урока и направленному на совершенствование двигательных качеств. По всем показателям двигательных тестов у экспериментальной группы прослеживается положительная динамика. Можно заключить, что применённый подход к совершенствованию двигательных качеств эффективен для методики обучения сценическому движению в различных театральных ВУЗах.
9. Поскольку "пластический тур" считается не обязательным при наборе абитуриентов в Высшее театральное учебное заведение, то имеет место неоднородный уровень подготовленности учащихся на начальном этапе обучения сценическому движению. При этом все программы специализированной подготовки будущего актёра ориентированы на групповое обучение. Вследствие этого, замедляется процесс совершенствования двигательных возможностей, а также освоения и формирования сценических навыков. Наряду с этим, тормозится обучение двигательно-одарённых студентов. Таким образом, наличие пластического тура при приёме в театральный ВУЗ надо расценивать как важное условие для проверки физической подготовленности поступающих.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ АКТЁРАМ ДРАМЫ
Существенными задачами являются развитие навыков самостоятельной работы, формирование умения творчески работать в предлагаемых обстоятельствах, весьма важно учить студентов самим находить и формулировать проблемы возникающие в процессе обучения. Современные требования к уровню проявлений двигательных способностей актёра достаточно высоки, и решение этой проблемы невозможно без создания научно обоснованной системы направленного развития, дальнейшего совершенствования двигательных качеств актёров на этапе подготовки. Исходя из проведённых нами исследований, представляется целесообразным предложить специалистам следующие рекомендации.
1. Методика преподавания предмета «Сценическое движение» должна содержать в себе упражнения в большей мере, развивающие и совершенствующие координационные способности, гибкость, выносливость и скорост-но-силовые возможности, что представляется значимым в подготовке актёра в структуре профессионального физического образования. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на занимающихся и обеспечивали развитие основных физических качеств. Упражнения должны способствовать овладению умением управлять своими движениями. Перед началом обучения следует выявить уровень физических качеств учеников и если он недостаточен для освоения запрограммированных двигательных действий, спланировать необходимый период предварительной физической подготовки /16/.
Для развития специальной координации следует применять: упражнения, в которых сочетаются ассиметричные движения конечностями, перекрестная смена положений, нарушение привычных сочетаний движений, совмещение строго обозначенных движений конечностями с ходьбой, поворотами, а также с применением лексики танцевальных движений. Рекомендуется усложнять задачи по мере освоения координационного упражнения. Необходимо сохранять внимание на достаточном уровне даже при исполнении самых простых упражнений и сохранять его после выполнения наиболее трудных элементов /79/.
Для развития активной гибкости:
1. Свободные, плавные движения отдельными частями тела (наклоны, повороты, вращения туловища; сгибания-разгибания, отведения-приведения, повороты, вращения в суставах конечностей).
2. Статическое удержание максимально достигнутой амплитуды;
3. Пружинные движения;
4. Махи.
Для развития пассивной гибкости:
1. Движения, выполняемые за счёт силы тяжести собственного тела или его частей (опускание в шпагат, движения в смешанных висах и т.п.)
2. Движения, выполняемые за счёт силы других частей тела с использованием самозахватов или дополнительной опоры (притягивание руками туловища к ногам или ноги к груди и т.п.)
3. Движения, выполняемые с активной помощью партнёра. Все пассивные упражнения выполняются с особой осторожностью, медленно и плавно.
Используя упражнения на гибкость, следует помнить, что гибкость должна быть в оптимальном соотношении с мышечной силой, так как недостаточное развитие мышц, окружающих суставы, может привести к их чрезмерной подвижности и соответствующим нарушениям движений тела в целом. Перед упражнениями на растягивание рекомендуется проделать несколько разогревающих упражнений.
Повышение уровня выносливости осуществлялся применением кроссового бега в переменном темпе, бега спиной вперёд, прыжки с приставными г шагами, прыжки через гимнастическую скамейку, выпрыгивание вверх сгибая ноги вперёд, бег со сменой направления и т.п., а также применением специальных пластических и акробатических схем.
Также следует обучать приёмам страховки и самостраховки, владение которыми делает учащихся более уверенными /16/.
Уровень скоростно-силовых качеств повышается на основе применения разнообразных прыжково-беговых упражнений, в том числе многоско-ков, прыжков в высоту, приседаний на одной ноге, прыжков в стороны с ноги на ногу и т.п.
