Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретико-практические основы профессиональной подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педагогическом колледже

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Белошапка, Геннадий Иванович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Теоретико-практические основы профессиональной подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педагогическом колледже», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Белошапка, Геннадий Иванович, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В XX ВЕКЕ12

§ 1. Становление и развитие подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений в России в XX веке12

§2. Формирование содержательных обобщений как процесс совершенствования профессиональной подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений 31

§3. Роль профессионально-педагогического опыта в совершенствовании подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений52

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ72

§ 1. Комплекс психолого-педагогических условий подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений в системе педагогического образования72

§2. Методы и приёмы обучения музыкальных руководителей дошкольных учреждений105

§3. Проверка эффективности экспериментальной методики и ее профессиональное совершенствование 117

Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретико-практические основы профессиональной подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педагогическом колледже"

Переориентация социально-экономических устоев общества предполагает изменение всех сторон функционирования учебных заведений и всей общеобразовательной системы. Существующие изменения направлены на обеспечение становления личности обучаемого, формирование профессиональной и духовно-нравственной сферы.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы выдвинула перед педагогическими учебными заведениями среднего и высшего звена задачу повышения уровня профессионального мастерства щ будущих специалистов для дошкольных учреждений, где музыкальное воспитание и является одним из особых аспектов в системе всестороннего развития личности.

Проведённый анализ научно методической литературы показывает, что к настоящему времени в достаточной мере разработаны теоретико-методические основы системы подготовки учителей музыки (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, К. Вебер, С.В. Смоленский, В.Д. Корганов, С.П. Шацкий, В.Н. Шацкая и др.). Формирование общепедагогических и специальных знаний и умений учителей музыки исследованы такими учёными, как Л.Г. Арчажникова, Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, JI.A. Рапацкая, Р.А. Тельчарова, Н.М. Саукова, Г.М. Цыпин и др. щ Система профессиональной подготовки музыкального руководителя дошкольных учреждений в научных трудах не отражена в должной мере. В немногочисленных исследованиях раскрываются лишь отдельные аспекты, касающиеся данной проблемы (Е.А. Дубровская, Л.И. Михайлова, Н.А. Метлов, В.В. Ищук, О.П. Радынова, A.M. Трудков, М.А. Шрейдер и др.).

Повышению качества подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений на протяжении ряда лет уделяется большое ft внимание: пересматриваются учебные планы и программы, совершенствуются методика работы и формы организаций учебного процесса на музыкально-педагогических факультетах. Однако эти меры еще не означают решения проблемы. В частности, недостаточно разработано содержание профессиональной подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений, не полностью выявлен состав основных компонентов его профессиональной деятельности. В связи с этим в ряду проблем, связанных с повышением эффективности подготовки специалистов, как наиболее важная встает проблема изменения комплекса теоретико-практических условий в профессиональной подготовке музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

В настоящее время недостаточно изучен вопрос выбора и использования теоретико-практических условий в профессиональной подготовке музыкального руководителя. Следует отметить, что слабо изучен вопрос о зависимости между применением теоретико-практических условий в образовательном процессе и качеством подготовки музыкальных руководителей в педагогическом колледже. В этой связи разработка теоретико-практических основ профессиональной подготовки специалистов в последнее время приобретает особую актуализацию. Это и обусловило проблематику диссертационного исследования.

Цель исследования - выявить и обосновать теоретико-практические основы профессиональной подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педагогическом колледже.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педагогическом колледже.

Предмет исследования - теоретико-практические основы профессиональной подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педагогическом колледже.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что преподаватель музыкальных дисциплин в педагогическом учебном заведении сможет обеспечить совершенствование профессиональной подготовки музыкального руководителя дошкольного учреждения, если:

- в образовательном процессе будут созданы такие теоретико-практические условия, которые обеспечивают профессиональное развитие студентов;

- в подготовке музыкальных руководителей применять совокупность ситуативно уместных и педагогических рациональных методических приемов.

В ходе научного поиска решались следующие задачи:

1. Проанализировать имеющийся опыт подготовки музыкального руководителя в педагогических учебных заведениях по теоретическим, прикладным и нормативным отечественным источникам.

2. Выявить и обосновать комплекс психолого-педагогических условий подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений в системе педагогического образования.

3. Разработать профессионально развивающий потенциал рациональных приемов и методов обучения музыкальных руководителей.

Методологической основой исследования явились диалектико-материалистическая теория познания, философские концепции эстетического воспитания, художественного творчества, принципы исторического подхода при анализе общественных явлений, формирования отношения человека к действительности, нашедшие отражение в эстетических переживаниях, соответствующих содержанию внутреннего опыта личности, активности человеческого сознания через эмоции и чувства, музыкального мышления как взаимодействие и внутреннее противоборство «эмоционального» и «рационального» в механизмах творческой деятельности.

Теоретическую основу проведенного исследования составили положения о подготовке музыкального руководителя к профессиональной деятельности, что является основой формирования направленности самого процесса обучения студентов музыкально-педагогических факультетов. Поскольку направленность выражается в системе мотивов, составляющих "внутреннюю позицию" личности, в педагогическом колледже необходимо создать условия, способствующие не только проявлению профессиональной мотивации, но и укрепляющие положительное отношение к музыкально-педагогической профессии.