В процессе занятий по физической подготовке должны иметь место также и упражнения на расслабление мышц. Расслабление как способность произвольно уменьшать избыточный тонус мышц, непроизвольное их напряжение /141/.
2. Так как все программы специализированных дисциплин на сегодняшний день ориентированы на групповое обучение, необходимо учитывать результаты двигательного тестирования на пластическом туре при приёме в театральный ВУЗ. И при прочих равных условиях руководствоваться полученными данными. В этом случае можно будет рассчитывать на относительную однородность уровня подготовки учащихся на начальном этапе обучения. А, следовательно, повысить эффективность всех программ специализированных дисциплин и соответственно общий уровень актёрской подготовки будет значительно выше.
3. При выполнении упражнений на совершенствование двигательных качеств актёров, необходимо учитывать, в каком состоянии учащиеся приходят на занятия по сценическому движению. Иногда это происходит после сложных показов по актёрскому мастерству или пластических дисциплин. В этом случае во время разминки рекомендуется уделять больше внимания работе над пассивной гибкостью, чем, например, совершенствованию выносливости.
4. Так как специальная координация является одним из основных качеств актёра, которое следует развивать на протяжении всего курса «Сценического движения», то рекомендуется методически выстраивать занятие следующим образом: В подготовительной части, координационный блок должен занимать 5% времени, в начале основной части - 7%, а в финале ему отводить 6%. На рисунке 2 показано в каком соотношении находятся упражнения на специальную координацию к общей продолжительности занятия по «Сценическому движению».
Спец. координация
38%
Совершенствование ОРУ физического 11% качества
18%
Спец.координация 5%
Подводящие упражнения 10% координация 7%
Условные обозначения
- Подготовительная часть
- Основная часть
- Заключительная часть Рис. 2. Распределение времени занятия по предмету «Сценическое движение» по экспериментальной методике обучения
В подготовительной части урока 18% времени уделяется совершенствованию одного конкретного физического качества.
Рекомендуется включать в подготовительную часть урока специализированные двигательные упражнения на координацию, преследующие цель сконцентрировать внимание на своём психофизическом аппарате. Например, упражнения циклического характера с перекрестной координацией: И.П. -О.С. 1-4 круга руками: правой вперёд, левой - назад, 5 - 8: то же в другую сторону. Также различные варианты этого же упражнения: со сменой ритма, с подскоками, прыжками, вальсовым ходом и т.д. Например, следует включать в основную часть урока - координационный блок состоящий из партерных упражнений, которые требуют изменения положения тела в пространстве относительно исходного вертикального положения.
Таким образом, развитие отдельных двигательных способностей проходит сквозь всю пластическую подготовку будущих актёров, а рациональная и научно - обоснованная методика воспитания, педагогически оправдана и служит соответственно целям, задачам и особенностям этапа становления творческой личности. Продолжая мысль Л.С.Выготского о том, что - можно не только талантливо мыслить и чувствовать /32/, мы говорим о том, что можно научиться талантливо двигаться.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Круглова, Алла Геннадиевна, Москва
1. Андрачников С.Г. Сценическая пластика.- М: МГИК, 1990. 76с.
2. Анохин А.К. Волевая гимнастика. Психофизиологические движения.-Харьков.: Пролетарий, 1926. 43с.
3. Анохин П.К. От Декарта до Павлова. М.: Медгиз, 1945. - 109с.
4. Архангельский С.Х. Материалы по методике телесных упражнений. -СПб.: Б.и., 1911.-65с.
5. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223с.
6. Ашмарин Б.А., Васильев H.H., Амбросов В.А. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. JI.: ЛГУ, 1971.-78с.
7. Баранова З.М., Суслаков Б.А. Основы статистики: корреляционный анализ. М.: Б.и., 1978. - 25с.
8. Баранцев С.А., Столяк И.Н. Совершенствование основных видов движений. //Физкультура в школе №5, 2000. - С.29-31.
9. Башлыков И.П., Казиев М.Х. Оценка точности двигательных действий. М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 20с.
10. Ю.Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1958. - 262с.
11. П.Белинович В.В. Принципы и методы обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания: Афтореф. дис. .докт.пед.наук. -М.: 1959.-32с.
12. Бернпггейн H.A. Избранные труды по биомеханике и кибернетике. М.: СпортАкадемПресс, 2001. - С.7.
13. Бернштейн H.A. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.-288с.
14. Бернштейн H.A. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. - 254с.
15. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 349с.
16. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985.-С.69,71.
17. Боген М.М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия // ТиПФК. 1996. -№7. - 6-9с.
18. Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Акад.пед.наук РСФСР, 1959. - 347с.
19. Бойко В.В. Целенаправленное развитие, двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144с.
20. Бойченко С.Д., Карсенко E.H., Леонов В.В, Смотрицкий A.JI. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке. // ТиПФК 2003. - №8. - с. 15-18.
21. Будилова Е.А. Учение Сеченова об ощущениях и мышлении. М.: АНСССР, 1954. - 208с.
22. Бутенко Э. Имитационная теория сценического перевоплощения. М.: «Культурно-просветительский центр «Прикосновение», 2004. - С.62.
23. Бутовский А.Д. Образовательные свойства телесного упражнения: Сведения необходимые для преподавания всякого рода физической работы. М.: Тип. Главного управления уделов, 1910. - 20с.
24. Быховская И.М. «Быть телом» «Иметь тело» - «Творить тело»: три уровня бытия «Homo somatus» и проблемы физической культуры. // ТиПФК- 1993. -№7.-2-5с.
25. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. -№2. - 19-27с.
26. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М: Эдигориал УРСС, 2000. - С. И 5.
27. Валик Б.В. Совершенствование двигательных навыков // Физическая культура в школе 1990. -№10. - С.56-61.
28. Вербицкая A.B. Основы сценического движения: (раздел общеразви-вающих и коррегирующих упражнений). Учебное пособие для студентов театр.ин-тов. М.: ГИТИС, 1982. - 52с.
29. Визитей H.H. Спорт и эстетическая деятельность. Кишинёв.: Штиин-ца, 1982. - 183с.
30. Волконский С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста по Дельсарту. СПб.: «Аполлон», 1913. - 222с.
31. Волконский С.М. Человек на сцене. СПб.: «Аполлон», 1912. - 183с.
32. Выготский JT.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-С.142.
33. Выготский JI.C. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1965. -87с.
34. Геллерштейн С.Г. «Чувство времени» и скорость двигательной реакции. М.: Медицина, 1958 - 148с.
35. Гоголева E.H. На сцене и в жизни. М., Искусство, 1989. - С. 79.
36. Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актёра. М.: Искусство, 1986. - 190с.
37. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 208с.
38. Гранит Р. Основы регуляции движений. М.: Мир, 1973. - 367с.
39. Гришко С.З. Воспитание навыков сценического действия в театральной школе: Учебное пособие. Владивосток.: Изд-во Дальневост. Университета, 1983. - 72с.
40. Гротовский Е. От бедного театра к искусству проводнику. - М.: «Артист. Режиссёр. Театр», 2003. - С.68.
41. Давыдов B.B. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423с.
42. Давыдов В.В. Взаимосвязь идей научных школ Л.С.Выготского и H.A. Бернштейна//ТиПФК- 1996. -№11. -С.10-14.
43. Демени Ж. Курс гимнастики Под руководством G.Demeny "Education et harmonie des mouvements". M.: Физкультура и туризм, 1932. - 168c.
44. Демидова A. Бегущая строка памяти. M.: Эксмо-пресс, 2001. - С.82.
45. Дидро Дени. Эстетика и литературная критика. Парадокс об актёре. -М.: Художественная литература, 1980. С.567.
46. Донской Д.Д. Биомеханика физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1958. -278с.
47. Донской Д.Д. Биомеханическое обоснование техники акробатических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 25с.
48. Донской Д.Д. Введение в биомеханику: лекция для студентов. М.: ГЦОЛИФК, 1981.-17с.
49. Донской Д.Д. Психомоторное единство управления физическими упражнениями как двигательными действиями (от «механики живого» к «психобиомеханике действий») // ТиПФК 1995. -№ 5-6. - 23-24,37 с.
50. Донской Д.Д. Теория строения действия (физического упражнения): лекция для студентов ГЦОЛИФКа. М.: ГЦОЛИФК, 1990. -32с.
51. Донской Д.Д., Дмитриев C.B. «Двигательная задача в спортивных действиях» // ТиПФК 1994. - №11. - 40-43 с.