Деятельность музыкального руководителя предполагает выполнение им различных функций, поэтому содержание обучения должно быть сконцентрировано вокруг тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для осуществления этой разносторонней деятельности. Следовательно, одним из важных требований к процессу подготовки музыкального руководителя является системно-структурный подход к содержанию обучения.

Большое значение в связи с этим приобретает системность в получении знаний и овладении различными способами деятельности. Знания формируются в систему, если учебный материал группируется вокруг ведущих идей науки. Это облегчает процесс усвоения и прочного запоминания, способствует активности самостоятельной познавательной деятельности студентов и в итоге ведёт к всесторонности и гармоничности знаний, их мобильности и трансформации (И.П. Яковлев) (256, С. 24).

Для музыкального руководителя стержневым, группирующим является синтез психолого-педагогических и специальных и специальных знаний. При этом значительно возрастает роль теоретических обобщений, дающих музыкальному руководителю возможность усваивать принципы решения музыкально-педагогических проблем, связанных с практической деятельностью.

Анализ работ по различным аспектам совершенствования музыкально-педагогического образования показывает, что., необходимы исследования, раскрывающие общетеоретические основы учебного М процесса на музыкально-педагогических факультетах, ибо, как отмечает

В.И. Загвязинский, теоретические исследования помогают вскрыть "внутренние связи, механизмы и движущие силы развития, что позволяет анализировать развитие объекта и управлять этим развитием" (64, С.64). Объективные предпосылки создания общей теории музыкально-педагогического образования заложены уже в самом характере обучения на музыкально-педагогических факультетах, которые отличаются разносторонностью. Однако преподавание отдельных предметов следует понимать как обучение студентов различным сторонам одной специальности. Такое понимание возможно, если в основу изучения каждой дисциплины положены общие закономерности, присущие учебно-0 воспитательному процессу в целом.

Только когда принципы, методы, организация и содержание обучения представлены в дидактическом единстве и взаимообусловленности, педагогическая теория становится движущей силой процесса обучения. Разработка теоретических основ содержания профессиональной подготовки музыкального руководителя и исследование частных методик должны взаимно дополнять друг друга,

-отражаятем самым диалектику соотношения общего и частного

Л.Г. Арчажникова) (13, С. 4 - 5).

Для реализации задач исследования были использованы эмпирические и теоретические методы. Эмпирические методы: изучение литературы по теме исследования, целенаправленный анализ содержания соответствующих инструктивно-методических документов, официальной документации, педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, рейтинг, изучение и обобщение опыта, беседа, интервью. Теоретические методы: моделирование, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, аналогия, синтез, интегрирование, систематизация, анализ.

База исследования - Сургутский педагогический колледж и детские сады города Сургута Тюменской области.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1987 - 1991 гг.) изучались общетеоретическая литература по данному вопросу и опыт работы преподавателей в музыкальных группах дошкольного отделения педагогического колледжа. Проводился констатирующий эксперимент. На этой основе была поставлена проблема и сформулированы основные положения исследования, разрабатывались формы, методы и содержание работы, способствующие повышению эффективности процесса профессиональной подготовки музыкальных руководителей, в предлагаемых нами теоретико-практических условиях освоения профессии.

На втором этапе (1991-1993 гг.) изучалась научно-методическая литература, вёлся планомерный поиск оптимальных совокупностей рациональных приемов и методов обучения будущих специалистов. Была выявлена структура эффективных теоретико-практических условий профессиональной подготовки музыкальных руководителей дошкольных р: учреждений. В процессе формирующего эксперимента было задействовано 32 студента, готовящихся стать высококвалифицированными специалистами в указанной области. Контрольные группы насчитывали 34 человека.

На третьем этапе (1993-1996 гг.) проводились экспериментальная апробация теоретико-практических условий совершенствования подготовки будущих специалистов. В ходе проверочного эксперимента осуществлялись анализ и сопоставление полученных данных об уровне профессиональной подготовки студентов из экспериментальной и контрольной группы.

Дополнительной базой явились дошкольные учреждения города Сургута, в условиях которых осуществлялась практическая работа студентов нашего колледжа. Автор исследования является преподавателем основного инструмента (домра), дополнительного инструмента (гитара), оркестрового класса. Массовыми исследованиями на разных этапах было охвачено 26 преподавателей разных учебных дисциплин, 35 работников дошкольных образовательных учреждений и 120 студентов колледжа.

Достоверность результатов подтверждается: использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; преподаванием (оркестрового класса и дополнительного инструмента) в » Сургутском педагогическом колледже и его анализом; многолетней опытной проверкой разных методик профессиональной подготовки будущих специалистов в вышеназванном учебном заведении.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

1. Разработана, экспериментально проведена и подтвердила свою продуктивность система комплекса теоретико-практических условий профессиональной подготовки музыкальных руководителей- дошкольных учреждений в педагогическом колледже.

2. Раскрыты психолого-педагогические условия успешной подготовки музыкальных руководителей и профессиональной деятельности.

3. Обозначены и охарактеризованы уровни совершенствования музыкально-педагогического профессионализма.