52. Донской Д.Д., Дмитриев C.B. «H.A. Бернштейн и развитие отечественной биомеханики».// ТиПФК 1996. - №11. - 4-9с.
53. Дрознин А.Б. Рукопись к книге «Дано мне тело». М.: 2003. - 460с.
54. Дрознин А.Б. Физический тренининг актёра по методике А.Дрознина. -М.: ВЦХТ, 2004. С.6,7,33.
55. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. - 334с.
56. Дюперрон Г.А. Методика урока физического воспитания. JL: Время, 1929.- 114с.
57. Дюперрон Г.А. Теория физической культуры. Т.1. Основные понятия. Устройство человеческого тела. Влияние физических упражнений на организм человека. Л.: Время, 1925. - 146с.
58. Дюперрон Г.А. Теория физической культуры: ТЗ. Практическое применение физических упражнений. Подбор упражнений. Гигиенические требования. Педагогика физкультуры. Роль преподавателя. JL: Время, 1925.-62с.
59. Дюперрон Г.А. Шведская педагогическая гимнастика. СПб.: Изд. Березовского, 1911. -468с.
60. Елагин Ю. Всеволод Мейерхольд. Тёмный гений. М.: Вагриус, 1998.-366с.
61. Иванов И. С. и Шишмарёва Е.С. Воспитание движения актёра. М.: Художественная литература, 1937. - С.8,468 с.
62. Иванов И. С. 250 гимнастических упражнений. Индивидуальная гимнастика актёра. М.: Госкиноиздат, 1951. - 94 с.
63. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы. Психомоторика. JL: 1976. -с.62-68.
64. Ильин Е.П. Двигательные умения и навыки. // ТиПФК 2001. - №5. -с.45-49.
65. Ильин Е.П. Одарённость, способность, качества синонимы или родные понятия? // ТиПФК - 1981. - №9. - С.48.
66. Ильин Е.П.Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.-289с.
67. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984. - 527с.
68. Иссурин В.Б. Потенциальные и актуальные двигательные способности. // ТиПФК 1986. - №6. - С.36.
69. Кнастер Мирка. Мудрость тела. М.: Эксмо, 2002. - С. 147.
70. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. М.: ВЛАДОС, 2003. - 64с.
71. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. -192с.
72. Координация двигательных и вегетативных функций при мышечной деятельности человека. //Сб. статей М. - Л.: Наука, 1965. - 138с.
73. Коренберг В.Б. Маленькие «секреты» гимнастики. М.: Физкультура и спорт, 1967.-С.89.
74. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. М.: Физкультура и спорт, 1979. - 209с.
75. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств. // ТиПФК- 1996.-№7.-2-5с.
76. Кох И.Э. Основы сценического движения. Л.: Искусство, 1970. - С. 10, 34, 462.
77. Кох И.Э. Основы сценического движения. 38 уроков. Л.- М.: Искусство, 1962. -С.15.
78. Красовский Ю.М. Из опыта театральной педагогики В.Э.Мейерхольда. 1905-1919 гг.: Автореф. дис. . канд.искусствовед. Д.: 1981. - 19с.
79. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М., Физкультура и спорт, 1951. 532с.
80. Кряжев В.Д. Двигательные возможности человека: методологические аспекты развития, сохранения и восстановления. // ТиПФК 2003. -№1.-5 8-61с.
81. Курбас Лесь. Статьи и воспоминания о Л.Курбасе. Литературное наследие. М.: Искусство, 1988. - С.366.
82. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. М.: Физкультура и спорт, 1987. -358с.
83. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.4. М.: Физкультура и спорт, 1953. - 370с.
84. Лоу Б. Красота спорта. М.: Радуга, 1984. - 256с.
85. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. - №1. - 5-11с.
86. Лях В.И. Выносливость: Основы измерения и методика развития. // Физ.культура в школе 1998. -№1. - с.7-15.
87. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития. // Физ.культура в школе 1998. -№1. - с.4-10.
88. Мазниченко В.Д. Двигательные навыки в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1959. - 135с.
89. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физкультуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1976. - 556с.
90. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208с.
91. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. - 367с.
92. Мейерхольд В.Э. Лекции 1918-1919. М.: О.Г.И. 2001. - С.122,123.
93. Морозова Г.В. Пластическое воспитание актёра. М.: Терра. Спорт, 1998. - С.84,85,90.
94. Морозова Г.В. Биомеханика: наука и театральный миф. М.: Изд.-во ВТУ им.Б.В.Щукина, 2003. - 52с.
95. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт, 1968. С.11.
96. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актёра. М.: Искусство, 1988. - С. 17.
97. Немеровский А.Б., Кудашёва Т.Н. «Сценическое движение» // программа для отд-ния «Актёр драм.театра» театральных училищ. М.: 1965.-35с.
98. Немцев О.Б. Место точности движений в структуре физических качеств //ТиПФК 2003. - №8. - с.22-25.
99. Никитин В.Н. Энциклопедия тела. М.: АЛЕТЕЙА, 2000. - 623с.
100. Новиков А.Д. Физическое воспитание (к вопросу о предмете, принципах, средствах, методах и формах организации занятий физическими упражнениями). М.: Ф и С, 1949. - 135с.
101. Орлов Ю. Московский Художественный Театр. М.: «АРТ», 1994. -222с.
102. Островский А.Н. Статьи, записки, речи. П.С.С. в 12-ти т. т. 10, М.: Искусство, 1978. -С,156,157,159, 310.
103. Пансо В. Труд и талант в творчестве актёра. М.: ВТО, 1972. - 63с.
104. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. М.: Гумманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 448с.
105. Писаренко Ю. Хрестоматия актёра // Сб. статей. М.: Теакинопечать, 1930.-258с.
106. Пластическое воспитание актёра в театральном ВУЗе // Сб. статей. -Л.: 1987.-119с.
107. ИЗ. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. М.: Тера Спорт, 2000. - 72с.
108. Проблемы творческого воспитания актёра //Сб. статей. М.: ВТО, 1959.- 186с.
109. Программы театральных техникумов. Физическое воспитание. Нар-компрос РСФСР ОГИЗ - УЧПЕДГИЗ, 1934. - 77с.
110. Психомоторика // Сб. статей под ред. Ашмарина Б.А. JL: Б. и., 1976. - 127с.
111. Психофизиология // Сб. статей (редкол.: Б.А.Ашмарин, Е.П. Ильин (отв.ред.)) Л.: ЛГПИ, 1979. - 116с.
112. Психофизические исследования //Сб. статей. М.: Наука, 1977. -264с.
113. Пуни А.Ц. Предмет психологии: (Лекция). Л.: Б.и., 1958. - 18с.
114. Пуни А.Ц. Психологическая характеристика двигательных навыков на основе учения И.П.Павлова о сигнальной деятельности коры больших полушарий // ТиПФК 1953. - №1. - с.29-39.
115. Пуни А.Ц. Роль представлений в формировании двигательных навыков. Л.: Б.и., 1957.-32с.
116. Райкин А. Воспоминания.-М.: ACT, 1998.-С. 119.
117. Ратов И.П. Двигательные возможности. Нетрадиционные методы их развития и восстановления. Минск.: 1994. - 116с.
118. Рудик П.А. Психология. М.: Ф и С, 1964. - 462с.
119. Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981. - С. 194.
120. Рутберг И.Г. Проблемы выявления сценического действия в пантомиме: Дисс. .канд. искусствовед. -М.: 1963. 173с.
121. Сборник статей. «О воспитании актёра». М.: ВТО, 1982. - 296с.
122. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: АМН СССР, 1961. — 100с.
123. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивацион-но-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. - 175с.
124. Соломин Ю.М. Владимирова Е.Е. От Адьютанта до Его Превосходительства. М: Центрполиграф, 1999. - С. 301.
125. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Собрание сочинений в 8-ми томах. ТI. М.: Искусство, 1954. - С.408.
126. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Часть 2.Работа над собой в творческом процессе воплощения. Собрание сочинений в 9-и томах T.III. М.: Искусство, 1990. - С.7,307.
127. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // ТиПФК 1998. - №5. - 11-15с.
128. Сценическое движение // Программа для актёрских факультетов театральных институтов. Мин-во культуры СССР. Методический кабинет по учебным заведениям искусств. М.: 1967. - 21с.
129. Талага Ежи. Энциклопедия физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1998. - 412с.
130. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343с.
131. Топорков В. Четыре очерка о Станиславском. М.: Советская Россия, 1963.-47с.
132. Туманян Г.С., Харацидис С.К. Гибкость как физическое качество // ТиПФК 1998.- №2. - с. 48-50.