Практическая значимость результатов проведенного научного исследования состоит в том, что выводы, методические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при обучении на дошкольных и музыкально-педагогических факультетах педагогических учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения: использование теоретико-практических условий для овладения индивидуально доступных высот педагогического профессионализма является основополагающим фактором совершенствования подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений в педагогическом колледже; совокупность рациональных педагогических приемов, объективных и субъективных условий, которые способна оптимально совершенствовать профессиональную подготовку студентов музыкального отделения педагогического колледжа;

- в основу профессиональной подготовки музыкальных руководителей должно быть положено личностное развитие студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись: путем выступлений автора на заседаниях кафедры музыкального образования и Совете Сургутского педагогического колледжа; посредством проведения восьмигодичного научнопедагогического эксперимента по совершенствованию профессиональной подготовки студентов по музыкально-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении за счет целенаправленного и научно обоснованного комплекса теоретико-педагогических условий; через представление и оглашение материалов авторского поиска на YII Международной конференции по педагогике ненасилия (Санкт-Петербург, 1994 г.); на Международной научно-практической конференции "Экология и образование: проблемы теории и практики" (г. Умань, Украина, 1994 г.); на Российской научно-практической конференции "К.Д.Ушинский и современная школа" (Курск, 1994 г.); на Всероссийской научно-практической конференции "История науки и техники" (Днепропетровск, 1994 г.); через опубликованные автором научно-методические труды. Всего по итогам исследования опубликовано 12 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 258 источников, а также 2 приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществлённый нами анализ психолого-педагогической литературы и проведенное исследование свидетельствуют о том, что теоретико-практические основы профессиональной подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений должны учитываться при обучении в педагогическом колледже и закрепляться в ходе самостоятельной профессиональной деятельности. Учебная фаза (овладение профессией) является крайне важной для формирования ориентации на профессию музыкального руководителя дошкольных ф учреждений: студенты получают необходимые профессиональные знания, умения, навыки и активно включаются в общественно-педагогическую работу; у студентов происходит трансформация мотивов поступления в мотивы овладения профессиональной деятельностью; личностные качества будущих музыкальных руководителей приобретают профессиональную направленность. На этапе совершенствования подготовки музыкальных руководителей более четко видится перспектива будущей профессиональной деятельности. Актуализируется вопрос: каким быть? Это непосредственно связано с обучением студентов предвосхищать будущее, грамотно его прогнозировать, искать пути достижения цели, связанные с теоретико-практическими условиями овладения избранной ^ профессией.

В процессе исследования установлено, что ожидаемый результат ориентации на профессиональную деятельность определяется следующим: становится ли музыкальный руководитель мастером своего дела, добивается ли высоких результатов, реализует ли оптимально в деятельности свой творческий потенциал, происходит ли совершенствование личности и ее самореализации как профессионала. Для получения такого результата необходима большая работа по формированию убежденности будущих музыкальных руководителей в продуктивности теоретико-практических основ, которые являются важной составной частью в становлении личности молодого специалиста.

В теоретическом разделе исследования нами был проведен анализ подготовки музыкальных руководителей с начала XX века до настоящего времени, который показал широту и многогранность профессии музыкального руководителя. Это в свою очередь требует качественно нового уровня подготовки специалиста в педагогических колледжах. В ходе констатирующего эксперимента мы установили достоверное отношение студентов к профессии музыкальный руководитель, осознание' ее общественной и личной значимости, мотивы поступления в педагогический колледж на дошкольное отделение в музыкальные группы, удовлетворенность педагогическим процессом, наличие профессионального идеала и самооценки возможности его достижения. Полученные данные позволили выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать формированию убежденности студентов обучаться в соответствии с выдвинутыми нами теоретико-практическими основами профессиональной подготовки музыкальных руководителей.

В экспериментальной части исследования описаны результаты начального, промежуточного и итогового замеров основ профессиональной подготовки музыкальных руководителей по 4-м аспектам:

1. Профессионально-педагогическая самостоятельность студентов на формирование личных качеств, наиболее адекватных характеру будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений;

2. Освоение специфики взаимосвязи студенческой научно-исследовательской работы и педагогической практики;

3. Изучение продуктивного алгоритма системы совершенствования педагогического профессионализма;

4. Потребность в расширении профессиональных умений и навыков как совершенствование педагогического профессионализма.

Система использования эффективных методических приемов подтверждает выдвинутую гипотезу исследования: в педагогическом колледже возможно обеспечить профессиональную подготовку музыкальных руководителей дошкольных учреждений, реализуя совокупность теоретико-практических условий.

Полученные результаты могут быть использованы в практике работы педагогических колледжей и музыкально-педагогических факультетов вузов.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что поставленные нами исследовательские задачи решены, а цель предпринятого научного поиска достигнута.

Вместе с тем, очевидно, что полученные нами результаты не претендуют на окончательный ответ по всем возникшим в ходе проводимых изысканий вопросам. Специального исследования требуют такие аспекты затронутой нами проблемы, как методика наращивания творческих умений и навыков будущих специалистов по музыкально-эстетическому воспитанию детей посредством энергичного задействования в этой работе досугового пространства колледжа и за счет целенаправленного объединения усилий всех преподавателей соответствующих отделений учебного заведения на данном направлении образовательно-воспитательной деятельности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Белошапка, Геннадий Иванович, Москва

1. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Уч. Пособие для преподавателей спецкурса вуза. М.: Прометей, 1990. - 188 с.

2. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983. - С. 25.

3. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 333 с.

4. Алексеева В. Г. Ценные ориентации личности, проблема их формирования // Сов.педагогика. 1981. - № 8. - С. 61 - 69.

5. Алиев Ю. Б. Основы музыкальных знаний / Программа и методические рекомендации. М.: МПА, 1993. - 59 с.

6. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусств //Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1982. - С. 234 -245.

7. Андреев В. И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: КГУ, 1988. - 238 с.

8. Анисимов О. С. Методическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. - 416 с.

9. Апраксина О. А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1975. - Вып. 10. С. 20 -26.

10. Арчажникова JI. Г. Методика музыкального воспитания: Уч. пособие для студентов. М.: МГЗПИ, 1990. - 21 с.

11. Арчажникова Л. Г. Профессия учитель музыки: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

12. Арчажникова Л. Г. Теоретические основы профессионально -педагогической подготовки учителя музыки / Дис. . д-ра пед. наук. -М., 1986.-442 с.

13. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - Кн. 1 и 2. - 376 с.

14. Асафьев Б. В. О музыкально творческих навыках у детей // Избр.статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973. - 82 с.

15. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990.-367 с.

16. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

17. Багмутов В. П., Миткин В. Я. Об оценке качества лекции // Высшее образование в России. 1994. - № 1. - С. 160 - 165.

18. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. -М., 1925.-240 с.

19. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л.: Музыка, 1974.- 336 с.

20. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. М. - Л.: Сов. композитор, 1973. - 270 с.

21. Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М: Педагогика, 1969. - 208 с.

22. Белухии Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 1. - М. - Воронеж, 1996. - 318 с.

23. Беляев С. Е., Беляева Т. А. Программа музыкального обучения дошкольников. Екатеринбург, 1993. - 14 с.

24. Бекина С. И. Музыка и движения // Из опыта работы музыкального руководителя детских садов. М.: Просвещение, 1984. -288 с.

25. Берикханова Л. Ю. Об импровизационных моментах в творчестве учителей новаторов // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика, 1991. - № 2 ( 58 ) - С. 67 - 70.

26. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А.В. Петровского. Т. 1. - М., 1979. - 304 с.

27. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как средство активизации слухового внимания. М., 1969. - 17 с.

28. Бондарчук Ю. В. Формирование творческих начал в процессе подготовки учителя // Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения / Тез. докл. Третьей межвуз. науч. -метод, конф. Калинин: КГУ, 1990. - С. 21 - 23.

29. Брюсова Н. Я. Детское музыкальное творчество // Искусство в школе. 1929.-С. 40-46.

30. Бурьянек И. К. К историческому развитию теории музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. -С. 29- 58.

31. Бухвалов В. А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993.

32. Валлон А. От действия к мысли. М.: Иностр. литература, 1956.- 231 с.

33. Варенова JI. И., Куклин В. Ж., Наводнов В. Г. Рейтинговая Интенсивная Технология Модульного Обучения. М., 1993. - 67с.

34. Ветлугина Н. А. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях // Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1974. - С. 5 - 16.

35. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. М., 1968.415 с.

36. Вилькорейская Т., Кершнер Е. Музыка у дошкольников // Методическое пособие по дошкольному музыкальному воспитанию. М.: Гос. Муз. Издат., 1931. 109 с.

37. Виллемс Э. Характеристики метода первоначального музыкального воспитания Эдгара Виллемса. М., 1970. - 12 с.

38. Виноградов JI. В. Методическое пособие для учителя (1-й год обучения дети 6 лет ) // Ассоциация педагогов - музыкантов " Элементарное музицирование ". - М., 1990. - 100 с.

39. Вопросы методики музыкального воспитания // Сборник научных трудов. Минск, 1976. - 103 с.

40. Волков И. П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1988. - 96 с.

41. Выготский J1. С. Воображение и творчество в школьном возрасте. М., 1930.

42. Выготский Jl. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.- 344 с.

43. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд - во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

44. Гальперин П. Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. 1980. - № 1. - С. 31 - 38.

45. Гарифьянов Р. С. Педагогические основы руководства самовоспитанием студентов / Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1978.- 181 с.

46. Голубева 3. А. Коплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986. - № 5. - С. 18-30.

47. Гольдентрихт С. С., Гальперин М. П. Специфика эстетического сознания. М., 1974. С. 55.

48. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М., 1993. - 190 с.

49. Гребенщикова Е. А. История дошкольной педагогики в России.- М.: Просвещение, 1976. 432 с.

50. Грюнелиус Э. М. Вальдорский детский сад. М.: Мир книги, 1992. - 72 с.

51. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. - 23 с.

52. Дудина И. А. Профессионально педагогическое самовоспитание студентов // Дис. . канд. пед. наук. - Рязань, 1975. - 167 с.

53. Ермолаева Томина JI. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. - 1977. - № 4. - С. 74 - 84.

54. Ермолаева Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей ( по материалам зарубежных исследований ) // Вопросы психологии. - 1975." - № 5. - С. 166 - 167.

55. Журавлёв В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. - 176 с.

56. Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. - 70 с.

57. Закирова А. Ф. Творческое проектирование учебного процесса // Инновационные процессы в образовании. Тамань, 1990. - С. 42 - 49.

58. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

59. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982. С. 64.

60. Зайцев В. Ф. Биоритмы творчества. Л.: Знание, 1989. - 118 с.

61. Занков Л. В. К проблеме обучения и развития // Вопросы психологии. 1974. - № 3. - С. 21 - 30.

62. Захарова Л. Н. Личностное самопознание в профессиональной самоактуализации как фактор приобщения студентов к педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. - С. 42 - 44.

63. Залесская Е. П. Мотивационный учебный план и примерные программы детского училища Е. П. Залесской, состоящего из детского сада и элементарной школы. М., 1907. - 45 с.

64. Ибрагимов X. Теоретические основы профессионального самовоспитания будущих учителей в педагогических училищах и колледжах /Дис. . . . д ра пед. наук. - М., 1996. - 348 с.

65. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. - 439 с.

66. Из истории советского музыкального образования: Сб. материалов и документов 1917 1927 гг. / Сост. JI. А. Баренбойм и др. - JL: Музыка, 1969.-306 с.

67. Ильина Г. А., Руднева С. Д. К вопросу о механизме музыкального переживания // Вопросы психологии. 1971. - № 5. -С. 66 - 74.

68. Искусство и творческая деятельность. К.: Наук, думка, 1979.-314 с.

69. История дошкольной педагогики в России. М.: Просвещение, 1987. -430 с.

70. Иовайша JI. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983. - 129 с.

71. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

72. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке. М., 1977.- 254 с.

73. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973.333 с.

74. Кабанова С. Б. Самовоспитание в системе воспитательной работы со студентами педагогического вуза / Автореф. Дис. . . . канд. пед. наук.-М., 1980,- 16 с.

75. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. - 200 с.

76. Кан Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

77. Кащин С. А. Методы педагогического стимулирования как средство воспитания учебно-познавательных интересов студентов. Киев, 1984.-С. 12.

78. Каява Е. Музыкальные игры и пляски в детском саду // Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Л.: Учпедгиз, 1963.-399 с.

79. Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1982.- 176 с.

80. Кисленко В. Я. Использование диалога в формировании педагогической рефлексии // Развитие творческого мышления студентов на основе диалоговых методов обучения / Тез. докл. третьей межвуз. науч. -метод, конф. Калинин: КГУ, 1990. - С. 67 - 69.

81. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников // Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. М.: Просвещение, 1986. - 140 с.

82. Козырева А. Ю. Лекции по педагогики и психологии творчества. Пенза, 1994. - 344 с.

83. Коменский Я. А. О культуре природных дарований // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. - С. 449 - 479.

84. Концепция непрерывного образования // Нар. образование. -1989. № 10.- С. 3 9.

85. Концов А. И. Общеобразовательная культура педагога -важный компонент развития его творческого потенциала // Приобщение кпедагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. -Воронеж, 1992.-С. 30-31.

86. Корганов В.'Д. Музыкальное образование в России / проект реформы. С - Петербург, 1889. - С. 8.

87. Корина В. С. Музыкальное мышление в структуре обучения студентов колледжа на музыкальных дисциплинах // Поиск оптимальных методик обучения воспитание молодёжи. М. - Сургут, 1995. - С. 124 - 133.

88. Коробов Е. Т. Эмоциональный фактор активизации обучения // Формирование профессионально педагогических умений будущего учителя. - Днепропетровск, 1989.-С.7 -11.

89. Котельников Н. Н., Ломов А. И. Развитие творческой индивидуальности студентов будущих педагогов в процессе формирования общественной активности //Теория и практика ориентации молодёжи на профессию учителя. - Вологда, 1989. - С. 115 - 129.

90. Котляровская М. А., Штуден Л. Л. Приобщение к творчеству. -Нвосибирск, 1987. 125 с.

91. Климберг Л. Проблемы теории обучения /Пер. с нем. М., 1984.-С. 16.

92. Круглов Ю. Г. Фольклорная практика: Уч. Пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1983. - 207 с.

93. Кудинов А. Н. Развитие творчества студентов основа современной модели высшего образования // Развитие творческогомышления на основе диалоговых методов обучения / Тез. докл. третьей межвуз. науч. метод, конф. - Калинин: КГУ, 1990. - С. 3 - 4.

94. Кузьмина Н. В. Способности, одарённость, талант учителя. -Л.: Знание, 1985. 32 с.

95. Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2. - С. 21 - 30.

96. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. -М.: Просвещение, 1990. 159 с.

97. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. - 275 с.

98. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

99. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981.- 584 с.

100. Леонтьев А. А. Психологическое общение. М., 1979. - С. 8.

101. Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. М.: Наука, 1969.-С. 413-419.

102. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М: МГУ, 1972. -С. 472.

103. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. С. 186.

104. Лилов А. Природа художественного творчества. Л.: Искусство, 1981. - 476 с.

105. Лихачева Л. С. Жизненный путь личности как " проблемное поле " её нравственного развития // Проблемы комплексного изучения и гармонического развития человека / Тез. докл. и сообщ. регион, науч. -практ. конф. Ч. 1. - Тверь: ТГУ, 1991. - С. 48 - 51.

106. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996.- 452 с.

107. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1985. 176 с.