133. Уткин В.Л. Измерения в спорте (Введение в спортивную метрологию). М.: ГЦОЛИФК, 1971. - 199с.
134. Фарфель B.C. Курс физиологии человека. М.: Физкультура и спорт, 1948.-311с.
135. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975.-С. 16.
136. Фельденкрайз M. Искусство движения. Уроки мастера. М.: Эксмо, 2003.-С. 163.
137. Фомин H.A.,Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1972. - 175с.
138. Филиппович В.И. Некоторые теоретические предпосылки к исследованию ловкости как двигательного качества // ТиПФК 1973.- №2. — с.58-62.
139. Цукасова JI.B. Л.А.Волков. Театральная педагогика. Ташкент.: Изд-во Узгосфилармонии им.М.Кари-Якубова, 1992. - 103с.
140. Чернов К.Л. Выносливость человека и методы её развития. М.: Б.и., 1982.- 117с.
141. Чернозёмов К.Н. Формирование пластичности в театре и в театральной школе: Дисс. .канд. искусствовед. Л.: 1976. - 168с.
142. Чехов М. Литературное наследие. T. II. M.: Искусство, 1995. - 588с.
143. Шоу Бег. Спортивная йога. М.: Эксмо, 2003. -С.83,129,131.
144. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения в 6-ти томах. II том. -M.: Искусство, 1964. С. 136.
145. Элькис Г.Я. О пластическом тренаже актёра. Киев.: «Мистецтво», 1986.- 118с.
146. Янанис C.B. Ещё раз о ловкости и её разновидностях // ТиПФК -1980. -№12.- С.31 -33.
147. Barba Е. Beyond the floating Islands. PAJ Publicatios, New York, 1986. -282p.
148. Barba E. The dilated body. Zeami Libri, Rome Italy, 1985. P.l 12.
149. Barba E. Nicola Savarese. Anatomie de l'acteur. Cazilhac:Bouffoonneries contrastes 1986.-211p.
150. Dychtwald К. Bodymind. Jeremy P. Tacher/Putnam a member of Penguin Putman Inc. Ney York, 1986. 302p.
151. Feidenkrais Moshe. Awareness through mowement: helth exercises for personal growth. Lst HarperCollins pbk.ed. 1990. P.20.
152. Fleshman B. Theatrical Movement a bibliographical anthology. The Scarecrow press. Inc. Metuchen. N.J., London, 1986. 712p.
153. Friedman P., Gail Eisen Doubleday and Company. The Pilates metod of physical and mental conditioning. Inc., Garden City, New York, 1980. -192p.
154. Karpovich P.V. Phisiology of Musclar Activiti, 6 ed., Philadelphia, W.B. Saunders Co., 1966. P.40-44.
155. Laban, Rudolf. The mastery of movement. Plymouth: Macdonald a.Evans, Cop. 1980. 196p.
156. Latassh M.L., Zatsiorsky V.M. Classics in movement science. Human Kinetics. 2001.-45 lp.
157. Laurens Shyer. Robert Wilson and his collaborators. Theatre communications group. New York. 1989. 348p.
158. Michael J.Alter. Sport stretch. Human Kinetics USA, 1998. 224p.
159. Michel J. Gelb. Body Learning. Henry Holt and Company. New York, 1994. -180p.
160. MosstonM. Teaching physical education. Columbus, Ohio, Merrill, 1966. 235p.
161. Movement for the actor. (L.S. Rubin, ed. New York: Drama book specialists, Cop.) 1980.-131p.
162. Nancy R.King. A Movement approach to acting. Prentice Hall, Inc., Englewood Cliff, New Jersey, 1981. -240p.
163. Pisk Litz. The actor and his body. Forew.: M.Elliott. -M. London: Harrap, 1979.-95p.
164. Sabatine J. in colaboration with Hodge D.: The actor's image, Movement training for stage and screen. Prentice Hall, Inc., Englewood Cliff, New Jersey, 1983.-246p.
165. Schechner R., Wolford L. (edited). The Grotowski sourcebook. Routledge London and New York, 2001. 516p.
166. Thomas Richards Routledge. At work with Grotowski on phisical action. London and New York, 2001. 136p.
167. Wangh S. An acrobat of the heart a phisical approach to acting inspired by the work of Jerzy Grotowski. Vintage Books, New York 2000. 334p.