108. Локк Дж. Мысли о воспитании // Пед. соч. М.: Учпедгиз, 1939.- 320 с.

109. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.- 144 с.

110. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 125 с.

111. Лукьянова М. И. Развитие психолого педагогической компетентности учителя / Автореф. Дис. . . . канд. пед. наук. - М., 1996. -18 с.

112. Львова Ю. Л. Развивать дар творчества. К.: Рад. Школа, 1987.- 135 с.

113. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985. - 158 с.

114. Ляшко Н. П. Стандартизация профессиональной подготовки учителя музыки в свете требований общечеловеческих духовно -нравственных ценностей // Общечеловеческие духовно нравственные ценности и воспитание молодёжи. - М. - Серпухов, 1996. - С. 78 - 79.

115. Ляшко Н. П., Колос Н. Г Общеличностное развитие будущего учителя в процессе подготовки к внеклассной музыкально воспитательной работе / Метод, рекомендации. Переяслав Хмельницкий, 1991. - 23 с.

116. Мазель Jl. А. Статьи по теории и анализу музыки. М., 1982.- 328 с.

117. Марков М. Е. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970.- 168 с.

118. Матюшкин А. М. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей творческого мышления // Научное творчество. М., 1969. - С. 375 - 380.

119. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 205 с.

120. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1972. - 205 с.

121. Мастрянская Л. А.,Малдыбаева Ж. Музыка и развлечения в детском саду // Методическое пособие. Фрунзе.: Мектеп, 1979. - 32 с.

122. Медушевский В. В. Углублять концепцию музыкального образования // Советская музыка. М., 1981. № 9. - С. 55.

123. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. - С. 66.

124. Метлов Н. А. Методические указания к курсам " Музыкальное воспитание в детском саду " и " Гимнастика и подвижные игры в детском саду " // Для студентов заочников дошкольного факультета педагогических институтов. - М.: МГЗПИ, 1959. - 75 с.

125. Метлов Н. А. Музыка детям // Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. - М.: Просвещение, 1985.- 144 с.

126. Методика музыкального воспитания в детском саду // Учебное пособие для дошкольных педагогических училищ. Под редакцией канд. пед. наук Н. А. Ветлугиной. М.: УЧПЕДГИЗ, 1955. - 222 с.

127. Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие: комплексный подход. Опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. - 318 с.

128. Мелик Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

129. Миропольский С. И. О музыкальном образовании народа в России. СПб, 1910. - 248 с.

130. Михайлов М. О понятии стиля в музыке // Вопросы теории и эстетики музыки. М.; Л., 1965. - С. 17 - 18.

131. Михайлова Л. И., Метлов Н. А. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях // Учебное пособие для педагогических техникумов. М., УЧПЕДГИЗ, 1935. - 96 с.

132. Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978. - 488 с.

133. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. сухобской. М.: Педагогика, 1990.- 104 с.

134. Мясищев В. Н. Проблемы способностей. М.: Изд - во АПН РСФСР, 1962.- 308 с.

135. Мясищев В. Н. Склонности и способности. Л., 1962. - 107 с.

136. Некоторые вопросы организации содержания работы музыкального руководителя // Методические рекомендации / Составитель Л. Кузьмичева. Минск, 1978. - 12 с.

137. Немов Р. С. Психология. М.: Просвещение, 1994. - Т. - 1 - 2.

138. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепьянной игры. М.: Гос. Муз. Изд., 1958.-С.197- 198.

139. Никандров Н. Д. Содержание, методы и формы обучения в педагогическом институте. Л., 1977. - 125 с.

140. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. - 152 с.

141. Николо В. Н. Творчество как новационный процесс: Философско онтологический анализ. - Симферополь: Таврия, 1991. - 97 с.

142. Об образовании: Закон РФ. М.: Новая школа, 1992. - 55 с.

143. Овчинникова В. Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М.: Высшая школа, 1984.- 87 с.

144. Оганянс Б. С., Константинов С, Д. Творчество и обучение // Человек и творчество. М., 1973. - С. 151 - 165.

145. Огородников И. Т. Воспроизводящее и творческое овладение знаниями // Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. М., 1978. - С. 3 - 16.

146. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М., 1984. - 57 с.

147. Организация оркестра в детском саду // Методические рекомендации в помощь музыкальному руководителю детского сада. -Минск, 1973. 12 с.

148. Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфики музыкального мышления: История, становление, сущность. -М.: Музыка, 1984. 302 с.

149. Орлов Ю. М. Самопознание и самосовершенствование характера. М., 1987. - 95 с.

150. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране // Правда. 1987. - 21 марта.

151. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. - 34 с.

152. Основы педагогического анализа: Спецкурс. Программы педагогических институтов / Сост. Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин. М.,1987. 15 с.

153. Педагогика сотрудничества: отчет о встрече учителей -экспериментаторов // педагогика наших дней. Краснодар, 1989. - С. 402 -415.

154. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. - 312 с.

155. Песталоцци И. Г. Что даёт метод уму и сердцу // Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1981. - Т. 2. - С. 74 - 93.

156. Петроченко Г. Г. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике. Мн.: 1984. - 79 с.

157. Пискунов А. И. Система общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и пути её совершенствования. М.,1988. 105 с.

158. Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: Педагогика, 1977. - 272 с.

159. Подвижные игры с пением. Для детских садов и народных школ, собранные группой детских садовниц, занимавшихся под руководством Н. Филитиса. М.: Школа, 1919. - 44 с.

160. Подымова JI. С. Формирование творческого стиля деятельности учителя на основе игрового моделирования // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. -Воронеж. 1992.-С. 151-153.

161. Поляков Н. Е. Решение педагогических задач как средство развития у студентов педагогического мышления // Вопросы формирования личности учителя в условиях педагогического института. -Саратов, 1970. 34 с.

162. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.- 113 с.

163. Пономарёв Я. А. Психология творческого мышления. М.: Изд- во АПН РСФСР, 1960. 352 с.

164. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989. - 200 с.

165. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - 255 с.

166. Пригожин А. И. Нововведение: стимулы и препятствия. М., 1989,- 117 с.

167. Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.- 329 с.

168. Проблемы высшей школы. Профессиональное и социальное формирование студентов в учебно воспитательном процессе. - Тарту, 1981,- 175 с.

169. Проблемы педагогических измерений: Сборники научных трудов / Отв. ред. В. И. Левин. М., 1984. - 123 с.

170. Проблемы повышения эффективности педагогического процесса на основе идей оптимизациб Сборник научных трудов / Ред. кол.: Г. А. Победоносцев / отв. ред. / и др. М., 1985. - 160 с.

171. Проблемы совершенствования системы психолого педагогической подготовки учителя: Сборник научных трудов / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1980 - 166 с.

172. Проблемы эстетического образования и воспитания студентов пединститутов: Сборник научных трудов / Отв. ред. В. В. Кукшанов. -Свердловск, 1981. 113 с.

173. Программы педагогических училищ. Сборник № 4. Специальное фортепиано. Аккомпанемент. Методика музыкального воспитания в дошкольных учреждениях / Для специальности № 2009 " Музыкальное воспитание ". М.: Просвещение, 1984. - С. 17-32.

174. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. - Воронеж, 1996. - 256 с.

175. Психолого педагогические проблемы высшего музыкального образования: Сборник трудов. - М., 1979. - 200 с.

176. Пушкин В. Г. Сознание и творчество // Творческая активность сознания. Л., 1986. - С. 3 - 14.

177. Развитие певческого голоса, музыкального слуха, восприятия и музыкально творческих способностей детей и юношества / Материалы V науч. конф. - М., 1977. - 114 с.

178. Рапацкая JT. А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально педагогического образования / Автореф. дис. . . . д - ра пед. наук. - М., 1991. - 35 с.

179. Раппопорт С. X. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968.- 164 с.

180. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования РФ // Вестник образования. 1992. - № 11. - С. 15 - 18.

181. Римский Корсаков Н. А. О музыкальном образовании // Полн. собр. соч. - Т. 2. - М., 1963. - 201 с.

182. Рожнова Л. В., Спирин Л. Ф. Решение профессионально -педагогических задач как средство и элемент технологии обучения при многоуровневой подготовке // Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодёжи. М. - Сургут, 1995. - С. 79 - 81.

183. Рудницкая О. П. Формирование эстетических оценок у студентов педвузов / на материале музыки /: Дис. . . . канд. пед. наук. -Киев, 1977. 164 с.

184. Румянцева 3. В. Развитие интеллектуальных умений учителя в процессе решения музыкально художественных задач // Как решать педагогические задачи? / Тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. - практ. конф. - М. - Кострома, 1992. - С. 59 - 62.

185. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -2-е изд. М.: УЧПЕДГИЗ, 1946. - 704 с.

186. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. соч.: В 2 т. - М.: Педагогика, 1981, - Т. 2. - 334 с.

187. Рябцев В. П. Трансформация социально политических целей в педагогические - важнейшая функция педагога // Формирование новой школы: опыт, поиск, проблемы. - Краснодар. 1990. С. 13 - 20.

188. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях.- М: Высшая школа, 1990. С. 14 - 25.

189. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. - 192 с.

190. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Л.: Музыка, 1970. - 159 с.

191. Славчев А., Васильева Д. Подготовка учителей музыки в Пловдивском музыкально педагогическом институте // Музыка в школе. -1990. №2. - С. 60-63.

192. Сластёнин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1984. - 156 с.

193. Соколова Т. А. Педагогическая импровизация как проявление инновационной деятельности учителя // Инновационная деятельность учителя в учебно воспитательном процессе школы: проблемы, опыт, решения. - Псков, 1992. - С. 55 - 57.

194. Сохранов В. В., Шумилин А. П., Коньков Н. Н. Формирование у учащейся молодёжи опыта саморегуляции поведения. Пенза, 1992. - 142 с.

195. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования. Л., 1981. Вып. 2. С. 123 124.

196. Спирин JI. Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. J1. Анализ учебно воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: Уч. Пособие. - Ярославль, 1974. - 130 с.

197. Ставринова Н. Н. Подготовка воспитателей исследователей для дошкольных учреждений в педагогическом колледже / Автореф. дис. . . . канд. пед. наук. - М., 1996. - 25 с.

198. Страбахин Н. И. Повышение самостоятельности решения студентами эвристических задач // Пути и методы совершенствования самостоятельной работы студентов / Тез. докл. науч. практ. конф.преподавателей. - Новгород, 1988. - С. 23 - 24.

199. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. // Избр. произведения: В 5 т. К.: Рад. школа, 1977. - Т. 3. - 279 с.

200. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. - С. 143 - 144.

201. Тамарина Н. В. Игра как компонент содержания и метод профессиональной подготовки будущего учителя // Резервы интенсификации учебно воспитательного процесса педвуза. - Кострома, 1990.-С. 76 - 82.

202. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983. - С. 60 - 61.

203. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

204. Тарасов Г. С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. К., 1986. - 119 с.

205. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности / На материале музыкального восприятия / М.: Наука, 1979. - 101 с.

206. Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978.-278 с.

207. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. - Т. - 1. - С. 42 - 223.

208. Теплов Б. М. Способности и одарённость // Педагогика. М.: УЧПЕДГИЗ, 1948. - С. 408 - 427.

209. Терегулов Ф. Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1992. - 194 с.

210. Ткачева Н. Ю. Формирование профессиональной направленности у будущих учителей // Проблемы подготовки педагогических кадров. Белгород, 1988. - С. 70 - 76.

211. Толстой Л. Н. О свободной школе // Пед. соч. М.: УЧПЕДГИЗ, 1953. - С. 404 - 408.

212. Трудков А. М. Профессионально педагогическая подготовка музыкального руководителя в классе баяна ( в условиях дифференцированного обучения на факультете дошкольного воспитания ) / Автореф. дис. канд. пед. наук. - Мурманск, 1997. - 19 с.

213. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. 1966. - 461 с.

214. Уман А. И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход. Орёл, 1993. - 128 с.

215. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антологии // Собр. соч.: В 11 т. М. - Л.: АПН РСФСР, 1950.-Т. 8.-774 с.

216. Ферстер Н. П. Творческая фантазия. М.: Русский книжник, 1924. - 100 с.

217. Философско психологические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1981. - С. 140.

218. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: Магистр, 1992. - 160 с.

219. Цыгульская Т. Ф. Психологический анализ структуры музыкально педагогических способностей / на примере студентов музыкально - педагогического факультета /: Дисс. . . . канд. пед. наук. - К., 1983.- 149 с.

220. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1996. - 108 с.

221. Черепанова О. К. Особенности развития профессионально -творческого потенциала студентов музыкального отделения в педколледже // Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодёжи. М.Сургут, 1995. - С. 133 - 136.

222. Чистякова С. Н. Теория и практика подготовки будущих учителей к работе по профессиональной ориентации школьников //

223. Формирование личности учителя в системе учебно воспитательного процесса в педагогическом институте / Метод, рекомендации. - 1980. -С. 145 - 147.

224. Шакуров P. X. Творческий рост педагога. М., 1985. - 75 с.

225. Шацкая В. Н. Музыкально эстетическое воспитание детей и юношества. - М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

226. Шацкий С. Т. Школа для детей и дети для школы // Избр. пед. соч. В 2 т. М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - С. 39 - 85.

227. Шевченко JI. Л. Педагогическое творчество. М., 1996. - 120 с.

228. Шевченко JT. JI. Практическая педагогическая этика ( Экспериментально дидактический комплекс ): Кн. Для учителя и родителей. - М.: Собр., 1997. - 506 с.

229. Шевченко П. И., Красовский В. Д. Общие основы подготовки будущего учителя к профессиональному творчеству. Днепропетровск, 1991.- 105 с.

230. Шиянов Е. Н. Личностно деятельный подход как принцип гуманизации учебного процесса в педвузе // Проблемы выбора оптимальной модели учебного процесса / Тез. докл. четвёртой межвуз. науч. - практ. конф. - Тверь: ТГУ, 1991. - С. 26 - 28.

231. Шиян О. М. Искусство овладения педагогическими технологиями. М. - Донецк, 1994. - 108 с.

232. Шиян О. М. Развитие педагогического мастерства: овладения педагогическими технологиями, алгоритмами продуктивного решения педагогических задач. Донецк - М., 1994. - 158 е.

233. Шлегер JL К. Практическая работа в детском саду. М.: Практические знания, 1915. - 80 с.

234. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности учителя. М., 1967. - 125 с.

235. Щербаков А. И. Психолого педагогическая подготовка учителя - воспитателя и пути её оптимизации в высшей школе // Проблемы совершенствования системы психолого - педагогической подготовки учителя. - Л., 1980. - С. 3 - 20.

236. Щербо А. Б. Формирование у младших школьников способностей к художественно эстетической деятельности: Дисс. . . . д-ра пед. наук. - К., 1984. - 369 с.

237. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 252 с.

238. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М., 1992. - 173 с.

239. Щукова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993. - 203 с.

240. Юсуфбекова Н. Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1991. - № 2 ( 58 ). - С. 6 - 9.

241. Яковлев И. П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л., 1980.-С. 24-31.

242. Яковлев В. А. Диалектика творческого процесса в науке. М., 1989. - 78 с.

243. Яцына О. П., Мирушевская И. А. Ценностный аспект художественно творческой деятельности // Проблемы комплексного изучения и гармонического развития человека. - Тверь ТГУ, 1991. - Ч. 2. -С. 16- 17.